Гностицизм — в помощь студенту

Гностицизм - в помощь студенту

Концепция полагается в своей теории на тайные знания, называемые гнозисом, представляющие человека божественным созданием, обретающим постижение истины и спасающимся таким образом.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Течение зародилось в Риме во время синкретического направления, которое возникло при правлении Александра Македонского. Этому послужило объединение восточного и западного народов и смешение религии древнего Вавилона с греческими философскими веяниями.

Труды значимых гностиков сохранились в собрании отдельных цитат, используемых в христианских сочинениях, характеризующихся непримиримым отношением к гностицизму, наивысший расцвет которого достигается во II веке. Гностицизм вобрал в себя не только восточные мистические повествования, важную роль сыграло влияние неопифагорейства и платонизма, относящихся к античной философии позднего времени.

Гностицизм - в помощь студентуГностицизм представляет материю неким ложем зла, в которое попадает человеческая душа, низвергнутая и падшая в окружение из вожделенных для нее предметов. Материальное окружение для души создано Демиургом – божеством низшего порядка. Гностическая мистика приписывает материи отрицательное начало с накоплением грехов. Злое проявление окружающего мира требует преодоления рассеянными во всем мире божественными частицами света, которые приписываются гностическому знанию. Его нужно собрать по крупицам и возвратить к начальному божественному проявлению.

Почти во всех гностических течениях искупителем грехов выступает Христос, но есть и такие схемы, где его имя даже не упоминается. В соответствии с теорией человечество делится на некоторые сферы духовности:

  • пневматики представляют духовных людей, следующих призыву Иисуса;
  • психики не интересуются познанием, их вера позволяет им достигать вершин совершенства;
  • соматики не интересуются духовностью совсем, их чувства и наслаждения заменяют им веру и познание.

В соответствии с гностической концепцией, весь мир представлен в определенных категориях, а властители демонического направления создают препятствия людям на пути к искуплению.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Поляризация рассеянного света - в помощь студенту

Оценим за полчаса!

Философские основы гностицизма

Гностицизм - в помощь студентуК гностическому течению относили тех философов, которые старались отделить знание и веру. Религиозные деятели Востока и философы Греции отличали стандартные верования, постигаемые в церковных общинах от недоступных для всех истинных религиозных таинств, в которые посвящаются некоторые люди с сильным умом. Гностицизм подразделяется на множество сект в зависимости от идей основоположников – учителей, пропагандирующих философские или теософические мысли.

В процессе развития и процветания ни одна из сект гностиков не доходила до признания единого бога, который являлся бы единовластным создателем всего положительного и отрицательного во вселенной и обладающего неограниченной властью.

По учениям гностиков, бог представлен сокровенным созданием, чуждым материальному злу, в котором существует человек.

Для его познания необходимо познать и соединить множество эманаций, истекающих из него и старающихся очистить мир.

Видимая окружающая действительность представлена строителем мира Демиургом, который вопреки воле Бога, создал зло в виде материи и самого человека.

Людьми распоряжается судьба, слепо подчиняющая их себе, жизнь человека зависит от различных категорий существ, властвующих в видимом промежутке между землей и небом.

В соответствии с верованиями греческих язычников, индивидуум не волен распоряжаться судьбой, поэтому не несет ответственности за свои действия.

Материальная и духовная основа

Гностицизм - в помощь студентуОсновным источником зла в гностическом учении признана материальная составляющая человеческого бытия. Для сотворившего человека Демиурга опасность людей не проявляется до тех пор, пока они находятся под влиянием окружающих вещей и предметов, которые окружают его злом. Спасение человека из материального заточения происходит посредством сущностей из светлой стороны бытия, называемых эонами, одной из которых по гностической философии, является Иисус.

Христос относится к эонам высшей расы и появляется на земле, чтобы вовлечь людей в полноту божественного проявления, прекратить распад светлой стороны существования.

В христианской религии Христос наделен страданием и смертью, показывающим его человеческую природу, в гностицизме такие ценности считаются проявлением злого материального мира, и Сын Божий наделяется аллегорическими и мифическими свойствами.

Человек по теории гностиков должен стремиться к освобождению от власти тела аскетическим существованием, смерть оканчивает начатую работу. После окончания жизненного пути люди становятся духовными сущностями, которые восторженно вливаются в светлое царство. Течение не использует в своей философии значение церковных обрядов, священные книги остается на последних позициях.

Деятели гностицизма не ущемляют церковную веру, справедливо полагая, что ее значимость для основной человеческой массы является очевидной. Церковь объединяет под своим покровом те массы, что не могут понять истинное духовное начало. Гностики считали свое учение и философию главной на земле, гораздо выше церковных верований.

Нравственность концепции

Гностицизм - в помощь студентуОбраз жизни участников гностического движения отличался крайними противоположностями в зависимости от учения в секте. Некоторые общности возлагали на себя аскетическое подвижничество, ставящее во главу истязание собственного тела и добровольные муки физического плана. В других сектах проповедовали вседозволенность человека, освобожденного от материального рабства и ставшего на путь просветления. В таких общинах не было нравственных критериев и законов, члены предавались наслаждениям и чрезмерным излишествам.

Разногласия в поведении членов секты не являлись препятствием для постановки «просветленных» над массой обычных верующих, гностики имели большое влияние в обществе.

Философия старалась объяснить веру при помощи науки, сблизить их.

Но в основе лежали фантастические идеи, сильные умы часто раскрывали обман, направление гностицизма не имело под собой стойкого основания, что привело к его падению.

Философия или вера в основе гностицизма?

Во времена своего расцвета учение получило распространение во многих областях жизни:

  • философия неопифагореизм и неоплатонизм позаимствовали постулаты гностиков для обновления;
  • религиозные направления, такие как христианство, манихейство, каббала иудеев, мендейство в сочетании с теорией привлекли большее число верующих;
  • мистицизм и оккультизм взяли на вооружение фантастические постулаты из учения.

Гностицизм - в помощь студентуТакой легкий путь проникновения в религию, философию и оккультизм объясняется тем, что гностицизм, выступая наивысшей религией, в пору своего становления позаимствовал многие ритуальные и обрядческие формы из соседствующих верований. То, что гностицизм проникал и оставлял следы во многих религиях нельзя рассматривать как его лояльность по отношению к ним. Важно помнить о неоднородности высшей философии:

  • персидское учение (манихейство, зороастризм) представлено светлым и темным царством, где обитают духовные сущности, которые ведут непримиримую битву за каждую человеческую душу в видимом материальном пространстве;
  • египетское верование рассматривает Демиурга как Бога с ограниченными возможностями;
  • халдейские деятели придерживаются мнения о великом зле материи, которое сотворил основатель мира в личности Демиурга, они не поддерживают основ иудейских верований в поклонении Богу зла;
  • волхвы соотносят злого бога с иудейским божеством Яхве и рассматривают окружающую действительность, как его сотворение;
  • манихейство отделилось от гностицизма и устремилось к покорению высот, как наиболее сформировавшаяся религия.

