«Архитектура Древней Руси. Русь домонгольская» – презентация, которая расскажет о самых значительных памятниках архитектуры домонгольской Руси.
Узнай стоимость своей работы
Приняв в конце Х века христианство, киевский князь Владимир принял и византийскую культуру, которая скрестилась с языческими обычаями и художественными традициями славян, но, как более сильная на первых порах их заслонила.
Архитектура Древней Руси. Русь домонгольская
«Не знаем, на небе ли мы были или на земле, ибо нет на земле такого вида и такой красоты, и мы не знаем, как рассказать об этом; только знаем, что там Бог с человеками пребывает, и Богослужение их лучше, чем во всех иных странах. Мы не можем забыть красоты той»,—
рассказывали посланцы князю Владимиру о своём посещении Софийского собора Константинополя.
«Мы взяли из Византии евангелие и традицию»
А.С. Пушкин
- Приняв в конце Х века христианство, киевский князь Владимир принял и византийскую культуру, которая скрестилась с языческими обычаями и художественными традициями славян, но, как более сильная на первых порах их заслонила.
- С принятием христианства в качестве образца был заимствован крестово-купольный тип храма, прямоугольный интерьер которого рядами опорных столбов делился на продольные части – нефы, четыре опорных столба соединялись вверху подпружными арками, поддерживавшими через паруса световой барабан, завершавшийся полусферическим куполом.
- К подкупольному квадрату в центре храма обращены четыре полуцилиндрических свода, образующие в плане крестообразную структуру; отсюда название системы – крестово-купольная.
- Восточная часть здания имела пристройку для алтаря в виде 1-3-5 полукружий – апсид.
Поперечное пространство в западной части храма называлось нартексом. В этой же западной части на втором ярусе располагаются хоры, где находились князь и его приближённые во время богослужения.
Узнай стоимость своей работы
Во внешней отделке храма использовалось вертикальное членение фасада на прясла лопатками.
Наиболее распространённой в строительстве храмов техникой кладки в Киевской Руси была так называемая смешанная – стены воздвигали из тонкого кирпича-плинфы и камня на розовом известковом растворе – цемянке. На фасаде чередовался ряд кирпича с рядом цемянки, и оттого он казался полосатым, что уже само по себе было решением декоративного оформления экстерьера.
«О, светло-светлая и украсно украшена
земля Русская!
Десятинная церковь
Сразу после принятия христианства в Киеве был построен храм Успения Богородицы, так называемая Десятинная церковь (989-996) – первый известный нам каменный храм Киевской Руси. Десятинная церковь (князь выделил на её содержание десятую часть своих доходов – отсюда и название) была разрушена во время нашествия монголо-татар.
Десятинная церковь была богато «изукрашена»: об этом свидетельствуют фрагменты фресок и мозаик, плит наборного пола, обломки колонн, куски резных капителей обнаруженные археологами на площади, где стояла Десятинная церковь. Это была большая 25-главая шестистолпная церковь, с двух сторон обнесённая пониженными галереями, что придавало пирамидальный облик всему храму.
Десятинная церковь стояла на главной площади города. Тут же располагались княжеский дворец, хоромы дружины и городской знати. Княжеский терем и главные святыни города – соборы – стояли высоко над Днепром, «на горе».
У подножия холма, «на подоле», жили купцы, ремесленники, городская беднота. Киев рубежа Х-ХI века был хорошо укреплённым городом, стена на мощном земляном валу была деревянной, но ворота в ней были каменными.
В 1031-1036 гг. в Чернигове греческими мастерами был воздвигнут Спасо-Преображенский собор. Этот самый «византийский» храм Киевской Руси сохранился до наших дней почти целиком.
София Киевская
В 1037 г. Ярославом Мудрым в Киеве был заложен каменный Софийский собор, пятиапсидный, 13-купольный. Постройка собора связана с окончательной победой войска князя Ярослава над печенегами.
Также как и Десятинная церковь и Спасо-Преображенский собор, София имеет выраженную пирамидальную композицию. Пирамидальность, наращение масс – черты, чуждые византийскому зодчеству.
Ступенчатая пирамидальность, также как многоглавие, была исконно национальной чертой русского зодчества. Наибольшую декоративность фасадам сообщала живописная структура кладки со скрытым рядом и полосами необработанного камня.
Интерьер Софии Киевской был необычайно богат и живописен: хорошо освещённые алтарные помещения и центральное подкупольное пространство украшены мозаикой.
Столбы нефов, более тёмные боковые помещения под хорами, стены расписаны фресками. Полы были также мозаичными и из шифера. Ши́фер — строительный материал. Первоначально — плиты небольших размеров, изготовленные из глинистых сланцев. Также шифером назывался необработанный глинистый сланец.
Богородица в конхе апсиды Киевской Софии, стоящая с воздетыми руками – канонический тип Оранты (молящейся), — воспринималась киевлянами как образ защитницы города, олицетворение самой «матери городов русских» Её прозвали «Нерушимой стеной». По легенде, пока цела киевская Оранта, будет стоять и Киев.
«Где София, тут и Новгород»
Пятикупольный Новгородский Софийский собор (1045-1050), хотя и строился по образу и подобию Киевского, но всё же значительно отличался от последнего.
Новгородский храм был сложен из камней, скреплённых известковым раствором, впоследствии побеленных штукатуркой, что в сочетании с золотыми куполами, придало ему большую живописность. В Новгородской Софии чувствуется богатырская сила. Недаром собор почитался новгородцами, говорившими: «Где София, тут и Новгород»
София Полоцкая
В 1066 году была построена третья София в Полоцке, техника кладки которого аналогична киевской. Основной объем храма был строго центричен, его внутреннее пространство членилось крещатыми столбами на пять нефов. Храм принадлежал к сложному варианту крестово-купольной системы. Завершался собор семью главами.
Георгиевский собор Юрьева монастыря
В 1119 году князь Всеволод Мстиславич в древнем Юрьевом монастыре возводит каменный собор.
Георгиевский собор, как и Новгородская София, поражает величавостью и массивностью. Он господствует над огромными водными просторами при речном подступе к городу.
