Предпосылки возникновения античной философии — в помощь студенту

Античная философия Древней Греции представляет собой обширный историко-культурный пласт учений, философских школ, которые в совокупности своей оказали большое влияние на духовное, мировоззренческое развитие научных последующих поколений ученых и философов. Совместно с древнеримской философией они составляют неоценимое культурное достижение, которое справедливо принято считать основой современной европейской цивилизации.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Первые предпосылки зарождения древнегреческой философии появились в VII-VI веках до нашей эры, однако более зрелое оформление они приобрела ко второй половине V до нашей эры.

В этот период были отдельно выделены физический и умственный труд, а также такие роды занятий, как земледелие и ремесло.

Кроме того, происходит культурный, экономический расцвет античного полиса, именуемого городом-государством, который представлял собой оплот коллективной и индивидуальной жизни граждан в абсолютно всех ее проявлениях.

Предпосылки возникновения античной философии - в помощь студентуБесспорно, возникновение, становление и развитие философии в Древней Греции было тесным образом сопряжено с ростом научных знаний и открытий. От божественного познания мира человек устремился объяснять и изучать происходящие явления природы через призму логического, рационального. Несмотря на то, что философия в ее первозданном виде еще сильно пересекалась с житейским опытом и мудростью, главным ее предназначением стало получение знания о происхождении мира и самого человека, а самое главное – определение места человека в этом огромном мире.

Этапы становления греческой философии

Историю зарождения и становления философии Древней Греции с разных точек зрения делят на три или четыре периода. Наиболее ценными представляются первые два этапа.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Понятие многогранника - в помощь студенту

Оценим за полчаса!

Первый период охватывает время VII – V веков до нашей эры. В современной литературе данный период принято называть досократовской философией. В основу философии первого этапа были положены учения Фалеса и его последователей – Анаксимандра и Анаксимена.

Фалес выдвинул первые предположения относительности строения мира, явился основоположником математики и ряда других наук. Анаксимандр пытался установить, что является первичной материей, Анаксимен считал, что воздух является источником порождения всех вещей.

Представители рабовладельческой аристократии, вступая в противоборство с такими научными течениями, основали собственное направление – философский идеализм. Первым его представителем стал Пифагор.


Предпосылки возникновения античной философии - в помощь студенту
Классическая философия Древней Греции составляет второй этап зарождения древнегреческой философии и включает в себя время между V – IV веками до нашей эры. Наиболее выдающимися философами этого периода выступают Сократ, Аристотель и Платон. В Древней Греции усиливается развитие и влияние материалистической философии, кроме того, возникают публицистика и политические теории, что явилось следствием жестокой классовой борьбы в древнем государстве. Платон основой бытия представил идеи, которым отводилось ключевое место в мире вещей, так как именно идеи могли существовать вечно. Аристотель в противовес ему назвал материю основой всякого бытия, а в основе каждого явления лежала определенная причина. Платон выдвигал идею, что на вопрос критериев истины вполне возможно дать положительный ответ. Истина рождается в споре – теория, которую создал Сократ и пришел к выводу, что человек, в споре отстаивающий свою точку зрения, незаметным образом внушает ее смысл своему оппоненту.

Жизнь и деятельность философов-софистов дала толчок к продолжению, развитию философских течений и школ. В завершении рассматриваемого периода зародилось такое течение, как натурфилософия Древней Греции. Основной идеей натурфилософии именно древнегреческого мира проходит ориентир на толкование исследуемых понятий и явлений о природе, противопоставляя их учениям о человеке.

Источник: http://drevniy-egipet.ru/zarozhdenie-filosofii-v-drevnej-grecii/

Античная философия: этапы развития, представители и особенности

В дальнейшем идеи античной философии легли в основу средневековой философии и считаются главным источников развития европейской общественной мысли.

В античной философии выделяют 4 основных периода: Натурфилософский (доклассический) этап (7-5 вв. до н.э., Классический этап (5-4 вв. до н.э.), Эллинистическо-римский этап (4 в. до н.э. – 3 в. н.э.), Завершающий этап (3-6 вв. н.э.).

Натурфилософский (доклассический) этап (7-5 вв. до н.э.)

Доклассическая античная философия возникла в древнегреческих городах-государствах (полисах): Милете, Эфесе, Элее и т.д. Она представляет собой совокупность философских школ, названных по имени соответствующих полисов.

Натурфилософы (в переводе –философы природы) рассматривали проблемы мироздания в единстве природы, богов и человека; причем природа космоса определяла природу человека.

Главным вопросом доклассической философии был вопрос о первооснове мира.

  • Ранние натурфилософы выдвигали на первый план проблему космической гармонии, которой должна соответствовать и гармония человеческой жизни (космологический подход).
  • У поздних натурфилософов созерцательный подход сочетается с использованием логической аргументации, и появляется система категорий.
  • К натурфилософам относят:
ШколаГлавные представителиОсновные идеиЧто является первоосновой мира
Ранние натурфилософы
Милетская школа Фалес (ок. 625-ок. 547 гг. до н.э.) – основатель школы Природа отождествляется с Богом Вода
Анаксимандр (ок. 610-546 гг. до н.э.) Существует бесчисленное множество миров, которые появляются и исчезают Апейрон –абстрактная материя, находящаяся в вечном движении
Анаксимен (ок. 588-ок. 525 гг. до н.э.) Основал учение о небе и звездах (античную астрономию) Воздух
Эфесская школа Гераклит Эфесский (ок. 554-483 гг. до н.э.) Все в мире изменчиво – «в одну реку нельзя войти дважды» Первоогонь – символ всеобщей, разумной и одушевленной стихии
Элейская школа (элеаты) Ксенофан из Колофона (ок. 570-после 478 гг. до н.э.) Человеческие чувства не дают истинного знания, а приводят лишь к мнениям «Единое» – вечное, совершенное бытие, которое и есть Бог.
Парменид (ок. 515 г. до н.э. – ?) Подлинную истину –«алетейю»-можно познать лишь разумом Вечное бытие без начала и конца
Зенон Элейский (ок. 490-ок 430 гг. до н.э.) Движения не существует, т.к. движущийся предмет состоит из множества покоящихся точек (Ахиллес и черепаха)
Поздние натурфилософы
Учение Пифагора и его последователей – пифагорейцев Пифагор (2-я пол. 6-начало 5 вв. до н.э.) Гармония, порядок и мера – главное в жизни и человека, и общества Число-символ мировой гармонии
Эмпедокл из Агригента (484-424 гг. до н.э.) Движущие силы мира – противостояние Любви и Вражды Четыре стихии: вода, воздух, земля и огонь.
Стихийное материалистическое направление Анаксагор (500-428 гг. до н.э.) Нус,Ум (интеллект) –упорядочивает хаотичную смесь семян, вследствие чего возникают вещи «Семена» – бесконечное множество мельчайших частичек
Атомистический материализм Левкипп, Демокрит из Абдер (?-ок. 460 в. до н.э.) Все тела образуются в результате многообразных соединений атомов Атомы – бесчисленные, постоянно движущиеся элементы

