Поддержка бедных слоев населения — в помощь студенту

Поддержка бедных слоев населения - в помощь студенту

Система соцподдержки не поддерживает бедных и в ближайшие годы не сможет /А. Гордеев

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

На социальную защиту федеральный и региональные бюджеты тратят около 2,7% ВВП – 2,23 трлн руб. в 2015 г. (без учета пенсий и прочих страховых выплат): это около 9% всех их расходов. Но число бедных не снижается.

Лишь порядка четверти этих средств направлены на сокращение нуждаемости, посчитали эксперты Независимого института социальной политики (НИСП): у остальных выплат – другие цели. Если понимать под соцзащитой поддержку нуждающихся, то социальные расходы в России этому способствуют мало, заключает директор НИСП Лилия Овчарова.

Федеральный бюджет направляет на соцзащиту 1,4 трлн руб., или около 9% всех своих расходов (2015 г.), из них лишь 40,5 млрд руб., или 3% соцвыплат, можно отнести к адресным – это федеральная доплата к пенсии до уровня прожиточного минимума. У регионов к адресной соцпомощи можно отнести около 25% выплат, посчитали в НИСП.

Почти половина всех нестраховых социальных выплат федерального бюджета приходится на материнский капитал – он выплачивается и бедным, и богатым, — и на денежную выплату инвалидам, где критерием нуждаемости служит понесенный ущерб. Еще четверть средств – выплаты за особые условия труда (северянам, врачам, учителям): по сути, это поддержка бизнеса и занятых в бюджетной сфере.

Всего федеральный бюджет оказывает около 300 мер поддержки 210 категориям получателей, число которых составляет 20-22 млн человек (с учетом дублирования, так как один человек может получать несколько видов помощи).

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Целые числа - в помощь студенту

Оценим за полчаса!

Региональные бюджеты оказывают помощь 38 млн граждан (также с учетом возможного дублирования), из них около 40% получают ее за особые заслуги перед государством и обществом.

Кроме выплат есть льготы (например, по оплате жилищно-коммунальных услуг), а также немонетизированные услуги (например, лекарственное обеспечение), вместо которых можно взять деньги. Но, к примеру, денежный эквивалент санаторной путевки – чуть более 100 руб.

: люди выбирают, конечно, путевку, однако она достается лишь 10% претендентов. Эффективность подобных мер, тонким слоем «размазанных» на значительную часть населения, крайне низка, заключают эксперты НИСП.

В то же время, например, детское пособие составляет лишь 7% прожиточного минимума – никого такое пособие поддержать не может, констатирует Овчарова.

Нужно двигаться в сторону увеличения доли расходов на поддержку нуждающихся, «если, конечно, соглашаться, что социальная поддержка – это инструмент борьбы с бедностью, а не что-либо иное», говорит Овчарова.

Критерием соцвыплат может быть прожиточный минимум или какая-то привязанная к нему величина, для некоторых выплат (например, на реабилитацию) сумма не должна превышать половину дохода получателя за вычетом прожиточного минимума, предлагает Овчарова.

Правда, придется уточнять, что такое сам доход (по оценкам НИСП, до трети зарплат – в тени), что такое состав семьи (сейчас для одних форм поддержки – это дети и родители, для других – все прописанные в жилище, и т. д.) и сами критерии нуждаемости.

Свои предложения НИСП представит Центру стратегических разработок, который готовит для президента стратегию долгосрочного социально-экономического развития.

«Развернуть» все соцрасходы в сторону адресности не получится, считает Овчарова. По оценкам НИСП, ее долю можно довести до 30% в региональных бюджетах и до 20% — в федеральном, т. е.

перераспределить около 1% ВВП из 2,7%. Это нельзя сделать за год-два, предупреждает Овчарова: «Ремонт системы займет годы, мелкими шажками».

Тем не менее вопрос остается открытым и политический выбор так и не сделан, фиксирует НИСП.

В маневре в пользу адресности соцподдержки могут быть заинтересованы исполнительные власти из-за бюджетных проблем.

Население поддержит маневр, только если будет уверено в его справедливости: повышение адресности выплат должно сопровождаться повышением размера пособий для бедных, иначе оно может стать триггером социальной напряженности, считает Овчарова.

Еще одно условие – подобный «разворот» возможен, только если у людей есть уверенность, что денег в бюджете действительно нет, – а такой уверенности у населения нет, полагает она.

Так что потенциальных противников у разворота системы соцпомощи к бедным гораздо больше, чем сторонников, перечисляет НИСП: для тех же представителей власти сохранение широкого списка льгот и пособий – способ повысить доверие в условиях его дефицита. Органы соцзащиты видят издержки процесса перехода, но не понимают выгод; для бизнеса широкий спектр льгот работникам – способ минимизации собственных издержек.

Причина неэффективности мер соцпомощи – большое число реципиентов при мизерном размере выплат, обусловленное «сословностью» системы, отмечали эксперты Научно-исследовательского финансового института при Минфине (НИФИ): меры соцподдержки «учитывают малейшие нюансы в социальном статусе человека, но абсолютно слепы в отношении уровня его доходов и объективной потребности в помощи от государства». Одна из причин такой громоздкости – льготы для работников бюджетного сектора и чиновников, для которых меры соцподдержки – часть социального пакета.

По оценкам НИФИ, чтобы дотянуть все расходы бедных домохозяйств до прожиточного минимума, нужно менее 1% ВВП, а чтобы в России не было бедных семей с детьми – менее 0,5% ВВП.

«Если перераспределить около 15% средств, которые мы тратим на соцпомощь (включая пенсии), от обеспеченных статусных групп населения наиболее бедным, у нас не останется домохозяйств, находящихся за чертой бедности», — отмечали эксперты НИФИ.

