Воспитание и образование в древней руси — в помощь студенту

Редакция ProDetki любит исторические факты. Нам стало интересно, как раньше относились к воспитанию детей на Руси.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Традиции на Руси

Воспитание и образование в Древней Руси - в помощь студенту

Древняя Русь / Фото взято из открытых источников

Воспитанию детей на Руси уделяли особое внимание. Традиции и порядки того времени кардинально отличались от наших.

Считалось, что детство является истоком всех качеств взрослого человека и только правильное воспитание определяет то, кем вырастет человек. Большое значение придавалось религиозным традициям, обрядам.

Взгляд на вопросы воспитания у наших предков был особый: дети росли в строгости и в страхе перед старшими.

Считалось, что детство является истоком всех качеств взрослого человека и только правильное воспитание определяет то, кем вырастет человек.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Акцентуация характера в подростковом возрасте - в помощь студенту

Оценим за полчаса!

Семья и дети

Воспитание и образование в Древней Руси - в помощь студенту

Семья на Руси / Фото взято из открытых источников

Как правило, семьи на Руси были большие: в каждой было несколько детей, жили даже целыми родами. В семье была строгая иерархия отношений. Отец являлся главой семейства, авторитетом. Он был главным воспитателем в семье.

Из методов воспитания частенько применялась порка и, считалось, что это делается во благо, и, если не бить ребёнка с ранних лет, то он вырастет нехорошим человеком. Если отец не порет ребёнка, он вызывает осуждение, значит он не выполняет свои обязанности.

Дети должны были беспрекословно его слушаться, подчиняться его воле. У детей не было права голоса, с их мнением не считались. Пожелания сына принимались в расчёт отцом, пока у него вырастала борода. От матери дети получали образование.

Она учила их грамоте, письму, домашнему хозяйству, правилам этикета, добру и уважению. Поэтому образованные невесты имели большую ценность.

Отношение к детям

Воспитание и образование в Древней Руси - в помощь студенту

Воспитание на Руси / Фото взято из открытых источников

На Руси дети рассматривались несколько иначе, нежели сейчас. К ребенку не относились как к самостоятельной личности, считалось, что он всего лишь фундамент для построения человека. Таким образом, с малых лет детей готовили к взрослой жизни. До 3-4 лет вся забота о детях лежала исключительно на матери.

Она знакомила их с миром и бытом и уже с раннего возраста мать привлекала дитя к мелкой домашней работе. В последующие годы воспитание мальчиков и девочек значительно отличалось. Из одних воспитывали будущих воинов, кормильцев семьи, из вторых — будущих матерей.

С 5 лет девочки активно помогали матери, занимались домашним хозяйством, огородом, приготовлениям пищи, рукоделием. Им прививались истинно женские ценности, верность, уважение. Воспитанием мальчиков занимался отец. Он привлекал их к физическому труду и мелкой работе по своему профилю. А с 12 лет мальчики уже жили отдельно от матери и обучались воинскому делу.

После 15 лет дети становились полноправными членами общины. После замужества девушка освобождалась от власти отца. Существовал даже необычный ритуал, когда отец передавал зятю свою плеть, чтобы тот сам воспитывал свою жену. Мальчики продолжали заниматься теми же делами, что и отец, наследовали их ремесло.

Девочки, если не выходили замуж, оставались рядом с матерью, занимались хозяйством, рукоделием, помогали растить младших братьев и сестер.

Воспитатели в Древней Руси

Воспитание и образование в Древней Руси - в помощь студенту

Семейные традиции на Руси / Фото взято из открытых источников

Кроме описанных стандартов воспитания в Древней Руси существовали ещё другие формы, где главным воспитателем выступал не родитель, а другой человек. В IX-XI веках процветала такая форма как «кормильство».

Применялась среди детей из княжеских семей. В 5-7 лет ребёнка отдавали воспитываться в другую семью, которая подбиралась среди знати.

Кормилец становился ребёнку наставником, в его обязанности входило образование ребенка и его воинская подготовка. 

Ещё одна, наиболее распространённая форма, существовавшая на Руси — «кумовство», когда детям назначался духовный наставник.

Но такие формы были распространены только среди знати. Дети из простых семей чаще всего воспитывались родителями или иногда  «дядьками». Детей передавали на воспитание дяде, брату матери, в то время как отец занимался воспитанием детей сестры. Если родного дядьки у ребенка не было, его воспитывали соседи.

Основной посыл к воспитанию детей на Руси был призыв к патриотизму, защите ее от врагов, храбрости, отваге, трудолюбию, почтению старших, быть отзывчивыми и добрыми к людям. Именно добро и было основой воспитания, несмотря на то, что методы наших предков нам непривычны и кажутся суровыми.

Источник: https://prodetki.com/territory/kak-vospityvali-detej-v-drevnej-rusi/

Курс: История образования и педагогической мысли

    • Направление:  050100.62 Педагогическое образование (программы бакалавриата «Физика и информатика», «История», «История и иностранный (английский) язык»)
    • Учебный план: «Физика и информатика» (очное, 2014), «История» (очное, 2014), «История и иностранный (английский) язык» (очное, 2014) 
    • Дисциплина: «История образования и педагогической мысли» (бакалавриат, 1 курс, очное обучение)

    Количество часов: 72 ч. (в том числе: лекции – 18, практические занятия – 18, самостоятельная работа – 36), форма контроля: зачет.

    Аннотация: Основное внимание  в курсе «Истории образования и педагогической мысли» уделяется процессу развития педагогики от первобытной эпохи до новейшего времени.

    Приводятся краткие методические положения, нацеленные на помощь студентам в неформальном и глубоком усвоении наиболее важных разделов и тем учебной дисциплины и установления синхронических и диахронических связей между различными педагогическими идеями, образовательными системами и моделями.

    Темы: 

    1. История образования и педагогической мысли как область научного знания.

    2. Воспитание, образование и педагогическая мысль в Древнем мире.

    3. Воспитание, образование и педагогическая мысль в период Средневековья и Возрождения. 

    4.  Развитие образования и педагогической мысли в Европе в период Нового времени (XVII-XVIII вв.). 

