Частные предприятия в переходной экономике — в помощь студенту

Частные предприятия в переходной экономике - в помощь студенту Частные предприятия в переходной экономике - в помощь студенту

М.: 2005. — 296 с. 

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

В пособии рассматривается основной круг проблем, порожденных трансформацией плановой экономики в рыночную.

Среди всего многообразия институциональных преобразований решающее значение имеет преобразование тем или иным способом отношений социалистической собственности и становление новой системы экономических отношений, представленной различными формами индивидуального и совместного присвоения средств производства. Конкретизируются проблемы макро- и микроуровней экономического развития.

В первом случае это — преодоление трансформационного спада и обеспечение устойчивого экономического роста путем осуществления структурной диверсификации народного хозяйства и достижения макроэкономического равновесия по рыночным критериям.

Во втором — становление предприятий в сфере малого, среднего и крупного бизнеса по мере завершения раздела и передела объектов государственной собственности, перехода на рыночный механизм хозяйствования, преодоления собственниками стратегии выживания и перехода к стратегии экономического роста. В соответствии с законами рыночной экономики преобразуется деятельность государства как носителя общенациональных интересов.

  • Пособие адресуется студентам и аспирантам дневного, вечернего и заочного обучения, преподавателям экономических специальностей высших и средних специальных учебных заведений, а также всем, кто интересуется проблемами современной российской экономики.
  • Формат: pdf
  • Размер:  13,8 Мб
  • Скачать:    yandex.disk

Оглавление ПРЕДИСЛОВИЕ 7 Тема I. МЕСТО ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКИ В ИСТОРИИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 12 1.1. Критерии периодизации экономической истории и место в ней переходной экономики 12 1.2.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Рынок труда - в помощь студенту

Оценим за полчаса!

Основные черты переходной экономики и закономерности ее развития. Современные типы переходной экономики 18 1.3. Особенности переходного периода в постсоциалистических странах 24 1.4.

Переходный период как процесс первоначального накопления капитала 27

Тема II. ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ПЛАНОВОЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ ЭКОНОМИКИ И ПРИЧИНЫ ЕЕ КРИЗИСА 55 2.1. Социализм как система экономических отношений: особенности возникновения и функционирования 55

2.2. Противоречия социализма как противоречия общенародного присвоения средств производства 64 2.3. Безальтернативность движения постсоциалистических стран к рыночной экономике 76 2.4. Номенклатура — «могильщик» социализма 79

Тема III. ТРАНСФОРМАЦИОННЫЙ СПАД КАК ФЕНОМЕН ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКИ 88 3.1. Экономика переходного периода — экономика трансформационного спада 88

3.2. Трансформационный спад и экономический кризис: общие черты и различия 98 3.3. Факторы, определяющие глубину и продолжительность трансформационного спада в постсоциалистических странах 104 3.4. Противоречия финансовой стабилизации и экономического роста 115 3.5. Факторы роста в российской экономике на рубеже веков 119 3.6. Историческая миссия российского промышленного капитала 124

Тема IV. ОСНОВНЫЕ МОДЕЛИ РЫНОЧНОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ПОСТСОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ ЭКОНОМИКИ: ОБЩИЕ ЧЕРТЫ И РАЗЛИЧИЯ 128 4.1. Общие черты основных моделей рыночной трансформации 128

4.2. Особенности либеральной модели 133 4.3. Специфика градуалистской модели 139

Тема V. ПРЕОБРАЗОВАНИЕ ОТНОШЕНИЙ СОБСТВЕННОСТИ: РАЗГОСУДАРСТВЛЕНИЕ И ПРИВАТИЗАЦИЯ 152 5.1. Собственность как экономическая категория. Собственность и право 152

5.2. Формы собственности и их эволюция 158 5.3. Разгосударствление экономики при различных моделях реформирования. Приватизация государственной собственности, ее основные этапы и соответствующие им способы 159 5.4. Постприватизационный передел собственности и становление корпоративного управления 170 5.5. Особенности формирования предпринимательского слоя в России 175

Тема VI. СТАНОВЛЕНИЕ И ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ИНСТИТУТОВ РЫНОЧНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ 180 6.1. Становление финансовой системы и ее институтов в постсоциалистической экономике 180

6.2. Особенности взаимодействия реального и финансового секторов в переходной экономике России 186 Тема VII. МАКРОЭКОНОМИЧЕСКАЯ НЕСБАЛАНСИРОВАННОСТЬ ПОСТСОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ ЭКОНОМИКИ И ПРОБЛЕМЫ ЕЕ РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ 192 7.1. Макровоспроизводство как экономическое понятие. Концепция больших циклов конъюнктуры 192 7.2. Макроэкономическая несбалансированность постсоциалистической экономики: причины и основные формы проявления 198 7.3. Структурная диверсификация народного хозяйства — основа экономического роста 203

Тема VIII. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В ПОСТСОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ ЭКОНОМИКЕ 214 8.1. Функции государства в плановой экономике 214

8.2. Государство в постсоциалистической экономике 225 8.3. Экономическая политика государства в переходный период 244

Тема IX. ПРЕДПРИЯТИЕ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО В ЭКОНОМИКЕ ПЕРЕХОДНОГО ПЕРИОДА 257 9.1. Преобразование государственного предприятия в рыночную структуру. Типы предприятий в российской экономике 257

