Информационные процессы и информация — в помощь студенту

XXI век нередко называют веком информационных технологий. Сегодня часто не так важен сам товар или даже человек — первостепенное значение имеет то, что о нем знают.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Информация и информационные процессы в нашем обществе — не отвлеченные теоретические понятия, а нечто, зачастую определяющее жизнь и ее качество. Между тем они не являются уникальным свойством человеческого мира.

Информационные процессы в той или иной степени протекают на всех уровнях организации живой материи. В современной науке их изучением занимаются кибернетика и информатика.

Основное понятие

Информационные процессы и информация - в помощь студенту

Вопрос определения понятия «информация» не так прост, как может показаться на первый взгляд. Изначально термин означал передачу сведений между людьми самыми разными способами.

Примерно с середины прошлого столетия определение информации было значительно расширено.

Понятие стало обозначать сведения, передающиеся не только между людьми, но и между человеком и автоматом, двумя или более автоматами, а также передачу сигналов среди животных и растений, между клетками, передачу признаков в процессе размножения.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Математические операции с многочленами. деление многочлена на одночлен - в помощь студенту

Оценим за полчаса!

Особое место информации отводится и в философии. Эта наука определяет ее как нематериальную форму движения, генерируемую мозгом в виде понятий, теорий и суждений. Она выражается в виде сведений: цифр, символов, знаков, букв и так далее, — несущих определенный смысл. Именно на них направлены все виды информационных процессов, от хранения до передачи.

Виды информации

Информационные процессы и информация - в помощь студенту

  • Визуальная — та, которая поступила через зрительный анализатор. На долю этого вида приходится примерно 90% всех поступающих сведений.
  • Аудиальная — поступает через органы слуха в виде звуков. Это около 9% информации об окружающем мире.
  • Тактильная информация поступает в результате прикосновения через кожу.
  • Вкусовая — ее проводниками служат рецепторы, располагающиеся на языке.
  • Обонятельная информация к человеку поступает через нос.

Последние три вида информации в сумме составляют около 1% используемых человеком сведений об окружающем мире. К списку можно также добавить кинестетическую информацию, поступающую от проприорецепторов. Она осознается как ощущение положения частей тела, расслабления и напряжения мышц, движения.

Информация также подразделяется на виды в соответствии с участниками процесса обмена сведениями:

  • человек — человек;
  • человек — автомат;
  • автомат — автомат;
  • сигналы, которыми обмениваются представители растительного и животного мира;
  • передача признаков от клетки к клетке;
  • передача признаков от организма к организму.

Информация, как было сказано выше, — нематериальный объект. Однако взаимодействовать с ней человек может лишь при ее преобразовании в различные виды данных. По форме представления информации выделяют:

  • текстовую;
  • звуковую;
  • графическую;
  • числовую;
  • видео.

Приведенный список вариантов классификации далеко не полный. Информация также делится по назначению, значению, истинности и так далее.

Смысл сообщения

Стоит еще остановиться на восприятии информации. Оно обусловлено множеством факторов, от опыта до способов подачи сведений. Одно и то же слово или сообщение будет иметь разный смысл для непохожих по тем или иным критериям людей.

Значение может иметь и предыдущий опыт, и знания, и культурные особенности, и принадлежность к определенной нации, и акцентуации характера. В то же время смысл одного и того же сообщения для группы людей может меняться в зависимости от способа его подачи.

На этом основаны техники манипуляции и дезинформации.

Основные информационные процессы

Если оглянуться вокруг, легко заметить, что очень многое в жизни человека связано с информацией. Обучение, общение, работа и развлечения имеют дело со сведениями разного рода. Все действия, выполняемые с ними, — это информационные процессы. Выделяют четыре основных вида:

  • хранение;
  • передача или обмен;
  • сбор;
  • обработка.

Основные информационные процессы тесно взаимосвязаны друг с другом. Их роль в жизнедеятельности человека трудно переоценить.

Все названные виды информационных процессов используются при разработке научных теорий, во время неформального общения, при решении различных социальных проблем и так далее. Причем это характерно не только для современности.

Развитие цивилизации вносит свои коррективы в течение информационных процессов, например, в наше время они становятся все более автоматизированными. Однако их содержание при этом остается в целом таким же, каким было и тысячу лет назад.

Сбор

Информационные процессы и информация - в помощь студенту

При возникновении практически любой задачи возникает необходимость собрать нужную информацию. Это справедливо как для написания научных работ или в случае поиска подходящего наряда для вечеринки, так и во время поиска добычи хищником.

То есть названные выше информационные процессы, в частности, сбор, характерны для любого уровня организации живой системы или автомата.

Однако для удобства в статье будут рассмотрены примеры, относящиеся в основном к различным областям человеческой деятельности.

Сбор информации подразумевает получение сведений об интересующем объекте. Количество и качество информации определяется лишь целью субъекта.

Он может собирать все имеющиеся сведения об объекте или же использовать выборочно те, которые соответствуют неким критериям.

Простой пример: когда человек смотрит из окна, он может уделять внимание всему, что видит (расположению домов, проезжающим машинам, количеству деревьев), или же отметить только особенности погоды.