Компенсацию за вред здоровью на производствах целесообразно заменить страхованием, да и чиновников не грех отлучить от субсидий на приобретение жилья, предлагал НИФИ.

Реальные доходы населения к октябрю 2016 г. сократились в сравнении с серединой 2014 г. на 11%, за чертой бедности оказались, по данным за II квартал 2016 г., 21,4 млн человек – 14,6% населения (13,3% в конце 2015 г). По данным Росстата, около 75% совокупного дефицита дохода приходится на семьи с детьми.

Экономическая стагнация, падение реальных доходов граждан, рост численности населения с доходами ниже прожиточного минимума и обострившиеся проблемы сбалансированности бюджетов повысили актуальность адресности соцподдержки, пишут эксперты НИСП.

Увеличить адресность и эффективность соцпомощи неоднократно требовал и президент, в том числе на совещании с правительством по трехлетнему бюджету.

Регионы из-за бюджетного дефицита первыми начали оптимизировать соцподдержку, правда, под повышением адресности выплат понимая сокращение соцрасходов, приостановку индексации или вовсе отмену пособий, отмечали эксперты Института Гайдара: при этом в одних регионах сокращалась поддержка пожилых, в других – семей с детьми, в третьих – всех сразу.

«Адресность вводится очень дифференцированно и осторожно», — отмечалось в мониторинге Института Гайдара: под чертой бедности понимался как среднедушевой региональный доход, так и 1-2,5-кратный прожиточный минимум.

Размер соцвыплат при переходе к адресности не увеличивался.

В регионах расходы на соцзащиту зависят от политики региональных властей, и именно эти расходы использовались для оптимизации бюджетов в период начавшейся два года назад финансовой дестабилизации, отмечала директор региональных программ НИСП Наталья Зубаревич.

Источник: https://www.vedomosti.ru/economics/articles/2016/11/28/667221-sotspodderzhki-bednih

Поддержка бедных слоев населения — Энциклопедия по экономике

Поддержка бедных слоев населения

В бюджете предусматриваются ассигнования и на компенсацию потерь населения от роста цен в условиях их либерализации. Из бюджета финансируются комплексные целевые программы по улучшению условий жизни престарелых и инвалидов, по охране семьи, материнства и детства и т.п.

Расходы бюджета на выплату социальных пособий -одна из форм материальной поддержки беднейших слоев населения. Такая поддержка исключительно ценна, ибо треть населения страны находится сегодня за порогом бедности.

По мере построения основ рыночной экономики перечень бюджетных расходов, направленных на обеспечение социальной защиты граждан, будет расширяться, их размер — увеличиваться, создавая условия для полной реализации социальной функции государства.
 [c.

160] Важным направлением в социальной политике является поддержка беднейших слоев населения
 [c.27]

Поддержка бедных слоев населения
 [c.614]

Важным направлением в социальной политике при решении вопросов защиты личных доходов является поддержка бедных слоев населения.

Бедность можно рассматривать как экономическое состояние части общества, при котором определенные слои населения не имеют минимальных по нормам данного общества средств к существованию.

Состояние бедности характеризуется достаточно длительным отсутствием ресурсов, которые не могут
 [c.614]

Дефицит дохода оценивается как величина дополнительных средств, необходимых для доведения доходов бедных слоев населения до уровня прожиточного минимума.

Для общества относительное бремя расходов на поддержку бедных слоев населения определяется тем, насколько высоко над чертой бедности находятся доходы средних граждан, т.е. насколько велик дефицит доходов по отношению к ВВП.

Так, совокупный дефицит доходов населения по отношению в ВВП составлял в 1997 г. в России — 3% Эстонии — 2,7 Польше — 0,6 и Венгрии — 0,2%.
 [c.616]

Помощь бедным не связана с необходимостью корректировки провалов рынка и повышения экономической эффективности. В ее основе лежат исключительно соображения этики и морали.

Большинство людей считает несправедливым такое распределение доходов, при котором богатые имеют возможность кормить своих домашних животных лучше, чем бедные — своих детей .

11 Их воля, реализуемая через политический механизм, воплощается в создании программ материальной поддержки беднейших слоев населения.
 [c.364]

Поддержка беднейших слоев населения представляет собой важнейшее направление социальной политики государства.

В современных условиях в борьбе с бедностью государству следует не столько развивать систему денежных и натуральных пособий, сколько создавать благоприятные условия для того, чтобы бедные приобрели экономическую мобильность и смогли подняться вверх по экономической «лестнице».

Однако при этом не следует забывать, что неравенство в доходах и бедность — явления весьма противоречивые, поскольку их источниками выступает множество факторов и причин, которые бывает трудно, а порой — невозможно определить и исчислить.
 [c.402]

Социальная политика государства осуществляется посредством социальной защиты и социальных гарантий.

Социальные гарантии — система обязательств государства по удовлетворению необходимых потребностей населения, включает в себя гарантии общедоступности образования и права на труд.

Социальная защита предполагает систему мер по обеспечению материального и социального положения населения и включает в себя поддержку беднейших слоев населения, подготовку к квалифицированному труду, обеспечение возможности трудиться и регулирование занятости.
 [c.110]

Таким образом, видно, что рудименты социалистического распределения доходов в форме субсидирования производителей под видом предоставления льгот гражданам вступают в противоречие со смыслом социальной помощи в цивилизованной рыночной экономике, где она должна быть ориентирована на поддержку бедных слоев населения.

Возможно, нынешняя система льгот и скрытых субсидий работает на социальное расслоение даже больше, чем дифференциация оплаты труда.

Если единственным шагом Правительства станет отмена только действующей системы поддающихся учету социальных льгот населению, то возможности перераспределения ресурсов в пользу наиболее нуждающихся граждан будут достаточно ограниченными.

