Культура руси домонгольского периода — в помощь студенту

«Архитектура Древней Руси. Русь домонгольская» – презентация, которая расскажет о самых значительных памятниках архитектуры домонгольской Руси.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

 Приняв в конце Х века христианство, киевский князь Владимир принял и византийскую культуру, которая скрестилась с языческими обычаями и художественными традициями славян, но, как более сильная на первых порах их заслонила.

Культура Руси домонгольского периода - в помощь студенту

Культура Руси домонгольского периода - в помощь студенту

Архитектура Древней Руси. Русь домонгольская

Культура Руси домонгольского периода - в помощь студенту

«Не знаем, на небе ли мы были или на земле, ибо нет на земле такого вида и такой красоты, и мы не знаем, как рассказать об этом; только знаем, что там Бог с человеками пребывает, и Богослужение их лучше, чем во всех иных странах. Мы не можем забыть красоты той»,—

рассказывали посланцы  князю Владимиру о своём посещении Софийского собора Константинополя.

«Мы взяли из Византии евангелие и традицию»
А.С. Пушкин

  • Приняв в конце Х века христианство, киевский князь Владимир принял и византийскую культуру, которая скрестилась с языческими обычаями и художественными традициями славян, но, как более сильная на первых порах их заслонила.
  • С принятием христианства в качестве образца был заимствован крестово-купольный тип храма, прямоугольный интерьер которого рядами опорных столбов делился на продольные части – нефы, четыре опорных столба соединялись вверху подпружными арками, поддерживавшими через паруса световой барабан, завершавшийся полусферическим куполом.
  • К подкупольному квадрату в центре храма обращены четыре полуцилиндрических свода, образующие в плане крестообразную структуру; отсюда название системы – крестово-купольная.
  • Восточная часть здания имела пристройку для алтаря в виде 1-3-5 полукружий – апсид.

Поперечное пространство в западной части храма называлось нартексом. В этой же западной части на втором ярусе располагаются хоры, где находились князь и его приближённые во время богослужения.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Принтер - в помощь студенту

Оценим за полчаса!

Во внешней отделке храма использовалось вертикальное членение фасада на прясла лопатками.

Культура Руси домонгольского периода - в помощь студенту

Наиболее распространённой в строительстве храмов техникой кладки в Киевской Руси была так называемая смешанная – стены воздвигали из тонкого кирпича-плинфы и камня на розовом известковом растворе – цемянке. На фасаде чередовался ряд кирпича с рядом цемянки, и оттого он казался полосатым, что уже само по себе было решением декоративного оформления экстерьера.

«О, светло-светлая и украсно украшена
земля Русская!

Десятинная церковь

Сразу после принятия христианства в Киеве был построен храм Успения Богородицы, так называемая Десятинная церковь (989-996) – первый известный нам каменный храм Киевской Руси. Десятинная церковь (князь выделил на её содержание десятую часть своих доходов – отсюда и название) была разрушена во время нашествия монголо-татар.

Десятинная церковь была богато «изукрашена»: об этом свидетельствуют фрагменты фресок и мозаик, плит наборного пола, обломки колонн, куски резных капителей обнаруженные археологами на площади, где стояла Десятинная церковь. Это была большая 25-главая шестистолпная церковь, с двух сторон обнесённая пониженными галереями, что придавало пирамидальный облик всему храму.

Культура Руси домонгольского периода - в помощь студенту

Десятинная церковь стояла на главной площади города. Тут же располагались княжеский дворец, хоромы дружины и городской знати. Княжеский терем и главные святыни города – соборы – стояли высоко над Днепром, «на горе».

У подножия холма, «на подоле», жили купцы, ремесленники, городская беднота. Киев рубежа Х-ХI века был хорошо укреплённым городом, стена на мощном земляном валу была деревянной, но ворота в ней были каменными.

В 1031-1036 гг. в Чернигове греческими мастерами был воздвигнут Спасо-Преображенский собор. Этот самый «византийский» храм Киевской Руси сохранился до наших дней почти целиком.

Культура Руси домонгольского периода - в помощь студенту

София Киевская

В 1037 г. Ярославом Мудрым в Киеве был заложен каменный Софийский собор, пятиапсидный, 13-купольный. Постройка собора связана с окончательной победой войска князя Ярослава над печенегами.

Также как и Десятинная церковь и Спасо-Преображенский собор, София имеет выраженную пирамидальную композицию. Пирамидальность, наращение масс – черты, чуждые византийскому зодчеству.

Ступенчатая пирамидальность, также как многоглавие, была исконно национальной чертой русского зодчества. Наибольшую декоративность фасадам сообщала живописная структура кладки со скрытым рядом и полосами необработанного камня.

Культура Руси домонгольского периода - в помощь студенту

Интерьер Софии Киевской был необычайно богат и живописен: хорошо освещённые алтарные помещения и центральное подкупольное пространство украшены мозаикой.

Столбы нефов, более тёмные боковые помещения под хорами, стены расписаны фресками. Полы были также мозаичными и из шифера. Ши́фер — строительный материал. Первоначально — плиты небольших размеров, изготовленные из глинистых сланцев. Также шифером назывался необработанный глинистый сланец.

Богородица в конхе апсиды Киевской Софии, стоящая с воздетыми руками – канонический тип Оранты (молящейся), — воспринималась киевлянами как образ защитницы города, олицетворение самой «матери городов русских» Её прозвали «Нерушимой стеной». По легенде, пока цела киевская Оранта, будет стоять и Киев.

Культура Руси домонгольского периода - в помощь студенту

«Где София, тут и Новгород»

Культура Руси домонгольского периода - в помощь студенту

Пятикупольный Новгородский Софийский собор (1045-1050), хотя и строился по образу и подобию Киевского, но всё же значительно отличался от последнего.

Новгородский храм был сложен из камней, скреплённых известковым раствором, впоследствии побеленных штукатуркой, что в сочетании с золотыми куполами, придало ему большую живописность. В Новгородской Софии чувствуется богатырская сила. Недаром собор почитался новгородцами, говорившими: «Где София, тут и Новгород»

София Полоцкая

В 1066 году была построена третья София в Полоцке, техника кладки которого аналогична киевской. Основной объем храма был строго центричен, его внутреннее пространство членилось крещатыми столбами на пять нефов. Храм принадлежал к сложному варианту крестово-купольной системы. Завершался собор семью главами.

