Ботаника — наука о растениях. что изучает ботаника? — в помощь студенту

  • План урока:
  • Вспомним, что такое биология
  • Ботаника – наука о растениях
  • Какие бывают растения: разнообразие и внешнее строение
  • Внешнее строение растений на примере цветковых

Вспомним, что такое биология

Это слово пришло из Греции, оно происходит от слияния двух терминов: «биос» – жизнь и  «логос» – учение. Биология исследует мир живой природы. Если быть точными, то – это наука, изучающая живые организмы, их строение, жизнедеятельность и отношение с окружающим миром.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Она относится к дисциплинам естественного цикла. Термин появился в 1800-1802 годах, первым его придумал немецкий физиолог Карл Фридрих Бурдах.  Все живые организмы на Земле разделены на 7 (теперь 8) больших групп – царств. Не обо всех этих группах пишут в наших учебниках.

Ботаника - наука о растениях. Что изучает ботаника? - в помощь студентуИсточник

Изучению этих царств посвящены разделы биологии:

  • микология («микос» – гриб);
  • бактериология – раздел микробиологии, изучающий бактерий;
  • зоология («зоон» – животные);
  • протистология («протистос» — самый первый, первейший);
  • ботаника («ботане» – трава, растение, зелень);
  • вирусология («вирус» – яд).

Как вы видите, не все царства живой природы пока получили привилегию иметь свою собственную науку. А некоторые, например вирусы, так и балансируют на грани живого и неживого.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Античное мировосприятие - в помощь студенту

Оценим за полчаса!

Как же опознать, что перед нами существо из живого мира? Многие учёные и философы пробовали дать определение жизни. Но все они потом были признаны неполными и неточными.

В результате споров научное сообщество договорилось судить о живом при помощи признаков (критериев).

Ботаника - наука о растениях. Что изучает ботаника? - в помощь студентуИсточник 

Значит и растениям свойственны все эти признаки. Их просто надо уметь увидеть. Все их мы будет «открывать» постепенно на отдельных занятиях.

Ботаника – наука о растениях

С самого своего появления человек интересуется растениями. Он всегда получал от них доступные продукты питания, материалы для изготовления жилья и лекарственных средств. Но встречались и ядовитые виды, поэтому человеку нужно было научиться их отличать. Много тысячелетий люди накапливали знания о них, а потом появилась ботаника. Это была одна из древнейших наук.

Возникла она примерно 2,5 тыс. лет назад. Знаменитый древнегреческий врач и философ Гиппократ, живший в V-IV вв. до н. э. охарактеризовал 236 растений, обладающих лекарственными свойствами.

Но основателями ботаники считаются его соплеменники и современники – философы Аристотель и Теофраст. Они умели различать более 600 разновидностей растений.

Теофраст был последователем и учеником Аристотеля, он первым сумел обобщить имеющиеся тогда сведения о разновидностях флоры и записать их для потомков. Поэтому его считают «отцом» ботаники.

Ботаника - наука о растениях. Что изучает ботаника? - в помощь студентуТеофраст. Источник

Римский исследователь Плиний Старший, живший в 50-70 гг. н. э. в своей энциклопедии «Естественная история» описал 1000 видов растений. В XVIII в. шведский естествоиспытатель Карл Линней представил миру более 1500 видов растений и разработал систематику органического мира. Поэтому в названиях многих растений встречается фамилия этого великого учёного: Боярышник Линнея, Мальва Линнея и др.

Теперь известно около 550 тыс. их видов. И как тысячи лет назад человек продолжает зависеть от растений. Они для него – еда, дом, одежда, сырьё для лекарств и промышленности, корм для домашних питомцев, средство улучшения настроения.

Отличительные признаки растений от других царств живой природы

  1. Вначале проанализируйте следующие высказывания и решите – согласны вы с ними или нет.
  2. — Все растения зелёные.
  3. — Только растения могут создавать органические вещества из неорганических на свету.
  4. — Химические элементы растения всасывают корнем.
  5. — Растения неподвижны.

  6. — Они могут расти всю жизнь, пока не умрут.
  7. А теперь проверьте свои ответы, изучив характерные для растений признаки.

Из-за большого разнообразия у них трудно найти такие характеристики, которые не встречались бы хоть у одного из других царств живой природы.

Да и сами растения порой похожи то на животных, то на грибы, то на простейших. Например, есть хищные (росянка, пузырчатка, непентес) и паразитические виды (подъельник одноцветный, повилика, омела) растений, активно передвигающиеся одноклеточные водоросли, фотосинтезирующие бактерии и т.д.

Но если не обращать внимание на исключения, то можно выделить основные определяющие признаки растений:

