Аристотель о душе, о человеке, о разуме — в помощь студенту

План ответа:

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!
  1. Краткая биографическая справка.

  2. Учение о соотношении души и тела

  3. Учение Аристотеля о способностях души

1)Аристотель (384-322 гг. до н.э.) родился в Македонии в семье потомственных медиков. Получил медицинское образование, учился у Платона, был наставником Александра Македонского, основал в Афинах школу Ликей (Лицей), которая просуществовала до Ш в.

Преподавание строил по аналогии с платоновской системой, но делал акцент на естественно-научный подход. Труды: «Органон», «О душе», «Никомахова этика» и др.

Трактат «О душе» — первое систематическое исследование по проблеме души, включающее обзор мнений о душе предшественников и их критический анализ.

2)На основе собственных наблюдений и умозаключений Аристотель выдвигает ряд оригинальных идей, связанных с соотношением души и тела.

Он подчеркивал, что «душой может обладать только естественное, а не искусственное тело». Душа — это жизнь, данная естественному телу. Жизнь питается, развивается, наконец, прекращается. Душа – «сущность в смысле формы естественного тела, обладающего в возможности жизнью и обладающего органами». Сущность как форма – энтелехия.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Стратегический менеджмент - в помощь студенту

Оценим за полчаса!

Душа как форма тела есть суть тела, причина и цель всех его действий – энтелехия. Энтелехия Как знание Как деятельность созерцания Душа – форма живого органического тела. Пример-аналогия: душа глаза – зрение; глаз, лишенный зрения, является глазом только по названию, как и нарисованный глаз. Душа делает тело живым, без нее оно было бы трупом.

В душе причина всех проявлений живого тела: рост, дыхание, чувствование, мышление и пр. Типология (идея генезиса): Душа более высокого уровня развития обладает способностями души более низкого уровня развития.

Растительной душой обладают все живые существа, растительной и животной душой обладают животные и человек, разумной душой обладает только человек.

Растительная душа Способность расти (размножаться) и питаться Животная душа + способность ощущения, движения, стремления, памяти Разумная душа + способность размышления Разумная душа идеальна, отделима от тела, сущность ее божественна, после смерти тела она возвращается в бестелесный эфир воздушного пространства. Душа и тело.

Душа под воздействие внешней причины заставляет тело осуществлять какую-либо деятельность, в ней заложен источник активности живого тела. Тело и все органы находятся на службе у души. Душа неразрывно связана с телом. Все душевные состояния сопровождаются телесными проявлениями.

Душа бестелесна, ее носителем является специальное органическое вещество – пневма, которая у животных вырабатывается в крови. Сердце – орган души. Мозг служит для охлаждения крови до оптимальной температуры. Два начала единой души: — душа как энтелехия тела, уничтожающаяся при его разрушении. — душа как проявления божественной сущности, приходящей в тело и уходящей из него в момент смерти. Отмечал трудности познания души.

3)Души: Растительная – первая и самая общая способность души. Благодаря ей жизнь присуща всем живым существам. Функции: воспроизведение и питание.

Познавательные , движущиеся, чувства и аффекты, общий склад души (характер). Учение о характере развил ученик Аристотеля Феофраст.

Характер рассматривается как нечто целостное, но статическое и показывается только во внешних проявлениях, без психологического анализа.

Характер может меняться в зависимости от возраста (юноша, зрелый человек и старик могут обладать разными характерами) и социального положения. Феофраст выделил 30 типов характера: ирония, лесть, угодливость и пр. Новизна во взглядах Аристотеля настроение души заключается в двух существенных моментах.

Во-первых, в них нашел выражение целостный подход, при котором душа мыслилась как нечто единое и неделимое на части.

Во-вторых, аристотелевская схема строения души проникнута идеей развития, которая была реализована философом, как в филогенетическом, так и в онтогенетическом аспектах. С одной стороны, отдельные способности души выступают как последовательные этапы ее эволюции, а с другой – развитие индивидуальной человеческой души как повторение этих стадий эволюции.

Развитие души в онтогенезе представляет собой постепенный переход и преобразование низших способностей в высшие. Из учения о трех основных способностях души вытекали и педагогические задачи, которые сводились Аристотелем к развитию этих трех способностей.

Развитие растительных способностей формирует у человека ловкость тела, силу мышц, нормальную деятельность различных органов, общее физическое здоровье.

Благодаря развитию чувствующих способностей у человека формируются наблюдательность, эмоциональность, мужество, воля и т. д.

Развитие разумных способностей ведет к формированию у человека системы знаний, ума и интеллекта в целом.

Дополнительно:

Аристотель. Учение о душе.

Соглашаясь с тем, что душа есть движущее начало, Аристотель подвергает сомнению убежденность философов в том, что это движущее само должно двигаться.

Полагая, что в душе и в психике представлена особая субстанция, философы лишь удваивали мир объектов.

Осознание реальности психических образов и переживаний всегда приводило к дуализму — поискам еще одной основы мира, взаимодействующей с материей вещей.

Аристотель подвергает критике идеи Демокрита и других философов, считавших, что душа состоит из особых элементов и способна к самостоятельному движению. Но он также критикует и представления Платона об идеях. Отмечая, что в платоновских идеях выражены лишь копии реальных предметов.

Философы и до Аристотеля понимали особенный характер человеческой души по сравнению с миром вещей, старались объяснить невидимость души, но не могли придумать для этого ничего кроме удвоения мира, вводя в него невидимую субстанцию. Характер подобных объяснений частично определялся и самой природой психики, отражающей и удваивающей мир в образах вещей.

Процессы движения и взаимодействия предметов представляют собой нелокальную, а потому и не замечаемую многими реальность. Эти процессы, видимы они или невидимы, всегда имеют свою форму и организацию.

Они тоже составляют реальность мира — реальность взаимодействий, если ее представить как самостоятельную, тоже может быть воспринята как основание дуализма, как особая реальность, порождающая психику.

Но эта реальность не живет как отдельный самостоятельный мир, дублирующий мир вещей, она не требует для себя особых «атомов» или особого занебесного пространства. Эта реальность есть лишь одна из сторон наблюдаемого мира, еще одно его измерение наряду с субстанциональностью вещей.

