Наука и рынок знаний — в помощь студенту

В связи с началом унификации образовательных курсов на отечественной платформе «Открытое образование» возникает ряд вопросов о перспективах развития высшего образования, потому что вариантов разных много. Лучше в начале пути удерживать те целевые задачи, которые могут влиять на результат.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Зачем нам отечественная унифицированная платформа?

1 апреля 2015 года состоялся Совет Министерства образования и науки Российской Федерации по открытому образованию. В рамках Совета состоялось учредительное собрание Ассоциации «Российская национальная платформа открытого образования».

В неё вошли 8 ведущих университетов: МГУ, ВШЭ, МФТИ, МИСиС, СПбГУ, СПбПУ, ИТМО и УрФУ. В течение трёх лет каждый из них планировал вложить в развитие открытого онлайн-обучения не менее 50 миллионов рублей.

«Это обеспечит повышение мобильности студентов и даст им реальное право на выбор качественного образования». Предполагается 3 варианта использования курсов платформы:

  • курсы в составе основных образовательных программ;
  • дополнительный высококачественный контент;
  • курсы для всех желающих.

Повышение мобильности и расширение выбора курсов достигается только при условии доступа к сети у студента.

К праву на выбор возникает масса вопросов, начиная с постановки задачи: в тексте всё очень осторожно сформулировано с акцентом на добровольность и дополнительность. Выбор курсов нескольких вузов при открытом размещении на едином ресурсе, безусловно, может быть шире.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Куликовская битва - в помощь студенту

Оценим за полчаса!

Очевидны сложности взаимозачётов, но доступ от этого хуже не становится. Так что декларируемый текст вполне адекватен ситуации, хотя есть сомнение в его полноте.

Моя версия истинных причин проекта — импортозамещение и конкуренция за студента. Поскольку жёсткие формулировки на фоне массы неудачных ИТ-госпроектов опасны, обоснование нового проекта сформулировали обтекаемо-безопасно.

Учитывая пугающую статистику зарегистрировавшихся на курсы в западных MOOC (массовых открытых дистанционных курсах), в том числе из России, и апокалиптические прогнозы о свёртывании всех университетов в считанные мегауниверситеты, наши власти решили создать внутренний ответ.

Наука и рынок знаний - в помощь студенту

Решение справедливое, особенно на фоне санкций: возникающая зависимость от новейших технологий обучения создаёт риски для российской системы образования.

Тем не менее, такое решение вызвало ропот в российских вузах. Несмотря на жуткую инертность вузовских преподавателей, во многих вузах есть свои наработки по размещению в сети учебного контента.

Причем, как обычно, наработки делаются энтузиастами без должной компенсации, а появление интереса власти даёт им надежду как минимум на административную поддержку.

Поскольку официальная мотивация проекта никак не обосновывается необходимостью именно центрального решения, специалисты на местах восприняли её критически.

При реализации разного рода «единых платформ» под «единством» чиновники обычно понимают единство формы, а не содержания: реализуется один-единственный «правильный» продукт или сервис, которым вытесняют всё остальное.

На этапе обсуждения экспертам морочат голову, что речь идёт о единых подходах к решению поставленной задачи: единых регламентах, единых протоколах, единых коммуникационных сервисах. Эксперты расслабляются и сосредоточенно обсуждают, как это сделать правильно.

Наука и рынок знаний - в помощь студенту Зачем министерству надуманные проблемы?

Тем временем кто-то из прикормленных фирм ваяет тот самый «единственно правильный» вариант, который сначала появляется как «не волнуйтесь, это один из новых», а потом все остальные тихо идут на длительную зимовку, пока этот новый не лопнет или не займёт весь рынок, несмотря на все баги и недовольства пользователей. Техническая «единая платформа» сложнее по согласованию и по эксплуатации, дороже и ответственнее задачи у создателей и службы поддержки. Весь проект дороже, что, видимо, и привлекает его инициаторов. Повторится ли этот сценарий с нацплатформой, увидим. Но волнение спецов понятно и неизбежно.

Основных прогнозов в отношении проекта два:

  • традиционный распил бюджета с фиктивным результатом для отчётности;
  • постепенное развитие скрытых мотивов проекта, которые рассчитаны на втягивание всей системы высшего образования с последующим реформированием.

Возможны промежуточные варианты, в том числе, несколько подходов к одной и той же теме по мере выделения новых средств под новые обоснования. Вероятность обозначенных крайних вариантов предлагаю читателю оценить самостоятельно. Я как вечный фантазёр посвящаю этот тест второму из них.

Какая реформа ожидается?

Наиболее показательной в отношении будущего высшего образования мне увиделась дискуссия на EdCrunch-2016, которую провёл И. Фрумин.

Разные эксперты мирового уровня озвучили самые разные прогнозы, из которых очевидно, что университеты неизбежно и неузнаваемо изменятся, но совершенно по-разному.

Итог никому пока не известен, но все уже в процессе.

Неизбежно будет развиваться доступ к самым разным курсам на основе ИТ и сетевого доступа, причём способов упаковки материала уже сейчас много и они будут продолжать меняться всё чаще и быстрее.

На том же форуме не менее любопытна была дискуссия представителей вузов второго эшелона, не входящих в группу восьми создателей нацплатформы. Там наглядно прозвучал скепсис в отношении внедрения новых открытых курсов и проблем со взаимозачётами.

Главный вопрос — об экономической выживаемости как университета в целом, так и каждого преподавателя в условиях открытой конкуренции курсов.

И в этом контексте очень рельефно прозвучал критерий ректора ЮФУ об эффективности вложения средств вуза: какое вложение обеспечит снижение себестоимости обучения студента и привлечение новых студентов?

Наука и рынок знаний - в помощь студенту

Явно стоит вопрос об изменении способа оплаты труда преподавателя.

В этом контексте явно встаёт вопрос об изменении способов оплаты труда преподавателя от привычной часовой нагрузки к моделям количественной (за студента) и функциональной (за разработку отчуждённого электронного курса, за его электронное сопровождение).

В противном случае преподаватель не заинтересован в создании электронных курсов и занимается фиктивной деятельностью, а если его обязывают, создаёт такой курс, который сам по себе не работает или вовсе не нужен.

Таким образом, реформа сверху натыкается на сопротивление на уровне университета (взаимозачёты, сетевое взаимодействие) и на уровне преподавателей. Внедрение должно начинаться с понятной финансовой схемы, которая не подрывает экономических основ действующих субъектов на всех уровнях.

Допустим, все курсы уже в сети

Если же закрыть глаза на экономические интересы участвующих субъектов (или предположить, что они решены успешно), встаёт вопрос методической перспективы массы доступных учебных курсов. Предположим, все существующие учебные курсы всех университетов успешно транспонировали в сеть в едином формате на единую платформу в любом смысле этого двусмысленного словосочетания. Чего мы добились:

  • открытости;
  • условий для проведения занятий в режиме «перевернутый класс».

Наука и рынок знаний - в помощь студенту

Зачем слушать лекции в аудитории, если можно послушать в удобное время, а в аудитории уже разбираться с вопросами, проблемами?

