Эстетика шеллинга — в помощь студенту

В русле просветительской эстетики существенный вклад внес Иоганн Фридрих Шиллер. В письмах «Об эстетическом воспитании человека» (1795) он показал, что суть эстетического сводится к инстинкту игры, который и должен быть развит в человеке в процессе эстетического воспитания.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Только в игре проявляется истинная сущность человека как свободного духовного существа. В процессе игры человек творит высшую реальность — эстетическую, в которой осуществляются социальные и личностные идеалы. Предметом влечения человека к игре является красота.

Согласно Шиллеру, эстетический опыт (в частности, искусство) помогает человеку обрести свободу и счастье, которыми обладал только первобытный (природный) человек, и которые он утратил с развитием цивилизации.

Разрыв между «природным» и «разумным» существованием может быть снят только искусством, в процессе игровой деятельности, которая приводит чувственные и духовные силы к оптимальной гармонии. То, что мы воспринимаем как прекрасное, является одновременно истинным.теоретическая эстетика Фридриха Шеллинга

В понимании Шеллинга искусство – это идея, которую он называет «вечным понятием». Начало всякого искусства-бог. Ш.  в искусстве эмонацию абсолютного (отхождение). Художник обязан своим творчеством вечной идеей человека, воплощенного в боге, который связан с душой и составляет с ней единое целое. Это присутствие божественного начала в человеке и есть гений.

 Именно гений позволяет художнику осуществить свой художественный замысел. В искусстве Шеллинг видел завершение мирового духа, объединение духа и природы, объективного и субъективного, внешнего и внутреннего, сознательного и бессознательного, сочетание необходимости и свободы.

 Искусство-это часть философской истины. Шеллинг ставит вопрос о новой области эстетики-философии искусства, которая может быть расположена между божественным абсолютом и философским разумом.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Выразительность речи - в помощь студенту

Оценим за полчаса!

В курсе лекций «Философия искусства» (1802—1805), в трактате «Об отношении изобразительных искусств к природе» (1807) и он рассматривал эстетическое созерцание как высшую форму творческой активности духа, видел в искусстве (особенно в поэзии) путь к реализации идеала, к снятию противоречия между духовно-теоретической и нравственно-практической сферами.

Шеллинг, опираясь на сущностные идеи христианской средневековой эстетики, выводит эстетику на высшую ступень человеческой интеллектуально-творческой деятельности.

У него эстетика ( = философия искусства), как и у Канта, замыкает собою и завершает философию, ибо философия возникла из поэзии и на определенном уровне развития опять сольется с ней, вернется в ее лоно (что, кстати, в ХХ в. мы и наблюдаем, отчасти на примере постмодернистской философии).

Истина, как предмет философии, и добро, как предмет практической деятельности, достигают своего синтеза, снятия односторонности, в красоте. Отсюда и значение эстетики в системе знаний.

Главным выражением прекрасного является искусство, поэтому философия искусства представляется Шеллингу высшей формой философии. При этом искусство понимается им широко, как система сущностных принципов (идей) тварного мира вообще, данная Богом и соответственно вложенная им и в художника.

Поэтому в своей « Философии искусства », рассматривая в основном искусство рукотворное, Шеллинг подчеркивает, что он и Вселенную представляет «в виде искусства», а философия искус-ства в его понимании — это «наука о Вселенной, выраженная категориями искусства».

Одно из главных положений его философии искусства: «Универсум построен в Боге как абсолютное произведение искусства и в вечной красоте». Бог поэтому является первопричиной всякого искусства, ибо он — «источник идей», первообразов. «Искусство же есть изображение первообразов; итак, Бог есть непосредственная первопричина, конечная возможность всякого искусства, он сам источник всякой красоты».

Источник: https://students-library.com/library/read/31376-esteticeskie-vzglady-sillera-i-sellinga

Шеллинг о своеобразии искусства и художественного символа

Эстетические взгляды Шеллинга стали известны в самом начале XIX в. Если Шиллер резко негативно относился к идеям и художественной практике романтизма, то теория искусства Шеллинга в определенной мере близка романтикам. Прекрасное и искусство Шеллинг определяет как «бесконечное, выраженное в конечном».

Искусство выступает у него как эманация абсолютного, являя в каждом отдельном произведении тождество объективного и субъективного (т.е. соответственно бессознательного и сознательного).

Очевидно иррациональное понимание Шеллингом объективной стороны художественного творчества — она действует на художника как неведомая бессознательная сила, «побуждая его к высказыванию вещей, не открытых до конца его взору и обладающих неисповедимой глубиной»[1].

Но наиболее удивительное, по словам Шеллинга, заключается не столько в существовании противоположных способностей, сколько в возможности их соединения и действовании в единстве, в слитности. Взаимодействие бессознательных и сознательных сторон не поддастся рациональному осмыслению.

По ведь и универсум во всей своей полноте заключает многое из того, что еще не освоено сознанием. Именно поэтому каждый отдельный результат такого взаимодействия, т.е. произведение искусства, песет отпечаток целостности окружающего мира, сохраняя в себе и ту его часть, которая непостижима в реальной жизни, способна выступать лишь как предмет созерцания.

Как и Кант, Шеллинг приходит к выводу о невозможности представить художественное содержание посредством понятий, настойчиво подчеркивает бесконечность смыслов как неотъемлемый и ценный признак произведения искусства. Начальный импульс художественному восприятию посылает чувственный, конкретный образ литературы, живописи, музыки.

Вместе с тем его содержание не ограничивается той эмоциональностью, которая рождается с помощью тембра, ритма, цвета, света, объема, линии и т.п.

Самая большая тайна искусства, считает Шеллинг, состоит в том, что художественный образ, рожденный индивидуальной волей автора, способен обретать качество всеобщности, свойства символа с присущей последнему неисчерпаемой глубиной.

Основной способностью, свойственной произведению искусства, ввиду этого нужно считать «бесконечность бессознательности (синтез природы и свободы)», — считает Шеллинг.

Каждое произведение заключает в себе невыразимое начало, неисчерпаемый смысл, допускает бесконечное количество толкований, чем и определяется своеобразие настоящего искусства в противоположность искусственным и преднамеренным созданиям.