  • у их клетки есть прочная стенка. Она построена из целлюлозы. Клеточная стенка есть и у бактерий и у грибов, но она состоит из других полисахаридов. Из-за наличия оболочки клетки растений способны усваивать из окружающей среды необходимые для жизни элементы только в виде растворов. Корневые волоски всасывают из почвы химические элементы, растворённые в воде. Так происходит минеральное, или почвенное питание растений;
  • питание путём «всасывания» стало причиной ещё одной отличительной черты большинства растений – их относительной неподвижности. Они меняют своё положение и передвигаются, но делают это очень медленно. Например, корневищные растения, «переходят» на новые места жизни под землёй, давая новые побеги от придаточных почек. Лианы обвиваются вокруг опор и цепляются за них. Листья многих растений поворачиваются в удобное положение по отношению к свету. Некоторые цветки закрываются на ночь, а другие наоборот делают это в дневное время. Все виды движения растений делят на 2 группы: настии (изменение положение органов в ответ на раздражения) и тропизмы (ростовые изменения);
  • малоподвижный образ существования растений является причиной особого способа их расселения по миру. Если животные заселяют новые места обитания, будучи взрослыми и активными, то растения занимают новые участки для жизни в виде зачатков. Это или предназначенные для этого одиночные клетки – споры, или сложные многоклеточные тела с зародышем – семена. У некоторых растений для расселения предназначены части вегетативного побега: видоизменённые побеги, выводковые почки и др.;
  • в растительной клетке есть уникальные органоиды – пластиды. В них синтезируются разные красители. Самым распространённым из пигментов растений является хлорофилл, из-за его наличия большинство растений зелёные. В пластидах могут содержаться и другие красители, например, каротиноиды (оранжевый – каротин, жёлтый – ксантофилл, сине-зелёный или жёлто-зелёный – фукоксантин). Они до поры до времени маскируются хлорофиллом, пока тот не разрушится. Каротиноиды помогают хлорофиллу. Они улавливают ультрафиолетовые, фиолетовые и синие лучи спектра и передают полученную энергию хлорофиллу. Пигменты красных водорослей фикобилины (фикоэритрин – красный и фикоциан – синий) выполняют ту же работу, что и каротиноиды. Но не все части растений зелёные. Листья могут быть красными, лиловыми. Это зависит не от красителя пластид, а от пигментов клеточного сока в вакуолях – антоцианов, которые затеняют цвет хлорофилла.
  • способность образовывать органические вещества из неорганических на свету при помощи специального пигмента хлорофилла – фотосинтез, характерен для большинства растений. Это способ их воздушного питания. Но не только растения способны к фотосинтезу. Среди бактерий тоже есть фотосинтетики. А среди растений встречаются хищники и паразиты, у которых отсутствует хлорофилл;
  • в клетках растений есть крупные вакуоли, содержащие клеточный сок. Состав этого сока разнообразен. Вакуоли выполняют роль накопления питательных веществ, поддержания объёма клетки (тургора) и являются фактором роста клетки растяжением;
  • все организмы запасают сахара в какой-либо особой форме. У растений этим веществом чаще является крахмал, реже похожие по строению и свойствам углеводы;
  • у многоклеточных растений клетки образуют особые виды тканей: проводящие, механические, основные, запасающие, покровные, образовательные;
  • ещё одна отличительная черта растений – способность расти в течение всей жизни. Нарастание происходит в верхушках корня и побега и в узлах злаков;
  • все процессы, происходящие в живом растении, регулируются особыми веществами – фитогормонами.

У растений хорошо заметны такие признаки живого как клеточное строение, развитие, рост, обмен веществ и размножение. Но их раздражимость скрыта от нас, чтобы её заметить надо внимательно и долго наблюдать за ними.

Как их корень изменяет направление роста вслед за потоком воды или как листья поворачиваются к свету увидеть не трудно.

Но у растений есть и малоизученные и незаметные нам способности, например, они могут «слышать» и «общаться».

Растения и музыка

С давних времён известно, что растения «слушают» музыку. Её воздействие ускоряет процесс прорастания семян и влияет на объём будущего урожая. В источниках древнеиндийской письменности говорится, что бог Кришна виртуозной игрой на музыкальных инструментах приводил в восторг не только людей, но и растения.

В XX в. учёные провели ряд экспериментов и доказали, что от классической музыки растения увеличиваются в размере намного быстрее. Они даже доказали, что тропические виды – «фанаты» рэпа, а рок растения не любят совсем. Их состояние зависит от звуковой частоты. Наиболее благотворна для них классическая музыка (58-75 Гц).

Какие бывают растения: разнообразие и внешнее строение

Одни водные, другие сухопутные, одни микроскопические, а другие гигантские. Встречаются они даже в сухих пустынях и близ полюсов. Растения бывают дикорастущими, произрастающими в природе без участия человека, и культурными, разводимыми людьми. Культурные в свою очередь делятся на комнатные и садовые растения, полевые и огородные культуры.

  • Ботаника - наука о растениях. Что изучает ботаника? - в помощь студентуИсточник
  • Ботаника - наука о растениях. Что изучает ботаника? - в помощь студентуИсточник
  • В зависимости от срока жизни и плодоношения растения делят на:
  • многолетние – те, что живут много лет и дают плоды либо много раз (поликарпики), либо раз в жизни – перед смертью (монокарпики);
  • двулетние – цветы и плоды появляются только на 2 год жизни;
  • однолетние – отплодоносив в первый же год жизни они погибают, а на следующий год возобновляются от семян или корней.

Наука о растениях делит их на простые и сложные (одноклеточные и многоклеточные). Клетка одноклеточного растения – это самостоятельный живой организм, в котором все функции выполняют её части (органеллы). Признаки одноклеточных растений не отличаются от остальных представителей царства.

Ботаника - наука о растениях. Что изучает ботаника? - в помощь студентуИсточник 

Ботаника - наука о растениях. Что изучает ботаника? - в помощь студентуИсточник 

К многоклеточным относятся часть водорослей, высшие споровые, голосеменные и покрытосеменные растения. Многие растения имеют органы. В науке орган – это часть тела животных или растений с определённым строением и функциями.

