Судебная власть — в помощь студенту

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Московский государственный технический университет имени Н.Э.Баумана

(МГТУ им. Н.Э.Баумана)

  • ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
  • ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ПРАВОВЕДЕНИЕ»
  • Вариант № 9

(Фамилия И.О. студента)

ИУ5-42

(Индекс группы)

Проверила: Лапшина И.Е.

(Фамилия И.О. преподавателя)

  1. «___» _____________ 2014 г.
  2. ЗАЧТЕНО / НЕ ЗАЧТЕНО___________________
  3. (нужное выделить) (подпись)
  4. Москва, 2014
  5. Вариант № 9 Судебная власть в Российской Федерации
  6. Теоретическая часть

Система федеральных судов. Подведомственность и подсудность.

  • Конституционные принципы российского судопроизводства.
  • Практическая часть.
  • Представьте в форме эссе свое отношение к высказанной мысли:
  • «Правосудие – есть неизменная и постоянная воля предоставлять каждому его право (Юстиниан)»
  • Термин “Судебная власть” может пониматься с нескольких сторон:
  1. Судебная власть — деятельность судебных органов по осуществлению возложенных на них полномочий.

  2. Судебная власть — совокупность судебных органов, судебную систему.

  3. Судебная власть — определенная отрасль государственной деятельности, совокупность функций, решаемых государством в области разрешения правовых конфликтов.

Это означает, что основная функция судебной власти – разрешение конфликтных, спорных вопросов между людьми или между человеком и государством.

Основываясь на Конституции РФ, можно выделить следующие принципы Судебной власти в РФ:

  1. Осуществление только судами

  2. Полная Самостоятельность

  3. Реализация посредством применения права в ходе судопроизводства

  4. Единство судебной системы РФ, достигаемое за счет:

    1. Закрепления принципов судебной системы в Конституции и Федеральном конституционном законе

    2. Соблюдения всеми судами единых, законодательно установленных правил судопроизводства

    3. Признания обязательности исполнения всех вступивших в силу судебных решений на всей территории страны

    4. Закрепления единства статуса судей на всех уровнях судопроизводства

    5. Финансирования судей из федерального бюджета

Конституционные принципы российского судопроизводства.

  Согласно Федеральному Конституционному закону «О Конституционном суде Российской Федерации», к принципам судопроизводства относятся:

  1. Независимость судей

  2. Коллегиальность

  3. Гласность судопроизводства

  4. Устность разбирательства

  5. Состязательность и равноправие сторон

  6. Ведение судопроизводства на русском языке

  1. Подведомственность и Подсудность.
  2. Данный раздел Судебной власти рассмотрен в 3 главе Гражданского Процессуального Кодекса Российской Федерации.
  3. Подведомственность:

Рассматривается в статье 22 главы 3 ГПК РФ.

В статье указывается, что суды рассматривают и разрешают “исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений С участием иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных организаций, организаций с иностранными инвестициями, международных организаций. ”. Все экономические вопросы передаются в ведомство арбитражных судов. В случае содержания в заявлении нескольких пунктов, подведомственных частично судам общей юрисдикции, частично арбитражным судам, при возможности разделения заявления – производится рассмотрение частей различными судами. При невозможности разделения заявление рассматривается в суде общей юрисдикции.

  • Подсудность:
  • В статьях 23-33 главы 3 ГПК РФ рассмотрены все возможные варианты подсудности (определение основных моментов судопроизводства: уровня суда, перевод дела из одного суда в другой, совмещение дел, выбор истца и прочее).
  • Основным принципом определения подсудности является тип вопроса, решаемого в суде.
  • Мировой судья решает семейно-правовые вопросы, вопросы о расторжении брака, о выдаче судебного приказа и прочего.
  • Военные суды решают вопросы, предусмотренные для рассмотрения военными или специализированными судами.
  • Верховные суды республик, краев и прочего решают вопросы, связанные с государственной тайной, об оспаривании нормативно-правовых актов и подобного рода вопросы.
  • Верховный суд РФ рассматривает дела, связанные с оспариванием документов и решений, принятых по отношению к высокопоставленным лицам.
  • Все остальные вопросы решаются районными судами.
  • Система Федеральных Судов:
Конституционный Суд РФ Судебная власть - в помощь студенту Верховный Суд РФ Высший Арбитражный Суд
Среднее Звено
  • Конституционные суды республик
  • Уставные суды других субъектов
  • Верховные суды республик и иных субъектов
  • Окружные арбитражные суды
  • Апелляционные арбитражные суды
Основное Звено
Районные, мировые, городские и прочие суды Военные суды частей и прочее Арбитражные суды субъектов

Согласно подписанному Президентом РФ Владимиром Владимировичем Путиным 12 марта 2014 года закона, с августа 2014 года будут внесены изменения в систему судебной власти РФ: произойдет объединение Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ.

Согласно проекту закона о поправке к Конституции России «О Верховном Суде РФ и прокуратуре РФ»

“новый состав Верховного суда будет состоять из 170 судей, которых отберет специальная квалификационная коллегия из 27 членов. Коллегия будет сформирована следующим образом: один представитель от президента РФ, по одному от Общественной палаты и общероссийских общественных объединений юристов, остальные 24 члена должны избираться советами судей субъектов России из своего состава.”

Конституционный Суд РФ (КС РФ).

Главной задачей конституционного суда является проверка на соответствие всех нормативно-правовых актов с Конституцией РФ. При несоответствии, Конституционный Суд может отменить акт.

