Вавилонское царство xix-xii вв. до н.э. — в помощь студенту

Подробности Категория: Изобразительное искусство и архитектура древних народов Опубликовано 28.12.2015 16:09 Просмотров: 8532

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Вавилонское царство XIX-XII вв. до н.э. - в помощь студенту

Разговор об искусстве двух этих древних цивилизаций начнём с географии и истории. 

Месопота́мия – историко-географический регион на Ближнем Востоке, расположенный в долине двух великих рек: Тигра и Евфрата. В настоящее время земли Месопотамии включают Ирак, северо-восточная Сирия, периферийно Турция и Иран.

Вавилонское царство XIX-XII вв. до н.э. - в помощь студенту

Карта МесопотамииМесопотамия является родиной одной из великих и древнейших цивилизаций в истории человечества – Древней Месопотамии.Древняя Месопотамия существовала на Ближнем Востоке c середины IV тыс. до н. э. по 12 октября 539 г. до н. э. («падение Вавилона»).

В разное время здесь располагались царства Шумера, Аккада, Вавилонии и Ассирии.С IV тыс. до н. э. и до XIII в. н. э. здесь находились крупнейшие города и городские агломерации. В Древнем Мире Вавилон был синонимом Мирового Города. Месопотамия процветала при ассирийском и вавилонском владычестве, затем и при арабском господстве.

Со времен появления шумеров и до падения Нововавилонского царства на территории месопотамской низменности проживало 10 % населения всей Земли. Междуречье (Древняя Месопотамия) относят к одному из древнейших очагов цивилизации в IV-III тыс. до н. э.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Досократическая философия - в помощь студенту

Оценим за полчаса!

, сформировавшему древние города-государства: шумерские города Киш, Урук (библейский Эрех), Ур, Лагаш, Умма, семитский город Акшак, аморейский/шумерский город Ларса, а также государства Аккад, Ассирия и в начале II тыс. до н. э. – Вавилония. В дальнейшем территория Месопотамии входила в состав Ассирии (IX-VII вв. до н. э.

), Нововавилонского царства (VII-VI вв. до н. э.).Первые письменные документы принадлежат шумерам. Таким образом, история в собственном смысле началась в Шумере и, возможно, была создана шумерами.

Асси́рия – древнее государство в Северном Междуречье (на территории современного Ирака). Ассирия просуществовала почти 2 тысячи лет, начиная с XXIV века до н. э. и до её уничтожения в VII веке до н. э. Мидией и Вавилонией. Новоассирийская держава считается первой империей в истории человечества.

Вавилонское царство XIX-XII вв. до н.э. - в помощь студенту

Ассирийская империяВавило́ния (Вавило́нское ца́рство) – древнее царство на юге Месопотамии (территория современного Ирака), возникшее в начале II тыс. до н. э. и утратившее независимость в 539 году до н. э.

Столицей царства был город Вавилон, по которому оно получило название. Семитский народ амореи, основатели Вавилонии, унаследовали культуру предыдущих царств Междуречья – Шумера и Аккада.

Государственным языком Вавилонии был письменный семитский аккадский язык, а вышедший из употребления не родственный ему шумерский язык долго сохранялся как культовый.Вавило́н – один из городов Древней Месопотамии.

Важный политический, экономический и культурный центр Древнего мира, один из крупнейших городов в истории человечества, «первый мегаполис». Руины Вавилона расположены у окраины современного города Эль-Хилла (Ирак).

Вавилонское царство XIX-XII вв. до н.э. - в помощь студенту

Вид на Вавилон со стороны бывшего летнего дворца Саддама Хусейна (2003)Наивысший подъём экономической и культурной жизни Вавилона связан с эпохой правления Навуходоносора II (VI век до н. э.).

Во второй половине IV в. до н. э. являлся столицей державы Александра Македонского, позже находился в составе государства Селевкидов, Парфии, Рима. С III в. до н. э. постепенно пришёл в упадок. 

Архитектура и искусство Вавилона

В первой половине II тысячелетия до н. э. самой значительной культурной областью была южная половина Двуречья, то есть область Шумера и Аккада, объединённых под главенством Вавилона при царе Хаммурапи (1792-1750 гг. до н. э.).Город Вавилон был в свое время центром мирового значения.

Но в связи с событиями последующих эпох от города почти ничего не осталось, или, лучше сказать, осталось очень мало. Памятников изобразительного искусства до нашего времени дошло тоже очень мало.

Представление об искусстве Вавилона дают раскопки современного ему города Мари, здесь сохранилось много ценных художественных памятников.

  • Здесь открыли руины города и большого дворца правителя города Зимри-Лима, много ценных художественных памятников.
  • Вавилонское царство XIX-XII вв. до н.э. - в помощь студенту

Дворец Зимри-ЛимаЗимри-Лим был царём Мари. Здесь он построил дворец, посмотреть на который приезжали даже из соседних государств. Этот дворец занимал площадь свыше 2,5 га, насчитывал более 260 помещений. Стены дворца имели до 5 м в высоту. Во дворце был найден огромный архив клинописных документов на шумерском, аккадском и хурритском языках.

План дворца типичен для Двуречья: большие дворы, вокруг которых находятся различные помещения. Дворец включал в себя парадные и жилые комнаты, святилища, дворцовую школу писцов, кухню и кладовые.В отдельных помещениях дворца сохранились части настенных росписей – раскрашенные голубой, темно-красной и чёрной красками контурные рисунки.

Тематика настенных росписей – культовые сцены. Все росписи отличаются строгой симметричной композицией.Найдены формы для хлебцев или сыров с фигурами животных и человека. В этих маленьких рельефах присутствует стремление изобразить пейзаж в традициях аккадского искусства.При преемниках Хаммурапи мощь Вавилона ослабла.

Постепенно от него стали отпадать желавшие самостоятельности области Двуречья. Через 100 лет Вавилон захватили касситы (древние племена с Западного Ирана), которые образовали III Вавилонскую династию и правили около шестисот лет (XVIII-XII вв. до и. э.). В культурном отношении касситы стояли гораздо ниже вавилонян.После 612 г. до н. э.

, когда царём Вавилонии была взята столица Ассирии Ниневия, первенство снова и в последний раз перешла к городу Вавилону, который, сохраняя политическое и экономическое значение, приобрёл роль крупнейшего торгового и ремесленного центра Передней Азии.Искусство Нового Вавилона было преимущественно декоративным.

Чаще всего изображались реальные и фантастические священные животные, растения, орнаменты. Почти уже не встречаются сюжеты, подобные сюжетам ассирийских рельефов и росписей – военные сцены дворцовой жизни.После смерти Навуходоносора II политическое и экономическое могущество Вавилона начинает падать. В 538 г. до н. э.

