Отечественная география xviii-xix вв — в помощь студенту

Отечественная география XVIII-XIX вв - в помощь студенту

В 1725 году по приказу Петра I была организована первая Камчатская экспедиция Беринга. Исследователи сухопутным путем через Сибирь добрались до Охотского моря, в Охотском построили два корабля и отправились к Камчатке и далее на север. Экспедиция прошла Берингов пролив и вернулась назад. Беринг через семь месяцев вернулся в Петербург.
В 1733 году была организована 2 Камчатская экспедиция, работавшая до 1743. Она состояла из двух частей Великой Северной и Восточной. Большая Северная насчитывала около 600 участников и делилась на четыре отряда. Первый исследовал берега вокруг полуострова Ямал, второй — побережье от устья Оби до устья Енисея и полуострова Таймыр, третий — берега полуострова Таймыр, четвертый — северные берега Сибири восточнее устья р. Лены и к Берингова пролива. Задачей восточного отряда было исследование берегов Северной Америки и налаживание контактов с Японией. Экспедиция вообще была удачной.
Было обследовано почти все побережье Северного Ледовитого океана от устья Печоры до Берингова пролива, собран огромный материал о природе и населении исследуемых территорий.
В 1739 году был основан Географический департамент при АН. В 1755 году выходят в свет две русские географические монографии С. Крашенинникова «Описание земли Камчатки» и Рычкова «Оренбургская топография».

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

С 1758 Географическим департаментом руководил М.В. Ломоносов. Нет такого компонента географической оболочки, изучением которого он не занимался. Он писал о рельефе, лед, воду, почвы, атмосферу и т.д. Ломоносову принадлежит идея изучения Арктики и подготовки первых комплексных экспедиций, были названы академическими. Он доказывал о пользе географии для государства и его хозяйства.

География в Западной Европе в XVIII-XIX вв.

Большим географом второй половины XVIII первой половины XIX ст. был немецкий ученый А. Гумбольдт (1769-1859 гг.), путешественник, теоретик естествознания, основоположник сравнительной физической географии.

Он совершил большие путешествия в Центральную и Южную Америку, где находился пять лет и собрал огромный фактический материал. После надлежащей проработки этих данных А.

Гумбольдт опубликовал 30-ти томную работу «Путешествие в равноденствии области Нового Света в 1799-1804 гг.».

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Уравнение гармонических колебаний - в помощь студенту

Оценим за полчаса!

В 1829 году он совершил большое путешествие по России, в частности по Уралу, Поволжью, Алтае. После этого написал книгу «Минералогическое и геогностическое путешествие по Уралу, Алтаю и Каспийскому морю» (1837-1842 гг.).

Основной задачей географии Гумбольдт считал познание причинных связей в земных явлениях, в частности изучение зависимости всего живого от неживой природы.
Гумбольдт был пионером в вопросах геоморфологии, занимался климатологией, биогеографией. Он первым составил карту изотерм северного полушария.

В Берлинском университете Гумбольдт читал блестящие лекции, составившие основу его книги «Космос» — свод знаний о природе и человеке (вышло 4 тома). Интересна его книга «Картины природы», где автор описывает природу комплексно во взаимосвязи всех ее основных компонентов.

Применение сравнительного метода позволило Гумбольдту установить несколько важных закономерностей: а) закон высотной зональности; б) закон зависимости высоты снеговой линии в горах от географической широты и климата. Теоретические положения Гумбольдта намного опередили свое время.

Другой немецкий географ Карл Риттер в отличие от Гумбольдта мало путешествовал и был типичным кабинетным ученым. Он был основоположником сравнительного землеведения и первым ввел в научную литературу термин «землеведение» (Die Erdkunde).

Он стремился количественно оценить пространственные отношения: географическое положение, конфигурации стран природных областей Земли, их взаимное положение и др. Риттер считал, что география должна объединять два подхода: хорологический и исторический. Он написал немало трудов, в частности «Землеведение по отношению к природе и истории человека или общая сравнительная география» в 19-ти томах (1822-1859 гг.). Риттер был прекрасным лектором, руководил кафедрой в Берлинском университете, имел много учеников.

Одним из основоположников современного страноведения является известный французский ученый Элизе Реклю (1830-1905 гг.). Он написал несколько капитальных трудов: «Земля и люди. Всеобщая география» в 19-ти томах (1898-1901 гг.), «Человек и земля» в 6 томах и др. Он подчеркивал, что география и история должны дополнять друг друга.

География в России в XIX — начале XX в.

В 1819-1822 гг. Была осуществлена уникальная экспедиция Т.Т. Беллинсгаузена и М. П. Лазарева на кораблях «Восток» и «Мирный» в Южный океан и открыта Антарктида.
Во второй половине XIX в.

