Эмпедокл — в помощь студенту

Эмпедокл - в помощь студенту

Мы привыкли судить об античных врачах по Гиппократу и его последователям: скромные одежды, идея самоотречения и приверженности науке. Однако далеко не все они были такими. Многие носили яркие причудливые наряды и походили скорее на гастролирующих шаманов.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Кашпировский по-древнегречески

В наше время Эмпедокла (Ἐµπεδοκλῆς), основателя сицилийской медицинской школы, родившегося в городе Акригенте в 490 году до н.э., скорее всего назвали бы фриком. Он никогда не стриг волосы, носил на голове венок, любил облачаться в пурпурные одеяния и примерять дельфийскую корону.

Эмпедокл обожал пышные шествия и обычно ходил по городу в сопровождении внушительной свиты. По слухам, Эмпедокл был волшебником. Экстравагантный сицилиец не только не отрицал, но и всячески подпитывал эту идею.

Так, он часто устраивал сеансы массовой психотерапии, сопровождавшиеся резонансными случаями «чудесного исцеления». 

Через 2 тыс. лет эту методику повторно использовал современный «маг-целитель» Анатолий Кашпировский. В одном из письменных источников сохранилось традиционное обращение Эмпедокла к собравшимся зрителям:

«Привет вам, друзья, живущие наверху громадного города, по золоченым берегам Акрагаса, и преданные благородному и полезному труду. Я более не смертный, когда иду среди общих кликов, осыпанный цветами и венками. Когда я приближаюсь к вашим цветущим жилищам, мужчины и женщины наперерыв спешат поклониться мне. Одни просят указать путь, ведущий к богатству, другие – предсказать будущее, третьи ищут исцеления от всяких болезней. Все спешат принять мои непогрешимые вещания».

В другом источнике его называют «повелителем дождей и ветров», в третьем –описываются царственные манеры и то исключительное внимание к себе, которого он требовал и, что характерно, добивался даже во время проведения Олимпийских игр.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  История западной философии - в помощь студенту

Оценим за полчаса!

Гениальные предвидения

Несмотря на шаманско-знахарские замашки, Эмпедокл был настоящим врачом.

 Помимо шоу, которые он выстраивал в соответствии с тогдашними знаниями о психологии и физиологии человека, ученый занимался изучением окружающего мира, много путешествовал, читал труды предшественников и современников, вел, выражаясь современным языком, активную общественную и политическую деятельность. Так, он сделал верный вывод о том, что одна из основных причин господства малярии в городе Селинунта – соседство с крупным болотом, кишащим комарами. По инициативе Эмпедокла к очагу были подведены воды реки Хипс, что привело к изменению экосистемы и уменьшению популяции насекомых-переносчиков. В своем родном городе он посоветовал пробить сквозные отверстия-туннели в скалистой горе, фактически создав сквозняк, неблагоприятный для комаров, чем существенно снизил заболеваемость малярией и в Акригенте.

Эмпедокл был строгим вегетарианцем, веганом по современной терминологии. Он не только не ел животную пищу, но даже носил не кожаные, а серебряные сандалии. Согласно преданию, это не очень понравилось богам и на Олимп его взяли без обуви

Эмпедокл одним из первых предложил использовать музыку для лечения душевнобольных. Для исцеления от заболеваний, «происходящих от страстей», он рекомендовал также речитативы из поэм Гомера и Гесиода. Как подчеркивал врач, такой подход рассчитан на «самоисцелительную силу души», то есть на эффект плацебо, другими словами.

Он также первым описал строение лабиринта внутреннего уха, интересны его наблюдения о дыхании, деятельности сердца, движении крови по сосудам, о зрении и обонянии. Во многом то, что писал об этих органах и системах сицилийский врач, соответствует и современным представлениям, так что Эмпедокла можно назвать гениальным провидцем.

Занимательная генетика 

Впрочем, ошибок он наделал намного больше. Так, экстравагантный сицилиец считал, что рождение людей разного пола связано с действием тепла и холода. Он был уверен, что «корень», или снование, происхождения мужчин – земля на востоке или юге, женщины возникли на севере.

 Что касается последующего образования полов в результате деторождения, то, по его мнению, мальчик рождается, только если семя обоих родителей «одинаково горячо», и похож он бывает в таком случае на отца. Когда же оно у обоих родителей «одинаково холодно», то тогда рождается девочка, похожая на мать.

Рассматриваются и другие комбинации .Если семя отца горячее, а матери – холодное, то рождается сын, похожий на мать. Если же наоборот – горячее семя матери и холодное семя отца, – рождается дочь, похожая на отца.

Было дано интересное объяснение причинам появления на свет младенцев с врожденными дефектами, а также близняшек. Уродства связывались с большим, чем обычно, или меньшим количеством семени, выделенного на образование зародыша, или с неправильным движением семени.

Двойня или тройня рождалась, по мнению Эмпедокла, из-за того, что «семя распадалось на части», что на самом деле в принципе не сильно противоречит современным представлениям о генетике близнецов и врожденных патологий.

Эмпедокл полагал, что тому, кто хочет стать врачом, сначала необходимо изучить природу человека и лишь затем переходить к освоению искусства врачевания. Этот принцип используется в медицинском образовании до сих пор

Эмпедокл считал, что субстратом сознания является кровь. Свою теорию о стихиях (элементах), образующих сущее, он применил в анатомии.

Учитывая, что «каждый предмет состоит из стихий, соединенных не как попало, а в каждом они находятся в определенном, целесообразном соотношении и сочетании», он и мясо (мышцы), и кровь также представлял как соединение четырех стихий в равных пропорциях. 

Кости – это результат смешения 2 частей воды, 2 частей земли и 4 частей огня. Таковы были основы человеческой физиологии по Эмпедоклу.

Многогранный талант

Как и многие другие античные врачи, Эмпедокл занимался не только и не столько медициной. Он известен и как философ, поэт, оратор, политик.

 В основном ему удавалось удачно сочетать первое со вторым и третье с четвертым – так, до нас дошло более 450 стихотворных произведений с подтвержденным авторством, написанных традиционным для Древней Греции гекзаметром.

