"невидимая рука" в экономике — в помощь студенту

Принцип невидимой руки рынка – термин, который ввел шотландский экономист и один из основоположников современной экономической теории Адам Смит для объяснения загадочных процессов на рынке. Он понял, что поведение покупателей и продавцов на рынке определяется не только их желаниями, но и какой-то третьей стороной, которую не видно.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

"Невидимая рука" в экономике - в помощь студенту

По той причине, что сторона эта не видна и явно имеет отношение к рынку она и была названа «невидимая рука рынка». Эта третья сторона координирует решения и желания покупателей и продавцов, причем делает это незаметно для них. В процессе сделки они получают информацию не только друг от друга, но и от этой самой невидимой руки рынка.

Причем не просто получают, но и учитывают ее при принятии решений. В том факте, что воздействие на решения покупателей и продавцов происходит незаметно, а также независимо от них и состоит принцип невидимой руки рынка. Данный принцип имеет одно очень интересное следствие, которое влияет как на отдельные бизнесы, так и на экономику в целом.

Основной принцип невидимой руки рынка

"Невидимая рука" в экономике - в помощь студенту

Невидимая рука рынка может оказывать влияние на решения, которые принимают покупатели и продавцы. Она имеет голос в любой сделке и может отдать его как продавцу, так и покупателю. Все бы хорошо, но выражение «невидимая рука рынка» немного пугает. Все, что не видно – не понятно, не знаешь чего ожидать от невидимки, не знаешь друг это или враг.

Соответственно невидимая рука – это идея

Соответственно встает вопрос о том, а что же все-таки такое «невидимая рука рынка»? Ответ на этот вопрос очень простой. Все видимое – материально, значит, невидимая рука рынка не имеет отношения к материальному. Если не материальное – значит идеальное, потому что других вариантов просто нет. Соответственно невидимая рука – это идея.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Американский стиль управления персоналом - в помощь студенту

Оценим за полчаса!

Но что это за идея такая? Все логично – это идея, которая лежит в основе данного конкретного рынка. Каждый рынок имеет свою собственную идею и соответственно свою собственную «невидимую руку». Именно идея, лежащая в основе рынка – это невидимая рука, которая им управляет. Идея невидима сама по себе, поэтому и управляет невидимо.

Как невидимая рука управляет рынком

"Невидимая рука" в экономике - в помощь студенту

Если говорить более точно, то невидимая рука управляет элементами рынка: производителями, потребителями, дистрибьюторами, разработчиками, маркетологами и креативщиками. Идея, лежащая в основе рынка, связывает между собой все элементы рынка и управляет его развитием. Подробная схема рынка представлена на картинке выше.

… «невидимая рука рынка»  занимается продажами

Однако есть одна проблема. Суть в том, что выражение “принцип невидимой руки рынка” имеет двоякое значение. С одной стороны оно указывает на то, что есть некий рыночный механизм, но с другой стороны оно указывает на то, что невидимая рука рынка руководствуется в своих действиях некими принципами. Другими словами у невидимой руки есть принципы.

Зная эти принципы ее можно использовать в своих интересах. Как можно использовать невидимую руку рынка в своих интересах? Как уже было сказано, она имеет голос в любой сделке и может отдать его той или иной стороне. Если захочет, отдаст продавцу, а если захочет, отдаст покупателю. Можно сказать, что «невидимая рука рынка»  занимается продажами.

Принцип невидимой руки рынка в бизнесе

"Невидимая рука" в экономике - в помощь студенту

Соответственно ее можно использовать, прежде всего, для того, чтобы увеличить объемы продаж. Понятное дело, что если она отдает голос продавцу, то покупатель будет вынужден купить у него товар. Достаточно получить ее голос, чтобы продать товар. Многие товары как раз таки плохо продаются, потому что «невидимая рука рынка» не отдает свой голос их продавцам.

… первый принцип невидимой руки рынка – она помогает только своим

Раз не отдает, то значит, это противоречит ее принципам. Безусловно, первый принцип невидимой руки рынка – она помогает только своим. Понятное дело, что нет вообще никакого смысла помогать кому-то чужому. Соответственно, чтобы получить голос от невидимой руки рынка, с ней надо познакомиться, а лучше быть с ней в дружеских отношениях.

Второй принцип – помогать только тогда, когда помощь действительно нужна. Если помочь, когда не просят, могут и послать куда подальше. Такое очень часто случается и ей об этом хорошо известно. Третий принцип – она помогает только товарам, о которых имеет достаточно информации, товарам, которые действительно нужны рынку. Эту информацию ей нужно передать.

Кому помогает невидимая рука рынка

"Невидимая рука" в экономике - в помощь студенту

Сама она ее просить не будет, руководствуясь своим вторым принципом. Причем, чем больше информации будет передано невидимой руке рынка, тем больше вероятность получить ее голос в свою пользу, потому что чем больше у нее информации, тем ей легче убедить покупателя купить товар. Чтобы передать информацию, она должна быть у продавца.

… нужно близко познакомиться с «невидимой рукой рынка»

Когда продавец плохо прокачан идеей товара, тогда у него мало информации о нем. Очень часто это является одной из причин низких объемов продаж. Как было сказано выше, второй принцип невидимой руки рынка – если просят помочь, она помогает. Как получить от нее помощь? Прежде всего, нужно близко познакомиться с «невидимой рукой рынка».

Для этого нужно узнать, какая идея лежит в его основе. Сделать это можно  с помощью леграммы. Каждому, кто хочет продавать много благодаря невидимой руке, каждому, кто хочет с ней дружить, нужно обязательно обзавестись леграммой рынка на котором вы продаете свой товар или услугу. Для каждого товара или услуги нужно иметь отдельную леграмму рынка.

Как подружиться с невидимой рукой рынка

"Невидимая рука" в экономике - в помощь студенту

Второе, что нужно сделать – это сформировать намерение продать товар, не желание, не мечту, а именно четкое намерение. Только его невидимая рука рассматривает как искреннюю просьбу о помощи и только на него реагирует, оказывая помощь. Сформировать четкое и сильное намерение продать товар или услугу можно только с помощью леграммы.

Третье, что нужно сделать – прокачаться с помощью леграммы идеей, которая лежит в основе товара. Информацию о товаре «невидимая рука рынка» берет у маркетолога, производителя, разработчика, креативщика, дистрибьютора, а они ее получают только в результате прокачивания идеей. Другими способами получить информацию невидимая рука не может. 

