Гжель — в помощь студенту

Гжель - в помощь студентуГжель - в помощь студенту
Гжель - в помощь студенту

Основные понятия и история возникновения

Роспись гжель известна не только жителям России и всего постсоветского пространства, но и далеко за его пределами.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Нежные узоры бледно-голубого и насыщенного синего цвета, нанесенные на тонкий белоснежный фарфор или керамику, стали популярны во всем мире, ведь посуда и другие изделия, украшенные в этой технике, идеально вписываются практически в любой интерьер.

Подобное удовольствие стоит немалых денег, как и многий другой народный промысел, в основе которого лежит ручная работа.

Название техники имеет прибалтийские корни, но она берет свои истоки из одноименной русской деревни, расположенной в ближайшем Подмосковье. Некоторые исследователи считают, что название росписи может происходить от прусского слова, дословно переводящегося как «кустарник». Что касается истории возникновения промысла гжель, то сегодня известны следующие факты:

Гжель - в помощь студенту Гжель - в помощь студенту

  1. Первое упоминание о регионе, который со временем стал крупнейшим центром гончарного искусства, датируется 1328 годом, однако тогда там было развито другое ремесленничество.
  2. Ситуация изменилась лишь в XVII столетии, когда в 1663 году по приказу русского царя Алексея началась массовая добыча местной глины, именуемой гжельской. На тот момент основное предназначение сырья сводилось к изготовлению различных сосудов для аптечного дела и алхимии. Девственную белизну материала для выпекания фарфора отмечал и знаменитый русский ученый Ломоносов, который писал, что во всем свете ему нет равных.
  3. К середине следующего столетия гжель получила широкое применение, используясь для изготовления посуды, штучных печных изразцов и даже игрушек, тысячные партии которых вывозились в Москву и другие крупные города. Но все изменилось после того, как местные мастера начали делать майолику с особым упором на кувшины и прочие сосуды для жидкости. Незатейливые узоры и сюжеты с ироническим подтекстом настолько полюбились и прижились в народе, что гжель приобрела другое значение.
  4. К 1812 году на месте деревни выросло 25 предприятий, специализирующихся на производстве посуды, изготовленной по особой технологии. На сохранившихся до наших времен игрушках и другой продукции можно было увидеть подписи лучших мастеров того времени. В качестве узоров была использована тематика флоры и фауны, представленная в виде трав, цветов, диковинных птиц, лошадок и прочих подобных элементов.
  5. Чуть ранее в другой подмосковной деревне Минино была обнаружена глина светло-серого цвета, которая впоследствии стала использоваться для изготовления более доступного по цене материала, именуемого полуфаянсом. Получаемое сырье обладало меньшей прочностью, чем фаянс, и было довольно грубым. Кроме того, в ту пору мастера не ограничивались одной только синей краской, используя и другие яркие оттенки, а также специальные кисти для их нанесения. Со временем в деревне Володино удалось найти белую глину для изготовления фаянса более высокого качества.
  6. Начало производства фарфоровой гжели было положено на фабрике Куликова. Ее основатель был настоящим фанатом своего дела, обучаясь ему на другом заводе в Перово. Он работал сам, наняв себе в помощники несколько гончаров. Чуть позже они украли секрет его технологии, открыв свои предприятия по производству фарфоровой гжели.
  7. Расцвет промысла пришелся на начало XIX века, когда создавались лучшие образцы за всю историю его существования. Однако уже во второй половине столетия заводы приходят в упадок, и все производство сосредотачивается в руках одного мастера Кузнецова. После революции его фабрики переходят в народное хозяйство, после чего ремесло фактически перестало существовать.

К счастью, его удалось возродить, пусть и не в былых масштабах. Восстановление началось в середине прошлого века, и совсем недавно легендарное ремесло отметило свой 670-летний юбилей.

Виды и особенности гжели

Гжель сегодня — это не просто посуда, печная облицовка или декор, а самая настоящая роскошь, позволить себе которую могут немногие.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Клавиатура и мышь - в помощь студенту

Оценим за полчаса!

Тем не менее спрос на подобную продукцию не падает, и сегодня даже открываются частные художественные мастерские, глубоко изучающие эту область без претензий на оригинальность.

Можно пойти на обучающие курсы и мастер-классы, дабы ознакомиться с основными орнаментами, применяемыми в промысле, и поупражняться в росписи тарелок, поэтапно осваивая технику.

Гжель - в помощь студенту

Ключевые направления

Ознакомившись с тем, где появилось старинное мастерство, стоит углубиться в изучение его особенностей. Сейчас известно три основных вида гжели, которые сменяли друг друга в зависимости от используемого сырья и других обстоятельств. В этот перечень входят:

Гжель - в помощь студенту

  1. Майолика с применением нетрадиционных для более поздней гжели оттенков.
  2. Полуфаянс.
  3. Фарфор, который можно условно разделить на продукцию, выпускаемую до 1940 года и после него.

Все перечисленные образцы росписи гжель отличались не только техникой нанесения и узорами, но и используемым материалом, а также составом применяемой для художественной росписи основы. Первые два вида промысла были актуальны в период с XVIII по XIX столетие, хотя внешне они практически не были похожи между собой.

Для производства майолики использовалась белоснежная глина, готовые изделия из которой расписывались желтым, зеленым, голубым и графитовым цветом. Совершенно другой была и техника, а также ключевые элементы гжельской росписи полуфаянса, где по большей части задействовался наивный стиль с присущими ему орнаментами, ягодами, листвой, птицами, домиками и сюжетными картинками.

