Современные проблемы биологии — в помощь студенту

TALKS Современные проблемы биологии - в помощь студентуВ формате «Точка зрения» ПостНаука знакомит читателей с мнениями наших экспертов об актуальных проблемах общества, образования и науки. В новом выпуске мы попросили наших авторов высказать свою точку зрения на тему преподавания биологии в школе.

Проблем преподавания биологии в наших школах, на мой взгляд, три.

Первая — устаревшие данные в учебниках. Например, до сих пор в предках человека, согласно учебникам, числится дриопитек, тогда как такая точка зрения устарела как минимум в начале XX века. Примеры можно легко умножать для любого раздела биологии.

Современные данные учитываются в учебниках очень редко. Кстати, по этому показателю отечественные учебники резко контрастируют, например, с американскими. Кроме того, расположение разделов по классам достаточно странное. Как известно, первой идет ботаника.

Видимо, считается, что про цветочки детишкам понять гораздо проще, чем про зверюшек, а про зверюшек проще, чем про человека и обобщающие теории. Из практики же следует иное.

Ботаника в реальности, во-первых, довольно сложна, во-вторых, бывает весьма скучна и отбивает интерес у детей к биологии вообще. Лучше же всего биологические закономерности преподаются на примере человека.

На мой взгляд, весь курс биологии должен строиться не так, как ныне. Не надо бояться, что дети не поймут теорию, ее надо преподавать параллельно фактологии про цветочки, зверюшек и человека.

Сейчас же факты идут в отрыве от теорий, в итоге дети не запоминают первых и не понимают вторых.

Проблема с учебниками потенциально легко решаема, хотя я не верю, что она будет скоро решена на практике; проблема с программами тоже разрешима легко, но инерция системы, как мне кажется, не позволит ввести перемены еще лет сто, не меньше.

Современные проблемы биологии - в помощь студентуПрямая речь: Станислав Дробышевский

Вторая значительная проблема — квалификация учителей. Биология — одна из самых быстроразвивающихся наук, а учителя сами учились либо много лет назад, либо по учебникам, написанным много лет назад.

В итоге они часто не знают новейших достижений, а иногда сами плохо понимают биологические закономерности. Это уже проблема педагогических вузов, причем крайне трудноразрешимая.

Помочь могли бы обновленные курсы в таких вузах (эффект скажется лет через 5–10), либо курсы повышения квалификации (только кто будет на них преподавать в масштабах всей страны?).

Третья проблема — низкий имидж науки вообще и биологии в частности и, как следствие, низкий интерес у школьников к предмету. Это уже сложность государственного масштаба. Тут могла бы помочь усиленная популяризация и пропаганда науки.

Сейчас вроде бы идет движение в эту сторону, хотелось бы, чтобы оно развивалось и впредь. Как итог: проблем немного, и они решаемы, но в нынешних условиях надежда на кардинальное и быстрое улучшение слаба.

Остается порадоваться, что заинтересованных и способных школьников хватает, а возможностей для самообразования ныне больше, чем когда-либо за всю историю.

Как всегда, школьная биология отстает на несколько десятилетий от современного состояния науки. Планирование времени на различные темы не соответствует важности этих тем для обыденной жизни. И даже то, что есть, проходит мимо значительной части учащихся (но это проблема преподавания не только биологии, естественно).

Например, к выложенной в интернете лекции о наследовании групп крови мы получили комментарий 10-летней школьницы о том, что если бы ее папа был знаком с этими элементарными сведениями, он не ушел бы из семьи. У девочки в полном соответствии с законами генетики о наследовании рецессивных признаков группа крови была не «мамина» и не «папина».

Малограмотный папа из этого сделал вывод, что ребенок не его, и ушел из семьи.

Современные проблемы биологии - в помощь студенту

Теория эволюции — основа всей биологии.

Но в школе она преподается на уровне состояния XIX века с упоминанием того, что в XX веке появилась синтетическая теория эволюции (объединение дарвинизма с генетикой).

Даже если грамотный учитель захочет рассказать о важнейших и интереснейших открытиях последних десятилетий, он скован тем, что в ЕГЭ формулируются исключительно «кондовые» вопросы на уровне XIX века.

Существует также общая проблема, касающаяся не только биологии. В современной школе идет натаскивание, отсутствует развитие логического мышления. Логическое мышление необходимо для понимания наук, да и в жизни полезно.

С правилами формальной логики незнакомы не только школьники, но и учителя (по результатам моих опросов половина учителей биологии не способна решить элементарные логические задачи). Без этого понять основы биологии невозможно, можно только принять на веру.

А что принимать на веру — проверенные концепции или фантазии, обильно публикуемые нынче в СМИ, — это безразлично. Грамотные люди живут дольше, болеют меньше, работают лучше и чувствуют себя более счастливыми.

Я считаю, что перечисленные дефекты преподавания заведомо программируют на недостижимость уровня грамотности, который позволил бы все эти блага получить.

В школьном преподавании биологии существует важная проблема: организация и подача материала в учебниках. Проблема включает не одну задачу. В частности, задачу «научить думать, а не заучивать» — такую же старую, как и задачу повышения мотивации.

В современном мире на пути решения подобных задач встают такие трудности, как «клиповое сознание» детей, воспитанных на гаджетах, их рассеянное внимание и их относительно высокая, но чаще всего поверхностная информированность. Квазиинформативность детей, которым кажется, что они много знают, порождает проблему подачи материала и роли учителя.

Более реально поскорее создать адекватные учебники, которыми ученики средних и старших классов смогут пользоваться самостоятельно, чем быстро воспитать поколение учителей, проникнутых естественно-научным подходом.

Мой коллега рассказывал мне, как студенты педагогического университета, встретившись с ним на остановке автобуса после его лекции по теории эволюции, спросили, «вправду ли он верит, что мы действительно произошли от обезьяны».

Очевидно, что предстоит большая работа по воспитанию поколения пытливых и думающих учителей, для этого нужно повышать престиж профессии; это, конечно, касается любых дисциплин, а не только биологии, и быстро это не получится. Что реально, так это поработать над учебниками.

Видимо, в младших классах учебники природоведения должны быть организованы в форме ответов с помощью учителя на «детские» вопросы, систематизированные по разделам.