Чем лучше будет прокачка идеей, тем больше информации она получит, тем выше вероятность получить ее голос и продать товар. Поработать с леграммой для прокачки идеей вы можете самостоятельно. Если возникнут вопросы, всегда можно получить консультации по маркетингу и по работе с леграммой, а с ними максимально подробные ответы на все вопросы. 

Топ маркетолог: Павел Бернович

ПОДЕЛИТЬСЯ:

Источник: https://noomarketing.net/princip-nevidimoy-ruki-rinka

Невидимая рука рынка: как работает принцип?

В нашей статье разберемся, что же такое принцип невидимой руки рынка и как он работает. Для начала стоит заметить, что данный термин разработал шотландский экономист, который является одним из создателей экономической теории в современном ключе, Адам Смит.

Принцип был открыт для того, чтобы объяснить загадочные процессы, происходящие на рынке. Известный экономист понял, что поведение продавцов и покупателей могут определять не только их желания, но и так называемая третья сторона. Правда, ее не видно.

Именно поэтому категория получила столь интересное название.

Третья сторона позволяет координировать желания, решения продавцов и покупателей. Следует подчеркнуть, что делает она это для них незаметным образом. Так, в процессе сделки им предоставляется информация как друг от друга, так и от невидимой руки.

Причем они не банально получают сведения, а учитывают их в ходе принятия принципиально важных решений. В том, что влияние на решения реализуется незаметно, вне зависимости от покупателей и продавцов, и заключается тот самый принцип.

Кстати, у него есть одно весьма интересное следствие, воздействующее и на бизнесы в отдельности, и на экономику страны в целом.

На что она способна?

Как выяснилось, «невидимая рука» влияет на решения продавцов и покупателей. У нее есть голос в абсолютно любой сделке, который она может отдать и покупателю, и продавцу.

Все бы замечательно, но термин «невидимая рука рынка» несколько пугает. Дело в том, что все неочевидное, незаметное невооруженным глазом так или иначе вызывает подобную реакцию.

Непонятно, что можно ждать от этой «невидимки». Друг это или враг – вот в чем вопрос.

«Невидимка» – это идея!

Встает вопрос: что представляет собой этот термин, если рассматривать его с точки зрения практики? Ответ весьма простой. Все видимые вещи являются материальными. Однако «невидимая рука» никак не относится к данной категории. Соответственно, речь идет об идеальном, потому что иных вариантов в природе и науке просто не существует. Таким образом, «невидимая рука» – не что иное, как идея.

В чем заключается идея?

Здесь все предельно логично. Рука рынка представляет собой идею, заложенную в основу конкретного рынка. Стоит уточнить, что у каждого из них есть собственная идея.

Так, каждый рынок имеет свою «невидимую руку». Другими словами, именно идея, которая лежит в основе рынка, определяет этот термин.

Она и управляет рынком! Сама по себе инструмент является невидимым, поэтому и контролирует рынок аналогичным образом.

Как именно?

Если выражаться максимально точно, то данный механизм управляет рыночными элементами: разработчиками, производителями, креативщиками, маркетологами, потребителями, дистрибьюторами. Идея, которая лежит в основе рынка, так или иначе связывает все его составляющие и берет на себя управление развитием в целом. С подробной схемой рынка можно ознакомиться на картинке:

"Невидимая рука" в экономике - в помощь студенту

Принципы невидимой руки

Зная принципы невидимой руки, можно применять их в собственных интересах. Как выяснилось, у нее есть голос в абсолютно любой сделке. Так, она имеет право отдать его одной из сторон. Другими словами, «невидимая рука» реализует продажи. Соответственно, она может быть использована как инструмент для увеличения их объема.

Принципы следующие:

  • Она помогает только своим. Так, с «невидимой рукой» лучше не только познакомиться, но и вступить в дружеские отношения.
  • Она помогает лишь тогда, когда эта помощь действительно необходима.
  • Она работает только в отношении товарной продукции, о которой имеет достаточное количество сведений. Кстати, именно поэтому так важна автоматизация бизнеса. С помощью ее можно создать максимально содержательную базу, хранящую все сведения о товарах.

Как завести дружбу с ней?

Вам необходимо создать намерение реализовать товар. Это должна быть не мечта, не желание, а четко определенное намерение. Лишь его наш инструмент рассматривает в качестве искренней просьбы о помощи. Сформировать сильное и четкое намерение реализовать товарный продукт или услугу возможно лишь посредством определенных знаний и умений.

Именно поэтому необходимо прокачаться идеей, лежащей в основе товарной продукции, с помощью диагностики бизнеса. Сведения о продукте «невидимая рука» может брать у разработчика, маркетолога, креативщика, производителя, дистрибьютора.

Они, в свою очередь, получают знания исключительно как итог прокачки идеей. Иными способами завладеть сведениями «рука» не способна.

Чем лучше прокачка, тем большее количество информации получит наш инструмент, тем выше вероятность того, что он отдаст свой голос именно нам, а мы продадим товар.

"Невидимая рука" в экономике - в помощь студенту

Источник: https://www.aviant.ru/about/articles/invisible_hand/

Экономическая школа

Карен И. Вон.

«НЕВИДИМАЯ РУКА»

 «Невидимая рука» — это метафора, использованная Адамом Смитом для обозначения принципа, утверждающего, что благотворный общественный порядок возникает как непреднамеренное следствие поступков индивидов.

Хотя в своих трудах Смит использовал термин «невидимая рука» в этом значении только дважды — один раз в Теории нравственных чувств и еще один — в Богатстве народов, — идея, с которой ассоциируется эта метафора, пронизывает все его социальные и нравственные теории.

В самом деле, именно понятие невидимой руки позволило Смиту разработать первую всеобъемлющую теорию функционирования экономики как взаимосвязанной общественной системы. Не будет большим преувеличением сказать, что невидимая рука сделала возможной теоретическую общественную науку как таковую.

В Теории нравственных чувств Смит объяснял, каким образом жажда богатства и роскоши побуждает людей к большему усердию и производству.

Он писал, что с точки зрения действительно значимых в этом мире вещей те, кто стал богатым в результате всех этих усилий, находятся в положении ненамного лучшем того, в котором пребывают работающие на них бедняки.

Богатый землевладелец, например, жаждет многих роскошеств, но способен потребить лишь скромную долю той пищи, которую в результате этих устремлений получает; остальное должно быть передано тем, кто ему служат. Богатые землевладельцы:

«Несмотря на свою алчность и свой эгоизм, несмотря на то, что они преследуют только личные выгоды, несмотря на то, что они стараются удовлетворить только свои пустые и ненасытные желания, используя для этого труд тысяч, тем не менее они разделяют с последним бедняком плоды работ, производимых по их приказанию.

