Структура философского знания — в помощь студенту

Структура философского знания - в помощь студенту

Сам термин «философия«, как считают, возник в Древней Греции в конце VI-начале V века до н. э. из словосочетания «любить мудрость». Слово «мудрость» — имеет более древнее происхождение. Оно означало совокупность особо значимых и не всеми постигаемых знаний, их объем и качество, а также меру владения такими знаниями конкретным человеком. В VII-VI веках до н. э. в Средиземноморье мудрецами считали многих богов, но были известны также «7 мудрецов» из людей. К их числу относили в разных регионах различных людей. Но первым среди мудрецов неизменно считался Фалес из Милета. Он был астрономом, математиком, политиком, писателем, учителем, торговцем. Современное понимание мудрости можно определить как «способность наилучшим образом достигать наилучших целей» (В. Соловьев).

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Когда математика Пифагора спросили, мудрец ли он, то ответ прозвучал скромно: «Я не мудрец, но любитель мудрости». Два слова «phileo» — люблю и «sophia» — мудрость, объединенные вместе, и положили начало самостоятельному термину «философия». Он означал любовь к мудрости (или любомудрие, как говорили на Руси), а потом — особую область знаний. Платон назвал философию наукой.

Философия как совокупное, а затем и особое знание определяла главное содержание и направленность мышления, формирование идеалов, позиций, убеждений людей. Иными словами, она из знания может превращаться в мировоззрение.

Мировоззрение представляет такую переосмысленную человеком или социальной общностью совокупность знаний, которая формирует отношение к природе, другим людям (обществу) и к самим себе. Уже в мифологическом или обыденно-практическом мировоззрСтруктура философского знания - в помощь студентуении знания и другие его элементы хорошо переосмыслены и упорядочены, систематизированы, выражают позицию людей.

Философия как область знания и как элемент мировоззрения имеет разные признаки и формы существования. Философия как область знания — это система понятий и образов в сознании, отражающая бытие, его свойства, общие закономерности, структуру, виды и формы.

Часть философских знаний можно доказать или опровергнуть экспериментально, как в любой конкретной науке. Но значительная часть философских знаний может быть обоснована логически или приниматься человеком на основе выбора.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Счет 40 «выпуск продукции» - в помощь студенту

Оценим за полчаса!

Философские знания в отличие от философского мировоззрения нейтральны по отношению к интересам субъектов, способам и формам их жизнедеятельности.

Структуру мировоззрения составляют переосмысленные (мировоззренческие) знания, идеалы, нормы и принципы жизнедеятельности, ценностные ориентации, убеждения и верования.

Мировоззрение является качественной, основной характеристикой сознания людей, но не исчерпывает всего его содержания. Структура сознания иная.

Она включает все знания субъекта, отражение его эмоционально-чувственных и волевых состояний, его ценностные ориентации.

Философия есть и знание-ценность. м и характером знаний философия формирует у человека ценностное (аксиологическое; от понятия «аксиология» — философская дисциплина о ценностях) отношение к миру.

Философские знания могут существовать на обыденно-практическом и теоретическом уровнях, а также выступать элементом общественной психики и идеологии.

В мировоззрении философия проявляется лишь частью того знания, которым овладел субъект (индивид, группа, социальный слой и т. п.). Это те философские знания, которые переосмыслены, отобраны как полезные, нужные, важные, интересные.

В совокупности с другими видами знаний они используются в мировоззрении для формирования идеалов, выбора норм и принципов жизни, определения важных, ценностных и жизненно-практических позиций, выработки убеждений.

Структура философского знания - в помощь студентуВ зависимости от характера тех или иных знаний, их меры развитости и совершенства, мировоззрение может по преимуществу быть обыденно-практическим (миросозерцанием) или теоретическим (миропониманием); светским (нерелигиозным) или религиозным; ориентированным преимущественно на природу, технику или на общество и человека. Теоретическое мировоззрение включает философские теоретико-мировоззренческие проблемы, которые можно решить лишь логически или просто принять без доказательства, «на веру», а также научно-теоретические элементы, проверяемые экспериментально, конкретной предметной деятельностью. Философия как область знаний и основа мировоззрения содержит в себе и теоретический, и научно-теоретический аспекты. Человеку и обществу необходимы не только конкретные знания, но и различной степени обобщённые знания. Используя их, люди учатся логически мыслить, проникать в глубины мироздания и собственной жизни, развивать интеллект.

Философия содержит в себе много конкретных знаний. Философское объяснение связей содержания и формы, количественно-качественных и иных характеристик, учение о природе, человеке, обществе и другие философские теории содержат конкретные, экспериментально и самой жизнью людей проверяемые знания.

Информация, которая получена философами на основе рационального познания, соответствует познаваемому объекту, проверяема современными способами и средствами, составляет научно-теоретическое истинное знание.

Но философские знания, которые можно обосновать лишь логически, с помощью суждений и умозаключений, следует отнести не к научно-теоретическому, а только к теоретическому знанию.

Структура философского знания - в помощь студенту

Следовательно, философия — это особое знание и тип мировоззрения, система наиболее общих теоретических взглядов на мир и место человека в этом мире, уяснение различных форм отношения человека к миру.

Структура философского знания

Онтология — учение о сущем; учение о бытии как таковом; раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия, его наиболее общие сущности и категории, структуру и закономерности. Философское учение об общих категориях и закономерностях бытия, существующее в единстве с теорией познания и логикой.

Гносеология — философско-методологическая дисциплина, исследующая знание как таковое, его строение, структуру, функционирование и развитие. Нередко (особенно в английском языке) слово выступает как синоним эпистемологии.

