Соотношение философии и мифа, философии и искусства, философии и науки. — в помощь студенту

Сходства и различия науки и философии всегда привлекали внимание людей. Такие разные, но говорящие об одном и том же. Такие вечные и на первый взгляд привычные вещи, как время, пространство и расстояние, можно рассмотреть совершенно с разных сторон. О том, что сближает философию и науку, поговорим в материале статьи.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Соотношение философии и мифа, философии и искусства, философии и науки. - в помощь студенту

Как и где родилась философия

Философия как наука родилась больше двух с половиной тысяч лет назад в таких странах, как Египет, Китай, Индия и Древняя Греция.

Определение философии

Прежде чем искать сходства и различия философии и науки, рассмотрим каждое понятие в отдельности. На греческом «философия» означает любовь к мудрости, и это определение как нельзя лучше вмещает в себя всю суть понятия.

Кто был первым?

В любой науке есть первооткрыватели, и философия не стала исключением. Первым человеком, причислившим себя к философам, был Пифагор. А в отдельную дисциплину ее ввел Платон.

Соотношение философии и мифа, философии и искусства, философии и науки. - в помощь студенту

Наука — это..

Несмотря на сходства и различия философии и науки, само определение того, чем является научная деятельность, сформировано на основе философского знания, которое гласит, что наука — одна из форм духовной деятельности человека, направленная на понимание законов мироздания, природы и общества. Никаких открытий не было бы совершено, если бы у человечества не возникали философские вопросы и желание найти на них ответы.

Кроме того, термин «наука» несет в себе несколько смыслов:

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Управление и структура предприятия - в помощь студенту

Оценим за полчаса!
  1. Сообщество ученых и вся совокупность университетов и научных учреждений.
  2. Совокупность достоверных знаний о человеке и обществе в целом.
  3. Наука как процесс получения сведений и знаний.

Соотношение философии и мифа, философии и искусства, философии и науки. - в помощь студенту

Характеристики науки

Наука обладает своим набором характеристик, среди которых:

  • изучение конкретного предмета реальности;
  • получение достоверных знаний или конкретного результата;
  • оперирование локальными понятиями;
  • эмпирические и теоретические знания;
  • реализация ценностей.

Основные характеристики философии как научной дисциплины

Философия обладает следующими признаками:

  • учит мыслить общими категориями;
  • формирует ценности, важные для каждого человека в отдельности;
  • признает наличие общей реальности, единой для всех. Объединяет людей в одну большую семью, без государств, национальностей и территорий, имея в виду прежде всего духовную сущность, а не физический облик;
  • целью философии является сформированное мировоззрение.

Соотношение философии и мифа, философии и искусства, философии и науки. - в помощь студенту

Религия и философия

Разберемся теперь, в чем разница между такими близкими на первый взгляд понятиями, как «религия» и «философия».

Понятие философии гораздо шире, чем религия. Религия — это уверенность в существовании бога как творца мира, глубокое уважение к нему и соблюдение определенных канонов, прописанных в священных книгах («Библия», «Коран»). Гегель ставил религию очень близко к философии и искусству.

Вера и религиозное сознание берут верх над разумом и логическим мышлением. Для религии характерно отсутствие какой-либо гибкости мышления, догматизм и консерватизм в суждениях. На сегодняшний день официальными являются три мировые религии — буддизм, христианство (сюда относят католиков, протестантов и православных) и ислам. Древнейшей из всех религий считается буддизм.

Соотношение философии и мифа, философии и искусства, философии и науки. - в помощь студенту

Философия и наука

В чем выражается соотношение философии и науки друг с другом? Это две совершенно разных формы познания мира, самостоятельные, но дополняющие друг друга. Соотношение философии и науки выражается не только в поиске сходств и различий. Одно не может существовать без другого.

Так, философия — это утверждения, с которыми согласен отдельный человек, совокупность его общих взглядов на мир. Наука помогает совершенствовать философию через новые открытия и дополняет ее фактами для обоснования той или иной теории. История развития науки знает немало примеров этого факта.

Так, например, раньше считали, что Земля плоская, а в результате сделанных наукой открытий удалось установить, что наша планета имеет форму шара. Это открытие опровергло одно философское мировоззрение на устройство мира и породило новые варианты. То же самое относится к природным явлениям, когда наводнение, землетрясение или гроза воспринимались исключительно как гнев богов.

Со временем наука научилась не только предугадывать погодные условия, но и во многом контролировать их.

История развития науки была бы неполной без философии. Она выполняет следующие функции:

  • формирует новые предметные области для открытий в науке;
  • формирует и объясняет представления и принципы, устраняет возникающие противоречия;
  • приводит к осмыслению полученного результата;
  • систематизирует полученные научные знания, помогая дисциплинам определять свое место в познании картины мира в целом, устанавливает контакты и взаимодействие не только с науками, но и людьми.

Соотношение философии и мифа, философии и искусства, философии и науки. - в помощь студенту

Взаимосвязь философии с науками

Связь философии и гуманитарных наук гораздо крепче, чем можно подумать на первый взгляд, и характеризуется тем, что из нее вышло несколько научных дисциплин, среди которых:

  • логика — наука, изучающая правильное мышление;
  • аксиология — наука, которая изучает ценности;
  • этика — учение о манерах поведения;
  • эстетика — наука о прекрасном;
  • антропология — дисциплина о человеке;
  • гносеология — изучает теорию познания;
  • онтология — изучает бытие.

Соотношение философии и мифа, философии и искусства, философии и науки. - в помощь студенту

Научное определение времени

Время в науке и философии воспринимается по-разному. Начиная с древности, все великие умы задавались тем, что оно из себя представляет.

Наука выдвигает несколько определений понятия времени, основываясь на его характеристиках:

  • Время — это величина, значения которой зависят от единиц измерения.
  • С помощью временных отрезков люди устанавливают интервалы между событиями, которые произошли в жизни.
  • Время — параметр, описывающий взаимосвязь нескольких процессов между собой.
  • Шкала измерения времени может быть равномерной и неравномерной.
  • Время всегда направляется в сторону будущего.