  1. Запрос на проверку соответствия с конституцией могут подать: Президент РФ, Депутаты ГД РФ, Члены Правительства РФ, законодательные органы власти субъектов РФ.
  2. Конституционный суд включает в себя 19 судей.
  3. Для становления Конституционным судьей необходимо подходить по следующим требованиям:
  1. Возраст от 40 до 70 лет

  2. Стаж по Юридической специальности не менее 15 лет

  3. Наличие авторитета в области права

  4. Отсутствие какого-либо рода судимостей

  5. Безоговорочно положительная репутация

В то же время на Конституционных судей налагается ряд запретов:

  1. Невозможно совмещать с работой в государственных органах

  2. Отсутствие принадлежности к какой-либо партии, политический нейтралитет

  3. Запрет на ведение предпринимательской деятельности.

Конституционные судьи так же обладают иммунитетом в ряде вопросов. К примеру, он не может быть привлечен к какого-либо роду ответственности.

  • Верховный Суд РФ (ВС РФ).
  • Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, отнесенным к компетенции судов общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.
  • Состав Верховного Суда РФ.
  • 1. Верховный Суд Российской Федерации действует в следующем составе:
  • 1) Пленум Верховного Суда Российской Федерации;
  • 2) Президиум Верховного Суда Российской Федерации;
  • 3) Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации (с 1 января 2012 года;)
  • 4) Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации;
  • 5) Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации;
  • 6) Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации;
  • 7) Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации.
  • К Судье Верховного суда предъявляются следующие требования:
  1. Возраст от 35 лет

  2. Стаж по юридической специальности не менее 10 лет

  3. Обладание положительными рекомендациями

  1. Высший Арбитражный Суд РФ (ВАС РФ).
  2. Высший Арбитражный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.
  3. Состав Высшего Арбитражного Суда РФ.
  1. Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;

  2. Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;

  3. судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений;

  4. судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений.

  • Назначение на Должности.
  • Председатель Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации назначается на должность Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации.
  • Заместители Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, и другие судьи Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации назначаются на должность Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации, основанному на представлении Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
  • «Правосудие – есть неизменная и постоянная воля предоставлять каждому его право (Юстиниан)»
  • Чтобы ответить на вопрос об отношении к данному выражению, первоначально необходимо разобраться – что же все-таки такое правосудие.

Открытие первого же источника в интернете говорит нам, что правосудие – это деятельность судебных органов. Исходя из определения мы можем сказать, что правосудие – это процесс осуществления судебной власти в государстве или же в мире.

Начиная разбирать высказывание Юстиниана, мы тут же наталкиваемся на словосочетание “неизменная воля”.

Вспомним, является ли судопроизводство неизменным и не может ли правосудие в определенные моменты времени отвергать свое назначение? По всей видимости нет, ведь мы можем найти огромное количество пример в истории, когда сам процесс судопроизводства изменялся, изменялись нормы в обществе, менялось, в конце концов, правительство и форма власти. Все это влекло за собой не только какие-то незаметные малые изменения в деятельности судебных органов, но и в корни изменяло этот процесс. А что касается неизменной воли – правосудие существовало не всегда. Не всегда существовали и законы или правила, по которым велось правосудие. Таким образом мы не можем применить словосочетание “неизменная воля” к правосудию. Продолжим рассмотрение.

Следующее, что мы видим – словосочетание “постоянная воля” … Однако, как и в предыдущем пункте, мы разобрали, что правосудие, или же воля ведения правосудия не могут быть ни неизменными, ни, соответственно, постоянными, и, следовательно, данная часть высказывания не имеет права на существование в определении слова “правосудие”.

Продолжив рассмотрение, мы можем увидеть, что правосудие определяется как “…воля предоставлять каждому его право”.

В первую очередь, если вспомнить начало человечества, когда люди начали переходить от племенного строя к семейному, и у них только-только начали появляться вожди и старосты, то человек, который должен был вершить правосудие, мог и не желать этого.

Он был обязан выполнять свою деятельность. Таким образом из определения, данного Юстинианов можно так же убрать слово “Воля”, так как не всегда, когда существовало, или существует правосудие, оно исполнялось по воле человека, который этим занимался.

Источник: https://studizba.com/files/show/doc/212494-1-sudebnaya-vlast-v-rossiyskoy-federacii.html

Правоведение для чайников — 18. Судебная система: основные термины и принципы

Продолжаю серию заметок «Правоведение для чайников». Прошу моих читателей — «нечайников» указывать на существенные ошибки, а также дополнять текст своими мыслями или интересными примерами. Заметки рассчитаны на людей без юридического образования, которые хотят больше узнать о правовой сфере, а также на школьников, которые готовятся к сдаче ЕГЭ по обществознанию.

Предыдущие части: «1. Что такое право?», «2. Правоотношения, юридические факты и правосубъектность», «3. Нормативные правовые акты как источники права», «4. Другие источники права», «5. Система права (часть 1)», «6. Система права (часть 2)», «7. Публичное и частное право», «8.

Что такое правонарушение?», «9. Правонарушения и юридическая ответственность», «10. Ещё немного о правонарушениях», «11. Правоприменение», «12. Каучуковые нормы», «13. Что такое государство?», «14. Формы правления», «15. Формы государственно-территориального устройства», «16. Политические режимы», «17.

Ещё немного о государстве».

Суд – это государственный орган, который разрешает правовые споры между гражданами или организациями (в том числе самим государством). Все вместе российские суды образуют судебную систему России. Суд не должен ловить преступников или искать доказательства чьей-то правоты – это делают полиция, прокуратура, адвокаты и другие люди. Также суд не исполняет свои решения – это делают Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН) и Федеральная служба судебных приставов (ФССП). Суд должен лишь изучить аргументы сторон и доказательства, свериться с законом и решить, кто прав в конкретном споре.