  • Студенту становится легче получить доступ к курсу (лекции пропускать проще), и «дурь каждого лучше видна» — это уже про преподавателей.
  • Не менее очевидное и полезное следствие — поувольняли дурных преподов и постирали дурные курсы.
  • Взаимозачёт? Он кажется единственным слегка оправданным результатом единой платформы, но:
  • во-первых, ничто не мешает его получать и на отдельных университетских платформах (на единой это чуть удобнее, поскольку единый интерфейс, но не настолько критично);
  • во-вторых, даже университеты-экспериментаторы нацплатформы очень осторожны со взаимозачётами.

Себе университеты-экспериментаторы готовы засчитать только кое-какие отдельные курсы, которые не конкурируют или слабо конкурируют с их собственными курсами.

Свои курсы они готовы предоставлять другим даже бесплатно, ибо доходная модель пока на курсах не строится, а реклама бренда университета получается неплохая: чем больше сторонних слушателей, тем больше интерес со стороны к университету.

Так это и есть «бульон»? Не считая политико-стратегической победы в импортозамещении? Всё то же можно было сделать и на независимых университетских системах дистанционного обучения без существенных издержек времени и финансов.

Зато сформировали грандиозную централизованную свалку электронных курсов, поскольку без массовых взаимозачетов основания для их классификации слишком общие, а детализация довольно бессмысленна.

Видимо, этой свалкой в количественных показателях и будут отчитываться.

Что могло бы реально перевернуть высшее образование?

Реально переворот в высшем образовании могла бы произвести гранулированная модель учебных курсов: когда засчитывался бы не курс в целом, а цепочка тем-гранул. Казалось бы, какая разница? Ответ начну вопросом на вопрос: какая разница между учебными курсами, с которыми возникают напряжения при взаимозачётах?

Нагляднее всего это можно проиллюстрировать на технических дисциплинах. Курсы разных технических вузов отличаются разной проработанностью тем. Если бы мы представили себе граф учебных тем, из которых складывается учебный курс, и на нём бы отразили несколько градаций глубины/сложности изучения темы, то разные учебные курсы отличались бы разной траекторией на этом графе.

Предположим, что в сети доступны микрокурсы с изучением всех этих тем на всех уровнях.

Зачёт учебного курса в любом университете мог бы представлять собой совокупность сертификатов по необходимой траектории, в том числе с её превышением по сложности/глубине ряда тем.

Единственным условием для обоснованности такого зачета является доверие сертификатам. Ревность университета в отношении своих микрокурсов и его финансовые интересы я здесь не рассматриваю.

Несколько сложнее такой взаимозачёт может выглядеть для гуманитарных курсов. Вне университетского обучения специалисты-гуманитарии как-то умеют соотносить разные гуманитарные школы. Полагаю, по тому же принципу при желании можно согласовать взаимозачёты и по гуманитарным курсам.

Наука и рынок знаний - в помощь студенту

Построение и поддержание карт знаний должно стать постоянной заботой научно-педагогического сообщества.

Самым сложным в этой модели является построение «карты знаний» в виде графов с ранжированными по уровням гранулами-темами. Сложность состоит как в вычленении таких тем с увязкой в графы, так и с разложением их на стандартизованные уровни.

Чем выше уровень специалистов и чем меньше их в начале работы, тем проще создать начальный граф.

В дальнейшем развитие/поддержание актуального состояния такого графа и сопряжение разных направлений знаний между собой должно стать постоянной заботой научно-педагогического сообщества.

Наука и рынок знаний - в помощь студенту Почему обучение «по старинке» больше не будет работать

Поэтому, как мне представляется, разработку «карт знаний» было бы крайне важно включить в план работ сразу на начальном этапе развития нацплатформы.

Появление графа и возможность зачетов по темам-гранулам в сертифицированных центрах оценки на базе уполномоченных университетов или независимо от них разрывает границы университетов и превращает всю страну в единую образовательную площадку.

Университеты становятся центрами разработки и сопровождения образовательных траекторий для студентов и для работодателей (разные заказчики), центрами повышения квалификации преподавателей, центрами оценки компетенций.

Прикорм конкретных преподавателей и защита от угона студентов в этих условиях перестают быть основой финансового благополучия университета.

Конкуренция за популярный вариант электронного микрокурса по каждой теме становится полем амбиций каждого преподавателя, претендующего на авторский курс, независимо от его места работы. Сквозной список курсов становится огромным, но очень хорошо структурированным: это уже не свалка, а очень содержательный marketplace с чёткими стандартизованными параметрами и отличительными признаками.

Наличие «карты знаний» меняет весь ландшафт не только образования, но и рынка труда.

Особенно когда она будет дополнена профессиональными картами компетенций. Это сложная работа, но, во-первых, карты компетенций давно обсуждаются, и, во-вторых, при наличии «карты знаний» будет проще создавать «карты компетенций», т. к.

в них не нужно будет отражать знаниевый уровень. Согласование компетентностей и компетенций может достигаться простым сопоставлением оцифрованных траекторий на «карте знаний» соискателя вакансии и её держателя.

Например, входящими в моду блокчейнами.

Зачем это университету?

Начну с сакраментального ответа про державу: наличие открытого динамичного образовательного пространства повышает конкуренцию его игроков и облегчает развитие/появление новых образовательных ниш для новых видов профессиональной деятельности. Чиновники могут пострадать, поскольку снижается потребность в надзорных функциях, а их роль ограничивается сертификацией игроков и регламентацией общих правил новых отношений.

Наука и рынок знаний - в помощь студенту Манифест новой системы образования: от просвещения к образованию

Интерес студента понятен: он уже не ограничен рамками одного университета и может строить свою образовательную траекторию даже самостоятельно. Отношения с университетом ему важны для эффективной ориентации на образовательном пространстве и на рынке труда.

Университету это может быть важно, если он понимает, что старая форма обучения уже себя изжила. Кто первый найдет свою новую нишу, у того больше шансов не только остаться в образовательном пространстве, но и занять в нём ключевое место.

Чем раньше удастся сформулировать модели новых образовательных продуктов, тем раньше отпадёт страх зависимости от доброй воли Минобрнауки, появятся новые ресурсы образовательной деятельности, новые модели оплаты труда сотрудников и преподавателей.

Участие в построении «карты знаний» делает университет одним из законодателей мод на соответствующих фрагментах карты, закрепляет, как минимум на стартовом этапе, структуру учебных курсов своего университета и позволяет своевременно их корректировать по мере развития.

Тема гранулированных курсов также отражена в Манифесте о цифровой образовательной среде.

30 сентября 2016, 12:00 Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Источник: https://newtonew.com/higher/unified-higher-education

Почему, несмотря на доступность знаний, мы не становимся умнее

Наука и рынок знаний - в помощь студенту

Согласно результатам исследования, проведенного американской компанией Dell EMC, объем мировой информации увеличивается более чем в 2 раза каждые 2 года и уже измеряется зеттабайтами. Только представьте себе: 1 зеттабайт получится, если все жители США будут печатать по 2 твита в минуту 30 тыс. лет без передышки. Казалось бы, оперируя такими объемами знаний, при этом легкодоступных благодаря интернету, люди должны были давно стать гениями. Однако ситуация складывается едва ли не с точностью до наоборот. И в этой статье мы расскажем почему.

