Субъект и объект познания — в помощь студенту

Субъект и объект познания - в помощь студенту

Объект — конкретные вещи, явления или процессы, на которые непосредственно направлена познавательная активность людей, тот, кто осуществляет познавательную деятельность, называется субъектом познания.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Субъектом познания могут выступать отдельный индивид, социальная группа, общество в целом. Отношение познавательного процесса включает в себя три члена: субъект, объект и содержание познания — знания.

Субъект — это и совокупность наличных знаний, которыми он владеет, это и материальные средства исследования, это и философские, мировоззренческие установки ученого.

Это означает, что субъект производит в своем сознании те или иные образы, абстракции, гипотезы, теории не «один на один с природой», а на базе универсальных схем деятельности, которые уже сформировались.

Они задают механизмы, согласно которым человек понимает и оценивает те или иные объекты познания. Независимо от того, создает отдельный индивид сам новые способы познания и объяснения реальности он действует на основе культурных данных своего времени.

В любом своем отношении человек не вступает в контакт с объектами (вещами, явлениями, процессами) природного и общественного бытия вообще, во всей их бесконечной сложности. Побуждая к деятельности своими материальными и духовными потребностями, ставя определенные цели, она всегда берет их как некий «частичный объект», или «предмет».

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Участники земельных правоотношений - в помощь студенту

Оценим за полчаса!

В процессе деятельности происходит практическое отвлечение от других его свойств, связей и отношений, образующая принципиальную основу исторически конкретных способов воображаемого, теоретического освоения действительности.

Любой объект существует в определенных условиях, в определенной среде, в отношении которого он обнаруживает определенные свойства. В равной степени это справедливо и в отношении действующих на объект факторов.

Субъект и объект как противоположные стороны образуют противоречивое отношение. Субъектно-объективное противоречие развивается на основе возникновения и усложнения системы опосредованных звеньев. Чем более разнообразна и совершенна эта система, тем более развито целое, связанное с этими звеньями.

Поэтому между человеком и природой растут все новые и новые формы и появляются новые члены отношения: продукты предыдущей работы, технические средства, целый мир материальной культуры и общественных связей, складывающейся вокруг условий производства. Аналогичная картина характерна для процесса познания. Субъект не может влиять на объект иначе, как предметным образом.

Это означает, что располагает он должен иметь систему материальных посредников своих воздействий на познаваемый объект — орудия труда, измерительные инструменты, химические реактивы, ускорители частиц, экспериментальные установки. Прогресс познания был бы невозможен без постоянного расширения и усложнения этого «мира посредников».

Равным образом механизм воздействия объекта на субъект предполагает в свою очередь систему посредников: непосредственное сенсорная информация, различные знаковые системы и, прежде всего, язык.

Источник: http://worldofscience.ru/filosofija/1349-sub-ekt-ob-ekt-i-predmet-poznaniya.html

Виды познания. Субъект и объект познания

Современная материалистическая философия исходит из принципиальной познаваемости мира.

Познание – это общественно-исторический процесс деятельности человека, в ходе которого мысль человека о том или ином объекте все более приближается к нему. Выделяют следующие виды познания:

1) обыденное познание, которое формируется в процессе повседневной деятельности на основе личного опыта и обобщения. Специфика обыденного познания заключается в том, что его содержание характеризует единичные объекты и ситуации. Оно преимущественно образное, хотя и содержит элементы логики;

2) научное познание изучает в процессах и явлениях только общее и необходимое. Однако в нем присутствуют элементы единичного знания. Научное познание по форме сконцентрировано в общих понятиях, которые приведены в единую систему;

3) философское познание является разновидностью научного познания, но отличается от него двумя моментами: оно направлено на познание не общего, а всеобщего; имеет мировоззренческий характер, поэтому всегда содержит оценку познаваемого;

4) художественное познание является образным и наглядным и в то же время содержит общее и необходимое. Художественное познание ограничено сферой человеческих отношений.

Субъектом познания, в узком смысле слова, является человек или группа людей, а в широком – общество или все человечество.

Объектом познания выступает весь мир или его фрагмент, но только в тех границах, в которых человек с ним взаимодействует.

Таким образом, познание – это результат взаимодействия субъекта и объекта. Из этого следует, что в человеческом знании всегда присутствует два момента: субъективная форма и объективное содержание. Особенностью социального познания является то, что там объект и субъект познания совпадают.

Чувственное и рациональное познание

Познание мира человеком осуществляется по этапам: от внешних, чувственно-воспринимаемых характеристик до глубинных, умопостигаемых. Чувственное познание возникает раньше рационального и является более продуктивным на начальных стадиях жизни. Оно осуществляется в трех формах: ощущение, восприятие, представление.

  • Ощущение – это отражение отдельных свойств объекта в результате их воздействия на органы чувств.
  • Восприятие – целостный образ объекта, возникающий на основе ощущений.
  • Представление – способность к созданию образов тех объектов, которые непосредственно не воздействуют на органы чувств.

Образы, возникающие в результате чувственного познания, отличаются яркостью, насыщенностью и индивидуальной окрашенностью. Это связано с тем, что уровень развития органов чувств различен у разных людей, а также различны традиции, определяющие отношение человека к миру.

