Специфические черты муниципального права — в помощь студенту

Специфические черты муниципального права - в помощь студенту Специфические черты муниципального права - в помощь студенту Специфические черты муниципального права - в помощь студенту Специфические черты муниципального права - в помощь студенту Специфические черты муниципального права - в помощь студенту Специфические черты муниципального права - в помощь студенту Специфические черты муниципального права - в помощь студенту Специфические черты муниципального права - в помощь студенту Специфические черты муниципального права - в помощь студенту Специфические черты муниципального права - в помощь студенту

Методы правового регулирования муниципальных отношений Муниципальное право, как и другие отрасли, воздействуют на общественные отношения с помощью таких правовых приемов (способов), как предписание, дозволение, запрет, сочетание которых и определяет характер правового регулирования. В зависимости от преобладания в отрасли права, того или иного правового приема различают два основных метода правового регулирования императивный (властный) и диспозитивный. Императивный – предполагает правовое положение субъектов, построенное на субординации, прямом подчинении. Диспозитивный – предоставляющий субъектам отношений право на самостоятельный выбор своего поведения, признающее их равноправие. Кроме императивного и диспозитивного методов в муниципальном праве используется метод гарантий (применяется прежде всего на федеральном уровне правового регулирования местного самоуправления) и метод рекомендаций (рекомендации в адрес органов местного самоуправления обычно содержится в указах Президента РФ, постановлениях Правительства РФ, а также в актах органов государственной власти субъектов Федерации).

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Вопрос 2. Муниципально-правовые нормы и институты Правовые нормы, закрепляющие и регулирующие общественные отношения, возникающие в процессе организации и деятельности местного самоуправления, называются муниципально-правовыми нормами.

Классификацию муниципально – правовых норм можно провести по следующим основаниям: По объекту правового регулирования, т. е.

по кругу регулируемых отношений, муниципально-правовые нормы делятся на закрепляющие: – МСУ в системе народовластия (понятие, принципы, функции); – основы деятельности МСУ (территориальная, организационная, финансово-экономическая); – предметы ведения и полномочия МСУ; гарантии МСУ; – ответственность ОМСУ и должностных лиц МСУ.

По характеру предписаний: – на управомочивающие (нормы-разрешения, устанавливающие, что можно делать, например, определяющие предметы ведения МСУ); – обязывающие (содержащие предписания, что нужно делать); – запрещающие (нормы-запреты, устанавливающие, что нельзя делать).

По территории действия: -федеральные (действуют на территории России); — действующие на территории субъекта; -местные (действующие в пределах отдельного муниципального образования). По источникам, т.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Сущность и задачи управленческого учета - в помощь студенту

Оценим за полчаса!

е по характеру актов, в которых содержатся нормы муниципального права: — нормы, действующие на федеральном уровне; — нормы, действующие на уровне субъектов Федерации; — нормы, действующие и на уровне муниципальных образований.

Кроме того, различают материально-правовые и процессуальные нормы: Материально-правовые нормы закрепляют полномочия ОМСУ и должностных лиц МСУ, права и обязанности граждан, других субъектов муниципального права.

Процессуальные нормы определяют порядок (процедуру) выборов и деятельности органов местного самоуправления, порядок принятия решений непосредственно населением муниципальных образований, процедуру реализации права населения на правотворческую инициативу в вопросах местного значения и т. д.

Классификация норм муниципального права возможна не только по их видам, но и по муниципально-правовым институтам: Правовой институт в муниципальном праве представляет собой совокупность муниципально-правовых норм, регулирующих определенный круг взаимосвязанных общественных отношений, которые образуют в рамках предмета муниципального права самостоятельную, обособленную группу. В качестве примера можно привести основы деятельности МСУ. Это довольно сложный институт, который состоит из более простых образований: института территориальной основы МСУ, института муниципальной собственности, института муниципальной службы.

Источники отрасли муниципальное право Вопрос 3. Источниками муниципального права являются правовые акты, в которых устанавливаются, изменяются или отменяются правовые нормы, направленные на регулирование муниципальных отношений.

Можно выделить три группы источников муниципального права с учетом различных уровней правового регулирования муниципальных отношений: К первой группе относятся нормативно-правовые акты (НПА), принимаемые на федеральном уровне: — Конституция РФ; — ФЗ № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06. 10.

2003; — Европейская хартия МСУ; — Указы Президента РФ; — Постановления Правительства РФ; а также нормативно-правовые акты других федеральных органов исполнительной власти.

Вторую группу источников составляют НПА, принимаемые органами государственной власти субъектов Федерации: — Конституции республик, — Уставы других субъектов Федерации — Законы субъектов Федерации о МСУ, о муниципальной службе, о муниципальных выборах, о местном референдуме, а также акты президентов республик, глав администраций других субъектов Федерации, постановления законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Федерации, акты правительств и т. д.

В третью группу источников входят НПА, принятые путем прямого волеизъявления населения муниципальных образований; органами МСУ и должностными лицами МСУ(Уставы муниципальных образований; общеобязательные правила по предметам ведения муниципального образования, принятие которых предусматривает устав данного образования.

Вопрос 4. Муниципальное право как наука – это совокупность знаний, теоретических взглядов, идей о возникновении, развитии, функционировании и будущем местного самоуправления. Муниципальная наука имеет свои методы исследования, то есть совокупность приемов и способов, с помощью которых получаются знания.

