Марксизм — в помощь студенту

Марксизм – это социальная концепция, основы которой были разработаны К. Марксом и Ф. Энгельсом, а также идеологическое и политическое течение его последователей.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Концепция марксизма

Принципы марксистской теории были сформулированы в работе К. Маркса и Ф. Энгельса «Манифест коммунистической партии» (1848), письме К. Маркса И. Вейдемейеру (1852), книге К.

Маркса «Капитал» и других его работах, таких как «Гражданская война во Франции» (1871) и «Критика Готской программы» (1875), а также в работах Ф.

Энгельса «Анти-Дюринг» (1878), «Происхождение семьи, частной собственности и государства» (1884), «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии» (1886) и других.

Основоположники марксизма стремились выстроить целостную, лишенную противоречий картину мира на основе переработанных диалектики Г. Гегеля и материализма Л. Фейербаха. Стремление очиститься от идеализма Гегеля привело к экономическому детерминизму.

Экономика, прежде всего производство, считались в марксизме первичным фактором общества, «базисом», а социальная психология, политика, право, идеология – вторичными, «надстройкой».

Внимание к противоречиям общества и стремление к их преодолению, «снятию», привели Маркса и Энгельса к радикальной политической программе, стремлению к революционному свержению капиталистического общества и замене его коммунизмом – целостным обществом без классовых противоречий, которое управляется из центра по единому плану.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Основные принципы трудового права - в помощь студенту

Оценим за полчаса!

Нанести поражение классу буржуазии может только ее противоположность – обездоленный класс пролетариата, который установит диктатуру пролетариата. Маркс и Энгельс считали, что после преодоления сопротивления буржуазии диктатура сама собой отомрет.

 Общество станет бесклассовым, возникнет сначала первая фаза коммунизма – социализм (иногда этот термин употреблялся как синоним коммунизма), а по мере изживания последних «родовых пятен» капиталистического общества – вторая, зрелая фаза коммунизма. Для борьбы за коммунизм и диктатуру пролетариата необходимо создание рабочей политической организации, партии, выражающей интересы пролетариата, – коммунистической или социал-демократической.

Марксизм - в помощь студенту

Материалистическая диалектика определяла взгляд на историю, известный как исторический материализм. В соответствии с ним движущей силой истории является борьба классов. Существование классов связано с определенными фазами развития производства.

Развитие производительных сил вступает в конфликт с господствующими производственными отношениями. В результате нарастают противоречия между различными классами, прежде всего – господствующими эксплуататорами и эксплуатируемыми трудящимися.

Классовая борьба между ними приводит к революционной смене этапов развития общества (общественно-экономических формаций). Анализу капиталистического общества посвящена крупнейшая работа К.

Маркса «Капитал», в которой он утверждал, что капиталисты недоплачивают рабочему классу за труд, отчуждая в свою пользу прибавочную стоимость.

Маркс и его последователи считали, что их представления о развитии общества являются единственно научными («научный коммунизм»), и обвиняли своих противников в утопизме.

Критикуя капитализм, основоположники марксизма менее подробно разработали концепцию социалистического общества, что открывало различные возможности для толкований.

Концентрируя внимание на социально-классовой борьбе, марксисты недооценивали важность психологических, культурно-национальных факторов.

Сила марксизма была в его всеохватной системной картине мира, сопоставимой только с религией по способности отвечать на все вопросы. Марксизм был несовместим с религией и относился к любой ее форме резко отрицательно.

Марксизм - в помощь студенту

Критики марксизма

Уже первые критики марксизма (П.-Ж. Прудон, А. Герцен, К. Фогт, М. Бакунин и другие) указывали на противоречия в этом учении. Экономическая эволюция неизбежно ведет к коммунизму, но марксисты требуют скорейшей подготовки революционного переворота.

Пролетарии не имеют культурных навыков для управления обществом в целом, поэтому руководство государством диктатуры пролетариата будут осуществлять бывшие работники и интеллигенты-коммунисты.

Марксисты считают, что бывшие работники будут действовать в интересах всех работников, но другие положения марксизма гласят, что классовая позиция человека определяется не его происхождением, а его нынешним социальным положением. Став чиновником, рабочий будет действовать как чиновник, а не как рабочий.

Новая бюрократия сохранит эксплуатацию и угнетение. Марксисты надеются на то, что пролетарская революция произойдет в мировом масштабе, в то время как в большинстве стран мира большинство трудящихся составляют крестьяне.

В конце XIX века марксизм возобладал в социал-демократическом движении, но противоречия марксистской теории и решение практических политических задач привели к разделению его на ряд течений. Умеренные марксисты, прежде всего «ревизионисты» во главе с Э.

Бернштейном, считали, что преодоление капитализма и замена его первой фазой коммунизма – социализмом – станет результатом эволюции капитализма и пролетарская революция не является необходимой. Марксисты-центристы (К. Каутский, Г.

Плеханов) считали, что необходимо вести политическую борьбу за демократию, облегчение положения рабочего класса, создание экономических и культурных предпосылок социализма, но не проводить пролетарскую революцию, пока они не вызрели. Рабочий класс еще недостаточно культурен, чтобы суметь взять на себя управление страной и производством.

Хозяйство еще недостаточно сконцентрировано капитализмом, чтобы им можно было управлять из единого центра. Радикальные марксисты (В. Ленин и другие) считали, что предпосылки пролетарской революции могут возникнуть раньше, чем предпосылки социализма, но все равно необходимо бороться за нее.