9.2. Основные модели экономического поведения предприятий в переходной экономике 262 9.3. Кризис неплатежей: причины, последствия, пути преодоления 265 9.4. Особенности становления корпоративного управления 268

Тема X. ПРЕОБРАЗОВАНИЕ АГРАРНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ПРОЦЕССЕ РЫНОЧНОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ 273 10.1. Специфика социалистических аграрных отношений ….273

10.2. Преобразование отношений земельной собственности и становление новых форм хозяйствования в процессе рыночной трансформации 281 10.3. Объективная необходимость и основные направления государственной поддержки сельского хозяйства 288 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 293

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА 295

О том, как читать книги в форматах pdf, djvu — см. раздел «Программы; архиваторы; форматы pdf, djvu и др.»

  1.   Частные предприятия в переходной экономике - в помощь студенту
  2. Астрономия
  3. Биология
  4. География
  5. Естествознание

.

Иностр. языки.

  • Информатика
  • Искусствоведение
  • История
  • Культурология
  • Литература
  • Математика
  • Менеджмент
  • ОБЖ
  • Обществознание
  • Психология
  • Религиоведение
  • Русский язык
  • Физика
  • Философия 
  • Химия
  • Экология
  • Экономика:
  • Школьникам
  • Студентам
  • Книги — экономика
  • Книги — финансы
  • Книги — налоги
  • Рефераты
  • Юриспруденция
  • Школа — и др.
  • Студентам — и др.
  • Экзамены школа
  • Абитуриентам
  • Библиотеки 
  • Справочники
  • Рефераты
  • Прочее
 Copyright  © 2006-2007   Alexander Vasiliev ,  St. Petersburg,   Russia,   info@alleng.ru 

Источник: https://alleng1.org/d/econ/econ045.htm

Частные предприятия в переходной экономике — Энциклопедия по экономике

Частные предприятия в переходной экономике

Предприятие в условиях перехода к рынку I 2. Государственные предприятия в переходной экономике I 3. Частные предприятия в переходной экономике 14. Реструктуризация в реальном секторе
 [c.626] Частные предприятия в переходной экономике 679
 [c.

679]

Частные предприятия в переходной экономике образуются путем как инвестирования и капитализации доходов и сбережений физических и негосударственных юридических лиц (частные предприятия на собственной основе), так и трансформации государственной собственности (приватизированные предприятия).

При этом важно, что независимо от способа учреждения предприятий функции собственности и профессионального управления полностью совпадают только в рамках мелких фирм.
 [c.679]

Глава 32. Частное и государственное предприятие в переходной экономике
 [c.670]

Указанная типология приватизированных предприятий условна, так как все разнообразие субъектов частного сектора не может быть втиснуто в рамки этих трех видов компаний. Существует множество смешанных предприятий переходных форм, где процесс структурирования капитала не закончился установлением контроля того или иного стратегического инвестора.

Не исключено, что многие приватизированные компании так и не смогут сформировать эффективную форму собственности и управления и рано или поздно подвергнутся процессам ликвидации, банкротства, разделения активов, слияния и поглощения. Не случайно эти процессы усиливаются и расширяются в переходной экономике после завершения приватизации.
 [c.

683]

Аннотация В этой книге предложена математическая модель процессов преобразований в переходной экономике — распада централизованной планово командной экономики, зарождения новой популяции индивидуальных частных предпринимателей, фермерских и крестьянских хозяйств, малых предприятий. Разработанный математический аппарат может служить для краткосрочного и среднесрочного прогноза. Результаты многолетних исследований автора в этом направлении применительно к экономическим реформам в Кыргызстане и составили основное содержание этой книги.
 [c.1]

Меня же, как физика, всегда интересовали закономерности протекания самих экономических процессов, математические уравнения и формулы, описывающие эти закономерности.

Это и процесс распада централизованной планово-командной экономики, это и процессы зарождения новой популяции индивидуальных частных предпринимателей, фермерских и крестьянских хозяйств, малых предприятий, а также другие характерные явления переходной экономики.

Результаты многолетних исследований автора в этом направлении и составили основное содержание данной книги. Она представляет, насколько мне известно, первую попытку создания математических основ анализа процессов преобразований в переходной экономике.

Конечно, разработанный математический аппарат может служить для краткосрочного (или среднесрочного) прогноза, что и был выполнен для Кыргызстана на период с 2000 по 2005 годы.
 [c.15]

В экономической литературе в последнее время стало использоваться понятие общественного сектора. Вот как его определяет Л.И. Якобсон «Общественный сектор представляет собой совокупность ресурсов экономики, находящихся в распоряжении государства».

Таким образом, общественный сектор включает в себя то, что мы называем «государственный сектор в экономике», т.е. государственные предприятия и учреждения, а также доходы и расходы бюджета.

Значение государственных предприятий в российской экономике переходного периода снизилось, на передний план выходит вторая часть общественного сектора.

Собственно государство при выполнении своих функций стоит перед выбором или создавать новые государственные предприятия или делать заказ частным предприятиям, используя для этих целей средства бюджета.
 [c.21]

Государственная собственность в странах развитого капитализма сосредоточена сегодня в крайне ограниченном спектре отраслей, которые по тем или иным причинам малорентабельны или даже убыточны, что делает их непривлекательными для частного капитала.

