Дети-инвалиды как объект социальной работы — в помощь студенту

  • Министерство сельского хозяйства Российской Федерации
  • ФГБОУ ВПО «Рязанский государственный агротехнологический университет имени П. А Костычева»
  • Факультет экономики и менеджмента
  • Кафедра гуманитарных наук и социальных технологий
  • Курсовой проект по дисциплине
  • «Технология социальной работы»
  • на тему:
  • «Технология социальной работы с инвалидами»
  • Выполнила:
  • Студентка 31 группы факультета
  • экономики и менеджмента
  • специальности «Социальная работа»
  • Гросс Ангелина Романова
  • Проверил:
  • Тян Ирина Владимировна
  • Рязань 2013
  • Введение
  • Глава 1. Обзор литературы
  • 1.1 Понятие инвалидности, его виды
  • 1.1 Социальные и медико- социальные аспекты защиты инвалидов
  • Глава 2. Собственное исследование

2.1 Технология социальной работы с инвалидами. Формы и методы решения проблем

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!
  1. Заключение
  2. Список литературы
  3. Введение

Инвалидность является проблемой не одного человека или даже не части населения, а всего общества в целом.

Постоянный рост инвалидности и численности инвалидов — с одной стороны, углубление внимания к каждому индивиду, вне зависимости от его физических, психических и интеллектуальных способностей, — с другой, совершенствование представлений о ценности личности и необходимости защищать ее права, характерное для демократического, гражданского общества, — все это предмет социальной работы с инвалидами.

Социальная специфика инвалидности заключается в правовых, экономических, коммуникативных, психологических и прочих барьерах, которые не позволяют людям с различными отклонениями здоровья активно включаться в жизнь общества и полноценно участвовать в ней.

Сегодня инвалиды относятся к наиболее социально незащищенным категориям населения.

Наиболее актуальными задачами социальной политики в отношении инвалидов являются обеспечение им равных со всеми другими гражданами Российской Федерации возможностей в реализации прав и свобод, устранение ограничений в их жизнедеятельности, создание благоприятных условий, позволяющих инвалидам вести полноценный образ жизни, активно участвовать в экономической, социальной и политической жизни общества, выполнять свои гражданские обязанности.

Психосоциальная работа с инвалидами имеющими хронически протекающие психические заболевания

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Наибольший общий делитель (нод) и наименьшее общее кратное (нок) одночленов - в помощь студенту

Оценим за полчаса!

— Ч. 1,2. — М., 1994. 32. Технологии социальной работы с инвалидами // Лекции по технологиям социальной работы. — М.: Ин-т социальной работы, 1998. 33. Технология социальной работы: Учебник / Под общ.

ред. проф. Е … консультативная помощь, направленная на адаптацию граждан пожилого возраста и инвалидов в обществе, ослабление социальной напряженности, создание благоприятных отношений в семье, а также …

Главная проблема исследования заключается в не соответствии значимости социальной защиты и обеспечения инвалидов реальному положению этой сферы в современных российских условиях. Холостова Е.И. Социальная работа с инвалидами: Учебное пособие. — М.: Издательско-торговая корпорация? Дашков и К°?, 2006. — 240 с.

Инвалидность это социальный феномен, избежать которого не может ни одно общество, и каждое государство по уровню своего развития, приоритетам и возможностям формирует социальную и экономическую политику в отношении инвалидов.

Конечно, масштаб инвалидности зависит от множества факторов, а именно: состояние здоровья нации, развитие системы здравоохранения, социально- экономическое развитие, состояние экологической среды, исторические и политические причины, в частности, участие в войнах и военных конфликтах и прочее.

В нашей стране все из перечисленных факторов имеют ярко выраженную негативную направленность, которая предопределяет значительное распространение инвалидности в обществе.

Нетрудоспособные граждане в каждой стране составляют предмет забот государства. Основной заботой государства по отношению к инвалидам является их материальная поддержка (пособия, льготы и т. д.).

Однако нетрудоспособные граждане нуждаются не только в материальной поддержке. Важную роль играет оказание им физической, психологической, организационной и другой помощи. *См.: Официальный сайт партии Единая Россия от 1 февраля 2012г

В современной России лица с ограниченными возможностями и их семьи являются одной из наиболее ущемленных категорий населения.