Марксизм - в помощь студенту

Организации марксистов

Первой организацией русских марксистов в эмиграции стала группа «Освобождение труда». Была создана Российская социал-демократическая рабочая партия, которая в 1903 году разделилась на два основных течения: умеренное (социал-демократическое) – меньшевизм; радикальное (коммунистическое) – большевизм.

Марксисты внесли большой вклад в исследование экономики империализма. При этом радикальные марксисты преувеличивали готовность мировой экономики развиваться по единому плану, «по-социалистически».

Захватив власть, сплоченная организация революционеров сможет, по мнению Ленина, подготовить предпосылки создания социалистического общества, развивая способности рабочего класса к управлению обществом и экономикой.

Победа марксизма

В ХХ веке марксисты-ленинцы победили в ряде стран, где капитализм не был развит. Надежды на мировую революцию не оправдались. В результате марксизм-ленинизм разделился на ряд направлений.

Попытка приспособить марксизм к условиям этих стран привела к усилению авторитарных черт марксизма, созданию обществ, в которых установилось господство бюрократии.

Правящие коммунистические партии официально заявили, что они построили социализм, хотя нигде общество не стало бесклассовым.

Никакого отмирания государства не происходило, бюрократическое планирование экономики оказалось неэффективным, «социалистическая» экономика отставала от капиталистической, хотя коммунисты и способствовали ускорению индустриализации своих стран. В странах развитого капитализма, вопреки прогнозам Маркса, коммунисты не смогли победить.

Марксизм - в помощь студенту

Ряд марксистских мыслителей и активистов уже в середине ХХ века констатировали кризис марксизма, связанный с тем, что его прогнозы во многих принципиальных вопросах не осуществляются на практике.

Теоретики этого направления искали выход из кризиса, пытаясь найти новые, непролетарские революционные силы, скорректировать модель социализма, соединить марксизм с достижениями фрейдизма, анархизма и другого.

Значение марксизма

Падение коммунистических режимов в результате перестройки и Восточноевропейских революций ослабило позиции марксизма. Тем не менее марксизм оказал значительное воздействие на развитие социальной мысли во всем мире, способствовал научной критике капитализма, системному социально-классовому анализу общества, разработке социальных реформ, облегчающих положение рабочих.

В социал-демократическом движении возобладали сторонники постепенных реформ, преобразующих капитализм в «демократический социализм». Несмотря на то что капитализм серьезно изменился, он пока так и не сменился следующей «общественно-экономической формацией» – социализмом.

Однако развитие капитализма сопровождается множеством кризисных явлений, и марксизм сохраняет влияние в науке и левом общественном движении.

Источник: https://histrf.ru/biblioteka/b/marksizm

Философия марксизма: основные достижения кратко и понятно

Карл Маркс — основоположник марксизма: революционной идеи устройства общества. Философия марксизма базируется на принципах коллективного труда и отказа от иерархической системы общества. Мировая история марксизма неразрывно связана с ленинизмом — социально-политическим учением, направленным на борьбу с капитализмом.

Ключевые моменты биографии

Марксизм - в помощь студенту

Карл Маркс родился в 1818 г, в семье потомственного раввина. Незадолго до рождения Карла его родители приняли лютеранство. Карл учился в гимназии, после поступил в университет. Он углубленно изучал историю, философию, языки. Во время учебы Карл присоединился к клубу гегельянцев — приверженцев философии Гегеля. Он собирался стать преподавателем философии, но изменения в политическом курсе Германии заставили его изменить планы.

Окончив университет, Маркс стал работать журналистом. В своих статьях он жестко критиковал власть и призывал к восстанию. Опасаясь ареста, он вынужден был вместе с семьей переехать в Париж.

Там он встретил много единомышленников среди радикально настроенных пролетариев, съезжавшихся во Францию со всего мира. После парижской революции Маркс уехал в Берлин, и начал выпускать собственную газету.

Чтобы подавить зарождающее восстание, философа снова выслали из Германии. Он переехал в Лондон и занялся разработкой новой экономической теории.

Карл активно участвовал в общественной деятельности, и вскоре стал известен далеко за пределами Франции. С ним стремились сотрудничать представители всех «левых» движений. В 1867 г. философ опубликовал свой главный рукописный труд — «Капитал».

В нем он изложил основные идеи относительно необходимости революции для становления социализма. К величайшему разочарованию мыслителя, его революционные идеи остались только теорией.

Его сторонники из разных политических движений не смогли прийти к компромиссу, постепенно большинство из них депортировали. Карл Маркс умер в своем доме в Лондоне в 1883 г.

Принципы марксизма

Главная идея марксистской философии — материалистическое понимание истории. Индивид определяет себя через материальные предметы окружающего мира и его главная цель — производство.

Фундаментальный принцип, по которому должны строиться отношения в обществе, — производство материальных благ. Люди воздействуют на окружающую среду, преобразовывая ее под свои нужды. Их задача — получение средств для существования в обществе: еды, полезных ископаемых, строительного материала.

Основные принципы идеологии марксизма:

  • человеческое общество сформировалось благодаря производству, виды которого отличались в зависимости от исторического периода;
  • социальная, политическая и духовная жизнь общества определяется материальным производством;
  • образ мышления людей определяется их материальными условиями.

Марксизм - в помощь студенту

Согласно представлениям философа, расслоение общества происходит из-за отчуждения труда: правящий класс богатеет за счет отъема результатов производства у рабочего класса. Поэтому для создания социализма необходимо вернуть рабочим средства, которые они бы получили за свой труд, а для этого — искоренить буржуазию.

