Язычество на руси — в помощь студенту

  • 15 мая 2015 02:58:40
  • Просмотров: 7154
  • Станислав Радосветов
  • Советы начинающему родноверу

Ввиду того что эту статью приписывают всяческим Волхвам и главам общины, сочли необходимым доработать её (Станислав Свиридов).

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Язычество на Руси - в помощь студентуЭта статья совершенно необходима для людей, которые только встали на путь изучения родноверия и ещё многого не знают. Поэтому наша задача — подсказать им первые шаги в направлении к правильному пониманию славянского родного мировоззрения. В нашем понимании нужно, чтобы у человека сложилось правильное мироощущение и мыслительные процессы были соотносимы с философией родноверия. Читая эту статью, откиньте все полученные знания в сторону и после её прочтения, постарайтесь соотнести с прочитанным в контексте, а всё ли я сделал правильно на своём пути к родноверию? Давайте для упрощения пойдём по пунктам.

— Первое, что нужно в начале пути — это чтение правильных книг. Тут можно писать долго, но есть упрощённая схема.

Читать нельзя литературу, где в названии книги встречаются слова: Веды, Арии, Гиперборея, инглиизм, евреи, йога, веганство (и прочая индийская тематика) в контексте славян.

К прочтению не рекомендуются следующие авторы: Хиневич, Трехлебов, Левашов, Асов, Истархов, Куровский. Остальное читать можно, но с большой осторожностью. Чем старше рукопись, тем она ценнее. Читайте вначале книги до 1980 года выпуска.

— Не нужно сразу искать единомышленников. Для начала определитесь, что именно вас интересует в родноверие: праздники, общение, духовные практики, политическое участие, ремесло или экопоселение, знакомства, или что-то другое.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Раннеэлладский период - в помощь студенту

Оценим за полчаса!

Течений в родноверие очень много, сразу может и накрыть волной. Начните вначале понимать кто есть кто, а потом уже тянитесь к группам людей, которые ближе вам по идеологии. Старайтесь всё же постепенно доверять учителям, волхвам, лидерам общин и т.п. Имейте разумную осторожность.

Это поможет вам не попасть под дурное влияние и вовремя отрезветь.

— Не нужно сразу окунаться в атрибутику. Это путь в субкультуру. Не нужно увешиваться оберегами, носить только льняную одежду и жить в лесу. Родноверие шире и глубже распространённых ярлыков. Вначале нужно понять духовную составляющую каждого термина, понять, что для чего используется.

В противном случае вы будете оболочкой без начинки. Думаю, вы этого точно не хотите! Но и атрибуты для обрядов и ртуалов важны.

Суть этого совета в том, чтобы вы вначале разобрались, а потом уже с умом приобрели, то есть не всё что под руку попалось, а только реально нужное и только то, что подходит вам по духу.

— Вначале пути старайтесь больше посещать славянских фестивалей, есть множество интересных исторических выставок, ходите на мастер классы ремесленников, старайтесь послушать славянские музыкальные коллективы. Иными словами, прикоснитесь к родной культуре во всем её многообразии, постарайтесь влиться в неё, понять, чем дышит общество и какие художники, музыкальные исполнители, лекторы, вам нравятся. Если вы находитесь в крупных городах, то с этим вообще нет проблем. Всегда можно найти в социальных сетях десятки различных афиш. Старайтесь только избегать вебинаров и тренингов за деньги. Поверьте, за многие мероприятия вам не нужно платить деньги, дабы их посетить.

— Старайтесь больше изучать философию, историю, культуру, быт и верования. Славянское родноверие сегодня — это не политическая борьба и не поиск ведьм и врагов веры, нет, это любовь к Родной культуре в её многовековой традиции, которую вам и нужно понять. А без этнокультурного слоя этого сделать просто не реально.

— Старайтесь не подтверждать мнения многих исследователей славянского родноверия в России, и не будьте интернет-родновером. Родноверие есть и за пределами сайтов и групп в социальных сетях. Славянская Вера — это живое общения и прямая традиция во всей красоте реальных красок.

Помните, что встав на этот путь вы негласно берёте на себя ответственность. Родновер старается жить трезво, поддерживать экологию, быть трудолюбивым, много читать, быть порядочным семьянином. И, если коротко, то вы — это эталон нации и будущее России, пример для подражания. Это серьёзный груз.

Потому нужно формировать в себе человека, дружелюбно настроенного к природе и окружающему миру в целом. И важно сохранять трезвость мышления и, по возможности, научный подход к вещам и явлениям, но с принятием веры в то, что природа — это живой организм. Не больше и не меньше.

Попробуйте пожить летом в отпуске в деревне. Ходите на прогулку в лес, собирайте ягоду и грибы, рыбачьте. Попробуйте подоить корову, займитесь хозяйством. Вроде бы не такие сложные вещи. Но сегодня городскому жителю покажутся такие забавы странными, но молодому родноверу очень важно прикосновение к деревне, к природе, к самобытности. Попробуйте, без этих ощущений сложно понять родную веру в полной мере и всеобъемлюще. И очень важно не попасть под влияние фанатика от родноверия в первый год развития. Если же такое случится, вам станет крайне сложно отличать правду от кривды. Помните, сначала получите хоть какой-то фундамент, а потом уже пробуйте строить дом именно вашего понимания славянской веры. Это не так просто, как кажется…

Но, создав себя, вы станете светлой личностью и сможете понять родноверие и принять его всей душой. Поверьте, это дорогого стоит!

Источник: https://www.slavyarmarka.ru/sovety-nachinajuschemu-rodnoveru/

Для начинающих славянских язычников

#КОЛЛЕКТИВНОЕ_МНЕНИЕ_СНЯ

Язычество на Руси - в помощь студенту

Вначале – как это я люблю делать – несколько отрезвляющих фактов:

1) Нет ни одного текста, записанного славянским язычником в древности. Так уж повелось, что славянские язычники, например, в отличие от греческих, презирали письмо, делая ставку на некогда чрезвычайно развитую устную традицию. Увы, ставка не вполне сработала.

Фольклор (=устное народное творчество), конечно, донёс до нас некоторые осколки былых преданий, но выявить надёжно базовые вещи о язычестве спустя тысячелетие господства христианства, кучи утрат, чужеродных заимствований и авторских вкраплений – не представляется возможным.

Так что выкиньте сразу в помойку «Велесову книгу» (1950-е) и прочие «ведические писания» на «славянских рунах», особенно, если там замечены имена Асова или Хиневича (1990-е). Все подлинные источники по славянскому язычеству написали иногда далеко небеспристрастные носители христианства или ислама до XIII–XIV вв.

