Экзистенциал — в помощь студенту

Возможность жить по-другому, возможность строить отношения, а не разрушать их, возможность двигаться к собственным целям, понимая чего именно ты хочешь, это возможность научиться любить… Любить жизнь, любить миг в котором мы живем, любить себя и людей, которые нас окружают.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Каждый из нас ищет ответы на важные для себя вопросы. Ответы на все наши вопросы знает наш «внутренний мудрец». Но мы не всегда слышим его. Часто контакт с этой мудрой частью в нас потерян еще в детстве.

Психотерапия — это возможность встретиться со своим внутренним мудрецом, услышать и понять себя, свои желания, причины своих успехов и неудач и взять свою жизнь в собственные руки.

Мы готовы вам в этом помочь!

 Экзистенциал - в помощь студенту

Экзистенциал - в помощь студенту

[/row]

Экзистенциал - в помощь студенту

Команда профессионалов, преданных своему делу

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Маркетинговые исследования - в помощь студенту

Оценим за полчаса!

Экзистенциал - в помощь студенту

Индивидуальный подход к каждому клиенту

Экзистенциал - в помощь студенту

Уникальные обучающие программы и возможность прохождения практики для студентов

Экзистенциал - в помощь студенту

Skype-консультации

Экзистенциал - в помощь студенту

Мы работаем без выходных с 10:00 до 22:00

Экзистенциал - в помощь студенту

Экзистенциал - в помощь студенту

Экзистенциал - в помощь студенту

Психологическое сопровождение может быть полезно и ценно для каждого человека. И это нормально. Для того, чтобы обратиться к психологу вовсе не нужно быть очень больным или беспомощным. Нужно просто хотеть изменить свою жизнь и желать понять себя немного больше. Быть достаточно осознанным для того, чтобы не смиряться с тем, что вас не устраивает. И хотеть это изменить.

Мы все живем в мире людей. И рождаясь, не задумываемся над тем, кто мы, откуда пришли, каким является наше детство, почему все так, а не иначе, почему мы чувствуем те или другие чувства, почему боимся чего-то… Мы просто живем.

Мы часто делаем то, что делают другие, мы движемся к целям, поставленным не нами, как будто выполняя заданную программу. В какой-то момент любой из нас начинает задумываться…. Задавать вопросы.

Вопросы о себе, о жизни, об устройстве мира, задумываться об одиночестве и конечности нашего существования, задавать вопросы о смысле.
Какой смысл в моей жизни? Чью жизнь я живу? Чьи цели я реализую? И главное зачем?

Посещение психолога / психотерапевта это возможность понять себя и узнать себя настоящего.

По, сути, это встреча с собой. Мы многое о себе не знаем, мы многое не помним, мы о многом не задумываемся.

Увы, но последствия этой неосознанности иногда очень серьезны. Результатом становятся депрессии, зависимости, панические атаки, отсутствие интереса в целом к жизни, болезни, трудности во взаимоотношениях с близким людьми и многое другое.

Мы часто не умеем получать удовольствие от жизни, от своих решений, от общения, от сексуального контакта, мы существуем выполняя привычные действия и страдая.

Но.. Это возможно изменить. И жизнь может быть другой. Каждый из нас достоин того, чтобы прожить именно свою жизнь, и быть в ней включенным, заинтересованным, выбирающим свой путь. Жизнь в который каждый из нас является автором своего пути.

Психотерапия дает нам этот шанс!

Расписание групповых занятий с 1 апреля 2018 года

Жизнь и смерь, свобода, одиночество, бессмысленность и поиски смысла – это базовые данности существования, которые зачатую лежат в основе большинства наших проблем

На сегодняшний день более 100 различных психотерапевтических направлений можно насчитать. Здесь вы можете прочитать о сходстве и различии этих направлений с экзистенциально-гуманистическим подходом.

Панические атаки, зависимости, депрессии, навязчивые состояния.. Где граница нормы и патологии. С какого момента нужно начать беспокоиться? И как определить, нормальна ли ваша жизнь и нормально ли то, как вы живете? Попробуем разобраться с этими вопросами здесь.

Мы все живем в мире отношений. Детско-родительские, женско-мужские, партнерские, дружеские, деловые и личные. Большинство людей, приходя к психологу хотят разобраться именно в этом. В своих отношениях. В отношениях с собой и другими.

Путь изучения психотерапии долог и тернист. Как молодому специалисту начать практику, где набирать опыт, как работать с клиентами, как «выдерживать» боль клиентов, как спасаться от эмоционального выгорания, что такое супервизия. Все об этом и многое другое вы найдете здесь.

Наши дети, их мечты, трудности и особенности. Что мы, взрослые, можем сделать, чтобы ребенок чувствовал себя любимым и нужным. Отношения с детьми и родителями.

Для чего мы живем? Есть ли общий смысл для всех или каждый из нас ищет свои смыслы во всем. Смысл и бессмысленность нашей жизни.

Книги, которые перевернули нашу жизнь. Это возможность учиться и расти на опыте других людей. Мы готовы поделиться нашими находками о разных книгах про психологию здесь.

Здесь вы можете подробнее узнать о пользе йоги для жизни, о том, что такое play-back театр, как преодолеть барьер в изучение иностранного языка и многое другое.

Источник: http://existence-centre.ru/

Экзистенциальная психотерапия: решение всех проблем — в постижении смысла бытия

В начале 40-х гг. XIX века появилось новое направление в философии — экзистенциализм. Основоположником стал молодой датский философ, писатель и психолог Сёрен Обю Кьеркегор.

В центре учения — самобытная, уникальная личность, которая по-своему, отлично от других, воспринимает окружающий мир, пропуская его через себя.

Каждый человек рассматривается через психологическую ситуацию, в которой тот пребывает в определённый момент и которая запечатлевает эмоциональную и духовную глубину его проблем. Позже идеи были подхвачены такими великими умами, как Ницше, Сартр, Хайдеггер.

В начале XX века появилась экзистенциальная психотерапия, обязанная своим рождением данному философскому направлению. Её цель — помочь каждому обрести смысл существования, найти своё место. Тем самым решается большинство проблем не только психического, но и физиологического плана.

Что это такое

Экзистенциал - в помощь студенту

На сегодняшний день экзистенциальная психотерапия — это направление, избавляющее людей от страданий (и душевных, и физических) через осмысление собственной жизни, ценностей, истинного предназначения.

Если в момент своего зарождения она была лишь ответвлением философии экзистенциализма, то сейчас это самостоятельное, достаточное популярное течение, показывающее отличные результаты и доказавшее за 100 лет практики эффективность и состоятельность.

Данное направление нередко называют экзистенциально-гуманистическим, так как оно целиком центрировано на личности и её проблемах.

Причём каждый отдельный случай рассматривается как уникальный, не похожий на все остальные. Соответственно, линия лечения не может быть типичной или схематичной.

Каждый раз методы терапии подбираются заново, выстраиваются в совершенно иной логике и системе, чтобы помочь конкретному человеку.

Критика

У любой медали есть две стороны, и экзистенциально-гуманистическое направление в психотерапии нередко подвергается критике. Самыми уязвимыми оказываются 4 момента.

Первый — множество направлений и ответвлений. Подчас они слишком далеко отходят от основных принципов истинной экзистенциальной психотерапии, сливаются с другими, создают отдельные течения и школы.

