Эстетика. становление эстетики — в помощь студенту

Выражение «эстетическое воспитание» может вызывать подспудное чувство протеста. Ведь каждый в глубине души уверен, что может отличить красивое от некрасивого, и что его-то чувство прекрасного — самое правильное. Однако эстетика не навязывает какое-либо понимание красоты, а помогает вырабатывать собственное — на основании теории и созерцательной практики.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Можно ли развить в себе чувство прекрасного?

Научиться писать грамотнее можно, просто много читая. Литература, причём самая разная, развивает чувство языка и естественным образом позволяет запоминать новые термины, речевые обороты, способы словоупотребления и многое другое.

Так и способность разбираться в искусстве приходит с опытом рассматривания картин, посещения мировых музеев и пролистывания онлайн-галерей. Книги по эстетике тоже не будут лишними (небольшой список — в конце статьи).

 А биографические фильмы о художниках создают ощущение эпохи, когда рождались те или иные произведения.

Кроме того, эстетическая грамотность помогает развивать воображение и эмоциональный интеллект; находить названия таким оттенкам чувств, которых вы прежде не могли сформулировать; принимать людей такими, какие они есть, больше узнавая о том, как человечество в разные эпохи понимало красоту.

Эстетика. Становление эстетики - в помощь студенту

Картина Франсиско Гойи «Махa одетая».

Источник: Wikipedia

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Качество и количество - в помощь студенту

Оценим за полчаса!

История эстетики: коротко о главном

Слово «эстетика» происходит от греческого aisthetikos — «чувственно воспринимаемое». Это означает, что категории эстетического могут распространяться на всё, что человек может воспринять с помощью органов чувств. Такого рода созерцание не утилитарно — то есть, служит не пользе, а самоценному переживанию, не привязанному к практической цели.

Проще говоря, для того, чтобы восхититься качествами объекта, не обязательно как-то его использовать, можно просто наслаждаться.

  • Античность. Первые фундаментальные представления об эстетическом оформились в Древней Греции. Античные мыслители рассуждали о гармонии в природе, красоте пропорций и ценности искусства в осмыслении мира. В теорию пропорции большой вклад внесли пифагорейцы, а Аристотель и Платон сформулировали представления, которые лежат в основе классической эстетики по сей день. Тогда были заложены ключевые для теории эстетики понятия, в частности, катарсис и мимесис. Например, говоря, что полотна абстракционистов — непонятная мазня, зритель придерживается заложенного греками меметического принципа, который предполагает, что искусство обязательно должно подражать природе.
  • Средние века. Средневековая европейская эстетика соединяет античный категориальный аппарат с христианскими представлениями, которые предусматривают деление мира на чувственный и сверхчувственный. Средневековые мастера не слишком интересовались перспективой и точными пропорциями в искусстве. Им важнее было показать символическую значимость вещей, а главным эстетическим переживанием были скрытые смыслы. Схожие принципы — двухмерные изображения, обратная перспектива, несколько сюжетов в одном изображении — до сих пор сохраняются в иконописи.
  • Эпоха Возрождения. Во времена Ренессанса благодаря Леону Баттисте Альберти и Альбрехту Дюреру и другим авторам получило развитие учение о линейной перспективе, которая воспроизводит «обман зрения». Реконструкция взгляда смотрящего человека тесно связана с гуманизмом и антропоцентризмом Возрождения. Большим достижением стало казаться изображение мира таким, как он видится человеческому глазу. На смену безымянным мастерам Средних веков пришла целая плеяда мастеров Возрождения, многие из которых были авторами теоретических работ о понимании прекрасного.

Фрагмент автопортрета Альбрехта Дюрера.

Источник: Wikipedia

  • Новое время. В XVII веке была популярна теория аффектов, с помощью которой описывали основные эмоциональные состояния человека и то, что их вызывает. Термин «эстетика» ввёл в употребление философ XVIII века Александр Готлиб БаумгартенВ новоевропейской эстетике центральные работы принадлежат немецким классическим философам. В сочинении «Критика способности суждения» Иммануил Кант разобрал «критику вкуса» с точки зрения способности разума к суждениям и дал трактовку основных эстетических категорий. Ещё одна важная работа — «Лекции по эстетике» Гегеля, искусство для которого является частью процесса проявления «абсолютного духа» в культуре.
  • Современная эстетика. Со временем идея искусства как подражания природе стала сдавать позиции — тем более, для простого копирования появилась фотография. Огромное количество новых стилей живописи указывает на то, насколько разным может быть взгляд художника. Современная философия эстетики тоже крайне многообразна. Существуют феноменологический подход, восходящий к учению Эдмунда Гуссерля, психоаналитическая и экзистенциалистская эстетика, эстетика структурализма, постструктурализма и постмодернизма. Словом, каждое направление мысли ХХ века постаралось сформировать свой взгляд на теорию прекрасного.

Модели Yves Saint Laurent позируют на фоне картины Пита Мондриана в платьях, вдохновлённых его работами.

Источник: Wikipedia

  • Прекрасное и безобразное. Эстетика, вопреки сложившемуся мнению, занимается не только красотой. Изучение того, что кажется красивым, а что — уродливым и жутким, тоже задача эстетики. Некоторые авторы полагали, что безобразное — просто отсутствие красоты, другие придерживались мнения, что отталкивающее имеет собственный эстетический потенциал. Чтобы убедиться в завораживающей силе отталкивающих образов в искусстве, достаточно взглянуть на полотна Иеронима Босха, работы немецких экспрессионистов или некоторые примеры современного перформанса.
  • Возвышенное и низменное. Если красота и масштаб идеи, чей-то героизм или снимок космоса вызвают у вас замирание сердца — это определённо переживание возвышенного. Согласно Канту, возвышенное прекрасное бывает «математическим» (например, восхищение величием египетских пирамид или огромными горами) и «динамическим» (море, бушующее на глазах у зрителя, и другие проявления неукротимой силы). Низменное, напротив, имеет негативную ценность и ассоциируется со скверным и недостойным.
  • Трагическое и комическое. Впервые теория драмы была сформулирована Аристотелем в «Поэтике». Трагическое предполагает наличие конфликта, выходом из которого служат гибель, жертва или несчастье. Тогда как в комическом противоречие снимается через смех. Чувство облегчения после того, как хорошо посмеёшься над своими проблемами — это, с точки зрения эстетической теории, катарсическое освобождение.