Вавилон был завоёван персидским царём Киром II и присоединен к Иранскому государству Ахеменидов.Навуходоносор (604-562 гг. до н. э.) проводил завоевательную политику и значительно расширил границы государства. Он осуществлял грандиозное храмовое, оборонительное и ирригационное строительство.

  1. Зиккура́т – многоступенчатое культовое сооружение в Древней Месопотамии и Эламе, типичное для шумерской, ассирийской, вавилонской и эламской архитектур.
  2. Вавилонское царство XIX-XII вв. до н.э. - в помощь студенту

Зиккурат представляет собой башню из поставленных друг на друга параллелепипедов или усечённых пирамид от 3 у шумеров до 7 у вавилонян, не имевших интерьера (в верхнем объёме находилось святилище). Террасы зиккурата, окрашенные в разные цвета, соединялись лестницами или пандусами, стены членились прямоугольными нишами. Внутри стен находилось множество комнат, где жили священники и работники храма.

Зиккурат в УреРядом со ступенчатой башней-зиккуратом обычно находился храм, который являлся не молитвенным сооружением, а жилищем бога. Шумеры, а затем и ассирийцы с вавилонянами, поклонялись своим богам на вершинах гор.

Строили зиккураты из кирпича-сырца, укреплённого слоями тростника, снаружи облицовывались обожжённым кирпичом. Дожди и ветры разрушали эти сооружения, поэтому их периодически подновляли.

Вавилонские зиккураты были уже семиступенчатыми и окрашивались в символические цвета планет.

Вавилонское царство XIX-XII вв. до н.э. - в помощь студенту

Реконструкция ЭтеменанкиЭтеменанки – зиккурат в древнем Вавилоне. Когда именно было осуществлено первоначальное строительство этой башни, неизвестно, но она уже существовала во время правления Хаммурапи (1792-1750 до н. э.).

Башня разрушалась и реконструировалась несколько раз. Последняя и самая крупная реконструкция, превратившая башню в самое высокое строение древнего Вавилона, была в период Нововавилонского Царства.

Этеменанки – предполагаемый прототип Вавилонской Башни.

Вавилонская Башня

Это легендарная башня, которой посвящено библейское предание книги Бытие (Быт. 11:1-9). Согласно этому преданию, после Всемирного потопа человечество было представлено одним народом, говорившим на одном языке.

С востока люди пришли на землю Сеннаар (в нижнем течении Тигра и Евфрата), где решили построить город Вавилон и башню до небес, чтобы «сделать себе имя».

Строительство башни было прервано Богом, который создал новые языки для разных людей, из-за чего они перестали понимать друг друга, не могли продолжать строительство города и башни и рассеялись по всей земле. Таким образом, история о Вавилонской башне объясняет появление различных языков после Всемирного потопа.

Вавилонское царство XIX-XII вв. до н.э. - в помощь студенту

Питер Брейгель Старший «Вавилонская Башня» (1563)

Дворец Навуходоносора II

В результате раскопок были открыты остатки двух дворцов царя Навуходоносора II, которые располагались на искусственных платформах. Помещения находились вокруг открытых дворов.

Фасадная стена тронного зала одного из дворцов была облицована глазурованным кирпичом с изображениями по тёмно-синему фону ряда стройных колонн с золотисто-жёлтыми стволами и закручивающимися на две стороны спиралевидными завитками (волтами) капителей, между которыми свисали гирлянды лотосов, а выше находился фриз (обрамляющая декоративная композиция) из бело-жёлтых пальметок (растительный орнамент) и бирюзово-голубых ромбов. Создавалось впечатление лёгкой ограды, перевитой цветами.

Вавилонское царство XIX-XII вв. до н.э. - в помощь студенту

«Висячие сады Семирамиды». Цветная гравюра голландского художника XVI в.

Мартена ван Хемскерка (на заднем плане – Вавилонская Башня)В летнем дворце находились когда-то знаменитые «Висячие сады Семирамиды» (одно из семи чудес света), то есть зелёные насаждения на искусственных террасах, поддерживаемых сводами. Через каналы, колодцы и другие устройства подавалась вода из Евфрата для поливки этих насаждений.

Пыльный и шумный Вавилон не радовал царицу, выросшую в гористой и зелёной Мидии. Чтобы утешить её, Навуходоносор II и приказал возвести висячие сады.

Архитектура и искусство Ассирии

Наивысшего развития искусство Ассирии получило в I тыс. до н. э., когда Ассирия превратилась в сильное рабовладельческое государство, подчинившее себе в результате захватнических войн почти всю Переднюю Азию.К искусству предъявлялись определенные требования: прославлять деяния царя и военную мощь Ассирии.

Искусство Ассирии I тыс. до н. э. имело более светское назначение, хотя и было связано с религией.

Архитектура

Ведущим родом искусства в Ассирии была архитектура. Здесь строили не только храмы, но и дворцовые комплексы, крепости. Наиболее хорошо сохранившиеся и поддающиеся реконструкции сооружения относятся ко времени правления царей Ашшурнасирапала II (884-859 гг. до н. э.

), Саргона II (722-705 гг. до н. э.) и Ашшурбанапала (668-633 гг. до н. э.).Ассирийские дворцы представляли собой огромные комплексы с официальными, жилыми и хозяйственными помещениями, сгруппированными вокруг дворов.

Помещения коридорообразные, узкие, стены их украшены рельефами и росписями.

Классическим примером ассирийской архитектуры является дворец VIII в. до н. э. царя Саргона II в Дур-Шаррукине (современный Хорсабад). Дворец был выстроен на искусственной террасе, часть дворца выступала за городскую стену. В комплекс дворца входили святилище с башней-зиккурат из семи уступов.

Зиккурат в МариЗиккурат – многоступенчатое культовое сооружение, типичное для шумерской, ассирийской, вавилонской и эламской архитектур.

Входы перекрывались арками, а по сторонам арок были помещены фигуры – привратные скульптуры в виде львов и быков с человеческими головами и крыльями, исполненные в технике рельефа, переходящего в круглую скульптуру.

Использовался приём-изображение пяти ног, чтобы можно было видеть «стража» ворот одновременно и в покое, и в движении.

  • В качестве несущих опор использовались колонны с каменными базами и деревянными стволами.
  • Саргон II с вельможейВ декорации дворца Саргона II использовались изразцы – глазурованные кирпичи с яркой многоцветной поливой.

Скульптура

В скульптуре преобладал рельеф. Круглая скульптура в искусстве Ассирии большой роли не играла.

