Структура органов местного самоуправления в современной россии — в помощь студенту

Московкина Ю. Ю. Состояние и перспективы развития института местного самоуправления в современной России // Молодой ученый. — 2019. — №23. — С. 582-583. — URL https://moluch.ru/archive/261/60153/ (дата обращения: 20.03.2020).



Период развития местного самоуправления в современной России складывается из противоречий. На данный момент в России сложилась модель местного самоуправления смешанного типа [1]. «Синтезированная общественно-государственная природа» действующей модели местного самоуправления представляет собой отличные друг от друга формы организации деятельности в различных муниципальных образованиях.

Современное местное самоуправление организовано в виде модели, которая представляет собой комплекс взаимоотношений, как внешних — между органами государственной власти и органами местного самоуправления, так и внутренних — между представительными и исполнительными органами местного самоуправления. Исходя из основ конституционного строя Российской Федерации современная модель складывается в единую систему местного самоуправления из разнообразных территориальных и организационных форм осуществления местного самоуправления.

Сравнивая советскую и современную модели можно отметить, что в современной система местного самоуправления не входит в систему государственной власти, а также отсутствие выстроенной «модель подчинения друг другу» в муниципальных образованиях.

В рамках этого принципа можно говорить о четком разграничении отношений среди федеральных и муниципальных органов власти, а также между муниципальными образованиями. Соответствующий предмет ведения этих органов позволяет быть органам местного самоуправления экономически и финансово самостоятельными.

Источником регулирования наименования местных органов, порядка их формирования, компетенции, сроков полномочий является устав муниципальных образований.

Современное российское местное самоуправление находится на начальном этапе своего формирования.

Применение Федерального закона № 131- ФЗ в течении тринадцати лет выявило необходимость более «включенного и разностороннего участия» как федеральных, так и региональных органов государственной власти в регулировании законодательства с целью улучшения условий в регионах и на местах.

Субъекты Федерации получили правовые возможности приспосабливать каждый муниципалитет к условиям его деятельности, хотя и на основе федерального и регионального законодательства.

Не следует считать, что достигнуто идеальное соотношение федерального и регионального регулирования местного самоуправления.

Поиски должной меры соотношения продолжатся, поскольку связаны с изменяющимися обстоятельствами объективного и субъективного свойства, переменами социально-экономических условий развития общества и государства.

Каждый муниципалитет на основе федерального и регионального законодательства приспосабливается субъектов Федерации исходя из их правовых возможностей.

Перспективы развития законодательства о местном самоуправлении, как федерального, так и регионального ФИО связывает с несколькими направлениями: «1) территориальным устройством местного самоуправления; 2) с компетенционным статусом субъектов муниципальной власти; 3) с материально-финансовым обеспечением полномочий этих органов; 4) с расширением участия в местном самоуправлении его главного субъекта — населения; 5) с соотношением местного самоуправления и государственной власти, отвечающим современным условиям политического, экономического и социально-культурного развития России». [6]

  • Важно также отметить, что существует ряд проблем [2], присущих местному самоуправлению в современной России:
  • – Нормативно-правовая база имеет противоречия и требует усовершенствования;
  • – В практическом ключе отсутствует логически оформленная модель организации деятельности местного самоуправления;
  • – Двойственность распределения предметов ведения и полномочий между местным самоуправлением и государственной властью;
  • – Отчуждённость и абсентеизм населения от публичной власти;
  • – Недостаточность финансирования на местном уровне, а также должного кадрового потенциала.

Современное российское местное самоуправление осуществляет свою деятельность и накапливает опыт как самостоятельный институт, но все же нуждается в дальнейшем развитии и улучшении.

Определенные меры как создание необходимого курса развития местного самоуправления; повышение качества и уровня народного представительства во власти, путём непосредственного участия граждан; инновационное развитие муниципального образования и качество реализации национальных проектов; иная дифференциация типов муниципального образования; формулирование четких полномочий органов власти и местного самоуправления; финансовая самостоятельность муниципалитетов; четкие, законодательно закрепленные границы государственного контроля позволят решить вышеперечисленные проблемы.

Таким образом, современный период развития местного самоуправления имеет противоречия. На данный момент в России сложилась модель местного самоуправления смешанного типа. Принципиальным отличием современной модели от советской является то, что местное самоуправление не входит в систему государственной власти, и муниципальные образования не подчиняются друг другу.

Современное российское общество находится в начале пути становления местного самоуправления. Субъекты Федерации получили правовые возможности приспосабливать каждый муниципалитет к условиям его деятельности, хотя и на основе федерального и регионального законодательства.

Также существует ряд проблем, характерных для местного самоуправление, которые подлежат обязательному решению.

Литература:

  1. Кокотов А. Н. Муниципальное право России. М.: Юрист, 2016. С. 56.
  2. Милосердов А. С. Роль исторических традиций в развитии местного самоуправления в современной России // Правовая инициатива. 2015. № 3. URL: http://49e.ru/ru/2015/3/11
  3. Постовой Н. В. Проблемы компетенции в системе местного самоуправления и пути их решения. М.: Юриспруденция, 2014. С. 96.