Повидимому, какая-то невидимая рука заставляет их принимать участие в таком же распределении предметов, необходимых для жизни, какое существовало бы, если бы земля была распределена поровну между всеми населяющими ее людьми.

Таким образом, без всякого преднамеренного желания и вовсе того не подозревая, богатый служит общественным интересам и умножению человеческого рода» (ТНЧ. Ч. IV. Гл. 1. С. 185).

В Богатстве народов Смит использует термин «невидимая рука», объясняя, почему ограничения на импорт или возможностей использования собственного капитала не являются необходимыми:

«И поскольку каждый отдельный человек старается по возможности употреблять свой капитал на поддержку отечественной промышленности и так направлять эту промышленность, чтобы продукт ее обладал наибольшей стоимостью, постольку он обязательно содействует тому, чтобы годовой доход общества был максимально велик.

Разумеется, обычно он не имеет в виду содействовать общественной пользе и не сознает, насколько он содействует ей.

Предпочитая оказывать поддержку отечественному производству, а не иностранному, он имеет в виду лишь свой собственный интерес, и, осуществляя это производство таким образом, чтобы его продукт обладал максимальной стоимостью, он преследует лишь свою собственную выгоду, причем в этом случае, как и во многих других, он невидимой рукой направляется к цели, которая совсем и не входила в его намерения; при этом общество не всегда страдает от того, что эта цель не входила в его намерения» (БН. Кн. IV. Гл. II. С. 443).

Лежавшее в основе метафоры невидимой руки Смита понятие о непреднамеренном порядке не было новым. Проблески этой идеи можно найти в XVII в. в работах Петти и Локка. В XVIII в. одним из наиболее ранних предшественников Смита в этом отношении был Бернард Мандевилль.

Хотя нет единого мнения относительно того, была ли у Мандевилль какая-либо концепция саморегулирующейся системы, сравнимая с той, что мы находим у Смита, очевидно, что его знаменитое утверждение, что частные пороки — жадность, стремление к роскоши и скупость — способствуют общественному богатству (Басня о пчелах, 1714), породило много споров.

Читайте также:  Взаимоотношения руси, орды и литвы в xiv в. - в помощь студенту

Философы шотландского Просвещения, одним из которых был Смит, отвергали сенсационную идею Мандевилля, приравнивающую эгоизм к жадности, но сделали основной темой своих работ мысль о том, что частные поступки могут иметь благотворные для общества последствия, которые не имели в виду действующие лица.

Адам Фергюсон, например, представлял частную собственность и политические институты в целом как «результат человеческих действий, но не исполнение чьего-либо конкретного замысла» (Опыт истории гражданского общества, 1767).

Давид Юм апеллировал к этому же представлению, когда объяснял возникновение системы правосудия как побочного результата последовательности индивидуальных эгоистических решений, направленных на разрешение конкретных споров. Он утверждал, что человеческие инсти-туты, такие как деньги и язык, возникли в результате человеческих действий, направленных на иные цели (Трактат о человеческой природе, 1740).

Подобно Мандевиллю, Фергюсону и Юму, Адам Смит в основание своей системы положил наблюдение, что человек движим любовью к самому себе. Однако для Смита любовь к себе потенциально была положительной чертой человека, отражавшей его заботу как о своем материальном благосостоянии, так и о своей чести.

Еще более важным было то, что, с точки зрения Смита, в теории функционирования общества любовь к себе была «движущей силой», подобно тому, как тяготение было причиной движения в ньютоновской физике.

Те, кто думал, что государство вольно устанавливать любые законы для регулирования жизни общества, по мнению Смита, не понимали самой основной черты человеческой природы.

«Человек, приверженный системе», как его назвал Смит, «полагает, что различными частями общественного организма можно располагать так же свободно, как фигурами на шахматной доске.

При этом он забывает, что ходы фигур на шахматной доске зависят единственно от руки, переставляющей их, между тем как в великом движении человеческого общества каждая отдельная часть целого движется по свойственным ей законам, отличным от движения, сообщаемого ей законодателем» (ТНЧ. Ч. IV. Гл. 2. С. 230).

Несомненно, XVIII в. был периодом, непосредственно последовавшим за великим открытием Ньютона. Научные и моральные последствия ньютоновской системы идей все еще обсуждались, а ньютоновские идеи и образ мышления проникали во все области интеллектуальной деятельности.

Адам Смит был не только знаком с идеями Ньютона, но в начале своей карьеры даже написал историю астрономии, последние 10 страниц которой были полны восхищением системой сэра Исаака Ньютона.

В этой связи вполне возможно рассматривать экономическую систему Адама Смита в «ньютонианском» контексте, как попытку объяснить сложный об-щественный порядок на основе нескольких простых принципов человеческого поведения.

Экономическая система, которую в дей-ствительности описал Смит, была результатом одновременно любви человека к себе и его особой склонности «торговать, выменивать и обменивать одну вещь на другую».

Обмен ведет к разделению труда, а разделение труда позволяет работникам воспользоваться экономией от масштаба, а его непреднамеренным результатом является то, что производится больший объем совокупного богатства, чем в отсутствие обмена.

Следовательно, богатство народов зависит не от сознательного государственного планирования, а от свободы людей обмениваться, специализироваться и расширять рынки. Далее, благоприятные последствия «простой системы естественной свободы» Смита зависят не от благожелательности индивидов, а от действия принципа любви к себе в рамках системы свободного обмена. Смит указывает, что в обмене мы достигаем цели, не принуждая партнера, не взывая к его чувству милосердия, но задействуя его любовь к себе. Двое индивидов обмениваются потому, что обмен им выгоден. Или, как говорит Смит:

«… человек постоянно нуждается в помощи своих ближних, но тщетно было бы ожидать ее лишь от их расположения.

Он скорее достигнет своей цели, если обратится к их эгоизму и сумеет показать им, что в их собственных интересах сделать для него то, что он требует от них…

Не от благожелательности мясника, пивовара или булочника ожидаем мы получить свой обед, а от соблюдения ими своих собственных интересов» (БН. Т. I. Гл. 2. С. 76-77).

В целом, концепция, которую настолько наглядно передает метафора невидимой руки, — концепция, которую Карл Менгер обозначил как «органическое понимание общественных явлений» ([1883] 1963, р. 1270), а Хайек позднее связал с понятием «спонтанный порядок», — состоит из трех логически связанных частей.