Они подразделяются на общенаучные методы познания (диалектикоматериалистический, системный, социологический), и на специальные (сравнительного правоведения, нормативно-логический, структурнофункциональный, историко-юридический, метод перехода от общего к частному, от абстрактного к конкретному).

Общенаучные методы используются, например, при рассмотрении и анализе понятия местного самоуправления, его политико-правовой природы, раскрытии сущности местного самоуправления.

Анализ системы местного самоуправления, раскрытие элементов и установление взаимосвязей проводятся с помощью специальных методов, в первую очередь метода сравнительного правоведения, нормативно-логического.

Взаимоотношения между органами местного самоуправления определяются при помощи анализа правовых актов, закрепляющих их правовой статус, практики функционирования. Анализ нормативно-правовой базы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований позволяет выявить некоторые тенденции, сделать обобщения.

Вопрос 5. Муниципальное право как учебная дисциплина – это совокупность знаний, передаваемых студентам в процессе обучения в вузе, которые включают в себя наиболее существенные вопросы, связанные с организацией и деятельностью местного самоуправления.

Данная дисциплина имеет свою систему, под которой понимается логическая последовательность теоретических положений, знаний, составляющих ее содержание.

Итак, система учебной дисциплины муниципального права включает следующие структурные части: – Введение в муниципальное право; – МСУ в системе народовластия; – основы МСУ: территориальные, организационные и финансовоэкономические; – предметы ведения и полномочия МСУ; – гарантии МСУ; – ответственность ОМСУ и должностных лиц МСУ. Контроль за их деятельностью.

Заключение Пример муниципального образования

Муниципальное образование – Рязанский муниципальный район

Глава муниципального образования – Рязанский муниципальный район С. В. Зазаев

СИМВОЛИКА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ – РЯЗАНСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН Герб Рязанского района утвержден на заседании Рязанской районной Думы решением № 95 от 11. 08. 1997 года и зарегистрирован в Государственной Герольдии, регистрационный № 194.

Описание герба: в золотом поле стоящий князь, держащий в правой руке серебряный меч, а в левой — зеленые хлебные колосья; на князе — червленая (красная) епанча с соболей оторочкой, зеленые платье, сапоги и шапка, имеющая соболью опушку, серебряные ножны при таком же поясе и серебряные штаны; в оконечности щита — волнистый лазоревый (синий, голубой) пояс.

Наиболее крупные хозяйства района ЗАО «Авангард» Адрес: 390515, Рязанская область, Рязанский район, д. Хирино. Руководитель — Свид Георгий Семенович. Тел. : 33 -57 -42. Количество работающих – 404 чел. Специализация: производство молока, зерна, картофеля, мяса крупного рогатого скота, свинины. В хозяйстве имеется племзавод по выращиванию крупного рогатого скота.

ЗАО «Окская птицефабрика» Адрес: 390540, Рязанская область, Рязанский район, п. Окский. Руководитель – Ратников Сергей Викторович. Тел. : 26 -83 -12. Факс: 24 -34 -47. Количество работающих – 489 чел. Специализация: производство яиц, мяса птицы.

ОАО «Рязанский свинокомплекс» Адрес: 390550, Рязанская область, Рязанский район, п. Искра. Руководитель — Демин Виктор Алексеевич. Тел. : 24 -46 -83. Факс: 24 -34 -00. Количество работающих – 308 чел. Специализация: производство мяса свиней, выращивание племенного молодняка свиней.

НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ Образовательная сеть муниципальной системы района представлена следующими учреждениями: n средние школы – 19; n основные школы – 15; n начальные школы – 5; n начальная школа — детский сад – 1; n вечерняя (сменная) средняя школа – 1; n учреждения дополнительного образования – 2 (ДЮСШ, ЦРТД и Ю); n дошкольные образовательные учреждения – 17. n дошкольные группы в образовательных учреждениях – 6. В школах района обучаются 3559 учеников. Посещают: — детские дошкольные учреждения – 1051 ребенок; — учреждения дополнительного образования: ДЮСШ – 1537, ЦРТД и Ю – 661.

Справочная информация Глава муниципального образования – Рязанский муниципальный район Сергей Васильевич Зазаев Глава администрации муниципального образования – Рязанский муниципальный район Сергей Александрович Зеленин Юридический адрес 390511, Рязанская область, Рязанский район, д. Турлатово, ул. Новая Почтовый адрес 390047, г. Рязань, ул. Связи, д. 14 Телефон (84912) 28 -91 -22 Факс (84912) 28 -62 -04 E-mail konkursrzraion@mail. ru Режим работы 9. 00 – 18. 00 (перерыв 13. 00 -14. 00)

Практическое задание: Задание № 1 Докажите возможность и целесообразность выделения муниципального права в самостоятельную отрасль российского права. Назовите основные специфические черты муниципального права. Ответ: Из общей теории права мы знаем, что отрасли права различаются прежде всего по предмету регулирования.

Поэтому, чтобы определить возможность и целесообразность выделения муниципального права в самостоятельную отрасль российского права , необходимо выявить специфику общественных отношений, составляющих его предмет.

Это позволит отграничить муниципальное право от других отраслей права и определить, что же определяет объединение данных отношений в самостоятельный вид общественных отношений. Своеобразие отношений, регулируемых нормами муниципального права, состоит в том, что они возникают в особой сфере жизни общества – в сфере местного самоуправления.