Иллюзорность в философии гностиков

Гностицизм - в помощь студентуМатерия иллюзорна, как утверждает учение. Более того, гностики на основании твердых догм доказывают неправдоподобность существования материи в отличие от скептицизма античных деятелей. Философия каждой ступени материального мира приписывает демона, властно препятствующего искуплению грехов.

Правильный гностик представляет собой отказавшегося от мирской жизни, лишившегося простых желаний духа, который содержит в своем познании светлые частицы Бога и стремящийся к вечности. Остальные массы людей делятся на «психиков» и «гиликов». Первая группа живет только слепой верой по законам родственной общины, не задумываясь о сущности материального мира.

Гностическое течение отличается тем, что его центральная концепция судит не об отдельных деталях, постоянно меняющихся, а следует достижению высшей цели.

Высшие положения сообщались в конце пути развития, многие участники течения не знали конечных целей. В некоторых сообществах преподавание велось в соответствии с разработанными ступенями секты.

Магические проявления в основах учения

В практике гностицизма используются основы античных философских школ, в частности, применяются различные заклинания и молитвы для общения с потусторонним духовным миром, а именно конкретными сущностями. До появления христианства сочетание восточных и западных религиозных практик привело к комплексному развитию духовных и психических практик, имеющих тайный характер.

Избранные адепты, посвященные в тайны психических и духовных практик, находятся на высокой стадии развития, соотносят себя с избранными, посвященными в тонкости учения или общности.

Гностицизм - в помощь студентуИзначально в основе эзотерики прослеживается орфизм, являющийся мистической практикой в изучении философии Фракии и Греции в древние времена. К мистериям, обрядам, культовым мероприятиям не допускались непосвященные члены. Сила таинственных инициаций объединяла людей с божественным проявлением светлого мира, они считались бессмертными и наделялись властью в потустороннем пространстве.

Ассоциация других теоретиков с гностицизмом

Маркион

Направление Маркион не может быть отнесено к гностикам, так как его подчинение философским догмам спорно:

  • в основе учения рассматриваются сотериологические вопросы, а метафизические или апологетические отражения не находят;
  • большое значение уделяется чистой вере, прописанной в важном для них Евангелии;
  • школы течения основывались не на знании или тайном учении, а на вере в Бога;
  • основатель не смешивал христианство с философским объяснением;
  • в отличие от гностиков считал настоящим спасение от веры, а не от изученных наук;
  • при познавании Библии он буквально воспринимал текст, не придавая ему мистической подоплеки.

Гностицизм язычников на Руси

Гностицизм - в помощь студентуДокументов, описывающих гностицизм дохристианского периода, сохранилось мало, но в них красной нитью проходят отзвуки культовых верований, мистических гимнов и космогоний. Известно до полусотни древних латинских и арабских трактатов, отличавшихся пифагорейскими элементами и платоническими взглядами на теорию глосеологии о мировом происхождении. Авторами трудов считался Гермес, бог наук и магии из Греции, являвшимся переговорщиком между божественным миром и людьми.

Учение терапевтов

Гностицизм - в помощь студентуОбщины монахов, ведущих сдержанный образ жизни, состоят из евреев египетского общества. Уединенная благочестивая жизнь в пригороде Александрии, отрицание материальной собственности, пост и чтение Святого писания характерны для членов общества терапевтов. В Ветхом Завете они рассматривают аллегорические образы. Для терапевтов является важным объединить догмы иудаизма с эллинистическими идеями и образами. Все члены общины воздерживались от семейных уз и отличались воздержанностью во всем.

Источник: https://psiho.guru/filosofiya/gnosticizm-eto-obobschenie-taynyh-znaniy-v-filosofii.html

Гностики

Гностицизм - в помощь студенту

В начале своей объемной книги против еретиков святой Эпифанус (умер 403) приводит впечатляющий — и тем не менее неполный, по его словам, список ужасных сект, угрожающих единству церкви:  симонианеи, менандрии, сатурнилиты, базилиды, николаиты, эстратиотицаны, эбиониты, захеи, борбориты, барбело-гностики, капрократии, керинфы, назареи, валентинианцы, птоломейцы, маркосианцы, офиты, каиниты, сефианцы, архонтики, цердонеи, марциониты, апелианцы, энкратиты, адамиты, мелхесидеки (мы не приводим здесь этот безразмерный список целиком). У всех отцов церкви, боровшихся с гностиками (гностикоями – псевдохристианами, притворявшихся обладающими чудесным знанием, т.е. гнозисом)  мы находим то же самое:  гностики считались еретическим движением, которые распростронились ad infinitum как ядовитые грибы во множество сект и подсект. Святой Иренеус (епископ Лиона с 177) отметил, говоря о валентинианцах, что даже  «невозможно найти двух или трех человек, говорящих одно и тоже об одной теме, они противоречат сами себе абсолютно, как на словах, так и на деле. 

Многие историки также рассматривают гностицизм как образец экстравагантной фантазии, непоследовательности, странных мифов,  фантасмагории, лишенной философского интереса, и которая определенно представляет из себя не более, чем сильно выродившуюся ветвь религиозного синкретизма первого и второго века нашей эры.

Хотя точка зрения отцов церкви широко распространена до сих пор, гностицизм имеет совершенно иное значение для современных « оккультистов»  и «теософов»: вместо вредных и сумасшедших еретиков, гностики описываются как люди, имеющие престижные посвящения, как посвященные в восточные мистерии, обладатели оккультного знания, неизвестного простым смертным, знания, которое тайно передано ограниченному числу «мастеров»; гнозис – это окончательное знание, бесконечно превосходящее веру и разум. Следовательно, гностицизм связан с изначальной, исходной мудростью, которая является источником всех религий.  

Этот историк религий тщательно избегает предположений, основанных на догмах или размышлениях:  его цель заключается не в опровержении или демонстрации гностицизма, а в изучении происхождения и развития различных исторических форм гнозиса.

Гностицизм - в помощь студенту

Предельное разнообразие гностических теорий нельзя отрицать: «Более правильно говорить о гностицизмах, чем о гностицизме».  Такое же разнообразие  существует в области культов и ритуалов, где самые аскетические тенденции противопоставлены самым неописуемым практикам: в «мистериях» и посвящениях гностиков эти два противоположных полюса мистицизма встречаются снова.

Тем не менее, можно  легко показать неопровержимые «семейные узы»  между разными гностицизмами, несмотря на многочисленные расхождения во взглядах, которые они демонстрируют.Несмотря на высокую степень раздробленности на секты и школы (которая, с другой стороны, не столь высока, как утверждают борцы с ересью, которые искусственно разделяют ветви одной группы и даже последовательные ступени инициации), а также принимая во внимание, что в большинстве случаев эпитет «гностикой» не употребляется самими еретиками, не лишним будет уточнить, какие именно идеи или системы можно отнести к гностическим. Современные историки – в данном случае они идут дальше, чем борцы с ересью – не колеблясь выводят Гнозис за границы христианства.   