Эстетика. Становление эстетики - в помощь студенту

Маски трагедии и комедии.

Источник: Wikipedia

Кстати, эстетическое переживание можно иногда ощутить физически — по телу проходит дрожь, а волоски на руках поднимаются дыбом. Это ощущение называют «фриссон». Вызывать его может как музыка Вагнера, так и, например, сцена из фильма, в которой Человек-паук останавливает поезд.

Эстетика. Становление эстетики - в помощь студенту 5 научных теорий и фактов, которые сложно принять

Согласно теории вчувствования Теодора Липпса, эстетического как объективного свойства вещей не существует. Ощущение одухотворённости природы возникает за счёт того, что зритель проецирует на созерцаемые формы собственные чувства. Так в романах возникают фразы вроде «радостный солнечный день» или «грустный осенний дождь».

 С точки зрения современных учёных, которые заинтересовались проблемами восприятия, даже формулировки физических законов зависят от наших представлений о симметрии и гармонии, которые сформированы органами чувств.

Так что парадоксальное суждение Оскара Уайльда о том, что «жизнь имитирует искусство», верно с точки зрения антропного принципа.

Работа фотографа Бенжамина Занка.

Источник: benzank.com

Так или иначе, эстетическое воспитание — это не только хождение по музеям, но и развитие умения вглядываться в окружающий мир. Тем более, что граница между искусством и не-искусством определяется сегодня не качествами произведения, а контекстом. Красоту можно найти и в индустриальном пейзаже, и в разводах бензина на асфальте.

Только субъект решает, намерен ли он просто стоять на остановке, или же получать эстетическое впечатление.

Это хорошо понимали японские теоретики прекрасного, которые уделяли большое внимание наблюдению как полноценному эстетическому акту.

Если западный человек стремится к активному преобразованию природы, то восточный зритель склонен растворяться в тихом созерцании.

 Японские поэты сформулировали множество понятий, аналогов которым нет в западной науке о прекрасном — например, югэн или сибуми. Изучив их подробнее, можно найти описания для тонких оттенков переживаний.

Гравюра Утагавы Хиросигэ из серии «Пятьдесят три станции Токайдо».

Источник: japaneseprints.ru

Как научиться видеть красоту людей?

Эстетика. Становление эстетики - в помощь студенту Книги об искусстве в свободном доступе

Телесность стала сегодня важным предметом художественного и социокультурного осмысления. Что может лучше отражать субъективность, чем наше собственное тело? Ведь именно благодаря ему происходит чувственное восприятие. Изображения тела говорят о том, какой виделась роль человека в мире в ту или иную эпоху, и какими были стандарты прекрасного. А они менялись с каждым столетием и десятилетием.

В коллекциях музеев и в альбомах по искусству встречаются фигуры всех форм и размеров, разные формы лиц, причудливые причёски и костюмы. 

Такой визуальный опыт пригодится не только «для общего развития», но и для того, чтобы новыми глазами взглянуть на себя и окружающих. Изучение эволюции взглядов на телесность помогает понять, насколько многообразна красота, поставляет материал для умных комплиментов другим людям и способствует избавлению от комплексов.

Портрет венецианки кисти Паоло Веронезе.

Источник: Wikipedia

Книги по эстетике и истории искусства и о восприятии прекрасного:

Открытые онлайн-коллекции произведений искусства:

Источник: https://newtonew.com/culture/aesthetics

Электронный научный журнал Современные проблемы науки и образования ISSN 2070-7428 "Перечень" ВАК ИФ РИНЦ = 0,813

1
Дмитриева Е.Н. 1

Левит Е.И. 2
1 ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н.А.Добролюбова»2 Учреждение дополнительного образования «Детский гуманитарный центр»
Одна из задач образовательного процесса вуза – обеспечить формирование эстетической культуры студентов.

Эстетическая культура личности характеризует способность человека быть субъектом собственного развития в процессе индивидуального присвоения общественно-исторического опыта. Механизм индивидуального присвоения общественно-исторического опыта человечества формируется искусством.

Искусство является идентификационной средой личности в процессе ее социального и индивидуального становления. Искусство в своих образах воплощает идеал красоты, учит чувствовать и понимать красоту, творить по ее законам, формирует ценностные ориентации человека в мире.

Благодаря искусству, которое воссоздает жизнь в ее целостности, расширяется и углубляется реальный жизненный опыт человека. Искусство выдвигает идеал гармонии человека и мира, внутренней гармонии личности, что способствует сохранению и восстановлению психического равновесия.

Оно формирует человеческую чувственность и способность понимать окружающий мир в его многообразных проявлениях. Поэтому искусство является многофункциональным средством просвещения и образования.

Система формирования эстетической культуры студентов вуза включает организацию многообразной художественно-эстетической деятельности – исполнительской, творческой, деятельности художественного восприятия.

Основные принципы построения данной системы в образовательном процессе вуза: культурологическая интеграция видов искусств, активизация творческого отношения к действительности, целостность реализации разных видов художественно-эстетической деятельности, многообразие форм организации художественно-эстетической деятельности, создание художественно-эстетической среды вуза.

система формирования эстетической культуры студентов.рациональное и чувственное познаниеэстетическая картина мираэстетическая культура личности
1. Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства. — М. : Искусство, 1994. — 352 с.
2. БерезинаТ.Н. Чувствование как экзистенциальная функция интеграции себя и Другого // Мир психологии. — 2001. — №3. — С.70- 78.
3. Борев Ю.Б.

