Функции государства в переходной экономике — в помощь студенту

  • Название предмета и класс: экономика, 11 класс
  • Номер урока и название темы: урок №9 «Экономические цели и функции государства»
  • Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:
  • Экономическая политика государства как совокупность предпринимаемых мер воздействия на экономические процессы для реализации общественно значимых целей.
  • Экономические цели государства.
  • Экономические функции государства, их сущность и содержание.
  • Понятие общественных благ. Необходимость производства государством общественных благ.
  • Основные направления государственной экономической политики.

Глоссарий по теме: экономическая политика государства, экономические цели и функции государства, основные направления государственной экономической политики.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Может ли рыночная система существовать без государственного регулирования? Экономисты отвечают на этот вопрос по-разному.

Одна часть специалистов считает, что государство должно как можно меньше вмешиваться в экономику и устанавливать только основные направления деятельности и поведения экономических агентов, другие считают, что государственное регулирование необходимо, поскольку система свободного предпринимательства, основанная на частной собственности, не является идеальной формой организации производства товаров или услуг. Так или иначе, рыночная система не может существовать без государства. Его экономическая активность возрастает по мере развития и совершенствования самой рыночной системы.

Государство как важнейший социально-политический институт разрабатывает стратегии и тактики экономического развития страны в наиболее оптимальном режиме. Государство – это все органы государственного управления, представляющие все ветви власти.

В нашей стране это Президент, Государственная Дума и Совет Федераций, Министерства, Правительство, Конституционный суд, администрации субъектов, т.е. органы государственной власти на всех её уровнях: федеральном, региональном и местном.

Именно они осуществляют экономическую политику государства.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Депрессия - в помощь студенту

Оценим за полчаса!

Экономическая политика государства – процесс реализации его экономических функций, которые представляют собой совокупность предпринимаемых государством мер воздействия на экономические процессы для реализации общественно значимых целей.

К целям экономической политики относятся:

  • повышение качества жизни граждан;
  • обеспечение стабильных темпов качественного экономического роста;
  • усиление конкурентных позиций, в том числе обеспечение глобальной конкурентоспособности государства;
  • развитие человеческого капитала;
  • улучшение экологической ситуации в стране.

В условиях рынка государство реализует пять основных функций.

Функция законодательного регулирования. Законодательные органы государственной власти принимают законы, основная задача которых – регулировать отдельные сферы экономики.

Для успешного функционирования экономической системы необходимо правовое регулирование коммерческой деятельности, корректная антимонопольная законодательная база, судебная защита имущественных интересов граждан и коммерческих фирм, контроль за рациональным использованием природных ресурсов и охрана окружающей среды.

Функция предоставления общественных благ. То есть таких товаров и услуг, которые не могут быть даны отдельным лицам без предоставления их другим. Такие блага доступны для всех людей, и за пользование ими не взимается плата.

На таких условиях и в таком объеме производством подобных услуг, кроме государства, практически никто не занимается.

Мы говорим о содержании вооруженных сил, органов управления, части услуг здравоохранения, образования, культуры, государственных СМИ и еще целого ряда общественных благ.

Общественные блага – это товары и услуги, предоставляемые государством на равных началах и отличающиеся тем, что находятся в свободном потреблении всеми членами общества и не могут быть использованы индивидуально.

Функция социальной политики. Её выполнение позволяет обеспечивать нормальные условия жизни для всех членов общества вне зависимости от их непосредственного участия в производстве материальных благ, а также от возраста, пола, национальности, здоровья.

Установление минимального уровня оплаты труда, пенсий, стипендий, пособий для людей с ограниченными возможностями, детям, одиноким матерям, тем, кто не имеет работы; выделение необходимых средств на здравоохранение, культуру, просвещение, транспорт, связь и многие другие аспекты социальной защиты – все то, что позволяет людям не просто существовать, а вести активную достойную жизнь.

Функция обеспечения экономического роста. Важнейшей экономической функцией государства является поддержка и развитие отраслей народного хозяйства – космонавтики, связи, сельского хозяйства, атомной и оборонной промышленности, фундаментальной науки, энергетики и ряда других областей, в которых государство порой выступает и как собственник средств производства.

Функция стабилизации экономики. Государство должно активно контролировать хозяйственную деятельность, не допуская резкого, «бумообразного» подъема, высоких инфляций, баланс экспорта и импорта; обеспечивать высокую занятость населения.

Все названные экономические цели государства не в полной мере однозначны и могут содержать определенные противоречия.

Само понятие «справедливое распределение доходов» неоднозначно. Например, предприниматели считают, что 13% налога на их личные доходы – это справедливое решение. Другие граждане полагают, что для людей с высокими доходами больше подходит прогрессивное налогообложение, при котором налоговые ставки возрастают (ступенчатым образом) по мере роста облагаемого дохода налогоплательщика.

Еще один сложный аспект данного вопроса: нужно ли платить пенсии по старости тем лицам, которые по разным причинам никогда не работали? Одна часть граждан считает, что, следуя принципу гуманизма, необходимо платить небольшую пенсию.

Другая часть граждан занимает более категоричную позицию и считает, что этого делать не нужно, поскольку деньги придется брать из общего пенсионного фонда, куда делали вклад другие люди.

В этом случае распределение становится несправедливым и произвольным.

Еще одно противоречие связано с тем, что сами экономические цели вступают в противоречие друг с другом или являются взаимообусловленными, связанными между собой. Например, для того чтобы решить проблему бедности и низких доходов, нужно достичь полной занятости, что будет означать ликвидацию безработицы.

Учитывая все обозначенные обстоятельства, становится очевидно, что государство либо«спасает», стабилизирует экономику, если есть в этом необходимость, либо придерживается структурного направления её развития, в рамках которого предпринимаются попытки обеспечить её сбалансированное развитие. Перспектива экономически справедливого общественного устройства, несомненно, содержит в себе огромный преобразовательный потенциал.