    5.  Развитие образования и педагогической мысли в Западной Европе и США в  XIX вв.

    6. Развитие зарубежной педагогики в XX в.и в начале XXI в.(Реформаторская педагогика в Западной Европе конца XIX начала XX вв. развития.   Основные тенденции развития образования в странах Западной Европы и США в    XX  и начале XXI вв.

    7. Воспитание, образование и педагогическая мысль в России с древнейших времен до XVIII в.

    8. Образование и педагогическая мысль России в XIX в.

    9. Развитие отечественного образования и педагогики в советский период. Тенденции развития современной школы и педагогики.

    1. Ключевые слова: педагог, педагогика, история образования, воспитание, инициация, дидактика, возрастная периодизация, понятие природосообразности воспитания
    2. Автор курса:  Фахрутдинова Гузалия Жевдятовна, профессор кафедры методологии обучения и воспитания,  доктор педагогических  наук, email: gdautova@mail.ru
    3. Дата начала эксплуатации: 1 сентября 2014 года

Воспитание и образование в Древней Руси - в помощь студенту

Воспитание и образование в Древней Руси - в помощь студенту

Воспитание и образование в Древней Руси - в помощь студенту

Источник: http://tulpar.kpfu.ru/course/view.php?id=1711&section=7

Воспитание и образование в Древней Руси

Вопрос воспитания и образования на Руси заслуживает внимания, поскольку часто считается, что, как и в Европе, население было неграмотным, а церковь противилась образованию. Данные археологии доказывают, что это не так.

Находки берестяных грамот позволяют заключить, что грамотность была обычным явлением в жизни простого народа. Также сюда можно добавить такое специфическое явление, как граффити, особенно известные из Киевского и Новгородского Софийских соборов.

Определение 1

Граффити – в исторической науке термин обозначает процарапанные на стенах и других поверхностях надписи и изображения.

Образование и воспитание в Древнерусском государстве имело свою специфику, отличаясь как от западноевропейского типа, так и от восточного. К моменту принятия христианства у славян сложилась своя педагогическая система, опирающаяся на языческие традиции и опыт соседних народов, с которыми взаимодействовали в ходе заселения новых территорий.

Педагогика в языческой Руси

Воспитание детей в основном проходило в семье. Основой воспитания служили народные традиции. Методы воспитания прослеживаются по данным богатого русского фольклора.

В подрастающем поколении стремились развить те качества, которые признавались у славян добродетелью: почитание старших, смелость, доброта, сила духа, трудолюбие.

Общинное проживание славян предполагало высокую ценность взаимопомощи.

  • Курсовая работа 470 руб.
  • Реферат 230 руб.
  • Контрольная работа 250 руб.

До $XII$ века на Руси существовала такая специфическая социально-педагогическая форма как «кормильство».

Эта форма применялась по отношению к знатным детям. В $5-7$ лет ребенка отдавали кормильцу в другую семью, выбранную отцом. Кормилец становился наставником и воспитателем.

Чаще такую форму практиковали князья, давая кормильцам заодно в управление отдельную волость.

Таким образом, кормилец обязан был сформировать компетенции ребенка в интеллектуальной, нравственной областях, сделать из него хорошего воина и грамотного правителя.

Еще один вариант воспитания детей – «дядьки». При такой форме ребенка отдавали в семью брата матери, а его отец принимал детей своей сестры. Дядьки становились наставниками и учителями своих племянников, а те – помощниками по хозяйству.

Воспитание и образование после принятия христианства

С принятием христианства, традиции и формы воспитания и обучения неизбежно начали меняться. Первые учебные заведения начали появляться сразу после Крещения. Согласно летописи в $988$ году Владимир начал собирать детей знати для обучения, так в Киеве появилась дворцовая школа.

Церковь и княжеская власть поощряли развитие грамотности. В городах открывались школы при епископских кафедрах, где детей обучали грамоте и основам христианства.

Поначалу образование касалось только знатных детей, но вскоре в орбиту просвещения включили и простой народ. С появлением «мастеров грамоты» обучение стали проводить миряне, а не только священники.

Мальчиков учили либо священники, либо «мастера грамоты». Девочек обучали в женских монастырях.

Пример 1

Например, в конце $XI$ века в Киеве при одном из женских монастырей в училище обучали чтению, пению, письму и шитью.

Замечание 1

Следует отметить, что родители часто были против того, чтобы отрывать ребенка от семьи, поскольку языческие и общинные традиции были очень сильны. Кроме того, каждый подросший член семьи должен был стать помощником по хозяйству. Ярослав Мудрый открыл школы в Новгорое, Переяславле, Ростове, Муроме и др.

Школы «книжного ученья» по рангу были выше простых. В них изучали предметы тривиума – риторику, грамматику и диалектику, что роднило их с школами Европы.

Особенно престижной была школа Киево-Печерского монастыря.

В $XII-XIII$ веках появилась сеть школ при монастырях. Они были открыты в Смоленске, Владимире, Ростове, Нижнем Новгороде.

Для обучения брали, в основном, переводную литературу. Грамоту изучали буквослагательным методом, математику – с помощью образных примеров, пальцевого счета и прототипа счетов. Христианству и представлениям о мире обучали «Изборники», подобие хрестоматий.

Источник: https://spravochnick.ru/istoriya_rossii/kultura_rusi_domongolskogo_perioda/vospitanie_i_obrazovanie_v_drevney_rusi/

Воспитание и образование детей в Древней Руси

Воспитание и образование детей в Древней Руси

Т. М. Савельева,

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 4»,

направление статьи: образование

Педагогическая мысль и школа древней Руси зародилась при взаимодействии славянской языческой традиции и восточного христианства. Христианское мировоззрение постепенно проникало в языческое сознание, не только не разрушая его, но и взаимодействуя с ним. Идеалы и программа воспитания черпались из «житий святых», поучений и проповедей.

Появление первых школ в Киевской Руси было вызвано потребностями духовенства, а также увеличением числа грамотных людей.