развитие географии в России происходило благодаря неутомимой деятельности выдающегося ученого-географа П.П. Семенова Тянь-Шанского (1827-1914 гг.). В течении 41 года он возглавлял Географическое общество.

Семенов-Тян-Шанский первым из европейцев совершил путешествие на Тянь-Шань, собрал богатые коллекции (ботанические, зоологические, минералогические), написал книгу «Путешествие в Тянь-Шань».
Решающий поворот в развитии русской географии связан с идеями В.В. Докучаева.

Докучаев сумел подойти к широким географических обобщениям. Он создал школу географов, развивавших его идеи: А.Н. Краснов, Г.Н. Висоцкий, Г.И. Танфильев, Б.Б. Полинов и др.

В Московском университете сформировалась научная школа Д.М. Анучина (1843-1923 гг.). В сферу его интересов входила антропология, этнография, археология, физическая география, геоморфология, гидрология и др. Основными объектами географии по Анучину является поверхность Земли и ее развитие. Он путешествовал по Кавказу, центральной России и др. Он же написал множество трудов по географии.

География советского периода.

За годы советской власти география продолжала развиваться. После революции началось составление карты миллионного масштаба для территории всей страны, которая была завершена в 1946 году.

Таким образом, была заново нанесена береговая линия Северного Ледовитого океана, открыты некоторые новые острова, уточнен хребет Черского, нанесенный на карту хребет Сунтар-Хаята, подробно изучена Камчатка и другие регионы. Были организованы дрейфующие станции «Северный полюс».

В Московском университете развивалась Анучинская школа (Б.Ф. Добринин, О.О.Борзов). Со школы Борзова вышли известные советские ученые академики И.П. Герасимов и К.К. Марков.

Больших успехов достигла экономическая география. Этому способствовала школа М.М. Баранского (1881-1963 гг.). Он разработал важные проблемы экономической географии, в частности экономического районирования страны, территориального разделения труда и др. Для школы и вузов Баранский написал учебники «Экономическая география СССР», «Экономическая география. Экономическая картография» (1956).

Источник: http://mygeograph.ru/istoriya-razvitiya-geografii-v-rossii-i-zapadnoj-evrope/

Отечественная география XVIII-XIX вв

Вклад Василия Татищева в развитие российской географии

Гений Ломоносова и российская географическая наука

К.И.Арсеньев – автор системы экономического районирования

Семенов – Тян – Шанский автор идеи первых заповедников

Читайте также:  Права и обязанности собственников жилья - в помощь студенту

До начала середины 18 века география в Российском государстве, была в зачаточном состоянии, несмотря на то, что предыдущее столетие — было временем больших открытий новых территорий на Востоке и Севере страны.

Существовали уже прообразы географических атласов, выполненные без помощи иностранцев. Например «Чертежная книга Сибири», состоящая из 23 карт и изготовленная Семеном Ремезовым, не позднее 1701 года.

В Москве издавались литографии географических карт европейских путешественников, которые часто несли в себе абсолютно неправдоподобную информацию.

В 1718 году был переведен на русский язык и издан труд «География генеральная» голландского ученого Бернхарда Варена, который попал в императорскую библиотеку и на несколько десятилетий стал эталонным учебником, по которому обучались учащиеся Морской Академии.

Бурное развитие торговли и экономики в первой четверти XVIII века повлекло за собой активное освоение вновь открытых территорий. Россия открывала для себя, заново Балтику, Черное и Каспийское море. Государевы люди появились у побережья Тихого Океана.

Везде строились городки и укрепленные поселения, основывались верфи и лесопильные производства. Создается Сибирская Губерния, куда входят сибирские и дальневосточные земли. На открытых месторождениях угля, железных и цветных руд начинают работать рудники и заводы.

Особенно активно это происходит на Урале, Алтае, Забайкалье. Распахиваются целинные земли и начинается переселение на Восток крестьян, казаков, туда же ссылаются пленные и преступники.

Всё это и сделало из Российской Империи в конце XVIII века крупную промышленную державу, занимающую первое место по выплавке стали, меди, по добыче золота, экспорту леса и хлеба.

Для эффективного хозяйствования необходима была экономическая статистика и картография.

Первым, кто объединил эти понятия — стал Иван Кириллов, создавший в своем труде, изданном в 1727 году, «Цветущее состояние Всероссийского государства» предпосылки к развитию целого направления науки — экономической географии.

А в 1734 году он издает за собственные средства «Атлас Российской Империи», который около полувека считался лучшим географическим атласом.

Вклад Василия Татищева в развитие российской географии

Русская академическая географическая школа берет своё основание с трудов В.Н.Татищева и М.В.Ломоносова, наиболее ярких представителей научной среды, сформированной, во время правления Петра I.Термин «география» входит в массовое употребление.