Практически всё (за редчааайшим исключением), что появилось позднее – это домыслы или прямые подлоги разной степени неадекватности. В раннем попадании под влияние неадекватных авторов – состоит, на мой взгляд, наибольшая опасность для начинающего славянского язычника: уж больно много таких авторов развелось.

2) Как и у любого индоевропейского язычества Европы (германское, кельтское, да то же греческое) преемственность передачи веры в славянском язычестве прервана. То есть в 1150-м году ещё были люди, которые чётко говорили о себе: «я – славянский язычник» и учили основам веры предков. Возможно, последние такие люди были ещё в 1250 году.

Но совершенно точно, что таких людей уже не было в 1550 году. Язычество как самосознание погибло в конце средневековья. Пережитки язычества неслись христианами по самоопределению, даже если они использовали вполне себе языческую по происхождению магию или отмечали вполне языческую по происхождению (что бы там ни ворчали отдельные кадры) Масленицу.

По меньшей мере 500 лет не было на свете тех, кто сознавал и называл себя славянским язычником. И вдруг – раз! – и появились в XX веке люди, которые снова стали именовать себя славянскими язычниками и пытаться возродить в той или иной форме основы старой веры. В науке их называют неоязычниками, то есть «новыми язычниками».

Никто не заставляет так называть себя – но надо признать, что этот термин – корректный.

3) Таким образом, главная задача начинающего славянского неоязычника – найти такую форму созданной недавно духовной системы, которая бы наиболее адекватно обеспечивала преемственность с духовностью древней религии славян, и в то же время была адаптирована под современные реалии.

Это не так просто: о древней вере мы знаем далеко не всё, а как приспособлять её под нынешний век и вовсе никто «как правильно» не знает. Отсюда – разнообразие общин и учений.

Но некоторые – строят эти системы на вранье о славянской древности и культуре (в чём тогда их «славянскость»?); а некоторые – на тех основах, которые действительно составляли духовность наших предков.

Теперь перейдём к позитивным моментам.
– Славянское язычество – в своей основе действительно вера предков. Древние славяне ни у кого эту религию не заимствовали, а брали заветы старины от своих отцов и дедов, которые учились жить в ладу с тем типичным для славян окружением, которое характерно именно и только для них.

Есть что-то общее между славянским язычеством и славянским языком: в нём столько же не всегда с первого взгляда ясной глубины, в нём столько же таинственно «родного» и меткого, и в то же время это наследие предков, несколько меняющееся с течением веков. Его никто не выдумал целиком, но каждый мог предложить ему нечто новое, что, при наличии успеха, в нём могло прижиться.

– Славянское язычество – действительно «природная вера». Древние славяне не знали понятия «экология» и в чём-то определённо не показались бы нам экологичными. Однако в силу объективных факторов они жили в ладу с природой и этот лад поддерживали – просто потому, что по-другому в ту пору было нельзя.

Они не особо ещё осознавали даже и понятие «природы», потому что не было видно так ясно видно её антипода – культуры. Вышел из дома – вот поле, дальше лес: природа. Случилась засуха, а ты не готов – голод. Пришла поздняя весна, а ты не готов – голод, гибель. Загрыз корову примчавшийся из леса волк – опять беда.

Со всеми этими и далеко не только этими природными явлениями славяне вынуждены были умело взаимодействовать. Разумеется, это влияло на религию и на особую духовную связь с Природой в целом, и её объектами в частности. Это касалось далеко не только бытовых практических вопросов.

– Славянское язычество – полноценная религия, которую миллионы людей сохраняли на протяжении многих и многих веков.

Она не погибла сама – её уничтожили извне, когда люди перестали соответствовать её уровню. И если какой-нибудь поп посмеивается над неполноценностью язычества, посмейтесь в ответ над ним.

Они застряли в прошлом куда сильнее, чем неоязычество, которое возрождается темпами, пугающими этих попов.

Теперь – практические советы. Первый – читайте больше, а умничайте меньше.
А) Источники. Их достаточно много, но не ждите от них полноты. Это кусочки мозаики, накопив которые, не получится воссоздать всю картину. Однако, её общие черты станут ясны, и, что не менее важно, станет ясно, что к ней не относится.

Южные славяне, поляки и чехи плохо сохранили языческую древность. Поэтому два основных корпуса – древнерусский и полабский (полабские славяне ныне исчезли, а в средневековье жили по соседству с немцами на востоке нынешней Германии и западе Польши).

Древнерусский корпус составляет «Повесть временных лет», «Слово о полку Игореве» и поучения против язычества, которые здорово представлены в книге Гальковского (рекомендую) «Борьба христианства с остатками язычества в древней Руси».

Полабский корпус составляют прежде всего летописи, которые можно разыскать по именам авторов: Титмар Мерзебургский, Адам Бременский, Гельмольд из Босау (его советую прежде всего) и Саксон Грамматик. В скором времени, надеюсь, в будущем году, ждём важнецкое издание полабских источников в книге с приложениями «Жития св.

Оттона Бамбергского» – пока же их русского перевода остро не хватает. Всё самое базовое я перечислил; к остальному подходите осторожнее, да и из прочитанного на первых этапах не делайте больших выводов. Тем более что некоторые авторы, как тот же Саксон Грамматик, весьма предвзяты к славянам.

Б) Одного прочтения источников для порядка в голове недостаточно, хотя именно оно в наибольшей степени этому порядку способствует. Параллельно следует знакомиться с лучшими научными работами. Может быть не все одобрят мой список начального круга для чтения, но я советую следующие труды. Гальковского я уже назвал. Гейштор А.

Мифология славян – отличный обзорный труд по всем регионам, текстам и археологии, подходит для самого начала. Мансикка В.Й. Религия восточных славян – наиболее подробное и качественное рассмотрение древнерусского корпуса источников. Нидерле Л.

Славянские древности – описание не столько религии, сколько вообще всего быта, обычаев и культуры древних славян в целом. Клейн Л.С. Воскрешение Перуна – шикарная историография, прекрасный язык и достаточно полный обзор древнерусского язычества во всех отношениях. Эту книгу много ругают, но она куда лучше трудов Б.А.

Рыбакова, которые я вообще не стану советовать читать, особенно в начале поисков. После перечисленного, но не первым, пойдёт также не по делу скептический труд Ловмянского – «Религия славян и её упадок», довольно заумный, но с очень широким охватом текстов-источников.

По полабским славянам уже полтора века непревзойдённым остаётся труд Гильфердинга «История балтийских славян», которому не хватает лишь археологического блока.

В) Практика. Есть несколько подходов. Политеисты («многобожники» с греческого) выбирают наиболее близких Божеств и налаживают с ними особую связь.