Источник: https://moluch.ru/archive/261/60153/

Формирование органов местного самоуправления в Российской Федерации (по состоянию на 1 марта 2009 года)

Местное самоуправление представляет собой один из важнейших институтов современного общества. Сегодня оно является одновременно формой самоорганизации граждан и, в этом качестве, составной частью гражданского общества, уровнем публичной власти.

В настоящее время совершенствование основ организации и функционирования местного самоуправления, уточнение его места и роли в структуре органов публичной власти — одна из первоочередных задач государственного строительства.

Будучи максимально приближенным к населению, местное самоуправление является первичным уровнем организации публичной власти, во многом обеспечивающим устойчивость и демократический характер всей системы властных институтов.

Поэтому недостатки и проблемы в формировании и работе органов местного самоуправления могут негативным образом отразиться на состоянии всего общества.

В своем выступлении на II Общероссийском гражданском форуме 22 января 2008 года Президент Российской Федерации Д.А.

Медведев обозначил работу по развитию местного самоуправления как одну из приоритетных задач государства, подчеркнув, что «местное самоуправление должно открывать гражданам возможность самостоятельно решать свои локальные проблемы без указаний и распоряжений сверху».

В ежегодном Послании Федеральному Собранию Российской Федерации 5 ноября 2008 года Президент Российской Федерации также уточнил, что «работа по совершенствованию муниципального законодательства будет продолжаться».

Местное самоуправление, как и вся российская политическая система, накапливает положительный опыт функционирования в качестве полноправного института и в то же время требует дальнейшего развития и совершенствования.

Определяя в своем Послании задачи по развитию институтов демократии, повышению уровня и качества народного представительства во власти, Президент Российской Федерации Д.А.

Медведев акцентировал внимание на тех аспектах работы, которые непосредственно связаны с низовыми уровнями публичной власти: « Созданные за эти годы (прямо скажем, по указанию «сверху») демократические учреждения должны укорениться во всех социальных слоях.

Для этого, во-первых, нужно постоянно доказывать дееспособность демократического устройства. И во-вторых, доверять все большее число социальных и политических функций непосредственно гражданам, их организациям и самоуправлению».

  • Основные этапы муниципальной реформы в Российской Федерации
  • Основы новой модели организации местного самоуправления в стране были заложены в Конституции Российской Федерации, установившей в качестве основ конституционного строя следующие положения:
  • в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление;
  • местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно;
  • органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

Таким образом, были зафиксированы ключевые положения местного самоуправления в России, но не определены конкретные характеристики российской модели местного самоуправления.

За 15 лет, прошедшие с принятия Конституции Российской Федерации, были созданы законодательные основы местного самоуправления, сформирована его финансово-экономическая база, накоплен определенный общественно-политический опыт работы муниципальных образований.

  1. Установленную Конституцией Российской Федерации общую схему системы органов местного самоуправления наполнил конкретным законодательным содержанием Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ (далее — Федеральный закон о местном самоуправлении).
  2. Федеральным законом о местном самоуправлении была определена единая для всех субъектов Российской Федерации двухуровневая территориальная система организации местного самоуправления и предусмотрено пять видов муниципальных образований:
  3. муниципальный район — несколько городских и/или сельских поселений;
  4. сельское поселение — один или несколько сельских населенных пунктов;
  5. городское поселение — один город или поселок городского типа с прилегающими населенными пунктами сельского или городского типа;
  6. городской округ — городское поселение, не входящее в состав муниципального района;
  7. внутригородская территория города федерального значения — часть территории города федерального значения — Москвы или Санкт-Петербурга.
  8. Принятый в 2003 году Федеральный закон о местном самоуправлении устанавливал переходный период реформы местного самоуправления, в течение которого на основании статьи 85 органам государственной власти субъектов Российской Федерации следовало:
  9. установить границы муниципальных образований и наделить их соответствующим статусом — до 1 марта 2005 года;
  10. установить численность представительных органов первого созыва вновь образованных муниципальных образований и сроки их полномочий — до 31 марта 2005 года;
  11. определить дату выборов выборных органов и выборных должностных лиц муниципальных образований — до 30 апреля 2005 года;
  12. установить порядок избрания глав вновь образованных муниципальных образований на первый срок их полномочий, а также статус указанной должности в структуре органов местного самоуправления в случае, если структура органов местного самоуправления не определена на местном референдуме (сходе граждан), — до 31 мая 2005 года;
  13. обеспечить проведение выборов во всех вновь образованных муниципальных образованиях — до 1 ноября 2005 года.
Читайте также:  Воспитание и образование в древней руси - в помощь студенту

В настоящее время муниципальная реформа в Российской Федерации находится на новом этапе своего развития.