Первая — это соображение о том, что человеческие поступки часто приводят к непреднамеренным и непредвиденным для агентов последствиям.

Вторая — это утверждение, что совокупность непреднамеренных последствий поступков большого числа индивидов или за длительный период времени может при соответствующих условиях воплотиться в порядок, который человеческий разум в состоянии осознать и который может восприниматься как результат чьего-то сознательного замысла. Третья составляющая — это утверждение, что возникший порядок действует на благо участникам таким способом, который они не имели в виду, но который они находят желательным.

Справедливость первого из перечисленных утверждений, должно быть, стала очевидна для людей, когда они оказались способны отчетливо сформулировать результаты своих наблюдений. Капризы природы и ненадежность человеческих планов с давних пор были темой для религии, философии и художественной литературы.

Но только когда возникло представление, что независимые действия индивидов могут породить доступный для понимания и упорядоченный общественный процесс, непреднамеренные последствия человеческих планов стали предметом научного анализа. Очевидно, что без понятия о невидимой руке, направляющей человеческие поступки, общественная наука была бы невозможна.

Единственной альтернативой описанию общественных процессов как непреднамеренных последствий целенаправленных человеческих действий может быть представление об общественных институтах и практике либо как о прогнозируемом воплощении сознательных человеческих планов, либо как о результате естественных или сверхъестественных сил, находящихся вне человеческого опыта.

Именно поэтому Хайек считал спонтанные порядки феноменами, находящимися между сознательно построенной организацией и миром физической природы (Хайек, 2006. Кн. 1. Гл. 2).

Третья составляющая принципа «невидимой руки» не столь бесспорна, как две первые. Более того, она даже не является необходимой частью описания общественного порядка.

Назвать спонтанный порядок благоприятным, как очевидно делал Смит, означает судить о нем с конкретной моральной точки зрения и в конкретном политическом и историческом контексте. Моральная точка зрения Смита была точкой зрения участников системы.

Его вывод состоял в том, что в лучшем положении эти люди будут в системе, в которой преобладают свободные рынки, нежели в системе меркантилистского регулирования, все еще действовавшей в Англии XVIII в.

Однако можно легко представить себе спонтанный порядок, при котором люди как будто невидимой рукой направлялись бы к противоестественной и нехорошей цели. Желательность порядка, возникающего как незапланированное последствие человеческих действий, зависит, в конечном счете, от правил и институтов, в рамках которых действуют люди, и от доступных им реальных альтернатив.

Спонтанные порядки можно представить двумя способами. Их можно описывать как набор закономерностей, действующих в общественной системе, некоторым образом самоорганизующейся в рамках определенного набора правил.

В этой интерпретации ограничения, существующие в системе, могли бы быть установлены людьми и работать на благо или во зло.

Спонтанные порядки можно понимать и как результат развития, когда сами правила являются непреднамеренными последствиями человеческих действий.

Например, мы думаем, что рыночная экономика функционирует согласно набору «правил игры», которые обеспечивают коррекцию ошибок в аллокации в рамках самой системы.

Правила (законы, обычаи, воля политических организаций и права собственности) в этом случае понимались бы как продукт сознательных человеческих планов, как это имеет место в конкретном законодательстве и конституционном устройстве, или же о них можно было бы думать как о непреднамеренных результатах человеческих поступков, направленных на достижение конкретных, узких целей. В работах Адама Смита можно найти обе интерпретации спонтанных порядков. В области нравственной философии Смит, так же как и Давид Юм, утверждал, что наши моральные правила постепенно развиваются из индивидуального опыта и индивидуальных суждений по поводу конкретных ситуаций и, развившись из них, непреднамеренным образом способствуют общественной стабильности. В его экономической теории, изложенной в Богатстве народов, цены, прибыли и убытки подают сигналы, ведущие к исправлению не-правильной аллокации ресурсов и экономическому росту, а все такие экономические институты, как рынки, деньги и разделение труда, возникли в ходе эволюционного процесса. Представление человека об общественных институтах влияет не только на его политические взгляды, но и на его оценку экономической системы.

Понятие спонтанного порядка как саморегулирующейся системы составляло основу экономической науки, особенно теории общего равновесия на протяжении XIX в. и до наших дней.

В контексте общего равновесия любовь к себе трансформируется в систему предпочтений, определенных на множестве всех благ (но не доброжелательности или чести), а политические и общественные институты могут изменяться в результате вмешательства государства. При такой трактовке невидимая рука все еще движет системой, но оптимальность результата не гарантирована.

Действительно, если проследить логику аргументации до конца, невидимая рука оказывается в лучшем случае парализованной, поскольку на самом деле она действует благотворно при условиях, которые в реальном мире не могут выполняться (Hahn, 1982).

Другая формулировка «невидимой руки», которая прослеживается от Адама Смита до Карла Менгера, предполагает, что экономические институты общества являются побочными результатами эгоистического экономического поведения, и что эти институты принципиально важны для процесса саморегулирования.

Следовательно, вместо того чтобы спрашивать, какие институты необходимы для того, чтобы невидимая рука работала безупречно, сторонники этой точки зрения задаются вопросом о том, каковы экономические причины возникновения существующих рыночных институтов и каким непостижимым целям они служат.

Здесь имеет место попытка показать, каким образом существующие рыночные институты возникают как непреднамеренные последствия человеческого действия.

Вместе с соображением, что такие институты служат большему количеству целей, чем известно «плановикам», эта позиция заставляет более осторожно относиться к идее «подправить» рыночный механизм.

БИБЛИОГРАФИЯ

Ferguson, А. 1767. An Essay on the History of Civil Society. Edinburgh: Edinburgh University Press, 1966. [Русск. пер.: Опыт
истории
гражданского
общества. М.: РОССПЭН, 2000.]

Hahn, F. 1982. Reflections on the invisible hand. Lloyds Bank Review 144, April, 1—21.

Hayek, F. von. 1973. Law, Legislation and Liberty. Vol. 1, Chicago: Uni-versity of Chicago Press. [Русск. пер.: Хайек Ф. Право, законодательство и свобода. М.: ИРИСЭН, 2006.]

Hume, D. 1740. Treatise of Human Nature. Oxford: Oxford University Press, 1978. [Русск. пер.: Юм Д. Трактат о человеческой природе// Юм Д. Сочинения. В 2 т. Т. 1. М., 1965.]