Органы бывают генеративными (участвуют в половом размножении) и вегетативными (обеспечивают жизнедеятельность организма). Не все многоклеточные имеют такое строение. Нет органов у низших растений, к которым принадлежат только водоросли.

Тело высших растений делится на специализированные органы.

Ботаника - наука о растениях. Что изучает ботаника? - в помощь студентуИсточник 

Внешнее строение растений на примере цветковых

Основные части (органы) растения – это корень и побег, делящийся в свою очередь на листья и стебли. Перечисленные выше части, относятся к вегетативным органам растений.

1. Корень – чаще всего расположен под землёй. Он закрепляет растение в почве, нужен и для всасывания воды с растворёнными минеральными веществами (почвенное или минеральное питание).

Читайте также:  Пользовательский интерфейс - в помощь студенту

Но есть у него и другие, неспецифические задачи: создание и запасание органических веществ, например у корнеплодов, участие в неполовом (вегетативном) размножении.

Видоизменённые корни часто расположены не в почве, они применяются для закрепления на опорах, для дыхания (у мангровых деревьев), для передвижения вглубь почвы (у чеснока).

2. Стебель – это место расположения почек и листьев, орган, выносящий их к свету и служащий местом транспортировки питательных веществ к частям растения.

У многих растений в нём тоже может проходить воздушное питание (фотосинтез). Он бывает прямым, стелящимся (ползучим) или лиановидным.

Видоизменённые (метаморфизированные) стебли – это колючки барбариса, стволы-бутылки у тропических деревьев, усики винограда.

3. Листья – это «кухня» растений. Тут «варятся» сахара и собираются другие вещества органического происхождения. На них же расположены и «носики» растений – устьица, через которые проходит воздух и выходят излишки воды. Листья тоже могут превращаться в усики (горох) или в колючки (кактус).

Цветок и плод – органы половые (генеративные). Они предназначены для размножения.

Источник: https://100urokov.ru/predmety/urok-1-botanika-kak-nauka

Ботаника — наука о растениях. Что изучает ботаника?

Определение 1

Ботаника — (от греч. botane — овощ, зелень, трава, растение) — комплексная наука, которая изучает растения. Она всесторонне рассматривает их происхождение, развитие, строение (внешнее и внутреннее), классификацию, распространение по земной поверхности, экологию (взаимоотношения и отношения с окружающими факторами), охрану.

Как и остальные науки, у ботаники имеется своя предистория. Зарождение её прослеживается с глубокой древности, когда люди ещё только начинали использовать растения для своих практических потребностей (питания, лечения, изготовления одежды, жилья).

Достаточно долгое время естествоиспытатели занимались лишь описанием растений — их размеров, окраски, особенностей отдельных органов, то есть достаточно долгое время ботаника имела всего — навсего описательный характер. Этот раздел биологии формировался в $XVII—XVIII$ столетиях.

Первые попытки систематизации растительного мира и стали началом использования в ботанике сравнительно — описательного метода, с помощью которого растения не только описывали, но и сравнивали по внешним (морфологическим) признакам.

С изобретением микроскопа в ботанике зарождается, а позже, благодаря интенсивному развитию науки и усовершенствованию микроскопической техники, начинает доминировать экспериментальное направление.

Ботаника - наука о растениях. Что изучает ботаника? - в помощь студенту

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Ботаника - наука о растениях. Что изучает ботаника? - в помощь студенту

Рисунок 1.

Растения — это источник более чем десяти биологически активных веществ, которые действуют на организм человека и животных, в частности при пищевом употреблении. Поскольку растения неотъемлемы в жизни человека, то они и стали объектом пристального изучения.

Все растения делятся на $2$ большие группы:

  1. низшие растения, или слоевищные (таломные);
  2. высшие растения, или листостебельные.
  • К низшим растениям относятся водоросли.
  • К высшим растениям относятся мохообразные (мхи и печёночники), папоротникообразные (псилофиты, псилоты, хвощи и папоротники), голосемянные и покрытосемянные.
  • Отдельно изучаются лишайники, грибы, бактерии.

Замечание 1

Современная ботаника — многоотраслевая наука, которая охватывает целый ряд разделов: систематику растений, которая занимается классификацией растений в зависимости от подобных общих характеристик.

Её подразделяют на две части: флористика и ботаническая география. Флористика изучает сообщества растений на определённой территории. Ботаническая география изучает особенности распространения растений на земном шаре.

Систематика растений — основная ботаническая дисциплина. Весь растительный мир она разделяет на отдельные группы, объясняет родственные и эволюционные связи между ними. Это задание специального раздела ботаники — филогении.

Сначала исследователи систематизировали растения лишь по внешним (морфологическим) признакам. Сейчас же для систематики растений используют и их внутренние признаки (особенности строения клеток: их химический состав, хромосомный аппарат, экологические особенности).

Морфологию растений, которая изучает строение растений. Подразделяется эта наука на микроскопическую морфологию и макроскопическую морфологию (органографию). Микроскопическая морфология изучает строение клеток и тканей растений, а также эмбриологию.

Макроскопическая морфология изучает органы и части растений.