Информационные процессы и информация - в помощь студенту

Обмен

Информационные процессы и информация - в помощь студенту

Обмен информацией может быть как односторонним, так и двусторонним. Так, если человек слышит, что часы бьют полночь, он выступает в качестве получателя сведений от источника, которым являются часы. Информация при этом передается в одном направлении. Компьютерные игры — хороший пример двустороннего обмена. Человек отдает команды, которые машина принимает, обрабатывает, а затем совершает действие и выдает данные, на которые пользователь снова реагирует, и так далее.

Во время передачи информации может использоваться один или же несколько источников. Например, так происходит в процессе подготовки научных докладов. Также может быть несколько получателей (во время чтения этого доклада в аудитории).

Принципиальное значение имеет скорость и точность передачи данных. Эволюция компьютерных систем — наглядный пример того, как средства информационных процессов совершенствуются с целью улучшения этих показателей.

Хранение

С передачей, сбором и обменом сведений тесно связано их хранение. Эффективное обеспечение информационных процессов невозможно или труднопредставимо без существования определенной базы данных. В таком качестве, например, выступает память.

Без нее человеку бы пришлось каждый раз заново уточнять правила или принципы той или иной деятельности. Однако при передаче сведений большому числу людей удобно, когда они размещаются не только в голове у конкретного человека.

Для хранения информации используются разнообразные носители. Развитие цивилизации сопровождалось их эволюцией. Носителем может выступать любой материальный предмет, волны разной природы, вещество и так далее.

Сегодня огромное место в жизни человека занимают компьютерные хранители информации, с каждым днем становящиеся все более вместительными и совершенными.

Выбор оптимального способа хранения, как и организация информационных процессов в целом, связан с типом носителя. Различные книги, журналы и другая печатная продукция составляют библиотеки. Глиняные таблички, берестяные грамоты и папирусы хранятся в музеях. Аудиосигналы в виде музыки или начитанного текста записываются на кассеты или диски.

Обработка

Информационные процессы и информация - в помощь студенту

Хранить сведения можно и в первозданном виде, то есть такими, какими они были получены (в виде набора тех сигналов, в той же последовательности и так далее). Однако это далеко не всегда удобно.

Информационным процессом является обработка сведений, которая предполагает в том числе и упорядочивание данных согласно определенным принципам. Каталогизация, систематизация и классификация облегчает получение ответа на любой запрос.

В хаосе нужный предмет найти всегда сложнее, чем в упорядоченном хранилище.

Компьютеры представляют собой устройства, созданные для обработки огромного количества информации с большой скорость.

Они способны не только упорядочить полученные данные по заданным критериям, но и производить большое число операций с ними. Аналогичное свойство характерно и для человеческого мозга.

Точнее, наш мозг является прообразом компьютера. Ежесекундно он обрабатывает большое число поступающих извне сигналов.

Обработку информации можно коротко определить как процесс преобразования сведений в соответствии с заданным алгоритмом. Пример — анализ литературы в процессе написания доклада. Источники информации просматриваются на предмет сведений, позволяющих раскрыть тему. Данные при этом нередко по-новому структурируются и комбинируются, на их основе делаются выводы и так далее.

Информация и информационные процессы в природе

Работа с информацией в том или ином виде свойственна не только человеку. Она характерна для живой материи в общем.

Информационные процессы свойственны и одноклеточным организмам, и растениям, и млекопитающим. В живых организмах отлажен процесс прямой и обратной связи.

Эти механизмы лежат в основе саморегуляции организмов и сообществ, которая являет одним из отличительных свойств живой материи.

Информационное загрязнение

Информационные процессы и информация - в помощь студенту

Человек ежедневно имеет дело с информацией. Обучение, общение, любая профессиональная деятельность связана с получением, хранением, передачей и обработкой тех или иных сведений.

Согласно современному пониманию информации, это не особенность времени — так было всегда.

Однако, по мере развития технологического прогресса и совершенствования знаний, количество ежеминутно поступающих к человеку сведений только увеличивается.

И нередко проблемой становится информационное загрязнение. Спам, реклама, новости, шум и прочее снижают качество жизни, мешают сосредоточиться. Существуют разные пути решения проблемы.

Это могут быть средства личной безопасности: сознательное ограничение использования источников информации (например, отказ от просмотра телевизора), вдумчивый подход к выбору посещаемых сайтов, проведение времени в местах, защищенных от подобного загрязнения.

На более глобальном уровне проводится разработка различных устройств и программ, помогающих оградить человека от ненужных сведений: антиспам, блокираторы всплывающей рекламы и тому подобное.

Таким образом, использование информационных процессов характерно для всех живых систем, а также для некоторых созданных человеком устройств. С каждым годом обработка данных становится все более быстрой и эффективной, возрастает количество накопленных сведений.

При этом современные информационные процессы по содержанию были такими же и много веков назад. С течением времени изменяется лишь их качество. Информационная революция, безусловно, принесла человечеству столько же пользы, что и промышленная.

Однако она так же, как и предшественница, увеличила количество проблем человечество, прибавив к экологическому загрязнению информационное.

Источник: https://BusinessMan.ru/new-new-informaciya-i-informacionnye-processy-osnovnye-informacionnye-processy-i-ix-vidy.html

1.1.1 Виды информационных процессов

  • Видеоурок: Понятие информационного процесса. Сбор и обработка информации
  • Лекция: Виды информационных процессов
  • Понятие информационного процесса

Информационный процесс – это некое действие, совершающееся над информацией для её изменения.