Важен именно отказ от скрытых субсидий неэффективных производств и обеспеченного населения, который и позволит высвободить ресурсы для оказания не только адресной, но и действенной, т.е. значимой для повышения благосостояния населения, социальной помощи.
 [c.26]

Цели данного исследования определяются стремлением участников проекта преодолеть недостатки, отмеченные в пп. (i) — (vi).

В частности, речь идет о разработке методологии эконометрического анализа (на основе данных о семейных бюджетах) распределения населения России по величине среднедушевых расходов, о построении и статистической оценке на базе этого распределения основных характеристик уровня бедности и имущественной дифференциации населения (различных индикаторов уровня бедности, коэффициента фондов и т.п.) и о постановке и решении задачи оптимального распределения денежных средств, выделенных на адресную социальную поддержку беднейших слоев населения.
 [c.9]

Решение ключевых экономических задач имеет специфические особенности в рамках различных укладов. Для традиционной системы характерна такая особенность — активная роль государства. Перераспределяя через бюджет значительную часть национального дохода, государство направляет средствам развитие инфраструктуры и оказание социальной поддержки беднейшим слоям населения.
 [c.22]

Важным направлением в социальной политике при решении вопросов защиты личных доходов является поддержка беднейших слоев населения.

Решающее значение в социальной защите этих слоев имеет развитая система общественного вспомоществования, финансируемая из государственного бюджета.

Такая система существует во всех странах с рыночной экономикой и служит важным социальным амортизатором, смягчающим многие негативные последствия ее развития.
 [c.289]

В целом ожидается, что эти реформы значительно изменят нынешние пропорции в области финансирования существующего жилищного фонда доля консолидированного бюджета снизится, доля населения возрастет, а нынешнее финансирование промышленным сектором в форме перекрестного субсидирования планируется постепенно полностью исключить.

Кроме того, бюджеты смогут собрать дополнительные налоги в энергетике, главным образом в газовой отрасли. Однако при сокращении бюджетных субсидий и общего объема государственных расходов на жилищную сферу возможен рост бюджетных расходов на поддержку бедных слоев населения, по меньшей мере, в начальный период вслед за повышением тарифов.

Читайте также:  Федеративное устройство российской федерации - в помощь студенту

 [c.84]

Программы борьбы с бедностью. Цель многих правительственных программ — помощь бедным. Программы поддержки беднейших слоев населения финансируются из налоговых поступлений более обеспеченных семей.
 [c.242]

Кроме того, принцип получаемых выгод лежит в основе программ по борьбе с бедностью, финансируемых за счет обеспеченных граждан.

Основная масса налогоплательщиков предпочитает жить в обществе всеобщего благосостояния, предполагая, что программы поддержки беднейших слоев населения — общественное благо (гл. 11).

Если богатые оценивают это общественное благо выше, чем представители среднего класса, возможно, то просто потому, что они располагают большими средствами в соответствии с принципом получаемых выгод они должны платить высокие налоги.
 [c.266]

Рассмотрите государственную политику поддержки беднейших слоев населения
 [c.426]

Наше обсуждение распределения доходов пройдет через три этапа. Во-первых, мы оценим степень неравенства в обществе. Во-вторых, мы рассмотрим некоторые точки зрения ученых на роль правительства в изменении пропорций распределения дохода. В-третьих, мы обсудим различные методы поддержки беднейших слоев населения государством.
 [c.427]

Учет трансфертов в натуральной форме усложняет оценку изменений уровня бедности.

По мере развития общественной политики, направленной на помощь малоимущим, соотношение вспомоществований в стоимостной и натуральной формах изменяется.

Следовательно, некоторые колебания в уровне бедности отражают скорее изменение форм государственной поддержки беднейших слоев населения, нежели истинную степень относительного ухудшения их экономического положения.
 [c.432]

К тому же рост позволяет совершенствовать инфраструктуру страны, усиливать заботу о больных и престарелых, обеспечивать больше возможностей инвалидам и нетрудоспособным, укреплять полицию и пожарную охрану и т. д.

Возможно, экономический рост — это единственный реалистичный способ борьбы с нищетой и бедностью, поскольку идея перераспределения дохода находит мало поддержки среди политиков.

Экономическое положение бедных слоев населения улучшится, если возрастет общий уровень семейного дохода в результате повышения производительности труда и роста экономики.

Кроме того, стратегия нулевого роста в промышленно развитых государствах может послужить серьезным препятствием для экономического роста бедных стран. Из-за неизбежного в этом случае сокращения иностранных инвестиций и зарубежной помощи такие страны надолго останутся в состоянии отсталости и нищеты.
 [c.429]

Лейбористская партия Антигуа — создана в начале 40-х гг., с февраля 1976 г.— правящая отражает интересы мелкой и средней буржуазии. Объединенная национальная демократическая партия — создана в 1986 г., осн.

оппозиционная политическая организация, опирается на средние и беднейшие слои населения, пользуется поддержкой профсоюзов. Прогрессивное лейбористское движение — основано в 1970 г. опирается на поддержку городских и с.-х. рабочих, интеллигенцию, служащих гос. учреждений.

Карибское освободительное движение Антигуа — партия национально-демократического характера, пользуется влиянием среди значительной части трудящихся.
 [c.348]

Государственная поддержка малоимущих слоев населения должна быть строго адресной, избирательной.

Компромисс равенства и эффективности может наступить там, где система социальной защиты нацелена на действительно бедные домохозяйства.

Ясно, что в этом случае объемы перераспределения дохода резко сокращаются, механизм рынка не испытывает существенных деформаций и имеет место поступательное развитие экономики.
 [c.413]

За последние 50 лет правительство США израсходовало на правительственные программы помощи беднейшим слоям населения более 5 трлн. Количество семей, получающих пособия, выросло с менее чем 8 млн в 1970 г. до почти 15 млн в 1990-х гг. Моральный ущерб, выражающийся в разрушении системы ценностей детей в семьях, получающих пособия, превышает материальные выгоды.