Единицы времени в науке

  1. Единое на всю планету — система Гринвич.
  2. Поясное — включает 24 часа.
  3. Истинное время, измеряемое солнечными часами, установленными в разных точках Земли.
  4. Солнечное — усредненное на определенной территории.

  5. Звездное — его используют в астрономии.
  6. Летнее — часы переводят для экономии ресурсов энергии.

Человек разделяет время на интервалы для описания конкретных событий своей жизни, но это деление относительно.

Настоящее — это временной момент, который сразу же становится прошлым.

Физика по-своему определила время, и это определение стало фундаментальным при создании часов: время — это обратимая величина движения объектов, которая измеряется последовательностью событий.

Некоторые концепции времени

  • Классическая физика утверждает, что время является непрерывной величиной с точки зрения квантовой теории. Она первостепенная и неопределяемая. Время является обязательным параметром для протекания любых процессов. Оно одинаково для всего, что происходит в мире, в любой точке планеты. Несмотря на ускорение или замедление некоторых физических процессов, время течет равномерно, и ничто не может повлиять на его ход.
  • Квантовая механика также признает необратимость хода времени, но утверждает, что оно течет неравномерно. Согласно ей, измерение даст информацию о том, в каком состоянии объект находился в прошлом, но в будущем появится другое, новое состояние.
  • Эйнштейн выдвигал свою теорию, которая популярна и сегодня. Наибольший интерес представляет тот факт, что время и пространство не являются самостоятельными. Так вблизи, массивных объектов пространство способно искажаться, а время — замедлять ход.

Таблица «Философия и наука»

Философия опирается в основном на внутренние ощущения человека, его чувства и переживания. Наука признает конкретику и расчет. Сходства и различия науки и философии представлены в таблице.

Сходства Философия Наука
И философия, и наука ищут ответы на поставленные вопросы, призваны решать проблемы Ищет ответы на вопросы о смысле жизни, собственном пути, разделении на духовное и материальное. Наука призвана решать вопросы, возникающие в обществе в настоящее время.
Критическое осмысление прошлого, поиск новых решений, ведение мысленного диалога с предшественниками. Ученые не зацикливаются на открытиях прошлого.
Философия использует в основном абстрактные понятия. Наука призвана решать проблемы путем лабораторных исследований, опыта, наблюдения.
В философии могут вместе существовать несколько противоречивых подходов. Наука отвергает сосуществование нескольких взаимоисключающих подходов.
Знание в философии многослойно. Понятия науки точны и конкретны.
Философия призвана найти истину как способ согласовать мысли и существование человека. Ценности утверждает как форму согласования человеческого бытия с его мыслями. Абстрагируется от оценок и суждений, не делит на черное, белое, хорошее и плохое. Отвечает на конкретные вопросы: каким образом, для чего, почему и так далее.

Философия сегодня

Какие вопросы философия решает на сегодняшний день? В связи с развитием человека как личности, некоторые вопросы, которые были важны, скажем около 100 лет назад, на сегодняшний день ушли сами собой. Центральные вопросы философии сегодня:

  1. Является ли человек творцом своей жизни на самом глубоком уровне. Это не просто принятие решений, как было раньше, а вопрос формирования всех событий внутри индивидуального мира каждого человека.
  2. Взаимосвязь людей между собой как единого организма, даже тех, кто не подозревает о существовании друг друга. С этой точки зрения каждый человек воспринимается как клетка человеческого тела — нашей планеты. Каждая клетка выполняет свою работу, но она одновременно является маленькой частью большого целого организма.
  3. Есть ли существование разумной Вселенной или Бога-творца, и в каком направлении идет развитие.
  4. Вечные вопросы добра и зла. Некоторые философские произведения (такие как роман Булгакова «Мастер и Маргарита») затрагивают тему более глубоко, чем это принято в сказках и мифах. Герой произведения Иешуа перед своим распятьем утверждает, что не существует людей, которые были бы злы, потому что каждый выполняет свою задачу в этом мире.
  5. Поиск истины и личного пути каждого человека. Сегодня философия призывает человека не идти на поводу у маркетологов, психологов, магов и колдунов. Духовные лидеры, такие как Ошо, призывают человека доверять своей собственной жизни и всем происходящим в ней процессам, найти в себе мир. Современная философия говорит о том, что все ответы, которые человек пытается найти, все чувства, которые он хочет найти в других людях есть в нем самом. А его задача — раскрыть в себе источник силы и мудрости, который позволит быть счастливым, не привязываясь к людям, вещам, странам и обстоятельствам.
  6. Некоторые темы в философии и науке пересекаются, не смотря на различность методов: и философы и ученые пытаются сегодня разгадать тайну мозга и его взаимосвязь с организмом. Такая наука, как психосоматика, утверждает, что медицина сможет продвинуться далеко вперед, если вместо того, чтобы бороться с болезнью с помощью антибиотиков, вакцин и уколов, найдет первопричину ее возникновения внутри человеческого сознания. Известно, что острое нежелание человека жить приводит к таким заболеваниям как СПИД. Проблемы со спиной объясняют неуверенность человека в себе, собственной привлекательности и состоятельности.

Философия в культуре

Несмотря на все различия и сходства философии и науки, ей отведена особая роль в обществе. Культурная функция философии состоит в том, что, распространяясь в виде определенного знания, она создает условия для лучшего понимания окружающего мира, помогает сформировать новые представления, объединяя не только общество отдельного региона, но и нескольких стран между собой.

Эзотерика — наука будущего

Эзотерика — наука, изучающая сверхъестественные явления, которые человек пока не в силах объяснить ни с точки зрения философии, ни с точки зрения официальной науки. Сюда можно отнести вещие сны, разговоры с умершими родственниками, ощущение дежавю и много других необъяснимых, но интересных для человечества явлений.

Эйнштейн утверждал, что изучение физики помогло ему понять и поверить в существование Бога. Это утверждение доказывает, что философия и другие науки тесно связаны между собой.