Художественная одаренность — это особое качество, с помощью которого искусству удается совершить невозможное, а именно «бесконечную противоположность преодолеть в ограниченном своем произведении».

По мнению Шеллинга, подлинному искусству удается выразить абсолют, общезначимое независимо от природы изображаемых объектов. Подобно Шиллеру, он размышляет над тем, как искусство должно обращаться с безобразными явлениями в окружающем мире.

Так, живопись «может изображать низменные вещи лишь постольку, поскольку они, составляя противоположность идее, все же являются се отражением и представляют собой символическое наизнанку»[2].

По этой же причине положительный эффект способны вызывать и уродливые создания мифологии, так как «признано, что эти образцы, вместе взятые, суть все же идеалы, но только перевернутые идеалы, и благодаря этому они снова включаются в сферу прекрасного».

Художник может строить свое произведение только на негативных образах; в известной степени это будет способствовать знакомству человека со сферой зла, поможет ему более осознанно построить свою жизнь. Неоднократное обращение философа к анализу образного строя искусства -несомненная реакция на активно обсуждаемую со второй половины XVIII в. проблему безобразного.

В эстетике получила известность и теория символа Шеллинга. Философ различает такие понятия, как схема, аллегория и символ. Под схемой он понимает такой способ изображения, когда особенное изображается через общее. Язык схемы — максимально общий.

В аллегории же, наоборот, общее созерцается через особенное. Таковы, скажем, многочисленные живописные аллегории Справедливости, Права, Возмездия и т.п. Символ есть синтез того и другого.

В нем достигается полное тождество общего и особенного, предмета и идеи.

Символ в искусстве интересен не только тем, что он отсылает к чему-то (т.е. своей знаковой стороной), но и тем, как он выражен, представлен зримо. То есть внешняя чувственная оболочка символа, оказывающая непосредственное эмоциональное воздействие, является важнейшим компонентом смыслообразования.

Как теоретик, близкий идеям романтизма, Шеллинг отводит особую роль в достижении художественного совершенства преобразующей силе самого художника. Красота произведения искусства не исчерпывается одной лишь нравственной сущностью утверждаемых идеалов.

В художественном творении ценным в первую очередь представляется то, как художник соотносит круг изображаемых предметов с материалом искусства. Работа художника над формой всякий раз уникальна.

От нее зависит, превратится ли обрабатываемый материал в произведение искусства.

«Так, высшая мудрость и внутренняя красота художника может отобразиться во вздорном или безобразном того, что он изображает, и только в этом смысле безобразное может стать предметом искусства, причем в этом отображении безобразное как бы перестает быть безобразным»[2].

Вслед за своими предшественниками Шеллинг утверждает взгляд на искусство как имеющее ценность само по себе, выступающее в качестве высшего принципа человеческой деятельности.

В искусстве претворен целостный человек в совокупности всех возможных жизненных ипостасей; в этом — залог гуманистического воздействия художественного творчества, свободного от любого практического интереса.

Источник: https://studme.org/48598/etika_i_estetika/shelling_svoeobrazii_iskusstva_hudozhestvennogo_simvola

7 6 Эстетика Ф Шеллинга

Идеи эстетики Фридриха Вильгельма Иозефа Шеллинга (1775-1854) изложены в работах «Система трансцендентального идеализма» (1800), речи «Об отношении изобразительных искусств к природе» (1807), курс си лекций по эстетике, читаемых в течение 1802-1805 pp в Энск и Вюцбурзькому университетах (изданы отдельной книгой под названием «Философия искусства» уже после смерти автора — 1859 p) Эстетическая теория как и философия Ф Шеллинта целом, оказала большое влияние на ранних романтиков, в частности на Энск школу немецкого романтизма Его влияния испытывала эстетика Г Гегельиву зазнала також естетика Г. Гегеля.