В семьях, которые длительное время живут на пособие, дети воспринимают поддержку правительства как нормальное явление, более ценное, чем финансовая и психологическая независимость. Вот почему даже пять лет получения пособия — слишком долгий срок.

Давление на родителей, живущих на пособие, с целью получения ими даже скромно оплачиваемой работы даст новую надежду и стимулы их детям.
 [c.440]

Несмотря на это в регионе отмечается понижение уровня жизни. Об этом свидетельствует хотя бы тот факт, что физический объем товарооборота в расчете на душу населения сократился на 20 %. Произошло значительное расслоение населения по уровню дохода на душу населения. В округе появилась необходимость социальной защиты и поддержки наиболее бедных слоев населения.
 [c.15]

На первый взгляд, направление реформирования в данном секторе общественных и экономических отношений кажется понятным для того, чтобы добиться повышения эффективности социальной политики, необходимо отменить необоснованные льготы для высокообеспеченных слоев населения, а высвободившиеся ресурсы направить на поддержку бедных.

Этот лозунг был продекларирован, но при переходе от декларации принципов к принятию конкретных практических решений оказалось, что не все так просто, как кажется на первый взгляд, поскольку, во-первых, не совсем понятно, кого относить к бедным в России, а во-вторых, сложившаяся система социальных льгот громоздка, запутана, непрозрачна и противоречива.
 [c.3]

Программы поддержки бедноты должны включать большое количество разнообразных возможностей для получения микродоходов для самых бедных слоев населения.
 [c.252]

Например, услуги розничной торговли по продаже товаров, в зависимости от типа и стоимости реализуемых товаров, имеют различную социальную адресность.

Магазины, реализующие дорогие товары престижных марок, удовлетворяют социальные потребности материально обеспеченных потребителей (потребность в определенном статусе), магазины для ветеранов и магазины экономического класса, реализующие товары по низким ценам, предназначены для удовлетворения потребностей в товарах повседневного спроса по доступным ценам магазины «Se ond Hand» для бедных людей удовлетворяют их потребность в товарах при низком сервисном обслуживании, а также общественную потребность в поддержке социально незащищенных слоев населения.
 [c.68]

Источник: https://economy-ru.info/info/124279/

Несколько регионов России запустили программы по выводу бедных семей из сложной ситуации

ТАСС, 21 февраля. Несколько российских регионов в рамках пилотного проекта запустили программы по выводу из сложной ситуации бедных семей.

Малообеспеченным гражданам помогают не только субсидиями, продуктами и одеждой, но и предлагают возможности научиться зарабатывать самим.

Так, в Ульяновской области обучают предпринимательству неработающих мам и пенсионеров, а в Новгородской — стимулируют самозанятость безработных. Предполагается, что в ближайшем будущем положительный опыт пилотных регионов внедрят по всей России.

Минтруд РФ в 2019 году запустил в восьми регионах пилотный проект по выводу из сложной ситуации бедных семей.

Проект начали реализовывать в Татарстане, Приморье, Кабардино-Балкарии, Нижегородской, Ивановской, Новгородской, а также в Липецкой и Томской областях.

В среду президент РФ Владимир Путин в ежегодном послании Федеральному Собранию сказал о том, что сейчас в стране за чертой бедности находятся около 19 млн человек.

«Портрет бедности»

После запуска проекта в первую очередь в пилотных регионах решили выяснить, кто находится за чертой бедности и какая конкретно помощь нужна людям. Для этого, например, власти Нижегородской области составляют так называемые социальные портреты малоимущих семей.

Как пояснили ТАСС в пресс-службе регионального правительства, будет проведен анализ благосостояния по нескольким группам граждан. В первую очередь эксперты исследуют порядка 6,3 тыс.

домохозяйств (где есть получатели госсподдержки), а затем семьи с детьми от 1,5 до трех лет и граждан с доходом в половину прожиточного минимума.

«Из общего числа населения Нижегородской области, имеющего доход ниже уровня прожиточного минимума, большую часть составляют семьи с детьми (78% домохозяйств), из них 40 тыс.

человек имеют среднедушевой доход меньше половины прожиточного минимума, то есть 4611 рублей на каждого члена семьи», — отметили в пресс-службе.

По словам губернатора региона Глеба Никитина, около 10% жителей Нижегородской области сейчас имеют доходы ниже прожиточного минимума, это около 323 тыс. человек.

Специалисты в Приморском крае тоже намерены проанализировать уровень и структуру бедности.

«Мы анализируем влияние на бедность региональных мер социальной поддержки», — сообщили в регионе, добавив, что на втором этапе проекта будет проведен анализ эффективности каждой меры.

В правительстве Ивановской области также рассказали, что в регионе уже ведется «большая аналитическая работа, которая позволит понять глубину бедности». Для этого власти провели масштабное анкетирование, опросив 19 тыс.

человек, чтобы понять, чем обусловлены показатели бедности.

«Большой процент трудоспособных людей, живущих за чертой бедности, у нас отмечается в отдаленных районах, там, где нет работы. Многодетные семьи, в которых зачастую работает только папа, а мама занимается воспитанием, тоже в этом списке.

Есть те, кто набрал кредитов и попросту не может выбраться из долговой ямы; те, кто мог бы работать, но вынужден ухаживать за больным лежачим человеком, есть просто неблагополучные.

Все истории индивидуальны, поэтому предложения, над которыми мы сегодня работаем, будут обязательно учитывать эти нюансы», — сказала ТАСС заместитель руководителя департамента соцзащиты населения Ивановской области Анна Демина, уточнив, что всю собранную аналитику власти региона намерены к концу марта направить в Минтруд.