Имена древнерусских зодчих в подавляющем большинстве своем нам неизвестны. Но имя создателя Георгиевского собора сохранилось на страницах поздней новгородской летописи — им был «мастер Петр».
- Георгиевским собором завершается монументальное княжеское строительство в Новгороде XII века.
- В киевскую пору были заложены основы русской архитектурной традиции и намечены черты будущих строительных школ различных древнерусских княжеств эпохи феодальной раздробленности.
Приглашаю заглянуть на мой веб-квест «Древнерусское зодчество». Здесь есть маршрут, посвящённый архитектуре домонгольской Руси. Обстоятельное повествование о рождении и устройстве древнерусского храма любознательный читатель моего сайта найдёт на сайте Арзамас.
Удачи!
Источник: https://jauchitel.ru/arxitektura-drevnej-rusi-rus-domongolskaya-prezentaciya-po-mhk/
Культура руси домонгольского периода
Понятие
«культура». Особенности культуры Руси
домонгольского
периода.
Культура
—
совокупность материальных и духовных
ценностей, созданных человечеством
в процессе его общественно-исторической
трудовой практики. Материальные ценности
подразумевают развитие техники, орудий
труда, жилье, одежду и т.д.
Духовные
ценности — это идеологические
представления, система образования,
наука, литература, искусство и т.д.
Особенностями
развития
культуры- IX-XIII
вв. были: замедленность темпов развития;
традиционализм; господство в идеологии
религиозного мировоззрения; накопление
знаний, но научного объяснения многие
факты и явления еще не получили.
В культуре
этого периода можно выделить три этапа:
период дохристианской культуры
восточных славян, о котором, к сожалению,
известно чрезвычайно мало; культура
Киевской Руси, и, наконец, на рубеже
XII-XIII
вв. начинается формирование местных
стилевых особенностей в отдельных
княжествах и землях.
Ранние
сведения о славянской культуре. Язычество.
Первые
сведения о культуре восточных славян
мы получаем из исследований этнографов
(собирание фольклора), филологов,
археологов, из иностранных письменных
источников, в том числе, особенно,
византийских. Археологические находки,
например, Зарубинецкая и Черняховская
культуры дают представления о связи
славян с готами, скифами, сарматами, о
влиянии на них Римской империи и т.д.
Религией
восточных славян было язычество
—
обожествление сил природы. Оно,
очевидно, прошло несколько этапов.
Первоначально славяне поклонялись
добрым и злым духам, которых следовало
задабривать жертвоприношениями.
В
дальнейшем появилась вера в рожаниц
(двух богинь плодородия и плодовитости)
и затем — вера в верховное божество
неба и Вселенной — Рода (вера в него
сохранялась до XIV
— XV
вв.). Постепенно культ Рода оттесняется
культом Перуна, который становится
богом войны и покровителем князя.
Очевидно, формирование языческого
пантеона происходило достаточно сложно.
Некоторые боги заимствованы от других
народов (помимо упоминавшихся уже Хорса
и Симаргла, некоторые исследователи
видят в вере в русалок влияние греческого
культа; а вот варяжский Один не смог,
очевидно, утвердиться в славянском
пантеоне); некоторые боги имеют по
несколько названий, очевидно сложившихся
в разных славянских племенах. В 1848 г. в
районе Збруча обнаружен идол, дающий
представление о славянском языческом
пантеоне.
В 983 г. Владимир
I
попытался упорядочить языческий пантеон.
Он выбрал шесть главных богов (Даждьбога,
Хорса, Стрибога, Семаргла, Мокоши и
Перуна) и поставил им идолы на холме
недалеко от собственного терема.
Поклонение другим богам каралось.
Однако первая религиозная реформа не
принесла того результата, на который
рассчитывал Владимир. Ведется поиск
новой религии.
Согласно летописной
версии, Владимир беседовал с миссионерами
различных религий и больше всего был
поражен рассказами греческого миссионера.
По его уходе князь послал десять
разумнейших мужей в разные страны для
испытания вер на месте.
Вернувшись в
Киев, они восторженно рассказывали о
храме Софии в Константинополе. В пользу
православия оказался и пример великой
княгини Ольги. Таким образом, выбор пал
на православие.
Христианизация
Руси.
В результате
Владимир, как и его предшественники,
избрал православное
христианство1.
Крещению
Владимира предшествовали следующие
события: Византийский император
Василий II
обратился к Владимиру с просьбой помочь
подавить восстание малоазийского
полководца Варды Фоки, обещая в обмен
выдать за Владимира свою сестру Анну.
Шеститысячная дружина Владимира
помогла подавить восстание, но Анна не
захотела выходить замуж за «робичича»
(Владимир был сыном ключницы Ольги
Малуши). В ответ Владимир I
захватил Корсунь (Херсонес — центр
византийских владений в Крыму).
Только
после этого он получил жену и принял
крещение (в крещении назван Василием).
Вместе с Анной прибыл на Русь и первый
митрополит — Михаил, однако при нем
Киевская митрополия еще не успела
устроиться. Это произошло при втором
митрополите — Леонтии, который в 992 г.
разделил митрополию на епархии (в
Новгороде, Чернигове, Ростове,
Владимире-Волынском и Белгороде) и
назначил епископов.
Не везде
обращение народа в православие проходило
без осложнений. Если в Киеве крещение
прошло относительно быстро и спокойно,
то в Новгороде потребовалось применение
военной силы, а в Ростове были даже
попытки изгнать или убить епископа.
Христианизация Руси растянулась до XII
в. (некоторые авторы склонны говорить
о двоеверии, продолжавшемся до конца
XVII
в.) После крещения Руси языческие традиции
не прекратились.
В христианских праздниках просматривается влияние язычества: часть пасхальных обрядов,
Троицын
день и т.д. имеет связь с более древними
языческими праздниками, остаются
традиционными (хотя и приурочиваются
к православным праздникам) «святки» и
масленица. Одним из отражений
языческого мировоззрения являются
магические обряды, заклинания, различные
«приметы», гадания.
Письменность.
Просвещение.
Безусловно,
роль принятия христианства в развитии
русской культуры очень велика. В
частности, некоторые убеждены, что
письменность
у
восточных славян появляется благодаря
христианским миссионерам. До сих пор
этот вопрос является дискуссионным.