Классический этап (5-4 вв. до н.э.)

Период расцвета античной философии. На этом этапе центром философской мысли были Афины, поэтому его также называют афинским. Главные особенности классического этапа:

  • появляются систематизированные учения (оригинальные философские системы);
  • переключение внимания философов с «природы вещей» на вопросы этики, морали, проблемы общества и человеческое мышление;

Наиболее известными философами классического периода являются древнегреческие мыслители Сократ, Платон и Аристотель, а также философы-софисты.

Софисты (в пер. с греческого – «мудрецы, знатоки») – группа древнегреческих просветителей середины 5-первой пол. 4 вв. до н.э. Их можно назвать философами-профессионалами, поскольку софисты за плату обучали желающих логике, ораторскому искусству и другим дисциплинам. Придавали особо значение умению убеждать и доказывать любые положения (даже неверные).

Особенности философии софистов:

  • поворот от натурфилософской проблематики к человеку, обществу и проблемам повседневности;
  • отрицание старых норм и опыта прошлого, критическое отношение к религии;
  • признание человека «мерой всех вещей»: свободным и независимым от природы;

Софисты не создали единого философского учения, но они пробудили интерес к критическому мышлению и человеческой личности.

К старшим софистам причисляют (2-я пол. 5 века до н.э.): Горгия, Протагора, Гиппия, Продика, Антифонта, Крития.

К младшим софистам относят: Ликофрона, Алкидамонта, Трасимаха.

Сократ (469-399 гг. до н.э) – считается основоположником классической философии. Как и софисты, он сделал центром своего учения человека и его внутренний мир, однако их учение считал бесплодным и поверхностным. Существование богов он ставил под сомнение, во главу угла ставил разум, истину и знание.

Главные идеи Сократа:

  • Познание самого себя есть одновременно поиск знания и добродетели.
  • Признание своего невежества побуждает к расширению знаний.
  • Существует высший Разум, разлитый по Вселенной, а человеческий разум – лишь ничтожная его доля.

Сутью жизни Сократа были его беседы с учениками и дискуссии с оппонентами. Путем постижения истины он считал майевтику (метод, им же изобретенный, по-гречески означает повивальное искусство) – поиск истины путем диалога, иронии и коллективного размышления. Сократу также приписывают изобретение индуктивного метода, ведущего от частного к общему.

Поскольку свое учение философ предпочитал излагать в устной форме, основные его положение дошли до нас в пересказах Аристофана, Ксенофонта и Платона.

Платон (Афинский) настоящее имя – Аристокл (427-347 гг. до н.э.). Ученик и последователь Сократа, всю жизнь проповедовал нравственный смысл его идей. Основал в пригороде Афин собственную школа, названную Академией, и положил начало идеалистическому направлению в философии.

Основу учения Платона составляют три понятия: «единое» (основа всякого бытия и действительности), ум и душа. Главный вопрос его философии – соотношение бытия и мышления, материального и идеального.

Согласно идеалистической теории Платона мир делится на 2 категории:

  • мир становления – реальный, материальный мир, в котором все изменчиво и несовершенно. Материальные предметы вторичны и являются лишь подобием своих идеальных образов;
  • мир идей, или «эйдосов» – чувственных образов, которые первичны и постигаются разумом. Каждый предмет, вещь или явление несет в себе собственную идею. Наивысшая идея – это идея Бога, творца мирового порядка (демиурга).

В рамках своей философии Платон также разработал учение о добродетели и создал теорию идеального государства.

Свои идеи Платон излагал в основном в жанре писем и диалогов (главным действующим лицом которых является Сократ). Всего его сочинения включают 34 диалога. Наиболее известные из них: «Государство», «Софист», «Парменид», «Теэтет».

Идеи Платона оказали огромное влияние как на последующие философские школы античности, так и на мыслителей Средних Веков и Нового времени.

Аристотель (384 – 322 гг. до н.э.). Аристотель был учеником Платона и двадцать лет провел в его Академии.

После смерти Платона он восемь лет служил воспитателем Александра Македонского, а в 335-334 гг. до н.э.

основал в окрестностях Афин собственное учебное заведение – Ликей, где преподавал вместе с последователями. Создал свою собственную философскую систему, опирающуюся на логику и метафизику.

Аристотель развил основные положения философии Платона, но при этом подверг критике многие ее аспекты. Допустим, он считал, что к высшей истине ведет не созерцание абстрактных «идей», а наблюдение и исследование реального мира.

Основные положения философии Аристотеля:

  • в основе любой вещи лежат: материя и форма (материальная сущность и идея вещи);
  • философия – универсальная наука о бытие, она дает обоснование всем наукам;
  • основой науки является чувственное восприятие (мнение), однако истинного знания можно достичь лишь с помощью разума;
  • решающее значение имеет поиск первой или конечной причины;
  • главная причина жизни есть душа – сущность бытия любой вещи. Существуют: низшая (растительная), средняя (животная) и высшая (разумная, человеческая) душа, придающая смысл и цель человеческой жизни.

Аристотель переосмыслил и обобщил философские знания всех предыдущих античных мыслителей.

Он впервые систематизировал имеющиеся науки, разделив их на три группы: теоретические (физика, математика, философия), практические (среди которых одной из главных была политика) и поэтические, регулирующие производство различных предметов).