Понять причины бедности в своем регионе пытаются и власти Новгородской области, они тоже начали проводить анкетирование населения, запустив соответствующий проект с января 2019 года.

По результатам тестов эксперты создают кейсы с набором услуг по оказанию помощи семьям для повышения их доходов.

«Сейчас министерство труда и Новгородский государственный университет разработали анкету «Изучение уровня жизни семей с детьми в Новгородской области», она включает в себя шесть разделов: состав семьи, занятость, незанятость родителей, жилье и имущество, образование и досуг детей, льготы и пособия, самооценка уровня жизни и здоровья. Также разработан специальный программный комплекс, чтобы сформировать и вести реестр семей с доходами ниже прожиточного минимума», — рассказали ТАСС в региональном министерстве труда.

Субсидии и денежная поддержка

Наиболее распространенным видом поддержки для малообеспеченных семей, который либо уже внедрен в пилотных регионах, либо находится на рассмотрении, являются адресные субсидии.

Дополнительную финансовую помощь уже получают, например, жители Новгородской области, где власти назвали бедность главным вызовом для региона. По данным областного минтруда, уже действует местный закон, по которому бедные семьи получают пособие на ребенка до 16 лет, а если он учится в школе — до 18 лет.

Малоимущим также оказывается государственная соцпомощь в натуральной форме: это могут быть продукты, одежда, мебель, лекарства и талоны на питание.

Поддержать деньгами тех, кто оказался за чертой бедности, намерены и в Кабардино-Балкарской Республике. По данным республиканского министерства труда и социальной защиты, на территории субъекта с 2021 года будет введена выплата по рождению третьего ребенка в размере прожиточного минимума.

При этом в регионах пристально следят, чтобы пособия не стимулировали развитие иждивенчества. Как сообщила ТАСС заместитель руководителя департамента соцзащиты населения Ивановской области Анна Демина, власти приняли закон, по которому ежемесячное детское пособие имеют право получать только те малоимущие граждане, которые «предприняли все меры для улучшения своего материального положения».

«У нас есть мамы, которые не подают на алименты на своих бывших мужей, тем самым ухудшая материальное положение ребенка, в этом случае мы им рекомендуем сделать это, ведь такая мера при благополучном исходе позволит значительно поправить материальное положение семьи», — сообщила Демина.

Научить зарабатывать самостоятельно

Многие пилотные регионы пошли дальше и решили не просто поддерживать малообеспеченных деньгами и материальными благами, но и научить их зарабатывать самостоятельно. Эту стратегию взяли за основу в Ульяновской области, где реализуется целый комплекс программ, которые позволяют жителям начать свое дело.

«[В регионе] действуют программы вовлечения в предпринимательство для различных слоев населения: это и так называемое серебряное предпринимательство, люди преклонного возраста, которые проходят обучение и имеют возможность начать свое дело. Это и программа «Мама-предприниматель», и обучение предпринимательству со школьной скамьи», — сообщил ТАСС председатель правительства Ульяновской области Александр Смекалин.

По его словам, в комплексе эти программы дают возможность охватить максимальное число жителей региона наиболее приемлемыми для них мерами поддержки. «Не просто свое хобби развивать, заниматься для себя и для души, но и получить средства для существования и, может быть, даже вырасти в серьезных предпринимателей», — пояснил собеседник агентства.

Поддержку начинающим предпринимателям из числа малоимущих оказывают и власти Новгородской области. В регионе стимулируют самозанятость безработных: тем, кто оформляет юридическое лицо, предоставляют единовременную выплату около 60 тыс.

рублей и финансовую помощь на подготовку документов для регистрации юрлица.

«Для малоимущих граждан — это возможность попробовать себя в предпринимательской деятельности в сфере услуг, торговле, строительстве, сельском хозяйстве», — сообщили ТАСС в министерстве труда региона.

Кроме того, власти Новгородской области занимаются профессиональным обучением женщин во время декрета, если они имеют ребенка до трех лет.

Мамы активно осваивают менеджмент, кадровое делопроизводство, бухгалтерский учет, а также учатся на парикмахеров, мастеров маникюра и осваивают поварское дело. «Кроме того, в области стимулируется занятость женщин, которые имеют детей до 14 лет.

Работодателям предоставляется субсидия на создание рабочих мест для этой категории — до 30 тыс. рублей на одно рабочее место», — рассказали ТАСС в министерстве труда Новгородской области.

В Липецкой области власти уже компенсируют до 3 тыс.

рублей на оплату переобучения, и, как рассказал ТАСС начальник управления социальной защиты населения региона Сергей Орусь, эту же меру поддержки планируется распространить на пилотный проект по борьбе с бедностью. «В пилотном проекте мы предлагаем отрабатывать эти меры и расширять спектр возможностей и для городского, и для сельского населения», — сказал он.

Источник: https://tass.ru/obschestvo/6144751

Борьба с бедностью. Текущее состояние и развитие системы социальной поддержки в РФ (Дмитрий.)

«… С учетом положительного опыта, который мы получаем, хотя мы получаем, конечно, не только положительный опыт, но и отрицательный но, тем не менее, мы договорились, что все-таки здесь положительного больше…».
© Д.А. Медведев.

В предлагаемой к вниманию статье проводится анализ существующих мер социальной защиты в целом по России и в разрезе регионов, сопоставление с другими странами. а так же предложения по повышению эффективности этих мер по борьбе с бедностью.

Из анализа исключены пенсии, больничные и подобные выплаты, так как не являться социальной помощью бедным. Как обстоят дела в ЕС мной было рассмотрено в отдельной статье «Обзор систем социального обеспечения и объем расходов по странам ЕС».