Место человека в обществе

Индивид и его деятельность заняли ключевое место в философии марксизма. Сущность складывается из результатов социальной деятельности. Возможности человека внутри коллектива не ограничены: он может наследовать и воспроизводить любую деятельность. Как часть коллектива, он обязан следовать общественным интересам.

Индивид, рассматриваемый отдельно от коллектива, не является полноценной личностью. Его сущность — результат работы коллектива. Нельзя описать личность, просто перечислив ее характеристики. Важно представить ее, как часть социума. Ценность личности определяется качеством его труда.

Концепция личности Маркса подвергалась постоянной критике. Сторонники индивидуализма считали ее несостоятельной, нивелирующей значение индивида. Философа обвиняли в стирании человеческой личности, стремлении подавить естественные индивидуальные потребности.

Практика в марксизме

По Карлу Марксу, философия должна быть направлена на улучшение условий жизни. Марксизм предлагает совершенствовать их с помощью практики. Производственная практика — это изменение субъектом (человеком) объекта (природы). В процессе изменения субъект руководствуется своими потребностями, используя навыки и знания, полученные в результате развития технического прогресса.

Проблема отчуждения

Понятие «отчуждение» Маркс взял из философии Гегеля. В своей работе «Философия истории» он писал, что сущность индивида отчуждена (отдалена) от его существования. Для марксиста главная проблема отчуждения — разрыв связи между человеком и результатом его деятельности, как главного маркера личности.

Читайте также:  Гностицизм - в помощь студенту

Марксизм - в помощь студенту

Типы отчуждения:

  1. Отчуждение от процесса труда. Принуждение к трудовой деятельности вызывает у людей отвращение к самому процессу труда. Они отказываются от возможности реализации себя через приятные виды работы в пользу высокооплачиваемых, но в процессе труда испытывают неудовлетворение.
  2. Отчуждение от результата труда. Рабочий не может распоряжаться результатом деятельности. Он не обладает произведенным им товаром, не ценит его и не воспринимает как неотделимую часть личности.
  3. Отчуждение от сущности. Отчуждение мешает самореализации человека. Он лишается возможности на свободный творческий труд, к которому стремится его сущность.
  4. Отчуждение от мира. В процессе деятельности человек стремится взаимодействовать с природой и другими людьми. В процессе отчуждения труда он неизбежно отдаляется от других людей, видя в них либо конкурентов, либо инструменты производства.

Решить проблему отчуждения можно, избавившись от эксплуатации и разделения общества на классы.

Источник: https://mystroimmir.ru/filosofiya/marksistskaya.html

Что такое марксизм и в чем суть философии марксизма-ленинизма

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. За время существования человеческого общества было создано много идеологий, которые отражают интересы определенных социальных общностей.

Одна из них – марксизм, была разработана для решения проблем активно формировавшегося в XIX веке пролетариата (кто это?), который находился под прессом экономической эксплуатации буржуазии (кто это?).

Давайте разберемся в том, какие идеи выдвигали марксисты и как они стремились достичь своих целей.

Марксизм — это..

Марксизм - это философское, политико-экономическое учение, у истоков которого стояли К.Маркс и Ф.Энгельс. Выступает идеологией левых сил, которые ведут борьбу за реализацию интересов пролетариата, противодействуют эксплуатации труда (что это?) капиталом и отстаивают идею социального равенства.

Идейной основой марксизма выступают труды видных представителей немецкой классической философии Г.Гегеля и Л.Фейербаха, социализма-утопизма (Ш.Фурье, А.Сен-Симон), а также британской политэкономии (Д.Рикардо и А.Смит).

Философия марксизма возникла в 40-е годы XIX века, когда наблюдалось обострение социально-экономических противоречий в европейском обществе, порожденных кризисными явлениями капитализма (экономические кризисы, обнищание части населения, бесправие рабочих и другие).

Все это породило необходимость создания научной теории, которая обосновывала классовую борьбу, как способ устранения текущих проблем и вывода общества на более прогрессивную стадию (социализм), где не будет эксплуатации человека человеком.

Основные положения марксизма

Отвечая на вопрос, что такое марксизм нужно знать, что учение по-разному интерпретируется (это как?) в политической практике. В его основе лежат несколько базовых постулатов (что это?):

  1. Прибавочная стоимость - политэкономическая теория учения, основанная на идее Маркса о прибавочном продукте, который создается в результате производства (что это такое?). Он получает завершенное развитие при капитализме в виде прибавочной стоимости, выражающейся в виде прибыли (что это?), ренты (что это такое?), процентов и становится самостоятельной задачей производства.
  2. Исторический материализм - направление философии истории, утверждающее о единстве теории развития и методах познания социума. Тесно связан с диалектическим материализмом, декларирует понимание истории отдельных обществ как части всемирного исторического процесса. Базовым принципом материалистического понимания истории выступает признание основополагающей идеи развития производительных сил относительно процесса трансформации общественного сознания.
  3. Диктатура пролетариата - одна из форм политической власти, которая отражает интересы и потребности рабочего класса.

    В процессе построения бесклассового общества должен наступить переходный период, во время которого власть получит пролетариат и будет осуществлять ее в форме неограниченной диктатуры (это как?).

    Она необходима для ликвидации ранее существовавшей политической системы и устранения сил, которые ее поддерживают.

Подробнее об идеях марксистов можно узнать здесь:

Марксизм в России

В 1872 году в Российской империи был издан первый том «Капитала» К.Маркса. Спустя 11 лет по инициативе Г.Плеханова, который во время пребывания в Европе тесно контактировал с Ф.Энгельсом, создается первая марксистская организация «Освобождение труда».

