Понятие информации, ее виды и свойства — в помощь студенту

библиотекаматериалов

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Понятие информации, ее виды и свойства - в помощь студенту Понятие информации, ее виды и свойства - в помощь студенту Понятие информации, ее виды и свойства - в помощь студенту Понятие информации, ее виды и свойства - в помощь студенту Понятие информации, ее виды и свойства - в помощь студенту Понятие информации, ее виды и свойства - в помощь студенту

Понятность (ясность)– выражена на языке, доступном получателю»> Понятие информации, ее виды и свойства - в помощь студенту Понятие информации, ее виды и свойства - в помощь студенту Понятие информации, ее виды и свойства - в помощь студенту Понятие информации, ее виды и свойства - в помощь студенту

Содержание слайдов

Номер слайда 1

Подходы к понятию информации, ее виды и свойства. Основные информационные процессы и их реализация с помощью компьютеров: обработка, хранение, поиск и передача информации.

Номер слайда 2

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Рынки ресурсов - в помощь студенту

Оценим за полчаса!

Слово «информация» происходит от латинского слова informatio,что в переводе означает сведение, разъяснение, ознакомление.

Номер слайда 3

Можно выделить следующие подходы к определению информации:традиционный (обыденный): Информация – это сведения, знания, сообщения о положении дел, которые человек воспринимает из окружающего мира с помощью органов чувств (зрения, слуха, вкуса, обоняния, осязания). вероятностный : Информация – это сведения об объектах и явлениях окружающей среды, их параметрах, свойствах и состоянии, которые уменьшают имеющуюся о них степень неопределённости и неполноты знаний.

Номер слайда 4

Виды информации. По способам восприятия: Визуальная, Аудиальная, Тактильная, Обонятельная, Вкусовая.

Номер слайда 5

По общественному значению: Массовая — обыденная, общественно-политическая, эстетическая. Специальная — научная, техническая, управленческая, производственная. Личная – наши знания, умения, интуиция

Номер слайда 6

Основные свойства информации: Объективность – не зависит от чего-либо мнения. Достоверность – отражает истинное положение дел. Полнота – достаточна для понимания и принятия решения.

Актуальность – важна и существенна для настоящего времени. Ценность (полезность, значимость)- обеспечивает решение поставленной задачи, нужна для того чтобы принимать правильные решения.

Понятность (ясность)– выражена на языке, доступном получателю

Номер слайда 7

По формам представления: Текстовая, Числовая, Графическая, Звуковая,Символьная,Комбинированная и т. д.

Номер слайда 8

Знак и сигнал — форма передачи информации. Передача сигнала — физический процесс, имеющий информационное значение. Аналоговые и дискретные сигналы

Номер слайда 9

Аналоговый сигнал — сигнал, непрерывно изменяющийся по амплитуде и во времени (температура воздуха, сила тока, напряжение, скорость движения). Сигнал называется дискретным, если он может принимать лишь конечное число значений (дискретный — не непрерывный).

Номер слайда 10

Органы чувств человека воспринимают информацию в аналоговой форме: Звуковые волны Вкус Запах

Номер слайда 11

Сигналы, с которыми работает компьютер, называются дискретными или цифровыми. Они обладают двумя важными свойствами:изменяются только в отдельные моменты времени (дискретность, по времени)принимают только несколько возможных значений (дискретность, по уровню)

Номер слайда 12

Дискретизация-это представление единого объекта в виде множества отдельных элементов. Изменение высоты столбика термометра — это аналоговая информация, а записанная температура 36,6° — дискретная, потому что ее округляют до десятых долей градуса

Номер слайда 13

Информационные процессы. Процессы, связанные с поиском, хранением, передачей, обработкой и использованием информации, называются информационными процессами.

Номер слайда 14

1. Поиск. Поиск информации — это извлечение хранимой информации.

Номер слайда 15

2. Сбор и хранение. Сбор информации не является самоцелью. Чтобы полученная информация могла использоваться, причем многократно, необходимо ее хранить. Хранение информации — это способ распространения информации в пространстве и времени.

Номер слайда 16

3. Передача. В процессе передачи информации обязательно участвуют источник и приемник информации: первый передает информацию, второй ее получает. Между ними действует канал передачи информации — канал связи.

Номер слайда 17

4. Обработка. Обработка информации — преобразование информации из одного вида в другой, осуществляемое по строгим формальным правилам.

Номер слайда 18

5. Использование.

Номер слайда 19

6. Защита. Защитой информации называется предотвращение: доступа к информации лицам, не имеющим соответствующего разрешения (несанкционированный, нелегальный доступ); непредумышленного или недозволенного использования, изменения или разрушения информации.

Номер слайда 20

Информационные процессы и ИТ- технологии. В Федеральном законе от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» определены понятия информационных процессов и информационных систем.

Информационные процессы — процессы сбора, обработки, накопления, хранения, поиска и распространения информации.

Информационная система — совокупность содержащейся в базах данных информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий и технических средств.

Номер слайда 21

Понятие «информационная технология».

Любые информационные процессы включают в себя процедуры:-регистрации, -сбора, -передачи, -хранения, -обработки, -выдачи информации- принятия управленческих решений. Информационные технологии (от гр.

techne — искусство, мастерство, умение) представляют собой те средства и методы, с помощью которых реализуются эти процедуры в различных информационных системах.

Номер слайда 22

Таким образом,Информационные ресурсы — это сведения, получаемые в процессе практической деятельности людей, используемые в общественном производстве и управлении.

Информационная технология представляет собой процесс, состоящий из четко регламентированных правил выполнения различных операций с данными, хранящимися в компьютере.

Информационная система — это среда, равноправными элементами которой являются компьютеры, компьютерные сети, программные продукты, базы данных, различного рода технические и программные средства связи и обслуживающий персонал.