Общественные отношения в сфере местного самоуправления обладают определенными специфическими чертами, отличающими их от общественных отношений других отраслей права : -во-первых, эти отношения имеют локально-территориальный характер; -во-вторых, данные отношения носят комплексный характер, так как связаны с реализацией задач и функций местного самоуправления во всех сферах местной жизни: экономической, бюджетно финансовой, социально-культурной, охраны общественного порядка и др. ; -в-третьих, обязательным субъектом муниципально-правовых отношений выступает либо население муниципального образования, либо орган или должностное лицо местного самоуправления. Эти отношения закреплены в Конституции РФ и Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» , а также в других нормативно-правовых актах, соответственно они в своей совокупности составляют самостоятельную отрасль российского права, которая носит название – Муниципальное право Российской Федерации.

Читайте также:  Рельеф суши и дна океана - в помощь студенту

Источник: https://present5.com/municipalnoe-pravo-municipanoe-pravo-kak-otrasl-prava/

Муниципальное право. Шпаргалки

Специфические черты муниципального права - в помощь студентуСпецифические черты муниципального права - в помощь студенту

Становление и развитие муниципального права в России прошло длительный путь и еще не завершено. Оно напрямую зависит от совершенствования системы местного самоуправления.

  • Развитие муниципального права на территории России рассматривают поэтапно:
  • 1-й этап – до 1864 г.;
  • 2-й этап – период 1864–1870 гг. Земская и городская реформы;
  • 3-й этап – период 1905–1907 гг.;
  • 4-й этап – послереволюционный период;

5-й этап – 90-е гг. XX в. Реформирование местного самоуправления, формирование современной системы органов местного самоуправления.

В отечественной теории права местное самоуправление всегда понималось по-разному. Например, Н.

Лазаревский под местным самоуправлением понимал «децентрализованное государственное управление, где самостоятельность местных органов обеспечивается системой такого рода юридических гарантий, которые, создавая действительность децентрализации, вместе с тем обеспечивают и текущую связь органов местного государственного самоуправления с данной местностью и населением».

Понятие «местное самоуправление» («земство») зародилось в России задолго до 1864 г. и имело достаточно стройную организацию органов местного самоуправления. Для обозначения системы местного самоуправления этого периода в русской литературе использовали термин «земство».

Земство – совокупность местных жителей и местных, отличных от государственных, интересов, связанных с развитием местного хозяйства, коммуникаций, медицины, народного образования, а также система управления этими местными делами посредством выборных представителей из населения.

Основными сословно-представительными органами на местах были земские и губные избы – выборные самоуправляющиеся органы. Земские избы осуществляли финансово-налоговые (фискальные) функции, а губные – полицейско-судебные функции.

Круг деятельности земских и губных изб закреплялся соответственно в земских и губных грамотах, подписываемых главой государства.

Земские и губные избы были подконтрольны специальным отраслевым приказам, действовавшим в какой-либо отдельной области.

2. Местное самоуправление в России до 1864 г

В XVII в. в России сложилась стройная трехзвенная система местного самоуправления, которая была основана на системе административно-территориального устройства России. На местах из центра назначались воеводы, которые принимали на себя административные, полицейские и военные функции, а также функцию контроля за деятельностью земских, губных изб и городовых приказчиков.

К 1785 г. Россия была поделена на 23 губернии, 66 провинций и около 180 уездов. Недостатком такой системы являлось то, что при выделении административно-территориальных единиц не учитывались географические, национальные и экономические особенности отдельных российских регионов.

К середине XIX в. Российское государство было поделено на 5 самостоятельных частей: европейская Россия, Великое княжество Финляндское, Царство Польское, Кавказский край, Сибирь. При этом каждая из частей единого государства имела свою систему административно-территориального устройства.

  1. Наиболее практичной на тот период являлась система органов местного самоуправления, основанная на выделении 4 групп административно-территориальных единиц – волостей.
  2. На уровне губернии существовала следующая система органов местного самоуправления:
  3. • во главе губернии стоял губернатор;
  4. • исполнительными органами местного самоуправления были: Губернское правление, Казенная палата, Управление государственным имуществом;
  5. • административно-хозяйственные функции в различных областях местной жизни были возложены на присутствия по крестьянским, военным и городским делам;
  6. • выборными представительными органами являлись дворянское собрание и губернский предводитель дворянства;
  7. • низшим звеном были губернские земские учреждения, выполнявшие отдельные полномочия на местном уровне.

3. Местное самоуправление в России в периоды 1864–1870 гг. и 1905–1907 гг

Система местного самоуправления, сложившаяся к середине XIX в., имела существенные недостатки. Попытки их устранить были предприняты в Положении от 01.01.1864 г. «О земских губернских и уездных учреждениях».

Однако новая система земского самоуправления также имела недочеты: наличие земских органов только на средних административных уровнях (в губернии и в уезде) и отсутствие земских учреждений в центре и в волостях.