Некоторые разделы морфологии решили выделить в отдельные дисциплины:

  • органографию (изучает органы растений),
  • палинологию (рассматривает строение спор и пыльцы растений),
  • карпологию (занимается классификацией плодов),
  • тератологию (предмет изучения — уродства и аномалии в строении растений),
  • анатомию растений , которая изучает внутреннее строение растений;
  • физиологию растений, которая изучает формы растений в процессе их онтогенеза и филогенеза, а также процессы, происходящие в растениях, их причины, закономерности и взаимосвязь с окружающей средой. Она тесно связана с систематикой.
  • биохимию растений, которая изучает химические процессы в растениях, связанные с ростом и развитием.
  • генетику растений, которая изучает генетические изменения растений, происходящие с вмешательством или без вмешательства человека.
  • фитоценологию, которая занимается изучением растительного покрова Земли, определяет динамические изменения в природе, а также их зависимости и закономерности (растительность — это сочетание всех растений на одной территории, которые составляют ландшафт;
  • геоботанику, которая занимается изучением экосистем, то есть взаимоотношениями между растениями,животным миром и факторами неживой природы (весь это комплекс получил название биогеоценоза).
  • экологию растений, которая изучает растения в зависимости от среды обитания и определяет идеальные условия для жизни растений.
  • палеоботанику, которая изучает ископаемые растения с целью определения истории развития.

Ботаника также классифицируется по объектам изучения на:

  • альгологию — науку о водорослях,
  • бриологию, которая занимается исследованием мхов и др.
  • исследование микроскопических организмов в мире растений также было выделено в отдельную дисциплину — микробиологию.
  • фитопатология — занимается болезнями растений, которые могут быть вызваны грибами, вирусами или бактериями.

Замечание 2

В зависимости от изучаемого объекта выделились специальные отрасли в ботанике: лесоведение, луговедение, болотоведение, тундроведение и ещё ряд подобных дисциплин.

Традиционно в ботанику включают микологию — науку о грибах (со средины $ХХ$ ст. их стали выделять в отдельное царство), а также лихенологию — науку, которая изучает лишайники.

Предмет исследования ботаники — это растения, их строение, развитие, родственные связи, возможность их рационального хозяйственного применения.

Задачи ботаники:

  1. Изучение растений для повышения их устойчивости, урожайности и выносливости.
  2. Определение новых видов растений и их применение.
  3. Определение действия растений на человеческий организм.
  4. Определение роли человека в развитии и сохранении растительного покрова планеты.
  5. Осуществление генетической трансформации растений.

Методы исследования в ботанике:

  1. метод наблюдения — используется как на микроскопическом, так и на макроскопическом уровнях. Этот метод состоит в установлении индивидуальности объекта, который исследуется, без искусственного вмешательства в его процессы жизнедеятельности. Собранная информация используется для дальнейшего исследования.

  2. сравнительный метод — используется для сравнения объекта, который исследуется, с подобными объектами, так и классифицировать их, детально анализируя похожие и отличительные черты в сравнении с близкими к ним формами.

  3. экспериментальный метод — используется для изучения объектов или процессов в специально созданных искусственных условиях.

    В отличии от метода наблюдения, экспериментальный метод предвидит специальное вмешательство экспериментатора в природу, что позволяет установить последствия от влияния тех или иных факторов на объект исследования.

    Метод может использоваться как в естественных условиях, так и в лаборатории.

  4. мониторинг — это метод постоянного наблюдения за состоянием отдельных объектов, течением определённых процессов.

    моделирование — это метод демонстрации и исследования определённых процессов, явлений с помощью их упрощённой имитации.

    Он даёт возможность изучать процессы, которые сложно или невозможно воспроизвести экспериментально, или непосредственно наблюдать в живой природе.

  5. статистический метод — основанный на статистической обработке количественного материала, собранного в результате других исследований (наблюдений, экспериментов, моделирования), что позволяет его всесторонне проанализировать и установить определённые закономерности.

Замечание 3

Ботаника — это наука, которая изучает растительный покров земной поверхности на всех уровнях — молекулярном, клеточном, организменном, популяционном.

Источник: https://spravochnick.ru/biologiya/botanika_-_nauka_o_rasteniyah_chto_izuchaet_botanika/

  • Ботаника - наука о растениях. Что изучает ботаника? - в помощь студенту
  • Ботаника (от греч. botanikós — относящийся к растениям, botánē — трава, растение)
  • наука о растениях, раздел биологии.
  • Ботаника охватывает огромный круг проблем: закономерности внешнего и внутреннего строения (морфология и анатомия) растений, их систематику, развитие в течение геологического времени (эволюция) и родственные связи (филогения), особенности прошлого и современного распространения по земной поверхности (география растений), взаимоотношения со средой (экология растений), сложение растительного покрова (фитоценология, или геоботаника), возможности и пути хозяйственного использования растений (ботаническое ресурсоведение , или экономическая ботаника).

По объектам исследования в ботанике выделяют альгологию — науку о водорослях, бриологию — о мохообразных, микологию — о грибах, лихенологию — о лишайниках (последние две часто выделяют в отдельную науку) и др.; изучение микроскопических организмов, преимущественно из мира растений (бактерий, актиномицетов, некоторых грибов и водорослей), выделяют в особую науку — микробиологию. Болезнями растений, вызываемыми вирусами, бактериями и грибами, занимается фитопатология.

Основная ботаническая дисциплина — систематика растений разделяет многообразие растительного мира на соподчинённые друг другу естественные группы — таксоны (классификация), устанавливает рациональную систему их наименований (номенклатура) и выясняет родственные (эволюционные) взаимоотношения между ними ( филогения).

В прошлом систематика основывалась на внешних морфологических признаках растений и их географическом распространении, теперь же систематики широко используют также признаки внутреннего строения растений, особенности строения растительных клеток, их хромосомного аппарата, а также химический состав и экологические особенности растений.