Читайте также:  Язычество на руси - в помощь студенту

Суд – это государственный орган. Но принцип разделения властей говорит о том, что во время разбирательства он должен отделяться от общего государственного механизма и работать независимо от него.

И если человек спорит с целым государством, то суд, хотя и является частью этого государства, должен как бы отойти в сторону и посмотреть со стороны, кто прав – представители государства или гражданин.

Впрочем, в реальности это происходит не всегда.

Судебная система России – тема очень большая и сложная, одной заметкой её не охватить. Сперва надо разобраться в видах судов и судопроизводства, а также выяснить смысл базовых терминов и принципов.

Поэтому начнём с этих вещей, а потом постепенно разберёмся в устройстве судов и их работе. Судебная власть - в помощь студенту Виды российских судов В России существует четыре вида судов.

Суды общей юрисдикции (иногда их название сокращают до аббревиатуры «СОЮ») занимаются подавляющим большинством дел.

Убийства, кражи и изнасилования, споры о наследстве и разводе, нарушения правил дорожного движения и незаконные увольнения, защита прав потребителей и жалобы на действия чиновников, невыплаченные кредиты и коммунальные платежи. Более 90% дел в России рассматривают суды общей юрисдикции.

«Юрисдикция» – это полномочия по рассмотрению каких-то споров, а слово «общая» подразумевает противопоставление термину «специальная» или «специализированная». То есть словосочетание «общая юрисдикция» означает, что такой суд рассматривает все споры, кроме тех, которыми занимаются специализированные суды (со специальной юрисдикцией).

Военные суды – это официально подвид судов общей юрисдикции, но с отдельной структурой и особой сферой деятельности. В них, в основном, разбирают споры, связанные с прохождением военной службы (например, дела о преступлениях военнослужащих или конфликты между военными и их начальством).

Арбитражные суды разбирают бизнес-споры. Это обычно либо конфликт между коммерческими организациями, либо конфликт между коммерческой организацией и государством. В число арбитражных судов входит Суд по интеллектуальным правам, расположенный в Москве. Словосочетание «арбитражный суд» иногда не вполне корректно сокращают до слова «арбитраж».

Конституционные и уставные суды (в том числе Конституционный суд РФ) рассматривают соответствие законов российской Конституции и региональным конституциям и уставам.

Над всеми этими судами, кроме конституционных и уставных, стоит Верховный суд РФ. Перечисленные выше суды – это российские государственные суды. Помимо них, в российской правовой системе действуют третейские суды и Европейский суд по правам человека. О том, что это такое, расскажу позже.

Лирическое отступление: как выглядит суд Наиболее распространённый вид российского суда – районный суд общей юрисдикции (он же просто районный суд). Он обычно имеет отдельное здание, в котором работают как судьи, так и ряд других сотрудников (помощники судей, секретари судебных заседаний, работники канцелярии, судебные приставы).

При входе в суд посетителей встречают судебные приставы: они проверяют документы и досматривают вещи, чтобы никто не пронёс в суд оружие и взрывчатку. За приставами в вестибюле обычно висит стенд с информацией о том, в каком кабинете работает тот или иной судья.

Как правило, на первом этаже здания суда находится «приёмная» (она же «экспедиция») – место, куда нужно сдавать документы, которые вы хотите передать в суд, и «канцелярия» – подразделение суда, которое ведёт учёт документов и выдаёт гражданам судебные решения и иные важные акты. Судебные дела разбирают в залах судебных заседаний.

У входа в каждый зал должна висеть бумага с информацией о времени и месте рассмотрения дел, назначенных на данный день. В самом зале судебных заседаний у одной из стен (иногда на небольшом возвышении) находится стол, за которым сидит судья во время заседания. У стен справа и слева от него – столы и стулья для сторон.

А у противоположной от судьи стороны зала находятся скамьи для зрителей. Но поскольку зрителей на заседаниях обычно нет, там могут быть свалены разные документы и папки с делами.

В коридорах здания суда обычно сидят и стоят люди, ожидающие разбирательства своего дела. Самые многолюдные места, где могут скапливаться большие очереди, – у приёмной и канцелярии.

Виды судопроизводства

Судопроизводство – это порядок действий суда при рассмотрении дела. Всего в России есть пять видов судопроизводства, которые отражают пять типов правовых конфликтов. Синоним слова «судопроизводство» – «процесс».

Уголовное судопроизводство (уголовный процесс). Суть дела – государство обвиняет человека в совершении преступления. Место действия – суд общей юрисдикции (в т.ч. военный суд). Как судить – читаем Уголовно-процессуальный кодекс РФ (УПК РФ). За что судить и как наказывать – читаем Уголовный кодекс РФ (УК РФ).

Гражданское судопроизводство (гражданский процесс). Суть дела обычно такова – один субъект (физлицо, юрлицо, РФ, субъект РФ или муниципалитет) считает, что другой субъект нарушил его права и нанёс ему имущественный или моральный ущерб.

Поэтому первый субъект (истец) требует от второго субъекта (ответчика) компенсацию, чаще всего денежную. Место действия – суд общей юрисдикции (в т.ч. военный суд). Как судить – читаем Гражданский процессуальный кодекс РФ (ГПК РФ).

Как разрешать спор – читаем Гражданский кодекс РФ (ГК РФ), а также Семейный, Трудовой, Жилищный и Земельный кодексы, закон РФ «О защите прав потребителей» и другие законы.