Эстетика. — 4-е изд., доп. — М. : Политиздат, 1988. — 496 с.
4. БыстрицкийЕ.К. Феномен личности: мировоззрение, культура, бытие. — Киев : Наукова Думка, 1991. — 200с.
5. Выготский Л.С. Психология искусства. — 3-е изд., доп. — М. : Искусство, 1987. — 344с.
6. Гегель Г. Эстетика : в 4 т. — М. : Наука, 2012. — Т. I. — 328 с.
7. Гончарук А.Ю.

Педагогия зрелищных искусств в канун века образованности и профессионализма : моногр. — М. : МГПУ, 1997. — 221с.
8. Гостев А.А. Образная сфера человека в познании и переживании духовных смыслов. — М. : ИП РАН, 2001. — 84с.
9. Завалова Н.Д., Ломов Б.Ф., ПономаренкоВ.А. Образ в системе психической регуляции деятельности. — М. : Наука, 1986. — 172с.
10. Эстетика / под ред. А.А.

Радугина. — СПб. : Библионика, 2006. — 240 с.

Одна из задач образовательного процесса вуза — обеспечить формирование эстетической культуры студентов как существенного компонента в структуре общей культуры. Значимость решения этой задачи связана с тем, что эстетическая культура личности, являясь компонентом ее общей культуры, характеризует способность человека быть субъектом эстетического развития в процессе индивидуального присвоения общественно-исторического опыта, выраженного в представлениях человечества о красоте и гармонии. Развитие человека, его самосовершенствование — результат духовного труда личности. И в этом труде искусство — помощник человека, так как механизм индивидуального присвоения общественно-исторического опыта человечества в значительной степени формируется искусством.

Читайте также:  Эмпедокл - в помощь студенту

Цель настоящей статьи состоит в рассмотрении феномена искусства как источника формирования эстетической культуры студентов и возможных путей реализации его развивающего потенциала в образовательном процессе вуза.

Реализовать педагогический (развивающий) потенциал искусства в сфере формирования эстетической культуры личности позволяет уточнение эстетической сущности искусства.

По утверждению Ю.Б.

Борева, эстетика (в частности, искусство) представляет собой фокус всей мировой культуры и средоточие всего гуманитарного опыта человечества [3], что позволяет рассматривать его как идентификационную среду личности в процессе ее социального и индивидуального становления. В произведениях искусства воплощается идеал красоты. Благодаря искусству, которое воссоздает жизнь в ее целостности, расширяется и углубляется реальный жизненный опыт человека.

Жизненную основу искусства составляют эстетические свойства действительности, которые воплощаются в произведении как творческой модели эстетически воспринятого художником мира (В.В. Ванслов, Е.В. Волкова, Г.Л. Ермаш, А.Я. Зись и др.).

Обобщение трудов в области эстетики, теории и психологии художественного творчества, искусствоведения позволяет констатировать, что эстетическая информация, содержащаяся в произведении искусства, отличается художественной организованностью, осмысленностью и оцененностью художником.

Это позволяет зрителю (слушателю, читателю) быстрее и качественнее вырабатывать собственные установки и ценностные реакции по отношению к типичным жизненным обстоятельствам. Воздействие искусства направлено на социализацию целостной личности и утверждение ее самоценного значения.

Воспринимая художественные произведения, человек переживает знание о мире как свое собственное ощущение. Доставляя эстетическое наслаждение, искусство осуществляет воспитательное воздействие и информирование, передачу опыта и знаний, отличается способностью внушающего воздействия (суггестии).

Эстетически наслаждаясь искусством, человек углубляет свою личность, приобщается к миру и человечеству.

Форма мышления в искусстве — художественный образ [1; 5]. Его структура не всегда наглядна. В образе через «сопряжение» далеко отстающих друг от друга явлений раскрываются неизвестные стороны и отношения реальности. Образная мысль многозначна. Одним из аспектов многозначности образа является недосказанность, которая стимулирует мысль воспринимающего.

Воспринимающий (реципиент) получает исходный импульс для раздумий, ему задается эмоциональное состояние и программа переработки полученной информации, но за ним сохраняется и свобода воли, и простор творческой фантазии [9]. Художественный образ — единство мысли и чувства, рационального и эмоционального [8].

Эмоциональность это исторически ранняя и эстетически важнейшая первооснова художественного образа [10]. Благодаря эмоциональности искусство является мощным инструментом внерационального воздействия на человека. Л.С.

Выготский высказал мысль о том, что эстетическая эмоция не только является средством социализации личности, но и закладывает основы культуры конкретной духовной жизни данного индивидуума [5]. И как духовное образование, эта внутренняя деятельность по-своему ориентирует личность в социальной деятельности.

Следовательно, эстетическое развитие является основой развития индивидуальности как духовного ядра личности. Особенности и возможности искусства оказывать влияние на эмоциональное состояние человека обусловливают его особое значение в переживании человеком эстетического отношения к действительности и формировании способности «принимать» художественный образ искусства.

Остановимся на некоторых существенных аспектах эстетического отношения, значимых в формировании эстетической культуры личности.

А.Ю. Гончарук высказывает мысль о том, что эмоциональный образ является первоначалом психологического модуля развития личности [7].

Этим обусловлено значение переживаемых человеком эмоций при взаимодействии с произведениями искусства — они создают некоторый эмоциональный образ мира личности, отраженного в произведении.

Эмоциональный образ создает основу эстетического отношения, которое, по определению Гегеля, представляет собой активную реакцию человека на исторические формы целесообразности красоты [6].

Эстетическое отношение обладает всеобщностью, но в то же время является личностно-уникальной оценкой окружающего мира. Всеобщность обусловлена общественным содержанием идеала красоты, в соответствии с которым оценивается объект. Уникальность эстетического отношения определяется собственным эстетическим опытом личности.

Эстетическое отношение отличается коммуникативностью. Еще Л.Н.

Толстой показал феномен эстетического отношения как средства гармоничного единения людей, средства общения, основанного на способности людей заряжаться чувствами других людей через передачу в движениях, мыслях, красках, звуках, образах, словах.

Искусство выдвигает идеал гармонии человека и мира, внутренней гармонии личности, что способствует сохранению и восстановлению психического равновесия. Оно формирует человеческую чувственность и способность понимать окружающий мир в его многообразных проявлениях.