AdMe.ru собрал несколько научных фактов, объясняющих, при каких условиях информация работает на повышение интеллекта, а при каких просто захламляет сознание.

Наука и рынок знаний - в помощь студенту

Итак, современный мир перенасыщен информацией, но проблема в том, что используется она не слишком рационально. Одним из основных критериев, по которым всегда оценивали информацию, была возможность ее практического применения. Если вы не используете получаемую информацию, то попросту зашлаковываете свое сознание ненужными данными.

Согласно опросам, лишь 13 % пользователей применяют цифровые технологии и доступ к ресурсам для самообразования, а работодатели по всему миру бьют тревогу из-за синдрома выгорания и низкой эффективности своих суперпрофессиональных с точки зрения цифровой грамотности сотрудников.

Переизбыток бесполезной информации быстро превращает ее из источника мудрости в источник опасности под названием «информационная перегрузка». Когда-то это был научный термин из области когнитивной психологии, а в наши дни он стал расхожей метафорой, которая вышла далеко за пределы науки и теперь обозначает массовое явление.

Почему же эта информационная перегрузка мешает нам стать умнее? Вот основные причины.

1. Поток разнородной информации рассеивает внимание и не дает сосредоточиться на главном

Это доказал эксперимент «Инфомания», который несколько лет назад провел среди офисных сотрудников английский психолог Гленн Уилсон. Часть из них занималась своими прямыми обязанностями, а часть постоянно прерывалась на СМС, звонки и проверку почты. В конце дня анализ IQ показал, что у испытуемых из 2-й группы он был снижен на 10 пунктов.

И действительно, в наши дни проверка электронной почты стала синонимом работы. Согласно докладу «Социальная экономика» Глобального института McKinsey за июль 2012 года, средний работник тратит на управление электронной почтой 28 % своего рабочего дня. Времени на обучение, получение новых знаний и обретение новых навыков попросту не остается.

2. Доступность информации избавляет от необходимости ее запоминать

Ученые из Колумбийского университета обнаружили, что люди лучше запоминают источник информации (папки, диски, сайты), чем саму эту информацию.

Они провели эксперимент, в ходе которого студентам поручили напечатать несколько простых фактов (например, что мозг страуса меньше, чем его глаз), но половине участников как бы между прочим сказали, что их файлы после работы не будут сохранены.

Второй группе об этом ничего не сообщили, поэтому испытуемые были уверены, что смогут вновь перечитать файл.

Когда чуть позже участников эксперимента попросили воспроизвести эти факты, выяснилось, что их запомнили только те студенты, которые знали, что не смогут вернуться к информации позже. Остальные же, подсознательно уповавшие на компьютерный архив, все факты напрочь забыли. Увы, сегодня информацию пассивно потребляют, но не хранят в памяти.

3. Обилие информации оказывает негативное влияние не только на память, но и на весь мыслительный процесс в целом

Наука и рынок знаний - в помощь студенту

© Bruce Almighty / Universal Studios   © Bruce Almighty / Universal Studios  

Источник: https://www.adme.ru/svoboda-psihologiya/pochemu-nesmotrya-na-dostupnost-znanij-my-ne-stanovimsya-umnee-1803965/

Развитие студенческой науки в современных условиях — современные проблемы науки и образования (научный журнал)

1
Гаврин А.С. 1

Ребышева Л.В. 1
1 Тюменский государственный нефтегазовый университет
Статья посвящена одному из наиболее серьезных вопросов в высшем образовании современной России – студенческой науке и проблемам ее развития на современном этапе.

В условиях реформ и структурных преобразований в экономике наука оказалась в стороне от потребностей производства и стала занимать одно из последних мест по уровню финансирования.

В последнее десятилетие осуществляется множество мер и мероприятий для решения проблем привлечения молодежи в сферу науки, образования, высоких технологий и закрепления ее в этих сферах, эффективного воспроизводства научных и научно-педагогических кадров, обеспечивающих структурные преобразования государственного сектора науки и высшего образования на федеральном уровне в приемлемые сроки. Однако комплексно решить существующие проблемы пока не удаётся.

научно-исследовательская работапрофессиональное образование
1. Вузовская наука: актуальные проблемы и новые технологии подготовки специалистов в области экономики, менеджмента, маркетинга и права»: Материалы Международного научно-практического семинара / под ред. М. Л. Белоножко – Вып.11. – Тюмень: ТюмГНГУ. – 2011. – 280 с.
2. Долгосрочная целевая программа «Основные направления развития образования и науки в Тюменской области» на 2012–2014 годы. [Электронный ресурс] – Точка доступа: http://www.myshared.ru/user/38704/.
3. Закон Тюменской области «О научной, научно-технической и инновационной деятельности в Тюменской области» [Текст] от 5.12.2011. – № 102.
4. Качество образования. Достижения. Проблемы. Материалы IV Международной научно-методической конференции [Текст] / Под общ. ред. A. C. Вострикова. – Новосибирск: Изд-во НГТУ. – 2001. – 422 с.
5. Материалы Всероссийская научно-методической конференции «Высшая школа в условиях реформ: современные технологии взаимодействия студента, преподавателя и работодателя» [Текст] – Екатеринбург: УрАГС. – С. 95.
6. Наука в Российской Федерации [Текст]: // Статистический сборник. М: ГУ-ВШЭ. – 2005. – C. 37.
7. Осипова Л. Б., Горева О. М. Модель современного образовательного процесса // Современные тенденции в образовании и науке сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 14 частях. – Тамбов, 2014. – С. 98-100. 8. Программа реализации приоритетного национального проекта «Образование» на 2011–2013 год [Электронный ресурс] – Точка доступа: http://sob.znate.ru/docs/342/index-8807.html.
9. Садовничий В. А. Высшее образование России. Доступность. Качество. Конкурентоспособность: Доклад на VIII съезде Российского союза ректоров (Москва, МГУ им. М. В. Ломоносова, 8-9 июня 2006г.) [Текст] / В. А. Садовничий // Бюллетень Министерства образования и науки Российской Федерации. Высшее и среднее профессиональное образование. – 2006. – № 8 . – C. 7 — 15.
10. Сайт Министерства образования и науки РФ, Указ Президента РФ «О доктрине развития российской науки». – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://mon.gov.ru/dok/ukaz/nti/4413/
11. Федеральная целевая программа «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009–2013 годы, утвержденная Постановлением Правительства России № 568 от 28 июля 2008 года и рассчитанная до 2013 года [Электронный ресурс] – Точка доступа: http://fcpk.ru/doc.aspx?DocId=5755.

Читайте также:  Общая характеристика предприятия - в помощь студенту

В последнее время сохранить конкурентоспособность системы образования России становится сложнее в системе воспроизводства научных кадров, поскольку это создает дополнительные трудности в структуре новых потребностей различных сфер экономики [9]. Из-за постоянного недофинансирования российской науки система воспроизводства научных кадров оказалась дестабилизированной, а молодёжь утратила интерес к науке. В Федеральной целевой программе «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» были прописаны основные причины сбоя этой системы, а именно – сокращение кадров в науке происходит за счет интенсивного перехода исследовательских и обслуживающих науку кадров в другие отрасли экономики; эмиграции исследователей за рубеж и естественной убыли ученых старших поколений [11]. Отдельные решения, принимаемые на государственном уровне, не смогли преодолеть тенденции снижения социального статуса научного работника, престижности профессии преподавателя высшей школы и, как показывает практика, оказываются недостаточно эффективными для обеспечения сохранения и развития кадрового потенциала высшей школы и ее научного сектора [4].

