Депрессия — в помощь студенту

Депрессия стала эпидемией XXI века. По данным Всемирной организации здравоохранения, ей болеют 300 миллионов человек. Среди молодежи от 15 до 29 лет это вторая причина самоубийств. Вот почему даже студентам надо знать, как распознать депрессивное расстройство у себя и близких и что делать в случае ее возникновения.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Что это такое

  • Депрессией считают эмоциональные нарушения, тревожные состояния, повышенное чувство вины, ангедонию (неспособность получать какие-либо удовольствия от жизни), снижение концентрации внимания, негативные мысли о себе, людях и мире.
  • Но почему именно весной и осенью начинаются жалобы на депрессию?
  • Депрессия –  это не когда у тебя плохое настроение, которое улучшится от занятий спортом, творчеством или общения с близкими.
  • Чувствуешь, что тебе грустно? – Прогуляйся.
  • Не хочешь ничего делать? – Сделай зарядку.

Эти советы помогут при хандре, но они совсем не помогут человеку, страдающего депрессией. Если плохое настроение может неожиданно появиться и с такой же легкостью пропасть, то депрессия – это не просто плохое настроение, а общий фон жизни больного, в который он погружен постоянно.

Поэтому если вы или ваш близкий человек столкнулся с депрессией, старайтесь избегать советов по типу «101 способ поднять себе настроение» – это может только усугубить состояние.

По статистике, в группе риска находится каждый 20-й. Чаще всего к заболеванию приводят неудачи в личной жизни, трудности в работе/учебе, проблемы в семье, а кому-то болезнь «достается по наследству».

Определенного гена, передающего депрессию из рода в род, не существует: предрасположенность может быть вызвана целым набором генетических факторов. Если родители страдали от депрессии, то риск ее возникновения у детей увеличивается в два раза.

Чаще всего с депрессией сталкиваются люди, которые пережили серьезные эмоциональные потрясения или потери.

Как это лечится

Чтобы не допустить развития заболевания, важно правильно распознать симптомы.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Доходы, проблема дифференциации доходов - в помощь студенту

Оценим за полчаса!

Если вы стали замечать, что плохое настроение без каких-либо весомых причин мучает вас уже не первую неделю, если у вас изменился аппетит, нарушился режим сна, появилась быстрая утомляемость, нежелание общаться с окружающими или даже суицидальные мысли, значит следует начинать лечение.

Лечение зависит от степени заболевания. Чаще всего требуется комплексный подход. Хороший результат дает сочетание антидепрессантов и работы с психологом или психоаналитиком. Важно комбинировать эти два метода, ведь заболевание может быть вызвано нарушением обмена веществ в головном мозге.

Если вы заметили у себя признаки депрессии, не бойтесь обратиться к специалистам, в том числе в вузах.

Так, в Высшей школе экономики существует центр психологического консультирования, который проводит групповые занятия по разным направлениям или индивидуальные консультации. Для студентов это один из самых быстрых и доступных способов получить помощь.

Не стоит бояться того, что проблема, с которой вы обратитесь к местным психологам, всплывет где-либо: вся информация остается между вами и специалистом.

Помните: депрессия лечится! Главное – не откладывать лечение в долгий ящик.

Депрессия - в помощь студенту https://pixabay.com Депрессия - в помощь студенту https://www.pexels.com Депрессия - в помощь студенту https://www.pexels.com

Источник: https://pervoe.online/news/student-v-teme/4560-lekarstvo_ot_depressii_50_ottenkov_grusti_i_toski/

Синдром самозванца, изоляция, «я подвел родителей». Почему студенты чаще других страдают от депрессии

Депрессия - в помощь студенту

Студенты и люди из научного мира чаще других страдают психическими расстройствами. Ежегодно затраты университетов по поддержанию психического здоровья среди студентов и персонала составляют миллионы фунтов стерлингов. А родители и исследователи периодически задаются вопросом: а не вредит ли образование здоровому состоянию ума?

Докторант Университета Восточной Англии Наталья Мосунова и психолог Ксения Зенкова-Конти разбираются, что же происходит со студентами. 

И у нас для вас две новости: что касается риска самоубийств, то студенты тут ничем не отличаются от других групп, какими бы заголовками нас ни пугали таблоиды. Но вот в части депрессий и других расстройств, увы, университеты действительно опережают многие другие индустрии.

Обычно студенческие выступления – это реакция на случаи суицида студентов, подогреваемая прессой: многие печальные истории попадают на первые страницы национальных медиа. На первый взгляд, цифры ужасающие: за 18 месяцев с 2017 по 2018 года только в университете Бристоля расстались с жизнью 11 студентов. А в целом по стране каждые четыре дня расстается с жизнью один британский студент.

Однако существенная часть этого ужаса – более пристальное внимание журналистов к университетам, чем к остальным индустриям. Исследования показали, что число суицидов среди студентов 4,7 случаев на 100,000 человек, то есть почти втрое ниже, чем среди остального населения (11,6 на 100,000). 

Но проблемы поддержания психического здоровья в университетах на самом деле существует. Ежегодно почти каждого третьего студента в Великобритании посещают мысли о самоубийстве. Более четверти студентов испытывают расстройство пищевого поведения. Главной причиной обращения студентов за помощью становятся депрессия и тревожность.

Среди молодых ученых ситуация еще печальнее: среди персонала университетов 53% демонстрирует признаки как минимум легких расстройств психики. В среднем в академической среде проблемы, связанные с депрессией и другими психическими проблемами, встречаются от двух до четырех раз чаще, чем в других индустриях.

Почему?

С одной стороны, более образованные люди часто внимательнее относятся к своему состоянию, и понимание симптомов психических расстройств позволяет им раньше обратиться за помощью.

Психогенным фактором могут стать отличия академической среды от «реального мира». Для студентов триггерами становятся переход из родительского дома во взрослую жизнь, дедлайны, экзамены и финансовые проблемы.

Для бакалавров критическим считается первый год, когда студентам приходится проходить через множество изменений. По теориям изменений, депрессия – один из неизбежных этапов адаптации, избежать ее мало кому удается.

А вот ее глубина и продолжительность будут зависеть от личных качеств студента, в том числе адаптивных способностей и умения противостоять стрессу.

С окончанием первого курса, впрочем, риски депрессий и других расстройств не исчезают. Скорее они усиливаются с повышением уровня и достигают максимума для докторантов.