  1. Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля
  2. 1. В средствах массовой информации появились заголовки и статьи следующего содержания:
  3. «Правительство печатает деньги!», «Девальвация»

«Обесценивание, снижение покупательской способности денег проявилось в росте цен. Раньше Вы могли купить муку по цене 23 руб. за кг, теперь на эту сумму вы приобретете только 450 г точно такого же товара. Ваша покупательская способность стала в два раза меньше!»

Какая функция экономической политики государства должна быть реализована прежде всего?

Функция _____ экономики.

В данном типе задания необходимо вставить пропущенное название функции.

Прежде всего вам необходимо актуализировать все пять функций, о которых шла речь в представленном теоретическом материале: законодательного регулирования, предоставления общественных благ, социальной политики, обеспечения экономического роста, стабилизации экономики.

Далее, вам необходимо внимательно прочитать представленные лозунги и подумать, о каких процессах идет речь. «…снижении покупательской способности денег» – это прямое указание на инфляцию, а контроль за высокой инфляцией – это стабилизационная функция экономики. Значит, необходимо вписать слово «стабилизация».

Ответ: стабилизация.

2. Вашему вниманию представлены различные элементы социальной практики. Подберите функцию экономической политики государства, в рамках которой может регулироваться представленный элемент.

Функции государства в переходной экономике - в помощь студенту

Рисунок 1 – Пример задания практического модуля

Для того, чтобы корректно выполнить данное задание, необходимо:

  • расшифровать аббревиатуру МРОТ – минимальный размер оплаты труда, а он устанавливается государством, и это функция социальной политики;
  • соотнести понятие «армия» и необходимость безопасности как возможности и доступности абсолютно для всех, а это значит, что армия – пример реализации функции предоставления общественных благ;
  • дать определение понятию «гиперинфляция» (неконтролируемый рост цен) и соотнести этот процесс с необходимостью скорректировать его, следовательно, речь идет о функции стабилизации экономики;
  • рассмотреть экологию как окружающую среду, которую необходимо охранять и контролировать её рациональное использование, а это функция законодательного регулирования;
  • определить понятие «космонавтика» как важнейшую наукоёмкую отрасль народного хозяйства, и станет очевидно, что речь идет о реализации функции экономического роста.

Ответ: на рисунке 2.

Функции государства в переходной экономике - в помощь студенту

Рисунок 2 – Пример решения задания практического модуля

Основная и дополнительная литература по теме урока:

  1. Королёва Г. Э. Экономика. 10-11 классы: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Г. Э. Королёва, Т. В. Бурмистрова. – М.: Вентана-Граф, 2017. – 192 с. : ил. – С. 138–140.
  2. Автономов В. С. Экономика. Учебник для 10, 11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Вита-Пресс, 2015. – 240 с. – С. 104–116.

Источник: https://resh.edu.ru/subject/lesson/6156/conspect/

Функции государства в переходной экономике

Любое системное целое, как и сложный, системный процесс, не может обойтись без регулирования или управления.

Различие заключается в том, что одни системы регулируются внутренними, как бы встроенными механизмами, и поэтому являются саморегулируемыми (например организм человека), а другие, не обладая собственным механизмом  саморегулирования, либо в условиях, когда его недостаточно, становятся несаморегулируемыми, т.е. регулируемыми извне.

Эти два типа регулирования, рассматриваемые по отношению к экономике, называются: 1) спонтанным и 2) государственно-организованным. При этом главным для того и другого механизма является обеспечение взаимодействий элементов системы и условий для достижения ее целевого эффекта (рис.9.2.).

В переходный период трансформационного типа, нацелившись на спасительный переход к рынку, многие стали активно выступать за спонтанный тип регулирования. Как и двести лет назад, при Адаме Смите, поднялась высокая волна либерализма.

Либерализм (экономический либерализм) – направление экономической теории, утверждающее основанную на частном интересе и конкуренции полную свободу частной инициативы в рыночных условиях, т.е. спонтанность развития.

Иначе говоря, это отрицание власти, государственного регулирования, это саморегулирование рынка, его спонтанный порядок. Чтобы проиллюстрировать природную естественность либеральной экономики, ее активный защитник Фридрих Хайек любил рассказывать о пчелах и их порядке.

Так же как и пчелы, считал Хайек, стихийный рынок своим собственным рыночным порядком превосходит и науку, и государственное управление.

Основной удар по либерализму, как известно, был нанесен Дж.Кейнсом. Это произошло в тридцатые годы ХХ века в самый разгар жестокого мирового экономического кризиса и массовой безработицы. В противоположность либералам Кейнс стал утверждать, что автоматизм рынка в новых экономических условиях не срабатывает, что необходимы активные экономические действия государства.

Однако, оправившись от кейнсианского удара, новые либералы развернули новое наступление. Сначала оно было  книжным. Появились совместные книги Милтона Фридмана и его жены Розы под названием «Свобода выбора» (1976 г.), а затем работа «Тирания статус-кво» (1984 г.), где они  отстаивали позиции либерализма.

Затем начались действия. Наиболее выразительным способом либералов ограничить всесилие государства стал так называемый «налоговый бунт».

Начавшись в университете в Калифорнии, налоговый бунт прошел к восточному побережью Соединенных Штатов, а затем достиг стран Северной Европы и даже Японии.

Идея была предельно проста: ликвидировать подоходный налог, а государство нужные ему средства пусть ищет иначе, за счет экономии своих расходов.

Поддержав распространяющееся и во Франции налоговое движение, Франсуа Миттеран объявил, что в 1985 году государственные налоги Франции сократятся, но на 1%. И Рональд Рейган в США не остался в стороне. Он решительно отказался увеличить (!) налоги, составлявшие тогда где-то 50-60% доходов, хотя американский бюджет испытывал дефицит.

Так нужно ли государство рыночной экономике? Если да, то какова желательная степень правительственного вмешательства в рыночную экономику? Отвечая на эти вопросы, даже неолибералы не отваживаются уже говорить категорическое «нет». И  сам налоговый бунт имел ведь другой лозунг: «Меньше кислороду государству!» В пользу необходимости государства рыночной экономике современная рыночная экономическая теория приводит целый ряд аргументов:

так как ряд спонтанных рыночных процессов (кризисы, безработица, инфляция и др.) разрушительны для общества, их следует контролировать и минимизировать; эффективное функционирование рыночной экономики нуждается в правовом поддержании на основе создания государством общих «правил игры»; те группы населения, которые в условиях рынка оказываются беззащитными, нуждаются в защите государства.