Также знаменитый ученый считал, что человек может получить любую реальность, которую он захочет, настроившись на определенную частоту.

Поскольку все в мире состоит из энергии, человеку достаточно просто начать излучать в пространство те ощущения, мысли и эмоции, которые он хочет получить.

Никола Тесла, выдающийся физик, утверждал, что высшая точка развития человеческого сознания является в воплощении той реальности, которую человек может вообразить мысленно.

Надеемся, что представленный материал помог более четко проследить, как взаимодействуют между собой философия и другие науки, а также помог расширить горизонты восприятия привычных на первый взгляд вещей.

Источник: https://www.syl.ru/article/348343/filosofiya-i-nauka-shodstva-i-razlichiya-sootnoshenie-filosofii-i-nauki

Философия в системе культуры. Философия и наука, философия и религия, философия и искусство

Очевидно, что понятие «культура» более широкое. Помимо философии в сферу культуры входят религия, наука, искусство, мифология, политика и т.п.

Культура представлена в различных продуктах материальной и духов­ной деятельности человека, в системе норм и учреждений, в духовных и материальных ценностях. Кроме того, культура — не только результат человеческой деятельности, но и сама эта деятельность.

В понятии «культура» фиксируется отличие способов жизнедеятельности человека от функционирования животных. Культура — это именно то, что отличает человека от животных.

Философия – это особый тип мировоззрения.

Мировоззрение – система взглядов человека на мир, на себя и на свое место в мире; включает в себя мироощущение, мироотношение и миропонимание.

Мифология – это исторически первая форма целостного и образного мировоззрения. Функция мифа – закрепление сложившихся традиций и норм.

Религия – тип мировоззрения, определяемый верой в существование сверхъестественных сил. Религия направлена на постижение сакрального мира. Религиозные ценности выражаются в заповедях. В жизни общества религия является хранительницей вневременных ценностей.

Философия – это системно-рационализированное мировоззрение, т.е. система рационально обоснованных воззрений на мир и место в нем человека. Философия возникла в VII-VI вв. до н.э. через преодоление мифа.

Первоначально философия понималась как «любовь к мудрости». Европейская философия возникла в Древней Греции. Первым, кто употребил термин «любомудр», т.е. стал называть себя философом, был Пифагор. До середины XIX в.

царило убеждение, что философия есть «царица наук».

Философия как учение о первых началах бытия называется метафизикой. Философия направлена на постижение всеобщих связей в действительности. Важнейшей ценностью в философии является истинное знание.

Философия и наука. Несмотря на то, что философия представляет собой область теоретического знания в строгом смысле слова ставить ее в один ряд с другими науками нельзя. Философию и науку сближает изучение законов, а также стремление к познанию истины.

Обе используют рациональный способ познания мира и принципы его теоретического описания. Однако, даже самая высокоразвитая наука (напр. современная физика), обладающая огромными теоретическим потенциалом, включающая в себя самостоятельные науки – все же остается частной наукой.

Ее предмет – конкретная область действительности. Философия как уже было рассмотрено исследует мир как целое. Кроме того, формируя общее мировоззрение той или иной эпохи философия выступает как ведущий исторический тип, в то время как науки, вместе взятые участвуют в данном процессе.

Читайте также:  Философия а. шопенгауэра - в помощь студенту

Научное знание в основе своей стремиться к логичности и аксиоматичности, к непротиворечивости, в то время как в философии противоречие, наряду с антиномичностью (два противоречащих, но одинаково обоснованных суждения) одно из основных понятий.

Наука – это во многом коллективный процесс достижения истины, а философия во многом несет на себе печать личности ее создателя, что сближает ее с искусством. Оценка и ценностное значение в философии не менее важны, чем истина.

Философия и религия. Религиозная и философская картины мира, во многом находятся на одной ступени, поскольку представляют собой фундаментальные мировоззренческие представления. И та и другая стремятся понять мир как целое, в его единстве и многочисленных противоречиях.

Однако, в отличие от философии, которая опирается на рациональное объяснение при создании моделей мира, религия главным своим методом делает веру.

В основе религиозной картины мира лежит Бог, бытие которого несомненно, в то время как в философии в основе мироздания может лежать безличное начало, или вообще быть несколько начал.

Философия и искусство.

Являясь духовным выражением человеческой деятельности и философия и искусство пытаются понять различные аспекты мира сквозь призму своеобразия личности конкретного человека, понять мир как невыразимый полностью на языке логических понятий и рациональных схем. Однако, если в искусстве доминирующую роль приобретает именно художественное переживание, то в философии главное место отводится попыткам рационально объяснить мир.

Источник: https://cyberpedia.su/5x45db.html

Место философии в системе духовной культуры: соотношение мифологии, религии, науки и философии

Что такое философия? Проблемы и специфика философского знания. Структура и функции философии.

Возникновение философии: 7-6 века до н.э. на Древнем Востоке (Индия Китай), но своего расцвета философия достигла в Античной Греции (Выдающиеся мыслители: Сократ, Платон, Аристотель, Демокрит и др.).

Философия – это знание о наиболее общих проблемах бытия человека и общества. Философия затрагивает только наиболее общие вопросы и проблемы.

Философия – теоретическая основа мировоззрения.

Специфика философского знания:

1) В философии не существует одной единственной правильной точки зрения. Существуют различные позиции, которые могут быть противоположными, но которые имеют право на существование.

2) Философская позиция часто кажется ошибочной или неточной, и это возможно, потому что истина не может быть завершенной, конечной. (Гегель: истина есть процесс бесконечного приближения к исчерпывающему знанию или Сократ: я знаю, что ничего не знаю).

Основные философские проблемы:

Онтология (учение о бытии): Что есть окружающий мир? Этот мир создан или он вечен? Что такое пространство, время, материя и т.д.?

Гносеология(учение о знании): Познаваем ли мир? Возможно ли получение истинного знания? Что такое истина?

Антропология(учение о человеке): В чем смысл жизни? Что такое человек? Что такое судьба?