Понятие «душа» у Аристотеля, как и у других философов, не полностью совпадает по смыслу с тем, что мы называем словом «психика».

Оно имеет более широкий смысл и соответствует, скорее, представлению о жизненной активности всякого живого организма: «Итак, отправляясь в своем рассмотрении от исходной точки, мы утверждаем, что одушевленное отличается от неодушевленного наличием жизни».

Душа понимается философом как энтелехия — целостное формообразующее начало, естественная деятельность тела, определяющая принцип его существования и развития.

Аристотель выделяет несколько видов или частей души. Это, во-первых, растительная часть, определяющая процессы питания построения организмов. Она существует как у человека и животных, так и у растений.

Две другие части души — ощущающая и разумная — соответствуют современным представлениям о психике.

Аристотель находит естественные предпосылки и аналоги Души в изначальной организации мира.

Он распространяет свое понимание энтелехии как естественной возможности или формообразующей деятельности тела на все предметы мира, отыскивая сущность этих предметов не в их материи, а в их движении и взаимодействии с другими вещами.

Так, например, для топора его энтелехией является раскалывание, т.е. его функциональное взаимодействие с вещами, определяющее и его возникновение, и его существование, и его форму.

«Итак, сказано, — пишет Аристотель, — что такое душа вообще. А именно: она есть сущность, как форма (logos), а это — суть бытия такого-то тела, подобно тому, как если бы естественным телом было какое-нибудь орудие, например топор.

А именно: сущностью его было бы бытие топором, и оно было бы его душой. И если ее отделить, то топор уже перестал бы быть топором и был бы таковым лишь по имени…

Душа же есть суть бытия и форма (logos) не такого тела как топор, а такого естественного тела, которое в самом себе имеет начало движения и покоя… Если бы глаз был живым существом, то душой его было бы зрение.

Ведь зрение и есть сущность глаза как его форма (глаз же есть материя зрения); с утратой зрения глаз уже не глаз, разве только по имени, так же, как глаз из камня или нарисованный глаз. Сказанное же о части тела нужно приложить ко всему живому телу».

Аристотелевское представление о душе нелегко воспринимается современным европейским умом, склонным укладывать любые идеи в структурное ложе привычных эмпирических или научных понятий.

Сделать это объективно сложно, а может быть, даже и невозможно, поскольку система научных представлений формировалась обычно на более примитивных философских взглядах, чем аристотелевские.

Для восприятия аристотелевских представлений приходится расширять само исходное поле наших представлений о вещах, менять базовую картину мира.

Душа и тело неразрывно связаны, и «души от тела отделить нельзя».

Мышление, по Аристотелю, невозможно без чувственного опыта. Оно всегда обращено к нему и возникает на его основе. «Душа, – утверждал философ, – никогда не мыслит без образов». В то же самое время мышление проникает в недоступную органам чувств сущность вещей. Эта сущность вещей дана в чувствах лишь в виде возможностей.

Мышление – это форма чувственных форм или просто форма форм, в которой исчезает все чувственное и наглядное и остается обобщенное и общезначимое. Вырастая из чувственных форм, мышление не может протекать в отрыве от тела.

А что же является причиной, зажигающей индивидуальный разум и актуализирующей заключенные в чувственных образах в виде потенции обобщенные формы в понятия?

Этой причиной Аристотель считает надиндивидуальное, родовое мышление, или верховный разум, который надстраивается у человека над уже известными ему познавательными формами души и завершает их иерархию. Именно под влиянием верховного разума происходит образование или реализация идеальных обобщенных форм, заданных в чувственных формах в виде возможностей.

Нераздельными с познавательными способностями души являются другие ее специфические свойства – стремления и аффективные переживания.

Возникновение эмоций и стремлений вызывается естественными причинами: потребности организма и внешние предметы, которые ведут к их удовлетворению.

Любое волевое движение, всякое эмоциональное состояние как ведущие движущие силы души, определяющие активность организма, имеют под собой природные основания.

Общую двигательную активность человека Аристотель связывал с кровью, в которой он видел основной источник жизнедеятельности организма.

Кровь рассматривалась Аристотелем как материальный носитель всех душевных функций от низших до высших. Растекаясь по всему телу, она дает жизнь его органам чувств и мышцам.

Через нее они связываются с сердцем, которое и выступало в качестве центрального органа души.

Что касается головного мозга, то он рассматривался Аристотелем как резервуар для охлаждения крови.

Важнейший раздел в общей системе представлений Аристотеля о душе составляет его учение о способностях души. В нем выражен новый взгляд на строение души и соотношение основных ее свойств.

Источник: https://shpargalum.ru/gosudarstvennyij-ekzamen-po-speczialnosti-psixologiya-lichnosti-(bakalavriat)/istoriya-psixologii/uchenie-aristotelya-o-sootnoshenii-dushi-i-tela,-sposobnostyax-dushi.html

Идеалистические представления о душе (Сократ, Платон)

Совершенно новую сторону познания душевных явлений открыла деятельноть философов-софистов (София – мудрость, Протагор, Гиппий, Горгий).

Вместо вопросов связанных с изучением природы и человека, их мысль была направлена на изучение деятельности человека в условиях его связи с другими людьми и воздействия на них.

Так, софисты учили мудрому повдению, искусству убеждать в спорах, публично выступать, влиять на интеллект и чувства граждан.

Предметом их изысканий были средства общения – логика и язык (но с точки зрения их использрвания с точки зрения манипулирования людьми).

Сократ (469-399 гг.до н.э.) — в отличие от софистов главной темой является не отношение человека к другим людям, а отношение к самому себе. «Познай самого себя» — анализ поступков и отношения к ним, нравственных оценок и норм человеческого поведения.

Во всех предшествующих объяснениях подчёркивалась зависимость души от внешнего мира. Душа – воздух, огонь, движение атомов. Теперь под душой понимались психические качества индивида, свойственные ему как разумному существу, умеющему действовать согласно нравственным идеалам.

«Диалектика» – нахождение истины с помощью беседы. Разработал технику диалога:

1. Работа мысли зависит от определённой задачи, создающей препятсвия для достижения цели (препятсвия – система вопросов в диалоге, которые он задавал собеседнику, активизируя тем самым, его умственную активность);

2. Умственная активность изначально носила парный характер, характер диалога.