Культура Руси домонгольского периода - в помощь студенту

Георгиевский собор Юрьева монастыря

В 1119 году князь Всеволод Мстиславич в древнем Юрьевом монастыре возводит каменный собор.

Георгиевский собор, как и Новгородская София, поражает величавостью и массивностью. Он господствует над огромными водными просторами при речном подступе к городу.

Имена древнерусских зодчих в подавляющем большинстве своем нам неизвестны. Но имя создателя Георгиевского собора сохранилось на страницах поздней новгородской летописи — им был «мастер Петр».

  1. Георгиевским собором завершается монументальное княжеское строительство в Новгороде XII века.
  2. В киевскую пору были заложены основы русской архитектурной традиции и намечены черты будущих строительных школ различных древнерусских княжеств эпохи феодальной раздробленности.

Приглашаю заглянуть на мой веб-квест «Древнерусское зодчество». Здесь есть маршрут, посвящённый архитектуре домонгольской Руси. Обстоятельное повествование о рождении и устройстве древнерусского храма любознательный читатель моего сайта найдёт на сайте Арзамас.

Удачи!

Источник: https://jauchitel.ru/arxitektura-drevnej-rusi-rus-domongolskaya-prezentaciya-po-mhk/

Культура руси домонгольского периода

Понятие
«культура». Особенности культуры Руси

домонгольского
периода.

Культура

совокупность материальных и духовных
ценностей, соз­данных человечеством
в процессе его общественно-исторической
трудовой практики. Материальные ценности
подразумевают развитие техники, ору­дий
труда, жилье, одежду и т.д.

Духовные
ценности — это идеологические
представления, система об­разования,
наука, литература, искусство и т.д.

Особенностями
развития
культуры- IX-XIII
вв. были: замедленность темпов развития;
традиционализм; господство в идеологии
религиозного мировоззрения; накопление
знаний, но научного объяснения многие
факты и явления еще не получили.

В культуре
этого периода можно выделить три этапа:
период дохристи­анской культуры
восточных славян, о котором, к сожалению,
известно чрезвычайно мало; культура
Киевской Руси, и, наконец, на рубеже
XII-XIII
вв. начинается формирование местных
стилевых особенностей в от­дельных
княжествах и землях.

Ранние
сведения о славянской культуре. Язычество.

Первые
сведения о культуре восточных славян
мы получаем из исследо­ваний этнографов
(собирание фольклора), филологов,
археологов, из ино­странных письменных
источников, в том числе, особенно,
византийских. Археологические находки,
например, Зарубинецкая и Черняховская
культу­ры дают представления о связи
славян с готами, скифами, сарматами, о
влиянии на них Римской империи и т.д.

Религией
восточных славян было язычество

обожествление сил приро­ды. Оно,
очевидно, прошло несколько этапов.
Первоначально славяне поклоня­лись
добрым и злым духам, которых следовало
задабривать жертвоприноше­ниями.

В
дальнейшем появилась вера в рожаниц
(двух богинь плодородия и плодовитости)
и затем — вера в верховное божество
неба и Вселенной — Рода (вера в него
сохранялась до XIV
— XV
вв.). Постепенно культ Рода оттесняется
культом Перуна, который становится
богом войны и покровителем князя.

Оче­видно, формирование языческого
пантеона происходило достаточно сложно.

Некоторые боги заимствованы от других
народов (помимо упоминавшихся уже Хорса
и Симаргла, некоторые исследователи
видят в вере в русалок влияние греческого
культа; а вот варяжский Один не смог,
очевидно, утвердиться в сла­вянском
пантеоне); некоторые боги имеют по
несколько названий, очевидно сложившихся
в разных славянских племенах. В 1848 г. в
районе Збруча обна­ружен идол, дающий
представление о славянском языческом
пантеоне.

В 983 г. Владимир
I
попытался упорядочить языческий пантеон.
Он выбрал шесть главных богов (Даждьбога,
Хорса, Стрибога, Семаргла, Мокоши и
Перу­на) и поставил им идолы на холме
недалеко от собственного терема.
Поклоне­ние другим богам каралось.

Однако первая религиозная реформа не
принесла того результата, на который
рассчитывал Владимир. Ведется поиск
новой рели­гии.

Согласно летописной
версии, Владимир беседовал с миссионерами
раз­личных религий и больше всего был
поражен рассказами греческого миссионе­ра.
По его уходе князь послал десять
разумнейших мужей в разные страны для
испытания вер на месте.

Вернувшись в
Киев, они восторженно рассказывали о
храме Софии в Константинополе. В пользу
православия оказался и пример ве­ликой
княгини Ольги. Таким образом, выбор пал
на православие.

Христианизация
Руси.

В результате
Владимир, как и его предшественники,
избрал православ­ное
христианство1
.

Крещению
Владимира предшествовали следующие
события: Византий­ский император
Василий II
обратился к Владимиру с просьбой помочь
по­давить восстание малоазийского
полководца Варды Фоки, обещая в обмен
выдать за Владимира свою сестру Анну.

Шеститысячная дружина Влади­мира
помогла подавить восстание, но Анна не
захотела выходить замуж за «робичича»
(Владимир был сыном ключницы Ольги
Малуши). В ответ Вла­димир I
захватил Корсунь (Херсонес — центр
византийских владений в Крыму).

Только
после этого он получил жену и принял
крещение (в креще­нии назван Василием).
Вместе с Анной прибыл на Русь и первый
митропо­лит — Михаил, однако при нем
Киевская митрополия еще не успела
устро­иться. Это произошло при втором
митрополите — Леонтии, который в 992 г.

разделил митрополию на епархии (в
Новгороде, Чернигове, Ростове,
Владимире-Волынском и Белгороде) и
назначил епископов.

Не везде
обращение народа в православие проходило
без осложнений. Если в Киеве крещение
прошло относительно быстро и спокойно,
то в Нов­городе потребовалось применение
военной силы, а в Ростове были даже
по­пытки изгнать или убить епископа.

Христианизация Руси растянулась до XII
в. (некоторые авторы склонны говорить
о двоеверии, продолжавшемся до конца
XVII
в.) После крещения Руси языческие традиции
не прекрати­лись.

В христианских праздниках просматривается влияние язычества: часть пасхальных обрядов,

Троицын
день и т.д. имеет связь с более древни­ми
языческими праздниками, остаются
традиционными (хотя и приурочи­ваются
к православным праздникам) «святки» и
масленица. Одним из отра­жений
языческого мировоззрения являются
магические обряды, заклинания, различные
«приметы», гадания.