Причинами депрессии для студентов PhD и персонала, помимо дедлайнов и финансовых ограничений, становятся:

  • глубокая социальная изоляция – часто приходится месяцами работать в одиночку. Почти все время проводится среди книг и статей, в лабораториях;
  • абсолютная неопределенность во время учебы: если вы знаете ответ на ваш вопрос, то у вас нет темы исследования. Если у работников корпораций результаты видны в довольно короткой перспективе, то исследователь совершенно не представляет, куда приведут его 3-4-5 лет работы;
  • очень высокая цена ошибки: поскольку студент работает над проектом самостоятельно и, как правило, один, все зависит от его действий. Незначительная ошибка на начальном этапе может привести к необходимости переделать работу нескольких лет. И снова – одному и самому.
  • хронический и практически неизбежный «синдром самозванца»;
  • все это приводит к сбою самооценки: «я недостаточно хорош» – очень типичное ощущение для тех, кто только что совершил небольшой переворот в науке;
  • анонимность и субъективность обратной связи от издательств и журналов: нередко рецензии на работы просто токсичны и не могут быть использованы для конструктивной работы над проектом.

Иногда причина – в специфических свойствах людей, выбирающих науку

Нередко это люди, упорно стремящиеся к достижениям и постоянно самосовершенствующиеся. Они очень требовательны к себе, самокритичны и редко удовлетворены собой. Внешняя успешность далеко не всегда подкреплена высокой самооценкой.

Напротив, заниженная самооценка и желание раз за разом подтверждать достижениями свою ценность и значимость часто и является той самой силой, которая заставляет человека получать лучшие оценки на экзаменах и более высокие степени.

У этой силы есть обратная сторона: постоянная активность, направленная на подтверждение своего статуса, ценности и завоевание уважения и хорошего отношения, истощает психически и физически.

Если позитивных переживаний – радости от процесса обучения или работы, удовольствия от общения, интереса в другим сторонам жизни – немного, стремление к достижениям приводит к депрессии. Такая форма депрессии отличается чувством вины: «я недостаточно старался», «я подвел своих родителей», «я должен был, но не смог». Это сильное чувство вины и вызывает суицидальные мысли.

Бывает и другая форма депрессии, не менее опасная. Она возникает, если осознание собственной успешности разбивается о жестокую реальность.

Например, если выпускник престижного учебного заведения оказывается в ситуации бесперспективности, если не оправдываются карьерные и зарплатные ожидания. Или если оказывается, что проведенное исследование не имеет никакой практической ценности.

  В ситуации потери привычного сконструированного имиджа собственной значимости возникает ощущение бессмысленности жизни, мысли о том, что ты живешь не в то время, общаешься не с теми людьми, что где-то трава зеленее, но почему-то она недоступна.

Часто при этой депрессии человек изолируется от мира, прекращает контакты с друзьями, испытывает желание заглушить разочарование алкоголем и другими химическими средствами.

Для докторантов крах надежд в академической или карьерной сфере нередко совпадает с так называемым кризисом среднего возраста – периодом переоценки своего опыта, «пограничной» ситуацией, в которой многих подстерегает опасность экзистенциального кризиса. Вопросы «зачем все это?», «куда дальше?» могут не сразу найти свой ответ, и тогда ситуация неопределенности может развиться в длительное эмоционально тяжелое состояние.

Психическое состояние студентов – забота британского университета

Университеты вынуждены принимать во внимание психическое состояние студентов и оказывать необходимую поддержку, уже просто потому, что нездоровые состояния приводят к ухудшению когнитивных функций и, соответственно, успеваемости. Нездоровые симптомы снижают карьерный потенциал, а успеваемость студентов и их дальнейшая карьера учитываются в университетских рейтингах.

Некоторые университеты (Кембридж, Оксфорд) используют обучение в малых группах, чтобы обеспечить больше персональных контактов и выявлять ранние признаки расстройств психики.

Многие университеты предлагают специальную помощь – индивидуальное консультирование и групповые практики.

Однако нередко эти сервисы доступны только после длительного ожидания: некоторым приходится ждать приема месяцами.

Какие признаки говорят о том, что пора обращаться за помощью

Форма работы с депрессией зависит от ее тяжести, формы, личностной организации и может быть подобрана только специалистом. Однако есть список, составленный благотворительной организацией Samaritans, где каждый пункт – повод обратиться за помощью:

  • Недостаток энергии, утомленность;
  • Хроническая усталость;
  • Трудности с ясностью мышления;
  • Трудности с концентрацией;
  • Неспособность расслабиться и успокоиться;
  • Частые слезы;
  • Нежелание общаться с другими людьми
  • Прекращение занятий, которые обычно нравились;
  • Использование алкоголя или других веществ, чтобы справиться с эмоциями;
  • Ощущение «я не справляюсь с повседневными задачами»;
  • Выгорание.

Куда идти, если того, что делает университет, недостаточно

Если у вас есть возможность, то лучше сразу обратиться к психологу, психотерапевту. Увы, помощь квалифицированных специалистов стоит денег, и немалых. 

Бесплатная помощь:

  • Samaritans – благотворительная организация, предоставляющая психологическую поддержку населению во всех возможных формах – от разговора по телефону до организации групп поддержки. Им можно даже написать.
  • Врач общей практики (GP), который может выписать таблетки или направить вас к специальные подразделения NHS Wellbeing, которые проводят тренинги, групповые занятия и предлагают другие виды поддержки.

С чем стоит быть осторожным

Депрессию не стоит недооценивать, это гораздо более сложные процессы, чем просто плохое настроение или грусть, с которыми ее часто смешивают. Не стоит заниматься самодиагностикой или самолечением – у депрессии разные формы, разная тяжесть, разная продолжительность. То, что помогло другу, может не подойти или даже навредить.

Увы, особую осторожность придется проявлять при общении с людьми, в том числе близкими и друзьями. Многие, конечно, уже умеют оказывать поддержку в непростых ситуациях.

Но в постсоветской среде к депрессии часто относятся или с недоверием («надо просто начать думать позитивно») или стигматизируют ее («у нас в роду все были нормальные, какая такая депрессия»).

Если есть риск, что в общении вы нарветесь не на понимание и поддержку, а на совет «держаться» или «просто улыбнуться», возможно, искать помощь лучше в другом месте.

Жизнь сложна, но прекрасна. Мы много пишем о ней в нашем телеграм-канале

Источник: https://zimamagazine.com/2019/04/studenty-i-depressia/

Синдром первокурсника: почему они не выдерживают

Депрессия - в помощь студенту ФОТО Getty Images 

Катрин де Витт оказалась в Пенсильванском университете вполне ожидаемо: она была активисткой и отличницей, и в первые две недели она, не сбавляя темпа, записалась во все группы и присоединилась к той же студенческой общине, что ее родители, когда они учились в Стэнфорде.Но встретившись со своими однокурсниками, она впервые засомневалась в себе. «Одна из моих новых подруг занималась фигурным катанием и участвовала в мировых чемпионатах. Другая была победителем в научном конкурсе, организованном компанией Intel. Все вокруг меня были такими интересными людьми! Хотелось бы и мне быть такой же». Казалось, однокурсники имеют все, что можно только вообразить. Каждое утро администрация рассылала очередной мейл о достижениях студентов факультета. Некоторые девочки приходили на занятия в потрясающих нарядах и с идеальным мейкапом. У Катрин де Витт было акне. Кто-то обсуждал будущие престижные стажировки в известных компаниях. Она же пока добросовестно пыталась справиться с домашними заданиями. Все вокруг нее, судя по сэлфи в сетях, каждый вечер бывали на потрясающих вечеринках, заводили новых друзей, и даже их еда в инстаграме выглядела вкуснее.

