Минойская цивилизация — в помощь студенту

Минойская цивилизация - в помощь студенту

Золотая погребальная маска микенского аристократа, так называемая маска Агамемнона (возраст — около 3500 лет). Ее нашел Генрих Шлиман, который решил, что она закрывала лицо умершего Агамемнона. Впоследствии оказалось, что артефакт был создан раньше, чем, согласно мифам, жил легендарный микенский царь.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Xuan Che / Wikimedia Commons

Международная
группа ученых выяснила, кем по происхождению
были представители первых европейских цивилизаций — минойцы, которые жили на Крите, и
микенцы, населявшие юг материковой
Греции.

Оказалось, что среди предков
тех и других были выходцы из Малой Азии, с Кавказа
и из Ирана. Микенцы вдобавок оказались генетически похожи на охотников-собирателей из Восточной
Европы и Сибири.

Исследование
опубликовано
в Nature.

Примерно в середине IV тысячелетия до нашей эры на Крите возникла минойская
культура — первая высокоразвитая цивилизация в Европе. Минойцы были
первыми европейцами, которые изобрели
письменность — сначала она была
иероглифической, потом иероглифы
редуцировались в линейное письмо.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Античное мировосприятие - в помощь студенту

Оценим за полчаса!

Минойцы умели выплавлять бронзу, производить
керамические изделия и строить
многоэтажные (до пяти этажей) дворцы с
водопроводом и канализацией. У них
существовали централизованные
города-государства, во главе каждого из которых стоял царь.
Впоследствии это государственное
устройство позаимствовали в материковой
Греции.

Критяне, по-видимому, были
искусными мореплавателями: они торговали
с Египтом, материковой Грецией, Кипром,
Месопотамией.

Минойская цивилизация - в помощь студенту

Минойская фреска, изображающая корабли и поселение. Около 3700 лет назад. Акротири, остров Санторини.

Wikimedia Commons

Крит сильно пострадал во
время извержения
вулкана Санторин, которое, по разным
оценкам, произошло в 1645–1500 годах до нашей эры. В результате извержения
возникло цунами высотой 35–150 метров. Оно
обрушилось на северное побережье
острова и фактически смыло древние города. Тем не менее, минойская
цивилизация существовала еще как минимум
столетие, но в конце концов остров был
завоеван микенцами — выходцами из
материковой Греции.

Микенская
Греция существовала во II тысячелетии до нашей эры (примерно 1600-1100 годы до нашей эры). Микенцы позаимствовали у жителей
Крита государственное устройство,
письменность, фресковую живопись и,
возможно, принципы кораблестроения.
Они основали несколько городов,
которые впоследствии превратились в
города-государства, в частности Афины,
Спарту и Фивы.

В отличие от критян,
микенцы были воинственным народом, они
стали героями поэм Гомера — ахейцами,
завоевавшими Трою. После того как
микенцы завоевали Крит и колонизировали
близлежащие острова, они стали главной
силой в регионе. Но примерно в 1200-1100 годах до нашей эры микенская
цивилизация пришла в упадок.

Причинами
исследователи называют либо завоевание
Греции дорийскими
племенами, либо внутренние конфликты.

Минойская цивилизация - в помощь студенту

Карта Микенской Греции. Территории, подчинявшиеся микенцам, выделены розовым цветом. Красными квадратами отмечены дворцы и основные города, красными точками — остальные поселения.

Wikimedia Commons

До сих пор ученым было
неясно, кем были минойцы и микенцы по
происхождению. Минойскую письменность (линейное письмо А)
расшифровать до сих пор не удалось,
поэтому лингвистические доказательства
происхождения минойцев пока отсутствуют.
Генетики лишь однажды попытались
определить их происхождение. Они
проанализировали митохондриальную ДНК
древних критян и обнаружили, что те были
потомками неолитических европейцев.

Генетические исследования микенцев до
сих пор не проводились. Что касается
лингвистических доказательств,
расшифровка микенского линейного письма
Б показала,
что микенский был ранней формой греческого
языка.

Греческий имеет отношение к
другим индоевропейским языкам, поэтому
сегодня существуют теории о происхождении
микенцев от народов, населявших
восточноевропейскую степь, но они не
подкрепляются археологическими
доказательствами.

Авторы нового
исследования отсеквенировали ДНК 19 представителей древнего Средиземноморья: минойцев, живших в период
4900–3700 лет назад, микенцев из материковой
Греции и с Крита (возраст останков —
3700–3200 лет) и жителей юго-западной Анатолии (на территории современной Турции).
Кроме того, исследователи использовали
уже опубликованные последовательности
ДНК 332 древних жителей Средиземноморья,
Ирана, Кавказа, Анатолии и Восточно-европейской
степи, и геномы 2600 современных европейцев
(в том числе критян) и жителей Западной
Азии.

В результате
генетики выяснили, что и минойцы и
микенцы генетически были похожи на
неолитических жителей Анатолии и
выходцев с востока: с Кавказа и с
территории современного Ирана.

Проанализированные геномы на 62–86
процентов соответствовали ДНК
неолитических жителей Анатолии, а 9–32
процента составлял «восточный» компонент.

Кроме того, микенцы (но не минойцы)
генетически были похожи на охотников-собирателей
из Восточной Европы и Сибири.

«У микенцев,
минойцев и современных греков есть
родственные связи с древними людьми с
Кавказа, из Армении и Ирана. Этот результат
свидетельствует о том, что после миграции
неолитических фермеров на юго-западе
Анатолии и берегах Эгейского моря
появились другие выходцы с востока», —
объясняет
ведущий автор статьи Иосиф Лазаридис
(Iosif Lazaridis) из Медицинской школы
Гарварда.

Буквально на прошлой неделе
было опубликовано
исследование, проясняющее происхождение
другого древнего народа — хананеян,
которые оказались потомками выходцев
из Ирана и Восточно-европейской степи,
а также жителей Леванта.

Екатерина Русакова

Источник: https://nplus1.ru/news/2017/08/03/Minoan-mycenaean

Минойская цивилизация | Исторический документ

Начиная с 19 века, археологические исследования показали признаки величия, которого минойцы достигли много тысячелетий назад. И все же эта великая цивилизация до сих пор остается загадкой. Куда исчезла легендарная цивилизация?