Письменность.
Просвещение.

Безусловно,
роль принятия христианства в развитии
русской культуры очень велика. В
частности, некоторые убеждены, что
письменность
у
восточ­ных славян появляется благодаря
христианским миссионерам. До сих пор
этот вопрос является дискуссионным.

Есть отдельные свидетельства о попытках
за­писать славянские слова греческими
буквами; о наличии своей системы знаков
письменности (черт и рез), о проникновении
на Русь глаголического алфавита во II
половине IX
в. и т.д. И действительно, братья-миссионеры
Кирилл и Ме-фодий видели в 60-е годы IX
в. Евангелие, написанное славянскими
буквами. К середине Х в.

относится и
первая надпись кириллицей на найденном
в 1949 г. во время раскопок в Гнездове (под
Смоленском) обломке горшочка.

В 1951 г. в
Новгороде обнаружены первые берестяные
грамоты, а в 1981 г. была найдена берестяная
грамота середины XI
в. с азбукой, состоя­щей из 32 букв.

Во второй
половине IX
в. Кирилл и Мефодий, как считают сейчас
боль­шинство специалистов, создали
глаголический алфавит, который, в свою
очередь, был впоследствии переработан
в кириллицу. Глаголица имела не­которое
хождение для тайнописи, но довольно
быстро вышла из обращения.

Литература.

С распространением
письменности связано и развитие
литературы.
От
домонгольского времени до нас дошли
150 книг, как переводных, так и принадлежащих
русским авторам.

В первую
очередь, это религиозные и богословские
произведения. Со зна­чительной частью
религиозных текстов русский читатель
знакомится благодаря миссионерам
Кириллу и Мефодию и их последователям.
При этом религиозные тексты переписывались
как целиком, так и в виде сборников
отдельных пропо­ведей.

До нас дошло,
например, переписанное в 1056-1057 гг. для
новгородско­го посадника Остромира
Евангелие («Остромирово Евангелие»).
Помимо рели­гиозных текстов, на Русь
проникла некоторая часть сочинений,
посвященных толкованию различных
церковных догматов. Замечено, что в XI
в.

Читайте также:  Договор дарения - в помощь студенту

на Руси поч­ти не переводили
современных византийских авторов,
отдавая предпочтение богословам раннего
христианства. Появляются и собственные
богословские со­чинения (например,
«Исповедание веры» митрополита Иллариона
(1051), «Стя-зание с латиной» митрополита
Георгия (1060-е гг.

), «Слово о вере христианской
и о латинской» игумена Печерского
монастыря Феодосия (ок. 1068 г.) и т.д.).
Появление такого рода сочинений именно
в это время объясняется не только

расхождением
между Римом и Константинополем, но и
стремлением Киевской митрополии добиться
большей независимости от Константинополя.

Большой популярностью пользовались
также «апокрифы» — не признанные
ортодок­сальной церковью произведения,
трактующие отдельные библейские и
еван­гельские сюжеты (например,
«Сказание, как сотворил Бог Адама»,
«Слово об Адаме и о Христовом воплощении»,
«Хождение Богородицы по мукам» и т.д.).
Влияние апокрифов сильно ощущается и
в «Повести временных лет», и в дру­гих
древнерусских произведениях.

Другим
распространенным жанром древнерусской
литературы стали «жития». Одним из
первых образцов этого жанра стали
сочинения Нестора «Чтение о Борисе и
Глебе» и «Житие Феодосия» (основателя
Киево-Пеаерского монастыря).

В XII
в. появляется новый жанр — «хождения»
(например, «Хождение» игумена Даниила
в Палестину, совершенное в 1106-1108 гг. и
др.)

Из других
жанров можно упомянуть «слова» (в этом
жанре объединяют­ся достаточно
разнообразные по содержанию произведения,
такие, напри­мер, как «Слово о законе
и благодати» митрополита Иллариона
(ок. 1049), «Слово» Даниила Заточника князю
Ярославу Владимировичу, «Слово о полку
Игореве» и т.д.), «поучения» и «послания».

В I
половине XI
в. сложилось летописание. Летописи
представляли со­бой погодное изложение
событий, включая самые разнообразные
сведения, рассуждения авторов, проповеди
и богословские тексты. Предположитель­но
первый подробный летописный свод был
начат при Владимире I
в 996 г., однако он не сохранился.

Древнейшая
из дошедших до нас — «Повесть временных
лет», составленная монахом Киево-Печерского
монастыря Не­стором около 1113 г.

Известны
также Псковская, Новгородская,
«Ипатьев­ская» (названа по месту
обнаружения — в Ипатьевском монастыре
под Ко­стромой) и «Лаврентьевская»
(названная в честь монаха Лаврентия,
который написал ее для суздальско-нижегородского
князя) летописи.

Архитектура:
деревянная, каменная.

Христианизация
Руси способствовала и развитию каменного
строи­тельства.

В области
жилищного строительства на Руси сложились
два типа по­строек: северные (со
срубными стенами, деревянным, часто
поднятым над землей полом, двускатной
кровлей и большой печью, сложенной из
камней) и южные (пол несколько углублен
по отношению к поверхности земли, сте­ны
деревянные, часто присыпались снаружи
землей). Из деревянных церк­вей I
пол. X
в. можно упомянуть церковь Ильи в Киеве,
60 гг. XI
в. — собор в Ростове, церковь Бориса
и Глеба в Вышгороде, тринадцатиглавая
дере­вянная София Новгородская.

Первые
известные нам мастера-древодели (зодчие):
Миронег (нач. XI
в.) и Ждан-Никола (конец XI
в.).

Каменное
строительство начинается в конце X
в. Древнейшим камен­ным храмом считается
Десятинная церковь в Киеве (989-996 гг.).

Первоначально
здания возводились из планфы (тонкий
плиткообразный кирпич); использовалась
техника скрытого ряда (тип кладки, при
котором на фасад здания выходили не все
ряды кирпичей, через один), заглубленный
ряд снаружи закрывали раствором.

Основной
тип сооружения — крестово-купольный
храм (назван по типу перекрытия)1.

Для Киевской
Руси характерно уступчатое многоглавие
храмов. Снару­жи здания окружаются
галереями с лестничными башнями. Внутри
— ис­пользуются фрески, мозаика,
наборные мозаичные полы.