Оба эти положения стали основными направлениями в исследовании мышления в ХХ веке:

— напрвленность мысли, детерминирующая тенденция, создаваемая задачей;

— диалогизм – познание изначально социально, т.е. коренится в общении субъектов.

Т.о., после Сократа, которого интересовала умственная деятельность индивидуального субъекта, понятие о душе наполнилось новым содержанием, нефизическими сущностями.

Платон (428-348 гг.до н.э.)

Основоположник идеалистической философии (психологии). Центральное место в философии Платона – учение об идеях. Существует три вида бытия:

1 – идеи – подлинное бытие, вечное, неизменное, не имеющее начала. Идеи незримые, самостоятельные сущности (реалии), независимые от чувственных вещей.

  • 2 – материя – небытие, бесформенное, незримое, нечто, что соединившись с какой-либо идеей, может стать любой вещью.
  • 3 – чувственный мир – материальные вещи, нами переживаются, но не существуют на самом деле.
  • Первенство принадлежит миру идей.
  • Душа – посредник между миром идей и вещей, но по природе ближе к миру идей и существует до того, как соединяется с каким-либо материальным телом.

Душа поселяется в тело в момент рождения, она падает на Землю из мира вечных идей. Души творятся богом, они бессмертны.

Душа должна соответствовать телу. Развивая это положение, Платон идёт по пути дифференциации, выделения частей (функций) души:

низшее начало — общее для человека, животных, растений – совокупность низших потребностей (голод, жажда и т.д.) – помещается в брюшной полости;

  1. яростный дух – помещается в груди – этой частью души «человек вскипает, раздражается, становится на сторону того, что ему кажется справедливым, и ради чего он готов переносить голод, стужу и все подобные им муки, лишь бы победить» (на современном языке – аффективно-волевая сфера);
  2. разумное начало – помещается в груди, противостоит стремлениям низшего начала, управляет поведением.
  3. Пример: Стадо, собака, пастух; Чёрный конь, белый конь, возница.

Т.о., в сферу изучения души вводятся такие аспекты, как мотивационный конфликт и роль разума в преодолении конфликта и интеграции поведения.

Низшая часть души отмирает вместе с телом. Высшая часть души не умирает, переселяется в другое тело, соответствующее. Например: если человек недостаточно умён à в тело осла; души философов à в высший мир идей. Поэтому о душе нужно заботиться, накопленный опыт не умирает, а сохраняется.

  • Платон: «Если душа бессмертна, она требует заботы не только на нынешнее время, которое мы называем жизнью, но на все времена, и если кто не заботится о своей душе, впредь мы будем считать это грозной опасностью».
  • У Платона существует только движение души, но не развитие.
  • Процесс познания

Процесс падения души с небес на Землю сопровождается забыванием душой всего того, что она знала и видела. Но она может вспомнить об утраченных идеях. В целом, процесс познания – это процесс припоминания, познать = вспомнить => мышление, которое Платон считал главным когнитивным процессом, является репродуктивным, а не творческим.

  1. Уровни познания
  2. 1 – подлинное познание – направлено на мир идей, высший вид знания, существует в 2-х формах:
  3. Рассудок– использование в процессе познания опоры на образы.
  4. Разум (ум) – оперирует понятиями, знание даётся путём сопоставления различных мнений.
  5. Платон: «Мысль, душа делает не что иное, как рассуждает, сама себя спрашивая и отвечая, утверждая и отрицая».

Этот процесс рассуждения Платон назвал внутренним диалогом с самим собой. Т.о., мышление понимается как внутренний диалог с незримым собеседником (в современной психологии – внутреняя речь). Это следующий шаг в понимании мышления, у Сократа – внешний диалог.

Читайте также:  Культура, религия и царская власть на крите - в помощь студенту

2 – мнимое знание – направлено на мир чувственных вещей. Это низший уровень познания, когда мы получаем представление лишь об образах вещей, но ни об их сущности. Познание вещей не даёт истинного знания.

Итак, мы рассмотрели материалистический (природный) и идиалистический (культурный) подходы к пониманию души. Общим является то, что душа выступает как внешнее, попадающее в организм извне, со стороны: атомы (Демокрит), идеальные формы (Платон).

Аристотель преодолел эти взгляды и предложил новое понимание души.

Учение Аристотеля о душе.

Аристотель (384-322 гг.до н.э.) ученик Платона. Аристотель впервые отграничил психологию от других областей знания – трактат «О душе» – историко-психологический обзор, систематическое исследование по проблеме души.

Душа – несамостоятельная сущность, а форма организации живого тела. Душа – это операции, деятельность, управление, а не самостоятельное тело среди других.

Аристотель: «Сказать, что душа гневается, равносильно тому, как если бы кто сказал, что душа занимается тканьем или постройкой дома. Именно лучше, по-видимому, не говорить, что душа сожалеет, или учится, или размышляет, но человек благодаря душе сожалеет, учится или размышляет».

Вывод Аристотеля о том, что «души от тела отделить нельзя», делал бессмысленным все вопросы, стоявшие в центре учения Платона: о прошлом и будущем души, о способах её соединения с телом и т.п.

  • Душа не может делиться на части, но она проявляется в различных деятельностях (функции единой души): питающая, чувствующая, движущая, разумная.
  • — первая функция души (вегетативная) рассматривалась как специфическая для растений;
  • — вторая и третья (сенсомоторная) – для животных;
  • — четвёртая (разумная) – для человека.

Об отдельных частях души можно говорить только в том смысле, что могут существовать организмы наделённые одной функцией (растения), несколькими (животные) или всеми (человек). Высшие функции предполагают низшие, возникают на их основе. Т.о., в этой классификации мы видим развитие души, т.е. в ней заложен генетический принцип.

Среди функций души Аритотель выделяет стремление «к чему-либо» или «от чего-либо». Определяется стремление двумя факторами: а) объектом, о котором сообщают органы чувств; б) чувством удовольствия или неудовольствия. Стремление – единственная движущая сила поведения живого организма, имеющая естественные причины.

При анализе разумной части (функции) души Аристотель переходит на идеалистические позиции. Разум (нус) отделим от тела, имеет божественную сущность и в момент смерти покидает тело, соединяясь со всеобщим разумом. Здесь дуализм в учении Аристотеля: с одной стороны душа не существует вне тела, она его форма, с другой, разум не связан с телом (противоречие).

