Этика речевого общения — в помощь студенту

Понятие речевой коммуникации, как и любое взаимодействие между людьми, имеет свои детерминанты (определяющие), такие как форма, тип, вид, модели, условия осуществления, способы, средства, участники и т.д. Главным определяющим речевой коммуникации является её этический аспект, самый значимый и самый сложный.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Одним из разделов этики является этика речевой коммуникации, которая также рассматривается в широком и узком смыслах.

В широком смысле этика общения связана с нравственными проблемами ценностных ориентаций людей, а в узком смысле – это совокупность конкретных практических приёмов, моральных норм и правил общения.

Следовательно, целью этики можно назвать этику общения и повышение культуры речевого общения. В массовом сознании этика общения отождествляется с этикой поведения, культурой общения, этикетом, культурностью, вежливостью и т.п.

Культура общения шире понятия «этика общения». Это объясняется тем, что культура общения включает в себя всю совокупность ценностей, качеств, норм, поведенческих стереотипов, т.е. общепринятых правил поведения.

Культура общения предполагает благородные цели, культуру понимания, сопереживание, ответственное отношение к своим словам и поступкам. Она проявляется в деликатности, в чувстве такта, в умении увидеть достоинства собеседника.

Этика общения касается в основном нравственного аспекта этих ценностей, качеств и норм.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Значение оценки эффективности менеджмента - в помощь студенту

Оценим за полчаса!

С другой стороны, культура общения не ограничивается лишь поведенческим уровнем, качественной оценкой поведения.

Поэтому под культурой общения понимают и культуру этикета, и культуру поведения, и культуру речи (включая культуру чувств, мимики, жестов), и психологическую культуру, и культуру сознания.

Из этого вытекает, что культура общения есть сложнейшая, исторически изменчивая система, в то время как этика общения выступает как критерий нравственной культуры личности.

Этика общения выражает уровень должного (требуемого) в культуре общения, в то время как культура общения отражает уровень сущего (внутренней основы, содержания, сути) в поведении людей. Однако должное не всегда совпадает с сущим, с реально существующей нравственностью, с фактическими нормами поведения человека. Итак, «ядром» культуры общения является этика, или этика речевой коммуникации.

Этика речевой коммуникации реализуется в этикете, под которым понимают порядок речевого поведения, установленный в данном обществе, т.е. специальные этикетные речевые формулы или стандарты должного речевого поведения, основанные на нормах морали, на национально-культурных традициях народа.

У каждого народа свои правила речевого поведения. В российском обществе особую ценность представляют тактичность, предупредительность, толерантность (терпимость), доброжелательность, выдержанность.

Эти качества находят своё отражение во многих русских пословицах и поговорках, характеризующих этические нормы общения: Язык – один, уха – два, раз скажи, два раза послушай (призывает внимательно слушать собеседника).

Отвечает, когда его не спрашивают (указывает на ошибки в построении разговора). Слово – стрела, выпустишь – не вернёшь (предупреждает об опасности пустого и обидного слова).

  • Тактичность – этическая норма, требующая от говорящего понимать собеседника, избегать неуместных вопросов и неприятных тем (например, о возрасте женщины, о вероисповедании человека).
  • Предупредительность– умение предвидеть возможные вопросы и пожелания собеседника, готовность дать ему полную информацию по теме разговора.
  • Терпимость, выдержанность проявляются в спокойном отношении собеседника к возможным расхождениям во взглядах собеседников.
  • Доброжелательность – необходимый элемент тактики как в отношении к собеседнику, так и во всём построении разговора.

Этика речевой коммуникации реализуется в этикетных формулах речи, которыми должны руководствоваться говорящий и слушающий на всём протяжении разговора, начиная с приветствия и кончая прощанием.

В развёрнутом виде алгоритм разговора следующий: приветствиеустановление контактаориентация в ситуацииобсуждение проблемыпринятие решениявыход из контакта.

Всякое общение начинается с приветствия и обращения, которые задают тон всему разговору.

В русском языке основное приветствие – здравствуйте.

Наряду с этой формой распространено приветствие, указывающее на время встречи: Доброе утро! Добрый день! Добрый вечер! Помимо общеупотребительных приветствий существуют приветствия, которые подчеркивают радость от встречи, уважительное отношение, желание общения: (Очень) рад вас видеть (приветствовать)! Разрешите (позвольте) вас приветствовать. Добро пожаловать! Мое почтение.

  1. Речевой этикет приветствий предусматривает и очередность приветствия. Первыми приветствуют:
  2. • мужчина – женщину;
  3. • младший (младшая) по возрасту – старшего (старшую);
  4. • младшая по возрасту женщина – мужчину, который значительно старше ее;
  5. • младший по должности – старшего;
  6. • член делегации – ее руководителя (независимо своя делегация или зарубежная).

Особенностью русского языка является наличие в нем двух местоимений – ты и вы. Ты-общение или Вы-общение выбираются в зависимости от социальной роли собеседников, от степени их близости и от ситуации общения.

Считается, что Ты-общение является признаком душевного согласия, духовной близости участников общения. Вы-общение свидетельствует об уважительном отношении к собеседнику.

Обращение выполняет контактоустанавливающую функцию, поэтому его следует произносить в ходе разговора неоднократно.

Национальными и культурными традициями установлены определённые формы обращения к незнакомым людям: гражданин / гражданка (в начале ХХ века), женщина / мужчина (в конце ХХ века), дама / господин (только в официальной обстановке). При установлении контакта важны доброжелательность и открытость.

Этап ориентации в ситуации помогает определить стратегию и тактику общения, проявить интерес к нему и вовлечь собеседника в круг общих интересов. Необходимо сразу выяснить, каким будет разговор (свёрнутый, чёткий, конкретный или подробный, развёрнутый) и в зависимости от этого строить свою тактику разговора.

Вовлечь собеседника в активное обсуждение вопроса, когда у него может не быть особого желания, создать непринуждённую атмосферу общения – это большое искусство. Самый эффективный приём – присвоить собеседнику желаемое ему качество (Зная Вашу целеустремлённостьВсем известно, какой Вы успешный бизнесмен…).

Принятие решения и выход из контакта будут зависеть от хода разговора, при котором могут быть извинения, просьбы, советы, предложения или отказ.

Извинения принято выражать прямо, в буквальной форме (Извини / Извините. Прости / Простите). Просьбу выражают небуквальным высказыванием, смягчая свою заинтересованность (Не могу ли попросить Вас…

Если это Вас не затруднит… Сделайте одолжение…).