Главной целью государственной политики в сфере образования и развития технологий в среднесрочной перспективе должно стать не только сохранение накопленного научного потенциала, но и его дальнейшее развитие, совершенствование механизмов финансирования науки, наиболее эффективное использование научных изысканий для решения социально-экономических задач [6]. Следует отметить, что образование в Российской Федерации является приоритетным национальным проектом. В рамках государственной поддержки программ развития ведущих российских университетов направления «Развитие инновационного характера профессионального образования как основы становления экономики знаний» в структуре раздела «Образование» наибольший объем расходов за 2012–2014 гг. приходится на обеспечение высшего послевузовского профессионального образования и составил 75–79 % общего объема расходов по данному разделу. Кроме того, в 2012–2014 гг. продолжалась дополнительная поддержка ведущих российских университетов, которая в среднем за год составила 30,0 млрд руб., за счет которой осуществлялась поддержка инновационно активных вузов [8]. Федеральная целевая программа развития образования на 2011–2015 гг. включает развитие нового направления «Развитие информационно-коммуникационных технологий в образовании», в рамках которого предполагается создание единой информационной системы управления образовательной средой в целях повышения качества образования с финансовым обеспечением в объеме 4,31 млрд руб. [11]. Таким образом, в современных условиях роль государства в развитии науки и образования есть непременное условие для создания духовного, интеллектуального, научно-технического и социально-экономического развития российского общества и государства, поддержания его национальной безопасности.

Следует отметить, что процесс модернизации современного российского образования трудно представить без такого компонента, как система обеспечения в учебных заведениях условий для творческого развития будущих специалистов. Формирование из числа студентов будущей научно-технической элиты – важнейшая социально-экономическая задача и условие прогрессивного развития страны.

Для этого нужно создание эффективных национальных систем поиска, развития и поддержки одаренной молодежи в области науки.

Плодотворными признаны реализуемые в вузах страны проекты, определяющие своей целью развитие таких систем организации научно-творческой деятельности, которые способствовали бы закреплению одаренной молодежи в региональной инфраструктуре научно-технической деятельности [7].

Эффективность этой работы зависит студенческой науки, создаваемого внутри самого вуза и отлаженности системы ее функционирования в нем. В каждом вузе существуют специальные структуры, ответственные за научно-исследовательскую деятельность студентов.

Организация включенности студентов в научно-исследовательскую деятельность открывает возможности стимулирования творческого потенциала личности.

Научные лаборатории и кружки, студенческие научные общества и конференции – всё это позволяет студенту вести полноценную научную работу, найти единомышленников по ней, с которыми можно посоветоваться и поделиться результатами своих исследований.

Основной целью организации НИР является освоение студентами основ профессионально-творческой деятельности, методов и приемов выполнения научно-исследовательских, проектных и экспериментальных работ, развитие способностей и готовности к инновационной деятельности. Важно отметить, что процесс исследования индивидуален и является ценностью как в образовательном, так и личностном смысле. Будущий специалист должен быть готов к осуществлению научно-исследовательской работы в профессиональной деятельности.

Известно, что на уровне субъектов Российской Федерации активно проводится политика в образовательной и научной сфере. Так, Тюменская область относится к регионам с мощным научным потенциалом.

Здесь сосредоточены крупные научно-исследовательские институты России в области геологии и геофизики, разведки нефтяных и газовых месторождений, добычи, переработки и транспортировки углеводородного сырья.

Научно-исследовательской деятельностью занимаются 37 организаций, из которых одна находится в прямом ведении РАН, 5 представляют Сибирское отделение РАН, 2 – Сибирское отделение Российской академии сельскохозяйственных наук (СО РАСХН), 3 – Сибирское отделение Российской академии медицинских наук (СО РАМН), а также 17 различных отраслевых и ведомственных организаций [3].

В Тюменском государственном нефтегазовом университете, как и во всех ведущих региональных вузах, осуществляется основной университетский принцип «Образование – через науку». С этой целью в университете ведется планомерная работа по приобщению студенческой молодежи к научным исследованиям.

Ежегодно решением Ученого совета университета для поддержки студенческой науки выделяются целевым назначением финансовые средства из внебюджетных средств на проведение конференций, на командировки студентов в другие города, на публикацию сборников научных трудов, премирование активистов и победителей Российского конкурса студенческих научных работ.

В рамках национального проекта «Образование» тюменские студенты и молодые ученые области получают гранты Президента РФ. Ежегодно наиболее талантливым студентам и аспирантам выплачиваются именные стипендии губернатора Тюменской области. Сегодня их получают около 90 человек [2].

Многоплановая работа воспроизводства научных и научно-педагогических кадров ориентирована на своевременное и качественное пополнение отрасли специалистами с учеными степенями.

При формировании контингента, поступающего в аспирантуру, внимание оказывается развитию научно-технического творчества молодежи в период обучения в вузе.

В 2014 году было проведено социологическое исследование среди студентов Тюменского государственного нефтегазового университета в возрасте от 18 до 23 лет.

Цель исследования – выявление положения и понимания роли научно-исследовательской работы студентов для совершенствования и актуальной ее организации в вузе. Объём выборки составил 100 респондентов.

По результатам исследования 52 % респондентов считает, что научно-исследовательская работа студентов является одним из важнейших компонентов современной системы подготовки специалистов в учреждениях высшего образования (рис. 1).

Наука и рынок знаний - в помощь студенту

Рис. 1. Степень подготовки специалистов в вузе соответствует требованиям, в %

Как показывает практика, большинство студентов имеют представления о научно-исследовательской работе (45 %), слабо сформированы умения НИР (31 %), практически отсутствуют навыки экспериментальной работы (18 %), затруднились с ответом – 8 %.

К сожалению, треть студентов не осознают значимости научно-исследовательской деятельности (35 %), имеют низкий уровень готовности к НИР (25 %) и средний уровень (21 %).

Полученные результаты свидетельствуют о недостаточной подготовленности студентов к выполнению данной работы и дают основания для разработки условий формирования готовности к научно-исследовательской работе.

Повышение роли человеческого фактора в различных сферах жизни обуславливает усложнение требований, предъявляемых к качеству профессиональной подготовки выпускников высшей школы. Научная работа, как раз, и должна стать важным звеном подготовки конкурентоспособного молодого специалиста.

На вопрос, «С какой целью Вы занимаетесь научно-исследовательской работой в вузе?», 38% респондентов ответили, что НИР развивает интеллект, 42 % считают данный вид деятельности неотъемлемой частью профессиональной подготовки, 12 % – просто имеют желание заниматься экспериментальной работой и 8 % утверждают, что НИР повышает результаты учебной деятельности (рис. 2).

Наука и рынок знаний - в помощь студенту

Рис. 2. Мнения респондентов о степени важности НИР, в %

В ходе исследования авторами выявлено, что 48,4 % студентов 3 курса постоянно занимаются научно-исследовательской работой. На четвертом курсе их число увеличивается (51,6 %).