Известно
около 15 каменных храмов XI
— начала XII
вв., близких по стилю. В 1037 г. сооружен
тринадцатиглавый храм Софии в Киеве.
Позднее Софийские храмы возведены также
в Новгороде и Полоцке.

В начале XII
в. распространение получают более
лаконичные и монолитные постройки.
Главенствует тип небольшого трехнефного
крестово-купольного храма с маленькими
хорами только в западной части.

Стремление
создать более компактный объем заставило
отказаться от лестничных башен и заменить
их узкими лестницами, расположенными
внутри стен. Начинается использование
местного строительного материала, во
многом предопределяющее внешний вид
построек.

Изменяется и интерьер — фреска
вытесняет мозаику, мозаичные по­лы
сменяются полами из поливных керамических
плиток.

В Киеве,
Смоленске, Чернигове, Рязани — по-прежнему
строили из плинфы, но более вытянутой
формы; вместо кладки со скрытым рядом
по­является равнослойная кладка, где
все ряды кирпичей выходили на лицевую
поверхность стен. Усложняется декор
фасада: появляются аркатурные поя­ски,
уступчатые порталы и т.д.

В Новгороде
строительным материалом был серый
известняк, который легко выветривается
и крошится. Поэтому мастера затирали
стены штука­туркой, а наиболее сложные
участки и элементы декора выполняли из
кир­пича.

Для новгородских храмов
характерна сдержанность, лаконичность
и массивность форм, некоторая приземистость
и «расклешениость».

Из со­хранившихся
и реконструированных памятников наиболее
часто упомина­ют церковь Спаса-Нередицы
(1198).

По иному
пути пошли зодчие Галицко-Волынской
земли. Стены соору­жений возводились
из каменных блоков правильной формы,
уложенных в два ряда, промежуток между
которыми заполнялся битым камнем и
раство­ром. Фасад украшался барельефной
скульптурой.

К сожалению,
памятники галицкой архитектуры не
сохранились; лишь небольшая их часть
известна по археологическим раскопкам.

Из памятников
архитектуры Владимиро-Суздальского
княжества сохра­нились, в том числе
и существенно перестроенные, и в
реконструкциях, Золо­тые ворота,
Успенский и Дмитриевский соборы во
Владимире, церковь По­крова на Нерли
и др. Материалом для строительства
служил белый камень; широко использовалась
каменная резьба на фасадах. Отличительной
чертой соборов был аркатурно-колончатый
пояс, проходящий по середине фасада.

Мозаика.
Фресковая живопись. Иконопись. Миниатюра.

Что касается
живописи,
то
в этот период она представлена достаточно
широко — в мозаиках, фресках и иконах.
Известны также имена русских иконописцев
XI
в. (Олимпий, Олисей, Георгий и др.).

Мозаики
картины, составлявшиеся из кусочков
естественного цветного камня или
разноцветного стекла, вдавливавшихся
в штукатурку. Наиболее из­вестны
мозаики Софийского и Михайловского
(Дмитриевского) соборов.

К со­жалению,
и те и другие сохранились не полностью.
В Софии Киевской уцелели погрудное
изображение Христа Вседержителя, одна
фигура архангела и фигура апостола
Павла.

Из мозаик Михайловского собора
— изображение Дмитрия Солунского
(Государственная Третьяковская галерея).

Фрески
настенные живописные изображения,
наносившиеся на сырую штукатурку,
отличавшиеся, как правило, монументальностью
формы. Сохрани­лась часть фресок Софии
Киевской, в том числе и образцы светской
живописи: сцены охоты, цирковых состязаний,
изображения ряженых, скоморохов,
музы­кантов и т.д.

Фрески раннего
периода пытаются передать портретное
сходство, и преодолеть неподвижность
изображения. Фресковые изображения XII
века отли­чает значительно большая
условность и отвлеченность образов.
Лучше всего со­хранились фрески конца
XII
века в Дмитриевском соборе во Владимире.

Новго­родская фресковая живопись
сохранилась значительно хуже — в
новгородской ' Софии сохранились
фрагменты фигур пророков, расположенные
в простенках между окнами центрального
купола, а также несколько фрагментов
росписей притворов, в том числе —
изображение византийского императора
Константина и его матери Елены.

Из более
поздних образцов фресковой живописи
сохранились росписи собора Николы на
Дворище и соборов Антониева и Юрьева
монастырей.

Иконы
XI-XIII
в. частью вывозились из Византии
(например, «Влади­мирская богоматерь»
(Государственная Третьяковская галерея),
частью вы­полнялись в Киеве и других
городах, под руководством византийских
мас­теров или в подражание их образцам.

Еще один вид
живописного искусства миниатюра.
Наиболее
известны ми­ниатюры Остромирова
Евангелия (1056-1057), написанного дьяконом
Григорием для новгородского посадника
Остромира и Мстиславова Евангелия (ок.
1117), исполненного переписчиком Алексой
для новгородского князя Мстислава.

Скульптура
же
существовала в основном в виде барельефных
изобра­жений на стенах соборов, и в
виде резьбы по дереву. Монументальная
скульптура не получила развития.
Отдельные скульптурные изображения
святых встречаются очень редко.

Источник: https://studfile.net/preview/6288585/page:8/

Культура и быт Руси в домонгольский период

Своими корнями русская культура уходит в древнюю языческую эпоху. Язычество – комплекс первобытных воззрений, верований и обрядов – имело свою историю. Поначалу славяне, очевидно, одушевляли различные стихии, поклонялись духам лесов, водных источников, солнца, грозы и пр.

Постепенно стала проявляться тенденция к единобожию: огромное значение приобрели Род – земледельческое божество, управлявшее дождями, земными водами, подземным огнем и пр. – и тесно связанные с ним богини плодородия – рожаницы.

По мере становления государственных отношений на первый план вышел культ Перуна – княжеско-дружинного бога войны (первоначально почитался как бог грозы). Свое художественное выражение. язычество нашло в народном фольклоре: сказках, заговорах и заклинаниях, пословицах и поговорках, обрядовых песнях и пр., хранящих следы магических представлений. В Х–ХI вв.

складывается былинный эпос, связанный со становлением Киевского государства, защитой его от врагов. В Х в. на Русь проникает письменность – кириллица, созданная византийскими миссионерами Кириллом и Мефодием.