Есть отдельные свидетельства о попытках
записать славянские слова греческими
буквами; о наличии своей системы знаков
письменности (черт и рез), о проникновении
на Русь глаголического алфавита во II
половине IX
в. и т.д. И действительно, братья-миссионеры
Кирилл и Ме-фодий видели в 60-е годы IX
в. Евангелие, написанное славянскими
буквами. К середине Х в.
относится и
первая надпись кириллицей на найденном
в 1949 г. во время раскопок в Гнездове (под
Смоленском) обломке горшочка.
В 1951 г. в
Новгороде обнаружены первые берестяные
грамоты, а в 1981 г. была найдена берестяная
грамота середины XI
в. с азбукой, состоящей из 32 букв.
Во второй
половине IX
в. Кирилл и Мефодий, как считают сейчас
большинство специалистов, создали
глаголический алфавит, который, в свою
очередь, был впоследствии переработан
в кириллицу. Глаголица имела некоторое
хождение для тайнописи, но довольно
быстро вышла из обращения.
Литература.
С распространением
письменности связано и развитие
литературы.
От
домонгольского времени до нас дошли
150 книг, как переводных, так и принадлежащих
русским авторам.
В первую
очередь, это религиозные и богословские
произведения. Со значительной частью
религиозных текстов русский читатель
знакомится благодаря миссионерам
Кириллу и Мефодию и их последователям.
При этом религиозные тексты переписывались
как целиком, так и в виде сборников
отдельных проповедей.
До нас дошло,
например, переписанное в 1056-1057 гг. для
новгородского посадника Остромира
Евангелие («Остромирово Евангелие»).
Помимо религиозных текстов, на Русь
проникла некоторая часть сочинений,
посвященных толкованию различных
церковных догматов. Замечено, что в XI
в.
на Руси почти не переводили
современных византийских авторов,
отдавая предпочтение богословам раннего
христианства. Появляются и собственные
богословские сочинения (например,
«Исповедание веры» митрополита Иллариона
(1051), «Стя-зание с латиной» митрополита
Георгия (1060-е гг.
), «Слово о вере христианской
и о латинской» игумена Печерского
монастыря Феодосия (ок. 1068 г.) и т.д.).
Появление такого рода сочинений именно
в это время объясняется не только
расхождением
между Римом и Константинополем, но и
стремлением Киевской митрополии добиться
большей независимости от Константинополя.
Большой популярностью пользовались
также «апокрифы» — не признанные
ортодоксальной церковью произведения,
трактующие отдельные библейские и
евангельские сюжеты (например,
«Сказание, как сотворил Бог Адама»,
«Слово об Адаме и о Христовом воплощении»,
«Хождение Богородицы по мукам» и т.д.).
Влияние апокрифов сильно ощущается и
в «Повести временных лет», и в других
древнерусских произведениях.
Другим
распространенным жанром древнерусской
литературы стали «жития». Одним из
первых образцов этого жанра стали
сочинения Нестора «Чтение о Борисе и
Глебе» и «Житие Феодосия» (основателя
Киево-Пеаерского монастыря).
В XII
в. появляется новый жанр — «хождения»
(например, «Хождение» игумена Даниила
в Палестину, совершенное в 1106-1108 гг. и
др.)
Из других
жанров можно упомянуть «слова» (в этом
жанре объединяются достаточно
разнообразные по содержанию произведения,
такие, например, как «Слово о законе
и благодати» митрополита Иллариона
(ок. 1049), «Слово» Даниила Заточника князю
Ярославу Владимировичу, «Слово о полку
Игореве» и т.д.), «поучения» и «послания».
В I
половине XI
в. сложилось летописание. Летописи
представляли собой погодное изложение
событий, включая самые разнообразные
сведения, рассуждения авторов, проповеди
и богословские тексты. Предположительно
первый подробный летописный свод был
начат при Владимире I
в 996 г., однако он не сохранился.
Древнейшая
из дошедших до нас — «Повесть временных
лет», составленная монахом Киево-Печерского
монастыря Нестором около 1113 г.
Известны
также Псковская, Новгородская,
«Ипатьевская» (названа по месту
обнаружения — в Ипатьевском монастыре
под Костромой) и «Лаврентьевская»
(названная в честь монаха Лаврентия,
который написал ее для суздальско-нижегородского
князя) летописи.
Архитектура:
деревянная, каменная.
Христианизация
Руси способствовала и развитию каменного
строительства.
В области
жилищного строительства на Руси сложились
два типа построек: северные (со
срубными стенами, деревянным, часто
поднятым над землей полом, двускатной
кровлей и большой печью, сложенной из
камней) и южные (пол несколько углублен
по отношению к поверхности земли, стены
деревянные, часто присыпались снаружи
землей). Из деревянных церквей I
пол. X
в. можно упомянуть церковь Ильи в Киеве,
60 гг. XI
в. — собор в Ростове, церковь Бориса
и Глеба в Вышгороде, тринадцатиглавая
деревянная София Новгородская.
Первые
известные нам мастера-древодели (зодчие):
Миронег (нач. XI
в.) и Ждан-Никола (конец XI
в.).
Каменное
строительство начинается в конце X
в. Древнейшим каменным храмом считается
Десятинная церковь в Киеве (989-996 гг.).
Первоначально
здания возводились из планфы (тонкий
плиткообразный кирпич); использовалась
техника скрытого ряда (тип кладки, при
котором на фасад здания выходили не все
ряды кирпичей, через один), заглубленный
ряд снаружи закрывали раствором.
Основной
тип сооружения — крестово-купольный
храм (назван по типу перекрытия)1.
Для Киевской
Руси характерно уступчатое многоглавие
храмов. Снаружи здания окружаются
галереями с лестничными башнями. Внутри
— используются фрески, мозаика,
наборные мозаичные полы.
Известно
около 15 каменных храмов XI
— начала XII
вв., близких по стилю. В 1037 г. сооружен
тринадцатиглавый храм Софии в Киеве.
Позднее Софийские храмы возведены также
в Новгороде и Полоцке.
В начале XII
в. распространение получают более
лаконичные и монолитные постройки.
Главенствует тип небольшого трехнефного
крестово-купольного храма с маленькими
хорами только в западной части.