Социальная философия (учение об обществе): Что такое общество? Оно развивается? Каковы источники развития общества?

Структура философии: Все философские точки зрения делятся на 2 главные ветви:

Материалистическая – такая позиция в философии, согласно которой окружающей мир никем не создан, он существует вечно, а материя является первоосновой бытия. Материя – объективная реальность.

Идеалистическая – первооснова всего – идея.

Объективный идеализм – такая позиция в философии, согласно которой первоосновой всего существующего является объективное духовное начало (Бог, абсолютный разум, абсолютная идея и т.д.).

Субъективный идеализм – такая позиция в философии, согласно которой первоосновой всего существующего является сознание одного человека (меня). (Мир такой, каким его вижу — я).

Функции философии – основные направления применения философии, через которые реализуются ее цели, задачи, назначение. Принято выделять: мировоззренческую, методологическую, мыслительно-теоретическую, гносеологическую, критическую, аксиологическую, социальную, воспитательно-гуманитарную, прогностическую функции.

  • Место философии в системе духовной культуры: соотношение мифологии, религии, науки и философии.
  • Культура– все то, что создано человеком (вторая природа).
  • По Бердяеву: культура – только та часть человеческой деятельности в основе, которой лежат высшие человеческие ценности: добро, истина, красота, любовь.

Мировоззрение – отношение человека к окружающему миру, понимание, истолкование этого отношения. Виды мировоззрения, возникшие раньше философии: мифология, религия.

Миф(сказание, выдумка) – сказание, предание о деяниях богов и героев. В мифе сосредоточено все: правда и вымысел, реальное и фантастическое, чувства и мысли.

Религия– вера в сверхъестественное, в Бога, в воскрешение, в рай и ад.

Исторически первой формой мировоззрения считается мифология. Миф — это первомысли человечества. Именно в мифологической форме существовали первоначальные ответы на вопросы об устройстве мирозда­ния, возникновении культуры и человека.

Миф, таким образом, есть начало чело­веческой культуры. Миф одновременно является особым типом представления о реальности и повествования о ней. Для древнего человека миф был реальностью, в которой он жил.

Мифы утверждали систему ценностей, и зап­рещали определенные формы поведения.

  1. В мифологии впервые в истории человечества ставится ряд философских вопросов:— как возник мир;— как он развивается;— что такое жизнь;— что такое смерть и др.
  2. Мифология являла собой попытку объяснения явлений природы и жизни людей, взаимоотношение земного и космического начал.
  3. Мифологическое мировоззрение — система взглядов на объективный мир и на место в нем человека, которая основана не на теоретических доводах и рассуждениях, а на художественно-эмоциональном переживании мира, на общественных иллюзиях, рожденных неадекватным восприятием большими группами людей (нациями, классами) социальных процессов и своей роли в них.
  4. Близко к мифологическому религиозное мировоззрение, оно также апеллирует к фантазии и чувствам, но при этом не смешивает сакральное и земное.

Религия— мироощущение и мировоззрение, а также соответствующее поведение, определяемое верой в существование Бога, божества; чувство зависимости, связанности и долженствования по отношению к тайной силе, дающей опору и достойной поклонения. База живой религиозности — мифологическое миродействие и миропонимание.

Философия заимствует у мифологии мировоззренческий характер, однако предлагает иные способы решения мировоззренческих проблем. Философия с самого начала возникает как поиск мудрости. Вместо образа и символа, характерных для мифа, философия предлагает рациональные понятия и категории.

Культура — это именно то, что отличает человека от животных. В культуре выделяют материальную и духовную сферы. Материальная культура — вся сфера матери­альной деятельности человека. Духовная культура — сфера сознания, познания, воспитания и просве­щения.

Разделение на материальную и духовную культуру во многом условно, так как все предметы материальной культу­ры являются воплощением идей и знаний, т.е. продуктом чело­веческого сознания, а явления духовной культуры всегда объективируются в материальных предметах.

В духовную культуру входят наука, философия, искусство, религия, мифология, право, мораль. Основные ком­поненты духовной культуры называют формами об­щественного сознания.

  • Фундамент культуры составляют:
  • — знания, сформулированные в понятиях и зафиксирован­ные в языке;
  • — ценности, удовлетворяющие потребности людей, опре­деляющие их интересы.
  • Философия представляет собой одновременно и знания, и ценности.

Наука — это сфера человеческой деятельности, функцией которой является теоретическая схематизация и выработка объективных знаний о действительности; отрасль культуры, которая существовала не у всех народов и не во все времена. Научного характера философии нельзя отрицать, она — наука о всеобщем, свободная и универсальная область человеческого знания, постоянный поиск нового.

Источник: https://megaobuchalka.ru/9/16666.html

Структура и функции философии. Соотношение мифологии, религии, науки и философии. Краткий ответ

  • Это лишь краткий ответ на экзаменационный вопрос по философии (все вопросы).
  • Рассмотрение функций философии как реализации направлений ее назначения предоставляет основание для выделения в ней особых разделов или элементов ее структуры.
  • В состав философии входят:
  • теоретическая философия (систематическая философия);
  • социальная философия;
  • этика;
  • эстетика;
  • логика;
  • история философии.

Основными частями теоретической философии выступают:

  • онтология — учение о бытии;
  • гносеология — учение о познании;
  • диалектика — учение о развитии
  • аксиология (теория ценностей);
  • герменевтику (теорию понимания и толкования знаний).

Особым разделом в философии, проблематика которого входит как в общетеоретическую (систематическую философию), так и в социальную философию, является философия науки. Социальная философия включает в себя социальную онтологию, т. е.

учение о бытии и существовании общества, философскую антропологию, т. е. учение о человеке, и праксеологию, т. е. теорию человеческой деятельности.

Социальная онтология наряду с изучением наиболее общих проблем существования и развития общества исследует философские проблемы экономики, политики, права, науки и религии.