Также он разработал теоретические основы этики, эстетики, социальной философии и основную структуру философского знания. Аристотель является автором геоцентрической системы в космологии, которая существовала вплоть до гелиоцентрической системы Коперника.

Учение Аристотеля явилось наивысшим достижением античной философии и завершило ее классический этап.

Эллинистическо-римский этап (4 в. до н.э. – 3 век н.э.)

Этот период получил свое название от греческого государства – Эллады, но включает также и философию римского общества. В это время в античной философии произошел отказ от создания фундаментальных философских систем и переход к проблемам этики, смысла и ценностей человеческой жизни.

ШколаГлавные представителиОсновные идеи
Киники (циники) Антисфен из Афин (ок. 444–368 гг. до н.э.) – основатель школы, ученик Сократа;Диоген Синопский (ок. 400–325 гг. до н.э.). Отказ от богатства, славы, удовольствий – это путь к счастью и достижению внутренней свободы.Идеалом жизни является аскетизм, пренебрежение к общественным нормам и условностям.
Эпикурейцы Эпикур (341–270 гг. до н.э.) – основатель школы;Лукреций Кар (ок. 99 – 55 вв. до н.э.);Гораций. Основа человеческого счастья есть стремление к наслаждению, безмятежности и душевному спокойствию (атараксии).Стремление к наслаждению – не субъективная воля человека, а свойство человеческой природы.Знание освобождает человека от страха перед природой, богами и смертью.
Стоики Ранние стоики:Зенон из Кития (336-264 гг. до н.э.) – основатель школы.Поздние стоики:Эпиктет (50-138 гг. до н.э.);Сенека;Марк Аврелий. Счастье есть главная цель человеческой жизни.

  1. Благо есть то, что направлено на сохранение человеческого существа, зло – все, что направлено на его уничтожение.
  2. Жить нужно в согласии с естественной природой и своей совестью.
  3. Стремление к собственному сохранению есть не-нанесение вреда другому.
Скептики Пиррон из Элиды (ок. 360-270 гг. до н.э.);Секст Эмпирик (ок. 200-250 гг. до н.э.). Вследствие своего несовершенства человек не в силах познать истину.Не нужно стремиться познать истину, нужно просто жить, опираясь на внутреннее спокойствие.
Эклектизм Филон (150-79 гг. до н.э.);Панетий (ок. 185-110 гг. до н.э.);Марк Тулий Цицерон (106-43 гг. до н.э.). Соединение прогрессивных философских мыслей и идей греческих мыслителей классического периода.Ценность разума, морали, разумное отношения к жизни.

Завершающий этап (3-6 вв. н.э.)

Период с 3 по 6 века н.э. включает философию не только греческого, но и римского мира. На этом этапе происходил кризис в римском обществе, что нашло отражение и в общественной мысли. Интерес к рациональному мышлению угасал, росла популярность различных мистических учений и влияние христианства.

Самым влиятельным учение этого периода стал неоплатонизм, наиболее известным представителем которого был Плотин (205-270 гг. н.э.).

Представители неоплатонизма занимались толкованиями учения Платона и критиковали все последующие течения. Главными идеями неоплатонизма были:

  • Все низшее вытекает из Высшего. Высшее – это Бог, или некое философское первоначало. Высшее невозможно постичь разумом, лишь путем мистического экстаза.
  • Суть познания – познание божественного принципа, воплощающего подлинность бытия.
  • Благо – есть духовность, освобождение от телесного, аскетизм.
Читайте также:  Сравнительная характеристика финансового и управленческого учета - в помощь студенту

Полезные источники

  1. «Философия. Курс лекций» / Б.Н. Бессонов. – М.-ООО «Издательство АСТ», 2002 г.
  2. «Философия. Краткий курс» / Моисеева Н.А., Сороковикова В.И – СПб-Питер, 2004 г.
  3. «Философия: учебник для вузов» / В.Ф Титов, И.Н. Смирнов – М. Высшая школа, 2003 г.
  4. «Философия: учебник для студентов высших учебных заведений» / Ю.М. Хрусталев – М.: Издательский центр «Академия», 2008 г.
  5. «Философия: учебник для высших учебных заведений» / ответственный редактор д.ф.н. В.П. Кохановский – Ростов н/Д: «Феникс», 1998 г.

Источник: https://NauchnieStati.ru/spravka/antichnaja-filosofija/

Особенности зарождения античной философии

Философия – наука, которая исследует природу вещей. А философ – исследователь, так писал Гераклит (ок. 544–480 до н.э.). Буквальный смысл философия носила такой: любовь к мудрости. А первыми, кто стал использовать эти термины в значении близкому к современному стали Платон и Аристотель.

К. Ясперс писал: «Произошло открытие того, что позже стало называться разумом и личностью». Политическое положение в древних государствах были схожими. Они взаимодействовали между собой, однако внутренний порыв был подхвачен только небольшой частью населения. И только в Древней Греции синтез разума и творческого начала получил своё продолжение и оформился в прообраз философской науки. 

Античная философия приобретает свои очертания благодаря Гераклиту, Платону и Аристотелю. Делится она на эллинскую философию классической Древней Греции (IV в. до н.э.) и эллинско-римскую философию с III в. до н.э. до VI в. н.э.

Начальный период – философия физиса. Аристотель включал в определение три связанных, но при этом самостоятельных значения природы. Физис означает:

  • Становление, бытие или сущность всех вещей, которые есть и как таковые содержат в себе источник движения. Не только царство жизни, но и область химических, физических и атомных процессов на земле, а также в дальних пределах космоса. Эти процессы сами по себе являют космос и определены как самодвижущиеся.
  • Недифференцированную материальную основу всего становящегося, которая присутствует во всём многообразии вещей, возникающих из неё. Для Аристотеля сущность природы всегда кроется в физическом субстрате, который отождествляется с костной материей. А материальная основа, из которой берёт своё начало физис, дополняется пониманием идеи-образа и формы. Древние греки представляли самодвижение природы как упорядоченное целенаправленное действие.

В VII и VI вв. до н.э. культурным центром Греции считается Иония. В Милете в это время возникает ионийская натурфилософия.