Установление видового состава растений (флоры) какой-либо определенной территории обычно называется флористикой ( флорологией ), выявление областей распространения (ареалов) отдельных видов, родов и семейств — хорологией (география растений).

Изучение древесных и кустарниковых растений иногда выделяют в особую дисциплину — дендрологию.

В тесной связи с систематикой находится морфология растений, изучающая форму растений в процессе индивидуального (онтогенез) и исторического (филогенез) развития.

В узком смысле морфология изучает внешнюю форму растений и их частей, в более широком — включает анатомию растений, изучающую их внутреннее строение, эмбриологию, исследующую образование и развитие зародыша, и цитологию, изучающую строение растительной клетки.

Некоторые разделы морфологии растений выделяют в особые дисциплины в связи с их прикладным или теоретическим значением: органографию— описание частей и органов растений, палинологию — изучение пыльцы и спор растений, карпологию — описание и классификация плодов, тератологию— изучение аномалий и уродств ( терат ) в строении растений. Различают сравнительную, эволюционную, экологическую морфологию растений.

Изучением растений в их взаимоотношении со средой обитания занимается ряд отраслей ботаники иногда объединяемых под общим названием экология растений. В более узком смысле экология изучает влияние на растение среды обитания, а также разнообразные приспособления растений к особенностям этой среды.

На земной поверхности растения образуют определенные сообщества, или фитоценозы, повторяющиеся на более или менее значительных территориях (леса, степи, луга, саванны и т.д.).

Исследованием этих сообществ занимается отрасль ботаники, называемая на территории бывшего СССР геоботаникой , или фитоценологией(за рубежом её часто называют фитосоциологией ). В зависимости от объекта исследования в геоботанике выделяют лесоведение, луговедение , тундроведение , болотоведение и т.д.

В более широком смысле геоботаника смыкается с учением об экосистемах, или с биогеоценологией , изучающей взаимоотношения между растительным покровом, животным миром, почвой и подстилающими почву горными породами.

Наука об ископаемых растениях — Палеоботаника, или фитопалеонтология, имеет первостепенное значение для восстановления истории развития растительного мира.

Данные палеоботаники имеют важнейшее значение для решения многих вопросов систематики, морфологии (включая анатомию) и исторической географии растений.

Её данными пользуется также геология (историческая геология и стратиграфия).

Полезные свойства дикорастущих растений и возможности их окультуривания изучаются экономической ботаникой (хозяйственная ботаника, ботаническое ресурсоведение ).

С экономической ботаникой тесно связана этноботаника — учение об использовании растений различными этническими группами населения земного шара.

Важный раздел прикладной ботаники — изучение дикорастущих родичей культурных растений, обладающих ценными свойствами (например, иммунитетом к болезням, засухоустойчивостью и т.д.).

Физиологию растений и биохимию растений не всегда относят к ботанике, поскольку многие физиологические и биохимические процессы, протекающие в растениях, аналогичны или даже тождественны процессам, протекающим в животных организмах, и изучаются сходными методами.

Однако биохимия и физиология растений отличаются рядом специфических черт, исключительно или почти исключительно свойственных растениям.

Поэтому разграничить физиологию и биохимию растений от собственно ботаники нелегко, тем более , что физиологические и биохимические особенности растений могут рассматриваться как таксономические признаки, следовательно, интересовать систематиков растений.

Эти же особенности чрезвычайно важны для понимания проблем экологии и геоботаники, географии растений и ботанической географии, экономической ботаники и т.д. Генетика растенийобычно также рассматривается как раздел общей генетики , хотя некоторые главы её (генетика популяций, цитогенетика) тесно связаны с систематикой, особенно биосистематикой , экологией растений и геоботаникой.

Границы между перечисленными выше разделами ботаники в значительной мере условны, т.к. их методы нередко перекрещиваются, а данные взаимно используются.

Трудно определить место таких наук, как физиологическая анатомия и экологическая физиология, или отделить использование химических особенностей растений в систематике ( хемосистематика ) от сравнительной биохимии растений; наряду с этим процессом идёт и весьма узкая специализация отдельных ботанических разделов.

Ботаника тесно связана со многими другими науками — с геологией через палеоботанику и индикационную геоботанику (использование признаков некоторых растений и их сообществ как индикаторов некоторых полезных ископаемых); с химией — через биохимию и физиологию, экономическую ботанику и фармакогнозию; с почвоведением и физической географией — через экологию и геоботанику; с техническими науками — через экономическую ботанику. Ботаника — естественноисторическая основа сельского и лесного хозяйства, зелёного строительства в городах, курортах и парках, она разрешает многие вопросы пищевой, текстильной, целлюлозно-бумажной, микробиологической, деревообрабатывающей промышленности. Однако важнейшая задача ботаники — изучение закономерностей развития и охраны среды обитания человечества — биосферы и прежде всего растительного мира — фитосферы .

Источник: http://plantaclub.by/sciense.php

Ботаника: что она изучает, основные ее задачи

Ботаника — наука о растениях, в наши дни представляет собой большую многоотраслевую науку. Общая задача ее состоит в разноплановом изучении отдельно взятых растений и их совокупностей — растительных сообществ, из которых формируются луга, леса, степи.

