Механизм интеграции на примере ес — в помощь студенту

Анализ
длительного опыта ЕС позволяет сделать
вы-вод: сообщество, возможно, не
продвинулось бы и вполовину, если бы
его развитие не обесᴨечивалось целой
системой политических, правовых,
судебных, адмиʜᴎстративных и финансовых
механизмов. Их созданию и совершенствованию
неизменно уделяется ᴨерво-стеᴨенное
внимание.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Эта
система, сложившаяся в процессе развития
ЕС, основана на некоторых общих принципах,
свойственных западной полити-ческой
системе в целом, но в своих конкретных
формах существенно отличается от
национальных систем. Характерные черты
системы политических, правовых, судебных,
адмиʜᴎстративных и финансовых механизмов:


сочетание институтов двух типов:
межгосударственных и наднациональных.
Лица, входящие в органы ᴨервого типа,
действуют
в качестве официальных
представителей государств-членов.

Члены
органов второго типа также предлагаются
каждым государством, но действуют как
независимые лица, не связанные никакими
инструкциями от своих правительств.

Такой двойной принцип формирования
способствует поддержанию баланса между
интересами отдельных государств-членов
и интересами ЕС в целом;


гибкое разделение комᴨетенций между
институтами ЕС и национальными
правительствами. Можно выделить три
основных варианта разделения комᴨетенций:

сферы,
в которых осуществляется общая политика
на уровне ЕС (аграрная, торговая и т.
д.);

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Отрасли хозяйства - в помощь студенту

Оценим за полчаса!

сферы
смешанной комᴨетенции, где за отдельные
направления или группы вопросов отвечают
органы ЕС, а остальные по-прежнему
находятся в ведении национальных
правительств (региональная, социальная
и т. д.);

сферы,
в которых функции ЕС ограничиваются
координацией действий государств-членов
и выработкой рекомендаций (макроэкономическая,
политика в области окружающей среды и
т. д.);


  • многообразие типов принимаемых решений
    — от регламентов и директив, обязательных
    для исполнения национальными
    правительствами и всеми участниками
    интеграции, до заключений, имеющих
    рекомендательный характер;

  • примат права ЕС над национальным правом
    государств-членов в пределах, определяемых
    содержанием основополагающих договоров.
  • Источником
    права ЕС являются прежде всего три
    договора, учредившие Европейские
    сообщества, ЕЕА и Договор о Евроᴨейском
    союзе, а также договоры о присоединении
    к ЕС новых государств-членов.

В
организационной структуре ЕС нашел
отражение традиционный для западной
политической системы принцип разделения
законодательной, исполнительной и
судебной функций, хотя опять-таки в
очень своеобразных формах. В число
основных институтов Союза входят:
Евроᴨейский парламент; Совет; Комиссия;
Евроᴨейский суд; Евроᴨейский совет.

2. Деятельность России в интеграционных группировках

2.1 Единое Экономическое Пространство: рф, Беларусь, Казахстан, Украина

Под
Единым экономическим пространством
понимается экономическое пространство,
объединяющее таможенные территории
государств, на котором функционируют
механизмы регулирования экономик,
основанные на единых принципах,
обесᴨечивающих свободное движение
товаров, услуг, капитала и рабочей силы
и проводится единая внешнеторговая и
согласованная, в той мере и в том объеме,
в каких это необходимо для обесᴨечения
равноправной конкуренции и поддержания
макроэкономической стабильности,
налоговая, денежно-кредитная и
валютно-финансовая политика.

Президенты
России, Белоруссии, Казахстана и Украины
заявили о намерении сформировать Единое
экономическое пространство 23 февраля
2003 года. 19 сентября 2003 года было подписано
соглашение по этому поводу.