Сырье использовалось для изготовления трех основных групп товаров: дешевой посуды, дорогих сосудов, зачастую применяющихся для украшения дома, а также небольших статуэток, сувениров и игрушек.

Окрашивание по технологии майолики производилось по жидкой эмали с поэтапной прорисовкой темного контура основных элементов и дальнейшей их цветной заливкой.

Запекание обеспечивало прочность не только посуды, но и ее покрытия, поэтому мастерам приходилось действовать предельно точно из-за невозможности исправления ошибок.

Гжель - в помощь студенту

Постепенно менялась и форма изготавливаемой продукции. Она становилась более вычурной под воздействием моды на барокко, а после возвращалась к изначальному примитивизму, поскольку хромало качество основного сырья.

К примеру, изделия из полуфаянса, в основе которых лежала серая глина, отличались простотой форм, самыми простыми элементами росписи и более бледными красками (как правило, использовался только голубой цвет).

Объяснялось это хрупкостью материала, а также его чрезмерной пористостью и грубостью, если проводить сравнение с белыми глинами.

Гжельский фарфор, выпущенный до 40-х годов прошлого века, также мало походил на более поздние образцы, включая те, что можно встретить сейчас. Для его изготовления использовали тонкую вычурную лепнину и самые сложные элементы росписи, в основе которых лежали желтый, красный, зеленый, голубой, коричневый, розовый и даже золотой цвет.

После 40-х гг. дорогой императорский фарфор с ручной лепкой, обжигом и росписью уступил место так называемому штампованному продукту, хотя и его выпуск был ограничен в самом скором времени из-за охватившего Россию кризиса.

Низкое качество сырья пытались компенсировать краской полихромного типа. После войны даже было выдвинуто предложение о возрождении майолики, которое было отвергнуто из-за сложности технологии.

В итоге было принято решение изготавливать толстостенную посуду, покрытую одноцветной синей росписью.

Цвета и мотивы

После 40-х годов начали открываться мастерские, предназначенные для обучения новых специалистов искусству рисования в технике гжель. Авторами узоров стали известные художники Наталья Бессарабова и Александр Салтыков.

Именно они стояли у истоков возрождения промысла, разработав методическое пособие, раскрывающее секреты работы тонкой и широкой кистью по фарфору.

Рисование в технике гжель делится на три основных типа:

Гжель - в помощь студенту

  1. Кобальтовая надглазурная роспись с золотыми или платиновыми элементами, применяемая для украшения дорогих сервизов и считающаяся одной из самых сложных.
  2. Белая роспись на глухом кобальтовом фоне, обеспечивающая зеркальный эффект. Готовые изделия получаются более яркими, поэтому их производство требует особого подхода.
  3. Золотая или платиновая окантовка на самом тонком и изящном костяном фарфоре с небольшими кобальтовыми элементами. Сервизы, расписанные в такой технике, представляют собой настоящее чудо, выполнить которое под силу далеко не каждому мастеру.

В основе техники лежит исключительно ручная работа с применением всех кобальтовых оттенков (более 20 разных видов), а также белого и других цветов, что актуально для майолики (на белом фоне желтые, зеленые, синие и вишневые узоры).

Если же говорить об инструментах, то необходимый для росписи набор поражает своей простотой, состоя из стеклышек для смешивания и разбавления красок, кистей с натуральным ворсом разной толщины, шпателей, а также баночки, в которой готовится кобальтовая окись.

Для нанесения оригинального орнамента существует целая азбука, в основе которой лежит мазок-капелька, чаще всего применяемый для отображения листьев, ягод и цветочных лепестков, и обратный мазок, подразумевающий переход от более темного и насыщенного тона к максимально светлому. Наиболее узнаваемыми узорами гжельской техники являются:

  • роза, выполненная крупными мазками;
  • птица с широко расставленными крыльями.

Выбор рисунка напрямую зависит от формы, так как он должен идеально «сесть» на основу. Именно он оживляет ее, делая холодный фарфор объемным и живым.

Составление сообщения о технике

Гжельская роспись — очень интересная тема, которая обязательно запомнится ценителям народного творчества и любителям домашнего уюта, так как абсолютное большинство продукции предназначено для использования в быту и украшения интерьеров.

Но если доклад о промысле приходится составлять ребенку, то необходимо адаптировать рассказ под школьную аудиторию, дополнив его наглядыми рисунками, фотографиями или даже оригинальными образцами.

Текст лучше всего составлять в соответствии со следующим планом:

Гжель - в помощь студенту

  1. Вступление, состоящее из нескольких предложений. Оно должно кратко описывать технику и ее роль в народном хозяйстве.
  2. Основной текст, который принято условно разбивать на несколько частей. Сначала можно рассказать о том, где находится родина промысла, а также указать ее основные достопримечательности. В следующей части обязательно нужно поведать об истории развития ремесла и дать его описание, подкрепив приведенную информацию интересными фактами.
  3. Вывод должен быть таким же кратким, как и вступление, после чего можно прикрепить используемые в докладе дополнения (иллюстрации, фото и т. д. ).

Показывать картинки (это может быть не только роспись и всевозможные ее образцы, но и фото деревни, в которой добывалось сырье, а также самые крупные заводы по производству гжели) рекомендуется во время доклада, делая его более понятным и увлекательным.