    Принятие христианства дало мощный толчок развитию культуры. ХI в. – время рождения древнерусской литературы. Древнейшее из известных нам произведений “Слово о законе и благодати” (ок. сер. ХI в.) будущего митрополита Илариона. Оно содержит рассказ о том, как слово Божие распространялось в мире, как оно достигло Руси и утвердилось в ней.

Большую роль в древней литературе играли жития святых; особенно почитались на Руси князья Борис и Глеб, сыновья Владимира, убитые своим братом Святополком. Блестящим образцом светской литературы стало “Поучение Владимира Мономаха” (конец ХI – начало ХII в.) –рассказ о своей жизни мудрого государственного деятеля, боровшегося за единство Руси.

Идея единения, преодоления княжеских междоусобиц во имя общерусских интересов пронизывает “Слово о полку Игореве” (ок. 1187 г.). Своеобразием отличается «Слово», или “Моление Даниила Заточника” (нач. ХII в.), обедневшего мелкого феодала, который просит князя о милости, используя выразительные аллегории, остроумные присказки и пр.

Важнейшую роль в русской литературе играло летописание: помимо погодных записей о важнейших событиях, в летописи входили поэтические легенды и предания: о признании варягов, походе князя Олега на Царьград и пр. Самым значительным памятником является “Повесть временных лет”, составленная ок. 1113 г. монахом Киево-Печерского монастыря Нестором.

По мере раздробленной Руси летописание теряло общерусский характер, дробясь на летописи Владимиро-Суздальские, Галицко-Волынские и пр.

    С принятием христианства получает развитие каменная, прежде всего церковная, архитектура. Из Византии в качестве образца был заимствован крестово-купольный тип храма (четыре свода, сгруппированные в центре храма, в плане давали крестообразную структуру), однако на Руси он получил свое развитие.

Так, самый грандиозный архитектурный памятник Киевской Руси – 13-купольный Софийский собор в Киеве (ок. 1037 г.) имел ярко выраженную ступенчато-пирамидальную композицию, которая так же, как и многоглавье, была несвойственна византийским храмам.

По несколько упрощенному образцу киевской Софии Софийские соборы были построены в Новгороде и Полоцке (сер. ХI в.). Постепенно русская архитектура получает все большее многообразие форм. В Новгороде в ХII–ХIII вв.

создается множество церквей –Бориса и Глеба в детинце, Спаса-Нередицы, Параскевы Пятницы и пр., которые при небольших размерах и максимальной простоте убранства обладают поразительной красотой и величественностью.

Во Владимиро-Суздальском княжестве складывается своеобразный тип архитектуры, отличавшейся изяществом пропорций и нарядностью декора, в частности белокаменной резьбой: Успенский и Дмитриевский соборы во Владимире, церковь Покрова на Нерли.

    В период расцвета Киевской Руси первое место принадлежало монументальной живописи – мозаике и фреске. В киевской Софии мозаики покрывали купол (Христос Вседержитель) и алтарь (Богоматерь Ораната, т.е. молящаяся); остальная часть храма была покрыта фресками – сцены из жизни Христа, изображения проповедников и пр.

, а также светские сюжеты: групповые портреты Ярослава Мудрого с семьей, эпизоды придворной жизни. Из более поздних образцов монументальной живописи наиболее известны фрески церкви Спаса-Нередицы и Дмитриевского собора. Оригинальные русские произведения иконописи известны лишь с ХII в.

; большую известность приобрела в это время новгородская школа.

Характерной чертой русского быта периода Древнерусского государства было возникновение существенной разницы между образом жизни феодальных верхов и основной массы населения. Крестьяне жили в небольших домах. На юге, в лесостепной зоне, это были полуземлянки (т.е.

жилища, пол которых был ниже уровня почвы) с земляными полами, с покрытой сверху слоем земли крышей, концы которой подчас опускались до самого низа. На севере это были срубные, наземные постройки, с деревянными полами.

Печи бывали то глинобитными, то каменными, но еще не кирпичными, топились они по-черному. Окна были маленькими. Иными были жилища горожан. Даже на юге почти не встречались полуземлянки.

Стояли, как правило, срубы, нередко двухэтажные, причем нижний этаж был часто хозяйственным, а верхний – жилым. На юге первый этаж иногда был углублен в землю. Здания состояли подчас из нескольких комнат.

Совсем иными были жилые помещения знати. На территориях обширных боярских усадеб площадью от 250 до 1000 и более квадратных метров стояли боярские дворы, избы для слуг, холопов, ремесленников.

Боярские и княжеские хоромы представляли собою целый комплекс срубных построек, соединенных сетью затейливых переходов, с галерейками, крыльцами и с почти обязательным теремом –деревянной башней.

Были и каменные княжеские дворцы.

Основным видом одежды и мужчин, и женщин, и знати, и непривилегированных слоев общества была рубаха: длиннее у женщин, короче у мужчин, из дорогих тканей у знати, домотканая («власяница») у простых людей, с вышивкой у женщин.

Кроме рубахи, мужчины носили под рубахой узкие длинные штаны – «порты», а женщины поверх рубахи юбку. Верхней одеждой у простых людей была свита – длинное, плотно облегающее одеяние. Носили также разнообразные плащи.

Плащи знати были из дорогих, часто восточных материй, парчовые, шитые золотом. Княжеские плащи – «корзно» –длинные, застегивающиеся на одном плече дорогими золотыми застежками, часто с драгоценными камнями.

Простые шубы–«кожухи», достаточно защищавшие от холода, носили крестьяне и ремесленники. Знать носила дорогие кожухи, шитые золотом, из дорогих мехов.

Лапти – лыченицы были крестьянской обувью, кожаная у них встречалась редко. Горожане чаше носили кожаную обувь: сапоги или туфли – поршни. Но у знати «черленые сапоги» (их упоминает Даниил Заточник) были из дорогой кожи, покрытые инкрустацией, подчас даже с золотой вышивкой, как, например, у галицкого князя Даниила.

Развлечением знати была охота («ловы») и богатые дружинные пиры, на которых, кроме обильного местного угощения, встречались и «овошеве (т. е. фрукты) разноличные» из южных краев.

Столы были уставлены дорогой посудой, не только кубки, но и ложки были серебряными, деревянными же есть было непрестижно даже рядовым дружинникам. Значительно менее изысканными были общинные пиры-братчины. Однако и на тех, и на других обязательными гостями были скоморохи.