Скажем, вопросы, связанные с временами года («Почему желтеют листья?») или с основами экологии и физиологии животных («Почему у слона большие уши?», «Почему таракан не бывает размером с крысу?»).

Я думаю, что в старших классах форма подачи материала должна быть рассчитана на то, чтобы высокий интерес ученика позволил ему справиться с освоением учебника самостоятельно.

Стоит идти не от простого к сложному, а нужна некая система интересных проблем, каждая из которых являлась бы ученику сразу во всем своем великолепии, как некий сверкающий шар, да еще и с высвеченными особым цветом нерешенными вопросами. Поясню на самом близком мне материале — поведении животных.

Вот один такой «шар»: «Чему животные учатся сами, что усваивают от родителей и социального окружения и какие формы поведения являются врожденными?» Современник Дарвина Дуглас Сполдинг первым поставил ряд экспериментов с животными, родившимися в неволе или очень молодыми, и был поражен, что ласточкам не надо учиться летать, а цыплятам — распознавать съедобную пищу. Он поставил вопрос: «Каким образом поведение животного разворачивается как пестрая лента из шкатулки?»

За последующие более чем 150 лет исследователи узнали очень много и об инстинктах животных, и об их интеллекте. С некоторыми видами (обезьянами, дельфинами) удалось вступить в прямой диалог, обучив их языкам-посредникам, и получить представление не только об их умственных способностях, но и о «лингвистическом» потенциале.

Какое участие принимают гены в формировании и проявлении поведения? Влияет ли поведение в свою очередь на экспрессию генов? Здесь множество нерешенных проблем. Самое интересное, что ученик сталкивается с работой генов много раз, в разных разделах. Поэтому вопросы в каждом разделе могут быть разного уровня.

Первый уровень — это вопросы только к тому материалу, с которым ученик познакомился в этом разделе. Вопросы второго уровня побудят его перечитать остальные. Например, «Как интеллект помогает животным находить пищу в меняющейся среде?» (раздел экологии). Конечно, нельзя рассчитывать на поголовный интерес к проблемам биологии.

Но мне кажется, что путем такой подачи материала мы уловим больше умов. Как это увязать с системой ЕГЭ, я не знаю. Возможно, переработать вопросы.

Я не знаю, что сейчас преподают в средней школе в России. С новыми подходами в преподавании биологии в США я знаком довольно хорошо. За последние пару десятков лет биология очень сильно продвинулась вперед.

В частности, появились возможности проведения очень красивых экспериментов прямо во время школьных уроков и с непосредственным участием учеников.

Есть несколько подходов, с помощью которых учителя пытаются привить школьникам интерес и более глубокое понимание биологии.

Во-первых, это попытки дать возможность непосредственно почувствовать красоту биологического эксперимента, сделанного своими руками. Делается это с помощью специальных учебных наборов — по выделению ДНК, трансформации бактерий плазмидами с генами флюоресцентных белков и т.

 д., — специально разработанных для школ. Это хорошее дело, и оно дает каждому ученику почувствовать себя «исследователем», переливающим жидкости из одной пробирки в другую. В России подобные учебные экспериментальные наборы недавно начала производить компания «Биологика».

Другое направление — это работа школьников, часто вместе с учителями, в течение летних каникул в университетских лабораториях. В этом случае есть несколько возможностей, все они основаны на решении параллельных задач, не требующих высокой квалификации.

Каждый школьник решает свою задачу, а результат может иметь научный интерес, и тогда его «подхватывает» университетская лаборатория.

Еще одним популярным направлением работы со школьниками является трехмерное прототипирование, которое дает возможность ребятам «создавать» трехмерные модели биологических макромолекул и понимать, как такие модели взаимодействуют друг с другом.

Последнее, о чем хочется упомянуть, — это трехмерная визуализация и анимация биологических процессов. Основная идея здесь в том, что один раз увидеть лучше, чем сто раз услышать или тем более прочитать в учебнике.

В целом биология отличается от, например, физики тем, что она не требует специального аппарата для понимания и основные концепции, даже самые современные, может понять очень молодой человек, тем более что многие концепции, например центральную догму молекулярной биологии или эволюционную теорию, можно объяснять «на пальцах». Мне кажется, что в недалеком будущем возникнут совсем новые учебники биологии, которые будут идти не от зверюшек и травок с молекулами, а, наоборот, от молекулы ДНК и ее репликации к эволюции и многообразию жизни на Земле. С точки зрения дидактики это правильнее. И знать это надо даже не потому, что мы хотим, чтобы как можно больше детей стало в будущем генными инженерами, а потому, что в XXI веке не знать принципов передачи генной информации так же зазорно, как было в XX веке не знать второго закона термодинамики.

Современные проблемы биологии - в помощь студентуПрямая речь: Константин Северинов

Что касается России, то у нас работа школьников в биологических лабораториях развита сравнительно слабо. Сказывается как отсутствие соответствующей инфраструктуры в школах, так и малое количество приличных исследовательских лабораторий, а также отсутствие у них интереса в работе со школьниками.

Также сильно ограничивает тот факт, что основные ресурсы, доступные удаленно, на английском языке. Это делает почти невозможным занятие биоинформатикой в российских школах, а жаль. Последние лет пять мы привлекали школьников к работе над научными проектами в моих академических лабораториях.

Получалось очень неплохо, часть из бывших школьников поступили в МГУ, и теперь они выполняют у нас дипломные работы и даже сами учат новое поколение школьников. Организовать совместную работу школьников и их учителей в лаборатории нам не удалось: учителя разбежались.

Мне кажется, им просто было неудобно работать на равных с учениками под руководством моих аспирантов.

При поддержке фонда «Династия» мы обучали учителей биологии из различных российских регионов работе с экспериментальными учебными наборами и давали им возможность проводить занятия в своих школах. Получалось в целом тоже неплохо.

Но были и тревожные симптомы, которые показывали, что многие из учителей, несмотря на то что они были отобраны в результате серьезного конкурса, были не вполне готовы к выполнению исследовательских проектов со школьниками.