Логика — «наука о правильном мышлении», «способность к рассуждению» от др.-греч. λόγος — «рассуждение», «мысль», «разум») — раздел философии, нормативная наука о формах, методах и законах интеллектуальной познавательной деятельности, формализуемых с помощью логического языка.

Этика — философская дисциплина, предметами исследования которой являются мораль и нравственность.

Эстетика — философское учение о сущности и формах прекрасного в художественном творчестве, в природе и в жизни, об искусстве как особой форме общественного сознания.

Источник: http://philosoph.me/?page_id=966

Специфика и структура философского знания

История систематизации философского знания

Система философского знания начала зарождаться еще в период античности. В IV в. до н. э. стоики разработали схему, которая с некоторыми коррективами актуальна и на сегодняшний день: философия берет свое начало из логики, далее следует физика как учение о природе, затем – этика как учение о человеке, путях достижения мудрой и осмысленной жизни.

В XVII в. повышенное внимание уделяется гносеологии – теории познания.

В понимании того века данная наука была шире логики, поскольку рассматривала наряду с абстрактно-теоретическим и чувственный уровень познания (ощущение, восприятие, представление).

Обособленно от физики возникает онтология, а сам термин «физика» приобретает совершенно другой смысл в связи с образованием специально-научного, опытного знания.

В Новое время происходит существенная перестройка структуры философского знания. И.

Кант в «Критике способности суждения» выделяет три части философии и соотносит их с тремя «способностями души», а именно с познавательной, практической (желание, воля) и эстетической способностями, которые присущи человеку с самого рождения.

Таким образом Кант представляет философию как учение о единстве истины, добра и красоты, что значительно расширяет трактовку философии только как теории и методологии научного познания.

  • В свою очередь Гегель определяет свою систему философии в виде «Энциклопедии философских наук». Он выделяет три области философии:
  • — логику, совпадающую с диалектикой и теорией познания;
  • — философию природы;
  • — философию духа (философские науки о государстве и праве, всемирной истории, искусстве, религии и непосредственно философии).

Структура современного философского знания

Современное философское знание имеет более разветвленную структуру. Это разветвление определяется сферами реальности, которые человек может выделить и исследовать. В соответствии с обозначенными сферами и формируются основные  разделы философии.

Структура философского знания - в помощь студентуСхема «Структура философского знания»

Какова же структура философского знания? Далее мы кратко рассмотрим ее основные элементы.

1) Путем осмысления природы и Вселенной возникает онтология (греч. ontos – сущее, logos – учение) как учение о бытии. Здесь рассматриваются проблемы бытия и небытия, материального и идеального бытия, бытия природы, общества и человека.

Философия природы (натурфилософия) является разновидностью онтологии. Основное внимание сосредоточено на том, чем является естественное бытие и природа в целом.

  1. Теория развития – учение об универсальных законных движения и развития природы, общества и мышления.
  2. 2) Философское осмысление истории и общества в целом формирует следующие дисциплины: социологию, социальную философию, философию истории, философию культуры, аксиологию.
  3. Социология представляет собой учение о фактах и формах социальной жизни (социальных системах, формах общностей, институтах, процессах).

Социальная философия изучает общество во взаимодействии всех его сторон, закономерности его возникновения, формирования и развития. Различные общественные процессы и явления рассматриваются на макроуровне, уровне всего общества в целом как самостоятельной саморазвивающейся системы.

Основные проблемы, которые затрагивает социальная философия: взаимодействие между различными обществами; общественные отношения в процессе практической деятельности людей; объективные интересы и потребности общества и отдельной личности; мотивы и цели деятельности человека в определенном обществе.

Предметом философии истории является определение закономерностей исторического процесса, выявление смысла и направления движения человеческой истории.

Философия культуры исследует специфику возникновения и становления культурных процессов, сущность и значение культуры, закономерности и особенности культурно-исторического прогресса.

Аксиология представляет собой философское учение о ценностях и их природе (от греч. axios – ценность и logos — учение), их месте в реальности, взаимосвязи друг с другом и различными культурными и социальными факторами, а также структурой личности.

3) Философское осмысление человека выделяет следующие элементы философского знания: философскую антропологию и антропософию

Философская антропология исследует одну из важнейших проблем философии – проблему человека: выявление его сущности, анализ исторических форм его активности, раскрытие исторических форм его бытия.

Основной круг проблем: природные, социальные и духовные факторы развития человека; сущность и существование, человек во взаимосвязи со Вселенной, сознательное и бессознательное, индивид и личность и т. д.

Конкретно постижением смысла возникновения и жизни человека занимается антропософия.

4) Путем изучения духовной жизни возникает следующий комплекс философских наук: гносеология, логика, этика, эстетика, философия религии, философия права, история философии, философские проблемы информатики.

Гносеология (эпистемология) представляет собой учение о знании (gnosis – знание, logos – учение). Основные вопросы: взаимосвязь субъектно-объектных отношений в познании; чувственное и рациональное в процессе познания; проблемы истины; эмпирический и теоретический уровни познания; метод познания, средства и закономерности; критерии истинности познания.

Логика является учением о формах мышления. Объектом изучения этики является мораль. Эстетика определяет закономерности художественного отражения реальности человеком, сущность и формы преобразования жизни по законам красоты, изучает природу искусства и его значение в развитии общества.

  • Философия религии определяет особую религиозную картину мира, анализирует причины происхождения религии и различных религиозных течений и направлений.
  • Философия права исследует основания правовых норм, потребность человека в правотворчестве.
  • История философии изучает возникновение и развитие философской мысли, конкретные философские концепции, школы и течения, а также определяет перспективы развития философии.
  • Философские проблемы информатики – особый компонент в системе философского знания, представляющий знания и исследования современных средств и способов познания мира.