Стремление
создать более компактный объем заставило
отказаться от лестничных башен и заменить
их узкими лестницами, расположенными
внутри стен. Начинается использование
местного строительного материала, во
многом предопределяющее внешний вид
построек.
Изменяется и интерьер — фреска
вытесняет мозаику, мозаичные полы
сменяются полами из поливных керамических
плиток.
В Киеве,
Смоленске, Чернигове, Рязани — по-прежнему
строили из плинфы, но более вытянутой
формы; вместо кладки со скрытым рядом
появляется равнослойная кладка, где
все ряды кирпичей выходили на лицевую
поверхность стен. Усложняется декор
фасада: появляются аркатурные пояски,
уступчатые порталы и т.д.
В Новгороде
строительным материалом был серый
известняк, который легко выветривается
и крошится. Поэтому мастера затирали
стены штукатуркой, а наиболее сложные
участки и элементы декора выполняли из
кирпича.
Для новгородских храмов
характерна сдержанность, лаконичность
и массивность форм, некоторая приземистость
и «расклешениость».
Из сохранившихся
и реконструированных памятников наиболее
часто упоминают церковь Спаса-Нередицы
(1198).
По иному
пути пошли зодчие Галицко-Волынской
земли. Стены сооружений возводились
из каменных блоков правильной формы,
уложенных в два ряда, промежуток между
которыми заполнялся битым камнем и
раствором. Фасад украшался барельефной
скульптурой.
К сожалению,
памятники галицкой архитектуры не
сохранились; лишь небольшая их часть
известна по археологическим раскопкам.
Из памятников
архитектуры Владимиро-Суздальского
княжества сохранились, в том числе
и существенно перестроенные, и в
реконструкциях, Золотые ворота,
Успенский и Дмитриевский соборы во
Владимире, церковь Покрова на Нерли
и др. Материалом для строительства
служил белый камень; широко использовалась
каменная резьба на фасадах. Отличительной
чертой соборов был аркатурно-колончатый
пояс, проходящий по середине фасада.
Мозаика.
Фресковая живопись. Иконопись. Миниатюра.
Что касается
живописи,
то
в этот период она представлена достаточно
широко — в мозаиках, фресках и иконах.
Известны также имена русских иконописцев
XI
в. (Олимпий, Олисей, Георгий и др.).
Мозаики —
картины, составлявшиеся из кусочков
естественного цветного камня или
разноцветного стекла, вдавливавшихся
в штукатурку. Наиболее известны
мозаики Софийского и Михайловского
(Дмитриевского) соборов.
К сожалению,
и те и другие сохранились не полностью.
В Софии Киевской уцелели погрудное
изображение Христа Вседержителя, одна
фигура архангела и фигура апостола
Павла.
Из мозаик Михайловского собора
— изображение Дмитрия Солунского
(Государственная Третьяковская галерея).
Фрески —
настенные живописные изображения,
наносившиеся на сырую штукатурку,
отличавшиеся, как правило, монументальностью
формы. Сохранилась часть фресок Софии
Киевской, в том числе и образцы светской
живописи: сцены охоты, цирковых состязаний,
изображения ряженых, скоморохов,
музыкантов и т.д.
Фрески раннего
периода пытаются передать портретное
сходство, и преодолеть неподвижность
изображения. Фресковые изображения XII
века отличает значительно большая
условность и отвлеченность образов.
Лучше всего сохранились фрески конца
XII
века в Дмитриевском соборе во Владимире.
Новгородская фресковая живопись
сохранилась значительно хуже — в
новгородской ' Софии сохранились
фрагменты фигур пророков, расположенные
в простенках между окнами центрального
купола, а также несколько фрагментов
росписей притворов, в том числе —
изображение византийского императора
Константина и его матери Елены.
Из более
поздних образцов фресковой живописи
сохранились росписи собора Николы на
Дворище и соборов Антониева и Юрьева
монастырей.
Иконы
XI-XIII
в. частью вывозились из Византии
(например, «Владимирская богоматерь»
(Государственная Третьяковская галерея),
частью выполнялись в Киеве и других
городах, под руководством византийских
мастеров или в подражание их образцам.
Еще один вид
живописного искусства миниатюра.
Наиболее
известны миниатюры Остромирова
Евангелия (1056-1057), написанного дьяконом
Григорием для новгородского посадника
Остромира и Мстиславова Евангелия (ок.
1117), исполненного переписчиком Алексой
для новгородского князя Мстислава.
Скульптура
же
существовала в основном в виде барельефных
изображений на стенах соборов, и в
виде резьбы по дереву. Монументальная
скульптура не получила развития.
Отдельные скульптурные изображения
святых встречаются очень редко.
Источник: https://studfile.net/preview/6288585/page:8/
Культура и быт Руси в домонгольский период
Своими корнями русская культура уходит в древнюю языческую эпоху. Язычество – комплекс первобытных воззрений, верований и обрядов – имело свою историю. Поначалу славяне, очевидно, одушевляли различные стихии, поклонялись духам лесов, водных источников, солнца, грозы и пр.
Постепенно стала проявляться тенденция к единобожию: огромное значение приобрели Род – земледельческое божество, управлявшее дождями, земными водами, подземным огнем и пр. – и тесно связанные с ним богини плодородия – рожаницы.
По мере становления государственных отношений на первый план вышел культ Перуна – княжеско-дружинного бога войны (первоначально почитался как бог грозы). Свое художественное выражение. язычество нашло в народном фольклоре: сказках, заговорах и заклинаниях, пословицах и поговорках, обрядовых песнях и пр., хранящих следы магических представлений. В Х–ХI вв.
складывается былинный эпос, связанный со становлением Киевского государства, защитой его от врагов. В Х в. на Русь проникает письменность – кириллица, созданная византийскими миссионерами Кириллом и Мефодием.
Принятие христианства дало мощный толчок развитию культуры. ХI в. – время рождения древнерусской литературы. Древнейшее из известных нам произведений “Слово о законе и благодати” (ок. сер. ХI в.) будущего митрополита Илариона. Оно содержит рассказ о том, как слово Божие распространялось в мире, как оно достигло Руси и утвердилось в ней.