Крылатый бык с человеческой головой, найденный при раскопках (Лувр)От времени Ашшурнасирапал II дошла замечательная алебастровая фронтальная статуя самого Ашшурнасирапала II (Лондон, Британский музей, высота 1,06 м), изображающая царя в виде верховного жреца. Она была установлена в храме, в культовой нише, и являлась объектом поклонения. Образ царя идеализирован.

Ашшурнасирапал II на тронеВо дворце Ашшурнасирапала сохранились плоские рельефы с изображением битв и царской охоты. Они представляют собой целую панораму батальных и охотничьих сцен.

Настенные росписи

Росписями украшали некоторые помещения. Например, во дворце Саргона II изображены процессии, в которых царь являлся в сопровождении своих приближенных и воинов.

Ритуальная встреча ассирийского царя Ашшурнасирапала II после удачной охоты (Лувр)

Росписи исполнялись по белой известковой обмазке, которая тонким слоем накладывалась на сырцовую стену по слою глины, смешанной с рубленой соломой. Сначала чёрной краской наносились контуры изображений, а затем накладывались краски: красно-коричневая, синяя, чёрная и белая, иногда розовая и голубая. Раскраска условная, плоскостная, без теней.

Источник: http://ency.info/mirovaya-khudozhestvennaya-kultura/izobrazitelnoe-iskusstvo-i-arkhitektura-drevnikh-narodov/536-iskusstvo

Древнее Вавилонское царство: местоположение, события, законы :

После вторжения в Месопотамию семитских народов и гибели шумерской цивилизации на территории региона расположилось несколько новых государственных образований, в числе которых находилось Вавилонское царство. Начав как небольшой город без явных политических амбиций, это государство древнего мира построило одну из крупнейших империй.

Ранняя история

Некоторое время ситуацию в Месопотамии контролировало царство Шумера и Аккада, возглавляемое III династией Ура.

Оно стремилось к установлению своего господства в регионе, поэтому проводило явно выраженную завоевательную политику. Участи потерпеть поражение от аккадских войск не избег и Вавилон.

Небольшой город, возникший на месте древнего Кадингира, был захвачен войсками царя Шульги и вошел в состав Аккада.

Однако в XX в. до н. э. III династии Ура пришлось столкнуться с вторжением амореев. Ослабленное изнутри государство Аккада не оказало необходимого отпора захватчикам и вскоре было разрушено. На его развалинах появился ряд независимых государств, в числе которых было и древнее Вавилонское царство.

Вавилонское царство XIX-XII вв. до н.э. - в помощь студенту

Старовавилонский период

Источники сообщают, что Вавилон стал самостоятельным государственным центром в самом начале XIX в. до н. э., а его основателем стал аморейский вождь Суму-абум.

Децентрализация Месопотамии помогла первому вавилонскому царю и его преемникам значительно увеличить площадь своего государства. Наибольших успехов достиг Хаммурапи (1793 — 1750 гг. до н. э.

) Воспользовавшись благоприятной ситуацией, он захватил Ашшур, Элам, Эшнунну и другие области. В результате этого Вавилон стал центром крупного государства.

Законы Хаммурапи

Царь стал известен не только своими завоевательными походами, но и созданием обязательных для исполнения во всех областях обширного Вавилонского царства законов. По преданию, они были вручены Хаммурапи самим богом солнца Шамашем.

Текст законов был высечен на базальтовом столбе, украшенном барельефом, изображающим склонившегося перед богом царем. Большая часть статей кодекса посвящена земельным отношениям с выделением таких видов собственности,как частная, общинная и храмовая.

Об имущественном расслоении населения Вавилонского царства свидетельствуют жестокие наказания, установленные за посягательство на чужое имущество.

Вавилонское царство XIX-XII вв. до н.э. - в помощь студенту

Вторжение касситов

Царство Хаммурапи оказалось сравнительно непрочным. Области, где находилось Вавилонское царство, стали объектом притязаний касситов — племени, проживавшего в горах Загроса. В 1742 г. до н. э. под предводительством вождя Гандаша они вторгаются в Вавилонию.

Читайте также:  Имидж лидера - в помощь студенту

Государству был нанесен серьезный урон, что позволило Гандашу именовать себя царем Аккада, Шумера и Вавилона, но в реальности завоевания страны еще не произошло. Возможно, вавилонянам удалось бы собраться с силами и изгнать кочевников, но в это же время на них обрушились воинственные индоевропейские племена хеттов.

В результате войн, продолжавшихся весь XVII в. до н. э., касситам удалось подчинить себе Вавилонское царство.

Как это часто бывает, стоящий на более высоком культурном уровне покоренный народ сумел привить завоевателям свою культуру.

Касситский пантеон слился с вавилонским так прочно, что царь Агум предпринял поход против хеттов с целью вернуть захваченные ими вавилонские святыни. При касситской династии Вавилонское царство не было сильным игроком на политической арене.

Оно признавало превосходство Египта и установило с ним торговые взаимоотношения. Многие египетские фараоны женились на царевнах из касситской династии.

Изменение отношений между двумя государствами происходит при значительном ослаблении Египта во времена правления фараона Эхнатона (1375 — 1336 г. до н. э.

) Касситские цари решаются на проведение самостоятельной внешней политики и даже поддерживают притязания хеттов на египетские территории. Однако подлинного могущества Вавилону достичь так и не удалось. В XIII-XII вв. до н. э.

ему вновь приходится вступать в изнурительные войны с Ассирией и Эламом. В 1150 г. до н. э. касситское государство было разгромлено эламитами.

Ассирия

К началу XI в. до н. э. Элам уже не был достаточно сильным государством, чтобы удерживать под своим контролем Вавилонию. Местное население неприязненно относилось к захватчикам, не уважавшим ни культуру, ни традиции древней страны.

Углублявшийся кризис закончился мощным социальным взрывом, покончившим с гегемонией Элама. Воодушевленные первыми успехами вавилоняне даже ухитрились проникнуть в столицу Элама и разграбить ее. Однако обе стороны были слишком слабы, чтобы одержать верх в борьбе.

Между ними устанавливается паритет, тем более важный, что в период своего расцвета вступила агрессивно настроенная Ассирия.

Вавилонское царство XIX-XII вв. до н.э. - в помощь студенту

Возвышению этого северного государства способствовал кризис, охвативший всю Месопотамию и Египет. Не встречая никакого сопротивления, ассирийцы в краткие сроки создали крупное и сильное государство, в сфере влияния которого оказался и Вавилон.

Любые попытки избавиться от господства Ассирии жестоко пресекались.

Когда Вавилонское царство осмелилось объявить о своей независимости, воспользовавшись кратковременным ослаблением Ассирии, царь Тиглатпаласар III одним мощным рейдом захватил всю Вавилонию.