1 января 2009 года закончился переходный период реализации Федерального закона о местном самоуправлении, и, начиная с указанной даты, его положения полностью вступили в силу на территории всех субъектов Российской Федерации, в связи с чем органы местного самоуправления получили весь объем полномочий, установленных указанным законом. Сегодня можно оценить имеющуюся практику реализации Федерального закона о местном самоуправлении в 81 субъекте Российской Федерации (кроме Республики Ингушетия и Чеченской Республики), отметить достоинства и недостатки сложившейся модели местного самоуправления, определить перспективы дальнейшего развития российской муниципальной реформы и сформулировать предложения по совершенствованию порядка формирования органов местного самоуправления в Российской Федерации.

24 ноября 2008 года Президентом Российской Федерации Д.А. Медведевым был подписан Федеральный закон «О мерах по организации местного самоуправления в Республике Ингушетия и Чеченской Республике».

Указанный закон устанавливает на территориях Республики Ингушетия и Чеченской Республики переходный период до 1 января 2010 года, в течение которого в них должно быть завершено формирование органов местного самоуправления.

Выборы в органы местного самоуправления вновь образованных муниципальных образований в этих республиках планируется провести 11 октября 2009 года.

Количество и виды муниципальных образований в Российской Федерации: сравнительная статистика

По состоянию на май 2005 года в Российской Федерации насчитывалось 24 079 муниципальных образований, в том числе 11 582 (почти 50 %) — вновь образованных (преобразованных) в ходе муниципальной реформы. Столь масштабное увеличение количества муниципальных образований обозначило проблему совершенствования механизма подготовки и проведения муниципальных выборов.

В соответствии с требованиями Федерального закона о местном самоуправлении в Российской Федерации до 1 ноября 2005 года должно было завершиться формирование выборных органов местного самоуправления во вновь образованных муниципальных образованиях.

С января по 30 октября 2005 года во всех субъектах Российской Федерации (за исключением Республики Ингушетия и Чеченской Республики) были проведены выборы органов местного самоуправления во вновь образованных муниципальных образованиях, причем наибольшее их количество — в 57 субъектах Российской Федерации — в октябре 2005 года.

  • По состоянию на 1 декабря 2005 года в Российской Федерации насчитывалось уже 24 238 муниципальных образований, в том числе вновь образованных — 12 251. Среди общего количества муниципальных образований насчитывалось:
  • 19 892 сельских поселения (82,0 %);
  • 1 756 городских поселений (7,3 %);
  • 1 802 муниципальных района (7,4 %);
  • 552 городских округа (2,4 %);
  • 236 внутригородских территорий городов федерального значения (0,9 %).
  • По состоянию на 1 марта 2009 года в Российской Федерации насчитывается 24 067 муниципальных образований, в том числе:
  • 19 770 сельских поселений (82,2 %);
  • 1 743 городских поселения (7,1 %);
  • 1 812 муниципальных района (7,6 %);
  • 506 городских округов (2,2 %);
  • 236 внутригородских территорий городов федерального значения (0,9 %).
  • Таким образом, с 1 декабря 2005 года в целом по Российской Федерации общее количество муниципальных образований сократилось в результате преобразований на 171, в том числе на:
  • 122 сельских поселения,
  • 13 городских поселений ,
  • 46 городских округов .

В это же время было образовано 10 новых муниципальных районов.

Можно также сделать вывод о том, что общая территориальная структура местного самоуправления в Российской Федерации не изменилась — наибольшее количество муниципальных образований в России с 2005 года составляют сельские поселения — 19 770, то есть более 82 процентов от общего количества муниципальных образований. Подробная информация дана в приложении 1.

Структура и порядок формирования органов местного самоуправления

Важнейшим условием эффективности местного самоуправления является его организационная структура, которая должна соответствовать задачам и функциям местного самоуправления, служить оптимальному сочетанию местных (муниципальных), региональных и общегосударственных интересов.

В соответствии со статьей 131 Конституции Российской Федерации население самостоятельно определяет структуру органов местного самоуправления своего муниципального образования.

При этом статья 130 Конституции дает основания для выделения в этой структуре двух видов органов местного самоуправления — выборных и формируемых иным (не выборным) путем.

Структура органов местного самоуправления муниципального образования закрепляется в его уставе и включает в себя перечень конкретных органов местного самоуправления (выборных и иных), образуемых в соответствии с требованиями закона.

  1. Федеральным законом о местном самоуправлении установлено, что органы местного самоуправления каждого муниципального образования обязательно должны включать:
  2. представительный орган муниципального образования, обладающий правом представлять интересы населения и принимать решения от его имени;
  3. главу муниципального образования — высшее должностное лицо муниципального образования, которое избирается либо на муниципальных выборах, либо представительным органом из числа депутатов и наделяется уставом муниципального образования в соответствии с Федеральным законом о местном самоуправлении собственными полномочиями по решению вопросов местного значения;
  4. местную администрацию — исполнительно-распорядительный орган муниципального образования, которым в соответствии с уставом муниципального образования руководит на принципах единоначалия либо глава муниципального образования, либо лицо, назначенное на должность главы местной администрацией по контракту (так называемый «сити-менеджер»).
  5. В соответствии со статьей 35 Федерального закона о местном самоуправлении:
  6. представительный орган поселения состоит из депутатов, избираемых на муниципальных выборах;
  7. представительный орган поселения не формируется, если численность жителей поселения, обладающих избирательным правом, составляет менее 100 человек, в этом случае полномочия представительного органа осуществляются сходом граждан;
  8. представительный орган муниципального района:
  9. может состоять из глав поселений, входящих в состав муниципального района, и из депутатов представительных органов указанных поселений, избираемых представительными органами поселений из своего состава в соответствии с равной, независимо от численности населения поселения, нормой представительства, определяемой статьей 35 Федерального закона о местном самоуправлении;