Популярны высшие Боги, среди которых в позднем древнерусском пантеоне верховным был Перун – Бог воинов, но также почитались Велес – шаман и мудрец с особой связью с природой, Сварог – ремесленник и огонь, Мокошь – «бабья» Богиня.

Лично у меня в особом почёте Небесный Отец – Дажьбог, которого я вижу главой пантеона до Перуна (http://dajbojic.livejournal.com/2757.html), и не требующая пояснений Земля-Мати. Родноверы – это которые перечитали не всегда адекватного Рыбакова – очень возвышают Рода, но в моих глазах это не Бог, а скорее образ предков. Почитать – почитаю, но к высшим Богам не отношу. Полабские Божества не столь популярны, хотя вполне возможно, что Свентовит – это Перун, а Триглав – Велес и т.д.; но это не точно. Богам поклоняются, общаются, медитируют, приносят жертвы и обеты, а они взамен помогают – если это им угодно. Другой подход – пантеистический (впрочем, практически каждый политеист – пантеист), это когда Мироздание или Природа представляются Божественными. Здесь не требуется проработки персональных Божеств, что в условиях нехватки источников довольно удобно. Это общение с Природой также самыми разными образами.

Г) К практике стоит также отнести празднества, из которых три – важнейшие. Самый главный (хотя некоторые и спорят) – весеннее Равноденствие или около него, в христианстве сохранившийся как Масленица.

Это начало языческого года, хотя до сих пор спорят, как он назывался в старину, и надо ли привлекать к его вычислению лунные циклы. Второй по значению праздник – летнее Солнцестояние или около него, в народе – Купала.

Поскольку конец июня – это у многих каникулы или отпуска, а погода наконец радует, многие общины проводят именно на Купалу наиболее значительные празднества. Наконец, на зимнее Солнцестояние или около того, проводят Карачун (христианская Коляда).

Есть несколько праздников поменьше – я бы осторожно подходил к тем, где фигурируют имена Божеств (типа «День Велеса»). В основном такие праздники высосаны из пальца без особых оснований.

Д) Что такое хорошо и что такое плохо? – Я пробовал подробно ответить на этот вопрос здесь: vk.com/wall-119055965_1835 Если кратко, то есть три ценности, благополучие которых может служить достаточным смыслом жизни: Природа, Народ и Род. Как это комбинировать – сейчас каждый решает сам.

Но совершенно точно, что в отличие от мировых религий, славянское язычество не будет уповать на «спасение» в загробной жизни за праведную жизнь здесь. Язычество потому и язычество, что нацелено на процветание этих ценностей здесь и сейчас.

Если угодно, языческий рай мы строим на земле во благо своей Природе, Народе и Роду.

Е) Устройство мира я пробовал описать здесь: vk.com/wall-119055965_7223 Три пласта миров, общая совокупность которых бесконечна.

А вы думали, древняя мифология чего-то не учитывала? Какое там, она далеко обогнала физику – я, учёный (пусть и гуманитраий), крепко в этом уверен.
Ж) Кое-что на тему богословия и мифов я пытался описать здесь: vk.

com/wall-39773469_21902 Это одна из тех тем, которую славянскому неоязычеству лишь предстоит развить в красивую и логичную концепцию, но честное слово, все основания для этого имеются.

З) Единоверцы. Их немало, в России славянских неоязычников больше всего, по меньшей мере сотни тысяч, а с сочувствующих – миллионы. Наиболее многочисленны – любители Рыбакова родноверы. Они бывают очень разными, и стоит внимательно посмотреть, что у них с практиками – порой (не всегда!) это превосходные вещи.

Читайте также:  Способы и средства нарушения конфиденциальности информации - в помощь студенту

С теорией обычно похуже, много ерунды, но в последнее время многие из них начали это осознавать и меняться к лучшему. Обычно у родноверов есть заметные общины и неплохой бытовой раздел.
Есть также инглинги и.. долбославы – ну не нахожу я более точного слова, хоть меня и просят его не употреблять.

Эти читают «Славяно-арийские веды» и находят «славянские руны» на Стоунхендже и даже на Солнце, считают, что славяне древнее всех и «белее всех» в расовом отношении, вышли с Атлантиды в Аркаим (впрочем, Аркаим – действительно древнее городище, только вот не славянское, а индоиранское), летали на виманах и борются с рептилоидами.

Как только видите этих увешанных свастикой придурков – бегите, пока они не навесили лапшу про «скрытую жидами и лживой наукой историю». К счастью, их становится всё меньше.

И напротив, всё больше становится – я бы сказал – умеренных реконструкторов. Это те, кто предельно адекватно изучает древность, но не берёт оттуда всё подряд, а сперва размышляет, как оно приживётся в современности.

У них один недостаток – слишком много теории, и пока не видно ни каких-то общин, ни достаточного числа практики. Но сам по себе этот набор одиночек – достаточно велик и именно его советую избрать в собеседники.

Кстати, их немало в группах СНЯ, РП, СД – хотя и туда иногда забегают всякие, понимаешь, инглинги.

Существуют и другие, неславянские язычники, некоторые – традиционные, с преемственностью от древних (особенно азиатские религии). С ними бывает интересно поболтать или скоординироваться (здесь, например). В древности славяне так иногда делали.

И) Интернет. С ним беда. Никогда не забивайте туда прямые широкие запросы типа «боги славян» – чепухи выскочит больше. Любопытно, что довольно высокий уровень стал в последние годы у википедии, скорее её советую. Конечно, в сети в целом есть и много стоящего, но без надобности – не нааадо туда. Лучше спросите в грамотной группе.

К) Короче, пишите. В группу СНЯ или мне лично, только формируйте вопросы грамотно и понятно. Есть хорошая поговорка тибетских язычников – «правильно заданный вопрос является ответом на себя». Может, это и преувеличение, но совсем небольшое.

  • #ОСНОВЫ_ОСНОВ_НЯ #размышления_НЯ
    См. также –
    Для новичков в асатру:
  • https://vk.com/wall-39773469_25623
  • https://vk.com/wall-39773469_25625
  • фото – Вячеслав Ларионов (https://vk.com/id3952884)
  • #язычество #новоязычество #неоязычество #родноверие #paganism#родноверы #неоязычники #РУСЬ #АдекватныеЯзычники
  • Олег Владиславович

Для новичков в кельтской традиции:

*****

На «серьезные» объемные статьи у нас на сайте открыта подписка

Условия подписки: 333 р. в месяц. За эти деньги Вы можете выбрать 4 любых статьи из раздела для подписчиков. Для оплаты доступны: Сбербанк — 63900218 9004762500;Яндекс деньги — 410014746801268;

PayPal.