Для решения этих задач необходимо государство, его регулирующее воздействие.

В широко распространенном американском учебнике К.М.Макконнелла и С.Л.Брю, всецело посвященном рыночной экономике, подчеркнуто: «Все реально функционирующие системы – это системы «смешанные», поскольку правительство и рыночная система делят между собой функцию нахождения ответа на пять известных фундаментальных вопросов (т. 1, с. 94).

Успех сложных переходных преобразований экономической системы в значительной мере зависит от регулирующих действий государства, от правильности его курса и политики.

При этом под государственно-организованным регулированием понимается сознательно осуществляемый законодательными, исполнительными и контролирующими органами процесс упорядочения перехода, а также обеспечение условий для достижения необходимых целей и задач переходного периода в экономике.

  • Экономическое вмешательство государства в современный рынок необходимо для осуществления следующих функций, которые не в состоянии выполнить любой рынок. Это, прежде всего:
  • разработка и контроль за хозяйственным законодательством, представляющим единые «правила игры» для рыночных субъектов; организация общенациональной денежной системы; оптимизация структуры национального продукта и производства; перераспределение доходов в целях оказания помощи инвалидам, остронуждающимся, безработным; антимонопольное регулирование; проведение антиинфляционной политики; антикризисная политика.
  • Необходимость выполнения этих функций государством в смешанной рыночной экономике приводит к следующему выводу: нерегулируемого рынка фактически вообще не бывает, ибо в определенном воздействии со стороны государства нуждается даже идеальный, свободный рынок.

Однако даже самая рыночная экономика не составляет еще всю экономику страны. Рынок ведь занят лишь теми  потребностями, которые выражаются через платежеспособный спрос и приносят частному товаропроизводителю прибыль.

Читайте также:  Что такое трудовое право? - в помощь студенту

В этот круг «выгодных» потребностей и производств не входит целый ряд иных – невыгодных.

Но они представляют собой жизненно важные потребности общества, например: национальная оборона, охрана общественного порядка, единая энергосистема, водопроводная сеть страны, здравоохранение, защита от наводнений и т.д.

Производство таких нерентабельных с позиций частного капитала, но необходимых для страны товаров и услуг составляет особый сектор экономики – так называемый государственный сектор. Кстати, в 80-х гг.

нашего века государственный сектор (по доле добавленной стоимости) составлял во Франции — 17%, в Италии — 14%, в ФРГ — 12%, в Англии — 11%. Притом от того, как развит сектор, зависит состояние всей экономики, в том числе и рыночного, частного ее сектора.

Отсюда – вторая группа функций государства, связанная с управлением государственным сектором экономики.

Однако в переходный период экономика находится в особом состоянии промежуточности между разными типами экономических систем. Это, естественно, существенно влияет на объем, направления и функции государственного регулирования.

Так, при межсистемном переходе (от одной системы к другой) возникает необходимость серьезнейших институциональных реформ – таких преобразований, которые трансформируют важнейшие институты социально-экономической системы: права, собственности, тип государственного устройства и т.д.

Эти изменения настолько масштабны и существенны, что приводят к трансформации государственного регулирования в переходный период.

Под трансформацией функций государства понимается изменение его главной целевой функции, а также связанная с этим актуализация и расширение одних функций и сужение других.

Более того, в переходный период не только трансформируются функции государства, но его действия становятся особенно необходимыми. Ведь те преобразования, которые в этот период совершаются, должны, прежде всего, коснуться законодательной  базы данной страны.

Это значит, что одни законы и инструкции должны быть отменены, а другие созданы, притом в комплексе, непротиворечиво, взаимоувязанно.

Обычно в переходный период существенно изменяются также общенациональная денежная, банковская системы, бюджетно-налоговая политика, социальная политика, а это все – заботы государства.

  1. Как видим, функций у государства становится больше, и сами они усложняются. Их в переходный период можно разделить на три основных блока (группы):
  2. 1) по формированию и регулированию новых законов, отношений, секторов и инфраструктуры в экономике;
  3. 2) по реформированию и управлению государственным сектором экономики;

3) по разрешению противоречий, связанных с переходным периодом, и по социально-экономической стабилизации (рис. 9.3.).

Рис. 9.3. Основные блоки функций государства в межсистемный переходный период

Таким образом, специфика переходного периода значительно усложняет задачи, которые приходятся на долю государства и не только расширяет его функции, но и трансформирует их.

От выполнения же их во многом зависят результативность и даже продолжительность переходного периода, а также большие или меньшие издержки, потери происходящего перехода.

А поскольку такие издержки могут быть велики и очень болезненны (утечка национального капитала в связи с кризисом за границу, обнищание населения, распространение болезней, падение морали, развитие преступности и т.д.), то роль государства в переходный период становится особенно ответственной.

Переживаемый целым рядом стран переход от планово-командной экономики к рыночной экономике уникален. Его задачи решаются впервые в истории.

Отсутствие соответствующей научной теории и исторического опыта, глубина экономического и социального кризиса в постсоциалистических странах, а также психологическая и экономическая неподготовленность основной массы населения – все это делает функции и задачи государства в этот период особенно сложными. При этом следует особо выделить такую проблему и задачу государства переходного периода как выявление и умелое разрешение возникших противоречий.

Следует подчеркнуть особую важность еще одной проблемы государства в переходный период. Как известно, двигатель всей экономики, ее главное звено – это предприятие, а двигатель предприятия – его работники. Поэтому государственное регулирование в сфере мотивации труда – важнейшее направление и забота государственного регулирования в современной экономике вообще, а в переходной – тем более.

Выше отмечалось, что закономерностью переходной экономики является дифференциация доходов и расслоение населения. Так, в странах СНГ эти процессы, как известно, привели к тому, что 35-45% населения оказались за чертой бедности. Это означает не только потерю мотивации к высокопроизводительному труду, но ведет к депопуляции населения этих стран.