Советы и предложения не стоит высказывать в категоричной форме, лучше формулировать их в виде деликатной рекомендации (Позвольте обратить Ваше внимание на… Мы бы предложили Вам… Разрешите порекомендовать Вам…).

Формулировка отказа также должна быть в рамках допустимого (Простите, но мы не можем выполнить Вашу просьбу… Мы вынуждены отказать Вам…). Встречные реплики уместны при условии выслушивания собеседника до конца.

Совершенно недопустимо перебивать партнёра, вставлять различные замечания, это считается некооперативной стратегией. Замечания лучше формулировать в виде рассуждения.

Язык формул речевого этикета отличается такими средствами речевой выразительности, как эвфемизмы (замена грубоватых, неудобных для данной ситуации слов или словосочетаний другими, более мягкими выражениями: уклониться от истины…

вместо «соврать»), перифразы (иносказание: стальные артерии страны… вместо «магистральные трубопроводы»), аллюзии (соотнесение описываемого объекта с устойчивым понятием: слава Герострата… вместо «нам не нужна слава любой ценой».

Герострат сжег храм, чтобы обессмертить свое имя), намеки и другие средства, которые дают понять адресату истинные причины подобной формы высказывания.

В письменной речи необходимо умело использовать возможности грамматических категорий.

К примеру, действительный залог глагола используется при указании действующего лица (Все студенты сдали экзамены в срок), а страдательный залог, когда факт совершения действия важнее, чем упоминание лиц, совершивших это действие (Экзамены сданы в срок).

Совершенный вид глагола подчёркивает законченность действия или его результат, а несовершенный вид указывает на то, что действие пока в процессе своего развития (Мы подписали договор / Договор нами подписывается).

Рекомендуется также избегать местоимения «я», лучше использовать местоимение «мы» как формулу скромности (Мы готовы рассмотреть Ваше предложение). Не следует злоупотреблять сложными предложениями и предложениями, осложненными обособленными оборотами.

  • Таким образом, под этикой речевой коммуникации следует понимать стандарт должного речевого поведения, позволяющий коммуникантам устанавливать нужный контакт с партнером в определенной тональности, в различной обстановке общения, отражать разный характер взаимоотношений собеседников.
  • ПОВТОРЯЕМ ОРФОГРАФИЮ!
  • Орфограммы в корне слова
  • Таблица 1– Правописание безударных гласных в корне
Правило Пример Примечание
1. Безударные гласные в корнях слов пишутся так, как они произносятся под ударением в однокоренных словах Чистота – чистый Частота – частый Просветитель – свет Посвящение–святость Умалять – мал Умолять – мольбы Гласные в корнях глаголов совершенного вида не проверяются подбором глаголов несовершенного вида с ударным гласным и суффиксами -ыва-/-ива- Опоздать – поздно (но: опаздывать) Накопить – он копит (но: накапливать)    

Таблица 2– Чередование гласных в корнях слов

Корни Правило Примеры
А или О?
-лаг- /-лож- -кас- /-кос- Если после корня следует суффикс А, то в корне пишется А. предполагать / предположить прикасаться / прикоснуться
-плав- /-плов В корне пишется О только в словах пловец и пловчиха. В остальных случаях – А Поплавок, плавать Исключение: плывун, заплыв
-скак- / -скоч- В корне пишется А перед К, а перед Ч пишется О.   проскакать / выскочить Исключение: скачок, скачу.
-раст- / -рос- В корне пишется А перед СТ и Щ, в других случаях пишется О.   подрасти / заросли; наращивать / вырос Исключение: росток, ростовщик; Ростов, Ростислав; отрасль.
-гар- /-гор- -клан- /-клон- -твар- / -твор- В безударном положении в корне О. Исключение: утварь, пригарь, выгарки угар/ угореть кланяться/поклониться тварь /притворить
-зар- /-зор- В безударном положении в корне А. зорька/зарница Исключение:зорянка,зоревать
-мак- /-мок- Корень -МАК- пишется в словах со значением «погружать что-нибудь в жидкость», корень -МОК- – «пропускать жидкость». Обмакнуть / промокнуть
-равн- / -ровн- Корень -РАВН- пишется в словах со значением «равный, одинаковый», а корень -РОВН- в словах со значением «ровный, прямой, гладкий», а также в словах уровень, ровня, ровесник, поровну. уравнение / выровнять
Е или И?
-бер- /-бир- -блест- / -блист- -дер- / -дир- -жег- / -жиг- -мер- / -мир- -пер- /-пир- -стел- / -стил- -тер- / тир- -чет- /-чит- В корне И, если далее суффикс А. Исключение: сочетать и его производные   Выберу / выбирать Блестеть / блистать Выдернуть / выдирать Сжечь / сжигать Замереть / замирать Опереться /опираться Застелить / застилать Протереть / протирать Вычет / вычитать

Таблица 3 – Гласные после шипящих

Корень Суффикс
После шипящих под ударением пишется Ё, если в однокоренных словах пишется Е: чёрный – чернеть. В остальных случаях – О: шов, шок, шорты, шорох, если при изменении слова ударение не переходит на другой слог 1. Под ударением пишется Ё в следующих случаях: а) в суффиксе -ЁР- иноязычных существительных (стажёр, тренажёр); б) в суффиксе -ЁВЫВА- глаголов (выкорчёвывать, завоёвывать); в) в суффиксах -ЁНН-(-ЁН-) в страдательных причастиях и отглагольных прилагательных и их производных (запечённый / копчёный / копчёности).
Различайте: ожёгруку (глагол) – лёгкийожог руки (существительное)   Суффикс Окончание
2. Под ударением пишется О, в безударной позиции пишется Е в суффиксах и окончаниях существительных и прилагательных: мячомдачей;

Таблица 5 – Правописание непроизносимых согласных в корне слова

Правило Примеры Примечания
Для правильного написания слов с непроизносимыми согласными в корнях нужно подобрать такие родственные слова, в которых эти согласные произносятся ясно (это позиция перед гласными) Здравствовать – здравие Свистнуть – свистеть Агентство – агенты Аспирантский – аспиранты Допоздна – опоздать Завистник – без зависти Написание некоторых слов не объясняется данным правилом, их следует запомнить: Блеснуть (но: блестеть) Лестница (но: лесенка) Плеснуть (но: плеск)
Следует различать написание некоторых паронимов: Искусный (умелый) мастер – искусственный спутник; шествовать по улицам – шефствовать над детским домом; косный (отсталый) взгляд – костный бульон; ровесник – сверстник; яства (кушанья) – явственный (явный) и т.д. Не следует вставлять лишних букв в слова, если в родственных словах этих букв не оказывается в корне: чудесный – чудеса; словесный – словеса; опасный – опасен; ужасный – ужасен; закоснелый – закоснеть.