Второй — отсутствие чёткой стратегии лечения. Каждый раз, исходя из ситуации, она меняется, подстраиваясь под клиента.

Третий — консультирование каждого нового клиента не должно базироваться на прежнем опыте. Экзистенциальный психотерапевт не имеет права проводить аналоги с другими случаями из практики.

И последнее, за что критика особенно часто бичует экзистенциальную психотерапию, — отсутствие гуманизма, как бы парадоксально это не звучало. Клиент должен быть готов переосмыслить сущность своего бытия через ключевые моменты боли, которые были им пережиты. На практике оказывается, что далеко не все способны это сделать. Иногда дело заканчивается обострением психотравмы.

Происхождение названия. Термин восходит к латинскому слову «existentia», которое переводится как «существование». Оно отражает суть направления и в философии, и в психотерапии. Познать смысл своего бытия — вот цель каждого человека, которая поможет избавиться от любых проблем.

Основные представители

  • Экзистенциал - в помощь студенту
  • Экзистенциальная психотерапия представлена яркими личностями, труды которых до сих пор являются бестселлерами, а имена известны далеко за рамками направления.
  • Карл Теодор Ясперс (1883-1969)

Немецкий философ, психолог и психиатр. Раскритиковал диагностические критерии и методы клинической психиатрии. Сформулировал для своих коллег новую задачу — вывести человеческую сущность за пределы границ и рамок, которые диктует ей общество и которыми она окружает себя.

Людвиг Бинсвангер (1881-1966)

Швейцарский психиатр. Первый теоретик экзистенциальной психотерапии как эмпирической науки, работающей в рамках антропологического подхода к человеческой личности. И в то же время — её первый практик: на основе своего же учения успешно вылечил от невротической анорексии одну из пациенток и подробно описал данный случай.

Медард Босс (1903-1990)

Швейцарский психиатр и психолог, основоположник дазайн-анализа. Главная мысль учения — люди не существуют отдельно от мира, но и он не существует отдельно от них. Только человек раскрывает — высвечивает — мир.

Dasein (дазайн) и есть то самое «высвечивающее», что выводит вещи «на свет». Исходя из этого понятия, психопатология — жизнь в темноте как осознанный выбор пациента.

Соответственно, цель экзистенциальной психотерапии — возвратить его к свету.

Рональд Дэвид Лэйнг (1927-1989)

Шотландский психиатр. Ведущий идеолог антипсихиатрии, к которым сам себя не причислял. Его взгляды на методы лечения психопатологий были сформированы под влиянием экзистенциализма и шли вразрез с общепринятыми положениями психиатрии. Рассматривал поведение любого пациента (даже в самых запущенных случаях) как выражение личной свободы, имеющее полное право на существование.

Виктор Эмиль Франкл (1905-1997)

Австрийский невролог, психиатр, психолог. Создатель логотерапии — узкого направления в экзистенциальной психотерапии. Считал, что постижение смысла бытия и объективный взгляд на происходящее (насколько бы ужасным оно не было) помогает не только преодолеть все трудности, но и выжить.

Ролло Мэй (1909-1994)

Американский психолог, психотерапевт. При работе с клиентами призывал ориентироваться на основные проблемы экзистенции: вина и тревога, свобода и ограничения, добро и зло, ответственность и судьба, любовь и насилие. Работа «Любовь и воля» стала национальным бестселлером.

Алиса Хольцхей-Кунц (1943)

Швейцарский психотерапевт, ведущий экзистенциальный аналитик современности, доктор философии. Будучи со-редактором Бинсвангера и любимой ученицей Медарда Босса, частично отошла от их взглядов. Представляет абсолютно новое аналитическое течение: примирила психоанализ Фрейда с экзистенциальными основами.

Джеймс Бьюдженталь (1915-2008)

Американский психолог, психотерапевт. Именно он в ответ на критику экзистенциальной психотерапии об отсутствие чёткой стратегии сформулировал 5 основных принципов данного направления.

Ирвин Ялом (1931)

Американский доктор медицины, психотерапевт, профессор психиатрии. Противник формального подхода к лечению без учёта индивидуальности.

Предлагает для каждого клиента «изобретать» новую психотерапию — на основе уникальной, не похожей на остальные истории.

По его мнению, экзистенциальная терапия должна строиться на межличностных отношениях «здесь и сейчас», на взаимных откровениях врача и пациента. Много работ посвящено преодолению страха смерти.

Альфрид Лэнгле (1951)

Австрийский психолог, психотерапевт. Благодаря ему, появилась экзистенциально-аналитическая психотерапия, которая пользуется на сегодняшний день невероятным успехом. Критикует традиционные методы лечения любых заболеваний (физических и психических) за то, что они всего лишь купируют симптом, не углубляясь в причину.

Рассматривает проявления болезни как стимул для саморефлексии. Предлагает пациентам задуматься об отношении к жизни, пересмотреть приоритеты, измениться и тем самым излечиться. Наивысшей ценностью считает постижение глубинной духовной сущности себя и других людей.

Возглавляет Ассоциацию экзистенциально-аналитических психологов и психотерапевтов.

Основные принципы

Экзистенциал - в помощь студенту

Основополагающие положения, которыми руководствуется экзистенциально-гуманистическая психотерапия (по Джеймсу Бьюдженталю), центрируются вокруг человека, который:

  • представляет собой целостное существо, но гораздо большее, чем все его составляющие;
  • существует в собственном уникальном контексте;
  • осознаёт себя в отношениях с другими;
  • имеет право выбора, но несёт за каждый свой шаг ответственность;
  • интенционален — ищет смысл, определяет ценности, ориентируется на приоритеты.

Если психотерапевт в своей работе с клиентами ориентируется на эти принципы, он действует в рамках экзистенциальной психотерапии. Альфрид Лэнгле написал практическое руководство, уточнив положения Бьюдженталя. Оно включает в себя всего 4 шага. Чтобы избавиться от психопатологий любого рода, человеку достаточно пройти 4 уровня мотивации (под пристальным наблюдением и контролем специалиста).

1 уровень

Задать себе вопрос: «Могу я существовать в этом мире?». Самый сложный шаг. Нужно понять и принять свою сущность такой, какая она есть, со всеми её страхами и переживаниями, проблемами и трудностями. Не все выдерживают встречу с самим собой, не прикрытым ложью и самообманом.

2 уровень

Вопрос: «Мне нравится жить?». Нужно найти в своём существовании, каким бы тяжёлым оно ни было, положительные моменты.

3 уровень

Вопрос: «Имею я право быть таким?». Проводится достаточно глубокая саморефлексия мыслей и поступков. Клиент либо пересматривает собственные ценности, либо корректирует прошлую систему личностных стандартов. Но в любом случае психотерапевт подводит к мысли о том, что каждый человек имеет право быть таким, какой он есть, не ориентируясь на мнение общества и стереотипы.

4 уровень

Вопрос: «Что я должен делать?». Работа с будущим. Цели — включиться в жизнь, претворять свои идеи и задумки, жить, согласно собственным ценностям, составить план на ближайшее время.

Несмотря на существование множества направлений в рамках экзистенциальной психотерапии, большинство из них руководствуются вышеозначенными положениями Бьюдженталя и описанной системой мотиваций Лэнгле.