Падение ассирийского господства

Как показали дальнейшие события, Вавилонское царство сдаваться не собиралось. Местное население продолжало поднимать восстания, и ассирийский царь Синаххериб после подавления очередного из них в 689 г. до н. э. в гневе отдал приказ стереть Вавилон с лица земли. Но, несмотря на это, борьба продолжалась.

Сама Ассирия постепенно теряла контроль над многими своими землями. К концу VII в. до н. э. ее ослабление достигло крайней точки. После смерти царя Ашшурбанапала власть в Ниневии — столице Ассирии — была захвачена узурпаторами.

Государство погрузилось в пучину междоусобиц, что позволило правителю Страны Моря Набопаласару объявить себя в 626 г. до н. э. вавилонским царем.

Становление Нововавилонского царства

Набопаласар по происхождению был халдеем, поэтому основанная им династия иначе называется халдейской. Первые годы его самостоятельного правления прошли в борьбе с Ассирией. В этой войне Вавилонское царство выступало в союзе с Мидией. В августе 614 г. до н. э.

был взят исторический центр Ассирийского царства — город Ашшур, а двумя годами позже объединенные вавилоно-мидийские войска начали осаду Ниневии. Хотя столица была прекрасно укреплена, союзникам хватило всего трех месяцев, чтобы ворваться в город.

Последний ассирийский царь, не желая оказаться в плену, заперся в своем дворце и поджег его.

Вавилонское царство XIX-XII вв. до н.э. - в помощь студенту

После падения Ниневии Ассирийское царство фактически перестало существовать. Однако борьба с уцелевшими полками ассирийских войск продолжалась до 604 г. до н. э., когда последние из них были разгромлены под Каркемишем.

Земли Ассирии были разделены между Мидией и Вавилонским царством.

Для удержания столь крупных территориальных приобретений Вавилонии было необходимо выдержать войну с Египтом, а также справиться с возможным сопротивлением в Сирии, Финикии и Палестине.

Навуходоносор II (605 — 562 гг. до н. э.)

Все эти задачи решались в правление Навуходоносора II. Первый удар он нанес по Иудейскому царству евреев. Оно было разгромлено, а на престол взошел ставленник вавилонского царя.

Этот успех был неодобрительно встречен Мидией, но поскольку это государство завязло в войнах с Лидией, Урарту и скифами, Навуходоносор не особенно опасался нападения с этой стороны, хотя и на всякий случай возвел на границе с Мидией стену.

Вавилонское царство XIX-XII вв. до н.э. - в помощь студенту

Для окончательного покорения евреев царь провел еще несколько походов против Иудейского и Иерусалимского царств. В ходе этих войн ему удалось сохранить за собой Палестину, изгнав оттуда египтян.

Навуходоносор даже отважился вторгнуться в пределы Египта, но, очевидно, этот поход не увенчался серьезными успехами.

Единственное, чего удалось достичь вавилонянам, это окончательный отказ от притязаний на Сирию и Палестину.

Гибель Нововавилонского царства

Успехи Навуходоносора оказались кратковременными, как показали дальнейшие события. Вавилонское царство после его смерти оказалось охвачено длительным политическим кризисом.

Сын Навуходоносора был убит во время дворцового переворота, а реальная власть оказалась в руках жречества. Священнослужители по своему усмотрению свергали монархов и возводили на престол новых. В 555 г. до н. э. царем Вавилонии стал Набонид.

Хотя он являлся ставленником жреческой верхушки, Набонид пытался проводить собственную политику.

Между тем обстановка вокруг Вавилона накалилась. Почти все независимые государства Малой Азии оказались под властью молодой Персидской державы. Вскоре закаленная в боях армия оказалась у стен Вавилона.

Надеясь лишь на божественное заступничество, Набонид повелел перенести в столицу статуи всех богов. Это вызвало недовольство жрецов и привело к полной утрате Набонидом поддержки. В 539 г. до н. э. армия последнего вавилонского царя была разгромлена.

История Вавилонского царства подошла к концу.

Вавилонское царство XIX-XII вв. до н.э. - в помощь студенту

Культура Вавилона

Рассказ об истории Вавилонии был бы неполон без краткого описания его культурных достижений. В правление Навуходоносора ведется масштабное строительство оборонительных сооружений. Вавилон был окружен четырьмя двойными стенами, внутри которых находился такой замечательный памятник древней архитектуры как ворота Иштар.

Изобразительное искусство представлено рельефами на стенах и надвратных башнях, посвященных победам вавилонских царей над врагами, а также поклонению богам. Развивалась и наука, в особенности астрономия. Переписчики, жившие в храмах, занимались копированием древних текстов как научного, так и религиозного характера.

Благодаря их деятельности сохранились эпические поэмы времен Шумера и Старовавилонского царства.

Природа и население

Природные условия Вавилонского царства определялись наличием двух крупных рек — Тигра и Евфрата — благодаря разливам которых народам Месопотамии удалось создать развитые земледельческие поселения.

Помимо своевременного увлажнения почвы, разливы этих рек удобряли землю плодородным илом.

В период между половодьями функционировала система ирригационных сооружений, которая поддерживалась в исправном состоянии трудом захваченных в плен или купленных на специализированных рынках рабов.

Месопотамия была окружена пустынями, поэтому не всегда природно-климатические условия Вавилонского царства были благоприятны для их жителей. В засушливые сезоны ветер приносил с собой тучи песка, что значительно затрудняло земледельческие работы и порой грозило гибелью урожая.

Но это одно из немногих неприятных обстоятельств. Климатические условия Вавилонского царства позволяли выращивать такие прихотливые растения, как виноград, финиковая пальма, смоковница и другие. Тигр и Евфрат стали зонами хорошо развитого рыболовства. Кроме того, по ним проходили многочисленные торговые пути, приносившие неплохой доход.

Вавилонское царство XIX-XII вв. до н.э. - в помощь студенту

С ранней древности земли Вавилонии привлекали людей. Именно поэтому большую часть своей истории обласканному благоприятными природными условиями Вавилонскому царству пришлось отбиваться от многочисленных врагов. Более древнее шумерское население было ассимилировано семитскими племенами амореев, аккадцев и касситов.

Из такого смешения народов впоследствии родилась библейская легенда о наказании Богом возгордившихся людей, вздумавших построить башню высотой до неба. Чтобы люди не смогли реализовать эту идею, Бог смешал их языки.

Таким образом, уже в древности Вавилония была областью проживания многочисленных народов из разных языковых групп.

Источник: https://www.syl.ru/article/388610/drevnee-vavilonskoe-tsarstvo-mestopolojenie-sobyitiya-zakonyi

Вавилонское царство XIX-XII вв. до н.э

После вторжения амореев на территорию Шумера, династия Иссина, начавшаяся с Ишби-Эрры, стала продолжателем традиций Урской империи: цари обожествлялись, и сохранялось название страны «Шумер-и-Аккад».