Легкость, с которой Василий Никитич Татищев занимался различными видами наук, удивляла его современников — поражает и сейчас. Выходец из из знатнейшего дворянского рода, правда обнищавшего, Татищев всю свою жизнь посвятил отечеству.

Являясь высшим государственным чиновником, он вел научную деятельность в разнообразных областях от этнографии и истории до географии и геологии. Он должен был быть назначен ответственным за «подробное землемерие всего государства и сочинению обстоятельной географии с ландкартами».

Но из-за каких -то придворных интриг был направлен на Урал, где вплотную занимался геологией и металлургией. Там он и написал свои первые труды по географии.

В своих трудах Татищев основывал новое понятие географии как описание «предела» — области или страны по 4 аспектам : астрономическому, физическому, политическому и экономическому. Он произвел раздел географии на универсальную (генеральную) которая изучала страну в целом и специальную ( частную) которая проводила обследования отдельной местности, вплоть до районов и городов.

  • Методологический подход заключался в создании объемной модели географической науки. При таком методе все географические знания разделялись трижды на три раздела:
  • 1.По масштабу ( генеральная, частная и топография )
  • 2.По качеству (математическая, физическая, политическая)
  • 3.По времени (древняя, средняя, современная)

В географическую науку были привнесены исторические аспекты развития страны и экономическая составляющая включающая изучение природных и трудовых ресурсов. В 1737 году при императрице Анне Иоанновне, Татищев разрабатывает инструкция для геодезистов, которая включала 198 пунктов, по которым требовалось дать ответы.

Это была, по сути, первая опросная географическая анкета, разосланная по крупнейшим городам и дающая комплексное представление о той или иной местности.

Ответы на эти анкеты были основным материалом для написания фундаментального труда «Сочинения истории и географии Российской», где впервые в отечественной науке были связаны исторические события с природной средой.

Гений Ломоносова и российская географическая наука

Ломоносов – это ученый, который смог совершить открытия во всех областях естествознания, при этом был великолепным литератором, лингвистом и философом. Недюжинный административный талант позволил ему основать Московский Университет и заниматься реорганизацией Академии Наук.

Ломоносов возглавлял Географический Департамент в Академии Наук и был автором второго полного Атласа Российской Империи.

Для этой работы разработал специальные запросы в губернии, в которых было 30 обязательных вопросов. Благодаря этому, для Атласа была получена самая точная и современная информация.

Придумал термин «экономическая география» для изучения взаимосвязи природы и деятельности человека.

Разработал, впервые в истории, программы освоения Русского Севера, которые впоследствии применялись для арктических экспедиций. Будучи ученым — распорядителем поддерживал многие начинания в изучении неисследованных территорий. При Ломоносове география окончательно стала приоритетным направлением в российском естествознании.

К.И.Арсеньев – автор системы экономического районирования

Окончательно развил теорию экономической географии Ломоносова в XIX веке петербургский профессор Константин Арсеньев. Он в своих книгах окончательно связал статистику с географией и изучал их взаимное влияние.

Его деление страны на экономические районы было первым в мировой практике.

Его книги «Гидрографо-статистическое описание городов России», «Статистические очерки России» были на тот момент самыми полными исследованиями Российской Империи с позиций экономической географии.

Будучи учителем по географии наследника престола, обладая большими возможностями, Константин Арсенев, очень много сделал для утверждения в 1845 году Русского географического общества, которое стало третьим в мире после Парижского и Берлинского.

Семенов – Тян – Шанский автор идеи первых заповедников

Петр Семенов – Тян – Шанский был не только ученым географом и экономистом, но и активным путешественником. Именно, благодаря ему — было произведено первое комплексное исследование неизвестных ранее районов Центральной Азии.

В нем дополнительно сочетался талант биолога и геолога.

Множество научных монографий по изучению отдельных экономических районов Российской Империи, стали основой для академического труда « Географо-статистический словарь Российской Империи», который издавался на протяжении более 20 лет с 1863 года.

Он был первым управляющим Центрального статистического комитета, и стал основателем российской государственной статистики.

Вице-президентом Русского Географического общества пробыл более 40 лет, должность президента была почетной, и её занимал, кто-либо из царствующей династии.

Поэтому можно говорить, что на протяжении всего этого времени Семенов — Тян — Шанский возглавлял всю географическую науку России.

Петр Петрович Семенов-Тян-Шанский своими статистическими работами привнес в теорию экономического районирования страны практику точного подсчета и анализа и планирование развития на основании проверенных статистических данных.

Кроме того будучи ярым сторонником установления и соблюдения точных границ государств, он стал первым теоретиком политической географии.