Промежуточные результаты посреди семестра поместили Катрин не в топ, как это неизменно бывало в школе, а где-то посредине списка.

Еще один удар по самооценке она получила, когда на лекции, бросив взгляд на мобильник сидевшего рядом с ней парня, прочитала: «С кем заговорить? С ней? Да я скорее прыгну с самолета».

Когда 17 января 2014 года Мэдисон Холлеран, тоже первокурсница, по общему мнению талантливая и популярная, шагнула с крыши, в посвященном ей блоге Катрин написала: «Какого черта, девочка? Это я должна была уйти! Тебе было для чего жить!»

Сама она к этому времени уже написала прощальные письма на розовой бумаге и купила пачку лезвий.

Мэдисон Холлеран была третьей из шести студентов Пенсильванского университета, которые ушли из жизни за истекший год. Американская статистика говорит о том, что более половины студентов колледжей сейчас имеют серьезные психологические проблемы, а депрессия и тревожность являются наиболее частыми диагнозами среди студентов.

В чем же причина? Еще в 2003 году в одном из исследований Университета Дьюка говорилось о том, какой стресс испытывают студентки, которым нужно быть «совершенными, но при этом без видимых явных усилий». В Стэнфорде есть даже название для этого явления — «утиный синдром».

Утка скользит по водной глади плавно и задумчиво — но это если не видеть, как под водой она безостановочно работает лапками. Мне же хочется перевести это как «синдром утенка». Очень много нового после выпускных волнений обрушивается на первокурсника — новый город, жизнь в отрыве от семьи, другой ритм и новые знакомства.

И новые требования. Как справляются со всем этим студенты?

Директор психологической службы Пенсильванского университет Уильям Александер заметил, что нынешние первокурсники иначе реагируют на испытания: «Для некоторых студентов ошибка имеет невероятное значение. Малейшее замечание, то, что раньше, в наши годы, могло вызвать ощущение неудовлетворенности, чувство, что надо в следующий раз поработать больше, теперь воспринимается ими как приговор самому себе».

Мита Кумар, работающий в этой службе психологом уже 16 лет, говорит о том же. Получить вместо «отлично» отметку «хорошо» для некоторых из них значит рассыпаться на мельчайшие осколки: «То, что мы с вами бы назвали неприятностями, они ощущают как полный провал».

…Катрин де Витт рассказывала, как с детства она знала, что должна учиться в элитном колледже. Хотя родители на нее не давили, тем не менее из их разговоров о том, как важно все делать хорошо, из рассказов о том, каких успехов достигают другие дети, она понимала, что от нее ожидают многого.

«Я чувствовала, что буду счастлива, если другие будут счастливы от того, что я делаю. Я человек, который живет по плану. У меня всегда есть план на год, на 3 года — даже на ближайшие 5 лет».

Для себя она решила, что, окончив университет, будет преподавать математику, а если встретит в колледже хорошего парня, они будут, так же как ее родители, жить вместе долго и счастливо.

Она просыпалась в 7.30, оставалась на собрания до 22.00, работала 10 часов в неделю в соответствии с условиями предоставленной ей финансовой помощи для обучения в университете и училась — наиболее подходящим эпитетом будет «яростно» — яростно готовилась к каждому занятию по математике.

Читайте также:  Алгоритмизация - в помощь студенту

Промежуточные итоги в середине семестра показали, что у нее всего лишь 60 из 100, — она решила, что провалит и дальнейшие испытания и с мечтой преподавать математику можно попрощаться. «Я видела четкую картину своего будущего, — говорит Катрин.

— И когда она разрушилась, я не стала воображать себе другую картинку». Боль от того, что она оказалась не той, кем считала себя, была невыносимой. Единственный выход, как ей подсказывала кривая логика депрессии, — уйти из жизни.

Она узнала, возвращает ли университет деньги за обучение родителям студентов, которые покончили жизнь самоубийством, и стала наносить себе порезы, «чтобы приготовиться и привыкнуть к боли».

Экзистенциальный вопрос «Зачем я здесь?» обычно сопровождает вопрос «Как я живу?». Мы определяем себя и то, чего мы стоим, исходя из сравнения с теми, кто нас окружает.В эпоху, когда значительная часть общения происходит в интернете, такие сравнения делаются после взгляда на экран, а изображение на нем мы принимаем за истину.

Забывая, что изображение до этого тщательно редактировалось и является, как любое фото или любой рассказ о себе, лишь частью большой картины, и кроме того, очень субъективной ее частью.Современные средства коммуникации вносят огромный вклад в формирование искаженного восприятия других людей. Студенты не верят, что кто-то еще кроме них может испытывать страдания.

Директор психологической службы Корнелльского университета Грегори Еллс отвечает студентам, которые рассказывают, что все кроме них выглядят счастливыми: «Я иду на работу и, здороваясь со всеми, отмечаю: «у этого студента депрессия и он недавно начал курс антидепрессантов», «вот этот недавно лежал в госпитале», «у нее нарушения пищевого поведения».

Как психотерапевт я знаю очень многое о том, как отличается внешняя картинка от того, что внутри».

Самоубийство Мэдисон Холлеран показало, каким бывает контраст между яркими картинками в инстаграме и темнотой в душе.

До последнего дня Мэдисон постила солнечные, яркие снимки, на которых она улыбается, дружески толкает кого-то из друзей на вечеринке, но своей старшей сестре она рассказывала, что ее жизнь не идет ни в какое сравнение с жизнью ее бывших одноклассников, с постами тех, с кем она вместе училась в школе.

За час до того, как она убила себя, Мэдисон запостила в инстаграм последнее фото, нежное и романтичное, сделанное ею с той самой крыши, — мерцающие сквозь ветки деревьев праздничные огни на площади Риттенхауз.Вместо того чтобы думать: «я сделал это не так уж хорошо», студенты думают: «я плохой».

Вместо «я потерпел неудачу» или даже «я провалился» они думают: «я неудачник». Культурный феномен перфекционизма и гиперответственности в США породил поколение детей и их родителей. которые сверхфиксированы на успехе, но не умеют проигрывать.

Декан первокурсников в Стэнфорде Джулия Литкот-Хеймс говорит: «Я задавала на встречах с нашими новыми студентами простые вопросы, и они повергали их в ступор.

Они могли рассказать о своих достижениях, но не могли мне ответить, например, на вопрос «кто я»!» В то же время родители-«вертолеты», которые, как известно, «зависают» над своими чадами, трансформировались в родителей-«газонокосилок», которые буквально срезают малейшую травинку, которая бы помешала передвижению их ребенка. И их дети встречают такую заботу весьма благосклонно. Она назвала невозможность противостоять трудностям, делать жизненные выборы и недостаток самоосознания у современных студентов «экзистенциальной импотенцией».