Процедура пока самая простая

Пишете запрос на подписку на почту (у всех же есть почта?) на miraplastilin@gmail.com,

— вносите оплату, — получаете коды доступа к выбранным Вами статьям

*****

Напоминаем, что вы также можете подписаться на почтовую рассылку наших новых текстов на любой странице нашего сайта. Просто введите ваш e-mail в форму и нажмите кнопку «Подписаться»

Источник: http://novoyazychestvo.ru/dlya-nachinayushhix-slavyanskix-yazychnikov.html

Прерывалось ли на Руси язычество? — DRIVE2

Язычество на Руси - в помощь студенту

У многих есть уверенность в том, что вера славян, возрождается только сейчас, после тысячи лет забвения. Многие реально считают, что язычество было обрублено топором христианских миссионеров тысячу лет назад, полностью и беспрекословно уничтожено. Будто бы на протяжении этой тысячи лет не существовало даже упоминаний о вере предков, и было начисто стёрто из памяти славян.

На самом деле это далеко и далеко не так. Современное язычество развивается и возрождается вовсе не из каких-то археологических раскопок, обрывков исторических данных, поучений против язычества и т.п. Скорее всего, это лишь дополнение, помогающее нам составить наиболее полное представление о верованиях наших предков.

Многие из нас соблюдают и даже строго соблюдают языческие обычаи, даже того не ведая. Сама церковь боролась с язычеством не только в девятом, десятом и одиннадцатых веках, как это принято считать.

Реальные источники прямо говорят о том, что церковники выступали и боролись против язычников и в XV и в XVII веках и продолжают это делать до сих пор.

Это были не какие-то полуязыческие, двоеверческие проявления, которые христиане хотели искоренить, а настоящие языческие общины, собрания и целые поселения.

Что уж тут и говорить о праздниках, которые в большинстве своём несут именно древнеславянскую обрядность. Христианство лишь припорошило языческий образ жизни славян своим библейским напылением.

Они заменили имена Богов, сохранив, тем не менее, сами образы языческих Богов, перенесли праздники на другие даты и т.д. Таким образом, людям было произведено внушение, что старого больше нет и никогда не вернётся.

Однако ничего из этого у них не вышло и, по правде говоря, никогда и не выходило.

Полная неправда, что люди в 988 году шли креститься с радостью. Многие источники утаивают тот факт, что людей загоняли силой, а часть Новгорода вообще ушла в леса, не соглашаясь принять новую забаву князя Владимира. Полная неправда, что люди сразу отвергли своих Богов, снесли сами капища и пошли в храмы христиан.

Язычники долго и очень долго, активно на протяжении первых трёх столетий, а потом более тихо, но всё же не переставая, боролись против насаждения нового. Эта борьба сопровождалась не поучениями и наставлениями, как думают многие, а казнями и расправами, кровопролитными боями и настоящими революциями, какие были в Муроме, Новгороде, Киеве, Ростове и т.д.

Чуры с капищ уносились домой и прятались. Их находили вплоть до XIII века и сами христианские летописи напрямую говорят о том, что люди продолжали верить в своих Богов, приносить жертвы в овинах, устраивать пиры для своих умерших предков. Люди последней тысячи лет сделали невозможное.

Они пронесли языческую веру в своих руках, как неугасимое пламя в ладонях и с гордостью вручили его нам — своим потомкам.

Чего только стоят праздники солнцеворота. Что только не предпринимали христиане, что бы уничтожить эти праздники, переименовывали, переносили на другие даты, ставили строгие посты на эти дни и всё без толку. Видимо, крепка языческая жилка в каждом из нас, так как до сих пор Масленица, Купала, Коляда и другие празднуются во всю силу и мощь, сохраняя тысячелетние традиции.

В 1505 году против купальских праздников, которых называли бесовскими, выступал игумен Елеазарова монастыря Памфил. Согласно летописям, термин «Болван» (чур или идол) было в обращении в XII-XIII веках. В приведённых описаниях можно читать о способе изготовления идолов того времени.

То есть языческие идолы ставятся на капищах не только в наше время и ставились в дохристианскую эпоху, но вплоть до XIII века и дальше.

В 1165-1185 годах новгородский владыка Илья-Иоанн писал о том, что славяне до сих пор совершают браки по языческим законам и даже не думают идти в церковь для свадьбы и венчания, и это спустя двести лет после христианизации! Митрополит Фотия в 1410 году писал, что многие люди до сих пор живут вместе, не венчаясь, а некоторые имели по несколько жён, совсем как в старые времена. В 1501 году митрополит Симон говорит о том, что в Чудской, Ижорской, Корельской и других уездах до сих пор живут язычники. Начиная с 1534 года туда стали засылать миссионеров с проповедями, люди, конечно, кивали головами, но продолжали жить по-своему.

Другие летописи говорят о том, что в Сибири и в XVII веке продолжали существовать языческие верования, а их носители даже слыхом не слыхивали ни о каком таком христианстве.

Кроме того, в христианском Стоглаве прямо говорится о том, что в том же XVI веке церковь обличала остатки древнего язычества, которые даже спустя более полутысячелетия никуда не уходили, а жили своей жизнью параллельно с христианством.

В 1534 году новгородский архиепископ Макарий писал Ивану Грозному о том, что: «во многих русских местах до сего времени обычая держахуся от древних прародителей… Суть же скверные мольбища их лес и камение, и реки и блата, источники и горы и холмы, солнце и месяц и звезды, и озера и просто рещи — всей твари поклоняхуся, ако богу». И это XVI век, который по идее должен был быть полностью пронизан и пропитан церковным христианством! Из всего этого мы можем сделать вывод, что язычество вовсе не возродилось из пепла спустя тысячелетие, а существовало всё это время «подпольно» и имело своих последователей. Русское же христианство, которое имеет форму двоеверия, и наполовину состоит из славянского язычества, очень быстро идёт на нет и люди, понимая, где чистая и правильная вера, а где мешанина и кривда, охотно идут в языческие общины и принимают веру своих предков с радостью человека, который нашёл то, что очень давно искал.

© Денис Блинцов

Гальковский Н. М. Борьба христианства с остатками язычества в Древней Руси. Т. 1. — Харьков: Епархіальная типографія, 1916

Гальковский Н. М. Борьба христианства с остатками язычества в Древней Руси. Т. 2. — Москва: Печатня А. Снегиревой, 1913

Источник: https://www.drive2.ru/b/2928862/

Язычество древней руси

Язычество Древней Руси – система дохристианских представлений о мире и человеке у древних восточных славян, официальная и доминирующая религия в Древнерусском государстве до Крещения Руси в 988 году.

Вплоть до середины XIII века, несмотря на усилия правящей элиты, продолжало исповедоваться значительной частью населения Руси.