Административное судопроизводство (административный процесс)

Источник: https://zakon.ru/Blogs/pravovedenie_dlya_chajnikov__18_sudebnaya_sistema_osnovnye_terminy_i_principy/57004

Как реформировать судебную систему

Судебная власть - в помощь студенту

Реформирование любой системы может идти двумя путями – от идеального образа, к которому мы стремимся, или же от исправления существующих недостатков /Александра Астахова

В январе 2018 г., выступая в Верховном суде, Владимир Путин обозначил ряд мер по реформированию судебной системы – это далеко не полный перечень того, что было предложено экспертами ЦСР (их доклад опубликован в четверг). Содержательный перечень мер во многом определяется более общей логикой реформирования.

Реформирование любой системы может идти двумя путями – от идеального образа, к которому мы стремимся, или же от исправления существующих недостатков. Это принципиальная развилка. Первый путь хорош в ситуации, когда некоторый институт создается с чистого листа или после полного разрушения старого. В таком положении, например, были авторы Судебных уставов 1864 г.

В дореформенной России судебной системы как таковой не было. Множество дел разрешалось административными органами, в разрешении дел участвовали губернаторы и множество других чиновников, а собственно суды не были организационно обособленными.

Инерция старых привычных способов действия и встроенных в них интересов была слабой, и в короткое время удалось создать вполне приличную для своего времени судебную систему.

Принцип разрушения старой системы «до основанья», люстрации кадров и создания новой восторжествовал в России после революции 1917 г.

Все прежние суды были упразднены, а вместо них созданы местные суды, а затем единая система народных судов, в которых коллегия состояла из судьи и народных заседателей.

Ядром советской системы стала уголовная юстиция, ее кадровым идеалом долгое время был народный, а не профессиональный судья, понимающий классовую сущность правосудия и готовый служить интересам государства.

Однако такие радикальные эксперименты относительно редки в истории, даже в условиях победивших революций и смены режима. После падения социалистических режимов в странах Восточной Европы ни в одной стране не было тотального запрета на профессию.

Почти везде судьи и прокуроры должны были пройти «биографический контроль» – проверку на факт сотрудничества с бывшим руководством и спецслужбами, на вынесение неправосудных (читай – политических) приговоров, но везде они сохраняли возможность занять судейское кресло в случае отсутствия компрометирующих эпизодов. Более жесткие меры были введены в Румынии.

Там парламент дважды принимал закон о том, что сам факт работы в судебных и прокурорских органах является компрометирующим, но Конституционный суд вскоре отменил оба закона.

Наиболее радикальными были реформы в странах Балтии, поскольку они сопровождались практической люстрацией. Законы начала 1990-х требовали от судьи, как и от любого госслужащего, наличия гражданства (т. е. предков, проживавших на территории страны до 1940 г.) и свободного владения национальным языком. Фактически большая часть советских судей этим требованиям не удовлетворяла.

Россия имела окно возможностей для судебной реформы сразу после 1991 г. Подход был смешанным: что-то можно было сделать с нуля, построить от идеала, что-то изменить и улучшить путем точечных изменений.

Системе арбитражных судов повезло: она была создана практически с чистого листа (наследие советского министерского госарбитража было минимальным).

Хотя решение такой масштабной задачи потребовало десятилетий, в итоге получилась вполне современная и эффективная система, которая помогла вывести бизнес из тени и внесла свой вклад в экономический рост нулевых.

Система судов общей юрисдикции реформировалась в несколько попыток и с противоречивыми результатами. Это было постепенное расширение гражданского судопроизводства и периодические попытки поменять работу системного ядра – бывшей советской уголовной юстиции.

Сначала эта работа была сосредоточена в администрации президента (там был целый отдел по судебной реформе), но после 1993 г. работа переместилась в Верховный суд, к ней подключились и законодатели, и исполнительная власть.

В результате удавались те изменения, которые касались материальной части судебной системы, но буксовали те, которые должны были демонтировать практику советских правоохранительных органов и сделать судебную систему независимой ветвью власти.

Многие идеи были хороши на бумаге, но на практике менялись под воздействием ведомственных интересов и повседневных привычек работников. Авторы нового Уголовно-процессуального кодекса 2001 г., например, заложили в новый УПК целый ряд принципиальных новаций.

Однако уже через несколько лет произошел возврат к составлению полного обвинительного заключения (по сути, черновика приговора) вместо простого перечня доказательств, как то предполагалось изначально. Система приспособилась и начала имитировать множество вещей, заложенных в УПК, не поменяв работу содержательно.

Так случилось с рассмотрением судами вопроса о взятии под стражу. На первый взгляд сейчас все обстоит как положено: именно суд принимает решение об избрании меры пресечения. Однако фактически дискуссия между сторонами обвинения и защиты на этом уровне невозможна.

Суды практически не учитывают аргументы, что ни помешать следствию, ни скрыться подсудимый не сможет, они полностью доверяют следствию. По сути, как раньше это решение принимала связка «следователь – прокурор», так это происходит и сейчас.

Есть основания утверждать, что причина провала реформы уголовного судопроизводства в том, что ее авторы отталкивались от умозрительных соображений, а не от реальных проблем и практик работы правоохранительной и судебной систем. В результате часть изменений была отторгнута, часть сымитирована и только те, которые отвечали логике дореформенной системы (например, формализация роли начальника следственного органа), воплотились на практике.

Из этих рассуждений может последовать неприятный вывод о том, что любая реформа обречена на провал: повседневная практика работы большой организации перемелет любые изменения. Остается только ждать резкой смены баланса сил, по сути, революционного сценария.