Эстетические качества произведений искусства способны вызвать у человека состояние радости, бескорыстной любви, чувство художественной свободы, подтверждая и обогащая эстетические идеалы личности и социума [5; 10]. Поэтому искусство правомерно трактовать как многофункциональное средство просвещения и образования.

Переживание человеком эстетического отношения закрепляется в положительном эмоциональном состоянии, которое, осмысливаясь человеком рационально, ориентирует его на саморазвитие. Педагогический смысл работы с образом искусства видится в достижении студентом потребности в постоянном самосовершенствовании.

Образы искусства позволяют студенту компенсировать отсутствующие качества, осуществить нереальное, мысленно проиграть желаемое. Это гармонизирует его отношения с миром и их внешние проявления (поведение), способствуя тем самым эстетизации личности.

Искусство, таким образом, способствует развитию личности на основе эмоционально-образного постижения и осмысления действительности и эстетической ориентации в мире. В справедливости данного положения убеждает высказанная и подтвержденная В.А.

Сухомлинским мысль о приоритетах формирования эстетического отношения личности как основы воспитания.

Современная интерпретация эстетического отношения характеризуется признанием наличия соответствующих эмоциональных образов, чувств, переживаний, идей в разнообразных формах обыденного и теоретического сознания, в проявлениях активности и эрудиции. Для эстетического отношения характерен оптимистический настрой, который особенно важен для успешного решения задач культурного становления личности.

Искусство справедливо трактуется как образная модель человеческой жизнедеятельности, которая воспроизводит личность во всей ее многогранности и целостности, влияет на всю структуру сознания и деятельности человека, взаимодействуя с его жизненным опытом [4; 10].

Формирование эстетической культуры студентов в образовательном процессе вуза базируется на взаимодействии чувственного и рационального познания. Чувственное познание оперирует наглядными образами, которые возникают в результате непосредственного наблюдения и восприятия.

Возникающая при этом совокупность чувственных данных, ощущений носит единичный, индивидуальный характер, зависящий как от особенностей конкретного воспринимаемого объекта, так и от особенностей устройства сенсорного аппарата воспринимающего субъекта. Рациональное познание, напротив, оперирует понятиями, имеющими общий характер.

Оперирование этими понятиями, как известно, происходит по определенным правилам, не зависящим от отдельного человека. Рациональное познание опосредовано знаковой системой (языком).

Чувственное познание отражает внешнюю сторону вещей, имеет дело с миром явлений, а рациональное — проникает в сущность вещей, «схватывает» внутренние, необходимые связи объектов.

Соответственно, результатом чувственного познания является чувственный опыт, а главной формой рационального познания является разум, рациональное мышление Разум обладает способностью анализировать и обобщать как данные чувственного опыта, так и собственные формы, наличные мысли и, преодолевая их односторонность, вырабатывать понятия, отображающие диалектику объективного мира [9].

Эти две стороны познания эстетической действительности взаимосвязаны: из совокупности чувственных данных возникают общие понятия, извлекаемые из набора индивидуальных чувственных восприятий, «чувственный опыт из совокупности разрозненных непосредственно воспринимаемых явлений преобразуется, при посредстве эмоционально переживаемого акта озарения (интуиции, воображения), в целостное рациональное образование, в содержательную форму понятия» [9, с. 142]. Чувственный опыт теряет тем самым свою непосредственность и становится осмысленным опытом.

Таким образом, процесс формирования эстетической культуры студентов средствами искусства решает задачи создания опыта восприятия произведений искусства (художественных образов) и развитие способности осмысливать воспринятые образы с точки зрения их объективной и субъективной эстетической ценности.

Осмысленный эстетический образ обладает действенной природой, побуждает человека к активности в «создании мира» соответственно принятым эстетическим ценностям.

По общему признанию, деятельность в области искусства (художественно-эстетическая деятельность) доставляет человеку одно из высших духовных переживаний — эстетическое наслаждение [5].

Это приводит к необходимости решать задачу формирования у студентов культурно-эстетических навыков, позволяющих осуществлять эстетическую деятельность.

Спектр видов художественно-эстетической деятельности достаточно широк — художественно-рецептивная (восприятие произведений), рецептивно-эстетическая (восприятие красоты), духовно-культурная (выработка личных вкусов и идеалов), теоретическая, художественно-практическая, художественно-творческая [1; 7; 10].

Обобщенно их можно представить как деятельность художественного восприятия, исполнительства, творчества. Внутренняя взаимосвязь всех видов художественно-эстетической деятельности обеспечивается образной природой искусства и чувственно-рациональным характером регулирования эстетической деятельности личности.

Многообразие видов художественно-эстетической деятельности позволяет каждому студенту участвовать в ней вне зависимости от уровня художественных способностей.

Педагогический потенциал художественно-эстетической деятельности в образовательном процессе вуза выявляется при анализе двух основных функциональных моделей деятельности [4]: а) деятельность субъекта, направленная во внешний мир (познание, оценка, труд, общение); б) деятельность субъекта, направленная внутрь (самопознание, самооценка, самосозидание, автокоммуникация). В процессе труда, познания, общения и оценки человек развивает свои сущностные силы. Самооценка, самопознание, самосозидание, автокоммуникация строят личность и стимулируют ее деятельностное включение в жизнь.

  • Системный характер процесса формирования эстетической культуры студентов вуза обусловливает организацию многообразной художественно-эстетической деятельности — исполнительской, творческой, деятельности художественного восприятия. Основные принципы построения данной системы в образовательном процессе вуза:
  • — культурологическая интеграция видов искусств (включение студентов в художественно-эстетическую деятельность с разными видами искусств, обеспечивая понимание их культурно-эстетической ценности как обобщенной характеристики);
  • — активизация творческого отношения к действительности (создание условий для реализации потребностей студентов в творческом самовыражении);
  • — целостность реализации разных видов художественно-эстетической деятельности (включение студентов в разные виды данной деятельности с обоснованием их значимости для понимания и создания художественного образа);
  • — многообразие форм организации художественно-эстетической деятельности (организация коллективных, групповых и индивидуальных форм работы со студентами; включение художественно-эстетической деятельности в учебную и внеаудиторную работу);

— создание художественно-эстетической среды вуза (включение искусства в образовательный процесс вуза в разных формах — презентативных, деятельностных и т.д., организацию художественно-эстетической коммуникации, обеспечение социально-педагогического партнерства с творческими союзами).