Видя как влияет развитие экономики на природную среду Семенов -Тян-Шанский первый выступил с идеей создания природных и исторических заповедников в Российской Империи.

Неоценимая заслуга Семенова-Тян -Шанского в эффективной работе Русского Географического общества, где при нём проявили себя десятки ученых работающих в самых разных направлениях. Экспедиции, финансируемые научным обществом, направлялись от Арктики до Антарктики и от Камчатки до Мексики.

Кроме географии попутно развивалась океанология, этнография, картография, археология и другие близкие направления. Фамилии многих соратников маститого ученого известны повсеместно: Н.Н.Миклухо-Маклай, Н.М. Пржевальский, Г.Н.

Потанин, М.В. Певцов, И. Д. Черский, П.А. Кропоткин и еще десятки фамилий.

Объединяет их одно, что они, изучая от островов Индийском Океане, пустынь в Монголии и горных хребтов в Якутии несли славу российской географической науке

Источник: https://sciterm.ru/spravochnik/otechestvennaya-geografiya-xviii-xix-vv/

Отечественная география XVIII-XIX вв

В XVIII столетии география в России находилась под влиянием западноевропейских ученых и, прежде всœего, Б.Варения. Но западные идеи были сильно и критически переработаны русскими учеными, было внесено столько нового, что русская географическая школа стала носить самобытный характер. Заслуга в ϶том принадлежала И.К. Кириллову, В.Н. Татищеву, М.В. Ломоносову.

Освоение территории России в XVIII веке было особенно интенсивным, по϶тому направленность географии исходила ᴎɜ практических потребностей – заселения и хозяйственного освоения самого большого пространства.

Россия прочно стала на Балтике, на Черном море, на Тихом океане. Возникали горнопромышленные районы на Урале, Алтае, в Забайкалье. Строились новые города и поселки.

Во второй половине XVIII века страна занимала первое в мире место по производству черных и цветных металлов, добывала золото, торговала хлебом.

Для хозяйственного освоения территории была необходима картография и экономическая статистика (ʼʼполитическая арифметикаʼʼ). Первым, кто соединил эти науки в одно целое, был И.К. Кириллов.

Он возглавлял астрономические, топографические, картографические и статистические . Первое русское статистическое и экономико-географическое описание под названием ʼʼЦветущее состояние Российского государстваʼʼ И.К. Кириллов закончил в 1727 г.

Географическая деятельность В.Н. Татищева

Дополнительный материал 1

Оригинальная русская научная география в России начинается с В.Н. Татищева и М.В. Ломоносова, деятельность которых началась во время реформ Петра I . В ϶то время само слово ʼʼгеографияʼʼ начинало входить в употребление.

Диапазон деятельности В.Н. Татищева очень широк – ϶то был человек разносторонних талантов, он сочетал в себе дипломата и строителя, историка и этнографа, картографа и географа. Он прекрасно разбирался в металлургии, археологии и палеонтологии. Именно ему в 1719 г. Петр I поручил составить историю и географию России. С 1724 г. В.Н. Татищев этим и занялся.

Его система географических наук напоминала систему Варения, с которой он хорошо был знаком, но главное отличие заключалось в методологическом подходе. Предложив разделить географию трижды на три раздела, он предполагал объемную модель географической науки:

  1. По масштабу исследования – универсальную, специальную, топографию;
  2. По качествам – математическую, физическую, политическую;
  3. По переменам времени – древнюю географию, географию среднюю, географию современную.

Вся система географических наук Татищева пронизана историзмом, чем и отличается от построения Варения. Описание ʼʼпо качествамʼʼ относится ко всœем масштабам исследования.

В физической и политической географии ученый большое внимание уделяет на изучение ресурсов, объединяя при ϶том природу и человеческую деятельность.

ʼʼЧеловеческие свойстваʼʼ в географии Варений едва терпел, а Татищев на первый план выдвигал жизнь населения и экономические проблемы страны.

Для выполнения поручения царя в 1737 г. он рассылает по стране составленную им большую программу, которая включала 198 вопросов. Исходя из всᴇᴦο выше сказанного, мы приходим к выводу, что ученый занимается сбором материалов, необходимых ему написания – ʼʼСочинения истории и географии Российскойʼʼ. Следуя лучшим традициям античнои̌ науки и эпохи Возрождения, ему удается осуществить исторический подход в географии и связать исторические события с природнои̌ средой.

Географическая деятельность М.В. Ломоносова

Дополнительный материал 2

Основатель Московского университета ( 1755 г.) выдающийся русский ученый-гений, он одновременӊο был философом, физиком, химиком. Был прекрасным специалистом в сфере экономики, картографии, геологии, географии. Кроме науки увлекался поэзией и сам писал стихи. По выражению А.С. Пушкина – ϶тот человек обнял всœе отрасли естествознания.