  1. Рациональное познание позволяет проникнуть в сущность познаваемых объектов. Его высшей формой является абстрактное мышление, которое, в свою очередь, осуществляется в трех формах:
  2. понятие – форма мысли, в которой отражены наиболее существенные и значимые стороны познаваемого объекта. Понятия различаются глубиной и степенью обобщения;
  3. суждение – форма мысли, в которой путем соединения нескольких понятий фиксируется отсутствие или наличие признаков каких-либо объектов, изменение их состояний;
  4. умозаключение – форма мышления, в которой в результате соединения нескольких суждений возникает новое, полученное логическим путем знание.
  5. Проблема истины в философии
  6. Цель познания – достижение истины. В философии сложились следующие подходы к ее пониманию:
  7. 1) истина – это соответствие знаний действительности;
  8. 2) истина – это опытная подтверждаемость;
  9. 3) истина – это согласованность знаний;
  10. 4) истина – это полезность знаний;
  11. 5) истина – это результат соглашения между людьми.
  12. Первый подход является главным и называется классической концепцией истины.
  13. Истина – это адекватное отражение объекта познающим субъектом, которое воспроизводит объект таким, каким он существует сам по себе, вне сознания.

Истина включает в себя объективную и субъективную стороны. Объективность истины означает, что содержание человеческих представлений не зависит от человека и человечества. Субъективность истины состоит в том, что она не существует помимо человека и человечества.

Из понимания истины как объективной следует ее конкретность, то есть зависимость знания от связи и взаимодействия разных явлений, от условий, места и времени, в которых они существуют и развиваются.

Существуют разные формы истины. Они выделяются в зависимости от характера познаваемого объекта, от вида предметной реальности, от степени полноты освоения объекта. Информация, которая исходит от материальных объектов, образует предметную истину.

Ту реальность, которая включает в себя идеалы, ценности, называют экзистенциальной истиной. Если объектом освоения выступают какие-либо концепции, говорят о концептуальной истине.

Представление человека о методах и средствах познания образует операциональную истину.

Важное место в познании занимают абсолютная и относительная истина. Абсолютная истина – это знание, которое тождественно своему предмету и не может быть опровергнуто в дальнейшем познании.

Относительная истина – это неполное знание о том же самом предмете.

Достижение абсолютной истины проблематично, но это не означает, что ее нет: каждая относительная истина содержит в себе часть абсолютной.

Антиподом истины является ложь, то есть преднамеренное возведение неверных представлений в истину. Ложь – это функция любых человеческих отношений, где сталкиваются интересы индивидов и социальных групп. Если в отдельных сферах человеческого бытия она может быть оправдана, то в сфере познания недопустима.

Заблуждение – это непреднамеренное несоответствие суждений объекту. Роль заблуждений в познании неоднозначна. С одной стороны, они уводят от истины, а с другой, могут создавать проблемные ситуации и служить исходной точкой для дальнейшего развития познания. История познания показывает, что путь к истине чаще всего проходит через заблуждения.

  • Методы научного познания
  • Научное познание возникает на определенной ступени развития общества и имеет свою специфику:
  • — оно целенаправленно и решает определенные задачи;
  • — ему свойственны точность и строгая определенность;
  • — оно располагает специальными методами и формами.

В науке метод – это система приемов, правил, требований, которыми необходимо руководствоваться в процессе познавательной деятельности. Принято выделять три основные группы методов научного исследования: эмпирические, теоретические, общелогические.

Эмпирические методы.

Наблюдение – целенаправленное изучение предметов и явлений, которое опирается на ощущения, восприятия и представления человека. Структура наблюдения включает в себя наблюдателя, объект наблюдения, условия наблюдения и средства наблюдения.

Наблюдение может быть непосредственным и опосредованным. В первом случае объект воздействует на органы чувств наблюдателя непосредственно; во втором используются те или иные приборы.

Основные требования к научному наблюдению: однозначность замысла, единство средств, возможность контроля результатов наблюдения.

Эксперимент – это активное целенаправленное изучение явлений и процессов в точно фиксированных условиях их протекания, которые могут воссоздаваться и контролироваться исследователем. Выделяют следующие виды эксперимента: исследовательский (поисковый); воспроизводящий; изолирующий; проверочный (контрольный).

Кроме того, различают эксперименты в зависимости от области научного знания: химические, биологические, социальные и т.д. Любой эксперимент включает в себя следующие стадии:

  1. — планирование;
  2. — выбор технических средств;
  3. — осуществление эксперимента;
  4. — интерпретацю результатов.

Сравнение – это соотнесение различных объектов для выявления их сходства и различий. Оно должно отвечать двум требованиям: сравниваются только сопоставимые объекты; сравнение осуществляется по наиболее существенным признакам.

Описание – это фиксация в той или иной форме результатов наблюдения. Для этого могут использоваться естественные и искусственные языки, знаки, символы, графики, схемы и т.д.

  • Теоретические методы.
  • Формализация – это отражение содержательного знания посредством формализованного языка.
  • Аксиоматический метод – это метод познания, при котором в основу теории кладутся некоторые исходные положения – аксиомы (постулаты), из которых все остальные утверждения выводятся логическим путем с помощью доказательств.
  • Метод восхождения от абстрактного к конкретному – способ исследования, при котором из многообразия явлений действительности выделяется некоторая абстракция, которая становится инструментом исследования этой же действительности.

Гипотетико-дедуктивный метод – способ теоретического исследования, сущность которого заключается в создании системы дедуктивносвязанных между собой гипотез, из которых, в конечном счете, выводятся утверждения об эмпирических фактах. Заключение, полученное на основе этого метода, может иметь лишь вероятностный характер.