Первым книжным центром обучения на Руси могла быть первая христианская церковь Святого Ильи на Подоле в Киеве. Первая школа учения книжного открылась при князе Владимире Святославиче  в Киеве в 988 г. Это событие предваряло быстрый расцвет школьного дела, религиозной педагогической мысли в Киеве, Новгороде и центрах других древнерусских княжеств.

Школа, открытая Владимиром Святославичем, была учебным заведением повышенного типа. Ее ученики уже владели начальным образованием, т. е. умели писать и читать. Это позволяет предполагать существование к тому времени элементарного обучения.

Училища создавались на княжеских, церковных и монастырских подворьях. Обучали церковному чтению, письму, пению, занимались нравственным воспитанием («учили чести»).

На первых порах устройство школ брали на себя князья, затем это стала делать по преимуществу церковь. Они обучали чтению, письму и счету подобно тому, как мастера учили подмастерьев профессии.

Сначала учили писать и произносить буквы, потом — читать молитвы по Псалтырю.

За религиозное воспитание детей отвечала церковь. В обязанности священников входило обучение основным догматам христианского вероучения, воспитание уважения к церковным и светским властям.

Религиозно-нравственное воздействие сочеталось с элементарным обучением — большая часть училищ находилась при приходских храмах.

Связь между образованием и церковью все более укреплялась. Грамота по-прежнему изучалась ради возможности читать одобренные церковью книги, чтению и письму обучали, как и раньше, по Псалтыри, Часослову, Евангелию. Формировалось представление о том, что школа есть «церковный угол».

В монастырях можно было получить широкое по тем временам образование. Конечно, акцент традиционно делался не столько на усвоении суммы знаний, сколько на нравственно-религиозном воспитании, духовном самосовершенствовании.

Жизнь школ была религиозно-церковной. Обязательно соблюдались все посты, праздники, весь день сопровождался молитвами. В школах основательно изучали церковный устав, церковное чтение, пение, Священное писание, к этому добавлялось изучение греческого и латинского языков и «семи свободных искусств», трактовавшихся с позиций православия.

Важные сведения о воспитательных идеалах Киевской Руси содержит «Поучение Владимира Мономаха детям». «Поучение» требует воспитания любви к Богу и страха Божьего, строгого выполнения церковных обрядов.

В этом памятнике Киевской Руси подтверждается патриархально-родовой характер воспитания (совет почитать старших, оценка отца как наивысшего авторитета для детей).

Главным способом воспитания объявлялось подражание детей отцу.

Главным же очагом воспитания и обучения для всех сословий в Древней Руси была семья. Семья обучала праведному житию посредством религиозного воспитания, преподавания правил общежития.

В семье передавались и наследственные знания, навыки ремесел и промыслов. Церковь видела свою задачу в контроле за семейным воспитанием.

Выражение «семья – малая Церковь» мы встречаем на страницах Священного Писания. В разговоре о Церкви мы почти всегда употребляем слова и понятия, связанные с семейной жизнью: священника называем «отцом», «батюшкой», себя считаем «духовными детьми» своего духовника. Что же так роднит понятия Церкви и семьи?

Церковь – это объединение, единство людей в Боге. И христианскую семью важно понимать как «малую Церковь», то есть единство нескольких любящих друг друга людей, скрепленных живой верой в Бога. Ответственность родителей во многом схожа с ответственностью церковного духовенства: родители тоже призваны стать примерами христианской жизни и веры.

В настоящее время, в отличие от времен Древней Руси, ценность семьи и брака уступила место свободным отношениям. Но постепенное осознание того, что семья является основой общества, повернуло государственную политику в сфере образования и социальной жизни на укрепление семьи.

Однако духовная основа семейных отношений по мере закрытия храмов и воздействия атеистической идеологии постепенно исчезла. Укреплять семью, строить отношения полов можно только на психологической основе, что и выразилось во введении в средних школах курсов психологии семейных отношений.

И здесь не ведется речь о сексуальном воспитании, учащихся готовят к семейной жизни на психологическом уровне, за счет уменьшения межличностных конфликтов.

Таким образом, мы можем говорить о том, что во времена Древней Руси центром обучения детей была именно церковь, а религия определяла основы образования и воспитания.

Источник: https://infourok.ru/vospitanie-i-obrazovanie-detey-v-drevney-rusi-1166635.html

Воспитание и обучение в Киевской Руси

Слайд 1

Воспитание и обучение в Киевской Руси (X –ХIII вв.)

Слайд 2

Киевский период (Х-ХIII вв.) занял особое место в истории восточных славян. В эту эпоху произошло становление древнерусской народности и государственности, что внесло существенные изменения в воспитание и обучение.

Характер образования и воспитания оказался в прямой зависимости от византийского влияния, прежде всего, от православия, которое сделалось с 988 г. официальной религией Киевской Руси.

Остановив выбор на восточном христианстве, Киевская Русь разделила с Византией враждебную настороженность к католицизму и западноевропейской педагогической традиции («латинской учености»).

Слайд 3

Важным передаточным звеном восточного христианства, византийской образованности и общеславянской традиции воспитания стала для Киевской Руси Болгария. Когда в 70-х гг. X в. Болгария и ее столица Преслав были опустошены войсками Византии, многие болгарские книжники нашли приют в Киеве.

Они приняли участие в подготовке первого поколения книжно -образованных людей на Руси, в приобщении русичей византийской, античной и библейской мудрости. Из Болгарии на Русь пришли и первые учебные книги: «Азбучная молитва», «О письменах» Черноризца Храбра, » Шестоднев » Иоанна Экзарха и др.

Педагогическая мысль, школа древней Руси, зародившись при взаимодействии славянской языческой традиции и восточного христианства, сохранили самобытность, чему способствовало то, что языком богослужения, литературы и обучения оказался славянский язык со славянским алфавитом (азбука-кириллица).

Смешение язычества и христианства наложило неизгладимый отпечаток на психологию и мироощущение русичей . Возник сплав мифологического сознания и культа бога-человека. Христианская идея единого Бога, отца и заступника соответствовала родоплеменному устройству восточных славян.

Христианские нравственные заповеди («трудись — и тебе воздастся», «возлюби ближнего своего» и пр.) оказались созвучны духовным и нравственным идеалам языческой Руси.