Источник: http://www.cikrf.ru/activity/relevant/detail/29480/

5.6 Местное самоуправление

В гражданском обществе осуществляется публичная власть на местах — местное самоуправление (МСУ) в городских и сельских поселениях.

Местное самоуправление — это форма власти, предполагающая самостоятельное решение населением (под свою ответственность) вопросов локального значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью.

Оно совершенно самостоятельно в пределах своих полномочий. Органы МСУ не входят в систему органов государственной власти.

Самоуправляющиеся территориальные единицы (село, район, город) обычно называют муниципальными образованиями. Они могут объединять несколько поселений, часть населения, составлять иные населенные территории.

Структура органов МСУ определяется населением самостоятельно. Они управляют муниципальной собственностью, работают с местным бюджетом, устанавливают местные налоги, осуществляют охрану общественного порядка и т.д.

К органам МСУ относятся выборные органы, образуемые в соответствии с уставом. Уставом города может быть предусмотрена должность главы города — выборного должностного лица, возглавляющего деятельность по осуществлению МСУ на территории города.

Функции (основные направления деятельности) органов местного самоуправления Российской Федерации:

  • Обеспечение участия населения в решении местных дел (развитие муниципальной демократии, создание условий для поддержки инициатив и социальной самостоятельности граждан).
  • Управление муниципальной собственностью (формирование, утверждение и исполнение местного бюджета, установление местных налогов и сборов).
  • Обеспечение развития соответствующей территории (утверждение программы ее развития).
  • Охрана общественного порядка (обеспечение режима законности на данной территории).
  • Защита интересов и прав местного самоуправления, гарантированных Конституцией РФ.
  • Обеспечение потребностей населения в социально-культурных, коммунально-бытовых и иных услугах.

Осуществляя данные функции, местное самоуправление как публичная власть территориальных сообществ оказывает существенное влияние на жизнедеятельность и развитие гражданского общества.

Экономическую основу МСУ составляет городская собственность, местные финансы. Органы МСУ могут в интересах населения устанавливать условия использования земель и определенный порядок приватизации городской собственности населением.

В основе организации и функционирования местного самоуправления лежат следующие принципы:

  • самостоятельность решения населением всех вопросов местного значения;
  • организационное обособление местного самоуправления в системе управления обществом и государством;
  • многообразие форм осуществления местного самоуправления;
  • соразмерность полномочий местного самоуправления материально-финансовым ресурсам.

Местное самоуправление осуществляется через различные виды и институты прямого волеизъявления населения:

  • непосредственно(на выборах, референдумах, сходках, т. е. общих собраниях жителей),
  • а также через создаваемые местные органы(представительные (совет, земство, дума, муниципальный комитет) и органы администрации во главе с мэром, старостой, главой администрации).

Органы местного самоуправления призваны решать, с одной стороны, задачи, схожие с государственным управлением, с другой — добровольных общественных организаций. Тем самым местное самоуправление, не входя в систему органов государственной власти, выступает связующим звеном между гражданским обществом и государством.

Развитие местного самоуправления является противовесом центральной власти и гарантом существования в обществе плюрализма. Оно открывает широкую дорогу для участия граждан в политическом процессе.

Доступность органов местного самоуправления для гражданина предоставляет ему возможность играть активную политическую роль.

Таким образом, местное самоуправление придает гражданскому обществу организованное самоуправляющееся начало, способствует более полной самореализации граждан, оказывает положительное воздействие на развитие правового государства. 1

Источник: https://oege.nnewer.ru/oge/sfera_politiki_i_socialnogo_upravleniya/56_mestnoe_samoupravlenie.html

Система и структура органов местного самоуправления РФ, их правовой статус

Нормативную основу организации и деятельности контрольного органа муниципального образования составляют положения ст. ст. 14, 15, 16, 34, 38 Федерального закона от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее — Закон 2003 г.).

Закрепление статуса контрольного органа муниципального образования происходит законами субъектов Российской Федерации о местном самоуправлении, уставами и иными актами муниципальных образований. Примером могут быть уставы; положения о контрольных органах и их регламенты.

Структура контрольного органа устанавливается муниципальным образованием и, как правило, состоит из председателя, заместителя председателя, сотрудников контрольного органа.

Читайте также:  Энергонезависимая память cmos - в помощь студенту

Последние могут называться аудиторами, инспекторами, специалистами, членами контрольного органа и т. д.