В мае 2018 года Россия провозгласила (Указ Президента РФ от 07.05.2018 г. №204) общенациональную цель сокращения вдвое уровня бедности к 2024 году. Для достижения этой цели в дополнение к достижению и поддержанию устойчивого роста (не менее 3% в год) необходимо иметь эффективную систему социальной помощи бедным слоям населения.

Существующая система социальной помощи на федеральном уровне имеет 800 видов различных выплат (в денежном и натуральном виде), и почти 13 тысяч (в среднем по 150 мер на регион) на региональном уровне — в целом 80% нуждающихся получают ту или иную помощь.

Общие затраты на социальную помощь составляют порядка 3% от ВВП (что является сопоставимым с расходами в других странах).

Пример: Количество и сумма выплат малоимущим семьям с детьми на июль 2019 года и источники выплат по категориям

Кол-во Сумма
Ежемесячное пособие по уходу за ребенком 506 5594
Ежемесячное пособие на детей разыскиваемых родителей 27922 898
Единовременное пособие (социальная выплата) на ребенка к началу учебного года 1219 2815
Ежемесячное пособие на ребенка 2387187 2377
Ежемесячное пособие детям 4029 296
Ежемесячное социальное пособие 37765 1657
Единовременное пособие при рождении ребенка 3232 8529
Ежемесячная выплата при рождении третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет 18584 8518
Ежемесячное пособие на питание 34086 566
Единовременное социальное пособие по социальному контракту 6 16167
Единовременное пособие гражданам, усыновившим детей 4 20160
Ежемесячная доплата по уходу за ребенком-инвалидом 2 572
Ежемесячная денежная выплата 4689 607
Ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву 125 12483
Ежемесячное пособие на питание ребенка в государственной или муниципальной образовательной организации 81116 243350
Ежемесячное пособие на детей военнослужащих, проходящих военную службу по призыву 74 615
Единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву 13 892
Пособие на проведение летнего оздоровительного отдыха детей 121 729
Ежемесячное социальное пособие по социальному контракту 46 3849
Стипендия в период прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования по направлению органов службы занятости 1135 3077
Ежемесячное пособие на ребенка одинокой матери 105798 980
Единовременная материальная помощь 1215 21045
Возмещение расходов по оплате твердого топлива 1 1753
Компенсация стоимости проезда на городском транспорте (кроме такси) и в автобусах пригородных и внутрирайонных маршрутов 211 9671
Ежемесячная компенсация на питание (в т.ч. с молочной кухни) 17202 21120
Ежемесячная денежная выплата (ЕДВ) 4060 14416
Ежемесячная компенсация затрат родителей (законных представителей) на обучение по основным общеобразовательным программам детей-инвалидов на дому самостоятельно 58 562
Компенсация стоимости проезда к месту лечения либо обследования и обратно 1 7200
Ежемесячная компенсационная выплата отдельным категориям граждан 50 2202
Возмещение расходов по оплате жилого помещения, отопления и освещения 1 7756
Единовременная компенсация на оздоровление 444 13528
Ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров 74639 829
Компенсация родительской платы за присмотр и уход за ребенком, осваивающим образовательную программу дошкольного образования в организации, осуществляющей образовательную деятельность (содержание ребенка в дошкольной образовательной организации) 107626 911
Обеспечение бесплатным горячим питанием или наборами продуктов 56 341
Обеспечение мягким инвентарем (одеждой, обувью, нательным бельем и постельными принадлежностями) в соответствии с утвержденными нормативами 25 37338
Обеспечение питанием в соответствии с утвержденными нормативами 42 83
Читайте также:  Уравнение гармонических колебаний - в помощь студенту

Сводка по источникам:

Показатель Федеральный бюджет Государственные внебюджетные фонды Бюджет субъекта РФ Бюджеты ОМСУ
Сумма обязательств, рублей 1.291.848 59.011.660

Источник: https://desktop.aftershock.news/?q=node/787675

Социальная работа с бедными и малоимущими

Л.П. Кузнецова. Основные технологии социальной работы.

Допущено УМО вузов России по образованию в области социальной работы для использования студентами и преподавателями в учебном процессе.

Учебное пособие.- Владивосток: Изд-во ДВГТУ, 2002.- 92 с.

В пособии анализируются основные технологии социальной работы, используемые на современном этапе развития общества.

Рассматриваются проблемы места и роли технологий социальной работы в системе человеческой деятельности, классификации социальных технологий и технологий социальной работы.

Особое внимание обращено на проблемы социальной защиты таких групп населения, как малоимущие, дети, пожилые люди и т.п. Для удобства работы пособие снабжено кратким словарём основных понятий и терминов.

Предназначено для студентов высших учебных заведений, обучающихся на специальности «Социальная работа». Может быть использовано студентами смежных специальностей и всеми, кто интересуется и занимается вопросами социальной защиты населения.

  • Частные социальные технологии
  • 1. Социальная работа с бедными и малоимущими
  • 2. Социальная работа с мигрантами
  • 3. Социальная работа с инвалидами
  • 4. Социальная работа с пожилыми людьми
  • 5. Социальная работа с детьми
  • Краткий словарь основных понятий и терминов

В условиях современного российского общества одной из актуальных и значимых проблем является проблема эффективной социальной защиты и поддержки различных групп населения.

Для её успешного решения необходимы совместные усилия специалистов в различных областях деятельности, в том числе, профессиональных социальных работников, владеющих различными технологиями решения социальных проблем.

При этом, социальные работники могут выступать как посредники между личностью и обществом (группой, коллективом, государством), так и в качестве помощников в деле преодоления тех или иных социальных затруднений субъекта.