Тема 3.

Источник: https://cyberpedia.su/13x2f4a.html

5. Этика речевой коммуникации. Этика делового общения. Курс лекций

Категории морали и нравственности безусловно оказывают влияние (и порой существенное) на характер речевой коммуникации.

При этом большинство философов сегодня не поддерживают идею существования какой-то одной, единственно верной теории морали.

Общее понятие морали не может быть сведено ни к воле верховного существа, ни к наследуемой способности к самопожертвованию, ни к обслуживанию экономических и политических интересов отдельных социальных групп.

В отечественной литературе последних лет специально подчеркивается, что недостаточно понимать мораль как форму общественного сознания или особый механизм регулирования поведения людей, что она является особым духовно-практическим отношением человека к миру. Вместе с тем самые разные концепции морали при обращении к толкованию ценностей жизни оперируют общими понятиями добра и зла, долга и совести, справедливости, счастья и др.

К примеру, на начальном этапе перехода России к рыночным отношениям предпринимательство, так называемое «челночество», вообще резкое обогащение воспринималось отрицательно в определенной части общества. Поскольку все это не соответствовало годами насаждаемым моральным принципам.

В школе на уроках литературы при объяснении образа Чичикова даже элементы предпринимательства трактовались как проявление безнравственности, а гибкость его речи, умение управлять ею в зависимости от обстоятельств и партнера по общению приравнивались к приспособленчеству.

Поэтому, когда в начале 90-х годов стали все чаще использоваться слова «новый русский» и «челнок», они имели оттенок некой аморальности. Сегодня же к этому явлению действительности общество относится вполне терпимо.

Д. Ягер в книге «Деловой этикет» пишет о том, как принципы морали могут учитываться в этике деловой речи.

«В общении с деловым партнером никогда не распространяйтесь о своей личной жизни и не расспрашивайте о чужой — ни о семейных перипетиях, ни о здоровье кого-либо из родных.

В большинстве случаев эти темы слишком деликатны, чтобы спрашивать или рассказывать о них в учреждении или в обстановке деловых переговоров.

Если же именно вам некстати задали вопрос о такого рода личных материях, вежливо уклонитесь от ответа, сказав: «Ну, здесь об этом говорить не стоит»; и помните: на вашей совести только ваши ответы, а кто какие вопросы будет задавать — это его дело.

Никогда не рассказывайте в рабочей среде никаких щекотливых подробностей своей интимной жизни, они имеют свойство всплывать и портить вам жизнь впоследствии. В деловой обстановке подобные темы абсолютно неуместны и считаются неприличными во время любых служебных переговоров.

Будьте начеку с человеком, который сообщает вам нечто непристойное о себе: это может быть лишь способ спровоцировать вас на подобные же откровения из вашей собственной жизни.

Скажем, некий сослуживец «развешивает» перед вами свое грязное белье, рассчитывая, что и вы ответите ему тем же — пикантными сведениями о вас самих. Не попадитесь на эту удочку.

Читайте также:  Летописание - в помощь студенту

Пусть вы — человек, которому можно доверять, вы не станете распространяться о личных делах коллеги, но он-то может прямо пойти к начальнику, и вы вылетите со службы еще прежде, чем успеете что-нибудь промямлить в свое оправдание».

Специалистам социально-культурной сферы, сервиса, которые по роду своей деятельности постоянно находятся в речевом контакте с населением, следует особенно внимательно относиться к учету этических категорий.

Так, общаясь с клиентом по делам фирмы, не рекомендуется поддерживать разговоры о религии, политике, равноправии женщин, а также задавать вопросы о доходах клиента, его личной жизни, стоимости его коттеджа и т.п.

, если, конечно, это не является объектом предполагаемого сотрудничества (например, оказание правовых услуг населению, посредничество в продаже недвижимости и т.д.).

«Если ваш клиент — мусульманин с Востока, считается неэтичным расспрашивать его о семье, здоровье жены, а также передавать документы либо сувениры левой рукой» [21, С. 92].

Умение соблюдать этические нормы всегда ценилось весьма высоко в обществе. Знание норм этики, умение следовать им в поведении и в речи свидетельствуют о хороших манерах. В речевой коммуникации под этим понимается владение этикетной культурой, умение контролировать свои чувства, эмоции, управлять своей волей и т.п.

К соблюдению этикетных норм относится проявление таких качеств, как вежливость, внимательность, тактичность, доброжелательность, выдержанность. Выражаются эти качества через конкретные речевые действия.

Например, если человеку в данный момент не нужно общение, он должен найти корректный способ уйти от него, не обидев собеседника. Искренность не всегда уместна в речевой коммуникации, особенно в деловой сфере.

Недаром в народе говорят по этому поводу: «Что у трезвого на уме, то у пьяного на языке».

Немало вредит бытовому и деловому общению использование нецензурных и бранных выражений, грубости, неуместных слов и др.

Опираясь на данные статистического анализа, Д. Ягер сформулировала шесть основных принципов делового этикета, подкрепив их цитатами из высказываний руководителей крупных американских фирм.

1. Делайте все вовремя

«Будьте внимательны к окружающим и помните об обычных правилах вежливости, то есть делайте все в срок, будьте пунктуальны, назначенные встречи вносите в свой рабочий календарь. Именно такие мелочи больше всего и помогают».

На вопрос, считается ли в вашей фирме пунктуальность признаком хорошего тона, 94% респондентов ответили, что нормам этикета соответствует только поведение человека, делающего все вовремя. Конечно, «вовремя» — понятие относительное. Так, в латиноамериканских странах никому и в голову не придет сердиться на получасовое опоздание, а вот в Германии вашего появления будут ждать минута в минуту.

2. Не болтайте лишнего

«Надо очень внимательно следить за тем, что вы говорите, и четко представлять, какие последствия может иметь утечка информации для тех, кто с ней работает».

Смысл этого принципа в том, что вы обязаны хранить секреты корпорации, учреждения или конкретной сделки так же бережно, как и тайны личного характера.