После полного вытеснения христианством языческие традиции и верования продолжали оказывать значительное влияние на русскую культуру, традиции и жизненный уклад, что сохраняется по сей день.

Пантеон богов

Верования древних славян уходили корнями в религиозные воззрения древних индоевропейцев, из числа которых славяне выделились во II–I тысячелетии до н. э. Постепенно трансформируясь и усложняясь, перенимая черты других культур, прежде всего ираноязычных (скифы, сарматы, аланы), система языческих верований дошла до IX–X столетий.

В Лаврентьевской летописи упоминается, что в киевском языческом пантеоне, поставленном князем Владимиром в 980 году «на холме за теремным двором», присутствовали идолы богов Перуна, Хорса, Дажьбога, Стрибога, Симаргла (Семаргла) и Мокоши. Перун был верховным богом-громовержцем, славянским аналогом Зевса и Тора.

Он считался покровителем княжеского рода, ему поклонялись в первую очередь в княжеско-дружинной среде. Хорс играл роль бога-солнца. Исследователи спорят о происхождении его имени, возможно, оно пришло к славянам от хазар или скифов и сарматов.

Дажьбога, который тоже олицетворял солнце, некоторые специалисты отождествляют с Хорсом, полагая, что это два имени одного и того же бога. Стрибог был богом ветра, Семаргл, как полагают некоторые учёные, – богом растительности, земли и подземного царства. Единственной богиней в пантеоне Владимира была Мокошь, покровительница ремёсел и плодородия.

«Богам Владимира» посвящён огромный массив противоречивой научной литературы: специалисты предлагают множество вариантов истолкования имён языческих божеств, рассуждают об их племенной привязке и ищут аналоги в германских, балтских, иранских, угро-финских, тюркских культах.

Есть мнение, что сказание о «богах Владимира» и вовсе является поздней вставкой с известными по разным упоминаниям именами языческих идолов. Так или иначе, археологические раскопки показали – напротив княжеского двора на Старокиевской горе действительно стояло славянское капище.

Из тех славянских богов, которые не упоминаются в Лаврентьевской летописи, исследователи выделяют бога огня Сварога, особенно почитавшегося крестьянами, богиню весны и бракосочетания Ладу, а также Волоса (Велеса), бога-покровителя скотоводства.

Трёх этих богов, а также Мокошь, Перуна и Дажьбога-Хорса выдающийся учёный Б. А. Рыбаков «опознал» на изображениях с каменного идола X века, в 1848 году обнаруженного в реке Збруч (современная Украина) и поэтому вошедшего в историю как «Збручский идол».

Примечательно, что у разных славянских племён преобладали культы разных божеств.

Низшие божества

При достаточно бедном пантеоне богов у язычников Древней Руси была многогранная низшая сфера мифологии, что нехарактерно для большинства языческих религий.

Одни низшие существа олицетворяли природу и природные явления (леший, водяной, полевой), другие были связаны с домом и хозяйством (домовой, банник), третьи – наделялись демоническими свойствами (ведьмы, вештицы, моры, колдуны, чернокнижники, а также черти и бесы).

Главной ведьмой в языческой мифологии славян была Баба Яга, неизменными атрибутами которой являлись избушка на курьих ножках, костяная нога, ступа и помело. Баба Яга олицетворяла неупокоившуюся душу, ей приносили кровавые жертвы, чтобы задобрить колдунью. Своего рода «двойником» Бабы Яги было Лихо Одноглазое.

Заметную роль в славянской мифологии играли и русалки. Считалось, что это утопленницы, способные заманить человека в болото и защекотать до смерти.

К женским персонажам относились также богинки – умершие при родах женщины, охотящиеся на рожениц и похищающие или подменяющие младенцев, – и кикиморы, живущие за печкой или сараем и вредящие домочадцам. После принятия христианства и усвоения его широкими слоями населения Руси прежде безобидные существа, отождествлявшие природные явления, такие как леший и водяной, приобрели демоническую сущность.

Антураж и атрибуты языческого культа. Волхвы

Фольклорные данные позволяют сказать, что главными объектами культа древних славян-язычников были столб, который молящиеся обнимали, и печь, которую они целовали. Характерным древнеславянским обрядом была масленица, сопровождавшаяся катанием огненного колеса, сожжением чучела зимы, кулачными боями и ряженными.

Места для молений старались выбирать на возвышенностях – холмах и горах. Там же сжигались чучела зимы и проводились обряды заклинания весны. В равнинных местностях обряды проводили на лугах. К разряду культовых мест относились также священные рощи («рошения») и священные деревья («древеса»).

Особо почитаемыми деревьями были берёза и дуб, символ бога Перуна, а также деревья, расположенные вблизи родников и источников.

Календарные праздники и обряды древних славян-язычников имели сельскохозяйственную подоплёку, многие из них к тому же были связаны с культом предков. Считалось, что именно предки, покоящиеся в земле, благословляют будущий урожай, поэтому для обеспечения плодородия древние славяне стремились задобрить покойных родных: на Масленицу их поминали блинами, им посвящали разнообразные соревнования.

Местами поклонений древних славян идолам были открытые святилища – капища. В центре капища стоял идол. Эти скульптурные изображения божеств, довольно примитивные по исполнению, могли быть как деревянными, так и каменными.

Ярким примером идола древних славян служит вышеупомянутый «Збручский идол». Капища были огорожены, внутри разводился костёр.

Существует мнение, что в Северо-Западной Руси роль святилищ могли играть сопки – насыпи над захоронениями.

Древнерусские языческие жрецы – особая категория лиц, обслуживающих религиозную сферу – назывались волхвами. В IX–X столетиях на Руси сложилась влиятельная прослойка волхвов.

Под их руководством проводились обряды, ими сохранялась мифология и разрабатывалась символика. Даже простому волхву надо было знать и помнить все обряды, ритуальные песни, заговоры, уметь вычислять календарные сроки магических действий, знать целебные свойства трав.

После крещения Руси волхвы стали постепенно терять влияние, однако этот процесс не был быстрым: с одной стороны, летописи фиксировали случаи «избиения» волхвов, с другой – даже спустя сто лет после крещения Руси происходили ситуации, когда в противостоянии с князем или епископом волхвов поддерживали целые города. Так было, например, в 1071 году в Новгороде.

Вытеснение язычества на Руси христианством

Своего рода религиозный дуализм установился на Руси задолго до Владимира.

В христианизации Руси была заинтересована Византия, где считалось, что любой народ, принявший христианскую веру из рук императора и константинопольского патриарха, автоматически становится вассалом империи.

Контакты Руси с Византией способствовали проникновению христианства в русскую среду. На Русь был послан митрополит Михаил, крестивший, по преданию, киевского князя Аскольда.