После более чем столетнего археологического изучения, ключевые вопросы о минойцах древнего Крита все еще висят в воздухе, напоминая нам, как далеко в прошлом удивительно сложный греческий бронзовый век (ок. 3300 до н. э. – 1100 до н. э.).

Минойцы были великими администраторами, мореплавателями и торговцами, которых современные исследователи успешно проследили по всему Криту, через Эгейское море, на восток до Египта и на запад до Италии.

Тем не менее, кто были эти ранние островные люди, которые могли оказывать такое влияние на своих региональных соседей, но у которых, похоже, не было никакого военного флота или армии – чтобы проникнуть, завоевать и расширить территорию государства.

Минойская цивилизация - в помощь студенту

Были ли они просто миролюбивыми, дипломатичными торговцами, чьи критские продукты и местная культура были настолько привлекательны и не представляли угрозы, что иностранные общества приветствовали их присутствие и иногда – как в Акротири на Санторини – подражали их образу жизни? И если у минойцев действительно не было боевых сил, то как они могли защитить себя от других мореплавателей – которые, несомненно, приплыли бы на Крит, узнав о его богатых природных ресурсах и процветающей высокоразвитой цивилизации?

Хотя доисторический мир Греции все еще хранит много тайн, наш взгляд на Минойский Крит и его народ становится все более острым с середины 19-го века, благодаря любителям и профессиональным исследователям, как греческим, так и иностранным, начиная от любознательных морских капитанов и первопроходцев археологов, историков и лингвистов до сегодняшнего растущего числа лабораторных исследователей. Там, где когда – то мы сосредоточились на художественных, архитектурных и технологических достижениях минойцев – подтвержденных богатым собранием артефактов, найденных с помощью лопаты, а также историческими текстами и убедительными мифологическими повествованиями-сегодня мы также можем исследовать их ДНК, чтобы проследить их раннее происхождение.

В 2013 году генетическое исследование скелетного материала из минойских пещерных погребений на восточном плато Ласити на Крите показало (благодаря восстановлению древней митохондриальной ДНК), что минойцы были потомками первоначальных неолитических жителей Крита, которые прибыли на остров около 9 000 лет назад. Эти первые поселенцы прибыли из Анатолии.

Таким образом, минойцы бронзового века, основатели первой великой европейской цивилизации, долгое время имели тесные связи – даже на физическом уровне – как с Востоком, так и с Западом.

Как и следовало ожидать на острове, море играло вездесущую роль в жизни минойцев с самых ранних дней. Первые неолитические поселенцы Крита находились у берегов, а более поздние доисторические критяне были давно знакомы с кораблями и навигацией.

 По мере того как потомки первых жителей Крита расселялись из Кносса (уже в эпоху неолита это был главный населенный пункт острова), они развивали связи с другими островами Эгейского моря.

Мы знаем это из их инструментов, сделанных из обсидиана, материала, импортированного из Нисироса и Милоса, и из последующего импорта или имитации мраморных Кикладских статуэток, относящихся к раннему минойскому периоду (3300-2000 до н. э.).

На этом первом этапе бронзового века возник более экономически и политически выгодный правящий класс, который на втором этапе начал строить характерные дворцовые комплексы. Критские порты в ключевых местах, таких как порос Кацамбас к востоку от Ираклиона, Моклос и Палейкастро, постепенно превратились в оживленные торговые центры, занимающиеся местным и импортным сырьем и готовой продукцией.

Первые дворцы были возведены в Кноссе, Фесте и Малии. Более мелкие поселения, некоторые с ранними монументальными или Дворцовыми зданиями (например, Агия Триада, Коммос и Зоминтос), также были созданы вокруг них и постепенно разрастались.

 В поздние минойские времена (1750-1490 до н. э.) — после разрушительного землетрясения на Крите ок. 1700 г. до н. э.

основные дворцы были впоследствии перестроены – Минойская культура достигла своего блестящего зенита, с новыми дворцами в Кидонии, Арханесе, Галатасе, Гурнии, Петрасе (Ситии) и Закросе.

Вместе эти места, по-видимому, служили системой центров сбора и перераспределения сельскохозяйственных культур, ремесленных изделий, художественных произведений и других коммерческих товаров, которые были источником жизненной силы минойского общества и его внутренней и внешней экономики.

До того, как Кносс стал одним из мест рождения новой дисциплины археологии – как Троя и Микены – в конце 19-го века, любопытные местные и иностранные «сыщики» уже исследовали вневременной пейзаж Крита, соблазненный легендарными местами и персонажами, упомянутыми Гомером и другими греческими или римскими писателями.

Царь Минос, царица Пасифая и умный изобретатель Дедал были лишь некоторыми из известных мифических фигур, которые привлекли капитана Томаса Спратта в 1851-53 годах, чтобы совершить поездку по острову и поохотиться за точным местоположением лабиринта, где Ариадна помогла Тесею избежать чудовищного Минотавра. Собственный Критский «Генрих Шлиман», уроженец Ираклиона Минос Калокаиринос, юрист, бизнесмен и антиквар, был первым, кто подтвердил местоположение Дворца Миноса в Кноссе посредством кратких раскопок в 1878 году, в ходе которых он показал части Западного крыла Дворца и западные журналы.

С прибытием сэра Артура Эванса в 1890-х годах и началом его раскопок и последующей реконструкцией Кносского объекта в 1900 году родилась «Минойская» археология. В течение следующих трех десятилетий Эванс открыл сам дворец и ошеломляющее количество впечатляющих артефактов.

 Минойское прошлое было дополнительно освещено греческими учеными, в том числе Спиридоном Маринатосом, Николаосом Платоном и Дж.А. Сакелларакисом. Одним из самых вдохновляющих и трагических археологических деятелей Крита был Джон Пендлбери, преемник Эванса в Кноссе, занимавший пост куратора с 1930 по 1934 год.

Неутомимый путешественник, Пендлбери был известен среди местных жителей тем, что отлично знал весь остров и говорил на критском диалекте греческого языка, как на родном. Он присоединился к британским военным в 1939 году, но был захвачен и казнен нацистами на третий день вторжения в 1941 году.

