Рельеф суши и дна океана — в помощь студенту

Одной из крупнейших форм рельефа Земли
наряду с горами являются равнины. Они занимают обширные пространства,
простираясь на материках на большие расстояния.

Многие русские художники, так
или иначе, отображали эти бескрайние пространства в своих произведениях.

Например, Апполинарий Васнецов в картине «Родина», Исаак Левитан в картине
«Золотая осень», Михаил Клодт в картине «Лесная даль в полдень», Иван Шишкин в
картине «Дорога во ржи».

Равнина – это обширные
участки земной поверхности с перепадами высот менее 200 метров.

На земном шаре можно выделить плоские
и холмистые равнины. Плоские равнины – это равнины, которые имеют
ровный рельеф, без видимых повышений или понижений.

Проходя такую равнину,
человек видит только бескрайнее плоское пространство. Пример плоской равнины мы
можем увидеть в картине Ивана Шишкина «Дорога во ржи».

Посмотрите,
насколько ровная и плоская местность здесь изображена.

Рельеф суши и дна океана - в помощь студенту

Холмистые равнины
– это равнины, на которых встречаются повышения – холмы. Их гораздо чаще
можно встретить на земном шаре. Наглядный пример такой равнины нам представлен
в картине Апполинария Васнецова «Родина». Посмотрите, здесь поверхность
равнины уже не ровная, а волнистая.

Рельеф суши и дна океана - в помощь студенту

В России самой большой плоской равниной
является Западно-Сибирская, занимающая всю западную часть Сибири.
Эта равнина одна из величайших равнин Земли. Она обладает исключительно ровным
рельефом. Здесь расположено много озёр, болот, а реки имеют плавное, спокойное
течение.

Рельеф суши и дна океана - в помощь студенту

Холмистой
равниной является Восточно-Европейская равнина, занимающая большую часть
восточной Европы. Здесь можно встретить холмы, покрытые лугами и лесами,
многочисленные овраги, понижения. Встречаются и возвышенности, например, Валдайская,
Среднерусская, Приволжская возвышенность
. Лишь местами на
Восточно-Европейской равнине можно встретить плоские пространства.

Рельеф суши и дна океана - в помощь студенту

Все равнины, кроме того, что они
различаются характером поверхности, различаются и по своей высоте. Равнины,
высота которых не превышает 200 м, называют низинами или
низменностями
.

Равнины, высотой от 200 до 500 м, называют возвышенностями.
А вот равнины, высота которых свыше 500 м, но ниже 1000 м,
называют плоскогорьями. Плоскогорья окрашивают в светло-коричневые
цвета
.

Чем выше плоскогорье, тем более темным цветом его обозначают.

Иногда на Земле можно встретить впадины
– места, расположенные ниже уровня моря. Такие участки на карте обозначают темно-зеленым
цветом
. Примером впадины является Прикаспийская низменность, южная
часть которой лежит ниже уровня моря на 28 м.

Рельеф суши и дна океана - в помощь студенту

Самой большой низменностью
на Земле является Амазонская низменность, расположенная в Южной
Америке
. Амазонская низменность
– обширное царство болот и джунглей.

Джунгли Амазонии расположены на обширной, практически плоской, равнине,
охватывающей почти весь бассейн реки Амазонки – самой полноводной, и с
рекой Укаяли (её истоком) – самой длинной рекой мира.

Во время паводков, когда уровень Амазонки поднимается на 20 м,
плоская поверхность Амазонской низменности затопляется почти на 100 км в
округе, превращаясь в огромное пресное море с торчащими верхушками деревьев.

Ещё эта низменность известна своими
лесами — самым крупным тропическим лесным массивом в мире. Леса здесь
занимают половину общей площади оставшихся на планете тропических лесов. Амазонские
джунгли
– это «лёгкие» нашей планеты, потому что они вырабатывают
50% всего кислорода на Земле.

Рельеф суши и дна океана - в помощь студенту

Большая часть
рельефа Африки представлена плоскогорьем. Это говорит о том, что
Африка – достаточно высокий материк, средняя высота которого составляет 750
м
.

Любая равнина
с течением времени изменяет свой облик. Это связано с действием как внутренних
(вертикальных и горизонтальных перемещений земной коры), так и внешних сил
Земли
, прежде всего – работой ветра и текучих вод.

На холмистых
равнинах
рыхлые горные породы потоками воды размываются и уносятся силой
течения вод. Образуются овраги. Быстрее всего овраги образуются в тех
местах, где нет растительности, так как корни растений скрепляют землю и не
дают водам её размыть.

Действие
ветра
особенно
проявляется на равнинах, покрытых песками. Ветер переносит частички
песка на большие расстояния, образуя новые формы рельефа – дюны и барханы.
Также переносимый ветром песок обтачивает скалы, придавая им необычную форму.
Такие скалы называют останцами.

В Республике
Коми есть геологический памятник «Столбы выветривания Маньпупунёр».
Они считаются одним из семи чудес России. Около 200 млн лет
назад на месте каменных столбов в этом месте были высокие горы.

Дождь,
снег, ветер, мороз и жара постепенно разрушали горы, в первую очередь слабые
породы. Породы, более твёрдые, разрушались меньше и сохранились до наших дней.
Из них и сложены останцы.

Эти столбы имеют причудливые очертания и в
зависимости от места осмотра напоминают то фигуру огромного человека, то голову
лошади.

Рельеф суши и дна океана - в помощь студенту

Равнины
играют значительную роль в жизни человека. С давних времен человек стремился
селиться именно на ровных участках, т.к. здесь проще обрабатывать землю, вести
любые постройки. По этой причине, многие равнины сильно изменились в результате
деятельности человека. Человек засыпает овраги, осушает болота, выравнивает
рельеф.

Значительно изменены и те равнины, в пределах которых ведётся разведка
полезных ископаемых, открытый способ добычи которых приводит к загрязнению
воздуха различными вредными веществами.

А в близи разрабатываемых шахт
возникают терриконы – отвалы пустой породы, занимающие огромную площадь
плодородных земель, которые могли бы еще использоваться человеком.

Рельеф суши и дна океана - в помощь студенту

Равнины и
горы есть не только на поверхности Земли, но и на дне океанов. Человеку об этом
стало известно после того, как был изобретен эхолот – специальный прибор,
которым измеряют глубину при помощи звукового сигнала.