Источник: http://www.psychologies.ru/roditeli/teenagers/sindrom-pervokursnika-pochemu-oni-ne-vyiderjivayut/

Как студентам справиться с депрессией

Нагрузки в учебный период ведут, как правило, к серьезному расшатыванию нервной системы. С переходом к новой системе «бакалавр-магистр» студенты в высших учебных заведениях начинают все чаще и чаще обращаться к психологам за помощью. Но что же помогает бороться со стрессом и его избежать?

Студент, береги нервные клетки!

Стресс — это состояние, которое никому из нас не чуждо.

По итогам разных исследований, современный абитуриент или студент переносит серьезные нагрузки. А с переходом к новой учебной системе (болонский процесс) студенты все чаще высказывают личные жалобы о дефиците свободного времени.

Переход к системе «бакалавр-магистр» привелк к тому, что студенты европейских вузов стали все чаще и чаще обращаться за психологической поддержкой.

Так еще восемь лет назад был впервые зафиксирован рост подобных случаев сразу на 20% в сравнению с прошлым периодом.

Специалисты отмечают: в числе наиболее широко распространенных проблем, с которыми молодые люди приходят к врачу, числятся нарушение рабочего ритма, проблемы с самоорганизацией и успеваемостью, сбой в учебном процессе, дефицит времени, состояние депрессии, страх перед сдачей экзаменов… Конечно, этот список можно продолжать еще долго. При большой загруженности, первых признаках стресса можно прибегнуть к так называемому закону Парето.

Даешь «20», а получаешь сразу «80»

Как бороться со стрессом? Один из эффективных способов — правильное распределение личного времени. В таком случае студенту на помощь часто приходит закон Парето. Он известен больше как «80/20».

Такая комбинация показывает, что управляя личным временем максимально рационально, только 20 процентов затраченных сил могут дать до 80 процентов ожидаемого эффекта. А все остальные 80 процентов энергии тогда будут потрачены на так называемую «отшлифовку».

Данный закон в далеком 1897 году был выведен социологом и экономистом из Италии Вильфредом Парето.

Важно — четко расставить приоритеты

Большинство совершает одни и те же ошибки — рабочий день начинается с дел второстепенных, без так называемого разменивания по мелочам. Специалисты же рекомендуют уделять внимание в первую очередь задачам, характеризующимся первостепенным значением для общего результата. Главное правило: «Необходимо четко распределить приоритеты».

Само понятие «приоритет» в себе уже содержит латинскую приставку «prio», что значит «прежде». Каждый день вы решаете, что необходимо сделать для того, чтобы поставленная цель была достигнута.

Если приближается сессия, от страха перед сдачей экзаменов сильно падает настроение, значит, пришло время себя спросить, а каким заданиям есть смысл посвятить больше времени, что необходимо сегодня доделать, а какие дела лучше отложить на будущее.

Ключ к успеху — умении говорить «нет»

Совмещая работу и учебу, большая часть студентов вынужденно переживает дополнительную нагрузку в рабочем офисе. Исходя из закона Парето, далеко не все задачи предполагают отдачу на все 100 процентов.

Если коллега по работе, однокурсник норовит подкинуть вам новые задания, стоит научиться просто отказывать. Иной выход из подобной обстановки эксперты видят в так называемом делегировании полномочий.

Многие с большим успехом перепоручают часть своих дел коллегам.

От автора

Попросту говоря, для борьбы со стрессом, для избавления от ощущения себя загнанным в угол, необходимо четко и заранее планировать личное время. Закон Парето помогает акцентировать внимание на реально важном, экономя энергию.

Источник: https://xn--h1aa0abgczd7be.xn--p1ai/blog/students-zhizn/kak-studentam-spravitsya-s-depressiej-/

Сессия-депрессия, или Как прийти в норму

Стресс – знакомое понятие для любого студента. Независимо от вуза, факультета, курса и даже отметок. Эта статья написана в помощь студентам, которые устали бояться. А ещё – для тех, кому не понаслышке знакома песенка немецкого поэта Христиана Феликса Вейса «Morgen! Morgen! Nur nicht heute…».

Студенческий стресс – страшная штука. При стрессе возникают сложности с запоминанием, логикой, способностью к анализу.

В свою очередь, эти сложности мешают хорошо подготовиться к экзаменам, а «незачёт» – совсем не та отметка, которую хочется видеть в своей зачётной книжке. Как следствие – опять стресс.

И если национальный спорт в виде беготни по граблям – не ваше любимое занятие, желание вырваться из замкнутого круга постепенно становится непреодолимым.

Конечно, не всегда стресс – это отрицательная реакция. К примеру, положительный стресс может быть вашим ответом на выигрышный лотерейный билет с семизначной цифрой, поэтому стремиться к полному отсутствию таких реакций в своей жизни всё же не стоит.

У вас стресс? Поздравляю – вы ещё живы! Как говорил Ганс Селье – не испытывает стрессов только тот, кто уже умер. Но если в дверь вашего разума радостно стучатся невроз и депрессия, будьте уверены: вместе с собой они приведут гипертонию, язву желудка, расстройства аппетита и так далее.

В общем, стресс придётся побеждать, потому что отмахаться точно не получится.

Причины стресса

На самом деле, причин не так уж много. И, увидев их на бумаге, вы, возможно, даже удивитесь тому, что подобная чепуха может оказывать на вас настолько серьёзное отрицательное действие. Тем не менее, основные причины студенческого стресса, это:

  • Конфликты с преподавателями (следствие таких конфликтов – страх перед сессией).
  • Страх отчисления (особенно при отчислении кого-либо из одногруппников).
  • Нехватка времени. Неважно, для чего. Работа, личная жизнь, учёба – всё это желательно вместить в стандартные 24 часа. А так как резиновые часы бывают лишь в сказках Аматуни, то проблема того, как впихнуть невпихуемое, становится острой как никогда.
  • Проблемы в личной жизни (любые – от конфликтов с близкими людьми до нерабочего лифта в общежитии, из-за которого вам приходится подниматься пешком на шестнадцатый этаж вот уже второй год).

Перечитайте эти проблемы ещё раз. Они вас испугали? Если да – перечитайте столько раз, сколько нужно для того, чтобы напомнить себе ницшеанскую истину: «Что меня не убьёт, то…» и далее по тексту.

Что будет, если…

Действительно, чаще всего стресс обусловлен даже не сложившейся ситуацией, а всего лишь страхом в неё попасть. И что делать? Может быть, вы рассмеётесь, увидев мой совет. Тем не менее, сказавший эти слова далай-лама был очень мудр, и потому мой первый совет станет и единственным, так как включает в себя всю палитру наших страхов:

Помните: если проблему можно разрешить, беспокоиться о ней не стоит. Если она неразрешима, то беспокоиться о ней бессмысленно.