Указанные принципы призваны создать необходимые педагогические условия для формирования эстетической культуры студентов: развитие эстетического отношения к действительности, принятие искусства как социальной (объективной) и личностной ценности; развитие способности понимать художественный образ и субъективно интерпретировать его (через внешнее постигать внутреннее, духовное, глубинное); развитие творческого отношения к действительности (стремление преобразовывать действительность согласно эстетической гармонии).

Источник: https://science-education.ru/ru/article/view?id=9540

Роль эстетического воспитания для студентов специальности "Прикладная эстетика"

Преподаватель, ОмТК, г. Омск

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Скудина Е.А. Роль эстетического воспитания для студентов специальности «Прикладная эстетика» // Совушка. 2018. N1(11). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/11/ (дата обращения: 20.03.2020).

Заказ № 84385

Вопрос о роли эстетического воспитания для студентов специальности «Прикладная эстетика», безусловно, очень актуален, ведь каждый студент, обучающийся на этой специальности должен обладать безукоризненным вкусом, разбираться в тенденциях моды и веяниях индустрии красоты.

С педагогической точки зрения, формирование эстетической культуры – это процесс целенаправленного развития способности личности к полноценному восприятию и правильному пониманию прекрасного в искусстве и действительности.

Он предусматривает выработку системы художественных представлений, взглядов и убеждений, воспитание эстетической чуткости и вкуса.

Проанализировав философские подходы к определению понятия «эстетическое воспитание», можно выделить ряд важных для нас положений:

1) эстетическое воспитание осуществляется при помощи таких средств, как искусство, природа, отношения и т.д.;

2) данный процесс направлен на формирование эстетической культуры, структурными составляющими которой являются эстетическая деятельность и эстетическое сознание;

3) эстетическое воспитание происходит на протяжении всей жизни человека. Активно занимаясь разработкой проблемы эстетического воспитания, Г.С.

Лабковская пришла к выводу, что оно должно подразумевать целенаправленную систему действенного формирования человека, способного с общественно-эстетического идеала воспринимать и оценивать прекрасное, совершенное, гармоничное в жизни и искусстве, способного жить и творить «по законам красоты».

Человек по натуре своей — художник. Он всюду, так или иначе, стремится вносить в свою жизнь красоту. Эта мысль М. Горького представляется нам чрезвычайно важной.

Эстетическое освоение действительности человеком не ограничивается одной лишь деятельностью в области искусства: в той или иной форме оно присутствует во всякой творческой деятельности и, соответственно, должно присутствовать в учебной деятельности тоже.

Средствами развития чувства прекрасного в нашем колледже служат такие дисциплины как «история искусства», «рисунок и живопись», «основы пластической анатомии», «эстетика».

Задача технолога-эстетиста как специалиста — предоставление профессиональных эстетических услуг для профилактического ухода за внешностью потребителя в разные возрастные периоды жизни. Это подразумевает, что специалист должен не только обладать техническими знаниями в различных областях, но и иметь развитый эстетический вкус, обладать хорошим воображением, знать историю, следить за модными тенденциями.

Технолог-эстетист должен не только знать, как хорошо выглядеть и справиться практически со всеми изъянами внешности, но и как чувствовать себя привлекательным, в связи с этим, немаловажно и знание специалистом основ психологии и психоанализа.

Важным признаком эстетической воспитанности является сформированное умение любоваться красотой, совершенными явлениями в искусстве и жизни. Понятия и идеалы красоты меняются в ходе истории постоянно, красота никогда не была чем-то абсолютным и неизменным, она приобретала разные обличия в зависимости от страны и исторического периода, но оставались также и неизменные идеалы.

Не зря до сих пор древнегреческие статуи являются образцом изящества и грации. Эстетическая воспитанность характеризуется способностью к глубокому переживанию эстетических чувств.

Поэтому задачей при обучении студентов данной специальности будет непременное развитие чувства прекрасного, эстетического взгляда, умения различать и подмечать особенности, изменения, обладание особым эстетическим чутьем.

В современном обществе огромное влияние на развитие эстетического вкуса и эстетическое воспитание имеют средства массовой информации – телевидение, интернет, социальные сети.

К социально-психологическим особенностям процесса влияния СМИ на формирование эстетических предпочтений молодежи относятся: стихийность формирования эстетических предпочтений; массовизация вкусов и эстетических предпочтений молодежи; изменение ценностных ориентаций молодежи, повлиявшее на структуру предпочтительных форм досуговой деятельности, отличную от предшествующих поколений (туризм, возможность поездок за границу) ; формирование новых культурных стереотипов, прежде всего – молодежных субкультур, имеющих преимущественно развлекательно-рекреативную направленность; вестернизация (американизация) культурных потребностей и интересов; приоритет потребительских ориентаций над креативными; слабая индивидуализированность, стереотипизация молодежной культуры; внеинституциональная культурная самореализация; отсутствие этнокультурной самоидентификации. Все это не всегда способствует правильному развитию эстетического вкуса и эстетическому воспитанию учащихся.

  • Поэтому для развития эстетического вкуса студентов специальности «Прикладная эстетика» следует делать упор на достижение следующих целей:
  • — воспитание эстетического вкуса; нравственных и эстетических чувств; уважения к истории, традициям, культуре; эмоционально-ценностного отношения к искусству;
  • — развитие интереса искусству, живописи, рисунку, развитие моторики рук, цветовосприятия, чувства меры, образного и ассоциативного мышления, воображения; учебно-творческих способностей в различных видах деятельности;
  • — овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности: рисовании, живописи, изучении основ построения, композиции, цветопередачи.
Читайте также:  Культура, религия и царская власть на крите - в помощь студенту

Средством достижения данных целей служит создание в колледже педагогических условий, способствующих эстетическому воспитанию учащихся. Помимо образовательных дисциплин, они могут включать в себя изучение произведений искусства, овладение студентами алгоритмом анализа произведений искусства; организацию накопления опыта эстетической «насмотренности»; посещение театров, музеев, выставок.