В таких условиях позитивный потенциал труда – его профессионализм, квалифицированность, творческая активность – при сложившейся оплате труда утрачивают общественный и личностный смысл, т.е. теряют мотивационную базу, силу и значимость.

А без этого решение любых, а тем более переходных проблем в экономике обречено на провал. Следовательно, решение проблемы трудовой мотивации, создание заинтересованности работников в самоотдаче на рабочем месте – важнейшее направление государственного регулирования в переходной экономике.

Именно социальные проблемы должны для него стать наиболее приоритетными.

Для успешного выполнения своих сложных функций в переходной экономике государство должно иметь специальный механизм регулирования, который представляет собой  систему целенаправленного упорядочивающего воздействия  на экономических субъектов, их действия и отношения.

Основными составляющими элементами такого механизма являются:

цели и задачи государственного регулирования на макро-, микро — и интеруровнях экономики; объекты регулирования (производственная и непроизводственная сферы; процесс воспроизводства и его фазы; рыночный и нерыночный секторы, денежная система и др.

); формы регулирующего воздействия (прогнозные программы, специальные и чрезвычайные программы, индикативное планирование и др.

); методы регулирования (экономические, административные, организационные, правовые, социальные, психологические); инструменты, используемые при государственном регулировании (налоги, бюджетные ассигнования, льготы, субсидии, квоты, цены и т.д.).

Создание и компетентное, искусное использование такого механизма – важнейшая задача государства, без решения которой оно не может реализовать свои трансформирующиеся в переходный период функции. А от их успешной реализации во многом зависят и сроки, и результаты социально-экономических преобразований.

Источник: https://www.economy-web.org/?p=609

Роль государства в переходной экономике — Функции и задачи государства в переходной экономике

С развитием общества, с изменениями в структуре общественного производства, сдвигами в его технической базе, актуали­зацией тех или иных сфер общественной жизни происходят развитие, обогащение, уточнение функций государства.

Данный процесс идет по следующим направлениям: последовательный переход от прямых к кос­венным методам регулирования экономики; резкое усиление социальных функций государства, его роли в регулировании социальных процессов, начиная с установления минимальных ставок оплаты труда, в том числе часовых, обязательных для любого предпринимателя независимо от формы собственности и национальной принадлежности; определение прожиточного минимума, продолжительности рабочего времени и вре­мени отдыха, гарантированных отпусков; решение сложных социальных проблем, таких, как комплекс взаимоотношений труда и капитала, со­циальное партнерство, уменьшение неоправданной дифференциации в доходах населения, обеспечение стабильности в обществе.

В последнее время возникли и качественно новые функции госу­дарства, которые ранее не были однозначно структурированы, что связано с постепенным становлением постиндустриального общества.

К ним можно отнести принятие на себя государством обязательств в области образования, формирования и поддержки фундаментальной науки, создания специальных зон для разработки современных тех­нологий, проведение четко сформулированной промышленной поли­тики, решение экологических вопросов.

В качестве примеров поло­жительной роли государства за последнее десятилетие приведем пре­одоление трагедии Великих озер в Соединенных Штатах Америки или очистку Рейна, который еще несколько десятилетий назад был сточной канавой Европы. Рынок привел к экологической катастрофе, а наводить порядок пришлось с помощью государства.

Концепция вытеснения государства из сферы экономики, уменьшения числа его функций и ослабления регулирующей роли как генеральное направление развития нашей страны не соответствует глобальным мировым тенденциям и не отвечает российским реалиям.

Роль государства качественно различается на этапах становления, формирования рыночной экономики и в условиях функ­ционирования уже сложившейся, хорошо отлаженной и отрегулиро­ванной экономики рыночного типа.

Самоорганизация, а рынок-клас­сический образец самоорганизации, присуща достаточно устойчивым системам и мало эффективна в период перехода от одной системы к другой.

Важно иметь в виду, что в условиях социально-экономичес­кой трансформации принцип самоорганизации способствует усиле­нию консервативной, защитной функции, возврату экономики в пре­жнее состояние, укоренению старых тенденций. Это очень опасно.

К тому же отсутствие каких-либо регулирующих начал в период транс­формации ведет к неизбежному нарастанию хаотических процессов. Кстати, и тенденция к консервации сложившихся структур, и нарас­тание хаотических процессов четко видны в современной России. О каких же задачах государства идет речь на этапе становления рыночной экономики? Можно выделить несколько таких задач.

Это прежде всего формирование новой системы отношений собственности, присущей смешанной, многоукладной экономике. Самостийно данный процесс в исторически обозримой перспективе в принципе не может произойти.

Далее. Становление малого предпринимательства, в том числе и фермерского хозяйства, невозможно без поддержки и государствен­ного регулирования.

В последнем нуждаются и современные высоко­организованные структуры типа финансово-промышленных групп и аналогичных им.

Их создание тоже не может быть пущено на самотек, требует чёткого инициирования, регули­рования и поддержки со стороны государства.

Наконец в переходный период стоит задача формирования основных элементов рыночной экономики, включая финансовый и фондовый рынки, регулирования рынка труда и занятости, инфраструктуры рыночной экономики в целом, которые вряд ли могут сложиться без активного регулирующего участия государства.

После создания основ рыночной экономики опять-таки нельзя говорить об уходе государства из этой сферы. Перед ним на этапе регулирования сложившейся, отлаженной системы экономических от­ношений возникают новые задачи.

Масштабы государственного регулирования, его конкретные формы и методы существенно различаются по странам. Они отражают и историю, и традиции, и тип национальной культу­ры, масштабы страны и ее геополитическое положение, многие дру­гие факторы. Поэтому было бы неверно пытаться найти готовые схемы и вообще жить по шпаргалке — эффект будет невелик.

Это задача всегда творческая, требующая тщательного нахождения ответов на возникающие вопросы. Думается, что в принципе поиск таких ответов в рамках парного соотношения «государство-рынок» не отражает реальной ситуации в обществе и непродуктивен ни для науки, ни для практической дея­тельности. Эти категории вообще вряд ли можно рассматривать как парные.