В условиях современного мира, ставящего перед человеком и обществом задачи различной степени сложности, одним из условий их эффективного решения является возможность организации человеческой деятельности таким образом, чтобы добиться максимально возможного результата с минимальными затратами ресурсов, средств и времени. Подобная организация деятельности формирует такой феномен как технология.

Частные социальные технологии

Социальная работа с бедными и малоимущими.

одной из наиболее болезненных проблем современной России является проблема бедности, проблема стремительного имущественного расслоения населения. Сегодня бедность приобретает черты масштабного и массового явления, не обращать внимание на которое уже невозможно.

Бедность давно и прочно укоренилась в социальной ткани российского общества. Однако, длительное время по идеологическим и политическим мотивам было принято не только отрицать существование этого явления, но и на терминологическом уровне использовать понятие «малообеспеченные».

Это, в свою очередь, приводило к тому, что на уровне государства и общества отсутствовала эффективная система социальной поддержки этой категории населения. Современный этап существования российского общества заставляет самым серьёзным образом подойти к решению названной проблемы.

А это, в свою очередь, вынуждает внимательно присмотреться к тому, что представляет собой бедность как социальный феномен.

Теоретические исследования проблем бедности имеют достаточно длительную историю.

Уже во второй половине ХVIII века европейские мыслители эпохи Просвещения обратили внимание на этот социальный феномен и задумались о его природе.

Исследования были продолжены в ХIХ веке, когда были заложены теоретические основы для определения понятия «бедность», структуры бедности, и её связи с различными социальными процессами и тенденциями.

При этом, большинство исследователей сходились и сходятся во мнении, согласно которому, бедность – это закономерное следствие социально- экономического развития и социальной жизни.

Последующее развитие социально-экономического знания позволило не только продолжить исследования в рассматриваемом направлении, но так же разработать и внедрить в социальную практику конкретные системы помощи и поддержки бедных и малоимущих.

Однако, надо помнить о том, что ни в одном государстве мира до сих пор не удалось решить проблему бедности как её полное и окончательное уничтожение.

Все попытки уравнять граждан в их материальном и имущественном положении приводили к тому, что изменялись формы проявления бедности в обществе, её уровень и важнейшие характеристики, но само явление продолжало существовать.

Это позволяет сделать вывод о том, что эффективное решение проблемы бедности невозможно только через оказание бедным и малоимущим исключительно материальной и экономической помощи в виде пособий, разовых выплат и т.п. Данная проблема имеет и социально-экономический, и социально-психологический, и социокультурный характер. Бедность – это структурный социальный феномен, проблема, которая существует всегда.

Комплексный характер проблемы бедности находит своё отражение уже в определении самого понятия «бедность».Оно не может быть определено однозначно, раз и навсегда. В его определении необходимо учитывать как объективные характеристики материальных возможностей человека или группы, так и их субъективные оценки и восприятие.

Основой определения бедности для большинства исследователей является наличие у человека или группы возможности удовлетворить свои потребности (40.С.48). При этом, необходимо различать различные виды бедности, существенно отличающиеся друг от друга.

Во-первых, это абсолютная бедность, представляющая собой такое экономическое состояние субъекта, при котором имеющийся у него доход не позволяет удовлетворять даже первичные потребности (в пище, одежде, жилище и т.п.).

Абсолютная бедность представляет собой наиболее тяжёлую её разновидность.

Человек или группа, находящиеся в этом состоянии, испытывают не только серьёзные материальные затруднения (невозможность нормально питаться, иметь хорошую и добротную одежду, оплачивать нормальное жильё,

дать качественное образование детям и др.), но, и испытывают и морально-нравственные страдания и переживания.

Их неблагоприятное материальное положение вызывает жалость, а иногда и презрение части окружающих, отношение к ним как к неудачникам или бездельникам, которые сами виноваты в своём состоянии.

Именно данная категория бедных нуждается в первоочередной помощи и поддержке со стороны государства и общества.

Во-вторых, это относительная бедность, представляющая собой такое материальное и имущественное положение субъекта, при котором имеющийся в его распоряжении доход недостаточен по сравнению с доходами других людей или групп.

Эта разновидность бедности связана, в первую очередь, с субъективной оценкой человеком своего материального положения. Реально это положение может быть достаточно благополучным, но в сравнении с положением других восприниматься как бедность.

Довольно часто это связано с укоренёнными в массовом сознании представлений об обеспеченной жизни.

Относительная бедность тоже является основанием для определённой социальной помощи, но в этом случае эта помощь должна носить, скорее, психологический характер, направленный на переоценку субъектом своего материального положения, своих притязаний и возможностей их удовлетворять.

Выделение абсолютной и относительной бедности осуществляется на таком основании, как уровень имеющегося у человека или группы дохода. Ещё одним основанием, позволяющим выделять определённые виды бедности, является то, как человек использует имеющиеся в его распоряжении средства. По этому основанию можно выделить такие виды бедности как первичная и вторичная.

Первичная бедность – это нехватка средств для удовлетворения основных нужд и потребностей субъекта при оптимальном использовании имеющихся средств. Можно утверждать, что это своеобразная модификация абсолютной бедности.

Первичная бедность может быть следствием целого ряда социогенных причин и факторов: отсутствие работы, высокая иждивенческая нагрузка в семье, низкий уровень квалификации и т.п.

Субъект, находящийся в состоянии первичной бедности, нуждается как в экономической помощи, так и в других видах социальной поддержки (помощь в трудоустройстве, в получении образования, адаптационных мерах и др.).

Вторичная бедность – это невозможность для субъекта удовлетворить свои основные потребности в силу неразумной и нерациональной траты имеющихся в его распоряжении средств (30). Иначе говоря, вторичная бедность является следствием расточительности человека, неумения или нежелания правильно распределять собственные доходы.