  1. Общелогические методы.
  2. Анализ – это прием мышления, связанный с разделением изучаемого объекта на составные части с целью их относительно самостоятельного изучения.
  3. Синтез – это объединение ранее выделенных частей для более полного представления о целом.
  4. Абстрагирование – это мысленное выделение отдельных признаков конкретного предмета с одновременным отвлечением от других свойств, которые в данной ситуации представляются несущественными.
  5. Идеализация – это разновидность абстрагирования, которое предполагает предельное отвлечение от всех реальных свойств предмета с одновременным введением в содержание образуемых понятий, признаков, не реализуемых в действительности.

Индукция – это способ рассуждения, в котором общий вывод делается на основе частных посылок. Индуктивные умозаключения не дают абсолютно достоверного знания, но «наводят» на мысль на открытие общих закономерностей.

Дедукция – это способ рассуждения, при котором из общих посылок делаются выводы частного характера. Дедуктивные умозаключения дают достоверные знания, если достоверны исходные посылки.

Читайте также:  Оценка активов, обязательств и операций организаций в иностранной валюте - в помощь студенту

Аналогия – это метод, при котором на основании сходства объектов по некоторым признакам выдвигается предположение об их сходстве и по другим признакам. Вывод по аналогии не является достоверным и требует дополнительной проверки.

Моделирование– это метод исследования, при котором интересующий исследователя объект замещается другим объектом, находящимся в отношении подобия к первому. Первый объект называется оригиналом, второй – моделью.

В дальнейшем знание, полученное при изучении модели, переносится на оригинал на основании аналогии. Моделирование используется там, где изучение оригиналов невозможно, затруднено, требует больших затрат или связано с риском.

Моделирование может быть предметным, физическим, математическим, логическим, знаковым. В последнее время широкое распространение получило компьютерное моделирование, которое сочетает в себе математическое и логическое моделирование.

Формы научного познания

Формами научного познания называются способы осуществления научно-познавательной деятельности.

Факт– это знание, достоверно сообщающее о наличии какого-то явления действительности. Факты являются основанием всех научных знаний, поэтому они требуют строгой проверки на истинность. Научный подход требует исследовать все факты, относящиеся к рассматриваемому вопросу.

Проблема – это осознанный вопрос, для ответа на который имеющихся знаний недостаточно. Любая проблема связана с вопросом, но не каждый вопрос является проблемой.

Особенность проблемы состоит в том, что для ее решения необходимо выйти за пределы старого знания. Существуют научные проблемы и псевдопроблемы.

Последние являются неразрешимыми, поскольку их постановка противоречит фундаментальным законам бытия (создание вечного двигателя, открытие философского камня и эликсира бессмертия).

Гипотеза – это научное предположение, истинность или ложность которого еще не доказана. Гипотетическое знание носит вероятностный характер и требует проверки. В ходе этой работы одни гипотезы опровергаются, а другие становятся теориями.

  • Гипотеза выдвигается не произвольно, а при соблюдении следующих правил:
  • — отсутствие противоречий между гипотезой и проверенными фактами;
  • — соответствие гипотезы надежно установленным теориям;
  • — доступность гипотезы экспериментальной проверке (хотя бы в принципе);
  • — максимальная простота гипотезы.
  • Теория – это система истинного доказанного знания о сущности явлений, которое раскрывает структуру и функционирование объекта, взаимоотношение всех его элементов.
  • Теория выступает как система законов (теория относительности Эйнштейна, эволюционная теория Дарвина).
  • Закон – это объективная, существенная, необходимая, повторяющаяся, устойчивая, внутренняя связь между явлениями и процессами действительности.

Законы науки представляют собой конкретно исторические феномены. С развитием науки они могут прекращать свое существование, изменять форму своего действия, находить новые проявления.

  1. Принцип – исходное положение какой-либо теории, науки, мировоззрения. К всеобщим принципам познания относятся:
  2. — принцип детерминизма;
  3. — принцип историзма;
  4. — принцип системности и др.
  5. Категория – понятие, которое отражает наиболее существенные закономерные связи и отношения реальной действительности и познания.
  6. Категории возникают в определенной последовательности и на определенных ступенях познания.
  7. Лекция 19 Философия науки



Источник: https://infopedia.su/15xdad.html

Билет 26. Познание как предмет философского анализа. Субъект и объект познания. Познание и творчество

Познание – это процесс получения человеком нового знания, открытие неизвестного ранее.

Результативность познания достигается в первую очередь активной ролью человека в этом процессе, чем и вызвана необходимость его философского рассмотрения.

Иными словами, речь идет о выяснении предпосылок и обстоятельств, условий продвижения к истине, овладением для этого необходимыми методами и понятиями.

Философские проблемы познания составляют предмет теории познания, или гносеологии. “Гносеология” – слово греческого происхождения (гнозис – знание и логос – слово, учение).

Теория познания отвечает на вопросы, что такое познание, каковы его основные формы, каковы закономерности перехода от незнания к знанию, что такое субъект и объект познания, какова структура познавательного процесса, что такое истина и каков ее критерий, а так же на многие другие. В философию термин “теория познания” ввел шотландский философ Дж. Феррьер в 1854 г .