Нельзя согласиться с теми экономистами, кто абсолютизирует и преувеличивает роль рынка, недооценивая роль государства. Вместе с тем не совсем корректны и те, кто преувеличивает возможности современного государства, не признавая роль рыночной саморегуляции, стимули­рования и т.д. Абсолютно правильный ответ в том, что надо искать взвешенное, рациональное их соотношение.

Источник: http://www.xserver.ru/user/rgvpp/2.shtml

2.12 Роль государства экономике. Теория ЕГЭ по обществознанию 2019

2.12 Роль государства экономике. I. Экономическая политика. Экономические цели и функции государства.

 II. Стабилизационное и структурное направление в экономической политике. IV. Фискальная и монетарная политика. I. Экономическая политика.

Экономические цели и функции государства.

 

Экономическая политика государства представляет собой процесс реализации его экономических функций путём разнообразных государственных мер воздействия на экономические процессы для достижения определённых целей. 

Наиболее общие экономические цели государства в рыночной экономике следующие: 

  • стимулировать экономический рост; 
  • создавать условия экономической свободы (право хозяйствующих субъектов самим выбирать форму и сферу 
  • поддержание сбалансированного общественного производства
  • повышение эффективности общественного производства
  • экономической деятельности, методы её осуществления и использования дохода от неё; 
  • справедливое распределение дохода
  • стабильность цен
  • недопущение инфляции
  • сохранение природной среды
  • обеспечивать экономическую безопасность и экономическую эффективность (способность всей экономики получить максимальный результат из имеющихся ограниченных ресурсов); 
  • заботиться об обеспечении полной занятости (каждый, кто может и хочет работать, должен иметь работу); 
  • оказывать помощь тем, кто не может себя полностью обеспечить, и др. 

В экономической политике выделяют, в частности, финансовую, инвестиционную, аграрную, научно-техническую, внешнеэкономическую политику. 

Экономические функции государства: 

1)    Стабилизация экономики 2)    Защита прав собственности, частной собственности, защита прав потребителей.3)    Регулирование денежного обращения 

4)    Перераспределение доходов через систему прогрессивного налогообложения и трансфертные платежи (например, пенсии, пособия, субсидии)

5)    Регулирование взаимоотношений между работодателями и наемными работниками 6)    Контроль над внешнеэкономической деятельностью 7)    Производство общественных благ и т.д.(например, финансирование строительства медицинских центров, обеспечение охраны правопорядка, организация работы общественного транспорта 8)    Компенсация внешних (побочных) эффектов 9)    Поддержка и обеспечение функционирования рыночной системы 10) Финансирование фундаментальной науки и охрана окружающей среды.11) Финансирование национальной обороны, поддержания общественного порядка, общественно-нормальных условий жизни, образования, медицинского обслуживания.12) Защита конкуренции13) Обеспечение правовой базы функционирования частного бизнеса.

Важнейшая функция государства в рыночной экономике — поддержка и обеспечение функционирования рыночной системы. Обычно государству в экономике отводят роль компенсатора несовершенств рынка. Однако оно имеет функции, относящиеся к его исключительной компетенции.

С усложнением отношений между государством и предпринимательством экономические задачи современного государства не только связываются с созданием условий для функционирования рынка, но и предполагают признание его роли в соблюдении баланса общественных интересов, социальной стабильности и защите общенациональных интересов. 

II. Стабилизационное и структурное направление в экономической политике. 

В государственной экономической политике можно выделить два главных направления: стабилизационное и структурное. Если стабилизационная политика направлена преимущественно на оздоровление «заболевшей» экономики, то структурная — на обеспечение её сбалансированного развития. 

Стабилизационное направление включает в себя в основном бюджетно-налоговую (фискальную) и кредитно-денежную (монетарную) политику. 

Структурное направление использует такие методы влияния на экономику, как государственная поддержка особо важных для развития всего хозяйства страны отраслей, производство общественных благ, приватизация, содействие конкуренции и ограничение монополий и др. 

III. Общественные блага. 

Благо — то, что удовлетворяет человеческую потребность.Виды благ:1.    экономические — их запасы ограничены (нефть, газ)2.    неэкономические — к ним есть свободный доступ (солнце, воздух)

3.    общественные — их предоставляет государство (транспорт, связь)

Общественные блага — это товары и услуги, предоставляемые государством его гражданам на равных началах.

Такие блага не могут быть предоставлены отдельным лицам без предоставления их другим. К общественным благам относятся, например, оборона, бесплатное образование, общедоступные услуги муниципальных поликлиник, посещение библиотек, парков и др.

Эти блага одинаково доступны для всех людей, и за пользование ими, как правило, не взимается плата.

Производство общественных благ берёт на себя государство, потому что в большинстве своём это производство невыгодно для частных производителей, а развитие таких, например, сфер, как здравоохранение, образование, фундаментальные науки, охрана окружающей среды, не может происходить только на основе частного предпринимательства. Для производства общественных благ необходимы значительные финансовые средства, и государство получает их, собирая налоги. Тем самым все граждане вносят свой вклад в оплату общественных благ. 

IV. Фискальная и монетарная политика. 

Методы государственного регулированияФинансово-экономические методы управ­ле­ния вклю­ча­ют налоговые, бюджетные, инвестиционные, кредитные, венчурные, страховые, кон­троль­ные и це­ле­вые методы, а также си­сте­му государственно-частного парт­нер­ства и сти­му­ли­ро­ва­ния роста до­хо­дов населения.Правовые методы опи­ра­ют­ся на си­сте­му нор­ма­тив­ных актов, тре­бо­ва­ни­ям ко­то­рых в обыч­ных усло­ви­ях долж­ны сле­до­вать все субъ­ек­ты хо­зяй­ствен­ной деятельности. Речь идет, например, о пра­во­вых нормах, опре­де­ля­ю­щих усло­вия за­клю­че­ния контрактов, функ­ци­о­ни­ро­ва­ния предприятий; вза­им­ных обя­за­тель­ствах в об­ла­сти тру­до­вых отношений; нор­ма­тив­ных тре­бо­ва­ни­ях к ка­че­ству и сер­ти­фи­ка­ции опре­де­лен­ных тех­но­ло­гий и про­дук­ции и т. п.Воздействие государства на рыночный механизм осуществляется путём прямого и косвенного регулирования. Прямое регулирование предполагает использование преимущественно административных методов, косвенное — экономических. 