  • Эстетика — своеобразное завершение философской системы Ф Шеллинга Первый ее период характеризуется как натурфилософский, второй — «трансцендентальный», или эстетический идеализм, третий — «философия тото ожности «, четвертый -» философия свободы «, пятый -» философия откровения «Автор разворачивает идею целостности природы ее развитие, осуществляясь по восходящей, увенчивается появлением сознательного» Я «В свою очередь, развитие «Я» предстает деятельностью, распределяется на теоретическую и практическую сферы Они являются процессом развития сознания от низших ступеней (ощущение, созерцание, представление, суждение) до высшего уровня — ума На высшем уровне теоретическое «Я» осознает себя самодеятельным, практическим «Я», то есть волей Соответственно, практическое «Я» также проходит несколько ступеней, причем в теоретическом и практическом розу мы по-разному соотнесены сознательное и бессознательное Центром, куда направляется творческое «Я», преодолевая противоречия теоретического и практического разума, возникает искусствспрямовується творче «Я», долаючи суперечності теоретичного та практичного розуму, постає мистецтво.
  • Особое внимание Ф Шеллинг уделяет интеллектуальной интуиции, рассматривая ее как непосредственное созерцание разумом своего предмета Идеи эстетики Ф Шеллинга изложены в последнем (шестом) разделе труда «С Система трансцендентального идеализма «, где эстетическое созерцание возникает высшей формой производительности творческого» Я «В философской системе Ф Шеллинга ощутимое влияние идей И Канта и И Фихте В искусстве по мнению Ф Шеллинга, творческое «Я» осуществляет себя в гармонии сознательного и бессознательного начал духа Названа диалектика характеризуется так: «С осуществлением свободы произведение будет породнить сознание его тв орення, с действиями природы — момент бессознательного «[15, с 271] Уточняя мысль, Ф, Шеллинг пишет:» Сознательная и бессознательного деятельности должны быть абсолютной единством в произведении, точно так же, как это имеет место в продукте органического мира, но единство это осуществляется по-другому: обе единства обязаны единством для самого Я «[15, с 273] Сформулированная философом идея сродни романтическим представлениям пр в творчество как единство рационального и иррационального начаням про творчість як єдність раціонального й ірраціонального начал.
  • Рассматривая субъективный идеализм И Фихте, Ф Шеллинг преодолевает его в пользу объективного идеализма Именно на этой почве выстроена «Философия искусства», возникает завершающим звеном философской сист темы Ф Шеллинга В основу всего сущего в системе объективного идеализма, согласно Ф Шеллингом, положено абсолютное, предстает в реальности как бесконечное воплощение Бога Как целое мир распадается на Идеа ный и реальный, причем в каждом мире имеет место диалектика реального и идеального, лишь с той разницей, что в идеальном мире доминирует идеальное начало, а в реальном — реальное Первой ступенью ре ального воплощения абсолюта является «вечная природа є «вічна природа».
  • Высший проявление идеального мира — искусство Оно является основой единения идеального и реального миров, поскольку объективируется идеальный мир, придавая ему чувственного и индивидуального вида, подобного целостной природы и ее высшего творения — человека Искусство видится завершающим звеном разумно организованной системы В свою очередь, благодаря творческой деятельности человека, формирует искусство, последнее выступает в идеал ьному мире своеобразным «организмом», то есть живой целостностью Она разворачивается по восходящей: сознательная творчество художника появляется неким аналогом неосознанной творчества природы Поэтому в искусстве вполне раз криваеться творческая сущность природы Искусство как целостный проявление духа, по мнению Ф Шеллинга, олицетворяет идеал философии Мир в его целостности возникает художественным произведением абсолют витвором абсолюту.
  • Строя систему эстетических понятий, Ф Шеллинг придерживается закономерностей исторического развития искусства В письме А Шлегеля, излагая свое видение идей эстетики, Ф Шеллинг склонен разделять мыс стецтво на эмпирическое, является предметом теории, и на искусство как таковое, или «искусство само по себе» Последнее опосредует связь философии и искусства Философ подчеркивает: речь идет не об эмпирическом мисте ство, а о «корни искусства», которые они в абсолютном, то есть искусство вполне рассматривается в «мистическом смысле» Философа интересует природа творческой способности, в частности вопросы, каким образом «Я» может осознавать начальную гармонию между объективным и субъективным, или иначе: как возможно «самосозерцание духа» Такую возможность он связывает с искусством Его созерцания открывает сущность творчества как синтез сознательного и бессознательного В творчестве соединены также необходимость (способность ума к познанию) и свобод також необхідність (здатність розуму до пізнання) й свобода.
  • Характеризуя природу гениальности, философ трактует ее как «наличие в человеке божественного качестве примера абсолютности Бога» [16, с 162] Гений творит бессознательно, только удовлетворяя потребность своей природ ду своєї природи.

Концепция художественного творчества Ф Шеллинга использует понятие философии неоплатонизма: «Единое», «Все», «Эманация», «Абсолют» В упомянутом письме А Шлегеля автор замечает: «Я буду выводить Единственное и Ус это в форме и образе искусства Легко понять, что универсум, находясь в абсолютном в смысле органического целого, так же находится в нем и как художественное целое, и как произведение искусства Музыка, словесность, живопись — все искусства, как и искусство вообще, имеют свое собственное бытие в абсолютном «[16, с 12] Форма, помогает, согласно Ф Шеллингом, выявить» Все во всем «, — это возможность раскрыть абсолют на единство «в двух фокусах» реальной противоположности изобразительного и словесного искусств Первое он видит олицетворением реального, второе — идеального начал В каждой из «единств в себе» Ф Шеллинг рассматривает собой идеальную противоположность античного и нового искусства Здесь чувствуется влияние эстетики Ф Шиллера, в частности работы «О наивной и сентиментальной поэзии» Наконец, он стремится идею каждого отдельного искусства рассмотреть в ее сущности как нечто абсолютное [16, с 13рештою, він прагне ідею кожного окремого мистецтва розглянути у її сутності як дещо абсолютне [16, с. 13].

Читайте также:  Организация риск-менеджмента - в помощь студенту

Последовательное развертывание идеи универсальной творчества, основанная на объективных началах и открывает понимание мира как творчества по законам красоты, обусловливает особое значение трактата Ф Шеллинга — как к явления философской эстетики Мир он видит целостным, конструируя его с помощью категорий «идеальное» и «реальное», «субъективное» и «объективное», «свобода» и «необходимость» и под В основу целостно сти положена идея абсолютного как неразличимой тождества названных противоположностей Развертывание их в природе в виде потенций материи (реальность) и света (идеальность), интегрируясь, наконец, образует Юэ единство сущности и формы, которые появляются в природе определенной целостностью в виде организма Итак, во взаимодействии противоположностей идеального и реального в реальном предстает жизнь во множестве его проявлений, свидетельствуя сущность реальности как утверждение абсолюта в беспредельности его творческих возті як утвердження абсолюту в безмежності його творчих можливостей.

неразличимость идеального и реального в идеальном, согласно Ф Шеллингом, проявляется через искусство [16, с 80] По степени близости к абсолютной идеи искусство является высшей потенцией идеального св виту Искусство Ф Шеллинг считает выше философию на том основании, что оно обращено к целостного человека Кроме того, оно старше философию, зародилась из поэзии и в будущем, так же, как другие науки, вернуться к ней в системе эстетических идей Ф Шеллинга имеется также мнение о связи религии и искусства на том основании, что невозможно «доказать религию к настоящему объективного проявление в иначе, чем средствами искусствами мистецтва».

Центральной проблемой эстетики Ф Шеллинга проблема прекрасного В системе диалектических связей реального и идеального миров потенциям этих миров соответствуют три идеи: истина, добро, красота Красота и истина — диалектическое единственное, так же, как красота и добро На пересечении богатства диалектических связей действительности, которые отражаются в диалектике категорий, каждый раз возникает понятие красоты [16, с 81. 81].