Помимо общих социальных трудностей, характерных для значительной части населения в кризисной ситуации, они с большими трудностями адаптируются к негативным социальным изменениям, обладают пониженной способностью к самозащите, испытывают практически стопроцентную малообеспеченность, страдают от недостаточности развития правовой базы, неразвитости систем помощи им со стороны государства и негосударственных организаций.

Проблема многодетной семьи в контакте социальной работы

социальной работы в России уже выделились и совершенствуются социальная работа в семье социальная работа и образовании социальная работа в здравоохранении социальная работа в службах труда и занятости социальная работа … исследования концептуальных моделей социальной работы как формы социальной защиты населения и обеспечения социальной … образом за пенсии больным инвалидам нуждающимся семьям а также …

Актуальность темы курсового исследования обусловлена несколькими факторами:

Сегодня в России свыше 13 миллионов человек официально признаны инвалидами. В перспективе ожидается дальнейший рост числа этой категории населения*.

Несмотря на рост числа инвалидов в России еще недостаточно учреждений, которые ведут работу по оказанию им социальной, медицинской, материальной и другой помощи *.

Инвалид в России так же сталкивается с такими проблемами как одиночество, так как их общение ограничивается рамками родительской семьи или ближайших родственников. Так же ограничивается возможностью продолжать обучение и многое другое.

  • В условиях модернизированного российского общества инвалидам труднее равноправно конкурировать на рынке труда. В условиях общего роста безработицы их участие в общественном производстве существенно сокращается
  • Всё вышеперечисленное подтверждает чрезвычайную актуальность проблемы социальной работы с инвалидами в России.
  • Объектом исследования являются лица с ограниченными возможностями как специфическая социальная группа.

Предметом исследования данной работы являются особенности социальной работы с инвалидами на региональном уровне. А так же социальная, медико-социальная и социально-психологическая работы с инвалидами.

  1. Целью исследования является изучение особенностей социальной работы с инвалидами, осмысления проблем и выявления основных форм и перспектив работы с ними.
  2. Исходя их цели исследования, были выявлены следующие основные
  3. задачи:
  4. Раскрыть теоретические основы социальной работы с инвалидами.
  5. Предложить методы по усовершенствованию социальной работы с инвалидами.
  6. Выявить методы решения социальных проблем инвалидов в России.
  7. Проанализировать особенности работы с инвалидами в России на примере Рязанской области
Читайте также:  Новгородское летописание - в помощь студенту

Психолого-социальный аспект работы с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями

-Смирнова Е.Р., Наберушкина Э.К. Социальная работа с инвалидами. — СПб., 2004. В работе использованы следующие методы исследования: сравнительный анализ, анализ документов и вторичный анализ … , братьев и сестер, без чего невозможна эффективная социальная интеграция ребенка-инвалида. socialforum.ru. Опыт организации социальной работы с семьями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями …

Рассмотреть инвалидов как специфическую категорию людей.

Сделать соответствующие выводы по проведенному исследованию.

Методологическую, эмпирическую и нормативно-правовую базу данного курсового исследования составляют: Жарова А. В., Холостова Е. И., Мустаева Ф.А.

, сайт Федеральной службы государственной статистики, Конституции Российской Федерации, Федеральный Закон о «Социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Федеральный Закон РФ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» от 2 августа 1995 года № 122-ФЗ; Постановление Правительства РФ от 27.07.1996 N 901 «О предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей — инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг»

  • Структура данного курсового исследования состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы.
  • В первой главе рассматривается понятие и виды инвалидности, социальные и медико- социальные аспекты защиты инвалидов, а так же правовые основы социальной защиты инвалидов.
  • Во второй главе показан анализ социальной работы с инвалидами на региональном уровне на примере Рязанской области.
  • В третьей главе представлена разработка предложений по совершенствованию социальной работы с инвалидами на региональном уровне на примере Рязанской области.
  • Глава 1. Обзор литературы
  • 1.1 Понятия инвалидности, его виды

Термин «инвалид» восходит к латинскому корню (volid — «действенный, полноценный, могущий») и в буквальном переводе может означать «непригодный», «неполноценный».