В соответствии с Положением в систему земских учреждений были включены:

1) земские избирательные съезды, которые занимались избранием каждые 3 года нового земского гласного – выборного члена городских собраний. В земских избирательных съездах были представлены все сословия, каждое из которых проводило отдельный съезд. Иными словами, проводились 3 избирательных съезда: уездных землевладельцев, городских избирателей и выборных представителей от сельских обществ;

2) земские собрания, которые формировались на земских избирательных съездах. Выделялись губернские и уездные земские собрания, обладавшие различной компетенцией. В обязанности губернского земского собрания входили разделение имущества земства на губернское и уездное, а также открытие новых ярмарок и пристаней на судоходных реках либо перенесение существующих.

Появление Советов в 1905 г. как особого органа правления на местах ознаменовало переход к качественно новой организации органов местного самоуправления. Изначально Советы выполняли функцию организации стачечной борьбы, восстаний против царского правительства.

Постепенно Советы принимают на себя функции органов власти на местах (отменяются квартирная плата, налоги и сборы, вводится восьмичасовой рабочий день). Решением Советов распускались городские думы и управы, которые противопоставлялись им.

В их обязанности входило проведение на местах мероприятий, которые были запланированы центральными партийными органами. Все решения Советы принимали, исходя из партийной целесообразности.

4. Местное самоуправление в России в послереволюционный период

После Октябрьской революции остро встал вопрос о местном самоуправлении. Советом Народных Комиссаров (СНК) 27 декабря 1917 г. был принят решающий Декрет о роспуске Земского союза, в результате чего с органами местного самоуправления было покончено.

Был создан Комиссариат по местному самоуправлению, ставший ключевым органом в системе местного самоуправления.

В распоряжение Комиссариата были переданы важнейшие институты местного самоуправления: 1) Главное управление по делам местного хозяйства; 2) касса городского и земского кредита; 3) земские учреждения.

Но существование Комиссариата по местному самоуправлению было недолгим: в марте 1918 г. он был упразднен. Конституция РСФСР 1918 г. закрепила новую систему местных органов государственной власти, которая включала в себя съезды Советов, избираемые в процессе многоступенчатых выборов.

В 1926 г. постановлением СНК были утверждены «Положение о городских Советах» и «Положение о местных финансах», которые сформировали относительно независимую хозяйственно-организационную власть на местах.

Источник: https://fictionbook.ru/author/natalya_olshevskaya/municipalnoe_pravo_shpargalki/read_online.html

Предмет и метод муниципального права

В соответствии с принципом народовластия народ является единственным источником власти в Российской Федерации и может осуществлять ее (ст. 3 Конституции РФ):

  1. непосредственно;
  2. через органы государственной власти;
  3. через органы местного самоуправления.

Муниципальное право — отрасль права, которая регулирует отношения, складывающиеся в процессе организации и деятельности муниципальных (местных) органов, а также реализации форм непосредственной демократии.

Под предметом муниципального права понимают:

  • общественные отношения в системе местного самоуправления;
  • общественные отношения, возникающие в процессе организации и деятельности местного самоуправления, в том числе в процессе реализации права населения на местное самоуправление;
  • общественные отношения, возникающие на местном уровне жизни общества.

Под предметом правового регулирования понимают однородные общественные отношения, возникающие в процессе организации и деятельности местного самоуправления, в процессе реализации населением права на местное самоуправление непосредственно,а также через органы местного самоуправления.

Эти отношения можно классифицировать и выделить отношения:

  1. возникающие в процессе осуществления принадлежащей народу власти (при использовании форм непосредственной демократии);
  2. возникающие в процессе организации и деятельности органов местного самоуправления, связанные с разделением полномочий между главой муниципального образования, представительным и исполнительным органами местного самоуправления;
  3. возникающие в связи с установлением территориальной основы местного самоуправления;
  4. возникающие в процессе деятельности органов местного самоуправления по управлению муниципальной собственностью, формированию и исполнению местного бюджета, установлению и взиманиюместных налогов и сборов, иные отношения, связанные с управленческой и контрольной деятельностью (по управлению муниципальным хозяйством, социально-культурной сферой, обеспечению законности и правопорядка и т.д.);
  5. по поводу обязательств муниципальных органов перед органамигосударственной власти и обязательств органов государственной властипо отношению к ним; договорные отношения по взаимным обязательствам муниципальных органов;
  6. связанные с реализацией гарантий на осуществление местного самоуправления;
  7. вытекающие из ответственности органов местного самоуправления и их должностных лиц перед населением, государством, физическими и юридическими лицами.

Метод муниципального права

Каждая профилирующая отрасль права имеет свои методы правового регулирования. Муниципальное право, будучи комплексной отраслью, заимствует методы, используемые в разных отраслях.  Поэтому правовое регулирование в ней основано на сочетании следующих методов:

  1. частноправового (диспозитивного);
  2. публично-правового  (императивного);
  3. гарантий (государство, признав местное самоуправление, взяло на себя обязанность обеспечить не только судебную защиту от нарушения прав местного самоуправления, но и его организационную, финансовую и экономическую самостоятельность);
  4. саморегулирования.

В целом для местного самоуправления как публично-правового института характерно преобладание публично-правовых методов, хотя предметная деятельность органов местного самоуправления, связанная с реализацией их компетенции, регулируется частноправовыми методами.

Методы правового регулирования во многом ориентированы на способы правового регулирования. В теории государства и права выделяют три способа правового регулирования:

  1. дозволение — предоставление лицу права на определенное собственное поведение, совершение тех или иных действий;
  2. запрещение — возложение на лицо обязанности воздерживаться от определенного поведения, совершения тех или иных действий;
  3. обязывание (предписание) — возложение на лицо обязанности определенного поведения, совершения тех или иных активных действий.