Процесс познания

Аристотель выделял познавательные процессы: ощущение, память, воображение, мышление.

Ощущение – начальный этап познания, вызывается воздействием внешних предметов. Ощущение – это перенос формы предмета без его материи на воспринимающий орган. Важное место при этом отводится промежуточным средам (воздух, вода, «мясо» организма), которые осуществляют перенос формы (преобразуются по образу и подобию переносимого свойства).

Ощущения происходят благодаря 5-ти органам чувств. Но существует ещё «общее чувствилище», которое отвечает за восприятие общих качеств – движение, покой, величина, число, фигура. Благодаря общему чувству человек осознаёт то, что воспринимает, оно помогает сравнивать и объединять ощущения в образы.

  1. «Невозможно различить посредством отдельных чувств, что сладкое есть нечто отличное от белого».
  2. Память – помогает сохранять и воспроиводить ощущения. Три вида:
  3. — низшая память – способность сохранять ощущения (обладают все животные);
  4. — собственно память – к образу предмета присоединяется временная оценка (образ в прошлом), это пямять – воспоминание ( обладают не все животные);
  5. — высшая память – воспоминание с участием суждений (обладает только человек).
  6. Воображение (фантазия) – берёт начало в ощущениях, заключается в образовании представлений, в них происходит закрепление первоначальных образов, создаются обобщенные образы, которые являются базой для мышления.
  7. Раскрыл способы соединения представлений: по сходству, временной последовательности и контрасту (начала ассоциативной теории).
  8. Мышление– высшая, познавательная способность, результатом, которой является суждение, органом – нус.
  9. Классификация
  10. 1 – по уровням:
  11. — низшее мышление – процесс составления мнений, ограничивается констатацией фактов, не содержит рассуждений, без попыток ответить на вопрос – почему?
  12. — высшее мышление – направлено на выяснение истины – а) логическое – помогает из наличного знания сделать правильный вывод по законам логики; б) интуитивное – помогает определить предпосылки для дальнейшего мышления; в) мудрость – способность открывать высшие истины, не поддаётся объяснению, даётся свыше (следствие божественного вмешательства).
  13. 2 – по направленности мышления на те или иные объекты:

— теоретический ум – это наука, не решает практических вопросов для чего? с какой целью? т.д.

— практический ум – решает практические задачи, ставит цели и определяет пути их достижения.

Каждой форме мышления находится своё место в жизни, у каждого есть своя функция. В учении Аристотеля все познавательные способности существуют в единстве и берут начало от ощущений, «существо, не имеющее ощущений, ничему не научается и ничего не поймёт, душа новорождённого представляет чистую дощечку, на которой ещё ничего не написано».

Учение о чувствах

Относился к чувствам положительно, не считал помехой в жизни, различал два вида чувств: удовольствие и неудовольствие. Чувства рассматривал как показатели благоприятного или неблагоприятного протекания деятельности.

Высшие чувства – связаны с умственной работой и наиболее ценны. Но Аристотель призывал не ограничиваться только ими.

Аффекты – это выход за пределы нормального течения чувств: влечение, гнев, страх, отвага, злоба, радость, любовь, тоска, ненависть, зависть. Их роль велика, без них невозможно совершение героических поступков, адекватное восприятие художественных произведений.

Основные признаки аффекта:

1. Возникает непроизвольно, без намерения или обдумывания.

2. Окрашен удовольствием-неудовольствием.

3. Под его влиянием человек меняет прежние решения.

4. Сопровождается телесными изменениями.

Пример: описание страха

«Страх –некоторого рода неприятное ощущение или смущение, возникающее из представления о предстоящем зле, которое может погубить нас или причинить нам неприятность; люди ведь не боятся всех зол; например, не боятся быть несправедливыми или лживыми, но лишь тех, которые могут причинить страдание, сильно огорчить или погубить, и притом в тех случаях, когда эти бедствия не угрожают издали, а находятся так близко, что кажутся неизбежными».

Аристотель не считал возможным подавление аффекта, разделил сам аффект и манеру поведения в аффекте. Именно 2-е надо воспитывать. Как составляющее учения о чувствах – учение о катарсисе.

Заимствовал это понятие у Гиппократа (катарсис – очищение путём выделения излишних соков при болезни). У Аристотеля катарсис – очищение от страданий.

Например, искусство помогает очищению от неприятных переживаний: «Трагедия при помощи сострадания и страха достигает очищения аффектов».

Современные авторы называют воздействие театра на человека социальной терапией.

Учение о характере и воле

Харктер – некоторая определённость, устойчивое качество, приобретается при жизни (неразумные дети выдающихся людей). Дал описание характера людей в зависимости от профессии, возраста, социального положения.

Понятие о воле развивает в рамках учения о действиях. В зависимости от причины возникновения действия делит на непроизвольные и произвольные.

Непроизвольные – причина вне человека: случайные (споткнулся), в силу требований природы тела (обжег руку, отдёрнул), действия по необходимости, принуждению (действия раба). За непроизвольные действия человек ответственности не несёт.

Произвольные – причина внутри, «по собственной воле»: действия по привычке, под влиянием стремлений, без учёта последствий; действия по намерению, волевые действия возникают благодаря разуму – выбирается цель, средства её достижения, просчитываются последствия. Там, где нет разума (животные, дети, умалишенные), там нет и воли.

«В нашей власти как действия прекрасные, так и действия постыдные».

Итак, с 4 в до н.э по 17 в учение Аристотеля оставалось наиболее влиятельным в психологии и практически без изменений.



Источник: https://infopedia.su/1x947c.html

Учение Аристотеля о душе, чувствах, воле и характере

Аристотель: душа – способ организации тела. Аристотель (384-322 гг. до н.э.) преодолел эти воззрения, открыв новую эпоху в понимании души, как предмета психологического знания.

Его источником стали для Аристотеля не физические тела и бестелесные идеи, но организм, где телесное и духовное образуют нераздельную целостность. Душа, по Аристотелю, – не самостоятельная сущность, а форма, способ организации живого тела. Аристотель был сыном медика при македонском царе и сам готовился к медицинской профессии.