Большую роль в древней литературе играли жития святых; особенно почитались на Руси князья Борис и Глеб, сыновья Владимира, убитые своим братом Святополком. Блестящим образцом светской литературы стало “Поучение Владимира Мономаха” (конец ХI – начало ХII в.) –рассказ о своей жизни мудрого государственного деятеля, боровшегося за единство Руси.
Идея единения, преодоления княжеских междоусобиц во имя общерусских интересов пронизывает “Слово о полку Игореве” (ок. 1187 г.). Своеобразием отличается «Слово», или “Моление Даниила Заточника” (нач. ХII в.), обедневшего мелкого феодала, который просит князя о милости, используя выразительные аллегории, остроумные присказки и пр.
Важнейшую роль в русской литературе играло летописание: помимо погодных записей о важнейших событиях, в летописи входили поэтические легенды и предания: о признании варягов, походе князя Олега на Царьград и пр. Самым значительным памятником является “Повесть временных лет”, составленная ок. 1113 г. монахом Киево-Печерского монастыря Нестором.
По мере раздробленной Руси летописание теряло общерусский характер, дробясь на летописи Владимиро-Суздальские, Галицко-Волынские и пр.
С принятием христианства получает развитие каменная, прежде всего церковная, архитектура. Из Византии в качестве образца был заимствован крестово-купольный тип храма (четыре свода, сгруппированные в центре храма, в плане давали крестообразную структуру), однако на Руси он получил свое развитие.
Так, самый грандиозный архитектурный памятник Киевской Руси – 13-купольный Софийский собор в Киеве (ок. 1037 г.) имел ярко выраженную ступенчато-пирамидальную композицию, которая так же, как и многоглавье, была несвойственна византийским храмам.
По несколько упрощенному образцу киевской Софии Софийские соборы были построены в Новгороде и Полоцке (сер. ХI в.). Постепенно русская архитектура получает все большее многообразие форм. В Новгороде в ХII–ХIII вв.
создается множество церквей –Бориса и Глеба в детинце, Спаса-Нередицы, Параскевы Пятницы и пр., которые при небольших размерах и максимальной простоте убранства обладают поразительной красотой и величественностью.
Во Владимиро-Суздальском княжестве складывается своеобразный тип архитектуры, отличавшейся изяществом пропорций и нарядностью декора, в частности белокаменной резьбой: Успенский и Дмитриевский соборы во Владимире, церковь Покрова на Нерли.
В период расцвета Киевской Руси первое место принадлежало монументальной живописи – мозаике и фреске. В киевской Софии мозаики покрывали купол (Христос Вседержитель) и алтарь (Богоматерь Ораната, т.е. молящаяся); остальная часть храма была покрыта фресками – сцены из жизни Христа, изображения проповедников и пр.
, а также светские сюжеты: групповые портреты Ярослава Мудрого с семьей, эпизоды придворной жизни. Из более поздних образцов монументальной живописи наиболее известны фрески церкви Спаса-Нередицы и Дмитриевского собора. Оригинальные русские произведения иконописи известны лишь с ХII в.
; большую известность приобрела в это время новгородская школа.
Характерной чертой русского быта периода Древнерусского государства было возникновение существенной разницы между образом жизни феодальных верхов и основной массы населения. Крестьяне жили в небольших домах. На юге, в лесостепной зоне, это были полуземлянки (т.е.
жилища, пол которых был ниже уровня почвы) с земляными полами, с покрытой сверху слоем земли крышей, концы которой подчас опускались до самого низа. На севере это были срубные, наземные постройки, с деревянными полами.
Печи бывали то глинобитными, то каменными, но еще не кирпичными, топились они по-черному. Окна были маленькими. Иными были жилища горожан. Даже на юге почти не встречались полуземлянки.
Стояли, как правило, срубы, нередко двухэтажные, причем нижний этаж был часто хозяйственным, а верхний – жилым. На юге первый этаж иногда был углублен в землю. Здания состояли подчас из нескольких комнат.
Совсем иными были жилые помещения знати. На территориях обширных боярских усадеб площадью от 250 до 1000 и более квадратных метров стояли боярские дворы, избы для слуг, холопов, ремесленников.
Боярские и княжеские хоромы представляли собою целый комплекс срубных построек, соединенных сетью затейливых переходов, с галерейками, крыльцами и с почти обязательным теремом –деревянной башней.
Были и каменные княжеские дворцы.
Основным видом одежды и мужчин, и женщин, и знати, и непривилегированных слоев общества была рубаха: длиннее у женщин, короче у мужчин, из дорогих тканей у знати, домотканая («власяница») у простых людей, с вышивкой у женщин.
Кроме рубахи, мужчины носили под рубахой узкие длинные штаны – «порты», а женщины поверх рубахи юбку. Верхней одеждой у простых людей была свита – длинное, плотно облегающее одеяние. Носили также разнообразные плащи.
Плащи знати были из дорогих, часто восточных материй, парчовые, шитые золотом. Княжеские плащи – «корзно» –длинные, застегивающиеся на одном плече дорогими золотыми застежками, часто с драгоценными камнями.
Простые шубы–«кожухи», достаточно защищавшие от холода, носили крестьяне и ремесленники. Знать носила дорогие кожухи, шитые золотом, из дорогих мехов.
Лапти – лыченицы были крестьянской обувью, кожаная у них встречалась редко. Горожане чаше носили кожаную обувь: сапоги или туфли – поршни. Но у знати «черленые сапоги» (их упоминает Даниил Заточник) были из дорогой кожи, покрытые инкрустацией, подчас даже с золотой вышивкой, как, например, у галицкого князя Даниила.
Развлечением знати была охота («ловы») и богатые дружинные пиры, на которых, кроме обильного местного угощения, встречались и «овошеве (т. е. фрукты) разноличные» из южных краев.
Столы были уставлены дорогой посудой, не только кубки, но и ложки были серебряными, деревянными же есть было непрестижно даже рядовым дружинникам. Значительно менее изысканными были общинные пиры-братчины. Однако и на тех, и на других обязательными гостями были скоморохи.
Церковь тщетно выступала против «играния и бесовского пения» на «мирских» пирах и вынуждена была лишь советовать священникам уходить с пиров своих прихожан, если такое «играние» должно начаться.