Количественный состав контрольного органа варьируется от 3 и выше человек.

Как показывает анализ нормативных актов муниципальных образований, структура контрольного органа утверждается несколькими актами. Общее правило: структура утверждается актом, закрепляющим статус контрольного органа.

Исключение из общего правила — утверждение структуры контрольного органа отдельным актом представительного органа, например, в городе Чебоксары, в городском округе Орехово-Зуево Московской области.

Предлагать для утверждения представительным органом структуру контрольного органа может как председатель представительного органа (г. Чебоксары), так и руководитель контрольного органа (Ярославский муниципальный район).

Встречаются незначительные отклонения от структурирования контрольного органа местного самоуправления, как, например, отсутствие заместителя председателя контрольного органа в контрольном органе — ревизионной комиссии городского поселения г. Козельск.

Но есть и достаточно необычная и спорная структура.

Примером может быть контрольный орган Подольского городского Совета депутатов: он состоит из председателя, заместителя председателя, сотрудников контрольного органа и лиц, исполняющих обязанности по техническому обеспечению контрольного органа.

В данном контрольном органе в составе структуры названые лица, исполняющие обязанности по техническому обеспечению контрольного органа. Это, безусловно, противоречит общепринятым положениям.

  • Интересна структура контрольного органа Ярославского муниципального района: «Под общей структурой Контрольного органа понимается Контрольный орган и его обособленные подразделения (филиалы и представительства)» .
  • В решении собрания представителей Ярославского муниципального района о создании контрольного органа Ярославского муниципального района дается определение и закрепляется статус представительства и филиала:
  • » Представительством Контрольного органа является обособленное структурное подразделение Контрольного органа, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы Контрольного органа и осуществляет их защиту» .
  • Филиалом контрольного органа является обособленное структурное подразделение контрольного органа, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства.

Представительства и филиалы контрольного органа не являются юридическими лицами и самостоятельными органами местного самоуправления. Они наделяются контрольным органом имуществом и действуют на основании утвержденных им положений, соответствующих и не противоречащих общей структуре контрольного органа, утвержденной представительным органом Ярославского муниципального района.

Представительства и филиалы контрольного органа в обязательном порядке утверждаются в общей структуре контрольного органа и указываются в уставе контрольного органа.

Формирование контрольного органа возможно путем прямых выборов населением муниципального образования и путем избрания представительным органом муниципального образования. Прямые выборы при формировании сегодняшних контрольных органов в России не используются.

Процедуры формирования должности председателя и заместителя председателя контрольного органа муниципального образования, как правило, аналогичны. Так, например, в Подольском районе председатель контрольного органа и его заместитель назначаются на должность решением Подольского городского Совета депутатов сроком на 5 лет.

Кандидатуры на пост председателя контрольного органа и его заместителя могут быть внесены на рассмотрение Подольского городского Совета депутатов председателем городского Совета депутатов, главой города Подольска, постоянной депутатской Комиссией по бюджету, финансам, муниципальной собственности и земельным отношениям. Кандидатуры на пост заместителя председателя контрольного органа могут быть внесены на рассмотрение Подольского городского Совета депутатов председателем контрольного органа.

Источник: https://r.bookap.info/work/4112394/sistema-i-struktura-organov-mestnogo

Курсовая работа (практика): Местное самоуправление в Российской Федерации

  • Пермский колледж ФСИН России
  • Цикл общеюридических дисциплин.
  • КУРСОВАЯ РАБОТА
  • Дисциплина: Конституционное право России.
  • Тема: Местное самоуправление в Российской Федерации.
  • Выполнила:
  • студентка внебюджетного отделения
  • 1 курса Гумарова Динара Масхудовна.
  • Проверил:

Капитан вн. сл.

Злобина Л. Н.

Пермь 2007

СОДЕРЖАНИЕ

Введение___________________________________________________________3

  1. 1 Становление местного самоуправления в Российской Федерации_______3
  2. 1.1 Реформирование местного самоуправления от древнерусского государства до современности__________________________________________5
  3. 1.

    2 Становление правовых основ организации местного самоуправления в Российской Федерации____________________________________________9

  4. 2 Основы деятельности местного самоуправления_____________________12
  5. 2.

    1 Основные Конституционные положения________________________13

  6. 3 Взаимодействие местного самоуправления с органами государственной власти____________________________________________________________15
  7. 3.

    1 Взаимодействие органов местного самоуправления с государственными органами по обеспечению правопорядка________________________15

  8. 3.2 Актуальные проблемы местного самоуправления______________20
  9. Заключение_______________________________________________________23

Список используемой литературы___________________________________27

Организация местного самоуправления входит в круг фундаментальных проблем, функционирования демократического общества и государства.

Процессы реформирования всех сторон общественной жизни в современной России проходят в условиях кардинальных изменений гражданского сознания, когда демократические формы организации жизни общества сталкиваются с консервативными устремлениями к упрощенному пониманию отношения человека и общества, гражданина и государства.