Никогда никому не пересказывайте того, что вам приходится иногда услышать от сослуживца, руководителя или подчиненного об их личной жизни. Один может вам рассказать, что жена отправила его накануне спать на диван в гостиную, у другого сын-подросток проходит оздоровительный курс для наркоманов, уже второй по счету…

Но и с хорошими новостями надо быть столь же аккуратным: не проболтайтесь! Шеф вряд ли скажет вам спасибо, если вы всем объявите, что его жена ждет ребенка. Он сам выберет подходящий момент и сообщит об этом.

А ваша сослуживица, может статься, вовсе не хочет, чтобы на работе узнали о премии, полученной ею на профессиональном конкурсе (скажем, из опасений, что остальные станут завидовать).

3. Будьте любезны, доброжелательны и приветливы

«Культура любой организации складывается из взглядов и поступков ее сотрудников. В конечном счете недобрые замыслы и поступки никогда не приведут к добрым результатам и делам. Так что, как бы на вашу фирму или на вас ни наседали, старайтесь остаться вежливыми, приветливыми и оптимистичными».

Ваши клиенты, заказчики, покупатели, сослуживцы или подчиненные могут сколько угодно придираться к вам, это неважно: все равно вы обязаны вести себя с ними вежливо, приветливо и доброжелательно.

Кому нравится работать с людьми брюзгливыми, подозрительными и капризными? Достичь вершины вам позволит только дружелюбное отношение к окружающим (что вовсе не означает дружить с каждым, с кем приходится общаться по долгу службы).

Если все вокруг твердят о том, что вы умеете понравиться, значит, вы на верном пути. Один из важных элементов воспитанности и доброжелательности — искусство сказать то, что нужно.

4. Думайте о других, а не только о себе

«Если в вас нет достаточно сочувствия к вашим клиентам, нет понимания их нужд и проблем, — это ваша огромная ошибка».

Внимание к окружающим должно проявляться не только в отношении клиентов или покупателей, оно распространяется и на сослуживцев, начальство и подчиненных.

Уважайте мнение других, старайтесь понять, почему у них сложилась та или иная точка зрения. Не начинайте сразу огрызаться, когда кто-то ставит под сомнение качество вашей работы: покажите, что цените соображение и опыт других людей. Уверенность в себе не должна мешать вам быть скромным.

5. Одевайтесь как положено

«Первое впечатление складывается при первой встрече. Так что произвести его надо сразу же. Приглядывайтесь к людям, прислушивайтесь, выбирайте образцы для подражания».

Самый главный принцип, о котором ни в коем случае не следует забывать, — это то, что прежде всего вы должны стремиться вписаться в ваше окружение по службе, а внутри этого окружения — в контингент работников вашего уровня.

6. Говорите и пишите хорошим языком

«Тот, кто умеет четко выразить свою мысль, обладает большим преимуществом. Неумение как следует писать и говорить нередко отбрасывает человека назад, и его способности могут пропасть впустую».

Что значит правильно пользоваться устным и письменным словом? Это значит, что все произносимое, а равно написанное вами: будь то внутренние записки или любые письма, отправляемые за пределы фирмы кому бы то ни было, — должно быть изложено хорошим языком, а все имена собственные, должность быть переданы без ошибок. Если у вас туговато с грамматикой или правописанием, а учебник или компьютерный словарь бессильны помочь вам в данном случае, разыщите кого-нибудь из сотрудников (вашего ранга), кому вы доверяете, и дайте ему проверить то, что написали — письмо, докладную или отчет. [21, С.112]

Таковы шесть основных принципов делового этикета, соблюдение которых позволит воспитать в себе хорошие манеры, так необходимые каждому не только в деловом, но и в повседневном общении.

К этикетным формам общения относятся речевые формулы: извинения, просьбы, благодарности, согласия/несогласия, приветствия, прощания и др.

Цель их использования состоит в том, чтобы партнер по общению мог правильно идентифицировать выражение через речь тех или иных чувств говорящего.

Соблюдение этики в данном случае происходит в виде адекватной речевой или чувственной ответной реакции.

На уровне этикетных форм осуществляется и ритуальное общение. Под ритуальным общением понимается выработанный обычаем или установленный порядок совершения общения.

Американский психоаналитик Э. Берн считает ритуалы безопасным, вселяющим уверенность и даже приятным способом общения. Используя термин «поглаживание» в качестве обозначения любого акта (действия, речи), предполагающего присутствие другого человека, он рассматривает любой ритуал как серию таких «поглаживаний».

К примеру, следующий микродиалог Берн определяет как ритуал из восьми «поглаживаний».

  1. А: Привет! (Доброе утро!) Б: Привет! (Доброе утро!)
  2. А: Тепло сегодня, правда? (Как поживаете?) Б: Да. Хотя, по-моему, скоро пойдет дождь. (Прекрасно, а вы?)
  3. А: Ну, счастливо. (Все в порядке) Б: До встречи.
  4. А: Пока! Б: Пока!

Очевидно, что этот обмен репликами не несет никакой информации. А и Б, поговорив, «слегка УЛУЧШИЛИ самочувствие друг другу, и каждый из них благодарен другому».

Если бы А и Б спешили, то они могли бы вполне удовлетвориться двумя «поглаживаниями»: «Привет!» — «Привет!» Но если бы они были старомодными восточными монархами, то, прежде чем перейти к делу, им пришлось бы исполнить ритуал из двухсот «поглаживаний». [5, С. 124]

Другой подход к ритуальному общению предлагают российские специалисты Ю.С. Крижанская и В.П. Третьяков. По их мнению, главным делом партнеров по ритуальному общению является «подкрепление своей связи со своей группой, подкрепление своих установок, ценностей, мнений и т.д., повышение самооценки и самоуважения». [5, С. 125]

Можно предложить и иной подход.

Дело в том, что немало конкретных ситуаций общения чисто этикетного характера не являются ритуальными, то есть выработанными и установленными, а возникают спонтанно. Поэтому вводится понятие этикетного общения. Под этикетным общением следует понимать взаимную самопрезентацию партнеров в рамках этикетных слов и выражений.

При этикетном общении важно правильно опознать ситуацию общения и строго следовать своей профессиональной роли (деловое общение) или межличностной самопрезентации (бытовое общение).

А посему на вопрос «Как дела?» и в первом, и во втором случаях необходимо ответить «Нормально», если партнеры хотели бы остаться на уровне этикета.