Идея самопожертвования Христа ради человеческого рода легла на благодатную почву нравственных установлений восточных славян о жертвенности отдельной личности во имя семьи, общины и племени. Христианское мировоззрение постепенно проникало в языческое сознание, не только не разрушая его, но и взаимодействуя с ним.

Слайд 4

Главным фактором зарождения и развития восточнославянской письменной культуры и образования в Киевской Руси стало, впрочем, не внешнее воздействие. Объективно они были предопределены появлением городов и государственных институтов. Элементы византийской культуры перешли в культуру и образование Киевской Руси.

Так, у византийцев были заимствованы жанр и стилистика «житий святых», поучений и проповедей, где черпались идеалы и программа воспитания. Из «житий святых» известны переводные патерики (Синайский, Египетский, Иерусалимский), а также многократно переписывавшийся Печерский патерик. «Жития…» прославляли аскетический идеал воспитания.

В качестве образца поучений можно указать «Изборник Святослава» (1076), материал которого взят из ряда религиозных источников («Притчи Соломона», «Премудрости Иисуса – сына Сирахова » и др.). Во многих списках были распространены поучения византийца Иоанна Златоуста (344-407).

Выдержки и пересказ этих поучений послужили основой для многих сборников, имевших педагогическую направленность: » Измарагды » (изумруды), «Златоусты», «Пчелы»). Педагогические идеи Златоуста были развиты Кириллом Туровским (ум. 1182). Его сочинения предназначались высокообразованным людям.

Рассуждая о сущности воспитания, Туровский утверждал, что его успех основан на вере в Бога. Будучи сенсуалистом, Туровский говорил о том, что человек приобретает знания прежде всего с помощью органов чувств. Важные сведения о воспитательных идеалах Киевской Руси содержит «Поучение Владимира Мономаха детям» (1096). «Поучение…

» требует воспитания любви к Богу и страха божьего, строгого выполнения церковных обрядов. В этом памятнике Киевской Руси подтверждается патриархально-родовой характер воспитания (совет почитать старших, оценка отца как наивысшего авторитета для детей). Главным способом воспитания объявлялось подражание детей отцу.

Князь Владимир Мономах (1053-1125) неоднократно повторяет советы не отлынивать от работы, творить добро, вести деятельную жизнь, учиться. Достойными подражания Мономах называл тех, кто «владел учением книжным». Он приводит в пример своего отца — князя Всеволода, изучившего пять языков. Сам Мономах, судя по «Поучению», был весьма начитан и образован для своего времени.

Слайд 5

Суждения Владимира Мономаха, несмотря на то, что были оформлены в религиозные тексты, побуждали к практическому мышлению, деятельности. Такую же направленность имели и философско-педагогические идеи киевского митрополита Климента Смолятича (XII в.

), который полагал, что объектом познания должно быть не только «Священное писание», но и природа – творение божественной мудрости. Проблемы познания и обучения усиленно разрабатывались и другими древнерусскими мыслителями (Кирилл Туровский , Кирик Новгородский). Главным очагом воспитания и обучения для всех сословий в Киевской Руси была семья.

Дети знати и горожан могли получить элементарное образование в семье. Так, княгиня Ольга (ум. 969) сама воспитала сына Святослава. Церковь видела свою задачу в контроле за семейным воспитанием. В семьи бояр приглашались домашние учителя-священники. Семья обучала праведному житию посредством религиозного воспитания, преподавания правил общежития.

В семье передавались и наследственные знания, навыки ремесел и промыслов. Появление первых школ в Киевской Руси было вызвано потребностями духовенства, а также увеличением числа грамотных людей. В городах и селах стали появляться церкви. В церквях скапливались книги, которые нужно было уметь читать.

Вот почему началось массовое обучение будущих священнослужителей . Первым книжным центром обучения на Руси могла быть первая христианская церковь св. Ильи на Подоле в Киеве (X в.). Первая школа учения книжного открылась при князе Владимире Святославиче (ум. 1015) в Киеве в 988 г.

Это событие предваряло быстрый расцвет школьного дела, религиозной педагогической мысли в Киеве, Новгороде и центрах других древнерусских княжеств. Поначалу книжное учение вызывало отрицательное отношение в массе населения, предпочитавшего традиционное домашнее семейное воспитание. Как гласит летопись 988 г.

, матери, отдававшие чад в учение книжное, «аки по мертвеци плакахуся «. Постепенно однако отношение к школьному обучению изменяется. Былины восхваляют героев, прошедших книжную науку (» вежество ученое»).

Родители, заботившиеся об обучении детей, рассматривались как образцы для подражания: «А и будет Волхв семи годов, отдавала его матушка грамоте учиться, а грамота Волхву в наук пошла». Дворцовая школа учения книжного, открытая Владимиром Святославичем , была учебным заведением повышенного типа. Ее ученики уже владели начальным образованием, т.е. умели писать и читать. Это позволяет предполагать существование к тому времени элементарного обучения.

Слайд 6

Потомки Владимира продолжали заниматься устройством школ учения книжного. Летописи свидетельствуют, что князь Ярослав Мудрый (1019–1054) велел ставить по городам и весям новые церкви, а их священникам – «учите людей». Так, в Новгороде, как гласит летопись 1028 г., «учились книгам» до 300 детей. Княгиней Анной Всеволодовной в 1089 г.

в Киеве было открыто женское училище, где около 300 «младых девиц» учились «писанию.., ремеслам, пению, швению и иным полезным ремеслам». На протяжении периода с X-XIII вв. школы возникли не только в Киеве и Новгороде, но и других городах ( Переяславль , Суздаль, Чернигов, Полоцк, Муром, Владимир-Волынский, Владимир на Клязьме , Турове, Галиче, Ростове и др.).

Училища создавались на княжеских, церковных и монастырских подворьях. Обучали церковному чтению, письму, пению, занимались нравственным воспитанием («учили чести»). На первых порах устройство школ брали на себя князья, затем это стала делать по преимуществу церковь. Обучение велось в индивидуальной форме. Дети сидели вместе, но с каждым учеником учитель занимался отдельно.