Ботаника - наука о растениях. Что изучает ботаника? - в помощь студенту

Вот далеко не полный перечень вопросов, изучением которых занимаются ботанические науки (морфология, эмбриология, систематика, анатомия, физиология, экология, геоботаника, география растений и др.):

  • Структура и закономерности роста растений, их отношения с окружающей средой;
  • закономерности распространения и распределения отдельных видов и всего растительного покрова на земном шаре;
  • происхождение и эволюция царства растений, причины его разнообразия и классификация;
  • запасы в природе хозяйственных растений и пути их рационального использования;
  • разработка научных основ введения в культуру (интродукция) новых кормовых, лекарственных, плодовых, овощных, технических и других растений.
Читайте также:  Обязанности и права родителей - в помощь студенту

Задачи ботаники

Одна из первоочередных задач ботаники — разработка научных основ охраны природных и растительных ресурсов.

Особенно большое внимание отводится изучению и охране редких и исчезающих растений, занесенных в Красную книгу, поскольку потеря каждого вида — это не только уменьшение разнообразия растений, но и нарушение устойчивости растительного сообщества, сбалансированного в течение многих тысячелетий.

Значение растений в природе, народном хозяйстве и жизни человека определяется их способностью осуществлять процесс фотосинтеза. Без растений невозможно представить жизнь на Земле, так как в процессе фотосинтеза, происходящем в хлоропластах, не только образуются органические вещества из неорганических, но и выделяется поступающий в атмосферу кислород, необходимый для дыхания всех организмов.

Поскольку при этом происходит поглощение углекислого газа, то предотвращается накопление избытка его в атмосфере. Используя для образования органических веществ минеральные соля и воду из почвы, углекислый газ и атмосферный азот из воздуха, растения принимают активное участие в круговороте веществ в природе.

Растительными продуктами питаются другие живые организмы, в том числе и человек. Растения используются человеком в качестве топлива и строительного материала, сырья для различных отраслей промышленности (в том числе — в качестве лекарственного сырья).

Растительный мир Земного шара богат и многообразен, насчитывает более 500тыс. видов. Среди них встречаются мельчайшие микроорганизмы и гигантских размеров деревья. Некоторые виды тропических лиан и морских водорослей достигают 100 и более метров в длину.

Оцените, пожалуйста, статью. Мы старались:) (1

Источник: https://animals-world.ru/botanika/

Ботаника — наука о растениях

Ботаника - наука о растениях. Что изучает ботаника? - в помощь студенту

Для начала попробуем разобраться, что же такое ботаника.  Например, в геоботаническом словаре известного советского геоботаника и эколога Быкова Б.А., изданного в 1973 г., есть такое определение:

“ботаника, или фитология — это наука о растениях. Она изучает растения на предмет их строения, физиологии, классификации, экологии, географического распространения таксонов, эволюции”.

Другой известный советский ученый Реймерс Н.Ф. чуть позже в 1990 г. написал:

“ботаника — комплекс научных дисциплин, изучающих царства растений и грибов”

Казалось бы, что оба эти определения дополняют друг друга, а вместе дают полное представление о науке ботанике. На самом деле это не совсем так. Первое определение никак не затрагивает такие науки, как фитоценологию или геоботанику, или такие дисциплины, как лесоведение, степеведение и т.п., хотя они являются бесспорными частями ботаники или частными ботаническими дисциплинами.

Во втором определении является спорным включение в ботанику микологии (науки о грибах). В настоящее время доказано, что грибы — это самостоятельное царство живой природы, как и животные или растения, следовательно, и микология — это самостоятельная отдельная дисциплина, равная ботанике. Нам же не приходит в голову объединять ботанику и зоологию.

В современном мире ботаника — наука, состоящая из множества частных дисциплин, а именно:

  • систематика — наука, классифицирующая растения на основе общности строения и происхождения;
  • цитология — изучает строение растительных клеток;
  • морфология — наука, изучающая внешнее строение органов растений и их видоизменения;
  • анатомия — изучающет строение тканей и органов растений;
  • физиология — наука, изучающая процессы, протекающих в растении, закономерности их роста и развития в зависимости от внешних условий;
  • биохимия — изучает химические процессы, происходящие в растительном организме;
  • генетика — наука о наследственности и изменчивости растений;
  • фитоценология — занимается исследованиями растительного покрова Земли, его видового состава, структуры, закономерности распределения и развития растительных сообществ, динамику связей со средой;
  • флористическая география — наука, изучающая закономерности распространения видов растений на Земле.

Одними из главных задач современной ботаники являются изучение строения растений в единстве с условиями их жизни, изучение их наследственности для выведения новых сортов, увеличения урожайности, повышение устойчивости к заболеваниям и полеганию и т.п

Многие растения содержат различные сложные органические вещества (эфирные масла, витамины, алкалоиды, гликозиды и т.п.), которые используются при изготовлении лекарственных препаратов.

Действие этих веществ на организм человека различно: одни могут использоваться для успокоения нервной системы, другие способствуют улучшению пищеварения, третьи снижают и нормализуют кровяное давление.

Ботаника помогает человеку сохранить зеленый покров Земли, заниматься выведением новых сортов культурных растений, т.к. они являются источником пищевых продуктов и лекарственных веществ.

Перейти к оглавлению.

Ботаника — наука о растениях

  • Что такое ботаника и какие перед ней задачи стоят задачи, читайте в этой статье.
  • Written by: Stepan Gurov
  • Date Published: 08/19/2016
  • В статье описывается место ботаники в современном мире.
  • 10 / 10 stars

Источник: https://www.studentguru.ru/botany.html

Ботаника — наука о растениях. Что изучает ботаника?