Если же один из партнеров (именно партнер, а не собеседник, поскольку вопрос задан в рамках этикета) начнет вдруг рассказывать, как идут его дела, то либо он рассчитывает завязать беседу, либо не умеет точно опознать ситуацию общения.

б) речевой этикет

Как для бытового, так и для делового общения важно соблюдение требований этики к речи в целом, о чем говорилось выше. Может быть, в бытовой сфере эти требования не так жестко регламентируются, как в деловой. Дело в том, что в бытовом общении человек реализует себя как личность и более свободен в выражении чувств, предпочтений и пр.

В деловом общении главное — профессионально «сыграть» свою роль, незнание или непонимание требований этикета наверняка отрицательно скажется на продвижении по службе. Особенно это касается специалистов сервиса, поскольку даже незначительная речевая оплошность (невежливость, нетактичность, резкость) порой может привести к потере клиента.

Ллойд К. Финч в книге «Телефонный разговор с клиентом. Как добиться успеха» пишет, что иногда служащие, непреднамеренно нарушая этику общения с клиентами, вызывают у них неприятные чувства. Автор приводит несколько обычных фраз такого типа и дает к ним комментарий.

  1. «К сожалению, госпожа Джонс еще обедает». Ключевое слово этой фразы — «еще», оно предполагает длинный перерыв на обед.
  2. «Я не знаю, где он. Может быть, Вы оставите свой телефон, и я передам, чтобы он позвонил Вам». Вам не кажется, что произнесено слишком много слов? Если звонят вашему сотруднику и вы не знаете, где он, не обязательно сообщать об этом клиенту. Простое: «Он сейчас не может подойти. Попросить его перезвонить Вам?» — будет вполне достаточным.
  3. «Она, наверное, пьет кофе. Я скажу ей, чтобы она перезвонила Вам». Такие подробности не следует сообщать посторонним.
  4. «У нее большие проблемы с одним клиентом. Может, ей что-нибудь передать?» Этой фразой вы сообщаете звонящему, что в вашей фирме бывают «большие проблемы с клиентами». Зачем рассказывать об этом клиентам? Скажите просто: «Она не может подойти сейчас» — и спросите, что передать.
  5. «Он пошел к врачу». Не обсуждайте личные дела ваших коллег с клиентами. Вместе этого лучше сказать: «Его не будет до 3 часов. Могу я помочь Вам?»
  6. «Она рано ушла домой». Подобный ответ должен разозлить клиента. Ему нужна помощь, а человек, который мог бы ее оказать, ушел домой. Эта информация касается личных дел вашей коллеги, не рассказывайте о них.
  7. «К сожалению, господин Смит еще не пришел». Слово «еще» предполагает, что господин Смит опаздывает. Лучше сказать: «К сожалению, господин Смит не может сейчас подойти к телефону. Могу ли я помочь Вам?»
  8. «Монтер, вероятно, будет у Вас в пятницу». В вашем высказывании должна звучать уверенность. Иначе у клиентов могут возникнуть сомнения насчет качества обслуживания в вашей фирме. Лучше сказать: «Монтер будет у Вас г пятницу».
  9. «Наверное, Ваш счет уже исправили». Благодаря слову «наверное» это высказывание звучит не слишком уверенно. Избегайте его.
  10. «Пройдет целая вечность, прежде чем в нашем отделе обслуживания снимут трубку». [4, С. 215] Не следует посвящать посторонних в ваши внутренние проблемы.

Запомните следующие требования этики к деловому общению:

  • старайтесь избегать жаргонных словечек и оскорбительных выражений;
  • умейте слушать других и показывать, что вам это интересно;
  • говорите правильно и соблюдайте правила грамматики в устной и письменной речи;
  • правильно произносите имена собственные;
  • все служебные тайны храните при себе;
  • будьте весьма осторожны с той или иной информацией, которую могут услышать сослуживцы или посетители во время встречи или телефонных переговоров, особенно если беседа носит личный характер.

Если говорить о бытовом общении, то эти правила также окажутся полезными, за исключением положений, имеющих чисто деловой характер.

Источник: https://siblec.ru/gumanitarnye-nauki/etika-delovogo-obshcheniya/5-etika-rechevoj-kommunikatsii

Статья по русскому языку на тему: Этика и эстетика речевого общения. Школьный речевой этикает | Социальная сеть работников образования

«Этика и эстетика речевого поведенияРечевой этикет в общении.  

Школьная речевая агрессия»

А. В. Найда

Учитель русского языка и литературы МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 20 им. А. А. Хмелевского», научный  руководитель  проекта,автор  программы «Одарённые  дети»

(najda.alexandra@yndex.ru)

 Чекалева Кристина Андреевна

Учитель русского языка и литературы МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 20 им. А. А. Хмелевского»,член школьного  научного  сообщества «Эрудит»

(serena-r/ch@yndex.ru)

  1. Речевой этикет в общении1) Предмет и функции речевого этикета в общении, его национальный характер

         *Слово этикет (от французского etiquette — ярлык, этикетка) определяется как совокупность правил поведения, касающихся отношения к людям (обхождение с окружающими, формы обращения и приветствий, поведение в общественных местах, манеры и одежда).

        Речевой этикет — это совокупность всех этикетных речевых средств и правила их использования в тех или иных ситуациях. В различных сферах человеческой деятельности этикетные средства используются различно. Поэтому в самостоятельные системы выделяются его разновидности.

        *Различные виды этикета представлены системой различных этикетных формул: Ваше преосвященство (церковному служителю высокого сана — епископу) и товарищ генерал (в старой русской армии — Ваше Превосходительство или Ваше Высокопревосходительство).

Однако общим принципом использования этикетных средств в любой сфере общественной жизни остается принцип вежливости.

 Этикет — это кодекс цивилизованного поведения, который базируется на потребности человека быть признанным, на учете его социального статуса и достоинства.

       *Словесные формулы в этикете часто используются в сопровождении жестов, мимики, телодвижений. Одно дело, если «здравствуйте» прозвучало на ходу, мельком, и человек при этом даже не остановился. Другое дело, если, приветствуя вас, человек поднимается вам навстречу или останавливается при ходьбе. Для вас конечно же важно, улыбаются вам при этом или нет.

Хотя бы легкая тень улыбки придает приветствию очарование жеста доброжелательности и демонстрации симпатии. Если вы встречаете беседующих людей, один из которых вам хорошо знаком, легкий кивок головы, сопровождающийся улыбкой, заменит словесное приветствие. Иными словами, жест, мимика и вербальный ряд в этикетных жестах неотделимы: они имеют единое значение.