Таким образом, главными признаками метода правового регулирования можно назвать:

  • каково устанавливаемое юридическое положение сторон;
  • с какими юридическими фактами связывается возникновение, изменение, прекращение правоотношений;
  • как определяются права и обязанности субъектов правоотношений;
  • как защищаются права и обязанности субъектов правоотношений.

Для юридического режима муниципального права как комплексной отрасли характерно ориентирование на дозволение и обязывание.

Иными словами, муниципальное право отличается от других отраслей права сочетанием императивного и диспозитивного методов регулирования отношений.

Его специфика как раз и состоит в комбинации различных способов правового регулирования, свойственных другим отраслям права, применительно к разным объектам муниципальной действительности.

Система муниципального права

Муниципальное право как отрасль права имеет свою систему, т. е. совокупность правовых институтов, объединяющих нормы, регулирующих однородные правоотношения.

Традиционное представление о системе отрасли права предполагает выделение общей и особенной частей.

Специфика правовых институтов, их значение дает основание для отнесения их к Общей или Особенной части. В качестве основных критериев предлагаются следующие:

  • Общая часть объединяет совокупность предписаний, распространяющих свое действие на все муниципальное образование. Ее составляют нормы, закрепляющие территориальные основы местного самоуправления, определяющие отношения муниципальных образований с другими субъектами права, а также нормы-принципы, нормы-дефиниции, и т.д.
  • Особенная часть муниципального права включает нормативные предписания о компетенции органов местного самоуправления, должностных лиц муниципального уровня, о процедурах их деятельности, о статусе и порядке деятельности иных субъектов местного самоуправления. 

Другой подход к системе муниципального права выглядит следующим образом:

  • Общая часть (правовые, территориальные, организационные и финансово-экономические основы местного самоуправления, ответственность местного самоуправления, гарантии местного самоуправления);
  • Особенная часть (нормы, регулирующие полномочия органов местного самоуправления по управлению муниципальным хозяйством, в социально-культурной сфере и в сфере обеспечения законности и правопорядка).

Именно первому подходу соответствует структура Федерального закона 1995 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Местное самоуправление осуществляется на всей территории Российской Федерации с учетом национальных, региональных, исторических, культурных и иных особенностей. Наибольшее влияние на формирование местного самоуправления имеют региональные особенности.

Очевидно, что при одинаковой концепции местного самоуправления в пределах России в разных регионах есть своя специфика. Поэтому, целесообразно выделение Специальной части, в которую включаются нормы, регулирующие особенности местного самоуправления на определенных территориях.

В этом случае под определенными территориями можно понимать:

  1. территории с особым правовым статусом (наукограды, закрытые административно-территориальные образования, территории проживания коренных малочисленных народов, приграничные территории и некоторые другие);
  2. территории отдельных субъектов Российской Федерации (республик, краев, областей, городов федерального значения, автономий);
  3. территории других государств, если в рамках муниципального права рассматривать зарубежный опыт местного самоуправления.

Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» содержит определенные предпосылки для такого подхода.

В частности, в нем выделена отдельная глава «Особенности организации местного самоуправления», в которой рассматриваются особенности организации местного самоуправления в субъектах Российской Федерации — городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге (статья 79); в закрытых административно-территориальных образованиях (статья 80); в наукоградах (статья 81); на приграничных территориях (статья 82).

Таким образом, муниципальное право как отрасль права состоит из Общей, Особенной и Специальной частей.

Общая часть

К Общей части относятся нормы, которые можно объединить в следующие муниципально-правовые институты:

  1. Правовые основы местного самоуправления.
  2. Территориальные основы местного самоуправления.
  3. Организационные основы местного самоуправления.
  4. Финансово-экономические основы местного самоуправления.
  5. Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц.
  6. Гарантии местного самоуправления.

Правовые основы местного самоуправления раскрываются, как правило, в зависимости от субъектов, устанавливающих нормы муниципального права. Выделяют акты федерального, регионального и местного уровня. Причем при характеристике актов муниципального уровня обязательно называют в качестве основных уставы муниципальных образований.

Территориальные основы местного самоуправления включают вопросы административного устройства субъектов Российской Федерации и вопросы формирования, реорганизации и ликвидации муниципальных образований, поскольку процедуры очень различаются. В последнем случае требуется обязательный учет мнения населения.

Организационные основы местного самоуправления представляют совокупность норм, регулирующих реализацию права граждан на местное самоуправление через формы непосредственного народовластия, органы местного самоуправления и иные выборные органы.

Финансово-экономические основы местного самоуправления включают такие правовые институты, как институт муниципальной собственности, местный бюджет, муниципальная казна; особое место занимают местные налоги и сборы, внебюджетные фонды.

Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц объединяет такие элементы, как ответственность органов местного самоуправления перед населением, физическими и юридическими лицами, государством.

Ответственность должностных лиц проявляется в возможности их привлечения к разным видам юридической ответственности. Наиболее слабо проработанным представляется вопрос об ответственности перед населением.

Этот вид ответственности реализуется через механизм досрочного прекращения полномочий в случае утраты доверия со стороны населения. Здесь же следует рассматривать и институт отзыва выборных должностных лиц местного самоуправления.