В двух поэмах, высоко оцененных литературоведами, «О природе» и «Очищения», автор изложил свои взгляды на мир. Вместе с Демокритом, Эпикуром и Анаксагором он придерживался атомарной теории строения вещества.

Эмпедокл одним из первых высказал идею о том, что живые организмы эволюционировали, то есть развивались, правда, случайным и весьма причудливым образом, а выживали и оставались на Земле лишь самые приспособленные. Например, двурукость победила четырехрукость, а существа с одной головой оказались более жизнеспособными, чем создания с двумя

Именно Эмпедокл первым сформулировал предположение, позже подтвердившееся и известное сегодня как закон сохранения массы: «Ничто не может произойти из ничего, и никак не может то, что есть, уничтожиться».

Именно этот ученый ввел в философию понятие «элементов», то есть тех начал, из которых состоит все сущее: земля, вода, воздух, огонь. 

Он же впервые сформулировал основной принцип диалектики: так, многообразие окружающего мира Эмпедокл объяснял действиями причин Любви (Филии) и Ненависти (Нейкос), которые существуют в постоянном антагонизме, но взаимодействуют, смешивая разные элементы и тем самым производя новые.

Алексей Водовозов

Журнал «Российские аптеки» №6, 2015

Эмпедокл - в помощь студенту Подробности

По мере увеличения продолжительности жизни онкологическая патология становится все более актуальной, и максимально быстрое обнаружение ее – залог успешного лечения. Программы ранней диагностики приняты во многих странах, они касаются и одного из распространенных «женских» раков.

Подробнее Эмпедокл - в помощь студенту Подробности

Спецвыпуск рубрики, где традиционно разбираются самые разнообразные мифы о здоровье, на этот раз посвящен животрепещущей теме: как устранить последствия длительных и слишком обильных застолий и вывести из организма накопившиеся шлаки и токсины.

Подробнее Эмпедокл - в помощь студенту Подробности

Если кожа очень сухая, это становится настоящим испытанием. Ощущение стянутости, зуд, воспаление… Но если бы все ограничивалось только этим!

Подробнее Эмпедокл - в помощь студенту Подробности

Может ли еда спасти нас от страшных болезней? От авитаминозов в свое время смогла, а они были настоящим бичом тех же мореплавателей.

Подробнее Эмпедокл - в помощь студенту Подробности

Бактериофаги – одни из самых загадочных препаратов аптечного ассортимента. Сейчас они переживают второе рождение – и в нашей стране, и за рубежом снова возник к ним интерес, в журналах появляется не только пересмотр старых результатов, но и масса новых публикаций…

Подробнее Эмпедокл - в помощь студенту Подробности

Сидячий образ жизни или, наоборот, работа «на ногах» и активные занятия спортом в равной степени влияют на состояние ступней ног, которые так же, как и другие части тела, требуют особого ухода и заботы.

Подробнее
Если вы фармацевт, провизор, первостольник, специалист здравоохранения или медицинский работник наш журнал «Российские аптеки» для вас.
Эмпедокл - в помощь студенту Подписаться

Получаете ли вы печатную версию журнала «Российские аптеки»?

Источник: https://rosapteki.ru/stati/v-mire-meditsini/empedokl-vrach-ucheniy-chudotvorets/

Эмпедокл

Древнегреческий философ Эмпедокл оставил в наследство всего 2 поэмы, и те сохранились лишь в виде фрагментов и цитат, но в них потомки обнаружили множество смелых идей, предвосхитивших далекое будущее.

В биографии мыслителя трудно отделить факты от легенд. Современники считали, что он обладает сверхъестественными силами и даже способен оживлять мертвых, а сам мыслитель охотно поддерживал идею своего божественного происхождения.

Бертран Рассел в книге «История западной философии» назвал Эмпедокла

«смесью философа, пророка, человека науки и шарлатана».

Детство и юность

О молодых годах философа известно мало, и даже по поводу даты его рождения информация противоречива. Большинство историков склоняются к тому, что это был 490 год до нашей эры.

Основная часть жизни мыслителя прошла в городе Акраганте (сейчас — Агридженто) на Сицилии, поэтому в сохранившихся письменных свидетельствах его часто называют Эмпедоклом из Акраганта.

В некоторых источниках также встречается уточнение «сын Эксенета».

Эмпедокл - в помощь студентуПортрет Эмпедокла

Биографические сведения о философе известны в основном из работы Диогена Лаэртского, собственных сочинений Эмпедокла и трудов других античных мыслителей. Он стал основателем школы ораторского искусства, писал тексты речей и славился красноречивыми выступлениями. Аристотель считал его основоположником риторики.

Эмпедокл был убежденным сторонником демократии и выступал за то, чтобы молодой Акрагант пошел по этому пути. Его положение в обществе было весомым, а позиция – убедительной, но сохранить в городе желаемый уклад он не смог. Сторонники тирании захватили власть и приговорили философа к изгнанию из города. После поражения Эмпедокл отошел от политики, целиком погрузившись в философию.

Современники считали, что Эмпедокл много путешествовал, и именно это было источником его глубоких познаний – якобы искусству прорицания его могли научить только жрецы Египта, а тайнам колдовства и медицины – восточные мудрецы, однако подтверждений того, что античный мыслитель действительно бывал в разных странах, нет.

Эмпедокл - в помощь студентуЭмпедокл

В родных землях философ считался чудотворцем и магом. Ему приписывали разные чудеса, вплоть до воскрешения мертвых – якобы он смог оживить женщину, 30 дней пролежавшую бездыханной.

Его прозвали Запретителем ветров – по легенде, когда ветер однажды разгулялся так сильно, что повредил урожай, Эмпедокл распорядился изготовить мехи из ослиных шкур и растянуть их по холмам и вершинам, после чего погода улучшилась.

Также философу приписывают спасение Селинунта от эпидемии чумы: он приказал пробить скалу, чтобы впустить в погибающий город свежий воздух, и вскоре северные ветры оздоровили атмосферу и унесли болезнь.