Один тревожный пример — дюжина учителей, проходивших практикум в моей лаборатории в Институте биологии гена в течение недели, были так благодарны за полученные знания, что позвали без моего ведома православного священника и освятили лабораторию. А ведь они, безусловно, из лучших.

Источник: https://postnauka.ru/talks/30749

Философские проблемы биологии и медицины

В рамках 13-й научно-практической конференции «Философские проблемы биологии и медицины: феномен биорациональности» был поднят к обсуждению тип научной рациональности в так называемых «органических науках» — науках о феномене жизни и его формах, куда можно отнести биологию, медицину и гуманитарные науки. Исчерпывается ли тип рациональности в этих дисциплинах только той дихотомической парадигмой, которая предполагает жёсткое разделение на естественные и гуманитарные дисциплины, объектные и субъектные языки, субъектно и объектно ориентированные онтологии, или мы нуждаемся в интеграции указанных подходов и поиске некоторой «биорациональности», рациональности феномена жизни, сознания и разума, которая бы определённым комплексным образом предполагала соединение феноменов «сомы» и «психики», внутреннего и внешнего, материи и сознания, биологического и социального, иррационального и рационального и т.д.

Также в условиях широкомасштабного формирования структур электронного здравоохранения, использования технологий Больших данных в научных исследованиях и врачебных практиках, применение технологий телемедицины, роботизации процедур диагностики, контроля, проведения хирургических операций и ухода за пациентами возникают новые, требующие обсуждения фундаментальные проблемы взаимоотношений в системе врач — пациент — машина. Дигитализация медицины создаёт новые возможности для изучения медицинских проблем и оказания специализированной помощи пациентам, резкого расширения технологий индивидуального самоконтроля значимых с медицинской точки зрения параметров (самотрекеры). Вместе с тем, она несёт серьёзные социогуманитарные риски, требующие проактивной диагностики, экспертизы и менеджмента.

Читайте также:  Иерархичная информация - в помощь студенту

Если биорациональность обладает интегративным характером, то какого рода теоретические конструкции должны предполагаться ею, чтобы адекватно выразить «кентаврический» и существенно антиномический характер жизни и сознания? Является ли тотальная оцифровка жизни способом её интегрального понимания, или новой формой отчуждения, упрощения? Как интегративный тип биорациональности должен влиять на биомедицинскую теорию и практику, в том числе в век современных биомедицинских технологий? Эти и подобные вопросы были предложены к обсуждению на 13-ой конференции.

Тезисы докладов и сообщений принимались до 30 мая 2019 года по следующим тематическим направлениям:

Феномен биорациональности и его соотношение с другими типами рациональности

Онто-гносеологические проблемы биорациональности

Направления теоретической биомедицины

Холизм и редукционизм в биомедицинских исследованиях

Электронное здравоохранение, технологии Больших данных и роботизация медицины

Интегральный подход и биомедицина

Медицинская виртуалистика

Социо-гуманитарное сопровождение биомедицинских исследований

Биорациональность как трансдисциплинарный феномен

Исторические образы биорациональности

Биомедицинское образование

Редколлегия оставила за собой право отбора тезисов с точки зрения концептуальности и оригинальности выражения проектных задач конференции. Допускалась одна публикация и не более трех авторов.

Рекомендуемый объём тезисов – до 3-х страниц включительно.

Правила оформления тезисов докладов: объём до 3-х страниц, шрифт TimesNewRoman, размер 12, интервал 1, поля 2 см, название доклада — обычным шрифтом, подстрочные ссылки (внизу страницы), в ссылках страницы указывать с большой буквы в формате С. NN (например, С. 56).

После текста тезисов (в одном файле) обязательно должна быть приложена заявка участников: полное ФИО, место работы, должность, звание, e-mail, домашний адрес с индексом, название направления по теме конференции.

Тексты тезисов и заявок следует направлять одновременно по двум адресам: vimo@list.ru (Моисеев Вячеслав Иванович), elena.averkina@list.ru (Аверкина Елена Ивановна).

По всем возникающим вопросам можно обращаться по е-mail: vimo@list.ru – Моисеев Вячеслав Иванович, или по телефону: +7(495)365-05-36, кафедра философии, биомедицинской этики и гуманитарных наук МГМСУ — Аверкина Елена Ивановна.

Источник: https://xn--80aaldraajo4aatr8aef.xn--p1ai/5

04. Основные направления современной биологии

В современной биологии существуют три – четыре фундаментальных проблемы, решение которых может привести к революции в естествознании и в жизни человечества в целом:

  • происхождение жизни,
  • эволюция живых организмов,
  • взаимоотношения биосферы и человечества,
  • здоровье человекаи, возможно, некоторые другие.

Несмотря на огромный объем знаний о молекулярных и генетических механизмах жизни, мы не можем полно ответить ни на один из поставленных вопросов. Наоборот, чем больше мы узнаем о жизни, тем больше возникает вопросов и сомнений в правильности, казалось бы, незыблемых догм.

Происхождение жизни — одна из важнейших проблем биологии. Её не снимает маловероятное предположение о занесении жизни на Землю из других миров (теория панспермии).

Необходимо выяснить, в каких условиях зарождалась жизнь на Земле (это произошло несколько млрд лет назад), и попытаться моделировать процессы, которые при этом могли происходить, реконструируя экспериментально последовательные этапы возникновения жизни.

Так, на основании данных о физическом и химическом состоянии атмосферы и поверхности Земли в ту эпоху получены теоретические и экспериментальные доказательства возможности синтеза в первичном океане аминокислот и мононуклеотидов, установлена принципиальная возможность их полимеризации в короткие цепочки — пептиды и олигонуклеотиды. Однако следующий этап происхождения жизни пока не изучен.

Естественный отбор может играть роль в эволюции только по отношению к саморазмножающимся структурам, способным хранить и многократно воспроизводить содержащуюся в них информацию.

Этим требованиям удовлетворяют только нуклеиновые кислоты (преимущественно ДНК), способные к репликации. Самокопирование других химических соединений пока неизвестно. Основная трудность теории, т. о.

, состоит в том, что для удвоения нуклеиновых кислот нужны ферменты, а для создания белков нужны нуклеиновые кислоты.