Гарантии местного самоуправления — это совокупность приемов, средств или способов реализации права на местное самоуправление. Особое место занимает реализация права на судебную защиту, в том числе в Конституционном Суде РФ.

Особенная часть

К Особенной части относятся правовые институты, объединяющие нормы, регулирующие полномочия органов местного самоуправления и их должностных лиц. Следует обратить внимание, что на местном уровне могут решаться собственно вопросы местного значения и вопросы государственного значения, переданные или делегированные органам местного самоуправления.

Читайте также:  Структура философского знания - в помощь студенту

В рамках Особенной части следует выделять такие муниципально-правовые институты, как полномочия органов местного самоуправления:

  1. по управлению муниципальным хозяйством;
  2. по управлению социально-культурной сферой;
  3. по обеспечению законности и правопорядка.

Специальная часть

К Специальной части относятся правовые институты, объединяющие нормы, регулирующие особенности организации местного самоуправления в отдельных регионах, на определенных территориях.

Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/predmet-i-metod-munitsipalnogo-prava

Теория муниципального права

  1. Муниципальное право Российской Федерации как отрасль права, как наука и учебная дисциплина.

Как известно, отрасли права различаются по предмету и методу правового регулирования.

В характеристике отрасли права первостепенное значение имеет определение ее предмета, то есть совокупности тех специфических общественных отношений, которые нормами данной отрасли права регулируются и закрепляются.

  • Таким образом, вопрос о предмете муниципального права – это прежде всего, вопрос о характере, объеме и особенностях   общественных   отношений,   которые регулируются нормами муниципального права.
  • Если определить в самом общем виде предмет муниципального права, то можно сказать, что им являются общественные отношения, возникающие в связи с организацией и деятельностью населения городских и сельских поселений по решению непосредственно или через образуемые им органы вопросов местного значения.
  • Методы муниципального права
  • Каждая отрасль права имеет свои методы правового регулирования, то есть специальные юридические средства и способы воздействия норм права на общественные отношения.

Муниципальное право РФ, будучи комплексной отраслью права, использует методы, присущие другим отраслям права, однако в специфическом для данной отрасли права их соотношении и переплетении.

Так, являясь отраслью публично-частного характера, муниципальное право использует в механизме правового регулирования сочетание   публично-правового   (императивного)   и частноправового (диспозитивного) методов правового регулирования.

Муниципальное право является составной частью юриспруденции. Наука муниципального права относится к числу отраслевых наук. Ее предметом является изучение муниципального права как отрасли права. Она исследует, изучает   специфические   общественные   отношения, регулируемые нормами муниципального права, содержание и виды самих этих норм, механизмы их реализации и т.п.

Исходя из содержания предмета муниципального права как отрасли права, особенностей составляющих его общественных отношений, определяется характер и спектр основных теоретических проблем и задач современной российской науки муниципального права.

Среди этих проблем важнейшими являются следующие: понятие местного (муниципального) самоуправления: соотношение его с государственным управлением; соотношение и содержание федерального, регионального и локального правового регулирования организации и деятельности муниципальных образований; проблемы территориальных основ местного самоуправления; полномочия и предметы ведения муниципальных образований и разграничение их с органами государственной власти; характер и формы взаимоотношений     муниципальных     органов     с государственными органами; реальные гарантии местного самоуправления,    защиты    его    самостоятельности, надежности,    достаточной    финансово-материальной обеспеченности; и, наконец, это изучение, обобщение практики деятельности местного самоуправления как в России, так и за рубежом.

  1. Если в самом общем виде сформулировать понятие муниципального права как науки, то можно сказать, что она представляет собой совокупность знаний,  теорий, концепций о местном (муниципальном) самоуправлении, формах его осуществления, правовом регулировании в данной сфере общественных отношений.
  2. В заключение данной лекции можно сделать следующие выводы относительно понятия и предмета муниципального права РФ.
  3. Во-первых,   муниципальное   право   связано   с муниципальным (или местным) самоуправлением и, следовательно, его можно трактовать как право местного самоуправления, местное (локальное) право.
  4. Во-вторых, муниципальное право – комплексная отрасль права, которая включает как собственные правовые нормы, регулирующие отношения в сфере местного самоуправления, так и нормы других отраслей права, регулирующих отношений в данной сфере, но на локальном (местном) уровне.
  5. И,  в-третьих,  нормы  муниципального  права регулируют специфический круг общественных отношений, связанных с организацией и функционированием местного самоуправления в городских и сельских поселениях.
  6. МП как учебная дисциплина имеет более узкое содержание, чем наука, поскольку изучается в рамках программ, тематических и учебных планов учебного курса.
  7. Задачи МП, как учебной дисциплины состоят в оказании помощи будущим юристам при изучении основ местного самоуправления, организационно-правовых форм и гарантий его осуществления, полномочий органов МСУ по решению вопросов местного значения, отдельных государственных полномочий, которыми могут наделяться органы МСУ.
  8. Система учебной дисциплины МП имеет следующие составные части:
  9. 1) МП, как комплексная отрасль права, как научная и учебная дисциплина – изучает предмет МП; методы правового регулирования; особенности, источники и систему МП; субъектов ОО; основные методы научных исследований; задачи науки МП и учебной дисциплины МП.
  10. 2) Основы местного самоуправления – понятие и содержание территориальных, ФЭ, правовых основ МСУ и государственных гарантий его осуществления.
  11. 3) Система МСУ – понятие системы МСУ; формы волеизъявления граждан при осуществлении МСУ; структура, принцип организации и деятельности органов МСУ; особенности представительного органа и главы МСУ; принципиальные черты депутата, члена выборного органа МСУ, выборного должностного лица МСУ; отличительные признаки ТОСУ.
  12. 4) Основные полномочия органов МСУ – понятие полномочия органов МСУ; содержание основных полномочий органов МСУ в различных сферах ОО (социальная, культурная, хозяйственное строительство, ООП, отдельные государственные полномочия).
  1. Предмет и методы муниципального права как отрасли права, его особенности.