Явившись семнадцатилетним юношей в Афины к шестидесятилетнему Платону, он несколько лет занимался в его Академии, с которой в дальнейшем порвал. Известная картина Рафаэля «Афинская школа» изображает Платона указывающим рукой на небо. Аристотеля – на землю. В этих образах запечатлено различие в ориентации двух великих мыслителей.

По Аристотелю, идейное богатство мира скрыто в чувственно воспринимаемых земных вещах и раскрывается в прямом общении с ними.

Душа мыслилась Аристотелем как способ организации живого тела, действия которого носят целесообразный характер. Он считал душу присущей всем живым организмам (в том числе растениям) и подлежащей объективному, опытному изучению. Она не может существовать без тела и в то же время не является телом. Душу от тела отделить нельзя.

Тем самым отвергались версии о прошлом и будущем души, способах ее соединения с внешним для нее материальным телом. Не сама по себе душа, но тело благодаря ей учится, размышляет и действует. Первичный уровень этих отношений представлен в процессах питания («растительная душа») как ассимиляция живым телом необходимых для его существования материальных веществ.

Это отношение предполагает специфическую активность организма, благодаря которой внешнее поглощается живым телом иначе, чем неорганическим, а именно – путем целесообразного распределения «в пределах границы и закона».

Такой специфический для живого организма способ усвоения внешнего и следует, согласно Аристотелю, считать душой в ее самой фундаментальной биологической форме. Исходным для жизни является питание как усвоение внешнего.

Этот общий объяснительный принцип Аристотель распространил на другие уровни деятельности души, прежде всего на чувственные впечатления, на способность ощущать, которая трактуется им как особое уподобление органа чувств внешнему объекту. Однако здесь, в отличие от питания, усваивается не материальное вещество, а форма объекта.

Душа обладает различными способностями как ступенями ее развития: растительной, чувственной и умственной (присущей только человеку).

Применительно к объяснению души Аристотель, вопреки своему постулату о нераздельности души и способного к жизни тела, полагал, что разум в его высшем, сущностном выражении есть нечто отличное от тела.

Иерархия уровней познавательной деятельности завершалась «верховным разумом», который не смешивался ни с чем телесным и внешним.

Центральным органом души Аристотель считал не мозг, а сердце, связанное с органами чувств и движений посредством циркуляции крови. Внешние впечатления организм запечатлевает в виде образов «фантазии» (под этим понимались представления памяти и воображения).

Они соединяются по законам ассоциации трех видов – смежности (если два впечатления следовали друг за другом, то впоследствии одно из них вызывает другое), сходства и контраста.

(Эти открытые Аристотелем законы стали основой направления, которое впоследствии получило имя ассоциативной психологии.)

Учение о воле развивается Аристотелем в связи с характеристикой действия.

«Все люди делают одно непроизвольно, другое произвольно, а из того, что они делают непроизвольно, одно они делают случайно, другое — по необходимости; из того же, что они делают по необходимости, одно они делают по принуждению, другое — согласно требованиям природы.

Таким образом, все, что совершается ими непроизвольно, совершается или случайно, или в силу требований природы, или по принуждению.

А то, что делается людьми произвольно и причина чего лежит в них самих, делается ими одно по привычке, другое под влиянием стремления, и при этом одно под влиянием стремления разумного, другое — неразумного».

Все действия человека делятся на непроизвольные и произвольные в зависимости от того, где находится основание действия: вне субъекта или в нем самом. Действия произвольные и действия волевые — понятия не тождественные. Волевыми являются только действия по разумному стремлению.

Оно называется намерением и является результатом тщательного взвешивания мотивов— делиберации. Волевые действия направлены на будущее. В них есть разумный расчет. Поэтому Аристотель говорит: «Движут по крайней мере две способности— стремление и ум».

Ум размышляет о цели — достижима она для человека или нет, и о последствиях в случае осуществления действия. Поэтому, где нет разума, там нет воли (у животных, малых детей, умалишенных). Волевое действие, столь тщательно рассчитанное, является свободным и ответственным.

Поэтому в нашей власти как прекрасные действия, так и постыдные: порок и добродетель одинаково свободны, их психологический механизм одинаков.

По существу, воля характеризуется Аристотелем как процесс, имеющий общественную природу; принятие решения связано с пониманием человеком своих общественных обязанностей.

О характере.

Страстям (аффектам) как сильным движениям души Аристотель противопоставляет устойчивость характера. Характер выражает сущность человека. Аристотель дал описание душевных качеств — нравов — людей в соответствии с их возрастом, социальным положением, профессией.

Характер не является природным свойством, его черты складываются как результат опытности. Описываются с присущей Аристотелю конкретностью характерные черты, свойственные людям благородного происхождения, а также юности, старости, зрелому возрасту.

Это учение было развито учеником Аристотеля Теофиллином (370—288 гг. до н. э.).

В своем трактате «Характеристики» он выделил 30 характеров (лицемер, льстец, болтун, деревенщина, низкопоклонный, нравственный урод, говорун, разносчик новостей, нахал, скупой, наглец, святая простота, навязчивый, нелюдим, суеверный, брюзга, недоверчивый, неряха, надоедала, тщеславный, сутяга, хвастун, гордец, трус, аристократ, молодой старик, злоречивый, алтынник) и дал их описание, основанное на наблюдении за поступками людей. Эти описания отличаются проницательностью и тонкостью наблюдений. Начатая им традиция получила развитие в эпоху Возрождения и Нового времени (Монтень, Лабрюйер, Ларошфуко).

Источник: http://www.psyworld.ru/for-students/cards/general-psychology/991-2010-12-15-10-21-41.html

Виктор Лега. Аристотель. Ч. 2. Счастье – в познании Истины / Православие.Ru

Часть 1. Зачем отцы Церкви обращались к его учению?

Почему научная революция – это спор Галилея и Аристотеля? В чем христиане доверяли философу, а что опровергали в его учениях? Как связано его учение о целевой причине и, к примеру, вопрос правомерности абортов? И почему, опираясь на Аристотеля, Фома Аквинский говорит: самый счастливый человек – это монах? Об этом рассказывает преподаватель философии Виктор Петрович Лега.

Аристотель     

Бог: Приводящий в движение

Третья из четырех причин, которые рассматривает Аристотель, – причина движущая. Философ, доверяя органам чувств, замечает, что предметы не обладают способностью к самодвижению. Тело движется тогда, когда его движет другое тело, а то тело, соответственно, тоже приведено в движение другим телом и так далее.