В российском словоупотреблении, начиная со времен Петра I, такое название получали военнослужащие, которые вследствие заболевания, ранения или увечья был неспособны нести воинскую службу и которых направляли для дообслуживания на штатские должности.

Характерно, что в Западной Европе данное слово имело такой же оттенок, то есть относилось в первую очередь к увеченным воинам. Со второй половины ХIХ в. термин распространяется и на штатских лиц, также ставших жертвами войны, — развитие вооружений и расширение масштабов войн все более подвергали мирное всем опасностям военных конфликтов.

Наконец, после Второй мировой войны в русле общего движения по формулированию и защите прав человека в целом и отдельных категориях населения в частности происходит формирование понятия «инвалид», относящегося ко всем лицам имеющим физические, психические или интеллектуальные ограничения жизнедеятельности.

Значение профориентационной работы с молодыми инвалидами в профилактике инвалидности и вопросах реабилитации инвалидов

на учете свыше 453 тысяч детей-инвалидов, получающих социальную пенсию. Инвалидность означает существенное ограничение жизнедеятельности, она способствует социальной дезадаптации, которая обусловлена нарушениями в развитии … . Дементьева Н.Ф., Устинова Э.В. Формы и методы медико-социальной реабилитации нетрудоспособных граждан. -М., 1991, 135 с. (ЦИЭТИН). 2. Мудрик А.В …

Сегодня инвалиды относятся к наиболее социально незащищённой категории населения. Их доход значительно ниже среднего, а потребности в медицинском и социальном обслуживании намного выше.

Они в меньшей степени имеют возможности получить образование, не могут заниматься трудовой деятельностью. Большинство из них не имеет семьи и не желает участвовать в общественной жизни.

Всё это говорит о том, что инвалиды в нашем обществе являются дискриминируемым и сегрегированным меньшинством.

  1. Анализ истории развития проблемы инвалидности свидетельствует о том, что, пройдя путь от идей физического уничтожения, изоляции «неполноценных» членов общества до концепций привлечения, их к труду, человечество подошло к пониманию необходимости реинтеграции лиц с физическими дефектами, патофизиологическими синдромами, психосоциальными нарушениями.
  2. В связи с этим возникает необходимость отвергнуть классический подход к проблеме инвалидности как к проблеме «неполноценных людей» и представить ее как проблему, затрагивающую общество в совокупности.
  3. Иными словами, инвалидность — это проблема не одного человека, и даже не части общества, а всего общества в целом.
  4. Сущность ее заключается в правовых, экономических, производственных, коммуникативных, психологических особенностях взаимодействия инвалидов с окружающим миром.

Медико-социальная работа в онкологии

. Качество жизни – основная задача медико-социальной помощи онкологическим больным 3. Проблемы социальной реабилитация онкологических больных 4. Медико-социальная экспертиза онкологических больных Заключение Список литературы … реабилитация детей-инвалидов с онкологическими заболеваниями. Палиативная медицина и реабилитация. М., 1998. 3. Моисеенко Е.

И. Медико-социальные аспекты помощи детям с …

Такой генезис общественной мысли объясняется соответствующим развитием экономических возможностей и уровнем социальной зрелости различных исторических эпох.

«Инвалид, — говорится в Законе „О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“, — лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеванием, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограниченной жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты».

Источник: https://forpsy.ru/works/kursovaya/tehnologiya-sotsialnoy-rabotyi-s-invalidami/

Социальная работа с детьми — инвалидами

Социальная работа с детьми —  инвалидами. Алабушева Н.П., Лукьянова Л.С., Петрушина А.Ю., Курганский государственный университет, г. Курган, Россия

Современное положение социальной и экономической сферы в России говорит о том, что важной частью преобразований, осуществляющихся в стране, является социальная незащищенность населения. В первую очередь она коснулась такого слоя населения, как дети-инвалиды.

Особую значимость тема исследования достигла  на современном этапе развития государства. Потребность более пристального внимания к данной категории детей определена их высокой численностью и объективной ограниченностью их возможностей к всестороннему участию в жизни социума , к самообслуживанию, к трудовой деятельности.[1]

Ребенок-инвалид — это ребенок с специфическим статусом, индивидуальность и трудности которого обуславливаются личност­ными особенностями и харак­тером взаимоотношений между ребенком и его семьей, закрытостью семьи для внешнего мира, недостатком общения, отсутствием работы у матери, особым  статусом  в семье ребёнка-инвалида,  которое связанно  с его недугом.