Источник: https://nauka.club/kulturologiya/soobshchenie-o-gzheli.html

Каталог Экскурсии и мастер-классы продукция гжель

Купить экскурсию (полный каталог экскурсионных программ http://gzhel.ru/catalog/ekskursii-i-master-klassy/) Гжель - в помощь студенту

«Объединение Гжель» приглашает вас посетить Гжель — один из самых древних центров русской культуры – Родину отечественной керамики, и наше предприятие, которое является создателем и правообладателем современных художественно-стилевых особенностей всемирно признанного народного промысла «Гжель».

 “Gzhel Group” invites you to visit Gzhel, one of the centers of Russian culture, the homeland of domestic ceramics, and our factory, the creator and copyright holder of the contemporary art and style features of the internationally recognized folk art Gzhel.

Читайте также:  Алгоритмизация - в помощь студенту

Посетите производственные цеха нашего предприятия и мастер-классы

Во время экскурсии по производственным цехам предприятия вы соприкоснетесь с таинством изготовления фарфора, увидите процесс изготовления гжельских изделий и самую большую в мире модель вазы, познакомитесь со спецификой традиционной росписи, а во время мастер-класса под руководством опытных специалистов сможете сами попробовать тонкую, почти ювелирную работу живописцев. Проверьте, получится ли у вас тот самый, прозрачный гжельский мазок? Вы также сможете освоить основы лепки. Слепленное вашими руками изделие или расписанное вами блюдо будет обожжено в печи вместе с изделиями, созданными художниками «Объединение Гжель». Через две недели вы сможете забрать его себе на память или сделать эксклюзивный подарок своим близким.

Увлекательное путешествие в прошлое, настоящее и будущее Гжели

Гжель - в помощь студенту

Музей Объединение Гжель предлагает посетителям совершить увлекательное путешествие в прошлое, настоящее и будущее Гжели. Опытный экскурсовод расскажет об истории гжельского промысла, познакомит с художниками, заложившими основы современных художественно-стилевых принципов и особенностей, которые делают гжельские изделия легко узнаваемыми во всем мире. Но даже в рамках общих принципов художник – всегда творец. Поэтому в экспозиции музея в центре внимания находится именно художник со своим почерком, своим видением форм и живописных решений. Экскурсовод познакомит вас с творческими биографиями художников и особенностями их работ.

Prices and start time for the SCHEDULED excursions for individuals

Расписание экскурсий для частных лиц в будние дни
уточняйте по телефону 8-906-055-23-57.

В выходные дни регулярные экскурсии для частных лиц проводятся
в 14.00 ПО ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЙ ЗАПИСИ!

Стандартная обзорная экскурсия

Наши стандартные обзорные экскурсии — музей, производство. В музее Вы узнаете всё об истории Гжели. Увидите самую большую уникальную коллекцию подлинных гжельских изделий — более 3500 экспонатов от 14-15вв. до наших дней. По производству в сопровождении экскурсовода Вас проведут по цехам легендарного завода, познакомят с технологическим циклом производства гжельского фарфора.

Для полного ознакомления, представления о гжельском промысле, рекомендуем Вам посетить общую обзорную программу и производство, и музей

Общая продолжительность экскурсии около 1.5 часа.

  • Стоимость * 
  • Prices *
  • Стандартная обзорная экскурсия
Количество человек   Производство + музей  МУЗЕЙ   ПРОИЗВОДСТВО
Дети Студенты, Пенсионеры Взрослые
 Дети Студенты, Пенсионеры  Взрослые  Дети Студенты, Пенсионеры  Взрослые
30 и более 250 350 400 100 150 150 150 200 250
От 15 до 29 350 450 500 150 200 200 200 250 300
От 1 до 14 человек
  1.  350          450               500
  2. Экскурсионное обслуживание
  3.       2000 рублей с группы
  •   150         200               200
  • Экскурсионное обслуживание
  •       1500 рублей с группы
  1.   200          250              300
  2. Экскурсионное обслуживание
  3.   1500 рублей с группы
  •     Детская группа —  на каждого 10 ребенка 1 сопровождающий бесплатно.
  •     Взрослая группа – 1 аккредитованный гид бесплатно.

Интерактивная экскурсия для детей

В стандартную обзорную экскурсию включен интерактив. Знакомство с промыслом проходит с помощью викторины и элементов квеста.

  • Программа рассчитана на детей от младшего школьного возраста и старше.
  • Продолжительность экскурсионной программы от 1.5 часа
  • Стоимость * 
  • Prices *
  • Интерактивная экскурсия для детей
Количество человек       Производство + музей  МУЗЕЙ    ПРОИЗВОДСТВО
Дети Студенты,* Пенсионеры* Взрослые*
    Дети    Студенты,* Пенсионеры*    Взрослые*     Дети    Студенты, * Пенсионеры*    Взрослые*
30 и более 400 450 500 250 250 250 300 300 350
От 15 до 29 500 550 600 300 300 300 350 350 400
От 1 до 14 человек
  1. 500            550              600
  2. Экскурсионное обслуживание
  3. 3000 рублей с группы
  •     300            300                300
  • Экскурсионное обслуживание
  • 2000 рублей с группы
  1.     350            350                400
  2. Экскурсионное обслуживание
  3. 2000 рублей с группы

*в составе детской группы

Ветераны Великой Отечественной Войны и дети до 6 лет -бесплатно.

Многодетные семьи, инвалиды 1 и 2 группы, Воины — Интернационалисты и ликвидаторы последствий Чернобыльской АЭС — скидка 20% (при предъявлении документа, подтверждающего льготу).