Как только появляется пробионт (первичная саморазмножающаяся систем), начинают действовать уже открытые Дарвином принципы. Поскольку существуют пробелы в теории возникновения жизни на Земле, трудно оценить вероятность возникновения жизни во внеземных условиях.

Теория эволюции. Почти за 150 лет, прошедших со времени появления книги Ч. Дарвина «Происхождение видов…», огромная сумма фактов подтвердила принципиальную правильность построенного им эволюционного учения.

На основе дарвинизма и генетики создана синтетическая теория эволюции. Однако на многие важные вопросы ещё нет ответов. Так, известны понятия микроэволюция и макроэволюция.

Популяция считается элементарной единицей эволюционного процесса, а мутационный процесс, изоляция, волны численности, естественный отбор рассматриваются как основные эволюционные факторы. Однако неясно, действуют ли только эти факторы на макроэволюционном уровне, т. е.

«выше» видообразования, или в возникновении крупных групп организмов (родов, семейств, отрядов и т.д.) участвуют иные, пока неизвестные факторы и механизмы.

Биосфера и человечество. Проблема состоит в том, что биосфера Земли имеет недостаточную продуктивность, чтобы обеспечить продовольствием и кислородом растущее население земного шара. Прогнозы таковы: к 2025 г. население Земли составит 8,3 млрд человек, затем наступит стабилизационный период, и к концу ХХI в. ожидается 11 млрд человек, т.е.

почти удвоение популяции по сравнению с сегодняшним днем. При этом почти 70% прироста населения ожидается в развивающихся странах, т.е. там, где ситуация с продовольствием наиболее напряженная. Т.е.

через 100 лет при сохранении современных способов ведения земного хозяйства и тех же темпах роста численности человечества почти половине людей не хватит не только пищи и воды, но и кислорода для дыхания.

Вот почему в короткий срок, за время жизни 2—3 поколений людей необходимо:

  • во-первых, организовать строгую охрану природыи ограничивать в разумных пределах многие промыслы и прежде всего истребление лесов;
  • во-вторых, приступить к обширным мероприятиям, направленным на резкое повышение биологической производительностиземной биосферы и интенсификацию биологических круговоротов.

 Биосфера Земли не только снабжает человечество пищей и органическим сырьём, но и поддерживает в равновесном состоянии газовый состав атмосферы, растворы природных вод и круговорот воды на Земле. Поэтому ущерб, наносимый человеком работе биосферы, не только снижает продукцию органического вещества на Земле, но и нарушает химическое равновесие в атмосфере и природных водах.

 За счёт введения в культуру из огромного запаса диких видов новых групп микроорганизмов, растений и животных можно ещё в 2—3 раза повысить полезную человеку биологическую продуктивность биосферы. Огромные возможности открывает и генетическая инженерия культурных растений.

 Агротехнике также предстоит переход на новые формы, резко повышающие урожай (одно из реальных направлений — переход от монокультур к поликультурам).

Наконец, люди должны будут научиться улавливать на выходах из биологических круговоротов не малоценные, мелкомолекулярные продукты конечной минерализации органических остатков, а крупномолекулярное органическое вещество (типа сапропелей).

Здоровье человека.

Эта сложнейшая и традиционная проблема биологии включает изучение причин возникновения и механизмов патогенеза, а также разработку принципиально новых подходов к лечению и профилактике различных заболеваний: соматических и психических, инфекционных и наследственных, сердечно — сосудистых и онкологических и др. Совершенно очевидно, что без помощи молекулярной биологии и генетики невозможно создать лекарство от рака, увеличить продолжительность жизни и т.д.

Человечеству дан единственный воспроизводящийся ресурс – биологический. Все остальные ресурсы исчерпаемы. Именно поэтому приоритеты в науке на следующее тысячелетие постепенно смещаются в пользу наук о жизни, поэтому ХХI век будет веком биологии.

Источник: https://vseobiology.ru/obshchaya-biologiya/2033-04-osnovnye-napravleniya-sovremennoj-biologii

Проблемы и пути решения в преподавании биологии при переходе на ФГОС второго поколения статья по биологии по теме

  • Останина Светлана Константиновна, учитель биологии
  • Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Сясьстройская средняя общеобразовательная школа №1»
  • ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ  В ПРЕПОДАВАНИИ БИОЛОГИИ ПРИ ПЕРЕХОДЕ НА СТАНДАРТЫ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ

                Мы живем в  обществе, которое характеризуется стремительным развитием науки и техники, созданием новых информационных технологий, коренным образом преобразующих нашу жизнь. Начиная с конца 80-х годов XX века, постепенно нарастает неудовлетворённость  результатами, полученными в процессе школьного образования, их неадекватностью современным требованиями и ожиданиям. Ориентирами школьного образования были конкретные знания и умения  по отдельным учебным предметам. Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определение целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы.[2] Задача современной школы уже не может состоять в том, чтобы просто передавать знания, умения и навыки от учителя к ученику. Таким образом, появилась необходимость в реформирование системы  образования. Приоритетной целью современного российского образования становится полноценное формирование и развитие способностей ученика самостоятельно ставить учебную проблему, формировать алгоритм её решения, контролировать процесс и оценивать полученный результат, т.е. научить учиться. Все это должно стать залогом успешной адаптации в стремительно меняющемся обществе.

              В 2012-2013 учебном году наша школа вступила в эксперимент по апробации ФГОС второго поколения в пятых классах. Согласно новому стандарту изучение биологии  начинается теперь не с шестого, а с пятого класса. Стандартом также определены требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения учебного предмета. [4]

Личностные результаты:

  • знание основных принципов и правил отношения к живой природе;
  • сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; эстетического отношения к живым объектам.

Метапредметные результаты:

  • давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить опыты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
  • умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
  • способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе;
  • умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

Предметные результаты:

1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:

  • выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, грибов, бактерий, лишайников) и процессов (обмен веществ, питание, дыхание, рост, размножение);
  • классификация – определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;
  • объяснение роли биологии в практической деятельности людей; роли различных организмов в жизни человека; происхождение растений и основные этапы развития растительного мира;
  • различение на таблицах частей клетки, растений разных отделов, съедобных и ядовитых грибов;
  • сравнение биологических объектов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
  • выявление приспособлений организмов к среде обитания;
  • овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов; постановка биологических опытов и объяснение их результатов.