Номер слайда 23

Виды информационных технологий. Ручные ИТ, в которых все процедуры сбора, обработки и передачи информации осуществляются вручную человеком.

Автоматизирован-ные ИТ, в которых сбор, обработка и передача информации производится автоматически, а решения принимает человек.

В автоматических ИТ полностью автоматизированы все процедуры сбора, регистрации, передачи и обработки информации, управление технологическим процессом производится также автоматически.

Номер слайда 24

Компьютер — основа информационных технологий Причины популярности компьютеров. невысокая стоимостьпростота использования, удобный интерфейс (меню, пиктограммы, и т.д.);истинная персональность компьютера, т.е.

возможность взаимодействия с ним без посредников и ограничений;относительно высокие возможности по переработке информации (скорость вычислений составляет несколько миллионов операций в секунду, большая емкость оперативной памяти и внешних носителей информации);возможность и простота ремонта, основанные на интеграции компонентов компьютера;возможность расширения и адаптации к особенностям применения компьютеров, когда один и тот же компьютер может быть оснащен различными периферийными устройствами и разным программным обеспечением;наличие программного обеспечения, охватывающего почти все сферы человеческой деятельности;наличие мощных систем для разработки новых программ.

Номер слайда 25

Основные стадии обработки информации

Номер слайда 26

Запустив какое-нибудь приложение (игру, текстовый процессор, электронную таблицу или систему управления базами данных), вы превращаетесь в активного участника процессов ввода, обработки и вывода информации на этом компьютере. Текстовый процессор:ввод — слова, которые вы набираете;обработка — форматирование текста (разбиение на абзацы, выбор шрифта и т.д.);вывод — сохранение текста для повторного использования или его печать.

Номер слайда 27

Электронная таблица:ввод — числа, которые вы вводите или импортируете;обработка — применение к данным одной или нескольких формул;вывод — отображение результатов расчета в численной или графической форме.

База данных:ввод — заполнение формы данных;обработка — сортировка и сохранение записей базы данных;вывод — отчет, содержащий записи, отобранные по какому- либо критерию.

Шахматная игра:ввод — передвижение шахматной фигуры;обработка — определение компьютером лучшего ответного хода;вывод — ход компьютера.

Номер слайда 28

Технологические решения обработки информации. Основные технологии обработки информации и области применения компьютера перекрываются функциональными и типовыми проблемно-ориентированными программными пакетами. Текстовая обработка.

Основным средством текстовой обработки должен служить пакет унифицированного типа подготовки писем, справок, описаний и других текстовых документов. Этот класс программ называется текстовыми процессорами. Табличная обработка.

Основа табличной обработки — динамическая таблица, каждый элемент которой в конечном счете определяет некоторое значение.

Номер слайда 29

Графическая обработка. Наиболее универсальным средством отражения в графическом виде закономерностей изменения числовых данных является деловая графика. Накопление и хранение информации.

Широкий спектр применения программных средств данного типа диктует необходимость разработки нескольких систем управления базами данных (СУБД), отличающихся друг от друга функциональными возможностями. Статистическая обработка информации.

Пакеты статистической обработки информации позволяют изучать тенденции изменения числовых данных и оценивать уровень достоверности результатов. Технологические решения обработки информации

Источник: https://mega-talant.com/biblioteka/prezentaciya-podhody-k-ponyatiyu-informacii-ee-vidy-i-svoystva-informacionnye-processy-obrabotka-hranenie-poisk-i-peredacha-informacii-87384.html

Виды информации в информатике. Понятие и виды информации :

Любой человек каждый день сталкивается с большими объемами различной информации. Она разнообразна, может быть полезной или не очень. Но в любом случае без нее невозможно жить. К информации имеет прямое отношение наука информатика, это объект ее изучения. Ниже мы рассмотрим понятие и виды информации.

Понятие информации, ее виды и свойства - в помощь студенту

Информация – это первичное, базовое понятие в информатике. Его невозможно определить с помощью других, так как их еще нет. Проблема определения осложнена тем, что это понятие используется во многих науках (кибернетика, информатика, биология, физика и др.), и в каждой из них оно связано с разными системами научных знаний.

Информация и физика

В физике есть понятие «энтропия системы», которое является мерой хаоса, беспорядка для термодинамической системы, информация же (антиэнтропия) – это мера ее сложности и упорядоченности. Если увеличивается ее сложность, то величина энтропии становится меньше, а величина информации растет.

Подобный процесс, при котором увеличивается информация, возникает в открытых, саморазвивающихся, обменивающихся энергией и веществом с окружающей средой системах живой природы (белковые организмы и молекулы, популяции животных). Можно сказать, что в физике информацию рассматривают как антиэнтропию.

Понятие информации, ее виды и свойства - в помощь студенту

Информация и биология

В биологии, изучающей живую природу, информация связана с целесообразным поведением живых организмов. Это поведение строится согласно полученным организмом сведениям о внешней среде.

В биологии понятие «информация» применяется также при исследованиях механизмов наследственности, так как известно, что генетическая информация способна передаваться по наследству и храниться в каждой клетке живого организма. Все сведения о строении организмов содержат в себе такие молекулярные структуры как гены. Ученые, зная это, могут создавать точную копию организмов из всего лишь одной клетки (клонирование).

Информация и кибернетика

Кибернетика – это наука об управлении, понятие «информация» в ней связывается с процессами управления в достаточно сложных системах (технических устройствах, живых организмах).

Нормальное функционирование технического устройства или жизнедеятельность каждого организма зависят от управления, благодаря которому могут поддерживаться в нужных пределах значения их параметров.

Получение, хранение, преобразование и передача информации – это процессы управления.

Понятие информации, ее виды и свойства - в помощь студенту

Определения понятия «информация»

Информация – это различные сведения о явлениях и объектах окружающей среды, а также об их свойствах, состояниях и параметрах, которые способны уменьшить имеющуюся неопределенность неполноты знаний о них. Это одна из исходных общенаучных категорий, которая отражает структуру материи и способы ее познания, она не может быть сведена к другим, более простым понятиям.