Наша компания осуществляет благотворительные экскурсии на предприятие на основании официального письма на бланке вашей организации. Письма направляются на имя Генерального директора по электронной почте tourism@gzhel.ru.  

Стоимость и описание мастер-классов.

The price and descriptions for  the master classes.

Начало
проведения мастер-классов в будние дни уточняйте по
телефону 8-906-055-23-57.

В выходные дни мастер-классы для частных лиц
проводятся в 15.30 ПО ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЙ ЗАПИСИ!

  • Стоимость:
  • Prices:  
  • Мастер-классы.

На наших мастер-классах, ориентированных на разный возраст, Вы сможете побывать в роли гжельского художника. Освоить гжельскую кобальтовую роспись, создать своими руками глиняную фигурку, изразец и многое другое.   

Количество   человек   Навыки росписи кобальтовой краской Рисунок гуашью  на бумаге в технике кистевой мазковой росписи   Роспись гуашью по утельной заготовке Роспись кобальтовой краской с последующим обжигом Лепка из гончарной   красной глины* Лепка-формовка из белой глины
15 и более             50 50 250  450    150 100
От 1 до 14 человек                                                 250                         450                            150                100           Сопровождение мастера 1500 с группы

* Мастер-класс проводится только в выездном формате

Описание мастер-классов.

1. Навыки росписи кобальтовой краской.

На мастер-классе под руководством ведущего-мастера участники приобретают навыки росписи кобальтом, совместно расписывая изделия, применяя традиционную кистевую роспись. Изделие на мастер-классе предоставляются на выбор, тарелка, сырная доска или поднос.

  1. Обжиг осуществляется за дополнительную плату.
  2. Продолжительность мастер-класса — 20-30 мин.
  3. *В мастер-классе могут участвовать дети школьного возраста и взрослые. 

2. Роспись гуашью по утельной заготовке.

Для росписи предоставляются изделия прошедшие первый обжиг (скульптура, размером от 7см до15см – кошки, собаки, обезьянки, пони, мишки, зайчики, петушки и др.). Изделия расписываются гуашью под руководством художника. Готовые работы участники забирают в этот же день.

  • Изделия после данного мастер-класса не обжигаются.
  • Продолжительность мастер-класса – 40-60 мин.
  • *В мастер-классе могут участвовать дети от 5 лет, школьного возраста.

3. Рисунок гуашью на бумаге.

Участники мастер-класса по Рисунку гуашью на бумаге приобретают навыки традиционной гжельской росписи. Ведущий мастер-класса знакомит с техникой росписи, демонстрирую образцы мазков на бумаге, объясняя правильный набор краски, постановку кисти. Роспись выполняется на бумажных шаблонах в виде традиционных гжельских форм.

  1. Творческие работы участники забирают в тот же день.
  2. Продолжительность мастер-класса – 30-40 мин.
  3. В мастер-классе могут участвовать дети от 3 лет, школьного возраста.

4. Роспись кобальтовой краской.

Для росписи предоставляются изделия прошедшие первый обжиг (скульптура, размером от 7см до 15см – кошки, собаки, обезьянки, пони, мишки, зайчики, петушки и др.).

  • Изделия расписываются под руководством художника и после мастер-класса остаются на заводе и проходят последующие стадии технологического цикла (глазуровка, обжиг).
  • Через 2-3 недели фарфоровое изделие, расписанное своими руками, возвращаются.
  • Продолжительность мастер-класса – 40-60 мин.
  • *В мастер-классе могут принимать участия все возрастные категории (+3).

5. Лепка из гончарной глины.(Мастер-класс проводится только в выездном формате)

На мастер-классе участники под руководством ведущего знакомятся с техникой лепки из красной глины. В процессе вы сможете проявить индивидуальность, творчество и фантазию. Это могут быть и анималистические скульптуры, изразцы и многое другое.

  1. Работы с мастер-класса забираются в этот же день.
  2. Продолжительность мастер-класса – 30-40 мин.
  3. *В мастер-классе могут принимать участия все возрастные категории (+3).

6. Лепка-формовка.

Для мастер-класса используются формы и белая глина. Под руководством художника дети набивают глину в формы и извлекают рельефное изделие. По окончанию мастер-класса готовые работы забираются в этот же день и самостоятельно декорируются в домашних условиях.

  • Продолжительность мастер-класса — 20-25 мин.
  • *В мастер-классе могут принимать участия все возрастные категории (+3).
  • Программа выездного мастер-класса.

Участникам проводится ознакомительная интерактивная лекция о истории и возникновении народного промысла Гжель. Демонстрируется технологический процесс производства гжельского фарфора. После теоретической части, участники программы приступают к мастер-классу. Ассортимент мастер-класса оговаривается заранее.

  1. Продолжительность выездной программы составляет от 1 час 30 минут – 2 часа.
  2. Стоимость участия в выездной программе с мастер-классом по росписи кобальтовой краской от 750 рублей с единицы в группе от 30 человек.
  3. Группы с меньшей численностью рассчитываются индивидуально.

Узнать подробности можно в нашем ТУРБЮРО по
электронной почте tourism@gzhel.ru или по телефону +7-906-055-23-57 ЕЖЕДНЕВНО с
9:30 по 16:30.

You are welcome to make a booking and learn more by e-mail tourism@gzhel.ru or phone +7-906-055-23-57. We are open daily 9:30 — 16:30.