Христианство было популярно среди дружинников и купеческой прослойки при Игоре и Олеге, а княгиня Ольга и вовсе сама стала христианкой во время визита в Константинополь в 950-х годах. В период самостоятельного правления князя Святослава, с первой половины 960-х годов по 972 год, христианство стало гонимой религией, поскольку Святослав был убеждённым язычником.

По летописной легенде, крещению Владимира предшествовал осознанный выбор им веры. Князь и его окружение якобы выслушали миссионеров-представителей разных конфессий: булгар-мусульман, «немцев из Рима», хазарских иудеев и «философа-грека из Византии».

Тогда Владимир разослал в разные страны своих соратников, чтобы те посмотрели и узнали, какая вера лучше, и те, возвратившись, сказали – нет веры лучше греческой.

На деле, как полагают исследователи, принятие христианства было во многом продиктовано прагматическими соображениями: новая вера должна была обеспечить религиозно-идеологическое подкрепление государственности и власти киевских князей.

Крещение Владимира стало лишь отправной точкой для христианизации всей Руси: тысячелетнее язычество медленно отступало под натиском духовенства, и сам процесс растянулся на многие десятилетия.

При Владимире крестились только княжеские семья и дружина, в чьих рядах и до 988 года было немало адептов христианства. Основная масса населения оставалась языческой в XI веке, да и в начале XII века, как писал один из сводчиков, вятичи ещё «творили» языческие обряды.

Археологические находки показывают, что языческие обряды и празднества и прикладное искусство с языческой символикой в большей или меньшей степени котировались у жителей древнерусских городов вплоть до середины XIII века, не говоря уже о деревнях, где христианизация протекала гораздо медленнее.

В полной мере отождествляли себя с христианством только представители третьего поколения после крещения Руси, жившие в эпоху Ярослава Мудрого.

Читайте также:  Христианская мысль 4 ого и 5ого веков нашей эры - в помощь студенту

Несмотря на многочисленные запреты, языческие черты проникли в православную традицию и укоренились в системе русских традиций и обычаев. К самым известным примерам относятся празднуемые и ныне Масленица, Иван Купала, Святки, Чистый четверг, проводы зимы.

Огромные костры над могилами – пережитки языческих трупосожжений – в некоторых местностях фиксировались вплоть до конца XIX века.

Из языческих времён в современность перекочевали многие календарные обряды и сельскохозяйственные приметы, огромный пласт фольклора.

Литература

  • Васильев М. А. Язычество восточных славян накануне крещения Руси. М., 1999.
  • Кагаров Е. Г. Религия древних славян. М., 1918.
  • Рыбаков Б. А. Язычество Древней Руси. М., 1981.

Источник: https://w.histrf.ru/articles/article/show/iazychiestvo_drievniei_rusi

Язычество в Древней Руси — Курсовая работа

  • Введение (выдержка)
  • Актуальность исследования:
  • Понять и принять историю родной страны таковой, какова она есть, без глубинного понимания веры, под сенью которой она народилась и сформировалась, невозможно.

Особенно в наше время, когда Россия стоит на пороге возможных великих свершений, когда перед ее народом открываются многие пути развития, — особое внимание заслуживают вопросы и проблемы изучения и принятия таких исторически важных для нашей страны фактов, как Крещение Руси и становление российской государственности с помощью христианства. История России знает много фактов и событий, когда христианская вера ее народа играла ключевые роли.

Однако, говоря о важности христианства, не стоит забывать исконно славянскую религию. В период высшего расцвета которой появилось Древнерусское государство. Такой религией было язычество.

Язычниками были первые князья Древней Руси, язычниками было практически все ее население. Язычество, по сути, и было государственной религией Руси до принятия христианства.

На всем протяжении истории русской земли параллельно с христианством неотступно следуют некоторые языческие обряды, праздники, поверья.

Стоит лишь начать перечислять праздники, обряды, приметы, к которым обращаемся мы сегодня, как возникает вопрос: какие из них истинно христианские, а какие принадлежат языческой вере?

Именно этот вопрос и определяет актуальность нашей работы. В ней мы постараемся рассмотреть языческую религию как самостоятельное явление русской культуры, сыгравшее немаловажную роль в ее развитии.

Объект исследования – Язычество как изначальная религия Древней Руси.

Предмет исследования – Языческие праздники, обряды, приметы. Их история и характерные черты.

Хронологические рамки исследования: за верхнюю границу нашего исследования мы взяли начало формирования Древнерусского государства. Официальной датой принято считать 861 год – призвание Рюрика.

Однако правильнее будет считать началом Древнерусского государства 882 год – дату, когда к власти приходит князь Олег, который определяет столицу Руси – Киев и начинает «собирание земли» уже вокруг столицы.

За нижнюю границу мы взяли начало 13 века. Поскольку в это время происходит вторжение монголо-татарских племен на территорию Руси, что в значительной степени повлияло на дальнейший ход развития Древнерусского государства.

Территориальные рамки исследования: включают в себя общепринятые границы определения Древней Руси: от реки Вислы до Волги и от Балтики до Черного моря.

Естественно, что эти границы весьма условны и вызывают немало споров среди исследователей, поскольку происходило постоянное переселение и расселение славянских племен.

Кроме того границы довольно часто изменялись и вследствие завоеваний древнерусскими князьями близлежащих территорий.

Историография темы: Язычество, история его существования в Древней Руси, обряды, праздники и вероучения этой религии являются одной из центральных проблем русской истории. Поэтому существует достаточно литературы, в той или иной мере затрагивающей данную проблему. Гораздо сложнее обстоит дело с источниками.

В большинстве своем это лишь дошедшие до нас летописные своды, которые в большинстве своем носят довольно противоречивый характер, поскольку неоднократно переписывались и дополнялись разными авторами. Одним из таких источников является «Повесть временных лет», создание которой датируется X веком.

Подобные источники можно исследовать в сборниках летописей – хрестоматиях древнерусской литературы. Одна из таких хрестоматий вышла под редакцией Д.И. Лихачева.

Большое количество литературы по данной теме было написано в советский период. Это работы Б.А. Рыбакова, в которых главной проблемой исследования является язычество.

В своих фундаментальных трудах «Первые века русской истории», «Язычество древних славян», «Язычество Древней Руси» Борис Александрович не только исследует историю языческой веры, но и дает подробную характеристику языческих обрядов, рассказывает о языческих богах, их роли в духовной жизни славян. Труды Б.А. Рыбакова имеют огромную ценность в изучении данной темы.

Немалую важность для нашего исследования представляет работа Б.А. Рыбакова, А.С. Кайсарова и Г.А. Глинки «Мифы древних славян. Велесова книга», в которой систематизировано и исчерпывающе изложены характеристики славянских богов, их назначение.