Философия

Свои идеи Эмпедокл излагал в стихотворной форме. Досократовские мыслители сохранили, зафиксировав в трудах, две его поэмы: «Очищение» и «О природе». Предположительно, в них обеих было 5 тыс.

строк, но сохранились только 450.

Стихи, входящие в состав поэм, выражают его мысли не только точно, но и изящно: Эмпедокл был мастером слога и умело использовал метафоры и другие приемы поэтического искусства.

Эмпедокл - в помощь студентуПортрет Эмпедокла

В юности Эмпедокл поддерживал пифагорейское течение, но потом его изгнали из рядов учеников – то ли за то, что он предал огласке тайные знания, то ли за то, что он присвоил себе чужие достижения (единого мнения на этот счет не существует). Некоторые идеи Пифагора, в частности учение о пропорции, потом легли в основу натурфилософии мыслителя.

В основе учения Эмпедокла лежит учение об архэ – первооснове, лежащей в основе 4 стихий, которым соответствуют 4 божества – Аид, Зевс, Гера и Нестис.

Стихии, будучи вечными и неизменными, постоянно движутся, заполняют пространство и образуют все вещи вокруг, включая человеческое тело. Например, кровь состоит из 4 элементов в равных пропорциях, а кости – из 4 частей огня, 2 – земли и 2 – огня.

При этом сами стихии пассивны и ничего не создают, а движутся благодаря столкновению 2 противоположных сил – Филеи (Любви) и Нейкоса (Ненависти).

Эмпедокл - в помощь студентуФилософ Эмпедокл

Рождение и гибель Эмпедокл считал неверными понятиями, за которыми стоит простое соединение и разъединение элементов. Этот дуализм лежит в основе всего сущего, образуя циклический процесс, в ходе которого последовательно проявляются единство и множество.

В стихотворных поэмах философ высказал десятки гениальных мыслей, опередивших его время. Тогда, разумеется, такие смелые идеи невозможно было подтвердить эмпирически, и современникам взгляды Эмпедокла казались фантастическими, но с развитием науки ученые с удивлением обнаружили в античных свитках зачатки многих важных идей.

К примеру, Эмпедокл поддерживал закон сохранения (впервые высказанный элеатами), утверждая, что ничто не возникает из пустоты.

В трактате «О природе» он писал, что свет распространяется с определенной скоростью, которая является большой, но конечной величиной.

Также в работах Эмпедокла обнаружены основы теории естественного отбора, развитой Дарвином: философ утверждал, что виды постоянно меняются, и выживают только самые приспособленные из них.

Эмпедокл - в помощь студентуСредневековое изображение Эмпедокла

Естественно, что его учение имеет в целом не так много сходства с идеями современной биологии – например, мыслитель полагал, что первые животные были механическими, случайными соединениями отдельных органов, в том числе человеческих, но его гипотезы нашли отражение и развитие в трудах последователей и заложили основы изучения органической жизни.

Читайте также:  Марксизм - в помощь студенту

Это не единственный вклад в науку, сделанный философом.

Эмпедокл выступил автором концепции воздуха как некой субстанции, записывал наблюдения фактов центробежной силы и указывал, что Луна светит не собственным, а отраженным светом.

Его также интересовала тема деторождения: особенно загадочным он считал рождение разнополых детей-близнецов и пытался объяснить этот феномен через теорию переселения душ.

Античному философу принадлежат идеи и догадки в области медицины, особенно в том, что касается физиологии и чувственного восприятия. Он был одним из первых, кто пытался отделить врачевание от знахарства и слепых верований. Эмпедокл настаивал, что медицина – наука, а не тайное магическое знание, и врач обязан изучать тело человека, а не просто следовать древним преданиям.

Эмпедокл - в помощь студентуБюст Эмпедокла

С точки зрения гносеологии, Эмпедокл выступал сторонником чувственного познания и был оптимистом в том, что касается его границ, утверждая, что истина существует и принципиальных препятствий на пути ее постижения нет.

При этом мир человек познает через ощущения: его органы приспосабливаются к изучаемому объекту и через специальные поры воспринимают информацию.

Чем шире поры, тем больше многогранных и сложных сведений через них можно воспринять и познать.

Вместе с Анаксагором Эмпедокл заложил основы развития греческой философии, из которой потом выросли учения атомистов, работы Аристотеля и Платона.

Личная жизнь

О жене великого философа ничего не известно. Потомки, однако, у него были: Сатир в «Жизнеописаниях» упоминает, что у Эмпедокла родился сын, которого мыслитель назвал в честь своего отца Эксенетом. Также в некоторых источниках встречается упоминание о дочери, которая то ли намеренно, то ли случайно сожгла часть оставшихся незаконченных рукописей философа.

Эмпедокл - в помощь студентуПортрет Эмпедокла

Эмпедокл отличался экстравагантной манерой поведения и любил подчеркивать свое превосходство над другими.

Он носил одежду жреца – пурпурную мантию, золотой пояс и дельфийскую корону, везде появлялся в окружении свиты и восторженных учеников, а его величавая надменность внушала согражданам трепет.

От родителей ему досталось приличное состояние, которое он предпочел потратить оригинальным образом, выдавая бедным полузнакомым девушкам приданое и организовывая для них удачные браки.

Смерть

О том, как умер Эмпедокл, существует немало версий – от бытовых до фантастических. Диоген Лаэртский приводит 2 из них.

Согласно первой, знаменитый философ был взят на небо живым, и ему «надо приносить жертвы, как ставшему богом».

По второй – Эмпедокл выбрал самоубийство: почувствовав приближение смерти, он бросился в жерло вулкана Этна. Сограждане узнали о его гибели, обнаружив в пепле близ горы его бронзовые сандалии.

Эмпедокл - в помощь студентуПамятник Эмпедоклу

Однако в некоторых письменных свидетельствах того времени обнаруживаются более простые версии: возможно, Эмпедокл упал с повозки, отправлявшейся на праздник в Мессену, сломал бедро и, заболев после этого, скончался. Также упоминается, что на самом деле он поскользнулся и упал в море. Будучи немощным стариком, философ не справился с набегающей волной и утонул.