Анализ природы местной власти позволяет сделать вывод о том, что в ней одновременно сочетаются два начала: общественное и государственное. Правильное осознание особенностей местной власти и механизма ее взаимодействия с государственной властью позволяет органам местного самоуправления эффективно осуществлять свою деятельность.

Особую актуальность данной проблемы на современном этапе придают следующие обстоятельства:

— необходимость преодоления существующей политической напряженности в обществе, возникающей все чаще на почве противоречий между политикой центра и интересами регионов, на почве неэффективности существующей системы политической власти, в рамках которой крайне принижена роль местных управленческих структур. Сильные органы местного самоуправления послужат гарантом от разрушительных потрясений в обозримом будущем, позволят создать стабильную демократическую общественно-политическую ситуацию в обществе;

— потребность  в  развитой региональной  политике.   Этого требует и быстрый рост экономического влияния регионов, и острая необходимость решения многих региональных проблем, и важность эффективных межрегиональных связей. Разработка и осуществление такой политики возможны только при широких полномочиях муниципальных органов власти;

— острота проблемы укрепления российской государственности, важной частью         которой является формирование новой законообеспеченной структуры органов местного самоуправления.

Демократическая система власти способна сохранить централизованное государство такой сложной структуры, какую имеет Россия, лишь при наличии в своем фундаменте близких к населению территориальных структур управления;

— отсутствие концепции местного самоуправления для современных российских условий, без которой невозможна системная работа по созданию структур местной власти.

Цель и задачи исследования.

  • Цель курсовой работы состоит в исследовании становления местного самоуправления в РФ, взаимодействие  ее с органами государственной власти и ее основы деятельности.
  • В соответствии с указанной целью поставлены и решаются следующие задачи:
  • • обоснование исторических предпосылок формирования местного самоуправления в России;
  • • выявление организационно-правовых форм местного самоуправления в России;
  • • раскрытие и обоснование путей формирования современной модели местного самоуправления.

1. Становление местного самоуправления в Российской Федерации.

1.1. Реформирование местного самоуправления от древнерусского государства до современности

В истории России выделяются периоды ослабления и укрепления основ местного самоуправления.

Существование ранней модели самоуправления, которая складывалась на территориально-хозяйственной общности и наличии родственных связей, было характерно еще для древнерусского государства. Местное самоуправление проявлялось в форме производственных и территориальных общин.

Форма осуществления местного самоуправления была сначала родовая, а затем непосредственная представительная демократия, которая проявлялась в вечевом управлении. Компетенция общин осуществлялась через Вече и избираемые им органы.

В древнерусском государстве местное самоуправление имело все необходимые признаки: экономическую и юридическую самостоятельность, осуществление на уровне старших городов и местных Вече.

Судебник 1550 года усилил государственную власть и привел к возникновению крепостного права, а Иван IV отделил местное самоуправление от государства.

XVII век положил начало бюрократизации местного самоуправления. Существовали две формы местного самоуправления: губернские и земские учреждения и воеводская система управления.

Городские реформы Петра I несли в себе элементы зарождения земской модели местного самоуправления, однако, при сохранении сильного государственного вмешательства Екатерина II провозгласила принцип сословности и самостоятельности в местном самоуправлении, издала несколько актов, которые и определили систему местного самоуправления вплоть до введения Александром II земских учреждений.

Источник: http://dodiplom.ru/ready/121596

Современное состояние и развитие институтов местного самоуправления

Статья посвящена обзору основных проблем института местного самоуправления в различные периоды его становления и развития. Подчеркивается значимость муниципальной власти, обозначаются некоторые направления по оптимизации местной власти.

Институт местного самоуправления — это организация деятельности граждан, обеспечивающая самостоятельное решение населением вопросов местного значения, управление муниципальной собственностью, исходя из интересов всех жителей данной территории.

Более широкое понятие местного самоуправления подразумевает право и реальную способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть публичных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения.

  • Целью данной статьи является рассмотрение проблем института местного самоуправления, а также анализ путей развития его органов в условиях современной России.
  • Главными задачами, являются: во-первых, анализ существующей характеристики местного самоуправления, во-вторых, выявление ключевых проблем на пути становления и развития местной власти, а также формулировка некоторых рекомендаций по улучшению «диалога» между государством и обществом.
  • Институт местного самоуправления изменялся с течением времени, соответствуя стадии развития, на которой находилось Российское общество.
  • В каждой эпохе цели, задачи и проблемы местного самоуправления были различны.

В период Царской России (после Земской реформы) на местное самоуправление, находившееся на тот момент на очередном этапе становления, был возложен целый ряд значимых функций: содержание местной транспортной системы, развитие образования и здравоохранения, промышленности и т.д. И, по нашему мнению, органы муниципальной сферы довольно успешно с ними справлялись (об этом свидетельствует проверенная аналитика и результаты современных исследований) [8;9].