Mandeville, В. 1714. The Fable of the Bees: or, Private Vices, Public Ben-efits. Oxford: Oxford University Press, 1924. [Русск. пер.: Мандевилль
Б. Басня
о
пчелах. М.: Наука, 2000.]

Menger, С. 1883. Problems of Economics and Sociology. Urbana: University of Illinois Press, 1963.

Smith, A. 1759. The Theory of Moral Sentiments. New York: Liberty Classics, 1969. [Русск. пер.: СмитА. Теория нравственных чувств. М.: Республика, 1997.]

Smith, А. 1776. An Inquiry into the Nature and Causes of the Wealth of Nations. Ed. R.H. Campbell and A.S. Skinner, New York: Liberty Press, 1981. [Русск. пер.: Смит А. Исследования о природе и причинах богатства народов. М.: Эксмо, 2007.]

См. также НЕВИДИМАЯ РУКА
(invisible hand)

Поиск терминологии, биографических материалов, учебников и научных работ на сайтах Экономической школы:

Экономическая школа 90

Вернуться

Координация материалов. Экономическая школа

Источник: https://seinst.ru/page559/

Невидимая рука рынка — это… Что такое Невидимая рука рынка?

«Невидимая рука рынка» (англ. invisible hand of the market) — популярная метафора, впервые использованная Адамом Смитом в работе Исследование о природе и причинах богатства народов для описания механизма влияния индивидуальных интересов на максимизацию общественного богатства. В главе II книги IV Смит пишет:

Но всякий человек употребляет капитал на поддержку промышленности только ради прибыли, поэтому он всегда будет стараться употреблять его на поддержку той отрасли промышленности, продукт которой будет обладать наибольшей стоимостью и обмениваться на наибольшее количество денег или других товаров.

Но годовой доход любого общества всегда в точности равен меновой стоимости всего годового продукта его труда или, вернее, именно и представляет собой эту меновую стоимость.

И поскольку каждый отдельный человек старается по возможности употреблять свой капитал на поддержку отечественной промышленности и так направлять эту промышленность, чтобы продукт её обладал наибольшей стоимостью, постольку он обязательно содействует тому, чтобы годовой доход общества был максимально велик.

Разумеется, обычно он не имеет в виду содействовать общественной пользе и не сознает, насколько он содействует ей.

Предпочитая оказывать поддержку отечественному производству, а не иностранному, он имеет в виду лишь свой собственный интерес, и осуществляя это производство таким образом, чтобы его продукт обладал максимальной стоимостью, он преследует лишь свою собственную выгоду, причём в этом случае, как и во многих других, он невидимой рукой направляется к цели, которая совсем и не входила в его намерения; при этом общество не всегда страдает от того, что эта цель не входила в его намерения. Преследуя свои собственные интересы, он часто более действительным образом служит интересам общества, чем тогда, когда сознательно стремится делать это.

Таким образом, отдельная личность, стремясь к собственной выгоде, независимо от её воли и сознания, направляется к достижению экономической выгоды и пользы для всего общества.

Каждый производитель преследует собственную выгоду, но путь к ней лежит через удовлетворение чьей-либо потребности. Совокупность производителей, как будто движимая «невидимой рукой», активно, эффективно и добровольно реализует интересы всего общества, причём часто даже не думая об этом, а преследуя лишь собственный интерес.

Фактически, А.Смит «невидимой рукой» называет объективный рыночный механизм, который координирует решения покупателей и продавцов.

Сигнальная функция прибыли незаметна, но надежно обеспечивает такое распределение ресурсов, которое уравновешивает спрос и предложение (то есть если производство убыточно, то количество задействованных ресурсов в данном производстве будет уменьшаться. В конечном итоге такое производство вовсе исчезнет под давлением конкурентной среды. Ресурсы будут тратиться для развития прибыльного производства).

См. также

  • Закон спроса и предложения
  • Дилемма заключённого
  • Равновесие Нэша

Источник: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/222637

"Невидимая рука" рынка

Издательство Высшей школы экономики выпустило переводную антологию “Невидимая рука рынка” из серии “Новый Палгрейв”.

Книга состоит из статей экономистов, посвященных концепции “невидимой руки”, которая обязана своему появлению в экономической теории шотландскому экономисту и философу Адаму Смиту.

Выражение было использовано в его классическом труде “Богатство народов” и с тех пор стало играть роль культурного маркера свободной рыночной экономики.

Представленные в антологии статьи отражают разнообразие влияния концепции “невидимой руки” на экономическую теорию. Их авторы относятся к разным школам в экономике. Однако воздействие концепции не исчерпывается одной экономикой. Оно простирается на все современные социальные науки и этику.

Поэтому в сборнике можно найти статьи социологов, философов, историков и политических теоретиков.

Так, например, в антологию вошли статьи теоретика школы общественного выбора в экономике Джеймса Бьюкенена, представителя австрийской экономической школы Израэля Кирцнера, социолога Ральфа Дарендорфа (в сборнике можно найти его работу о либерализме), основателя неинституционализма Армена Алчиана, историка анархизма Джорджа Вудкока и других.

Помимо этого, в антологии есть хорошая интеллектуальная биография Адама Смита, написанная Эндрю Скиннером, а также исторические статьи, посвященные Бастиа, Хайеку, Бентаму, Гоббсу, Юму, Миллю, Локку, Мандевиллю и другим мыслителям, которые так или иначе использовали концепцию “невидимой руки”. Уделено внимание и таким темам, как естественное право и правам собственности.

Несмотря на то, что концепция “невидимой руки” имеет столь принципиальное значение для современных социальных наук, ее смысл часто искажается. Попробуем объяснить самую важную составляющую идеи Смита — непреднамеренные результаты человеческий действий.

 В обществе человек действует исходя из представлений о собственном благе, или из своих эгоистических интересах, и его действия приводят к таким непреднамеренным для него самого результатам, которые приносят общественную пользу. Как говорит сам Смит о действующем индивиде, “невидимая рука ведет к результатам, которые не входили в его намерения”.

 В одной из статей антологии, написанной Карен Вон, концепцию “невидимой руки” предлагается понимать в том смысле, что “общественный порядок возникает как непреднамеренное следствие поступков индивидов”.

Итак, человек имеет свои цели, он совершает определенные действия, чтобы достичь этих целей, но невольно, непреднамеренно, его действия заканчиваются результатами, представляющими благо для всего общества, в котором он действует. Они имеют ценность независимо от его первоначальных намерений.