Какая из трактовок верна и что именно стало причиной смерти, достоверно не известно. Историки расходятся даже во мнении, сколько лет было мыслителю на момент смерти: 60, 77 или 109.

Потомки воздвигли Эмпедоклу статую в родном городе. Позже римляне перенесли ее в столицу и поставили на площади перед зданием Сената. Также сохранились скульптурные портреты философа, по которым можно составить приблизительное представление о его внешности.

Цитаты

Много разительных бед притупляет пытливые думы.Жалок, кто смутное мнение в душе о бессмертных имеет.Космос один, однако космос не составляет Вселенной, но образует лишь некоторую, небольшую часть Вселенной, остальная же часть ее представляет собой необработанную материю.Ничто не может произойти из ничего, и никак не может то, что есть, уничтожиться.

Труды

Источник: https://24smi.org/celebrity/29247-empedokl.html

Эмпедокл — Русская историческая библиотека

Эмпедокл (около 492–432 гг.) возвратил древнегреческую философию от абстракций пифагорейской и элейской школ на почву реальности, сохранив однако же в ней все, добытое италийскими философами.

Человек, живший на Сицилии, в Акраганте, и оказавший этому городу большие услуги улучшением его государственных учреждений, Эмпедокл был с тем вместе ученый, обладавший большими сведениями в естественных науках.

Он пользовался у своих сограждан величайшим уважением не только за свою политическую деятельность, но и за свои техническая работы, как например, за осушение болотистых низменностей близ Селинунта, за сооружение стен, остановивших холодный ветер, рвавшийся из ущелий, пользовался величайшим уважением и как врач и как мудрец.

В своей дидактической поэме «О природе», имевшей высокое, поэтическое достоинство, Эмпедокл, по примеру Гераклита, изложил теорию происхождения вселенной, дал прекрасные картины земной поверхности, продуктов её, населяющих ее живых существ, и с гениальным умом высказал мысли, до которых лишь в недавние времена дошли специальные науки; так например, он говорил, что горы и скалы подняты силой огня. Вероятно, занятия Эмпедокла естествознанием подали повод к легенде, что он бросился в кратер Этны, желая узнать причину вулканических явлений. Вообще имя его окружено мифическим блеском. В народных рассказах сохранились баснословные предания и о том, как очистил, он воздух от болотных испарений. Фактическая истина состоит, вероятно, в том, что он провел каналом в Селинунтские болота две реки и что он проломал скалу, находившуюся на север от Акраганта, для того, чтобы через пролом летел ветер в низменности на юге от города и гнал их испарения в море. Это более сообразно с топографическими условиями той местности, чем рассказ Плутарха, что Эмпедокл избавил Акрагант от зараз и сделал плодородным бесплодное поле, загородив стенами ущелья, из которых дул ветер на равнину.

Эмпедокл - в помощь студенту

Эмпедокл

Философия Эмпедокла

Эмпедокл подобно элеатам говорит, что нет ни возникновения, ни исчезновения: возникновение – только сочетание веществ, исчезновение – только разъединение их; подобно элеатам он говорит, что бытие вечно и неизменно.

Но, говоря о бытии, он понимает под этим словом вещество; по его понятиям, вещество вечно и существуют четыре первобытные класса его.

Этим четырём вечным стихиям он давал кроме простых житейских, мифологико-аллегорические названия: огонь – это всепроницающий Зевс; воздух – жизнедательница Гера; земля, мрачное жилище отверженных духов – это Аидоней; для четвертой стихии, воды, Эмпедокл сам составил аллегорическое имя: Нестис.

Этими четырьмя стихиями правят две движущие силы: любовь и ненависть или раздор. Первоначально стихии находились в состояния согласия и спокойствия, образуя шар, «божественную сферу»; из этого спокойствия они были выведены действием ненависти: борьба ненависти с любовью производит ряд соединений и разъединений разных стихий. Этот процесс перемен привел к тому, что возникло нынешнее устройство вселенной.

Переход из первобытного, блаженного состояния к этому процессу составляет, по учению Эмпедокла, отпадение от истины; перемены происходят по законам природы; и первоначально тела формировались только действием случайностей: из этих случайных результатов постепенно развился порядок, до некоторой степени разумный.

Чтобы объяснить происхождение одних тел из других, Эмпедокл полагает, что все тела состоят из бесконечно малых частиц: каждая частица принадлежит той или другой из четырех стихий.

Жизненная сила человеческого организма находится в крови; самосознание возникает при известных сочетаниях составных частиц; одно и то же сочетание может повторяться много раз; на этом основано учение Эмпедокла о бессмертии и о возрождении.

Способность человека познавать всяческие предметы происходит оттого, что он состоит из всех стихий и что в нем действуют оба движущие начала, так что он микрокосм, – маленький мир, в котором отражается вселенная.

Нравственное учение Эмпедокла

Философия Эмпедокла не ограничивается учением о происхождении и развитии вселенной; она имеет и теорию нравственности. По дошедшим до нас отрывкам его поэмы «О природе» и другой его поэмы, называющейся «Песнями очищения», трудно определить связь между его понятиями о вселенной и нравственным учением.

Мысли Эмпедокла о переселении душ и о цели жизни показывают, что он был энтузиаст.

Неизменное решение судьбы определило, что те из божественных духов (демонов), которые в затмении разума осквернили себя убийством или клятвопреступлением, изгоняются на 30,000 лет из мира блаженных и должны провести это время в странствованиях трудными путями земной жизни в разных образах смертных существ.

Так и сам он низвергнут из блаженного жилища богов на землю за то, что, увлекшись неистовой распрей, совершил убийство.

Возвышенными стихами он описывает по впечатлениям собственного опыта, как мучительно состояние грешных духов, скитающихся без отдыха по всем частям вселенной, как бедственна участь души, которая вступила в область раздора, болезни и смерти, облекшись одеждою тела; вступление в земную жизнь – это переход от жизни в царство смерти.

Бежавший убийца должен был у греков искупить свой грех покаянием и очищением; так извергнутый из царства блаженных в земную телесную жизнь дух должен очиститься, чтобы возвратиться в свое прежнее, чистое и высокое существование.