Чаще всего они подвергаются достаточно глубинной коррекции, исходя из индивидуальных особенностей клиента, но суть остаётся прежней — через постижение сущности своего бытия справиться с любыми проблемами.

Методы, приёмы, техники

Нельзя чётко назвать методы экзистенциальной психотерапии, так как для каждого нового клиента специалист «изобретает» особенный подход в лечении. Поэтому в её арсенале находится широкий выбор техник и приёмов, с помощью которых личность выводится на свет из тёмной глубины собственного сознания. Как правило, они заимствованы из других направлений:

  • проявление творческого потенциала через техники арт-терапии (в зависимости от способностей клиента);
  • перенос и контрперенос из гештальт-терапии (работа в двойке клиента и экзистенциального психотерапевта);
  • ведение дневника, отдаление, эмпирические эксперименты, переоценка, децентрация, декатастрофикация, целенаправленное повторение, откладывание — методы когнитивной терапии;
  • ролевые тренинги, направленные на обыгрывание и понимание изнутри проблемной ситуации — из поведенческой психотерапии;
  • вопросно-ответная методика, беседа, проговаривание — основа позитивного направления;
  • биоэнергетический психоанализ, биодинамика, инсайт-терапия заимствованы из телесно-ориентированной психотерапии.

Это далеко не весь список методов и приёмов. Несмотря на то, что 90% инструментария заимствовано из других направлений, есть в арсенале и собственные техники, позволяющие работать с основными понятиями экзистенциализма.

Экзистенциал - в помощь студенту

Техники работы с осознанием смерти:

  • «разрешение терпеть» — открытое обсуждение тем о смерти;
  • защитные механизмы — коррекция наивных взглядов на смерть;
  • анализ сновидений;
  • постоянные, но корректные напоминания о недолговечности существования;
  • углубление осознания неизбежности смерти через вспомогательные методики (написание собственного некролога, подробное представление своих похорон);
  • снижение чувствительности к страху смерти, который даётся на сеансах дозированно;
  • смысловая переоценка смерти, поиск в ней положительных моментов.

Техники работы с личной свободой выбора и ответственностью за него:

  • признание собственной вины;
  • осознание уклонения от ответственности;
  • преодоление рамок и запретов;
  • работа с совестью, чувством вины за неправильно сделанный выбор;
  • высвобождение собственных желаний;
  • фасилитация принятия решений: каждое действие предваряется выбором.

Техники работы с изоляцией:

  • самостоятельно принятое решение полностью изолироваться от общения на время;
  • преодоление противоречия между потребностью в общении и экзистенциальной изоляции;
  • обучение «языку интимности» — выработка автоматических навыков выражения чувств;
  • установление доверительных отношений между клиентом и психотерапевтом.

Техники работы с отсутствием смысла бытия:

  • переопределения проблемы бессмысленности;
  • преодоление тревожности;
  • вовлечение в жизнь;
  • установка и поддержание аутентичных отношений.

В зависимости от выявленной проблемы, психотерапевт может выбрать какой-то конкретный блок техник, а может последовательно включать в сеансы отдельные моменты из них.

Практика

С какими именно проблемами и диагнозами имеет дело практическая экзистенциальная психотерапия?

Читайте также:  Складывание особой формы русской государственности - в помощь студенту

В первую очередь она рекомендована для лечения депрессий, развившихся на фоне:

  • возрастных кризисов (подростковый период, старение);
  • потери близкого человека;
  • смены жизненных стереотипов;
  • утраты социального статуса;
  • внезапной психотравмы;
  • одиночества;
  • тяжёлого хронического соматического, психического заболевания, смертельного диагноза.

Пациенты, страдающие депрессией, переосмысливают собственное существование и находят в нём немало положительных моментов.

В короткие сроки экзистенциальная психотерапия избавляет людей от фобий. После принятия изоляции, когда сознание преодолевает косность собственных представлений, страхи уходят навсегда.

С неврозами, различными расстройствами личности и поведения экзистенциальная психотерапия тоже справляется, хотя при этом требуется высокий профессионализм специалиста. Пациент сам работает с собственными симптомами, устанавливает их причину, устраняет её — происходит самоисцеление. На это требуется немало времени, но усилия того стоят, как показывает практика.

Несмотря на то, что экзистенциальный подход в психотерапии постоянно подвергается критике, он достаточно востребован и эффективен в решении большого количества проблем. Те, кто осознанно идут на сеансы подобного рода, в короткие сроки избавляются от страхов, комплексов и неуверенности, которые являются основными причинами психопатологий.

Как выбрать психотерапевта, чтобы не разочароваться? Об этом в нашем отдельном обзоре по ссылке.

Источник: https://ponervam.ru/ekzistencialnaya-psihoterapiya.html

Экзистенциализм: определение

Экзистенциализм (от лат. exsistentia — «существование») — философское течение, а также направление в литературе, возникшие в начале 19 века, которые уделяют внимание существованию человека, его одиночеству и оторванности, поискам его «Я» и смысла жизни, который выражался бы в полной свободе от внешнего окружения и в свободе выбора.

Датский философ Сёрен Кьеркегор (в России его фамилия переводится также как Киргегард) считается первым философом, кто высказывал экзистенциональные идеи. Сам термин экзистенциализм был введён немецким философом Фрицем Хайнеманом в 1929 году.

Экзистенция (лат. exsistentia — «существование») — понятие в философии, обозначающее бытиё конкретного человека, существование, в процессе которого человек становится неповторимой личностью.

Основные идеи экзистенциализма:

  • в центре находится существование каждого конкретного человека, его «Я»;
  • внешняя жизнь человека и окружающая его среда не важны, важно лишь его внутреннее бытиё;
  • пессимистичный способ восприятия мира: жизнь представляется трагичной и бессмысленной;
  • человек свободен в своём выборе;
  • у жизни нет цели, то, что важно, — это само существование, бытиё;
  • отрицание науки.

Эти идеи поддерживаются представителями буржуазии. Экзистенциалисты имеют различные политические, социальные и религиозные взгляды. Но схожи они тем, что важнейшими эмоциями человека считают отрицательные эмоции: страдание, страх, озабоченность и другие.

Экзистенциальные проблемы

Экзистенциальные проблемы или экзистенциальный кризис — это состояние, которое появляется у человека, когда он не может понять, в чём смысл его жизни, в чём её ценность и для чего он живёт. Как правило, такими вопросами задаются люди, которые живут в развитых странах. Потому что их основные потребности уже удовлетворены и борьба за выживание окончена.

Например:

  • «В чём смысл строить отношения, если все люди умирают в одиночку?»
  • «Какова цель моей жизни?»
  • «Какой смысл того, чем я занимаюсь, если меня скоро забудут?»
  • «Как понять, что то, что я делаю, — хорошо?»

Цели экзистенциализма

Экзистенциализм уделяет большое внимание образованию человека. В частности, образование должно подготовить ребёнка к жизни. А именно:

  • научить его распознавать своё истинное «Я». Французский философ Жан-Поль Сартр говорил, что есть «Я», которым мы являемся в определённый момент, потому что существуем, и есть «Я», которым мы становимся, потому что работаем над собой;
  • помочь ему самореализоваться. Для самореализации очень важно понимать себя, свои эмоции;
  • подготовить его к трагедиям в жизни. А именно принять факт своей будущей смерти и научиться наслаждаться жизнью;
  • научить принимать собственные решения; объяснить, что человек свободен в своём выборе;
  • помочь ему социально приспособиться. Экзистенциализм учит, что в первую очередь под социальной адаптацией понимается умение ценить не только свою свободу, но и свободу других людей;
  • помочь ребёнку развить в себе уникальные черты характера;
  • привить ему чувство ответственности. Экзистенциалисты уверены, что человек сам делает свой выбор и сам же за него отвечает.