Уважаемые ПОТЕНЦИАЛЬНЫЕ ПАРТНЕРЫ! Прайс-лист и соглашение для организованных туристических групп вы можете запросить по электронной почте tourism@gzhel.ru Цены на экскурсии от 100,00 руб/чел, на мастер классы от 50,00 руб/чел. Будем рады сотрудничеству! Dear FUTURE PARTNERS!

Price lists and Agreement for tourist groups are available upon request. Contact us by e-mail tourism@gzhel.ru

Excursion price starts from 100,00 rub/person, masters class — 50,00 rub/person. We will be glad for our PARTNERSHIP! 

Полный каталог наших экскурсионных программ http://gzhel.ru/catalog/ekskursii-i-master-klassy/

Схема проезда:

Московская область, Раменский район, п/о Ново-Харитоново, д. Турыгино, Административный корпус «Объединение Гжель».

Источник: http://gzhel.ru/about/tour/

Методика обучения студентов имитации гжельской росписи в холодном батике

Декоративно-прикладное искусство и народные художественные промыслы являются неоспоримо важными компонентами общей системы художественного образования, способствующими эффективному приобщению обучающихся к национальной культуре [1].

Познание основ художественных промыслов, таких как художественная обработка дерева, металла, керамики, ткани, позволяет воспитывать у обучающихся национальное самосознание, прививает способность воспринимать традиционное народное декоративно-прикладное искусство, а также развивает изобразительные и творческие способности, проектную культуру [2].

Искусство народных художественных промыслов предстает перед нами как непростое, богатое по декоративным возможностям, глубокое по идейно-образному содержанию явление современной культуры.

В многочисленных районах нашей страны сохранились традиционные, основанные на ручном труде и пришедшие от дедов и прадедов народное декоративно-прикладное искусство и народные художественные промыслы, среди них можно выделить гжель, мотивы которой навеяны нам с древних времен, актуальны и пользуются популярностью не только у мастеров декоративно-прикладного искусства и рукоделия, но и среди известных дизайнеров России и зарубежья. Важно отметить, что гжель известна в современной России и как модный, оригинальный и, в то же время, традиционный стиль интерьера, который лучше всего подходит для оформления интерьера гостиной или столовой. Такому стилю характерно создание акцента в оформлении интерьера при помощи гжели, при этом используется только несколько декоративных элементов, например, посуда из гжельского фарфора, шторы, скатерти, обивка мебели с росписью под гжель, либо применение сине-белых оттенков во всем дизайне комнаты или даже квартиры[3].

Процесс изготовления эксклюзивных изделий из гжельского фарфора не прост, как может показаться на первый взгляд, он делится на несколько основных этапов. В первую очередь, изготавливаются первоначальные заготовки будущего изделия из гипса.

На следующем этапе в готовую гипсовую форму заливается шликер, который принимает форму гипсовой заготовки. Затем происходит предварительный обжиг, который называется утильным. После чего происходит доработка и раскраска изделия.

Заключительный этап – окончательный обжиг уже готового изделия –­ мастера называют политым обжигом [4].

Мастера Гжели расписывают каждое изделие только вручную. У Гжели собственный стиль – синие и голубые узоры и цветы, украшения на белом фоне. Роспись производится кобальтом, который в ходе технологического процесса приобретает характерный для Гжели синий цвет.

Гжельская роспись относится к подглазурному виду росписи, то есть изначально расписывается обожженное глиняное изделие, после чего оно окунается в глазурь и опять отправляется в печь на обжиг, в процессе которого краска (кобальт) меняет свой цвет, а глазурь становится прозрачной [5].

Как видим, процесс изготовления гжельского фарфора очень трудоемкий, что затрудняет обучение данному виду декоративно-прикладного искусства в художественных образовательных учреждениях. Однако сама техника выполнения гжельской росписи вполне доступна. Например, есть свои особенности выполнения гжельской розы.

Во-первых, в росписи используется техника мазками. Каждый мазок должен отличаться от предыдущего. Здесь главный секрет − это правильное сочетание белой и синей краски и сила нажима на кисть при нанесении краски.

Сначала на кисточку густо набирают краску, а потом с разным нажимом прикладывают кисть к изделию, создавая цветок. Первые мазки должны быть самыми сочными, а затем становиться все светлее и светлее. Другой прием − это «мазок с тенями», он считается в росписи самым трудным.

Одним движением кисти достигается переход от более насыщенных цветов к более мягким, светлым. При этом широкий мазок сужается и переходит в тоненький острый кончик.

В последнее время очень актуальной и популярной стала имитация гжельской росписи в разны техниках и на разных материалах. Чтобы выполнить имитацию гжели, необходимы белая поверхность и краска синего и белого цветов.

Главное – чтобы эти два материала подходили друг другу. Гжель можно имитировать на любой поверхности, в графических программах, мозаиках, на тех поверхностях, где можно на белом фоне выложить сине-голубые оттенки.

Рассмотрим особенности имитации гжельской росписи в технике «холодный батик». Холодный батик является разновидностью технологий художественной росписи тканей.

Ее суть заключается в нанесении на хорошо натянутую белую ткань холодного резервирующего состава, который не дает краске растекаться за контуры.

При таком способе росписи тканей все формы рисунка, как правило, имеют замкнутую контурную обводку резервирующим составом, что придает своеобразный характер рисунку. Именно эта техника позволяет выполнить четкие контрастные границы, характерные узорам гжели.

Для имитации гжели в батике, в первую очередь, необходимо подобрать качественные материалы: ткань, красители и резервирующий состав. Необходимо подобрать ткань, на которой будет хорошо растекаться краска.