Речь идет главным образом о социально-экономической инфраструктуре (железнодорожный транспорт, коммунальное хозяйство, сфера образования). В других отраслях имеются лишь точечные участия государства в виде пакетов акций ряда фирм. В среднем по развитым странам доля государственных предприятий в создании ВВП в 1995 г. не превышала 7%.

В развивающихся странах и странах с переходной экономикой этот показатель составлял соответственно 11 и более 40%.
 [c.73]

С другой стороны, многие рыночные структуры остаются крайне несовершенными и неэффективными, например рынок ценных бумаг (фондовый рынок). Сохраняется весьма заметной доля государства как в национальном богатстве, так и в собственности акционированных и частично приватизированных предприятий.

Есть все основания полагать, что в силу многих исторических и культурных традиций Россия сохранит значительный государственный сектор и в будущем. Весьма велика будет и роль государственного регулирования в экономике.

При этом одной из характерных черт переходной экономики России является тесное переплетение частного и государственного капитала, заметная роль государственного аппарата, а значит, и государственного предпринимательства.

Читайте также:  Великое переселение народов - в помощь студенту

Одновременно с этим продолжает оставаться сильная зависимость частных предпринимателей (как сохранивших свои позиции прежних директоров приватизированных государственных предприятий, так и новых менеджеров, возглавивших вновь созданные коммерческие структуры) от органов государственного управления и их многочисленных чиновников, имеющих огромные возможности для контроля за деятельностью частного бизнеса, его разрешения или запрещения, часто небескорыстно.
 [c.180]

По пути приватизации различные страны с переходной экономикой прошли неодинаковые отрезки. Об этом свидетельствует доля негосударственного сектора, т.е. частных предприятий и предприятий со смешанной собственностью, в производстве ВВП, % (данные за 1996 г.)  [c.658]

До завершения рыночной трансформации доля государственного сектора в производстве ВВП объективно должна оставаться в странах с переходной экономикой выше, чем в развитых странах (см. 3.2).

Только после того, как частный капитал завершит стадию своего первоначального накопления и окрепнет до такой степени, что сможет обеспечивать эффективное хозяйствование крупных предприятий и фирм, он окажется в силах поэтапно заместить государственный капитал в производстве товаров и услуг.

Такой прогноз подтверждается и историческим опытом развитых стран в те периоды, когда частный капитал по различным причинам испытывал временную слабость (например, в Западной Европе и Японии в первые годы после Второй мировой войны вследствие военных разрушений и других связанных с войной причин) и на определенный срок замещался государственным. По всей видимости, раньше других приблизят свою структуру собственности к развитым странам те 10 из рассматриваемых стран, которые официально признаны Европейским союзом кандидатами на
 [c.662]

Создание указанных условий означает, что становление системы эффективно функционирующих предприятий государственной, частной и смешанной форм собственности как основы рыночной экономики является сложным и относительно длительным процессом. Этот процесс в странах с переходной экономикой предполагает три главных направления.
 [c.672]

В восточноевропейских странах коммерциализация государственных предприятий рассматривалась главным образом как подготовительный, переходный этап к приватизации, который желательно миновать как можно скорее.

Однако на практике большие проблемы с приватизацией и особенно затруднения в реструктуризации крупных приватизированных предприятий заронили серьезные сомнения в абсолютном и повсеместном превосходстве частных компаний.

Иностранные инвесторы интересовались только звездами национальной экономики и не спешили принимать в расчет интересы реструктуризации остальных предприятий. А национальный капитал стремился использовать дешевые государственные активы, не заботясь об эффективности перераспределения ресурсов и наполнении государственного бюджета.

К тому же у государственных предприятий в странах с переходной экономикой фактически не было серьезного опыта работы в рыночных условиях. Исключением является Венгрия, где все-таки делались неоднократные попытки организовать на рыночных принципах работу предприятий, по тем или иным причинам сохраняющихся полностью или частично в госсобственности.
 [c.674]

Компании, приватизированные методом прямых продаж внешнему (в том числе иностранному) инвестору.

Это был первоначально наиболее предпочтительный тип компаний, так как прямая продажа сразу создавала стратегического собственника, минуя промежуточные стадии передела собственности на капитал, характерные для других методов приватизации.

Вместе с тем, прямая продажа государственного предприятия частному инвестору требовала не только крупных сумм от покупателя, но и серьезных затрат от продавца (государства), в том числе предпродажной подготовки предприятия и предварительной работы с предполагаемым инвестором, согласования с ним объема и характера будущих инвестиций в покупаемое предприятие, затрат на оценку его рыночной стоимости. Понятно, что этим методом можно было продать лишь наиболее привлекательные и поэтому дорогие компании, на покупку которых средств у национальных инвесторов явно было недостаточно. Оплатить такие сделки, тем более с инвестиционными условиями, были способны в основном только иностранцы. Из всех стран с переходной экономикой, пытавшихся через прямые продажи трансформировать основную часть госпредприятий, это удалось лишь Восточной Германии, Венгрии и Эстонии. В других странах число подобных компаний относительно невелико.
 [c.680]

Эффективность политики точек роста также сомнительна, поскольку такими точками могут быть только отрасли, а не предприятия. Реализация же крупномасштабных отраслевых программ требует крупных капиталовложений, которыми ни одна из стран переходной экономики не располагает.