2. В ценностно-ориентационной сфере:

  • знание основных правил поведения в природе;
  • анализ и оценка последствий деятельности человека в природе.

3. В сфере трудовой деятельности:

  • знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
  • соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, лупы, микроскопы).

4. В сфере физической деятельности:

  • освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами.

5. В эстетической сфере:

  • выявление эстетических достоинств объектов живой природы.

Достижение данных результатов становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий (УУД).

[1] В примерной программе основного общего образования определены личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия, обеспечивающие способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений обучающихся, а в основе развития УУД  лежит системно-деятельностный подход. [3]    

Читайте также:  Деловое общение его виды и формы - в помощь студенту

         Так предписывают новые стандарты. Что же получается на практике?  Вот перечень проблем, которые возникли на начальном этапе освоения ФГОС в пятом классе:

  1.  Выбор учебников. Для учителей, впервые начинающих работать по новым стандартам в пятом классе, выбрать учебники по своему усмотрению не представилось возможным, так как бюджетные деньги, выделенные,  для этой цели пришли в январе 2011 года, когда учебники всех линий находились в разработке. Соответственно пришлось заказать линию того автора, по которому работала ранее (Пасечник В.В., издательство «Дрофа»), хотя не все в этой линии устраивает.
  2. Соответствие новых учебников требованиям ФГОС. Когда, наконец – то учебник вышел в свет, появилась возможность его оценить. Оказалось, что он не совсем соответствуют ожиданиям:
Достоинства учебника Недостатки учебника
  • Введение дает правильное представление о биологии
  • Хорошо иллюстрированный, много фотографий, схем
  • Тексты параграфов структурированы
  • Удобный формат
  • Некоторые определения даны очень сложно для пятиклассников
  • Мало разноуровневых заданий
  • Практически не встречаются задания на развитие УУД

      Кроме того, методические рекомендации и  электронное приложение к учебнику вышли в широкий доступ в середине мая текущего года, когда учебный год подошел к концу. Рисунки в рабочей тетради не соответствуют рисункам учебника. Возникает вопрос, как Министерство образования рекомендует УМК и ставит гриф соответствия ФГОС?

  1. Технология урока. Конечно, возникают вопросы о том, какова технология современного урока? Как достичь личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, изучая биологию 1 час в неделю? Как формировать универсальные учебные действия?
  2. Оценка результатов. Как оценивать личностные, метапредметные и предметные результаты, если существующие технологии оценивают знания, умения и навыки? Как будет меняться структура ГИА И ЕГЭ?

 Наверное, самое трудное для успешной работы по новым стандартам – желание учителя меняться и решать, поставленные перед ним задачи. Но проблемы возникают не потому, что не хочется перестраиваться, а потому, что трудно перестроиться за короткий промежуток времени. Поставленные условия заставили по-новому взглянуть на процесс обучения и активно искать пути решения поставленных проблем:

  1. Курсы повышения квалификации. Прохождение предметных курсов повышения квалификации, посвященных переходу на ФГОС, помогло разобраться в теории ФГОС, определить модель современного урока, познакомиться с вариантами оценивания результатов обучения;
  2. Разработка собственной рабочей программы по биологии для 5-ого класса в соответствии с требованиями ФГОС;
  1.  Программы отдельных учебных предметов, курсов разрабатываются на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы с учётом основных направлений программ, включённых в структуру основной образовательной программы.
  2. Программы отдельных учебных предметов, курсов должны содержать:
  3. 1) пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели основного общего образования с учётом специфики учебного предмета;
  4. 2) общую характеристику учебного предмета, курса;
  5. 3) описание места учебного предмета, курса в учебном плане;
  6. 4) личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса;
  7. 5)  содержание учебного предмета, курса;
  8. 6) тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности;
  9. 7) описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса;
  10. 8) планируемые результаты изучения учебного предмета, курса. [5]
  1. Применение на уроках активных методов обучения. К ним относятся методы проблемного обучения; разные формы совместной работы (групповой, парной); использование  ИКТ и другие. ИКТ в процессе обучения биологии не только повышает его эффективность, делает более наглядным, насыщенным, но и способствует развитию у школьников различных общеучебных умений, повышает качество обучения, облегчает работу на уроке. Мультимедийные анимационные модели позволяют сформировать в сознании учащегося целостную картину биологического процесса, интерактивные модели дают возможность самостоятельно «конструировать» процесс, исправлять свои ошибки, самообучаться. В отличие от обычных технических средств обучения ИКТ позволяют не только насытить обучающегося большим количеством готовых, строго отобранных соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности учащихся, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации.
  2. Создание программы формирования универсальных учебных действий для всей школы, рабочей группой из учителей-предметников и учителей начальной школы под руководством администрации. Такая программа позволит избежать разногласий и обеспечит системно-деятельностный подход.

В результате моей работы  я пришла к выводу, что новый стандарт, обозначив требования к образовательным результатам, предоставляет почву для новых идей и новых творческих находок, не ограничивает учителя в выборе средств и методов преподавания.

Но пока стандарты апробируются, не стоит отбрасывать прежние методы работы и находить им применение наряду с новыми педагогическими технологиями в новой образовательной среде.

В заключении хочется сказать, что стандарты второго поколения – одна из важных образовательных тем сегодня, которая вызывает, и будет вызывать еще множество вопросов, а чтобы работа по внедрению ФГОС прошла плодотворно, необходимо выработать механизм поэтапных действий по изменению уже сложившейся образовательной системы.

Литература

  1. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А и др. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя/ Под ред. Асмолова А.Г. – 2-е изд. – М.: Просвещение. 2011. – 159 с.
  2. Козлова В.В., Кондакова А.М. Фундаментальной ядро содержания общего образования. – М.: Просвещение, 2009. – 48 с.
  3. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа. – М.: Просвещение, 2011. – 454 с.
  4. Примерные программы по учебным предметам. Биология. 5-9 классы: — М.: Просвещение. 2011. – 54 с.
  5. Федеральный государственный стандарт Основного общего образования. – М.: Просвещение, 2011. – 50 с.