История экзистенциализма

Основоположником экзистенциализма считается датский философ Сёрен Кьеркегор. Ещё в первой половине 19 века философ высказывал близкие экзистенциализму идеи.

Помимо работ Кьеркегора, экзистенциалисты также черпали вдохновение из трудов таких учёных-философов, как Фридрих Ницше, Зигмунд Фрейд, Эдмунд Гуссерль, Освальд Шпенглер, Анри Бергсон, Георг Зиммель и др.

Неслучайно понятие экзистенциализма ввёл именно немецкий философ Хайнеман в 1929 году. Атмосфера в Германской империи после Первой мировой войны служила хорошей почвой для расцвета отрицательных эмоций: никчёмность жизни, покинутость, страх, одиночество.

Личность в экзистенциализме

Человек свободен в выборе и сам определяет своё поведение. Всё, что не относится к внутреннему «Я» человека, не имеет значения, весь мир крутится, потому что существует человек. Существование человека очищено от социальных условностей.

Люди отчуждены друг от друга. Экзистенциалисты понимают, что взаимоотношения между людьми невозможно устранить, но отношения считаются побегом от своего «Я», они истощают внутренний мир человека. А природа — это что-то инородное, не относящееся к внутреннему миру личности.

Сторонники теории не верят, что природа создаёт человека таким, какой он есть. Они считают, что сущность человека не предопределена, не даётся ему заранее и вообще отсутствует. Человек сам выбирает свою сущность и естество.

Представители экзистенциализма

Философы-экзистенциалисты:

  • Сёрен Кьеркегор;
  • Фридрих Ницше;
  • Зигмунд Фрейд;
  • Эдмунд Гуссерль;
  • Мартин Хайдеггер;
  • Карл Ясперс;
  • Освальд Шпенглер;
  • Анри Бергсон;
  • Георг Зиммель;
  • Николай Александрович Бердяев;
  • Лев Исаакович Шестов.

Писатели-экзистенциалисты:

  • Жан-Поль Сартр;
  • Альберт Камю;
  • Габриэль Марсель;
  • Симона де Бовуар.

В книгах данных авторов присутствуют идеи экзистенциализма. Они воспевают такие экзистенциальные понятия, как отчуждение, одиночество, свободу, абсурд, страх, пустоту.

Считается, что экзистенциалисты находили в романах Фёдора Достоевского, Франца Кафки и Генрика Ибсена зачатки своих идей. Известно, что Жан-Поль Сартр и Ницше, прочитав произведение Фёдора Достоевского «Братья Карамазовы», затем цитировали рассуждения Ивана Карамазова о Боге, в частности его взгляд, что, если Бога нет, всё дозволено.

Экзистенциализм Кьеркегора

Экзистенциал - в помощь студентуСёрен Кьеркегор

Кьеркегор утверждал, что постигнуть существование с помощью его осмысления невозможно. Можно только испытать его на опыте, то есть прожить. По мнению философа, каждый человек имеет своё внутреннее «Я», которое нельзя понять из внешнего окружения. Человек может понять кто он и реализовать свою экзистенцию только бессознательно, отвлёкшись от всего внешнего.

Экзистенциализм Ницше

Экзистенциал - в помощь студентуФридрих Ницше

По мнению Ницше, Бога больше нет, человек может рассчитывать только на собственную волю. Причём воля должна быть именно к власти, в этом состоит сущность человека. Философ считал, что внутреннее «Я» человека — это его инстинкты. Экзистенциализм Ницше тесно связан с нигилизмом.

Нигилизм

(От лат. nihil — «ничто») философское понятие, введённое Ницше, связанное с обесцениванием ценностей, бессмысленностью жизни и отсутствием чего-то постоянного и неизменного.

Экзистенциализм Гуссерля

Экзистенциал - в помощь студентуЭдмунд Гуссерль

Гуссерль отрицал важность внешнего окружения, реальный мир. Есть только реальность конкретного человека, которая может быть понята, опираясь на собственные ощущения и впечатления.

Гуссерль писал о «чистом сознании» человека, которое существует независимо от человека, хоть и находится в нём. Такое сознание приводит к «идеальному бытию», которое невозможно познать опытным путём или путём осмысления — одним лишь созерцанием.

Экзистенциализм Сартра

Экзистенциал - в помощь студентуЖан-Поль Сартр

Сартр превыше всего ставит индивидуальность каждого человека. При этом субъективность человека первична, она формирует то, чем человек является, его сущность. Философ считал, что человек самостоятельно делает свой выбор и становится кем-то. У человека нет заложенной в нём кем-то или чем-то (природой или обществом) сущности, он свободен принимать решения и определять свою сущность.

Экзистенциализм и религия

Среди экзистенциалистов есть и атеисты (Жан-Поль Сартр, Фридрих Ницше), и католики (Габриэль Оноре Марсель), и протестанты (Карл Ясперс).

При этом экзистенциализм и религия не направлены против друг друга. Экзистенциалисты считают, что вера — нелепое понятие, но всё же полагают, что она имеет важное значение для познания истины.

Атеистический экзистенциализм

Атеисты-экзистенциалисты критикуют религию. По их мнению, происхождение человека необъяснимо. Но человек свободен в выборе своего существования и своей сущности. Его существование не предопределено никакой высшей силой.

Экзистенциалисты уверены, что мир враждебен по отношению к человеку, поэтому нужно отрешиться от него, от всего внешнего окружения и обратиться внутрь себя.

Человек начинает испытывать страх (Angst) от чувства одиночества, оторванности от мира, безразличности ко всему происходящему. Этот страх, в отличие от боязни (furcht), не возникает из-за чего-то конкретного.

Он овладевает человеком полностью. Жизнь, по мнению философов, лишена смысла, а существование — цели.

Религиозный экзистенциализм

Религиозные экзистенциалисты считают, что для подлинной жизни необходимо установить связь с богом. Они согласны с идеей атеистов-экзистенциалистов, что мир враждебен, но уверены, что когда человеком овладевает страх, в этот момент человек обращается внутрь себя и пытается найти Бога внутри себя. При этом именно Бог повелевает человеку, как тот должен жить.

«Позитивный» экзистенциализм

В 1951 году Ватикан обвинил экзистенциализм в излишнем пессимизме. После чего католические экзистенциалисты создали новое направление — «позитивный» экзистенциализм. Среди представителей этого направления были Никола Аббаньяно, Эрриго Пачи, Армандо Ведальди. Философы основывают свои взгляды на религии, мотивируя это схожестью последней с философией.

По мнению последователей «позитивного» экзистенциализма, у человека есть много возможностей. Он не даёт человеку замкнуться в себе и отсоединиться от всего мира. Они утверждают, что у человека всегда есть возможность найти свой истинный путь в жизни, несмотря на неудачи и страдания.

Смотрите также значение Религия.