Она представляет собой совокупность философских толкований относительно природы, которые основывались на синтезе чувств к окружающему миру и знаний из области естественных наук.

Ионийские философы считаются основоположниками натурфилософии. Главными проблемами, которые они изучали были:

  • Материя и её анатомическая структура.
  • Гармония Вселенной.
  • Соотношение вещества и силы, неорганического и органического.

Школы философии в Древней Греции

Милетская школа

Первая философская школа в Ионии – милетская. Её философы Фалес, Анаксимандр, Анаксимен. Занимались исследованием знаний мифологических предфилософских взглядов Гомера, Гесиода и других. Основными вопросами приверженцев милетской школы были первоначало и первооснова всего сущего.

Мир, по мнению милетцев, возник из единого первоначала. Фалес считал, что это была вода, Гераклит предполагал, что это мог быть огонь, Анаксимен, в свою очередь, считал воздух этой сущностью. Первоначало воспринималось по-разному, а сверхъестественные силы игнорировались. Боги считались модификацией первоначального вещества, которые имели возможность думать разумно.

Милетские философы были монистами. Их главной проблемой было нахождение ответа, что же всё-таки является первоосновой всего сущего. Из чего всё возникает и как возвращается назад в состояние первоначала. Следует отметить, что мир они воспринимают как единое материальное целое.

Определение 1

Монизм – учение в философии, согласно которому основой всего сущего является одно первоначало.

Пифагорийцы

В Ионии, как личность, относящаяся к философской науке, сформировался и Пифагор. Именно он является создателем древнегреческой религиозно-философской школы, которая чуть позже стала называться пифагореизма.

В противовес ионийским философам, которые строили предположения, что первооснова – это отдельные вещества: вода, воздух огонь и т.д. Пифагор говорил о том, что первооснова заключается в числах. На них же и строиться всё вокруг, и именно поэтому образуется порядок во Вселенной и в обществе в целом.

Пифагор утверждал, что познание мира заключается в познании чисел, потому что они управляют этим миром. Огромный вклад Пифагора в дальнейшее развитие науки в целом состоит в том, что он первым заговорил о значении количественной стороны окружающего мира.

Естественно, многие достижения Пифагора в области геометрии нельзя оставить незамеченными. Также он и его сторонники большое внимание уделяли вопросам этики.

Элеаты

Определение 2

Элеаты – школа греческой философии, основанная Ксенофаном ок. 540 лет до н.э.

Один из самых известных представителей этой школы стал Парменид. Его учение  — первая попытка древнегреческой философии объяснить метафизическую составляющую окружающего мира и природы. Он высказывал мнение о том, что бытие неподвижно и неизменно, не обладает навыками рождения и уничтожения.

В этом вопросе Парменид полностью противоречит мнению Гераклида. Ценность философского учения Парменида заключается в разделении чувств и рационального познания. Кроме того, он понимал отличия между достоверным и вероятным знанием.

Идеи его учения были настолько фундаментальны, что оказали огромное влияние в развитие различных философских школ, даже современных.

В свою очередь, учение элеатов предполагало истинное содержание мышления противопоставлять иллюзорности чувств. Мыслители были приверженцами отождествлять бытие и сознание и отрицать истинное существование какого-либо движения, изменения и множества.

Всё это для них определялось как обман чувств. Они высказывались о существовании лишь единственного и неподвижного вечного бытие. Материалистическими тенденциями были пропитаны их утверждения о вечности.

И тем не менее именно элеаты как никто другой содействовали формированию и развитию идеалистической философии.

Атомистика

Отдельным философским учением Древней Греции можно выделить атомистику.

Определение 3

Атомистика – философское учение, которое опирается на знание, что мир состоит из атомов и пустоты.

Ключевыми фигурами этого направления являлись Левкипп, Демокрит, Эпикур и Лукреций. Левкипп и Демокрит считали, что все перемены в живом мире случаются посредством движения атомов.

Разнообразие вещей они толковали различной формой атомов, которые всё образуют, а также их разрозненным движением, которое зависело от наличия пустого пространства. В свою очередь существование пустого пространства атомисты не подвергали сомнению, также как и существование самих атомов.

Первоначалом мирообразования был вихрь, который являлся следствием столкновения атомов. Философы атомистики считали даже мышление результатом движения атомов.

Досократики

Досократики направляют все силы на изучение явлений природы. Они вовсе не интересуются социально-политическими, психологическими и антропологическими проблемами.

Всё это возьмёт в разработку Сократ и софисты. А пока досократики активно исследуют природу. Это движение охватывает сразу несколько школ.

Самыми ярко выраженными становятся ионийские натурфилософы, пифагорейц, элеаты, атомисты и софисты.

Логично предположить, что знание об их философской ориентации подкрепляется произведениями и трудами, созданными в ту эпоху. В основном они были посвящены созерцанию изысканий первоначала вещей и всеобщего стройного порядка космоса. Отсюда и их прозвище – натурфилософы.

По сложившейся традиции его получили все, кто был «созерцателям природы» от Фалеса до Демокрита. Однако в общекультурном контексте такая точка зрения не обосновалась безоговорочно. Продолжался бесконечный поиск того, из чего состоит всё сущее, если оно бессметное и вечное, то, что может служить конечным фундаментом человеческой жизни.

Досократики объясняли это с поиском места человека и смыслом его деятельности.

Говоря о природе, досократики отождествляли человека и его образ с социальными и этическими  представлениями о мире. Физики представляли человека неотделимо от природы и включали антропологические и этико-правовые суждения в свои учения.

Анализируя единственный сохранившийся фрагмент трудов Анаксимандра, можно говорить о том, философ размышляет о процессах природы и миропорядка по примеру правовых и нравственных законов, царивших в полисе.

Анаксимандр говорит о мире универсальной справедливости, подразумевая, что космические стихии, из которых всё появляется и куда всё исчезает «воздают друг другу справедливое возмездие за несправедливость в установленное время».

О стройном космическом порядке вещей также высказывается и Гераклит Эфесский. Он анализирует мировую справедливость как всеобщий гармоничный результат битвы контрастов, которые заложены в природе вещей и мировом устройстве. Космос первостепенный и исток всего, но не может из чего-то возникнуть или куда-то исчезнуть, он как пламя огня, которое не потухнет никогда. Космос – всеобщий логос.