Путями организации пополнения опыта эстетической «насмотренности» студентов могут выступать не только рассматривание репродукций картин, фотографий, иллюстраций, слайдов с изображениями архитектурных сооружений не только во время лекционных и практических занятий, но и непосредственное обследование объектов архитектуры, посещение картинных галерей и выставок, общение с художниками г. Омска, выезды на экскурсии, посещение Омского драматического, музыкального и других театров во внеучебное время всей группой.

Использование какого-либо вида искусства как средства развития художественного вкуса личности должно опираться на искусствоведческий анализ данного явления, под которым понимается разбор и рассмотрение состава произведения искусства в единстве содержания и формы. Изучение произведения искусства строится в определенной последовательности, т. е. по алгоритму – точному предписанию относительно последовательности действий, преобразующих исходные данные в искомый результат.

  1. Для овладения техникой искусствоведческого анализа учащимся можно использовать следующий алгоритм анализа произведения искусства:
  2. 1) первое впечатление от произведения искусства, его воздействие на чувства;
  3. 2) ассоциации, связанные с восприятием художественного образа произведения искусства, их обоснование;
  4. 3) история создания произведения искусства и рассмотрение творческого пути его автора;
  5. 4) определение принадлежности произведения к исторической эпохе, художественному стилю, направлению;
  6. 5) выявление художественных средств и приемов создания образа (симметрия, ритм, пропорции, светотеневая и цветовая моделировка, масштаб);
  7. 6) определение принадлежности к виду искусства;
  8. 7) выявление связи между внешним и внутренним обликом произведения искусства;
  9. 8) итоговая характеристика художественного образа произведения, сопоставление с первичным впечатлением.

Итак, процесс эстетического воспитания и развития художественного вкуса студентов, обучающихся на специальности «Прикладная эстетика» будет более эффективным, если его реализовывать с учетом следующих условий: изучение и исследование произведений культуры и искусства, несущих в себе художественную ценность; организация накопления опыта эстетической «насмотренности»; овладение студентами алгоритмом анализа произведений искусства. Для этого можно создавать специальные студенческие сообщества в колледже, которые будут организовывать совместные выезды учащихся в музеи, театры, на выставки и экскурсии.

Список литературы:

  1. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов / под ред. В.А. Сластенина. М.: Академия, 2009.  576 с.
  2. Эстетическое воспитание в школе: пособие для студентов / Г.А. Петрова, Г.И. Королева, Л.П. Печко и др.; Казань: Издательство Казанского университета, 1991. 184 с.
  3. Эстетическое сознание и процесс его формирования / АН СССР. Ин-т философии. М.: Искусство, 1981. 255 с.
  4. Парунина Л.В. Реализация условий развития художественного вкуса студентов педвуза // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2008. № 88. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/realizatsiya-usloviy-razvitiya-hudozhestvennogo-vkusa-studentov-pedvuza (дата обращения: 29.01.2016).
  5. Художественно-педагогический словарь / сост. Н.К. Шабанов, О.П. Шабанова, М.С. Тарасова, Т.Д. Пронина. М.: Академический Проект; Трикста, 2005. 480 с.
  6. Экономико-математический словарь. URL: http://slovari.yandex. ru/dict/lopatnikov/article/lop/lop-0046.htm?text.
  7. Рассадина А.А. Социально-психологические особенности влияния СМИ на эстетические предпочтения молодежи.
  8. Данилова Г.И. Мировая художественная культура. От истоков до XVII века. 10 класс: учеб. для общеобр. учр. М.: Дрофа, 2008. 333 с.

Источник: https://kssovushka.ru/zhurnal/11/994-rol-esteticheskogo-vospitaniya-dlya-studentov-spetsialnosti-prikladnaya-estetika/

Художественно-эстетическое воспитание студентов в вузе

В статье рассматриваются понятия «культура» и «художественно-эстетическое воспитание», которые формируют и отражают систему ценностей, вбирая в себя все самое необходимое для воспитания творчески мыслящей личности современного общества.

Ключевые слова: эстетическое воспитание, культура, искусство, общество.

В режиме реального времени общество столкнулось с проблемой духовно-нравственного и профессионального самоопределения личности.

Главное внимание в современном художественно-образовательном пространстве сосредоточено на проблеме эстетического воспитания, художественного образования, возрождения традиций культуры народов и разных видов декоративно-прикладного искусства.

Ежегодно в нашей стране происходят экономические и политические изменения. На их фоне выдвигаются новые требования к образованию и воспитанию подрастающего поколения, направленные на формирование всесторонне развитой, духовно-богатой личности.

Центром внимания во всех учебных заведениях, является необходимость реализации гуманизации образования, где особую роль приобретает художественное образование и эстетическое воспитание личности.

Художественное образование включает в себя основные компетенций и стремится всемерно раскрыть творческий потенциал человека.

Эстетическое воспитание формирует человека всеми эстетически значимыми предметами и явлениями, но приоритетным является искусство как самое мощное средство.

Современному обществу нужна творческая, талантливая, активная личность, умеющая соответствовать нынешним условиям и вкусам жизни, способная к постоянному развитию и совершенствованию для достижения целей, понимающая высокую ценность образования и обучения.

Поэтому для становления творчески-мыслящей личности особую значимость имеют: тяга к новому, интенсивное углубление знаний в своей области интересов, творческий потенциал, способность в решении задач и проблем, готовность к творческой и конкурентной деятельности.

Данные качества необходимо формировать в процессе художественного образования и эстетического воспитания студентов. Особую актуальность приобретает внимание к национальным традициям в культуре и искусстве, использование их в процессе эстетического воспитания.

Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы способствуют формированию всестороннего отношения человека к действительности, эстетического освоения и отражения действительности в процессе художественно-творческой деятельности.