Большую работу проделал М.В. Ломоносов при подготовке первых комплексных географических исследований России в Арктике. Тема стала ученого очень важнои̌ и свой проект освоения Русского Севера он изложил в записке ʼʼКраткое описание разных путешествий по Северным морям..ʼʼ. Блестящий аналитик и экспериментатор, опередивший своих современников по силе философских оснований науки, по широте обобщений, выходя далеко за рамки господствовавшᴇᴦο материализма.

К.И. Арсеньев

Имя человека в научных кругах, особенно за пределами нашей страны, малоизвестно. Попав в Петербург ᴎɜ деревни, затеряннои̌ в костромских лесах, природным талантом и работометодностью проложил себе путь в науку, став профессором Петербургского педагогического института. Первые книги К. И. Арсеньева по географии и статистике России вышли в свет в 1818-1819 гг. Передовые взгляды и образованность, смелость мысли, глубокие знания роднои̌ страны позволили ему осуществить программу Ломоносова по изучению экономической географии и охватить Россию ʼʼединым взглядомʼʼ.

Выдающимися ᴇᴦο трудами стали ʼʼГидрографо-статистическое описание городов Россииʼʼ, ʼʼСтатистические очерки Россииʼʼ. В течение 30 лет ( 1818-1848 гг.

) он занимается районированием страны, углубляя характеристику районов и совершенствуя методы районирования. Не только в русской, но и в мировой географической науке К.И.

Читайте также:  Федеративное устройство российской федерации - в помощь студенту

Арсеньева заслуженно называют ʼʼотцомʼʼ теории и практики экономического районирования.

Семенов-Тян-Шанский

Великий русский географ и естествоиспытатель Петр Петрович был не менее известным экономистом.

Начав свою деятельность как геолог и ботанико-географ он обращал внимание на вопросы истории, исторической географии, демографии и, наконец, экономической географии в целом.

Им были написаны многие региональные монографии, включая ʼʼ Географо-статистический словарь Российской Империиʼʼ ( 1863-1885 гг.).

Он принимал уе по подготовке реформы 1861 г. в качестве эксперта редакционнои̌ комиссии. В 1864 г. ученый стал первым директором Центрального статистического комитета только что организованного. Разносторонне образованный и компетентный во многих областях знаний, он, как никто другой, подходил управления такой организацией, как Русское географическое общество. Во главе общества ученый работал 41 год.

Дополнительный материал 3

Большой вклад внес Семенов-Тян-Шанский в развитие теоретической базы географической науки, обогатил теорию и практику экономико-географического районирования.

Его по праву считают первым отечественным теоретиком политической географии.

Являясь сторонником единои̌ географической науки, он большое внимание в хозяйственнои̌ жизни людей уделял природному фактору, выступая с инициативами по организации охраны особо ценных объектов природного и культурного наследия.

В Русском географическом обществе Семенов-Тян-Шанский создал блестящее созвездие географов самых разных специальностей, но более всœᴇᴦο ϶то были географы широкого профиля, которые занимались комплексным исследованием природы и человека. Русское географическое общество было первокласснои̌ школой молодых исследователей – путешественников, этнографов, океанологов, картографов, экономистов.

Среди них был Н.Н. Миклухо-Маклай, получивший ᴎɜ рук Семенова-Тян-Шанского программу исследования народов Новой Гвинеи, Н.М. Пржевальский, получивший программу исследования Уссурийского края, а потом и всœей Центральнои̌ Азии.

Из стен общества вышли такие выдающиеся исследователи как Г.Н. Потанин, М.В. Певцов, И. Д. Черский, П.А. Кропоткин и многие другие. В истории географической науки каждое ᴎɜ имен явление выдающееся.

Источник: http://referatwork.ru/info-lections-55/nat/view/14365_otechestvennaya_geografiya_xviii_xix_vv

Описание для «История России XVIII-XIX вв.»