Среди студентов, иногда занимающихся научно-исследовательской деятельностью, на третьем – 45,4 % респондентов, на четвертом – 46,5 %. Число студентов, не занимающихся НИР, на третьем – 6,2 %, на четвертом – 1,9 % [4].

Таким образом, по результатам ответов прослеживается положительная тенденция увеличения числа студентов, вовлеченных в НИР к старшим курсам.

Установлено, что 11 % опрошенных планируют связать свою деятельность с наукой, 27 % – не исключают возможности заниматься научно-исследовательской работой при выполнении профессиональных обязанностей, треть респондентов не планируют заниматься НИР (37 %), остальные затруднились с ответом. Результаты исследования позволили выявить комплекс факторов, определяющих положение и понимание роли научно-исследовательской деятельности студентов Тюменского государственного нефтегазового университета.

К тому же результаты опроса подтвердили значительное преобладание у студентов репродуктивного стиля в освоении профессиональных образовательных программ (38 %). К чтению монографий и журналов обращаются лишь 16 % респондентов; первоисточникам – 5 %, научной литературе на языке оригинала (2 %).

Представленные данные свидетельствуют о том, что компетентность студентов в понимании науки как средства коренного обновления социальной действительности, и в особенности, в ее прикладном профессиональном аспекте является неудовлетворительной.

Именно на этом направлении сегодня важно развивать студенческое научное творчество в вузе.

Некоторые авторские выводы были сделаны на основании изучения оценочных суждений студентов о том, какие традиционные формы НИР, сложившиеся в вузовской практике, их увлекают.

Большинство студентов свое предпочтение отдают выполнению курсовых работ (34,2 %), участие в конференциях (17, 6 %), работа в научном кружке (12,2 %), участие в олимпиадах (7 %).

Студенты кафедры Маркетинга и муниципального управления ТюмГНГУ неоднократно становились призёрами конкурсов и олимпиад, в частности: Всероссийская студенческая олимпиада «Интеллект», г. Москва; Областная олимпиада по социологии, г. Тюмень; «Студент и научно-технический прогресс», г.

Новосибирск; «Новые технологии – нефтегазовому комплексу», г. Москва; Всероссийский конкурс студенческих работ «Хрустальный апельсин», г. Москва; Областной конкурс студенческих работ им. В. И. Муравленко, г. Тюмень и др. К сожалению, серьезными видами НИР увлечена небольшая часть контингента студентов.

Одновременно, авторами выявлено степень формирования интереса студентов к участию в научно-исследовательской деятельности в общей структуре их предпочтений в разных видах внеучебной деятельности.

По результатам опроса показатель интереса к научно-исследовательской работе занял лишь шестую позицию (7,9 %), уступив занятиям развлекательного характера (43,5 %); мероприятиям культурного досуга (36,6 %); занятиям спортом (27,4 %); чтению художественной литературы (24,7 %); участию в художественной самодеятельности (12,3 %).

На основании полученных данных, можно сделать вывод о том, что занятия НИР в рейтинге видов внеучебной деятельности для многих респондентов не имеют выраженной личностной значимости.

Необходимо на каждом уровне обучения развивать у студентов творческое мышление, исследовательские умения, без которых трудно как продолжать образование, так и реализовываться на рынке труда.

В связи с этим современный специалист должен владеть не только необходимой суммой фундаментальных и специальных знаний, но и определёнными навыками творческого решения практических задач, постоянно повышать свою квалификацию, быстро адаптироваться к изменяющимся условиям.

Все эти качества необходимо формировать в вузе через активное участие студентов в научно-исследовательской работе, которая на современном этапе приобретает все большее значение и превращается в один из основных компонентов профессиональной подготовки будущего специалиста.

Таким образом, процесс подготовки будущих специалистов к научной работе будет результативным, если студенты будут вовлечены в разнообразные формы научно-исследовательской деятельности.

На протяжении их периода обучения необходимо системно и целенаправленно осуществлять подготовку будущих специалистов к выполнению научной деятельности, создавать творческие группы с учетом научных интересов; обеспечить научно-исследовательскую базу; вооружать их методикой научной работы; создавать ситуации успеха при внедрении в практику научных результатов; поощрять творческую самостоятельность исследователей при решении практических проблем.

Рецензенты:

Белоножко М. Л., д.с.н., профессор ТюмГНГУ, г. Тюмень;

Барбаков О. М., д.с.н., профессор ТюмГНГУ, г. Тюмень.

Библиографическая ссылка

Гаврин А.С., Ребышева Л.В. РАЗВИТИЕ СТУДЕНЧЕСКОЙ НАУКИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=18848 (дата обращения: 19.03.2020).

Источник: https://science-education.ru/ru/article/view?id=18848

Образование и наука

Наука и рынок знаний - в помощь студенту

Научный  журнал «Образование и наука»

Целью научного журнала «Образование и наука» является объективное представление результатов фундаментальных и прикладных исследований в сфере наук об образовании, организация научных дискуссий по педагогическим и психологическим проблемам развития образования в России и странах дальнего и ближнего зарубежья. Журнал основан в  1999  году на базе Уральского отделения Российской академии образования. С февраля  2012 г. издателем и распространителем журнала является Российской государственный профессионально-педагогический университет.

  • Тематика журнала: журнал осуществляет публикацию результатов исследований актуальных психолого-педагогических проблем в сфере отечественного и зарубежного образования.
  • Основные тематические направления журнала:
  • Методология образования 
  • Общая педагогика, история педагогики и образования
  • Теория и методика обучения и воспитания.
  • Теория и методика физического воспитания, оздоровительной и адаптивной физической культуры
  • Теория, методика и организация социально-культурной деятельности
  • Теория и методика профессионального образования
  • Педагогическая психология
  • Психология развития, акмеология
  1. Целевая аудитория: сообщество исследователей психолого-педагогических проблем развития образовательных систем (научные и научно-педагогические работники, представители органов управления системами образования разного уровня, соискатели ученых степеней, студенты и магистранты).
  2. Миссией журнала является поддержание единого информационного пространства в сфере наук об образовании, продвижение результатов фундаментальных и прикладных психолого-педагогических исследований и разработок в практику образования.
  3. Основополагающие направления деятельности журнала:
  • всестороннее, объективное, оперативное и независимое информирование целевой аудитории о результатах актуальных исследований в сфере наук об образовании;
  • обеспечение дискуссионных коммуникаций профессионального сообщества

Редакция журнала в своей деятельности руководствуется принципами научности, объективности, профессионализма, информационной поддержки наиболее значимых профильных исследований и соблюдения норм издательской этики.

Научное направление издания по отраслям наук: 

  • Педагогические науки (13.00.00)
  • Психологические науки (19.00.00)

В журнале может быть опубликован любой автор, независимо от места проживания, национальности и наличия ученой степени, представивший ранее не опубликованный материал, не предназначенный к одновременной публикации в других изданиях.

Прием статей для публикации в журнале осуществляется в постоянном режиме.

Сведения о месте издания в рейтинге SCIENCE INDEX представлены на сайте Электронной научной библиотеки РФ  http://elibrary.ru/title_profile.asp?id=9597 ( www.elibrary.ru , Раздел «Тематический рубрикатор», подраздел 14.00.00. Журнал «Образование и наука»)

Журнал имеет международный стандартный сериальный номер периодических печатных изданий ISSN 1994-5639. На основании договора с Научной электронной библиотекой полнотекстовые материалы журнала с 2003 г. обрабатываются в базе РИНЦ. 