Его могилу можно увидеть на Военном кладбище союзников в заливе Суда.

Кносс стоит как выдающийся, архетипический минойский дворец, который со временем вырос до более чем 1500 комнат – массивное сооружение высотой 3-4 этажа и площадью около 20 000 квадратных метров. Фестский и малийский дворцы, для сравнения, достигали лишь около 10 000 и 7 500 кв. м.

Соответственно. С момента своего первоначального основания Кносс по существу служил образцом отличительных архитектурных, функциональных и стилистических особенностей, которые интригующе проявляются также в небольших дворцах и в некоторых загородных или «усадебных» домах по всему острову.

Прогулка по увлекательному комплексу раскрывает его характерные элементы, в том числе центральный двор; главный и вспомогательные входы; западный двор; ряд кладовых; парадные лестницы; световые колодцы; сужающиеся вниз колонны; и универсальная конструкция «Пирс и дверь», которая позволяла таким комнатам, как «Мегарон королевы», открываться для воздуха и света в теплые солнечные дни или плотно закрываться в ненастную погоду.

Кроме того, можно найти Северную камеру (крытую, с внутренними колоннами); люстральные бассейны (возможно, очистительные или купальные станции), культовые залы, хранилища священных предметов и ремесленные мастерские.

Комфорт и удобство дополнительно обеспечивались с помощью водопроводных или канализационных систем водоснабжения.

Только Кносский дворец имел церемониальный «тронный зал», в котором минойский монарх когда-то принимал своих посетителей.

Особое значение имеют многочисленные глиняные таблички с линейными буквами А и В, которые демонстрируют переход минойцев от доисторической культуры, основанной на устном общении и передаче информации, к грамотному обществу ведения записей.

Линейные тексты, относящиеся к раннему и позднему минойскому периодам и до сих пор не переведенные, были обнаружены по всему Криту (особенно в Агия-триаде, Закросе и Ханье).

Поскольку минойцы использовали письменность в основном для сохранения административной информации, они не передавали письменные детали своей религиозной или социально-политической идеологии.

Более поздние мифы и легенды железного века, однако, по-видимому, содержат зерна истины, которые отражают, в некоторой степени, определенные реалии Минойской жизни и внешней политики, как они были освещены археологически в течение прошлого столетия.

Например, многочисленные предметы и изображения быков, обнаруженные в Кноссе и в других местах, подтверждают важную, но все еще таинственную роль быков в Минойском мире, связанную с мифической историей Минотавра.

Беспрецедентный масштаб и величие архитектурных памятников в Кноссе, а также лабиринтообразная планировка дворца придают достоверность легендарной королевской фигуре Миноса и его лабиринту. Точно так же археологические свидетельства на Сицилии, юге Италии и Сардинии указывают на то, что минойцы также путешествовали и туда.

Крит предлагал предметы роскоши в обмен на необходимое сырье, главным образом европейские и сардинские металлы, и некоторые готовые изделия.

В конце концов, Критская власть ослабла, и дворец в Кноссе был разрушен около 1370 года до нашей эры. Во время этого заключительного периода (1370-1100 гг. до н. э.

), когда Кносс лежал в руинах, города и деревни острова стали, наоборот, более независимыми.

Многие коренные критяне переселились вглубь страны в защищенные горные поселения, такие как Карфи, где они могли защитить себя от растущего притока эллинских иммигрантов.

Несмотря на это изменение социального и политического климата, Гомер говорит, что Крит послал контингент кораблей на помощь в Троянской войне. По мере того как на Крите возникали отдельные города-государства железного века, общины острова становились все более раздробленными.

Читайте также:  Умножение, деление и возведение дробей в степень - в помощь студенту

Только столетия спустя широко распространенный мир и процветание вернулись при римлянах (1 в. до н. э.), а Гортин взял на себя роль столицы острова. Кносс, все еще богатая община, отмеченная римскими виллами во 2 в. н. э., продолжал быть прибрежным центром морского и военного значения в поздние античные и средневековые времена.

В конце концов, однако, он был полностью заброшен, и пыль времени затмила почти все следы некогда оживленных минойцев.

Не пропустите новые материалы. Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзен. Подписаться

Источник: http://history-doc.ru/minojskaya-civilizaciya/

Минойская цивилизация: загадки и мифы Среднее время прочтения:

Знакомые всем мифы об Икаре и Дедале, Тесее и Минотавре, Зевсе и Европе связывает одно загадочное место – остров Крит. Вплоть до начала XX века Минойская цивилизация считалась выдумкой Гомера. Но после ряда археологических раскопок существование знаменитого Кносского дворца оказалось вне сомнений. Впрочем, в истории крито-минойской цивилизации по-прежнему больше вопросов, чем ответов.

— Salik.biz

Из мифа в реальность – кто открыл Минойскую цивилизацию?

Увлечение эллинскими древностями в конце XIX века было в целом характерно для лондонской аристократии. Тогда как скептики относились к произведениям Гомера как к художественной литературе, романтики вроде Генриха Шлимана до последнего верили в реальность существования Трои, Микен и других больших городов одной из древнейших цивилизаций. Британец Артур Эванс относился к их разряду.

Сэр Эванс заболел античностью еще в юности, унаследовав этот интерес от отца. Открытие Шлиманом Трои в 1873 году вдохновили выпускника Оксфорда на раскопки Кносса. Всю территорию, где предположительно находился дворец, он выкупил в свое личное владение. Где-то здесь, как казалось Эвансу, должны были храниться руины дворца со знаменитым лабиринтом Минотавра.

И одержимый своей мечтой археолог не прогадал.

В 1900 году его экспедиция раскопала огромный дворец, на территории которого присутствовали несколько культурных слоев. Так как Эванса интересовал только конкретный «минойский» период, многие новейшие напластования (практически все после XV в. по н.э.

) оказались им перемещены или уничтожены. В искомом культурном слое ученый столкнулся с огромным обилием артефактов. Росписи, подтверждающие мифы о минотавре, уникальная критская керамика, многочисленные драгоценности, тексты.

Все это свидетельствовало о том, что крито-минойская цивилизация обладала высоким уровнем развития. И, судя по письменности, найденная культура была точно не греческой.