Эхолот излучает звуковой
сигнал, который, достигнув дна океана, возвращается обратно.

Зная скорость
прохождения звука 1500 м/сек и время пути сигнала, можно рассчитать
глубину, а зная, как изменяются глубины в пределах определенной водной
территории, можно сделать предположение о характере рельефа дна океана.

Рельеф суши и дна океана - в помощь студенту

Первым, кто
пытался измерить глубину Тихого океана, был Фернан Магеллан. Используя
трос длиной 370 м с грузом на конце, он так и не смог этого сделать.

Первые же
удачные пробы изучения дна Мирового океана принадлежат экспедиции
корабля «Челленджер», проходившей с 1872 по 1876 года.

По ее
итогам была создана первая карта дна океанов, доказано существование жизни на самых больших
глубинах, заложены основы современной
науки – океанографии.

Рельеф суши и дна океана - в помощь студенту

Современное изучение дна
Мирового океана позволило выделить в его строении три зоны. Первая
зона
– подводная
окраина материков, вторая зона – ложе
океана и третья зона – переходная зона. Разберём более подробно
каждую из зон.

Граница между материковой
и океанической земной корой
не проходит строго по береговой линии, а
немного удалена от нее в сторону океана. Поэтому та часть материковой земной
коры, которая располагается под океаном до глубины 100-200 м, называется
материковой отмелью или шельфом.

Здесь можно встретить продолжение
некоторых форм рельефа суши. В шельфовой зоне вылавливают практически всю рыбу
и добывают огромное количество нефти. Шельф
соединяется материковым склоном с ложе океана. Подножье материкового склона
является нижней границей зоны подводной окраины материков. В этой зоне
расположены острова, имеющие материковое происхождение.

Например, остров Мадагаскар,
Калимантан,
Гренландия
.

Между подводной окраиной
материков и ложем океана располагается переходная зона, в которой расположены глубоководные желоба. Это длинные и узкие понижения дна океана, глубиной свыше
6000 м
. Самый глубоководный желоб в мире – Марианский или Марианская впадина.

Во многих учебниках и картах вы можете увидеть, что
глубина этого желоба составляет 11022 м, однако последние более точные измерения глубины этого желоба
2011 года дают значение в 10994 м.

В переходной зоне достаточно часто
происходят землетрясения и извержения подводных вулканов.

Более 70% площади Мирового океана занимает следующая зона – ложе
океана
. Именно здесь располагаются
подводные равнины и горы, представленные котловинами и хребтами.

Существование срединно-океанических хребтов было доказано не так давно,
в 50-х годах ХХ века.

Они представляют собой единую горную систему,
протянувшуюся на дне Мирового океана на 60000 км, высотой 2-4 км.

Срединно-океанические хребты расположены как бы в центральной части дна
Мирового океана
. Отсюда и произошло их название. Практически посередине
каждого океана можно увидеть такое сооружение.

К срединно-океаническим хребтам приурочены многочисленные горячие
источники, называемые «черными курильщиками».

Впервые они были
обнаружены в 70-х годах ХХ века возле Галапагосских островов. Из них в
океаны поступает высокоминерализованная горячая вода.

Рядом с «черными курильщиками»
обитает множество морских организмов, о существовании которых учёные узнали
совсем недавно.

На дне Мирового океана можно встретить подводные вулканы. На
конусах потухших вулканов, приподнятых над поверхностью воды, в тёплых водах
поселяются кораллы, которые образуют коралловые острова с внутренним водоемом.
Такие острова называют атоллами.

Как на равнины и горы суши, так и на рельеф дна Мирового океана
оказывают влияние внутренние и внешние силы Земли. Внутренние
силы Земли проявляются в движении земной коры, извержениях вулкана.
Особенно эти процессы проявляются в переходной зоне и в районах, где
расположены срединно-океанические хребты.

Внешние силы проявляются не так ярко, как на суше. В океанах нет ветра,
нет резких перепадов температур. Главные внешние силы здесь представлены в виде
образования осадочных горных пород: обломочных – на шельфе и
органических – в ложе океана.

Подведём итоги.

 Одной
из самых крупных форм рельефа земли наряду с горами являются равнины. Равнина
– это обширные участки земной поверхности с перепадами высот менее 200 м.

По характеру поверхности выделяют плоские и холмистыеравнины,
а по высоте равнины подразделяются на низменности высотой до 200 м,
возвышенности высотой до 500 м, плоскогорья – высотой от
500 до 1000 м
. Самая большая низменность в мире – Амазонская.

В настоящее
время под влиянием деятельности человека равнины сильно изменены. Изучить
рельеф дна Мирового океана позволило изобретение эхолота – прибора,
измеряющего глубину. Таким образом, в строении дна Мирового океана выделяют 3
зоны: подводную окраину материков, переходную зону и ложе океана.

Источник: https://videouroki.net/video/15-ravniny-sushi-riel-ief-dna-mirovogho-okieana.html

Рельеф. Основные формы рельефа. Рельеф дна Мирового океана. Значение рельефа в хозяйственной деятельности человека. Влияние человека на рельеф

Рельеф суши и дна океана - в помощь студенту

Рельеф (от лат. Relevo — «поднимаю») – совокупность неровностей земной поверхности, которые образовались под действием внутренних и внешних сил. По размерам формы рельефа делят на планетарные, основные и мелкие.

  • Планетарные формы рельефа: материки и океанические впадины.
  • Основные формы рельефа: горы и равнины.
  • Равнины и горы различают: по высоте, возрасту и способу образования, по внешнему виду.
  • Равнины – участки поверхности суши или дна океана, которые имеют незначительные колебания высот. На суше различают равнины:
  • низменности (высотой до 200 м — Причерноморская, Индо-Гангская, Ла-Платская)
  • возвышенности (200-500 м — Приднепровская, Волынская, Лаврентийская)
  • плоскогорья (свыше 500 м — Декан, Западноавстралийское, Восточноафриканское, Бразильское). 
Читайте также:  Предпосылки возникновения античной философии - в помощь студенту

Равнины занимают большую часть поверхности Земли. Самая большая равнина — Амазонская (площадь более 5 млн. км2).