         *Приветствие — один из самых важных знаков речевого этикета. С его помощью устанавливается контакт общающихся, выражаются отношения между людьми.

Особенно это важно в сфере деловых отношений, где от симпатии или антипатии собеседников друг к другу может зависеть принятие решения.

Приветствие с улыбкой (не обязательно открытой американской, может быть, с легкой улыбкой) является нормой повседневного общения деловых людей.

        *Этикет — явление национальное. То, что считается вежливым у одного народа, может быть истолковано как жест невежливого отношения к собеседнику у другого. Например, согласно нормам русского речевого этикета при встрече давно не видевшихся приятелей совершенно нормальным считаются вопросы типа: «Как здоровье вашей жены, детишек?».

Этот вопрос прочитывается собеседником как знак внимания и расположения со стороны говорящего. Совершенно иначе обстоит дело в некоторых мусульманских (магометанских) странах. Там подобный вопрос может быть сочтен, по меньшей мере, бестактным, потому что все, относящееся к женской половине дома, является запретной темой для обсуждения.

Читайте также:  Пользовательский интерфейс - в помощь студенту

        *По-разному выражаются в разных странах согласие и несогласие. Всех приезжающих в Болгарии, например, поражает несоответствие общеевропейскому жестовому знаку «да» и «нет»: кивок сверху вниз для болгар — жест отрицательный, а покачивание головой из стороны в сторону — утвердительный.

Японцы вообще предпочитают не произносить слово «нет». Отрицательное отношение к чему-либо выражается у них не прямо, а иносказательно. «Если токийский знакомый говорит: «Прежде чем ответить на ваше предложение, я должен посоветоваться с женой», — то не нужно думать, что перед вами поборник женского равноправия.

Это лишь один из способов не произносить слово «нет».

        *Этикетные формулы часто представляют собой фразеологизированные предложения, являющиеся готовыми языковыми средствами. Многие из них включают уже ушедшие, самостоятельно не употребляющиеся слова.

Представляя кого-нибудь при знакомстве, говорят: Прошу любить и жаловать! Уезжающий говорит: Счастливо оставаться! Не поминайте лихом! Слова «лихо» и «жаловать» в современном русском языке уже не употребляются.

С помощью словесных формул мы выражаем отношения при встрече и расставании, когда кого-либо благодарим или приносим свои извинения, в ситуации знакомства и во многих других случаях. Арсенал их достаточно обширен и сегодня, а когда-то Россия располагала одним из самых богатых, детально разработанных национальных этикетов.

          *Речевой этикет — это совокупность всех этикетных речевых средств и правила их использования в тех или иных ситуациях. В различных сферах человеческой деятельности этикетные средства используются различно.

Поэтому в самостоятельные системы выделяются его разновидности.

Различные виды этикета представлены системой различных этикетных формул: Ваше преосвященство (церковному служителю высокого сана — епископу) и товарищ генерал (в старой русской армии — Ваше Превосходительство или Ваше Высокопревосходительство).

Однако общим принципом использования этикетных средств в любой сфере общественной жизни остается принцип вежливости.

 Этикет — это кодекс цивилизованного поведения, который базируется на потребности человека быть признанным, на учете его социального статуса и достоинства.

2) Обстановка общения и этикетные формулы. Ты- и Вы-обращения.

       *В одной ситуации уместным будет прощание Пока!, а в другой -Всего хорошего! До свидания.

Представьте себе, если в официальной обстановке зачета студент, получив долгожданную роспись в зачетной книжке, скажет преподавателю: «Пока!».

Скорее всего, это будет воспринято как чудачество сокурсниками и как невежливость, носящая вызывающий характер, преподавателем. Выбор приветствия должен соответствовать обстановке общения и форме общения (Ты- и Вы-общение).

*В официальной обстановке повседневного делового общения принято

выбирать универсальные этикетные формулы:

Приветствия Добрый день (утро, вечер)!Здравствуйте!
Формулы прощания
  • До свидания!
  • Всего доброго!
  • Всего хорошего!
  • До встречи! (если назначена встреча)
  • Позвольте попрощаться!
  • Счастливого пути (отъезжающему)
Формулы благодарности Спасибо! Очень признателен вам… Благодарю! Большое спасибо!Сердечно благодарю (благодарен)! Разрешите поблагодарить вас!Очень вам признателен!
Просьба Будьте добры…Будьте любезны…Прошу вас…
Извинение Приношу свои извинения…Извините, пожалуйста…Прошу меня простить…Простите, пожалуйста…
Предложение Позвольте предложить…Мне хочется предложить вам …Я хотел бы предложить вам…
Приглашение Разрешить пригласить вас на…Я приглашаю вас на…От имени … приглашаю вас на …

        *В русском обществе принята трехименная система называния людей: фамилия — имя — отчество. Эта система именования уникальна. Она сформировалась еще в средние века под влиянием Византии и сейчас сохраняется только в русской культуре.

Этикет предписывает в официальных документах, а также в устных официальных сообщениях обязательно указывать фамилию, имя, отчество любого гражданина. Это касается не только обращения, но и упоминания, именования лица в официальных условиях.

Не Егор Гайдар, Григорий Явлинский, а Егор Тимурович Гайдар и Григорий Алексеевич Явлинский. 

        Полное обращение может сочетаться только с обращением на «Вы».Вы-общение предполагает строгий отбор тем обсуждения. Деловое общение в этом случае не выходит за рамки тем, обозначенных в повестке дня или предусмотренных регламентом.

        *Общение начинается с установления расстояния между собеседниками. Дистанция зависит от взаимоотношений говорящих. Чем официальной отношения, тем дальше находятся люди друг от друга.

В русском этикете официальная зона общения равна длине двух вытянутых для рукопожатия рук (90-110 см), дружеская зона — расстоянию двух согнутых в локте рук (50 см). Переход из одной зоны в другую, например уменьшение расстояния между общающимися, прочитывается как желание сменить официальный тон общения на дружеский.

Такой прием используется руководителем для того, чтобы вызвать откровенность подчиненного, расположить к себе посетителя.

         *Очень большое значение в общении имеет тональность. Общая тональность в зависимости от сферы общения может быть строго официальной, нейтральной, фамильярно-дружеской. Из чего же складывается тональность? Это стилистика речи, манера поведения говорящего (взгляд, мимика, жесты, поза), но главное — тон.