Как правило, ребенок начинал учиться с семи лет. Родители платили за обучение (давали «мзду»). Школы учения книжного носили элитарный характер; учениками обычно были дети представителей высших сословий. Учение книжное давало элементарное и повышенное образование.

Наряду с чтением, письмом и счетом ученики получали некоторые сведения из математики, истории различных стран, а также сведения о природе (флоре и фауне). Об уровне обучения свидетельствуют, например, законодательный памятник XI–XII вв. «Русская Правда» и сочинение Кирика Новгородца «Учение ведати человеку числа всех лет» (1136).

Из этих документов можно узнать, чему и как учили на занятиях математикой. В «Русской правде» дан набор своеобразных арифметических задач. Например: «А от 200 овец и от двух приплода на 12 лет 90000 овец и 100 овец и 12 овец, а баранов 90000 и 100 и 12 баранов, а всего баранов и овец на 12 лет 180000 и 200 и 23».

Кирик давал в своем труде календарно-математические знания и предлагал задачи прикладного характера, в частности, о високосных годах, временах года. В состав арифметических действий, которые изучали школьники, входили нумерация, удвоение, раздвоение, сложение, вычитание, умножение и деление.

Слайд 7

Система начального обучения в Древней Руси выглядела не как совокупность регулярных учебных заведений, а как определенные формы общественно-педагогической практики. Начальное обучение осуществляли мастера грамоты. Мастера грамоты занимались с детьми всех сословий.

Они обучали чтению, письму и счету подобно тому, как мастера учили подмастерьев профессии. При этом использовались особые дощечки, на которых была вырезана азбука. Такие учебные пособия были доступны всем слоям общества. Сначала учили писать и произносить буквы, потом – читать молитвы по Псалтырю.

В качестве писчего материала использовали бересту. На бересте » писалом » выцарапывали тексты. Первые берестяные грамоты относятся к X-XI вв. О том, чему и как учили мастера грамоты, косвенно свидетельствуют берестяные грамоты новгородского мальчика Онфима (XIII в.).

Онфим выучился 26-буквенному алфавиту, который был достаточен для записи речи, ведения торговых и деловых записей, но недостаточен для «учения книжного», основанного на 43-буквенном алфавите. На грамотах-упражнениях Онфима изображены фигурки воинов с разным количеством пальцев на руках.

Очевидно, это – своеобразное пособие по арифметике. При обучении элементарной математике прибегали к образным примерам, пальцевому счету. Считали устно и на абаке. Книжная мудрость осваивалась по «изборникам» (хрестоматиям) энциклопедического характера. Таков, например, «Изборник Святослава» (1073).

Это был курс семи свободных искусств, где давались материал для запоминания и ответы, вводившие в круг христианских идей и представлений. Краткий и сравнительно легкодоступный курс помогал овладеть элементами знаний в духе византийской образованности.

Слайд 8

Обучали не только правилам чтения (определенный темп, трехкратное повторение и пр.), но и искусству делать книги. Ученик изготовлял собственный изборник, т. е. выполнял работы переписчика, иллюстратора и переплетчика. На протяжении X-XI вв. письменность проникла во все слои населения Руси. Киевская Русь не уступала по уровню образованности Центральной и Западной Европе.

Косвенно об этом свидетельствует архаический эпос, где созданы образы грамотных богатырей. Они не только умели читать и писать, но и владели иностранным языком, играли в шахматы (Добрыня Никитич, Волхв). Фонд хранившихся в княжеских дворцах, боярских домах и монастырях рукописей предположительно составлял около 140 тыс. книг.

Так, Ярослав Мудрый организовал библиотеку при киевском Софийском соборе. Он «собрал летописцев множество», которые «написали… много книг, по которым верующие люди учатся», — гласит летописная запись. Дошедшие до нас около 500 рукописей XI-XIII вв. — лишь малая толика богатства, которым располагали древнерусские книжники.

Свидетельством этого богатства является замечательный памятник древнерусской культуры — «Слово о полку Игореве» (конец XII в.). Он поражает не только литературными достоинствами, но и пронзительной силой любви к отечеству. Это дает возможность говорить о высоких идеалах воспитания в Древней Руси. Грамотность в раннесредневековой Руси была распространена повсеместно.

Об этом свидетельствуют найденные в различных городах и датируемые XI в. приблизительно 700 берестяных грамот. В результате нашествия монголо-татар (1237-1241) уровень образования на Руси резко снизился. В упадок пришло учение книжное. Огню и мечу подверглись многие-монастыри – очаги просвещения. В 1240 г. был сожжен Киев – центр культуры Древней Руси.

Во множестве гибли культурные ценности, горели книги, были убиты или угнаны в полон умельцы, мастера грамоты и книжники.

Источник: https://nsportal.ru/vuz/pedagogicheskie-nauki/library/2017/05/21/vospitanie-i-obuchenie-v-kievskoy-rusi

Воспитание и школа в Киевской Руси и Русском государстве (X-XVII вв.)

  • Воспитание и школа в Киевской Руси и Русском государстве (X-XVII вв.)
  • В истории педагогики принято выделять два этапа развития воспитания в России до эпохи Петра Великого:
  • — киевский (X—XIII вв.);

— московский (XIV—XVII вв.).

На рубеже VIII—IX вв. возникло раннефеодальное государ­ство с центром в Киеве, просуществовавшее до монголо-татар­ского нашествия (XIII—XV вв.). Был образован мощный политический союз, объединивший под властью киевских князей мно­гочисленные славянские племена от Карпат до Урала, между Черным и Белым морями.

В Древней Руси система образования имела свои особенности. В киевский период произошло становление древнерусской народности и государственности, в качестве официальной рели­гии принимается православие (988), что наложило свой отпечаток на воспитание и образование. Выбор веры в пользу православия определил и выбор характера образования.

Византийское влия­ние способствовало расцвету школьного дела в Киевской Руси, хотя Русь переняла от Византии образец монастырской образо­ванности, негативно относящейся к светским знаниям.