Определение 4

Всеобщий логос – категория, которая выражает разумную, упорядоченную гармонично выстроенную систему вещей, на которую всем людям необходимо ориентироваться в своих делах и словах, мыслях и поступках.

Пример 1

Говорилось: «мудрость правит всем через всё».

Досократики строили свою философию на принципах единства человека и природы. Но совершенно точно можно утверждать, что философы не отождествляли человека и естество, тело и душу, вещественное и совершенное, также как и не выделяли человека из окружающего мира. В своих трудах Гераклит предполагал, что человеческий мир различим с миром природы.

Софисты

Софисты работали над разработкой теории и практической части риторики как ораторской науки. Она выступала как соперница философии.

Определение 5

Софисты – выделенная группа древнегреческих философов середины V – первой половины IV в. до н.э. Мыслители, мудрецы, а чуть позднее учителя красноречия.

Софисты оттачивали ораторское мастерство в спорах, в итоге превратив его в хитроумную, пустую мудрость. А в середине V в.

софистами стали называть тех, кто мог обучить, с уверенностью защищать любую точку зрения, даже если она была заведомо ложной, если это было необходимо для достижения конкретных целей.

Здесь уже понятие «софист» может истолковываться как, лицо, которое основывает свои умозаключения на неверных суждениях, с целью получения собственной выгоды.

Общаясь с софистами, Сократ пытался обосновать им, что истина рождается в споре и за неё необходимо бороться, потому что она является наивысшим благом. Именно такая позиция Сократа становится для его деятельности путеводной звездой. И это не просто черта его характера, а базируется на ясных принципах. Сократ занял положительную позицию в философии. Этим он отличился от других.

Определение 6

Релятивизм – мыслительная установка, при которой все познания рассматриваются как относительные.

Сторонники этого процесса выдвигали теорию о том, что всё в мире относительно. Можно взглянуть на проблему с разных сторон и мнения разойдутся, ибо истина может быть лишь относительно правильной.

Пример 2

Если человек с утра мрачен, перед ним одни откровения. А если он здоров и погода отличная, многое может показаться ему совсем в ином свете.

Всё видится намного проще, если говорить о метафизической истине, и совсем наоборот, когда речь идёт, например, о критериях добра и зла. Одному человеку кажется, что другой поступил подло и аморально, в свою очередь, последний считает, что его поступок не приступает законы нравственности и он определённо совершенный человек. Здесь речь идёт о разных точках зрения.

В дальнейшем развитии философии культуры и истории релятивизм прибегал к исповедям довольно часто, а понятие софист стало нарицательным именем. А вот имя Сократа, наоборот, по сей день носит звание этического идеала.

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/filosofija/istorija-filosofii/antichnaja-filosofija/

Условия и предпосылки формирования античной философии — Контрольные и курсовые, копирайтинг, тексты для…

Античная философия – совокупность философских учений, развивавшихся в древнегреческом рабовладельческом обществе с конца 7 в. до н. э. и в древнеримском рабовладельческом обществе, начиная со 2 в. до н. э. вплоть до начала 6 в. н. э.

Античная философия складывалась на основе перенесенных с Востока в греческие города зачатков астрономических, математических и т. п.

знаний, в результате обработки древней мифологии в искусстве и поэзии, а также освобождения философской мысли из плена мифологических представлений о мире и человеке. Уже в V в. до н. э.

возникли философские и космологические системы, в которых миф играет роль не столько основного воззрения, сколько образного средства выражения мысли. В VI в. и даже в V в. до н. э. философия и знание о природе еще не были отделены друг от друга.

Древнегреческая философия получает свое первоначальное развитие в греческих колониях на малоазиатском побережье Средиземноморья – Ионии (гг. Милет, Эфес и др.). В VII-VI вв. до н. э.

Милет стал одним из крупнейших центров древнегреческой цивилизации и культуры, имел развитое мореходство, поддерживал широкие экономические и культурные связи со странами Востока и Запада и основал в бассейне Средиземноморья более 70 колоний и поселений.

В результате греки унаследовали значительный запас наблюдений над природой, технических сведений и навыков, накопленных более древними цивилизациями Египта и Вавилонии. Благодаря этому милетцы подняли на более высокий уровень производство и культуру.

Завоевательные походы персов на рубеже VI-V вв. до н. э. привели к упадку экономической и культурной жизни в малоазиатских колониях греков, а руководящая роль Афинского государства в борьбе греков против персов способствовала огромному подъему в V в. Афин, которые становятся центром культурной и научной жизни греческого мира.

Развитие технических знаний не могло не сказаться на быстром развитии научно-теоретического мышления греков. Так, сделанные Архимедом открытия в механике сохраняют свое значение до настоящего времени.

Выдающийся древнегреческий географ Эратосфен измерил окружность Земли с ошибкой всего на несколько десятков километров и предпринял первую плодотворную попытку создать карту нашей планеты.

Большие успехи были достигнуты в медицине, известной именами Гиппократа (V-IV вв. до н. э.) и Герофила (IV-III вв. до н. э.).

Расцвет древнегреческой науки находил соответствующее выражение в философских обобщениях античных мыслителей. Так, Левкипп впервые в древнегреческой философии выдвинул идею об атомах как мельчайших неделимых материальных элементах, из которых состоят все предметы. Он же предпринимает попытку обоснования причинности в природных процессах.

Некоторые исследователи полагают, что главная и основная мудрость греческих мыслителей заключается в размышлениях о политике и морали, в том, что греческий разум прежде всего был устремлен на познание, воспитание и совершенствование человека, а не на преобразование природы

Источник: http://www.textfor.ru/sotciologiia-i-filosofiia/usloviia-i-predposylki-formirovaniia-antichnoi-filosofii.html

Этапы, специфика и предпосылки античной философии

Тема 2.2. Античная философия.

Часть 1. Ранние формы античной философии

Этапы, специфика и предпосылки античной философии

Античная философия – это философия Древней Греции и Древнего Рима. Древнезападная (античная), сначала только греческая, а затем и римская, философия существовала в течение более чем тысячелетия (с VI века до н.э. по VI век н.э.). За это время она прошла, как и вся античная культура, замкнутый цикл от зарождения к расцвету, а через него к упадку и гибели.