Равнины по возрасту и способу образования разделяют на первичные (образовавшиеся в результате вертикальных литосферных движений – Причерноморская) и вторичные (образовавшиеся на месте разрушенных гор – Восточноевропейская или образованы аккумулятивной деятельностью рек – Месопотамская, Индо-Гангская). По внешнему виду равнин выделяют плоские и холмистые.

Основные формы рельефа имеют закономерность в расположении: равнины соответствуют платформам, горы – областям складчатости.

Платформы – сравнительно устойчивые участки земной коры, имеют материковый или океанический тип. В соответствии с этим на платформах образуются равнины суши или равнины океанического дна.

Строение платформы: нижний ярус — фундамент (образован из метаморфических и магматических пород) и верхний ярус — осадочный чехол (из осадочных пород).

Большинство платформ на материках древние (в возрасте 1,5-4 млрд. лет): Североамериканская, Южноамериканская, Антарктическая, африкано-Аравийская, Восточноевропейская, Сибирская, Австралийская.

Фундамент молодых платформ образовался более 500 млн. лет назад — Западносибирская платформа.

В случае, если на старых платформах плотные породы фундамента выходят на поверхность, образуются щиты. На щитах чаще всего расположены возвышенности и плоскогорья.

Горы – участки поверхности литосферы, которые поднимаются над прилегающими равнинами на высоту более 500 м, имеют значительно расчлененный рельеф.

Низкие горы — с абсолютной высотой от 500 м до 1000 м.

Рельеф суши и дна океана - в помощь студенту

Средневысотные — от 1000 до 2000 м (Скандинавские, Карпаты).

Рельеф суши и дна океана - в помощь студенту

Высокие — более 2000 м (Гималаи, Анды, Кавказ).

Рельеф суши и дна океана - в помощь студенту

В горах отдельно выделяют вершины, горные хребты, горные долины, горные ущелья.

Горы по образованию различают: складчатые (образовавшиеся в результате столкновения двух материковых литосферных плит), складчато-глыбовые (древние разрушенные горы) и вулканические (возникшие благодаря внутренним процессам — вулканизма).

Грабен (от нем. Graben — «ров») — удлиненная, относительно пониженная часть земной коры или блок, ограниченный разломами вдоль его протяженных сторон, то есть, пониженный участок земной коры между тектоническими трещинами. На поверхности земли крупные грабены могут быть впадинами озер (Байкал), морями (Красное).

Горст (от нем. Horst — «возвышенность») — поднята по разломами участок земной коры.

  1. Рельеф суши и дна океана - в помощь студенту
  2. На физической карте горы и равнины обозначают соответствующими оттенками зеленого, желтого и коричневого цветов (в зависимости от высоты).
  3. Рельеф суши и дна океана - в помощь студенту
  4. Рельеф дна мирового океана
  5. В рельефе дна Мирового океана выделяют:
  6.         шельф — затопленные прибрежные части материков до глубины 200 м;
  7.         материковый склон — наклонная поверхность дна глубиной 200-2000 м;
  8.         океаническое ложе — глубинная часть дна.

На океаническом ложе выделяют: подводные хребты (срединно-океанические, Ломоносова, Менделеева), глубоководные равнины и глубоководные желоба (Марианский, Филиппинский).

Иногда вершины подводных хребтов выходят на поверхность воды, образуя острова или группы островов (Марианские, Японские острова). Подводные горы, достигшие поверхности океана, образуют острова. Наибольшие подводные горы образовались на границе литосферных плит.

Они называются срединно-океаническими, хребтами, достигают 2000 м высотой и простираются на тысячи километров.

  • Рельеф суши и дна океана - в помощь студенту
  • Значение рельефа в хозяйственной деятельности человека
  • и влияние деятельности человека на рельеф

Рельеф непосредственно и опосредованно влияет на хозяйственную деятельность человека. От него зависят площади пахотных земель, сенокосов, пастбищ, определяющие производственную специализацию сельского хозяйства. Рельеф может затруднять возможности применения сельскохозяйственных машин и т.п.

Человек может преобразовывать рельеф земной поверхности непосредственно (делая насыпь, вырывая котлован) или воздействуя на природные процессы рельефообразования — ускоряя или (реже) замедляя их. Формы рельефа, созданные человеком, называются антропогенными (от греч. a’ntro–pos — человек и -ge’–nes — рождающий, рожденный).

Прямое воздействие человека на рельеф более всего проявляется в районах разработки полезных ископаемых.

Подземная добыча сопровождается выносом на поверхность большого количества пустой породы и образованием отвалов, обычно имеющих коническую форму — терриконов (лат.

; буквально — земляные конусы). Многочисленные терриконы создают характерный ландшафт угледобывающих районов.

  1. Рельеф суши и дна океана - в помощь студенту
  2. При открытой добыче полезных ископаемых обычно сначала создаются значительные отвалы вскрыши — породы, залегающей выше того слоя, который содержит полезное ископаемое; разработка продуктивного слоя идет путем выкапывания обширных понижений — карьеров, рельеф которых очень сложен, он определяется геологическим строением (участки с незначительным содержанием полезного ископаемого могут оставаться нетронутыми), необходимостью предохранить стенки карьера от обваливания, создать рельеф, удобный для подъезда транспорт.
  3. Рельеф суши и дна океана - в помощь студенту

Значительные изменения рельефа производятся при транспортном, промышленном и гражданском строительстве. Под сооружения выравниваются площадки, для дорог создаются насыпи и выемки.

Сельское хозяйство оказывает непосредственное влияние на рельеф преимущественно в горных районах тропиков. Здесь широко распространено террасирование склонов для создания горизонтальных площадок.

Косвенное влияние человека на рельеф ранее всего стало ощущаться в сельскохозяйственных районах. Вырубка лесов и распашка склонов, особенно неправильная, сверху вниз, создавали условия для бурного роста оврагов.

Строительство зданий и инженерных сооружений, создавая дополнительные нагрузки на склоны, способствует возникновению или усилению оползней.

В районах подземной добычи полезных ископаемых могут наблюдаться обширные просадки грунта, так как в отработанных шахтах и штольнях происходят обвалы.

Водохранилища создаются в естественных понижениях рельефа. Но вода, создав свободную поверхность на новом уровне, начинает переработку берегов водохранилищ. Активизируются овражная эрозия, плоскостной смыв, оползни.