Идеальным вариантом можно назвать натуральный шелк, но современные синтетические ткани по своим характеристикам не сильно уступают натуральным.

Для росписи хорошо подходят ткани атласного, крепового и сатинового переплетений, при этом важно, чтобы ткань не растягивалась ни в одном направлении.

Читайте также:  Алфавитный подход к оценке количества информации. формула хартли - в помощь студенту

Опыт показывает, что даже при соблюдении всех вышеперечисленных условий, ткань может оказаться не подходящей для росписи, резерв может плохо ложиться на ткани, ткань может плохо впитывать краску, а краска плохо растекаться на ткани, что ухудшает качество работы. Следовательно, обучающимся необходимо предварительно «испытать» ткань на небольшом отрезе.

Очень важно подобрать хорошие красители для росписи. Для того чтобы ткань после окрашивания осталась мягкой, необходимы дорогостоящие красители. Для имитации гжели необходимы краски чисто синего цвета – кобальт, который является отличительной чертой гжели.

Краски имеют свойство растекаться на ткани, поэтому техника двойного мазка, которая используется при выполнении гжельской росписи, в холодном батике не поможет добиться необходимого результата.

После того, как все материалы подобраны, очень важно обучающимся хорошо натянуть ткань на подрамник. Ткань должна быть натянута таким образом, чтобы она стала упругой, как барабан. Это позволит качественно нанести резервирующий состав по всей поверхности ткани.

В противном случае, как показывает опыт, может получиться дефект растекания краски за контуры. Важно обратить внимание студентов на то, чтобы рамка желательно была такого же размера, что и ткань.

Если размер рамки меньше ткани, ее нужно очень осторожно закрепить со всех сторон, не повредив переплетение.

Красители наносятся с помощью круглых мягких кистей из колонка, такие кисти хорошо вбирают краску, как беличьи, и держат форму, как синтетические. Для росписи больших участков или фона используются кисти № 9, для мелких и средних фрагментов – кисти от №2 до №7. Кончики кистей обязательно должны быть очень тонкими, тогда можно очень аккуратно наносить краску вдоль контуров.

Начинать роспись в холодном батике следует со светлых тонов – это позволит исправить возможные огрехи в работе.

Те участки росписи, которые должны остаться белыми или наиболее светлыми, до нанесения краски следует увлажнить водой с помощью кисти.

Заливая цветом тот или иной фрагмент рисунка, обучающимся необходимо использовать несколько оттенков цвета, делать растяжку цвета от светлого к тёмному по влажной ткани, позволяя цветам смешиваться в пределах данного фрагмента.

  • Рассмотрим технологическую последовательность выполнения имитации гжельской росписи в технике «холодный батик».
  • Таблица 1
  • Технологическая последовательность выполнения имитации гжельской росписи в технике «холодный батик» 

Гжель - в помощь студенту

Возрождение и изучение народных промыслов, обучение в художественных образовательных учреждениях их слиянию между собой и имитации имеет исключительно важное значение.

Включение в образовательный процесс обучение имитации гжельской росписи на ткани в технике «холодный батик» оказывает эффективное воздействие на раскрытие творческого потенциала обучающихся, развитие проектной культуры, активизацию творческой деятельности, формирование таких социально значимых качеств личности, как самостоятельность, целеустремленность, творческое отношение к деятельности и окружающей действительности, бережное отношение к духовным и культурным ценностям народа.

Источник: https://e-koncept.ru/2016/56195.htm

Волшебное искусство в русском стиле — роспись гжель

Гжель – это традиционный промысел славян. Роспись на керамике, выполненная в кобальтовых оттенках и сочетающая гармонию рисунка и орнамента, на протяжении многих веков не теряет свой популярности.

Свое наименование ремесло получило благодаря району в Подмосковье, известному под названием «Гжельский куст». Всю работу мастера и в наши дни ведут исключительно вручную, никакой автоматики и шаблонов.

История искусства гжели

Истоки росписи лежат в старинном подмосковном районе, который славился своей неплодородной почвой. Сколько бы пахари ни трудились на ней, богатым урожаем матушка-земля не радовала. Причина скрывалась в том, что вместо чернозема на этой территории располагался пласт белой глины высокого качества.

Первыми открывателями месторождения стали аптекари. Для проведения опытов в области алхимии и создания лечебных настоек они пользовались посудой, слепленной из белоснежной глины.

Чуть позже в Гжели наладили гончарное производство, которое радует людей красивой продукцией более четырехсот лет. Наименование села происходит от слова «жечь». Существует версия, что изначально ремесло называли «жгель». Впоследствии для собственного удобства люди поменяли буквы местами и получили «гжель».

Однако согласно археологическим раскопкам, еще в начале четырнадцатого век в районе речушки Гжелки местные умельцы освоили гончарное производство. Это был знаменитый на весь мир гжельский фарфор.

Изделия отличались практичностью и высоким качеством. Впервые упоминание о регионе встречается в летописях, датированных 1320 годом.

Красивая природа, гладь полей, плеск волн, лесная дубрава – все это вдохновляло обитателей Гжели на занятия искусством. С давних времен местные мастера прославляли небольшое поселение керамическими изделиями. Причем изготавливали не только чашки и горшки, но и черепицу, изразцы и детские игрушки.

Майолика

В 1724 году на дороге, ведущей в Гжель, Афанасий Гребенщиков организовал первую фабрику по созданию продуктов Зенина. Существует версия, что их получали из Китая. Изделия представляли собой пористые майолики большого размера, созданные и эмалированной глины яркой расцветки.