Трансценденция

Трансценденция (от лат. transcendere — «переступать») — термин в философии, означает перемещение из одной области в другую, как правило, из реальной и земной в потустороннюю.

У экзистенциалистов есть много определений слова «трансценденция». По мнению одних, трансценденция есть истинное бытиё. Необходимо в неудобном и недружественном мире, скованном социальными условностями, найти способ существовать истинно. Религиозные экзистенциалисты считают, что достичь такого подлинного бытия можно только с помощью трансценденции, т. е. контакта с Богом.

По мнению других философов, трансценденция — это выход сознания человека за его границы; ситуация, при которой сознание перемещается из настоящего в будущее.

Смотрите также значение Философия.

Источник: https://www.uznaychtotakoe.ru/ekzistencializm/

Экзистенциально-гуманистическая психотерапия

  • Цель курса – формирование у студентов целостной системы знаний об особенностях, закономерностях, основополагающих принципах, основных техниках и специфических проблемах экзистенциально-гуманистического подхода. 
  • Задачами курса «Экзистенциально-гуманистическая психотерапия»  является: 
  • Изучение философских корней экзистенциального подхода; 
  • Знакомство с философско-психологическими моделями генезиса  невроза; 
  • Изучение представлений о базовых экзистенциальных данностях и способах работы с ними; 
  • Знакомство с основными понятиями ЭГП;  
  • Знакомство с феноменологией ЭГП; 
  • Изучение психотерапевтических механизмов изменений в экзистенциальной психотерапии; 
  • Изучение основных методов экзистенциально-гуманистической терапии;
  • Знакомство с основными принципами работы в ЭГП; 
  • Формирование навыков диагностики проблематики клиента в ЭГП; 
  • Развитие способности строить терапевтическую стратегию в работе с клиентом в ЭГП; 
  • Знакомство с основными техниками работы с клиентами в ЭГП; 
  • Формирование умения органично вплетать фундаментальные представления экзистенциализма в общую канву психокоррекционной и психотерапевтической работы. 

Дисциплина «Экзистенциально-гуманистическая психотерапии» входит в блок дисциплин обязательных профессиональных дисциплин,  устанавливаемых факультетом. Его содержание логично связано с тематическими разделами таких дисциплин как «Психокоррекция и психотерапия», «Концепции и методы психологической помощи», «Психологическое консультирование», «Основы психоанализа», «Клиенто-центрированная терапия», «Телесно-ориентированная психотерапия». 

  1. Студент должен знать: определения понятия, целей и задач экзистенциально-гуманистического подхода; этические принципы ЭГП, основные характеристики процесса психотерапевтического процесса в рамках данного подхода; цели, методы и техники работы с клиентами на различных этапах терапевтического процесса, методы работы с различными типами клиентов в экзистенциально-гуманистическом подходе. 
  2. Студент должен уметь: структурировать процесс психологического консультирования, применять на практике основные приемы и техники ведения консультативной беседы, анализировать своевременность использования тех или иных техник ЭГП на примере реальных или моделированных консультативных ситуаций, оценивать качество консультативного контакта и особенности переноса и контрпереноса, определять актуальность и необходимость использования тех или иных техник при работе с различными типами клиентов, анализировать и трансформировать психологический запрос клиента, владеть навыками работы с противоречиями в речи клиентов, использовать различные стратегии работы с сопротивлением клиентов.
  3. Процесс изучения рассчитан на использование современной психологической литературы, как отечественной, так и зарубежной, а также использование современной аудио- и видеоаппаратуры.

При всей важности теоретических знаний, методической подготовки и практического опыта психотерапевта, главным «инструментом» в его работе с клиентом является он сам. Важным принципом ЭГП является то, что психотерапевт работает собой, своим собственным «Я».

В связи с этим авторской особенностью данной программы является не только ее теоретическая направленность, но и в большей степени практический опыт, который студенты смогут приобрести отрабатывая навыки в роли терапевта, клиента и супервизора.

Кроме того, важным значением для изучения курса является  самостоятельная работа студентов при изучении литературы, подготовке к семинарам при подготовке рефератов по отдельным темам.

Раздел 1. Философские основы экзистенциально-гуманистической  терапии

Тема 1. История возникновения и развития экзистенциально-гуманистической терапии

История возникновения экзистенциальной терапии. Отражение идей экзистенциализма в трудах античных философов (Платон, Сократ, Аристотель). 

Экзистенциальная философия С.Кьеркегора, М.Бубера, М.Хайдеггера. Роль феноменологии Э.Гуссерля в развитии экзистенциальных идей в психотерапии.  Экзистенциальный психоанализ Ж.Сартра. Психотерапевтическая концепция экзистенциального анализа Л.Бинсвангера. Философско-теоретические воззрения М.Бубера. Влияние трудов Ф.Ницше на экзистенциальную философию. 

Dasein (бытие-в-мире) – способ существования в мире (М.Хайдеггер). Аутентичное и неаутентичное существование. Тревога как движущая сила аутентичного (подлинного) существования. 

Конфронтация с базовыми данностями существования: телесность, смерть, изоляция, свобода, бессмысленность.

Тема 2. Конфронтация со смертью как базовой данностью существования. 

Жизнь, смерть и тревога. Взаимозависимость жизни и смерти. Смерть как первичный источник тревоги. Тревога смерти: вазный детерминант человеческого опыта и поведения. Конфронтация со смертью как шанс личностного изменения. Клинические манифестации тревоги смерти.

Отношение к конечности как базовой данности в психоаналитических и неофрейдистких теориях. Возрастная динамика представлений о смерти у детей. Фундаментальные защиты от смерти: исключительность, компульсивный героизм, вера в спасителя (И.Ялом). Сознавание смерти в повседневной психотерапии.

Открытый и скрытый страх смерти. Беспричинный страх – как одна из форм страха смерти. Пробуждающие переживания: горе, важное решение, жизненные вези, сны, окончание терапии. Осознавание страха смерти с помощью идеи и контакта с людьми.

Идеи, помогающие преодолевать страх смерти: «волновой эффект», проживание одной и той же жизни вновь и вновь и др. 

Тема 3. Базовая данность существования: свобода. 

Конфронтация с базовой данностью существования – свободой. Ответственность как экзистенциальная проблема. Ответственность как авторство в идеях и произведениях Ж.-П.Сартра.

Клинические проявления избегания ответственности: компульсивность, перенос ответственности, отрицание ответственности по типу невинной жертвы, отрицание ответственности по типу  потери контроля, избегание автономного поведения, расстройства в сфере желаний и принятия решений. Принятие ответственности в индивидуальной и групповой психотерапии. Ограничения ответственности.

Ответственность и экзистенциальная вина. Специфика истинной, невротической и экзистенциальной вины (Р.Мэй). Вина равная ответственности за себя и за свой мир как фундаментальная часть Dasein (М.Хайдеггер). 

Ответственность, воля и действие. (И.Ялом). Воля как жизненная сила в идеях Шопенгауэра и Ницше. Клиническое понимание воли (О.Ранк, Л.Фарбер, Р.Мэй). Клинические манифестации методов избегания принятия решении.

Тема 4. Базовая данность существования: изоляция. 