Она занималась переводом трудов классиков марксизма и распространением их в российском обществе. Правда, сам Плеханов тяготел к социал-демократам и не поддерживал многие идеи Маркса, например, о диктатуре пролетариата.

Однако радикальные взгляды немецкого философа впоследствии активно разделял ученик Плеханова В. Ленин, который на базе РСДРП создал большевистскую партию, стремящуюся к свержению царизма и созданию социалистического общества нового формата.

Теория марксизма-ленинизма

Учение Маркса дорабатывало множество его последователей, среди которых выделяется В.Ленин, создавший идеологию марксизма-ленинизма.

Эта идеология утверждала необходимость свержения капитализма (что это такое?) в ходе революции и построения вместо него коммунистического общества.

Для этого было придумано понятие «партия нового типа». которая должна была поставить под свой контроль все стороны общественной жизни, став своеобразной формой реализации диктатуры пролетариата.

В методах политической борьбы она сочетает идеологию с террором, одновременно формируя новый свод моральных ценностей, в которых высшим проявлением гражданского долга выступает служение идеалам партии, а не общества.

В отличие от Маркса, который ставил важным условием проведения социалистической революции достижение высокого уровня развития капиталистических отношений Ленин выдвинул тезис (что это?) о возможности построения социализма в отдельно взятой стране, если она отсталая и по социальной структуре является крестьянской.

Заключение

Проведя глубокий научный анализ развития капитализма, всемирного исторического процесса и разработав новые формы политической системы марксизм не учел способность капиталистического строя меняться в соответствии с новыми реалиями.

Сегодня многие страны построили «капитализм с человеческим лицом», доказав, что можно органично объединять интересы труда и капитала, избегая революций и потрясений.

P.S. Но, скорее всего, у капитализма не было бы «человеческого лица», если бы ему не приходилось конкурировать в умах людей с социалистическим лагерем.

Сейчас, кстати, такая необходимость отпала и можно видеть ухудшение жизни людей во всех без исключения странах развитого капитализм. «Иконы» навроде скандинавских стран стали не нужны и капиталистам больше нет необходимость тратиться на социальную политику.

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Марксизм - в помощь студенту

  • * Нажимая на кнопку «Подписаться» Вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.
  • Подборки по теме
  • Использую для заработка

Рубрика: Отвечаю на частые вопросы

Источник: https://KtoNaNovenkogo.ru/voprosy-i-otvety/marksizm-chto-ehto-takoe-filosofiya-marksizma-leninizma.html

Марксизм в современном мире

Карл Маркс – гениальный мыслитель, вождь пролетариата. Именно его труд «Манифест Коммунистической партии» лег в основу первой программы коммунистов.

История марксизма

Двумя величайшими идеологами 19 века являлись Карл Маркс и Фридрих Энгельс, каждый из которых совершил свой путь перехода от идеализма к материализму, тем самым перейдя от революционного демократизма к коммунизму. Именно они первыми осознали необходимость создания свода научных мировоззренческих взглядов для пролетариата.

В 40-е годы 19 века в революционно настроенном рабочем классе марксизм обосновался как главнейшее научное и политическое веяние. Именно с этого момента и начинается история нового класса пролетариата.

Основой трудов Карла Маркса стал исторический материализм, политическая экономия, подробнейшим образом раскрывавшая экономические законы. Именно он показал, что сущность процесса капиталистической эксплуатации состоит в присвоении работодателем прибавочной стоимости, которая и составляет основные нетрудовые доходы капиталистическ ого общества.

Марксизм приобрел необычайную популярность и распространился практически на все континенты, затронув множество стран. Особую популярность основы его учения в конце 20-го и в начале 21-го века приобрели в Латинской Америке. Страны, входящие в ее состав, превзошли даже самые смелые ожидания о возможности борьбы трудящихся за свою политическую и экономическую автономии.

За последние десятилетия в Венесуэле, Боливии, Чили были избраны именно лидеры тех партий, которые основывали свои предвыборные программы на революционных учениях Карла Маркса.

Ведь именно этот величайший мыслитель в своих трудах указал человечеству, что фактически вся история общества была историей борьбы классов.

Таким образом, пролетариат, став экономически господствующим классом в странах Латинской Америки, захватил власть и использует ее как орудие защиты своих классовых интересов.

Марксизм в наши дни

Актуальность марксизма в рамках развития современного общества для многих стран кажется безнадежно утраченной. Также, считается, что данный путь интересен лишь коммунистам, однако это не так. Широкий круг мыслящих людей все чаще признают силу трудов Маркса. Ведь именно его работы послужили началу одного из величайших революционных движений в мире за социалистическое преобразование.

На сегодняшний день в России КПРФ неизменно следует марксистскому положению, проводя решительную борьбу против множества законов. Их основной позицией является отстаивание прав трудящихся, а также они активно борются за права обездоленных граждан России.

  • Главной стратегической задачей партии является приход к социализму, но, не смотря на правильность всех их действий и основных тезисов, к сожалению, на сегодняшний момент приход к продиктованной ими власти крайне негативно скажется на будущем России.
  • Основы взглядов марксизма на политический строй страны в сочетании с основными современными тенденциями развития могут стать хорошей базой для образования правового государства.
  • Из трудов Маркса стоит подчеркнуть главное – стремление учитывать интересы каждой трудящейся единицы страны, обеспечивая ей достойное существование и социальную защищенность.

На данном этапе развития мира, пережившего некий коммунистический кризис, наблюдается новая активация деятельности на основе пролетарского интернационализма. Подтверждением тому являются международные собрания рабочих партий мира, представленных множеством стран.