Понятие информации, ее виды и свойства - в помощь студенту

Информация – это представление (понимание, интерпретация, смысл), которое возникает в аппарате мышления человека, сразу после того как он получает данные, взаимоувязанное с предшествующими понятиями и знаниями. Это содержание сигнала или сообщения, сведения, которые рассматриваются в процессе их восприятия или передачи.

Особенность информации

У информации существует характерная особенность, которая отличает ее от прочих объектов общества и природы – это дуализм, так как на ее свойства могут влиять свойства данных, которые составляют ее содержательную часть, а также методов, которые взаимодействуют с данными в ходе информационного процесса.

Исключительность информации

Информация проявляется только в том случае, если имеются объекты, которые находятся в контакте между собой.

Обмен ею происходит не между любыми объектами, а только между теми, которые являются организованной структурой (системой).

Элементами такой системы могут являться не обязательно люди: обмен различными сведениями может осуществляться между животными и растениями, живой и неживой природой, устройствами и людьми.

Понятие информации, ее виды и свойства - в помощь студенту

Виды информации в информатике

Человек всю свою историю пытался преобразовать природу и общество, в ходе этого возникала все новая и новая информация. Мы рассмотрим все виды информации. Таблица представлена ниже.

Виды информации
По форме представления По способам восприятия По типу сигнала
  • Графическая
  • Числовая
  • Звуковая
  • Текстовая
  • Визуальная
  • Комбинированная
  1. Аудиальная
  2. Тактильная
  3. Обонятельная
  4. Вкусовая
Аналоговая (непрерывная)Знаковая (дискретная)

Далее рассмотрим виды информации в информатике более подробно.

Виды информации по форме представления

Информация может быть представлена разными формами. Мы воспринимаем текстовую информацию (представленную в виде символов алфавита какого-либо языка), читая книги, журналы, газеты, ищем ее в текстовом виде по средствам сети Интернет.

Одновременно с ней можем получать и символьные сведения, которые состоят из цифр в различных системах счисления. Глядя на всевозможные иллюстрации, картины, схемы, чертежи, графики, мы способны воспринять графический вид информации.

Звуковые сообщения поступают к нам от других людей, которые говорят что-то, мы слышим их с помощью радио, звуковоспроизводящих устройств. Но чаще всего мы предпочитаем комбинированный вид получения сведений, когда нам, например, не только рассказывают, но и показывают; рассказывают и дают прочитать это самостоятельно.

Он оказывает на нас наибольшее влияние. Рассмотренные виды информации в информатике встречаются постоянно в повседневной жизни любого человека, и мы вольно или невольно воспринимаем ее, она откладывается у нас памяти.

Читайте также:  Классификация затрат для принятия решений - в помощь студенту

Виды информации по способам восприятия

Урок информатики, на котором рассматриваются виды информации, способен дать сведения о том, что она может быть воспринята по-разному, разными органами чувств.

Визуальная — воспринимается при помощи зрения, аудиальная – слуха, тактильная – ощущений, обонятельная – запаха, а данные о вкусе дает нам язык. Отдельные виды информации в информатике могут восприниматься разными людьми по-разному.

Кто-то больше запоминает, если что-то услышал, другой – если увидел, а третий – если потрогал.

Понятие информации, ее виды и свойства - в помощь студенту

Виды информации по типу сигнала

В информатике принято различать основные виды информации: аналоговую (непрерывную) и знаковую (дискретную). Знаковая может передаваться, обрабатываться и храниться в виде множества различных символов.

Ее можно содержать в рукописных и печатных документах, она способна отразить состояние цифровых автоматов и т. п.

Противоположностью этому виду является непрерывная информация, которая воплощается в звуковых, зрительных и прочих образах, ее еще можно наблюдать в непрерывных траекториях процессов (кардиограмма, осцилограмма).

Можно сказать, что все сведения могут быть представлены в аналоговом виде (свет, звук) или последовательностью отдельных сигналов (компьютерный код, электрические импульсы).

Рассмотренные выше понятие и виды информации дают понять, как она многообразна и многолика. Каждый из нас ее постоянно воспринимает, обрабатывает, передает. Без нее невозможна наша жизнь. Виды и средства информации менялись на протяжении истории человечества. От зарубок на стенах пещер и примитивной речи мы перешли к современному уровню развития.

Источник: https://www.syl.ru/article/172943/new_vidyi-informatsii-v-informatike-ponyatie-i-vidyi-informatsii

Понятие и свойства информации, ее виды

Понятие и свойства информации, ее виды

Термин информация происходит от латинского слова informatio, что означает «сведения, разъяснения, изложение». Информация — это настолько общее и глубокое понятие, что его нельзя объяснить одной фразой.

В это слово вкладывается различный смысл в технике, науке и в житейских ситуациях. В обиходе информацией называют любые данные или сведения, которые кого-либо интересуют, например сообщение о каких-либо событиях, о чьей-либо деятельности и т. п.

«Информировать» в этом смысле означает «сообщить нечто, неизвестное раньше».

Информация сведения об объектах и явлениях окружающей среды, их параметрах, свойствах и состоянии, которые воспринимают информационные системы (живые организмы, управляющие машины и др.) в процессе жизнедеятельности и работы.

Одно и то же информационное сообщение (статья в газете, объявление, письмо, телеграмма, справка, рассказ, чертеж, радиопередача и т. п.) может содержать разное количество информации для разных людей в зависимости от их накопленных знаний, от уровня понимания этого сообщения и интереса к нему.

Так, сообщение, составленное на японском языке, не несет никакой новой информации человеку, не знающему этого языка, но может быть высокоинформативным для человека, владеющего японским.