Если вы чего-то боитесь, попробуйте поближе встретиться со своим страхом. Боитесь не сдать экзамен? Проиграйте ситуацию в уме. Как это будет происходить? Чем это вам грозит? Для большего эффекта выскажите вслух слова, которые опасаетесь услышать. В общем – попугайте себя как следует и убедитесь в том, что слово, сказанное дважды (трижды, четырежды и так далее) выглядит всё менее страшным.

Я думаю, что в случае любой неудачи вас не пошлют на алмазные рудники Южной Африки. А крокодильи фермы обойдутся без вас на завтрак. На самом деле, существует то, чего никто никогда не отнимет: окружающий мир и возможность жить так, как вы хотите.

Позитивом – по страхам!

Как сказал один из героев Коэльо: «Ожидание страдания хуже самого страдания». Помните об этом, впадая в отчаяние и депрессию.

Наше оружие – позитивные эмоции и… шоколадки. Шоколад поднимает уровень эндорфинов, а смех, как известно, способен заменить сколько-то там граммов сметаны. И если смех можно измерять в сметане, то почему бы не попробовать измерить его в сданных экзаменах и хороших отношениях со своей девушкой?

Если вас всё еще пугает встреча с каким-либо из преподавателей, вспомните то, что я довольно часто повторяю: преподаватели – тоже люди. А значит, им не чужды положительные эмоции, уважение к другим людям, жизненные устремления и так далее. Расположите их к себе – ведь в доверительной обстановке сдавать экзамен гораздо проще.

В общем – сдавайтесь на здоровье!

Источник: http://Dip24.ru/blog/soveti-5yaterkina/sessiya-depressiya-ili-kak-prijti-v-normu.html

Почему первокурсники впадают в депрессию?

Поэтому именно для студентов I курса в большей степени характерны повышенная тревожность, заниженная самооценка, частые депрессии для интровертных типов и повышенная раздражительность и конфликтность для типов экстравертных.

Но поскольку представителей этих типов в чистом виде не существует, то можно говорить о том, что все вышеперечисленные расстройства затрагивают практически всех первокурсников. Зачастую именно они в первую очередь являются причиной слабой успеваемости.

Ведь нередки случаи, когда вступительные экзамены сдаются намного лучше, чем экзамены во время сессии.

В первую очередь это касается иногородних студентов, еще одной стрессовой ситуацией для многих из которых на первых порах является проживание в общежитии с минимумом удобств и с незнакомыми людьми на небольшой площади.

Далее возможно несколько вариантов развития событий. В лучшем случае студент успешно преодолевает кризисы, становится более самостоятельным и ответственным и постепенно адаптируется к учебному процессу.

В худшем случае он не выдерживает психологического стресса, пропускает занятия и заваливает сессию.

А студенты, зафиксировавшиеся на детской стадии развития, компенсируют стрессы, идя на поводу у сиюминутных желаний, что опять же сказывается и на посещаемости, и на успеваемости.

В этой связи задачей преподавателей является сделать все возможное, чтобы процесс психологической перестройки и адаптации студентов к учебному процессу прошел как можно быстрее и мягче.

Английский язык — это практически единственный предмет, по которому не читаются лекции, а значит, методика его преподавания мало отличается от школьной.

Разница лишь в том, что в школе при обучении общему английскому языку ставятся четыре основные задачи, утвержденные международными стандартами: научить говорить, слушать, читать и писать (speaking, listening, reading, writing), а в техническом вузе этот круг сужается до задач научить использовать английскую грамматику и умению грамотно переводить на русский язык. Задачи научить слушанию, говорению и написанию писем и документов становятся второстепенными, хотя в наше время, когда коммуникативность является важным аспектом общения с иностранцами, это и не совсем правильно. Кроме того, если во время занятий не уделять внимания коммуникативному аспекту, они становятся скучными и занудными, студенты начинают шуметь или засыпать. К сожалению, в вузах, в отличие от средних школ, не акцентируется внимание на смене видов деятельности во время занятий. Считается, что студенты лучше организованы и сосредоточены, а потому смена видов деятельности им необязательна. Зачастую преподаватель приходит на занятия только для того, чтобы выполнить свои обязанности, но в таком случае его с успехом может заменить компьютер. А для того чтобы студенты полюбили изучаемый предмет и не относились к нему как к трудовой повинности, со стороны преподавателя нужно нечто гораздо большее.

Также считаю нужным упомянуть и об индивидуальном подходе к студентам. Невозможно, да и глупо, было бы ко всем студентам предъявлять одинаковые требования. От преподавателя требуется чуткость и внимание, чтобы знать сильные и слабые стороны своих студентов и проводить обучение с учетом этих сторон.

Элгар АГАЕВ, преподаватель МГТУ им. Н.Э.Баумана

Источник: http://www.ug.ru/archive/13154

Депрессия у студентов медицинского ВУЗа: миф или реальность?

Введение

Всемирный день здоровья 07 апреля 2017 года, отмечаемый Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ),  будет посвящен проблеме депрессии, от которой страдают люди всех возрастов, всех категорий населения и во всех странах [7].

Депрессия причиняет психические страдания, негативно отражается на способности человека выполнять даже самые простые повседневные задачи и иногда может иметь катастрофические последствия для взаимоотношений человека с близкими и друзьями, а также способности человека зарабатывать себе на жизнь [2,7].

В крайних случаях депрессия может привести к самоубийству – на сегодня второй ведущей причиной смерти среди людей в возрасте 15-29 лет [2]. ВОЗ выделяет три категории населения, затронутые проблемой депрессии в гораздо большей степени, нежели остальные: молодежь в возрасте 15-24 лет, женщины детородного возраста (особенно молодые матери), а также пожилые люди (старше 60 лет) [2,3,7].

Студенческая молодежь попадает в группу риска развития депрессии и является целевой группой, в которой возможна работа по профилактике и раннему активному выявлению этого недуга [5,6]. Скрининговые методы, такие как анкетирование, позволяют быстро, не инвазивно,  активно выявить начальные проявления и предотвратить появление многих заболеваний [4].

Более глубокое понимание того, что собой представляет депрессия и как ее можно предотвратить, выявить на ранних этапах или излечить, поможет развеять негативные стереотипы, связанные с этим заболеванием, и подтолкнуть большее число людей к тому, чтобы обратиться за помощью.

Целью настоящего исследования явилась оценка уровня депрессии у студентов первого и шестого курсов лечебного и иностранного факультетов ФГБОУ ВО «Саратовский государственный медицинский университет имени В. И. Разумовского» Минздрава России (СГМУ), а также наличия факторов риска данного состояния у студентов медицинского ВУЗа.

Материалы и методы

Данное исследование основано на результатах анкетирования студентов первого и шестого курсов лечебного и иностранного факультетов СГМУ. Исследование проходило в два этапа.