Вместе с тем политика точек роста может использоваться на основе привлеченных целевых иностранных кредитов, средств институциональных инвесторов, предоставления государственных гарантий под реализацию инвестиционных проектов с привлечением заемного капитала и т.д.

Такие способы привлечения инвестиционных ресурсов позволяют либо сократить бюджетные инвестиции, либо направить их на развитие социальной и крупной производственной инфраструктуры.

В этом случае главенствующую роль начинают играть частные капиталы, что детерминирует развитие рыночной среды и свободного предпринимательства.
 [c.294]

Предполагался также перелив ресурсов из убыточных предприятий в прибыльные сферы деятельности, развиваемые прежде всего вновь нарождающимся частным предпринимательством.

При этом средний уровень благосостояния должен был расти, особенно в секторах, имевших преимущества и при плановой системе (тяжелое машиностроение, металлургия, добыча полезных ископаемых, управленческий аппарат).

Причем издержки приспособления должны были остаться достаточно ограниченными — частично благодаря прямым иностранным инвестициям, которые, как ожидалось, хлынут в страны с переходной экономикой с их низкой стоимостью рабочей силы и неосвоенными рынками. Но реальность оказалась гораздо сложнее все страны региона испытали удары спада и безработицы.
 [c.96]

Государственный сектор экономики представляет собой совокупность предприятий и организаций, находящихся в государственной собственности и финансируемых из государственного бюджета. Границы государственного сектора в переходной экономике довольно подвижны.

Из-за набирающей силу корпоратизации и приватизации предприятий существует большое разнообразие смешанных государственно-частных структур.

В настоящее время статистика большинства стран с переходной экономикой обычно исключает из рамок госсектора предприятия, находящиеся в процессе приватизации, причем даже в тех случаях, когда доля государственной собственности в их капитале остается значительной.

Поэтому общий объем государственного имущества за счет государственных пакетов акций и далей в капитале смешанных предприятий оказывается гораздо больше, чем собственно государственный сектор.
 [c.673]

Подставляя полученные числовые значения параметров в формулы (1.9) и (1.16) получаем кривые спада инвестиций (рис. 1.3) и производства (рис. 1.4).

Большое расхождение фактической и теоретической кривых инвестиций в 1995-1997 годах связано с большими частными капиталовложениями в строительство крупнейшего золотодобывающего комбината Кумтор со стороны канадской фирмы Камеко , что не учитывалось в математической модели. Что же касается расхождения фактической и теоретической кривых спада производства на рис. 1.

4, оно означает растущий вклад в ВВП новых экономических субъектов частного предпринимательства, новых малых и средних предприятий, акционерных компаний, фермерских и крестьянских хозяйств на селе. Исследование и описание последнего будет дано в главе 4. Итак, мы видим, что спад производства в переходной экономике — это закономерный процесс.

Страны богатые сырьевыми ресурсами (нефтью, газом и т.п.) могут замедлить этот процесс, поддерживая высокий уровень капиталовложений. Однако это отрицательно скажется на структурных преобразованиях, на развитии частного сектора — локомотива развития рыночной экономики.
 [c.32]

Многие экономисты идеализируют роль государства в экономике. В частности, И.М.Осадчая считает, что экономика современных индустриально развитых стран отличается важной особенностью — широкой вовлеченностью государства во все стадии воспроизводственного процесса.

Называем ли мы ее капитализмом или рыночной экономикой, по сути дела эта смешанная экономическая система, в которой переплелись воедино динамизм капитализма, эффективность рыночного хозяйства и социальная ориентация, носителем которой выступает прежде всего государство [19. С. 3]. Другие экономисты, в частности, В.

М.Полтерович, выступают за более значительную роль государства в переходной экономике В условиях институционального неравновесия ни один агент, кроме правительства, не способен принимать эффективные долгосрочные решения. (Если и правительство не способно на это, то реформы обречены на неудачу.

) Ни менеджеры и коллективы предприятий, ни частные предприниматели не обладают достаточно длительным горизонтом планирования.

Не чувствуя уверенности в будущем, экономические агенты ставят перед собой краткосрочные задачи, стремятся к личному обогащению, а невидимая рука неразвитого рынка еще не умеет трансформировать эгоистическое поведение в общественно полезное [20. С. 14].
 [c.18]

Чтобы обеспечить эффективность рыночных реформ, страны переходной экономики должны иметь именно такой уровень свободного предпринимательства.

Но в начале преобразований перед ними стоят гораздо более прагматичные задачи — создание условий для предпринимательства как ведущей силы хозяйственных отношений.

Это в первую очередь связано с реальным обеспечением права частной собственности на предприятия, то есть решением главной задачи, предопределяющей решение всех других задач.

В определении права собственности для предприятий заключается реальный переход к микрорегулированию экономики. В этой связи важно как само по себе юридическое оформление права собственности (ее правовая защита), так и то, как функционирует предприятие, реализуя право владения, распоряжения и пользования своим имуществом.
 [c.287]

Анализ различных моделей промышленной политики в странах с переходной экономикой предполагает учет того факта, что практически для всех из них характерна двухсекторная экономика, включающая помимо нарождающегося и укрепляющегося частного сектора еще достаточно сильный и влиятельный государственный сектор.