Должно полагать, что в «Песнях очищения» находились заповеди о том, какими средствами покаяния и очищения может быть сокращаемо странствование души через печальную земную жизнь; вероятно, к числу заповедей об очищении принадлежало воспрещение убивать животных и есть мясо; но должно думать, что законы очищения у Эмпедокла не имели такой суровости, как восточный аскетизм, от которого отвращались греки. Эмпедокл помнил, что он жил на земле в образах разных существ: был кустарником, был рыбою, птицею, был мужчиною, был и женщиною; он надеялся, что «силы, которые ведут души по путям их», вознесут его теперь в божественные жилища, возвращение в которые открыто благодетелям людей: пророкам, поэтам и врачам. Великое учение о любви, создающей вселенную, было открыто поэту музою, и кажется, что оно было открыто ему ею, как таинство, размышлением о котором он может освободиться от гибельной ненависти и от всей той испорченности, какой ненависть подвергла его дух. Прекрасное описание золотого века, вероятно, было внушено Эмпедоклу страстным ею желанием возвратиться из области ненависти в блаженное состояние спокойствия и гармонии.

Эмпедокл как астроном

Подобно большинству других древнегреческих мыслителей, Эмпедокл сочетал свои философские умозрения с занятиями естественными науками. В этой области он высказал немало любопытных гипотез. Вокруг Земли, по мнению Эмпедокла, движутся по кругу два полушария – одно полностью из огня, а другое – из воздуха малой примесью огня. Второе полушарие, вращаясь, порождает ночную тьму.

Солнце Эмпедокл считал не реальным объектом, а лишь отражением стихии огня (вроде тех, что бывают на воде). Луна образовалась из воздуха, который был увлечен огнем вверх и сгустился в небе так же, как водяные дождинки сгущаются в град. Свет Луны, по теории Эмпедокла, является лишь отражением света Солнца.

Бытие Эмпедокл считал похожим по форме на шар, но он слегка вытянут и ближе напоминает не сферу, а лежащее яйцо. Вследствие этой вытянутости протяжённость Земли по горизонтали больше, чем расстояние от неё до неба.

Небесный свод, согласно Эмпедоклу, – не воздух, а кристаллическая твердь из льдистой материи.

Более поздние греческие учёные вывели из этого учения теорию мироздания как совокупности прозрачных концентрических хрустальных сфер, на которых вращаются вокруг Земли все небесные светила.

Впрочем, сам Эмпедокл думал, что к «небесному кристаллу» прикреплены только звезды, а планеты движутся свободно.

Эмпедокл сознавал разницу между меняющими своё положение на небе планетами и «неподвижными» звездами. Причину солнечных затмений Эмпедокл справедливо усматривал в том, что иногда Луна заслоняет собой Солнце.

Эмпедокл как физик

Эмпедокл полагал, что свет распространяется в пространстве не мгновенно, а с некоторой конечной скоростью. Это мнение сильно противоречило общепринятым теориям греческой физики, и его отвергал позднее даже великий Аристотель.

Экспериментальное подтверждение наличия у света определённой скорости было получено лишь западным учёным XVII столетия Олафом Рёмером во время наблюдений затмений спутников Юпитера при наибольшем и наименьшем его расстояниях от Земли.

Определив и величину скорости света, Рёмер доказал, что в споре двух античных научных гениев прав был не Аристотель, а Эмпедокл.

Эмпедокл как биолог

В сфере биологии Эмпедокл пропагандировал фантастическую, гипотезу о том, что животные и растения возникли как сочетания отдельных органов, которые поначалу существовали самостоятельно, без своих «хозяев», свободно носясь в пространстве. Из случайных соединений таких органов возникли все живые виды.

Первые сложные существа состояли из уже сросшихся частей, но еще имели цельности. Затем возникла цельность, и, наконец, живые индивиды перестали формироваться из безличностных органов, а стали рожать друг друга.

Их виды разделились по «темпераментам»: одни стремились жить в воде, другие – дышать воздухом и иметь в себе больше огня, а третьи, тяжёлые, остались на Земле.

Эмпедокл развивал и идею преимущественного выживания видов, оказавшихся целесообразными, которую некоторые сближают с «естественным отбором» Дарвина. Согласно взглядам Эмпедокла, в периоды господства Любви возникали (сперва совершенно случайно) части животных – головы, руки, ноги.

Затем они так же случайно и механически соединялись, составляя причудливые сочетания, вроде, человекобыков. Но в итоге выживали лишь те сочетания, которые оказывались жизнеспособными.

Аристотель писал, что, по Эмпедоклу, «части, где все [случайно] совпало так, как если бы они образовались по определенной цели… сохранились», а все иные погибли.

Гносеология Эмпедокла

Согласно теории чувственного восприятия Эмпедокла, мы постигаем подобное подобным. Каждый из органов ощущений приспосабливается к ощущаемому. Поры одних органов шире, а других уже ощущаемого, так что для каждого рода ощущения существует свой особый, «соответственный» орган.

Объясняя суть зрения, Эмпедокл говорит, что внутри глаза находится огонь, а вокруг него, в виде оболочек, земля, вода и воздух. В акте зрения присутствуют два рода «истечений»: одни направляются от внешнего объекта к глазу, а другие, наоборот, – от глаза к предмету.

Вследствие этого во всяком ощущении смешиваются субъективные и объективные начала.

Умственное мышление, по Эмпедоклу, сходно с чувственным ощущением, ибо иначе первое не могло бы обобщать факты последнего.

Литература об Эмпедокле

В. Ф. Асмус. Античная философия. Глава «Эмпедокл»

Сёмушкин А. В. Эмпедокл. М., 1985

Кингсли П. Древняя философия, мистерии и магия: Эмпедокл и пифагорейская традиция. Оксфорд, 1995 (на англ. языке)

Источник: http://rushist.com/index.php/greece-rome/758-empedokl

Эмпедокл (др.-греч. ἐμπεδοκλῆς)

0 комментариев

Древнегреческий философ.