Большинство рядовых жителей государства стали мелкими собственниками государственных наделов земли, вели хозяйство, повсеместно восстанавливались самоуправляющиеся общины свободных людей.

Ремесло и торговля, которую контролировало государство при $ІІІ$ династии Ура, также перешло в частные руки.

Теперь на территории Месопотамии рядом с шумерами жили сутии-амореи – полукочевые скотоводы. Они практически не жили в городах, занимая пригодные для выпаса земли недалеко от них. Аморейские племена признали себя подданными иссинских царей, и взаимовыгодно существовали рядом с местным населением, получая зерно в обмен на продукты скотоводства.

Каждое племя занимало отдельную автономную территорию, но постепенно их вожди подчиняли своей власти ближайшие города, добиваясь контроля над целыми областями Месопотамии.

В результате этого, появились новые центры: Ларса в Южной Месопотамии стала столицей союза племен ямутбала; Мари в течении Среднего Ефрата – союза ханеев; Вавилон стал главным городом для племени амнану.

Вавилонское царство XIX-XII вв. до н.э. - в помощь студенту

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Замечание 1

При выдающихся иссинских царях Иддин-Дагане ($1974-1954$ гг. до н.э.) и Ишме-Дагане ($1953-1935$ гг. до н.э.), которые подчинили себе всю Нижнюю Месопотамию, династия Иссина вполне могла претендовать на продолжение государственности Ура.

Но реалии месопотамской жизни были теперь совсем другими. Земля принадлежала общинным коллективам, которые пользовались полным самоуправлением: администрация выбиралась общинниками, а не назначалась сверху, суд был также выборным и общинным, крестьяне могли покидать свою землю и т.д.

, на таких же правах проживали аморейские племена. Зависимые храмовые и царские люди работали и жили на землях, выделенных из царских и храмовых хозяйств.

Да и само понимание божественности царей изменилось: кроме божественного статуса цари Иссина, как и все следующие цари Междуречья, не располагали ни храмами, ни культами, как их предшественники.

Аморейские царства и социально-экономический строй Месопотамии

При царе Липит-Иштаре ($1934-1924$ гг. до н.э.) начинается постепенный упадок династии Иссина, она теряет контроль над большей частью Двуречья. В конце $XX – начале XIX$ в. до н.э.

аморейские вожди объявляют себя царями подконтрольных территорий и становятся формально независимыми от Иссина, в результате чего в начале ХІХ в. до н.э. Месопотамия распадется на десятки независимых княжеств.

Между новообразовавшимися государствами идут постоянные войны.

К $1800$ г. до н.э. юг Месопотамии контролировало царство Ларса: в $1794$ г. до н.э. правители Ларсы уничтожили Иссин. В центре Месопотамии правили Эшнунна и Вавилон, созданный в $1895$ г. до н.э. вождем племени амнану Сумуабумом.

Верхнюю Месопотамию взяла под контроль держава ханейского вождя Шамши-Адада, в конце $XIX$ в. до н.э. он также захватил Мари и Ашшур, дав государству старинное название «Субарту».

Помимо перечисленных государств, существовало множество мелких царств, княжеств, племен и племенных союзов, находящихся в зависимости от крупных политических образований.

Замечание 2

Распад единого государства сказался на экономической и социальной обстановке: возросла частная собственность, торговля, эксплуатация, ростовщичество и долговое рабство.

Свободно покупается и продается земля, что приводит к концентрации земельных наделов в руках у одних и обезземеливанию других.

Среди положительных моментов стоит отметить рост частной международной торговли: купцы Месопотамии заключали сделки со странами Аравии, Южного Ирана и долины Инда.

Увеличение ростовщичества и долгового рабства с конца $XIX$ в. до н.э.

подпадает под контроль месопотамских правителей, которые ограничивают разорение трудового населения: с регулярностью в пять-семь лет цари издают эдикты мишарум («выравнивание»,«справедливость») аннулирующие кабальные соглашения и освобождавшие рабов.

В Эшнуне и Ларсе проведены реформы, ограничивающие деятельность собственников и куплю-продажу, государство устанавливало цены на наём, зерно и другие товары, что способствовало улучшению положения населения.

В это время в Месопотамии выделяется три сословных группы: свободные общинники (авилумы), «царские люди» (мушкенумы) и рабы (вардумы). Первые жили в общинах под автономным самоуправлением, и плати налоги и подати царю.

Вторые не входили в общины: мушкенумам покровительствовал царь, раздавал им земельные наделы, где они образовывали мелкие частные хозяйства и не могли уйти с земли без его разрешения, они также несли основной вес податей – выплачивали часть урожая, что было главным источником государственных доходов.

Отдельные группы мушкенумов принимались на военную службу к царю и несли повинности как военные колонисты, или находились на других царских службах.

Вардумы были частными рабами и находились в полном распоряжении хозяина: их могли продавать и покупать. Но стоит отметить, что жестких границ между сословиями, в том числе и психологических не существовало, поскольку месопотамцы считали людей весьма похожими, не смотря на их положение.

Возвышение Вавилона: держава Хаммурапи

К началу $1780$ г. до н.э. лидерство в Двуречье принадлежало государству Шамши-Адада, зависимоть от которого признавали не только месопотамские правители, но и районы Южной Сирии, облсти Северо-Западного Ирана.

Со смертью Шамши-Адада его держава распалась на части; в Мари пришел к власти Зимрилим, представитель коренной династии, изгнанной покойным царем. Воспользовавшись децентрализацией Двуречья, эламиты в $1765$ г. до н.э.

покорили большинство княжеств Месопотамии, но в следующем году, вавилонский царь Хаммурапи со своим союзником Зимлиримом сверг эламитов, а затем Ларсу, Субарту, Ашшур, Энунну, и в $1761$ г. до н.э. Хаммурапи выступил против своего бывшего союзника, разрушив Мари.

Таким образом, образовалась единая месопотамская империя во главе с Вавилоном и царем Хаммурапи, которую сам правитель делили на две части: коренные территории (аккадоязычные номы) и периферию.

Царь Хаммурапи явился справедливым и ответственным, мудрым правителем, в первую очередь беспокоился о защите людей от насилия и разорения. Государство Хаммурапи было централизованной бюрократической империей, нити управления которой держал в своих руках царь.

Храмовые и государственные хозяйства были слиты воедино, законы унифицировались по единому образцу по всей стране («Законы царя Хаммурапи», $1755$ г. до н.э.), большое значение приобрел царский суд.