Журнал включен в перечень рецензируемых научных изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук.

Журнал включен в European Reference Index for the Humanities and Social Sciences (ERIH PLUS). Журнал включен в специализированную реферативную базу данных Scopus (J 521).

Журнал включен в Emerging Sources Citation Index (WOS), Clarivate analitycs.

Источник: https://www.edscience.ru/

Студенческая наука

В настоящее время обществу требуется специалист новой формации — способный к самообразованию, ориентированный на творческий подход к делу, обладающий высокой культурой мышления.

Для современного специалиста особенно важным становится умение ориентироваться в потоке научной информации, овладение фундаментальными знаниями, составляющими теоретические основы профессиональной деятельности, освоение и применение научных знаний на практике.

Студенты Петербургского государственного университета путей сообщения Императора Александра I с первого курса попадают в увлекательный мир научных исследований и разработок. Путь в большую науку начинается с научных кружков и исследовательских лабораторий, работой которых в университете руководят кандидаты и доктора наук.

Результаты первых научных исследований можно доложить на ежегодной студенческой научно-технической конференции «Транспорт: проблемы, идеи, перспективы», проводимой в рамках фестиваля «Неделя науки», и, заняв одно из призовых мест, опубликовать тезисы в университетском сборнике студенческих научных работ, или попробовать свои силы в многочисленных городских и всероссийских молодежных конкурсах и конференциях. Ежегодно, с целью поддержки научных разработок студентов и аспирантов, в Университете проводится конкурс грантов ПГУПС.

На кафедрах университета проводятся научные исследования в рамках федеральных, ведомственных научных программ, грантов, хозяйственных договоров, к которым привлекаются студенты думающие, умеющие работать и имеющие компьютерную грамотность. Участвуя в подобной работе, у студентов появляется возможность получить свои личные реальные деньги за научные изыскания.

Важным механизмом включенности студентов в научную жизнь университета является работа Студенческого Научного Общества, как сообщества заинтересованных научной деятельностью единомышленников.

Полученный опыт и научные результаты открывают путь в аспирантуру университета, где ведется подготовка по 32 научным специальностям, представляющим 7 отраслей наук. Защита диссертации по окончании аспирантуры подкрепляет достижения молодого ученого государственным признанием — кандидатской степенью.

Перед молодым человеком с ученой степенью открыты двери как бизнеса и управленческих структур, так и высших учебных заведений и научно-исследовательских институтов, в которых он может найти применение своим исследовательским знаниям и способностям.

Наш университет предоставляет для занятия научной деятельностью все возможности! Помочь в реализации Вашего научного потенциала и поддержать Ваши научные устремления готовы мы — специалисты отдела инновационных разработок и научно-исследовательской работы студентов (ИРиНИРС).

Источник: https://www.pgups.ru/science/research/student-science/

Наука | Интернет-журнал для тех, кто учится

Как поменять паспорт в 20 лет? Пошаговая инструкция!

Доброго времени суток, уважаемый читатель! Люди растут и старая одежда уже на них не налезает. Со временем приходится покупать всё новое, менять старые вещи на более современные. Однако помимо чисто житейских вещей, таких как одежда или бытовая техника, люди несколько раз за жизнь также должны менять и свои паспорта. В то время, когда студент обучается в университете, ему почти в 100% случаев исполняется 20 лет. А 20 лет — это время замены паспорта на новый. Однако как это обычно бывает, когда настаёт время Х, мы не знаем что делать, куда идти, к кому обращаться. Из-за нехватки информации мы не знаем, как сделать ту или иную вещь, то или иное дело. Поэтому, чтобы у вас не возникло проблемы при замене паспорта в 20 лет, мы и решили написать данную статью.

Читайте также:  Экологические проекты в детском саду - в помощь студенту

… Подробнее>>

Объект и предмет курсовой работы

Доброго времени суток, уважаемый читатель! У многих студентов, особенно у студентов-первокурсников, возникает масса вопросов при написании курсовой работы. Большинство учащихся просто не понимают, что такое объект и предмет курсовой работы.

А это одни из основополагающих вещей, без знания и, главное, понимания которых качественно написать курсовую работу невозможно.

Поэтому мы решили, раз и навсегда устранить этот пробел в ваших знаниях, написав данную статью, посвящённую объекту и предмету курсовой работы.

… Подробнее>>

Как подготовиться к ЕГЭ за один год?

Доброго времени суток, уважаемый читатель! Эта статья посвящена подготовке к ЕГЭ за один год. Из неё вы узнаете, как лучше спланировать свою подготовку к ЕГЭ, сколько времени в день нужно заниматься, чтобы успешно подготовить себя к сдаче Единого государственного экзамена.

… Подробнее>>

Как написать отчёт по практике? Часть 1

Доброго времени суток, уважаемый читатель! Если перед тобой сейчас стоит проблема, как написать отчёт по практике, то ты попал! Попал по адресу 🙂 В рамках серии статей мы детально разберём процесс написания отчёта по практике, чтобы тебе стало в максимальной степени ясно, с чего начинать, какие материалы нужны для написания отчёта по практике и т.д.

… Подробнее>>

Образ жизни современных российских подростков

Образ жизни современных российских подростков — это всегда отдельная тема для обсуждения. Направления развития нынешнего мира трудно предугадать. В связи с этим также трудно предугадать направления и цели современного молодого поколения.

… Подробнее>>

Как добавить внешнюю звуковую дорожку к фильму?

Доброго времени суток, уважаемый читатель! Наверняка ты любишь смотреть фильмы. Однако некоторые люди смотрят кино не только в качестве развлечения, а ещё для того, чтобы повысить уровень знания изучаемого иностранного языка.

Ведь когда ты смотришь фильм на английском (с субтитрами), то узнаешь самые ходовые выражения. Это помогает тебе лучше понять культуру страны и, соответственно, её язык. Но часто так бывает, что трудно найти англоязычную звуковую дорожку.

Даже, если её и находишь, то встаёт проблема — как добавить внешнюю звуковую дорожку к видео? Однако, решение найдено!

… Подробнее>>

Заключение курсовой работы: что там писать?

Доброго времени суток, уважаемый читатель! В данной статье мы расскажем вам о том, как правильно пишется заключение курсовой работы.

Часто бывает так, что студент пишет свою работу без сучка и задоринки, однако при этом ему очень трудно сформулировать именно заключение. Многие просто не понимают, что там нужно писать.

Однако если вы задались целью решить данную проблему раз и навсегда, то мы вам постараемся помочь. Итак, давайте переходить непосредственно к теме.

… Подробнее>>

Титульный лист реферата — правила оформления (скачать пример)

Доброго времени суток, уважаемый читатель! У многих студентов, особенно у студентов-первокурсников, возникает много вопросов, связанных с оформлением своих учебных работ. Иногда случается так, что преподаватель даёт своим студентам задание написать, скажем, реферат, на определённую тему. При этом он, как правило, рассказывает о том, как следует оформлять данную работу.

… Подробнее>>

Как курсовая работа проверяется на Антиплагиат?