Информация наполняет не только человеческий мир, но и остальную природу, которая нас окружает, поэтому можно говорить, что информационные процессы нас окружают.

Например, любая собака обучается сначала от мамы, а потом от хозяина или же берет информацию от окружающего мира. Учеными выяснено, что даже лист растения, который был оторван, воспринимает угрозу, если приблизить к ней паразита, выделяя защитный сок.

То есть все живое и неживое участвует в усвоении, изменении или же воспроизведении некой информации.

Что же касается нас, то мы имеем возможность воспринимать информацию органами чувств – глаза, уши, нос, кожные покровы и т.д. Воспроизводить данную информацию мы можем с помощью звуков, на письме, рисунками, с помощью запаха и прочего.

Чтобы лучше усваивать большие объемы информации или же воспроизводить некоторую информацию, человечество изобрело вычислительные машины.

  1. Виды информационных процессов
  2. Давай же попробуем выделить основные виды информационных процессов, некоторые из которых уже были затронуты. 
  3. Информацию можно:
  • получать;
  • передавать;
  • хранить;
  • обрабатывать;
  • кодировать.
Читайте также:  Эмпедокл - в помощь студенту

Перечисленные процессы являются основными. Именно без них невозможно совершать второстепенные информационные процессы. Например, поиск информации невозможен, если её прежде не воспроизвели и не сохранили. Однако, основным процессом, без которого невозможны никакие другие – кодирование.

А теперь давайте рассмотрим все основные виды информационных процесс подробнее:

  • Получение информации. Итак, первое, на что необходимо обращать внимание при получении информации – это способ её представления, а так же возможность воспроизведения. Например, чтобы услышать сохраненный телефонный звонок, не нужно открывать его в программе для просмотра фотографий, поскольку вам важна звуковая дорожка. Точно так же абсолютно бесполезно показывать красоту картины тому человеку, который не может видеть. Чтобы получать некую информацию человечество придумало большое количество приборов. Например, как ученые находили бы лекарства от болезней, если бы не было бы микроскопа, как бы журналисты могли запоминать большое количество полученной информации, если бы не было диктофонов. Иными словами, для получения информации ученые и техники изобрели большое количество приборов, которые являются аналогами человеческих чувств, с той или иной точностью. Далее получение информации мы будем называть вводом. Если мы пишем некоторое сообщение своему собеседнику в социальной сети, то мы хотим передать ему некую информацию. Однако, изначально данная информация вводится с помощью клавиатуры (средством ввода информации). Кроме клавиатуры, средством ввода информации в персональном компьютере считается микрофон, сканер, мышь.
  • Передача информации. Чтобы передать некоторую информацию получателю, её первоначально кодируют, после чего она передается через канал связи с помощью различных сигналов.

Информационные процессы и информация - в помощь студенту

Обратите внимание на схему выше. Она показывает, что изначально информацию поступает от источника к кодирующему устройству, где информация кодируется таким образом, который воспринимает именно данный канал. После кодирования информация поступает в канал связи, по которому она переходит к приемнику (получателю).

Однако, прежде, чем попасть на приемник, её необходимо из кода вернуть в исходное состояние. Этим занимается декодирующее устройство. Если декодировки не произошло бы, то информация к получателю вместо видео, картинок, аудио или осмысленного текста, пришла в виде набора символов, цифр и букв.

Подобную информацию вы можете увидеть, если откроете, например, картинку с помощью блокнота.

Чтобы получить внятную информацию на выходе, каждый канал связи предполагает некий язык, который позволяет кодировать и декодировать. К таким языкам можно отнести азбуку Морзе, которую удачно используют до сих пор в экстренных ситуациях, а также шрифт Брайля.

Однако, кодирование на персональном компьютере происходит другим образом., с помощью секретного шифра.

Но очень часто можно встретить ошибки информации из-за разнообразных помех. И в результате при потере даже одного символа, весь шифр изменяется.

Помехами могут быть обусловлены неблагоприятными погодными условиями, человеческим фактором, а также ошибками техники при шифровании.

  • Обработка информации. Обработка информации подразумевает её изменения. Например, если вы списываете некую информацию с книги, то вы ее обрабатываете. Если учитель диктует новый материал, а вы его записываете, то вы так же его обрабатываете. На уроках математики вы считаете примеры – с точки зрения информатики вы так же обрабатывается информацию. Если же вы это делаете с помощью калькулятора, то обработкой занимается вычислительная техника. Кодирование информации является частным случаем её обработки.
  • Хранение информации. С помощью некого носителя информацию можно хранить, чтобы в последствии её обрабатывать, передавать или получать. Для человека носителем информации считается мозг. Однако, мы знаем, что многое, что не запоминает наш мозг, можно найти на других источниках. Важно не знать все, а знать, где найти. Носителем является сайты в интернете, облако, флешки, жесткие диски, листы бумаги и прочее. Самыми древними носителями информации были наскальные рисунки, которые до наших дней донесли большое количество информации о древних поселениях.
Предыдущий урок Следующий урок

Источник: https://cknow.ru/knowbase/780-111-vidy-informacionnyh-processov.html

Статья на тему: "ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ РАЗДЕЛА ПРОГРАММЫ «ИНФОРМАЦИЯ И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ" | Социальная сеть работников образования

  • Рысина Ольга Ивановна
  • ГБПОУ НО  
  • «Арзамасский медицинский колледж»
  • преподаватель информатики и математики
  • город Арзамас
  • ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ РАЗДЕЛА ПРОГРАММЫ «ИНФОРМАЦИЯ И
  • ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ»
  • Содержание раздела программы «Информация и информационные процессы» обусловлена задачами развития, обучения и воспитания студентов, заданными  социальными требованиями к уровню развития их личностных и познавательных качеств, предметным содержанием обучения.  