Одновременно с этим повышается базис эрозии у рек, впадающих в водохранилище, в их руслах происходит накопление аллювия. Ниже плотины водохранилища нередко усиливается эрозия, так как водный поток меньше загружен наносами, значительная часть которых откладывается в стоячей воде водохранилища.

Пройдут еще десятки лет, прежде чем придут в соответствие возникший водоем и форма склонов его берегов, новый режим водотоков и форма их русел.

Воздействие человека испытывают не только экзогенные, но и эндогенные процессы. Большие водохранилища — это массы воды, обладающие колоссальным весом: каждый кубический километр воды имеет вес 1 миллиард тонн, а, например, Братское водохранилище содержит более 169 км3 воды. Под тяжестью воды земная кора прогибается, причем в сейсмоопасных районах увеличивается вероятность землетрясений.

Источник: https://moregeo.com/index/post/id/110

Рельеф дна Мирового океана. География. 6 класс. Разработка урока

Название учебно-методического комплекса: линия УМК по географии для 6–9 классов под редакцией В. П. Дронова.

Цели урока:

  1. Познакомить учащихся с новыми определениями и понятиями темы
    • материковая отмель (шельф),
    • материковый склон,
    • ложе океана,
    • срединно-океанический хребет,
    • глубоководная впадина (желоб),
    • котловина.
  2. Начать формирование представления об особенностях рельефа дна Мирового океана, его составе, образовании и изучении.
  3. Продолжить формирование умения работать с географической картой.

Учебно-наглядный комплекс: физическая карта полушарий, карта Мирового океана, схема «Рельеф дна Мирового океана»,  тесты, учебник, атласы, контурные карты, фильмы об океане.

Ход урока

І. Организационный этап урока

Взаимное приветствие учителя и учащихся. Фиксация отсутствующих. Организация внимания.

ІІ. Актуализация знаний учащихся

ЗАДАЧИ ПО УЗНАВАНИЮ

Учитель. На предыдущих уроках мы вели разговор о неровностях поверхности суши материков. Послушайте два описания и определите, о каких формах рельефа повествует каждый отрывок. Какие слова вас убедили сделать нужный вывод.

«Высоко в небо взметнулись острые пики, увенчанные снежными шапками. В ожерелье ледников они многие тысячелетия хранили безмолвие, нарушаемые только снежными бурями и обвалами…»

ЗАДАЧИ ПО ВОСПРОИЗВЕДЕНИЮ ОТДЕЛЬНЫХФАКТОВ, ЧИСЕЛ,ПОНЯТИЙ

Учитель. Горы и равнины это совокупность всех неровностей земной поверхности, отличающихся по высоте. Вспомните, как различаются горы и равнины по высоте.

ІІІ. Изучение нового материала

Учитель. Земная кора (литосфера) – твёрдая оболочка Земли как вы уже знаете, бывает материковой и океанической. Разнообразие рельефа материков мы с вами уже рассмотрели. Сегодня мы совершим путешествие по земной коре – океанической, т.е. познакомимся с рельефом дна Мирового океана и увидим, что рельеф дна Мирового океана не менее разнообразен, чем рельеф суши.

ЗАДАЧИ ПО ПЕРЕЧИСЛЕНИЮ И ОПИСАНИЮ ФАКТОВ (ПЕРЕЧЕНЬ)

Без специального снаряжения и глубоководных аппаратов совершить путешествие по океаническому дну будет не возможно. Из предложенных вам рисунков подводных аппаратов и специального снаряжения выберите все необходимое для погружения. Видеофильм (прилагается). Начинаем погружение, по ходу заполняем судовой дневник (прилагается).

Дети. Делают свой выбор и обосновывают его. Начинают заполнять судовой дневник.

Учитель. И так, всё необходимое к путешествию готово и мы медленно начинаем погружение.

На доске плакат с изображением рельефа дна Мирового океана. Рисунок 1.

Рельеф суши и дна океана - в помощь студенту

  • Рисунок 1
  • и опорная схема, «Рельеф дна Мирового океана», которая заполняется при помощи дидактического материала содержанием во время объяснения нового материала.
  • ЗАДАЧИ ПО РАЗБОРУ И СТРУКТУРЕ (АНАЛИЗ И СИНТЕЗ)

Учитель. На земной поверхности граница между материком и океаном проходит не по береговой линии, а гораздо глубже, под водой. Часть материковой земной коры продолжается под океанами. В рельефе подводной окраины материка выделяется материковая отмель (её называют ещё шельф) и материковый склон.

Материковая отмель – мелководная слегка холмистая равнина, постепенно понижается до 200 м. ниже уровня океана. Обычно она покрыта обломочными породами, принесёнными реками с суши или образовавшихся при разрушении берегов. На дне можно видеть продолжение форм рельефа суши, например русла рек.

Шельф материков имеет различную ширину. (Работа с картой – по карте материков и океанов определите, у каких материков и их частей наиболее широкий шельф. Для этого обратите внимание на цветовой фон и шкалу глубин.)

Подводная окраина материков заканчивается материковым склоном – сравнительно крутым уступом до глубины 2-3 тыс. м. Он плавно переходит в ложе океана. Ложе океана занимает более 70% дна и имеет самые большие – котловины, глубина которых от 4 до 7 тыс. м. Котловины разделены хребтами и возвышенностями.

Над дном котловин поднимаются на тысячи метров высокие конусы вулканов. Действующие извергают лаву, которая разносится водными потоками и оседают на дно. Потухшие вулканы имеют плоские вершины, т.к. выровнены течениями. Вулканы, поднявшиеся над водой, образуют вулканические о-ва.

Примером таких вулканов могут служить Гавайские о-ва и Курильские о-ва (работа с картой).

Важнейшее место в рельефе дна океана занимают срединно-океанические хребты. Это крупнейшие формы Мирового океана, образующие единую горную систему, протяженностью более 60 тыс. км.

Срединно-океанические хребты – валообразные поднятия земной коры. Относительная высота их 3-4 км, ширина до 2 тыс. км. Вдоль оси поднятия обычно проходит разлом , представляющий собой ущелье глубиной до 3 км, шириной до 50 км.

Ущелье делит поднятие на две части, склоны которых круто обрываются в сторону ущелья и полого спускаются в сторону ложа океана. На дне ущелья – излияние базальтов магмы, горячие источники. На склонах хребтов вулканы т. к.