На первом этапе нами была использована шкала-опросник «Center for Epidemiological Studies Depression Scale» (CES-D; Radloff, США, 1977) (далее CES-D), которая состояла из 20 пунктов, измеряющих депрессивные нарушения, отмечающиеся у обследуемых за последнюю неделю/месяц.

Общий балл по данной шкале от 0 до 60 отражала уровень депрессии. Шкала CES-D была разработана для эпидемиологических исследований депрессии, широко используется и переведена на многие языки. Она используется в качестве скринингового инструмента для выявления у пациентов депрессивного расстройства.

На сегодняшний день это наиболее часто используемый опросник в мире для проведения эпидемиологических исследований депрессии. Он был переведен и валидизирован в России [1].

Читайте также:  Нормы права - в помощь студенту

На втором этапе респондентам было предложено ответить на тринадцать вопросов авторской анкеты, касающихся изучению распространенности факторов риска депрессии. Дальнейшая обработка материала произведена с использованием программ математической статистики.

Нами было опрошено 156 человек: 48,7% (76 чел.) составляли студенты 1 курса и 51,3% (80 чел.) студенты 6 курса. Средний возраст респондентов 23,5±0,25 лет. Женщины в количестве 69,2% (108 чел.), преобладали почти в 2 раза над мужчинами — 30,8% (48 чел.), что объясняется гендерной особенностью ВУЗа.

  • Данное анкетирование вызвало интерес у исследуемых, отказов в проведении не было.
  • Результаты исследования
  • Первым этапом мы определили уровень депрессии у всех респондентов. В результате опроса было выявлено следующее:

·                    тяжелый уровень депрессии имеют 7,05% (11 чел.) опрошенных, среди которых студентов 1 курса 3,8% (5 чел.) и  6 курса 3,85% (6 чел.);

·                    средний уровень депрессии наблюдался у 7,7% (12 чел.), 4,5% (7 чел.) из 1 курса и 3,8% (5 чел.) из 6 курса;

·                    легкий уровень депрессии диагностирован у 25,6% (40 чел.) респондентов, из которых 14,1% (22 чел.) студенты 1 курса и 11,5% (18 чел.) 6 курса.

Положительным является тот факт, что подавляющее большинство респондентов 59,6% (93 чел.) не имеют признаков депрессии: 26,9% (42 чел.) первокурсников и 32,7% (51 чел.) студентов 6 курса.  

По возрастам и уровням депрессии распределение слудующее:

·                    Среди всех опрошенных тяжёлый уровень депрессии выявлен в возрасте от 23 до 25 лет в количестве 3,85% (6 чел.);

·                    Средний, лёгкий и нормальный уровень депрессии выявлен в возрасте от 17 до 19 лет: 3,85% (6 чел.) – средний уровень, 12,8% (20 чел.) – легкий уровень и 23,1% (36 чел.) – нормальный уровень депрессии.

Вторым этапом исследования респонденты ответили на вопросы авторской анкеты, в которой были отражены факторы, влияющие на развитие и уровень депрессии.

Авторов интересовала информация о месте проживания студента (дома, в общежитии и на съёмной квартире), о его привычках (курение табака, распорядок дня, средняя продолжительность ночного сна, особенности питания, кратность и время потребления пищи), об отношении к занятиям спортом, вопросы наследственной предрасположенности к депрессии.

  1. Обнаружено, что:
  2. ·                    Большая часть респондентов с тяжёлым уровнем депрессии проживает на территории собственного дома или на съёмной квартиры — это 2,6% (4 чел.);
  3. ·                    Со средним уровнем депрессии большее количество респондентов проживает на съёмной квартире – 3,3% (5 чел.);

·                    Среди лиц опрошенных с легким уровнем депрессии большинство проживают в собственном доме – 8% (14 чел.).

Подавляющее большинство студентов, не имеющих депрессию проживают на съёмной квартире – 34% (53 чел.). Положительным фактором явилось то, что 83,9% (131 чел.) респондентов не имеют вредной привычки курение табака. Среди всех опрошенных было выявлено большое количество лиц, не имеющих интереса к занятию спортом – 64,1% (100 чел.): 1 курс 30,8% (48 чел.

) и 6 курс 33,3% (52 чел.). Треть опрошенных отмечает у себя вредную привычку —  «заедание» стресса – 30,8% (48 чел.): студентов 1 курса 11,5% (18 чел.) и 6 курса 19,2% (30 чел.), что влечет за собой риск возникновения не только депрессии, но многих других заболеваний. Средняя продолжительность ночного сна у большинства опрошенных составляет 5-6 часов: 44,2% (69 чел.

), среди которых 21,8% (34 чел.) из 1 курс и 22,4% (35 чел.) 6 курс. Большая часть респондентов указала, что кратность приёма пищи в сутки варьируется от 2 до 3 раз: 42,3% (66 чел.) – 1 курс 19,2% (30 чел.) и 6 курс 23,1% (36 чел.). Принимать пищу в течение учебного дня получается у 69,9% (109 чел.) всех респондентов.

Время основного приёма пищи приходится у большинства опрошенных на период с 17:00 до 23:00 часов – 50,6% (79 чел.): 1 курс 23,7% (37 чел.) и 6 курс 26,9% (42 чел.). Важным фактором риска развития депрессии является наследственная предрасположенность. Среди всех опрошенных 5,1% (8 чел.

) уже имеют неврологические заболевания и состоят на учете у невропатолога и 6,4% (10 чел.) имеют родственников, страдающих нервными заболеваниями.

Заключение

Таким образом, студенты медицинского ВУЗа в течение учебы испытывают стрессовые нагрузки. Положительным является тот факт, что подавляющее большинство респондентов 59,6% (93 чел.) не имели признаков депрессии.

Но как среди первокурсников, так и среди студентов шестого курса  в ходе исследования выявлены лица, имеющие тяжелый, средний и легкий уровни депрессии.

Среди выявленных факторов риска депрессии основными можно назвать: нерациональное и нерегулярное питание, недостаточную физическую активность, нарушение режима сна и отдыха.

Причем вышеуказанные факторы выявлялись преимущественно у лиц уже имеющих признаки депрессивного состояния, обнаруженного на первом этапе исследования. Поэтому актуальным является разработка методов скрининга факторов риска и первых доклинических проявлений депрессии, в том числе среди студенчества.

Анкетирование как метод скрининга является   удобным, дешевым, доступным  для применения в любом помещении и легким в обработке методом. Он может быть включен в амбулаторно-поликлиническую практику и в систему ежегодного профилактического осмотра студентов — медиков.  Мы считаем, что необходимо проводить работу со студенческой молодежью по информированию о факторах риска и методах профилактики депрессий, формированию здорового образа жизни.