Принимал активное участие в политической жизни родного города, был вождем демократической партии, хотя происходил из знатного рода, при этом традиция изображает Эмпедокла мистиком и чудотворцем.

Эмпедоклу принадлежали две поэмы: «О природе» и «Очищения». Философия Эмпедокла совмещает в себе ионийскую физику, элейскую метафизику и пифагорейское учение о числовых пропорциях.

Четыре стихии – огонь, воздух, вода и земля – Эмпедокл назвал основой всего («корни всех вещей»), из их сочетаний в различных пропорциях возникают все вещи.

Под воздействием двух мировых сил – Любви и Вражды – эти элементы соединяются или разделяются; эти силы попеременно господствуют в мире, и их взаимодействие задает цикличность мирового процесса.

Во время господства Любви все элементы объединены в один однородный шар (σφαῖρος), но с постепенным усилением действия Вражды отдельные части этого шара отсоединяются и дают единичным начало вещам; при тотальном господстве Вражды все разделено на мельчайшие частицы элементов.

Читайте также:  Математические операции с многочленами. деление многочлена на одночлен - в помощь студенту

Теория Эмпедокла дает первый образец учения об эволюции и естественном отборе: сначала возникают отдельные органы, которые соединяются друг с другом случайным образом, и выживают лишь наиболее приспособленные к жизни образования, способные к размножению.

Эмпедокл создал свою трактовку ощущений, согласно которой от воспринимаемого объекта постоянно выделяются «истечения», которые попадают в «поры»воспринимающего субъекта.

Субстратом сознания Эмпедокл считал кровь; Гален считал Эмпедокла основателем сицилийской медицинской школы.

В поэме «Очищения» излагалось учение о переселении душ (метемпсихозе) и избавлении от круга перерождений, сходное с орфико-пифагорейским. Эмпедокл был учителем софиста Горгия.

Издания фрагментов:

Empedocle di Agrigento, Frammenti e testimonianze. Origini, Purificazioni, con i frammenti del papiro di Strasburgo / Ed. A. Tonelli. Milano, 2002;

Фрагменты ранних греческих философов. Ч. 1 / Пер. А. В. Лебедева. М., 1989.

Иллюстрация:

Эмпедокл. Миниатюра. Нюрнбергская хроника. 1493.

 А.Д. Пантелеев

Литература

  • O’Brien D. Empedocles' cosmic cycle: a reconstruction from the fragments and secondary sources. London, 1969
  • Kingsley P. Ancient Philosophy, Mystery, and Magic. Empedocles and Pythagorean Tradition. Oxford, 1995
  • Primavesi O. Empedokles Physika I. Eine Rekonstruktion des zentralen Gedankengangs. Berlin; New York, 2008
  • Montevecchi F. Empedocle d’Agrigento. Napoli, 2010
  • Сёмушкин А. В. Эмпедокл. М., 1985
  • Егоров А. С. Эмпедокл и проблема греческого шаманизма // Вопросы философии. 2007. № 8. С. 97-105
  • Аванесов С. С. Эмпедокл: божественность и самоубийство // ΣΧΟΛΗ. Философское антиковедение и классическая традиция. 2007. Т. 1. № 2. С. 147-171

Источник: https://w.histrf.ru/articles/article/show/empiedokl_dr_ghriech_mpedokl_s

ЭМПЕДОКЛ

ЭМПЕДОКЛ (ок. 492 – ок. 432 до н.э.) – древнегреческий философ, поэт, врач, политик и религиозный деятель. Родился в г. Акраганте на Сицилии. Детали биографии, сообщаемые в истории философии Диогена Лаэртия представляют собой, преимущественно, античные легенды.

Большая часть информации черпается из его собственных сочинений – поэм О природе и Очищения, известных по фрагментам. Аристократ по рождению, в политике Эмпедокл был сторонником демократии, был известен как врач.

В философии сочетал элементы ионийской натурфилософии (О природе) с орфико-пифагорейским учением о душе (Очищения).

Как мыслитель Эмпедокл испытал влияние предшествующей натурфилософской традиции (Милетская школа), пифагорейской философии и математики, а также религиозных культов.

Его плюралистическая система первоначал, с постулированием четырех основных элементарных форм материи, явилась философским ответом на критику монистических космогоний со стороны Парменида, как и все позднейшие системы подобного типа.

Она была призвана прежде всего объяснить наблюдаемое разнообразие и подвижность природы (вопреки тезису Парменида о едином неподвижном бытии).

В учении Эмпедокла в качестве начал космоса были названы четыре традиционные стихии ионийской физики – огонь, воздух, вода и земля, именуемые им «корнями всех вещей». Эти начала вечны и неизменны, все же изменения видимого мира происходят благодаря их сочетанию друг с другом под воздействием двух фундаментальных сил притяжения (Любви, «Филии») и отталкивания (Вражды, «Нейкос»).

Таким образом, как и Парменид, Эмпедокл полагал, что переход из небытия к бытию (и обратно) невозможен, «рождение» и «гибель» – лишь неточные имена, за которыми стоит механистическое «соединение» и «разъединение» вечных элементов.

Для обозначения элементов, как и движущих космических сил, у Эмпедокла используется мифологический язык: огонь – Зевс, воздух – Айдоней, вода – Нестида, земля – Гера.

В космогонии Эмпедокл был сторонником теории циклов, в которых сменяется то господство «любви», то господство «вражды». Отдельный космогонический цикл имеет 4 фазы: 1. эпоха «любви» – все элементы слиты воедино, образуя однородный неподвижный «шар»; 2.

«вражда» проникает в «шар» и вытесняет «любовь», разъединяя разнородные элементы и соединяя однородные; 3. «любовь» возвращается, постепенно соединяя разнородные элементы и разъединяя однородные; 4.

фаза возникновения живых существ, в свою очередь, распадается на 4 ступени: 1) отдельные члены, неспособные соединиться в организм; 2) неудачные соединения членов – монстры; 3) бисексуальные существа, неспособные к половому размножению; 4) полноценные животные.