У научного изучения христианского гностицизма есть свои пионеры: Chifflet в17-ом веке, Beausobre и  Mosheim в 18-ом, но его развитие приходится на начало 19-ого ( работы Horn, Neander, Lewald, Baur  и др.).

Важная работа  Histoire critique du Gnosticisme , написанная  Jacques Matter (Париж, 1828; переиздана в Страсбурге в 1843), была долгое время классическим трудом о гностицизме.

Автор определяет гнозис как «введение в лоно христианства всех космологических и теософских теорий, которые формировали самую важную часть древних религий востока и которые также были адаптированы  неоплатониками на западе.

»  Позднее многие историки религии пытались связать начала христианского гностицизма – набор доктрин и ритуалов, основанных на распространенных идеях, представлениях и мифах – с источником, предшествовавшим христианству.

Таким образом, Гнозис связывался с Египтом, Вавилоном, Ираном, религиозными мистериями современного мира, с греческой философией, еврейским эзотеризмом и даже с Индией.

Вместо искаженного отражения определенных основ различных сторон христианства, гностицизм предстает перед глазами востоковеда как явление «синкретизма», более или менее случайного, между христианством и другими верованиями, которые очень непохожи на христианство. Работы немецких ученых  (Kessler, W. Brandt, Anz, Reitzenstein, Bousset) также свободны от взглядов борцов с ересью в своих работах по христианскому гнозису: «Строго говоря, они являются не ересью, присущей христианству, а результатами столкновения и соединения этой новой религии и потоком идей и чувств, которые существовали ранее или изначально были чуждыми христианству и останутся такими по своей сути».

Гностицизм - в помощь студенту

Примерно три десятилетия назад появилась тенденция давать название «гностики»  другим более поздним направлениям (манихеи,катары);  гностицизмам, которые выходят за рамки христианства (такие, как герметизм в строгом смысле слова), алхимии, еврейской кабале, исламизму и производным от исламских ересей, а также некоторым современным «эзотерическим» доктринам.

Выступая против этих «сравнений», но используя их открытие, несколько ученых – экспертов в науке о религиях (Hans Jonas, Karl Kerényi, Simone Pétrement, Henri-Charles Puech, G.

Quispel…) предприняли изучение гностицизма с помощью феноменологического метода, то есть вместо сосредоточения на деталях доктрин, мифов и ритуалов они попытались подчеркнуть то особое настроение, ту характерную духовную ориентацию, которая отличает их, и великие темы (выраженные явно или неявно), которые при тщательном анализе обнаруживаются в идеях, образах и гностических символах. Несмотря на все разнообразие гностицизмов, гностицизм – это характерное экзистенциальное отношение, особый вид религиозности. Не будет лишним сформулировать основную идею Гнозиса, «спасительного знания», оказывающее определенное воздействие на людей, которое всегда одинаково. Если гностицизм был всего лишь серией доктринальных заблуждений, принадлежащих некоторым христианским еретикам первых трех веков, его значение было бы чисто археологическим. Но он является нечто намного большим, чем это: гностическое настроение появляется снова спонтанно, без всякой прямой передачи. Этот вид особой религиозности также демонстрирует удивительную близость к некоторым совершенно «современным» направлениям. «Гностицизм» борцов с ересью дает характерный пример религиозной идеологии у которой есть тенденция возникать снова и снова в Европе и в средиземноморском регионе в эпохи великих политических и социальных кризисов.

Единство гнозиса, постулируемое современными «феноменологистами» не имеет ничего общего с тем единством, которое постулируют адепты теософии и эзотеризма: с этой особой точки зрения гнозис представляется источником всех религий и их главной основой.

Согласно великому французскому «традиционалисту» André René Guénon (1886-1951)  и его ученикам, идея метафизического освобождения человека, то есть через интегральное знание, содержится во всех религиях.

Читайте также:  Абсолютные и относительные преимущества стран в процессе торговли - в помощь студенту

Есть удивительная всеобщность в некоторых символах и мифах, и потому мы можем вывести логический постулат общего происхождения различных религиозных эзотеризмов, которые неизбежно проявляются через великие «экзотерические» религии, сердцевиной которых они являются.

С точки зрения историка религии очевидно, что теория  Guénon не может быть доказана (хотя также и не может быть опровергнута). Это правда, что эзотерические доктрины похожи; но чтобы объяснить их сходства нет необходимости постулировать существование изначальной вневременной традиции, хранимой в одном или нескольких «центрах» посвящения.

Достаточно вспомнить закон, переоткрытый «феноменологистами», о том, что человеческий дух одинаковым образом реагирует на сходные ситуации. Тогда не удивительно, что мы находим те же откровения в различных местах. Мы также должны учитывать, что иногда возникают неожиданные исторические связи.    

…тогда овладеешь Гнозисом, благословенным знанием, — говорит Paul Masson-Oursel – когда сможешь отличать абсолют (во всех деталях) от того, что делает его относительным.

Это определение, сходное с тем, что дают «традиционалисты», слишком общее: освобождение через знание – это стремление, которое характеризует многие религиозные движения – например буддизм – которые обычно не относят к гностицизму.

Гностицизм является очень особенным видом религиозности, который как-то соединяет «восточные» и «западные» направления. Хотя это не всегда верно, принято противопоставлять «метафизический» Восток, стремящийся к освобождению, и «религиозный» Запад, стремящийся к спасению.

Гностицизм определенно устанавливает некоторую связь, мост между религиями «сентиментально-личностного» типа и имперсональными религиями, называемые «метафизическими». Важные исследования Henri-Charles Puech, профессора College de France, дают основания думать, что исходит из полностью субъективного опыта, и поднимается до встречи со спасительным просветлением.

Гностицизм - в помощь студенту

Строго говоря, в первой части этой книги определяются общие характеристики этой позиции (или, скорее, набора представлений) с помощью многочисленных примеров (в первую очередь из христианского гностицизма, но дополненных другими «свидетельствами»). Мы сосредоточимся на тенденциях, целях и самых типичных доктринах. Во второй части мы будем изучать историю гностических направлений, от древних дохристианских источников до их неожиданных современных «возвращений». 

Из-за ограниченности объема этой работы мы не сможем рассмотреть некоторые частные проблемы;  но мы верим, что показали все историческое и философское значение этих исследований, касающихся темы, которую некоторые авторы до сих пор считают странной причудой.

Хотя многие гностики говорят языком, приводящим современного человека в замешательство, и, на первый взгляд, образуют бесчисленные и разнородные группы, тем не менее, их позиция очень современна в своей основе: они выглядят людьми, страдающими из-за своего положения существ, которые были брошены в этот мир, и в побеге из этого мира они думают найти путь избавления от своих невыносимых страданий.