Субъект познания –это носитель предметно-практической деятельности и познания, источник познавательной активности, направленной на предмет познания. В качестве субъекта познания может выступать как отдельный человек (индивид), так и различные социальные группы (общество в целом).

В случае, когда субъектом познания является индивид, то его самосознание (переживание собственного “Я”) определяется всем миром культуры, созданной на протяжении человеческой истории.

Успешная познавательная деятельность может быть осуществлена при условии активной роли субъекта в познавательном процессе.

Объект познания –это то, что противостоит субъекту, на что направлена его практическая и познавательная деятельность. Объект не тождественен объективной реальности, материи.

Объектом познания могут быть как материальные образования (химические элементы, физические тела, живые организмы), так и социальные явления (общество, взаимоотношение людей, их поведение и деятельность).

Результаты познания (итоги эксперимента, научные теории, наука в целом) также могут стать объектом познания. Таким образом, объектами становятся существующие независимо от человека вещи, явления, процессы, которые осваиваются либо в ходе практической деятельности, либо в ходе познания.

В этой связи ясно, что понятия объекта и предмета отличаются друг от друга. Предмет есть лишь одна сторона объекта, на которую направлено внимание какой-либо науки. Понятие предмета по своему объему шире понятия объекта.

Если в «первозданной» природе происходят стихийные, неосознанные процессы, то в обществе все процессы носят, как правило, целенаправленный осознанный характер (хотя бывают и исключения).

Познание, мышление — это всегда искание и открытие нового, поиски ранее неизведанных подходов и решений, активное достижение истины, активная (а не созерцательная, пассивная) деятельность субъекта в любой ее форме.

Творчество — процесс человеческой деятельности, создающий качественно новое, никогда ранее не бывшее — материальные и духовные ценности.

Творчество представляет собой возникшую в труде способность человека из определенного материала созидать (на основе познания объективных закономерностей) новую действительность (в любой ее форме), удовлетворяющую многообразным общественным потребностям.

Виды творчества определяются характером конкретной созидательной деятельности — творчество изобретателя, организатора, научное, художественное творчество и т.п.

Познание есть активный творческий процесс поиска нового, оригинального и даже уникального — того, чего раньше не было. В этом процессе «задействованы» все таланты и способности познающего субъекта — его органы чувств, память, мышление, воображение, фантазия, интуиция и др. — в их единстве и взаимодействии.

Важная особенность творческого познания — умение создавать и успешно разрешать проблемные ситуации.

Творческое познание невозможно без самостоятельности мышления, его критичности и самокритичности, гибкости мышления, умения делать выводы из допущенных ошибок, мыслить быстро (но не скоропалительно), отделять существенное от несущественного и самостоятельно приходить ко все новым и новым выводам и обобщениям.

В творческом процессе сознательное и бессознательное, рациональное и иррациональное, дискурсивное (логическое, понятийное) и интуитивное дополняют друг друга.

Важную роль в этом процессе играет интуиция (внезапное озарение) — способность прямого, непосредственного постижения истины без предварительных логических рассуждений и без доказательств.

В истории философии на важную роль интуиции (хотя и по-разному понимаемой) в процессе познания указывали многие мыслители.

Таким образом, творческое познание — это всегда непрерывный, активный, целенаправленный поиск новых подходов, выводов и результатов, а его фундаментальная характеристика — мысленное прогнозирование будущего.

Тем самым творчество (в том числе в познавательной своей форме) — это деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью.

Оно специфично для человека, так как всегда предполагает творца — субъекта творческой деятельности — создающего новые по замыслу материальные, культурные, духовные ценности. Познание и творчество неразрывно связаны как между собой, так и с практикой (практической деятельностью) как с их основой.

Рекомендуемые страницы:

Источник: https://poisk-ru.ru/s6833t1.html

Субъект и объект познания

Подробности Категория: Лекции по курсу Философия

Любая деятельность как специфически человеческая форма активного отношения человека к миру представляет собой взаимодействие субъекта и объекта.

Субъект — это носитель материальной и духовной деятельности, источник активности, направленной на объект. Объект — то, что противостоит субъекту, на что направлена его деятельность.

В отличие от объективной реальности объектом является лишь та ее часть, которая включена в деятельность субъекта.

В процессе развития общественных отношений познавательная деятельность выделяется из материальной, практической деятельности, приобретает относительную самостоятельность; отношенпе «субъект — объект» выступает как отношение субъекта и объекта познания.

Субъект познания — носитель познавательной деятельности, источник активности, направленной на объект. Объект познания — то, на что направлена познавательная деятельность субъекта познания.

Например, планета Нептун, существующая как объективная реальность со времени возникновения Солнечной системы, становится объектом познания лишь после ее открытия (1846): были установлены ее расстояние от Солнца, период обращения, экваториальный диаметр, масса, удаленность от Земли и другие характеристики.

В разных философских учениях субъект и объект познания трактуются по-разному. В материализме XVII —XVIII вв. объект рассматривался как нечто, существующее независимо от субъект, а субъект — как индивид, пассивно воспринимающий объект. Такая позиция характеризуется созерцательностью.

В идеалистических системах субъект выступал как активное, творческое надо, под субъектом понималось или индивидуальное сознание, творящее объект в виде комбинаций (комплексов) ощущений (учения Беркли, Юма, эмпириокритицизма), или внечеловеческий субъект — Бог, мировой разум, творящий и познающий действительность.