Коммунисты, опираясь на основы социализма, стараются создать условия для общественного развития, поставить научно-технические достижения на благо человечества.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/59e5ede9799d9d70f76bec1f/5aa8a901a936f4ed9ff5be37

Основы марксистско-ленинской философии читать онлайн, Константинов Федор Васильевич

  • основы
  • МАРКСИСТСКО-
  • ЛЕНИНСКОЙ
  • ФИЛОСОФИИ
  • Допущено Министерством высшего и среднего специального образования СССР в качестве учебника для студентов высших учебных заведений
  • Издание четвертое, переработанное
  • Москва
  • Издательство
  • политической
  • литературы
  • 1979
  • УЧЕБНИК ПОДГОТОВЛЕН
  • АВТОРСКИМ КОЛЛЕКТИВОМ В СОСТАВЕ:

академик Ф. В. КОНСТАНТИНОВ (руководитель), доктор философских наук А. С. БОГОМОЛОВ, доктор философских наук Г. М. ГАК, доктор философских наук Г. Е. ГЛЕЗЕРМАН, доктор философских наук В. Ж. КЕЛЛЕ, член-корресвондент АН СССР П. В. КОПНИН, доктор философских наук И. В. КУЗНЕЦОВ, доктор философских наук С. Т. МЕЛЮХИН, доктор философских наук X. Н. МОМДЖЯН, член-корреспондент АН СССР Т. И. ОЙЗЕРМАН, доктор философских наук В. С. СЕМЕНОВ, член-корреспондент АН СССР А. Г. СПИРКИН, доктор философских наук М. М. РОЗЕНТАЛЬ, член-корреспондент АН СССР М. Н. РУТКЕВИЧ, доктор философских наук А. Ф. ШИШКИН, доктор философских наук Д. И.ЧЕСНОКОВ.

Основы марксистско-ленинской философии. Учебник.

0-75 Изд. 4-е, переработ. М., Политиздат, 1979.

463 с.

Книга • представляет собой учебник по основам марксистско-ленинской философии, в котором в систематической форме освещаются важнейшие проблемы диалектического и исторического материализма, дается критика современной буржуазной философии и социологии. Учебник рассчитан на студентов высших учебных заведений, слушателей сети партийной учебы, а также на тех, кто самостоятельно изучает марксистско-ленинскую философию.

  1. Четвертое издание учебника переработано с учетом решений XXV съезда КПСС, других партийных и государственных документов.
  2. 10502—141 „ _
  3. О 079(02) 79 61—79 0902040201
  4. © ПОЛИТИЗДАТ, 1979 г.
  5. ПРЕДИСЛОВИЕ

Мы живем в динамическую эпоху социальных революций, национально-освободительных движений, в век бурного прогресса науки и техники.

Глубокие изменения в общественной жизни, соревнование двух мировых систем, расширяющаяся и углубляющаяся борьба с буржуазной и мелкобуржуазной, в том числе ревизионистской (правого и «левого» толка) идеологией предъявляют все больше требований к идейным убеждениям, философской культуре, научному мышлению людей. В связи с этим возрастает и значение изучения марксистско-ленинской философии.

Марксистская философия — диалектический и исторический материализм — возникла более ста лет назад. Она была создана К. Марксом и Ф. Энгельсом. Свое дальнейшее развитие, связанное с анализом новой исторической эпохи, марксистская философия получила в трудах В. И. Ленина.

Диалектический и исторический материализм — неотъемлемая составная часть марксизма-ленинизма, его философская основа. Это учение творческое, революционное, оно постоянно обогащается и проверяется исторической практикой.

По своему духу марксистско-ленинская философия враждебна всякому догматизму.

Как творческое учение, философия марксизма-ленинизма непрерывно развивается на основе обобщения всемирно-исторического опыта, достижений естествознания и общественных наук.

Следуя заветам В. И. Ленина, мировое коммунистическое движение аккумулирует все наиболее ценное и значительное в современном общественном развитии, в революционном опыте рабочего класса, всех антиимпериалистических, революционных сил.

Этот опыт, в особенности практика коммунистического строительства в СССР и социалистического строительства в других странах социализма, получил свое отражение в теоретических трудах коммунистических партий, имеющих глубокое философское и социологическое содержание.

Авторы настоящего учебника стремились, наряду с освещением основных вопросов марксистско-ленинской философии, наряду с позитивным изложением ее важнейших идей, анализировать и подвергать критике положения буржуазной философской мысли.

Воинствующий материализм, революционная диалектика — высшая форма объективности и научности в философии.

Поэтому борьба против идеалистической философии, против поползновений философских ревизионистов к «размыванию» четких граней между материализмом и идеализмом в философии и социологии, между коммунистической и буржуазной идеологиями является для нас одновременно и борьбой за науку, за научную философию.

При подготовке учебника авторы стремились учесть опыт использования при изучении философии книги «Основы марксистской философии», выпущенной в 1958 и 1962 гг. почти двухмиллионным тиражом.

Эта книга, переведенная на многие языки мира, получила положительные отзывы в печати и в педагогической практике. Основные ее положения и ныне сохраняют свое значение.

Но за эти годы марксистская философская мысль в СССР и за рубежом продолжала развиваться и обогащаться.

Дальнейшее развитие философии марксизма-ленинизма, требования педагогической практики, то обстоятельство, что ряд вопросов марксистско-ленинской теории рассматривается теперь в курсе основ научного коммунизма, сделали необходимым изменение и совершенствование учебника как по содержанию, Так и по структуре.