Никакой новой информации не содержит и сообщение, изложенное на знакомом языке, если его содержание непонятно или уже известно.

Информация есть характеристика не сообщения, а соотношения между сообщением и его потребителем. Без наличия потребителя, хотя бы потенциального, говорить об информации бессмысленно.

В случаях, когда говорят об автоматизированной работе с информацией посредством каких-либо технических устройств, обычно в первую очередь интересуются не содержанием сообщения, а тем, сколько символов это сообщение содержит.

Применительно к компьютерной обработке данных под информацией понимают некоторую последовательность символических обозначений (букв, цифр, закодированных графических образов и звуков и т. п.

), несущую смысловую нагрузку и представленную в понятном компьютеру виде. Каждый новый символ в такой последовательности символов увеличивает информационный объем сообщения.

Информация может существовать в виде:

  • текстов, рисунков, чертежей, фотографий;
  • световых или звуковых сигналов;
  • радиоволн;
  • электрических и нервных импульсов;
  • магнитных записей;
  • жестов и мимики;
  • запахов и вкусовых ощущений;
  • хромосом, посредством которых передаются по наследству признаки и свойства организмов, и т. д.

Предметы, процессы, явления материального или нематериального свойства, рассматриваемые с точки зрения их информационных свойств, называются информационными объектами.

Что можно делать с информацией

создаватьприниматькомбинироватьхранитьпередаватькопироватьобрабатыватьискатьвосприниматьформализоватьделить на частиизмерятьиспользоватьраспространятьупрощатьразрушатьзапоминатьпреобразовыватьсобиратьи т. д.

  • Все эти процессы, связанные с определенными операциями над информацией, называются информационными процессами.
  • Свойства информации
  • Информация обладает следующими свойствами:
  • достоверность
  • полнота
  • точность
  • ценность
  • своевременность
  • понятность
  • доступность
  • краткость и т. д.

Информация достоверна, если она отражает истинное положение дел. Недостоверная информация может привести к неправильному пониманию или принятию неправильных решений. Достоверная информация со временем может стать недостоверной, так как она обладает свойством устаревать, т. е. перестает отражать истинное положение дел.

Информация полна, если ее достаточно для понимания и принятия решений. Как неполная, так и избыточная информация сдерживает принятие решений или может повлечь ошибки. Точность информации определяется степенью ее близости к реальному состоянию объекта, процесса, явления и т. п.

Ценность информации зависит от того, насколько она важна для решения задачи, а также от того, насколько в дальнейшем она найдет применение в каких-либо видах деятельности человека. Только своевременно полученная информация может принести ожидаемую пользу.

Одинаково нежелательны как преждевременная подача информации (когда она еще не может быть усвоена), так и ее задержка. Если ценная и своевременная информация выражена непонятным образом, она может стать бесполезной.

Информация становится понятной, если она выражена языком, на котором говорят те, кому предназначена эта информация. Информация должна преподноситься в доступной (по уровню восприятия) форме. Поэтому одни и те же вопросы по-разному излагаются в школьных учебниках и научных изданиях.

Информацию по одному и тому же вопросу можно изложить кратко (сжато, без несущественных деталей) или пространно (подробно, многословно). Краткость информации необходима в справочниках, энциклопедиях, всевозможных инструкциях.

Понятие «информация» используется в различных науках, при этом в каждой науке понятие «информация»связано с различными системами понятий. Информация в биологии: Биология изучает живую природу и понятие «информация» связывается с целесообразным поведением живых организмов.

В живых организмах информация передается и храниться с помощью объектов различной физической природы (состояние ДНК), которые рассматриваются как знаки биологических алфавитов. Генетическая информация передается по наследству и хранится во всех клетках живых организмов. Философский подход: Информация это взаимодействие, отражение, познание. Кибернетический подход: Информация это характеристики управляющего сигнала, передаваемого по линии связи.

  1. Можно выделить следующие подходы к определению информации:
  2. * традиционный (обыденный) — используется в информатике: Информация это сведения, знания, сообщения о положении дел, которые человек воспринимает из окружающего мира с помощью органов чувств (зрения, слуха, вкуса, обоняния, осязания).
  3. * вероятностный — используется в теории об информации: Информация это сведения об объектах и явлениях окружающей среды, их параметрах, свойствах и состоянии, которые уменьшают имеющуюся о них степень неопределённости и неполноты знаний.
  4. Для человека: Информация это знания, которые он получает из различных источников с помощью органов чувств
  5. Знания делят на две группы:
  6. 1. Декларативные от слова декларация (утверждения, сообщения) начинаются со слов «Я знаю, что …»;
  7. 2. Процедурные определяют действия для достижения какой-либо цели, начинаются со слов «Я знаю, как …»
  8. Классификация информации
  9. По способам восприятияВизуальная, Аудиальная, Тактильная, Обонятельная, вкусовая;
  10. По формам представления Текстовая, Числовая, Графическая, Музыкальная,Комбинированная и тд.
  11. По общественному значению: Массовая — обыденная, общественно-политическая, эстетическая
  12. Специальная — научная, техническая, управленческая, производственная
  13. Личная наши знания, умения, интуиция
  14. Основные свойства информации:
  15. Объективность не зависит от чего-либо мнения
  16. Достоверность отражает истинное положение дел
  17. Полнота достаточна для понимания и принятия решения
  18. Актуальность важна и существенна для настоящего времени
  19. Ценность (полезность, значимость)обеспечивает решение поставленной задачи, нужна для того чтобы принимать правильные решения
  20. Понятность (ясность)выражена на языке, доступном получателю
  21. Кроме этого информация обладает еще следующими свойствами:
  22. 1) Атрибутивные свойства (атрибут неотъемлемая часть чего-либо). Важнейшими среди них являются:- дискретность (информация состоит из отдельных частей, знаков) и непрерывность (возможность накапливать информацию)
  23. 2) Динамические свойства связаны с изменением информации во времени:
  24. — копирование размножение информации
  25. — передача от источника к потребителю
  26. — перевод с одного языка на другой
  27. — перенос на другой носитель
  28. — старение (физическое носителя, моральное ценностное)
  29. 3) Практические свойства — информационный объем и плотность

Информация храниться, передается и обрабатывается в символьной (знаковой) форме. Одна и та же информация может быть представлена в различной форме:1) Знаковой письменной, состоящей из различных знаков среди которых выделяют символьную в виде текста, чисел, спец.