И так как то был период расцвета Византии, то смешение славянской языческой культуры со зрелым восточным христианством дало любопытный сплав древнерусского православия с оригиналь­ной концепцией воспитания человека.

Разделение Церкви на православную и католическую (1054) способствовало росту враждебного, настороженного отношения к католицизму, перенесенного и на западноевропейскую культуру. Как следствие, в Московской Руси она оказалась невос­требованной.

Позже, когда Византийская империя заключила унию с Католической церковью (1439), это отношение распро­странилось и на позднюю византийскую культуру. В результате на Руси оформился особый, замкнутый культурный мир, отли­чающийся языковой изолированностью и религиозной нетер­пимостью. Латинский и греческий языки не получили развития в качестве языков богослужения и науки.

Древнерусское госу­дарство не унаследовало ни традиций античного образования, ни систему светского воспитания, сложившуюся в Византии.

Главным очагом воспитания и обучения была семья. Воспи­тание осуществлялось с раннего детства в соответствии со сло­жившимися в каждом сословии традициями. Начальное образо­вание получали либо в семье, либо обучаясь индивидуально у грамотного лица. Церковь контролировала домашнее воспита­ние.

Как правило, в богатые семьи в качестве домашних учите­лей приглашались священники. Важнейшей стороной воспитания ребенка было его приобщение к православию. Основы христи­анского вероучения распространялись в народе устным путем или через деятельность духовенства.

Родители должны были воспитывать детей в строгости и «страхе Божием». Дети с ранних лет участвовали в церковных обрядах. Педагогические усилия направлялись на нравственное и духовное совершенствование человека. Дети простых людей в семье приучались к сельскохо­зяйственному труду, работе по дому.

Их отдавали к мастерам учиться ремеслу. Нередко наряду с ремеслом их обучали чте­нию, письму, церковному пению.

Начальное обучение осуществляли также мастера грамоты, которые занимались обучением детей, часто совмещая педаго­гическую деятельность с другой профессией. Учителями грамоты были монахи, принадлежащие к низшему духовенству (дьячки, певчие), а также светские лица.

Грамоте обучали следующим образом: сначала учили писать и произносить буквы, затем чи­тать молитвы по Псалтырю. Тексты псалмов и молитв не толь­ко читались, но заучивались наизусть и пелись.

На занятиях по математике изучали нумерацию, удвоение, раздвоение и четыре арифметических действия. Мастера грамоты появились в Киев­ском государстве в XII в., однако наибольшее распространение данная практика обучения получила в XIII—XIV вв.

Церковь настороженно относилась к мастерам грамоты, однако была вы­нуждена мириться с этим явлением.

Вторая ступень обучения на Руси традиционно называлась «школы учения книжного». В XI—XIII вв. они открываются по всей Руси при княжеских дворах, церквах, монастырях, как мужских, так и женских. Их основная задача — «освоение книжной мудрости». Наряду с чтением, письмом, счетом учени­кам сообщались сведения из истории различных стран и окру­жающей природы.

Образование повышенного типа можно было получить само­стоятельно, через чтение и беседы с духовными наставниками. Монастыри в своих стенах нередко имели собрания рукописей, включавших сочинения отцов Церкви, иногда светские произ­ведения. Они привлекали книжников — лиц духовного звания, занимавшихся перепиской и исправлением книг, переводами [15, с. 383].

В X—XI вв. в Киевской Руси появляется ряд рукописных сборников как переводных, так и оригинальных, включавших и тексты педагогического содержания. В педагогической лите­ратуре того времени содержались советы по воспитанию у детей таких качеств, как послушание, благочестие, почитание старших. Одной из наиболее известных книг, дошедших до нас, является

«Изборник Святослава» (1073), который содержал элементы зна­ний, входивших в курс семи свободных искусств, а также круг христианских идей и представлений. Материал, изложенный в ясной и доступной форме, помогал овладеть знаниями в духе византийской образованности.

Оригинальным педагогическим памятником XII в. считается «Поучение князя Владимира Мономаха детям», которое пред­ставляет собой своеобразный кодекс, свод правил нравственно­го воспитания того времени. Князь дает советы своим детям, как жить, призывает любить родину, защищать ее, быть гуман­ными и справедливыми к людям, защитниками сирот и вдов, воспитывать в себе отвагу, мужество.

Развитие культуры славян в ХШ-XIV вв. затормозилось из-за феодальной раздробленности и монголо-татарского нашествия. Лишь монастыри продолжали оставаться центрами книжности и образованности, поскольку были освобождены от повинностей и уплаты дани ордынцам, а также земли, не подвергшиеся на­шествию либо не слишком разоренные (Новгородская земля, Московское княжество, Владимирское княжество).

В Новгоро­де была развита переписка книг, а профессия «книжника» ста­новится чрезвычайно популярной у новгородских ремесленни­ков. Рукописные книги покупали не только состоятельные нов­городцы, но и простые люди. Об уровне грамотности населения свидетельствуют многочисленные берестяные грамоты, обнару­женные в ходе археологических раскопок. На них велась част­ная и деловая переписка новгородцев.

Педагогическая мысль средневековой Руси была направлена на проблемы воспитания. Сведения о воспитании, его направ­ленности и средствах содержатся в ряде письменных памятников XIV—XVI вв. — «Пчела», «Домострой», «Послание Геннадия».

В «Пчеле» в виде афоризмов собраны морально-этические правила жизни: «Учение имеет корень горький, а плод слад­кий», «Всем угождать — зло» и пр.

В «Домострое», содержащем советы относительно устройст­ва жизни семьи и семейного воспитания, ряд разделов посвя­щен воспитанию детей.

В 1574 г. появляется первая печатная «Азбука», созданная печатником Иваном Федоровым. Эта книга содержала усовер­шенствованную систему обучения грамоте и элементарную грам­матику. Автор подобрал ряд текстов для закрепления и развития

навыков чтения и письма, поместил в книге молитвы и настав­ления о том, как учить детей.

К XVI в. в Древней Руси сложилась своеобразная система обу­чения и воспитания, в которой регулярная школа не имела харак­тера стабильного государственного или церковного института.

Грамотность рассматривалась как элемент профессиональ­ной подготовки.