К сожалению, люди мало обращают внимания на то, каким тоном они говорят, иногда и просто не умеют модулировать голос, т.е. варьировать тональность. Так, занимающий высокую должность человек и дома начинает говорить (не замечая этого) начальственно-приказным тоном.

Возникает конфликтная ситуация: «Что ты все приказываешь?» Кстати сказать, для современного официально-делового общения начальственный тон становится малопригодным, устаревшим. Императивность уступает место принципу сотрудничества.

Поэтому основным тоном при строго официальных отношениях будет спокойный, ровный, сдержанный тон, при менее строгих официальных отношениях — спокойный, доброжелательный, приветливый.

        *Одна из важнейших функции этикета — снятие агрессии. Она реализуется в правильном выборе тона общения, прежде всего в отсутствии категоричных оценок. Нужно помнить, что, чем вежливее говорящий, тем менее категоричны его высказывания.

Это не лишает собеседника возможности судить о предмете самостоятельно. Вместо «Это чушь!», «Этого не может быть» используется «Мне кажется это не вполне убедительным»; «Боюсь, что не могу согласиться с вами»; «Едва ли это возможно» и т.п.

                                            Речевая агрессия в школьном общении1) Понятие «речевая агрессия» (РА)

Ученый-педагог С. Л. Соловейчик когда-то  сказал: «Злое чувство рождается мгновенно, а доброго приходится дожидаться». Действительно, грубость, невежливость, агрессия в речи – явление,  часто встречающееся в нашей жизни.

 В судах увеличивается количество гражданских исков о защите чести, достоинства и деловой репутации, а уголовные дела, возбужденные по статьям «Клевета» и «Оскорбление» стали обычной практикой.

Современное агрессивное общество, современный агрессивный язык, агрессивные отношения между людьми  − зеркало наших мыслей, поскольку «язык, по мнению С. Довлатова, не может быть плохим или хорошим…, так как язык – это только зеркало, на которое глупо пенять». 

        *Агрессия слова становится все более активной в детских играх, в развлечениях подростков, в домашнем обиходе, в разговорах педагогов и школьников.

Оскорбительная речь  оценивается как менее опасная по сравнению с физическими действиями. Вместе с тем  угроза, грубый отказ, насмешка  и др.

нередко могут восприниматься адресатом более болезненно, чем физическое воздействие  (толкнуть, ударить, подраться).

             Профессор Е.С.Максимова определяет речевую агрессию как «целенаправленное на объект интенциальное авторское действие, конструируемое языковыми средствами (определенные пласты лексики, интонация, способ организации высказывания), цель которого – подчинение адресата». 

        Доктор педагогических наук, профессор МПГУ Ю.В.Щербинина под  речевой агрессией понимает обидное  общение; словесное выражение негативных эмоций, чувств или намерений в оскорбительной, грубой, неприемлемой в данной речевой ситуации форме.

К  эмоциям и чувствам, вызывающим речевую агрессию, можно отнести раздражение, обиду, недовольство, отвращение, неприязнь и пр. Такая агрессия возникает как ответная реакция на внешний раздражитель: коммуникативный дискомфорт в маршрутном такси, игнорирование просьбы педагога, бестактность одноклассника, враждебное отношение дворовой компании к подростку и т.д.

2) Речевая  агрессия в школьном общении

         *«Многоликость» учебного и внеучебного процесса влияет и на педагога, и на его подопечных. И влияние это не всегда  положительное.

Учителя отмечают, что участились случаи дерзкого, агрессивного поведения детей, что не может не сказаться и на отношении к ним преподавателей.

Элементы агрессивного поведения педагога и ученика, в большинстве своём начинающие проявляться  на уроках, − первый сигнал для учителя, которому необходимы  такт,  терпение,  твердость, чтобы  предотвратить негативный сценарий развития межличностных отношений.

        *Обращает ли внимание сегодняшний подросток, информационно продвинутый,  подчас  независимый в суждениях,  нередко защищенный материальным достатком родителей, на инвективную и обсценную лексику, произносимую сверстниками,  насмешки учителя,  наклеивание ярлыков?  Однозначно, да.

Педагог должен предвидеть,  как может  сложиться его взаимодействие с учеником, который вертится на уроке, которому не интересно то,  о чем  рассказывает учитель, который провоцирует его на   конфликтное общение.

При этом  необходимо контролировать  способы порицания, с тем чтобы они не вызывали неприязнь и отчуждение учащихся,  были справедливыми в  дисциплинарном отношении.

               *Риторика враждебности имеет разные причины. К «школьным»   следует отнести  причины социального и индивидуально-психологического характера.

Последние из них требуют особого внимания, поскольку   синдром эмоционального выгорания педагога, нетерпимость к нарушению установленного  порядка, непонимание,  «как можно не любить этот предмет», раздражение против «ничего не делающих», авторитарное «учитель всегда прав»  и т.д.

способствуют появлению в речи педагога    агрессивных элементов.  Иными словами, инициатором педагогического конфликта бывает не только ученик, но и педагог.

        3) Пути преодоления речевой агрессии

                    *Частные риторико-педагогические приемы контроля над речевой агрессией позволяют предупредить или устранить речевую агрессию в конкретных речевых ситуациях общения. К ним относятся:

  • «тактическое сомнение» (метод подзадоривания, или словесная «провокация»: «Неужели ты не можешь обойтись без грубых слов?, «Тебе, наверное, трудно проявить терпение и выдержку?»);
  • открытое словесное порицание (Будьте любезны,  потише, пожалуйста; Вы ведете себя некрасиво);
  • использование положительных оценочных высказываний: Молодец!; Умница!; В прошлый раз вы отлично поработали; Полностью разделяю твое мнение;
  • юмор, шутка (уместные, не оскорбляющие);
  • убеждение, внушение (А тебе самому было бы приятно услышать то, что ты сказал Саше?)
  • употребление  единиц речевого этикета (будь добр; пожалуйста);
  •  коррекционно-профилактическая беседа.

Расстояние

На близком расстоянии сообщение часто передается не словами – жестами. Вместо замечания – легкое прикосновение к плечу. Вместо цитирования правила – ткнуть пальцем в неправильную букву. Вместо комплимента – погладить по голове, по руке.

Это удачное соединение личностного, человеческого и делового, содержательного. Не придется даже объяснение прерывать. Важно только понимать, кого из детей ваше прикосновение испугает, заставит насторожиться.

Если ученик неожиданно напрягся при вашем приближении, стоит подумать, почему он в вашем присутствии не чувствует себя в безопасности. 