Приоритетными объектами изучения представленного раздела  программы «Информатика и ИКТ» выступают информация и информационные процессы. Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие понятия как: информационный процесс, кодирование информации,  количество информации.

Практическая часть раздела направлена на освоение студентами навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, их социализации, последующей деятельности, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов.

В связи с переходом образования на Федеральные государственные образовательные стандарты преподавание информатики предусматривает формирование общеучебных умений и навыков обучающихся, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Раздел «Информация и информационные процессы» является сложным для усвоения учащимися в той его части, где рассматриваются задачи на нахождение количества информации с помощью содержательного (равновероятностного) и алфавитного подходов.

Сложности в изучении связаны с тем, что эта тема пересекается с другими разделами: «Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации», «Кодирование и обработка текстовой информации», «Кодирование и обработка числовой информации».

Поэтому также должны быть заложены вычислительные навыки, необходимые для решения задач на определение количества информации при изучении вышеперечисленных тем.

Государственные стандарты нового поколения устанавливают требования к результатам освоения программы: личностным, метапредметным и предметным. Содержание раздела «Информация и информационные процессы» полностью отвечает данным требованиям.

  1. При изучении этого раздела программы хорошо прослеживаются межпредметные связи: с математикой, историей, обществознанием,  физикой, биологией, русским языком.
  2. Актуальность изучения раздела состоит в том, чтобы отвечать потребностям современности, быть ориентированным на эффективное решение актуальных проблем студентов и соответствовать социальному заказу общества.
  3. Основная цель раздела: изучение содержательного (равновероятностного) и алфавитного подходов к определению количества информации через решение задач данного типа.
  4. При этом необходимо решить следующие задачи:
  • сформировать систему знаний об основных понятиях раздела «Информация и информационные процессы»;
  • сформировать умения и навыки по определению количества информации, используя содержательный (равновероятностный) и алфавитный подходы;
  • сформировать освоение основных видов деятельности, необходимых для успешных действий в информационном обществе;
  • сформировать понимание значимости освоения информационных и коммуникационных технологий  для профессионального роста в будущем;
  • сформировать понимание необходимости соблюдения правовых и этических норм при работе с информацией;
  • освоить знания, составляющие основу научных представлений об информации, информационных процессах, о количестве информации;
  • изучить содержательный (равновероятностный) и алфавитный подходы к определению количества информации;
  • показать практическое применение изученного материала;
  • работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
  • воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
  • воспитывать устойчивый познавательный интерес к предмету информатика через показ практического применения темы;
  • соблюдать требования безопасности и гигиены в работе с компьютером и другими средствами информационных технологий;
  • осознавать основные психологические особенностей восприятия информации человеком;
  • оценивать информацию, в том числе получаемую из средств массовой информации;
  • повышать свой образовательный уровень и уровень готовности к продолжению обучения с использованием ИКТ.
  • Место информатики в системе общечеловеческих ценностей, на овладение которыми нацелена система образования, определяется тем глубоким воздействием, которое она может оказать на развитие личности студента.
  • Для развития творческих способностей обучающихся может использоваться не одна отдельно взятая технология или подход, а совокупность методов и приёмов, что даёт большую эффективность и позволяет преподавателю выстраивать учебную деятельность, исходя из потребностей обучающихся и социального заказа общества.
  • На занятиях используются такие методы, как:
  • словесные методы обучения (рассказ, объяснение, лекция, беседа (репродуктивная и поисковая);
  • наглядные методы (иллюстрация, демонстрация наглядных пособий, презентаций, таблиц, рисунков);
  • практические методы (устные и письменные упражнения, практические работы);
  • активные методы (анализ контрольных ситуаций, решение проблемных задач, обучение алгоритму);
  • индуктивный и дедуктивный.

Каждый метод рассматривается как определенная система приемов.

Используются приемы общей (внешней) организации учебной деятельности (приемы слушания, наблюдения, планирования работы с учебником, компьютером, пересказа, самоконтроля, организации домашней работы) и приемы познавательной (внутренней) деятельности (приемы внимания, запоминания, приемы словесного описания, объяснения, приемы постановки вопросов и проблем, приемы рефлексии, приемы оперирования образами, суждениями, понятиями).

  На занятиях используются различные формы организации учебной деятельности студентов: индивидуальная, парная, групповая работа. Организация индивидуальной деятельности позволяет учитывать способности и образовательные потребности каждого, а коллективная  деятельность  оказывает помощь каждому обучающему в успешном освоении учебной программы.