Говоря о национальных традициях в культуре и искусстве, важно рассмотреть само понятие «культура» — это исторически развивающаяся, многослойная, многоголосая система созданных человеком материальных и духовных ценностей, социальных норм и способов их распространения и потребления, а также процесс самореализации и самораскрытия творческого потенциала личности и общества в различных сферах жизни» [1, 4]. Культура неразрывна с историей. Каждая эпоха оставляла свой отпечаток в искусстве мировой культуры, образуя процесс исторической преемственности, сочетания традиций и новаторства. Итогом является огромное разнообразие теорий, образов, идеалов, которыми обладает культура и выступает в качестве системы ценностей, вбирая в себя все самое необходимое для общества.

Нынешнему государству и обществу важно знать, какой выбор сделает личность, прокладывая свой жизненный путь. Ведь значимым в создании пути к духовной культуре личности является интерес к жизни, красоте, творчеству, к природе, окружающим людям и самому себе — это стоит выделить как главная цель, достичь которой можно с помощью системы эстетического воспитания.

Система эстетического воспитания включает в себя пробуждение и развитие чувства прекрасного, возвышенного, таким образом человек познает мир и выражает свое отношение ко всему окружающему.

Центром в системе эстетического воспитания является живопись, дизайн, архитектура, киноиндустрия, имеджеология и другие виды художественного творчества.

Искусство обладает большим потенциалом для того, чтобы воспитать высоконравственного, образованного, разносторонне развитого современного человека.

По мнению таких авторов как Платонов К. К. и Крысько В. Г. эстетическое воспитание представляет собой процесс формирования «творческой личности, способной жить и творить по законам красоты» [3, 320] и «эстетического вкуса» [4, 169].

В свою очередь Коджаспирова Г. М. и Коджаспиров А. Ю.

в содержание понятия «эстетическое воспитание» вкладывают «целенаправленное взаимодействие учащегося и педагога, для выработки в подрастающем поколении способности понимать, ценить, создавать прекрасное в жизни и искусстве и активно участвовать в творчестве» [2, 24]. Исходя из этого, эстетическое воспитание включает в себя развитие эстетического восприятия, эстетических чувств, формирование творчески активной личности со своими идеалами и взглядами.

С учетом тенденций развития страны и поставленных задач, целевой компонент эстетического воспитания включает в себя воспитание личности, умеющей мобилизоваться, адекватно оценивать жизненные ситуации, имеющие нравственные и гражданские приоритеты в современном обществе.

Задачи эстетического воспитания: развитие эстетических чувств, вкуса, интереса, развитие эстетического отношения к культуре и искусству, формирование толерантности, чувства ответственности, потребности в здоровом образе жизни.

В содержательный компонент закладывается создание личности, которая наладит отношения с коллективом и с окружающей средой, находя жизненные предпочтения и преодолевая неудачи и разочарования.

Методы, средства и формы очень разнообразны и зависят от объема и качества информации, организации и деятельности, возрастного критерия. Важную роль играет уровень подготовки, мастерство и способности преподавателя.

Студент получает информацию из разных средств — теле и интернет среда, учебное пространство и коллектив, предметный мир, природные явления, литературные произведения.

Чтобы помочь студенту разобраться во всем этом огромном разнообразии эстетической культуры, педагогу необходимо узнать интересы и приоритеты самого студента и направить его на познание того пути, который ему ближе и понятней.

Использовать при этом наиболее эффективные формы и компоненты эстетического воспитания студентов: научность, целостность, систематичность, последовательность, практичность, продуктивность, вариативность и организация.

Педагогу важно помнить что студент — это нынешнее поколение, будущее страны, культуры и искусства. То что будет заложено сейчас, будет уверено и смело идти дальше с ними в жизнь и в систему общественных отношений, вбирая самое лучшее, перспективное, инновационное, сохраняя традиции и культуру.

В заключении отмечу, что эстетическое воспитание студентов это сложный педагогический процесс, где идет четкое взаимодействие студента и педагога, в основе которого лежит деятельность на личный, деятельный и творческий компонент эстетической культуры.

Литература:

1.         Балакина Т. И. Мировая художественная культура. Россия IX — XIX века. Экспериментальное учебное пособие для учащихся старших классов школ, гимназий, лицеев, колледжей и школ гуманитарного профиля, а также для студентов гуманитарных ВУЗов. — М.: Издательский центр АЗ, 1997. — 256с.

2.         Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь: учебное пособие для студентов высш. и сред. пед. учеб. заведений — 2-е изд. — М.: Академия, 2005. — 176с.

3.         Крысько В. Г. Психология и педагогика: курс лекций. — М.: Омега-Л, 2004. — 336с.

4.         Платонов К. К. Краткий словарь системы психологических понятий: учебное пособие для учебных заведений профтехобразования. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: «Высшая школа», 1984. — 174с.

Источник: https://moluch.ru/archive/57/7844/

Эстетика (стр. 1 из 21)

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Казанский государственный университет им. В.И. Ульянова-Ленина»

  • ЭСТЕТИКА
  • Учебно-методическое пособие
  • для студентов философского факультета
  • Казань
  • 2009
  • РАБОТА ПУБЛИКУЕТСЯ ПО РЕКОМЕНДАЦИИ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ КОМИССИИ ФИЛОСОФСКОГО ФАКУЛЬТЕТА КГУ Протокол № 2 от 18 марта 2009 г.
  • Автор-составитель:

доктор философских наук, доцент кафедры социальной философии и культурологии КГУ Т.М. Шатунова

Рецензент: доцент кафедры общей философии КГУ, кандидат философских наук, Сайкина Г.К.

Шатунова Т.М.

Эстетика: Учебно-методическое пособие. – Казань: Казанский государственный университет им. В.И. Ульянова-Ленина, 2009. 90 с., 4,5 п.л.

Учебно-методическое пособие по курсу «Эстетика» предназначено для студентов философского факультета, обучающихся по специальности 020100 – «Философия». Пособие составлено в соответствии с требованиями к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки дипломированного специалиста по циклу СД.Ф.