Муниципальное право является составной частью юриспруденции. Наука муниципального права относится к числу отраслевых наук. Ее предметом является изучение муниципального права как отрасли права. Она исследует, изучает специфические общественные отношения, регулируемые нормами муниципального права, содержание и виды самих этих норм, механизмы их реализации и т.п.

Исходя из содержания предмета муниципального права как отрасли права, особенностей составляющих его общественных отношений, определяется характер и спектр основных теоретических проблем и задач современной российской науки муниципального права.

Среди этих проблем важнейшими являются следующие: понятие местного (муниципального) самоуправления: соотношение его с государственным управлением; соотношение и содержание федерального, регионального и локального правового регулирования организации и деятельности муниципальных образований; проблемы территориальных основ местного самоуправления; полномочия и предметы ведения муниципальных образований и разграничение их с органами государственной власти; характер и формы взаимоотношений муниципальных органов с государственными органами; реальные гарантии местного самоуправления, защиты его самостоятельности, надежности, достаточной финансово- материальной обеспеченности; и, наконец, это изучение, обобщение практики деятельности местного самоуправления как в России, так и за рубежом.
Если в самом общем виде сформулировать понятие муниципального права как науки, то можно сказать, что она представляет собой совокупность знаний, теорий, концепций о местном (муниципальном) самоуправлении, формах его осуществления, правовом регулировании в данной сфере общественных отношений.
В заключение данной лекции можно сделать следующие выводы относительно понятия и предмета муниципального права РФ.
Во-первых, муниципальное право связано с муниципальным (или местным) самоуправлением и, следовательно, его можно трактовать как право местного самоуправления, местное (локальное) право.
Во-вторых, муниципальное право – комплексная отрасль права, которая включает как собственные правовые нормы, регулирующие отношения в сфере местного самоуправления, так и нормы других отраслей права, регулирующих отношений в данной сфере, но на локальном (местном) уровне.

И, в-третьих, нормы муниципального права регулируют специфический круг общественных отношений, связанных с организацией и функционированием местного самоуправления в городских и сельских поселениях.

Предмет, метод и система муниципального права.
Как известно, отрасли права различаются по предмету и методу правового регулирования. В характеристике отрасли права первостепенное значение имеет определение ее предмета, то есть совокупности тех специфических общественных отношений, которые нормами данной отрасли права регулируются и закрепляются.

Таким образом, вопрос о предмете муниципального права – это прежде всего, вопрос о характере, объеме и особенностях общественных отношений, которые регулируются нормами муниципального права.

Если определить в самом общем виде предмет муниципального права, то можно сказать, что им являются общественные отношения, возникающие в связи с организацией и деятельностью населения городских и сельских поселений по решению непосредственно или через образуемые им органы вопросов местного значения.

Методы муниципального права
Каждая отрасль права имеет свои методы правового регулирования, то есть специальные юридические средства и способы воздействия норм права на общественные отношения.
Муниципальное право РФ, будучи комплексной отраслью права, использует методы, присущие другим отраслям права, однако в специфическом для данной отрасли права их соотношении и переплетении.

Так, являясь отраслью публично- частного характера, муниципальное право использует в механизме правового регулирования сочетание публично-правового (императивного) и частноправового (диспозитивного) методов правового регулирования.

В основном, в сущностном плане, для местного самоуправления как публично-правового института характерно, безусловно, преобладание публично-правовых методов правового регулирования. Однако, в тех сферах правового регулирования местного самоуправления. которые касаются деятельности его органов как юридических лиц, реализации их полномочий в сфере управления муниципальной собственностью, местными финансами и т.п., используются, как правило, частноправовые методы.

Методы правового регулирования во многом ориентированы на способы правового регулирования, к которым теория права относит дозволение, обязывание и запрет. Для муниципального права как комплексной отрасли права, характерно использование в механизме правового регулирования таких способов правового воздействия как дозволение и обязывание

  1. Источники муниципального права Российской Федерации.

Источник: https://damirock.com/exam/legal/teoriya-munitsipalnogo-prava/

Наука муниципального права: понятие, предмет, метод и источники | Студент-Сервис

Термин «муниципальное право» традиционно используется в трех значениях: как отрасль права, как наука и учебная дисциплина.
Муниципальное право как наука – это совокупность (система) знаний, теорий и идей, представлений о правовом регулировании организации и функционирования местного самоуправления.

Муниципальное право как наука – более широкое понятие, чем муниципальное право как отрасль права. Наука муниципального права помимо общепризнанных норм рассматривает дискуссионные положения, выдвигает новые концепции и гипотезы.