Специфические черты философского знания

  1. двойственность философского знания – философия не является научным знанием как таковым, однако имеет отдельные черты научного знания, такие как предмет, методы, логико-понятийный аппарат;
  2. — философия представляет собой теоретическое мировоззрение, обобщает ранее накопленные человеческие знания;
  3. предмет философии имеет три направления исследования: природа, человек и общество и деятельность как систему «человек-мир»;
  4. — философия обобщает и объединяет другие науки;
  5. — философское знание имеет сложную структуру, которую мы рассмотрели выше;
  6. — включает в себя базовые идеи, являющиеся основными для других наук;
  7. — в некоторой степени субъективно – зависит от мировоззрения и личности отдельных философов;
  8. — представляет собой совокупность ценностей и идеалов определенной эпохи;
  9. — рефлексивно – субъектом познания философии является как окружающий мир, так и само философское знание;
  10. — знание динамично – развивается, изменяется и обновляется; — имеет круг проблем, которые на данный момент не разрешены логическим путем.

Как видим, философия представляет собой многокомпонентную структуру, однако каждые отдельные дисциплины не являются механическими частями целого, их нельзя отделить друг от друга и рассматривать отдельно, только в совокупности со всеми остальными элементами. Таким образом, философия – довольно сложное и неоднородное образование, состоящее из совокупности отдельных дисциплин со своей спецификой. Однако философию нельзя сводить исключительно к науке, поскольку она подобна искусству, формирует не только ум, но и чувства человека.

  • Видеоматериалы по теме:

Источник: https://www.mudriyfilosof.ru/2013/03/struktura-filosofskogo-znaniya.html

Структура и функции философии

С предметом философии тесно связана структура философского знания – совокупность взаимосвязанных разделов (учений) философии со стороны теории, метода и приложений.

  • Структура философского знания включает разделы:
  • Онтология – философское учение о бытии вообще, его видах и атрибутах (всеобщих, неотъемлемых свойствах).
  • Гносеология – философское учение о познании, его закономерностях, формах и средствах, истине и ее критериях.
  • Логика – философское учение о формах и законах человеческого мышления (в настоящее время существует как самостоятельная наука).
  • Философская антропология – философское учение о происхождении и сущности человека, смысле его жизни.
  • Социальная философия – философское учение о человеческом обществе в целом, его общих законах и перспективах развития.
  • Аксиология – философское учение о ценностях, их роли в жизни человека и общества.
Читайте также:  Учет нематериальных активов - в помощь студенту

Экологическая философия – философское учение о взаимосвязи общества и природы, человека и космоса (сформировалась в последней четверти ХХ в.).

  1. Этика – философская наука о нравственности (с античности ее называют практической философией).
  2. Эстетика – философская наука о прекрасном (древнейший раздел философии).
  3. Методология – философское учение о методах познания и преобразования действительности; совокупность методологических принципов.

На разных этапах развития философии различные учения (разделы) выходили на передний край, становились ведущими.

Скажем, со времен Аристотеля преобладала онтологическая (метафизическая) проблематика, в новое время (особенно после работ Канта) возобладала гносеология, в современной философии проблемы этих разделов тесно переплетаются в феноменологии и экзистенциализме на основе интересов философской антропологии. Функции философии в обществе выражают назначение философии.

Функции философии в науке и общественной жизни в целом вытекают из ее предмета и структуры:

1) Мировоззренческая. Философия обобщает представления людей, создает систему взглядов о мире и о месте человека в нем. Ни одна частная наука не может выполнить эту функцию.

2) Гносеологическая. Философия отношение «мир-человек» рассматривает как отношение объекта и субъекта познания, исследует проблему истины, ее критерии (один из вечных вопросов гносеологии), вносит тем самым свой вклад в познание.

3) Методологическая. Философия разрабатывает всеобщие, частные, общенаучные методы познания, вырабатывает общие принципы и способы познания.

4) Интегративная. Философия все знания, доставляемые отдельными дисциплинами сводит в единую целостную систему.

5) Критическая. Философия распространяет принцип – подвергай все сомнению, что свидетельствует о важности критического подхода по отношению ко всем знаниям и социокультурным ценностям.

6) Аксиологическая. Любая философская система ориентирована на определенную систему ценностей, исследуемые объекты оцениваются с точки зрения различных ценностей – социальных, нравственных, эстетических, идеологических и т.д.

7) Социальная. Философия объясняет социальное бытие и способствует его материальному и духовному изменению.

8) Прогностическая. Философия формулирует гипотезы об общих тенденциях развития человека и мира в целом.

9) Воспитательно-образовательная. Знание философии способствует формированию у человека качеств культурной личности: ориентации на истину, доброту, побуждает к активной, творческой и полезной для людей результативной деятельности.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5c334909867e5900ab63807b/5c3397e253ab1800aaa6dfa1

Структура философского знания

Философское знание имеет определенную структуру. Это означает, что внутри философии выделяются отдельные части, различающиеся тематикой. Основными разделами философского знания являются:

философская онтология или учение о бытии рассматривает вопросы о существующем. Главный вопрос онтологии: что существует подлинно, а существование чего является видимостью, иллюзией?
Онтология стремится создать определённую картину мира, которая не только позволяла бы составить представление о мире в целом, но и выявила бы его скрытую сущность.

Видимый и ощущаемый нами мир непостоянен, подвижен,             изменчив. Что же в нем является устойчивым, абсолютным? Древние мыслители пришли к выводу, что подлинно существующей является особая, сверхчувственная реальность.

Она доступна уму, но не органам чувств. Так возникла метафизика – учение о сверхчувственной реальности, обладающей гораздо большей степенью устойчивости, чем вечно текущие и рассыпающиеся вещи, непосредственно воспринимаемые нами.