  1. Создаются также условия для реализации основных  принципов личностно-ориентированной технологии обучения. Это выражено в следующем:
  2. -создание атмосферы взаимной заинтересованности  в работе  студента и преподавателя;
  3.  -оценка деятельности студента не только по конечному результату (правильно, неправильно), но и по процессу его достижения;
  4. -создание педагогических ситуаций межгруппового и внутригруппового общения на занятиях, позволяющих каждому студенту проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы.
  5. В работе  используются и другие педагогические технологии, а именно, проблемное обучение  и информационно-коммуникационные технологии обучения с целью стимулирования интеллектуальной активности обучающихся; развитие процесса мышления, индивидуальных особенностей ума; формирования внутренних мотивов, способов умственной деятельности студентов, их творческих способностей; формирования творческого, нестандартного мышления, освобожденного от привычных стереотипов и штампов.
  6. Результатом деятельности обучающихся является  понимание сути  информации и информационных процессов, количественного измерения информации,  осознанный и вдумчивый подход к решению задач.
  7. Для усвоения раздела «Информация и информационные процессы» весь материал разделен на логически завершенные части и данный раздел можно представить в виде следующей таблицы:
Тема Задачи
Информация, информационные процессы в природе, обществе, технике Знать, что такое информация, информационные процессы в живой и неживой природе, информация в обществе, информация и информационные процессы в технике.
Кодирование информации с помощью знаковых систем Знать, как происходит кодирование информации с помощью знаковых систем, знаки, их формы и значения, знаковые системы.
Количество информации Знать подходы к определению количества информации: количество информации как мера уменьшения неопределенности знания (равновероятностный подход к определению количества информации), алфавитный подход к определению количества информации, знать единицы измерения информации, уметь решать задачи на количество информации.

Содержание раздела включает в себя теоретическую часть и практическую в виде задач и практических работ. Содержание задач имеет практическое применение в жизни.

Практические работы методически ориентированы на развитие критического мышления, использования личностно-ориентированного метода, разноуровневых заданий, что позволяет дифференцировать и индивидуализировать обучение.

Это способствует формированию функциональной грамотности, социализации студентов, а также формированию метапредметных, общеучебных умений.

Система деятельности в ходе освоения учебного материала раздела включает такие виды:

  • познавательная через формирование системы мышления, осуществление интеллектуальных мыслительных операций (анализ, синтез, аналогия), наблюдение и приобретение опыта;
  • преобразующая через поиск путей решения проблем;
  • общеучебная через общение (диалог, умение слушать, задавать вопросы), работу с информацией;
  • самоорганизующая через умение самостоятельно ставить цели и планировать деятельность по их достижению, самоанализ, самоконтроль, рефлексия.

Таким образом, при изучении раздела программы «Информация и информационные процессы» получены следующие результаты:

— личностные образовательные результаты:

  • умения и навыки безопасного и целесообразного поведения при работе в компьютерном кабинете;
  • способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ;
  • представления об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества; представления о языке, его роли в передаче собственных мыслей и общении с другими людьми;
  • навыки концентрации внимания;
  • понимание значимости информационной деятельности для современного человека; владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
  • ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;

— метапредметные образовательные результаты:

  • целостные представления о роли ИКТ при изучении предметов и в повседневной жизни;
  • способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества; умение работать с учебником;
  • понимание общепредметной сущности понятий «информация», «сигнал»;
  • понимание общепредметной сущности понятия «знак»;
  • общеучебные умения анализа, сравнения, классификации;
  • понимание универсальности двоичного кодирования;
  • навыки анализа информации;
  • способность выявлять инвариантную сущность на первый взгляд различных процессов;
  • понимание сущности измерения как сопоставления измеряемой величины с единицей измерения;
  • навыки анализа процессов в биологических, технических и социальных системах, выделения в них информационной составляющей;
  • общепредметные навыки обработки информации;
  • основные универсальные умения информационного характера: постановка и формулирование проблемы;
  • поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска.

— предметные образовательные результаты:

  • общие представления о месте информатики в системе других наук, о целях изучения курса информатики и ИКТ;
  • обобщённые представления о различных способах представления информации, понимание сущности двоичного кодирования;
  • о содержательном и алфавитном подходе к измерению информации;
  • знание единиц измерения информации и свободное оперирование ими;
  • оценка информации с позиции интерпретации ее свойств человеком или автоматизированной системой (достоверность, объективность, полнота, и т.п.);
  • понимание роли информационных процессов как фундаментальной реальности окружающего мира и определяющего компонента современной информационной цивилизации;
  • соблюдение норм этикета, российских и международных законов при передаче информации по телекоммуникационным каналам.
  • соблюдение требований безопасности и гигиены в работе с компьютером и другими средствами информационных технологий.

Список используемых интернет — ресурсов

Источник: https://nsportal.ru/npo-spo/informatika-i-vychislitelnaya-tekhnika/library/2017/01/19/statya-osobennosti-izucheniya

Информационные процессы — урок. Информатика, 10 класс

Человек постоянно участвует в разнообразных процессах дома, на работе, на улице, в общественных местах.

Под процессом понимают ход, развитие какого-нибудь явления, последовательную смену состояния объекта.

Одни процессы характерны для общества, другие — для живой природы.

В одних ситуациях человек активно участвует в процессе: например, школьник в процессе обучения, водитель — при управлении автомобилем, рабочий — при строительстве дома и т. д.

В других случаях он пассивен и занимает позицию наблюдателя: например, во время грозы, во время экскурсии, на просмотре спектакля, у экрана телевизора.

Особую роль среди всего существующего разнообразия процессов занимает процесс, называемый информационным.

Информационный процесс — это процесс сбора (приёма), передачи (обмена), хранения, обработки (преобразования) информации.