Три типа изоляции: межличностная, внутриличностная, экзистенциальная. Причины и клинические проявления межличностной изоляции. Изучение причин внутриличностной изоляции в трудах современных теоретиков (К.Хорни, Э.Фромм, Салливан, А.Маслоу, К.

Роджерс, Р.Мэй).  Экзистенциальная изоляция как результат конфронтации со смертью и свободой. Рост как процесс сепарации и экзистенциальная изоляция. Индивидуальное становление влекущее за собой полную., фундаментальную, вечную и непреодолимую изоляцию (Э.

Фромм). 

Врожденное стремление к отношениям (М.Бубер). Два основных типа отношений «Я-Ты» и «Я-Оно». 

«Восполнение дефицита» или «рост» как овновные мотивации индивида по А.Маслоу. Осознание собственной отделенности как основной источник тревоги (Э.Фром). 

Экзистенциальная изоляция и психопатология межличностных отношений. Экзистенциальная изоляция и психотерапия: конфронтация клиента с изоляцией. 

Тема 5. Базовая данность существования: бессмысленность

Кризис бессмысленности. Логотерапия В.Франкла: ноогенный невроз, экзистенциальный ваакум, экзистенциальная фрустрация. Основополагающие принципы логотерапии. Экзистенциальный невроз как синоним кризиса бессмысленности. Земной и космический смыслы жизни. Секулярный личный смысл.

Три клинические формы экзистенциальной патологии: крусадерство, нигилизм, вегетативность. Основные категории уникальных смыслов. Духовность, свобода и ответственность как основные факторы существования человека. Смысл работы, смысл любви, смысл страдания. Клинические проявления потери смысла. Психотерапевтические стратегии работы с потерей смысла.

Вовлеченность как главный терапевтический ответ на бессмысленностью. 

Раздел 2. Практические основы экзистенциально-гуманистической психотерапии. 

Тема 6. Базовое искусство ведения беседы в экзистенциально-гуманистической психотерапии. 

Определение консультативного контакта. Параметры и качество консультативного контакта. Терапевтический климат. Физические и эмоциональные компоненты терапевтического климата. Навыки поддержания консультативного контакта. Наблюдение за клиентом, правила установления раппорта, формула SOLER Перенос и контрперенос в консультировании и психотерапии.

Читайте также:  Особенности рассмотрения жилищных споров - в помощь студенту

Тема 7. Основные особенности технологии ведения консультативной беседы в ЭГП

Ограничение речи консультанта в диалоге. Приближение разговорной речи консультанта к языку клиента. Краткость и точность высказываний консультанта. Присоединение и руководство: приспособление и изменение мировоззрения клиента.

Слушание: особенности процесса слушания, нерефлексивное, рефлексивное и эмпатическое слушание – особенности применения в различных ситуациях психологического консультирования клиентов.

Фокус-анализ беседы.

Тема 8. Техники психологического воздействия в экзистенциально-гуманистической психотерапии 

Определение и классификация техник психологического консультирования.

Техники внимания и выслушивания (цели, функции, показания к применению). Отражение содержания (поддержка, повтор, пересказ (перефразирование), позитивное перефразирование, резюмирование). Отражение чувств. Отражение тела. Отражение процесса. Открытые и закрытые вопросы. Использование пауз в психологическом консультировании.

Техники воздействия (цели, функции, показания к применению). Интерпретация. Директива. Самораскрытие. Обратная связь. Логическое следствие. Воздействующее резюме. Конфронтация. Предоставление информации.

Тема 9. Этапы консультативного процесса: особенности, цели, методы и техники в ЭГП

Первая встреча с клиентом: цели, задачи, план первой встречи, особенности психологического состояния клиента на первой встрече, заключение контракта с клиентом Типы первичных интервью (два типа ознакомительных интервью: информационно-ориентированное первичное интервью; первичное интервью, ориентированное на установление отношений).

Завершение отношений консультирования. Функция завершения. Выбор времени завершения. Проблемы, связанные с завершением (завершение отдельных сессий, завершение отношений консультирования).

Сопротивление завершению (сопротивление клиента, сопротивление консультанта). Преждевременное завершение. Завершение, инициированное консультантом. Позитивное завершение консультирования.

Проблемы, связанные с завершением (постконсультационное сопровождение, направление к другому специалисту и др.).

Общая структура консультативного процесса. Этапы консультативного процесса (подходы: Р.Мэя, Г.Хэмбли, Ю.Алешиной, Р.Кочюнаса, А.Блазера, пятишаговая модель интервью, основанная на теории принятия творческих решений).

Типичные ошибки при ведении консультативной беседы, способы профилактики и работы с ними.

Тема 10. Жалоба, проблема, запрос, трансформация запроса клиента. Гипотезы в экзистенциально-гуманистической терапии

Типы клиентов и их ориентации (социально-демографические характеристики, цели обращения, мифологии проблем). «Игры» на приеме у психолога-консультанта. Типичные причины обращения к психологу-консультанту. 

Определение понятий жалоба, проблема, запрос. Локус жалобы клиента. Формулировка проблемы. Типы проблемных ситуаций. Виды запросов. Различия в запросах и мотивах обращения к консультанту. Определение психологического запроса клиента. Виды неконструктивных и конструктивных психологических запросов. Трансформация запроса клиента в психологическом консультировании.

Особенности работы психолога-консультанта с запросом заказчика.

Особенности формулировки гипотез в психологическом консультировании. Способы проверки консультативных гипотез.

Тема 11. Анализ речи клиента

Распознавание структуры предложений в процессе консультирования. Мышление и язык – отражение мировоззрения клиента. Мета-модель языка. Поверхностная и глубинная структура предложения.

Смысл восстановления глубинной структуры предложения в психологическом консультировании. Сбор ключевых лингвистических концепций (цели, технология поиска). Инконгруэнтность и противоречия.

Классификация словесных противоречий, идентифицируемых в речи клиента (опущение, искажение, обобщение), способы работы с ними.

Тема 12. Сопротивление в экзистенциально-гуманистической психотерапии 

Сопротивление – определение понятия. Формы и виды сопротивления. Отношение к процессу сопротивления в различных направлениях психологического консультирования. Причины сопротивления клиентов.

Этапы психологического консультирования, на которых имеет смысл работать с сопротивлением клиентов. Признаки сопротивления. Сопротивление и отношения доверия. Основные стратегии работы с сопротивлением клиентов.

Анализ предпочитаемых стратегий работы с сопротивлением клиентов.

Сопротивление психолога-консультанта.

Экзистенциал - в помощь студенту

Источник: http://inpsycho.ru/student/biblioteka/umk/ekzistencialno-gumanisticheskaya-psihoterapiya

Яломианская система экзистенциальной психотерапии как интегральная модель для преподавания экзистенциализма студентам(Крючков К.)

В настоящее время в системе подготовки психологов-консультантов сложилась любопытная ситуация.

С одной стороны, общим местом является понимание того, что терапевтическая подготовка обеспечивается в основном в рамках постдипломной подготовки специалистов, поскольку существующая система высшего образования «заточена», в основном, на подготовку специалистов академически-научного или образовательного профиля.

Вместе с тем, количество студентов, заканчивающих ВУЗы по направлению психология, со специализацией или профилем «психологическое консультирование», «консультативная психология» и схожим, только в Москве составляет более сотни человек в год.