Читайте также:  Одноосные и двухосные кристаллы - в помощь студенту

Однако это не так. Изменения возможны там, где при проектировании реформы максимально учитывается повседневная практика рядовых сотрудников. Ее изменение и есть главная и конечная цель любой реформы.

Где-то полезно даже ограничить доступ к судебной системе: суды загружены копеечными исками государственных органов – надо ограничить госорганы в праве подачи таких исков.

Где-то это поиск точечных решений: если мы считаем, что карьера «секретарь суда – помощник судьи – судья» ухудшает качество кадров, нужно отменить требование высшего юридического образования для секретарей.

Эта должность перестанет давать юридический стаж, и, перед тем как пойти в помощники судей (требуется стаж три года), юристы будут вынуждены приобретать опыт за пределами судебной системы.

Где-то это изменение организационных полномочий и процедур – сейчас именно председатели судов находятся под самым серьезным контролем со стороны судебной вертикали и президентской администрации. Председатель и его заместитель проходят полную процедуру переназначения раз в шесть лет, нужно сделать эту должность выборной – и зависимость судей от вертикали ослабнет. Возможно, именно такие точечные решения, основанные на понимании того, как работает система, и могут сработать.

Для описанного подхода к реформе важна полнота и последовательность реализации. Их отсутствие, т. е. блокирование судебной реформы, лишь приблизит обстоятельства, в которых более соблазнительным будет катастрофический сценарий «до основанья, а затем».

Авторы — научный руководитель, ведущий научный сотрудник Института проблем правоприменения при Европейском университете в Санкт-Петербурге

Источник: https://www.vedomosti.ru/opinion/articles/2018/02/08/750281-reformirovat-sudebnuyu-sistemu

Судебная власть. Повторяем, закрепляем и учим

Новые детали к успешному решению задания 14

Даже «старые» новости могут стать иллюстрацией (примером) для ответа на ЕГЭ.

Скриншот новости. – Режим доступа: https://lenta.ru/news/2019/02/27/samosud/

Этот отрывок из статьи поражает не только правовой безграмотностью, но и откровенной жестокостью взрослых людей.

Откуда берутся в наших СМИ такие новости? Ясно, что из нашей повседневной жизни!

– Какой кошмар! Ужас! И ещё говорят, что это мы монстры…

А почему? Да потому, что четверть века тому назад в нашей стране людям дали свободу, а вот научить (как правильно пользоваться этими правами и свободами) забыли! А теперь ругаем школу…

И мало кому приходит в голову посмотреть друг на друга, а в первую очередь на самих себя.

В данный момент проводится расследование. Теперь это дело точно дойдёт до суда…

А кто ещё из вас не знал, что правосудие в рф осуществляется только судом?

Так вот!

Суд – это специализированный орган государственной власти в РФ, где решаются спорные вопросы и восстанавливаются утраченные права.

Его главная задача, как я уже писала в статье «Субъекты власти РФ: как не напортачить в задании 14«, осуществлять правосудие.

Правосудие деятельность судов (на основе действующего законодательства), направленная на укрепление законности и правопорядка путём применения мер государственного принуждения к лицам, нарушающим этот правопорядок.

А вот надзор за законностью в стране осуществляют органы прокуратуры. Об этом Вы можете почитать здесь: «Как в тестах ЕГЭ не перепутать прокуратуру, адвокатуру и всё остальное«. Вопросу взаимодействия всех органов власти посвящена статья «Что такое разделение властей«.

Сегодня мы подробнее остановимся на функциях судебной власти!

Зачем в России так много судов?

Схема 1 (составлена автором)

У каждого суда есть свои полномочия и функции (юрисдикция), которые регламентируются Конституцией РФ и ФКЗ (Федеральным Конституционным Законом) «О судебной системе Российской Федерации».

Судебная система – это совокупность всех судов (федеральных и субъектов РФ), осуществляющих правосудие на территории России.

  • Единство этой системы обеспечивается:
  • 1) соблюдением, установленных законом правил судопроизводства (статья 123 Конституции РФ),
  • 2) финансированием судов из федерального бюджета (статья 124 Конституции РФ),
  • 3) признанием обязательности исполнения судебных постановлений, вступивших в законную силу.

Внимание! В старых редакциях Конституции РФ в статье 127 есть ещё один – Высший Арбитражный Суд РФ. В моей схеме 1 его нет! И это не ошибка!Он существовал в России с 1992 по 5 февраля 2014 года, сейчас его полномочия переданы Верховному суду РФ.

Что такое судопроизводство?

Схема 2 (составлена автором)

Согласно статьи 118 Конституции РФ нет гражданского или уголовного суда, есть гражданское, административное, уголовное, конституционное судопроизводство, которое осуществляется судами общей юрисдикции.

– Как это всё выучить? Просто взрыв мозга!

Сохраняем спокойствие! Самые главные термины уже усвоены, остались детальки!

Какие суды относятся к федеральным?

1. Конституционный суд России

Согласно статьи 125 Конституции РФ Конституционный суд состоит из 19 судей, которые по представлению Президента РФ назначаются Советом Федерации (статья 128 Конституции РФ это ещё один противовес в системе сдержек и противовесов).

Статья 125 основного закона страны разъясняет, что Конституционный суд действует по запросам Президента РФ, Государственной Думы, Совета Федерации, Правительства РФ, Верховного суда РФ и других органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ и осуществляет по этим запросам следующие действия:

Схема 3 (составлена автором). Часть 1

Кроме того Конституционный суд осуществляет:

Схема 3 (составлена автором). Часть 2

Каждая из этих формулировок может Вам встретиться в заданиях ЕГЭ.