Купцы были приняты на государственную службу и стали торговыми агентами – с их помощью государство вело внешнюю торговлю и контролировало внутреннюю, купля-продажа наделов была запрещена, было введено государственное кредитование, что избавило от необходимости обращаться к ростовщикам, были проведены реформы долговых займов.

Замечание 3

Похожие мероприятия по ограничению частной эксплуатации проводили цари и до правления Хаммурапи, но этот правитель смог провести их непосредственно в жизнь и распространить на всю территорию Месопотамии.

Основой его законодательства является государственное регулирование всей хозяйственной жизни страны: так, устанавливался контроль над ценами и тарифами, условиями аренды и найма, правилами землепользования, водопользования, возмещения долга.

В основе системы наказаний, прописанной в «Законах», лежит древний принцип «талиона» — око за око, зуб за зуб, — давнее представление о справедливости, также по сравнению с предыдущими законами, исчезли денежные штрафы, широко практиковавшиеся при $III$ династии Ура.

Вавилонское царство при касситской династии

Государство Хммурапи просуществовало недолго. Уже при его преемнике Самсуилуне в $1742$ году до н.э. на Месопотамию накатили волны неиндоевропейских племен касситов под предводительством Гандаша.

Касситы разделили на две части Вавилонское царство и осели в Среднем Ефрате, где вступили в союз с аморейскими племенами и создали свое независимое кассито-аморейское государство Хана во главе с Гандашем. Другая часть обосновалась в горах на восток от Диялы, около рек Керхе и Карун.

Отрезанная касситами от Вавилона Верхняя Месопотамия вновь распалась на множество мелких политических образований.

В $1722$ г. до н.э. от Вавилонии отпал юг Нижней Месопотамии, образовав царство Приморья, активизировались народы периферии: в конце $XVIII$ века до н.э. эламиты отбили Сузы, в начале $XVII$ в. до н.э. бо́льшую часть Верхней Месопотамии заняли племена хурритов, образовавшие на отобранных у аморитов территориях свое собственной государство Ханильгабат, позднее Митании.

Читайте также:  Учет нематериальных активов - в помощь студенту

К концу $XVII$ в. до н.э. Вавлиноя восстанавливала свое могущество, и в $1630$ г. до н.э. подкорила кассито-аморейское царство Хана, поставиви под контроль долину Среднего Ефрата. Но в $1595$ г. до н.э.

хеттский царь Мурсилис $І$ захватил и разграбил Вавилон, покончив с вавилонским домом: последний царь Самсудитан, из династии Хаммурапи погиб.

Однако хетты не задержались в Месопотамии, и разграбив ее, вернулись восвояси.

После их ухода за власть в стране боролись царь Приморья Гулькишар, и племенные группы касситов из Вавилонии под руководством царя из рода Гандаша. После недолгого укрепления Гулькишара в Вавилоне, его место занял предводитель касситов и началось время правления касситской династии в Вавилонии, продолжавшееся до $XII$ в. до н.э.

Замечание 4

Касситы, стоявшие на нижней от вавилонян ступени культурного развития, полностью переняли их культуру, и принесли в государственную жизнь Вавилона некий элемент регресса. Так, возвращались родовые объединения и большие семьи, укрепляются сельские общины.

В то же время идет процесс создания крупного частного землевладения, отдельного от общинного. Централизация при касситах также ослабла: возвышались местные правители отдельных областей, все большая власть сосредотачивалась в руках храмовой аристократии.

Во внешней политике касситский Вавилон играл роль второстепенного игрока, не претендовавшего на крупные завоевания и успехи, касситы владели лишь Вавилонией, собственно касситской территорией в горах Загроса и возможно областью кутиев в Иране.

Вавилон устанавливает мирные отношения с Египтом во второй половине $XV$ в. до н. э., которые подкреплялись щедрыми дарами, династическими браками. В середине $XIV$ в. до н. э.

Египет ослабевает, а Вавилон становится все требовательнее, и между ними происходит разрыв.

В $XIII$ в. до н. э. усиливается Ассирия, и наносит Вавилону ощутимый удар. В середине в $XII$ в. до н. э. Вавилон падет в борьбе с Ассирией, местными сепаратистскими правителями и Эламом, касситская династия прекратит свое существование, а касситы как этнос полностью ассимилируются с вавилонянами.

Источник: https://spravochnick.ru/istoriya/drevnyaya_mesopotamiya/vavilonskoe_carstvo_xix-xii_vv_do_n_e/

Искусство Вавилона (19 — 12 вв. до н.э.)

Искусство Вавилона (19 — 12 вв. до н.э.)

И.Лосева

Выдвижение города Вавилона в 19 в. до н.э., объединившего под своей властью шумеро-аккадские государства, было связано с завоеванием Двуречья аморитами. В Вавилонском царстве происходит укрепление и дальнейшее развитие рабовладельческого уклада.

Культура Вавилона, впитавшая в себя древние традиции, достигла большой высоты. В это время совершенствуется шумерийская письменность, получившая распространение во всей Передней Азии.

Большой интерес представляет вавилонская литература, особенно эпическая поэма о герое Гильгамеше.

Развиваются научные знания, хотя и подчиненные религии, но накопившие важные практические сведения (в частности, в области астрономии).

Памятников изобразительного искусства Древнего Вавилона до нас дошло очень мало. Судя по ним, вавилонские художники не создали ничего принципиально нового, усвоив лишь в некоторой мере приемы искусства времени Гудеа и III династии Ура.

Лучшим из сохранившихся произведений вавилонского искусства является рельеф, венчающий свод законов царя Хаммурапи (1792 — 1750 гг. до н.э.) — знаменитый законодательный сборник, представляющий собой важнейший источник для изучения хозяйственного и общественного строя Вавилона (илл. 26 а).

Рельеф этот высечен в верхней части диоритового столба, сплошь покрытого клинописным текстом, и изображает царя Хаммурапи, принимающего законы от бога солнца и правосудия Шамаша. Изображение царя в непосредственном общении с главным богом, вручающим земному владыке символы власти, имело очень важное для древневосточных деспотий содержание.

Сцена такого вручения, или «инвеституры», наглядно выражала идею божественного происхождения царской власти. Возникшие еще в предшествующее время, эти сцены и много позднее, через две тысячи лет, в сасанидском искусстве все еще будут являться сюжетами большинства наскальных рельефов.

На стеле Хаммурапи бог представлен сидящим на троне; царь стоит, принимая жезл и магический круг — символы власти. Фигура царя меньше фигуры бога, изображение преисполнено канонической скованности и торжественности.

Ко времени Хаммурапи относятся памятники государства Мари, которое находилось на Евфрате, выше Вавилона. Раскопками города Мари открыты остатки храма и дворца. Дворец представлял собой довольно большое здание, включавшее 138 помещений, занимавших площадь в 1,5 га.