символов; графическую; табличную и тд.; 2) В виде жестов или сигналов; 3) В устной словесной форме (разговор).

Представление информации осуществляется с помощью языков, как знаковых систем, которые строятся на основе определенного алфавита и имеют правила для выполнения операций над знаками.

  • Язык определенная знаковая система представления информации. Существуют:
  • Естественные языки разговорные языки в устной и письменной форме. В некоторых случаях разговорную речь могут заменить язык мимики и жестов, язык специальных знаков (например, дорожных);
  • Формальные языки специальные язык

Источник: https://www.studsell.com/view/119508/

ИНФОРМАЦИЯ, ЕЁ ВИДЫ И СВОЙСТВА. План лекции

1 ИНФОРМАЦИЯ, ЕЁ ВИДЫ И СВОЙСТВА

2 План лекции: 1. Базовые понятия теории информации 2. Информация: понятие, свойства и особенности 3. Оценка информации 4. Классификация информации

3 1. Базовые понятия теории информации Данные — это совокупность сведений, зафиксированных на определенном носителе в форме, пригодной для постоянного хранения, передачи и обработки. Информация — это результат преобразования и анализа данных.

4 Информацию можно отнести к абстрактным понятиям типа математических, однако ряд ее особенностей приближает информацию к материальному миру: информацию можно получить, записать, передать, стереть, информация не может возникнуть из ничего.

5 Но есть и особенности, отличающие информацию от других субстанций реального мира: при передаче информации из одной системы в другую количество ее в передающей системе не уменьшается, хотя в принимающей системе оно, как правило, увеличивается.

информация не зависит от ее носителя, так как возможны ее преобразование и передача по различным физическим средам с помощью разнообразных физических сигналов безотносительно к ее семантике, т.е.

содержательности, смыслу, информация о любом материальном объекте может быть получена путем наблюдения, натурного или вычислительного эксперимента или путем логического вывода.

6 Информация это новые сведения (сообщения), которые могут быть использованы человеком для совершенствования его деятельности и пополнения знаний. Сообщение – это форма представления информации в виде речи, текста, изображения, цифровых данных, графиков, таблиц и т.п.

7 Схема среды передачи информации

8 Знания – это зафиксированная и проверенная практикой обработанная информация, которая использовалась и может многократно использоваться для принятия решений. Знания – это вид информации, которая хранится в базе знаний и отображает знания специалиста о конкретной предметной области.

9 Взаимосвязь данных, информации и знаний в процессе принятия решений

10 2.Информация: понятие, свойства и особенности Информация (с точки зрения кибернетики) — это сведения об объектах и явлениях окружающей среды, их параметрах, свойствах и состоянии, которые уменьшают имеющуюся о них степень неопределенности, неполноты знаний. Информация (с точки зрения ИТ) — это то, что является объектом передачи, преобразования и хранения.

11 Информация — это сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления.

Конфиденциальная информация — это документированная информация, доступ к которой ограничивается в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Документированная информация (документ) зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать.

12 Свойства информации: 1.Полнота; 2.Точность; 3.Достоверность; 4.Устойчивость; 5.Актуальность; 6.Своевременность; 7.Оперативность; 8.Систематичность; 9.Документальность.

13 3. Оценка информации Адекватность информации это уровень соответствия образа, создаваемого с помощью информации, реальному объекту, процессу, явлению. Адекватность информации может выражаться в трех формах: синтаксической, семантической и прагматической.

14 4. Классификация информации 1. По виду обслуживаемой ею человеческой деятельности; 2. По форме представления; 3. По характеру источников информации; 4. В зависимости от типа носителя; 5. По стабильности во времени

15 Процесс информатизации в российском образовании В России имеется ряд объективных предпосылок, способствующих переходу к информационному обществу. Среди них: быстрое развитие материальной базы информационной сферы; информатизация многих отраслей производства и управления; активное вхождение в мировое сообщество; подготовленность общественного сознания и другие.

16 Процесс информатизации в российском образовании Основой российского пути информатизации должны явиться: информатизация всей системы общего и специального образования от детского сада до окончания высшей школы и последующих форм подготовки и переподготовки специалистов; формирование и развитие индустрии информационных и коммуникационных услуг, в том числе домашней компьютеризации, ориентированной на массового потребителя; обеспечение сферы информационных услуг духовным содержанием, отвечающим российским культурно- историческим традициям, в том числе организация мощного русскоязычного сектора в Интернете.

17 Процесс информатизации в российском образовании По мере продвижения к информационному обществу все более острой становится проблема защиты права личности, общества и государства на конфиденциальность.

В 2000 году в России была принята Доктрина информационной безопасности Российской Федерации.

В ней определен перечень информационных объектов, требующих защиты, национальные интересы в информационной сфере, а также методы обеспечения информационной безопасности страны.

18 Процесс информатизации в российском образовании К объектам информационной безопасности относятся: все виды информационных ресурсов; права граждан, юридических лиц и государства на получение, распространение и использование информации, защиту информации и интеллектуальной собственности; система формирования, распространения и использования информационных ресурсов, включающая в себя информационные системы различного класса и назначения, библиотеки, архивы, базы и банки данных; информационная инфраструктура, включающая центры обработки и анализа информации, каналы информационного обмена и телекоммуникации, механизмы обеспечения функционирования телекоммуникационных систем и сетей; система формирования общественного сознания, базирующаяся на средствах массовой информации и пропаганды.