Следует сказать, что в первой части этого исследования мы придерживались наиболее существенных норм гностической мысли, которые были показаны H.-C- Puech.

Full article available in spanish

Гностицизм - в помощь студенту Гностицизм - в помощь студенту

Источник: https://vopus.org/ru/gnosis/gnosis-gnosticism/the-gnostics.html

Гностицизм как знание

Гностицизм как знание

Гностицизм Нового времени имеет много сторон, и каждая из них претендует на право называться гностицизмом. Все эти стороны внутренне мотивированы ненавистью к истине.

Гностицизм совмещает в себе ложное знание, набор лжеощущений, мечту об управлении сознанием с помощью пропаганды, а также предполагает деятельность ради изменения мира.

Гнозис справедливо считают особого рода знанием, это его главная сторона. Он есть знание, и притом теоретическое. И это знание, которое неизменно представляет себя не знанием, а делом. Это тайное знание, возвещаемое во всеуслышание и доступное только посвященным.

Наконец, гнозис это такое знание, которое вооружает для революционного или эволюционного изменения мира.

Гнозис как умозрение

Политический гнозис, от марксизма до православного модернизма, горячо протестует против умозрения. Он называет любую теорию схоластикой, “всего лишь теорией”, рационализмом, абстракцией и т.п.

Поэтому большим конфузом оказывается то, что идеи гностицизма так же умозрительны, как и любые другие. Достаточно вспомнить такие концепты, как “богочеловеческий процесс”, “синергия”, “теократия” и т.п. Даже, казалось бы, практическая идея Церковной реформы существует вовсе не как жизнь, а как произвольная мысль, хотя энергично пропагандируемая и еще более энергично реализуемая.

Но тщетно гностик мечтает “выпасть” из умозрения в живую жизнь. Он никогда не встанет на твердую почву, он всегда будет ходить в садах своей мечты.

Его слово не становится делом, а в области мысли он сталкивается с обычными для теоретика проблемами.

Как каждый мыслитель, он должен честно ответить на вопрос о том, как он переходит от идеи к действительности. И вот это оказывается для гнозиса непосильной задачей.

Результат умозрения

Впрочем, каким-то результатом гностическое познание все-таки завершается: происходит познание лжи.

Если бы гнозис был только мыслью, пусть и ложной, он бы оказался в мире идей. Тогда можно было бы сравнить гностическую теорию с другими, проверить ее методы и выводы, найти и разоблачить ошибку. Для этого и была нужна антитеоретическая полемика: никто не должен сметь сравнивать “жизненную” теорию с «нежизненными».

Гностицизм создает себе средства для того, чтобы исключить возможность проверки. Этим средством оказывается создание нового мира. Гностик создает вымышленный мир, где успешно разрешает все проблемы теории и практики. Там, в мире утопии, гнозис осуществляет свои цели, немыслимые в мире, созданном и управляемым Богом.

Образец гнозиса

Гностицизм - в помощь студенту

Позволю себе привести один пример. Проф. Осипов борется с Православием как религией Живого Бога-Судии. Но он не знает этой религии. Он не мог бы дотянуться до Христианства, даже если бы очень захотел. Тогда для победы над Православием А.И. Осипов изобретает свое ручное “православие” и благополучно побеждает его внутри своей системы. Все это “основное богословие” происходит в области вымысла, а в мире истинном все остается по-прежнему.

Уже само намерение бороться с Православием есть неправда. Познать Православие такой профессор, конечно, не в состоянии. Он не способен как-либо повредить ему. Тогда он создает магическую фигурку “православия” и втыкает в нее свои волшебные иголки.

Это волшебство является бессильным и бесполезным, но не будем обманывать себя: повредить профессор Осипов желает подлинному, а не вымышленному Православию.

Только здесь, в области воли, у гнозиса появляются основания говорить о себе как о жизненном знании. Он демонстрирует все качества ужасной жизни.

Знание ложное

Из приведенного примера видно, что гнозис есть насквозь ложное знание.

Гностик ставит себе ложные цели. И ставит он их из ложного представления о себе и о целях человеческого существования. Он воображает, что всесилен, только потому, что очень сильно хочет перескочить от слова к делу. О человеке (то есть о себе) он мыслит как о спасителе мира, который должен установить окончательную гармонию бытия.

Ложные представления доставляют гностику возбуждающие или успокаивающие лжеощущения. Ему хорошо быть на переднем плане борьбы за обновление мироздания, он гордится этой несуществующей ролью.

С точки зрения метода, гнозис есть познание через смешение, которое символизирует для гностика полноту.

Механизм гнозиса является тайной, то есть непонятно, как двигается рассуждение. Гностик мнимо осмысливает происходящее. Он теоретизирует, но бессознательно и безответственно. Для него такой способ мыслить важен как символ разрыва с Божьим миром.

В результате никакого познания не происходит. Гностик познает только ложь, то есть ничто, и сообщает об этом на нулевой речи.

Основные черты гнозиса как знания

Перечислим на скорую руку основные черты гнозиса как знания.

Гнозис ищет истину, но оставляет при этом ее в небрежении. Это поиск бесцельный, бесполезный, бесплодный (2 Тим. 3:7).

Гнозису свойственно многознание, неумеренная пытливость. Мыслительные приемы гнозиса служат остановке мысли, являются “приемами безмыслия”.

В отличие от здравого сознания гнозис мнит познавать по сущностям, а не по именам и свойствам. Гнозис считает себя познанием практическим и опытным, имеющим дело с жизнью во всей ее полноте.

Гнозис представляет себя как познание коллективное в отличие от частного и личного. Гнозис есть познание без каких-либо руководящих авторитетов. Гностик не считает нужным следовать даже самому себе. Авторитеты если и признаются, то не те, какие надо, не там, где надо, и не так, как надо.

Гностицизм - в помощь студентуМитр. Иларион — специалист по «осмыслению«.

Гностик присно заблуждает сердцем, но ошибается он безошибочно, то есть устраивается в своем мире, где можно безнаказанно говорить глупости.

Гностики мыслят неопределенно, инстинктивно. Они не изучают, а “осмысливают”. Гностические сочинения отличаются мелочной точностью, псевдонаучностью и абсурдной противоречивостью.

Мнение заменяет гностикам истину, а развлечение — внимание. Это знание горячечное, возбуждающее. Чем? Ложными ощущениями власти, полноты, единства, свободы…

О чем это знание?

Наиболее интересен для нас вопрос о предмете гностического знания.

Гностики высшего разряда мыслят об основных вопросах бытия, они познают свою природу.

Гностик — Маркс, Достоевский или Ницше — действительно размышляет о первых вопросах: “кто я?”, “кто меня создал?”. Он ищет ответа на основной вопрос человеческого существования, он устанавливает свое отношение к условиям человеческого существования.