В настоящее время количество детей – инвалидов в России растет, и сейчас оно превышает 500 тысяч человек. Большая часть из детей-инвалидов растут  в семьях, а десятая часть из них проживают в специальных центрах [5].

Родители из-за недостаточной поддержки со стороны государства и общества не могут обеспечить ребенка-инвалида в семье.  Результаты многих исследований бесспорно подтверждают, что дети-инвалиды, нуждаются особой поддержке государства.

Инвалидность у детей ведет к существенному ограничению жизнедеятельности, к  социальной дезадаптации, которая обусловлена нарушениями в развитии, общении, трудностями в самообслуживании, обучении, овладении в будущем профессией. Овладение детьми с ограниченными возможностями социального опыта, включение их социум требует от общества определенных мер, усилий и средств  (специальные программы, центры по реабилитации,  учебные заведения и  мн. др.).

Инвалид- это человек, у которого возможности жизнедеятельности в обществе ограниченны из-за его умственных, психических и сенсорных отклонений. имеющее отклонения. Это может проявляться в ограничении возможности обучаться, в самообслуживании, общении, трудовой деятельности, передвижении.

К детям с ограниченными возможностями относятся дети, которые:

  • имеют задержку  в развитии;
  • имеют медицинские диагнозы, приводящие к отставанию в развитии;
  • относятся к биологической группе риска (недоношенные и маловесные — рожденные с массой тела менее 1500 грамм);
  • имеют установленную 3 или 4 группы здоровья;
  • имеют серьезные изменения в поведении. [2]
  • Выделяют три группы возникновения инвалидности у ребенка:
  • а)наследственные заболевания; б) заболевания, связанные с внутриутробным по­ражением плода, повреждением плода во время родов и в  ранние сроки жизни ребенка; в) заболевания, полученные в результате заболеваний, травм и других событий.
  • Одной из серьезных и важных  проблем семей с детьми-инвалидами выступает проблема, связанная с образованием ребенка инвалида.

Дети с ограниченными возможностями здоровья  дошкольного возраста могут обучаться и воспитываться в ряде образовательных учреждений: детских садах компенсирующего вида и  комбинированного вида; дошкольных группах, в специальных коррекционных  школах, школах-интернатах; образовательных учреждениях для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Родители детей инвалидов отправляют в специализированные детские учреждения по желанию [3].

В нашем государстве имеется несколько вариантов обучения таких детей – интернаты и специальные школы. Они являются образовательными учреждениями, где помогают воспитывать детей, формируют навыки самостоятельной жизни, социальной защиты и раскрытия творческих способностей детей.

Значительное число детей инвалидов обучается в условиях коррекционного образовательного учреждения, в котором есть все необходимые условия не только для обучения, но и для лечения, коррекции определенных дефектов, приспособления индивида к обществу, реабилитации. В нашей стране создано очень много специальных образовательных учреждений с нарушением зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, речевой деятельности, умственной отсталостью и задержкой в психическом развитии.

Государство при приеме ребенка в реабилитационные центры берет на себя все расходы по воспитанию и лечению, содержанию и уходу за ним. При такой форме обучения происходит отчуждение семьи от активного процесса воспитания, что сказывается на изолированности семейной сис­темы от нужд и проблем ребенка.

Обучение на дому  характеризуется тем, что педагоги образовательного заведения систематически посещают ребенка и проводят с ним занятия. Но минус такого обучения заключается в том, что оно не способствует получению ребенком хорошего образования и ведет к трудностям в адаптации к обществу. Если ребенок живет в семье, ему назначается социальная пенсия.

Дистанционное обучение — множество образовательных услуг, оказываемых детям-инвалидам благодаря обмену учебной информацией на расстоянии (телевидение, радио, компьютер и т.п.).

Для осуществления дистанционного обучения необходимо мультимедийное оборудование (компьютер, принтер, сканер, веб-камера и т.д.).

Такой  вид образования может привести  в дальнейшем к трудностям социальной адаптации и включению ребенка в общество.