Источник: https://nsportal.ru/shkola/biologiya/library/2014/01/23/problemy-i-puti-resheniya-v-prepodavanii-biologii-pri-perekhode

Современные проблемы в биологии

В современной биологии существуют три-четыре фундаментальных проблемы, решение которых может привести к революции в естествознании и в жизни человечества в целом. Это происхождение жизни, эволюция живых организмов, взаимоотношения биосферы и человечества, здоровье человека и некоторые другие.

Несмотря на огромный объем знаний о молекулярных и генетических механизмах жизни, мы не можем полно ответить ни на один из поставленных вопросов. Наоборот, чем больше мы узнаем о жизни, тем больше возникает вопросов и сомнений в правильности, казалось бы, незыблемых догм.

И в этом нет ничего парадоксального – такова логика развития естествознания.

Происхождение жизни— одна из важнейших проблем биологии. Её не снимает маловероятное предположение о занесении жизни на Землю из других миров (теория панспермии). Необходимо выяснить, в каких условиях зарождалась жизнь на Земле, и попытаться моделировать процессы, которые при этом могли происходить, реконструируя экспериментально последовательные этапы возникновения жизни.

Так, на основании данных о физическом и химическом состоянии атмосферы и поверхности Земли в ту эпоху получены теоретические и экспериментальные доказательства возможности синтеза в первичном океане аминокислот и мононуклеотидов, установлена принципиальная возможность их полимеризации в короткие цепочки — пептиды и олигонуклеотиды. Однако следующий этап происхождения жизни пока не изучен.

Естественный отбор может играть роль в эволюции только по отношению к саморазмножающимся структурам, способным хранить и многократно воспроизводить содержащуюся в них информацию.

Этим требованиям удовлетворяют только нуклеиновые кислоты (преимущественно ДНК), способные к репликации. Самокопирование других химических соединений пока неизвестно. Основная трудность теории, т. о.

, состоит в том, что для удвоения нуклеиновых кислот нужны ферменты, а для создания белков нужны нуклеиновые кислоты.

Как только появляется пробионт (первичная саморазмножающаяся систем), начинают действовать уже открытые Дарвином принципы. Поскольку существуют пробелы в теории возникновения жизни на Земле, трудно оценить вероятность возникновения жизни во внеземных условиях.

Исходя из астрономических данных о множественности планетных систем во Вселенной и из достаточно высокой вероятности возникновения условий, совместимых с жизнью, многие учёные допускают множественное возникновение жизни.

Однако существует и иная точка зрения, что земная жизнь чрезвычайно редкое, практически уникальное явление в обозримом участке окружающей нас части Галактики.

Теория эволюции. Почти за 150 лет, прошедших со времени появления книги Ч. Дарвина «Происхождение видов…», огромная сумма фактов подтвердила принципиальную правильность построенного им эволюционного учения. На основе дарвинизма и генетики создана синтетическая теория эволюции. Однако на многие важные вопросы ещё нет ответов.

Популяция считается элементарной единицей эволюционного процесса, а мутационный процесс, изоляция, волны численности, естественный отбор рассматриваются как основные эволюционные факторы. Однако неясно, действуют ли только эти факторы на макроэволюционном уровне, т. е. «выше» видообразования, или в возникновении крупных групп организмов (родов, семейств, отрядов и т.д.

) участвуют иные, пока неизвестные факторы и механизмы.

Возможно, что все макроэволюционные явления сводятся к изменению на внутривидовом уровне, а может быть существуют некие специфические факторы макроэволюции. В пользу этого говорит то, что иногда наблюдается как бы направленное развитие групп, что, возможно, зависит от существования «запретов», накладываемых строением и генетической конституцией организма.

Другие нерешённые проблемы: творческая роль естественного отбора, прогрессивный характер исторического развития и др.

Биосфера и человечество. Проблема состоит в том, что биосфера Земли имеет недостаточную продуктивность, чтобы обеспечить продовольствием и кислородом растущее население земного шара. Прогнозы таковы: к 2025 г. население Земли составит 8,3 млрд человек, затем наступит стабилизационный период, и к концу ХХI в. ожидается 11 млрд человек, т.е.

почти удвоение популяции по сравнению с сегодняшним днем. При этом почти 70% прироста населения ожидается в развивающихся странах, т.е. там, где ситуация с продовольствием наиболее напряженная. Т.е.

через 100 лет при сохранении современных способов ведения земного хозяйства и тех же темпах роста численности человечества почти половине людей не хватит не только пищи и воды, но и кислорода для дыхания.

Вот почему в короткий срок, за время жизни 2—3 поколений людей необходимо, во-первых, организовать строгую охрану природы и ограничивать в разумных пределах многие промыслы и прежде всего истребление лесов; во-вторых, приступить к обширным мероприятиям, направленным на резкое повышение биологической производительности земной биосферы и интенсификацию биологических круговоротов. Биосфера Земли не только снабжает человечество пищей и органическим сырьём, но и поддерживает в равновесном состоянии газовый состав атмосферы, растворы природных вод и круговорот воды на Земле. Поэтому ущерб, наносимый человеком работе биосферы, не только снижает продукцию органического вещества на Земле, но и нарушает химическое равновесие в атмосфере и природных водах.

Все преобразовательные мероприятия, которые человек должен проводить в биосфере, невозможны без знания биоразнообразия живых организмов и их взаимоотношений, что предполагает необходимость инвентаризации животных, растений и микроорганизмов в разных районах Земли, ещё далеко не завершенной, и глубокого изучения проблем экологии.

Здоровье человека.

Эта сложнейшая и традиционная проблема биологии включает изучение причин возникновения и механизмов патогенеза, а также разработку принципиально новых подходов к лечению и профилактике различных заболеваний: соматических и психических, инфекционных и наследственных, сердечно — сосудистых и онкологических и др.

Совершенно очевидно, что без помощи молекулярной биологии и генетики невозможно создать лекарство от рака, увеличить продолжительность жизни и т.д. Старение так же является современной проблемой в биологии, в частности некоторые ученые называют эту проблему «одной из величайших нерешённых проблем в науке».