Что изучает ботаника?

Ботаника — (от греч. botane — овощ, зелень, трава, растение). Это один из разделов биологии, комплексно исследующий мир растений. Флора земли  – это миллионы видов. Ботаника изучает и систематизирует виды растений, исследует их физиологию и анатомию, исследует наследственность (генетику), приспособляемость к окружающей среде, географическое расселение. Рассматривает проблемы экологии.

Как система знаний о растениях, ботаника формировалась во времена Древней Греции и Египта.  Она возникла и развивалась вместе с хозяйственной деятельностью человека, медициной.

До наших дней дошли сочинения древних авторов: Ибн Сины (Авицены), индийское учение «Аюрведа» — наука о жизни, легендарная китайская книга о травах « Бэнь цао». Эти книги не только описывали растение, но указывали на их полезность для человека.

Период великих географических открытий дал толчок развитию всех естественных наук, и ботаника – не исключение. Выдающийся ботаник и естествоиспытатель, шведский ученый Карл Линней создал и узаконил классификацию ботанического мира. Каждое растение на латинском языке получило два названия: рода и вида.

Такая систематика существует и сейчас. Изобретение микроскопа привело к открытию клеточного строения растений и бурному развитию экспериментальных направлений развития науки. По сей день растения являются объектом изучения, так как они неотъемлемая часть нашей жизни.

Традиционно все растения делятся на две большие группы:

  1. Низшие или нецветковые (водоросли, лишайники). Еще их называют слоевищными. Слоевище – тело низших растений.
  2. Высшие – или цветковые, листостебельные растения. К ним относятся мохообразные, папоротники, хвощи и плауны, орхидеи, голосемянные и покрытосемянные.

В общепринятую классификацию не попали лишайники, грибы и бактерии. В настоящее время лишайники изучает наука  — лихенология, грибы – микология, бактерии – бактериология.

Современная наука о растениях включает в себя ряд разделов. Основной раздел – это систематика. Она занимается естественной классификацией растений по сходным признакам и объединяет их в виды. Это основа любой отрасли ботаники.

Систематику можно разделить на две части: флористическую и географическую ботанику. Флористика рассматривает закономерности распространения видов растений на различных территориях, ареалах распространения.

Ботаническая география отвечает на вопрос: «Почему в одном регионе растут определенные растения, а в другом – нет». Она изучает географические законы распространения растений на планете.

Рассматривая развитие отдельных видов растений в историческом развитии, устанавливаются их генетические родственные связи. Этим занимается специальный раздел – филогения. Из истории развития ботаники известно, что первоначально растения систематизировались по внешним признакам – морфологическим.

В наши дни используются знания клеточного строения растений. Морфологию делят на макро- и микро- уровни. Макроморфология изучает внешнее строения растения в целом. Микроморфология изучает растение с помощью микроскопа. Это цитология, эмбриология, гистология. В морфологии растений выделяются такие раздели как:

  • Органография – описывается и сравнивается внешнее строение растений
  • Палинология – строение пыльцы растений или его спор, их рассеивание и применение
  • Карпология – изучаются строение и форма семян растений, классифицируются их плоды.
  • Тератология – аномалии в строении растений, причины их проявлений, методы лечений и профилактики
  • Анатомия – строение растения, в том числе и на клеточном уровне
  • Физиология – изучает процессы роста и развития, питания, плодоношения и размножения растения, их закономерности
  • Биохимия – объектом изучения являются вирусы и бактерии, высшие и низшие растения и химические процессы, происходящие внутри растения
  • Генетика – наследственность и изменчивость, особенности развития того или иного вида, зависимость изменений от вмешательства человека
  • Фитоценология – иногда приравнивается к геоботанике и рассматривает растительный покров как совокупность растительных сообществ, взаимоотношения между ними и между собой
  • Геоботаника – раздел на стыке наук: ботаники, географии и экологии
  • Экология растений – взаимоотношения растений с окружающим миром, создание идеальных условий произростания
  • Палеоботаника – изучает вымершие организмы и историю развития растений

Науку о растениях можно классифицировать по объектам изучения:

  • Альгология — (от лат.alga — морская трава, водоросль и греч. λογοσ — учение) — раздел биологии, изучающий водоросли. В современном понимании, водоросли – это гетерогенная экологическая группа. К ней относятся протисты, бактерии и растения.
  • Бриология — (от греч. βρύον «мох» и …логия) — раздел ботаники, изучающий мохообразные растения. Бриологи изучают морфологические, биохимические. Генетические, физиологические особенности мхов и возможности их применения в бытовых и медицинских целях.
  • Микробиология – дна из молодых и динамично развивающихся наук. Предмет ее изучения – это микро-жинь – все что не видимо невооруженным глазом. Это изучение бактерий, одноклеточных водорослей. Способы выживания растений в экстримальных условиях и их влияние на жизнь человека.
  • Фитопатология – исследует болезни растений, ищет средства их защиты и разрабатывает методы профилактики, изучает условия возникновения и распространения массовых вспышек заболевания растений – эпифотий.

В 18 веке немецкий учены Гумбольдт А. обосновал появление тех или иных видов растений, их развитие от географической среды произрастания. Это послужило развитию таких отраслей ботаники как болотоведение, тундроведение, луговедение, лесоведение и т.п.