Пропустить Навигация

  • В начало
    • Часто задаваемые вопросы
    • Новости сайта
    • Курсы
      • Институт истории и политики
      • Институт биологии и химии
        • Кафедра общей химии
        • Кафедра органической химии
        • Кафедра биохимии, молекулярной биологии и генетики
        • Кафедра биологии и биотехнологии
        • Кафедра ботаники
        • Кафедра зоологии и экологии
        • Кафедра анатомии и физиологии человека и животных
        • Кафедра естественнонаучного образования и коммуник…
        • Кафедра медицины и безопасности жизнедеятельности
      • Институт Детства

        • Кафедра психологической антропологии
        • Кафедра индивидуализации и тьюторства
          • Бакалавриат и работа тьюторской группы
          • Жизнь кафедры
          • Магистратура
          • Научная деятельность и аспирантура
        • Кафедра тифлопедагогики

        • Дефектологический факультет

          • Кафедра логопедии
          • Кафедра инклюзивного образования и сурдопедагогики
          • Кафедра дошкольной дефектологии
          • Кафедра олигофренопедагогики и специальной психологии
          • Кафедра анатомии, физиологии и клинических основ д…
        • Факультет начального образования

          • Курсы для начальной школы
          • Кафедра русского языка и методики его преподавания…
          • Кафедра теории и практики начального образования
          • Кафедра исследовательской и творческой деятельности
          • Кафедра психологии младшего школьника
          • Кафедра иностранных языков в начальной школе
          • Кафедра математики и информатики в начальной школе
            • Информатика
            • Математика
        • Инновационная начальная школа

          • Модуль 1 «Основы современной системы начального об…
          • Модуль 2 «Методы и технологии организации учебно-в…
          • Модуль 3 «Индивидуализация и дифференциация учебно…
          • Модуль 4 «Проектирование и сценирование развивающи…
          • Модуль 5 «Оценка и мониторинг основных образовател…
          • Модуль 6 «Основы научно-исследовательской работы п…
        • Курсы для начальной школы

        • Курсы по выбору

        • МООК

      • Институт филологии

        • Кафедра всемирной литературы
        • Кафедра методики преподавания литературы
        • Кафедра методики преподавания русского языка
        • Кафедра общего языкознания
        • Кафедра риторики и культуры речи
        • Кафедра русского языка
        • Кафедра русской литературы
        • Кафедра теологии
        • Кафедра русского языка как иностранного в професси…
        • Подготовительный факультет русского языка как инос…
          • Кафедра довузовского обучения русскому языку как и…
        • Курсы для образовательной программы МПГУ / ТГПУ

          • Педагогическое образование. Русский язык
        • Кафедра русской классической литературы

        • Кафедра русской литературы XX-XXI вв

      • Институт физики, технологии и ИС

        • Факультет физики и информационных технологий
          • Кафедра общей и экспериментальной физики
          • Кафедра теории и методики обучения физике им. А.В….
          • Кафедра теоретической физики имени Э.В. Шпольского
          • Кафедра прикладной математики, информатики и инфор…
        • Факультет технологии и информационных систем

          • Кафедра технологии и профессионального обучения
          • Кафедра технологических и информационных систем
          • Кафедра физики космоса — базовая кафедра ИНАСАН
          • Кафедра интегрированного предметно-языкового обучения
        • Магистратура ЭОТ

          • ЭОТ 2014
          • ЭОТ 2015
          • ЭОТ 2016
            • Практика _МАГ 2016_методическая/учебная
          • ЭОТ 2017

            • Организация экспертизы ЭОР
            • Курсы ПК
          • ЭОТ 2018

            • Английский язык для специальных целей
            • ПРАКТИКА методическая/педагогическая МАГ 2018
          • ЭОТ 2019

            • МДО. Практикум МАГ 2019.
            • МАГ 2019. Семестр 1.
          • Бакалавры

          • ПРОСВЕЩЕНИЕ

            • Повышение квалификации (внешнее)
        • Кафедра современных технологий в общем образовании

        • Кафедра физики космоса — базовая кафедра ИНАСАН

        • Общая физика

        • Теория и методика обучения физике

        • КАФЕДРА ин.яз.ШВАРЦ Е.С.

        • Кафедра технологии и профессионального обучения (Т…

      • Институт физической культуры, спорта и здоровья

        • Образовательная программы высшего образования
          • Б1 Дисциплины (модули)
          • Б2 Практики
          • Б3 Государственная итоговая аттестация
        • Образовательные программы дополнительного образования

        • Кафедра теоретических основ физической культуры и …

        • Кафедра спортивных дисциплин и методики их препода…

        • Кафедра физического воспитания и спорта

        • В помощь

      • Институт социально-гуманитарного образования

        • Кафедра истории
        • Кафедра философии
        • Кафедра культурологии
        • Кафедра теоретической и специальной социологии
        • Кафедра экономической теории и менеджмента
        • Кафедра управления образовательными системами
          • Магистратура КУОС
            • Магистратура КУОС: Дисциплины
            • Магистратура КУОС: Организационно-методическое соп…
          • Бакалавриат КУОС

          • ДПО КУОС

            • Переподготовка «Менеджмент в образовании»
            • Повышение квалификации КУОС
            • Разработка ЭУК для ЕАПУ
          • Методическая работа КУОС