Источник: https://students-library.com/library/read/17261-kultura-i-byt-rusi-v-domongolskij-period
Культура домонгольской Руси (IX-нач. XIII вв.)
К характерным чертам славянской культуры домонгольского периода относятся: оформление и развитие общекультурного пространства на основе объединения восточнославянских племен под эгидой древнерусской государственности; синтез язычества и христианства; формирование раннесредневековой городской культуры; становление и расцвет важнейших жанров и направлений в литературе и искусстве, их тесная связь с устным народным творчеством.
Господствующим стилем эпохи являлся монументальный историзм — стремление рассматривать изображаемое как бы с больших расстояний (пространственных, временных, иерархических), представлять его в крупных величественных формах, через призму своеобразного «панорамного зрения». Его отличали динамичность, интерес к истории, торжественная церемониальность, ансамблевый характер. Схожие явления наблюдались в средиземноморской и европейских культурах — византийский и романский стили.
Формировавшаяся русская культура испытывала влияние с юга, из Византии (проявлялось как продолжение развития древних связей с северочерноморской греческой культурой; с конца Х в.
усилилось болгарское влияние); со скандинавского севера; со стороны кочевников юго-восточных степей; со стороны западных и северо-западных славян; со стороны германских народов. Особая роль в трансплантации культурных традиций извне принадлежала древнеболгарской культуре.
Важнейшим фактором ее являлись единые для южных и восточных славян церковнославянский язык и письменность в виде кириллицы (в меньшей степени в виде глаголицы).
В своем развитии культура домонгольской Руси прошла три этапа. 1-й этап (IX-Х вв.). Завершение формирования восточнославянской племенной языческой культуры и ее кризис в связи с возникновением нового типа политической организации общества (раннефеодальной монархии).
Для ее закрепления и дальнейшего развития требовался и новый тип религиозно-идеологической организации общества (церковь). Проникновение на Русь христианства в виде византийского православия завершилось в конце Х в.
введением христианства в качестве официальной религии, что неизбежно повлекло за собой переориентацию в сфере культуры.
2-й этап (XI-нач. XII вв.). Расцвет относительно единой культуры периода Киевской Руси с преобладанием двух центров: Киева на юге и Новгорода на севере.
Становление русской литературы характеризовалось как развитием переводов с греческого, латинского, древнееврейского языков (византийские Хроники Георгия Амартола и Иоана Малалы, «История Иудейской войны» Иосифа Флавия, «Повести об Акире Премудром», многочисленные богослужебные и четьи книги, в т. ч.
жития святых, творения отцов церкви, апокрифы — памятники иудейской и раннехристианской литературы, не включенные в библейский канон), так и созданием оригинальных литературных произведений (летописей, в том числе «Повести временных лет» Нестора, проповедей, в т. ч.
«Слова о Законе и благодати» митрополита Иллариона, Сказания о Борисе и Глебе, Жития Феодосия Печерского, «Поучения к детям» Владимира Мономаха и др.).
Высокий уровень образования населения подтверждало развитие книгописания с использованием пергамента — особым образом выделанной кожи и грамоты на бересте.
В архитектуре значительное развитие получило каменное строительство. Наиболее известными памятниками этого периода были Десятинная церковь в Киеве (конец Х в.), собор Спаса в Чернигове (1036г.), храм Софии в Киеве (1037 г.), храм Софии в Новгороде (1045-1050 гг.), Золотые ворота в Киеве.
Широко использовались мозаики и фрески. В живописи преобладало иконное писание, книжная миниатюра. Прикладное искусство отличала высокоразвитая техника перегородчатой эмали, черни, филиграни, зерни, поливной керамики, резьбы по Кости.
В данный период происходит оформление важнейших жанров фольклора и прежде всего — былинного эпоса.
В музыке используется заимствованная из Византии система знаменной нотации, которая применялась в практике церковных песнопений и в певческой рукописной традиции вплоть до конца XVII в.
3-й этап (XII-нач. XIII вв.). Развитие культуры в условиях политической дезинтеграции Киевской державы и возникновения новых центров — Владимира-Залесского, Суздаля, Ростова, Смоленска, Галича, Владимира-Волынского и др.
В литературе и искусстве появляются новые черты и темы, усиливается разнообразие жанров, злободневность и публицистичность. Продолжается традиция литературных переводов («Александрия», «Повесть о Варлааме и Иоасафе», «Девгениево деяние», географические, естественнонаучные, философские сочинения).
Создаются новые летописные своды, отражавшие местные политические интересы. Развивается торжественное красноречие (творчество Кирилла Туровского и Климента Смолятича).
К числу наиболее выдающихся литературных произведений того времени относятся «Слово о полку Игореве», «Киево-Печерский патерик», «Моление» Даниила Заточника.
Резко возрастает число церквей и каменных построек, их насчитываются тысячи. Среди них выделяются Кирилловская церковь, храм Успения на Подоле -в Киеве; собор Пятницкого монастыря в Чернигове; церковь Спаса Нередицы в Новгороде; замок Андрея Боголюбского на Клязьме, храм Покрова на Нерли, Успенский и Дмитровский соборы во Владимире.
Продолжается развитие фресковой живописи, прикладного искусства. В целом общий уровень культуры Руси был сопоставим с европейским и средиземноморским.
- © Размещение материала на других электронных ресурсах только в сопровождении активной ссылки
- Вы можете заказать оригинальную авторскую работу на эту и любую другую тему.
- Контрольные работы в Магнитогорске, контрольную работу купить, курсовые работы по праву, купить курсовую работу по праву, курсовые работы в РАНХиГС, курсовые работы по праву в РАНХиГС, дипломные работы по праву в Магнитогорске, дипломы по праву в МИЭП, дипломы и курсовые работы в ВГУ, контрольные работы в СГА, магистерские диссертации по праву в Челгу.
Источник: https://magref.ru/kultura-domongolskoy-rusi-ix-nach-xiii-vv/
Культура Руси домонгольского периода
Слайд 1
Культура Руси домонгольского периода Выполнил ученик 10 « а» класса МОУ «СОШ № 31» Петенков Алексей Саратов 2 011
Слайд 2
КУЛЬТУРА ДОМОНГОЛЬСКОЙ РУСИ (IX — НАЧАЛО XIII ВВ.) Руси домонгольского времени, культуру ХШ-XV вв. — времени формирования Русского централизованного государства, культуру XVI и культуру XVII столетий. Русскую культуру до конца XVII в. обычно характеризуют как средневековую.