19 В настоящее время в Российской федерации реализуются следующие программы в сфере информатизации образования: 1. Информатизация сельских школ; 2. Информационная система учебного книгоиздания.

Проект предусматривает создание информационной электронной системы по учебному книгоизданию, обеспечивающей потребителя и заказчика полной и достоверной информацией об имеющейся на рынке образовательной литературе и дающей возможность непосредственной оперативной связи между различными участниками рынка учебного книгоиздания, потребителями образовательной литературы.

В рамках проекта будет создана единая электронная база данных по учебной литературе, на ее основе будет выпущен каталог в твердой копии и в электронной версии;

20 В настоящее время в Российской федерации реализуются следующие программы в сфере информатизации образования: 3.

Развитие единой образовательной информационной среды — создание и развитие в Российской Федерации единой образовательной информационной среды, обеспечивающей: единство образовательного пространства на всей территории страны; повышение качества образования во всех регионах России; сохранение, развитие и эффективное использование научно- педагогического потенциала страны; создание условий для поэтапного перехода к новому уровню образования на основе информационных технологий; создание условий для предоставления российских образовательных услуг русскоязычному населению за рубежом

21 В настоящее время в Российской федерации реализуются следующие программы в сфере информатизации образования: 4. Федерация Интернет Образования — некоммерческая организация, созданная в 2000 году.

Цель ФИО — содействие развитию Интернет-образования в нашей стране. Поколение.ru — один из проектов ФИО.

Его цель — преодоление серьезного отставания России от других мировых держав в информатизации образования;

22 В настоящее время в Российской федерации реализуются следующие программы в сфере информатизации образования: 4. Программа Intel «Обучение для будущего» – всемирная благотворительная программа профессионального развития учителей, которая на сегодня охватывает более 10 миллионов педагогов более чем в 70 странах мира.

Читайте также:  Язычество на руси - в помощь студенту

Программа призвана помочь учителям наиболее полно освоить новейшие информационные и педагогические технологии, расширить их использование в повседневной работе с учащимися и при подготовке учебных материалов к урокам, в проектной работе и самостоятельных исследованиях школьников. В России Программа стартовала в ноябре 2001 г.

при поддержке Министерства образования РФ. Россия вошла в тройку лидеров по количеству педагогов, участвовавших в программе повышения квалификации. С февраля 2002 года по июнь 2013 года в рамках Программы обучено около 1 миллиона педагогов и студентов социально- педагогических специальностей.

Более 150 образовательных организаций в 80 регионах России сотрудничали с программой в течение этих лет.

Источник: http://www.myshared.ru/slide/1332539/

Понятие об информации, ее свойства. Предмет и задачи информатики

Описание: Вопервых нельзя рассматривать информацию как совокупность данных которые могут быть усвоены и преобразованы в знания т. Информация – это продукт взаимодействия данных и адекватных им методов.

Информация не является статическим объектом – она динамически меняется и существует только в момент взаимодействия данных и методов. Следует отметить диалектический характер взаимодействия данных и методов.

  • Дата добавления: 2015-01-17
  • Размер файла: 10.12 KB
  • Работу скачали: 2 чел.

Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск

Лекция №1

Понятие об информации, ее свойства. Предмет и задачи информатики.

Представление числовой и текстовой, графической и звуковой информации.

Несмотря на то что с понятием информации мы сталкиваемся ежедневно, строгого и общепризнанного ее определения до сих пор не существует, поэтому вместо определения используют понятие об информации, а понятия вводятся на примерах, причем каждая научная дисциплина делает это по-своему.

Во-первых, нельзя рассматривать информацию как совокупность данных, которые могут быть усвоены и преобразованы в знания, т.к. средства вычислительной техники могут обрабатывать информацию без участия человека. Информация – это продукт взаимодействия данных и адекватных им методов.

Информация не является статическим объектом – она динамически меняется и существует только в момент взаимодействия данных и методов. Таким образом, информация существует только в момент протекания информационного процесса.

Следует отметить диалектический характер взаимодействия данных и методов. Информация возникает и существует в момент диалектического взаимодействия объективных данных и субъективных методов. Данные являются объективными, поскольку это результат регистрации сигналов, а методы являются субъективными, т.к. их составляют люди.

Свойства информации

Информация является динамическим объектом и как объект обладает свойствами: объективность, полнота, достоверность, адекватность, доступность, актуальность. Объективность информации является относительным, если учесть, что методы являются субъективными.

В ходе информационного процесса степень объективности информации всегда понижается. Например, принято считать фотоснимок природного объекта более объективным, чем выполненный человеком рисунок. Полнота информации характеризует ее качество и определяет достаточность данных для принятия решений.

Достоверность информации является более высокой, если полезные сигналы зарегистрированы более четко и меньше посторонних сигналов, «информационного шума». Адекватность информации – это степень соответствия реальному объективному состоянию дела.

Неадекватная информация может возникнуть в случае применения к данным неадекватных методов. Доступность информации – мера возможности получить ту или иную информацию. На степень доступности информации влияют одновременно как доступность данных, так и доступность адекватных методов.

Актуальность информации – это степень соответствия информации текущему моменту времени. Нередко с актуальностью, как и с полнотой, связывают коммерческую ценность информации.

Предмет и задачи информатики

Информатика – это техническая наука, систематизирующая приемы создания, хранения, воспроизведения, обработки и передачи данных средствами вычислительной техники, а также принципы функционирования этих средств и методы управления ими.

Предмет информатики составляют следующие понятия: аппаратное обеспечение средств вычислительной техники; программное обеспечение средств вычислительной техники; средства взаимодействия аппаратного и программного обеспечения; средства взаимодействия человека с аппаратными и программными средствами.