Огромная работа по изучению славянской религии проделанаД.А. Гавриловым и А.Е. Наговицыным при создании книги «Боги славян. Язычество. Традиция». В ней мы можем найти материал не только по язычеству в целом, но по языческим обрядам, традициям поверьям.

Подробную характеристику язычества, его существование и значимость дают нам также работы Тихомирова «Древняя Русь», «История религии».

Изучению язычества посвящено немало работ и более позднего периода. К ним следует отнести работы А.В. Бородина, С.И. Куломзиной, А.Б. Безбородова, В.Г. Власова, В.В. Журавлева, Н.М. Никольского и других. Таким образом, можно сделать вывод, что исследуемая проблема получила достаточно широкое отражение в литературе.

  1. Характеристика источников:
  2. Источниковую базу нашего исследования можно структурировать следующим образом:
  3. 1. Периодическая печать, в которой обсуждаются некоторые вопросы нашего исследования, дается их оценка («Наука и религия», «Слово», «Религия и философия», «Знание – сила»);
  4. 2. Хрестоматийный материал, который содержит в себе летописи, документы, что позволяет нам познакомиться с событиями глубокой древности в оценке современников ( «Художественная проза Киевской Руси XI – XIII вв»);

3. Словари, которые были использованы при определении ряда понятий, содержащихся в работе.

  • Цель исследования: Языческую религию в период существования Древнерусского государства выявить ее влияние на историко-культурное развитие Древней Руси.
  • Задачи исследования:
  • 1. Рассмотреть язычество, как изначальную религию Древней Руси;
  • 2. Охарактеризовать языческих и христианских богов, показать их роль в языческой религии древних славян;
  • 3. Дать характеристику языческих обрядов и праздников;

4. Объяснить историческое и культурное значение языческой религии.;

  1. Методология исследования. Определив объект и предмет исследования, поставив цели и задачи, следует дать определения ряда основных понятий:
  2. Волхв – человек, занимающийся обслуживанием и выполнением ритуальных действий, обладали даром психологического воздействия на людей, Составляли особый социальный слой;
  3. Капище – место, где происходили моления и жертвоприношения. Представляли собой округлые или сложные по очертаниям земляные и деревянные сооружения на возвышенных местах или насыпях, окруженные валами или рвами;
  4. Обряд – набор действий, носящий религиозный характер;

Язычество – в буквальном смысле от слова «языки»-народы. В научном же определении – мировосприятие человека через природные явления.

В нашей работе использовались различные методы исследования: прежде всего это метод работы с литературой, проблемный метод, метод историзма.

Структура исследования: данная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и источников.

Заключение (выдержка)

Несмотря на тысячелетнее господство государственной православной церкви, языческие воззрения были народной верой и вплоть до XX в. проявлялись в обрядах, хороводных играх, песнях, сказках и народном искусстве.

Религиозная сущность обрядов-игр давно уже выветрилась, символическое звучание орнамента забылось, волшебные сказки утратили свой мифологический смысл, но даже бессознательно повторяемые потомками формы архаичного языческого творчества представляют огромный интерес, во-первых, как яркий компонент позднейшей крестьянской культуры, а во-вторых, как неоценимая сокровищница сведений о многотысячелетнем пути познания мира нашими отдалёнными предками.

При князьях Игоре, Святославе и Владимире язычество стало государственной религией Руси, религией князей и дружинников. Язычество укреплялось и возрождало старинные, начавшие отмирать, обряды. Приверженность молодого государства прадедовскому язычеству была формой и средством сохранения государственной политической самостоятельности.

Обновлённое язычество X в. формировалось в условиях соперничества с христианством, что сказалось не только в устройстве пышных княжеских погребальных костров, не только в гонениях на христиан и разрушении православных церквей Святославом, но и в более тонкой форме противопоставления русской языческой теологии греческой христианской.

Принятие христианства в очень малой степени изменило религиозный быт русской деревни X – XII вв. Единственным новшеством было прекращение трупосожжений. По ряду второстепенных признаков можно думать, что христианское учение о блаженном посмертном бытии «на том свете», как награда за терпение в этом мире, распространилось в деревне после

татарского нашествия и в результате первоначальных представлений о неизбывности иноземного ига. Языческие верования, обряды, заговоры, формировавшиеся тысячелетиями, не могли бесследно исчезнуть сразу после принятия новой веры.

Падение авторитета церкви уменьшало силу церковных поучений против язычества, и оно в XI – XIII вв. не угасало во всех слоях русского общества, но перешло на полулегальное положение, так как церковные и светские власти применяли к языческим волхвам суровые меры вплоть до публичного ауто-да-фе.

Во второй половине XII в. наблюдается возрождение язычества в городах и в княжеско-боярских кругах.

Объяснением возрождения язычества может служить оформившаяся с 1130-х годов кристаллизация полутора десятков крупных княжеств-королевств с устойчивыми своими династиями с усилившейся ролью местного боярства и более подчинённым положением епископата, оказавшегося в зависимости от князя.

Обновление язычества сказалось в зарождении нового учения о неисповедимом свете, отличном от солнца, в культе женского божества, в появлении скульптурных изображений божества света.

В результате целого ряда сложных явлений на Руси к началу XIII в.

создалось и в деревне, и в городе своеобразное двоеверие, при котором деревня просто продолжала свою религиозную прадедовскую жизнь, числясь крещёной, а город и княжеско-боярские круги, приняв многое из церковной сферы и широко пользуясь социальной стороной христианства, не только не забывали своего язычества с его богатой мифологией, укоренившимися обрядами и жизнерадостными карнавалами с их танцами, но и поднимали свою старинную, гонимую церковью религию на более высокий уровень, соответствующий расцвету русских земель в XII в.

Литература

Список использованных источников:

1. Афанасьев Ю.Н. От истукана к иконе // Наука и религия, 1995 № 6, с. – 32-35

2. Афанасьев Ю.Н., Иванов В.В. и др. Крещение Руси. Вопросы истории и культуры // Наука и жизнь, 1988 №6, с. – 23-32

3. Наука и религия, 1995 №6, с. – 32-35

4. Слово, 1996 №7-8, с. – 18-19

5. Соловьев В.С. Языческий след // Слово, 1996 №7-8, с. – 18-19

Список использованной литературы

1. Аверинцев С.С. Крещение Руси и путь русской культуры – М.: Наука, 1990. – 198с.

2. Анисимов Е.В. История России от Рюрика до Путина. Люди. События. Даты. – СПб.: Питер, 2006. – 480 с.

3. Бердышев С.Н. Древняя Русь – М.: ООО «ТД Изд-во Мир книги», 2007. – 240 с.