Гончары из Гжели доставляли промышленнику сырье и одновременно создавали вещи на заводе, изучая правила технологического процесса. Изначально ассортимент продукции был скудным. Фабрика специализировалась на изготовлении трубок для табака и плитках. Затем начали создавать столовые принадлежности и фигурки небольшого размера.

В 1757 году после смерти Гребенщикова, в производстве наметился спад и к 1770 оно полностью прекратило свое существование. Однако к этому моменту в Гжеле уже появились собственные мастера, специализирующие на изготовление майолики. Их продукция пользовалась невероятным спросом.

Все изделия ремесла можно условно классифицировать на три категории:

  • Дешёвая посуда.
  • Дорогостоящие сосуды. Их использовали для декорирования стола и интерьера.
  • Мелкая пластика: фигурки животных и статуэтки, передающие бытовые сюжеты.

Наибольшим спросом у потребителей пользовались кувшины в форме клюва под названием кумганы. Майолики окрашивали жидкой эмалью. Сначала мастер с помощью темных красок очерчивал контур картинки. Затем рисунок закрашивали фиолетовым, красным, зеленым или синим цветом.

Ремесло требовало от умельцев наносить четкую картинку, поскольку в дальнейшем внести в нее корректировки практически нереально.

Полуфаянс

В начале девятнадцатого столетия на смену майолики, которая требовала серьезных финансовых вложений, пришел полуфаянс. В основе сырья лежала гжельская глина, соединенная с разнообразными примесями.

Красящее вещество наносили на обожжённое изделие, сверху покрывали глазурью и вновь отправляли в печь. Изначально роспись была полихромной, позже ее заменили на голубой оттенок.

Главная отличительная черта гжельского полуфаянса – контрастность между синей расцветкой и белоснежным фоном. По сравнению с майоликой претерпела изменения и сама роспись. Вместо разноцветного контура стали практиковать нанесение рисунка кистью. В основном для украшения использовали растительные и геометрические узоры.

Фарфор

Первые изделия из фарфора появились в начале девятнадцатого века. Производство запустил Павел Куличков в 1802 году. Готовый товар он поставлял в Москву, где подобная продукция была в диковинку. Многие конкуренты пытались разгадать секрет успеха Куличкова, выведать технологию производства.

Некоторым обитателям Гжели это удалось и в скором времени на территории населенного пункта появилось сразу несколько мануфактур, выпускавших фарфоровые изделия высокого качества. Часто владельцы мастерских покупали заготовки на заводе Куличкова, а после раскрашивали их под собственным брендом.

Фарфор девятнадцатого века отличается эмпирическим стилем. Гжельцы заимствовали характерные для него формы, но интерпретировали на свой лад. Помимо цилиндрических и яйцевидных изделий мастера создавали кратерообразные чашки с изогнутыми ручками. Самый популярный орнамент – цветы и меандры.

Характерные черты росписи

Бытует мнение, что художественное искусство России не отличается легкостью и лаконичностью. Тоже так считает? Тогда вы ничего не знаете о гжели. В наши дни — это непросто своеобразные орнаменты и рисунки, а полноценное стилистическое направление. Его используют как для изготовления керамической продукции, так и для декорирования интерьера или одежды.

Отличительные черта промысла:

  • Поверхность глазируется.
  • Белоснежный фон.
  • Орнамент выполняется исключительно в синих или голубых оттенках.
  • Сложный растительный узор в русском народном стиле.
  • Только ручное изготовление.

Витиеватая роспись в кобальтово-синих цветах на белоснежном фоне – вот что отличает гжель от иных народных промыслов. А ручное изготовление превозносит продукцию в категорию керамических шедевров.

Считается, что невозможно встретить одинаковый орнамент или рисунок, ведь каждый мастер в изделие добавляют нотку индивидуальности.

Основные цвета

Отличительной чертой промысла является ручная работа. В каждый узор живописец вкладывает частицу собственной души. В росписи используют несколько основных оттенков:

  • Белоснежный (для костяного фарфора).
  • Цветная майолика.
  • Глухой кобальт.
  • Ярко-синий, начиная от небесно-голубого и заканчивая тёмно-синим.

Особого внимания заслуживает процесс появления насыщенного оттенка гжели. Во время работы он монохромен, синий и кобальтовый проявляются лишь после обжига высокими температурами.

Классический цвет гжели — кобальтовый оттенок на белом фоне. Готовый продукт окунают в белоснежную глазурь, затем помещают в печь (температура 1400 градусов). В результате покрытие становится прозрачным, а орнамент приобретает насыщенный цвет. Само изделие обретает твердость и глянцевый блеск.

На покрытие могут нанести позолоту или декоративные элементы из платины. Затем повторно проводят обжиг. Выделяют несколько цветовых групп в гжельской росписи:

  • Надглазурная цветная. Дополняется узором из золота или платины. Применяют для оформления праздничной посуды, сувенирной продукции. Процесс изготовления отличается трудоемкостью и требует высокого мастерства от художника.
  • Глухой фоновый кобальт. Удивительная комбинация изысканности и торжественности. Фоновая основа – это глазурь тёмно-синей расцветки. Для росписи берут белоснежную краску, которая придает зеркальное отражение орнаменту. В итоге растения и животные из синих превращаются в белых, рисунок напоминает снежные узоры, которые мороз наносит на окна.
  • Костяной белый фарфор. Продукция белоснежного оттенка без дополнительного декора. В некоторых изделиях встречается тонкая полоска из золота или платины. Допускается нанесение на поверхность небольших орнаментов и надписей с помощью цветной краски.