В информатике особое внимание уделяется вопросам взаимодействия (интерфейс). Методы и средства взаимодействия человека с аппаратными и программными средствами называют пользовательским интерфейсом. Существуют аппаратные, программные, аппаратно – программные интерфейсы.

Основной задачей информатики является систематизация приемов и методов работы с аппаратными и программными средствами вычислительной техники.

  1. В составе основных задач информатики сегодня можно выделить следующие направления: архитектура вычислительных систем (приемы и методы построения систем, предназначенных для автоматической обработки данных); интерфейсы вычислительных систем (приемы и методы управления аппаратным и программным обеспечением); программирование (приемы и методы разработки компьютерных программ); преобразование данных (приемы и методы преобразования структур данных); защита информации; автоматизация (функционирование программно – аппаратных средств без участия человека); стандартизация (обеспечение совместимости между аппаратным и программными средствами, а также меджу форматами представления данных, относящихся к различным типам вычислительных систем).
  2. Представление числовой и текстовой,
  3. графической и звуковой информации

В ходе информационного процесса данные преобразуются из одного вида в другой с помощью методов. Данные – диалектическая составляющая часть информации. Они представляют собой зарегистрированные сигналы, физический метод регистрации может быть любым: механический, электрический, магнитный, оптический, химический.

В структуре возможных операций с данными можно выделит: сбор данных – накопление информации с целью обеспечения достаточной полноты для принятия решений, формализация данных – приведение данных, поступающих их различных источников, к одинаковой форме, чтобы сделать их сопоставимыми между собой, фильтрация, сортировка, архивация, защита, транспортировка, преобразование.

Для автоматизации работы с данными, относящимися к различным типам, очень важно унифицировать их форму представления – для этого используют кодирование. Система кодирования в вычислительной технике называется двоичным кодированием, представление двоичными цифрами 0 и 1 (бит). Целые числа кодируются двоичным кодом просто: разделить десятичное число с остатком на 2.

Затем неполное частное, полученное от такого деления, нужно снова разделить с остатком на 2 и т.д., пока последнее полученное неполное частное не станет равным 0. Представлением числа в двоичном коде будет последовательность остатков деления «(0 и 1)», записанных в обратном порядке их получения. (Пример).

Для перевода правильной десятичной дроби в двоичную систему необходимо десятичную дробь умножать на 2, затем дробную часть полученного произведения снова умножить на 2 и т.д., до тех пор, пока дробная часть очередного произведения не станет равной 0 либо не будет достигнута требуемая точность изображения.

Представление дроби в двоичном коде будет последовательность целых частей полученных произведений, записанных в порядке их получения. Как правило, правильная десятичная дробь в двоичном коде будет бесконечным двоичным числом, т.е. десятичные дроби в памяти ЭВМ представляются приближенно. (Пример)

Кодирование текстовых данных происходит следующим образом: Если каждому символу алфавита сопоставить определенное целое число (порядковый номер), то с помощью двоичного кода можно кодировать и текстовую информацию. Восьми двоичных разрядов достаточно для кодирования 256 различных символов.

Этого хватит, чтобы выразить различными комбинациями восьми битов все символы английского и русского языков, знаки препинания, специальные символы. Существуют системы кодирования ASCII – стандартный код информационного обмена. В этой системе закреплены две таблицы кодирования – базовая и расширенная.

Базовая закрепляет значения кодов от 0 до 127, а расширенная от 128 до 255. Первые 32 кода базовой таблицы, начиная с нулевого, отданы производителям аппаратных средств. Это управляющие коды, не выводятся ни на экран, ни на печать. Начиная с кода 32 по код 127 размещаются коды символов английского алфавита, цифры, знаки препинания, со 128 по 255 национальные коды.

Существует 16 – разрядное кодирование символов – UNICODE, универсальная. Шестнадцать разрядов позволяют обеспечить уникальные коды для 65536 различных символов.

Характерный узор из мельчайших точек называется растром. Линейные координаты и яркость точки выражаются целыми числами. Представление черно – белых иллюстраций в виде комбинации точек с 256 градациями серого цвета образует растровую графику.

Для кодирования цветных графических изображений применяется принцип декомпозиции произвольного цвета на основные составляющие. В качестве таких составляющих используют три основных цвета: красный, зеленый, синий. Любой цвет можно получить путем механического смешения. Такая система кодирования называется RGB.

Кодирование звуковой информации – метод FM. Основан на том, что теоретически любой сложный звук можно разложить на последовательность простейших гармонических сигналов разных частот (правильную синусоиду), следовательно, может быть описан кодом.

Разложение в гармонические ряды выполняют с помощью устройства АЦП (аналогово-цифрового преобразователя). Обратное преобразование для воспроизведения звука, закодированного числовым кодом, выполняют цифро-аналоговые преобразователи (ЦАП).

Также используется метод таблично-волнового синтеза. В заранее подготовленных таблицах хранятся образцы звуков для множества различных музыкальных инструментов. Такие образцы называются сэмплами.

Основные структуры данных

Работа с большими наборами данных автоматизируется проще, когда данные упорядочены, т.е. образуют структуру. Существуют три основных типа структур данных: линейная, иерархическая, табличная. Их можно рассмотреть на примере обычной книги. Линейные структуры – это хорошо знакомые списки.

Список – простейшая структура данных, отличается тем, что каждый элемент данных однозначно определяется своим номером в массиве. Проставляя номера на отдельных страницах рассыпанной книги, мы создаем структуру списка.

Табличные структуры отличаются от списочных тем, что элементы данных определяются адресом ячейки, который состоит не из одного параметра, как в списках, а из нескольких. Нерегулярные данные, которые трудно представить в виде списка или таблицы, часто представляют в виде иерархической структуры.

 Иерархическую структуру имеет система почтовых адресов. В иерархической структуре адрес каждого элемента определяется путем доступа (маршрутом), ведущим от вершины структуры к данному элементу. Иерархическая структура используется для быстрого поиска данных.