Читайте также:  Эстетика и. канта - в помощь студенту

Можно привести такой классический пример. Посредники, или лучше — коммерсанты, покупающие сельскохозяйственные товары у фермеров для последующей перепродажи их на городском рынке или в городском супермаркете, преследуют свои эгоистические цели по получению прибыли.

Они хотят как можно быстрее заработать как можно больше капитала и не ставят себе целей принести благо жителям города. Их цель не высокие коллективные идеалы, а прибыль.

Но побочным результатом множества их действий становится то, что весь город насыщается продовольствием и в нем нет дефицита продуктовых товаров. Этот непреднамеренный результат, представляющий благо для всех городских жителей, достигается за счет совместной деятельности множества людей.

И достижение общественно полезного результата, происходит без какого-либо центрального органа, который занимался бы планированием потока товаров, без действия чьей-либо общей разумной воли.

Смит принес в экономику идею непреднамеренных последствий человеческой деятельности. Он показал, что рыночная экономика — саморегулирующаяся система, которая не нуждается для своего функционирования в высших плановых органах, которые бы корректировали спрос и предложение товаров и услуг на рынке.

Как говорил другой экономист — лауреат нобелевской премии по экономике Фридрих фон Хайек, индивиды своей деятельностью создают спонтанный порядок: поступки приводят к непреднамеренным для агентов последствиям, а совокупность непреднамеренным последствий может воплотиться в порядок, который сами индивиды склонны ошибочно толковать, как следствие определенного замысла.

С институциональной точки зрения, экономические институты свободного рынка являются побочными результатами эгоистического поведения индивидов на этом рынке. Они возникает непреднамеренно, а вследствие творения квалифицированными социальными инженерами.

Идея непреднамеренных последствий оказала колоссальное влияние не только на современную экономику, но и на историю, политическую теорию и социологию.

Концепция “невидимой руки” имеет очевидное этическое измерение. Критики капитализма постоянно указывали на эгоистическую природу коммерческой деятельности как на главный грех общества, в котором существует свободный рынок. Предприниматель действует из собственного эгоизма.

Но, согласно Смиту, получается, что капитализм “эксплуатирует” недостатки человеческой природы во имя достижения общего блага. Шотландский мыслитель установил моральную легитимность рыночной экономики, основанной на деятельности индивидов, преследующих собственные, часто не самые благовидные цели.

Такие качества, как алчность, эгоизм, скупость могут стать мощным производителем общественной пользы.

Смитовская моральная легитимация капитализма прямо связана с философией свободного общества.

Свободное общество, чтобы оставаться свободным и не прибегать к услугам различных рыночных регуляторов, которые не только разрушают экономику, но и само общество, его моральное основание, просто обязано воспользоваться недостатками человека во имя блага всего общества.

Разумеется, это не означает того, что оно не может пользоваться его достоинствами. Или, если сказать другими словами, для достижения необходимого равновесия между эгоизмом и альтруизмом, свободное общество обязано уметь пользоваться недостатками человека в той же степени, в какой пользоваться его достоинствами.

Книга любезно предоставлена магазином «Фаланстер»

Источник: http://actualcomment.ru/quot_nevidimaya_ruka_quot_rynka.html

Невидимая рука государства: почему финансовые рынки стали мифом

МОСКВА, 12 мая — РИА Новости, Максим Рубченко. Центральный Банк Японии входит в десятку крупнейших акционеров половины компаний страны. Рабочая группа по финансовым рынкам при президенте США организует широкомасштабные рыночные интервенции, чтобы обеспечивать выгодные государству биржевые цены. Так что же осталось в мире от свободных рынков?

Страна восходящего социализма

Центробанк Японии по итогам первого квартала 2019 года оказался основным акционером в 23 крупнейших компаниях страны, таких как Nidec (один из крупнейших в мире производителей электродвигателей), Fanuc (мировой лидер в производстве промышленных роботов) и Omron (входит в число крупнейших глобальных производителей электроники).

Всего же Банк Японии входит в десятку крупнейших акционеров почти половины (49,7 процента) национальных компаний. К такому выводу пришли аналитики информационного агентства Nikkei, проанализировав квартальный отчет японского регулятора.

Разумеется, Банк Японии владеет этими акциями не напрямую, а через доли в крупнейших инвестфондах, бумаги которых он активно покупал в последние годы в рамках стимулирующей финансовой политики. Но факт остается фактом: крупнейшие японские компании, по сути, наполовину национализированы.

Более того, Банк Японии намерен по-прежнему ежегодно вливать в национальную экономику по 6 триллионов иен (примерно 53 миллиарда долларов), покупая новые акции. Как подсчитали в Nikkei, благодаря этому уже к концу 2020 года нацбанк станет крупнейшим владельцем японских компаний и основным акционером всех корпораций, зарегистрированных в Токио.

Центральный банк покупает акции национальных компаний как в самой Японии, так и на международных рынках, «чтобы сохранить рынок стабильным» и поднять инфляцию до уровня двух процентов. «Мы будем поддерживать перспективную экономическую деятельность компаний и домохозяйств», — пообещал глава Банка Японии Харухико Курода, выступая в парламенте.

Как отмечают аналитики, по сути, это означает, что ЦБ будет искусственно стимулировать рост цен на акции или как минимум удерживать котировки от снижения. Это неизбежно приведет к целому ряду побочных эффектов.

Во-первых, такая политика регулятора подрывает рыночную дисциплину, ведь компаниям гарантируется рост акций просто потому, что они входят в биржевые индексы, а не за достижение высоких результатов, говорится в апрельском обзоре Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).

Во-вторых, сильно страдает система мотивации сотрудников, поскольку в Японии основным инструментом для этого служат опционы на акции компании-работодателя.

«Мы пытаемся мотивировать сотрудников с помощью вознаграждения, основанного на акциях, но это не может служить стимулом для улучшения работы, когда работник знает, что цены на акции все равно вырастут из-за покупок Банка Японии, — заявил Nikkei топ-менеджер одной из крупнейших компаний.

— Результатом оказывается снижение производительности, как это произошло во всех странах, где государство пыталось поддерживать фондовый рынок».

В-третьих, как отмечают аналитики агентства, ползучая национализация фондового рынка создает риск ослабления национальной валюты: любое падение цен на акции приведет к сокращению капитала Банка Японии, а это грозит подрывом доверия к иене.

Но больше всего экспертов настораживает, что деньги, на которые нацбанк скупает рыночные активы, появляются у него исключительно благодаря печатному станку.