Церковь тщетно выступала против «играния и бесовского пения» на «мирских» пирах и вынуждена была лишь советовать священникам уходить с пиров своих прихожан, если такое «играние» должно начаться.

Источник: https://students-library.com/library/read/17261-kultura-i-byt-rusi-v-domongolskij-period

Культура домонгольской Руси (IX-нач. XIII вв.)

К харак­терным чертам славянской культуры домонгольского периода относятся: оформление и развитие общекультур­ного пространства на основе объединения восточнославянских племен под эгидой древнерусской государственности; синтез язы­чества и христианства; формирование раннесредневековой город­ской культуры; становление и расцвет важнейших жанров и направлений в литературе и искусстве, их тесная связь с устным народным творчеством.

Господствующим стилем эпохи являлся монументальный историзм — стремление рассматривать изображаемое как бы с боль­ших расстояний (пространственных, временных, иерархических), представлять его в крупных величественных формах, через приз­му своеобразного «панорамного зрения». Его отличали динамич­ность, интерес к истории, торжественная церемониальность, ан­самблевый характер. Схожие явления наблюдались в средиземноморской и европейских культурах — византийский и романский стили.

Читайте также:  Внебиржевой рынок - в помощь студенту

Формировавшаяся русская культура испытывала влияние с юга, из Византии (проявлялось как продолжение развития древних связей с северочерноморской греческой культурой; с конца Х в.

усилилось болгарское влияние); со скандинавского севера; со стороны кочевников юго-восточных степей; со стороны западных и северо-западных славян; со стороны германских народов. Осо­бая роль в трансплантации культурных традиций извне принадле­жала древнеболгарской культуре.

Важнейшим фактором ее явля­лись единые для южных и восточных славян церковнославянский язык и письменность в виде кириллицы (в меньшей степени в виде глаголицы).

В своем развитии культура домонгольской Руси прошла три этапа. 1-й этап (IX-Х вв.). Завершение формирования восточнос­лавянской племенной языческой культуры и ее кризис в связи с возникновением нового типа политической организации общества (раннефеодальной монархии).

Для ее закрепления и дальнейшего развития требовался и новый тип религиозно-идеологической ор­ганизации общества (церковь). Проникновение на Русь христиан­ства в виде византийского православия завершилось в конце Х в.

введением христианства в качестве официальной религии, что неизбежно повлекло за собой переориентацию в сфере культуры.

2-й этап (XI-нач. XII вв.). Расцвет относительно единой куль­туры периода Киевской Руси с преобладанием двух центров: Киева на юге и Новгорода на севере.

Становление русской литературы характеризовалось как раз­витием переводов с греческого, латинского, древнееврейского языков (византийские Хроники Георгия Амартола и Иоана Малалы, «История Иудейской войны» Иосифа Флавия, «Повести об Акире Премудром», многочисленные богослужебные и четьи кни­ги, в т. ч.

жития святых, творения отцов церкви, апокрифы — памятники иудейской и раннехристианской литературы, не вклю­ченные в библейский канон), так и созданием оригинальных литературных произведений (летописей, в том числе «Повести времен­ных лет» Нестора, проповедей, в т. ч.

«Слова о Законе и благодати» митрополита Иллариона, Сказания о Борисе и Глебе, Жития Феодосия Печерского, «Поучения к детям» Владимира Мономаха и др.).

Высокий уровень образования населения подтверждало разви­тие книгописания с использованием пергамента — особым обра­зом выделанной кожи и грамоты на бересте.

В архитектуре значительное развитие получило каменное стро­ительство. Наиболее известными памятниками этого периода были Десятинная церковь в Киеве (конец Х в.), собор Спаса в Чернигове (1036г.), храм Софии в Киеве (1037 г.), храм Софии в Новгороде (1045-1050 гг.), Золотые ворота в Киеве.

Широко использовались мозаики и фрески. В живописи пре­обладало иконное писание, книжная миниатюра. Прикладное ис­кусство отличала высокоразвитая техника перегородчатой эмали, черни, филиграни, зерни, поливной керамики, резьбы по Кости.

В данный период происходит оформление важнейших жанров фольклора и прежде всего — былинного эпоса.

В музыке используется заимствованная из Византии система знаменной нотации, которая применялась в практике церковных песнопений и в певческой рукописной традиции вплоть до конца XVII в.

3-й этап (XII-нач. XIII вв.). Развитие культуры в условиях политической дезинтеграции Киевской державы и возникновения новых центров — Владимира-Залесского, Суздаля, Ростова, Смо­ленска, Галича, Владимира-Волынского и др.

В литературе и искусстве появляются новые черты и темы, усиливается разнообразие жанров, злободневность и публици­стичность. Продолжается традиция литературных переводов («Александрия», «Повесть о Варлааме и Иоасафе», «Девгениево деяние», географические, естественнонаучные, философские со­чинения).

Создаются новые летописные своды, отражавшие мес­тные политические интересы. Развивается торжественное красно­речие (творчество Кирилла Туровского и Климента Смолятича).

К числу наиболее выдающихся литературных произведений того времени относятся «Слово о полку Игореве», «Киево-Печерский патерик», «Моление» Даниила Заточника.

Резко возрастает число церквей и каменных построек, их насчитываются тысячи. Среди них выделяются Кирилловская цер­ковь, храм Успения на Подоле -в Киеве; собор Пятницкого мона­стыря в Чернигове; церковь Спаса Нередицы в Новгороде; замок Андрея Боголюбского на Клязьме, храм Покрова на Нерли, Ус­пенский и Дмитровский соборы во Владимире.

Продолжается развитие фресковой живописи, прикладного искусства. В целом общий уровень культуры Руси был сопоставим с европейским и средиземноморским.

  • © Размещение материала на других электронных ресурсах только в сопровождении активной ссылки
  • Вы можете заказать оригинальную авторскую работу на эту и любую другую тему.
  • Контрольные работы в Магнитогорске, контрольную работу купить, курсовые работы по праву, купить курсовую работу по праву, курсовые работы в РАНХиГС, курсовые работы по праву в РАНХиГС, дипломные работы по праву в Магнитогорске, дипломы по праву в МИЭП, дипломы и курсовые работы в ВГУ, контрольные работы в СГА, магистерские диссертации по праву в Челгу.