То есть существует какая-то последовательность движения тел, и в конце концов, если мы хотим найти ответ на вопрос, откуда появилось само движение, то придем к выводу о существовании некоего неподвижного перводвигателя.

Аристотель приводит такое сравнение: душа человека, оставаясь неподвижной, приводит в движение различные органы нашего тела.

Далее – и это самое интересное – философ начинает рассуждать об этом неподвижном перводвигателе, который он, естественно, называет «Богом». Если Он неподвижен и Его никто не может двигать, значит, Он нематериален – будь Он материален, Его что-то бы двигало. Если Он нематериален, значит, Его природа – это природа ума. Значит, Он движет силой ума.

А если Он нематериален, значит, не состоит из частей, значит, Он прост. Если Он приводит в движение весь мир, то Он – один.

Потому что если бы было, скажем, два неподвижных перводвигателя, тогда одни вещи в нашем мире возводились бы по цепочке к одному двигателю, а другие возводились бы по цепочке к другому двигателю.

И тогда получилось бы так, что одни вещи в нашем мире не могут привести в движение другие: мир распался бы на две части. Но он ведь целостен! Поэтому неподвижный перводвигатель только один.

Многие христианские богословы, например преподобный Иоанн Дамаскин, будут использовать эти рассуждения Аристотеля о природе Бога, о Его простоте, духовности, Его единственности и т.д. С одним «но».

Аристотель задавался вопросом: если Бог движет силою мысли, то – что Он мыслит? И рассуждал так: Бог является чистой актуальностью, поэтому Он не может мыслить потенциальность (а мы помним, что потенциальность – это материя). Следовательно, Бог мыслит только Сам Себя. Он не знает, что происходит в мире.

Приведу такую аналогию: вот я рассказываю студентам об Аристотеле, при этом мой язык приходит в движение сам, я об этом движении не думаю, я думаю только об Аристотеле.

И весь мой организм движется силой мысли, хотя мысль направлена только сама на себя и не думает, в какую сторону повернуть язык, чтобы произнести слова. То есть, утверждал Аристотель, каким образом Бог приводит мир в движение, мы не знаем: Он думает только о Себе.

Вот за этот вывод его будет критиковать, в частности, святитель Григорий Богослов, потому что тут Аристотель умаляет Бога как Промыслителя, утверждая, что Он ничего не знает о происходящем в материальном мире.

Читайте также:  Решение логических задач - в помощь студенту

Аристотель, по словам святителя, не осмеливается «низвести Его до нас, более всего имеющих в Нем нужду, как будто боясь того, чтобы Благодетеля не показать слишком благим».

Поэтому отношение к учению Аристотеля о Боге в христианском мире неоднозначное.

Телеология и вопрос абортов

Поскольку всё движется к какой-то цели, цель является первичной по отношению к движущей причине

Четвертая причина, которую выводит философ, – целевая. Ей Аристотель уделяет, пожалуй, наибольшее внимание. Вообще, надо заметить, вся его философия телеологична. Телеология – учение о целеполагании, утверждающее, что всё движется к какой-то цели.

И, по Аристотелю, поскольку всё движется к какой-то цели, цель является первичной по отношению к движущей причине.

Он приводит такой пример: взрослый мужчина по сути «первее», чем младенец, хотя по времени младенец появился раньше взрослого, ведь младенец – это взрослый мужчина, только он еще им не стал.

Кстати говоря, мне подумалось, что спор современных христиан и атеистов о проблеме аборта во многом может быть понят благодаря Аристотелю. Почему аборт для христианина невозможен? Именно потому, что эмбрион – это уже человек, хотя им еще не стал. То есть мы смотрим на него с точки зрения цели.

А для ученого-атеиста эмбрион на раннем этапе своего развития – это просто несколько клеток, соединившихся в какую-то единую целостность, но пока там нет еще ни сердца, ни мозга, ни других органов – потому это не человек. Они смотрят на эмбрион только со стороны действующей причины.

Логика Аристотеля очень современна! Когда мы отбрасываем целевую причину, то фактически становимся бесчеловечными.

  • Это сердцевина всей философии Аристотеля – его учение о четырех причинах.
  • Почему Земля – центр?
  • Другая важнейшая часть философии Аристотеля – физика, о которой тоже необходимо сказать.

Галилей спорил не с Церковью – он спорил с Аристотелем

Аристотель на протяжении двух тысяч лет – до Галилея – будет считаться физиком № 1. Его физика будет настолько авторитетной, что и Восточная, и – в особенности – Западная, Католическая церковь просто примут учение Аристотеля как свое, христианское.

И отцы Восточной Церкви – святитель Василий Великий, преподобный Иоанн Дамаскин, и западные схоласты – Альберт Великий, Фома Аквинский, — к Аристотелю как к ученому относились с огромным уважением, поэтому говорить о противоположности христианства и науки в этом контексте вообще не имеет никакого смысла. Для людей, которые не разбираются в философии и истории, деятельность Галилея выглядит как его спор с Церковью, а на самом деле – это спор Галилея с Аристотелем. Научная революция XVII века будет представлять собой как раз результат этого спора.

Основные положения аристотелевской физики сводятся к следующему. Во-первых, Аристотель полностью доверяет органам чувств – отсюда вытекает его рассуждение о неподвижном перводвигателе. Тело само по себе двигаться не может: понятие движения по инерции, к которому мы привыкли, для Аристотеля – нонсенс. Тело, говорит он, может двигаться только под действием некоторой силы.

Даже брошенный камень движется потому, что его приводит в движение окружающий его воздух: бросая камень, человек привел в движение и воздух. Поэтому «природа не терпит пустоты», иначе движение бы прервалось. Во-вторых, по Аристотелю, физика не имеет никакого отношения к математике, это две разных дисциплины. Физика – это скорее философия. Она качественна, а не количественна.

Из полного доверия органам чувств Аристотель делает еще ряд выводов космологического характера. Например: покоится Земля или движется? Я доверяю органам чувств, я вижу, что Земля покоится, – значит, она недвижима.