«Шокирует то, что якобы авторитетные и уважаемые экономисты смотрят на эту абсолютно безумную схему из практики СССР, в которой напечатанные деньги используются для поднятия цен на акции, и не видят в ней ничего плохого», — констатирует Nikkei.

Манипуляторы Трампа

На самом деле Банк Японии просто последовал примеру США. В стране с репутацией мирового оплота свободного рынка существует малоизвестный широкой публике административный орган — рабочая группа по финансовым рынкам при главе государства.

Она была создана указом президента Рональда Рейгана в марте 1988 года с целью определения причин глобального финансового кризиса 1987 года и разработки необходимых мер для недопущения подобных потрясений в будущем.

В составе группы — представители администрации президента США, казначейства, Федрезерва и Комиссии по ценным бумагам и биржам (SEC). Они анализируют кризисные сценарии, разрабатывают меры для предотвращения обвалов фондового рынка и вступают в игру, когда доверие инвесторов падает.

Главная задача рабочей группы — избежать ситуации, когда инвесторы начинают одновременно распродавать активы, что может привести к нехватке ликвидности на рынке, утверждает The Washington Post. Особенно если речь идет о рынке гособлигаций США.

По сведениям газеты, в кризисные времена члены группы от имени правительства проводят консультации с представителями бирж и инвесторами, чтобы выяснить, чем можно помочь частным компаниям. Самый радикальный шаг в ее арсенале — приостановка биржевых торгов.

Источник: https://ria.ru/20190512/1553159576.html

Невидимая рука рынка

4302 26.01.2017 · 12:47

Как-то в аэропорту Амстердама я ждал своего рейса около гейта, обозначенного как «Х», он был выбран для тестирования нового оборудования и процедур. Рядом находилась вывеска с кратким описанием инновационных проектов вместе с фотографиями участвующих в них сотрудников. В углу вывески была наклейка, которая гласила «Если вы никогда не ошибались, вы никогда не пробовали что-то новое».

В Казахстане я сталкиваюсь с ситуациями, когда «потерпеть неудачу — это не вариант». Распространенным объяснением данного высказывания является менталитет людей: ведь те, кто проигрывают, неудачники. Если это правда, то неудивительно, что люди становятся безынициативными. Есть даже высказывание «инициатива наказуема», так как это рискованно и может вызвать неприятности.

Некоторое время назад я принимал участие в заседании в формате круглого стола, на котором обсуждались реформы государственной службы в Казахстане.

Главная идея заключалась в том, что «госслужащие должны быть более самостоятельны и инициативны», в то время как сейчас правилом является «не высовывайся и не спорь с начальством».

В конце мероприятия мы пришли к выводу, что нам нужно как-то поменять осторожный склад ума и инертность поведения на смелость мышления и проактивность.

Я согласен с вышеуказанными тезисами, но нельзя предполагать, что обучения сотрудников или замены миссии организации на новую (одни из предложений на круглом столе) будет достаточно.

Экономист внутри меня говорит, что недостаточно будет сказать молодым госслужащим: «Вот как государственные сотрудники работают в развитых странах.

Пожалуйста, будьте инициативны, деятельны и не волнуйтесь: все будет хорошо».

Экономисты верят, что ключевым драйвером поведения людей являются стимулы. Я помню, как мой тренер по верховой езде говорил, что «лошадь больше всего радуется, когда ей не надо двигаться.

Для того чтобы она поехала, вы должны ее пнуть или дать немного сахара». Данный пример также применим к людям.

Почему кто-то должен прилагать усилия, если он или она не получат от этого выгоды? Как-то один экономист сказал, что «в экономике, в основном, все только о стимулах».

Ключом к изменению поведения людей является подача правильного стимула. Как вода течет вниз, а не вверх, так и люди всегда будут преследовать свои интересы. Экономисты верят в то, что общество начнет процветать только тогда, когда личные интересы отдельных людей совпадут с интересами общества.

Для того чтобы госслужащие с большим желанием проявляли инициативу, мы должны быть уверены в том, что они извлекут выгоду из любых успешных начинаний и не будут наказаны за идеи, которые не сработали. Другими словами, потерпеть неудачу — это в порядке вещей. И, конечно, чем больше мы будем стараться быть инновационными, тем чаще мы будем ошибаться, как гласила наклейка в аэропорту.

Теперь вы можете сказать: «Тогда нам потребуется больше руководителей, которые будут поддерживать проактивных сотрудников и будут с терпением относиться к неудачам. Давайте обучим их»! Это не совсем так.

Руководители тоже люди. Они поменяют свое поведение, только если у них будет стимул так сделать.

Нельзя надеяться на то, что как-то утром мы проснемся в мире с просветленными, понимающими суперначальниками, только потому что им приказали ими быть.

Подходим к главному пункту: как либеральный экономист я верю в мощный механизм, который приведет к желаемому результату (в данном случае изменение поведения) автоматически. Данный механизм — это «невидимая рука» свободного рынка (термин, созданный «отцом экономики» Адамом Смитом в 1759 году).

Все, что нам требуется, это много компаний, организаций, учреждений и т. д. «Невидимая рука» сделает все остальное сама. Если сотрудник, проявивший инициативу, достигнет успеха и не будет за это награжден, он/она начнут искать более выгодные альтернативы на рынке труда. То же самое произойдет, если он/она потерпят неудачу и будут наказаны.

Беспрепятственная конкуренция между компаниями (учреждениями, политическими партиями и т. д.) обеспечивает закон Дарвина, когда выигрывает сильнейший. Успешные продукты, идеи и т. д.

будут превалировать, тогда как неудавшиеся исчезнут.

Идеи и товары, предпочитаемые большинством, определят победителя (Адам Смит представил эту идею за 100 лет до того, как Чарльз Дарвин ее применил к эволюции живых организмов).

На круглом столе я резюмировал все вышесказанное: присутствие большого количества альтернатив необходимо для успешного проведения реформ. Если люди смогут с легкостью найти другую работу, они станут более проактивными.

Наличие выбора обеспечит потенциальную награду успешным, но непризнанным инициативам работников и защитит их от наказания за смелые, но неудавшиеся идеи.

До тех пор, пока у людей есть альтернативы и свобода выбора, они будут экономически мотивированы брать на себя больше рисков.

Если экономика демонополизирована и приватизирована, предприниматели, компании и организации начнут сражаться за человеческие ресурсы. Относительная легкость в смене рабочего места исключит экзистенциальный страх. Наличие подобной страховки придаст людям большее желание поэкспериментировать.