Онтология создает философскую картину мира, используя данные науки. Однако философская онтология не совпадает с научной картиной мира. Она стремится заглянуть в подоснову той картины, которую дает наука.

Если, например, физика утверждает, что в мире действует сила всемирного тяготения, то философия может поставить вопросы относительно происхождения и сущности этой силы.

В самом деле, почему предметы притягиваются друг к другу? Философия вправе сделать предположение: а не является ли физическая сила всемирного тяготения лишь одним из  проявлений силы ещё более универсальной – силы всеобщего притяжения или взаимной  любви? Тогда действием этой силы можно объяснить и притяжение положительного и отрицательного, и взаимную симпатию, и половую любовь, и другие подобные явления. Метафизический подход весьма характерен для философии.

—                                Гносеология, или философское учение о познании, — отвечает на вопросы: познаваем ли мир и, если да, то насколько? Как человек познает его? Каковы ступени познания? Что такое истина? Какова роль практики в познании?

—                                Философская антропология, или философское учение о человеке.

—                                Социальная философия, изучающая наиболее общие характеристики общественной жизни.

—                                Философия истории  изучает вопросы, связанные со смыслом и целью общественной истории. Куда идет история и почему она  вообще осуществима? – таков главный вопрос философии истории.

—                                Этика – учение о нравственности. Главная тема размышлений этической теории – добро и зло. Она осмысливает вопросы о природе зла, о свободе воли человека, о добродетелях (качества человека, оцениваемые положительно) и о пороках, о счастье, справедливости, об общественном благе.

—                                Эстетика – учение о красоте (прекрасном). Главный предмет размышлений эстетики – прекрасное и безобразное.

—                                История философии рассматривает историческое развитие философии. Она является фундаментальной основой для развития всех отраслей философского знания.

Значение философии раскрывают её функции.

Познавательная – во-первых, окружающий мир порознь изучают сотни наук. Философия органично соединяет полученные ими знания, «рисуя» универсальную обобщенную теоретическую картину мира; во-вторых, философия раскрывает источники, формы и методы
научного познания.

Культурно-воспитательная – во-первых, сама философия – это явление общественной культуры. Следовательно , изучая её, люди приобщаются к культуре; во-вторых, изучение философии воспитывает такой ключевой элемент человеческой культуры, как разумное мышление.

Методологическая – философия разрабатывает универсальные общие методологические и мыслительные инструменты для всех конкретных наук. Метод самой философии – это метод теоретического мышления на основе использования достижений всех наук и культуры в целом, на основе практического опыта всего человечества.

Мировоззренческая – изучение философии помогает преобразовать стихийно сложившиеся у человека повседневные житейские взгляды в продуманное и обоснованное мировоззрение.

Источник: http://filosofedu.ru/index.php/voprosy-po-osnovam-filosofskih-znanij/480-struktura-filosofskogo-znanija

Структура философского знания

  • ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ
  • Функции философии:
  • — мировоззренческая функция (связана с понятийным объяснением мира);
  • — методологическая функция (заключается в том, что философия выступает как общее учение о методе и как совокупность наиболее общих методов познания и освоения действительности человеком);
  • — прогностическая функция (формулирует гипотезы об общих тенденциях развития материи и сознания, человека и мира);
  • — критическая функция (распространяется не только на другие дисциплины, но и на саму философию, принцип «подвергай все сомнению» свидетельствует о важности критического подхода к существующему знанию и социокультурным ценностям);

— аксиологическая функция (от греч. axios — ценный; любая философская система содержит в себе момент оценки исследуемого объекта с точки зрения самих различных ценностей: нравственных, социальных, эстетических и т. п.);

— социальная функция (опираясь на нее, философия призвана выполнять двуединую задачу — объяснять социальное бытие и способствовать его материальному и духовному изменению)..

Философия — общая теория мира и человека в нем. Философия и мировоззрение органично связаны друг с другом. Мировоззрение — это система взглядов на объективный мир и место человека в нем. В формировании мировоззрения особую роль играет философия.

Мировоззрение имеет определенную структуру: знание ( обыденные и научные ), убеждения, вера, принципы. Оно выполняет функцию познания человеком окружающего мира.

Оно вбирает в себя опыт познания человеком окружающего мира, философия же ориентирована на раскрытие общих принципов устройства мира и важнейших его характеристик. Она не стремится ответить на все познавательные вопросы, а решает лишь самые общие, мировоззренческие вопросы.

С помощью философии, мировоззрение достигает упорядоченности, обобщенности и теоретичности. Философия определяет характер и общую направленность мировоззрения. Например: в эпоху Возрождения, основной направленностью философии было осмысление места человека как центра вселенной.

Кроме того мировоззрение и философия решают проблемы человека в различных аспектах. Так мировоззрение включает в себя самые различные сведения о человеке, а философия решает проблемы в общей форме.

Философия зародилась около 2500 лет назад в странах востока: Индии, Греции, Рима. Наиболее развитые формы она приобрела в Др. Греции. Философия — любовь к мудрости. Философия пыталась вобрать в себя все знания, т.к. отдельные науки не в состоянии были дать целостную картину мира. Вопрос о том что есть мир — основной вопрос философии.

Его решение обозначает основные подходы к осмыслению и других философских проблем, поэтому философия разделилась на 2 основных направления: философский материализм ( Демокрит ), и философский идеализм ( Платон ). Философия стремилась понять не только мир вне человека, но и самого человека. Философии свойственно стремление к максимальному обобщению результатов познания.

Она изучает не мир в целом, в мир как целое.

Философия органично вплетена в ткань общества и имеет большое воздействие со стороны общества. На нее влияют политический и общественный строй, государство, религия.