Источник: https://medconfer.com/node/14404

ДЕПРЕССИЯ: ХАРАКТЕРИСТИКА, ТЕРАПИЯ И ПРИМЕР ДИАГНОСТИКИ — Международный студенческий научный вестник (электронный научный журнал)

1 Головкина М.Ю. 1 Бубновская О.В. 1 1 ФГБОУ ВПО «Владивостокский государственный университет экономики и сервиса»

1. Перре М., Бауман У. Клиническая психология. – СПб.: Питер, 2002.
2. Гельдер М. Оксфордское рук-во по психиатрии. – М.: Изд-во: Сфера, 1999
3. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / Под ред. Е. Егереевой, Питер, 2013.
4. Куликов Л.В.

Психические состояния: Хрестоматия: Питер, 2001.
5. Психические состояния: Хрестоматия / Сост. и общая редакция Л. В. Куликова. – СПб.: Питер, 2001.

  • Одной из актуальных проблем современного знания являются вопросы психического здоровья и патологии, аспекты которых отражены с разных сторон в социальном, психологическом, антропологическом и психиатрическом подходах.
  • На сегодняшний день ярким примером данных проблем является такое психическое состояние как депрессия [5].
  • К основным симптомам депрессии относится сниженная мотивация и следующий за ней недостаток действий.

Депрессия также сопровождается избытком негативной и недостатком позитивной значимости действий, т.к.

характеризуется чрезмерной тоской и недостатком позитивных эмоций.

При депрессии, во всех фазах нового мотивационного процесса, типичной является чрезмерная фиксация на актуальном положении вещей, то есть присутствуют длительные размышления перед формированием решения.

Осознание тоски, тревоги и других депрессивных эмоций могут вызвать «тяжесть страдания», которая впоследствии может стать мотивом для попытки изменения депрессивного состояния.

Но следует заметить, что, если человек осознает, что рационального пути к изменению данного состояния не существует, то может в качестве чрезвычайного следствия к преодолению депрессии совершить самоубийство или попытку самоубийства [1].

Депрессивное состояние характеризуется и как расстройство восприятия. Обычно наблюдается искаженное восприятие цветов, они воспринимаются как приглушенные, менее интенсивные. Ощущения иногда оказываются искаженными, как правило, неприятными. Например, пациент может жаловаться на то, что у пищи горький привкус.

Голоса с уничижительным содержанием (например: «ты безнравствен») чаще наводят на мысль о тяжелом депрессивном расстройстве, особенно если пациент воспринимает их как должное.

Реже встречаются вкусовые и обонятельные галлюцинации. Вкусовые и обонятельные галлюцинации встречаются редко.

Если они все же возникают, то им зачастую присущи необычные свойства, которые больному трудно описать.

Галлюцинации такого рода могут появляться тяжелых депрессивных расстройствах, но следует также учитывать возможность височной эпилепсии либо раздражения обонятельной луковицы или проводящих путей опухолью.

Человек в глубокой депрессии может поверить в то, что люди считают его ничтожеством, в некоторых случаях бред развивается как следствие предшествующей бредовой идеи: например, человек с бредом обнищания может бояться, что из-за потери денег его отправят в тюрьму, поскольку он не сумеет уплатить долги.

Бред виновности и малоценности – чаще всего встречается при депрессии, поэтому иногда используется термин «депрессивный бред». В таком случае характерны идеи о том, что какое-то мелкое нарушение закона, которое больной совершил в прошлом, скоро раскроется и он будет опозорен, или что его греховность навлечет божью кару на его семью.

Нигилистический бред – так называемое, убеждение в несуществовании какого-то лица или предмета, но его значение расширяется и включает в себя пессимистические мысли больного о том, что с его карьерой покончено, что у него нет денег, что он скоро умрет, или же о том, что мир обречен. Нигилистический бред ассоциируется с крайней степенью депрессивного настроения. Часто он сопровождается соответствующими мыслями о нарушениях в функционировании организма (например, о том, что кишечник якобы забит гниющими массами) [2].

Экспериментальные исследования психопатологии депрессии касаются главным образом взаимосвязи между настроением и памятью [4].

Депрессивное состояние для эмоциональной сферы характеризуется сдвигом в сторону тревоги, гнева, раздражительности, апатии, астении. Обычно эмоциональные расстройства включают в себя, кроме изменения настроения, ряд других компонентов, например, психомоторная заторможенность [3].

Настроение при депрессивном расстройстве связано чаще всего с большей доступностью печальных воспоминаний, чем счастливых.

Проблеме депрессии в психотерапии долгое время уделяли мало внимания относительно других психических расстройств, однако повышение интереса к данной сфере можно зафиксировать приблизительно с 1970 года, при восхождении двух направлений развития: разработка концепции депрессивных расстройств на базе психологии поведения и когнитивной психологии.

Особое внимание сегодня заслуживает адаптация когнитивно-поведенческих и интерперсональных терапевтических методов к лечению депрессии. Учитывая многомерную природу депрессивных расстройств, в терапии депрессий учитываются как биологические, так и психологические методы воздействия [1].

В случаях, когда депрессивное расстройство было связано со стрессорами, зависящими от самого больного, например с переутомлением вследствие чрезмерного усердия на работе или с чересчур запутанными социальными взаимоотношениями, следует настоятельно рекомендовать пациенту изменить свой образ жизни таким образом, чтобы вероятность развития повторных приступов заболевания в будущем уменьшилась. Облегчить подобную перестройку может индивидуальная, супружеская или групповая психотерапия [2].

Существуют различные подходы к терапии депрессивных состояний. Далее будут описаны некоторые из них.

Поведенческие подходы: в основе данных подходов лежит попытка связать поведенческие концепции и данные из экспериментального исследования научения с генезом и устранением депрессий.

Одним из примеров поведенческого подхода является подход Левинсона.

Теоретическая основа. Концепции, основанные на теории подкрепления, учитывают выраженную при депрессии редукцию поведения, которая находит выражение в таких признаках, как пассивность, потеря интереса, недостаток побуждений. Это связывается с недостатком позитивного подкрепления, чаще всего носит социальную природу.

Терапевтические действия. Речь идет о влиянии на аспекты депрессивного поведения путем изменения условий подкрепления, точнее, путем изменения неблагоприятных условий социальной среды и определенных способов поведения пациента. Первоначальным действием является детальный анализ поведения.

  1. К основным стратегиям относятся:
  2. Изменение неблагоприятных условий подкрепления во взаимодействии пациента с родственниками или партнером.
  3. Тренинг основных социальных навыков, которые должны позволить пациенту эффективно использовать потенциальные подкрепляющие стимулы.
  4. Частота позитивного подкрепления должна повышаться не только в социальной сфере, но и в несоциальной, во время досуга, работы.

Когнитивные подходы: гипотеза когнитивного подхода говорит о том, что расстройство процессов мышления, восприятия и установок играют основную роль при развитии депрессивных состояний. Таким образом, в центре терапевтических мероприятий оказывается изменение процессов переработки информации.

Пример когнитивного подхода – подход Бека.