06 государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. Соответствует УМК по эстетике. В пособии излагается тематическое содержание курса, предлагаются планы семинарских занятий, темы рефератов и рекомендуемая литература.

В пособии содержится большое количество тестов для самопроверки, а также Приложения, включающие в себя часть лекционного материала учебного курса эстетики в систематическом и подробном изложении.

Для студентов философского факультета.

СОДЕРЖАНИЕ

  1. I. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ_____ 3
  2. II. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ КУРСА ЭСТЕТИКИ ПО
  3. ТЕМАМ И ВИДАМ РАБОТ_____________________________ 4
  4. III. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА______________________________ 5
  5. IV. ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ_________________ 18
  6. V.

    ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ____________________________ 32

  7. VI. ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ___________________ 35
  8. VII. ТЕСТЫ___________________________________________ 39
  9. VIII. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА__________________ 57
  10. 1. Основная литература________________________________ 57

2.

Дополнительная литература._________________________ 58

  • IX. ПРИЛОЖЕНИЯ____________________________________ 64
  • 1. Цель курса:
  • постижение природы феномена эстетического, освоение эстетики как философской рефлексии красоты и искусства; развитие интереса к философско-эстетическим проблемам, стимулирование потребности в анализе явлений мирового и современного искусства и культуры.
  • 2. Задачи курса
  • Освоение курса эстетики должно содействовать:
  • -созданию у студентов целостного представления о мире как об эстетическом феномене;
  • -пониманию философского содержания эстетики, освоению ее понятийного аппарата;
  • -знанию онтологических и антропологических потенций искусства;
  • -овладению приемами анализа философско-эстетических текстов, компетентной оценки эстетических теорий, художественных направлений, стилей и произведений искусства;
  • -развитию способности ведения конструктивного диалога по проблемам эстетики и искусства.

3. Место курса в системе социогуманитарного образования.

Курс эстетики входит в разряд общепрофессиональных дисциплин для студентов философского отделения. Он представляет собой анализ истории философско-эстетических учений и основных категорий, принципов и способов обоснования различных эстетических ценностей.

  1. 4. Требования к уровню освоения содержания курса:
  2. дипломированный специалист в области философии должен
  3. а) иметь представление о своеобразии эстетики, о ее исторически изменяющемся месте в системе философского знания;
  4. б) иметь представление о сущности и онтологической природе эстетического, об антропологических возможностях искусства, понимать смысл эстетического начала в человеке;
  5. в) понимать исторические пределы гуманистических возможностей искусства, знать основные культурно-исторические типы художественного развития человека, уметь анализировать основные философско-эстетические концепции, ориентироваться в мире современных художественных явлений;
  6. г) знать условия формирования эстетического и художественного вкуса личности, ее ответственности перед красотой, истиной и добром;
  7. д) представлять противоречивость и сложность процессов эстетизации современной культуры, повседневной жизни и философского дискурса;
  8. е) понимать роль эстетического начала в становлении мировой цивилизации, во взаимодействии всех сфер и форм культуры, в развитии современного человека.

Форма итогового контроля: 5-й семестр – экзамен

6-й семестр – экзамен

II. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ КУРСА ЭСТЕТИКИ ПО ТЕМАМ И ВИДАМ РАБОТ

Ш. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Тема 1. Эстетика как философская дисциплина.

Эстетическая компонента философии. Философия как поэзия понятий. Красота мысли о мысли. Красота мудрости.

Эстетика в структуре философского знания. Исторические формы присутствия эстетической проблематики в философском дискурсе. Древний и средневековый Восток: вплетенность философско-эстетической мысли в живую ткань художественного произведения. Античность: рождение философии как эстетики.

Средневековье: религиозно-теологический и этический характер эстетической теории; народная смеховая культура материально-телесного низа. Возрождение: эстетика как философия художественного творчества. Новое время: эстетика как наука о чувствах.

Появление эстетики как самостоятельной области знаний о совершенном познании совершенных человеческих чувств. (А. Баумгартен, 1755 г.). Классическая эстетика: философия искусства и философия красоты. Неклассическая эстетика: философия искусства и искусство философа.

Эстетизация неклассического философского дискурса. Эстетика как эргон и парергон философии.

Эстетика в диалоге с культурологией, этикой, социологией, теорией и историей искусств.

Тема 2. Природа эстетического и эстетическое начало человеческой природы.

Естественные основания эстетического. Красота в природе. Культурно-исторический смысл красоты природы.

Эстетическое в природе человека: специфика человеческой деятельности (ее универсальный и предметно-опосредованный характер) как источник способности абстрактного мышления и эстетического чувства. Родственность отвлеченного мышления и бескорыстного влечения (любования).

Художественное творчество как идеальная модель любого творческого процесса. Антропологическая составляющая эстетики.

Эстетическое как общественное отношение. Социальная философия – источник и причина роста антропологических возможностей современной эстетики.

  • Тема 3. Актуальность прекрасного: эстетика в современном мире
  • Эстетизация как всеобщая тенденция развития современной культуры.
  • Эстетика повседневности и эстетика праздничной культуры.

Эстетические явления в мире бизнеса, в сфере экономики. Эстетическая компонента политико-дипломатической деятельности.

Эстетика в мире современного образования и в жизни научных сообществ. Эстетические начала современной науки и техники. Дизайн.

Эстетизация – глобальный процесс современности.

Эстетизация неклассического и постнеклассического философского дискурса как выражение эстетической природы исторического события бытия. Онтология эстетического.

Эстетическое как восполнение метафизического дефицита современного человека.

Человеческий смысл и назначение эстетики. Эстетика как философская антропология.

Тема 4. Принципы анализа художественно-эстетического мира культурно-исторических эпох.

Поиск культурной доминанты эпохи; анализ основных представлений о прекрасном в человеке, природе, обществе и мире (Космосе, Вселенной); видение природы искусства и его роли в жизни общества; обыденное, массовое представление о месте художника в жизни общества.

Источник: https://mirznanii.com/a/277584/estetika

Ссылка на основную публикацию