Проявлением прямого регулирования является прежде всего законодательная деятельность государства, расширение государственных заказов, развитие госсектора в экономике.

 

Косвенное регулирование рынка осуществляется с помощью методов фискальной и монетарной политики. Именно ему принадлежит приоритет в рыночной экономике. 

  • Монетарная политика — экономическая политика государства, основанная на определяющей роли регулирования объёма наличной и безналичной денежной массы, находящейся в обращении, с целью обеспечения последовательного эволюционного роста национальной экономики. 
  • Фискальная политика — деятельность государства в области налогообложения, регулирования государственных расходов и государственного бюджета.
  • Она направлена на обеспечение стабильного развития экономики, предотвращение инфляции, обеспечение занятости населения.  

Источник: https://socialtutors.ru/egeobsch/economicege/29-212-rol-gosudarstva-jekonomike-teorija-egje-po-obschestvoznaniju-2019.html

Роль и функции государства в переходной экономике — Энциклопедия по экономике

Роль и функции государства в переходной экономике

Вопрос 2. Приватизация — необходимое условие перехода к рынку Вопрос 3. Роль и функции государства в переходной экономике
 [c.330] Роль и функции государства в переходной экономике
 [c.

Читайте также:  Рынок труда - в помощь студенту

338]

Роль государства в переходной экономике отличается от его роли в условиях командно-административной и рыночной экономики.

В период трансформации всей экономической системы государство выполняет две основные функции создание условий эффективной работы рынка, допол-
 [c.343]

В переходной экономике ни одна из функций государства не исчезает и не утрачивает своей роли. Вместе с тем возникают специфические функции государства. К ним прежде всего относится проведение институциональных преобразований, что связано с выполнением государством следующих функций  [c.244]

Вместе с тем, в реформировании российской экономики особая роль принадлежит государству.

В процессе перехода от командной экономики к рыночной происходит трансформация в сфере государственного регулирования командные методы и тоталитарный экономический диктат государства постепенно заменяются теми функциями, методами и инструментами, которые присущи государственному регулированию в рыночной экономике.

Однако необходимо учитывать, что государственные функции в переходный период значительно усложняются, так как на этом этапе государство должно также осуществлять функции, продиктованные спецификой переходного периода.
 [c.15]

Трансформация роли государства применительно к условиям переходной экономики, по сути, означает адаптацию институтов и механизмов государственного регулирования к новым условиям, передачу их функций институтам гражданского общества. Адаптацию с учетом социально-экономических интересов различных слоев общества.

Адаптацию к усиливающимся тенденциям интеграции и кооперации на уровне регионов России, стран СНГ, с учетом нового импульса интеграции в связи с введением единой европейской валюты. Адаптацию к мировым процессам глобализации в той части и на том уровне, который отвечает национальным интересам России.
 [c.

16]

Исходя из того, что транзитарная экономика носит интенсивно-преобразовательный характер, она предполагает сознательное регулирование перестроечных процессов в случае инициативы снизу (революционная форма), так и в случае инициативы сверху, т.е. путем государственного реформирования.

Такое регулирование означает возникновение у государства дополнительных функций по разработке и подбору целей движения, специальных программ, определению их сроков и постановки специфических задач. Все это говорит об укреплении (а не свертывании) экономической роли государства в переходной экономике.

В этот период оно несет двойную нагрузку само себя перестраивает и руководит перестройкой. Эта особенность роли государства в переходной экономике является наиболее сложной проблемой и не всеми понимается однозначно. В политике государства в этот период можно выявить огромное количество ошибок и просчетов.

Поэтому резко возрастает ответственность всех ветвей власти за осуществление курса реформ.
 [c.269]

В конце XX века в связи с переходом от четко функционирующей государственной системы (административно-командной) к демократизации общества и формированию основ рыночных отношений была предпринята фронтальная атака на права и функции государства, продолжающаяся по отдельным направлениям и по сей день. Это стало возможным вследствие отсутствия продуманной стратегии трансформации системы государственного воздействия на развитие экономических процессов. Актуализация форм и методов государственного воздействия на экономику в условиях глобализации касается как развитых капиталистических стран, так и стран с переходной экономикой, к которым относится Россия. И совершенно не случайно появляется все больше и больше различных публикаций8 и солидных монографий,9 касающихся авторского видения эволюции экономической роли государства.
 [c.11]

Во-первых, считалось, что в современных условиях роль государства в рыночных экономических системах ослабевает. На этом основании был сделан сомнительный вывод о необходимости либерализационной политики в переходной российской экономике.

Как свидетельствует практика, в современной экономике западных и новых индустриальных стран сокращение масштабов прямого государственного вмешательства в воспроизводственный процесс сопровождается не ослаблением экономической роли государства, а ее усложнением, диверсификацией.

Речь идет о смещении акцентов системы государственного регулирования главной задачей становится обеспечение конкурентных преимуществ национальной экономики на мировом рьшке и совершенствование рыночного механизма в целом.

Прогрессирует и такая функция государства, как научная координация всей хозяйственной деятельности и стимулирование развития экономики в соответствии с выбранными ориентирами. Здесь особое значение имеет разработка долгосрочной стратегии, воплощаемой в
 [c.580]

В условиях общего кризиса экономики формирование рациональной налоговой политики играет решающую роль в успешном развитии государства.

Пожалуй, еще более важным обстоятельством является то, что порядок налогообложения и практическая реализация этого порядка влияют на функции общественных финансов2.