Инклюзивное обучение детей инвалидов в общеобразовательном учреждении вместе со здоровыми детьми предполагает обучение в коррекционных классах общеобразовательных школ или включение ребенка в массовый класс, но при условии созданных там для ребенка-инвалида материальных и психологических условий.

Для гармоничного и всестороннего развития личности ребенка инвалида необходимо расти в теплом семейном окружении, в атмосфере любви, понимания и счастья. Ведь они нуждаются в большей поддержке и помощи родных людей.

Создание и поддержание в семье положительного психологического климата является гарантией правильного развития ребенка.

От отношения родителей к факту рождения «особого» ребенка, выбора стратегии воспитания, понимания особенностей заболевания напрямую зависит результат воспитания.

Родители должны понять реальное состояние ребенка, принять и реализовать рекомендации, которые дал врач, психолог, дефектолог, логопед. Семье, которая воспитывает ребенка с ОВЗ, нужно понять себя и свои переживания. Следует также не бояться обратиться к специалисту за помощью.

Дети с инвалидностью — тоже дети. Как и другим детям,  для развития им нужно общение с другими детьми. У них также есть свои мечты, интересы, увлечения, они хотят получить профессию и найти себя в жизни.

И необходимо создать условия для обучения таких детей. В зарубежных странах созданы доступные школы для детей инвалидов, в которых обучение способствует приспособлению к социуму, в которых они становятся самостоятельными и независимыми.

Все это формирует отношение к ним как к полноценным людям [4].

Ссылки на источники

  1. Андреева О.С. Актуальные проблемы инвалидности и пути медико-социальной реабилитации инвалидов в Москве. — М., 1997. — 91 с.
  2. Антипьева Н.В. Социальная защита инвалидов в Российской Федерации: Правовое регулирование. — М.: Владос-пресс, 2002. — 224 с.
  3. Астраханцева О.Е.

    Некоторые пути решения проблем инвалидов в России: Вопросы медико-социальной работы: Сборник статей. М.: Социум, 2009. — 114 с.

  4. Афанасьева И. Право на бесплатные костыли — // Социальная защита — 2005 — №1. — С.25-27.
  5. Ачильдиева Е.Ф. Семья с ребенком-инвалидом. Подходы к реабилитации детей с особенностями развития средствами образования. — М., 2008. — 39 с.

Участник конкурса «Лучшая молодежная статья — 2017»

Социальная работа с детьми — инвалидами

Источник: https://son-net.info/socialnaya-rabota-s-detmi-invalidami/

Формы и методы работы социального работника с семьей ребенка-инвалида

Одной из наиболее актуальных проблем социальной работы на сегодняшний день является проблема работы с семьей, имеющей ребенка-инвалида.

Втакой ситуации ребенок — инвалид и семья, в которой он воспитывается, нуждаются в помощи социального работника, который смог бы активно войти в конкретную жизненную ситуации семьи, смягчить воздействие стресса, помочь мобилизовать имеющиеся внутренние и внешние ресурсы всех членов семьи.

Главная цель в работе социального работника с семьей ребенка-инвалида — помочь семье справиться с трудной задачей воспитания, способствовать ее оптимальному функционированию, воздействовать на семью с тем, чтобы мобилизовать ее возможности для решения задач реабилитационного процесса. Иными словами, цель социального работника — способствовать социальной адаптации и реабилитации семьи в ситуации рождения ребенка-инвалида.

Рождение больного ребенка неизбежно изменяет уклад и особенно психологический климат в семье. Все члены семьи, и в первую очередь мать находятся в состоянии эмоционального стресса.

И в таком состоянии многие родители хотят отказаться от ребенка-инвалида.

И чтобы предотвратить отказ от ребенка и включить семью в реабилитационный процесс, социальный работник должен иметь реальные представление о перспективах ребенка и о той роли, которую надлежит сыграть семье в ходе его воспитания и развития.

Задача социального работника — помочь родителям преодолеть первоначальную реакцию подавленности и растерянности, а в дальнейшем занять активную позицию в реабилитации ребенка, сосредоточив усилия не только на лечении, но и на развитии его личности, на поиске адекватных способов социализации и достижении оптимального уровня адаптации в обществе. Для этого социальный работник оказывает образовательную помощь: предоставляет семье информацию, касающуюся этапов восстановительного лечения и перспектив ребенка, сообщает о возможности установления временной инвалидности и связанных с ней льгот. Кроме того, социальный работник выступает в качестве посредника между медицинским персоналом и семьей, например, установить связь с другими родственниками, с семьями, испытывающими подобные затруднения, с организациями, способными предоставить помощь.