В соответствии с этим история античной философии распадается на четыре периода: 1) зарождение и формирование (VI век до н.э.); 2) зрелость и расцвет (V-IV века до н.э.); 3) закат – это греческая философия эпохи эллинизма и латинская философия периода Римской республики (III-I века до н.э.); 4) период упадка и гибели в эпоху Римской империи (I-V века н.э.).

Первые античные философы прошли предварительное обучение в Египте и частично в Вавилонии, где они усвоили достижения ближневосточной протонауки. При этом именно греки впервые перерабатывают афро-азиатскую вычислительную математику в дедуктивную науку.

На этой основе и стало возможным возникновение античной философии как рационализированного мировоззрения, ищущего субстанциональную основу мироздания.

Древнегреческая философия имеет следующую специфику: 1) философия впервые получила статус крайне необходимого и престижного знания; 2) именно в ней были сформулированы практически все философские понятия (категории), которыми пользуются философы во всём мире уже 2,5 тысячи лет; 3) данная философия противопоставила себя религии, позиционировала себя, как поиск объективной истины, основанный на скептицизме (сомнении в ранее достигнутых знаниях); 4) в ней господствовал космоцентризм – основное внимание в ней уделялось познанию Космоса (данным термином греки обозначали мир в целом, во всех его сложных и многообразных взаимосвязях); 5) эта философия функциональна: она сделала попытку указать человеку дорогу к счастью.

Читайте также:  Энергонезависимая память cmos - в помощь студенту

Источники и предпосылки древнегреческой философии. На заре истории человечества, когда были ещё в силе родовые принципы в хозяйственной и культурной жизни, господствующей формой мировоззрения, как уже указывалось ранее, была мифология.

Реальная жизнь древних греков и римлян тесно переплеталась с обитающими на Олимпе образами богов. Условно всё многообразие греческой мифологии можно разделить на три основные направления: гомеровское, гесиодовское и орфическое.

Зарождающаяся философия формируется внутри основных положений мифологии той эпохи.

Гомер. Проблема начала мироздания во времени – одна из главных проблем мифологического мировоззрения. Для мифологии проблема начала – это вопрос о космическом родоначальнике или родоначальниках, сверхъестественной супружеской паре, олицетворяющей те или иные казавшиеся исходными явления природы.

Такую пару Гомер находит в боге Океане и в богине Тефиде. Мироздание состоит из трех частей: неба, земли и подземелья.

Небо и подземелье симметричны по отношению к земле: глубочайшая часть подземелья (Тартар) настолько же удалена от непосредственно расположенного под землей Аида, насколько вершина неба отстоит от поверхности земли. Земля – это неподвижная круглая плоскость. Небосвод – медный.

В значительно меньшем числе случаев он определяется как железный (железо еще только входило в обиход). Пространство между небосводом и землей наполнено вверху эфиром, а внизу – воздухом. Небосвод поддерживается столбами. Их охраняет титан Атлант. Солнце – это бог Гелиос, Луна – богиня Селена, ее сестра Эос – богиня зари.

Созвездия, погружаясь временами в Океан, омываются в нем и обновляют свой блеск. Подземелье состоит из Эреба, Аида и Тартара. Вход в Эреб находится за Океаном. Элементы философии в гомеровском эпосе можно усмотреть в том, что Океан и Тефида больше напоминают природные стихии, чем богов.

Боги сами подчинены безличной Судьбе (будущий универсальный закон мира в философии). Предпосылки философии прослеживаются и в воззрениях на человека. В человеке различаются тело и три вида духа. Один из них – псюхе. Это душа как таковая.

Она подобна телу, это его двойник и образ (эйдолон), только лишенный плотности и непроницаемости. «Псюхе» – начало жизни и источник движения тела. Она покидает тело после его смерти и перемещается в Аид. Другой вид духа – «тюмос». Это аффективно-волевая часть духа. Третий вид – «ноос». Это ум. «Псюхе» разлита по всему телу, «тюмос» находится в груди, «ноос» – в диафрагме. Богам и людям присущи все три вида духовности, животным же – только два пеpвых.

Гесиод. Самые известные мифы, подаренные людям Гесиодом, это мифы о Прометее и Пандоре. Прометей (сын титана Иапета) подарил людям огонь. Он похитил его у 3евса. Зевс наказал Прометея, но огонь у людей отнять не смог – мысль о необратимости прогресса. Зевс может лишь компенсировать полученное людьми благо злом. Зевс ненавидит людей.

Он приказывает другим богам создать женщину. Имя этой первой женщины Пандора («всеми одаренная»). Она прелестна, но у нее «двуличная, лживая душа». От неё произошел «женщин губительный род». Будучи любопытной, Пандора, заглянув в сосуд, где были заключены беды, выпустила их на волю. Поспешно закрывая крышку, она сумела удержать одну лишь надежду.

Поэтому только одна надежда на лучшее будущее поддерживает людей, одолеваемых бесчисленными бедами. В этих мифах констатируется сложность, противоречивость сущности человека – проблемы, которая в философии по мере её развития скоро станет центральной. Предпосылки философии у Гесиода обнаруживаются и в его концепции происхождения мира. Первым возник Хаос.

Древнегреческое слово «хаос» происходит от глагола «хайно» – раскрываюсь, разверзаюсь. Это первичное беcфopменное состояние мира, зияние между землей и небом. Во многих мифологиях отсчет мироздания начинается с разделения неба и земли, с образования между ними зияния, свободного пространства.

У Гесиода эта последовательность переворачивается, и само зияние между землей и небом оказывается раньше земли и неба. После возникновения мироздания хаос в виде «великой бездны» («хасмы») лежит в основании мироздания. В «хасме» залегают один за другим все концы и все начала мира.

Гея-земля и Уран-небо рождаются не из Хаоса, а после Хаоса, а дальше рождается множество богов и начинает оформляться мир. Тем самым Хаос впервые – это безличное начало, из которого происходит всё существующее. Такое понимание основания мира очень близко философскому пониманию субстанции.

Орфическая мифология. Она названа по имени мифического героя Орфея, который являлся олицетворением могущества искусства.