Особенность переходных экономик в этой ситуации заключается в том, что государственные институты, необходимые для осуществления этих функций в целом и, в частности, дающие возможность эффективно взимать установленные налоги, не сформированы в достаточной степени.
 [c.23]

Исходя из роли государства в формировании институтов переходного периода, государственное регулирование следует рассматривать в широком плане, анализ которого включает в себя и государственное регулирование, и регулирование со стороны негосударственных структур, а также и механизмы саморегулирования.

Соотношение этих видов регулирования может изменяться с развитием экономики. Когда речь идет о переходном периоде и имеет место неразвитость рыночных отношений и механизмов саморегулирования, предполагается усиление государственного регулирования, в том числе и с целью внедрения других видов регулирования.

А при сформировавшемся рынке с развитыми механизмами саморегулирования, традициями законопос-лушания необходимость в активном вмешательстве со стороны государства снижается. В этих условиях, как верно отмечает Л. И.

Абалкин, государство должно передавать «функции государственного регулирования не рынку, а институтам гражданского общества», сохраняя при этом индикативные методы планирования развития приоритетных направлений экономики.
 [c.19]

Государство в условиях переходной экономики выступает одновременно и в роли субъекта, и в роли объекта рыночной трансформации мы ждем от него реформирования и оздоровления самого государства на правовой основе и эффективного управления экономикой на новых рыночных началах.

Особое значение как для макроэкономической стабилизации, так и для институциональной перестройки экономики имеет проблема государственного бюджета. В переходный период государственный бюджет перестает пропускать через себя большую часть финансовых потоков, его доходы сокращаются гораздо быстрее расходов.

Бюджетный кризис долгое время являлся одной из самых острых проблем российской экономики. В главе 15 И.М.

Осадчая сопоставляет его с аналогичными, хотя и менее острыми ситуациями, возникавшими в развитых индустриальных странах в результате разбалансирования основных функций государственного бюджета фискальной, стабилизационной и социальной.

Автор выделяет этапы развития бюджетного кризиса в переходной российской экономике, анализирует динамику и структуру доходов и расходов государственного бюджета. Наконец, И.М. Осадчая вступает в популярную среди современных российских экономистов дискуссию о соотношении величины государственных расходов и
 [c.16]

Источник: https://economy-ru.info/info/183980/

Роль и функции государства в переходной экономике

Содержание 

Введение …………………………………………………………………………  3

Глава 1. Особенности переходной экономики ………………………………. . 6

  • Глава 2. Роль и функции государственного регулирования в переходной экономике ……………………………………………………………………… 13
  • Глава 3. Приоритеты государственной экономической политики в РФ …… 17
  • Заключение ………………………………………………………………………28
  • Список 
    использованной литературы …………………………………………  31     
          
          
          
         
  • Введение 

      Особенности    экономической    политики     государства в     переходной        экономикеобусловлены рядом обстоятельств. Устойчивая, сформировавшаяся экономическая система обладает свойством самоорганизации, саморегулирования.

Это относится и к смешанной экономике, где функции государства становятся элементом самоорганизации, работают на поддержание целостности системы наряду с чисто рыночными инструментами.

Переходная экономика как социально-экономическая система, выведенная из состояния равновесия, требует для своей стабилизации на качественно иной основе не только создания новых институтов, но и принципиально новой схемы взаимоотношений между государством и экономическими агентами.

   В переходной экономике тесно переплетаются две группы проблем: первая включает проблемы, связанные с созданием новой экономической системы; вторая — проблемы преодоления трансформационного кризиса.

    Особенность анализа роли государства 
в условиях переходной экономики

обусловлена особенностями государства в 
переходном периоде от централизованно-управляемой к рыночной экономике.

В переходный период, с одной стороны, необходимо снижение роли государства по сравнению с тоталитарным  государственным устройством, но с другой – реформирование экономической, политической, социальной, правовой систем тоталитарного государства может быть осуществлено только на основе определяющего воздействие государства. Все это определяет существование дилеммы: снижение или усиление роли государства, как субъекта, определяющего правила игры для всех экономических субъектов рыночной экономики.

      В переходной экономике, в ходе трансформации, государство перестает быть единственным собственником средств производства, в результате система государственного управления утрачивает функции основного регулятора хозяйственных пропорций, значительно сокращается его вмешательство в текущуюхозяйственную деятельность. В процессе становления рыночной экономики появляются новые функции государства, происходит изменение методов регулирования. При этом значение государственного регулирования возрастает,что связано с неразвитостью основных рыночных механизмов саморегуляции и самоорганизации. Неразвитость рынка требует более активной роли государства, в том числе в создании самих рыночных институтов. Деятельного участия государства требуют и другие процессы, которые не могут произойти автоматически, сами по себе.

     Государство, в лице правительства, избирает путь, проводит определенную линию экономических действий, придает желаемой направленности экономическим процессам, воплощаемым в совокупность предпринимаемых государством мер, посредством которых достигаются намеченные цели и задачи, решаются социально-экономические проблемы. В этом смысле принято говорить, что государство осуществляет, проводит выработанную им экономическую политику.

     Роль государства в экономике конкретизируется в его функциях. Все функции государства в переходной экономике связаны со становлением и развитием рыночных отношений.

          Историческая важность и актуальность роли и функций государственного регулирования в переходной экономике для нашей страны не вызывает сомнений, поэтому я посвятила данную курсовую работу этой теме, целью которой является изучение роли и функции государства в переходной экономике. При этом среди основных задач можно выделить следующие:

  • выявить особенности переходной экономики;
  • раскрыть роль и функции государственного регулирования в переходной экономике;
  • описать приоритеты государственной экономической политики в Российской Федерации.

 

   Переходная экономика- это особое состояние экономики, связанное с переходом общества от одного типа экономической системы к другому.

Переходная экономика характеризует промежуточное состояние общества с происходящими экономическими, политическими и социальными преобразованиями.

Происходят изменения самих основ экономической системы — господствующего типа собственности, установившихся в экономике форм хозяйственных связей, типа координации деятельности экономических субъектов.

        Особенности функционирования переходной экономики связаны, во-первых, с ее особой неустойчивостью.
Стабильных переходных экономик не существует. В любой экономике постоянно происходят какие-то изменения, благодаря которым устанавливается динамическое равновесие.