Философия» по-гречески значит «любовь к мудрости». Поначалу «философией» назывались все существующие знания о причинах вещей, устройстве мира, космоса, природы. Предметом философии был, следовательно, весь мир.

В период средневековья философия была тесно связана с христианской теологией (богословием), и своим предметом она избрала представления о духовном мире человека и его связи с Богом.

В эпоху Возрождения, напротив, предметом философского познания стала природа, что придало естественнонаучный характер знаниям. Вплоть до эпохи Просвещения слово «философия» оставалось собирательным именем для всех наук, синонимом науки как таковой.

Все, и естественные, и гуманитарные научные дисциплины считались разделами философии. Однако, когда со временем науки одна за другой отделились от нее, перед философами встала непростая проблема: что осталось на долю философии от ее прежнего предмета — целого мира?

Представители позитивистской философии утверждают, что у философии нет больше своего личного предмета, и ей остается только собирать готовые знания, полученные другими науками, и строить из них «всеобщую картину мира».

В современных философских направлениях предмет определяется по-разному: как мировоззрение, как методология познания, как знание о мире в целом, как форма идеологии, как наука о наиболее общих законах природы, общества и мышления, как производство концептов, как нерационализированнное постижение мира.

В настоящее время философия рассматривается через социальные и культурные аспекты своего развития. Поскольку область объектного знания осталась науке, то философия обратилась к проблемам человеческой субъективности, выраженной в знаково-символических формах деятельности.

Структура философского знания

Как любая развитая наука, философия имеет свою внутреннюю специализацию. Классическими разделами философии считаются онтология, гносеология, логика, этика, эстетика и история философии.

Структура философского знания относительна. Каждая философская система имеет собственную структуру. Между основными разделами философии ни в одной системе не существует жестких границ, их содержание пересекается, проблемы, изучаемые в одних разделах, рассматриваются и в других.

Важнейшим разделом философии является онтология.

ОНТОЛОГИЯ (от греч. ontos — сущее и logos — слово, учение, наука) — учение о сущем, учение о бытии.

Онтология — это учение обо всем, что существует. Она изучает наиболее общие формы бытия, отвлекаясь от их конкретного содержания. Эти формы выражаются в основных онтологических категориях: бытие и небытие, материальное и идеальное, материя и сознание, пространство и время, прерывность и непрерывность, движение, изменение и т. д. (подробнее см.: 5.2.Философское учение о бытии).

В составе онтологии выделяют свои подразделы, изучающие наиболее общие закономерности существования определенных сфер бытия: природы, человека, общества.

Такими подразделами являются философия природы, философская антропология, социальная философия (подробнее см.: Модули 5, 6, 7).

Философия природы, или натурфилософия (от лат. rtatura — природа) — древнейший раздел философии. Его предметом являются основные закономерности существования природы.

Натурфилософия стремится обобщить имеющиеся знания о физическом мире, создать единую картину мира, она тесно связана с естественнонаучным знанием.

Важнейшей философской проблемой изучения природы является вопрос о происхождении физического мира.

Философская антропология (от греч. anthropos — человек) — философское учение о человеке. Как самостоятельная отрасль она сформировалась в XVI в. Философская антропология изучает проблемы происхождения человека, смысла его существования, взаимоотношений человека с природой и обществом. Подробнее см.: 7.3. Философия о происхождении человека и о его природе.

Социальная философия (от лат. socium — общество) — наука об основных законах существованияобщества. Разделы социального знания, посвященные отдельным сторонам общественной жизни, содержались во всех крупнейших философских учениях со времен античности.

Однако выделение общества в качестве самостоятельного объекта изучения произошло только в начале XIX в. Современная социальная философия рассматривает общество как систему как совокупность взаимодействующих элементов и как процесс (как последовательное изменение, развитие общественных структур).

Синонимами социальной философии в различных философских теориях выступают понятия «общая социология», «философия истории», «исторический материализм» и др.

Вторым основополагающим разделом философии выступает гносеология.

ГНОСЕОЛОГИЯ (от греч. gnosis— знание) — учение о познании, теория познания.

Гносеология изучает сущность и содержание процесса познания, исследует взаимоотношения между субъектом и объектом познания, рассматривает проблемы границ, источников, форм и способов познания существующего мира.

В современной гносеологии выделяются такие ведущие отрасли, как эпистемология и науковедение.

Эпистемология (от греч. episteme — знание) — учение о знании как таковом. Эпистемология изучает знание, отвлекаясь от субъектно-объектных отношений в процессе познания. Она исследует структуру знания и закономерности его функционирования. Эпистемология существует со времен античной философии, хотя многие ее проблемы до XX в. изучались в рамках формальной логики.

Науковедение — дисциплина, изучающая теоретические проблемы развития науки. Выделение науковедения в самостоятельную отрасль относится к 60-м гг. XX в.

Следующим после онтологии и гносеологии ведущим разделом философии является логика (от греч. logos — слово, понятие, мысль, учение, наука) — наука о законах мышления. Логика изучает законы, формы, способы, средства мышления, рассматривает проблемы, связанные с интеллектом, в том числе и искусственным (машинным). Логика зародилась в античный период.

Основным разделом логики является формальная логика — учение о формах рассуждений, рассматриваемых отвлеченно от их содержания. Родоначальником формальной логики является Аристотель.

Классическую формальную логику называют также традиционной, или аристотелевской. С конца XIX в. в рамках формальной логики получила распространение математическая (символическая) логика, изучающая процессы мышления посредством их математического описания.