За последние 10 лет в студенческой среде произошли большие перемены. Перечислять новшества и нововведения можно долго, но самым значимым событием стали необходимость проверки содержания курсовой работы на Антиплагиат. Давайте подробнее поговорим на эту тему.

… Подробнее>>

Стоит ли ходить в студенческую столовую?

Лично у меня был самый неприятный опыт хождения в студенческую столовую, поскольку в один из разов прямо по столу пробежал таракан.

Он незаметно целился в мою булочку, но что-то его отпугнуло, и оказался прямо в центре всеобщего внимания и, конечно же, позора работников столовой.

Никогда не считала себя брезгливым человеком, но в тот момент поняла, что посещение студенческой столовой явно не для меня и моих нервов.

… Подробнее>>

Как выиграть в КВН? Часть 2

Доброго времени суток, уважаемый читатель сайта советстуденту.рф! В предыдущей статье мы узнали о том, кто должен входить в команду КВН. Сегодня мы продолжим выяснять другие аспекты подготовки к этой игре.

Мы поговорим о том, как лучше всего проводить совещания с членами команды, как придумать действительно смешные шутки, а также ты узнаешь о том, как правильно написать сценарий и найти музыкальное сопровождение для выступления.

Тебе интересно это узнать? Тогда читай эту статью внимательно и записывай.

… Подробнее>>

Что такое портфолио студента?

Если кого-то сильно беспокоит тема: «Что такое портфолио студента?», то вы обратились как раз по адресу. Дело в том, что именно данное «творческое сочинение» отражает не только жизнь конкретного студента, но и максимально раскрывает его творческий потенциал, успешность, перспективы и способности.

… Подробнее>>

Кем работать после аспирантуры?

Как выяснилось, диплом специалиста или магистра – это еще не предел всех мечтаний для амбиционного выпускника, ведь «аспирант» — куда более почетное звание для учащегося высшего учебного заведения.

Однако здесь у студента имеются большие и радужные перспективы в плане будущей карьеры, да и предлагаемые должности «почетные и прибыльные», так сказать.

И, тем не менее, обязательно стоит разобрать данный вопрос по порядку, подбираясь к главной теме, кем работать после аспирантуры?

… Подробнее>>

Мой отзыв на книгу М. Дж. Райан «В этом году я…»

Приветствую тебя, дорогой друг, на страницах сайта советстуденту.рф. По многочисленным просьбам читателей сайта я продолжаю серию отзывов на полезные книги по саморазвитию. В этой статье я расскажу тебе об ещё одной полезной книге, которая поможет тебе добиваться поставленных целей.

Как и любой другой нормальный человек, тебе хочется многое изменить в своей жизни. Купить новый телефон, избавиться от вредной привычки, начать зарабатывать достойные деньги. Однако, зачастую, лучшая жизнь остаётся где-то там, в наших головах. Чтобы она была наяву, необходимо действовать не так, как ты привык…

Ну, обо всём по порядку.

… Подробнее>>

Что делать, если курсовая работа не проходит Антиплагиат?

Каждая курсовая работа на финишном этапе проходит проверку на уникальность, и вот тут у студента начинаются проблемы. Конечно, все зависит от требований преподавателя, но все равно порой очень сложно им соответствовать.

… Подробнее>>

Как осуществить планы молодости?

Молодые люди хотят, как всем известно, добиться в жизни всего: социального положения, денег, власти, семейного благополучия, хорошей крепкой дружбы. У всех людей идеалы, в общем-то, схожи. Однако лишь немногие достигают всего того, что они запланировали в молодости. Почему так происходит? Мы решили в этом разобраться и помочь вам избежать участи этого незавидного большинства…

… Подробнее>>

Что делать, если дипломная работа не проходит проверку на Антиплагиат?

В студенчестве дипломный проект с низкой уникальностью высшего балла оценивания не заслуживает, мало того, не будет допущен к защите. Важно понимать этот факт и сознательно не снижать оценку за итоговую работу и не искать себе дополнительных проблем непосредственно перед выпуском.

… Подробнее>>

Что делать, если курсовая работа еле дотягивает до «3»?

По выпуску из вуза молодой специалист считается асом по написанию курсовых работ, поскольку в каждом семестре необходимо выполнить по 1-2 такой работе, правильно оформить и блестяще защитить.

Однако в процессе обучения написание курсовика вызывает ужас и панику, массу дополнительных вопросов, а конечный результат, по мнению проверяющего преподавателя, и вовсе не дотягивает до оценки «удовлетворительно».

… Подробнее>>

Источник: http://xn--b1aecb4bbudibdie.xn--p1ai/nauka/

«Наиболее успешными в середине XXI века будут те бизнесы, которые научатся преобразовывать информацию в знания» | Rusbase

Питер Друкер первым ввел понятие «экономики знаний» в своей книге «Age of Discontinuity» (Друкер, 1969). В 1996 OECD определила «экономику знания» как экономику, в которой производство, распределение и применение знаний становятся главными драйверами экономического роста, создания добавленной стоимости и новых рабочих мест.

Развитие «экономики знаний» тесно связано с революцией в информационных и телекоммуникационных технологиях и происходит под влиянием глобальных социальных проблем. В ее основе — образовательная система и инновационная экосистема.

Наиболее успешными в середине XXI века будут те бизнесы, которые научатся преобразовывать информацию в знания. Именно знания формируют добавленную стоимость, увеличивающую возврат на капитал (который нужен, чтобы аккумулировать знания).

Это так называемый «когнитивный капитализм», построенный по распределенному принципу. Будущее же стран и метрополий зависит от их способности извлекать и перераспределять знания (Флорида, 2007, Портер, 1990, Каманьи и Капелло, 2013).

Какие страны инвестируют в образование?

«Страна, которая не смогла стать частью этой информационной революции, рискует стать более маргинализированной, чем те страны, которые отстали от прогресса в период индустриальной революции» (Aubert, 2003).

В странах OECD (Организация Экономического Развития и Сотрудничества, в состав которой входят 37 стран, производящих около 60% мирового ВВП, в которых проживает 18% мирового населения), около 50% ВВП формируется за счет сферы услуг и экономики знаний.

70% рабочих в развитых странах заняты в информационном бизнесе. Чтобы прийти к этому результату сейчас, им пришлось позаботиться об этом несколько десятилетий назад.

В затылок мировым державам дышат новые региональные лидеры, развивающиеся семимильными шагами.

Всемирный Банк ежегодно делает рейтинг стран, рассчитывая индексы знаний и  экономики знаний (KE и KEI). KI отражает способность страны производить, усваивать и перераспределять знания. KEI позволяет оценить окружение, насколько оно способствует активному использованию знания для развития страны.

Оценка KEI производится по 4 критериям:

  • Экономика и режим
  • Образование и знания
  • Информационная и коммуникационная инфраструктура
  • Инновационная система

Первое место в рейтинге традиционно занимает Дания. Второе — Швеция. Третье — Финляндия. США и Австралия занимают 9 и 10 места соответственно, Сингапур и Израиль — 24 и 25 места. Россия — 49 место. Китай — 77, Индия — 100.

Следует отметить, что наиболее слаборазвита в нашей стране, по оценкам экспертов, политическая и экономическая среда.