Функции философии

Мировоззренческая функция  способствует формированию целостности картины мира, представлений об его устройстве, месте человека в нем, принципов взаимодействия с окружающим миром. (источник)

  • Методологическая функция заключается в том, что философия вырабатывает основные методы познания окружающей действительности.
  • Мыслительно-теоретическая функция выражается в том, что философия учит концептуально мыслить и теоретизировать – предельно обобщать окружающую действительность, создавать мыслительно-логические схемы, системы окружающего мира.
  • Гносеологическая – одна из основополагающих функций философии – имеет целью правильное и достоверное познание окружающей действительности (то есть механизм познания).
  • Роль критической функции – подвергать сомнению окружающий мир и существующее значение, искать их новые черты, качества, вскрывать противоречия. Конечная задача данной функции – расширение границ познания, разрушение догм, окостенелости знания, его модернизация, увеличение достоверности знания.
  • Аксиологическая функция философии (в переводе с греческого  axios – ценный) заключается в оценке вещей, явлений окружающего мира с точки зрения различных ценностей – морально-нравственных, этических, социальных, идеологических и др. Цель аксиологической функции – быть «ситом», через которое пропускать все нужное, ценное и полезное и отбрасывать тормозящее и отжившее. Аксиологическая функция особенно усиливается в переломные периоды истории (начало средних веков – поиск новых (теологических) ценностей после крушения Рима; эпоха Возрождения; Реформация; кризис капитализма конца  XIX – начала ХХ вв. и др.).
  • Социальная функция – объяснить общество, причины его возникновения, эволюцию современное состояние, его структуру, элементы, движущие силы; вскрыть противоречия, указать пути их устранения или смягчения, совершенствования общества.
  • Воспитательно-гуманитарная функция философии состоит в том, чтобы культивировать гуманистические ценности и идеалы, прививать их человеку и обществу, способствовать укреплению морали, помочь человеку адаптироваться в окружающем мире и найти смысл жизни.
  • Прогностическая функция заключается в том, чтобы на основании имеющихся философских знаний об окружающем мире и человеке, достижениях познания спрогнозировать тенденции развития, будущее материи, сознания, познавательных процессов, человека, природы и общества.

Философия, как правило, рассматривается в качестве теоретического ядра мировоззрения. Ее своеобразие познается в сравнении с мифологией, религией, искусством и наукой по следующим критериям:

  • что изучает;
  • как сочетает разум и чувства;
  • каковы средства выражения;
  • что источник;
  • сколь критична;

Философия, как религия, стремится познать выходящее за пределы эмпирики, но якобы критична ко всему, а не догматична. Философия целостна, как мифология, но рациональна. Философия авторски своеобразна, как искусство, но выражает себя понятиями-категориями. Философия абстрактна, критична и понятийна, как наука, но всеохватна и познает фундаментальный (недоступный научному опыту) смысл бытия.

Источник: http://fevt.ru/load/struktura_i_funkcii_filosofii/30-1-0-878

Отношение философии и науки, философии и религии, философии и искусства

Духовная культура человека покоится на четырех основаниях — это наука, религия, искусство и философия. Как нельзя себе представить общество без науки или искусства, также нельзя его представить без философии. Невозможно общество, где нет философов, т.е.

людей, которые ищут последние причины существования человека, общества, мира в целом, пытаются понять, куда идет человеческое общество, есть ли прогресс в истории, ожидает ли человечество конец, или разум всегда будет существовать во Вселенной, что такое сама Вселенная, и как может человек примириться и постигнуть ее бесконечность в пространстве и во времени, ее законы, будучи сам ничтожной, исчезающе малой величиной в сравнении с ее величием. Без этих поисков человеческое общество прекратило бы развиваться.

Философски мыслящим должен быть физик, изучающий законы происхождения и развития Галактики, биолог, пытающийся понять, как возникла жизнь и чем живое отличается от неживого, лингвист, постигающий тайное родство человеческих языков и приходящий к мысли, что не мы говорим языком, а он говорит нами и через нас.

Но философски мыслящим должен быть каждый человек, если он не хочет жить подобно роботу или заведенному автомату, если он всегда сам хочет докопаться до сути своего дела, своей истории, своих отношений с другими людьми, если он хочет быть самобытным человеком, который сам свободно строит свою жизнь, а не является марионеткой в руках сильных мира сего.

В этом смысле философия, по мнению древнего мудреца Сократа, подобно оводу, который постоянно летает над людьми, жалит их и не дает спать, т.е. жить бездумно и бессмысленно.

Философия говорит человеку: думай, старайся понять, зачем ты живешь, в чем твое предназначение, в чем причина твоих бед и несчастий, кто виноват в них — общество или ты сам, не живи подобно насекомому, ищи то дело, которое ты можешь сделать лучше всех, не поддавайся ненависти и злобе, труднее, но человечнее жить в любви и стараться во что бы то ни стало делать добро, не будь сытой и удовлетворенной скотиной, мучайся своим несовершенством, своим неумением, своей трусостью и постоянно выковывай из себя человека; умей посмотреть на себя искренно, ведь большую часть своих достоинств и добродетелей ты сам себе придумал, ведь еще ни одна глубокая умная мысль не приходила тебе в голову, никому не стало тепло от твоего существования, никому ты еще не сделал добра, потому что делать добро — это искусство, а благими намерениями дорога в ад вымощена.

Таким образом, философия учит человека быть человеком, учит искусству жизни, искусству познания мира, искусству жить среди людей, искусству не бояться смерти и мужественно глядеть в лицо своей судьбе. Изучая философию, мы и постигаем это особое и возможно самое важное искусство.

Не только философия учит человека быть человеком, эти же занимается искусство — литература, живопись, музыка, этим же занимается религия, воспитывая человека и смягчая его нравы.

Философия в отличие от искусства и религии пытается выработать некие типичные правила жизни, методы познания природы и общества, пытается обобщить духовный опыт человека и найти в развитии его духовной истории некоторые закономерности.