Обучение было сословным по целям и содержанию. Госу­дарственные и церковные институты были слабо развиты и не испытывали потребности в подготовке специалистов. Как след­ствие, общий уровень образованности в Московском государстве был весьма низким, почти половина церковнослужителей — не­грамотными.

В XVI—XVII вв. образование в России выходит на новый уровень развития. В этот период закладывается фундамент новой школы, которая войдет в историю как школа эпохи Просвещения.

Основные предпосылки развития образования в стране:

  •    совершенствование системы государственного управления,
  •    изменение социальной роли дворянства,
  •    повышение статуса образования,
  •    вовлечение страны в орбиту европейской политики и как следствие расширение дипломатических и торгово-экономиче­ских связей с зарубежными странами.

Все это порождало по­требность в грамотных людях, знающих иностранные языки и западноевропейскую культуру, освоивших передовые образцы военного искусства и техники.

В рассматриваемый период активизируется деятельность православной церкви, направленная на укрепление своих пози­ций и подавление инакомыслия. Расширяется сеть подконтроль­ных школ и иных форм получения грамотности при монастырях и церквях.

Во второй половине XVII века в Москве открываются греко-латинские школы. Как правило, они создавались при монастырях по инициативе просвещенных людей. Так, при Чудовом мона­стыре под руководством Епифания Славинецкого (1600—1675) в 1653 г. была открыта греческая школа, при Андреевском мо­настыре боярином Ф.М.

Ртищевым (1626—1673) открыта греко-латинская школа, при Спасском монастыре по инициативе Симеона Полоцкого (1629—1680) в 60-е гг. XVII в. была организована школа повышенного типа.

Поскольку существовала потребность в людях, знающих языки, при Приказе тайных дел, Посольском приказе, Печатном дворе открывались греческие школы, учи­лища переводчиков.

С возникновением школ формируется учительство как особая социально-профессиональная группа (уже к XVII в. обучение грамоте становится ремеслом), появляются сочинения, отра­жающие философско-педагогические представления о человеке, его месте, о способах воспитания.

В этот период создается боль­шое число рукописных книг — азбуковников, в которых помеща­лись сведения по грамматике, арифметике, религиозно-нравст­венные поучения.

Среди рукописных учебных книг особое место занимали азбуки, азбуки-прописи, часословы и псалтыри учеб­ные, словари, пособия по практической арифметике и геомет­рии, «лексисы».

Одним из просветительских и научных центров восточно­славянских народов стала созданная по инициативе киевского митрополита Петра Могилы Киево-Могилянская академия (1632). В академии было 8 классов, сгруппированных в три отделения: младшее, среднее, старшее. В младших преподавались языки (греческий, латинский, славянский, польский, немецкий и др.

), арифметика, молитвы, катехизис, музыка и пение, в средних — поэтика и риторика, в старших — философия и богословие. В академии проводились публичные диспуты, ставились спек­такли нравственного и религиозного содержания. Из ее стен вы­шли многие деятели в области просвещения (Е. Славинецкий, С. Полоцкий и др.

), она служила образцом, по которому откры­вались другие учебные заведения.

В 1687 г. в Москве было создано первое в России высшее учебное заведение — Славяно-греко-латинская академия. Ини­циатором ее открытия был известный просветитель Симеон Полоцкий.

Российская, традиция становления высшего образования об­ладала своей спецификой, которая проявилась в соединении духовной и светской ориентации.

Согласно уставу, академия должна была готовить православных священников, государст­венных служащих, преподавателей. Однако только одна чет­верть учащихся получала подготовку, необходимую для приня­тия сана.

Большинство слушателей обучалось широкому спек­тру светских и теологических дисциплин [12, с. 220].

В академию принимались «всякого чину люди», среди ее учеников были выходцы с территории Украины и Польши.

Сословные ограничения были несущественными. Устав акаде­мии, разработанный С. Полоцким и С. Медведевым и подписан­ный царем Федором Алексеевичем, предусматривал открытие учебного заведения, ориентированного на программу европей­ского университета с изучением «семи свободных искусств», древних языков, богословия.

Большую роль в становлении ака­демии сыграли два ученых греческих монаха — братья Иоанни-кий и Софроний Лихуды, имевшие степень доктора Падуанско-го университета. Они подбирали учителей для академии, вели риторику и философию, писали учебники по грамматике и ри­торике, ориентируясь на образцы учебных книг западноевро­пейских университетов.

Вместе с тем учебный материал препод­носился в духе канонов православного учения.

Академия была одним из крупнейших центров русской культуры и просвещения. Среди ее выпускников были зодчий В.И. Баженов, академик М.В. Ломоносов, поэт А.Д. Кантемир, известные деятели русской православной церкви, дипломаты.

В России XVII в. границы между средними и высшими школами были размыты. Современные российские историки (А.Н. Джуринский, А.И. Пискунов и др.) выделяют три подхода к воспитанию, обучению и образованию во второй половине XVII в.: латинское направление (С. Полоцкий, С. Медведев), грекофильское (Е. Славинецкий, Ф.

Ртищев), старообрядческое (протопоп Аввакум и его последователи). В целом преобладала ориентация на греческую школу, византийскую систему образо­вания. Однако со второй половины XVII в. распространяется изучение латыни и греческого. Западная, греко-римская тради­ция пускает корни в среде высшей знати и служащих Посоль­ского приказа.

Своеобразным мостом к культуре Западной Ев­ропы выступала польская культура.

Источник: Капранова В.А. История педагогики: учеб. пособие/В.А. Капранова.-3-е изд., испр.- М.: Новое знание,207.-240 с.// с.36-42

[12] Латышина Д.И. История педагогики: Учеб. пособие. М.: Гардарики,2002

[15]  Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР с древнейших времен до конца 17-го века/Отв. ред. Э.Д. Днепров. М.: Педагогика,1989.

Источник: http://reihorn.narod.ru/skola12_17.html

Как воспитывали детей на Руси – про кнут и пряник

Добрый день, дорогие домоседы. Мы сегодня расскажем вам, как воспитывали детей на Руси в давние времена. Во все времена тема воспитания подрастающего поколения была актуальной. Любые родители, с появлением на свет своего чада, старались дать ему хорошее воспитание и образование.