Выдающимся событием современности явился XXV съезд КПСС, знаменовавший собой новую веху в развитии марксистско-ленинской теории.

В настоящем издании «Основ марксистско-ленинской философии» произведены изменения в соответствии с решениями съезда и постановлениями ЦК КПСС по вопросам идеологической работы, другими партийными и государственными документами.

Научно-организационная и вспомогательная работа выполнена Н. И. Сорокоумской. Научно-техническая редакция К. В. Кичуновой.

  • ВВЕДЕНИЕ
  • ГЛАВА 1
  • ФИЛОСОФИЯ, ЕЕ ПРЕДМЕТ И МЕСТО СРЕДИ ДРУГИХ НАУК

Марксизм-ленинизм — стройное, целостное учение, составными частями которого являются: диалектический и исторический материализм, марксистская политическая экономия и теория научного коммунизма. Диалектический и исторический материализм является философской основой марксизма-ленинизма.

Единство, целостность, последовательность марксизма-ленинизма, признаваемые даже его противниками, органически связаны с единым для всех его составных частей мировоззрением и методом. Нельзя глубоко понять марксизм-ленинизм, не усвоив его философской основы.

Философия марксизма-ленинизма — высшая ступень развития мировой философской мысли. В нее вошло в переработанном виде все лучшее, передовое, что было создано человечеством в многовековом развитии философии. Вместе с тем возникновение диалектического и исторического материализма ознаменовало собой качественный скачок, революционный переворот в философии.

Созданная Марксом и Энгельсом как мировоззрение нового революционного класса — рабочего класса, который исторически призван свергнуть господство буржуазии, уничтожить капитализм и построить новое, бесклассовое коммунистическое общество — философия марксизма призвана не только строго научно объяснить мир, но и служить теоретическим оружием его изменения.

В наше время, в век величайшего расцвета научной мысли, можно услышать голоса, оспаривающие право на существование философии как особой отрасли научного знания.

Эти противники философии говорят, что некогда, в античном мире, она была наукой наук, но затем от нее в ходе исторического развития отпочковывались одна за другой специальные отрасли научного знания— астрономия, физика, химия, биология, история, социология, логика и т. д. В этих условиях философия оказалась якобы

в положении шекспировского короля Лира, который под старость роздал дочерям свое царство, а они выгнали его, как нищего, на улицу. Но такой взгляд в отношении научной философии неправилен.

Размежевание между философией и специальными, частными науками, несомненно, способствовало формированию специфического предмета философского исследования.

С другой стороны, развитие специальных наук способствовало вычленению общих для всех этих наук мировоззренческих и методологических проблем, которые не могут получить своего разрешения в рамках специальной области исследования.

Что составляет сущность природы, вселенной? В каком отношении друг к другу находятся сознание и внешний мир, духовное и материальное, идеальное и реальное? Что такое человек и каково его место в мире? Способен ли он познать и преобразовать мир, и если да, то каким образом? Эти и многие другие аналогичные вопросы глубоко волнуют всех мыслящих людей.

И издавна существует неистребимая потребность найти ответы на эти вопросы, составляющие содержание философии.

Философия есть специфическое по своему содержанию и форме мировоззрение, которое теоретически обосновывает свои принципы и выводы. Этим философия отличается от ненаучного религиозного мировоззрения, которое основывается на вере в сверхъестественное и отражает действительность в эмоционально-фантастической форме.

Философское мировоззрение есть система наиболее общих теоретических взглядов на мир, т. е. природу, общество, человека. Философия ставит своей целью разработать, обосновать основные принципы социально-политической, научной, нравственной, эстетической ориентации людей.

У всякого человека складывается какое-либо воззрение на окружающий мир, но оно нередко состоит из обрывков различных противоречивых представлений, теоретически не осмыслено, не обосновано.

Философия же представляет собой не просто сумму, а систему идей, взглядов и представлений о природе, обществе, человеке и его месте в мире.

Философское мировоззрение не просто провозглашает свои принципы и пытается внушить их людям, а доказывает, логически выводит их.

Конечно, далеко не всякое теоретически обосновываемое мировоззрение носит научный характер. По своему содержанию философское мировоззрение может быть и научным, и ненаучным или даже антинаучным.

Научным может считаться лишь такое мировоззрение, которое основывает свои выводы на данных современной ему науки, пользуется научным методом мышления и не оставляет места различного рода антинаучным, мистическим, религиозным взглядам и предрассудкам.

Само собой разумеется, что научность должна рассматриваться исторически. Например, мировоззрение французских материалистов XVIII в. было научным. В их взглядах наряду с исторически преходящим было и непреходящее содержание, которое унаследовано современным материализмом.

Научные идеи, положения содержались и в великих идеалистических философских системах (например, у Декарта, Лейбница, Канта, Фихте, Гегеля и др.) в той мере, в какой в них верно были схвачены реальные отношения и связи.

  1. Диалектический и исторический материализм — это научное философское мировоззрение, которое основывается на достижениях современной науки и передовой практики, постоянно развивается и обогащается вместе с их прогрессом.
  2. Чтобы глубже понять предмет и значение марксистско-ленинской философии, ее отличие от предшествующей философской мысли, следует более обстоятельно остановиться на характеристике философии как особой формы познания.
  3. 1. Развитие понятия о предмете философии

Предмет философии исторически изменялся в тесной связи с развитием всех сторон духовной жизни общества, с развитием науки и самой философской мысли. Слово «философия» древнегреческого происхождения. Оно образовано из двух слов: phi-leo — люблю и sophia — мудрость.