Обрадованный Эванс назвал ее минойской в честь мифического царя Миноса и принялся расшифровывать многочисленные таблички. Впрочем, сделать это ему, как и многим его последователям, так до конца и не удалось.

В лингвистике принадлежность критского письма к какой-либо конкретной языковой группе до сих пор не установлена.

Неполная дешифровка минойского языка показала, что он не относится к индоевропейской семье и не родственен этрусскому, зато частично является западно-семитским и схож с языками, на которых говорили в Финикии.

Один из найденных дисков с круговым иероглифическим письмом (фестский), как и многие линейные письмена, остался не дешифрованным. Однако загадочные критские иероглифы стали не единственной загадкой, которую предстояло решить историкам.

Рекламное видео:

Куда исчезли минойцы?

Еще при раскопках Эванса на территории дворца в означенном культурном слое не были найдены останки людей. Не обнаружили следы их захоронений и последующие экспедиции. По одной из версий, жители Кносса и других дворцов покинули остров в период между XVII – XVI веками до н.э.

после извержения вулкана на острове Санторин, за которым последовали сильнейшее цунами и землетрясение. Возможно, именно эта катастрофа легла в основу легенд о погибшей Атлантиде.

В пользу данной гипотезы свидетельствует наличие типичных «критских» артефактов на средиземноморском побережье (у этрусков и в Палестине).

Однако к удивлению археологов выяснилось, что минойская цивилизация на Крите существовала еще больше века после извержения. После катастрофы на остров пришли ахейцы, которые дали начало микенской культуре.

Новая цивилизация вобрала в себя как греческие, так и минойские традиции, но в середине XV века Кносский дворец оказался уничтожен рядом пожаров (причина, по которой это произошло, неизвестна).

Тем не менее, микенская цивилизация просуществовала вплоть до XII – XI веков до н. э., пока не была уничтожена дорийцами.

Но еще более полутысячи лет на Крите продолжало существовать древнейшее письмо (этеокритское) и минойские культы. Возможно, благодаря скрывавшимся в горах потомкам минойцев, которые продолжали хранить древнейшие традиции.

Кем был Минос на самом деле?

Одна из главных загадок в этой истории – происхождение самих минойцев. Несмотря на убеждение Эванса, многие археологи со временем пришли к тому, что корни крито-минойской цивилизации не имеют никакого отношения к Криту.

По их мнению, у местных народов (также не являвшихся автохтонами, а прибывших сюда с материковой Греции) не существовало городской культуры. Лишь в начале II тысячелетия до н.э. неожиданно на Крите появляются дворцы, письменность, резные печати и … изображения быка.

Последние, как и дворцы, были характерны для анатолийской культуры Халафов. Поэтому ряд ученых соотносит возникновение раннеминойской цивилизации с халафской миграцией.

Но бык как символ плодородия встречается и в семитских (в том числе финикийских) культах. По одной из гипотез, легенда о минотавре – переложение финикийского мифа о Молохе, в угоду которому также приносили человеческие жертвы.

В греческих мифах знаменитый царь Минойской цивилизации Минос имеет греческие корни и происходит из Пеласгов.

Ряд ученых объединяет эти версии и склоняется к тому, что в легендах о службе «семитского» минотавра греческому Миносу и его последующем убийстве Тесеем отражается история о постепенном индоевропейском завоевании автохтонных семитских народов моря.

Не привнесла ясность в историю крито-микенских загадок даже такая точная наука как генетика. После масштабных исследований ДНК выяснилось, что по материнской линии коренные жители острова ведут европейское, а по мужской – малоазиатское происхождение.

Примечательно, что сегодня максимальную концентрацию носителей «мужского» критского генома (Y-ДНК гаплогруппы J2) можно обнаружить в Ингушетии и Азербайджане.

Однако большинство самих минойцев (43%) относится к носителям традиционного «общеевропейского» гена гаплогруппы H, в древности распространенного в Западной, Восточной Европе и на северо-западе Сибири.

Ксения Жарчинская

Источник: https://salik.biz/articles/63410-minoiskaja-civilizacija-zagadki-i-mify.html

Древние цивилизации История Новости Археология Тайны космоса Мифы

Британский археолог и исследователь Артур Эванс, открывший миру минойскую цивилизацию в 1900 году раскопками Кносского дворца, ошибочно полагал, что она имела европейские корни. Однако позже было доказано, что колонизация происходила с востока, с Малой Азии.

А Эванс заблуждался не по причине своей ограниченности, а только потому, что в тот момент видел перед собой лишь вершину огромного айсберга, об истинных размерах которого даже не подозревал. Ещё больше спутала карты расшифровка линейного письма Б.

, Вентрисом и Чедвиком, которое относится уже к микенскому периоду, когда преобладало ахейское влияние, что позволило многим исследователям настаивать на европейской версии. Но дальше всех пошёл Риджуэй, который пытался доказать, что сам Минос, по имени которого и была названа вся культура древних критян, был выходцем с материковой Греции.

Скандалы и споры в учёном семействе продолжаются и по сегодняшний день, и стихнут, очевидно, не скоро. К сожалению, для многих учёных, на первом месте в этом вопросе, стоит задача доказать свою точку зрения, какой бы абсурдной она не казалась, а историческая достоверность для них, имеет второстепенное значение.

С другой стороны, идентификация во многом осложняется ещё и тем, что на разных этапах своего формирования, минойская цивилизация впитала в себя, многие культурные традиции разных народов. В ранний период, на неё оказали немалое влияние культуры Египта, Месопотамии, и особенно Анатолии, что и позволило говорить о её ближневосточном происхождении. В III тысячелетии до н.

э. прослеживается сильное влияние Кикладских островов, у которых минойцы, кроме всего прочего, обучились мореходному мастерству. Ну и, конечно же, влияние материковой Греции, что в какой-то период истории Крита стало доминантным, только вот когда это произошло, на этот счёт сейчас не существует единой точки зрения.

Как бы там ни было, вопрос по поводу этнической принадлежности первых минойцев остаётся открытым, и однозначно можно утверждать только одно – они были пришельцами. Многолетние археологические изыскания доказывают, что до эпохи позднего неолита Крит был не заселён.