Поскольку искусство рассматривается высшим проявлением абсолюта, а сутью последнего есть красота, то смысл искусства — чувственное воплощение идеи красоты

Анализируя диалектику конечного и бесконечного, Ф Шеллинг раскрывает различия отражение в искусстве прекрасного и возвышенного, выявляя их в аспекте количественных характеристик [16, с 163] Единство во реальности и идеала философ считает всепроникающим началом мира является объективацией идеального в реальном Соответственно, искусство — адекватный способ объективации — приобретает в эстетике Ф Шеллинга о бьективно необходимого характера как завершающее звено движения лестнице совершенства Именно в искусстве красота приобретает высшего, совершенного проявления Ф Шеллинг обосновывает также идею искусства как явления исторически го раскрывающей закономерности Этапы его истории появляются ступеньками движения от общей целостности мифологического периода до конкретных видов и конкретных художественных феноменов, т.е. от общего до особого Предметом чрезвычайной внимания философа есть античная греческая мифология как целостная форма сознания «Мифология есть необходимое условие и первый материал для всякого искусства» [16, с 105] Именно мифо логию он считает «миром первообраз», первым общим созерцанием универсума, основой философии, моральной философии в частности Как отмечают исследователи, «Шеллингова теория мифологии стала началом н овой эпохи в изучении этого явления «[11, с 114] Общая тенденция исторического движения искусства, согласно Ф Шеллингом, является движение от чувственного к духовному, постепенное возвышение духа над материей Впоследствии такая идея будет развернута в «эстетике» Г Гегель така ідея буде розгорнута в «Естетиці» Г. Гегеля.

  1. Понятие прекрасного, что является условием существования искусства, Ф Шеллинг видит следствием таких смислоформуючих факторов, как символ и образ Он отмечает, что изображение абсолютного в особом (чувственная Данис во идеи) «возможно только в символической форме» [16, с 106], а символический характер является сущностью искусствстю мистецтва.
  2. Не менее важным формирующим началом искусства предстает образ Согласно Ф Шеллингом, образ — это синтез реального и идеального Внутренняя жизненность в ее конкретности и символической наполненности характерна ю особенностью художественного образазу.
  3. Целостность эстетической системы Ф Шеллинга достигается тем, что она строится на едином фундаменте, каким предстает абсолют Он — источник идей, непосредственная первопричина и основа всякой красоты соответствующие но, искусство в этой системе является изображением первообраз Мировой дух, воплощаясь в формы конечного, приобретает свою чувственную явленисть как диалектическое единство объективного и субъективного, свободы и необ димости Как такое искусство есть самосозерцанием абсолютолюту.

На основе диалектических связей конечного и бесконечного, идеального и реального Ф Шеллинг осуществляет классификацию видов искусства, которые, являясь определенной целостностью, всесторонне раскрывают самовыражения абс солюту их разделяют на два параллельных ряда: идеального и реального, что согласно конкретизируются как поэзия (идеальное) и изобразительные искусства Последние, по Ф Ш., в свою очередь, делятся на м зику, живопись, пластика, поэзия — на эпос, лирику, драму Характеристика отдельных видов искусства в труде Ф Шеллинга служит своеобразным образцом философско-эстетического и эстетико-искусствоведческого анализналізу.

Источник: https://intellect.icu/7-6-estetika-f-shellinga-3681

Эстетика Шеллинга и Гегеля

Главный вклад Ф. Шеллинга (1775—1854) в художественную куль- туру — философия искусства. Наряду с «Системой трансцендентального идеализма», «Философия искусства» принадлежит к тем трудам философа, которые имеются в русском переводе.

Отношение большинства людей к искусству, пишет Шеллинг, напоминает отношение к прозе мольеровского Журдена, который удивляется, как это он всю свою жизнь говорил прозой, сам того не подозревая.

Очень немногие задумываются над тем, что уже язык, посредством которого они изъясняются, есть совершеннейшее произведение искусства.

Присутствуя на театральных представлениях, читая стихи, слушая музыку, люди не пытаются определить причины гармонии, не задумываются над тем, каким образом художник овладевает их чувствами. Сам художник зачастую не может объяснить этого. Философ видит сущность искусства глубже, чем художник[1].

Красота природы

Перед нами философский текст. Прежде чем понять, кому он принадлежит, какое содержание выражает, что подчеркивает, очень внимательно прочитаем его.

Природа! Окруженные и охваченные ею, мы не можем ни выйти из нее, ни глубже в нее проникнуть. Непрошенная, нежданная, захватывает она в вихрь своей пляски и несется с нами, пока, утомленные, мы не выпадем из рук ее.

Она творит вечно новые образы; что есть в ней, того еще не было; что было, не будет, все ново, а все только старое. Мы живем посреди нее, но чужды ей. Она вечно говорит с нами, но тайн своих не открывает. Мы постоянно действуем на нее, но нет у нас над ней никакой власти. Она все.

Она сама и награждает, и наказывает, и мучит. Она сурова и кротка, любит и ужасает, немощна и вселю- бяща. Все в ней непрестанно. Она не ведает прошедшего и будущего; настоящее ее — вечность. Она добра. Я славословлю ее вместе со всеми ее делами. Она всемудра и тиха.

Не вырвешь у нее признания в любви, не выманишь у нее подарка, разве добровольно подарит она.

Не правда ли, своеобразный текст? Природа поэтизируется, но не застылая, неподвижная, а живая, текучая. Человеку, прочитавшему много философских текстов, легче догадаться, кто же автор этих строк. Но попробуем и мы с вами представить себя в роли следопытов. Кто же автор этого фрагмента? С чего начнем наш поиск?

Когда мог появиться такой текст? Конечно же, не в античной философии. Почему? Потому что во времена античности каждое дерево, каждый источник, каждая река, каждый холм имели своего духа-хранителя. Прежде чем срубить дерево, разрыть гору, повернуть ручей, человек был обязан сделать жертвоприношение.

Стало быть, природа тоже поэтизировалась. Однако язык греческих мыслителей был более строгим, сдержанным. Да, природа воспринималась ими как нечто прекрасное, но она уподоблялась господствующему миропорядку. Природа в представлении античных философов — это все, что есть, сущее. Соответственно человек не выделяется из природы.

Он внутри нее, как ее частичка.

Автор же приведенных строк отнюдь не сливается с природой. Про античного грека можно сказать: «Я вместе с природой». А здесь иное: «Я созерцаю природу».

Судя по этому фрагменту позволительно сказать: «Природа вовсе не сама по себе, она целиком рождена моим воображением.