В буквальном смысле философия — это любовь к мудрости, или, как раньше говорили на Руси, «любомудрие».

Сохранилось предание о том, что древнегреческий математик Пифагор был первым человеком, который назвал себя «философом», указав при этом, что человеку не следует переоценивать своих возможностей в достижении мудрости, однако любовь к мудрости, стремление к ней приличествуют каждому разумному существу. Но разъяснить происхождение какого-либо термина еще не значит раскрыть суть того научного понятия, которое этот термин выражает.

Философия зародилась на заре цивилизации в Древней Индии, Китае, Египте; своей классической формы она впервые достигла в Древней Греции.

Самая древняя форма мировоззрения, непосредственно предшествовавшая философии, — это религия, мифология — фантастическое отражение действительности, возникавшее в сознании первобытного человека, который одушевлял окружающий его мир.

В мифологии с ее верой в фантастических духов, богов значительное место занимали вопросы о происхождении и сущности мира. Философия формировалась в борьбе с религиозно-мифологическим сознанием как попытка рационального объяснения мира.

Зарождение философии исторически совпадает с возникновением зачатков научного знания, с формированием потребности в теоретическом исследовании.

Философия, собственно, и сложилась как первая историческая форма теоретического знания. Первоначально философия отвечала на вопросы, которые были уже поставлены религиозно-мифологическим мировоззрением.

Однако способ решения этих вопросов у философии уже был иным, он основывался на теоретическом, …

Источник: https://knigogid.ru/books/766377-osnovy-marksistsko-leninskoy-filosofii/toread

Особенности марксистской социальной философии

Гарипов Р. Р., Мухамадеев Э. А., Римов Д. Ф. Особенности марксистской социальной философии // Молодой ученый. — 2016. — №30. — С. 429-431. — URL https://moluch.ru/archive/134/37655/ (дата обращения: 19.03.2020).



Марксизм появляется в 1840-х годах в Германии. Он включает в себя три составные части: философию, экономическую теорию (политическую экономию) и теорию научного коммунизма. Марксистская философия состоит из двух самостоятельных частей: диалектический материализм и исторический материализм.

В статье рассматриваются особенности так называемого исторического материализма. Однако исторический материализм представляет собой как бы продолжение и развитие идей диалектического материализма, проецированных на социальное пространство.

Предметом исторического материализма являются наиболее общие законы развития общества [1, с. 18].

Общим признаком как для диалектического, так и исторического материализма, является то, что они строятся на основе принципа отражения, согласно которому и индивидуальное, и общественное сознание являются отражением бытия.

Субъективная логика, представляющая собой процесс и результат мышления, есть отражение логики объективной, т. е. законов объективного мира. Научное познание, таким образом, есть наиболее адекватная форма отражения действительности, в отличие от обыденного, где такое отражение неполно и неточно. Религиозное знание рассматривается в марксистской философии как искаженное отражение объективного мира [2; 3].

Наиболее сильное развитие марксистской философии науки приходится на 1970–80 годы, когда в советской философии развернулась критика так называемой буржуазной философии науки, прежде всего, позитивизма.

Однако в результате такой критики произошла одновременно и обогащение отечественной методологии науки новыми идеями, заимствованными из критикуемых учений. Правда, эти идеи рассматривались в контексте диалектического и исторического материализма.

Так, например, произошло с идеей социокультурной детерминированности научного знания, заимствованной из постпозитивизма, но рассматриваемой в качестве конкретизации марксистского принципа «бытие определяет сознание».

Идея социокультурной детерминированности научного познания предполагает его исследование в контексте всей существующей культуры, в которой научное знание выступает как часть этой культуры, зависимая от других ее частей: материального производства, политической системы, общественных отношений, состояния духовной жизни людей и т. п.

Именно исходя из этого принципа можно считать марксистскую философию видом классического рационализма, который основывается на принципе тождества бытия и мышления.

Главный принцип классического рационализма — «порядок и связь идей те же, что и порядок и связь вещей» — марксисты поддерживают, что дает основание причислять их к сторонникам классического рационализма. Именно этот принцип составляет глубинную философскую основу марксистского учения о коммунизме.

Основоположники этой философии полагали, что создав учение, наиболее объективно отражающее мир, можно будет построить на его основе идеальное общество — коммунизм. Усилиями Маркса и Энгельса это учение, получившее название «марксизм», в середине XIX века было создано.

Но если у Гегеля этот принцип рассматривается как тождество мышления и бытия (у него фундамент мира идеален), то у Маркса и Энгельса мышление занимает подчиненное положению по отношению к материальному бытию [4, с. 20–49].

В современном варианте этот марксистский принцип дополняется учением о практике, которая составляет основу мышления. Но сама практика строится по алгоритмам существования материального мира [5].

В 1970-х годах отечественная методология науки обогащается еще одной идеей, развиваемой в методологии науки американского физика и философа П. У. Бриджмена.

Он предлагал рассматривать научные понятия в контексте тех операций (материальных или умственных), которые совершались при получении этих понятий.

Эта точка зрения, известная в методологии науки под названием «операционализм», в отечественной философии стала развиваться как деятельностная концепция науки. Сторонники деятельностного подхода рассматривают научную теорию как рационализированную схему совершения практических операций с исследуемым объектом. Деятельность здесь рассматривается как субстанция, основа научного познания [6].

Еще одним общим и определяющим признаком диалектического и исторического материализма является их приверженность диалектической методологии. Диалектический материализм, как известно, является материалистической формой выражения диалектики Гегеля [7, с. 88–89; 8].