Я вижу, что Солнце, Луна, звезды двигаются, вращаются, причем вращаются по окружности, а Земля покоится, – значит, Земля находится в центре космоса и вокруг нее вращается всё остальное.

Поскольку это вращается, значит, это имеет границы, поэтому космос ограничен, и последней сферой является сфера звезд.

Кстати, утверждение, будто христиане считали, что Земля плоская, – сказки атеистов. Христиане доверяли в этом Аристотелю, а Аристотель сказал: Земля шарообразная. Аристотель доказывает это следующим образом.

Земля находится в центре мира, поскольку она тяжела. Так уж устроен космос, что все тяжелое стремится к центру мира, а огненное – к его периферии.

Следовательно, тяжелые предметы, стремясь занять место поближе к центру мира, рано или поздно образуют форму шара.

Аристотель учит Александра Македонского     

Три вида душ

Вместе с тем, по Аристотелю, есть тела, которые все-таки приводят сами себя в движение. Их философ называет одушевленными. Здесь мы подходим к его учению о душе. Что такое душа? Душа, – отвечает Аристотель, – это такая сущность или форма тела, которая сама в себе имеет начало движения или покоя.

То есть сама может начать двигаться или останавливаться. Такие тела бывают разнообразными, поэтому и души – различны. Всего Аристотель насчитывает три вида душ: растительную, животную и разумную. Функции растительной души – рост, размножение, обмен веществ и т.д. – то, чем обладают растения.

Растения растут, размножаются, но не имеют ощущений. Зато ощущения имеют животные. У животных тоже есть растительная душа, они тоже растут, размножаются, но есть еще и чувства: они видят, слышат, обоняют.

За чувства отвечает животная душа, поэтому животные обладают и растительной, и животной душой.

Что такое разум? Разум – это познание вечной истины. По сути, это познание Бога, потому что Бог есть чистая Мысль

Человек тоже обладает животной душой: у него тоже есть зрение и слух. И растительной – тоже. Но кроме этого у человека есть и разумная душа, которая занимается мышлением. А что такое разум? Разум – это познание вечной истины. По сути, это познание Бога, потому что Бог есть чистая Мысль.

Поэтому душа человека – это фактически Бог, Который присутствует в человеке, но, так сказать, не полностью, а в каком-то варианте возможности. Аристотель сам четко не объясняет этого. Но он понимает главное: мы все мыслим одинаково, законы мышления абсолютны, объективны и вечны – это свойства Бога. Стало быть, наша душа – это слепок Бога, образ, подобие Его.

Она такая же божественная, только Бог отображается в нас как бы в слабой форме.

Что происходит после смерти человека? Тут Аристотель делает важный вывод: если душа – это форма тела, то она без тела не существует. Когда тело умирает, вместе с ним умирает и растительная, и животная души, а разумная душа возвращается к Богу.

Другими словами, Аристотель говорит только о бессмертии разума, а личное бессмертие, по Аристотелю, невозможно, потому что индивидуальность человека обуславливается именно растительной душой: какого цвета у человека волосы, какая форма носа – и животной душой: спокойный он или гневный и т.д.

Разумеется, по Аристотелю, не существует и переселения душ (как верил Платон) – это, можно сказать, чистый такой материализм, только признающий бессмертие разума.

Эти вопросы будет поднимать и христианское богословие.

Так, в одной из своих ранних работ «Главы о любви» преподобный Максим Исповедник как бы цитирует Аристотеля: «Из сил души одни — питательные и растительные, другие относятся к способности воображения и желания, третьи — к способности разумения и мышления.

Растения сопричаствуют только первым, неразумные животные — [еще] и вторым, а люди — всем трем. Первые две силы тленны, а третья — нетленна и бессмертна». То есть преподобный Максим Исповедник, не ссылаясь на Аристотеля, излагает это учение о трех душах как свою мысль.

Правда, он говорит о трех силах души, а не о трех душах, и это серьезная поправка: душа все-таки одна, по христианскому учению. Но во всем остальном – полное согласие с Аристотелем! Хотя использует преп. Максим Исповедник и философию Платона, например, доказывая нематериальность и бессмертие души.

Что такое счастье?

Учение о душе для Аристотеля важно еще и в контексте разработки учения о нравственности. Он излагает его в книгах «Никомахова этика», «Большая этика» и «Эвдемова этика», где философ ставит самый главный вопрос: что такое счастье, и как его достичь?

Некоторые люди говорят, что хотят быть богатыми, другие хотят быть здоровыми, третьи хотят быть умными… «А зачем?» – спросим мы их. Они ответят: «Потому что мы хотим быть счастливыми».

– «А почему вы хотите быть счастливыми?» Они скажут: «Потому что… хотим быть счастливыми». Следовательно, делает вывод Аристотель, богатства, здоровья и других благ мы желаем ради счастья, а счастья мы желаем ради самого себя.

Поэтому, вместо того чтобы стремиться к богатству, здоровью, нужно сразу стремиться к счастью – здесь не ошибешься.

Сущность человека – быть разумным. Поэтому добродетельный человек – это человек разумный

А что же такое счастье? Счастье, пишет Аристотель, это такого рода деятельность души, в которой она действует сообразно с добродетелью. Добродетелью философ называет такую деятельность, которая сообразна с природой, с сущностью того или иного существа.

Он приводит такие примеры: добродетельная лошадь – это лошадь, которая быстро скачет, может переносить большие тяжести: это ее природа. Добродетельный человек – это человек, который соответствует своей сущности, а сущность человека – быть разумным.

Поэтому добродетельный человек – это человек разумный, поступающий разумно. Кроме того, он поступает свободно.

Вспоминаем учение о душе: деятельность растительной души от нас не зависит, мы на нее никак не можем повлиять – не можем ни цвет своих глаз изменить, ни прекратить биение сердца – это происходит независимо от нас. А вот на свои эмоции и на свое мышление мы повлиять можем. Поэтому к области этики относятся только животная и разумная души.

Добродетель животной души Аристотель называет этической («этика» – им придуманное слово, от слова «этос» – характер), она состоит в нахождении середины между двумя крайностями, каждая из которых является пороком. Крайности – это деятельность животной души, не контролируемой разумом.