Читайте также:  Специфические черты муниципального права - в помощь студенту

чаще всего срединные хребты являются границами между литосферными плитами.

Наиболее широкие срединно-океанические хребты находятся в Тихом океане – Восточно-Тихоокеанское поднятие. Там где вершины срединно-океанических хребтов выходят на поверхность образуются о-ва (о. Исландия) Есть в океане и отдельные горные хребты (хребет Ломоносова в Северном Ледовитом океане).

На дне океанов встречаются и необычные формы рельефа – глубоководные желоба. Это узкие и длинные (в сотни и тысячи км.) понижения с крутыми склонами и почти ровным дном, глубиной более 6000 м. Самый глубокий на Земле желоб — Марианский (11 022 м.) Причины образования их вам уже известны / актуализация знаний уч-ся /.

Наше путешествие по просторам океанического дна закончилось.

ЗАДАЧИ ПО РАСПРЕДЕЛЕНИЮ (КОНКРЕТИЗАЦИЯ И КЛАССИФИКАЦИЯ)

Учитель. Дети, что вы можете сказать о рельефе дна Мирового океана.

Дети. Что рельеф дна Мирового океана также разнообразен как рельеф суши.

Озвучивают схему.

ЗАДАЧИ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ МЕЖДУ ФАКТАМИ (ПРИЧИНЫ И СЛЕДСТВИЯ)

Учитель. Озвучив и проанализировав полученную схему, мы пришли к общему выводу, что рельеф дна Мирового океана так же разнообразен, как и рельеф суши и его также формируют внутренние и внешние силы.

Работая с картой атласа и опорной схемой, приведите примеры форм рельефа дна Мирового океана сформированные внешними силами (вариант 1) и внутренними силами (вариант 2).

ІV. Закрепление нового материала

ЗАДАЧИ ПО АБСТРАКЦИИ, КОНКРЕТИЗАЦИИ И ОБОБЩЕНИЮ

ТЕСТ ДЛЯ ПРОВЕРКИ УСВОЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА (или работа с презентацией).

  1. 70% ложе океана занимают: а) котловины; б) желоба;

    в) срединно-океанические хребты.

  2. Единая система горных сооружений на дне океана это: а) материковый склон; б) срединно-океанические хребты;

    в) желоба.

  3. Часть материка, продолжающегося под водой в виде мелководной прибрежной равнины это: а) ложе океана; б) материковый склон;

    в) шельф.

  4. Самые глубокие участки мирового океана – это: а) желоба; б) материковый склон;

    в) котловины.

  5. Самая глубокая впадина Мирового океана называется: а) Филиппинский желоб; б) Марианский желоб;

    в) Зондский желоб.

  6. Самые маленькие глубины Мирового океана наблюдаются: а) на ложе океана; б) в желобах;

    в) на материковой отмели.

  7. По физической карте полушарий определите, какая форма рельефа дна Мирового океана находится в точке с координатами 40?ю. ш., и 60 з. д. а) материковая отмель (шельф); б) срединно-океанический хребет;

    в) желоб.

Ответы к тесту

1 2 3 4 5 6 7
А Б В А Б В А

V. Домашнее задание

ЗАДАЧИ ПО ПРАКТИЧЕСКОМУ ПРИМЕНЕНИЮ

Прочитать § 22. Творческое задание – закончить заполнение судового журнала.

Источник: https://rosuchebnik.ru/material/relef-dna-mirovogo-okeana-geografiya-6-klass-razrabotka-uroka/

Рельеф дна Мирового океана

Рельеф дна Мирового океана не менее сложный, чем на суше, но его детальное изучение связано с тем, что он срыт толщей воды. Различить неровности можно только исследуя глубины океана.
Рельеф суши и дна океана - в помощь студенту

В настоящее время существует несколько способов определения рельефа дна Мирового океана:

  • с помощью эхолота – специального прибора, посылающего на дно звуковые сигналы; звук, отражаясь от поверхности, поднимается обратно, зная скорость распространения звука в воде можно вычислить глубину и выяснить характер глубинного рельефа;
  • с помощью подводных аппаратов, которые непосредственно фотографируют океанское дно;
  • с помощью космических аппаратов, которые также способны делать снимки подводного дна.

С помощью всех этих приспособлений составлены карты рельефов дна морей и океанов. Главная единица измерений на них – шкала глубин. Такие карты необходимы всем, кто занимается мореплаванием.

Рис. 1. Карта рельефа дна Мирового океана

Под водой, как и на суше, есть крупные формы рельефа и мелкие. Можно видеть подводные равнины и подводные горы, а также составные части океанического дна:

  • подводные окраины материков;
  • ложе океана;
  • срединно – океанические хребты.

Граница между материком и океаном проходит не на суше, а под водой. Именно поэтому та часть материка, которая расположилась под водой, получила название подводной окраины материка. Она делится на две большие части:

  • материковую отмель или шельф с небольшими глубинами, максимально до 200 метров;
  • материковый склон с глубинами в 2-3 тысячи метров.

Рис. 2. Материковая отмель и материковый склон

В точке материкового склона располагаются многие глубоководные моря, которые отделены от океана цепями островов, являющихся вершинами глубоководных хребтов, и глубоководными желобами, уходящими вглубь на 6 и более тысяч метров.

Самый глубокий в мире глубоководный желоб – Марианская впадина. Ее глубина более 11 тысяч метров.

Рис. 3 Марианская впадина – самое глубокое место Мирового океана

Ложе океана, с глубинами от 4 до 6 тысяч метров, является центральной частью океанского дна, занимая до 70% его территории. Здесь встречаются такие формы рельефа, как

  • котловины – гигантские подводные равнины;
  • подводные горы и горные хребты;
  • подводные вулканы, как действующие, так и потухшие.

Вулканы, поднимаясь над водой, образуют целые острова и островные системы. Яркими примерами являются Курильские острова и Гавайские острова.

Хребты – это результаты поднятия земной коры, произошедшего вследствие столкновения литосферных плит. Чаще всего они и являются границами разных плит. Можно сказать, что срединно-океанский хребет как бы делит ложе океана напополам, образуя непрерывную цепь, тянущуюся на 70 тыс. км.

Вдоль оси поднятия хребтов проходит разлом, образующий ущелье, которое как бы делит хребет напополам. Более обрывистые склоны обращены к ущелью, более пологие – к ложу океана.