Однако с течением времени появлялись определенные трудности, тормозившие нормальное функционирование системы земского управления. К ним относятся:

  • недостаточное финансирование органов муниципальной власти [5, с. 2]. После проведения реформ часто возникал дефицит местного бюджета;
  • отсутствие расширенной свободы действий земского самоуправления. Постоянно требовалось согласование местных законопроектов с вышестоящими органами;
  • зависимость муниципальных служащих от правительственных учреждений в выборе кандидатуры должностного лица;
  • ограниченность компетенции органов земского и городского самоуправления. Существование узкого круга вопросов ведения власти на местах.

Наличие таких факторов, без сомнений, замедляло переход Российской системы местного самоуправления на более высокий уровень осуществления муниципальной власти.

Если обратиться к муниципальной практике Советской России, то можно также найти, характерные именно для этого этапа развития, и задачи, и проблемы.

В Советской системе присутствовали некоторые сходства с земским самоуправлением Царской России: это использование многостепенных выборов, сохранение, а также усиление контроля вышестоящих органов над нижестоящими, что положительно сказывалось на развитии управления на местах и т.д. К трудностям этапа относится:

  • революционные события 1917 года поставили под сомнение, в принципе, существование местного самоуправления в России;
  • появление власти Советов практически ликвидировало земскую и городскую власть, которые не вписывались в структуру советских органов власти.
  1. Так, в Советском государстве «местное самоуправление было заменено местным государственным управлением».
  2. Она выражалась в создании на основе широкого представительства Советов народных депутатов на всех уровнях государственной власти.
  3. Проблемой был так называемый «демократический централизм», выраженный в присутствии советской иерархии организации местной власти: формально власть на местах имела некую самостоятельность, но в действительности проявлялась жесткая централизация и ее концентрация в руках государства.

Если рассматривать современный этап развития местного самоуправления, то и на сегодняшний день есть множество преград для правильного функционирования органов местной власти.

Компетенция органов местного управления значительно расширилась, появились новые полномочия и функции: формирование, утверждение местного бюджета, установление местных налоговых сборов, самостоятельное управление муниципальной собственностью, утверждение планов застройки подведомственных территорий и т.д.

Но в системе также возникают некоторые проблемы, и муниципальной власти по-прежнему требуется некоторое реформирование.

На наш взгляд вектор этого реформирования мог бы быть следующим: повышение стабильности финансовой обеспеченности и самостоятельности муниципальных органов, преодоление ограниченности муниципальной автономии, более четкое разграничение компетентности муниципалитетов друг с другом и с субъектами федерации и уменьшение избыточного государственного контроля над органами власти на местах.

Таблица 1. Рекомендуемые меры по развитию местного самоуправления в России

Аргументы
1 Совмещение вектора интересов всех уровней управления (организация МСУ на принципах территориального хозрасчета)
2 Демократизация межбюджетных отношений
3 Совершенствование (упрощение) налоговой системы
4 Совершенствование механизма бюджетного выравнивания
5 Выбор рационального варианта систематизации функций МСУ
6 Совершенствование структуры органов МСУ
7 Концентрация функций МСУ в рамках 1-го министерства (ныне — в 4-х)
8 Создание вертикали МСУ
9 Возврат к одноуровневому МСУ
10 Оптимизация сроков избрания и продолжительности нахождения в должности руководителей органов МСУ

Финансовая стабильность была и остается одним из основных критериев должного функционирования органов муниципальной власти.

Так, согласно статье 49 Федерального закона от 06.10.

2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской федерации», «экономическую основу местного самоуправления составляют находящиеся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований» [2, ст. 6]. Но для большего развития территории местных образований недостаточно рассчитывать только на государственное инвестирование муниципалитетов.

  • Необходимо привлечение бизнеса к развитию местного самоуправления, благодаря введению новых организационно-правовых форм юридических лиц: хозяйственных партнерств, инвестиционных товариществ, с помощью которых возможно расширение эффективного сотрудничества муниципального инвестирования.
  • Следовательно, немаловажной задачей на сегодняшний день является возвращение доверия населения к коллективному инвестированию проектов муниципального развития, возможно, с помощью увеличения отчетности о деятельности местных органов власти.
  • В дополнение к вышесказанному, необходимо развитие механизмов страхования частных инвестиций для минимизации рисков населения.
  • Еще одна широко обсуждаемая тема — низкий уровень компетентности большинства граждан в вопросах местного самоуправления.

Отмечаются невысокие темпы гражданской инициативы, предполагающей активное взаимодействие населения и местной власти. Пассивность населения, нежелание граждан участвовать в политической жизни страны, отсутствие глубокого понимания сложившихся проблем, это также является не маловажным аспектом появления трудностей в качественном исполнении власти на местах.

Вдобавок к этому значительная часть муниципального сообщества недостаточно дифференцирует систему местной власти и органов государственного управления, а в частности, реализации полномочий, обязанностей и ответственности за их исполнение.

В заключение всего вышесказанного можно отметить: органы местного самоуправления в Российской федерации определенно требуют качественных изменений, но необходимо помнить о том, что модернизация должна проходить постепенно, с учетом ментальности населения России, а также опыта прошлых лет, как нашей страны, так и зарубежья.