– А кто Вам сказал, что ЕГЭ по обществу – это легко?

Вам надоело читать? Вы хотите покинуть статью?

Это Ваше право. Но более полной информации в одном месте Вы не найдёте. Зубрите Конституцию РФ главу 7 и прочитайте парочку учебников по Праву (так как Вашего любимого П.А. Баранова по этой теме маловато будет). В добрый путь!

Но прежде чем Вы покинете эту страницу проверьте свои силы:

Скриншот задания № 14 из открытого банка заданий ФИПИ

Что решили? Ответы пишите в х!

Для тех, кто решил остаться! Новая порция информации.

2. Верховный суд России

Верховный суд РФ это высший судебный орган по гражданским, уголовным и иным делам, попадающим под общую юрисдикцию. Он обладает следующими компетенциями:

Схема 4 (составлена автором). Часть 1

Ну и ещё один «кусочек» полномочий Верховного суда РФ:

Схема 4 (составлена автором). Часть 4

Согласно статьи 126 Конституции РФ Верховный суд является высшим органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам.

В соответствии со статьёй 4 ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» к федеральным судам также относятся :

кассационные суды общей юрисдикции, апелляционные суды общей юрисдикции, верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции; арбитражные суды округов, арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов Российской Федерации и специализированные арбитражные суды, составляющие систему федеральных арбитражных судов. (ЭТО ДОСЛОВНАЯ ЦИТАТА из ФКЗ «О судебной системе РФ» статья 4)– Что это всё тоже нужно знать??? Я в шоке!

Успокойтесь, это я так, что бы попугать немножко (процитировала статью 4 полностью).

Для Вас достаточно информации, которая дана в схеме 1. Никаких подробностей об всех этих судах (я очень на это надеюсь) у Вас спрашивать на ЕГЭ не будут.

А вот что спрашивают в задании № 14:

Скриншот задания № 14 с сайта «Решу ЕГЭ: обществознание»

Ответы пишите в х! Проверим

Ну что? Вы себя уже увереннее чувствуете?

– Да, как-то так…

Что? Не помогло?

Просто прочитать или посмотреть этого мало! Нужно выучить, а если что-то осталось не понятным, то спросить.

Помните, что просто убежать от этого вопроса не удастся

Так как информация о судах есть в кодификаторе сразу на нескольких позициях: 4.14. Органы государственной власти; 5.14. Споры, порядок их рассмотрения; 5.20. Судебная система.

А так же три вопроса, которые рассматривают судебный процесс: административный (5.11), гражданский (5.15) и уголовный (5.16). (Ссылка активная, там развёрнутый план по этому вопросу).

Конечно, в масштабах одной статьи раскрыть все эти темы невозможно, но если у Вас есть конкретные вопросы задавайте и я обязательно расскажу всё, что нужно для получения максимальных баллов на ЕГЭ.

Удачи на ЕГЭ! Спасибо, что дочитали!

Приложение:

Нормативные документы: Конституция РФ; «О судебной системе Российской Федерации»: Режим доступа – http://www.consultant.ru/document

Гифки: Лучшие гифки, GIF анимации и гиф картинки с сайта GIFER: Режим доступа – https://gifer.com/ru

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5c3c0e02a3352000adce00c7/5cbc06060a13b900b4b7b115

Предмет и система дисциплины “судебная власть в российской федерации”

Дисциплина “Судебная власть в Российской Федерации” относится к числу новых в системе высшего образования. В прежние годы студенты высших учебных заведений юридического профиля изучали дисциплину под названием “Судоустройство СССР и организация работы судов, органов юстиции и прокуратуры”.

В последующие годы она была заменена на “Правоохранительные органы РФ”, в рамках которой студенты знакомятся также с основами организации и деятельности судебной системы Российской Федерации. Однако многими учеными-правоведами отмечалось, что включение судов в состав правоохранительных органов неправомерно и не соответствует концепции разделения властей.

Об этом говорится и в Конституции РФ (ст. 72), и в ряде федеральных законов, а также постановлениях Конституционного Суда РФ.

Таким образом, выделение судов из системы правоохранительных органов свидетельствует о формировании независимой судебной власти в российском государстве.

Кроме того, дисциплина “Судебная власть в РФ” относится не к общеобразовательным, а к специальным дисциплинам и предназначена для систематизации полученных ранее знаний по арбитражному, уголовному и гражданскому процессам, а также по конституционному праву.

  • К приоритетным целям изучения курса “Судебная власть в РФ” относятся формирование углубленных знаний у студентов о:
  • – судебной власти и ее признаках;
  • – структуре судебной системы Российской Федерации;
  • – правосудии и судебном контроле;
  • – принципах судоустройства и судопроизводства;
  • – основах статуса судей в Российской Федерации;
  • – функционировании Конституционного Суда РФ, системы судов общей юрисдикции, системы арбитражных судов, а также судов субъектов РФ;
  • – деятельности по организационному обеспечению деятельности судов;
  • – особенностям судоустройства в дореволюционной России.

Содержание предмета курса “Судебная власть в РФ” включает сведения о судебной системе и особенностях ее организации и деятельности.

Среди этих сведений центральное место занимают те, которые дают представление не только о деятельности судебной власти в целом, но и о ее конкретных направлениях, а также об организационном обеспечении деятельности судов Российской Федерации и органов судейского сообщества.

Правовой базой курса являются юридические институты и нормы законодательных актов разного уровня, разной правовой силы и значимости.