Ущелье имеет глубины до 3 км, на его дне бьют горячие источники, видно излияние базальтовой магмы. По склонам располагаются вулканы. Высота хребтов – 3-4 км, ширина – до 2 тыс. км.

В тех местах, где вершины подводных хребтов выходят на поверхность, образуются острова. Например, Исландия.

Есть на дне океана и отдельно стоящие хребты и горы. Например, в Северном Ледовитом океане.

Рельеф дна Мирового океана до сих пор меняется. Связано это, прежде всего, с извержениями вулканов и землетрясениями. Более подробно об изменение рельефа дна океана можно узнать на уроках в 6 классе.

Профиль дна Мирового океана – сложный, изрезанный. Большая его часть – это ложе океана. Самые большие глубины расположены в желобах и на дне ущелья срединно-океанского хребта.

Средняя оценка: 4.2. Всего получено оценок: 249.

Источник: https://obrazovaka.ru/geografiya/relef-dna-mirovogo-okeana-6-klass.html

План-конспект урока географии в 6 классе «Рельеф суши и дна Мирового океана». — география, уроки

  • Тема: «Рельеф суши и дна Мирового океана».
  • Цель: создать  условия для формирования представлений о рельефе Земли, его зависимости от результата действия внутренних и внешних сил, способствовать  развитию умений самостоятельно находить нужную информацию
  • развивать коммуникабельность, креативность, умение анализировать, обобщать, сравнивать, выделять главное;
  • воспитывать познавательный интерес к предмету и уверенность в своих силах.
  • Педагогические задачи:
  • Создать условия для повышения мотивации учащихся в потребности усвоения новых умений;
  • Организовать ситуацию постановки учебной проблемы;
  • Помочь учащимся в постановке цели урока и поиске путей решения данной проблемы;
  • Создать ситуацию самостоятельного поиска новых способов решения в группе, в паре;
  • Создать условия для самоконтроля и самооценивания.
  1. Планируемые результаты:
  2. предметные:сформировать у учащихся понятие «равнина», «гора», выявить отличия равнин, гор  по характеру поверхности, высоте, способу образования; продолжить формирование умений работы с физической,  контурной картой; развивать  умение выделять причинно-следственные связи.  
  3. метапредметные:применять знания в различных ситуациях;предлагать разные варианты в зависимости от предложенной ситуации; применять приёмы самоконтроля при выполнении заданий;

личностные: организовывать свою деятельность, т.е. ставить личные цели, их достигать и оценивать результаты.

  • Тип урока: урок открытия новых знаний
  • Формы работы: самостоятельная, групповая, фронтальная работа.
  • Оборудование:мультимедийный проектор, компьютер, доска, задачники, тетради – тренажёры, индивидуальные компьютеры.
  • План урока:
  1. Организационный этап.
  2. Проверка домашнего задания.
  3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
  4. Актуализация знаний.
  5. Изучение нового материала
  6. Физкультминутка.
  7. Применение знаний и умений в новой ситуации.
  8. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
  9. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
  10. Рефлексия.

Ход урока.

Добрый день, ребята! Начнем урок географии.

 Вначале  мне бы хотелось узнать, с каким настроением вы пришли на  урок.  Перед вами смайлики настроения. Выберите себе свое настроение (слайд 1)

  1. Проверка домашнего задания.
  1. Итак, впереди нас ждёт интересная работа, но сначала повторим пройденный материал.
  2. — Что такое выветривание?
  3.  — Какие  существуют виды выветривания?
  4. Расскажите о физическом выветривании.
  5. — Что такое химическое выветривание?
  6. Расскажите о биогенном выветривании.
  7. — Что такое техногенное  выветривание?
  8. — Почему силы выветривания называют внешними силами?
  9. — Приведите примеры действия разных сил выветривания?
  10. (ответы детей)
  1. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Чем горы не похожи на равнины? Чем  суша не похожа  на  океан?  (слайд 2,3,4)

  • Какова цель урока?
  • (Учащиеся формулируют цель урока)     Совместные цели записываются на доске
  • Как вы думаете, какой теме будет посвящен урок?
  • (Учащиеся формулируют тему урок)

Взгляните на физическую карту. Какова  поверхность Земли?

  1. Как называются неровности земной поверхности?
  2. В результате чего возникают неровности Земли?
  3.  Что это за силы?
  4. (Ответы детей)
  5. IVАктуализация знаний.
  6. «Мозговой штурм»
  7. — Каково внутреннее строение Земли? (ядро, мантия, земная кора)
  8. — Что такое литосфера? (верхней слой мантии и вся земная кора)
  9. — Назовите два типа земной коры, в чем отличие? (океаническая и материковая)
  10. -Какие типы движения земной коры мы знаем? (землетрясение и извержение вулканов)
  11. — Что такое очаг и эпицентр землетрясения?

— На доске подписать схему строения вулкана? Какой вулкан здесь изображен? Почему? (очаг магмы, жерло, кратер, боковой кратер)

  • -Назовите и покажите районы распространения землетрясений и вулканизма?
  • -Что такое гейзеры, районы их распространения?
  • — Из чего состоит земная кора? (минералов и горных пород)

V.  Изучение нового материала.

  1. Взгляните на физическую карту или глобус.
  2. Какие цвета преобладают на карте?
  3.  Рассмотрите и скажите, что обозначают эти цвета?

Что такое рельеф? (слайд 5)(Рассматривают изображения различных  форм рельефа.

Отвечают: голубой – морские пространства, зелёный – равнины и низменности, коричневый – горы)

Основные формы рельефа, благодаря которым поверхность Земли выглядит столь разнообразно, — это горы и равнины. Они есть на суше и на дне океанов.(слайд 6 ,7)

  • Назовите причины разнообразия рельефа (слайд 8,9,10,11)
  •  Горы — один из главных элементов рельефа суши.
  • Какая форма рельефа называется горами? (слайд12)    (Предположения учащихся )
  • Горы различаются по высоте (слайд 13)

Пользуясь физической картой  мира, приведем  примеры горных хребтов и горных систем. Отметим на карте основные формы рельефа Земли.