И это обстоятельство налагает определенный отпечаток на промышленную политику постсоциалистических стран, акцентируя в ней большее внимание на государственном секторе. В свою очередь это отражается на формировании рыночной среды, на экономическом поведении тех или иных предприятий.

Существуют три основные модели промышленной политики в переходный период спонтанная промышленная политика политика государственных приоритетов политика точек роста.
 [c.293]

Источник: https://economy-ru.info/info/124340/

Решу егэ

Прочитайте текст и выполните задания 21—24.

Переходная экономика — переходное состояние от одной экономической системы к другой экономической системе. Суть этого состояния — в осуществлении принципиального преобразования основ данной системы, которые обусловливают генезис и развитие как новых черт переходной экономики, так и её особенности.

Выделяют следующие уникальные черты переходной экономики: переходной экономике предстоит создать базис новой экономической системы, в то время как прошлая экономика воспроизводилась на своём базисе (типе собственности на средства и продукты производства; форме хозяйственных связей; типе координации деятельности между субъектами экономики).

Важной чертой переходной экономики является её многоукладность.

Третьей чертой переходной экономики является неустойчивое развитие, поскольку совершается постоянная трансформация старых отношений в условиях отсутствия новых институтов и правил, в результате чего происходит конфликт старых и новых экономических интересов.

Переходной экономике и смешанной экономике свойственны общие черты: сочетание рынка и государственного регулирования; совмещение капиталистических форм и социальной ориентации развития экономики и т. д.

Вместе с тем названным типам экономики присущи и качественные отличия. Отметим некоторые из них. Во-первых, смешанная экономика представляет собой современную экономическую систему, сочетающую рыночное и государственное регулирование.

Во-вторых, смешанная экономика как современная экономическая система является доминирующей в большинстве развитых стран мира.

Если для командной и рыночной экономики свойственна определённая целостность, устойчивость развития, то переходная экономика характеризуется неустойчивостью состояния, нарушением целостности. Такое положение, являющееся кризисным для сложившейся экономической системы, можно рассматривать как нормальное для трансформирующейся экономики.

Переходная экономика характеризуется количественным и качественным изменением состава элементов. В ней «по наследству» остались структурные элементы предыдущей системы: государственные предприятия, колхозы, производственные кооперативы, домашние хозяйства и государство.

Но эти элементы функционируют в качественно иной, преобразующейсяэкономической системе, и поэтому изменяют как своё содержание, так и свои «функции, связанные с зарождением рыночной экономики».

Вместе с тем в переходной экономике появляются новые, не свойственные старой системе элементы: предпринимательские структуры различных форм собственности, негосударственные предприятия, биржи, коммерческие банки, негосударствен- ные пенсионные, страховые и другие фонды, фермерские хозяйства.

Основная трудность переходного периода — это создание, в том числе и государством, институтов рыночной экономики. Экономические институты в широком смысле представляют собой правила экономического поведения и механизмы, обеспечивающие их выполнение, а также экономические организации, субъекты хозяйствования.

В переходный период формируются институты, без которых не может нормально функционировать рыночная экономика: частная собственность, экономическая свобода и ответственность хозяйствующих субъектов, конкуренция, рыночная инфраструктура и др.

Характерный признак переходной экономики — институциональная неполнота, отсутствие или зачаточное состояние отдельных институтов рынка.

(по К.К. Мансуровой)

Источник: https://soc-ege.sdamgia.ru/problem?id=12548

Купить Экономическая теория. Переходная экономика. и скачать

Если есть сомнения по поводу того что вопросы с ответами устарели и у вас есть файлы самого теста то можете заказать новые ответы.

Ответы на тест ДВФУ(бывший ДВГУ) программа тестиования Дидактор
Экономическая теория. Переходная экономика. Сабитова Р.Г.
0332.00 Экономическая теория. Переходная экономика. Сабитова Р.Г.

Полный список вопросов тут http://kiltest.net/sp/dvgu/0332.00_Ekonomicheskaia_teoriia._Perehodnaia_ekonomika._Sabitova_R.G.(perehodeconom.dat).html