В первую группу входят те из них, которые лишь в какой-то части посвящены организации и деятельности судебной власти.

В их числе: Конституция РФ, Гражданский процессуальный кодекс (ГПК), Уголовно-процессуальный кодекс (УПК), Арбитражный процессуальный кодекс (АПК), Закон “Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан” и др.

  1. Ко второй группе относятся законодательные акты, которые посвящены отдельным ветвям судебной системы: Федеральные конституционные законы “О судебной системе РФ”, “О Конституционном Суде РФ”, “Об арбитражных судах в Российской Федерации”, “О военных судах РФ”, Федеральные законы: “О судоустройстве РСФСР”, “О мировых судьях в РФ”, “О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в РФ”.
  2. К третьей группе относятся законы, регламентирующие деятельность судебной власти, связанную с организационным обеспечением деятельности судов: “О статусе судей в РФ”, “О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов”, “О Судебном департаменте при Верховном Суде РФ” и др.
  3. С учетом этого дисциплину “Судебная власть в Российской Федерации” можно определить как дисциплину, в рамках которой изучаются организация и деятельность органов судебной системы Российской Федерации как самостоятельной ветви государственной власти.
  4. В рамках дисциплины:
  5. – рассматриваются вопросы, связанные с деятельностью судов;
  6. – раскрывается понятие правосудия, принципов правосудия;
  7. – излагаются сведения о построении судебной системы в целом;
  8. – приводится характеристика организации и полномочий всех звеньев судов общей юрисдикции, федеральных арбитражных судов, Конституционного Суда РФ, а также судов субъектов Российской Федерации и органов судейского сообщества;
  9. – изучается организационное обеспечение деятельности судов и органов судейского сообщества РФ.
Читайте также:  Волновая функция - в помощь студенту

Источник: https://3ys.ru/sudebnaya-vlast-v-rossijskoj-federatsii/predmet-i-sistema-distsipliny-sudebnaya-vlast-v-rossijskoj-federatsii.html

История становления и развития судебной системы в рф

Суды являются институтом современного государства, обеспечивающим разрешение экономических, гражданских, административных, уголовных и иных споров в соответствии с принятыми нормами права.

В той мере, в которой судебная система создает предсказуемую и справедливую правовую среду, обеспечивает надежную защиту прав граждан и их объединений, в том числе права собственности, она способствует экономическому росту.

Необходимость возобновления экономического роста в России и обеспечения долгосрочной стабильности ставит на повестку дня вопрос о совершенствовании судебной системы, повышении авторитета судебной власти.

Судебная система РФ развивалась не одно столетие, начиная с реформ Александра II, она продолжает свое развитие и по сей день.

Именно реформа Александра II стала основой для современной судебной системы. Отметим, что суды на Руси существовали еще до данной реформы, однако носили либо непостоянный характер, либо не имели прочной нормативно-правовой основы. Исходя из этого, можно выделить четыре исторических этапа становления судебной системы в России.

1 этап – до реформы Александра II. Еще в 1649 году Земским Собором было принято Соборное уложение, которое состояло из нескольких частей, выделяющие материальные положения, т.е.

нормы о правонарушениях и преступлениях, а также процессуальные, представляющие собой нормы о самом судопроизводстве. К тому же, в данном документе было отмечено деление населения на отдельные неравные по правам категории.

Также заметно выделяется разница между гражданским и уголовным процессами.

В правлении Петра появляются новые судебные органы, незнакомые до этого на Руси – Сенат и Юстиц-коллегия. Полномочия между ними были распределены таким образом, что Юстиц-коллегия являлась органом управления всеми судами, а Сенат  занимался разрешением сложных дел.

Чуть позже, также при Петре I был издан указ от 5 ноября 1723 года «О форме суда», который придал судам состязательную форму процесса, что не было с введения Соборного Уложения.

2 этап – реформы Александра II и Александра III. С начала правления Александра II в судебной системе начались существенные изменения.

Именно в этот период были приняты судебные уставы («Учреждение судебных установлений», «Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями», «Устав уголовного судопроизводства» и «Устав гражданского судопроизводства»), которые вводили учреждения, общие для всех сословий.

В то же время суды были поделены на три категории: мировой суд, окружной суд и судебная палата. Однако по указанию императора, если дело, по его мнению, носило важный политический характер, то его рассматривал Верховный уголовный суд.

В период судебной реформы 19 века в уголовном судопроизводстве оценка доказательств была предоставлена не только должностному лицу, но также представителям народа. В начале 20 века в советский период государственности суд присяжных был упразднен. Вновь учрежден судебно-правовой и конституционной реформой в Российской Федерации в 1993 году.

В период с 1864 по 1917 год присяжные заседатели имели место быть в уголовном процессе России, для них была характерна как историческая, так и системная эволюционность, а также значительная изменчивость государственно-территориального распространения.

Суд присяжных в России возник вместе с судебной реформой 1864 года, которая представляет собой эволюцию от феодального положения судебной и процессуальной системы крепостной России к современным буржуазным институтам права.

В то время была установлена новая система суда: суд с избираемыми судьями, мировые судьи и съезды мировых судей, суды с назначаемыми судьями, окружные суды и судебные палаты. Каждый уезд с входившим в него городом, а также даже и отдельно крупный город составляли мировой округ, делившийся на несколько участков. В каждом из уездов имелся  участковый, мировой и почетный судья.

Роль мировой юстиции была большой, потому что она пришла на замену одного из самых распространенных судов в России крепостных времен — суд помещика.