Онтология, гносеология и логика, изучающие существование, познание и мышление, представляют собой ядро, основу философского знания, являясь взаимосвязанными частями единого целого. Помимо этих основных разделов в состав философии входят и другие, так называемые периферийные (от лат. periphereia — отдаленный от центра, окружной) разделы: этика, эстетика, история философии.

Этика (от греч. ethos — обычай, характер) — учение о нравственности, морали. Этика исследует природу, сущность и содержание нравственности, изучает основные ценности человеческой жизни.

Этика возникла как практическое направление в античной философии, как учение о нормах человеческого поведения. В отличие от онтологии, изучающей то, что есть, этика рассуждает о том, как должно поступать, т. е. является нормативной дисциплиной.

Читайте также:  Рассмотрение гражданских дел в третейском суде - в помощь студенту

Основной проблемой этики является вопрос о происхождении нравственных норм: создает ли их общество, или они существуют объективно, независимо от человека.

В рамках этики выделяются этология— наука о нравственных нормах конкретных обществ и аксиология (от греч. axia — ценность) — учение о ценностях человеческой жизни.

Эстетика(от греч. aisthetikos — чувствующий, чувственность) — учение о законах прекрасного. Эстетика, как и этика, является древнейшим разделом философии. Она изучает сущность, формы, типы прекрасного в природе, искусстве, человеческой жизни.

Основной проблемой эстетики является вопрос о происхождении критериев прекрасного: существует ли «объективно прекрасное», или понимание прекрасного всегда субъективно как порождение человеческого сознания. История философии изучает развитие философской мысли от ее зарождения до наших дней. Структурной основой истории философии является ее периодизация, т. е.

разделение на периоды, этапы, а также направления и школы. В истории философии выделяют несколько этапов становления философского знания.

Рекомендуемые страницы:

Источник: https://poisk-ru.ru/s20245t8.html

Дисциплинарная структура философского знания — Технарь

По мере того, как философия в историческом развитии понимала свое содержание, определяла круг фундаментальных проблем, разрабатывала методы и способы осмысления, ставила цель и задачу, складывалась дисциплинарная структура философского знания. Уже античная философия, превращаясь в самостоятельную систему знаний, приобретала свою внутреннюю композицию, свою структуру. Аристотелем были обобщены и сгруппированы разделы философии таким образом:

  • теоретическая философия, ее цель — знания ради знания;
  • практическая философия, ее цель — знания ради деятельности;
  • творческая (патетичная) философия, ее цель — знания ради творчества.

Теоретическая философия в свою очередь подразделяется на:

  • физическую, ее предмет — то, что существует отдельно (то есть субстанциально) и двигается;
  • математическую, ее предмет — то, что существует отдельно (то есть абстракция) и есть недвижимым;
  • первую, собственно философию (софия), ее предмет — то, что существует отдельно и есть недвижимым.

Этику и политику Аристотель относил к практической философии, риторику и поэтику — к патетической. Теоретические науки Аристотель ставил выше практических и патетических, а первая философия, естественно, имела абсолютную первостепенность по отношению ко|всем другим теоретическим дисциплинам.

У стоиков (IV в. д.н.е.) философия начиналась с логики. Но, как и думал Аристотель, она не имела статуса самостоятельной науки, а была введением ко всему комплексу наук. После логики  шла физика (учение о природе), а после физики — этика (учение о человеке, о путях его к мудрой осмысленной жизни).

Для стоиков первостепенное значение имела этика, поскольку и логика (учение о познании), и физика (учение о природе) только подготавливали основные жизнеполагающие положения и выводы философии о назначении и судьбе человека, об отношении ее к вечному и бесконечному миру.

Протоаристотелевая структура знания стала основой дисциплинарной схематизации философии в ее будущей истории. В Новое время в плане построения автономной метафизики фундаментальную разработку получила теория познания (гносеология).

В представлениях того времени гносеология была шире логики, так как рассматривала не только абстрактно-теоретический, а и чувственный уровень познания (ощущение, восприятие, представление).

То, что античные философы называли физикой, в философии последующих столетий получило название онтологии (учение о бытии, или о первоначале всего сущего).

Попытку переосмысления структуры философского знания сделал И. Кант.  В «Критике способности суждения» он говорит о трех частях философии и соотносит их с тремя «способностями души».

Под последними он подразумевает познавательную, практическую (желание, воля) и эстетическую способности, присущие человеку от рождения.

Кант, таким образом, трактует философию как учение о единении истины, добра и красоты, что значительно расширяет ее узкорацианальное понимание, как только теории или методологии научного познания, которые высказывались вначале просветителями, а потом позитивистами.

В «Логике» (1800 г.) Кант, таким образом, определяет предметное поле философии как науки об отношении всякого знания и всякого применения ума к конечной цели человеческого ума: «Сфера философии в этом всемирно-гражданском значении охватывается следующими вопросами:

  • Что я могу знать?
  • Что я должен знать?
  • На что я смею надеяться?
  • Что такое человек?

На первый вопрос отвечает метафизика, на второй — мораль, на третий — религия, на четвертый — антропология». Кант, таким образом, подчеркивает и задает перспективу осмысления антропологической проблематики как наиважнейшей для философии.

 Гегель, наоборот, считает, что главная цель философии состоит в диалектическом раскрытии категориальной структуры ума. В человеке Гегель, прежде всего, видит способность к разумному мышлению. Суть человека состоит в способности к постижению разумного умом.

Поэтому философию Гегель определяет как самопостижение человеком своей сути. Идеал человека для Гегеля — разумный человек, который познает действительность при помощи понятий и категорий.

В «Энциклопедии философских наук» Гегель выделяет три части философского знания, которые обозначены в суровой последовательности:

  • логика,
  • философия природы,
  • философия духа.