Согласно этой теории происхождения видов, каждая новая ступень «вырастает из земли».

Большое влияние на последующую греческую философию (особенно, на атомизм) оказала теория ощущений Эмпедокла: от воспринимаемого объекта непрерывно отделяются материальные «истечения», проникающие в «поры» органов чувств. Теория «пор и истечений» имела у него универсальный характер и объясняла также физические и физиологические процессы.

Часть поэмы О природе была посвящена описанию сферы божественного. По Эмпедоклу, бог не доступен чувственному познанию, его можно лишь созерцать умом; облик бога не антропоморфен, он есть «дух, святой и несказанный, обегающий весь космос быстрыми мыслями».

В поэме Очищения Эмпедокл повествует о судьбе живых существ, излагает учение о грехопадении души, ее перевоплощении в тела растений, животных и людей как наказании и освобождении от «круга рождений» после очищения от скверны.

Сущность, которая участвует в круге перерождений, – не душа (как у пифагорейцев и Платона), а «демон» (божество). Сам Эмпедокл сообщает, что был раньше мужчиной и женщиной, рыбой, птицей, зверем.

По легенде, он окончил жизнь, бросившись в жерло вулкана Этна.

См. также ЭЛЕЙСКАЯ ШКОЛА; АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ; ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ.

Мария Солопова

Источник: https://www.krugosvet.ru/enc/gumanitarnye_nauki/filosofiya/EMPEDOKL.html

Психологические воззрения Эмпедокла

Философская схема строения человека и мира в целом на основе четырех стихий или “корней” (земля, вода, воздух, огонь) была развита крупным философом и врачом древности Эмпедоклом (490-430 гг. до н.э.).

Согласно Эмпедоклу, первоэлементами мироздания является не одна какая-то стихия, а четыре — земля, вода, воздух, огонь.

Мир образуется в результате механического сочетания вечных, неизменных и инертных по своей природе стихий под влиянием двух мирообразующих сил, названных Эмпедоклом соответственно Любовь или Дружба и Ненависть или Вражда. Самые эти силы тоже материальной природы.

Сок растений и кровь у животных и человека есть ведущая структура организма, и именно кровь и сок благодаря наиболее совершенному сочетанию в них стихий рассматривались Эмпедоклом в качестве носителей душевных, психических функций.

Поскольку психическое приписывалось философом не только животным и человеку, но и растениям, следовательно, Эмпедокл выразил отличную от Фалеса и Алкмеона точку зрения на границы психического, называемую биопсихизмом.

Впоследствии принципа биопсихизма будут придерживаться Аристотель, Авиценна и другие философы.

У человека центром движения крови является сердце, поэтому оно, а не мозг как это предполагал Алкмеон, является органом души. Кровь определяет и ощущения, и чувства, и мысли. С кровью связаны также особенности общей активности и подвижности человека.

Сходные с Алкмеоном мысли Эмпедокл высказывает и при рассмотрении механизма восприятия. По мнению философа, для возникновения ощущения необходимо, чтобы подобное действовало на подобное. По сравнению с Алкмеоном, Эмпедокл вносит новое положение и учение о механизмах восприятия, выдвигая так называемую теорию истечений.

Наиболее полно этот механизм истечений описан философом в отношении зрения. От внешних предметов идут истечения мелких частиц, которые, проникая в поры органов чувств, вызывают образ внешнего предмета. Истечения идут не только от внешних предметов, но и от самих органов чувств. Глаз состоит на элементов огня и воды.

Влажные и огненные элементы, выходя из пор глаза, встречаются с истечениями, идущими от внешних тел, и в результате соприкосновения порождаются образы воспринимаемого предмета.

Таким образом, столкновение идущих навстречу двух видов истечений при условии сходства (подобия) их физической природы и есть тот основной механизм, посредством которого образуются ощущения и восприятия. Принцип подобия и механизм истечений были положены в основу объяснения и цветового зрения.

Воззрения Эмпедокла способствовали укреплению эволюционного подхода в объяснении возникновения и развития животных, утверждению идеи о материальной природе души, ее внешней и телесной детерминации. Гуморальная теория общей активности и подвижности человека станет предпосылкой для построения Гиппократом учения о четырех типах темперамента.

Понятие о душе в учении Анаксагора. Учение Анаксагора (500-428 гг. до н.э.) отличается от представлений прежних философов тем, что за основу мира им принимаются не отдельные стихии — земля, вода, воздух или огонь, а их дробные частицы, названные Анаксагором “гомеомериями”.

Это еще не атомы; гомеомерии ближе к молекуле, так как по своей природе они родственны тому большому веществу, которое из гомеомерии составляется. Все тела и предметы представляют собой сочетание гомеомерий. Качественное своеобразие вещи определяется преобладанием каких-либо гомеомерии в их общей смеси. Гомеомерии сами по себе инертны.

Их соединение и разъединение происходит благодаря “Нусу” или “Уму”, основное назначение которого состоит в организации и упорядочении мира. Однако Нус, по Анаксагору, — это не первичная по отношению к материи субстанция. Нус есть самое тончайшее и легчайшее вещество, близкое к воздуху. Он проникает повсюду, поэтому все имеет душу.

И растения, и животные, и человек произошли из гомеомерий, ранее рассеянных в воздухе и впоследствии прибитых к земле дождем. Вначале появились растения, потом животные, из них — человек.

В отличие от Алкмеона и Эмпедокла, Анаксагор в качестве общего механизма организации психического выдвигает не закон подобия, а принцип противоположности. Он указывает, что нельзя получить ощущение теплого, если наше тело и воздействующий на него предмет одинаково теплые. Пресное узнается через соленое, сладкое — через горькое и т.д.

В целом в учении Анаксагора выделяются следующие важные положения: 1) представление о корпускулярном строении мира как предпосылка зарождения атомистического направления в философии и психологии; 2) придание Нусу (душе) функций упорядочения и организации; 3) догадка об определяющей роли руки в становлении человека; 4) введение принципа противоположности для объяснения механизма восприятия; 5) предположение о зависимости ощущений от интенсивности, внешних воздействий и условий восприятия. В понимании общей (материальной) природы души Анаксагор примыкает к своим предшественникам, а в определении границ психического он стоял на позициях гилозоизма.