«Голубые фишки» — это:
«Налоговая нагрузка» на экономику — это:
Аллокативная функция государства означает:
Антиинфляционная политика переходного периода в России включала:
Аутсайдеры — это:
Беженцы и вынужденные мигранты из районов межнациональных конфликтов включаются в состав:
Бюджетная политика выражается:
Бюджетная система России состоит из:
Бюджетный федерализм — это:
В долгосрочной перспективе предполагается, что трудовая пенсия будет формироваться:
В качестве показателя темпа инфляции в стране используется:
В переходном периоде в российском обществе выделяют следующие социальные слои:
В России основу доходной части бюджета составляют:
В рыночном землеобороте на начальном этапе реформ наиболее широкое распространение получила операция:
В странах с переходной экономикой преобладает:
В структуре источников финансирования инвестиций в 90-е годы произошли следующие изменения:
В течение переходного периода российские власти придерживались:
В условиях высокой инфляции номинальные объемы налоговых поступлений в бюджет:
В ходе финансовой стабилизации в России использовался:
В целях рационализации налогообложения в России предполагается:
В январе 1998 года была проведена:
Важнейшей функцией государства в переходный период является:
Важнейшим ограничителем экономического роста в России выступает:
Важной закономерностью бюджетного кризиса в России явилось:
Валютный рынок — это:
Ваучер — это:
Ваучерная приватизация проходила:
Вложение капитала в средства производства — это:
Внутренний долг растет более высокими темпами, чем объем ВВП. Данное обстоятельство:
Высокие значения индекса развития человеческого потенциала (ИЧП) свидетельствуют:
Главная тенденция процесса перераспределения собственности заключается в:
Главное отличие отраслевой структуры АПК России от структуры сельскохозяйственного производства развитых стран:
Главной слабостью сельского хозяйства России является:
Главными причинами банковского кризиса 1998 г. являются:
Глубина бедности характеризует:
Государственный монополизм в российской экономике проявляется:
Двухуровневая банковская система включает в себя:
Демонополизация экономики — это:
Денежная система — это:
Денежные агрегаты используются для:
Денежные суррогаты выполняют:
Денежный этап приватизации:
Дирижистская концепция роли государства в экономики выступает за:
Для периода 1999-2003 гг. был характерен:
Для условий переходной экономики характерны:
Доваучерная приватизация проводилась в формах:
Доходы населения — это:
Если бюджетный дефицит составляет до 10 % суммы доходов, то речь идет о:
Если доходы превышают уровень бюджета прожиточного минимума, но не достают до минимального потребительского бюджета, то речь идет о:
Если экономические проблемы решаются и рынком, и правительством, то экономика является:
Занятость на начальном этапе рыночных реформ характеризовалась:
Из моделей ваучерной приватизации были исключены:
Импортируемая инфляция в 1994-1996 гг. была связана с:
Индивидуальный налог на отдельные виды и группы товаров — это:
Инсайдеры — это:
Интегрированные промышленные компании включают:
К естественным монополиям в России можно отнести следующие компании:
К инструментам государственного регулирования относятся:
К какому виду операций коммерческого банка относится выдача кредитов государственным и частным предприятиям:
К методам решения задач переходного периода относятся:

Читайте также:  Объемы тел: объем параллелепипеда - в помощь студенту

К неинфляционным способам покрытия бюдж

В целях противодействия нарушению авторских прав и права собственности, а также исключения необоснованных обвинений в адрес администрации сайта о пособничестве такому нарушению, администрация торговой площадки Plati (http://www.plati.market) обращается к Вам с просьбой — в случае обнаружения нарушений на торговой площадке Plati, незамедлительно информировать нас по адресу support@plati.market о факте такого нарушения и предоставить нам достоверную информацию, подтверждающую Ваши авторские права или права собственности. В письме обязательно укажите ваши контактные реквизиты (Ф.И.О., телефон). В целях исключения необоснованных и заведомо ложных сообщений о фактах нарушения указанных прав, администрация будет отказывать в предоставлении услуг на торговой площадке Plati, только после получения от Вас письменных заявлений о нарушении с приложением копий документов, подтверждающих ваши авторские права или права собственности, по адресу: 123007, г. Москва, Малый Калужский пер. д.4, стр.3, Адвокатский кабинет «АКАР №380». В целях оперативного реагирования на нарушения Ваших прав и необходимости блокировки действий недобросовестных продавцов, Plati просит Вас направить заверенную телеграмму, которая будет являться основанием для блокировки действий продавца, указанная телеграмма должна содержать указание: вида нарушенных прав, подтверждения ваших прав и ваши контактные данные (организиционно-правовую форму лица, Ф.И.О.). Блокировка будет снята по истечение 15 дней, в случае непредставления Вами в Адвокатский кабинет письменных документов подтверждающих ваши авторские права или права собственности.

Источник: https://www.Plati.market/itm/ehkonomicheskaja-teorija-perekhodnaja-ehkonomika/2229604?lang=ru-RU

Предприятие и предпринимательство в экономике переходного периода

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. М.В. ЛОМОНОСОВА

  • экономический факультет
  • кафедра политической экономии
  • КУРСОВАЯработа
  • на тему: “ПРЕДПРИЯТИЕ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО В ЭКОНОМИКЕ ПЕРЕХОДНОГО ПЕРИОДА”.
  • Студент 315 гр. дневного отделения Бровкин Александр Владимирович

Научный руководитель: доц. Красникова Е.В. Москва

  1. 2004
  2. Содержание
  3. Введение3
  4. Глава I. Типы предприятий в переходной экономике4
  5. Становление субъектов рыночных отношений4
  6. Особенности эволюции крупных предприятий6
  7. Холдинги и финансовопромышленные группы9
  8. Задачи развития малых предприятий13
  9. Глава II. Взаимоотношения предприятий в переходной экономике18
  10. Изменения в характере взаимоотношений предприятий18
  11. Снабженческосбытовые отношения предприятий19
  12. Взаимная задолженность предприятий.21
  13. Заключение25
  14. Литература26
  15. Введение
  16. Предпринимательство инициативная, самостоятельная деятельность граждан, направленная на получение прибыли или личного дохода, осуществляемая от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность или от имени чьего-то и под чью-то имущественную ответственность.