В этом плане философия пытается выразить свои прозрения и откровения через понятия, систему категорий и здесь она уподобляется любой конкретной науке, такой, например, как физика или биология, и это часто дает повод называть философию наукой.

Но если понимать под наукой наличие строгих и четких, логически связанных и верифицируемых (проверяемых на опыте) понятий и законов, то философия, конечно, совершенно особая область знания.

Большинство философских положений опытом не доказываются и из опыта не вытекают: нельзя доказать опытным путем, что жизнь и разум возникли из развивающейся природы, нельзя доказать, что Бог есть основа мира, нельзя доказать, что человеческая свобода с необходимостью вытекает из человеческой природы и т.д. Человеку было бы намного проще жить, если бы самые главные вопросы его существования могли бы быть однажды доказаны раз и навсегда.

Такими главными философскими вопросами великий немецкий философ Иммануил Кант считал следующие: 1. Что я могу знать? 2. Что я должен делать? 3. На что я могу надеяться? 4. Что такое человек?

На эти вопросы нельзя никогда дать окончательного ответа, каждая эпоха их решает по-своему, и каждый человек пытается на них по- своему ответить. Если физика со времен античности ушла далеко вперед в разгадке тайн материи, то философия снова и снова возвращается к этим «проклятым» вопросам, и, только мучаясь над ним и пытаясь на них ответить, человечество продолжает существовать.

Попытки построения философии, считал другой, не менее выдающийся немецкий философ А. Шопенгауэр, были столь долго безуспешными потому, что ее пытались создать на пути науки, а не искусства.

(В данном случае имеется в виду искусство не как художественная деятельность, а как искусство жить, искусство познавать, искусство делать добро).

Для философа категории и понятия все равно что мрамор для скульптора, но так как всякое изложение в понятиях есть знание, то в этом смысле философия — наука', собственно говоря, считал Шопенгауэр, она есть нечто среднее между искусством и наукой или, вернее, нечто, объединяющее и то и другое.

Читайте также:  Затраты, расходы, издержки - в помощь студенту

В той мере, в какой философия пытается быть наукой, подражать науке, брать на вооружение научные обороты и понятия, она является носителем знаний.

Но знаний в философии мало: мы знаем годы жизни тех или иных философов, знаем основные понятия и категории, в которых пытались выразить свои идеи античные или средневековые мыслители. В той мере, в какой философия является искусством — она является носителем тайны.

Тайна — это то, что нельзя знать, а нужно прожить, любовь — это тайна, смерть — это тайна, будешь умирать — узнаешь. Мы знаем, сколько клеток в нашем головном мозгу, какие там происходят процессы, но как к нам в голову приходит мысль — это тайна. Если бы мы ее знали, мы бы все были гениями.

Самой большой тайной является сам человек и вся его история — это процесс выяснения, что он есть такое. Как только он это выяснит, возможно, история закончится. И главную роль в этом выяснении играет философия.

В основе философии, как и в основе религии, лежит представление о том, что у человека есть две жизни, вернее, два режима бытия. Философ — это такой человек, который считает, что наш повседневный мир забот и дел — это еще не весь мир, что есть другая жизнь, более истинная, более настоящая.

Мы только иногда «впадаем» в нее — когда любим, когда творим, когда делаем добрые дела, когда стараемся жить как люди, а не как заведенные мыслящие машины.

В этой жизни мы поражаемся красоте и загадочности мира, в ней мы знаем, что ничего не предопределено и есть чудо, способное изменить нашу жизнь, в этой жизни мы волнуемся, помним, любим и живем вечно.

Философияэто попытка разбудить человека, разбудить в прямом смысле этого слова, ибо большинство людей спит, погруженное в свои мелочные дела и заботы, и не подозревает о существовании другой истинной жизни, другого режима бытия, когда человек действительно живет, а не прозябает в скуке повседневного унылого существования.

Есть прекрасный образ «пещеры» у древнегреческого философа Платона. Большинство людей, говорил он, подобны связанным узникам, которые сидят в пещере спиной к выходу. Они видят перед собой на стене только тени проходящих сзади людей, проезжающих повозок, и им кажется, что то, что они видят, — это и есть истинный и единственно возможный мир.

Если их повернуть лицом к свету, к истинному миру, они зажмурятся и отвернутся, не признают его. В этом смысле философия занимается тем же самым, чем занимаются искусство и религия.

Только в отличие от искусства философия прежде всего обращается не к чувствам, а к разуму, а в отличие от религии она считает, что другая, истинная, бодрствующая жизнь возможна здесь и сейчас, в этом мире, что это не потусторонний идеал, возможный только после божественного преображения мира.

Но, как и религия, как и искусство, философия считает своим главным делом спасение человека, философияэто учение о спасении', как жить человеку, чтобы остаться человеком, как сохранить свое человеческое достоинство перед постоянным социальными бурями и катаклизмами, перед лицом неизбежности смерти.

Основной вопрос философии звучит так: почему есть нечто, а не ничто? Физик, например, может совершенно справедливо удивиться: почему есть звезды, планеты, наконец, земля, солнце, голубое небо, почему вообще есть порядок («космос» по-гречески), гармония, хотя гораздо естественней был бы хаос, распад. Кто все это поддерживает и упорядочивает? И зачем?

Философ, разделяя удивление физика, добавляет к этому еще и свое удивление: почему есть благо, добро, любовь, красота? Ведь в природе нет таких законов, по которым мы должны любить друг друга или жить по совести. Значит, есть вещи, которые быть не должны, они противоречат повседневному укладу жизни. А они тем не менее есть.

Философ и удивляется: почему есть это нечто, хотя должно было бы быть ничто. Естественна жадность, глупость, животная злоба, эгоизм. Но в нашем мире неестественны, т.е. не имеют природных оснований, не заложены в нас природой, ни любовь, ни совесть, ни честь, ни добро.

А они все- таки есть, и пока они есть, пока хоть один человек живет по законам любви и совести, человечество будет продолжаться. Человеком управляют, следовательно, неестественные законы, потому что сам человек в своей человеческой, а не животной стихии — сверхъестественное существо. Он не рождается природой, его основные качества и способности из природы не вытекают.