          • Архив КУОС

          • Учебные ЭОР («Песочница») КУОС

        • Кафедра права

          • Бакалавриат кафедры права
          • Магистратура кафедры права
          • ДПО кафедры права
        • Кафедра теории и истории государства и права

          • Дополнительное образование
        • Кафедра гражданско-правовых дисциплин

        • Кафедра уголовно-правовых дисциплин

        • Кафедра государственного и муниципального управления

      • Географический факультет

        • Кафедра туризма и межкультурной коммуникации
        • Кафедра геологии и геохимии ландшафта
        • Кафедра методики преподавания географии
        • Кафедра физической географии и геоэкологии
        • Кафедра экономической и социальной географии имени…
        • Кафедра экологии и природопользования
      • Институт математики и информатики

        • Кафедра алгебры
        • Кафедра геометрии
        • Кафедра математического анализа
        • Кафедра теоретической информатики и дискретной мат…
        • Кафедра теории чисел
        • Кафедра элементарной математики и методики обучени…
        • Кафедра теории и методики обучения информатике
        • Кафедра методики обучения математике и информатике
        • Кафедра информационных технологий в образовании
          • Институт международного образования
          • Архив
          • Научно-методическая деятельность
          • Повышение квалификации
      • Институт изящных искусств

        • Факультет музыкального искусства
          • Кафедра методологии и технологий педагогики музыка…
          • Кафедра музыкально-исполнительского искусства
          • Кафедра эстрадно-джазового искусства
        • Художественно-графический факультет

          • Кафедра декоративного искусства и художественных р…
          • Кафедра дизайна и медиатехнологий в искусстве
          • Кафедра живописи
          • Кафедра истории художественной культуры и методики…
          • Кафедра рисунка
        • Выбор_курса_ФНО

        • Кафедра теории и истории искусств

      • Факультет дошкольной педагогики и психологии

        • Кафедра возрастной психологии
        • Кафедра дошкольной педагогики
        • Кафедра теории и методики дошкольного образования
        • Кафедра эстетического воспитания детей дошкольного…
      • Факультет педагогики и психологии

        • Кафедра педагогики и психологии профессионального …
        • Кафедра психологии развития
        • Кафедра социальной педагогики и психологии
        • Кафедра психологии образования
        • Кафедра психологии
          • Деятельность кафедры
          • Инновационные программы
          • Курсы дисциплин
          • Курсы по выбору
          • Практика
          • Магистратура
        • Кафедра психологии труда и психологического консул…

      • Институт иностранных языков

        • Кафедра контрастивной лингвистики
        • Кафедра романских языков имени В.Г. Гака
        • Кафедра немецкого языка
        • Кафедра теории и практики перевода и коммуникации
        • Кафедра методики преподавания иностранных языков
        • Кафедра фонетики и лексики английского языка
        • Кафедра грамматики английского языка
      • Институт журналистики, коммуникаций и медиаобразов…

        • Кафедра журналистики и медиакоммуникаций
        • Кафедра коммуникационного менеджмента и рекламы, с…
        • Кафедра медиаобразования
      • Институт «Высшая школа образования»

        • Кафедра педагогики
        • Кафедра педагогики и психологии семейного образования
      • Институт международного образования

        • Кафедра иностранных языков
      • Подготовительный факультет

      • Общеуниверситетские программы

        • Корпоративное обучение МПГУ
          • Повышение квалификации
            • Повышение квалификации (Вайндорф-Сысоева М.Е.)
              • ППС 001-015. ОБУЧАЮЩИЕ МОДУЛИ. 2018-2019
              • ППС 001-015. ПРАКТИКА. 2018-2019
                • ППС 002. ПРАКТИКА. Разработка
                • ППС 003. ПРАКТИКА. Разработка
                • ППС 004. ПРАКТИКА. Проектирование
                • ППС 005. ПРАКТИКА. Разработка
                • ППС 006. ПРАКТИКА. Разработка
                • ППС 008. ПРАКТИКА. Методика
                • ППС 009. ПРАКТИКА. Разработка
                • ППС 010. ПРАКТИКА. Лицей
                • ППС 011. ПРАКТИКА. Разработка
                • ППС 013.1. ПРАКТИКА. Разработка
                • ППС 013.2. ПРАКТИКА. Разработка
                • ППС 014.1. ПРАКТИКА. Разработка
                • ППС 014.2. ПРАКТИКА. Разработка
                • ППС 015.1. ПРАКТИКА. Разработка
                • ППС 015.2. ПРАКТИКА. Разработка
              • ППС 020-. ОБУЧАЮЩИЕ МОДУЛИ. 2019-2020

              • ППС 020-. ПРАКТИКА. 2019-2020

                • ППС 020. ПРАКТИКА. Разработка
                • ППС 022. ПРАКТИКА. Разработка
            • Евразийская ассоциация педагогических университетов