А первые следы жизнедеятельности человека, появляются ближе к периоду ранней бронзы в IV-III тысячелетии до н. э.

То есть, уже после колонизации, когда на острове появились первые жилища, высеченные в камне, которые в более поздний период использовались как усыпальницы, для захоронения знатных лиц.

Начиная с первых поселенцев, и до гибели минойской цивилизации, главенствующую роль в их религиозных представлениях играл культ быка, что нашло отражение и в греческой мифологии.

Правда греки толковали это по своему – якобы Зевс в обличии белого быка похитил Европу, и, спасаясь от погони, переплыл с ней на Крит, где в одной из пещер родился младенец Минос, тогда же, родилась и легенда. Но интересно другое: культ быка, кроме Крита, был распространён лишь в районе Арслантепе, на территории Восточной Анатолии.

Там были найдены аналогичные изображения, и цилиндрические печати с оттиском богини Оранты, так же характерные и для раннеминойской культуры.

Рождение минойской цивилизации большинством историков относится к XXVIII в. до н. э. К этому времени, критяне уже широко использовали изделия из меди, а в некоторых местах осваивалось производство бронзы, но пока ещё в ограниченных масштабах.

Благодаря металлическим орудиям труда, произошли коренные перемены в сельском хозяйстве, повысились урожаи выращиваемых ими оливок, винограда, и ячменя, которые превысили их собственные потребности.

В этот же период, минойцы утверждались как нация мореходов, а их корабли начали проникать далеко за пределы близлежащих островов, достигли берегов Греции, Малой Азии, Ближнего Востока, и Египта.

Всё это создавало предпосылки для зарождения торговли, с достаточно развитыми цивилизациями Восточного Средиземноморья, налаживания культурных связей, и развития пиратства, в котором критяне особо преуспели.

Благодаря высокой производительности труда и избытку продуктов питания, во второй половине III тысячелетия до н. э. на Крите начался резкий прирост населения. А вместе с ним, наблюдается расширение старых поселений, и появление множества новых, в большинстве своём, в восточной части острова.

Это ещё не были города, но структура их, приобретала некоторый вид городских общин, тем, что значительная прослойка их населения полностью отходила от земледелия, занимаясь исключительно ремёслами. В каждом поселении, имелись свои гончары и металлурги, снабжавшие соплеменников всем необходимым, получая взамен часть урожая.

В этот же период происходит социальное расслоение, выделяются представители знати и жрецы, занявшие привилегированное положение. Племена объединяются в племенные союзы, которые со временем, поглощая менее сильные образования, превращаются в гегемонов, подчиняющих своему влиянию целые регионы.
В середине XX в. до н. э. на Крите появились первые государственные образования.

Причём, очень интересен тот факт, что возникли они в одно время, словно по команде, приблизительно в 1950 г. до н. э., объединённые вокруг дворцовых комплексов в Кноссе, Фесте, Малии, в центральной части острова, и Закросе в восточной. И тут, снова начинается путаница и противоречия, а версии исследователей диаметрально разделяются.

Многие учёные сошлись во мнении, что такой резкий и синхронный скачок в эволюции критян, мог быть связан только с одним – новой волной более развитых переселенцев. И по их версии, они то и были собственно «минойцами”, а так называемая ранняя протоминойская культура, задолго до этого укоренившаяся на острове, никакого отношения к ним не имеет.

Якобы, подтверждением этой версии может служить то, что на Крите до сих пор не обнаружено никаких следов промежуточного развития городской культуры. Может плохо искали? Или невнимательно читали отчёты археологов, которые полностью опровергают это утверждение.

Версия о том, что минойскую цивилизацию следует считать таковой, только после 1950 г. до н. э. не выдерживает никакой критики.

Прежде всего, потому, что продолжившие раскопки Кносского дворца после Эванса, Федерико Хальберр и Джон Пендлбери доказали, что он был возведён поверх более древних построек, берущих начало ещё со времён позднего неолита. То же, и с остальными дворцовыми комплексами в центральной и восточной части острова.

Пендлбери неоднократно отмечал это в своих отчётах. И утверждение, что первые государственные образования на Крите, возникли мгновенно, на голом месте, смехотворно! К тому же, речь идёт о городах, но ведь ни Кносс, ни Фест, ни Малия, ни Закрос, никогда не были городами, и это понятие к ним совершенно не применимо.

Но, как и в случае с версией Риджуэя, по поводу европейского происхождения Миноса, у неё немало сторонников. И хотя она в корне не верна, и основывается на скоропалительных выводах, с фальсификацией археологических данных, официальная наука не спешит списывать её со счетов.

Не стоит забывать о том, что минойцы были нацией мореходов, и задолго до XX в. до н. э. имели тесные торговые, политически, и культурные связи народами Восточного Средиземноморья, у которых к тому времени сложились прочные централизованные государства.

Совершенно очевидно, что с этого региона на Крит, кроме всего прочего, поступал приток новых идей, в том числе и политических. Поэтому минойцы просто не могли оставаться в стороне, и, имея столь развитую инфраструктуру сохранять первобытнообщинный строй.

Они не могли не понимать всей выгоды централизации, выступающей связующим элементом между земледельцами, ремесленниками, и торговцами. Нужна была организующая сила, которая бы объединила разрозненное, практически самобытное производство.

И примеры этого были у них перед глазами, не нужно было даже заново придумывать колесо.

О политической системе ранних минойских государств, ничего не известно. Но если принимать во внимание размеры объединявших их центров, таких, как тот же Кносс, становится очевидным, что здесь существовал достаточно развитый и многочисленный государственный аппарат.

О форме правления, тоже известно немного, она ещё не была царской, но всё-таки довольно близкой к абсолютизму, и ограничивалась, по всей видимости, только жреческим сословием, занимавшим в иерархии достаточно высокое положение. Все минойские государства имели очень тесные политические связи между собой, на что указывает их параллельное развитие.

Кроме того, они устанавливали дипломатические контакты с государствами Малой Азии и Ближнего Востока. Этим и объясняется то, что в тот период на смену арханесскому письму, приходит более совершенное линейное письмо А. использовавшееся в дипломатической переписке. К этому времени, относится также экспансия критян на север, в ходе которой они основали 11 колоний.