Источник: https://magref.ru/kultura-domongolskoy-rusi-ix-nach-xiii-vv/

Культура Руси домонгольского периода

Слайд 1

Культура Руси домонгольского периода Выполнил ученик 10 « а» класса МОУ «СОШ № 31» Петенков Алексей Саратов 2 011

Слайд 2

КУЛЬТУРА ДОМОНГОЛЬСКОЙ РУСИ (IX — НАЧАЛО XIII ВВ.) Руси домонгольского времени, культуру ХШ-XV вв. — времени формирования Русского централизованного государства, культуру XVI и культуру XVII столетий. Русскую культуру до конца XVII в. обычно характеризуют как средневековую.

С петровских преобразований утверждается новая русская культура. Основной чертой ее был светский, рационалистический тип культуры. Как отдельные периоды развития новой культуры рассматриваются: культура первой четверти ХУШ в., середины — второй половины XVIII в., первой половины XIX в.

, второй половины XIX в., начала XX в.

  • Слайд 3
  • Владимир- столица северо-восточной Руси домонгольского периода
  • Слайд 4

Истоки русского культурного развития Культура Киевской Руси унаследовала культуру восточнославянских племен, составивших ядро государства. Она испытала несомненное влияние кочевых народов и Византии.

Традиции Византии — одной из наиболее развитых стран тогдашнего мира — оплодотворили народную, основанную на языческом мировоззрении культуру Руси. Они были переработаны, преломлены на русской почве.

Слайд 5

Во второй половине Х II — начале Х III в. русская культура стала испытала определенное влияние западноевропейской романской традиции.

Монголо-татарское завоевание резко изменило характер контактов и направление культурных связей Руси.

В культуре домонгольской Руси можно выделить три периода: культуру восточного славянства , культуру Киевской Руси , культуру русских земель и княжеств периода раздробленности.

  1. Слайд 6
  2. На Руси в домонгольский период были также распространены невысокие одноярусные алтарные преграды по типу византийских темплонов .
  3. Слайд 7

Особенности развития русской культуры IX-XVII вв. Это время господства средневековой культуры. Для нее, во-первых , характерна общая замедленность темпов развития. Медленно совершенствуются производительные силы, господствует натуральное хозяйство, консервирующее существующий уровень общественных отношений.

Слайд 8

Во-вторых, характерной чертой культуры этого времени является традиционализм . Народ-земледелец , наблюдая за сменой времен дня и года, за жизнью отдельного человека, видел их повторение, движение по замкнутому кругу. Вековой опыт был самым надежным гарантом от катастроф. Отсюда авторитет старины, того, что многократно повторялось ; следование образцам

Слайд 9

В-третьих, отличительной чертой средневековой культуры является господство в идеологии религиозного мировоззрения. Светские рационалистические (от лат. » рацио » — разум) представления присутствуют лишь в зародыше; они наиболее заметны в городах и в народной, бытовой культуре.

Слайд 10

В-четвертых , для этого периода характерно накопление знаний, но научного объяснения многие факты и явления еще не получили.

Несмотря на определенные отличия в развитии Руси по сравнению с западноевропейскими странами, русская культура формировалась и развивалась в общем русле европейской культуры.

Это объясняется однотипностью социально-экономического развития Руси и европейских стран , сходством социальной структуры. Наконец общим были и христианские вечные ценности, определявшие тип культуры.

Слайд 11

К сожалению, многие памятники культуры до нас не дошли . Значительная часть их погибла в огне пожаров, нашествий, войн. Например,когда в 1382 г. монголы осаждали Москву, ее жители снесли книги в Кремлевский собор. Летописец записал: книг было так много, что они подпирали своды здания.

Когда же Тохтамыш обманом ворвался в Кремль , то эти несметные книжные богатства сгорели. Гибли книги и в последующие века. В огне пожара 1812 г. погиб единственный список «Слова о полку Игореве». Большое число памятников культуры было уничтожено фашистами в годы Великой Отечественной войны.

Многие памятники культуры погибли и в результате действий властей, громивших их по «идейным» соображениям.

Слайд 12

Список Интернет-ресурсов http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%BA%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0+%D1%80%D1%83%D1%81%D0%B8+%D0%B4%D0%BE%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D0%B3%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE+%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B8%D0%BE%D0%B4%D0%B0&rpt=image http://www.pravo.vuzlib.net/book_z1368_page_8.html http://bigrefs.ru/11/ref.php?id=1231787461

Источник: https://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2011/11/19/kultura-rusi-domongolskogo-perioda

Тема 5. культура руси домонгольского периода

  • ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН:
  • Понятие «культура».
  • Религия.
  • Письменность.
  • Литература
  • Архитектура.
  • Иконопись.
  • Основные понятия и выводы по теме.

1.Культура — совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человечеством в процессе его общественно-исторической трудовой практики. Материальные ценности — развитие техники, орудий труда, жилье, одежда и т.д.

; духовные ценности — идеологические представления, система образования, наука, литература, искусство и т.д.

В культуре этого периода можно проследить три этапа: 1. Период дохристианской культуры восточных славян, о котором, к сожалению, известно чрезвычайно мало; 2. Культура Киевской Руси; 3. На рубеже XII-XIII вв. начинается формирование культуры местных стилевых особенностей в отдельных княжествах и землях.

Владимир I Святославович Красное Солнышко, князь новгородский (980 — 1015 гг.). К этому времени завершается формирование Киевской Руси как политического и культурного центра.

1951 г. — в Новгороде обнаружены берестяные грамоты.

Находка под Смоленском в 1949 г. свидетельствует о наличии у славян письменности до принятия христианства.

Более ранние находки — например, Зарубинецкая и Черняховская культуры дают представления о связи славян с готами, скифами, сарматами, о влиянии Римской империи и т.д.

2. Основной религией древних славян было язычество — обожествление сил природы. Первоначально славяне поклонялись добрым и злым духам, которых следовало задабривать жертвоприношениями.

В дальнейшем появилась вера в рожаниц ( двух богинь плодородия и плодовитости), а затем — вера в верховное божество неба и Вселенной -Рода (вера в него сохранялась до XIV -XV вв.).

Постепенно культ Рода оттесняется культом Перуна, который становится богом войны и покровителем князя.

1948 г. — в районе Збруча обнаружен идол, дающий представление о славянском языческом пантеоне;

После крещения Руси языческие традиции не прекратились. В христианских праздниках просматривается влияние язычества. Остаются традиционными “святки”, “масленица”, различные гадания, заклинания, приметы.