Все это говорит об одном: он в каком-то смысле понимает, что такое человек, то есть он сам. Гностик понимает свою роль в порождении нового человека, для чего создает подобие Церкви.

Рядовые гностики возбуждаются этими (ложными) открытиями гностиков-вождей. Сами они ни над чем не размышляют. Они схватывают готовые формулы, мнимосмысленные концепты, и много-много если добавят к ним какой-либо завиток.

Еще дальше от эпицентра гностического взрыва находится обыденный человек. Он познает не себя, а только несущественное. С барского стола ему достаются лишь пустые скорлупки мыслей.

Самоисследование, познание человеком своей природы, с одной стороны, заповедано и полезно, а с другой стороны, опасно для неутвержденных умов. Именно противозаконное самоисследование было движущей силой в грехопадении Адама.

Гностиков эта опасность неудержимо привлекает. Они бросаются в бездну самоисследования, овладевая, как им кажется, своей судьбой:

“Все счастливы, все прекрасны, все сейчас же бы могли сделать рай… Жизнь есть рай, ключи у нас” (Достоевский).

Тут и мы подходим к краю бездны, которая открывается в тот момент, когда мы понимаем, что гностики тоже люди. Такие же люди, как мы, которых нам запрещено понимать.

Лжеименное знание

Как мы видели, гнозис по-разному атакует истину.

Это знание полное и пустое, тайное и бесстыдно открытое, неопределенно точное, безошибочно ложное. Это методы без методов, теория без теории, погоня за истиной из презрения к ней. Это знание коллективно-частное, практически-теоретическое, новаторски-традиционное.

Политический гнозис — это вообще не способ мыслить, а способ сознательно совершать единичные неповторимые акты воли. Злой воли.

Роман Вершилло

Источник: https://antimodern.ru/gnostic-knowledge/

Гностицизм — древо

Статья из энциклопедии «Древо»: drevo-info.ru

Гностици́зм (от греч. γνωδτικόζ – познающий) (гностика, гнозис, или гносис), так называется совокупность религиозно-философских (теософских) систем, которые появились в течение двух первых веков нашей эры и в которых основные факты и учение христианства, оторванные от их исторической почвы, разработаны в смысле языческой (как восточной, так и эллинской) мудрости.

От сродных явлений религиозно-философского синкретизма, каковы неоплатонизм, герметизм, гностицизм отличается признанием христианских данных, а от настоящего христианства – языческим пониманием и обработкою этих данных и отрицательным отношением к историческим корням христианства в еврейской религии.

В этом последнем отношении гностицизм стоит в особенно резкой противоположности к иудействующим сектам в христианстве, с одной стороны, а с другой стороны – к каббале, которая представляет языческую обработку специфически еврейских религиозных данных.

Происхождение гностицизма

  • Общие условия для возникновения гностицизма, как и других сродных явлений, были созданы тем культурно-политическим смешением различных национальных и религиозных стихий древнего мира, которое начато было персидскими царями, продолжалось македонянами и завершено римлянами.
  • Источник гностических идей в различных языческих религиях, с одной стороны, и учениях греческих философов – с другой, ясно сознавался с самого начала и подробно указан уже автором Φιλοσοφου̃μενα (Ипполитом), хотя в частности не все его сближения одинаково основательны.
  • Несомненно, во всяком случае, что те или другие национально-религиозные и философские факторы в различной мере участвовали в образовании тех или других гностических систем, а также то, что в различные комбинации уже существовавших идей привходила, с большею или меньшею силою и оригинальностью, и личная умственная работа со стороны основателей и распространителей этих систем и школ.

Разобрать все это в подробностях тем менее возможно, что писания гностиков известны нам только по немногим отрывкам и по чужому, притом полемическому изложению. Это предоставляет большой простор гипотезам, из которых одна заслуживает упоминания.

В XIX в. некоторые ученые (напр., ориенталист И.И. Шмидт) ставили гностицизм в специальную связь с буддизмом.

Достоверно тут только: 1) что со времени походов Александра Македонского Передняя Азия, а через нее и весь греко-римский мир сделались доступны влияниям из Индии, которая перестала быть для этого мира неведомой страною, и 2) что буддизм был последним словом восточной «мудрости» и доныне остается самой живучей и влиятельной из религий Востока.

Но с другой стороны, исторические и доисторические корни самого буддизма далеко еще не вскрыты наукою. Многие ученые не без основания видят здесь религиозную реакцию со стороны темнокожих доарийских обитателей, а этнологическая связь этих индийских племен с культурными расами, издавна населявшими Нильскую долину, более чем вероятна.

Общей племенной почве должен был соответствовать и общий фон религиозных стремлений и идей, на котором в Индии, благодаря воздействию арийского гения, образовалась такая стройная и крепкая система, как буддизм, но который и в других местах оказывался не бесплодным.

Таким образом, то, что приписывается влиянию индийских буддистов, может относиться к более близкому воздействию их африканских родичей, тем более, что высший расцвет гностицизма произошел именно в Египте.

Если внешняя историческая связь гностицизма специально с буддизмом сомнительна, то содержание этих учений несомненно показывает их разнородность. Помимо различных, чуждых буддизму религиозных элементов, гностицизм вобрал в себя положительные результаты греческой философии и в этом отношении стоит неизмеримо выше буддизма.

Достаточно указать на то, что абсолютному бытию буддизм дает только отрицательное определение Нирваны, тогда как в гностицизме оно определяется положительно как полнота (плерома).

Несомненную связь с гностицизмом имеет другая, ничтожная по своему распространению сравнительно с буддизмом, но во многих отношениях весьма любопытная религия мандейцев или сабиев (не смешивать с сабеизмом в смысле звездопоклонства), доныне существующая в Месопотамии и имеющая свои священные, древнего происхождения, хотя и дошедшие до нас в более поздней редакции книги.

Эта религия возникла незадолго до появления христианства и находится в какой-то невыясненной связи с проповедью св. Иоанна Крестителя; но догматическое содержание мандейских книг, насколько его можно понять, заставляет видеть в этой религии прототип гностицизма. Само слово манда, от которого она получила название, значит по-халдейски то же, что греческое γνω̃σιζ (знание).

Некоторые писатели, напр. Баур, говорят об «иудейской гнозе» (помимо кабаллы), но это более соответствует априорным схемам этих писаиелей, нежели исторической действительности.

Основные черты гностицизма

В основе этого религиозного движения лежит кажущееся примирение и воссоединение божества и мира, абсолютного и относительного бытия, бесконечного и конечного. Гностицизм есть кажущееся спасение.

Гностическое мировоззрение выгодно отличается от всей дохристианской мудрости присутствием в нем идеи определенного и единого целесообразного мирового процесса; но исход этого процесса во всех гностических системах лишен положительного содержания: он сводится, в сущности, к тому, что все остается на своем месте, никто ничего не приобретает.