Давайте посмотрим внимательно, как это работает. В качестве примера может послужить та самая статья, которую вы читаете. Никто не просит меня писать статьи для газет. Это полностью моя инициатива.

Тем не менее некоторые мне говорят, что я могу «накликать на себя беду, публикуя провокационные (по их мнению) статьи». Я согласен взять на себя этот риск, потому что: 1. Существует потенциал роста: кто знает, я могу быть поощрен за написание таких статей; 2.

У меня есть возможность альтернативной работы, если что-то пойдет не так. Другими словами, я более или менее защищен от негативных последствий, в то время как сохраняю возможности дальнейшего роста. Языком финансов, у меня есть «опцион на покупку».

У опционов всегда положительная экономическая стоимость; следовательно, есть экономический смысл в том, чтобы брать на себя больше рисков!

В диверсифицированной системе свободной экономики то, что некоторые могут посчитать плохим, другие могут посчитать полезным. Рыночная стоимость человека «наказанного» за проявление инициативы может даже вырасти. Это может намекнуть на некие желаемые качества и открыть двери для новых возможностей.

Роль, которую играет наличие альтернатив, мы видим в научных исследованиях, рассказах известных людей, даже в истории цивилизаций.

Одно исследование показало, что женщины, которые менее склонны сообщать о сексуальных домогательствах на рабочем месте, находятся внизу или вверху организационной структуры компаний. Это имеет смысл. Работники, находящиеся на низких позициях, часто боятся защитить себя, поскольку они не могут позволить себе потерять работу.

У них меньше альтернатив: в настоящее время все меньше рабочих мест для низкоквалифицированных работников, в то время как количество таких работников велико. Успешные же женщины также имеют меньше альтернатив, так как существует не так много аналогичных рабочих мест на высоком уровне.

Работники, находящиеся посередине, могут найти альтернативные рабочие места, что дает им больше отваги для защиты своих прав.

Мир бизнеса полон историй про людей, которые заработали миллионы, после того как оспорили организацию, в которой они работали, были уволены и продолжили карьеру в конкурентной компании или открыли свой бизнес.

Компания, созданная Уолтом Диснеем, сегодня стоит 90 миллиардов долларов США. В то же самое время в начале своей карьеры Диснея уволили из маленькой газеты.

Данная «неудача» предоставила ему потрясающую возможность создать что-то намного важнее.

Одним из объяснений, почему Европа колонизировала средневековый мир, является то, что физическая география Европы предоставила уникальный ландшафт, поддерживающий различные альтернативы.

У Европы имеется длинная и разнообразная береговая линия с множеством полуостровов и островов, а также горами и густыми лесами внутри континента. Эти природные барьеры привели к сегментации: созданию множества, относительно малых, отдельных регионов.

Это дало альтернативы угнетенным и дискриминированным, будь то отдельные лица или целые народы, относительно доступные из-за малого географического расстояния. Они могли сбежать и начать новую жизнь, тем самым сохраняя разнообразие идей и верований.

Свободная конкуренция между множеством регионов привела к лучшим научным открытиям (в области технологий как в организации общества), что обеспечило политическое и военное превосходство.

Это не означает, что мы должны постоянно проходить через болезненный цикл увольнений и приема на работу для того, чтобы общество достигло процветания. Самой угрозы действия «невидимой руки рынка» бывает достаточно. Пока существует конкуренция, компании и организации имеют стимулы для создания и вознаграждения инициатив и сохранения и поддержки инициативных сотрудников.

Законы экономики играют доминирующую роль в мотивации поведения людей и в достижении страной процветания.

Например, американцы предприимчивы и готовы испытать новые идеи, поскольку институциональные и экономические условия гарантируют, что они будут вознаграждены в случае успеха и не чрезмерно наказаны в случае неуспеха. Все это зародилось давным-давно.

Ранние поселенцы должны были полагаться на самих себя и часто боролись с природой за выживание. Но у них были свобода воли и свобода выбора (больше чем в аристократичной Европе) и никто не забирал у них плоды их труда. Из этих скромных начинаний и возникла самая мощная экономика в мире.

Это произошло, потому что «невидимой руке» дали возможность работать. Раннему правительству США было известно о необходимости ограничения своей власти и невмешательства в жизнь людей. Отбор по Дарвину (а не бюрократия) определил успешные проекты, инициативы, людей и компании.

Предпринимательский дух расцвел без участия государства, скорее даже именно потому, что правительство не вмешивалось.

Правильные стимулы предоставляются только на свободном и конкурентом рынке. Роль правительства вторична: обеспечить поддержку и защиту «невидимой руке». Инвестиционные решения (что и как производить) должны приниматься частным сектором. Власти должны обеспечить беспрепятственный доступ к рынкам и демонополизацию; все участники рынка должны быть равны перед законом.

Правительство должно обеспечивать только те товары, которые неэффективно предоставляются частным сектором из-за внешних экономических факторов: инфраструктура (больницы, школы, дороги, фундаментальные исследования и т. д.), правоохранительные органы и внешняя безопасность (суды, полиция, армия). Когда возможно, следует использовать государственно-частные партнерства.

Почему правительство — плохой предприниматель? Правительство не конкурирует с кем-либо, оно является монополией. Таким образом, «невидимая рука» не может выполнить свою работу.

Демократия пытается преодолеть это, создавая конкуренцию внутри правительства (с помощью конституционных сдержек и противовесов), верховенство права и независимые суды (которые могут даже подать в суд на правительство, если правительство нарушает закон), а также конкурентную борьбу «за рынок», если борьба на рынке невозможна (например, выборы).

Может показаться, что либеральные экономические принципы впали в немилость в эти дни. Можно услышать призывы против либерализма в пользу государственного протекционизма. Я лишь скажу, что нет ничего более мощного для построения процветающей страны в долгосрочной перспективе, чем либеральные принципы. Да, мы должны справляться с новыми вызовами и угрозами.

Есть люди, которые более уязвимы в условиях глобализации, и мы должны понять, как мы можем помочь им. Но влияние стимулов на поведение человека не изменилось. «Невидимая рука» свободного рынка работает всегда; она просто иногда становится менее очевидной.

Роль правительства состоит в том, чтобы позволить «невидимой руке» делать дело, а педагогов-экономистов, чтобы объяснить это.

Марек Йохец, ассоциированный профессор финансов, Назарбаев Университет

Источник: https://kapital.kz/economic/57022/nevidimaya-ruka-rynka.html

Ссылка на основную публикацию