В системе Гегеля, например, исходным положением которой является тождество мышления и бытия, абсолютная идея (объективное мышление) оказывается и субъектом, и объектом познания.

Существует теория бессубъектного познания, выдвинутая К. Поппером. Эта теория основана на его учении о третьем мире: первым миром является физический мир — мир физических состояний, вторым — психический мир, мир состояний сознания, третьим миром — мир научного знания, «мир объективного содержания мышления».

м третьего мира, считает Попер, являются теоретические системы, проблемы, аргументы, знания, содержащиеся в книгах, журналах и т.д.

Третий мир вникает в результате взаимодействия физического и психического миров, его предпосылкой является язык, который превращает «мир объективного содержания мышления» в «субъективный дух», существующий независимо от первого и второго мира.

Так как третий мир существует самостоятельно, а содержащиеся в нем знания объективны, не зависят от субъекта, субъект из познавательной деятельности исключается. Познание оказывается бессубъектным.

В теории Поппера поставлена важная проблема: если знание зависит от субъекта, оно не может быть объективным, а если оно объективно, тогда нужно отказаться от субъекта.

Эта проблема может рассматриваться как проблема взаимодействия индивидуального и общественного субъекта. Идеи и теории приобретают самостоятельное существование в том смысле, что они перестают принадлежать выдвинувшим их людям.

Они становятся достоянием общества (теории Дарвина, Эйнштейна и т.п.). Но дает ли это основание исключать субъект из познания?

Знание не является результатом деятельности индивидуального субъекта, изолированного от общества, оно невозможно без знаний, ставших общественным достоянием.

Но с другой стороны, познание невозможно без субъекта, и этим субъектом является прежде всего человек, индивид, обладающий способностью познавать, наделенный сознанием и волей, вооруженный навыками и знаниями, выраженными в понятиях, категориях, теориях, зафиксированными в языке и передающимися из поколения в поколение («третий мир» Поппера). Гносеологический субъект имеет социальную природу, это общественный человек, усвоивший достижения материальной и духовной культуры, и в этом более широком — смысле субъект познания может рассматриваться как коллектив, социальная группа, общество в целом. Как универсальный гносеологический субъект общество объединяет субъекты всех уровней, всех поколений. Но оно осуществляет познание не иначе, как через познавательную деятельность индивидуальных субъектов.

Познание — это взаимодействие субъекта и объекта.

Именно поэтому и познавательная деятельность, и ее результат содержат в себе и субъективное — то, что зависит от субъекта, и объективное, что определяется самим объектом и от субъекта не зависит.

Субъективная сторона познания обусловлена тем, что по знающий субъект — это не абстрактный человек (коллектив или общество), а конкретный субъект, деятельность которого связана с определенными социальными отношениями, уровнем культуры.

Мировоззренческие и методологические установки, нравственные нормы и критерии оценки оказывают существенное влияние на познавательный процесс.

Зания, навыки, установки — все то, чем «нагружен» субъект, составляют предпосылочное знание; оно предшествует познанию, является его условием.

Предпосылочное знание может быть явным, когда оно логически оформлено и зафиксировано в языке (вербализовано), и неявным — неосознанным и невербализированным. Такое знание выражается в эмоциональных оценках, интуитивно-художественных образах и т.п. Английский философ и ученый М.

Полани выдвинул концепцию личностного знания. Это знания индивидуального субъекта, содержащие явные и неявные компоненты, приобретенные путем непосредственных личных контактов (например, в научном сообществе), практических действиях, в совместной работе.

В научной деятельности неявное личностное знание включено в теоретическую Деятельность ученого и проявляется в его навыках, искусстве экспериментирования и т.п.

Включение в познавательный процесс предпосылочного знания преодолевает понимание субъекта как гносеологическую абстракцию, не зависимую от конкретных социокультурных условий, достигнутых знаний и других обстоятельств. Однако не следует и преувеличивать роль этого знания, что характерно для представителей некоторых течений философии.

Как универсальный субъект общество осуществляет все виды деятельности, одним из видов которой является познание. Познание включено в материальную, практическую деятельность, формуется на ее основе. Вместе с тем единство различных видов деятельности не исключает существенного различия между ними.

Практическая деятельность — это материально-преобразующая деятельность с реальными объектами, познание — духовная деятельность с идеальными образами. Познавательные отношения выступают, таким образом, относительно самостоятельным видом духовной деятельности, приобретают внутреннюю логику развития.

Источник: https://studfilosed.ru/lektsii-po-kursu-filosofiya/496-subekt-i-obekt-poznaniya.html

Субъект и объект познания

1.1. В рационалистической философии проблемы теории познания рассматриваются под углом взаимодействия субъекта и объекта. Но трактовка этого взаимодействия в разных философских течения менялась.

В докантовской философии под субъектом познания понимали единично-оформленное бытие, человеческого индивида, под объектом же — то, на что направлена его познавательная деятельность и что существует в его сознании в виде идеальных мыслительных конструкций. Кант перевернул отношения субъекта и объекта и дал другую их интерпретацию.

Кантовский трансцендентальный субъект — это духовное образование, то, что лежит в основе предметного мира. Объект же — продукт деятельности этого субъекта. Трансцендентальный субъект первичен по отношению к объекту.

1.2. В системе Канта была осознана многогранность взаимодействия субъекта и объекта. Представители немецкой классической философии раскрыли онтологические, гноселогические, ценностные, материально-практические стороны этого взаимодействия.