Человек — сверхъестественное существо, таинственное, непостижимое, не охватываемое никакими законами и знаниями. Философия и изучает человека как сверхъестественное существо.

Для философии, как уже отмечалось, все вокруг является и проблемой, и тайной: рождение человека, сияние солнца, мужество и честь, любовь и ненависть, падение камня и полет орла.

Все эти вещи можно объяснить с помощью науки, она придумает понятия и формулы, выведет законы, а явление для нас все равно останется непостижимой тайной.

Для физика свет — это поток фотонов, но свет — не только физическое явление, но и глубочайший символ человеческой жизни.

Источником света для человека является не только солнце, не просто огонь лампы или пламя костра. Свет пронизывает весь космос — от сверкающих звезд до самых плотных материй: гранита и алмаза.

Это и свет разума, это и мрак, как нечто производное от света, это и святое, святость, как высшее состояние человеческой души. «Вполне справедливо, — писал выдающийся мыслитель XX в. Э.

Жильсон, — указать на необходимость различать проблему и таинство и на обязанность метафизика преодолеть первый уровень, чтобы достигнуть второго (при условии, что ни первое, ни второе не приносится в жертву).

Ибо философствование не должно быть ни обсуждением чистых проблем, ни отречением от таинства, но вечно возобновляющимся усилием рассматривать всякую проблему в ее связи с таинством или проблематизировать таинство, вглядываясь в него с помощью понятий»[1].

Источник: https://bstudy.net/645304/sotsiologiya/otnoshenie_filosofii_nauki_filosofii_religii_filosofii_iskusstva

Философия и наука

О проекте  /  философия  /  лекции по философии  /  философия и наука

Философия и наука – являются самостоятельными, но очень тесно связанными между собой формами человеческого познания мира.

Соотношение философии и науки

Философия и наука взаимно питают и обогащают друг друга, но при этом выполняют различные функции. Философия — это самостоятельная форма мировоззрения, т.е. обобщенные взгляды на мир и человека в этом мире. Наука составляет важнейшую часть духовной жизни человека и обогащает философию новым знанием и помогает так или иначе фактически обосновать ту или иную теорию.

Вопрос о соотношении и взаимосвязи философии и науки имеет два аспекта: определение сходства и различия между философией и наукой, и определение научной ценности философии. Оба этих аспекта вызывают споры.

С одной стороны, философия, в отличие от науки, изучает не конкретные объекты, включая человека, но то, как эти объекты осознаются человеком и складываются в его бытие.

Философия пытается ответить на мировоззренческие вопросы, т.е. самые общие вопросы бытия и возможности его познания, ценности бытия для человека.

Наука же всегда конкретна и имеет четко определенный объект исследования, будь то физика, химия, психология или социология.

Философия не имеет математического аппарата, не ставит опыты и эксперименты. Философские проблемы не имеют однозначного и окончательного решения. Споры по ним продолжаются столетия. А сами ответы на философские вопросы формулируются не однозначно утвердительно, а только гипотетично, через предположение. Аксиом и доказанных теорем в философии нет.

Наконец, для любой науки обязательным требованием при исследовании является объективность, понимаемая в том смысле, что на процесс исследования не должны влиять переживания, личные убеждения ученого, представление о ценности результата для человека. Наоборот, философия всегда озабочена аксиологическими вопросами, т.е. вопросами о значимости (ценности) достигнутого знания для человека.

Философия и наука всегда взаимно дополняли друг друга. Многие открытия, подтвержденные в последствие точными науками, первоначально являлись именно философскими озарениями.

Самый известный пример этого – атомы Демокрита, реальность которых была подтверждена только через 2,5 тысячи лет, уже в 20 веке. Нельзя также не упомянуть о том, что представители точных наук с неизбежностью приходят к необходимости философских обощений достигнутых ими результатов.

Исключительно философично учение Дарвина, широко известны философские работы физиков Ньютона, Эйнштейна, Луи де Бройля, Нильса Бора.

Философию и науку роднит наличие у них познавательных функций. Однако, философия пытается познать «познаваем ли мир» и «каков он в целом», а наука изучает конкретные объекты и явления живой и неживой природы.

Подобно научным дисциплинам, философия имеет свой язык, понятий аппарат. Ядром философии, как и теоретических (фундаментальных) наук, является теоретизирование, т.е. выстраивание умозаключений на заданную тему с целью достижения истинного утверждения (вывода).

Наличие собственного понятийного аппарата, предмета исследования и логического теоретизирования как основы исследовательского процесса, являются теми основными признаками, которые позволяют называть философию наукой или, точнее, особой областью научного знания, специфической научной дисциплиной.

Интересное:

Источник: http://www.student-pravo.ru/lekcii-po-filisofii/filosofia-i-nauka/

Соотношение философии и мифа

Философия как социокультурный феномен. Специфика философского знания.

Философия – это теоретическое знание, вопрошающее о предельных смыслах бытия на теоретическом уровне. Понятие «философия» введено Пифагором и означает буквально любовь к мудрости.

Философия – это не готовое знание, это поиск и нахождение человеком ответов на главные вопросы своего бытия, фундаментальные, всеохватные, объединяющие жизнь людей и окружающую их действительность в единое целое, указывая на необъятную связь человека со Вселенной.

Цель философии – показать/создать картину должного мира.

Появление философии связано с появлением рационального сознания, поэтому на протяжении длительного периода времени философия и наука были тесно связаны, до 17 в. философия включала в себя весь комплекс научного знания.