В современном мире наиболее важными задачами ботаники являются:

  • Открытие новых видов растений и возможность их применения в жизни человека.
  • Изучение свойств растений, их устойчивости и выносливости к болезням, повышение урожайности сельскохозяйственных культур.
  • Исследование действий растений на организм человека и животный мир.
  • Влияние человека на формирование экосистем, защиты и сохранения растительного покрова нашей планеты.
  • Изучение наследственности и изменчивости растений – как основа выращивания генномодифицированных растений. Выявление положительных и отрицательных влияний таких растений на человека и окружающий мир.

 Ботаника как и любая наука использует различные методы исследования:

  1. Наблюдение – традиционный метод – наблюдение за жизнедеятельностью объекта в реальных условиях, без вмешательства. Используется и макроскопическом, и в микроскопических уровнях.
  2. Сравнительный – сравнение исходного объекта с подобным для выявления сходных и отличительных черт.
  3. Экспериментальный – искусственно созданный процесс для определения влияния различных факторов на жизнедеятельность растений. Может использоваться как в естественной среде обитания, так и в лаборатории.
  4. Мониторинг – регулярное комплексное наблюдение за определенным объектом, оценка и прогнозирование состояние растительных сообществ, оценка воздействия на них природных и антропогенных факторов.
  5. Статистический – математическая обработка материалов, собранных другими методами исследования. Установление на их основе закономерностей развития, прогнозирования ситуаций.

 Ботаника – это современная многоотраслевая наука, изучающая флору планеты Земля. Она использует как традиционные методы, так и современные химические, физические, молекулярные методы исследований. Глобальной проблемой современности стало производство продуктов питания. Эту задачу решают различные науки. Первое место занимает ботаника.

Предметом ее исследования является растение, все аспекты его жизнедеятельности и полезности для человека. Не менее глобальной является проблема сохранения благоприятного климата на планете. Современная ботаника призвана разработать научные основы охраны природных экосистем.

Большое внимание отводится охране редких и исчезающих видов растений, занесенных в Красную книгу.

Нужны оригинальность, уникальность и персональный подход? Закажи свою оригинальную работу УЗНАТЬ СТОИМОСТЬ

Источник: https://sciterm.ru/spravochnik/botanika-nauka-o-rasteniyah-chto-izuchaet-botanika/

План-конспект занятия по биологии (5 класс): Ботаника- наука о растениях, 5 класс | Социальная сеть работников образования

Включение учащихся в целенаправленную познавательную деятельность

1.Многообразие растений на Земле, самое-самое.

Растений на Земле более 350 тыс. видов, имеющие самое простое строение, до гигантских деревьев, занимающие огромные площади, имеющие сложное строение. • Самое большое растение – секвойя вечнозеленая (в Калифорнии 110,33 м) 

• Самое маленькое дерево – бонсай, его высота может быть всего12 мм. 

• Самый большой цветок раффлезия на о.Суматра (1 м – 13 кг). Если кто-либо захотел подарить его своей маме, то она мало бы обрадовалась, так как он имеет запах гниющего мяса. 

• Самый маленький цветок – ряска, имеют в диаметре всего 1 мм.

Растения различаются и по продолжительности жизни. (есть вековые деревья, есть и растения, живущие один день).

Большинство растений имеют зеленую окраску, т.к в их клетках присутствуют пластиды, в которых осуществляется фотосинтез.

Встречаются среди растений и паразиты, которые питаются готовыми органическими веществами, врастая в корни растений и питаются за их счет. (например, заразиха).

2. Местообитание растений.

Растения встречаются везде, в океанах и морях, озерах и прудах, пустынях и болотах, в горах и даже во льдах Арктики и Антарктиды. 3. Значение растений. (Физминутка)

Ромашка.

4.Ботаника

Растения – это царство живых организмов, способных к фотосинтезу. Все они имеют плотные клеточные оболочки, состоящие, как правило, из целлюлозы. Запасным веществом, чаще всего является крахмал

Современная наука о растениях – ботаника (греческое слово «ботанэ» — зелень, трава, растение) – наука о растениях

Ботаника изучает жизнь растений, внутреннее и внешнее строение, распространение на поверхности земного шара и в мировом океане, взаимосвязь с окружающей природой и друг с другом.

А кого же принято считать основоположником ботаники? Чтобы ответить на этот вопрос вам было предложено разгадать криптограмму – что означает тайное письмо.

  • Основоположником ботаники считают древнегреческого ученого Теофраста
  • Все организмы Царства РАСТЕНИЯ подразделяют на 2 подцарства (низшие и высшие растения)
  • РАБОТА В ПАРАХ:
  • Найти в учебнике, чем отличаются низшие и высшие растения (по вариантам)
  • • п/ц Низшие — нет органов
  • • п/ц Высшие – есть органы и ткани.
  • Р/т №60 с41.
  • РАБОТА В ГРУППАХ:
  • Проставь в таблице (+) и (-)
Вид растений Стебель Листья Корни Семя Цветки Плоды
Водоросли
Мхи
Папоротники
Хвойные (Голосеменные)
Цветковые (Покрытосеменные)
  1. Коммуникативные:
  2. — умение формулировать мысли при задавании вопросов
  3. Познавательные:
  4. -умение работать с информацией, смысловое чтение, работа по алгоритму
  5. Регулятивные:
  6. — умение выполнять учебные задания в соответствии с поставленной целью;
  7. -умение осуществлять контроль и коррекцию своей деятельности

Источник: https://nsportal.ru/shkola/biologiya/library/2020/01/17/botanika-nauka-o-rasteniyah-5-klass

Ссылка на основную публикацию