С петровских преобразований утверждается новая русская культура. Основной чертой ее был светский, рационалистический тип культуры. Как отдельные периоды развития новой культуры рассматриваются: культура первой четверти ХУШ в., середины — второй половины XVIII в., первой половины XIX в.
, второй половины XIX в., начала XX в.
- Слайд 3
- Владимир- столица северо-восточной Руси домонгольского периода
- Слайд 4
Истоки русского культурного развития Культура Киевской Руси унаследовала культуру восточнославянских племен, составивших ядро государства. Она испытала несомненное влияние кочевых народов и Византии.
Традиции Византии — одной из наиболее развитых стран тогдашнего мира — оплодотворили народную, основанную на языческом мировоззрении культуру Руси. Они были переработаны, преломлены на русской почве.
Слайд 5
Во второй половине Х II — начале Х III в. русская культура стала испытала определенное влияние западноевропейской романской традиции.
Монголо-татарское завоевание резко изменило характер контактов и направление культурных связей Руси.
В культуре домонгольской Руси можно выделить три периода: культуру восточного славянства , культуру Киевской Руси , культуру русских земель и княжеств периода раздробленности.
- Слайд 6
- На Руси в домонгольский период были также распространены невысокие одноярусные алтарные преграды по типу византийских темплонов .
- Слайд 7
Особенности развития русской культуры IX-XVII вв. Это время господства средневековой культуры. Для нее, во-первых , характерна общая замедленность темпов развития. Медленно совершенствуются производительные силы, господствует натуральное хозяйство, консервирующее существующий уровень общественных отношений.
Слайд 8
Во-вторых, характерной чертой культуры этого времени является традиционализм . Народ-земледелец , наблюдая за сменой времен дня и года, за жизнью отдельного человека, видел их повторение, движение по замкнутому кругу. Вековой опыт был самым надежным гарантом от катастроф. Отсюда авторитет старины, того, что многократно повторялось ; следование образцам
Слайд 9
В-третьих, отличительной чертой средневековой культуры является господство в идеологии религиозного мировоззрения. Светские рационалистические (от лат. » рацио » — разум) представления присутствуют лишь в зародыше; они наиболее заметны в городах и в народной, бытовой культуре.
Слайд 10
В-четвертых , для этого периода характерно накопление знаний, но научного объяснения многие факты и явления еще не получили.
Несмотря на определенные отличия в развитии Руси по сравнению с западноевропейскими странами, русская культура формировалась и развивалась в общем русле европейской культуры.
Это объясняется однотипностью социально-экономического развития Руси и европейских стран , сходством социальной структуры. Наконец общим были и христианские вечные ценности, определявшие тип культуры.
Слайд 11
К сожалению, многие памятники культуры до нас не дошли . Значительная часть их погибла в огне пожаров, нашествий, войн. Например,когда в 1382 г. монголы осаждали Москву, ее жители снесли книги в Кремлевский собор. Летописец записал: книг было так много, что они подпирали своды здания.
Когда же Тохтамыш обманом ворвался в Кремль , то эти несметные книжные богатства сгорели. Гибли книги и в последующие века. В огне пожара 1812 г. погиб единственный список «Слова о полку Игореве». Большое число памятников культуры было уничтожено фашистами в годы Великой Отечественной войны.
Многие памятники культуры погибли и в результате действий властей, громивших их по «идейным» соображениям.
Слайд 12
Список Интернет-ресурсов http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%BA%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0+%D1%80%D1%83%D1%81%D0%B8+%D0%B4%D0%BE%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D0%B3%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE+%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B8%D0%BE%D0%B4%D0%B0&rpt=image http://www.pravo.vuzlib.net/book_z1368_page_8.html http://bigrefs.ru/11/ref.php?id=1231787461
Источник: https://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2011/11/19/kultura-rusi-domongolskogo-perioda
Тема 5. культура руси домонгольского периода
- ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН:
- Понятие «культура».
- Религия.
- Письменность.
- Литература
- Архитектура.
- Иконопись.
- Основные понятия и выводы по теме.
1.Культура — совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человечеством в процессе его общественно-исторической трудовой практики. Материальные ценности — развитие техники, орудий труда, жилье, одежда и т.д.
; духовные ценности — идеологические представления, система образования, наука, литература, искусство и т.д.
В культуре этого периода можно проследить три этапа: 1. Период дохристианской культуры восточных славян, о котором, к сожалению, известно чрезвычайно мало; 2. Культура Киевской Руси; 3. На рубеже XII-XIII вв. начинается формирование культуры местных стилевых особенностей в отдельных княжествах и землях.
Владимир I Святославович Красное Солнышко, князь новгородский (980 — 1015 гг.). К этому времени завершается формирование Киевской Руси как политического и культурного центра.
1951 г. — в Новгороде обнаружены берестяные грамоты.
Находка под Смоленском в 1949 г. свидетельствует о наличии у славян письменности до принятия христианства.
Более ранние находки — например, Зарубинецкая и Черняховская культуры дают представления о связи славян с готами, скифами, сарматами, о влиянии Римской империи и т.д.
2. Основной религией древних славян было язычество — обожествление сил природы. Первоначально славяне поклонялись добрым и злым духам, которых следовало задабривать жертвоприношениями.
В дальнейшем появилась вера в рожаниц ( двух богинь плодородия и плодовитости), а затем — вера в верховное божество неба и Вселенной -Рода (вера в него сохранялась до XIV -XV вв.).
Постепенно культ Рода оттесняется культом Перуна, который становится богом войны и покровителем князя.
1948 г. — в районе Збруча обнаружен идол, дающий представление о славянском языческом пантеоне;
После крещения Руси языческие традиции не прекратились. В христианских праздниках просматривается влияние язычества. Остаются традиционными “святки”, “масленица”, различные гадания, заклинания, приметы.
Первые сведения о христианстве проникли на Русь, очевидно, еще в конце IX в. Владимир I в 988 г. принял христианство (православие), крещение произошло на Днепре.