          • Профессиональная переподготовка

        • Курсы — победители Конкурса инновационных образова…

        • Освоение информационно-библиотечной среды МПГУ

        • Программы профессионального обучения

        • Программы с Вэйнаньским университетом

          • Педагогическое образование
      • Колледж МПГУ

      • Лицей

      • Анапский филиал

        • Кафедра естественно-научного образования и информа…
        • Кафедра русской и зарубежной филологии
        • Кафедра экономики и управления
        • Кафедра психолого-педагогического образования
        • Кафедра социально-гуманитарного образования и дизайна
      • Ставропольский филиал

        • Кафедра психолого-педагогического и естественнонау…
        • Кафедра экономики, управления, финансового права и…
        • Кафедра общегуманитарных и юридических дисциплин
        • Кафедра дизайна и рекламы
      • Покровский филиал

      • Разное

        • Песочница
          • Песочницы для бакалавриата
      • АРХИВ

        • Институт детства
          • Кафедра психологической антропологии

Источник: https://el.mpgu.su/course/info.php?id=55

Начало географического изучения населения и поселений в России -XVIII-XIX вв

Великий энциклопедист М. В. Ломоносов, выразительно определив в середине XVIII в.

роль и задачи географии, «которая всея вселенныя обширность единому взгляду повергает», немало заботился о сборе физико-географических, экономико-географических, демографических и этнографических данных, которые в совокупности дали бы материалы для географического описания России — «по возможности верной и обстоятельной Российской географии». Именно такой комплексный характер носила подготовленная им анкета для сбора сведений о местностях и городах страны, призванная дополнить разрозненные экспедиционные наблюдения и случайный материал массовым и единообразным.

Нужно отметить, что в России вплоть до конца XIX в. многие ученые работали одновременно в области географии, статистики населения и хозяйства, демографии, а иногда и этнографии. Так, П. И. Кеппен (1793 — 1864), один из основателей Русского географического общества, составил наиболее полную картину размещения населения в России к середине XIX в.

и первую сравнительно точную этнографическую карту Европейской России (1851). Он много сделал для совершенствования статистики населения и впервые попытался распределить население России «по сословиям и состояниям». А. Б. Бушен (1831 —1876) анализирует размещение населения России на 1858 г.

как демограф и географ и впервые предлагает довольно продуманную типологию населенных мест. Много трудился для изучения различий в занятиях населения по губерниям России К. И. Арсеньев (1789 — 1865), который был также одним из зачинателей географии городов.

В своем «Гидрографическо-статистическом описании городов Российской империи» (1832) он показывает их географическое положение на водных путях и динамику развития.

Известный географ П. П. Семенов-Тян-Шанский (1827 — 1914) был одновременно выдающимся статистиком, одним из инициаторов первой Всероссийской переписи населения 1897 г., а также других крупных мероприятий такого рода, руководя в течение 33 лет Центральным статистическим комитетом. Его вклад в географическое изучение населения и поселений России второй половины XIX в.

многообразен. Он сделал содержательный анализ карты плотности, населения страны (в статье «Населенность Европейской России в зависимости от причин, определяющих распределение населения империи», 1871), составил пятитомный «Географическо-статистический словарь» (1863 —  1885), в котором охарактеризованы все города и крупнейшие села, станицы и слободы России.

Им впервые дана подробная социально-экономическая классификация (27 типов) сельских поселений России. Семенов-Тян-Шанский был организатором многотомного издания «Россия. Полное географическое описание нашего отечества» (1899 — 1914), в котором приведена региональная характеристика населения и поселений страны.

Он произвел также первое экспедиционное комплексное географическое, социологическое и демографическое исследование населения Мураевенской волости Рязанской губ. (Материалы для изучения сельской поземельной общины. Ч. I, 1880), в связи с которым лично провел по существу подворную перепись.

Методологический уровень этого исследования был намного выше, чем зарубежных работ того времени, посвященных региональным характеристикам населения. Автор дал содержательную картину социального расслоения русской деревни и различий экономических условий отдельных групп крестьянства. П. П.

Семенов-Тян-Шанский не был марксистом, но как серьезный ученый не мог не заметить социальное расслоение крестьянства и объективную необходимость дифференцированной характеристики его по социальным группам. Материалы этой работы были использованы К. Марксом и В. И. Лениным.

—Источник—

Ковалев, С.А. География населения СССР/ С.А. Ковалев [и д.р.]. – М.: Издательство МГУ, 1980.-  287 с.

Предыдущая глава ::: К содержанию ::: Следующая глава

Источник: https://big-archive.ru/geography/geography_of_the_USSR/4.php

Ссылка на основную публикацию