Принцип планировки его обычен для дворцового зодчества Двуречья: закрытые помещения были сгруппированы вокруг открытых дворов. Крепостной характер дворца определялся опоясывавшей его широкой стеной с контрфорсами и башнеобразными выступами.

Интересной особенностью было наличие, как предполагают, дворцовой школы, расположенной между жилой и парадной частью дворца. Обнаруженные во дворце стенные росписи (сцены сбора фиников, культовые и триумфальные сцены) — это единственные дошедшие до нас памятники древневавилонской живописи.

Схематичные по композиции, они интересны сравнительным богатством красок.

В Мари найдены и статуэтки, несмотря на непропорциональность и скованность очень выразительно передающие набожную сосредоточенность (илл, 24 а).

Вскоре после смерти Хаммурапи Вавилон подвергся завоеванию касситами, которые правили там в течение почти шестисот лет (18 — 12 вв. до н.э.). Искусство этого периода мало интересно.

Сохранились пограничные межевые камни кудуру с рельефами, обычно повторяющими композицию стелы Хаммурапи. В скульптуре еще длительное время продолжали жить традиции Вавилона.

Своеобразной чертой, присущей касситскому времени, было введение в архитектуру в качестве декоративного элемента монументальной глиняной скульптуры (храм Караиндаша в Уруке, вторая половина 15 в. до н.э.).

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://artyx.ru/

Источник: https://studizba.com/files/show/doc/131700-1-69064.html

Искусство Вавилона (19 — 12 вв. До н.Э.)

Город
Вавилон в 19 в. до н.э., объединил под своей
властью шумеро-аккадские государства,
это было связано с завоеванием Двуречья
аморитами. В Вавилонском царстве
происходит укрепление и дальнейшее
развитие рабовладельческого уклада.

Культура
Вавилона, достигла большой высоты. В
это время совершенствуется шумерийская
письменность, получившая распространение
во всей Передней Азии. Большой интерес
представляет вавилонская литература,
особенно эпическая поэма о герое
Гильгамеше. Развиваются научные знания,
хотя и подчиненные религии, (в области
астрономии).

Памятников
изобразительного искусства Древнего
Вавилона до нас дошло очень мало. Судя
по ним, вавилонские художники не создали
ничего принципиально нового, усвоив
лишь в некоторой мере приемы искусства
времени Гудеа.

Лучшим
из сохранившихся произведений вавилонского
искусства является рельеф, венчающий
свод законов царя Хаммурапи (1792 — 1750 гг.
до н.э.) — знаменитый законодательный
сборник, представляющий собой важнейший
источник для изучения хозяйственного
и общественного строя Вавилона.

Рельеф
этот высечен в верхней части диоритового
столба
, сплошь покрытого клинописным
текстом, и изображает царя Хаммурапи,
принимающего законы от бога солнца и
правосудия Шамаша. Фигура царя меньше
фигуры бога, изображение преисполнено
канонической скованности и торжественности.

Ко
времени Хаммурапи относятся памятники
государства Мари, которое находилось
на Евфрате, выше Вавилона. Раскопками
города Мари открыты остатки храма и
дворца.

Дворец представлял собой довольно
большое здание, включавшее 138 помещений,
занимавших площадь в 1,5 га.

Обнаруженные
во дворце стенные росписи (сцены сбора
фиников, культовые и триумфальные сцены)
— это единственные дошедшие до нас
памятники древневавилонской живописи.
Схематичные по композиции, они интересны
сравнительным богатством красок.

Искусство хеттов и митанни (18 — 8 вв. До н.Э.)

Второе
тысячелетие до н.э. является интересным,
но еще относительно мало изученным
периодом в истории Передней Азии.

В
это время приходят в движение степные
скотоводческие племена, а также и народы
горной части Передней Азии. Областью
собственно хеттов являлась долина реки
Галис в Малой Азии, где государство
процветало с 18 до начала 12 в. до н.э.-
времени падения Хеттского царства. В
12 — 8 вв. до н.э. в ряде княжеств на территории
северной Сирии произошло новое возрождение
Хеттского государства.

Искусство
хеттов не едино. Различают малоазийское
искусство хеттов (памятники Хаттушаша,
Язылы — Кая), датируемое 18 — 12 вв. до н.э.,
и искусство хеттов северной Сирии,
представленное памятниками городов
Самаля, Кархемиша и других, датируемое
12 — 8 вв. до н.э.

Своеобразием многих
северносирийских хеттских городов было
применение эллиптической или круглой
планировки (Самаль, Кархемиш) с внутренним
членением города крепостными стенами
в целях усиления обороноспособности.
Впервые в архитектуре Передней Азии
хеттами была применена так называемая
циклопическая кладка(Хаттушаш, 2
тысячелетие до н.э.).

Интересен также
новый тип здания, так называемый
«битхилани», — крытый вход перед дворцом,
состоявший из портика с двумя колоннами,
фланкированного двумя четырехугольными
башнями.

В
украшении хеттских дворцов и храмов
получила развитие портальная скульптура
монументального характера.

Огромные
фигуры львов и сфинксов, высеченные из
каменных блоков по сторонам ворот и
входов (Хаттушаш, Секче-Гезу), предвосхищают
портальную пластику ассирийцев.

Эти
рычащие чудовища, тела которых выполнены
в рельефе, а передняя часть туловища в
технике круглой скульптуры,должны
были, вероятно, производить устрашающее
впечатление.

Влияние
хеттского искусства можно проследить
на ряде памятников других народов Малой
Азии и Закавказья, а также Ассирии. К
искусству хеттов близко искусство
Митанни — хурритского государства,
основанного в 17 в. до н.э. в северном
Двуречье.

Источник: https://studfile.net/preview/3556724/page:5/

Читать

Александрова Н. В. Ладынин И. А. Немировский А. А. Яковлев В.М

Древний Восток

Учебное пособие для вузов

Введение

В. П. Буданова, доктор исторических наук, профессор

История Древнего мира как часть мировой истории началась на Востоке.

Именно здесь сложился человек современного типа, зародились первые цивилизации, были созданы культурные и политические ценности, вошедшие в сокровищницу мировой культуры.

Именно на Древнем Востоке в результате достеленного накопления материальных и духовных ресурсов был впервые создан приспособленный к человеку мир, в котором закладывались основы бытия, совершенствующие и развивающие самого человека.

Определение места Древнего Востока в мировой истории, его вклада в цивилизационное развитие, знакомство с его социально-политическими, экономическими и культурными структурами, с основными фактами, событиями и явлениями древневосточного мира — главное содержание настоящего учебного пособия. Изложенный в нем материал соответствует современному уровню развития исторической науки, учитывает основные требования к повышению уровня преподавания и подготовки специалистов с высшим образованием.