Информационные процессы протекают в человеческом обществе, в растительном и животном мире. С помощью органов чувств люди воспринимают информацию, осмысливают её и на основании своего опыта, имеющихся знаний, интуиции принимают определённые решения. Эти решения воплощаются в реальные действия, которые воздействуют на окружающий мир.

Информационные процессы свойственны растительному и животному миру. Почему осенью листья опадают, весь растительный мир засыпает на время холодов?

Почему с приходом весны листья появляются опять, вырастает трава, распускаются цветы?

Читайте также:  Делимость чисел - в помощь студенту

Почему определенные виды растений зацветают в одно и то же время года?

Это тоже результат информационных процессов. Клетка любого растения воспринимает изменения внешней среды (температуры, влажности, продолжительности светового дня) и соответствующим образом реагирует на них.

Аналогичные, но уже более сложные процессы происходят и в животном мире. Реакцию животного на поступающую информацию определяет степень развития мозга. Так, для собаки и ежа, которые живут в квартире у одного хозяина, одно и то же событие может нести разную информацию, а, значит, они по-разному воспринимают происходящие вокруг них информационные процессы.

Пример:

Звонок в дверь для собаки является сигналом о появлении человека, а для ежа он не значит ничего, то есть не несет никакой информации. С другой стороны, прикосновение руки для ежа служит сигналом опасности — он сворачивается в шар, а собака реагирует на прикосновение как на ласку.

  • Можно продолжить перечень подобных информационных процессов в животном мире.
  • Попробуй это сделать самостоятельно.
  • Станет ясно, что в человеческом обществе, в растительном и животном мире постоянно протекает множество информационных процессов, в которых люди, животные и растения участвуют в соответствии со своими возможностями.
  • Это отличает живую природу от неживой: у неживой природы отсутствуют органы восприятия и обработки сигналов.
  • В неживой природе изменения могут происходить только в результате прямого физического или химического воздействия, а не информационных процессов.

В середине (XX) века многократно увеличилась интенсивность информационных процессов. Лавинообразный поток информации, хлынувший на человека, уже не воспринимается в полном объёме; ориентироваться в нем становится всё труднее и труднее.

Подчас оказывается проще создать новый материальный или интеллектуальный продукт, нежели разыскать сделанный ранее аналог.

Для более эффективного участия в информационных процессах человек создавал и создаёт различные устройства, которые помогают ему воспринимать, преобразовывать, хранить и использовать информацию.

Основные типы информационных процессов

Получение информации Это сбор сведений из каких либо источников (извлечение данных из хранилища/источника данных, наблюдение за событиями и явлениями, общение, СМИ и масс-медиа). Получение информации основано на отражении различных свойств процессов, объектов и явлений окружающей среды. Этот процесс выражается в восприятии с помощью органов чувств. Для улучшения восприятия информации человек придумал различные индивидуальные приспособления и приборы — очки, бинокль, микроскоп, стетоскоп, различные датчики и т. д.
Хранение информации Хранение информации имеет большое значение для многократного использования информации и передачи информации во времени. Для долговременного хранения используются книги, в настоящее время — компьютерные носители, устройства внешней памяти и др. Информация чаще всего хранится для неоднократной дальнейшей работы с ней. В этом случае для ускорения поиска информация должна быть как-то упорядочена. В библиотеках — это картотеки, при хранении с использованием компьютера — размещение информации в определенных папках, в более сложных случаях — это базы данных, информационно-поисковые системы и т. д.
Обработка информации Обработка информации подразумевает преобразование ее к виду, отличному от исходной формы или содержания информации. Процесс изменения информации может включать в себя, например, такие действия как численные расчёты, редактирование, упорядочивание, обобщение, систематизация и т. д. Результаты обработки информации в дальнейшем используются в тех или иных целях, например: получение новой информации из уже известной путем логических рассуждений или математических вычислений (например, решение геометрической задачи); изменение формы представления информации без изменения ее содержания (например, перевод текста с одного языка на другой); упорядочение (сортировка) информации (например, упорядочение расписания движения поездов по времени их отправления).
Передача информации Передача информации необходима для её распространения. Основными устройствами для быстрой передачи информации на большие расстояния в настоящее время являются телеграф, радио, телефон, телевизионный передатчик, телекоммуникационные сети на базе вычислительных систем. Такие средства связи принято называть каналами передачи информации. Следует отметить, что в процессе передачи информации, она может искажаться или теряться. Это происходит в тех случаях, когда информационные каналы плохого качества или на линии связи присутствуют помехи. Передача информации — это всегда двусторонний процесс, в котором есть источник и есть приемник информации. Источник передает информацию, а приемник её получает.

Источник: https://www.yaklass.ru/p/informatika/10-klass/informatciia-i-informatcionnye-protcessy-11955/poniatie-informatcii-informatcionnye-protcessy-12686/re-d1bc0e82-df48-406e-831f-4a925d9b24d0

1. Информация и информационные процессы — Информация и информац процессы

Если
обратиться в далекое прошлое, то жалобы на обилие информации обнаруживаются
тысячелетия назад.

Рассмотрим такой пример: На глиняной
дощечке (шумерское письмо IV тысячелетия до нашей эры) начертано; «Настали
тяжелые времена. Дети перестали слушаться родителей, и каждый норовит написать
книгу».

Особенно
модным стало жаловаться на непереносимость информационного бремени с XVII века.
В XX веке заговорили не более ни менее, как об информационной катастрофе.