Одним взмахом

Самый выразительный инструмент педагога – руки. К тому же учителя – люди обычно темпераментные, склонные к жестикуляции. Вот только о чем говорят детям их жесты? 

        По наблюдениям психологов, самый частый учительский жест – указательный. В самом деле, экономия времени, максимум внимания теме, минимум – самому учителю. На втором месте оценивающие (одобряющие или угрожающие) и регулирующие, дисциплинирующие жесты. 

        Дисциплинарный жест, как правило, выполняется ладонью вниз (указание сесть, замолчать, подождать своей очереди). Эмоциональный, образный жест – ладонью вверх (восторг, удивление, попытка схватить ускользающую мысль). Может, стоит чаще поворачивать ладонь вверх, обозначая не угрозу, не подавление, а эмоциональный подъем? 

Источник: https://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2015/05/04/etika-i-estetika-rechevogo-obshcheniya-shkolnyy-rechevoy

Основы речевой этики

  • Этикет – сложная система знаков, указывающих в процессе общения:
  • — на отношение  к собеседнику;
  • —       оценку собеседника;
  • —       оценку самого себя, своего положения относительно собеседника.
  • Речевой этикет вербально обслуживает этикет поведения. Речевой этикетв узком смысле слова – это национально-специфические правила речевого поведения, выбранные в соответствии:
  • —       с обстановкой общения;
  • —       социальными признаками партнеров по общению;
  • —       характером их взаимоотношений.

Слова «этикет» и «этика» воспринимаются как близкие по значению. Этикет  является конкретизацией положений этики. Речевая этика – это правила должного поведения, основанные на нормах морали и национально-культурных традициях. Умение соблюдать этические нормы всегда ценилось высоко.

Знание норм этики, умение следовать им в поведении и в речи свидетельствует о хороших манерах. В речевой коммуникации под этим понимается:

  1. —       владение этикетной культурой;
  2. —       умение контролировать свои чувства и эмоции;
  3. —       умение управлять своей волей.

К соблюдению этикетных норм относится проявление таких качеств, как вежливость, внимательность, тактичность, выдержанность. Выражаются эти качества через конкретные речевые действия.

Принципы речевого общения:

—       соблюдение паритетности (паритет – принцип равного представительства сторон) – должен проявляться в ходе всего процесса общения;

—       принцип вежливости. Словесные формулы в этикете часто используются в сопровождении жестов, мимики, телодвижений.

Жест, мимика и вербальный ряд в этикетных жестах неотделимы: они имеют единое значение.

Например: «Здравствуйте!», сказанное  на ходу и «здравствуйте», сказанное с улыбкой, сопровождаемое легким кивком головы, – знак доброжелательности и демонстрация симпатии;

—       принцип соответствия речевой ситуации. В этом случае определяющим при выборе этикетных формул является:

а) обстановка общения (официальная и неофициальная);

б) фактор адресата (учет социального статуса, личных заслуг, возраста, пола собеседника, степени знакомства собеседников). В официальной обстановке повседневного общения принято выбирать универсальные этикетные формулы. При этом просьба, приглашение, сформулированные в форме вопроса, используются для подчеркивания уважительного отношения к собеседнику:

Не можете ли Вы …?

Могу я Вас попросить …

Вас не затруднит …?

Не хотите ли Вы взглянуть …?

Не согласитесь ли Вы …?

Обстановка официальности предъявляет требования повышенной вежливости к партнеру по общению, какое бы положение он не занимал. Средствами этикета подчеркивается и дистанция официального общения. Это связано с выбором Вы-общения. Независимо от социального статуса, пола, возраста собеседника выбирается Вы-общение, которое:

—       предполагает обращение к собеседнику по имени и отчеству;

—       определяет выбор темы обсуждения, тональность общения, выбор языковых средств общения.

Официальная обстановка требует двустороннего Вы-общения в любой социальной и возрастной группе. Грубым нарушением этикета является одностороннее «тыканье».

В русском обществе принята трехмерная система называния людей: фамилия, имя, отчество. Эта система именования уникальна. Она сформировалась еще в средние века под влиянием Византии и сейчас сохранилась только в русской культуре.

Этикет предписывает в официальных документах, а также в устных официальных сообщениях обязательно указывать фамилию, имя, отчество любого гражданина. Это касается не только обращения, но и упоминания, именования в официальных условиях.

Не Владимир Путин, а Владимир Владимирович Путин

Вы-общение предполагает и строгий отбор тем обсуждения. Деловое общение в этом случае не выходит за рамки тем, обозначенных в повестке дня или предусмотренных регламентом.

Нейтральные темы («Спорт», «Погода») могут присутствовать в качестве вкраплений в деловой беседе. Как и юмор, они выполняют функцию разрядки. Это особенно актуально, если переговоры, например, затягиваются.

Иногда подобные переключения тем указывают на особую близость, доверительность партнерских отношений.

Очень большое значение в общении имеет тональность. Общая тональность в зависимости от сферы общения может быть строго официальной, нейтральной, фамильярно-дружеской. Тональность складывается из стилистики речи, манеры поведения. Императивность уступает место сотрудничеству. Поэтому основным тоном:

—       при строго официальном общении будет спокойный, ровный, сдержанный тон;

—       при менее строгих официальных отношениях – спокойный, приветливый, доброжелательный.

Неумение выбрать правильный тон общения ведет к коммуникативной неудаче. Одна из важнейших функций этикета – снятие агрессии. Эта функция реализуется в правильном выборе тона общения, прежде всего в отсутствии категоричных оценок.

Чем  вежливее говорящий, тем менее категоричны его высказывания. Это не отнимает возможности судить о предмете самостоятельно.

Например, вместо: «Это чушь», «Этого не может быть» – правильнее использовать: «Мне кажется это не вполне убедительным», «Боюсь, что не могу согласиться с Вами», «Едва ли это возможно» и т. п.

Степень владения речевым этикетом определяет степень профессиональной пригодности человека. Владение речевым этикетом способствует приобретению авторитета, порождает доверие и уважение.

Знание правил речевого этикета, их соблюдение позволяет человеку чувствовать себя непринужденно, уверенно, не испытывать неловкости из-за промашек и неправильных действий.

Важно, что следование правилам речевого этикета членами коллектива того или иного учреждения, предприятия оставляет благоприятное впечатление, поддерживает положительную репутацию.

Источник: https://students-library.com/library/read/303-osnovy-recevoj-etiki

Ссылка на основную публикацию