Первые сведения о христианстве проникли на Русь, очевидно, еще в конце IX в. Владимир I в 988 г. принял христианство (православие), крещение произошло на Днепре.

Однако, христианизация Руси растянулась до XII в., хотя серьезного противоречия между язычеством и христианством не было.

Положительные стороны принятия христианства:

1. Христианство создало широкую основу для объединения всех народов Руси.

Исчезли границы между русом и славянином, угро-финном, и другими народностями Руси. Всех их объединяла общая духовная основа.

Христианство постепенно стало оттеснять языческие обряды и традиции и на этой основе произошла гуманизация общества.

4. Значительным культурным переворотом было введение письменности.

5.Христианство способствовало становлению городской культуры, в преимуществе, сельскохозяйственной по роду жизнедеятельности страны.

6. Развилось храмное строительство.

7.Получило развитие книжное дело, литература, история, философия, судопроизводство.

8. Благодаря принятию христианства, Киевская Русь была включена в европейский христианский мир, а значит стала равноправным элементом европейского цивилизационного процесса.

Негативные стороны принятия христианства

1. Православие способствовало обособлению Руси от западноевропейской цивилизации. С падением Византии Восточные государства и Русская православная церковь оказались изолированными от остального христианского мира.

2. Именно этим можно объяснить отказ Западной Европы прийти на помощь Руси в борьбе с иноверцами (татаро-монголами, турками и другими завоевателями).

3. Христианская церковь разделилась на Римско-католическую, западную (Рим) и Греко-кефалийскую православную восточную (Константинополь, Византия)

Раскол произошел еще в 858 году.:

I. Раскол между Римом и Константинополем из-за расхождения в вопросе происхождения Святого Духа.

Из-за смещения Константинопольского патриарха и отказа Рима признать законность этого акта.

3.Возникновение письменности связано споявлением христианства.Братья-миссионеры Кирилл и Мефодий во второй половине IX в. создали глаголический алфавит, который, в свою очередь, был впоследствии переработан в кириллицу.

4. От домонгольского времени до нас дошли, переписанное в 1056-1057 гг. “Остромирово Евангелие”, “Исповедание веры” митрополита Иллариона (1051 г.), “Стязание с латиной” митрополита Георгия (60-е гг. IX в.), “Слово о вере христианской и о латинской” игумена Печерского монастыря Феодосия (ок.1068 г.) и т.д.

Большой популярностью пользовались “апокрифы” — произведения, трактующие отдельные библейские и евангельские сюжеты, например, “Сказание, как сотворил Бог Адама”, “Слово об Адаме и о Христовом воплощении”, “Хождение Богородицы по мукам”. Влияние апокрифов сильно ощущается и в “Повести временных лет”

В I-й половине XI в. сложилось летописание. Древнейшая из дошедших до нас — “Повесть временных лет”, составленная монахом Киево-Печерского монастыря Нестором около 113 г. Известны также Псковская, Новгородская, “Ипатьевская” (Ипатьевский монастырь под Коломной) и “Лаврентьевская” (написал монах Лаврентий для суздальско-нижегородского князя) летописи.

Жития. Сочинения Нестора “Чтение о Борисе и Глебе” и “Житие Феодосия” (основателя Киево-Печерского монастыря).

Хождения.«Хождение» игумена Даниила в Палестину, совершенное в 1106-1108 гг. и др.

Слова.“Слово о законе и благодати” митрополита Иллариона (ок.1049 г.), “Слово” Даниила Заточника князю Ярославу Владимировичу, “Слово о полку Игореве”, “поучения” и “послания”.

5.

Два типа построек: северные (со срубными стенами, деревянным, часто поднятым над землей полом, двускатной кровлей и большой печью, сложенной из камней) и южные (пол несколько углублен по отношению к поверхности, стены деревянные, часто присыпались снаружи землей). Из деревянных церквей (I пол. X в.): церковь Ильи в Киеве, 60-е гг. XI в., собор в Ростове, церковь Бориса и Глеба в Вышгороде, тринадцатиглавая деревянная, София Новгородская.

Первые известные мастера-древодели (зодчие): Миронег (нач.XI в.) и Ждан-Никола (конец XIв.).

Каменное строительство начинается в конце X в. Древнейшим каменным храмом считается Десятинная церковь в Киеве (989-996 гг.). Строили из плинфы (тонкий плиткообразный кирпич).

Для Киевской Руси характерно уступчатое многоглавие храмов, но в начале XII в. распространение получают более лаконичные, монолитные одноглавые храмы. Начинается использование местного материала для строительства. Интерьер украшают фресками, полы выполнялись из поливных керамических плиток.

В Новгороде строительным материалом был серый известняк. Для новгородских храмов характерна сдержанность, лаконичность, некоторая приземистость и “расклешенность.”. Из сохранившихся памятников часто упоминается церковь Спаса-Нередицы (1198).

В Галицко-Волынской земле строили из каменных блоков правильной формы. Фасад украшался барельефной скульптурой.

Из памятников архитектуры Владимиро-Суздальского княжества сохранились Золотые ворота, Успенский и Дмитриевский соборы во Владимире, церковь Покрова на Нерли и др. Материалом для строительства служил белый камень; использовалась каменная резьба на фасадах. Отличительной чертой соборов был аркатурно-колончатый пояс, проходящий по середине фасада.

Живопись представлена в мозаиках, фресках иконах. Известны также имена русских живописцев XI в. Олимпий, Олисей, Георгий и др.

Скульптура существовала в основном в виде барельефных изображений на стенах соборов и в виде резьбы по дереву. Монументальная скульптура не получила развития.

Краткий итог: В древней Руси сформировалась высокая самобытная культура, истоками которой были, с одной стороны, славянская культурная традиция и творческие силы народа, с другой- благотворное влияние Византии. После принятия христианства культура на Руси развивалась в русле православной религии. Для нее характерно сочетание элементов языческой и христианской культур

  1. Вопросы для контроля:
  2. Определите понятие «Культура».
  3. Каковы положительные и отрицательные стороны принятия христианства на Руси ?
  4. Какие основные строительные приемы существовали на Руси в домонгольский
  5. Период, как на них сказалось принятие христианства ?

Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:

Источник: https://megalektsii.ru/s2390t3.html

Ссылка на основную публикацию