У природы такие свойства, какие я мог увидеть: она сурова и кротка, любит и ужасает». Нет, эти строчки рождены не в античности.

Тогда, может быть, текст появился в средние века? Он иносказателен, аллегоричен, а насыщенность образами — характерная черта средневековой философии. Но тут иное.

В тексте нет ничего религиозного, скорее наоборот, картина природы обезбожена. Ни слова о Творце, ни одной ассоциации с ним. Природа в сознании автора философского текста живет сама по себе, она всемудра и тиха.

К тому же в средние века родилось уже иное, нежели в античности, отношение к природе.

Уже в начале IX в. стало осознаваться новое, по сути эксплуататорское отношение к природе.

Это отразилось, в частности, в оформлении франкских иллюстрированных календарей: двенадцать месяцев олицетворялись пассивными аллегорическими фигурами, в новых календарях они стали изображаться в виде пахарей, жнецов, лесорубов, мясников, т.е. в виде человеческих фигур, занятых покорением мира. Человек и природа здесь разведены. Люди не живут внутри природы, а господствуют над ней.

Вновь перечитаем интересующий нас текст — поэтическое описание природы. Можно ли населить изображенную природу лесорубами, пахарями? Нет, такое просто немыслимо. В представлении автора природа — это стихия, независимая от человека, не подвластная ему.

«У нее не выманишь подарка» А кроме того, вот интересное признание: «Мы постоянно действуем на нее, но нет у нас над ней никакой власти». Жнец и лесоруб так не сказали бы. Отчего же нет власти, когда мы вырубаем деревья, собираем урожай…

Это вовсе не подарок природы, а результат нашего усердия. Мы — хозяева.

Пойдем дальше вдоль череды веков и заглянем в эпоху Возрождения — время, когда началось обмирщение (обезбоживание) мира. То, что прежде считалось Божьей милостью, отныне приписывается человеку. Он — средоточие всего.

Меняется отношение к человеку, меняется и отношение к природе. Если когда-то она была лишь объектом воздействия, то теперь становится предметом активной эксплуатации — интеллектуальной и промышленной. Она — не просто поприще для человеческой деятельности, а мастерская.

(Именно так называл природу тургеневский Базаров.)

Но еще раньше Базарова природу назвал мастерской английский философ Фрэнсис Бэкон. У него есть одно выразительное сравнение ученого с палачом.

Как палач добывает признание у подследственного пытками, так и ученый экспериментом вырывает у природы (натуры) ее тайны.

Ученый-естествоиспытатель важнейшую задачу науки видел в покорении природы и в целесообразном преобразовании культуры на основе познания натуры.

Однако похожа ли описанная в нашем отрывке природа на мастерскую? Ни в коей мере. Автор любуется природой, созерцает ее. Но ее тайны кажутся ему неподцающимися разгадке.

Философ, имя которого мы хотим угадать, называет тайны природы: «непрошенная, нежданная, захватывает она в вихрь своей пляски», «она творит вечно новые образы». Но к объяснению этих секретов природы автор даже не приступает.

Он хочет сохранить их таинственное мерцание, а вовсе не прояснить, как это пытался бы сделать Бэкон.

Описание природы, как уже ясно, не похоже ни на античность, ни на средневековье, ни на Возрождение. Так, может быть, эти строчки родились в XVIII в.? Уже говорилось, что выраженное отношение к природе, без сомнения, родилось в такое время, когда философствование оказалось свободным от чисто религиозного почитания.

А именно в это время идея Бога подвергается особенно интенсивной критике. Впрочем, не только эта идея. Все, чем традиционно занимались философы, — природа, история, общество, нравственность, религия — все стало объектом их обостренного внимания. Благословлялся единственный дар человека — Разум.

На него возлагались огромные надежды. Философы осознали немыслимый потенциал человеческого сознания, они ценили только всепроникающий разум. Но ведь вокруг много бесформенного, стихийного.

Могли ли философы, увлеченные рассудком, поэтизировать эти хляби, лишенные порядка и гармонической упорядоченности? Могла ли слепая природа оказаться объектом восхищения? Напротив, она неорганизованна и бессознательна. Ее надо укротить. Подчинить разуму.

Но в тексте, который прокладывает для нас маршруты сквозь века, природа скорее объект любовного созерцания, нежели критики. Она существует как бы рядом с миром человеческой активности, параллельно человеческому разуму.

Перечитывая текст, обратили ли вы внимание на одну особенность восприятия природы, которая в нем выражена? Сразу подчеркнем: в этой особенности лежит ключ к разгадке тайны.

Природа в изображении неизвестного нам философа очеловечена: она, как живое существо, говорит, пляшет, любит, ужасает. Природе приданы человеческие качества. Она живет по его меркам и в то же время отделена от человека.

Это поразительная общность двух разделенных сущностей!

Конечно, такое описание природы было возможно только в XIX в. В этом отрывке сфокусирован опыт романтического переживания мира, в нем нет божественных аллегорий, но есть трепетное и взволнованное обожание природы.

Мы не найдем у автора сурового аскетизма, растворенности в природе, слиянности с ней или отчуждения от нее, но у него есть ощущение ее грозности, ее величия.

Более того, при всей своей особости она органично соотносится с миром человека, который через нее передает свои человеческие чувства.

Без специальной философской подготовки, без исследовательского опыта догадаться, кто автор приведенного отрывка, невозможно. Даже для специалистов, историков философии это было не просто. Долгое время данные строчки приписывали Гёте (1749— 1832), который восхищался природой и поэтизировал ее.

Даже сам поэт на склоне лет думал, что, может быть, он и в самом деле написал эти строчки в юношеские годы. Издатели даже включили этот отрывок в сборник его избранных произведений. Однако не надо забывать, что Гёте был не только поэтом, но и крупным уче- ным-натуралистом.

Такая романтическая восторженность у Гёте в зрелом возрасте была невозможна.

Романтическая восторженность и обожествление природы — а ведь это пантеизм (культ природы)! Вот ключ к авторству прекрасных строк! Их создал немецкий романтик и философ Фридрих Шеллинг.