Информационный кризис — это возрастающее противоречие между объемом
накапливаемой в обществе информации и ограниченными возможностями ее
переработки, отдельно взятой личностью. По оценкам специалистов в настоящее
время количество информации, циркулирующей в обществе, удваивается примерно
каждые 8-12 лет.

Появилась уверенность в том, что для того, чтобы справиться с
такой лавиной информации, недостаточно возможностей человеческого организма.
Для этого нужны специальные средства и методы обработки информации, ее хранения
и использования.

Сформировались новые научные дисциплины — информатика,
кибернетика, бионика, робототехника и др., имеющие своей целью изучение
закономерностей информационных процессов, то есть процессов, цель которых —
получение, передача, сохранение, обработка или использование информации.

В
наиболее общем виде информационный процесс (ИП) определяется как
совокупность последовательных действий (операций), производимых над информацией
(в виде данных, сведений, фактов, идей, гипотез, теорий и пр.) для получения
какого-либо результата (достижения цели).

  • Информация не существует сама по себе, она
    проявляется в информационных процессах.
  • В
    информатике к информационным процессам относят:
  • ·  
    Поиск информации;
  • ·  
    Отбор информации;
  • ·  
    Хранение информации;
  • ·  
    Передача информации;
  • ·  
    Кодирование информации;
  • ·  
    Обработка информации;
  • ·  
    Защита информации.

Каждый
из этих процессов распадается, в свою очередь, на ряд процессов, причем
некоторые из последних могут входить в каждый из выделенных обобщенных
процессов. Поговорим об этом подробнее.

Поиск информации — один из важных информационных
процессов. От того, как он организован, во многом зависит своевременность и
качество принимаемых решений.

В
широком смысле поиск является основой познавательной деятельности человека во
всех ее проявлениях: в удовлетворении любопытства, путешествиях, научной
работе, чтении и т. п. В более узком смысле поиск означает систематические
процедуры в организованных хранилищах информации: библиотеках, справочниках,
картотеках, электронных каталогах, базах данных.

Успех
вашего выбора будет зависеть от того, как вы организовали поиск информации. Используйте
разнообразные методы поиска информации, это поможет вам собрать более полную
информацию и повысит вероятность принятия вами правильного решения.

  1. Методы поиска информации:
  2. • непосредственное наблюдение;
    • общение со специалистами по интересующему вас вопросу;
    • чтение соответствующей литературы;
    • просмотр видео-, телепрограмм;
    • прослушивание радиопередач и аудиокассет;
    • работа в библиотеках, архивах;
    • запрос к информационным системам, базам и банкам компьютерных данных;
  3. • другие методы.

В
процессе поиска вам может встретиться самая разная информация. Любую информацию
человек привык оценивать по степени ее полезности, актуальности и
достоверности.

После оценки какие-то полученные сведения могут быть отброшены
как ненужные, какие-то, наоборот, оставлены на долгое хранение. То есть процесс
поиска информации практически всегда сопровождается ее отбором.

Всё это вместе называют процессом сбора информации.

Сбор
информации не является самоцелью. Чтобы полученная информация могла
использоваться, причём не только один раз, необходимо её хранить.

Хранение информации — процесс такой же
древний, как и существование человеческой цивилизации. Он имеет огромное
значение для обеспечения поступательного развития человеческого общества (да и
любой системы), многократного использования информации, передачи накапливаемого
знания последующим поколениям.

Уже
в древности человек столкнулся с необходимостью хранения информации.

Доказательствами тому служат зарубки на деревьях, помогающие не заблудиться во
время охоты; счёт предметов с помощью камешков, узелков; изображение животных и
эпизодов охоты на стенах пещер.

Сооружения, предметы изобразительного
искусства, глиняные таблички, записи, книги, архивы, библиотеки, аудиозаписи,
кинофильмы — всё это служит целям хранения информации.

  • Различная
    информация требует различного времени хранения:
  • • автобусный билет требуется хранить только в течение
    поездки;
    • программу телевидения — неделю;
    • школьный дневник — учебный год;
    • аттестат зрелости — до конца жизни;
  • • исторические документы — несколько столетий.

Основное
хранилище информации для человека — его память, в том числе генетическая.
Существует и «коллективная память» — традиции, обычаи того или другого народа.

Когда
объём накапливаемой информации возрастает настолько, что её становится просто
невозможно хранить в памяти, человек начинает прибегать к помощи различного
Рода вспомогательных средств (узелков «на память», записных книжек и т. д.).

С
рождением письменности возникло специальное средство фиксирования и
распространения информации в пространстве и во времени. Родилась
документированная информация — рукописи и рукописные книги, появились
своеобразные информационно-накопительные центры — древние библиотеки и архивы.
Постепенно письменный документ стал и орудием управления (указы, приказы,
законы).

Следующим
информационным скачком явилось книгопечатание. С его возникновением наибольший
объём информации стал храниться в различных печатных изданиях, и для её
получения человек обращается в места их хранения (библиотеки, архивы и пр.).

В
настоящее время мы являемся свидетелями быстрого развития новых,
автоматизированных методов хранения информации с помощью электронных средств.

Компьютер
и средства телекоммуникации предназначены для компактного хранения информации с
возможностью быстрого доступа к ней. Информация, предназначенная для хранения и
передачи, как правило, представлена в форме документа.