По значениям этого показателя в расчете KEI Россия находится в одной упряжке с такими странами, как Сирия, Ангола, Йемен, Эквадор и Нигерия.

Те страны, которые демонстрируют более высокий KE, имеют более высокие показатели экономического развития. В таблице 1 приведены сравнительные данные 22 стран, входящих в рейтинг.

По объему инвестиций в R&D в абсолютном выражении безусловное первенство принадлежит США. Следом за ними идут Китай, Япония, Германия, Индия, Франция и Великобритания.

По удельной доле инвестиций в R&D в объеме ВВП, топ-позиции занимают Израиль, Южная Корея и Япония.

  • Малые кластеры — Сингапур, Гонконг, Норвегия, Финляндия и Израиль, хотя и занимают небольшую долю мирового рынка инвестиций в R&D, но имеют довольно высокие показатели KE и KEI, эффективно используя существующую инновационную и образовательную экосистемы (по качеству образования и доле инвестиций в образование эти страны с небольшим объемом ВВП опережают многие развитые страны).
  • Страны с самым высоким уровнем подушевого ВВП — Норвегия, Финляндия, США, Германия, Австралия, Израиль, Япония, Гонконг, Великобритания, Сингапур — инвестируют в образование гораздо больше, чем в R&D.

В чем причины такого расслоения?

«Характер происходящих изменений настолько фундаментален, что мировая история еще не знала подобной эпохи — времени как великих возможностей, так и потенциальных опасностей» (Шваб, 2017).

Для того чтобы понимать причины такого расслоения, необходимо погрузиться в глобальные тренды, меняющие современную бизнес-среду. Человечество вступило в новый социальный цикл развития в конце 20 века. Один из ключевых факторов, влияющих на современные глобальные процессы, — демографический. Второй глобальный фактор — четвертая промышленная революция.

В конце XX-начале XXI века человечество столкнулось с кратным ростом численности  населения (Курцвел, 2015).

За 16 лет, в период с 2001 по 2017 год численность населения Земли увеличилась на 1,4 миллиарда — столько же, сколько за 900 лет с 1000 по 1900 гг н.э.

Лидеры демографического взрыва — слаборазвитые страны Африки, Азии и Латинской Америки, в которых система образования развита очень слабо.

По данным ЮНЕСКО, сейчас около миллиарда неграмотных людей в мире. Существующая образовательная система просто не справляется с потребностями цивилизации. Потребность в высшем образовании тоже растет.

Каждые 15 лет количество студентов, получающих высшее образование, удваивается.

По предварительным оценкам, к 2025 году  прогнозируется приток в вузы дополнительно около 95 миллионов студентов в год, в то время как пропускная способность существующих образовательных учреждений ограничена.

Таким образом, страны «третьего мира» автоматически теряют конкурентоспособность на мировом рынке знаний, поскольку не могут обеспечить образованием надлежащего уровня свое население.

Вследствие развития технологий и преодоления очередных технологических барьеров, радикально меняются добывающая и перерабатывающая сферы деятельности, а также сфера торговли и услуг.  В системе мирового разделения труда выделяют четыре сектора специализации в экономике:

  • добыча;
  • производство;
  • услуги;
  • экономика знаний.

В развитых странах существенная доля ВВП формируется в двух последних секторах. Особенность производства в сфере услуг и тем более в экономике знаний — это существенная доля добавленной стоимости, формируемой за счет интеллектуального труда.

Те страны, в которых доля отраслей с высокой добавленной стоимостью в объеме ВВП велика, изначально более готовы «экономике знаний», даже если испытывают временные сложности с трансформацией образовательной системы и инновационной системы.

Существует еще один мировой тренд, угрожающий благополучию стран с сырьевой и перерабатывающей экономикой, — цифровизация, роботизация и интеллектуализация производства.

В производстве, вследствие массового  процесса цифровизации, существенным образом сократилась скорость разработки и выхода на рынок новых продуктов, что фактически ликвидирует стабильность на рынках в любых ее проявлениях и отбрасывает на задворки мирового рынка те компании, которые не смогли обеспечить своим производственным мощностям  необходимый уровень оснащенности средствами автоматизации и высококвалифицированным персоналом.

Роботизация промышленного производства и рутинных интеллектуальных функций развивается огромными темпами. Наиболее высокая степень роботизации — в Южной Корее, Японии, Германии, США, Европе, Китае.

Естественно, при отсутствии искусственных ограничений, если установка и обслуживание роботизированной системы оказывается дешевле, чем содержание персонала, компании будут отказываться от ручного труда, при этом будут освобождаться массы низко квалифицированных людей.

В Китае, например, по оценкам экспертов (Global Education Report), около 70% рабочих мест оказываются в зоне риска.

Управление процессом производства в условиях цифровой экономики требует гораздо более высокой квалификации, чем та, которой располагают специалисты на большинстве промышленных предприятий в настоящий момент.

Чем выше уровень автоматизации, тем выше требования к навыкам управления проектами в комплексных системах. И тем радикальнее изменение ожиданий от системы образования в отношении того, какими навыками и знаниями должен располагать выпускник вуза или СПУ.

К чему все это ведет?

«Общеобразовательные школы были драйверами индустриальной революции, высшее образование — драйвер цифровой революции».  Aubert, 2003

Вышеперечисленные тренды создают предпосылки к трансформации современной мировой образовательной системы, которая должна решать три задачи:

  • обеспечение «кандидатского минимума» навыков и знаний, осваиваемых обучающимися в процессе обучения;
  • обеспечение «непрерывности» образования на протяжении всей жизни с учетом потребностей, возникающих на соответствующих этапах жизненных циклов;
  • производство и воспроизводство новых социальных моделей поведения (учитывая снижение роли семьи в этом процессе, именно на образовательную систему ложится основная нагрузка формирования культурного поля цивилизации).

И все это на фоне роста численности населения.

В конце 90-х Всемирный Банк и OECD говорили о том, что образование на тот момент было одним из самых недооцененных форм капитализации знаний, которое создает будущие рабочие места и способствует созданию центров по производству знаний и формированию нового уклада в течение последующего десятилетия. Образование рассматривается в одном ряду с блокчейном, интеллектуальной собственностью и ICT в дискуссиях на тему экономики знаний (Алан Вебер, 2015).

В существующей системе — это технологизированный процесс школьного и высшего образования. В перспективе — трансформировавшаяся образовательная среда, в которой школа или университет превращаются в образовательный хаб.

Он будет объединять разные поколения, выполнять функцию создания локальной образовательной экосистемы и использовать принципы проектного, предпринимательского и коллективного подхода.

Школа и вуз в процессе революции образования вновь становятся не столько местом, где осуществляется конвейерный доступ к информации и происходит усвоение существующего знания, но местом, где происходит передача новых культурных моделей и производство новых знаний.

Если ICT — это «кровеносная система» нового уклада, то система образования — «нервная система».

Страна, которая не хочет в период постиндустриальной революции безнадежно отстать от прогресса, обязана в первую очередь заниматься созданием экосистемы образования и исследований, причем не в изолированном режиме, а с учетом задачи глобальной интеграции.

Источник: https://rb.ru/opinion/informaciya-i-znaniya/

Ссылка на основную публикацию