Таким образом, перед преподавателями соответствующих кафедр стоит задача дать базовые навыки консультирования и сформировать, насколько возможно, профессиональную позицию психолога-консультанта, поскольку выпускники, работая по специальности в различных сферах, взаимодействуют с реальными клиентами (часто без дополнительной подготовки, из-за отсутствия средств или желания).

В психологических вузах существует некоторый эклектизм при преподавании консультативной психологии. В отличие от долговременных терапевтических обучающих программ, студентов стараются знакомить с основными «базовыми» направлениями консультирования и психотерапии в равной мере.

Чаще всего пользуются «традиционными» классификациями, выделяющими психодинамическое, когнитивно-поведенческое направление и экзистенциально-гуманистическое направление (возможны также различные добавления системной или групповой моделей)1.

Первые два направления достаточно «развиты», они весьма часто в различных вариантах существуют в учебных планах. Что же касается третьего направления, то существуют определенные трудности. Во-первых: какие именно подходы относить к экзистенциальному направлению, а во-вторых — как преподавать.

Мы не будет рассматривать экзистенциально-ориентированные магистратуры (МГУ, ВШЭ). Данные программы готовят специалистов в рамках одного определенного подхода, представляют собою комплекс дисциплин, раскрывающих разные стороны подхода, готовящих именно полноценных практиков в конкретном направлении.

Чаще же всего, в учебном плане стоит один курс, посвященный экзистенциальной психологии и психотерапии, обычно длящийся один семестр (МГППУ, МГОУ). Есть несколько возможных вариантов его проведения: с одной стороны, возможно проведение интенсивного тренинга по экзистенциальной психотерапии в рамках одного конкретного направления.

Но такой подход, вопервых, накладывает серьезные требования на подготовку преподавателя в рамках конкретного подхода (обучающий психотерапевт), во-вторых, не всегда возможен по причине небольшой длительности курса. Кроме того, академическая традиция требует обширного представления направления, «отдачи должного» достаточному спектру подходов.

Еще более проблемным в данном случае выглядит вопрос формирования «экзистенциальной установки». Нельзя не согласиться с Э. ван Дорцен в том, что экзистенциальная психотерапия не является психотерапией «техник и навыков», но воздействует скорее посредством личностных установок терапевта2.

Освоение техник в данном случае вторично в сравнении с установлением личностной позиции, соответствующей ценностям экзистенциальной терапии (например феноменологической установки). При проведении короткого интенсивного курса возникает риск освоения студентами подхода на уровне «психологической игры» — набора техник, а это явно противоречит самой сути экзистенциализма.

Второй возможный вариант — изложение материала в историко-психологическом ключе.

При такой форме преподавания курса встает, во-первых, проблема «отнесенности» какого-либо подхода к экзистенциальному направлению, а во-вторых, вновь стоит проблема формирования «экзистенциальной установки» — весьма непростым выглядит ее формирование через освоение теоретического материала.

Итак, возможно коротко сформулировать следующий вопрос: как в рамках короткого (односеместрового) университетского курса, с одной стороны, дать студентам достаточно объемные знания об экзистенциализме, с другойкак сформировать «экзистенциальную установку»?

Ниже предложен вариант «интегрального» курса по экзистенциальной психологии и психотерапии, разработанный и читаемый мною на кафедре психологического консультирования МГОУ для студентов-специалистов и студентов-бакалавров, специализирующихся по данной кафедре3.

Интегральная схема преподавания экзистенциализма

Учитывая вышеизложенное, при создании курса стояла задача найти некую «призму», через которую не хронологически, но смыслово возможно связать различные подходы. Такой призмой выступил подход И.

Ялома, а конкретнее — предложенные Яломом экзистенциальные факторы: смерть, свобода, изоляция и смысл.

Определенные Яломом как «конечные факторы, являющиеся неотъемлемой, неизбежной составляющей бытия человека в мире»4, они являют собою, с одной стороны, универсальные, с другой — как бы «вненаходимые» понятия, не «принадлежащие» ни одному из подходов.

Что касается критериев отнесения тех или иных конкретных подходов к экзистенциальному направлению, с этой целью используются «признаки» экзистенциального мировоззрения, предложенные Д.А. Леонтьевым5, — за экзистенциальные направления принимаются те, которые соответствуют всем данным признакам.

Экзистенциальные факторы позволяют классифицировать различные направления не хронологически, но интегрально, по некоторым объединяющим признакам, своего рода тематическим критериям (разумеется, с приблизительной, не полной точностью). Так, к экзистенциальному фактору «смерть» отнесены например, философия М.

Хайдеггера, терапевтические школы Л. Бинсвангера и М. Босса. К фактору «свобода» отнесены философия Ж-П. Сартра, философия Э. Фромма (в некоторой ее части), антипсихиатрия Р. Лэйнга. К фактору «изоляция» отнесены философия М. Бубера, также философия Э. Фромма. К фактору «смысл» отнесены философия А.

Камю, терапевтические школы В. Франкла и А. Лэнгле. Как видим, не все экзистенциальные направления «умещаются» в данную классификацию. Однако нами был введен дополнительный критерий «терапевтическое мастерство» (которому сам И. Ялом уделял пристальное внимание), к которому возможно отнести, например, подходы Р.

Мэя и Дж. Бюдженталя.

Следует отметить, что данная классификация не является методологической классификацией, а лишь призвана облегчить тематическое планирование курса по основам экзистенциальной психологии и психотерапии. Применение данных интегральных критериев позволяет отойти от хронологической классификации, дать студентам возможность увидеть смысловые пересечения между различными подходами.

Также следует отметить, что задача по формированию основ экзистенциальной установки выполняется посредством мета-терапевтической работы (группового самопознания) на «темы» данных экзистенциальных факторов и работу с «культурными источниками», посвященными данным факторам.

Студенты, соотносясь с «конечными данностями», пропуская их через себя, посредством личностного обсуждения (работая над «самораскрытием» по Ялому) или работы с культурными источниками, способны на личностном уровне «прочувствовать» данную установку.

Еще одним приемом при подготовке является съемка аутотерапевтического фильма — это может быть как видеофильм (15-20 минут), посвященный личной истории конфронтации с данными экзистенциальными факторами, так и «экранизация» (в виде короткого видеофильма) какого-либо из терапевтических случаев6.

Данная форма работы позволяет студентам особенно почувствовать причастность к экзистенциальным данностям и, как бы пропустив их через себя, лучше освоить аксиологию и онтологию экзистенциальной психологии и психотерапии.

Примечания

  1. См. напр., Бурлачук, 2012; Соколова, 2010 и др.
  2. Van Deurzen, 2011
  3. Крючков, 2014.
  4. Ялом, 1999.
  5. Леонтьев, 2007.
  6. новеллы И. Ялома, «случай» Эллен Вест, и т.п.

Литература:

  1. Бурлачук Л.Ф., Жидко М.Е., Кочарян А.С. Психотерапия: Учебник для вузов. 2-е изд., стереотип. — СПб.: Питер, 2012. 480 с.
  2. Крючков К.С. Рабочая Учебная Программа дисциплины «Экзистенциальное консультирование и психотерапия», М.: МГОУ, 2014.