Отрывок «Природа» написан именно тогда, когда он обратился к философскому постижению природы. Здесь и благоговейное отношение к прародительнице, и стремление объять ее тайны. О насилии над природой и речи быть не может: человек наполнен трепетным чувством к ней.

Он даже клянется ей в любви и верности. И совсем не уверен в своих силах.

Просветители восхищались природой возделанной, организованной, приносящей обильные урожаи, т.е. укрощенной и служащей человеку, но романтики предпочитали возвышенные горные пейзажи, бушующую морскую стихию.

Романтик находит в природе образ постоянства, цикличности (день и ночь, времена года). Именно в этот образ постоянства вплетается человеческая жизнь. Через нее же проходит нить всеохватного исторического движения.

Романтик захвачен красотой первородного хаоса стихий.

Источник: https://studref.com/514541/kulturologiya/estetika_shellinga_gegelya

Трансцендентальная эстетика Шеллинга. Проблема видов искусства. — Искусство

Философская концепция Шеллинга очень тесно связана с идейными исканиями ранних немецких романтиков. Сам Шеллинг свои наверно лучшие годы провел в Йене, именно в период становления Иенского романтизма – с июля 1796 по май 1803 года. В этот период он встречается и знакомится не только с писателями Иенского кружка романтиков, но и с Шиллером и Гете.

Благодаря Гете Шеллинг получает профессуру в Иенском университете. В Йене Шеллинг создает свою работу по натурфилософии, здесь он впервые читает лекции по философии искусства и, наконец, здесь он создает свою “Систему трансцендентального идеализма”.

Читайте также:  Наибольший общий делитель (нод) и наименьшее общее кратное (нок) одночленов - в помощь студенту

Все эти работы Шеллинга, а также его постоянные контакты с представителями Йенского кружка во многих аспектах способствовали разработке эстетических идей романтиков.

Опираясь на философско-эстетическое учение Канта, создает свою эстетическую теорию Ф.В.Шеллинг. Она представлена в его сочинениях Философия искусства, изд.

1859 и Об отношении изобразительных искусств к природе, 1807. Искусство, в понимании Шеллинга, представляет собой идеи, которые в качестве «вечных понятий» пребывают в Боге.

Следовательно, непосредственным началом всякого искусства является Бог.

Шеллинг видит в искусстве эманацию абсолютного. Художник обязан своим творчеством вечной идее человека, воплощенной в боге, который связан с душой и составляет с ней единое целое. Это присутствие божественного начала в человеке и есть «гений», который позволяет индивиду овеществить идеальный мир.

Он утверждал идею превосходства искусства над природой. В искусстве он видел завершение мирового духа, объединение духа и природы, объективного и субъективного, внешнего и внутреннего, сознательного и бессознательного, необходимости и свободы. Искусство для него – это часть философской истины.

Он ставит вопрос о создании новой области эстетики – философии искусства и располагает ее между божественным абсолютом и философствующим разумом. В философской системе Шеллинга как бы синтезирована вся эстетика ранних немецких романтиков.

Здесь отражены концептуальные подходы к проблемам литературы, философии, искусства, их взаимовлиянию и специфике их взаимосвязей.

В плане философии взаимовлияние Шеллинга и ранних романтиков более наглядно вырисовывается в их отношении к природе. Если у Гете мы видим преклонение перед природой, то у Шеллинга на первый план выходит культ познания природы, а у романтиков скорее – тревога за судьбу природы.

Также как и у романтиков, у Шеллинга невозможно “мирное сосуществование” таких понятий, как абсолютная свобода и закономерность: наличие каких-либо закономерностей, и тем более законов, уже само противоречит – как у Шлегеля, так и у романтиков — представлению об абсолютной свободе.

Как Шеллинг, так и ранние романтики были уверены в том, что произведение искусства – это продукт гения. Шеллинг проводит разделение между естественной и искусственной поэзией (Naturpoesie und Kunstpoesie).

Это соотношение можно было бы сравнить с его же разделением “художественное произведение – произведение ремесел”.

Первое всегда выше, так как оно – продукт абсолютного творчества, связанного с божественным началом, в то время, как произведение ремесел всегда имеет какую-то определенную внешнюю цель.

Шлегель пишет: “Сущность высшего искусства и формы состоит в сопряженности с целым. Потому все творения суть одно творение, все искусства – одно искусство, все поэмы – одна поэма.

Ибо все они стремятся к одному и тому же, стремятся к всеприсутствующему Единому, и притом в его безраздельном единстве.

Именно поэтому всякий член высшего Создания (Gebilde) человеческого духа стремится к тому, чтобы быть целым…»

Шеллинг рассматривал искусство с точки зрения «самосозерцания духа». Это самосозерцание духа возможно лишь в созерцании произведений искусства. Творческая деятельность свободна и в то же время подчинена принуждению, она сознательна и бессознательна, преднамеренна и импульсивна. Художники творят «безотчетно», удовлетворяя «лишь неотступную потребность своей природы».

Поскольку художник творит, побуждаемый одной своей природой, то художественное произведение содержит всегда больше, чем то, что он намеревался высказать.

В таком случае сам продукт художественного творчества приобретает характер «чуда».

Из этой особенности творческого гения Шеллинг выводил отличительную особенность произведения искусства: «бесконечность бессознательности». Красота есть выраженная в конечном бесконечность.

Красота есть основная особенность искусства. Красота в искусстве выше природной. Произведение искусства отлично от «произведения ремесла».

Первое – продукт «абсолютно свободного творчества», а второе преследует ту или иную внешнюю цель. Искусство является прообразом науки.

Общий процесс движения искусства идет от «пластичности» к «живописности». Искусство постепенно освобождается от телесного.

Шеллинг выводил искусство из абсолюта и с этим связывал проблему мифологии. Мифология выступает основной «материей» искусства. Миф есть специфическая, безотносительная к каким-либо историческим границам форма мышления. Во все времена искусство немыслимо без мифологии. Если она отсутствует, художник сам создает ее.