Элементы и узоры гжельской росписи

Тематика рисунка – это видение живописцем окружающего мира и результат многовекового творчества, впитавшего народные традиции. Художники при оформлении изделий часто используют элементы иконописи, сценки из жизни, природные явления.

Современная тематика узоров гжели делится на четыре категории:

  • Сюжетный рисунок, включая изображение пейзажей и времен года.
  • Орнамент. Классические для промысла усики, шашечки, гребенки.
  • Растительный узор.
  • Животные. Чаще всего художники изображают птиц.

Способ изготовления изделий

Промысел гжель требует от мастера полета фантазии и четкости. Для изготовления посуды обычно берут фарфор или майолику. Первый более хрупкий и тонкий.

Процесс создания шедевра состоит из нескольких этапов:

  • Формирование заготовки.
  • Подготовка к нанесению рисунка и первоначальный обжиг.
  • Контроль и проверка брака.
  • Роспись.
  • Повторный обжиг.

Заготовка создается по эскизам живописца. Делают ее на гончарном круге с применением специальных щипцов. После того как глиняная «болванка» сформирована, в не вливают жидкую фарфоровую массу, которая постепенно застывает. Поскольку глина хорошо впитывает влагу, процесс не занимает много времени.

Все детали изделия создают в разных формах, поэтому от мастера требуется аккуратность и внимательность.Далее идет подготовка к нанесению узора. Изделие шлифуют, чтобы орнамент лег ровно. Затем места соединения разных деталей замывают, неровности сглаживают валиком из поролона. Следующим этапом становится обжиг в печи. Процесс занимает восемь часов.

В обязательном порядке проводиться контроль качества и проверка брака. Для выявления дефектов используют раствор фуксина. Оно накапливается в неровностях изделия и становится насыщенно-красного цвета. Это также помогает обнаружить некачественные стыки.

Для устранения недостатков используют валик или применяют шлифовку. Если дефект невозможно скорректировать, изделие уходит в брак и повторно переплавляется.

Затем начинается один из самых важных этапов – роспись. Каждый мастер обладает собственной уникальной методикой нанесения рисунка. Опорные части обрабатывают парафином. Для этого фигурку опускают в горячий раствор. Потом изделие вновь окунают в глазурь и отправляют на повторный обжиг. Он занимает около восемнадцати часов.

Особенности росписи под гжель

Использование двух оттенков и уникальные образы позволяют мастерам создавать настоящие шедевры. Орнамент изделия продумывают до мелочей, прежде чем наносить на поверхность. В древности умельцы не использовали эскиз, а сразу воплощали свою идею в творчество.

Гжельская роспись выполняется с помощью окиси кобальта. После обжига он становится насыщенно-синим. Для нанесения вещества применяют кисточки с беличьим ворсом. Предки современных мастеров черпали вдохновение из природы и пытались отобразить свое видение окружающего мира в искусстве.

Стилистику росписи можно поделить на три категории:

В первом случае узор получается оригинальным, в нем четко прослеживаются ассоциации с природой. Самый распространенный орнамент – капельки, травинки, жемчужины. По бортику обязательно наносят «шашечку», узор, состоящий из синих квадратиков.

Рисунок в растительной тематике стилизован. Обычно мастера наносят на изделие изображение ягод, цветов, травинок. При этом различить растения в узоре не составит труда.

Сюжетное изображение зародилось самым первым из всех разновидностей. Это картинки из жизни людей: веселые ярмарки, пейзажи, катание на саночках.

Гжель в настоящее время

В современном мире искусство не потеряло своей актуальности и популярности. На месте старинной фабрики возведен новый завод, где работают лучшие мастера. Они сохранили опыт предков и придерживаются традиций изготовления.

На заводе по-прежнему применяют кобальтовую роспись, в ассортименте более шестисот наименований (предметы домашнего обихода, статуэтки, лампы, вазы, чайники и т.д.).

Как отличить подлинное изделие от подделки

Гжельская посуда – это знак качества. Ее высоко ценят в России и за границей. Но при этом сохраняется риск столкнуться с подделкой. Как правило, их качество оставляет желать лучшего, а для нанесения узора используют обычную краску.

Распознать оригинальную продукцию можно по следующим признакам:

  • Поверхность керамического или фарфорового изделия абсолютно гладкая. Фон – белоснежный.
  • На донышке вещи стоит фирменный знак – лебедь либо четкими и крупными буквами написано «Гжель». Слово должно быть обведено в овал.
  • На дорогостоящих товар ставят отметку «расписано вручную» и наносят фамилию мастера.
  • Настоящая гжель отличается прочностью, поскольку для ее изготовления берут белую глину с добавлением кварцевого песка.
  • Изображение детально прорисовано.
  • Изделия имеют простую форму, без лишней вычурности.

Заключение

Гжель была и навсегда останется символом творчества и мастерства русских умельцев. Промысел – это своеобразное отражение истории страны, которое бережно хранит отпечаток времени и погружает в волшебный мир, наполненный чудесами. Популярность изделий не падает и в наши дни. Ведь гжель отражает современность и помогает людям взглянуть на себя со стороны.

Из видеоролика вы узнаете историю развития удивительного ремесла.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5c5902d005fd4400b1da7e55/5c797decc3ed6900b3299714

Ссылка на основную публикацию