В связи с этим в немецкой классической философии субъект предстает как надындивидуальная развивающаяся система, сущность которой состоит в активной деятельности. У Канта, Фихте, Шеллинга и Гегеля эта деятельность рассматривалась прежде всего как духовная активность, которая порождала объекты.

У Маркса и Энгельса эта деятельность носила материально-чувственный характер, была практической. Субъект и объект выступали у Маркса и Энгельса как стороны практического отношения, практической деятельности. Субъект — носитель материального целенаправленного действия, связывающего его с объектом.

Читайте также:  Понятие многогранника. призма - в помощь студенту

Объект — предмет, на который направлено действие. Таким образом, в марксизме человеческая деятельность,практика выступает в качествеважнейшей стороны субъектно-объектного отношения.

1.3. Чем же субъект отличается от объекта? Исходная характеристика субъекта —активность, понимаемая как самопроизвольное, внутренне детерминированное порождение материальной или духовной энергии. Объект же — это предмет приложения активности.

Активность человека носит осознанный характер, она опосредуется целеполаганием и самосознанием. Свободная деятельность есть высшее проявление активности. На основании всех этих качеств можно дать такое определение субъекта и объекта.

Субъект — это активное, самодеятельное существо, осуществляющее целеполагание и преобразование действительности. Объект же — это сфера приложения активности субъекта.

 Различия между субъектом и объектом относительны. Субъект и объект — это функциональные категории, которые означают роли различных явлений в тех или иных ситуациях деятельности. Индивид, например, в одних случаях может выступать в роли субъекта, когда он сам активно действует. Когда же на него воздействуют другие, когда он служит предметом манипуляции, то он превращается в объект.

Человек становится субъектом познания лишь в той мере, в какой он включен в социальную деятельность по преобразованию внешнего мира.

А это значит, что познание никогда не осуществляется отдельным изолированным индивидом, а лишь таким субъектом, который включен в коллективную практическую деятельность.

Объектом познания же выступает та часть объективной реальности, с которой субъект вступил в практическое и познавательное взаимодействие и которую субъект может выделить из действительности в силу того, что обладает на данной стадии развития познания такими средствами познавательной деятельности, которые отражают какие-то характеристики данного объекта.Подлинным гносеологическим субъектом является человечество, общество. Общество выступает как познающий субъект через исторически выраженные способы познавательной деятельности и систему накопленного знания.

Индивид же становится субъектом познания в той мере, в какой он сумеет овладеть созданным обществом миром культуры, превратить достижения человечества в свои силы и способности. Речь идет прежде всего о таких инструментах сознания как язык, логические категории, накопленные знания и т. д.

 Итак, в философии Нового времени процесс познания осмысливался как взаимоотношения субъекта и объекта. Результатом этого взаимоотношения являются знания.

 В современной философии существует и иной подход к проблемам познания, который отвергает методологию рационализма. Этот подход представлен школами иррационализма. Представители иррационализма требуют коренного пересмотра основных принципов рационалистической гносеологии, выступают против разделения познавательного акта на субъектно-объектные отношения.

Иррационализм выступает прежде всего против установки рационализма, что природа и все сферы общественной жизни рациональны и познаваемы, и познание может дать ориентиры для человеческой деятельности. Иррационализм отрицает упорядоченное, законообразное устройства мира: основание бытия неразумно. Бытие иррационально, потому что бессмысленно, дисгармонично, абсурдно.

 С отрицанием законообразности и причинной обусловленности в иррационализме тесно связано отрицание как познавательной, так и преобразовательной активности субъекта.

Иррационализм решает проблему субъекта безотносительно к его познанию и деятельности и поэтому видит основную задачу философии не познании законов объективного мира, а в определении форм и норм построения субъективного мира личности.

Познавательному и преобразовательному отношению к миру, выраженному в различных системах рационализма, иррационализм противопоставляет нравственно-практическое.

Главное, согласно иррационализму, выработать эмоционально-нравственные установки, которые должны служить человеку в межличностных ситуациях. На смену субъект-объектным отношениям, характерным для рационализма, иррационализм выдвигает субъект-субъектные отношения. Человек рассматривает, главным образом, как субъект общения (коммуникации).

 В философской теории иррационализм противопоставляет гносеологическому подходу рационализма аксиологический. Активность субъекта проявляется не в познавательной и преобразовательной деятельности, а в нравственно-оценочной.

Отсюда снимается проблема объективности познания и заменяется проблемой оценивания мира с точки зрения условий бытия в нем личности. Человека отличает от животного не разум, не способность к понятийному мышлению, а прежде всего способность к нравственной оценке.

Человек выступает мерилом всего бытия, а гносеологический подход уступает место аксиологическому, в основе которого лежат установки антропологизма.

 При решении же гносеологическим проблем решающее значение в иррационализме придается субъективно-психологическим, подсознательным факторам человеческого познания. Традиционные понятия гносеологии заменяются принципиально иными, отражающими субъективные переживания личности: страх, отчаяние, тоска, забота, любовь, причастность и т.д.

Рационализм всегда стремился уложить все знания в строго определенные логические формы, а то, что не укладывалось, отбросить как незнание.

Иррационализму не присуща отрицательна реакция на рационалистические методы философствования (понятийность, доказательность и т.д.