  3. Леонтьев Д.А. Восхождение к экзистенциальному миропониманию. Третья всероссийская научно-практическая конференция по экзистенциальной психологии: материалы сообщения / под ред. Д.А. Леонтьева. М.: Смысл, 2007. С. 3-12. Электронный ресурс: http://institut.smysl.ru/article/alte.php
  4. Соколова Е.Т. Психотерапия. Теория и практика. — М.: Академия, 2010. 368 с.
  5. Ялом И. Экзистенциальная психотерапия М.: Класс, 1999. 576 с.
  6. Van Deurzen, E. Skills in Existential Counselling and Psychotherapy. Thousand Oaks, CA: SAGE Publications Ltd, 2011.

Крючков К.,

Источник: http://hpsy.ru/public/x6377.htm

Экзистенциальное консультирование

Цель экзистенциального консультирования состоит в том, чтобы прояснить, оттенить и понять жизнь. Экзистенциальный подход не ставит целью лечить людей в традициях медицинской модели. Клиенты рассматриваются не как больные, а как люди, уставшие от жизни, либо живущие неумело.

 Последнее, что нужно человеку, когда он запутался, — это лечение и отношение к нему, как к недееспособному.

В чем он действительно нуждается — так это в помощи при исследовании местности и в принятии решения о выборе правильного маршрута, по которому он снова сможет выбраться на свой путь. 

Экзистенциальное консультирование не ставит своей целью «исправить» человека, как предполагают другие психологические течения и подходы. Оказываемая помощь нацелена на поиск собственного направления в жизни с использованием инсайтов (от англ.

insight —  проницательность, проникновение в суть, понимание, озарение, внезапная догадка). Процесс подразумевает осмысление целей и намерений человека и его общего отношения к жизни. Таким образом, основное внимание сконцентрировано на жизни, как таковой, а не на личности.

Цель — помочь людям в развитии и усилении их способности отвечать требованиям жизни. 

В результате некоторые клиенты могут сами прийти к заключению о том, что им нужно немного измениться, или не делать этого вовсе, поскольку сама по себе жизнь начинает значить для них очень многое. Другие, напротив, совершат некоторые разумные перемены, поскольку обнаружат, что живут не так, как им хотелось бы.

Часто клиенты освобождаются от прежних симптомов несчастья в процессе того, как делают свои открытия. Но все же работа направлена не на это. Цель экзистенциальной работы в том, чтобы в процессе жизни давать человеку больше знания и свободы.

 Изучение проблем жизни при столкновении с ними лицом к лицу, трудностей, огорчений, разочарований и кризисов бытия — вот о чем речь.

Жизнь представляется как искусство. И как в любом искусстве, автор может совершенствоваться только в практике. Проникновение в секреты любого искусства происходит через ошибки. При этом многие успешно постигают искусство жизни своими усилиями. Однако, много и таких, чьи успехи достигаются при наличии периодических дополнительных консультаций.

Экзистенциальные консультационные сессии в этом смысле очень похожи на консультации по различным видам искусства (живопись, музыка, актерское мастерство). Клиент, находясь в процессе жизни, обращается к консультанту за помощью, чтобы прояснить неудачные или запутанные моменты.

Именно по причине сложившихся в жизни обстоятельств он приходит к экзистенциальному психологу-консультанту, потому как он настроен улучшить свое искусство — свою жизнь. То, что объединяет и студента-живописца или музыканта, и клиента, — это желание получить от профессионала, к которому они обратились, специальные знания.

 Часто бывает, что в профессионал бывает младше своего клиента, однако, это не говорит о его малом опыте, потому как он получил соответствующее образование и достаточно практиковался, чтобы помочь увидеть ситуацию по иному, дистанцироваться от нее, в то время как клиент, «застряв» в ней, зациклился на одном ракурсе видения и не может сам себе помочь.

 Клиент, как и студент-певец, который обладает чудеснейшим тембром голоса, но не всегда слышит собственные несовершенства в исполнении тех или иных партий, может весьма преуспеть в деле ведения порядочной жизни, но испытывать трудности в управлении эмоциями или понимании новых ситуаций. 

Цель экзистенциального психологического консультирования — приобрести умение жить так, чтобы требования жизни приносили радость и удовольствие вместо страха и желания спрятаться. 

Одна из задач клиента экзистенциального психолога-консультанта, как и в любом другом искусстве, — распознать свои таланты в проживании жизни и разведать пути дальнейшего их развития, сделать так, чтобы они приносили пользу. Другая же задача состоит в тренировке по тем темам, которые даются ему с наибольшим трудом.

В экзистенциальной работе большое внимание уделяется тому, что решать жизненные вопросы следует в специфичной, конкретной и индивидуальной манере, ибо обобщения, абстракции и подражательство в конечном итоге дают слабый эффект, в то время как другие подходы учат по системе «делай, как я, получишь тот же результат».

 В экзистенциальном же подходе акцент делается на конкретный контекст и его индивидуальность. Экзистенциальное консультирование не учит людей жить в какой-то заданной манере.

 Цель экзистенциальной работы — признать ценность чувства собственной исключительности человека, а не бороться с ним, исследовать с ним вместе, в чем состоит эта исключительность и отыскать в ней силу и возможности.

 Если пытаться вылечить человека от того, что он искренне переживает свою индивидуальность, результат будет диаметрально противоположен желаемому. Именно поэтому и необходимо помочь клиенту найти способ самовыражаться художественно и конструктивно, а не неуклюже и деструктивно.

Цель экзистенциального консультирования — помочь людям развить их таланты их собственным способом, помогая им честно определить, что же действительно для них важно. Экзистенциальный подход вдохновляет людей жить правильно, но в соответствии с их собственными правилами. Также его цель состоит в том, чтобы подвигнуть клиента к выяснению того, что же это за правила и идеалы.

 Более того, он дает базу для того, чтобы выяснить, насколько совместимы эти стандарты и ценности между собой. Он облегчает их практическое применение в том направлении, в котором действуют способности и таланты конкретного человека, проверяет их логический смысл и последствия.

 Экзистенциальный подход концентрируется на исследовании индивидуального понимания личностью жизни, мира и самой себя. Цель при этом — установить, что же для нее действительно значимо, так, чтобы она смогла ощущать согласие с собой и при том — согласие с миром и реальностью.

 Многое из того, что ранее принималось как само собой разумеющееся, бывает пересмотрено в процессе поиска правды о жизни. Это дает эффект освобождения, и обретенная свобода помогает справляться с жизненными невзгодами. 

Цель экзистенциальной консультационной работы состоит в том, чтобы сделать человека способный войти в новую фазу развития его таланта жить. Экзистенциальное консультирование можно сравнить с обучением искусству жить. Сюда входит обучение рассматривать мир по-новому, с интересом и фантазией, без скуки и фанатизма.

В пересмотре того, что было содержанием прежних размышлений об известных, казалось бы, вещах, возникают свежие открытия. Ощущение того, что в бытии кроется гораздо больше тайн, приносит надежду и нечаянное наслаждение жизнью.

Появляются новые смыслы и возможности, и вместе с ними — источник собственного стремления и смелости.

Необходимость чуткого отношения к жизненным интересам клиента требует от психолога-консультанта способности отойти от своих собственных воззрений на прекрасное, чтобы не навязывать их клиенту.

Источник: https://moy-psiholog.moy.su/publ/oznakomitelnye_stati/ehkzistencialnoe_konsultirovanie/1-1-0-4

Ссылка на основную публикацию