Источник: https://students-library.com/library/read/100869-psihologiceskie-vozzrenia-empedokla

Общенаучные идеи Эмпедокла

  • Многочисленные идеи Эмпедокла были развиты древнегреческими и европейскими учёными.
  • Кратко перечислим лишь некоторые из них, используя современную терминологию:
  • — скорость распространения света: Луна светит отражённым светом; для распространения света требуется время, но оно настолько мало, что люди его не замечают…
  • — основы физики и физиологии: постулируется, что «корни всех вещей»:  огонь, воздух, земля и вода. Всё в  мире происходят благодаря их сочетанию друг с другом под воздействием двух фундаментальных сил: притяжения  «Филии» (Любви) и отталкивания «Нейкоса» (Ненависти / Вражды);
  • «Для различных частей человеческого тела он даёт своего рода химические формулы: мясо и кровь = соединение четырёх элементов в равных пропорциях (по весу), кости = 2 части воды + 2 части земли + 4 части огня, нервы — 1 часть огня + 1 часть земли + 2 части воды, ногти — те же нервы, охладившиеся на поверхности от соприкосновения с воздухом».

Маковельский А.О., Досократики: доэлеатовский и элеатовский периоды, Минск, «Харвест», 1999 г., с. 595.

А причина сна, по мнению Эмпедокла —  временное отделение от организма человека некоторой части огненного элемента…

— теория ощущений и мышления человека: от воспринимаемого объекта непрерывно отделяются материальные «истечения», проникающие в воронокообразные «поры» органов чувств.

«От всех тел отделяются мелкие частицы во всех направлениях, и во всех телах имеются поры, заполненные Любовью. Взаимодействие тел заключается в том, что истечения от одних тел проникают в поры других.

Но для осуществления этого необходимым условием является соответствие истечений порам (если же истечения больше или меньше пор, то взаимодействия тел не бывает). Подобное познается подобным: элемент, заключенный в нас, воспринимает соответствующий ему внешний элемент.

Зрение возникает вследствие двойных истечений: внешних (от видимых вещей к глазам) и внутренних (истечений заключенных в глазах огня и воды, выходящих наружу). Встреча тех и других истечений порождает зрительное ощущение. Соответственно этой теории Эмпедокл определял цвет как «истечение».

Он принимает четыре основных цвета (очевидно, по числу элементов). Подробно Эмпедокл останавливается на различиях зрительной способности, на ощущениях запаха, слуха и вкуса. С точки зрения доставляемого нам познания Эмпедокл считает все ощущения равными».

Маковельский А.О., Досократики: доэлеатовский и элеатовский периоды, Минск, «Харвест», 1999 г., с. 596-597.

«Первенствующее значение в нашем организме принадлежит, по мнению Эмпедокла, крови, которая представляет собой самое совершенное смешение элементов в животном организме (у растений сок есть кровь их). Кровь является главным познавательным органом (точнее: главным субъектом познания), хотя все без исключения части нашего тела ощущают и познают.

Сердце, как центральный орган крови, управляет всем организмом. Смотря по тому, к каким частям тела наиболее часто в наибольшем количестве притекает кровь, люди обладают различными способностями. Вообще в каждом человеке главенствует та часть его тела, в которой наибольше крови.

Состав организма определяет собой умственное состояние человека: мысли людей меняются в зависимости от изменения состава их крови и прочих частей тела (это положение, которое Эмпедокл заимствует у Парменида, позже усвояется скептиками).

Различие дарований имеет свой источник в способе смешения элементов; так, ораторское дарование порождается благоприятным смешением элементов в языке, способности техника — таковым в руках и т. д.»

Маковельский А.О., Досократики: доэлеатовский и элеатовский периоды, Минск, «Харвест», 1999 г., с. 596-597.

— теория эволюции: живые существа проходят 4 ступени: отдельные члены; неудачные соединения членов – «монстры»; бисексуальные существа, неспособные к половому размножению и поэтому вымирающие; полноценные животные… Высшая ступень – человек, в котором есть огонь и душа.

Вот более подробное описание «эволюции по Эмпедоклу»:

«Сперва из земли в разных местах возникли отдельные части животных: двигались головы без шей, руки без плеч, глаза без лбов. За первой стадией одночленных органов последовал период случайного сочетания этих органов.

Последние соединяются между собой как попало и образуют всевозможные сочетания. Таким образом, возникают быки с человеческими лицами и люди с бычачьими головами, существа двухголовые и двугрудые и всякие другие чудовища.

За периодом чудовищ последовала эпоха «цельноприродных форм», в которых нет различия полов. Из периода чудовищ сохранились лишь те сочетания, которые оказались устойчивыми и жизнеспособными.

Наконец, в четвертом периоде совершилась дифференциация полов, и уже новые животные стали возникать не из элементов, но рождаться от других путем полового совокупления тех.

Таким образом,  эволюция  животного мира состоит из четырех периодов: 1) период одночленных органов, 2) период чудовищ, 3) период цельноприродных существ и 4) период половой дифференциации.

К четвертому периоду, по-видимому, следует также приурочить разделение животных на виды по месту их жизни (в воде, на суше и в воздухе). На половое влечение  Эмпедокл  смотрит, как на одно из частных проявлений космической силы Любви. […]

У Эмпедокла находят идею переживания наиболее приспособленных организмов. Предоставляя образование различных видов организмов слепому случаю, Эмпедокл объясняет целесообразное устройство современных организмов выживанием наиболее приспособленных.

Таким образом, у Эмпедокла мы находим предвосхищение учения Дарвина об естественном отборе; но между тем как Ламарко-Дарвиновская теория считает основой развития увеличивающуюся дифференциацию более простых форм, учение Эмпедокла видит эту основу в соединении разнородных форм».

Маковельский А.О., Досократики: доэлеатовский и элеатовский периоды, Минск, «Харвест», 1999 г., с.592-593.

Источник: https://vikent.ru/enc/977/

Ссылка на основную публикацию