Как и в наше время, в древности считалось, что ребенок должен быть дисциплинированным, воспитанным и трудолюбивым.

Однако, приемы воспитания в основном строились на обрядовых и ритуальных традициях того времени. Сейчас некоторые из них кажутся нелепыми и абсурдными, но тогда это было практически панацеей, а некоторыми приемами пользуются и по сей день.

Как воспитывали детей в древней Руси

Заглядывая назад, многие с интересом изучают методы воспитания детей в Древней Руси. Их отголоски дошли до наших дней. Некоторые семьичтят традиции своих предков и передают их из поколения в поколение, воспитывая своих отпрысков.

Основным моментом древности было то, что детки воспитывались в больших семьях, вырастая среди разных поколений. Особое вниманиеуделялось почитанию старших и, конечно же, роль отца семейства была главной.

Дети воспитывались в строгости, беспрекословно должны были слушаться своего отца, поскольку за непослушание их ждала «хорошая трепка» – это про кнут и розги.

Мужчина в доме был важной персоной. Его уважали и дети, и взрослые, он следил за благосостоянием семьи и воспитанием своих отпрысков. Это были его прямые обязанности.

Для молодого поколения были установлены определенные правила. Даже если отец был слишком строг и недостаточно справедлив со своим чадом, это не должно было критиковаться.

Считалось, что сыновья и дочери должны выполнять волю своих родителей, какой бы она ни была. Это придавало авторитет старшему поколению. Дети изучали обычаи предков и продолжали дело своих родителей.

Современные взгляды на воспитание тех дней несколько своеобразны. В Древней Руси детство рассматривалось, как начало взросления. Малышей очень рано начинали приучать помогать по дому, заботиться о младших братьях и сестрах, работать в поле.

Интересным фактом можно назвать «кормильство», т. е. своеобразный метод воспитания, когда старшего дошкольника княжьего рода отдавали на воспитание в одну из выбранных семей из числа знати.

В обязанности «кормильца» входило наставническое воспитание своего воспитанника с целью воспитать в нем воинственные качества, сделать физически и умственно сильным, привлечь к делам княжества.

Одним из примеров такой формы воспитания княжича может быть сын Игоря и Ольги – князь Святослав. Из истории известно об этом человеке, как о смелой целеустремленной личности, имевшей немало положительных качеств и умений для управления государством.

Еще одной формой воспитания было наставничество родного дяди (брата матери) – «дядьки», а детей сестры воспитывал отец ребенка. Проще говоря, дядьки занимались воспитанием своих племянников, которые были их первыми помощниками. Таким способом был воспитан сын князя Святослава – Владимир, наставником которого был прославившийся его родной дядя Добрыня.

Другой способ – «кумовство», при котором был избран духовно-нравственный наставник-воспитатель детишек в родительской семье. Княжичей, воспитанных «кумовством» называли «пестунами». В Древней Руси, именно эта форма воспитательного наставничества была самой распространенной в феодальной среде.

Простые семьи сами воспитывали своих отпрысков, обучая домашним делам и сельскохозяйственным работам. Некоторые семьи отдавали свое чадо в подмастерья, чтобы их обучали разным ремеслам.

Очень сильно различалось в те времена воспитание девочек и мальчиков. Их воспитывали по разным принципам. Считалось, что мальчик должен быть в хорошей физической форме, чтобы стать настоящим воином, способным защитить свою семью и родную землю.

Девочек готовили к будущему материнству, они должны были уметь управляться с домашним хозяйством, сохранять домашний очаг.

Как воспитывали детей на Руси? Одеждой деток не баловали, их одевали в рубахи-распашонки, пошитые из родительской одежды. Для пошива рубашки на девочку, бралась одежда матери, а на мальчика – отца. Это было своеобразным оберегом, родительской защитой.

У девочек всегда была заплетена длинная коса. Древнее поверье говорило о том, что это символ силы для позвоночника, подготавливающий к будущему материнству.

Взрослым девушкам, которые выходили замуж, заплетали по две косы, что служило символом двойной силы для матери и ребенка. То есть, косы означали здоровье для будущей матери, способной выносить и родить здоровых наследников.

В древности существовало множество обрядов и ритуалов, когда какие косы плести, когда рубахи сменить на полотно, подобное юбке (поневе). Каждый ритуал носил свою силу и символ (юности, взросления, возраст к замужеству). Замужняя девушка передавалась из рук отца зятю. Далее ответственность за нее нес ее муж.

На Руси знатные особы изучали разные науки (астрономическую, арифметическую, медицинскую и другие) и знали несколько иностранных языков, передавая свои знания потомкам.

Юноши воспитывались, как будущие кормильцы и воины, их учили ремеслу и хозяйственной деятельности. Зажиточные семьи больше внимания уделяли военному искусству.

Важным для мальчиков в княжеских семьях было усадить сына в седло. Существовало поверье, если малыш мог удержаться в седле, то это значило, что он будет великим воином.

В подростковом возрасте юношам вручали мечи, которыми они должны владеть в совершенстве, обучаясь военному делу. Так готовили будущих воинов, защитников отечества.

До появления мужских признаков (бороды, усов), советы сына не брались в расчет, то есть его не считал взрослым ни его отец, ни другие мужчины.

В любой семье стремились научить своих отпрысков грамоте. Это было важным приоритетом древнерусских людей. Как воспитывали детей на Руси? Чадо должен был научиться читать и писать стараниями родителей.

  • Однако, стоит учесть, что в большей степени,малышами занимались женщины, обучая их грамотности.
  • Когда выбиралась невеста, обязательно учитывался уровень ее образованности, поскольку она должна была не только воспроизвести на свет наследников, но и обучить их грамоте, воспитать в них достойных людей.
  • Как воспитывали детей на Руси от малышей до подростков мы рассказали.
  • Удачи вам в воспитании!

© Сосед-Домосед 2018. Все права защищены.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5a2758f1865165a12d266e12/5ab09f235816692a854af78c

Ссылка на основную публикацию