(Ученики отмечают основные формы рельефа Земли на контурной карте  (горы Анды, Аппалачи, Кордильеры, Атлас, Кавказ, Альпы, Гималаи))

Читайте также:  Кислотность и основность в воде - в помощь студенту

Пользуясь шкалой высот на физических картах атласа, определите цвета, которыми обозначены горы.

(Приводят  примеры, отмечают цветом  и приходят к выводу, что горы различаются по высоте. Они бывают  низкими, средними и высокими). Ученики знакомятся с приемами работы с контурной картой, затруднения легко преодолеваются при работе в парах.

  1.  Какие горы являются самыми протяженными?   (Анды)
  2. Какие горы самые высокие? (Гималаи)
  3. Объясните, могут ли горы разрушаться и если да, то какие факторы влияют на разрушение гор?   (Внешние и внутренние силы)

Просмотрите  слайды и скажите, какие по характеру поверхности различают равнины? (слайд 14,15)(Просмотр слайдов учащимися. По характеру поверхности выделяются холмистые, ступенчатые, плоские равнины).

Ребята, кто  может дать определение равнин? (слайд 16)   (Версии ребят)

Пользуясь физической картой  мира, приведем  примеры  равнин  и отметим их  на  контурной карте.   (Ученики отмечают  равнины  на контурной карте  (Западно – Сибирская низменность, Среднерусская возвышенность, Валдайская возвышенность, Средне-Сибирское плоскогорье, Гвианское плоскогорье).

  • Цель использования: обеспечение наглядности изучаемого материала, создание устойчивого зрительного образа равнин.
  • Пользуясь шкалой высот на физических картах атласа, определите цвета, которыми обозначены равнины.
  • Почему равнины называются по-разному?  
  •  А как называются самые низкие, плоские равнины?
  • Назовите самые высокие равнины? 

(Ответы учеников: низменности — зеленым,  возвышенности – желтым, плоскогорья – оранжевым. Цвет указал   различие равнин  по высоте).

Почему равнины называются по-разному?  

 А как называются самые низкие, плоские равнины?

Назовите самые высокие равнины? (Имеют разную высоту. Низменности, плоскогорья).

Определите высоты равнин, которые обозначены на контурной карте, а результаты запишите в тетрадь. (Ученики определяют высоты равнин, результаты записывают в тетрадь. Версии ребят).

Рассмотрите рис. 64 на стр. 91.  Ребята, кто теперь может дать  более близкое  определение равнин?

Работа в парах, результаты записываются в тетрадь.

VI. Физкультминутка.

  1.  Встанем из-за парт и немного отдохнём
  2. При помощи рук покажем  формы рельефа: горы и равнины
  3. Ребята, разнообразен рельеф дна морей и океанов?
  4.  Как и на поверхности материков, здесь есть и равнины, и горы, и вулканы, и хребты, и впадины(слайд 17)

Дно океана рассекают формы рельефа планетарного масштаба — срединно-океанические хребты.  В сводовой части поднятия хребтов находится глубинный разлом — рифт, по которому на поверхность поднимается вещество мантии, рождается молодая океаническая кора.

Подводные горы и срединно —  океанические  хребты являются довольно мелководными участками океана. Поэтому на физической карте они хорошо заметны благодаря более бледным оттенкам синего цвета.

Чем срединно – океанический хребет отличается от гор суши? (слайд 17) (Версии детей Работа по физической карте, нахождение  срединно-океанических хребтов).

Вершины самых высоких подводных гор выступают над поверхностью воды в виде островов. Очень часто острова представляют собой вершины подводных вулканов, причем действующих.

Скажите ребята, как называются такие острова? (Вулканическими)

Вблизи границ литосферных плит глубина дна резко увеличивается. Длинные протяжённые глубоководные желоба достигают фантастических отметок.

(Среди глубочайших — Пуэрториканский жёлоб в Атлантическом океане (8742 м), Зондский жёлоб в Индийском океане (7729 м.))

Найдите на карте самый глубокий желоб, который находится в Тихом океане? (Более 11 километров, такова глубина  Марианского желоба в Тихом океане).

VII. Применение знаний и умений в новой ситуации.

Игра «Географический альпинизм» (слайд 19,20)

Что такое альпинизм? Это вид спорта. Покорение вершин. Вы тоже сегодня покорите одну из вершин мира. Какую? Зависит от ваших знаний!

  • Будьте внимательны, чтобы не допустить ошибок.
  • Для того, чтобы покорить вершину Эльбрус (5642 м), Вам необходимо набрать 3 балла, для того, чтобы покорить вершину Аконкагуа (6960 м), Вам необходимо набрать 4 балла,  для того, чтобы покорить вершину Джомолунгма (8848 м), Вам необходимо набрать 5 баллов. 
  •   1. Равнина, высоты которой более 500 м над уровнем моря – это …

: а. плоскогорье, б. возвышенность; в. нагорье.

2. Соотнесите горы и материк:

1. Кордильеры; 2. Анды; 3. Гималаи; 4. Атлас; А. Южная Америка; Б. Африка; В. Северная Америка; Г. Евразия.

3.      Самые высокие горы мира:

1) Анды;       2) Кордильеры;    3) Гималаи

4.Определите объект по описанию. Это одна из величайших равнин мира, расположенная в России. Здесь путник может пройти большое расстояние и не встретить заметных спусков и подъёмов. Реки текут здесь медленно, лениво пробираясь сквозь дремучие леса.

5. Выберите из списка примеры внутренних  сил Земли, влияющие на рельеф:  а. ветер; б. Солнце; в. вулканизм; г. осадки; д. человек; е. землетрясения.

Показ слайда (вопросы на экране). Ответы записывают в тетрадь.

VIII. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

  1. Проверьте свою работу (слайд 21)
  2. Я покорил горную вершину ___________________
  3. Показ слайда с правильными ответами и выставление отметок, в зависимости от покорённой вершины.
  1. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
  • §14зад.1-4 (слайд 22)
  • Творческое задание (по желанию): составить кроссворд по теме: «Рельеф ».
  • Урок окончен. И  перед  вами  вновь смайлики настроения,  выберите себе свое настроение (слайд 23)
  • -У кого оно к концу урока изменилось?
  •  — Стало грустным?
  •   — А у кого весёлым?
  •  — Спасибо за урок, вы были очень хорошими помощниками  сегодня

Источник: https://mega-talant.com/biblioteka/plan-konspekt-uroka-geografii-v-6-klasse-relef-sushi-i-dna-mirovogo-okeana-79908.html

Рельеф суши и дна океана

  • Рельеф океанического дна
  • Ключевые формы материкового рельефа
  • Рельефом называют неровную земную поверхность.
  • Внешние признаки, выделяющиеся на плоскости горизонта, имеют непосредственное влияние на принадлежность формы рельефа к определённому классу.
  • С учётом этого можно говорить о существовании двух форм:
  • Положительная (рельеф обладает выпуклыми очертаниями);
  • Отрицательная (рельеф имеет вогнутую форму).