Наряду с этими проблемами существуют не столь глобальные, но также весьма важные частные проблемы, в том числе: изучения механизмов индивидуального развития, фотосинтеза и азотфиксации, устранения продовольственного дефицита, создания энергетики на основе биотехнологий и др.

Человечеству дан единственный воспроизводящийся ресурс – биологический. Все остальные ресурсы исчерпаемы. Именно поэтому приоритеты в науке на следующее тысячелетие постепенно смещаются в пользу наук о жизни, поэтому ХХI век будет веком биологии.

Читайте также:  Права и обязанности супругов - в помощь студенту

Рекомендуемые страницы:

Источник: https://poisk-ru.ru/s31060t9.html

Современные проблемы биологии

Если XX век можно назвать веком электроники, то XXI по всей видимости станет веком биологии. Будущее развитие человечества тесно связано с развитием именно этой науки.

Замечание

Сейчас биологи ставят перед собой такие вопросы и проблемы, решение которых произведёт революцию в естествознании, во многом изменит наше понимание мира. В первую очередь следует сказать о проблемах генетики и молекулярной биологи.

К приоритетным задачам биологической науки относятся понимание биохимии и физиологии мышечных тканей, нервной системы (НС), системы органов чувств (память, процессы возбуждения и торможения в НС). Важным является исследование фотосинтеза и хемосинтеза, функционирования желёз, энергетики и продуктивности экосистем.

Биологи занимаются также изучением биосферы в целом, протекания в ней многочисленных химических и физических процессов, а также многими другими проблемами.

Если же взглянуть в целом, то биологию, как науку, интересуют три главных вопроса:

  • Как возникла жизнь. Общей, принятой всеми концепции по этому поводу нет.
  • Изменчивость. По данному вопросу также отсутствует общепринятый, единый взгляд.
  • Эволюция. До конца не ясно влияние на её ход процессов изменчивости.

Решению трёх выше указанных проблем в основном и посвящены все исследования по биологии.

Рассмотрим проблемы современной биологии детальнее:

  • Макромолекулы, их функции и строение. Макромолекулами называют молекулы, состоящие их очень большого числа атомов. Потому имеющие огромную, по сравнению с другими типами молекул, массу. Атомы в макромолекулах располагаются строго упорядоченно и образуют структуры более высокого уровня. К последним относятся, в частности, полисахариды (дезоксирибоза, рибоза), азотистое основание и фосфатная группа. Все вместе, будучи связаны определённым образом, они образуют аминокислоты. Из них состоят белки, ДНК и РНК. Последовательностью, соединённых между собой аминокислот создаётся первичная структура белковой молекулы и ряда других биополимеров. Учёные уже смогли разгадать первичную структуру многих белков, но число подобных соединений невообразимо велико. Поэтому одной из основных задач современной биологической науки является разработка быстрых и не затратных методов определения последовательности расположения аминокислотных остатков в биополимерах, в первую очередь спиралях ДНК, РНК и белках. Вторичная структура – это свёрнутая в спираль цепь нуклеиновых кислот. Спираль, в свою очередь, также заворачивается определённым образом, это приводит к возникновению третичной структуры. Эти свёрнутые образования, соединяясь, создают четвертичную структуру. До сих пор не совсем понятно, как выше упомянутые структуры взаимодействуют между собой и как это всё влияет на каталитическую активность, специфичность свойств упомянутых веществ. Благодаря открытию и разработке метода рентгеноструктурного анализа выяснено двуспиральное строение ДНК, третичная структура гемоглобина, ряда очень важных ферментов. Однако определение строения и структуры макромолекул до сих пор остаётся очень сложным, дорогим, а также длительным процессом. Каким образом это можно упростить, удешевить, убыстрить – одна из важнейших проблем, которую должна решить современная биология.
  • Регуляция функций клетки, активности и биохимических процессов в ней. В первую очередь под этим понимают механизм, благодаря которому отдельные гены могут включаться и выключаться в зависимости от условий внешней и внутренней среды. Каким образом в клетке регулируются самые разные процессы, так, что при изменениях во внешней среде стабильность во всех клетках тканей, органов, организма в целом, продолжает поддерживаться? Это крайне важный вопрос, ведь подобное свойство т. е. саморегуляция, согласованность и зависимость всех процессов системы друг от друга, есть одна их основных характеристик жизни. Управлять процессами внутри клетки можно, меняя набор и интенсивность синтеза ряда структурных и ферментных белков либо воздействуя на ферментативную активность последних. Также регуляции можно добиться, действуя каким-либо образом на клеточные мембраны, меняя, интенсивность транспортировки веществ через них, пропускную способность. РНК является переносчиком информации от генов к рибосомам, синтезирующим белок, поэтому от её синтеза напрямую зависит количество белковых молекул внутри клетки. Из этого следует, что влиять на синтез белка можно, воздействуя на определённые гены. Однако пока только для бактерий удалось определить подобную схему. Изучение молекулярного механизма того, как и почему включаются/выключаются конкретные гены стоит на первом месте в молекулярной биологии. В особенности изучение этого процесса представляет интерес в клетках многоклеточных организмов.
  • Некоторые открытия указывают на то, что скорость синтеза белков может регулироваться и непосредственно на месте их образования, т. е. в рибосомах.
    Более быстрой реакцией на внешние изменения является повышение либо понижение ферментативной активности в клетке. Меняющаяся среда влияет на третичную структуру фермента. Влияние обратимо т. к. конечным продуктом катализируемой реакции является химическое соединение, подавляющее ферментативную активность. Возникает обратная связь и равновесие. Если синтезируемых веществ больше, чем нужно, их образование замедляется, если же ощущается их недостаток, то, наоборот убыстряется. Поступление веществ через клеточную мембрану, мембраны митохондрий, ядра, других внутриклеточных структур нарушает вышеописанный механизм, способствует смещению равновесия в ту или иную сторону. К изучению всех этих процессов биологи только сейчас смогли найти подходы.