Переходное состояние России сделало актуальным проблему предпринимательства. В связи с тем, что прежняя “социалистическая” система не содержала такого феномена, как предпринимательство, это вызывает особый интерес у экономистов.

Переход России к рыночной экономике означает что предпринимательство должно быть “создано” или должно “возникнуть”. Развитые рыночные системы имеют дело с существующим “готовым” предпринимательством.

Поэтому, несмотря на новизну, интерес к проблеме более широк именно в России.

Основной задачей работы является изучение проблем возникновения предпринимательства в переходный период. Работа состоит из 2 глав.

Первая глава посвящена описанию типов предприятий существующих в переходной экономике, описаны способы формирования, дана их краткая характеристика. Рассмотрены особенности функционирования каждого типа.

Во второй главе речь пойдёт о взаимоотношениях между предприятиями. Помимо этого, рассмотрены проблемы, которые сдерживают развитие малого бизнеса.

Глава I. Типы предприятий в переходной экономике

Становление субъектов рыночных отношений

В общей форме можно сказать, что субъектами рыночных отношений являются свободные товаропроизводители. Ими могут быть индивидуальные частные производители товаров и услуг, кооперативы, а также мелкие, средние и крупные предприятия.

Оставляя в стороне такие важные отличительные черты, как их масштабы, формы организации, структуру собственности и сферу деятельности, можно отметить прежде всего основные условия, делающие их полноправными субъектами рыночных отношений.

Во-первых, движущий мотив их деятельности постоянное извлечение прибыли или дохода в процессе движения и роста капитала.

Во-вторых, условием их функционирования является самостоятельность в действиях. Это самостоятельность в использовании имущества, в определении производственной программы, в выборе поставщиков и потребителей, в формировании цен и распоряжении доходами, остающимися после уплаты налогов.

И наконец, в-третьих, это экономическая ответственность за результаты хозяйствования, причем не только текущими доходами, но и капиталом.

Чем более полно соблюдаются названные условия, чем меньше государство определяет экономическое поведение субъекта, тем в большей степени экономика регулируется посредством рыночных отношений.

Становление полноценных субъектов рыночных отношений и означает переход к рыночной экономике.

Естественно, что полной свободой действий не обладает ни один субъект даже в развитой рыночной экономике.

Он действует в системе юридических правил и ограничений, а также постоянно ориентируется на экономическую политику государства. Еще в меньшей степени достигаются эти условия в переходной экономике.

Поэтому нельзя сказать, что функционирующие в переходный период, например в России, предприятия обладают названными характеристиками.

Учитывая, что в российской экономике государственный сектор еще долго будет играть большую роль, формирование рыночного субъекта должно предполагать не только стимулирование частного предпринимательства, но и преобразование государственных предприятий.

Суть этих преобразований состоит в том, чтобы разграничить права и обязанности госпредприятий, в значительной степени вывести эти предприятия из под государственной опеки, создать экономические и правовые предпосылки для их экономической ответственности за результаты хозяйственной деятельности вплоть до банкротства и закрытия, уравнять предприятия всех форм собственности в отношении предпринимательского риска.

Предприятия государственной формы собственности в России охватывали в 1993 году более 3/4 общего числа предприятий, объема производства и численности промышленнопроизводственного персонала. Вместе с тем многие российские предприятия характеризуются высоким уровнем концентрации производства. Удельный вес крупных предприятий, где численность занятых колеблется от 5,6 тыс.

до 14 тыс. человек, составила в 1993 г. в топливной энергетике 28%, в черной металлургии 24, в цветной металлургии 36, в химии и нефтехимии 24%.

В этих и других отраслях уровень концентрации производства определяется технологическими и продуктовыми особенностями, сложившейся организацией производства, массовым спросом на продукцию предприятий, возможностями экономии издержек в связи с масштабами производства. Свыше 80% производства в российской промышленности сконцентрировано на крупных и крупнейших предприятиях.

Реорганизация таких предприятий в процессе перехода к рыночной экономике не может быть разовым мероприятием. Важно также отметить, что становление рыночного субъекта не может происходить одинаково для крупных и мелких предприятий.

Превращение предприятия в рыночного субъекта происходит в зависимости от избранной концепции перехода к рынку. Если целью преобразований является максимально свободный рынок, как в Польше или в первые годы российской реформы (19921993), то предпочтение отдается мелким и средним предприятиям.

Отсюда вытекает и концепция необходимости дробления крупных предприятий с целью обеспечить свободу конкуренции на рынке. Сторонники дробления крупных предприятий считают, что предприятия гиганты всегда нединамичные и неэффективные. Но это не всегда так.

Гиганты международного бизнеса, такие как IBM, Sony, Siemens и многие другие показывают огромный динамизм и высокую эффективность.

Вследствие нарастания экономического кризиса в 1994 году российские экономисты начали поиск новых концепции перехода к рынку управляемому и социально ориентированному и соответственно других подходов к преобразованиям различных типов предприятий. Прежде всего, это коснулось судьбы крупных предприятий, оказавшихся в наиболее плачевном состоянии.

Особенности эволюции крупных предприятий

Чем больше производителей выходят на рынок, тем больше времени требуется им для выявления размеров и соотношения спроса и предложения, для определения оптимального уровня цен. Чем выше степень дифференциации товаров и услуг на рынке, тем острее стоит эта проблема.