К философии духа (объективного, субъективного, абсолютного) Гегель относит комплекс философских дисциплин о государстве и праве, моралии моральности, о всемирной истории, об искусстве, религию и саму философию.

Таким образом, гегелевская система философии универсальна, она охватывает мир человеческой культуры, действительность во всем ее разнообразии. Поэтому правомерно использовать такого рода структуру для выделения и описания основных разделов философии, которые формируют ее современный дисциплинарный образ.

Схематично это можно предъявить в виде ‘ромашки’, лепестки которой — области философского познания обозначенных ракурсов взаимодействия человека и мира, разнообразных сфер культуры.

Слово физика в связи с возникновением специально-научного, исследовательского знания, наполнилось иным, современным содержанием.

Онтология (от греч. Оntos — сущность и logos — учение) учение о бытии как таковое, о фундаментальных принципах и формах бытия, его самая общая сущность и определение.

Человек живет в реальном мире, наполненном многочисленными и разнообразными вещами (большими и маленькими, продолжительными и однодневными, живыми и неживыми).

Они рождаются и исчезают, разрушаются и восстанавливаются.

Поэтому люди издавна ставят вопрос: является ли напрасным  мельтешением отдельных вещей какая-то единая основа, какой-то незримый фундамент, что делает их всех живущими, позволяет им взаимодействовать и соединяться. Для определения источника жизни, того начала, которое дает какой-нибудь вещи возможность Быть, существовать как множество, появляться, и возникло понятие Бытия.

Онтологические проблемы — это проблемы объективного бытия действительности, того нерушимого фундамента, над которым выстраивается повседневная реальность, данная нам через органы чувств.

Для ранних греческих философов поиски бытия – это поиски первовещества, из которой вроде бы сделаны все без исключения вещи (вода Фалеса, воздух Анаксимена, апейрон Анаксимандра, стихии Эмпедокла, огонь Гераклита, атомы Демокрита, семя Анаксагора).

Проблема различия настоящего бытия и ненастоящего существования оказалась чрезвычайно актуальной в античном обществе (V-IV в. до н.е.), когда люди стали утрачивать веру в традиционных богов, начали разрушаться основы и нормы мира, главной  реальностью которого были Боги и традиция.

Философия в лице Парменида осознала ситуацию тревоги, отчаяния и ужаса людей, которые утратили опору жизни, и предложила успокаивающее средство, что поставил на место власти богов власть ума, власть мнения.

Протипоставив обманчивую видимость чувственного света истинному бытию, философы Элейской школы разработали онтологию как учение о вечном, неизменном, едином, разумном бытии.

 Парменид, обосновал тезис о тождественности мышления и бытия, будто бы сообщив людям об открытии им новой силы, силы Абсолютного мнения, которая сдерживает мир от хаоса, обеспечивает миру стабильность и надежность. Следовательно, человек находил в античном мире некоторую уверенность в том, что все с необходимостью будет подчиняться некоторому порядку.

Для средневековья бытие равно Богу, потому, что именно Бог согласно с религиозным представлением все творит и во все вдыхает жизнь. Начиная с XVI-XVII в. Проблема бытия рассматривалась как проблема материи с такими  ее важнейшими атрибутами как простор, время, движение, причинность.

В ХХ веке возникает идея о том, что бытие мира может быть понятым только через Бытие человека, и потому бессмысленно его искать в сфере естественной науки.

Глубокие тайники мира могут быть освещены только путем углубления в поток человеческой жизни, где объективное и субъективное нераздельны.

Второй раздел философского знания — теория сознания и теория познания (гносеология). Теория познания имеет свои истоки в стародавних философских учениях. Уже у античных мыслителей мы находим сложные размышления о том, каким же способом человек сдерживает впечатления об окружающем мире, правдивы они или нет – можно ли вообще познать истину.

Гносеология тесно связана с онтологией. Если для индийской ведичной философии мир построен так, что в нем царит иллюзия, то естественно, что обыкновенный человек, в том числе и ученый, никогда не касается истины, она только кружит в колесе иллюзорных представлений.

 Истина доступна только человеку, который самозабвенно занимается йогой и благодаря этому способен непосредственно переживать истину в духовном озарении без помощи слов и понятий. В европейской традиции, напротив, разумное слово (логос), понятийное мышление является адекватной формой выражения истины.

Больше того, это имеет, по мнению философов — рационалистов, онтологичную основу. Так, к примеру, Г. Гегель(1770 – 1831гг.) думал, что ум – это подлинная суть бытия. Все вещи внутри себя разумные, логика — их истинная природа.

И если мы будем целенаправленно и настойчиво развивать свое теоретическое мышление, овладевать языком понятий, то обязательно подружимся с истиной.

Теория сознания — более поздняя, нежели гносеология, дисциплинарная область философского знания. Она рассматривает сознание как особую действительность, специфический регион бытия, где законы иные, нежели природная реальность.

Тема сознания как совсем личной сферы бытия впервые звучит в знаменитой «Исповеди» религиозного мыслителя раннего христианства Августина Блаженного. Но особо фундаментально идеи теории сознания начинают развиваться в конце XIX — начале ХХ столетия.

Возникает учение феноменология, которое прямо ставит своей задачей изучать внутреннюю определенность сознания, то, что делает ее отличной от внешнего мира.

Третий раздел философии — логика, методология, философия науки и научного познания (эпистемология).

Если гносеология озабочена тем, можно ли познать мир, логика и методология непосредственно обращены к тому, что же нужно делать, лишь бы познавать доброе и правильное.

То есть, она разрабатывает наиболее эффективные способы и правила мышления, чтобы ученый уверенно шел вперед, а не блуждал в сумерках. Методология формулирует принципы, проявляет нормы и идеалы, которыми руководствуется ученый в познании мира.