В этом случае состояние бедности есть результат собственного выбора субъекта и о настоятельной потребности его в социальной помощи говорить не приходится.

Вместе с тем, данная ситуация может стать основанием для организации и осуществления определённой социально-психологической и социально-педагогической работы с человеком или группой с целью формирования у них соответствующие навыки расходования имеющихся в их распоряжении средств.

По данным различных источников (21,22,40) более трети граждан России пребывают в состоянии бедности. Более того, это число имеет устойчивую тенденцию к росту.

Поэтому, государству и обществу необходимо разрабатывать и внедрять в социальную практику эффективную систему социальной защиты, поддержки и помощи бедных и малоимущих слоёв населения.

При этом, необходимо учитывать не только экономические и материальные потребности названной категории населения, но и её важнейшие социальные характеристики. По оценкам целого ряда исследователей (4,37) для современных российских бедных характерно наличие следующих социальных качеств и характеристик.

Во-первых, это достаточно высокий уровень экономической пассивности и социального иждивенчества, ожидание пусть минимальных, но гарантированных государством материальных благ и возможностей.

Однако, справедливости ради необходимо отметить, что данное качество не является имманентно присущим российским гражданам, а во многом было сформировано экономической политикой советского государства на протяжении ряда десятилетий.

Во-вторых, для современной российской бедности характерна такая черта как фатализм, т.е. убеждённость людей в том, что их неблагоприятное материальное положение не может быть изменено в обозримом будущем их собственными усилиями. Это приводит к тому, что определённая часть бедных отказывается от активной деятельности, направленной на улучшение своего положения.

В-третьих, для значительной части бедных в российском обществе свойственна такая черта как высокая степень недоверия к государству, государственной власти, государственным органам и учреждениям. Это приводит к тому, что многие меры, направленные на помощь бедным и малоимущим, принимаемые на различных уровнях государственной власти, воспринимаются людьми как «очередной обман, подачка» и т.п.

В-четвёртых, можно говорить о такой характерной особенности российской бедности как доминирование в массовом сознании единого стандарта обеспеченной жизни, требующего для своей реализации достаточно высоких доходов. Для значительной части населения страны характерно представление о том, что бедность – это не нехватка средств на самое необходимое, а нехватка

средств на то, чтобы жить так, как живёт большинство окружающих людей. В-пятых, важной особенностью бедности в современном российском обществе является её качественная и структурная многомерность, проявляющаяся в том, что для определения уровня бедности необходимо множество критериев и в качественном многообразии социального состава такого общественного слоя как бедные.

Парадокс современного российского общества состоит в том, что те социальные группы, которые традиционно относятся к бедным, не составляют сегодня их основную часть.

Сегодня большинство российских бедных – трудоспособные, работающие люди, в возрасте от 28 лет и старше, имеющие одного или двух детей (21).

Для уточнения социальных границ бедности в современном российском обществе, можно выделить несколько типичных социальных групп бедных, включающих людей:

— имеющих небольшой доход и плохо обеспеченных материально. Например, лица с низкой квалификацией и, как следствие, с низкой заработной платой, безработные и т.п.;

— вытесненных с рынка труда и потерявшие, таким образом, источник устойчивого дохода в силу различных обстоятельств (малограмотность, недостаточная квалификация и др.);

— живущие в семьях с высокой иждивенческой нагрузкой (многодетные семьи, семьи инвалидов и престарелых) или родители-одиночки;

— материальные проблемы которых связаны с их субъективными ценностями, предпочтениями и образом жизни (бродяги, люди, не желающие работать, бросившие учёбу и т.п.);

— пострадавшие (в том числе и экономически) от природных и социальных катастроф (беженцы, жертвы стихийных бедствий и террористических актов).

Даже простой перечень возможных категорий бедных, существующих в современном российском обществе, позволяет сделать вывод о достаточно широких и неопределённых социальных границах бедности.

Социальный и демографический состав этой категории населения позволяет с большой долей вероятности говорить о факторах риска, определяющих попадание или пребывание в бедности.

К таким факторам сегодня относятся:

  1. — рождение человека в бедной семье. Бедность – это одна из немногих социальных характеристик, которая может передаваться по наследству;
  2. — плохое состояние здоровья, тяжёлое заболевание или травма, что ограничивает доступ человека к получению хорошего образования, работы, требующей высокой квалификации и, следовательно, хорошо оплачиваемой, не позволяет сконцентрироваться на работе;
  3. — низкие доходы, вследствие возрастных характеристик, владения не пользующейся спросом профессией или безработицы;
  4. — низкий уровень образования, ограничивающий доступ к целому ряду
  5. престижных и высокооплачиваемых профессий;

— субъективные или личностные характеристики и качества человека, решения, принятые им ранее (склонность к алкоголизму, нежелание работать, уход из семьи и др.).

Воздействуя на личность, все они существенно повышают вероятность того, что человек окажется в состоянии бедности, и значительно усложняют решение проблемы оказания ему квалифицированной и необходимой социальной помощи.

Тем не менее, государство и общество не должны оставлять такую категорию населения, как бедные, один на один со своими проблемами и бедами. Какими бы ни были экономические и финансовые ресурсы и возможности государства, они должны использоваться для организации социальной поддержки этих людей. Эта задача должна решаться, опираясь на определённые принципы.

К основным принципам социальной поддержки бедных относятся:

— конкретности и адресности оказания социальной помощи, т.е., помощь со стороны государства должна оказываться, прежде всего, тем людям, кто по объективным показателям не в состоянии решить свои материальные проблемы самостоятельно. Если же социальная помощь будет оказываться всем без исключения, то вместо борьбы с бедностью общество и государство будут её поощрять и субсидировать;

Источник: https://megalektsii.ru/s6587t1.html

Ссылка на основную публикацию