Отправившись в преисподнюю за своей погибшей от змеиного укуса женой Эвридикой, Орфей укрощает своим пением под звуки кифары стража подземного царства мертвых трехголового пса Цербера, исторгает слезы у безжалостных богинь мщения Эриний и трогает сердце владычицы Аида – Персефоны.

Она отпускает Эвридику с условием, что Орфей до выхода из царства мертвых не оглянется на идущую за ним жену. Однако Орфей не выдержал и оглянулся. И навсегда потерял Эвридику. Позднее Орфей был растерзан жрицами бога Диониса – менадами (или вакханками). Дионис – бог растительности, покровитель виноделия, сын Зевса и дочери фиванского царя Кадма Семелы.

Мистерии в честь Диониса переходили в неистовые оргии, освобождавшие человека от обычных запретов. Эти оргии назывались вакханалиями (Вакх – прозвище Диониса). Во время одной из таких вакханалий чуждающийся женщин однолюб Орфей и был растерзан вакханками. Орфей – изобретатель музыки и стихосложения – тяготел к Аполлону. Аполлон и Дионис были антиподами.

Аполлон (солнечный бог) был богом аристократии. Дионис – бог демоса (необразованного народа). Первый выражал меру. Второй – безмерность. Будучи приверженцем Аполлона, а по одной версии даже его сыном, Орфей стал жертвой Диониса, врага Аполлона. В основе мира лежит первоначало – первоводá.

Но начало мира происходит от чудовища Геракла (не путать с героем Гераклом, сыном Зевса и Алкмены). Это двуполый крылатый дракон с головами быка и льва и ликом бога между этими двумя головами. Его сопровождает Адрастия («Неотвратимая»). В целом Геракл с Адрастией (первоводá) – это образ-символ нестареющего неотвратимого времени.

Адрастия расходится по всему мирозданию и связывает его воедино. От дракона происходят такие вполне естественные формы вещества, как влажный эфир, беспредельный хаос и туманный эреб (мрак). В хаосе, как зиянии из вращающегося в нем эфира, зарождается космическое «яйцо».

Из «яйца» вылупляется Фанес («сияющий») – некий златокрылый, двуполый, самооплодотворяющийся, многоимёный бог. Он содержит в себе зачатии всех миров, богов, существ и вещей. В результате многих рождений, в конце концов, появляется человек. Человек двойствен. В нем два начала: низшее (телесное) и высшее (духовное). Жизнь – страдание. Душа в теле неполноценна. Тело – это гробница и темница души. Цель жизни – освобождение души от тела. Это нелегко, так как душа обречена переселяться из тела в тело – так называемый метемпсихоз.

Рекомендуемые страницы:

Источник: https://poisk-ru.ru/s3518t8.html

Античная философия 25 (стр. 1 из 4)

Античная философия

1.Социально-культурные, экономические предпосылки формирования философии в Древней Греции.

К социально-культурным предпосылкам возникновения античной философии прежде всего можно отнести поэмы Гомера и творчество гномических поэтов VII-VI вв. до н.э. (от «гнома» – изречение, греческое – стихотворный афоризм), создававших стихотворные афоризмы.

К социально-культурным предпосылкам античной философской мысли можно, конечно же, отнести и общественную религию, орфические мистерии. В греческой религии различают две формы: публичную и религию мистерий.

В определенной части собственного содержания они совпадают, но порой антиномичны, к примеру, в интерпретации понятий смысла жизни, предназначения, судьбы, человека. При этом для интерпретации генезиса философии важнее рассмотрение религии мистерий. По мнению Б.

Рассела, именно благодаря религиозным мистическим сообществам «возникла концепция философии как образа жизни (way of life)».

Публичная религия представлена поэмами Гомера и Гесиода. Боги этой религии – персонифицированные явления природы. Тем самым, публичная религия натуралистична. Свой характер она передает и философии. Ссылка на природу есть константа греческой мысли.

Греки не имели священного книг. У них не было догматики. Не было касты жрецов. Это обстоятельство, крайне важное для зарождения духа свободной философии, не имеет исторических параллелей. Впрочем, Б. Рассел полагает, что от религии восточного типа «Грецию спасло не столько отсутствие жречества, сколько наличие научных школ».

Политические и экономические обстоятельства также благоприятствовали возникновению философии. Культура греков есть результат и условие свободы. Принцип социально-государственной организации — полис — греческий город-государство представлял этический горизонт гражданина. Государственные цели воспринимались как личные, свобода государства как гарант собственной свободы гражданина.

Именно поэтому, философия возникла не в метрополии, а в колонии — в Милете, на востоке Малой Азии, затем — в южной Италии, и только после этого — в самой Греции. Поскольку степень свободы в колонии была выше. Эта свобода поддерживалась, отчасти, и пафосом независимости, который, как можно думать, наполняет жизнь колонии, пребывающей даже в самых дружественных отношениях с метрополией.

Наряду с уже упомянутыми предпосылками, не менее важным условием зарождения философии было отделение умственного труда от физического, которое, в свою очередь, явилось следствием разделения общества на классы.

2. Периодизация античной философии.

Первый период — Эллинский включает

1.Древнегреческий (7 в. — начало 5 в. до н.э.). Основными школами этого периода являются милетцы (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен); Пифагор и пифагорейцы; элеаты (Парменид, Зенон). Основной темой раннего этапа греческого философствования является проблема первоначала или первоначала0, мира.

2.Классический (4 в. до н.э.). Основными школами этого периода являются софисты (Горгий, Гиппий, Продик, Протагор и др.); поначалу примыкавший к софистам, а затем критиковавший их Сократ; Платон и его школа Академия; Аристотель и его школа Лицей.

Главные темы классического периода — сущность человека, особенности его познания, синтез фи­лософского знания, построение универсальной философии. Именно в это время была сформулирована идея чистой теоретической философии и ее первичности по отношению к другим формам знания.

Построенный на принципах теоретической философии образ жизни стал рассматриваться как наиболее отвечающий природе человека. Главная проблематика классического периода — онтологическая, антропологическая и гносеологическая.