Можно перечислить множество методологий, которые установились в ХХ столетии: позитивистская, диалектическая, феноменологическая, герменевтическая, синергетическая. Каждая методология — целый континент идей, книг, теоретических споров.

Любой серьезный исследователь неизбежно сталкивается с потребностью в методологических размышлениях, в определении того, как лучше подступиться к анализу предмета.

Обращение к философии открывает возможность расширить методологический кругозор, формирует культуру мышления, которая отвечает современному уровню науки.

Философия науки вырабатывается из традиционной методологической проблематики, но круг ее интересов шире. Она рассматривает место и роль науки и ученых в жизни общества. Собственно, наука — не такое уж давнее явление в жизни людей. Как специализированный вид духовного производства и социальный институт она возникает только в XVII в.

, но с тех пор ее значение в жизни общества постоянно возрастает, а фигура ученого становится более влиятельной и весомой.

Каким образом строится коммуникация между учеными, какие модели мира они признают, а какие отбрасывают, какое взаимоотношение естественнонаучного и гуманитарного знания — все эти вопросы являются прерогативой философии как науки.

Четвертый раздел философии, который сформировался в XVIII в. И интенсивно развивается в ХХ в., — это философская антропология и философия культуры. Философская антропология пытается выяснить место человека в мире, установить его особенное качество, что отличает его от животных, выявить разовую суть человека.

Она пытается выявить общие моменты и законы биологического, психического, духовно-исторического и социального развития человека. «Кто мы, куда идем, где наше место и назначение во Вселенной?» — вот вопросы, которые занимают разум философов — антропологов.

И с этими вопросами тесно связана тема культуры, которая в первую очередь является «мерой развития самого человека». Философия изучает культуру (как вторую природу человека, как мир человеческих смыслов и ценностей) во всем объеме исторического становления и во всей глубине ее структурных спецификаций.

Локальное и универсальное в культурах, природа и механицизм культуротворчества, способы трансляции социокультурного опыта, взаимоотношения культуры и цивилизации, культуры и свободы – вот круг проблем философии культуры.

Крупным и традиционным разделом философии выступают социальная философия и философия истории.

Социальная философия близка к теоретической социологии, рассматривает организацию общества, его взаимоотношения с природой, взаимоотношения, которые существуют между социальными группами, роль и положение человека в системе социальных связей и отношений. Философия истории обращает внимание исследователя на проблему движущих сил истории, ее источников, целей, начала и конца.

Следующий угол зрения философии на социальный мир — философия политики и философия права. Классическая политическая философия вытекает из Сократа и Платона.

Ими четко сформулирована главная цель политической философии: жизнь каждого человека протекает в обществе; ни один человек не может избежать участия в политике; и только через это участие лежит путь к философии, мировоззрению и способу жизни, то есть к определенному идеалу человека.

Традиционная политическая философия вела поиск оптимального политического строя и предлагала рецепты воспитания политиков, законодателей, которые имеют необходимые качества.

Современная философия политики концентрирует внимание на гносеологических и методологических аспектах познания реальных политических процессов. Ее главный предмет — политическая власть, которая реализуется в политических системах и иных формах политических взаимоотношений.

С философией политики тесно связанна философия права, которая изучает наиболее общие теоретико-мировоззренческие проблемы правоведения и государства (например, взаимоотношения права и власти, права и закона, права и справедливости, положение  права в иерархии социальных ценностей и др.).

Давним и традиционным предметным звеном философии есть философия религии. Сама религия не теоретическая, это вид мировоззрения, который допускает наличие бога либо богов как творцов и упорядочивателей действительности.

Для религии характерны культ и практические действия по установлению контакта с высшими силами реальности. Но религия не сводится только к культу и обрядности. Она имеет идейную, собственную мировоззренческую сторону, вокруг которой и продолжаются философские и теологические дебаты.

 Философия религии в широком смысле есть совокупность философских установок по отношению к религии, концептуализации ее природы и функций, а также философских обоснований существования божества, философские размышления о его природе и отношение к миру и человеку.

Кроме религиозной философии (христианской, мусульманской, буддийской) существует также эзотерическая философия. Эзотерический — значит тайный, закрытый для непосвященных.

Издавна в разных странах возникали тайные общества, где искатели истины отдавались сложным духовным практикам, медитировали, проходили испытания, чтобы им открывались тайны мироздания. Полученные переживания оформлялись в теорию, которую и называют эзотерической или оккультной философией.

Два последних раздела в мире философии — этика и эстетика.

Этика — это философская теория моральности, которая изучает, что такое характер, натура человека и как они соотносятся с представлением о надлежащем. Этика интересуется, откуда берется убеждение, что мы должны быть добрыми, а не злыми, какая вообще природа морали, добрая и зла, что такое дом, совесть, вина, почему ответственность — неотъемлемый спутник свободы.

И, наконец, эстетика — это теория прекрасного. Эстетика, как философская дисциплина анализирует прекрасное и в жизни, и в искусстве, задается вопросом, где пребывает красота, в мире самом по себе, что в нашем сознании и представлениях, старается выяснить внутренние законы эстетического.

Наконец сказать, что многочисленные гуманитарные науки тесно связанные с философией и переплетаются с ней: гуманитарная психология, история, этнография, литературоведение, филология.

Но эта связь и переплетения имеют место только там, где все эти дисциплины поднимаются над конкретным материалом и делают наибольшие обобщения, которые охватывают человека, в общем и мир, в общем в их взаимодействии и взаимопроникновении.

Источник: https://tehnar.net.ua/distsiplinarnaya-struktura-filosofskogo-znaniya/

Ссылка на основную публикацию