В рамках научных исследований помимо действующих в Российской Федерации в настоящее время институтов местного самоуправления ученые изучают практику правового регулирования организации и деятельности местной власти на предыдущих этапах развития российской государственности, а также обращаются к зарубежному опыту в данной сфере.

Муниципальное право как научная дисциплина является составной частью юридической науки.
Предметом исследования науки муниципального права является то на что направленны научные исследования, т.е. активно развивающаяся отрасль российского права – муниципальное право.
А.Н. Кокотов и А.С.

Саломаткин к предмету науки муниципального права относят местное самоуправление как общественный, но прежде всего политико-правовой институт в его статике и динамике, в его внешних отношениях с иными институтами общества и в первую очередь с государством.

  • Объектом науки муниципального права являются общественные отношения, складывающиеся в сфере местного самоуправления.
  • К методам науки муниципального права относятся общенаучные, специальные и частно-научные методы, такие как: диалектический, аксиологический, исторический, статистический, социальный, сравнительно-правовой, системного анализа, формально-логический, правового эксперимента и др.
  • Основные функции науки муниципального права:

Л.Н. Пешин определяет, что предметом науки муниципального права является муниципальное право, как категория, имеющая наиболее широкое, предельно общее значение, заключающая в себе всю совокупность объектов науки, муниципально-правовую действительность. В отличие от предмета объект науки – это явление или процесс, подвергаемый изучению в процессе исследования предмета науки. Объектом науки муниципального права является муниципальное право, как отрасль права. Объект науки муниципального права подразделяется на отдельные объекты изучения, к наиболее важным из которых относятся муниципальное образование, население муниципального образования, органы и должностные лица местного самоуправления, граждане – жители муниципальных образований.
В муниципально-правовой науке используется широкий спектр методов научного познания.
Методы науки муниципального права – это совокупность приемов и способов, с помощью которых изучаются муниципально-правовые явления.
Как справедливо отметил Жюль Анри Пуанкаре «Наука не сводится к сумме фактов, как здание не сводится к груде камней». Наука муниципального права имеет свою систему, которая соответствует системе отрасли муниципального права и представляет собой упорядоченную совокупность относительно самостоятельных комплексов теоретических положений и взаимную связь между ними.

  • гносеологическая (познавательная);
  • прогностическая;
  • практическая;
  • коммуникативная.

Некоторые авторы выделяют также идеологическую функцию науки муниципального права.

Выполняя указанные функции, на основе изучения практики реализации муниципальных правовых норм, исторического и зарубежного опыта организации местного самоуправления, наука муниципального права осуществляет теоретическое прогнозирование, подготовку рекомендаций по совершенствованию нормативно-правовой базы и правоприменительной деятельности.

Источники науки муниципального права являются:

  1. Нормативные правовые акты, составляющие систему источников муниципального права как отрасли права.
  2. Муниципальная практика.
  3. Научные мысли, теории, концепции, труды российских и зарубежных ученых.
  4. Исторический и зарубежный опыт муниципальной деятельности.

Многие вопросы, связанные с проблемами муниципального права, организации местного самоуправления были исследованы в фундаментальных трудах ученых А.И. Васильчикова, Б.Б. Веселовского, А.Д. Градовского, Н.М. Коркунова, Н.И. Лазаревского, В.Н. Лешкова, Б.Н. Чичерина и др.

Значительный вклад в развитие науки муниципального права в современный период внесли такие учѐные как: С.А. Авакъян, Н.С. Бондарь, В.И. Васильев, И.В. Выдрин, А.Н. Кокотов, О.Е. Кутафин, Л.А. Нудненко, Н.Л. Пешин, Н.В. Постовой, А.С. Прудников, В.Н. Руденко, А.С. Саломаткин, А.А. Сергеев, С.Г. Соловьев, А.А. Уваров, В.И. Фадеев, Г.Н.

Чеботарев, Е.С. Шугрина и другие.

Задачами науки муниципального права являются исследование муниципальных правовых норм и институтов, формирование единых подходов среди ученых в изучении муниципальных правовых явлений, создание непротиворечивой нормативной базы по вопросам осуществления местного самоуправления, совершенствование понятийного аппарата, а также исследование положительного опыта организации местного самоуправления на том или ином этапе истории нашего государства.
Сегодня местное самоуправление – неотъемлемая часть гражданского общества и современные ученые продолжают исследовать природу местного самоуправления, его место в системе публичной власти. Кроме того объектами исследований учѐных являются правовые, территориальные, финансово-экономические, организационные основы местного самоуправления.
Одной из основных задач науки муниципального права на современном этапе является собирание воедино всего, что способствует непрерывности развития и правового оформления местного самоуправления, его прогрессивному движению на идеалах демократии, гуманизма и свободы.

Таким образом, наука муниципального права Российской Федерации – это совокупность знаний о муниципальном праве как отрасли права, о системе его источников, об особенностях и закономерностях воздействия муниципально-правовых норм на общественные отношения, возникающие, изменяющиеся и прекращающиеся на уровне местного самоуправления, о совокупности его норм, концепций, теорий и воззрений, возникающих в обществе и направленных на муниципально-правовые явления и процессы.

Источник: https://student-servis.ru/spravochnik/nauka-munitsipalnogo-prava-ponyatie-predmet-metod-i-istochniki/

Ссылка на основную публикацию