Очень распространена такая форма работы с семьей, как патронаж. Патронаж помогает и дает им силы справиться с этими трудностями посредствам поддерживающих, реабилитационных, защитных и коррекционных действий.

Медицинские и хозяйственно-бытовые услуги не исчерпывают возможности патронажа, в его рамках могут осуществляться различные виды образовательной, психологической, посреднической помощи, поэтому посещение клиента на дому является неотъемлемой формой работы социального работника во взаимодействии с семьей.

Патронаж дает возможность наблюдать семью в ее естественных условиях, что позволяет выявить больше информации, чем лежит на поверхности.

Таким образом, патронаж — одна из форм работы социального педагога, представляющая собой посещение клиентов на дому с диагностическими, контрольными, адаптационно-реабилитационными целями, позволяющая установить и поддерживать связи с клиентом, своевременно выявлять проблемные ситуации, оказывая незамедлительную помощь. Патронаж делает работу социального работника более эффективной.

Необходимость использования метода консультации связана с тем, что значительная часть семей, имеющих ребенка-инвалида, находится в острых или хронических стрессовых состояниях, испытывающих трудности адаптации к своему новому статусу, имеют неустойчивую мотивацию к участию в реабилитационном процессе, сталкиваются со сложностями межличностного общения внутри семьи и с ближайшим окружением.

Также могут применяться групповые методы работы с семьей (семьями) — тренинги. Они дают возможность родителям обмениваться друг с другом опытом, задавать вопросы и стремиться получить поддержку и одобрение в группе, развивает активность и уверенность родителей.

Посредническая помощь социального работника (звонки, письменные обращения в различные инстанции), позволяет в ряде случаев найти источники для оплаты лечения и отдыха ребенка, получить единовременное материальное пособие в сложившихся неблагоприятных обстоятельствах, установить телефон на льготных основаниях и др., то есть в какой-то мере улучшить материальное положение семьи. Надо отметить, что установление инвалидности ребенку определенной частью семей воспринимается очень болезненно, и поэтому семьи не всегда пользуются этим правом.

Таким образом, социальный работник в индивидуальных беседах, через образовательную и посредническую помощь, достигает эффекта психологической поддержки, воздействуя на чувства сомнения и страха, препятствующие контролю над ситуацией.

Социальный работник проводит специальные занятия, игры, отрабатывает разнообразные режимные моменты, бытовой труд, досуг и т. д. Также используются такие традиционные и не традиционные приёмы, методы и формы работы как занятие-путешествие, занятие-игра.

Игры с песком — это одна из форм естественной деятельности ребёнка. Немаловажное значение уделяется игротерапии. Используются различные виды игр: дидактические, хороводные, подвижные, пальчиковые, сюжетно-ролевые и т. д.

Через все виды этих мероприятий проходят такие формы совместной с ребенком деятельности, которые впоследствии помогут сформировать основные навыки и умения, расширяющие диапазон возможностей, доступных детям разных возрастов.

Это навыки общения, навыки общей и тонкой моторики, навыки сенсорного (чувственного) познания мира, культурно-гигиенические навыки, навыки самообслуживания, речевые и социальные навыки.

Поскольку успех коррекции обеспечивается регулярностью занятий, важно, чтобы с ребенком занимался не только социальный работник, но и сами родители в домашних условиях изо дня в день.

В ходе индивидуального занятия социальный работник может подобрать эффективные методы и приемы коррекционно-педагогической работы. С целью получения родителями своевременной педагогической информации о методах воспитания и развития малыша все занятия проводятся в их присутствии.

Наряду с лекциями проводятся практические занятия, на которых родители имеют возможность приобрести навыки по формированию нарушенных функций, умений и навыков у своих детей. Это могут быть педагогические игровые упражнения, семинары-практикумы, педагогические практикумы.