Поскольку гегелевская и марксистская диалектика считают главным источником развития противоречие, то источником развития общества, согласно марксизму, являются два противоречия: противоречие между производительными силами и производственными отношениями и борьба классов за господство в обществе.

Конечно же, в качестве источника развития общества рассматриваются и другие противоречия: противоречие между наукой и производством, традиционализмом и либерализмом, этнические и религиозные противоречия и т. п. [9; 10; 11].

Но главным отличительным признаком марксистской социальной философии, по нашему мнению, является экономический детерминизм [12]. До Маркса, как известно, главной сферой общественной жизни считали духовную жизнь общества. Из этого вытекало, что основным фактором развития общества является образование и наука.

Маркс был первым человеком, который засомневался в этом. Когда он работал редактором «Рейнской газеты», ему пришлось освещать судебные процессы над крестьянами, которых судили за воровство леса. Он видел, что эти крестьяне воровали лес из-за необходимости починить дом, крышу, сарай. Но денег на это у них не было.

А лес, когда бывший в собственности у всего населения этого края, теперь принадлежал небольшой группе богачей. Именно под их диктовкой государство и принимало законы, которые защищали интересы богатых. Выходило, что право является производной от экономики.

В дальнейшем этот принцип был возведен в основу анализа всех социальных феноменов — политики, науки, образования, искусства, религии и т. д. Получалось, что если нужно изменить общество, то нужно сначала изменить экономическую сферу.

Как мы сейчас замечаем, Маркс был прав: экономические кризисы, в конечном счете, создают большие проблемы во внутренней и внешней политике, образовании, науке, здравоохранении и т. д.

Из экономического детерминизма Маркса вытекает и объяснение феномена государства. Этим вопросом занимался его соратник Ф. Энгельс написавший работу «Происхождение частной собственности, семьи и государства». В дальнейшем эти вопросы рассматривались российским марксистом В. И.

Лениным в работах «Государство и революция» и «О государстве». И Энгельс, и Ленин называют государство машиной, для подавления большинства меньшинство, неимущих — имущими. Марксизм выдвигает классовую концепцию государства, которая является вариантом теории насилия.

Согласно этой концепции государство появляется в результате классового деления общества, когда одни начинают эксплуатировать труд других. Для того, чтобы это было возможно, создается право, отвечающее интересам господствующего класса.

А для того, чтобы эти правовые нормы соблюдались, создается аппарат подавления — армия, правоохранительная система, тюрьмы и т. п. [13].

В целом экономический детерминизм эвристичен, и позволяет объяснить многие социальные проблемы. Но теория научного коммунизма оказалась утопией. Строительство коммунизма по проектам Ленина, Сталина, Мао Дзе-дуна, Ким Ир Сена, Ф. Кастро не принесло ожидаемых результатов.

Многие страны, строившие коммунизм, безнадежно отстали от своих соседей, которые развивались без марксистских проектов.

Вопреки марксистским идеям, претендовавшим на адекватное отражение мировых процессов, мир развивался по каким-то своим законам, на основе которых создавались другие, более успешные модели государства.

Литература:

  1. Рахматуллин Р. Ю. Основы социальной философии // Уфа: Уфимский юридический институт МВД России, 1996. 74 с.
  2. Rakhmatullin R. Reflection principle in scientific knowledge // Современный научный вестник. 2015. Т. 2. № 2. С. 35–38.
  3. Rakhmatullin R. Consciousness as a reflection // Nauka i studia. 2016. Т. 3. С. 947–950.
  4. Рахматуллин Р. Ю., Хидиятов Н. Б. Рационалистическое направление в философии // Уфа: Уфимская высшая школа МВД России. Уфа, 1993. 75 с.
  5. Рахматуллин Р. Ю. Об онтологических основаниях логического мышления // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2014. № 9–2 (47). С. 148–150.
  6. Рахматуллин Р. Ю. Деятельностная парадигма в философии // Актуальные вопросы в научной работе и образовательной деятельности. Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 10 томах. 2015. С. 118–119.
  7. Рахматуллин Р. Ю., Абдуллин А. Р., Рассолова И. Ю. Основы истории и философии науки // Уфа: Уфимский юридический институт МВД России. 2005. 132 с.
  8. Лутфрахманова Д. У., Семенова Э. Р. О законах диалектики // Вестник научных конференций. 2015. № 3–1 (3). С. 79–80.
  9. Рахматуллин Р. Ю., Семенова Э. Р. Традиционализм и либерализм в свете философии права // Научный вестник Омской академии МВД России. 2014. № 1 (52). С. 41–44.
  10. Семенова Э. Р. Принцип развития в эпистемологии // Молодой ученый. 2016. № 2 (106). С. 985–987.
  11. Семенова Э. Р. Идеи традиционализма и либерализма в философии права // Альманах современной науки и образования. 2013. № 3 (70). С. 161–163.
  12. Тагиров С. Ф., Семенова Э. Р. Марксистская философия истории // Вестник научных конференций. 2016. № 1–5 (5). С. 185–186.
  13. Рахматуллин Р. Ю. Онтология права в призме деятельностного подхода // Вестник Уфимского юридического института МВД России. 2000. № 2. С. 40–42.

Основные термины (генерируются автоматически): исторический материализм, Маркс, Энгельс, научное познание, марксистская философия, диалектический материализм, марксистский принцип, научное знание, научный коммунизм, объективный мир.

Источник: https://moluch.ru/archive/134/37655/

Ссылка на основную публикацию