В отличие от них изменения, происходящие в переходной экономике, носят безвозвратный характер. В переходной экономике особое значение имеет не простое функционирование сложившихся связей и элементов, а, прежде всего отмирание старых и становление новых связей и элементов.

В переходной экономике не действуют в полной мере экономические закономерности ни прошлой, ни будущей системы. Причем происходит столкновение старых и новых экономических интересов, существует тенденция к постоянному обострению экономических и политических отношений.

Это требует создания особых способов поддержания стабильности в переходный период.

   Во-вторых, необходимо учитывать, что существует определенная
преемственность
с прошлым. Новая экономика строится не «с чистого листа», а на существующей материально-технической базе, при сложившихся в обществе стереотипах, экономической культуре, кадровом потенциале.

   В-третьих, для переходных процессов характерна альтернативность,
которая означает, что возможны различные варианты перехода, а значит, и

   разные результаты.

   Четвертая особенность — возрастание роли субъективного фактора,в частности, роли государства в экономике. Это связано с неразвитостью механизмов, компенсирующих ослабление (по сравнению с плановой экономикой) регулирующих функций государства: еще не сложилась рыночная инфраструктура, слабо развита конкуренция, обострены социальные проблемы и т.п.

   Следует также отметить, что практически для всех стран, осуществляющих реформы, характерен экономический кризис,
обусловленный трансформацией одной системы в другую.

   Особенности переходной экономики изображены на схеме 1. 

   Схема 1. Особенности переходной экономики.

   Выбор варианта реформирования и характер протекания переходных процессов определяются конкретными экономическими, социальными, политическими и историческими условиями, существующими в той или иной стране.

Например, степень зрелости исходных условий перехода к рыночной экономике в Венгрии и Польше была большей. В них постепенно накапливались предпосылки перехода, имелся частный сектор в сфере услуг и сельском хозяйстве.

В России этого не было.

   Особенности рыночных преобразований в России определяются также беспрецедентными масштабами российской экономики; самым длительным сроком действия плановой системы; деформированной структурой экономики — ее сырьевой направленностью, высокой степенью милитаризированности, дисбалансом спроса и предложения, хроническим дефицитом.

  И еще одна важная особенность, на которой следует остановиться, — реформы в России осуществляются в условиях глубочайшего экономического кризиса, который, в свою очередь, связан с трансформацией экономической системы. Он так и называется трансформационный.

Существовавшие в плановой экономике противоречия многие годы накапливались, подавлялись и сразу проявились после слома командно-административного механизма.

Затяжной характер кризиса и его глубина объясняются силой накопившихся противоречий, тем, что объективные рыночные законы, приводящие экономику в состояние равновесия, еще не действуют в полной мере, а государство, лишившись прежних рычагов воздействия, не овладело новыми, соответствующими изменившимся экономическим условиям. В чем проявляется экономический кризис?

  С 1990 по 1998 г. продолжался спад производства.
В целом он составил
более 60 %. Падение производства сопровождается интенсивным технологическим регрессом практически во всех отраслях экономики, снижением показателей эффективности.

  Произошли негативные структурные сдвиги.
В большей степени объем производства сократился в обрабатывающих отраслях промышленности, а среди них — в высокотехнологичных и наукоемких. Спад производства имеет еще одно важное последствие — в условиях все большей открытости экономики он оборачивается потерей не только внешнего, но и внутреннего рынка.

  Катастрофически сократился объем инвестиций,
которые не обеспечивают условий даже для простого воспроизводства, не говоря уже об экономическом росте и структурной перестройке.

 Серьезным проявлением кризиса является дезорганизация финансовойсистемы
и потеря контроля над денежным обращением. Особенно высокие темпы инфляции наблюдались в 1990-1994 гг., когда она протекала в режиме гиперинфляции. Все реформенные годы существовал бюджетный кризис, рос государственный долг, остро стояла проблема неплатежей.

 Социальные издержки кризиса проявляются в падении уровня жизни
основной массы населения, растущей дифференциации доходов и деформации их структуры, обострении проблемы занятости населения.

 Кризис  сопровождается  обострением  криминогенной
ситуации вэкономике.
Криминализация охватила практически все области хозяйственной жизни — отношения собственности, финансовую и банковскую деятельность, производство, торговлю и услуги, внешнеэкономические отношения.

 Таким образом, в переходной экономике тесно переплетаются две группы проблем: первая включает проблемы, связанные с созданием новой экономической системы; вторая — проблемы преодоления трансформационного кризиса.

   Реформирование российской экономики происходит в условиях постоянно продолжающихся дискуссий.

Господствующее положение в определении экономической политики в ходе реформ занимала неоклассическая теория
экономического равновесия, содержание которой коротко можно выразить в трех постулатах:либерализация, приватизация и стабилизация (осуществляемая в основном монетарными методами). Такая политика сопровождается максимальным ограничением роли государства как субъекта экономики.

   Этой модели противостоят сторонники неокейнсианской доктрины.

Основными направлениями эффективной промышленной политики они считают усиление регулирующей роли государства; сохранение значительного государственного сектора в экономике; создание государственной системы индикативного планирования производства и развертывание такой же системы инвестирования экономики, в том числе за счет эмиссионной политики; смягчение налогового пресса в производственной сфере; усиление государственного контроля во внешнеэкономической сфере.

   В зависимости от характера решаемых задач в реформировании российской экономики условно можно выделить следующие этапы.

   Первый этап: 1989-1991 гг.

В начале этого этапа в бывшем СССР после неудавшихся попыток «перестроить» социализм было решено провести рыночные реформы, рассчитанные на десятилетия и осуществляемые сверху в условиях устойчивой власти и преемственности.

Но попытка эволюционного перехода к рынку под руководством КПСС, так же как попытка «перестройки», не состоялась. Ситуация в экономике резко ухудшилась. Стал обостряться экономический кризис.

Источник: https://www.stud24.ru/economic/rol-i-funkcii-gosudarstva-v/59847-199012-page1.html

Ссылка на основную публикацию