Основная специфика философского знания заключается в его двойственности, т.к. оно:

  • • имеет очень много общего с прочими формами культуры, особенно с научным знанием (предмет, методы, логико-понятийный аппарат);
  • • однако не может быть отождествлено никакой из прочих форм культуры.
  • Главное отличие философии от всех иных наук заключается в том, что философия является теоретическим мировоззрением, предельным обобщением ранее накопленных человечеством знаний. Философское знание имеет следующие особенности:

• имеет сложную структуру (включает онтологию, гносеологию, логику и т. д.);

  1. • носит предельно общий, теоретический характер;
  2. • философия рациональна, основана на разуме, требует обоснований и аргументации;
  3. • содержит базовые, основополагающие идеи и понятия, которые лежат в основе иных знаний (понятийное мышление);
  4. • во многом субъективна — несет в себе отпечаток личности и мировоззрения отдельных философов. Не приемлет авторитетов, основана на свободомыслии;
  5. • является совокупностью объективного знания и ценностей, нравственных идеалов своего времени, испытывает на себе влияние эпохи;
  6. • изучает не только предмет познания, но и механизм самого познания;
  7. • имеет качество рефлексии — обращенности мысли на саму себя (то есть знание обращено как на мир предметов, так и само на себя);
  8. • опирается на категории — предельно общие понятия;
  9. • неисчерпаемо по своей сути;
  10. • ограничено познавательными способностями человека (познающего субъекта), имеет неразрешимые, «извечные» проблемы (происхождение бытия, первичность материи или сознания, происхождение жизни, бессмертие души, наличие либо отсутствие Бога, его влияние на мир), которые на сегодняшний день не могут быть достоверно разрешены логическим путем.
  11. Соотношение философии и науки.
  12. Является ли философия наукой?

Первое. Наука–систематическое, доказательное и проверяемое знание. Наука состоит из положений, которые образуют систему, реализуется принцип доказательности в науке; выводы науки должны проходить практическую проверку. В философия также есть систематичность, доказательность, проверяемость. Эти признаки были выработаны именно в философии. Философы стараются проверять свои выводы фактами.

Второе. Главная ценность науки–истина. Поскольку в философии ей уделяют первостепенное внимание, то философия — наука( «философия»–любовь к мудрости, истине).

Третье. Любая наука имеет научный аппарат (методы, теорию и т.д.) Философия имеет научный аппарат.

Принцип научности требует, чтобы категории были строго определены. В философии категории имеют «размытые» края. С точки зрения применимости этих категорий–это основное достоинство.

С помощью категорий человек может изменить свое отношение к миру, т.к. изменить мир он не в состоянии. Философия–наука особенная–проблемы философии неразрешимы. Если проблема разрешилась–то это уже проблема другой науки.

Каждое поколение заново решает философские проблемы.

Соотношение философии и религии.

Философия и религия частично совпадают по своему предмету, — но они различны по методам, которыми осваивают этот предмет. Религия опирается на непосредствен-ный опыт, это сама жизнь, которая не опосредуется формальной логикой, она интуитив-ная и иррациональная.

Философия, напротив, активно пользуется логикой, она все же является познанием жизни, а не самой жизнью. Религия предполагает необъятность Бога, философия же пытается его понять. Религия осознает Бога как живую личность, для фи-лософии это практически невозможно.

Таков характер связи религии и философии.

Впрочем, не следует философию сводить к рационально-логическому мышлению, даже в его абсолютном смысле.

Философия тем и отличается от отдельных наук, она не столько логическая аргументация, сколько наблюдение и описание картины бытия в целом.

А это возможно лишь тогда, когда в основе философии лежит религиозная ин-туиция. Религиозное чувство тайны и глубины бытия является первым и необходимым условием развития философии.

Таким образом, совпадая по своему предмету и имея единственный источник своего развития, религия и философия отличаются по конечным формам своего существо-вания и по своему содержанию. Религия является познанием и жизнью в общении с Бо-гом.

Философия есть познание Бога, но вместе с тем (а иногда и в первую очередь) — познание мира, познание жизни.

Философия привносит законченность и целостность в наше мировосприятие и понимание жизни, которая имеет, собственно, религиозную ос-нову; она является необходимой связью между знанием высшего и низшего, но она не может заменить религию

Для религии характерна вера в трансцендентность и авторитет. Религии не нужны доказательства. Философия же, напротив, нуждается в доказательствах.

Соотношение философии и мифа.

Философская мысль зарождалась в лоне мифологии как первой формы обществен-ного сознания. В своем изначальном содержании философия практически совпадает с религиозно-мифологическим мировоззрением.

Мифология – система преданий, сказаний, легенд, при помощи воображения объ-ясняющая протекание и происхождение природных и социальных процессов. Мифология в своем возникновении была наивной философией и наукой.

Миф – образная вариация художественного эпоса с явно выраженным тяготением к героико-фантастическому воспроизведению явлений действительности, сопровождаемому конкретно-чувственной персонификацией психических состояний человека.

Структура мифа:

– познавательный компонент – миропонимание: происхождение сущего, этиология мира и т. п.;

– предписательно-побудительный компонент – принципы жизнедействия: ценно-сти, установки, инструкции, директивы, идеалы;

– практический компонент – миродействие: социальное взаимодействие, межинди-видное общение, обмен деятельностью, самоутверждение, культовые и ритуально-мистические акты, символические обряды, заклинания и т. п. В мифологии впервые в ис-тории человечества ставится ряд философских вопросов: – как возник мир; – как он раз-вивается; – что такое жизнь; – что такое смерть и др.

Мифология являла собой попытку объяснения явлений природы и жизни людей, взаимоотношение земного и космического начал. Мифология – начальная форма миро-воззрения, она выражала наивные формы объяснения природных и социальных явлений; нравственное и эстетическое отношение к миру.

Мифологическое мировоззрение – си-стема взглядов на объективный мир и на место в нем человека, которая основана не на теоретических доводах и рассуждениях, а на художественно-эмоциональном пережива-нии мира, на общественных иллюзиях, рожденных неадекватным восприятием больши-ми группами людей (нациями, классами) социальных процессов и своей роли в них.

Близко к мифологическому религиозное мировоззрение, оно также апеллирует к фанта-зии и чувствам, но при этом не смешивает сакральное и земное.

Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 59;

Источник: https://studopedia.net/14_47062_sootnoshenie-filosofii-i-mifa.html

Ссылка на основную публикацию