Теоретическая основа. В данной концепции заложена мысль о том, что в качестве основы депрессивного расстройства нужно рассматривать негативные когнитивные схемы, которые появляются в негативной установке лица, страдающего депрессией по отношению к будущему, ко всему окружающему миру и по отношению к себе.

Терапевтические действия. Цель заключается в том, чтобы обнаружить и изменить негативные когнитивные схемы клиента. Как правило, начать стоит с поведенческой стратегии, которая будет управлять, с помощью, например, домашних заданий, (поэтапно усложняющихся), и письменной фиксации поведения позитивными видами деятельности.

Подходы самоконтроля и совладания со стрессом в терапии депрессии

Пример подхода самоконтроля и совладания со стрессом в терапии депрессии – подход Рема.

Теоретическая основа. Данный подход исходит из особенностей депрессивного поведения и переживаний, выражающихся в установке неадекватных стандартов продуктивности и низкой частоте самовознаграждений. Данная тенденция была обусловлена как индикатор дефицита самоконтроля. Отсюда, лица не могут воспользоваться механизмами регуляции и возникает предрасположенность к депрессивным расстройствам.

Терапевтические действия. Исходя из вышеописанной гипотезы, терапевтические действия направлены на изменения процессов самоконтроля пациентов и повышение степени саморегулирования.

В терапевтическом процессе происходит стремление изменениям в различных фазах самоконтроля (фаза наблюдения: изменение направленности на избирательное восприятие и избирательные воспоминания; фаза самооценивания: постановка адекватных поведенческих целей; фаза самоподкрепления: планирование и последующая реализация самовознаграждений, как на материальном, так и на вербально-интернальном уровне) [1].

Таким образом, можно заметить, что на сегодняшний день разработаны различные подходы по преодолению депрессивного состояния, которые позволяют сделать оказание психологической помощи более эффективным, исходя из индивидуальных особенностей личности.

Пример диагностики депрессивного состояния

В ходе данного исследования проводилась диагностика психического состояния на наличие депрессии. Исследование было проведено на примере студентов второго курса направления подготовки «Психология», обучающихся во Владивостокском Государственном Университете Экономики и Сервиса. Данная диагностика проводилась у студентов в два этапа, позволяющие сделать два временных среза.

Первое проведение диагностики происходило в обычные учебные дни, в середине семестра. Второй этап приходился на сессию, так как этот период является одним из самых напряженных в студенческой жизни и характеризуется эмоциональным, когнитивным и психическим дисбалансом и напряжением у студентов. Исследуемая выборка состояла из 15 студентов. Результаты представлены в таблице 1, 2.

  • Объект эмпирического исследования – депрессия как психическое состояние.
  • Предмет исследования: наличие и степень выраженности депрессивного состояния у студентов-психологов в обычные учебные дни и во время сессии.
  • В ходе своего исследования была выдвинута следующая гипотеза: уровень депрессивного состояния, фиксируемый у студентов-психологов в обычный период обучения, меньше уровня депрессивного состояния во время сессии.

Использовалась методика дифференциальной диагностики Зунге. Данная методика позволяет определить уровень депрессии испытуемого на момент проведения диагностики.

  1. Ход работы:
  2. Методика дифференциальной диагностики депрессивных состояний Зунге – Опросник разработан для дифференциальной диагностики депрессивных состояний и состояний, близких к депрессии, для скрининг-диагностики при массовых исследованиях и в целях предварительной, доврачебной диагностики.
  3. Таблица 1
  4. Показатели уровня депрессии у студентов в середине семестра
№ исп. Баллы Наличие/отсутствие депрессии
1 45
2 50 Легкая депрессия, снижение настроения
3 48
4 31
5 44
6 40
7 42
8 27
9 58 Легкая депрессия, снижение настроения
10 55 Легкая депрессия, снижение настроения
11 52 Легкая депрессия, снижение настроения
12 43
13 40
14 47
15 30
  • Средний балл равен 43,5 балла.
  • Таблица 2
  • Показатели уровня депрессии у студентов в период сессии
№ исп. Баллы Наличие/отсутствие депрессии
1 55 Легкая депрессия, снижение настроения
2 70 Истинное депрессивное состояние
3 53 Легкая депрессия, снижение настроения
4 62 Субдепрессивное состояние, значительное снижение настроения
5 39
6 68 Субдепрессивное состояние, значительное снижение настроения
7 44
8 59 Легкая депрессия, снижение настроения
9 67 Субдепрессивное состояние, значительное снижение настроения
10 63 Субдепрессивное состояние, значительное снижение настроения
11 52 Легкая депрессия, снижение настроения
12 48
13 50 Легкая депрессия, снижение настроения
14 49
15 67 Субдепрессивное состояние, значительное снижение настроения

Средний балл равен 56,5.

По итогам проведения данного исследования и сравнения результатов испытуемых, приведенных в табл. 1, можно заметить, что средний уровень депрессивного состояния у студентов в середине семестра находится в состоянии нормы.

Результаты четверых респондентов попали в диапазон, характеризующийся наличием легкой депрессии и сниженным настроением.

В ходе беседы с испытуемыми было установлено, что этот факт обусловлен индивидуальными причинами, зачастую это была тяжесть пробуждения утром и механизмы психики респондентов еще не успели активизироваться, за счет чего испытуемые чувствовали дискомфорт и снижение настроения.

Обращаясь к результатам испытуемых во время сессии (табл. 2), видно, что у большей части группы было зафиксировано наличие легкой и значительной депрессии, снижение настроения.

Средний балл группы попал в диапазон присутствия легкой депрессии ситуативного или невротического происхождения с фиксацией отчетливо выраженного настроения.

Студенты ссылаются на напряженный период в обучении и характеризуют свое состояние в данный период так же, напряженным, с наличием повышенной утомляемости, раздражительности, нарушением/недостатком сна, снижением настроения.

Объединив полученные данные, можно сказать о том, что уровень депрессивного состояния у студентов-психологов в обычный период обучения меньше данного показателя в период сессии. Состояние студентов во время сессии характеризуется плохим самочувствием, повышенным утомлением, снижением настроения. Это свидетельствует о том, что гипотеза, поставленная изначально, была успешно подтверждена.

Хочется обратить внимание на то, что стоит учитывать данные проведенной диагностики. В такой напряженный период, как сессия, студентам стоит чаще обращать внимание на изменение состояния, настроения. В случае напряжения рекомендуется использовать техники релаксации и обязательно контролировать режим питания, сна, а также труда и отдыха.

Библиографическая ссылка

Головкина М.Ю., Бубновская О.В. ДЕПРЕССИЯ: ХАРАКТЕРИСТИКА, ТЕРАПИЯ И ПРИМЕР ДИАГНОСТИКИ // Международный студенческий научный вестник. – 2015. – № 5-2.;
URL: http://eduherald.ru/ru/article/view?id=13284 (дата обращения: 19.03.2020).

Источник: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=13284

Ссылка на основную публикацию