Источник: https://student2.ru/iskusstvo/227350-transcendentalnaya-yestetika-shellinga-problema-vidov-iskusstva/

Философия Шеллинга

Шеллинг – одна из самых ярких и неоднозначных фигур немецкой философии. Будучи персоной крайне увлекающейся, он постоянно корректировал, а то и в корне менял свои философские взгляды, попеременно углубляясь в самые разные философские течения своего времени.

За это его частенько называли «философским Протеем», так как его философия подобно морскому древнегреческому божеству постоянно меняла обличья.

Именно в связи с этим его философская система делится на несколько периодов, про которые мы и поговорим.

Первый период

Этот период Шеллинговской философии часто называют пантеистическим так как мысль знаменитого немецкого философа двигалась по пути сближения и ассимиляции всего сущего в единую дуалистичную систему, которая впоследствии преобразовалась в философию тождества.

Натурфилософия

Начало творческой деятельности Шеллинга плотно связано с натурфилософией. Этот термин, образованный от латинского «Natura» (природа) обозначает философию природы.

Все философы, занимавшиеся натурфилософией, старались понять и определить основные закономерности природных явлений, найти истоки их происхождения.

Постепенно она вытесняется системой классической физики, которая практически полностью вытесняет натурфилософский подход, заменяя его философией науки, которая считала любую недоказываемую гипотезу несостоятельной и даже не рассматривало её. С этих времён в философии науки превалирует механистический подход.

Шеллинг был с этим не согласен и хотел создать свою натурфилософскую систему. Он живо интересовался научными открытиями в естественных науках и медицине, однако особое предпочтение отдавал тем, которые были близки его философскому миропониманию.

Как было сказано выше, Шеллингу не нравился механистический подход к натурфилософии. Он придерживался совершенно иного взгляда, представляя природу как некий живой организм, представленный совокупностью творческих и созидательных процессов и создающий сам себя.

Все создания, порождённые творческим механизмом природы (растения, животные и.т.д) обладают своеобразной целостностью и каждый из них играет свою роль в едином созидательном механизме. Вследствие этого природа может казаться нам осознанным творящим субъектом, хотя это и не так.

Шеллинг мыслил природу как слепой механизм, который тем не менее удивительно целесообразен.

Перед современной ему натурфилософией Шеллинг ставит 2 важных вопроса:

  1. Разногласие между целесообразностью и слепым творческим механизмом. Согласно его размышлениям, в человеке, который вполне себе порождение природы существует «извечное разногласие» между необходимостью и свободой.

В то же время у растений такого разногласия нет, так как: «свободное в нём необходимо, а необходимое свободно»

  1. Противоречие между «Ставшим и становлением». Шеллинг считал, что природа диалектична.

Одна часть этой двойственной противоположности – продуктивность. Она подразумевает конечные продукты созидательной природной деятельности. Исследованием этой части природы занимается научное ответвление естествознания.

Вторая часть – понимание того, что природа не стоит на месте и непрерывно развивается.

Что касается первого вопроса, здесь Шеллинг очень симпатизировал Канту с его трансцендентальным идеализмом. Согласно этому учению человек может воспринимать объекты природы лишь как «феномены». То есть по сути мы видимы не истинную суть предмета, а воспринимаем его через призму нашего чувственного восприятия.

  • Из-за несовершенства человеческого сознания, считал Кант, человек не в состоянии понять то, чем вещи являются сами по себе.
  • Точка зрения Шеллинга здесь походит на кантовскую, однако в его интерпретации трансцендентальный идеализм стремится к тождественному сближению дуалистически противоположных понятий.
  • Касательно второго вопроса Шеллинг считал, что задача натурфилософии в том, чтобы полностью понять эти обе противоположности в их противоречии и единстве, научится выводить одно из другого, видеть не только весь процесс становления конечного предмета, но и видя предмет, представлять то, каким образом он мог быть создан.

Пытаясь понять природу, Шеллинг представил в своём трактате «О мировой душе» мысль о том, что последовательное развитие всех живых организмов является результатом постепенной эволюции одной и той же организации. Причём сделал это на 10 лет раньше Ламарка и на 60 раньше Дарвина.

Он считал, что свойства более высокоразвитой системы содержатся в зародышевом состоянии в низкоразвитых. Как живое, например, является эталоном для неживого, а бездуховное содержит какие-то зачатки души.

Однако на человеке это развитие заканчивается, считал Шеллинг, делая тем самым человека высшим эволюционным звеном.

По сути он пытался создать такую систему, где жизнь была бы неразрывно связана с неорганическими явлениями при этом сама жизнь считается творческим апофеозом природы, в которой тем не менее присутствует и сама природа. Это привело его к созданию теории тождества

Теория тождества

Философия тождества это несколько иные материи, нежели натурфилософия. Этот период характеризуется глубокими метафизическими размышлениями. Хотя он и тесно связан с натурфилософской работой Шеллинга

Свою философскую концепцию тождества, Шеллинг создал в противовес учениям Канта и Гегеля.

С помощью собственного понятия абсолюта, Шеллинг пытается ассимилировать друг с другом понятия мышления и бытия, реального и идеального. Абсолют в данном случае служит связующей силой, объединяющей, казалось бы, противоположные понятия в единое целое.

Однако сам Абсолют не един. Первое разделение происходит во время акта его самопознания. Так как мир идей в абсолюте тождественнен реальному, то каждая созданная идея обретает реальную форму.

Сам переход из формата идеального в реальное воплощение называется абсолютностью. Самопознание абсолютности очерчивает форму определённости идеального через её реальное воплощение. Само же реальное, воплощаясь в мире вещей представляет собой ни что иное как выражение формы абсолютности.

В итоге у Шеллинга получается следующая картина мироздания: Изначально, будучи созданным в Абсолюте, мир проистекает из него, одновременно в нём оставаясь.

Формы различённости абсолюта Шеллинг называет потенциями. Для прояснения этого понятия сам Шеллинг вводит своеобразное разделение на категории. Абсолютное делится на первообраз и противообраз, однако это деление призвано лишь выделить в едином абсолюте идеальную и реальную составляющую, ведь абсолют неделим, что следует из названия концепции.