Известны их поселения на Родосе, Милосе, Китире, Фире, на которой сейчас проводятся многообещающие археологические раскопки.

Примерно в 1700 г. до н. э. в результате сильнейшего землетрясения, все минойские дворцы были разрушены, а остатки их, погибли в пламени грандиозных пожаров, разбушевавшихся вслед за этим.

Природные катаклизмы сопровождались народными волнениями, переросшими в масштабное восстание, поколебавшее сами устои минойской государственности. В этой непростой ситуации выстоять удалось только Кноссу.

Разрушенный дворец отстроили, причём новый комплекс зданий имел такие потрясающие размеры (около 600 помещений), что тогда и родилась легенда о лабиринте, на который он действительно походил.

В Малии и Закросе, где, по всей видимости, господствовали анархические идеи, ещё длительное время продолжались народные волнения. Со временем, и им удалось отстроить свои дворцы, несмотря на тяжёлое экономическое положение, и к неудовольствию голодающего народа.

В Фесте дворец был разрушен настолько, что его даже не стали восстанавливать, его просто забросили, вместо этого построили новый в Агиа-Триаде, неподалёку от прежнего. В целом, для всей минойской цивилизации, землетрясение 1700 г. до н. э.

было довольно болезненным ударом, но катастрофическим оно всё-таки не стало. И более того, послужило толчком для нового витка в истории Крита – установлению царской власти. Воспользовавшись беспомощностью своих соседей, к 1650 г. до н. э.

Читайте также:  Модель абсолютно черного тела - в помощь студенту

правители Кносса расширили свою власть, почти на всю территорию острова, кроме его западной части, где всё ещё сохранялись архаические пережитки.


Сатур Великий
, ставший царём всех минойцев, кроме того, ввёл на Крите теократическую форму правления, — он был одновременно и светским правителем, и верховным жрецом.

Время правления Сатура стало периодом наивысшего могущества минойской цивилизации, — критский флот безраздельно властвовал уже не только в восточной части Средиземного моря, но и западной. А власть минойского царя, распространялась на большинство островов Эгейского моря, и даже часть континентальной Греции.

Должно быть, именно в этот период, и родился миф о Тесее и Минотавре – это было очень символично; афиняне, платящие дань критскому царю, и чудовище, которое бродит в лабиринте.

После смерти Сатура, начался постепенный упадок, не только созданной им империи, но и всей минойской цивилизации. Примерно с 1600 г. до н. э. на Крит начали проникать микенские греки, которые способствовали этому, не в меньшей мере, чем губительные природные процессы. Около 1500 г. до н. э.

произошло катастрофическое извержение вулкана на острове Фира (другие названия: Санторин, Тира, Санторини), сопровождавшееся сильными, разрушительными землетрясениями и высокими приливными волнами. Центральная и восточная часть острова лежала в руинах, засыпанная толстым слоем вулканического пепла.

Долгое время считалось, что это и стало причиной гибели минойской цивилизации, но археологи доказали, что это не так, после извержения она просуществовала ещё около столетия.


Кносс
снова отстроили, но полностью возродиться, и оправиться после такого удара, он так и не смог. В 1450 г. до н. э. началось прямое военное вторжение ахейцев, которые планомерно, по варварски разрушали все, что было минойским, словно бы пытаясь стереть с лица земли любое упоминание об этом народе.

В этот период исчезло линейное письмо А. заменённое микенским, безжалостно уничтожались местные традиции, даже похоронные. В 1425 г. до н. э.

последнее свидетельство былого величия минойской цивилизации, Кносский дворец погиб в пламени пожарищ, превратившись в жалкие руины, и никогда больше не возрождался.

✔ Данная авторская статья принадлежит сайту ancientcivs.ru. При копирование материала обратная ссылка на сайт — обязательна!

Источник: http://ancientcivs.ru/minoan_civilization

Минойская цивилизация

Минойская цивилизация

Минойская цивилизация существовала во II тысячелетии до н.э., с центром на острове Крит. Первая великая цивилизация на европейской почве, предшественница культуры античной Греции.

Крит находится в Средиземном море в 100 км к югу от материковой Греции.

Это узкий, вытянутый с запада на восток гористый остров с благоприятным для земледелия климатом, довольно плодородной почвой и превосходными мелкими гаванями вдоль глубоко изрезанного северного берега.

Здесь-то, зародившись ок. 4000 лет назад, развилась, расцвела и угасла цивилизация, известная ныне под названием минойской.

Минойцы были народом мореплавателей, с высокоразвитой и сложной системой религиозного культа и устойчивыми торговыми традициями. В эпоху, когда минойцы достигли максимального могущества, их флоты плавали от Сицилии и Греции до Малой Азии, Сирии, Финикии и Египта.

Минойские ремесленники производили не только массовую продукцию, но и керамику с изумительными по красоте росписями, и чрезвычайно разнообразные резные самоцветы для религиозных целей и украшений, они строили великолепные дворцы, а стены расписывали изысканными фресками.

Археологическое открытие минойской цивилизации состоялось лишь в 1900, несмотря на то, что греческие мифы и литература были с самого начала наполнены сказаниями о богатстве и мощи Крита. В гомеровской «Илиаде» на заре греческой литературы упоминается царь Минос, правивший в городе Кноссе за несколько поколений до Троянской войны.

Согласно греческому мифу, Минос был сыном финикийской принцессы Европы и бога Зевса, который, превратившись в белого быка, похитил ее и доставил на Крит. В ту эпоху Минос был самым могущественным государем.

Он принудил Афины регулярно платить ему дань, присылая юношей и девушек, которые становились пищей быкоголового чудовища Минотавра. Афины освободились от этой повинности после того, как герой Тесей убил Минотавра с помощью дочери Миноса Ариадны.

Миносу служил хитроумный мастер Дедал, который построил лабиринт, куда попался Минотавр.

В 19 в. немногие серьезные ученые верили, что у этих легенд имеется какое-либо историческое основание. Гомер был поэтом, а не историком, и считалось, что большие города, войны и герои — всецело плод их воображения.

Однако Генрих Шлиман верил гомеровскому повествованию о Троянской войне.