История Древнего Востока является составной частью общего курса истории Древнего мира и изучается, как правило, на первом курсе. Эта дисциплина призвана не только дать студентам системные научные знания, но и сформировать новое, адекватное реальности мировоззрение, толерантность и гуманизм.

Авторы поставили своей задачей показать взаимодействие человека с природой, охарактеризовать экономическое развитие древних обществ, различные формы социального и политического строя, становление идей и институтов, раскрыть на конкретном материале позитивный след в истории каждого из народов древности, мужество, благородство, мудрость человека древневосточного мира.

Именно с этой целью в учебном пособии реализован цивилизационный подход. Категория «цивилизация» используется авторами в значении этапа истории человечества, связанного со всем многообразием его жизни в условиях рукотворной среды обитания, а также как обозначение определенной стадии развития общества, сменяющей первобытность.

Цивилизационный подход предполагает отказ от жесткого детермизма, т. е. представления об определяющем значении какой-либо одной стороны жизни общества, и акцентирует внимание на тесной взаимосвязи экономической, политической и духовной сфер.

Подобный подход к истории Древнего Востока дает возможность увидеть, каким образом происходило становление принципиально нового этапа всемирной истории, каковы признаки первых цивилизаций, как в древности начиналось «единство» истории, ее всемирность, как различные формы диалога цивилизаций и культур влияли на системность исторических подъемов и кризисов, и поразмышлять, почему в жизни цивилизаций так недолговечны эпохи расцвета и так долговременны периоды кризиса.

Древним Востоком принято называть огромную территорию от Северо-Западной Африки до Тихого океана, от Сахары до Индийского океана и до Великой степи.

В этой обширной географической зоне в основном субтропического климата с очень жарким, сухим летом и мягкой зимой, где бассейны рек с плодородными аллювиальными долинами перемежались с каменистыми пустынями, обширными плоскогорьями и горными хребтами, в эпоху «неолитической революции» были созданы предпосылки для становления первых цивилизаций.

Разразившийся в канун «неолитической революции» экологический кризис изменил климатические условия обитаемой части суши, растительный и животный мир, ускорил переход от присваивающего, потребляющего и, следовательно, бесприбыльного хозяйства к производящему, рационально организованному, приносящему значительный прибавочный продукт, что сыграло поистине революционную роль в истории Древнего Востока. С выделением земледелия, скотоводства, а впоследствии ремесла в отдельные виды трудовой деятельности перед человеком открылись новые возможности и перспективы оседлого быта с гарантированным удовлетворением витальных потребностей, что кардинально изменило его образ жизни. Стабильное существование сопровождалось демографическим «взрывом», усилением миграционных процессов, быстрым освоением пригодных для земледелия территорий. По мере увеличения плотности населения нарастала борьба за плодородные земли, за территории с богатыми природными ресурсами. Первые шаги древневосточных цивилизаций сопровождались многочисленными войнами, нарастающей хаотичностью и неупорядоченностью сложно пульсирующего мира, растворявшего человека в своей бесструктурности. С переходом от присваивающего хозяйства к производящему слабела зависимость человека от природы и возрастала роль отношений внутри человеческого коллектива и организации труда в нем, так как это прямо влияло на выживание человека.

Один из знаковых признаков становления новых цивилизаций — возникновение частной собственности и денежного обращения.

Древний Восток преодолел уравнительное распределение, что создавало экономический интерес человека к приумножению собственности, прежде всего для себя, для своей семьи, включало мотивационные механизмы, которые побуждали его лучше трудиться, находить более эффективные способы возделывания земель, выращивания скота, изготовления ремесленных изделий, строительства домов и сооружений, регулярно приносящих доход. Все это, как и обмен продуктами, в сочетании с поиском выгоды, накоплением богатств в конечном итоге многократно наращивало темпы прогресса. Появление института частной собственности и владения имуществом, включая землю, вело к концентрации богатств в руках одних и потере их у других. Шло социальное расслоение прежде единой первобытной общины, появление богатых и бедных. Верхушка общины, сосредоточив в своих руках право распоряжения лучшими землями, стадами, захваченным у противника богатством и пленными, закрепила это имущество за собой. Мелкие частные собственники — земледельцы, скотоводы, ремесленники — присваивали часть имущества, ранее находившегося в их личном пользовании. В той или иной мере они пользовались и общинной собственностью (выпасы для скота, страховые запасы семян и др.). Объектом собственности был и сам человек, ибо рабский труд также приносил доход. Однако рабовладение не стало экономической основой и ведущим признаком древневосточных цивилизаций.

В ходе «неолитической революции» окончательно оформилась потестарная (властная) структура (вожди, жрецы), впоследствии ставшая основой института государства. Появление публичной власти в лице царя, придворных, военачальников, судей и др.

включало механизм внутреннего регулирования социальных отношений и конфликтов, а также внешней защиты, опираясь на нормы права. Отметим также то, что законодательство в целом демонстрировало высокий уровень понимания места человека в государстве, степень и формы его отношений с государством, государственными институтами и членами общества.

Нормы права (Законы Хаммурапи и др.), являясь демонстрацией государственной власти, выражали и основы принятой в обществе морали.

Оседлый образ жизни привел к увеличению средних размеров общины, к образованию территориальной общины, которая, теряя родовой характер, стала организацией соседей, живущих на определенной территории. В тоге рост общины, которая включала отдельные домохозяйства, большие семьи и семейные общины, привел сначала к появлению больших поселений, а затем и городов.

Первые в истории человечества города стали возникать в Южной Месопотамии уже в V тысячелетии до н. э. Появление городов как административно хозяйственных, военных и культурно-религиозных центров, как мест концентрации материальных и интеллектуальных ресурсов какого-либо региона Древнего Востока стало одним из важнейших признаков цивилизационного развития.

Быстрый рост численности населения, его высокая плотность в отдельных областях, развитие ремесел и строительства, появление административных центров зарождающихся государств, необходимость их укрепления привели к так называемой «городской революции» — созданию обширной сети городов. С ростом городов и концентрацией населения в них развернулись строительство и ремесла, активизировался обмен, шло формирование разносторонней городской культуры. Монументальным строительством дворцов, храмов, пирамид для усопших древневосточные цивилизации демонстрировали возможности и потенциал своего развития. Так закладывались основы одной из ярких традиций, сохранившихся до нашего времени, — демонстрировать свое величие в памятниках монументальной архитектуры, которые олицетворяли, становясь символом, ту или иную цивилизацию.

Источник: https://www.litmir.me/br/?b=210940&p=2

Ссылка на основную публикацию