В каждом из разделённых единств довольно специфически описывается единораздельность того самого абсолютного тождества, в котором идеальное равно реальному. Само идеальное также делится на реальное и идеальное. Для реального ситуация полностью идентична.

Здесь Шеллинг подходит к идее того, что для связи реального с идеальным внутри абсолюта должна быть какая-то особая связь, которая выступает в роли последней модификации, нужной для создания подобных единств.

Это и есть порождения абсолютного, причём порождения не в физическом смысле, а скорее следствие самого абсолютного Сама философия, согласно Шеллингу, представляет собой интеллектуальное созерцание таких следствий.

  1. Итого, теория, если говорить более простыми словами, выдвигает тезис о том, что человек мыслящий и объект, о котором он мыслит существуют не только в его голове, но и имеют воплощение в реальном, что говорит о неразрывной связи объекта с субъектом.
  2. Такая сложная система не обошлась без своей проблематики.
  3. Во-первых, непонятно, как же всё-таки образуется материя если мир всё время пребывает в плоскости, доступной лишь интеллектуальному созерцанию.

Также важной проблемой ялвляется «проблема зла». Ведь, казалось бы, если мир построен в абсолюте, как совершенный шедевр, откуда в нём место злу.

  • Попытка решить эти проблемы вылилась в кризис философии тождества, в следствие которого он выдвинул гипотезу о внезапном отпадении мира от абсолюта.
  • Это было поворотным моментом в его мировоззрении, после которого начался второй глобальный период его философии, в котором он начал сильно увлекаться религиозными идеями.
  • В этом периоде все его суждения основаны на протестантском религиозном учении.

Второй период

Философия откровений

Как уже было сказано выше, в этом периоде Шеллинг вплотную занялся изучением религии.

Если первый период можно было назвать пантеистическим, то второй целиком и полностью теистический. Весь этот период был посвящён трактованию христианской религии и попыткам разрешить свой кризис философии тождества, используя чисто теистический подход.

По своему содержанию, философия откровения делится на 2 части:

  1. Общая. В этой части Шеллинг формирует основные положения своей новой «позитивной» философии, противопоставляя её старой «негативной».
  2. Специальная. По большей части она посвящена проблемам религиозного характера, разбору христианского учения и эсхатологии.

Негативной Шеллинг называет всю свою старую философскую систему за то, что она так и не смогла избавится от субъективной точки зрения. Ведь в каждой философской системе прежде всего присутствует точка зрения субъекта, поэтому познавать вещи мы можем только с субъективной точки зрения.

Однако если мы хотим попытаться познать каковы вещи на самом деле, следует отбросить субъективную сторону и выйти за пределы наших чувств и мыслей.

Позитивная философия должна проистекать не из опыта, а из некого абсолютного бытия, что выше всего. Такое «Безусловно трансцендентное бытие» превосходит любое мышление и стоит выше всякого опыта.

Позитивная и негативная философия – априорны, однако между ними есть существенное различие. Негативная – противится опыту, в то время, как позитивная сливается, ассимилируется с опытным познанием и содержит черты, свойственные науке a priori и a posteriori.

  1. Позитивная философия абсолютно свободна, ведь её не сдерживает субъективный опыт или «негативный» рационализм, который по мнению философа обращает внимание только на конечную суть вещей и игнорирует их настоящую сущность.
  2. Согласно позитивной философии существование бога можно осознать через особый метафизический опыт.
  3. В философии откровения присутствует также и общеонтологическая часть.

Она представляет собой креационистское учение, в основе которого лежит триединый Бог, который являет собой сочетание трёх потенций. Эти силы заранее формируют подход творца к будущему созиданию к этому моменту ещё не созданного бытия.

Вот эти потенции:

  1. Дух в себе – определяет для будущего сущего «способность быть»
  2. Дух для себя – потребность бытия
  3. Дух у себя – долг бытия

В самом начале акта творения потенции выходят из состояния равновесия и становятся космическими творящими силами. Постепенно процесс творения приводит потенции в более гармоничное состояние.

Процесс этого восстановления представляют теогонический аспект – Потенции воссоединяясь становятся тремя ипостасями единого Бога и космогонический – разрозненные потенции образуют составляющие природного и духовного миров.

Конечным результатом творения должен стать первочеловек, существо свободное как от Бога, так и от потенций. Он вмещает в себя мироздание и служит связующим звеном между собой и тремя ипостасями троицы.

Благодаря этому он способен актом своей свободной воли отделиться от триединого бога, создав мир внебожественный.

Понятие «Откровения» в данном случае обозначает неизбежное восстановление единого Бога в сознании сотворённого существа, эдакое воссоединение Бога с человеком.

Первоосновой откровения Шеллинг считает некий мифологический процесс. В течении этого процесса, потенции, действующие в сознании человека в конце концов становятся воплощениями единого Бога.

Послесловие

Шеллинг один из самых неординарных мыслителей немецкого идеализма. В первую очередь из-за частой смены деятельности. Занимаясь натурфилософией он много времени уделял естественным наукам и был в курсе последних достижений медицины своего времени.

После, заинтересовавшись метафизикой, он создаёт свою философию тождества. В последнем периоде своей деятельности он пытается преодолеть кризис философии тождества через религиозную философию, в особенности Христианскую.

  • Именно третий период философии Откровений критики считают самым спорным в его творчестве, особенно приверженцы материализма и атеисты.
  • Тем не менее несмотря на такую частую смену деятельности, вырисовывается общая картина его творчества, ибо он, так же как и Кант постоянно задавался вопросом: при каких условиях, станет возможно понимание реальности?
  • И попытка найти эти условия красной нитью тянется через все его 3 основных периода.
  • Попытка объединить дуалистичную природу мироздания в единую систему, доступную познанию.
  • Причём от возможности познания человеческим разумом, он отказывается довольно быстро, особенно хорошо это заметно в философии Откровения, в тезисе о первочеловеке.

Работы Шеллинга совершенно точно достойны внимания любого, кто увлекается немецкой классической философией. Его неординарные идеи довольно интересны, к тому же он был хорошим писателем и умел доходчиво излагать свои мысли.

Источник: https://GermanExpert.ru/filosofiya-shellinga/

Ссылка на основную публикацию