Первая группа представлена холмами и хребтами.

Горам свойственно наличие вершин любых форм: плоской, пирамидально-образной, конусной, в виде пики или куполов. Существуют также пологие склоны и склоны крутые.

Вторая группа представляет собой местность, площадь которой склонна к понижению. Речь идёт о долинах и оврагах разных размеров.

Выделяются следующие формы:

  • Планетарные;
  • Мега;
  • Макро;
  • Мезо;
  • Микро;
  • Нано.

Планетарные формы свойственны:

  • Геосинклинальным поясам;
  • Материкам;
  • Океаническим хребтам;
  • Глубинным ложбинам.

У части материковой суши положительная форма рельефа. Она входят в структуру дна океана, а её земная кора принадлежит к материковой разновидности. Мировой океан, обладающий дном с корой океанического типа, имеет трехкилометровую глубину.

Территорией для размещения геосинклинальных поясов послужила пограничная местность между материковой сушей и океанами. Контакт между материками и океаническим ложем наблюдается на побережьях нескольких океанов (Индийский). Все океаны являются местом образования срединно-океанических хребтов или горных систем, наделённых иной структурой земной коры.

Мега-формы представлены следующими образованиями:

  • Поясами гор;
  • Континентальными равнинами;
  • Возвышениями океанского дна и его впадинами (Карибское море);
  • Планетарно масштабными разломами (Альпы).

В число составных частей мега — форм входят макроформы (хребты горного государства).

На территории, площадью в десятки квадратных километров, располагаются мезо — формы в виде ручейных долин, балок и оврагов.

Неровности рельефа представлены микро – формами или береговыми валами. Это детали масштабных рельефных форм.

Незначительные неровности суши (луговые кочки) выступают в роли частей нано — рельефа.

Естественная среда не может похвастаться наличием четких разграничений, следовательно, условно рассчитываются и размеры рельефа. Однако в них заложена значимая информация. Посредством эндогенных процессов произошло формирование планетарного рельефа, а экзогенные процессы способствовали образованию таких форм, как мезо, нано и микро.

Рельеф океанического дна

Характерной особенностью Мирового океана считается наличие разных глубин.

Рельеф его дна представлен:

  • Материковой отмелью;
  • Покатой поверхностью;
  • Ложе;
  • Океаническими котловинами.

Склон суши и берег разделяет прибрежная часть океанических вод. Это мелководная холмистая территория, которой свойственно наличие непосредственной связи с рельефом прилегающего материка.

Образование подобного типа отмели происходит из-за того, что некоторые участки земли подвергаются опусканию.

Равнинные побережья характеризуются наличием широких отмелей, в то время как берега гористые имеют узкие отмели.

Посредством покатой поверхности материка осуществляется соединение внешней части отмели с океаническим дном. Максимальный рост угла наклона достигает 7 градусов, а ширина в среднем варьируется в пределах 65 км. Склонам подобного типа свойственно иметь сложную структуру. Рельеф такой местности обычно разделяют на части ущелья-каньоны. Материковый склон представлен ещё и подводными террасами.

Дно Мирового океана представляет собой ложе, местом расположения которого выступает подводная территория окраины материка, пролегающая вглубь океанских вод.

По своей площади она занимает, как минимум 50% территории дна, при этом ложе обладает сложной структурой. Его рельеф представлен в форме котловин, плато, возвышенностей, равнин, хребтов и желобов. Последние занимают 2% дна.

Тихий океан прославился тем, что в его глубинах разместилось 17 впадин из 22 существующих.

Ключевые формы материкового рельефа

  1. Суша представляет собой горные и равнинные местности.
  2. Гора образуется вследствие формирования из огромной массы земли и камня возвышенности (иногда даже тысяча километровой высоты) над поверхностью материка.

  3. Над уровнем моря горы поднимаются на разную высоту, что имеет непосредственное влияние на их принадлежность к определённому виду:
  • Низкие (максимум 1000 м);
  • Средние (показатель варьируется в пределах 1000 — 2000 м);
  • Высокие (как минимум 2000 м)

27% поверхности материковой суши отведено горам. Вершина Эверест – это максимально высокая точка на планете. Над уровнем моря гора Джомолунгма возвышается на 8848 м. В число наиболее высоких гор вошли Кордильеры и Памир. Карпаты представляют средние горные возвышенности, а Уральские горы достигают уровня минимальной высоты.

Способ формирования гор напрямую влияет на принадлежность их одному из видов:

  • Складчатому;
  • Глыбовому;
  • Складчато-глыбовому.

Согласно способу происхождения:

  • Тектоническому;
  • Эрозионному;
  • Вулканическому.

Площадь, структура и возраст гор непосредственно влияют на следующие определения для них:

  • пояса;
  • системы;
  • государства;
  • цепи;
  • хребты.
  • Значимый элемент рельефа материковой поверхности представлен в форме равнин.
  • Участки континента с устойчивым и спокойным характером, на которых не наблюдаются вулканические процессы и сильные землетрясения, называются равнинами.
  • Незначительные колебания высоты представляют собой следующие образования:
  • Низменность (максимальная высота 200 м);
  • Возвышенность (от 200 до 500 м);
  • Плоскогорье (от 500 до 1000 м).

Встречается горизонтальная и наклонная форма поверхности равнин.

Способ формирования влияет на принадлежность равнины к одному из типов:

  • Денудационному;
  • Аккумулятивному;
  • Пластовому.

Материковая суша занимает 29% земной поверхности. Северное полушарие стало местом локализации основной её части. В подавляющем большинстве случаев рельеф океанического дна и материка представлен в виде равнин, и только небольшие площади отведены под горные возвышения.

Источник: https://sciterm.ru/spravochnik/relef-sushi-i-dna-okeana/

Ссылка на основную публикацию