  • Единая теория развития организма (онтогенеза). Гены во всех наших клетках одни и те же, будь то клетка кожи, кости или нейрон мозга. Тогда почему клетки с одинаковой генетической программой столь различны? Почему из них образуются совершенно разные ткани и органы? Как происходит дифференциация клеток по их функциям в процессе развития и жизни организма? На эти вопросы и призвана ответить пока не созданная теория. Поясним выше сказанное.
  • Развитие человеческого зародыша, как и других организмов, размножающихся половым путём, начинается с зиготы, одной единственной оплодотворённой клетки. Она многократно и интенсивно делится. Однако несмотря на то, что хромосомы и гены одни и те же, развиваются клетки по-разному. Включаются только гены, отвечающие лишь за развитие отдельной ткани и органа. Каков механизм данного процесса, какие факторы на него влияют, не понятно до сих пор. Предполагается, что за это должны быть ответственны неоднородность цитоплазмы внутри различных клеток эмбриона, действие гормонов и других веществ, взаимное влияние клеток принадлежащих к одной или нескольким тканям. Одного контроля синтеза белков не достаточно для развития сложного, многоклеточного организма. Пока не ясно, что толкает клетку к тому, чтобы она образовала конкретную, например, мышечную или костную ткань. Вполне возможно, здесь важную (или по крайней мере далеко не последнюю) роль играют белки клеточной оболочки.
    Этим не исчерпываются современные проблемы биологии.

  • Как рациональнее организовать всю жизнедеятельность человека, чтобы он прожил активную долгую жизнь, принёс максимум пользы своей семье и обществу.
  • Как победить биологическое старение, над этой проблемой бьются биологи, каждый из которых изучает определённую группу самых разных организмов, является специалистом в более узкой области. Отсюда и разнообразие теорий: механическая, генетическая и др. Периодически в прессе мелькают сообщения, что удалось вывести мушек дрозофил, которые живут в несколько раз дольше своих собратьев, или червяков с тем же свойством. Однако о более сложных организмах речь пока не идёт и близко.
  • Важнейшие проблемы биологии связаны с деятельностью мозга. Пока мы только приближаемся к пониманию того, как он функционирует, что есть сознание, каковы механизмы мышления и памяти.
  • История развития жизни. Каковы те закономерности, по которым из простейших организмов возникли более сложные, появилось столь большое разнообразие видов.
  • Уже мало кто оспаривает крайне широкую фактическую базу, подтверждающую принципиальную правильность дарвиновской теории. Однако остаётся и много не ясных вопросов. Элементарной единицей эволюционного процесса считается популяция, а явлением – отдельное, устойчиво наследуемое изменение. Это позволило выделить главные факторы, обуславливающие эволюцию. К ним относят мутации, географическую изоляцию популяции, естественный отбор, колебания волн численности. Материалом, с которым, если так можно выразиться, работает эволюция считаются мутации.
    Пока не известно, все ли факторы эволюции мы знаем, либо в образовании более крупных эволюционных групп задействованы ещё и некие другие механизмы. Впрочем, нельзя полностью исключать и того, что последних не существует, а вся эволюция сводится к уже известным. Чтобы выяснить это, необходимо более тщательно рассмотреть и изучить, порой направленное развитие отдельных групп организмов. Вполне можно допустить существование неких ограничений на уровне генетики. Важно также отсеять эволюционные изменения, носящие принципиальный характер, от тех, что служат лишь для выживания особи в конкретных условиях.

  • Как возникло живое из неживого. Современные проблемы науки о жизни просто не могут не затрагивать вопросы самого её возникновения, понимания в результате каких условий и причин жизнь вообще появилась. Принимаются попытки экспериментальной проверки различных теорий на эту тему.
  • Сложные физиолого-генетические функции организма. Биологические проблемы в этой области затрагивают самые разные вопросы, от фотосинтеза до поведения животных в сложных ситуациях.
  • Биосфера и человечество в целом. Предметом исследования выступает диалектическое единство живого и неживого. Изучение круговорота веществ, энергии. Выявление основных критериев, по которым можно судить о состоянии биосферы. Выяснение законов её развития, прогнозирование и моделирование будущих состояний. Влияние на биосферу человека. Разработка методов наиболее рационального ведения хозяйства. Это особенно актуально в связи с увеличением численности населения планеты. Если ничего не предпринимать, в ближайшие столетия людям станет не хватать даже кислорода для того, чтобы дышать.
  • Повышение производительности сельского хозяйства. Здесь, прежде всего, следует сказать о том, какие проблемы человечества решает наука биотехнология. Она занимается вопросами получения принципиально новых сортов растений, более продуктивных и требующих меньше затрат на выращивание. Изменение генома позволяет выводить сорта с гораздо лучшей сопротивляемостью к негативным факторам внешней среды, получать продукты легче усвояемые человеком, а также другими полезными свойствами.
  • Биология и техника. Техническая биология, промышленная биохимия и микробиология изучают биологические процессы с целью их искусственного воспроизведения, решения с помощью этого различных проблем народного хозяйства. Природа лучший изобретатель. Подсмотреть у неё те или иные технические решения, а затем попытаться самим их воспроизвести, создать на полученной основе принципиально новые технические устройства. Этим занимается последнее время интенсивно развивающаяся наука – бионика.
  • Биология применительно к космонавтике. Изучает влияние на организм невесомости, солнечной и галактической радиации, а также других факторов космического пространства, то как человек иные виды живых существ адаптируются ним.
  • Генная инженерия. Принципиально новый раздел биологии. Задачей является конструирование до этого ещё не существующих в природе организмов, путём манипуляции с генами. Предвидение последствий такого вмешательства.
  • Расшифровка генома различных видов живых существ, в том числе человека, а также лечение наследственных заболеваний человека путём замены дефектных генов.

Замечание

Важно отметить, что практически все свои задачи биология в состоянии решить только в тесной взаимосвязи и кооперации с другими науками, прежде всего, физикой, химией, кибернетикой. На многие вопросы ещё только предстоит найти ответ.

Если вас заинтересовали современные проблемы биологии, лекции на эту тему можно найти на YouTube и ряде других интернет ресурсов.

Нужны оригинальность, уникальность и персональный подход? Закажи свою оригинальную работу УЗНАТЬ СТОИМОСТЬ

Источник: https://sciterm.ru/spravochnik/sovremennie-problemi-biologii/

Ссылка на основную публикацию