Жизнь мира основана только на хаотическом смешении разнородных элементов (σύγχυσιζ άρχική), и смысл мирового процесса состоит лишь в разделении (διάκρισιζ) этих элементов, в возвращении каждого в свою сферу.

Мир не спасается; спасается, т.е. возвращается в область божественного, абсолютного бытия только духовный элемент, присущий некоторым людям (пневматикам), изначально и по природе принадлежащим к высшей сфере. Он возвращается туда из мирового смешения цел и невредим, но без всякой добычи.

Ничто из низшего в мире не возвышается, ничто темное не просветляется, плотское и душевное не одухотворяется. У гениальнейшего из гностиков, Валентина, есть зачатки лучшего миросозерцания, но оставшиеся без развития и влияния на общий характер системы.

Наиболее трезвый философский ум между ними – Василид – отчетливо выражает и подчеркивает ту мысль, что стремление к возвышению и расширению своего бытия есть лишь причина зла и беспорядка, а цель мирового процесса и истинное благо всех существ состоит в том, чтобы каждое знало исключительно только себя и свою сферу, без всякого помышления и понятия о чем-нибудь высшем.

С этой основной ограниченностью гностицизм логически связаны и все прочие главные особенности этого учения. Вообще гностические идеи, несмотря на свою фактическую и мифологическую оболочку, по содержанию своему суть плод более аналитической, нежели синтетической работы ума.

Гностики разделяют или оставляют разделенным все то, что в христианстве (а отчасти и в неоплатонизме) является единым или соединенным. Так, идея единосущной Троицы распадается у гностиков на множество гипостазированных абстракций, которым приписывается неравномерное отношение к абсолютному первоначалу.

Читайте также:  Доходы, проблема дифференциации доходов - в помощь студенту

Далее, все гностические системы отвергают самый корень общения между абсолютным и относительным бытием, отделяя непроходимой пропастью верховное Божество от Творца неба и земли.

Этому разделению первоначала мира соответствует и разделение Спасителя.

Единого истинного Богочеловека, соединившего в себе всю полноту абсолютного и относительного бытия, гностицизм не признает: он допускает только Бога, показавшегося человеком, и человека, казавшегося Богом.

Это учение о призрачном богочеловеке, или докетизм, так же характерно для гностической христологии, как разделение между верховным Божеством и творцом мира – для теологии гностицизма.

Призрачному спасителю соответствует и призрачное спасение. Мир не только ничего не приобретает благодаря пришествию Христа, а напротив, теряет, лишаясь того пневматического семени, которое случайно в него попало и после Христова явления извлекается из него.

Гностицизм не знает «нового неба и новой земли»; с выделением высшего духовного элемента мир навеки утверждается в своей конечности и отдельности от Божества. С единством Бога и Христа отрицается в гностицизме и единство человечества.

Род людской состоит из трех, по природе безусловно разделенных, классов: материальных людей, погибающих с сатаною, душевных праведников, пребывающих навеки в низменном самодовольстве, под властью слепого и ограниченного Демиурга, и духовных, или гностиков, восходящих в сферу абсолютного бытия.

Но и эти от природы привилегированные избранники ничего не выигрывают через дело спасения, ибо они входят в божественную плерому не в полноте своего человеческого существа, с душой и телом, а только в своем пневматическом элементе, который и без того принадлежал к высшей сфере.

Наконец, в области практической неизбежным последствием безусловного разделения между божественным и мирским, духовным и плотским являются два противоположные направления, одинаково оправдываемые гностицизмом: если плоть безусловно чужда духу, то нужно или совсем от нее отрешиться, или же предоставить ей полную волю, так как она ни в каком случае не может повредить недоступному для нее пневматическому элементу.

Первое из этих направлений – аскетизм – более прилично для людей душевных, а второе – нравственная распущенность – более подобает совершенным гностикам, или людям духовным. Впрочем, этот принцип не всеми сектами проводился с полной последовательностью.

Итак, гностицизм характеризуется непримиримым разделением между Божеством и миром, между образующими началами самого мира, наконец, между составными частями в человеке и человечестве. Все идейные и исторические элементы, входящие в христианство, содержатся и в гностицизме, но только в разделенном состоянии, на степени антитез.

Классификация гностических учений

Указанный основной характер гностицизма по степени своего проявления может служить руководством и для естественной классификации гностических систем.

Неполнота источников и хронологических данных, с одной стороны, и значительная роль личной фантазии в умозрении гностиков – с другой, допускают лишь крупные и приблизительные деления.

В предлагаемом мною делении логическое основание совпадает с этнологическим.

  1. Я различаю три главные группы: 1) существенная для гностицизма непримиримость между абсолютным и конечным, между Божеством и миром является сравнительно в скрытом и смягченном виде.
  2. Происхождение мира объясняется неведением или ненамеренным отпадением или отделением от божественной полноты, но так как результаты этого отпадения увековечиваются в своей конечности и мир с Богом не воссоединяется, то основной характер гностицизма остается и здесь во всей силе.
  3. Творец неба и земли – Демиург, или Архонт, – является и здесь совершенно отдельным от верховного Божества, но не злым, а только ограниченным существом.

Этот первый вид представлен гностицизмом египетским; сюда принадлежат как зачаточная форма гностицизма в учении Коринфа (современника ап. Иоанна Богослова и «наученного в Египте», по свидетельству св.

Иринея), так и самые богатые содержанием, наиболее обработанные и долговечные учения, а именно системы Валентина и Василида – Платона и Аристотеля, с их многочисленными и разнообразно разветвленными школами; сюда же должно отнести египетских офитов, оставивших нам памятник своего учения на коптском языке в книге «Пистис София».

2) Гностическое раздвоение выступает с полной резкостью именно в космогонии: мир признается прямо злонамеренным созданием противобожественных сил.

Таков гнозис сиро-халдейский, куда принадлежат азиатские офиты или нахашены, ператы, сифиане, каиниты, елкезаиты, последователи Юстина (не смешивать со св.

Иустином Философом и мучеником), затем Сатурнил и Вардесан; связующим звеном между египетским и сиро-халдейским гнозисом могут служить последователи Симона Волхва и Менандра.

3) Гнозис малоазийский, представляемый главным образом Кердоном и Маркионом; здесь гностические антитезы выступают не столько в космогонии, сколько в религиозной истории; противоположность – не между злым и добрым творением, а между злым и добрым законом (антиномизм), между ветхозаветным началом формальной правды и евангельской заповедью любви.