), но он акцентирует внимание как раз на «иррациональных остатках», объявляя их подлинным знанием, требующим иных, нерациональных форм выражения (образов, символов, аллегорий, метафор и т.д.).

 Традиционная концепция познания, основанная на объектно-субъектных отношения преодолевается в иррационализме с позиции субъектно-субъектных отношений. Важнейшая роль в познавательном процессе приналежит вере. Вера входит необходимым компонентом во всякий познавательный акт. Вера предшествует знанию, является движущейс причиной и конечной целью познания.

 Рационализм, не отрицая присутствия в познавательном процессе нерациональных моментов – интуиции и веры, — считает необходимым дать им естественное объяснение. Реальный познающий субъект – это индивид, освоивший достижения человечества, культуру, превративший их в свои силы и способности.

Интуиция – это и есть действие развитого на основе освоения культуры творческого воображения субъекта. Следовательно, реальной базой интуитивных прозрений выступает освоенная индивидом общественная культура.

Но эта культура начинает «говорить» в индивиде в какие-то особенные моменты, «моменты прозрения».

 Таким образом, основные направления современной философии признают принципиальную возможность познания действител ьности. Но существенно расходятся при решении вопросов о характере познания и эффективных познавательных средствах. У каждой школы есть свои аргументы и с ними надо считаться.

Источник: https://students-library.com/library/read/17892-subekt-i-obekt-poznania

Теория познания. Субъект и объект познания

Проблема познания – одна из самых древних проблем в философии.

Человечество давно поставило вопрос: «Что значит знать?» Этот вопрос настолько важен, что Энгельс рассматривал его как вторую сторону основного вопроса философии: познаваем ли мир? В истории философии были мыслители, которые сомневались в познавательных возможностях человека. Их называли скептиками, а с 17 века скептицизм переродился в агностицизм, т.е. отрицание возможностей человека познавать мир в принципе и по существу.

В процессе познания выделяют две стороны: объект познания и субъект познания, т.е. предметы внешнего мира, на которые направлена деятельность человека, и тот, кто познает что-либо.

Познавательные процессы протекают в некоторой системе, включающей объект познания и субъект познания. Такую систему иногда называют гностической системой. Здесь разыгрываются все великие битвы истины с заблуждением, борьба различных точек зрения, взглядов, гипотез.

Субъект познания – это носитель познавательной активности. Субъектом познания считается прежде всего человечество в целом – производитель и хранитель всех знаний об окружающем мире и о самом себе.

В качестве субъектов познавательной деятельности могут также выступать социальные группы, специальным назначением которых является производство знаний (субъектом научного познания является сообщество ученых), отдельные народы, накапливающие веками в своей культуре разнообразные сведения о явлениях природы, о нравах и обычаях тех или иных социальных общностей и т.д. Но в конечном счете гносеологическим субъектом является все же отдельный человек.

Объект познания – это то, на что направлена познавательная, оценочная, практическая деятельность субъекта. Объекты, на которые направлено обыденное познание, выявляются легко в процессе повседневной практики.

Но в научном познании дело обстоит гораздо сложнее. Здесь уже само обнаружение объекта познания, свойства которого подлежат изучению, зачастую представляет собой весьма трудоемкую задачу.

Широко употребляемые в философии понятия «объект» и «объективная реальность» не являются совпадающими понятиями.

Для обнаружения объекта научного познания нередко требуется постановка сложных экспериментов и участие теоретического мышления исследователя (субъекта познания).

В научном познании выделяются объекты практической деятельности (эмпирические объекты) и объекты теоретической деятельности.

Для того чтобы физический объект стал объектом теоретического мышления, ученый «превращает» его в идеализированный образ, накладывая ту или иную сетку понятий.

В понятиях субъекта и объекта познания имеется момент относительности: в одном отношении что-то выступает как объект, а в другом отношении может стать субъектом, и наоборот.

Структура и основные характеристики познавательного процесса.

Познание – процесс приобретения человеком знаний о мире и о себе самом. Это активный, целенаправленный процесс отражения действительности в сознании человека.

Субъект познания – тот, кто познает — общество в лице конкретных людей.

Объект познания – то, на что направлена познавательная деятельность.

О вещи, предмете мы всегда узнаем только через взаимодействие. Познание – это всегда взаимодействие человека с предметом. Познавая вещи, мы их узнаем не такими, какие они есть сами по себе, а такими, какими они проявляют себя во взаимодействии с нами.

Структура процесса познания:

1) Чувственное познание (на начальном этапе познавательного процесса мы получаем с помощью органов чувств эмпирические факты). Ощущение – чувственный образ отдельных свойств предмета, возникающий при непосредственном контакте предмета с органами чувств.

Восприятие – чувственный образ предмета в совокупности всех его свойств, возникающий при непосредственном контакте предмета с органами чувств.

Представление – чувственный образ предмета в совокупности всех его свойств, возникающий без непосредственного контакта предмета с органами чувств, а по следам, оставшимся в намята от прошлых восприятий.

2) Рациональное познание(абстрактное мышление). Оно также протекает в трех формах – понятиях, суждениях, умозаключениях.

Понятия – это слова, в которых закреплен определенный смысл, отражены какие-то свойства предметов и процессов. Суждение – это предложение, в котором что-то либо утверждается, либо отрицается.

Умозаключение – это вывод, который делается на основе двух или нескольких суждений.