Под
документом понимается информация на любом материальном носителе
(глиняные дощечки, бумага, киноплёнка, магнитная лента, компакт-диск и т. д.),
предназначенная для распространения в пространстве и времени (от лат.
dokumentum — свидетельство. Первоначально это слово обозначало письменное
подтверждение правовых отношений и событий).

Основное
назначение документа заключается в использовании его в качестве источника
информации при решении различных проблем обучения, управления, науки, техники,
производства, социальных отношений. Разумеется, чтобы этой информацией можно
было воспользоваться, она должна быть формализована по определённым правилам,
то есть, представлена в наиболее удобном для пользователей виде.

Хранение
информации необходимо для распространения её во времени, а её распространение в
пространстве происходит в процессе передачи информации.

Практически
любая деятельность людей связана с общением (человек — существо общественное),
а общение невозможно без передачи информации.

В
процессе передачи информации обязательно участвуют источник и приёмник
информации
: первый передает информацию, второй её принимает. Между ними
действует канал передачи информации — канал связи. Передача информации
возможна с помощью любого языка кодирования информации, понятного как
источнику, так и приёмнику.

  1. Кодирующее
    устройство
    — устройство, предназначенное для преобразования исходного
    сообщения источника информации к виду, удобному для передачи.
  2. Декодирующее
    устройство
    — устройство для преобразования кодированного сообщения в
    исходное.
  3. Рассмотрим следующий пример: при телефонном
    разговоре
  4. источник
    сообщения — говорящий человек;
  5. кодирующее
    устройство — микрофон — преобразует звуки слов (акустические волны) в
    электрические импульсы;
  6. канал
    связи — телефонная сеть (провод); декодирующее устройство — та часть трубки,
    которую мы подносим к уху, здесь электрические сигналы снова преобразуются в
    слышимые нами звуки;
  7. приёмник
    информации — слушающий человек.

В
процессе передачи информация может теряться и искажаться: искажение звука в
телефоне, атмосферные помехи, влияющие на работу радиоприёмника, искажение или
затемнение изображения в телевизоре, ошибки при передаче по телеграфу. Эти
помехи, или, как их называют специалисты, шумы, искажают информацию.

К счастью,
существует наука, разрабатывающая способы защиты информации — криптология.
Человечество придумало много устройств для быстрой передачи информации:
телеграф, радио, телефон, телевизор.

К числу устройств, передающих информацию с
большой скоростью, относятся телекоммуникационные сети на базе вычислительных
систем.

Обработка
(преобразование) информации
— это процесс изменения формы представления
информации или её содержания. Обрабатывать можно информацию любого вида, и
правила обработки могут быть самыми разнообразными. Общая схема обработки
информации имеет вид:

Примеры обработки
информации:

Пример обработки информации Входная информация Правило преобразования Выходная информация
Таблица умножения Множители Правила арифметики Произведение
Определение времени полёта рейса «Москва — Ялта» Время вылета из Москвы и время прилёта в Ялту Математическая формула Время в пути
Отгадывание слова в игре «Поле чудес» Количество букв в слове и тема Формально не определено Отгаданное слово
Получение секретных сведений Шифровка от резидента Своё в каждом конкретном случае Дешифрованный текст

Но
всегда ли нам известно, как, по каким правилам входная информация
преобразовывается в выходную?

Рассмотрим пример: Дети не знают, что внутри
у заводной игрушки. Им известно одно: если завести игрушку, она поедет.
Большинство телезрителей мало, что знают об устройстве телевизора.

Но когда на
экране появляются помехи во время просмотра телепрограммы, оперирование ручками
(кнопками) настройки часто позволяет получить четкое изображение.

Выражаясь
языком кибернетики, телезритель начинает манипулировать входами, надеясь
получить на выходе устранение помех.

Такую
систему, в которой наблюдателю доступны лишь входные и выходные величины, а её
структура и внутренние процессы неизвестны, называют «чёрным ящиком».

Не
будет преувеличением сказать, что любая вещь, любой предмет, любое явление —
любой познаваемый объект — всегда первоначально выступает для наблюдателя как
«чёрный ящик», нечто неизведанное.

Например: Перед инженером стоит неисправный
компьютер, находящийся на гарантийном обслуживании. Разбирать его нельзя, но
инженер должен решить, отправить аппарат для ремонта или заменить новым. В
практической деятельности врач сталкивается с внешними проявлениями болезни, но
истинное состояние организма больного ему неизвестно. Перед врачом задача
«чёрного ящика».

  • Обработка
    информации по принципу «чёрного ящика» — процесс, в котором пользователю важна
    и необходима лишь входная и выходная информация, но правила, по которым
    происходит преобразование, его не интересуют, и они не принимаются во внимание.
  • Выводы:
    Информация не существует сама по себе, она проявляется в информационных
    процессах.
  • Наиболее
    общими информационными процессами являются сбор, преобразование, использование
    информации.
  • Информационные
    процессы, осуществляемые по определенным информационным технологиям, составляют
    основу информационной деятельности человека.
  • Компьютер
    является универсальным устройством для автоматизированного выполнения
    информационных процессов.
  • Информация и информационные процессы from Сергей Балан

Источник: https://www.sites.google.com/site/informaciaiinformacprocessy/home/1-informacia-i-informacionnyj-process

Ссылка на основную публикацию