Литература

  • «Πίοτιζ Σοφία», изд. Петерманна;
  • св. Иринея Лионского пять книг против ересей (многократно издавались со времен Эразма Роттердамского; есть русский перевод священника П.А. Преображенского, М. 1871);
  • Ипполита «Ελεγχοζ κατά πασω̃ν αίρέσεων», первое изд. Е. Miller (Оксфорд, 1851);
  • Климента Александрийского, в «Строматах» и в «Έπιτομαί έκ τω̃ν Θεοδότου κτλ». Значение второстепенных источников имеют сочинения против гностиков Тертуллиана, св. Епифания и бл. Феодорита. Из новейших исследователей Г. следует назвать Hilgenfeld'a и в особенности Harnack'a («Zur Quellenkritik der Geschichte des Gnostizismus» и др.);
  • На русском языке есть замечательное сочинение прот. А.М. Иванцова-Платонова «Ереси и расколы первых трех веков», посвященное преимущественно Г., но, к сожалению, остановившееся на первом томе (исследование источников).

Источники

  • Христианство: Энциклопедический словарь: в 3 т.: Большая Российская Энциклопедия, 1995.

Источник: https://drevo-info.ru/articles/2933.html

Гностицизм — ересь, не дающая миру шанса — Ереси

Мы продолжаем публикацию серии статей, посвященных такому явлению, как ересь. Что это такое — выражение свободы мысли, как думают некоторые, или все же безусловное зло, как утверждают другие? Сегодня мы расскажем о гностицизме. Это одна из самых первых доктрин, с которой некогда молодое христианство сошлось в битве не на жизнь, а на смерть…

Уже само название «гностицизм», от древнегреческого «гнозис» — «знание», способно многих привести в замешательство. Или вызвать едкую усмешку: вот оно как, оказывается! Само знание объявлено ересью. Очевидно, в противовес слепой вере. Ну, чего еще ждать от церковников!

Однако, если не успокоиться на констатации факта враждебности Церкви любому знанию, а продолжить ознакомление с гностицизмом, то очень скоро придется задаться вопросом: «а где же, собственно, тут знание?» Гностические авторы сообщают массу странных вещей, но при чем тут знание? Чем такое знание отличается от веры?

Современный человек привык противопоставлять то, что не доказано и может приниматься лишь на веру, — и знание, подтвержденное строгими доказательствами. Однако люди конца I века нашей эры — а именно в этот период и зародился гностицизм — имели совершенно другое понимание знания.

Собственно, тогда никому и в голову не приходило противопоставлять веру и знание. Ранние церковные авторы слова «знание», «знающий» употребляют в положительном значении. Отцы Церкви одним из самых страшных грехов считали… невежество! Апостол Павел предостерегает своего ученика Тимофея не от знания, а от «прекословий лжеименного знания» (гнозиса).

Так что не знание противопоставлялось вере, а истинное знание — «лжеименному».

Мандеи: древняя ересь «назло всем»

Что же такого «знали» гностики, почему, даже называя себя христианами, они были столь решительно отвергнуты Церковью? Сейчас христианство часто обвиняют в излишней сложности доктрины — тогда оно для многих казалось слишком уж простым. Интеллектуалы и «люди широких взглядов», познавшие толк в тонкостях греческой философии и сакральных языческих мистериях, никак не могли удовлетвориться простотой Благой Вести и скромностью христианских собраний.

Слова Библии о том, что Бог сотворил небо и землю, и человека — «по образу и подобию Своему», их категорически не устраивали.

Библия представляла творение мира как свободный волевой акт осознающей Себя Личности — Всемогущего Бога, не зависящего от нашего мира и не являющегося частью этого мира.

Творение человека — образа и подобия Божия — было самой важной частью в творении мира. Бытие мира и жизнь каждого человека имеют смысл и ценность в глазах Бога.

Создав мир, Бог увидел, что «вот, все хорошо весьма».А вот с точки зрения гностиков, все «плохо весьма». Мир возник случайно, «в результате ошибки» (гностическое «Евангелие от Филиппа»).

Единый истинный Бог вовсе не является творцом этого мира. Верховное Божество во многих гностических доктринах скорее безлично.

Из него истекают эоны (духовные сущности, заполняющие пространство между Богом и миром), все вместе образующие плерому (наполнение, полнота, множество).

В различных гностических системах по-разному описывается дальнейшая деградация эонов, в результате которой появился творец этого мира и сам материальный мир. Особое место у многих гностиков занимает образ Софии — эона, соблазнившегося своеволием и оказавшегося в плену материи.

Ересь Маркиона: злой демиург и добрый Бог

Отношение к демиургу, создателю (или создателям) материального мира у гностиков различно. Это или восставшие ангелы, пожелавшие сотворить нечто альтернативное плероме, или просто глупое, ограниченное, но все же не враждебное Богу существо.

Даже сюда, в наш материальный мир, эту низшую форму деградации бытия, попали духовные сущности из плеромы.

Они рассеяны, растворены в материальном мире, но стремятся вырваться, освободиться, вернуться к первооснове. Из этой идеи рождается учение гностиков о трех типах людей.

Те, в ком есть «пневматический элемент», кому доступно высшее знание, «гнозис», являются людьми духовными, пневматиками.

Ниже их стоят люди, послушные заповедям тех, кто творил этот мир — психики, душевные. Основная же масса людей — плотские, гилики (или соматики).Вот такой своего рода духовный расизм.

От человека ничего не зависит — бедняга гилик никогда не станет даже психиком, не то что гностиком.

А максимум, что светит психику — прямо-таки булгаковские «не свет, но покой»: в плерому ему не войти, но пребывать в более-менее сносном состоянии на одной из низших ступеней бытия он может сподобиться. Гилики же обречены погибнуть вместе с этим миром.

Ереси: как Спаситель «спектакль» разыграл

Нет ничего удивительного в том, что Церковь насмерть билась с такого рода доктринами. По словам английского писателя Г. К.

Честертона, она сумела «сдержать разгулявшуюся фантазию пессимистов, восставших против природы, — противостоять их эонам, их демиургу, их странному Логосу и невеселой Софии.

Если бы Церковь не настаивала на богословии, она растворилась бы в безумной мифологии мистиков, далекой от жизни и от любви к живому».

Пожалуй, в этой фразе подмечена самая суть гностицизма — то, что делало его абсолютно чуждым христианству. Пессимизм и нелюбовь к жизни. Миру не дается никаких шансов.

Само существование мира, всего того, что мы видим вокруг — ошибка, или попытка бунта низших сущностей, или просто результат деградации мироздания. Люди, которые нас окружают — в основной массе своей вовсе не возлюбленные Богом творения, а грязь, подлежащая уничтожению вместе с этим миром.

Да и сами себе гностики уготовали участь отнюдь не радостную. Они — просто носители частиц света, которые со смертью тела вырвутся на волю и растворятся в плероме.

Христианская ересь — полезное разномыслие?

В гностицизме во всей полноте проявила себя колоссальная усталость старого, уходящего мира.

В христианстве этот мир увидел не возможность новой жизни, обещанной Христом, «жизни с избытком», а лишь возможность долгожданного забвения.

Гностицизм был попыткой этого умирающего мира «переварить» христианство, заинтересовавшее и привлекшее его. Христианство, в лице своих лучших проповедников, сопротивлялось яростно.