Можно сказать, что эффективность рынка зависит от числа присутствующих на нем производителей, т. е. от уровня концентрации производства и сбыта. Если число продавцов слишком велико, появляется тенденция к его сокращению.

В мировом рыночном хозяйстве эта тенденция стала заметной уже в конце прошлого века и выразилась в широком использовании соглашениий о квотах производства и ценах. Этот процесс продолжался в XX веке, означая переход от свободного к регулируемому рыночному хозяйству. Экономический кризис 1929 года лишь ускорил этот процесс.

Так, в Германии число картелей достигало 2100. В России в 1905 году также было уже около 400 картелей и синдикатов. Уровень монополизации сбыта картелями и синдикатами иногда приближался в национальных границах к 100%.

Параллельно картелям и синдикатам развивались тресты крупные корпорации, внутри которых предприятия не только теряли производственную и сбытовую самостоятельность, на и юридическую самостоятельность, либо передавали свои акции специально учреждаемому обществу холдингу. История трестов началась еще в прошлом веке в США с нефтяного объединения Рокфеллера «Стандарт ойл Траст», а в 20-е годы перекинулась в Европу.

Этот процесс начался, потому, что картелирование, синдицирование, трестирование существенно сокращали потери от конкуренции и вели к смягчению кризисов. В этом отношении монополизация мировой рыночной экономики конца XIX первой половины XX веков ознаменовала гигантский экономический прогресс.

Не случайно и в послевоенный период во всех развитых странах рыночной экономики продолжался рост крупных и сверхкрупных корпораций. Шел процесс концентрации производства на базе новейших достижений научнотехнической революции, что означало для этих корпораций повышение их конкурентоспособности.

Сегодняшняя мировая производственная программа определяется относительно небольшим числом крупных корпораций. Сохраняют свое значение и картели, типичным примером которых является объединение экспортеров нефти ОПЕК.

Таким образом, рыночная экономика XX века постоянно уживается с высоким уровнем концентрации производства, сбыта и банковского дела. Более того, в условиях научно-технической революции оптимальный уровень

Источник: https://www.studsell.com/view/125607/

Читать реферат по предпринимательству: "Становление предпринимательства и индивидуальное воспроизводство в переходной экономике"

(Назад) (Cкачать работу)

Функция «чтения» служит для ознакомления с работой. Разметка, таблицы и картинки документа могут отображаться неверно или не в полном объёме!
в социально экономических условиях функционирования предопределили и различия между предприятиями советского и рыночного типа.

Эти различия столь глубоки, что не могут быть устранены путем изменения одних лишь внешних условий хозяйствования. Требуется длительный по времени и обширный по мерам трансформационный процесс преобразования советских предприятий в предприятия предпринимательского типа.

Этот процесс включает две основных составляющих – коммерциализацию и реструктуризацию предприятий.Коммерциализация предприятий – это процесс постепенного приспособления предприятий к рыночным условиям хозяйствования путем расширения их хозяйственной самостоятельности и усиления бюджетных ограничений.

Экономическая суть коммерциализации состоит в преодолении предприятиям свободы хозяйствования, а ее главной целью – облегчение им адаптации предприятий к условиям конкурентного поведения. Она выступает в качестве промежуточной меры перевода предприятий из государственного сектора экономики в частный.

Коммерциализация – это противоречивый процесс, поскольку он предполагает сохранение неэкономического воздействия государства. Поэтому ее успех зависит от системного и целенаправленного проведения мер по разгосударствлению предприятий.

Организация на базе государственных предприятий акционерных обществ, держателями акций которых могли бы быть государственные холдинговые компании, способствовало бы укреплению самостоятельности директоров и препятствовало бы бюрократическим вмешательствам. Перевод предприятий на полное самофинансирование при создании основных институциональных условий рыночного хозяйствования обеспечил бы приобретение навыков конкурентного поведения.

Следующим этапом трансформации предприятий должна быть их реструктуризация. Реструктуризация предполагает проведение целого комплекса мероприятий по организационному и техническому обновлению. Первоочередной задачей является определение причин кризисного состояния предприятий.

Ими могут быть: неквалифицированное управление, старый производительный аппарат, неквалифицированная рабочая сила, низкое качество продукции, отсутствие рынков, государственная политика.

В зависимости от выявленных причин могут быть приняты меры, препятствующие ухудшению состояния предприятия – смена руководства. Прекращение производства отдельных видов продукции, усиление контроля качества, модернизация оборудования и т.п.

В конечном счете задачи по реструктуризации состоят в определении потенциальных возможностей предприятия и оправданности финансовых вложений по его обновлению.

К моменту радикального перехода к рыночным преобразованиям советские предприятия не были подвергнуты ни коммерциализации, ни реструктуризации.

Поэтому предприятия оказались совершенно неподготовленными к принципиально новым для них условиям хозяйствования. Во-первых, их производственная база не соответствовала рыночным потребностям.

Ресурсоемкая и ориентированная на стабильное производство масштабных объемов однотипной продукции, она сразу же обусловила неспособность производства реагировать на изменения рыночного спроса.

Во-вторых, централизованное обеспечение ресурсами и отсутствие механизмов внутреннего накопления

Источник: https://referat.co/ref/259470/read?p=2

Ссылка на основную публикацию