Источник: https://novainfo.ru/article/15095

Муниципальная политика и местное самоуправление в россии горный м.б. учебник и практикум – образовательная платформа юрайт. для вузов и ссузов

Аннотация

В учебнике особое внимание уделяется политике и власти, в то время как большинство учебников делают упор на управлении, менеджменте, организационных и хозяйственных основах местного самоуправления.

Анализируется политическая власть на местах: показано, как принимаются решения, что важнее, демократия или управление. Подробно описаны взаимоотношения «центра» и «местной власти», исследованы органы власти, вовлеченные в этот процесс, показаны их структура и функции, изучено взаимодействие друг с другом.

Книга будет полезна студентам и аспирантам, а также всем, кто самостоятельно изучает проблемы местного самоуправления.

Тест к разделу Опубликован 21 января Глава 1. Сведения из политической науки

Тест к разделу Опубликован 21 января Глава 2. Муниципальная политика

Тест к разделу Опубликован 21 января Глава 3. История местной власти в России

Тест к разделу Опубликован 22 января Глава 4. Общенациональная муниципальная политика России в переходный период 1988—2003 годов

Тест к разделу Опубликован 22 января Глава 5. Особенности муниципальной политики в регионах России

Тест к разделу Опубликован 22 января Глава 6. Муниципальная политика на уровне городов России

Тест к разделу Опубликован 22 января Глава 7. Возможные варианты муниципальной политики в Российской Федерации

Тест к разделу Опубликован 22 января Глава 8. Основные понятия о местном самоуправлении

Тест к разделу Опубликован 22 января Глава 9. Теория местного самоуправления

Тест к разделу Опубликован 22 января Глава 10. Нормативные правовые основы местного самоуправления

Тест к разделу Опубликован 22 января Глава 11. Территории местного самоуправления

Тест к разделу Опубликован 23 января Глава 12. Предметы ведения местного самоуправления

Тест к разделу Опубликован 23 января Глава 13. Организационные основы местного самоуправления

Тест к разделу Опубликован 23 января Глава 14. Права, обязанности, ответственность и гарантии в системе местного самоуправления

Тест к разделу Опубликован 23 января Глава 15. Контроль и надзор в системе местного самоуправления

Тест к разделу Опубликован 23 января Глава 16. Участие населения в самоуправлении

Тест к разделу Опубликован 23 января Глава 17. Экономическая и хозяйственная деятельность местного самоуправления

Тест к разделу Опубликован 27 января Глава 18. Система местной власти в крупных городах

Источник: https://urait.ru/book/municipalnaya-politika-i-mestnoe-samoupravlenie-v-rossii-408869

Современная система местного самоуправления в России

МСУ – это самостоятельная, под свою ответственность, деятельность населения, проживающего на территории муниципального образования, по решению вопросов местного значения, как самостоятельно, так и через органы МСУ, исходя из национальных, исторических и иных местных традиций и обычаев. Самоуправление осуществляется сходами, конференциями и местными референдумами.

Местное самоуправление осуществляется на всей территории Российской Федерации. Территориальную основу местного самоуправления составляют муниципальные образования.

В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» выделяется 5 видов муниципальных образований: — сельское поселение – городское поселение – городской округ – муниципальный район – внутригородская территория городов федерального значения.

  • Правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ, другие федеральные законы, НПА.
  • Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. В структуру органов местного самоуправления входят следующие органы и должностные лица:
  • · представительный орган муниципального образования
  1. · глава муниципального образования
  2. · местная администрация
  3. Государственная и муниципальная служба в современной России
  4. Особым видом службы является государственная служба.
  5. Государственная служба – вид трудовой деятельности, осуществляемой на профессиональной основе работниками государственных органов в целях выполнения задач и функций государства.

В самом широком теоретическом понимании государственная служба — это осуществление государственными органами кадровой функции управления и практической деятельности всех лиц, получающих заработную плату из государственного бюджета (т.е.

от государства в лице его органов и подразделений) и занимающих постоянно или временно должности в аппарате государственных органов, включая органы законодательной, исполнительной и судебной власти, прокуратуры, контрольно-надзорных органов, администрацию государственных (казённых) предприятий.

  • Система государственной службы включает в себя следующие виды государственной службы:
  • § государственная гражданская служба;
  • § военная служба;
  • § правоохранительная служба.

Местное самоуправление осуществляет свою власть на местном уровне, в реализации этой власти ей помогает специальная служба, именуемая «муниципальной службой». Муниципальная служба является сложным социально-правовым институтом.

Этот институт представляет собой систему правовых норм, регламентирующих права и обязанности, ограничения, запреты, стимулирование, ответственность служащих.

Муниципальная служба является механизмом реализации функций и задач органов местного самоуправления.

Муниципальная служба — профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта). Нанимателем для муниципального служащего является муниципальное образование, от имени которого полномочия нанимателя осуществляет представитель нанимателя (работодатель).

Источник: https://studopedia.net/3_81460_sovremennaya-sistema-mestnogo-samoupravleniya-v-rossii.html

Ссылка на основную публикацию