Второй период — Эллинистический-Римский (III в. До н.э. по V в. н.э.) включает

1.Ранниий эллинизма(3-5 в. до н..э.).

Культура раннего эллинизма характеризовалась, прежде всего, индивидуализмом, обусловленным освобождением человеческой личности от политической, экономической и моральной зависимости от полиса. Главным предметом философского исследования становиться субъективный мир личности.

2.Поздний эллинизма(1-5 в. н.э.).

Были доведены до логического завершения основные тенденции развития античной философской мысли. Произошел возврат к идеям классики, к ее философским учениям о бытии. Философия позднего эллинизма, освобождаясь от свободомыслия раннего эллинизма, пошла по пути сакрального, т.е. религиозного постижения мира.

Основными школами этого периода являются Эпикур и эпикурейцы (Лукреций Кар); стоики (Зенон, Хрисипп, Панэций, Посидоний и др.); неостоики (Сенека, Эпиктет и др.); скептики (Пиррон, Секст Эмприк и др.); киники (Антисфен, Диоген и др.

); неоплатоники (Плотин, Прокл, Ямвлих и др.). Основными темами этого периода античной философии являются проблемы воли и свободы, морали и удовольствия, счастья и смысла жизни, структуры космоса, мистического взаимодействия человека и мира.

Главная проблематика эллинизма — аксиологическая и праксеологическая.

3. Первая философская школа в Древней Греции.

Первой философской школой Эллады, была Милетская школа, возникшая в Малой Азии.

Основателем философской школы в Милете считается Фале’с. Фалес был тесно связан с ближневосточной культурой. Он — первый математик и физик в Ионии. Фалес был провозглашен первым из «семи мудрецов» в 582 г. до н.э.

Философы Милетской школы стояли у истоков греческой науки: астрономии, географии, математики, метеорологии, физики. Представления о космогонии, космологии, теологии и физике, прежде в абстрактно-символическом виде распространённые по мифологии и традиции, милетцы перевели в плоскость научного интереса, сформировав группу неотвлечённых образов.

Ввели первую научную терминологию, впервые стали писать свои сочинения прозой. Милетская школа рассматривала мир как живое целое; не делала принципиального различия между живым и мёртвым, психическим и физическим; признавала за неодушевлёнными предметами только меньшую степень одушевлённости (жизни).

Сама одушевлённость («душа») рассматривалась как «тонкий» и подвижный вид первовещества.

Анаксимандр, Анаксимен

4. Досократики.

Условное название древнегреческих философов раннего периода (VI—V века до н. э.), а также их преемников IV в. до н. э., творивших вне русла аттической сократической и софистической традиций.

Впервые термин «досократики» был введен в 1903 году, когда немецкий филолог Герман Дильс собрал в своей книге «Фрагменты досократиков» тексты философов, живших до Сократа. Книга включала более 400 имён вместе с фрагментами орфических и других дофилософских теокосмогоний.

Основным предметом философствования у досократиков был космос.

Он представлялся им состоящим из обыкновенных чувственных стихий: земли, воды, воздуха, огня и эфира, взаимно переходящих друг в друга в результате сгущения и разрежения.

Человек и сфера социального, как правило, не вычленялись досократиками из общекосмической жизни. Индивид, общество, космос у досократиков подчинялись действию одних и тех же закономерностей.

  • Наиболее известны следующие досократики:
  • Фалес Милетский, Анаксимандр, Анаксимен, Гераклит Эфесский, Диоген Аполлонийский
  • Ксенофан, Пифагор Самосский, Демокрит, Кратил.

Миле́тская (или Ионийская) школа основана Фалесом в греческом городе Милет в области, которую греки называли Иония, в Малой Азии, в 585 г. до н. э. Наиболее знаменитые представители школы – Фалес, Анаксимандр, Анаксимен.

Милетские философы за многообразием явлений усмотрели отличную от явлений их сущность, их начало, которое они называли Архэ (ἀρχή – начало, господство). Архэ для них было единое, вечное, бесконечное, божественное первоначало многообразия явлений.

Фалес, чтобы дать своим ученикам возможность начать самостоятельно умозрительно созерцать Архэ, предлагал им в качестве исходного подобия Архэ – стихию «вода».

Четыре стихии, о которых говорили досократики: земля, вода, огонь, воздух – это своеобразные психические блоки, которые в различных сочетаниях определяют содержания сознания, которые мы называем «внешним» миром, в отличие от «внутреннего».

Анаксимандр характеризовал Архэ неопределенным и беспредельным, по-гречески ἄπειρον (апейрон), он считал ненужным использовать в качестве исходного подобия ту или иную стихию. Анаксимен в качестве исходного подобия Архэ предлагал стихию «воздух». Архэ и апейрон с легкой руки милетских философов стали философскими терминами, находящимися в научном обороте до сих пор.

Милетская философы рассматривали мир как живое целое, они не делали принципиального различия между тем, что мы называем одушевленным и неодушевленным, признавали за неодушевленными предметами только меньшую степень одушевленности.

Милетская школа заложила начала греческой научной астрономии, географии, математики, метеорологии, физики, они ввели соответствующую научную терминологию.

В начале V в. до н. э. Иония и соответственно г. Милет были захвачены персами, либерально-демократическая форма власти меняется на авторитарно-тоталитарную. После этого прекращается цветущий период жизни Милета, замирает в нем философская мысль: философом может быть только свободный человек.

Пифагорейская школа (Пифагор, Гиппас) была основана Пифагором в греческом городе Кротоне в Южной Италии в 520 г. до н. э. для подготовки лучших (αριστευς – лучший, герой) в религиозном, философском, нравственном смысле.

По мысли Пифагора, решительного сторонника аристократии (αριστοκρατια – правление лучших), лучших необходимо специально готовить для того, чтобы, в частности, было кому осуществлять власть и обеспечивать наилучшее управление народом.

Пифагор проповедовал нравственное облагораживание народа, достигнуть которого возможно там, где власть принадлежит касте мудрых и знающих людей. Пифагор учил, что человек и Вселенная созданы по образу Бога. И поскольку образ этот один, то знание об одном является знанием и о другом.

Источник: https://mirznanii.com/a/233723/antichnaya-filosofiya-25

Ссылка на основную публикацию