Реформа 1864 года вводит новейшую систему общих судов. Суды первой инстанции — окружные суды, которые создавались на два или более уезда и в их состав входили председатель и члены суда. Одним из новых институтов, которые были введены реформой на уровне первой ступени общей судебной системы, явились присяжные заседатели.

Как указывалось в статье 45 Устава уголовного судопроизводства, присяжный заседатель — лицо, которое достигло 25 лет, и не старше 70 лет, которое обладает цензом оседлости.

Выборы присяжных заседателей происходили следующим образом: создавался список, включающий почетных мировых судей, выбранных должностных лиц, судей из крестьян и прочих лиц, имеющих доход, либо собственность.

В данные списки категорически не могли включаться военные, прислуга, наемные работники, священники, учителя, а также люди, которые не были обучены грамоте. Данные списки были основой для составления уже очередных и запасных списков на год.

До судебного заседания, за месяц, председатель суда по жребию выбирал 30 основных заседателей и 6 запасных. В  заседании принимали участие 12 присяжных заседателей. На присяжных заседателей также могли подать отвод, как подсудимый, так и прокурор. Из числа тех заседателей, которые не были отведены, избирались двенадцать присяжных, из которых один был старшим.

3 этап – судебная система времен СССР.

Важным для становления судебной системы РФ является период советской власти, когда с 1917 года на год была приостановлена работа мировых судей, следователей, прокуроров и адвокатов [5, с.136-138].

Далее с созданием Конституции СССР от 1936 г. ранее существовавшая судебная система подверглась существенным изменениям, однако большее значение для судебной системы имеет Конституция СССР 1977 г.

4 этап – судебная система современной России.

В 1990-е годы в России появилась необходимость проведения судебной реформы. Концепция судебной реформы 1991 года в качестве основой задачи определила построение правового государства, а также утверждение независимой судебной власти [1, с. 54].

Основные направления судебной реформы также получили свое закрепление и развитие в Конституции Российской Федерации 1993 г. Конституция РФ гарантировала судебную защиту прав и свобод граждан, было закреплено равенство всех перед судом и законом, была определена независимость судей, а также равноправие и состязательность сторон.

Начало современной России идет с принятия Конституции новообразовавшимся государством в 1993 году. Появилась новая модель судопроизводства, которая предусматривала гарантии деятельности судей, определяла статус Конституционного, Высшего и Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, закрепляла право любого гражданина на судебную защиту.

Важным шагом было создание федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России» на 2002–2006 гг.

Данная программа имела задачу информатизации судов общей юрисдикции, и по итогам её работы, Совет судей постановил задачу выполненной, так в судах Российской Федерации была внедрена Государственная автоматизированная система «Правосудие» [6, с. 6].

Далее следовала федеральная программа «Развитие судебной системы России» на 2007–2013 гг., что было гарантией открытости и прозрачности правосудия в стране, увеличением доверия граждан к системе, обеспечения независимости судей, а также повышения уровня исполнения судебных актов. В рамках данной программы в 2010 г.

Высший Арбитражный суд РФ пустил в ход новейший информационный ресурс – картотеку арбитражных дел, а спустя некоторое время Президиум Высшего Арбитражного суда начал вести трансляции своих заседаний.

Так, любой гражданин может вести наблюдение над ходом того либо иного дела и рассматривать некоторые документы, прикрепленные к нему.

На данный момент в Российской Федерации принята федеральная целевая программа «Развитие судебной системы России» на 2014-2020 гг., которая предусматривает огромное количество изменений.

В современной России одной из проблем инстанционной системы уголовного и гражданского процесса в течение длительного времени выступало параллельное существование двух инстанций по пересмотру не вступивших в законную силу судебных актов — кассации и апелляции.

В соответствии с УПК РФ и ГПК РФ апелляция была применима по отношению актов мировых судей, а остальные акты, не успевшие вступить в законную силу — обжаловались в кассационном порядке. Такое положение не соответствовало конституционному принципу равенства всех перед законом и судом; инстанции друг друга дублировали.

Кассация выполняла не свойственные ей функции, что не соответствовало также и мировым стандартам [3, с. 372].

Таким образом, можно сделать вывод о том, что история развития судебной системы в нашей стране уходит в глубину веков и предназначается для разрешения споров.

Судебная власть в России постоянно изменялась и совершенствовалась. С ее развитием появились специализированные органы и должностные лица правосудия, которые были призваны разрешать споры людей.

При развитии и усложнении данных органов постепенно сложилась современная судебная система.

Список литературы:

  1. Бошно С.В. Теория права и государства. Учебник. Сер. Российское юридическое образование (2-е изд., перераб. и доп.). М., 2011.
  2. Гравина А.А. Организация и деятельность судов общей юрисдикции: новеллы и перспективы: Монография / А.А. Гравина, В.П. Кашепов, О.В. Макарова [и др.]; отв. ред. В.П. Кашепов. – М., 2016. – СПС «КонсультантПлюс».
  3. Комкова Г.Н Система защиты прав человека в Российской федерации. Учебник. М.: Издательство «Проспект», 2017.
  4. Михайлова Н.С. Направления развития института мировых судей // Молодой ученый. — 2016. — № 4. — С. 578-580. ; То же [Электронный ресурс]. – URL: http://moluch.ru/archive/108/26019/ (29.07.2016).
  5. Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире. 2015. № 9-4. С. 136-138
  6. Яковлев В.Ф. Опыт создания арбитражных судов // Вестник ВАС РФ. 2012. № 1. С. 6–25.

Источник: https://sibac.info/studconf/science/xliv/105203

Ссылка на основную публикацию