Например, книги разбиваются на части, разделы, главы, параграфы и т.д. В книгах с простой иерархической структурой  применяется оглавление, а в книгах со сложной структурой содержание.

Центральное место в информатике занимает компьютер – электронное устройство для автоматической обработки информации.

Выделим три основные области применения ЭВМ: 1) математические расчеты, математическое моделирование объектов и процессов; 2) автоматизация различных видов человеческой деятельности и управления ими (АСУП – автоматизированная система управления производством, САПР – система автоматизации проектных работ, АРМ – автоматизированные рабочие места и т.д.); 3) информационные системы и средства коммуникации (создание банков данных, расширение доступа к образованию, облегчение быта).

Принципы фон Неймана, структура компьютера

В 1945 г. Джон фон Нейман описал общие принципы функционирования универсальных вычислительных устройств.

По мнению фон Неймана ЭВМ состоит из: 1) арифметико – логического устройства (АЛУ), предназначенного для выполнения арифметических и логических операций; 2) устройства управления (УУ), организующего процесс выполнения программы; 3) оперативно запоминающего устройства (ОЗУ), для хранения исходных данных и программ; 4) внешнего устройства для ввода и вывода информации.

ОЗу состоит из пронумерованных ячеек, в каждой из которых могут находиться или обрабатываться данные либо команды программ. Номер ячейки называется адресом ячейки. Ячейка состоит из разрядов, 8 разрядная ячейка памяти – байт, более крупные ячейки: 2-байтовые – полуслово, 4-байтовые – слово.

Первый принцип фон Неймана гласит, что все ячейки памяти (ОЗУ) должны быть одинаково доступны для всех других устройств компьютера, время доступа для чтения или записи информации должно быть одинаково для всех ячеек памяти и не зависеть от момента доступа. Этот принцип называется принципом произвольного доступа к основной памяти.

Второй принцип фон Неймана – принцип хранимой программы. Он гласит: программа, предназначенная для решения поставленной задачи, вводится в ОЗУ с внешнего устройства и хранится в ней наряду с обрабатываемыми данными.

Программа выполняется автоматически по сигналу из устройства управления. Этот принцип делает ЭВМ универсальным средством обработки информации. Теперь АЛУ объединено с УУ, такой объединенный блок называется центральным процессором.

Существуют компьютеры с несколькими параллельно работающими процессорами.

Источник: http://refleader.ru/otryfsbewotr.html

Понятие информации, ее виды

В настоящее время при обсуждении проблем информации существуют три точки зрения. Первая отождествляет понятие «информация» со знанием. Хотя данный подход широко критикуется в отечественной литературе, во многих научных трудах он имеет место.

Вторая точка зрения ограничивает предметную область понятия «информация» социальными и биологическими процессами, отвергая существование информационных процессов в неорганической природе. Третья точка зрения, широко используемая в настоящее время, связана с атрибутивным понятием информации.

Впервые атрибутивное понятие информации было сформулировано Н. Винером, полагавшим, что все явления в природе охватываются тремя основными понятиями: вещество, энергия, информация. В отличие от Н.

Винера, не рассматривавшего взаимосвязь этих компонентов, многие современные авторы тесно увязывают их и рассматривают как единую систему.

Термин «информация» происходит от латинского слова «informatio» – разъяснение, изложение, осведомленность. Понятие информации должно быть связано с определенным объектом, свойства которого она отражает.

Кроме того, наблюдается относительная независимость информации от носителя, поскольку возможны ее преобразование и передача по различным физическим средам с помощью разнообразных физических сигналов независимо от ее содержания, т.е.

семантики, что и явилось центральным вопросом многих исследований, в том числе и в области философии. Информация о любом материальном объекте может быть получена путем наблюдения, натурного либо вычислительного эксперимента, а также на основе логического вывода.

Поэтому говорят о доопытной, или априорной информации и послеопытной, т.е. апостериорной, полученной в итоге эксперимента.

При обмене информацией имеют место источник в виде объекта материального мира и приемник – человек либо какой-то материальный объект.

Информация возникает за счет отражения, которое является свойством всей материи, любой материальной системы.

Свойство отражения совершенствуется по мере развития материи от элементарного отражения до высшей его формы – сознания. Процесс отражения означает взаимодействие объектов материального мира.

Информация – результат отражения. Информация отображает некоторый образ реального мира, который в дальнейшем может существовать независимо от материального объекта.

Действительно, для описания естественных либо искусственно созданных объектов используют информационные модели, которые далее могут быть исходным материалом для разработки систем. Очень важно, чтобы эти модели были адекватны реальным объектам.

Любое исследование сопровождается большим объемом информации, которая требует обработки, представления и использования зачастую в реальном масштабе времени. Таким образом, понятие информации предполагает наличие двух объектов – источника информации и потребителя. Важно, чтобы информация для потребителя имела смысл.

Потребитель информации может ее оценивать в зависимости от того, где и для какой конкретной задачи информация используется. Поэтому выделяют такие аспекты информации, как прагматический, семантический и синтаксический.

Прагматический аспект связан с возможностью достижения поставленной цели с использованием получаемой информации. Этот аспект информации влияет на поведение потребителя. Если информация была эффективной, то поведение потребителя меняется в желаемом направлении, т.е. информация имеет прагматическое содержание. Таким образом, этот аспект характеризует поведенческую сторону проблемы.

Семантический аспект позволяет оценить смысл передаваемой информации и определяется семантическими связями между словами или другими смысловыми элементами языка.

Синтаксический аспект информации связан со способом ее представления. В зависимости от реального процесса, в котором участвует информация (осуществляется ее сбор, передача, преобразование, отражение, представление, ввод или вывод), она представляется в виде специальных знаков, символов.

Источник: https://studme.org/59719/informatika/ponyatie_informatsii_vidy

Ссылка на основную публикацию