Однако, христианизация Руси растянулась до XII в., хотя серьезного противоречия между язычеством и христианством не было.
Положительные стороны принятия христианства:
1. Христианство создало широкую основу для объединения всех народов Руси.
Исчезли границы между русом и славянином, угро-финном, и другими народностями Руси. Всех их объединяла общая духовная основа.
Христианство постепенно стало оттеснять языческие обряды и традиции и на этой основе произошла гуманизация общества.
4. Значительным культурным переворотом было введение письменности.
5.Христианство способствовало становлению городской культуры, в преимуществе, сельскохозяйственной по роду жизнедеятельности страны.
6. Развилось храмное строительство.
7.Получило развитие книжное дело, литература, история, философия, судопроизводство.
8. Благодаря принятию христианства, Киевская Русь была включена в европейский христианский мир, а значит стала равноправным элементом европейского цивилизационного процесса.
Негативные стороны принятия христианства
1. Православие способствовало обособлению Руси от западноевропейской цивилизации. С падением Византии Восточные государства и Русская православная церковь оказались изолированными от остального христианского мира.
2. Именно этим можно объяснить отказ Западной Европы прийти на помощь Руси в борьбе с иноверцами (татаро-монголами, турками и другими завоевателями).
3. Христианская церковь разделилась на Римско-католическую, западную (Рим) и Греко-кефалийскую православную восточную (Константинополь, Византия)
Раскол произошел еще в 858 году.:
I. Раскол между Римом и Константинополем из-за расхождения в вопросе происхождения Святого Духа.
Из-за смещения Константинопольского патриарха и отказа Рима признать законность этого акта.
3.Возникновение письменности связано споявлением христианства.Братья-миссионеры Кирилл и Мефодий во второй половине IX в. создали глаголический алфавит, который, в свою очередь, был впоследствии переработан в кириллицу.
4. От домонгольского времени до нас дошли, переписанное в 1056-1057 гг. “Остромирово Евангелие”, “Исповедание веры” митрополита Иллариона (1051 г.), “Стязание с латиной” митрополита Георгия (60-е гг. IX в.), “Слово о вере христианской и о латинской” игумена Печерского монастыря Феодосия (ок.1068 г.) и т.д.
Большой популярностью пользовались “апокрифы” — произведения, трактующие отдельные библейские и евангельские сюжеты, например, “Сказание, как сотворил Бог Адама”, “Слово об Адаме и о Христовом воплощении”, “Хождение Богородицы по мукам”. Влияние апокрифов сильно ощущается и в “Повести временных лет”
В I-й половине XI в. сложилось летописание. Древнейшая из дошедших до нас — “Повесть временных лет”, составленная монахом Киево-Печерского монастыря Нестором около 113 г. Известны также Псковская, Новгородская, “Ипатьевская” (Ипатьевский монастырь под Коломной) и “Лаврентьевская” (написал монах Лаврентий для суздальско-нижегородского князя) летописи.
Жития. Сочинения Нестора “Чтение о Борисе и Глебе” и “Житие Феодосия” (основателя Киево-Печерского монастыря).
Хождения.«Хождение» игумена Даниила в Палестину, совершенное в 1106-1108 гг. и др.
Слова.“Слово о законе и благодати” митрополита Иллариона (ок.1049 г.), “Слово” Даниила Заточника князю Ярославу Владимировичу, “Слово о полку Игореве”, “поучения” и “послания”.
5.
Два типа построек: северные (со срубными стенами, деревянным, часто поднятым над землей полом, двускатной кровлей и большой печью, сложенной из камней) и южные (пол несколько углублен по отношению к поверхности, стены деревянные, часто присыпались снаружи землей). Из деревянных церквей (I пол. X в.): церковь Ильи в Киеве, 60-е гг. XI в., собор в Ростове, церковь Бориса и Глеба в Вышгороде, тринадцатиглавая деревянная, София Новгородская.
Первые известные мастера-древодели (зодчие): Миронег (нач.XI в.) и Ждан-Никола (конец XIв.).
Каменное строительство начинается в конце X в. Древнейшим каменным храмом считается Десятинная церковь в Киеве (989-996 гг.). Строили из плинфы (тонкий плиткообразный кирпич).
Для Киевской Руси характерно уступчатое многоглавие храмов, но в начале XII в. распространение получают более лаконичные, монолитные одноглавые храмы. Начинается использование местного материала для строительства. Интерьер украшают фресками, полы выполнялись из поливных керамических плиток.
В Новгороде строительным материалом был серый известняк. Для новгородских храмов характерна сдержанность, лаконичность, некоторая приземистость и “расклешенность.”. Из сохранившихся памятников часто упоминается церковь Спаса-Нередицы (1198).
В Галицко-Волынской земле строили из каменных блоков правильной формы. Фасад украшался барельефной скульптурой.
Из памятников архитектуры Владимиро-Суздальского княжества сохранились Золотые ворота, Успенский и Дмитриевский соборы во Владимире, церковь Покрова на Нерли и др. Материалом для строительства служил белый камень; использовалась каменная резьба на фасадах. Отличительной чертой соборов был аркатурно-колончатый пояс, проходящий по середине фасада.
Живопись представлена в мозаиках, фресках иконах. Известны также имена русских живописцев XI в. Олимпий, Олисей, Георгий и др.
Скульптура существовала в основном в виде барельефных изображений на стенах соборов и в виде резьбы по дереву. Монументальная скульптура не получила развития.
Краткий итог: В древней Руси сформировалась высокая самобытная культура, истоками которой были, с одной стороны, славянская культурная традиция и творческие силы народа, с другой- благотворное влияние Византии. После принятия христианства культура на Руси развивалась в русле православной религии. Для нее характерно сочетание элементов языческой и христианской культур
- Вопросы для контроля:
- Определите понятие «Культура».
- Каковы положительные и отрицательные стороны принятия христианства на Руси ?
- Какие основные строительные приемы существовали на Руси в домонгольский
- Период, как на них сказалось принятие христианства ?
Рекомендуемые страницы:
Воспользуйтесь поиском по сайту:
Источник: https://megalektsii.ru/s2390t3.html