3) Иррациональное познание. Интуиция – непосредственное, прямое, но неосознанное получение какого-либо знания без чувственного восприятия и рационального мышления. Пути решения проблемы иррационального:

1)У всех иррациональных явлений рано или поздно найдется рациональное объяснение.

2)Предлагается признать моменты, иррационального в самом мире. Они не доступны обычному человеческому разуму. Познать их можно только с помощью Бога.

Заключительный этап познавательного процесса – практика. Понятие практики является фундаментальным для философии.

Оно в самом широком смысле означает взаимодействие человека с окружающим миром. Практика имеет большое значение для познания.

Оно развивается благодаря тому, что человек активно вмешивается в объективные явления, преобразует их и испытывает на себе их воздействия.

Цель любого познания – достижение истины. Истина – это соответствие содержания знания действительности.

Кроме истины есть еще заблуждение, как ненамеренное искажение реального положения вещей, и ложь, как намеренное искажение действительности.

Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 1021;

Источник: https://studopedia.net/6_45144_teoriya-poznaniya-sub-ekt-i-ob-ekt-poznaniya.html

31. Теория познания. Субъект и объект познания » Шпоры для студентов

ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ (ГНОСЕОЛОГИЯ) — это раздел философии, в котором изучаются такие проблемы, как природа познания, его возможности и границы, отношение субъекта и объекта познания, исследуются условия достоверного знания, критерии его истинности, формы и уровни и т. д.

  • Термин «гносеология» в современной литературе употребляется в двух основных значениях:
  • 1) как учение о всеобщих механизмах и закономерностях познавательной деятельности человека, о «знании вообще», независимо от его форм и видов;
  • 2) как философская концепция, предметом исследования которой является научное познание в его специфических характеристиках.

Теория познания тесно связана с такими фундаментальными науками, как онтология — учение о бытии и диалектика — учение о всеобщих законах развития бытия и познания, а также с логикой (в ее различных модификациях) и методологией. Поскольку субъектом познания является человек, постольку гносеология широко использует данные философской антропологии, социологии и других наук.

При изучении личности познающего субъекта теория познания опирается на данные психологии, физиологии, медицины.

Что касается МЕТОДОВ, с помощью которых гносеология исследует свой предмет, то она вправе и обязана использовать любые методы и приемы, которые окажутся наиболее эффективными в данной познавательной ситуации.

Это прежде всего философские методы — диалектический, феноменологический, герменевтический и др. Это и то, что называют общенаучной методологией — системный, структурно-функциональный, вероятностный и др. подходы.

Это общелогические методы — анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия и др. Это также эмпирические и теоретические средства и приемы, характерные для частных наук (и научных дисциплин), которые могут быть использованы в теории познания с учетом ее специфики.

ОСНОВОЙ И ЦЕЛЬЮ ПОЗНАНИЯ ЯВЛЯЕТСЯ ПРАКТИКА. Важнейшие ФОРМЫ ПРАКТИКИ:

· материальное производство (труд), преобразование природы, естественного бытия людей;

· социальные действия — преобразование общественного бытия, изменение существующих социальных отношений определенными «массовыми силами» (революции, реформы, войны и т. п.);

· научный эксперимент — активная (в отличие от наблюдения) деятельность, в процессе которой человек искусственно создает условия, позволяющие ему исследовать интересующие его свойства объективного мира.

Под объектом познавательной деятельности в самом широком смысле слова следует понимать все то, на что направлена мысль познающего субъекта. Соответственно, не все, что объективно существует в мире, может быть объектом познавательной деятельности. Объект и объективная реальность — вещи совершенно разные.

Например, человек что-то не может сделать объектом познания в силу чисто исторических причин: неразвитости технических средств наблюдения, несформировавшегося методологического аппарата анализа и т. д. Одновременно полноправными объектами познания являются состояния и факты сознания (восприятия, эмоции и т. д.

), атакже его различные порождения, включая те, которые не существуют в самой действительности: кентавры, черти с хвостиками, роботы из научнофантастических фильмов и даже логически невозможные образования (типа «круглого квадрата»).

В принципе, всё, что только может помыслить или представить себе человек, способно стать предметом его познавательной деятельности, любые фантазии и гипотетические ситуации.

Более того, способность творчески конструировать гипотетические объекты познания, даже те, которые никогда не встретятся ни в какой объективной действительности, как раз и является существеннейшей характеристикой именно человеческого познания, способного планировать возможные сценарии будущего.

На первый взгляд может показаться, что с пониманием субъекта noзнания дело обстоит намного проще и его можно напрямую отождествить с человеческим индивидом, осуществляющим познавательный акт.

Такая позиция близка нашему повседневному наивно-реалистическому опыту и наиболее распространена. Она трактует субъект в качестве так называемого психологического субъекта познания.

Здесь познающий чаще всего рассматривается как пассивный регистратор внешних воздействий, стой или иной степенью адекватности отражающий объект.

Подытоживая различные трактовки субъекта познания, можно попытаться дать его общее определение, учитывающее вышеотмеченные аспекты: под субъектом познания следует понимать наделенного сознанием человека, включенного в систему социокультурных связей и укорененного в рамках космического целого, чья активность направлена на постижение тайн противостоящего ему объекта.

Источник: http://shporiforall.ru/shpory/fil-v-asp/31-teoriya-poznaniya-subekt-i-obekt-poznaniya.html

Ссылка на основную публикацию