Они направлены на овладение родителями такими способами организации совместной деятельности с ребенком, как упражнения, поручения, личный пример, постановка перспектив, игры, умением придавать ей воспитывающий и развивающий характер, умением заинтересовать ребенка совместной деятельностью и создавать условия для проявления в ней ребенком субъектной позиции.

Хорошо зарекомендовали себя и такие формы как организация «круглых столов», «мозговой штурм», родительских собраний, дискуссий, конференций, детских праздников, клубов. В их подготовке принимают участие специалисты, дети и сами родители.

Наблюдая, как меняется ребёнок от занятия к занятию, как растёт и совершенствуется его мастерство, родители начинают меньше его опекать, больше ему доверять, предоставлять больше самостоятельности. Таким образом, социальный работник играет очень важную роль в жизни ребёнка-инвалида и его семьи.

Источник: https://moluch.ru/archive/90/18711/

Дети-инвалиды как объект социально-педагогической работы

«Инвалид,— говорится в Законе «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», — лицо, которое имеет нарушения здоровья со стойким рас­стройством функций организма, обусловленное забо­леванием, последствиями травм или дефектами, при­водящее к ограниченным действиям и вызывающее необходимость его социальной защиты».

К категории детей-инвалидов в соответ­ствии с приказом Министерства здравоохра­нения Российской Федерации № 117 от 4 июля 1991 г.

«О порядке выдачи медицин­ского заключения на ребенка-инвалида в возрасте до 16 лет» относятся дети, имею­щие «значительные ограничения жизнедея­тельности, приводящие к социальной дезадаптации вследствие нарушения развития и роста ребенка, способностей к самообслу­живанию, передвижению, ориентации, конт­ролю за своим поведением, обучению, обще­нию, трудовой деятельности в будущем».

Назначение инвалидности ребенку явля­ется юридическим актом и предполагает, что государство в лице различных своих служб берет на себя «социальную защиту и по­мощь этой категории детей, объем и струк­тура которых определяются в виде индиви­дуальной программы реабилитации с учетом комплекса медицинских, личностно-психологических, социально-педагогических фак­торов».

Быстрый рост этого контингента детей в последние два года обусловлен в основном расширением «Медицинских показаний, при которых ребенок в возрасте до 16 лет при­знается инвалидом»: дети-инвалиды, проживающие в домах-интернатах для глубоко-умственно отсталых детей и в6 домах-интер­натах для детей с недостатками в физиче­ском развитии, так как они нахо­дятся на полном государственном обеспече­нии и пенсии им не оформляются; дети-инвалиды, находящиеся в до­мах ребенка, входящих в систему Минздрава РФ дети-инвалиды, обучающиеся в  школах и интернатах для детей с недостат­ками в умственном и физическом развитии.

В осно­ве возникновения инвалидности лежит множество разнооб­разных причин.

В зависимости от причины возникновения условно можно выделить три группы: а) наследственно обусловленные формы; б) связанные с внутриутробным по­ражением плода, повреждением плода во время родов и в самые ранние сроки жизни ребенка; в) приобретенные в процессе развития индивида в результате заболеваний, травм, иных событий, повлекших за собой стойкое рас­стройство здоровья.

Немаловажны также факторы медицинской и педаго­гической запущенности, под воздействием которых, напри­мер, ребенок, объективно способный обучаться и разви­ваться в нормальном социальном окружении, попадает в условия вспомогательной школы или дома-интерната, ока­зывается удален из семьи, изолирован от общества, что препятствует его нормальной интеграции в социум, даль­нейшему развитию и самообеспечению. В таких случаях осо­бенно важно своевременное предоставление помощи, так как со временем способности к коррекции личности, интел­лекта и поведения утрачиваются, и патология приобретает стойкий характер.

Следует указать также на низкий уровень культуры ряда родителей, их недостаточную мотивацию в поиске адекватной помощи для детей-инвалидов, в настой­чивом осуществлении реабилитационных процедур и ме­роприятий.

Интенсивное развитие техники, транспорт­ных технологий и урбанистических процессов, не сопро­вождающееся гуманизацией технических воздействий, при­водит к росту техногенного травматизма, что также ведет к росту инвалидности

В нашей стране огромное количество детей-инвалидов, многие из них страдают не только из-за самой инвалидности, но и из-за сопутствующих заболеваний, что ведет к проблеме получения образования, профессионального самоопределения.