Но, по большому счету, не смотря на весь накал полемики, им, гностицизму и христианству, нечего было сказать друг другу.

За доктринами Церкви и гностиков стоял совершенно разный опыт переживания отношений с Богом, отношения к миру и к человеку. Христиане тоже знали цену печали и скорби.

Но за Страстной Пятницей неизменно следовала Пасха Христова. А не вознесение в плерому одного из эонов, не страдавшего на Кресте и не искупавшего этот мир.

Источник: https://www.pravda.ru/faith/1109681-gnostik/

29 Гностицизм

  • Гностицизм
  •      Христианство было вынуждено с самого начала , противостоять враждебному
  • окружению.  Однако   его  единству  угрожали  и  внутренние  противоречия  —
  • необходимо было разделаться  со  многими  течениями,  пытавшимися  соединить
  • христианство с нехристианскими элементами.
  •      Самым распространенным и наиболее опасным для христианства течением был
  • гностицизм,  наибольший  расцвет  которого  приходится  на  середину  II  в.
  • Гностицизм  Гностицизм (от греческого gnosis — знание) — общее название

учений, сторонники которых стремились «опознать»,  понять  свою веру,  т.

е.

  1. высшее, созерцательное и синтетическое познание божества. был одним из
  2. многочисленных  и  сложных  явлений  в  истории  религии.  Он  предшествовал
  3. христианству и  исходил из  религиозно-мифологических представлений  Востока
  4. (кроме  еврейских это  были, в  частности, элементы вавилонских, персидских,
  5. египетских и других  представлений). К  ним присоединялись философские  идеи
  6. учения стоика Посидония, Платона и неопифагорейцев.
  7.      Гностицизм  был  предзнаменованием зарождения  нового этапа  в развитии
  8. мышления   —  средневековой   христианской  философии.   Его  характеризовал
  9. религиозно-философский синкретизм, проявившийся в христианской форме.
  10.      По  отношению  к  тому  или  иному   элементу   различаются   следующие
  11. направления гностицизма: иудейский гносис  (Василид-ок.  130-142;  Валентин-
  12. ок.  150),  языческий  гносис,  христианский  гносис  (Маркион  из   Синопа,
  13. основавший собственную церковь, которая длительное время удерживалась наряду
  14. с главной церковью).
  15.      Особой  чертой,  присущей   всем   направлениям  гностицизма,  является
  16. дуалистическое   объяснение  мира,   источник   которого   —  в   персидском
  17. зороастризме    Зороастризм  —  дуалистическая  древнеиранская  религия,
  18. создание которой  приписывается мифическому пророку Зороастру  (Заратустре).

Зороастризм окончательно оформился в VII в. до и. э. Его  центральной  идеей

является постоянная  борьба  двух  принципов: добра, воплощенного в  светлом

божестве, и зла. воплощенного в темном божестве. Его эсхатологические идеи о

  • конце  мира,  о посмертном  воздаянии,  о  страшном суде, о  воскрешении  из
  • мертвых. о  рождении девственницей будущего спасителя повлияли  на иудаизм и
  • на    христианство.   [    ]и    в    некоторых    греческих
  • религиозно-философских  направлениях. Согласно воззрениям гностиков,  борьба
  • света  и  тьмы, добра  и зла имеет универсальное,  космическое значение. Она

выступает борьбой материи, т. е. зла, с духом,  носителем света и добра. Зло

  1. происходит из материи, добро — от бога.
  2.      Важной проблемой гностицизма была теодицея Теодицея (от греческого
  3. theos — бог, dike — справедливость) —  оправдание бога. Обычное название для
  4. религиозно-философских трактатов, преследующих  цель оправдать тем  или иным
  5. образок  видимое  и  непримиримое  противоречие  между верой во всемогущего,
  6. всемудрого, всеблагого  бога и существованием зла и несправедливости в мире.

, т. е. доктрина, стремящаяся решить вопрос о происхождении  и значении

  • зла  в  мире,  объяснить,  почему существует в  мире зло,  если бог  добр  и
  • справедлив.  В христианстве она  имеет  особую роль  и  вес,  ибо  эта  вера
  • воспринимает, с одной стороны, иудейское представление о мировом творце, а с
  • другой стороны, мир для  нее  является  местонахождением греха, спастись  от
  • которого  можно  лишь  верой  в Христа  Христианская теология  «решает»
  • противоречие между аморальностью  в  мире  и бесконечной  добротой  бога при
  • помощи идеи  о свободе воли человека, которую  он получает  от бога. Человек
  • может  выбирать  между  добром  и злом.  Если  при этом  он  руководствуется
  • религиозными нормами, то творит благие  дела, если он эти нормы игнорирует —

творит зло. .  Здесь с необходимостью  встает вопрос, почему всемогущий

  1. бог создал  мир  зла,  выход из  которого для  человека  заключается  лишь в
  2. искуплении.
  3.      Гностики решают проблему так:  различают бога-творца и бога-искупителя.
  4. Таким  образом,  существуют  два  божества:  бог как  всеблагой искупитель и
  5. подчиненный ему, даже враждебный, творец (демиург) мира.
  6.      Гностическое    понимание    божества     обусловлено     специфическим
  7. представлением о месте человека  в  мире и о его искуплении. Грешность — это
  8. не вина человека, так  как душа индивидуального человека является лишь полем
  9. боя,  на котором  происходит  вечный  спор  между добрым  и злым принципами.
  10. Согласно  гностикам, эту  борьбу  между  добром  и злом  человек наблюдает и
  11. познает.
  12.      Существенной  чертой  гностицизма  была  мистика.  Превращение  бога  в
  13. человека и соединение с ним являются великим таинством христианского учения.
  14. Мистическая   направленность  этого   учения  отвергает   логику  разума   и
  15. основывается  на  неописуемом,  бессознательном,  экстатическом соединении с
  16. богом  и  другими сверхъестественными  силами  и явлениями.  Познание бога у
  17. гностиков   не   рационально,   а    имеет[   ]сверхъестественное
  18. содержание.
  19.      К концу  II столетия формирующаяся официальная  церковь начинает  вести
  20. борьбу   с  гностицизмом.  Причиной  этого  был  прежде  всего   недоступный
  21. большинству  верующих  уровень  его суждений. Гностики,  как правило, весьма
  22. сложно, в аллегорической форме интерпретировали Библию, а это открывало путь
  23. к   ереси.  Неприемлемыми   были  также  их  туманные,  псевдофилософские  и
  24. мифологические  объяснения. Крайний  дуализм  этого  учения  был  основан на
  25. полной независимости материи от бога, ограничивал божественное всемогущество
  26. и тем самым подрывал монотеистическую сущность христианства.

Источник: https://studizba.com/lectures/109-filosofija/1460-istorija-vostochnoj-filosofii/27068-29-gnosticizm.html

Ссылка на основную публикацию