Например, трус, чувствуя опасность, убегает с поля боя – инстинкт самосохранения берет верх над ним. Безрассудство, гнев, желание голыми руками задушить врага – это другая крайность. Мужественный человек преодолевает свой страх, берет себя в руки, умеряет свой гнев, разумно выстраивает тактику боя.

Так мужество – это добродетель, это середина между двумя крайностями: трусостью и безрассудством.

Такая же середина – щедрость. Мотовство, как и скупость, – определяются животной душой, это грех. А когда мы берем себя в руки, жертвуем бедным, преодолевая свою естественную жадность, но оставляем и себе на дальнейшую жизнь, умеем зарабатывать деньги, чтобы потом опять жертвовать бедным, – это называется щедростью.

Но поскольку главное в человеке все-таки – разумная душа, то добродетель разумной души, которую Аристотель называет дианоэтической (от греч. «дианойя» – разум), в нем выше, чем добродетель этическая.

Вспоминаем, что добродетель – это сущность, а счастье – это деятельность в соответствии с добродетелью. Поэтому, если человек будет заниматься размышлением, познанием истины, тогда-то он и станет счастливым.

Счастье, по Аристотелю, – это философствование!

Самый счастливый человек – монах, потому что он стремится полностью реализовать человеческую сущность: познать Бога

А дальше христианские богословы – те, которые принимали философию Аристотеля как наиболее близкую христианству, – сделают небольшой шаг вперед: если сущность человека состоит в том, что человек – это образ Божий, и одно из его проявлений состоит в мышлении, то, конечно, человек должен мыслить, но прежде всего он должен постигать Бога. Поэтому счастье человека в том, чтобы познавать Бога и, по Фоме Аквинскому (а с ним можно здесь согласиться как с последователем Аристотеля), истинно добродетельный человек – это монах, молитвенник. И это самый счастливый человек, потому что он стремится полностью реализовать человеческую сущность – образ Божий.

Источник: https://pravoslavie.ru/88380.html

Аристотель о душе, о человеке, о разуме

Аристотель – один из самых влиятельных философов античности и средневековья, ученик Платона.
Величайшей заслугой Аристотеля считается создание всесторонней системы философии.

Структура наук по Аристотелю

Аристотель делит науку на теоретическую, практическую и поэтическую.

  • Теоретическая наука – это наука, которой занимаются ради нее самой, то есть никакой внешней пользы она не приносит. Первая философия занимается началами всего сущего. Ее главным вопросом является «Что такое сущее?» . Вторая философия занимается физикой и изучением души.
  • Практическая наука занимается принципами, поступками, деятельностью человека. Целью деятельности является достижение благополучия, счастья. Таким образом, человек практический понимает, в чем состоит его собственное благо и в чем благо для человека вообще. Способами и целями проявления человеческой деятеьности являются этика и политика.

  • Поэтическая наука рассматривает искусство как принципы. Цель этой науки – создание произведения, которое носило бы поэтический смысл. Принцип оформления словесного материала и логоса как главной характеристики человека. Риторика.
  • Курсовая работа 400 руб.
  • Реферат 250 руб.
  • Контрольная работа 230 руб.

Замечание 1

Физика – первая философия, она же – метафизика

Аристотель утверждал, что самые высокие формы знаний невозможны без низких. Опыт невозможен без памяти. Он является знанием единичного. Искусство – это знание общего.

Эпистема занимается принципами сущего как сущего или сущего как такового. Наивысшей формой эпистемы является мудрость. Целью искусства является достижение блага. Всякое искусство существует ради того, чем оно само по себе не является. Благо лежит за пределами самого искусства.

Знание причин сущего как сущего достигается ради него самого. Сущее существует только ради себя самого, оно свободно и лишено всякой утилитарности. Искусство не свободно. Оно служит цели. Эпистема же свободна, поскольку существует только ради себя. Эпистема о причинах называется мудростью. Соответственно, тот, кто ее занимается, — мудрецом.

Замечание 2

Подлинное знание – это знание начал и знание причин. Аристотель задается вопросом о возможности существования эпистемы о подвижном сущем.

Вся греческая философия занимается природой. У Аристотеля физика может получить статус науки, если определить, что есть начало подвижного сущего.

Аристотель обращает внимание на изменчивый мир. Философ рассматривает все виды движения, включая возникновение и уничтожение. Никакой человек не является идеей человека. Через каждого идея человека лишь проявляется. Если мы будем ориентироваться лишь на идею и совершенство и идею, то не сможем познать разнообразия мира.

Аристотель считает, что одной платоновской идеи недостаточно. Для всех вещей общим является то, что каждое сущее есть «вот это вот». И это сущее является подлежащим познанию.
Никакой человек не является идеей человека. Через каждого идея человека лишь проявляется. Если мы будем ориентироваться лишь на идею и совершенство и идею, то не сможем познать разнообразия мира.

Таким образом, сущее в идее не постижимо. Есть форма, и есть движение.

Замечание 3

Сущее нужно охватить так, чтобы форма и движение были тождественны. То состояние, в котором мы можем ухватить в единстве форму и движение, есть состояние покоя.

Человек

  • Человек в учении Аристотеля представлялся политическим животным, то есть общественным существом, обладающий нравственными качествами.
  • Так как человек рождается существом политическим, то изначально имеет в себе инстинкт к общественному существованию.
  • Таким образом, у человека выявлялась два начала – общественное и биологическое.

Аристотель так же внёс значительный вклад в концепцию прав человека. Он защищал права, присущие человеку от рождения, и прежде всего его право на частную собственность.

Это право коренится в самой природе человека и основывается на его любви к самому себе. Аристотель высказал ряд идей, близких к современной концепции прав человека.

Так, он не только признавал права гражданина государства, но и различал естественное и условное, позитивное право, а также считал, что естественное право должно служить образцом для права условного.

Душа

Душу у Аристотеля изучает физика. Душа является формой движущегося тела. В отрыве от своего тела формы не существует.

Аристотель разделяет $3$ вида души:

  • Растительная душа (питательная), присуща растениям
  • Животная (вожделеющая), присуща животным
  • Разумная – присуща только человеку. Она способна созерцать сущее в его существе, она включает в себя и растительную и животную душу.

Источник: https://spravochnick.ru/filosofiya/istoriya_zapadnoy_filosofii/aristotel_o_dushe_o_cheloveke_o_razume/

Ссылка на основную публикацию