4. Гаврилов Д.А., Наговицын А.Е. Боги славян. Язычество. Традиция. – М.: «Рефи – бук», 2002. – 464 с.

5. Гордиенко Н.С. Крещение Руси: факты против легенд и мифов. – Л.: Лениздат, 1986. – 287с.

6. Греков Б.Д. Киевская Русь. – Л.: Госполитиздат, 1953. – 568с.

7. Жук С.М. Киевская Русь. – М.: ООО «ТД «Изд-во мир книги», 2007. – 240с.

8. Златоструй. Древняя Русь XI-XIII вв./ Сост. Кузьмин А.Г., Карпова А.Ю. – М.: Наука, 1990. – 316с.

9. Зоц В.А. Несостоятельные претензии. (Критические очерки православно-богословской интерпретации проблем духовной культуры). – М.: Молодая гвардия, 1976. – 144с.

10. История религии. В 2 т. Т.1 Учебник/ В.В. Винокуров, А.П. Забияко, З.Г. Лапина и др.; под общей ред. И.Н. Яблокова. – М.: Высш. Школа, 2002. – 463с.

11. Изборник: Повести древней Руси/ Сост. и примеч. Л. Дмитриева и Н. Понырко; вступит. статья Д. Лихачева. – М.: Худож. лит., 1987. – 447с.

12. История России: учеб./ Дворниченко Ю.А., Ходяков М.В. – М.: Изд-во Проспект, 2006. – 472с.

13. История России. ХХ век / под ред. В.П. Дмитренко, — М.: АСТ, 2000. – 607с.

14. История России в новейшее время, 1945-2001 / под ред. Безбородова. – М.: АСТ, 2001. – 510с.

15. История религий в России: Учебник / под общ. Ред. Н.А. Трофимчука. – М.: Изд-во РАГС, 2002. – 592с.

16. Кацва Л.А., Юрганов А.Я. История России VIII-XV вв. – М.: МИРОС, 1997. – 187с.

17. Лобазова О.Ф. Религиоведение / под общ. Ред. Проф. Жукова В.И. – М.: Изд-во «Дашков и К», 2004. – 384с.

18. Мень А. История религии. – М.: Изд-во «Форум-ИНФРА», 1999. – 224с.

19. Некрасова М.Б. История России: Учеб. Пособие. – М.: Юрайт-издат, 2005. – 157с.

20. Носова Г.А. Язычество в православии. – М.: Наука, 1975. – 150с.

21. Рыбаков Б.А. Первые века русской истории. – М.: Наука, 1964. – 240с.

22. Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. – М.: Наука, 1987. – 753с.

23. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. – М.: Наука, 1981. – 608с.

24. Соловьев С.М. История России с древнейших времен. – М.: Изд-во соц-но – экон-й лит-ры, 1960. – 812с.

25. Тихомиров М.Н. Древняя Русь. – М.: Наука, 1975. – 430с.

Источник: https://www.diplom-center.ru/125868

Борьба с язычеством на Руси

Современные историки не имеют единого мнения об уровне развитии Древней Руси. Среди них бытует мнение, что практически все достижения цивилизации, например письменность, государственное устройство, были принесены на Русь извне.

Однако, археологические и исторические исследования последних лет доказывают обратное – Древняя Русь уже обладала производственными технологиями не уступающими, а то и превосходящими, страны своего времени.

Уровень общественного развития Руси сложно поддается квалификации, так как сочетает в себе черты феодального, рабовладельческого и первобытно общинного строя. Буквы у нас появились до появления Кирила и Мефодия. Читать и писать умели все. Все знания были переписаны Европой, что бы очернить Русь и сделать из нее варваров.

Хотя все было противоположно. И язычество приписанное Европой себе на самом деле было слово русичей и язычниками называли европейцев, так как они говори на другом языке, то есть иной язык, то есть язычники.

Борьба с язычеством на Руси является достаточно часто обсуждаемой на форумах темой. Не секрет, что по всей стране живут, реконструируют и функционируют множество разных неоязыческих общин и сект. Для них жизненно важным является принудительный факт христианизации, как некая точка отправления их поисков себя в язычестве и древних корнях.

Вопрос действительно стоит обсуждений с приведением множественных фактов.

Если мы станем рассматривать подавление язычества в странах Скандинавии, то налицо тотальное уничтожение язычества христианской верой, принятой правителями Дании, Норвегии и Швеции (X-XI века).

Хотя местное население легко заменило молот Тора на крест,  саму веру и обычаи правителям пришлось выкорчевывать с помощью топора и огня.

Что же было на Руси? Известно, что князь Владимир крестил Русь примерно в 988 году. Историки расходятся насчет места и даты принятия христианства, называя еще несколько дат 999 год и 1000 год. То есть, тоже конец X – нач. XI веков.

Яркий факт, само крещение людей, где «Добрыня сгонял мечом людей в воду». Что означает, кто не хотел креститься того убивали. Возведенные, некогда самим Владимиром-крестителем идолы были порублены и спущены в реку, то есть, признаны убитыми.

Как говорил младший сын Святослава «Кто не креститься – тот мне не друг». Казалось бы, это единственный факт крещения кровью. Но не стоит забывать, что борьба с язычеством на Руси не закончилась. Огромная Русь имела еще и другой центр – Новгород.

«Оттого люди поносят новгородцев: Путята крестил мечом, а Добрыня огнем».

Сопротивление было подавлено. В крови захлебнулись и новгородцы и пришлые киевские воины. Разрушены дома и пограблены, разрушена церковь, что была возведена в Новгороде. Убита семья Добрыни. Вот то горе, которое постигло людей, решивших насадить иную веру, иное понимание мира.

Закончилось ли все на этом? Нет, конечно. Город крестить легче, чем засевшие в дебрях поселения свободных людей. В других городах еще долго сохранялись народные традиции, справлялись языческие обряды. До конца все же изжечь язычество славян не удалось.

Сейчас, заговоров от всяких бед осталось больше языческих, нежели христианских. Борьба с язычеством на Руси дала свои политические и экономические плоды, но это принесло много бед народу, много смертей.

Очевидный факт, что христианская вера не так уж и миролюбива.

В 2000-х годах множество ученых и интересующихся язычеством славян, пытаются реконструировать, собрать и оформить то, что было когда-то уничтожено. Уже проделана огромная работа, но реальных подвижек весьма мало. Слишком долго и настоятельно уничтожали мировоззрение древних славян.

теги: язычество, Русь, человек, факт, год, вера, борьба, Добрыня, крестить, христианский

Закладка Постоянная ссылка.

Источник: https://russhistory.ru/borba-s-yazychestvom-na-rusi

Ссылка на основную публикацию