В 1873 он обнаружил в Малой Азии развалины Трои как раз на том месте, где помещал Трою Гомер, а в 1876 повторил то же самое в Микенах, городе, где правил царь Агамемнон, который повел объединенную греческую армию против Трои. Престиж Гомера был восстановлен.

Открытия Шлимана вдохновили состоятельного английского любителя древностей и журналиста Артура Эванса, который решил, что раз Троя действительно существовала, то существовать мог и Кносс.

В 1900 Эванс начал на острове раскопки. В результате был обнаружен колоссальный дворец и обилие росписей, керамики, драгоценностей и текстов.

Однако обнаруженная цивилизация явно не была греческой, и Эванс назвал ее минойской, по имени легендарного царя Миноса.

Возникновение минойской цивилизации

Первыми обитателями Крита, которые оставили по себе материальные свидетельства, были пользовавшиеся каменными орудями земледельцы, появившиеся здесь задолго до 3000 до н.э.

Неолитические поселенцы применяли тесла и топоры из шлифованного камня и изготавливали красиво отполированную и украшенную керамику. Они выращивали пшеницу и разводили коров, свиней и овец. Деревни появились до 2500 до н.э.

, и жившие здесь люди занимались торговлей (как по морю, так и по суше) со своими соседями, которые научили их пользоваться бронзой, вероятно, ок. 2500 до н.э.

Культура раннего бронзового века на Крите задала загадку тем, кто занимался минойской цивилизацией после Эванса. Многие ученые продолжают следовать Эвансу и называют этот период ранним минойским, датируя его приблизительно с 3000 по 2000 до н.э.

Однако все раскопки на Крите неизменно обнаруживали, что достигшие полного развития минойские города (такие, как дворцовые города в Кноссе, Фесте и Маллии) располагаются непосредственно над остатками неолитической культуры.

Первые дворцы на Крите вместе с новой культурой внезапно возникли ок. 1950 до н.э., в отсутствие каких-либо следов постепенного развития на Крите городской культуры. Поэтому у археологов есть основания считать, что мы можем говорить о лишь после 1950 до н.э., насчет же т.н.

ранней минойской культуры можно сомневаться, была ли она вообще минойской.

Но как произошла эта городская революция ок. 1950 до н.э.? Вероятно, минойская цивилизация получила импульс от пришельцев извне — могущественных народов-мореплавателей, которые завоевали Крит и установили здесь талассократию, державу, опиравшуюся на господство на морях.

Кем были эти пришельцы, оставалось загадкой до расшифровки минойского письма, известного как линейное письмо А.

Минойский язык, как обнаруживается по данным линейного письма А, оказался западносемитским языком, относящимся к тому типу, на котором говорили в Финикии и прилегающих областях.

Известно, что вплоть до 18 в. ученые соглашались со свидетельствами древних греков, которые говорили об их культурной зависимости от древнего Ближнего Востока. Например, греки называли свой алфавит финикийским, или Кадмовыми буквами — по Кадму, финикийскому принцу, основателю династию в Фивах.

Минойские пришельцы были мореплавателями с восточных берегов Средиземного моря. Они и принесли на Крит большую часть новшеств и установили разветвленные культурные и торговые отношения со всем Средиземноморьем. К концу III тысячелетия до н.э.

восточное Средиземноморье превратилось в центр мировой истории.

Вдоль его берегов уже произошло слияние импульсов, исходивших из Египта, Сирии с Палестиной, Месопотамии и Малой Азии, и целая группа народов, чрезвычайно разноплановых по этническому происхождению и языку, образовывала новые сочетания.

Такая составная культура была характерна и для пришельцев, уже вовлеченных в систему торговых связей. К примеру, Угарит, оживленный порт на севере Сирии, вел с Критом активную торговлю, благодаря которой имел место приток новых идей и практических навыков не только с берегов Сирии и Палестины, но и из Египта и Месопотамии.

Личные имена минойских текстов происходят со всего Ближнего Востока. Среди обнаруживаемых здесь распространенных западносемитских имен — Da-we-da (Давид) и Gu-pa-nu (Гупан); имя Гупан встречается также в текстах из Угарита. Финикийская богиня Тинит появляется как Ti-ni-ta.

Северо-западный семитский бог Ям(му) пишется здесь как Ya-mu. По крайней мере два имени, обнаруженных на табличках линейного письма А, Da-ku-se-nй и Su-ki-ri-te-se-ya, — хурритские, т.е.

принадлежат несемитскому народу, который занимал видное место на всем Ближнем Востоке, от Малой Азии до Египта, на протяжении II тысячелетия до н.э. Встречаются также и египетские имена, такие, как Ne-tu-ri-Re (что означает ).

Минойское искусство обнаруживает тесные связи с Египтом: на некоторых фресках изображаются египетский тростник и кошки египетской породы.

Минойская религия была близко связана с Ханааном. В отличие от греческого Зевса, критский Зевс рождается и умирает подобно Ваалу (Белу) ханаанеев. Было принято считать, что очаровательная богиня с поднятыми разведенными в стороны руками и обнаженной грудью, одетая в юбку с оборками, возглавляла на минойском Крите местный пантеон.

До расшифровки линейного письма А такие истолкования, как правило, не вызывали возражений. Однако был упущен из виду чрезвычайно важный результат археологических раскопок. В дворцовых святилищах совершенно нет культовых статуй; более того, здесь нет даже пьедестала, на который могла бы быть поставлена такая статуя.

Археологические свидетельства из иудейских святилищ указывают на то, что результаты раскопок на Крите могут быть истолкованы иначе. Минойские U-образные невозможно отделить от иудейских рогов алтаря, упомянутых в Псалмах 117, 27 и сохранившихся по углам каменных алтарей раскопанных иудейских святилищ.

Археологи находят статуэтки, изображающие обнаженную богиню плодородия Астарту, в домах древних евреев вплоть до периода разрушения первого Храма (586 до н.э.). Однако из Библии нам известно, что официальный культ Яхве был аниконическим (т.е.

не связанным с изображениями), и культовых статуй Яхве (отождествляемого с Элом, главой ханаанейского пантеона) не обнаружено.