Таким детям просто необходима поддержка со стороны государства, местных органов, социальных  служб.

Каждому ребенку обеспечивается определенный комплекс реабилитационного воздействия медицинского, психотерапевтического характера, которые основываются на праве ребенка-инвалида получать особую помощь со стороны государства.

Анализ системы дополнительных гарантий детям-инвалидам в России позволил установить, что современнее законодательство до последнего времени содержало  множество отдельных прав и льгот для детей-инвалидов, а также их родителей в различных сферах жизнедеятельности.

Право на социальное обеспечение, при котором социальная пенсия ребенка-инвалида устанавливалось  на тот срок, на который определена сама инвалидность.

Материальное обеспечение включало в себя денежные выплаты (как единовременные, так и систематические — пособия, страховки, компенсации и др.). Получение различных выплат семьей ребенка-инвалида не лишало права получать материальное обеспечение других видов (пенсий, алиментных средств и др.).

Медикаментозная     помощь,     услуги     учреждений     здравоохранения предоставлялись  детям-инвалидам бесплатно, либо на льготных условиях. Дети   с   ограниченными   возможностями   имели   право   на   бесплатное обеспечение     протезно-ортопедическими     изделиями     и     средствами передвижения.

В соответствии с индивидуальной программой реабилитации, дети-инвалиды имели право на бесплатные путевки в лечебные и профилактические учреждения, это же право давалось лицам, их сопровождающим.

Дети-инвалиды, их родители, опекуны и социальные работники, осуществляющие уход за детьми-инвалидами, пользовались правом бесплатного проезда на всех видах транспорта общего пользования городского и пригородного сообщения, кроме такси. Помимо того, детям-инвалидам, сопровождающим лицам предоставлялось  право бесплатного проезда один раз в год к месту лечения и обратно.

Инвалиды и их семьи принимались на учет и обеспечивались  жилыми помещениями на основании льгот. Инвалиды имели право на дополнительную жилплощадь в виде отдельной комнаты, с учетом заболевания.

Инвалидам и их семьям предоставлялась скидка 50% с квартирной платы и оплаты коммунальных услуг, а также льготы 50% по абонентской плате за телефон и радио.

Право на льготы имели семьи, воспитывающие детей-инвалидов, в сфере трудовых отношений, связанные с предоставлением дополнительных оплачиваемых выходных дней в месяц, предоставлением неполного рабочего времени.

В настоящее время большинство льгот которые предоставлялись детям-инвалидам и их семьям, заменены денежной компенсацией. На наш взгляд, это отрицательно скажется на воспитании детей-инвалидов в семье, большинство из них попадут в учреждения социального обслуживания, так как денежная компенсация ничтожна мала по сравнению с тем объемом льгот, которыми обладали дети-инвалиды и их семьи.

Сегодня дети с ограниченными возможностями имеют право на обеспечение беспрепятственного доступа к объектам социальной и культурной инфраструктуры.

Сюда относятся организация свободного доступа к жилым, общественным зданиям, местам отдыха, спортивным сооружениям, культурно-зрелищным, и др. учреждениям.

Помимо всего, органы социальной защиты населения оказывают инвалидам помощь в получении услуг по сурдопереводу, в обеспечении тифлосредствами, в том числе книгами с рельефно-точечным шрифтом Брайля.

Право на получение образования детьми-инвалидами регулируется законом «Об образовании». В соответствии с ним детям обеспечивается дошкольное, внешкольное воспитание, получение общего, начального, среднего и высшего образования.

Образование и профессиональная подготовка всех уровней может осуществляться в общеобразовательных или специальных образовательных учреждениях в соответствии с индивидуальной программой реабилитации.

Учащиеся обеспечиваются бесплатно или на льготных условиях учебными пособиями, литературой, могут пользоваться услугами сурдопереводчиков.

Для реализации права на образование законодательно предусмотрен прием инвалидов вне конкурса в государственные средние и высшие профессиональные учебные заведения, а также на курсы обучения профессиям.

Источник: https://magref.ru/deti-invalidyi-kak-obekt-sotsialno-pedagogicheskoy-rabotyi/

Ссылка на основную публикацию