При том что минойцы более политеистичны, чем древние евреи, по табличкам линейного письма А, найденным в Агиа-Триаде, можно заключить, что большая часть жертвоприношений совершалась не богиням, а мужскому божеству A-du (произносится или ), что было в угаритских текстах другим именем Ваала, наиболее деятельного бога в ханаанейском пантеоне.

В Теогонии Гесиода первым царем богов был Уран, на смену которому пришел Кронос. Этот последний породил сменившего его Зевса, который появился на свет на горе Дикте на Крите. Прототипом этой генеалогии является хурритский миф о Кумарби.

Поскольку у повествования Гесиода — хурритский источник, поскольку он помещает место рождения Зевса на Крите и поскольку мифы обычно бережно сохраняют названия мест, ясно, что сказка эта не была завезена в Грецию путниками или заезжими купцами, а прибыла вместе с хурритами, которые обосновались на минойском Крите.

На протяжении своей славной истории минойцы в полной мере изведали как взлеты, так и падения. За пределами бассейна Эгейского моря известно 11 принадлежавших им колоний, широко раскинувшихся по восточному и центральному Средиземноморью.

В ходе раскопок были обнаружены их дворцы в восточной части Крита — в Кноссе, Фесте, Маллии и Закро. Минойские находки (включая также и тексты), сделанные возле Ханиа, дают основания предполагать, что был дворец и на западе.

Относящиеся к минойской цивилизации объекты были обнаружены и на других островах южного Эгейского моря, прежде всего на Фере, Мелосе, Кифере, Кеосе и Родосе.

Наибольшее значение имеют раскопки, которые проводятся на Фере. В результате вулканического взрыва в середине II тысячелетия до н.э. середина острова исчезла, а остальная его часть оказалась засыпанной вулканическим пеплом, который похоронил существовавший здесь город.

Катастрофа, постигшая минойцев, сохранила в неприкосновенности значительные фрагменты их культуры. Чрезвычайно примечательны фрески на Фере.

Особенно заслуживает внимания изображение судов, где представлены как увеселительная морская прогулка знати, так и военный корабль в пылу сражения.

Судя по надписям, из которых мы черпаем сведения о жизни Крита, представляется сомнительным, что обширная минойская управлялась из единого центра.

Куда более правдоподобно предположение, что минойская держава была образована конфедерацией городов-государств, таких, как Кносс, Маллия и Фест. Мы знаем имена нескольких царей, самым известным из которых был Минос.

Это имя носили по крайней мере два царя, и возможно, что слово сделалось общим обозначением правителя.

Хотя центром минойской цивилизации был Крит, эта культура распространилась на многие острова и прибрежные области Эгейского моря и Средиземного моря в целом, а также по крайней мере на одну удаленную от моря область за Иорданом.

Мощная культура мореплавателей не поддается точной локализации: свидетельства археологии, а в некоторых случаях и письменные источники, обнаруживаемые в весьма отдаленных краях, говорят об отношениях, которые поддерживали минойцы с областями Греции, Малой Азии, Кипром, Сирией, Палестиной, Египтом, Вавилоном и другими странами. Большая часть графических изображений минойцев, обнаруженных вне сферы минойской цивилизации, сосредоточена в Египте. Так, на росписях в гробнице Сенмута, архитектора и доверенного лица царицы Хатшепсут (правила ок. 1503-1482 до н.э.), изображены минойцы, приносящие дары.

Минойцы вели активную торговлю, их многочисленный торговый флот выходил в море с ценным грузом — керамикой, изделиями из металла, вином, оливковым маслом, чтобы обменять их за морем на медь, олово, слоновую кость и золото. У минойских торговых кораблей были, как правило, высокий нос, низкая корма и выступающий назад киль. В движение их приводили сидящие в два ряда гребцы и парус.

Успехи минойцев в области военного дела не ограничивались флотом. Долгое время критяне славились как искусные лучники и пращники. Их составной лук был так хорошо известен, что в текстах из Угарита говорится, что его изготовил бог Котар-ва-Хасис на Крите.

Быт

Судя по изобразительному искусству самих минойцев, они были изящными и жизнерадостными людьми.

Длинные волосы носили и мужчины, и женщины, но женщины оформляли их особенно разнообразно, укладывая локонами и завитками.

Одежда мужчин состояла практически лишь в широком кожаном поясном ремне и кожаном же гульфике. Женщины носили длинные и пестрые юбки с оборками, а также лиф, который оставлял обнаженными руки и грудь.

Городскую общину составляли высший класс (куда входили царское семейство, знать и жрецы), средний класс и рабы. Как можно предполагать, по положению в обществе женщины были во всем равны мужчинам, они участвовали во всех видах деятельности, включая наиболее опасные виды атлетических занятий.

Земледельцы, обитавшие в сельской местности, выращивали пшеницу и ячмень, а также оливки, миндаль и виноград. Кроме того, они вырабатывали шерсть и лен для производства тканей.

В городах имелись утонченные мастера, резчики по драгоценным камням и по слоновой кости, живописцы, златокузнецы, изготовители каменных ваз и кубков. Популярны были танцы и занятия атлетикой, например кулачным боем. Главным видом спорта были прыжки через быка.

Молодой мужчина или женщина становился перед нападающим быком и хватал его за рога; когда бык взмахивал головой, прыгун делал сальто через рога, отталкивался руками от бычьей спины и приземлялся на ноги позади быка.

Наиболее полную картину жизни минойского Крита дали археологические раскопки, проведеные в Гурнии, городе в восточной части Крита. Здесь обнаружены дворец, площадь для общественных мероприятий, святилище, а также характерный лабиринт домов, возведенных из бутового камня и сырцового кирпича.

Религия

Минойцы поклонялись многим богам, часть которых можно возвести к глубокой древности.

Наши сведения об этих богах скудны, но подмечая сходные моменты с более известными богами в других регионах Ближнего Востока, можно делать заключения относительно самих критских богов и характера поклонения.

Так, в горных святилищах поклонялись широко почитаемому богу (Y)a-sa-sa-la-mu (произносится ), имя которого означает . Ему посвящены по крайней мере шесть минойских культовых объектов — каменных столов для возлияния и т.п.

Источник: https://studizba.com/files/show/doc/105770-1-75984-1.html

Ссылка на основную публикацию