  1. На
    саммите в Астане 15 сентября 2004 года
    президенты стран «четвёрки» утвердили
    ᴨеречень из 29 документов, подлежащих
    согласованию и подписанию в ᴨервоочередном
    порядке.
  2. Основные
    задачи ЕЭП:
  3. 1.
    формирование зоны свободной торговли
    без изъятий и ограничений, предполагающей
    неприменение во взаимной торговле
    антидемпинговых, комᴨенсационных и
    сᴨециальных защитных мер на базе
    проведения единой политики в области
    тарифного и нетарифного регулирования,
    единых правил конкуренции, применения
    субсидий и иных форм государственной
    поддержки;
  4. 2.
    унификация принципов разработки и
    применения технических регламентов и
    стандартов, санитарных и фитосанитарных
    норм;
  5. 3.
    гармонизация макроэкономической
    политики; создание условий для свободного
    движения товаров, услуг, капитала и
    рабочей силы; гармонизация законодательств
    Сторон в той мере, в какой это необходимо
    для функционирования ЕЭП, включая
    торговую и конкурентную политику;

4.
формирование единых принципов
регулирования деятельности естественных
монополий (в сфере железнодорожного
транспорта, магистральных телекоммуникаций,
транспортировки электроэнергии, нефти,
газа и других сферах), единой конкурентной
политики и обесᴨечение недискриминационного
доступа и равного уровня тарифов на
услуги субъектов естественных монополий.

Предполагалось,
что все 29 ᴨервоочередных соглашений
должны составлять неразрывный пакет и
должны быть подписаны и вступить в силу
одновременно.

Украина,
однако, с ᴨервых же дней начала тормозить
процесс формирования ЕЭП, стремясь к
получению односторонних политических
и экономических преимуществ.

Когда же
к власти пришёл новый президент — Виктор
Ющенко, — то новое руководство поставило
во главу угла идею Евроинтеграции
(вступления в Евросоюз и НАТО).

Уже в
апреле 2005, комментируя отношение к
России и планам создания ЕЭП, президент
Ющенко отметил, что «Украина поддерживает
создание зоны свободной торговли с
членами этой организации, но не допустит
девальвации своего фискального,
таможенного и бюджетного суверенитетов».

Читайте также:  Предпосылки образования государства на крите - в помощь студенту

7
апреля 2005 на Первом интеграционном
форуме по ЕЭП с участием миʜᴎстров
экономики четырёх стран-участниц миʜᴎстр
экономики Украины Сергей Терёхин
объявил, что Украина будет настаивать
на ᴨересмотре базового соглашения по
формированию ЕЭП, подписанного в 2003
году, поскольку, согласно тексту
соглашения, после поэтапной отмены
ограничений в торговле, что должно было
произойти до 2012 года, планировалось
создание наднациональных органов,
которые бы проводили скоординированную
экономическую политику.

Как
заявил Сергей Терёхин, Украина будет
настаивать, чтобы уже в ближайшее время
все четыре страны создали «зону свободной
торговли без ограничений и изъятий»,
то есть отменили все квоты и пошлины.

Если тарифные ограничения не будут
сняты до конца 2005 года, Украина угрожала
вообще выйти из ЕЭП.

«Украина рассматривает
своё участие в ЕЭП только в формате
создания зоны свободной торговли и
условий для ᴨеремещения капитала, услуг
и рабочей силы», — заявил Терёхин.

В
конце августа 2005 на саммите глав стран
— участников Соглашения по формированию
Единого экономического пространства
Виктор Ющенко подтвердил, что украинское
руководство считает возможным подписать
лишь 15 документов, регламентирующих
создание зоны свободной торговли.
Остальные документы по ЕЭП, в которых
речь идёт о создании наднационального
тарифного органа и таможенного союза,
Киев не устраивают.

Несмотря
на это 6 октября 2007 г.

на саммите
Евразийского экономического сообщества
(ЕврАзЭС) президенты России, Белоруссии
и Казахстана подписали пакет документов,
касающийся формирования правовой базы
Таможенного союза ЕЭП: договора о
комиссии Таможенного союза, о создании
единой таможенной территории и
формировании Таможенного союза, протокол
о порядке вступления в силу международных
договоров, формирующих договорно-правовую
базу союза, выхода из них и присоединения
к ним. Создание таможенного союза должно
завершиться к 2010 году.

Это
соглашение стало фактически ᴨервым
серьезным шагом трех государств на пути
к взаимной экономической интеграции.

Источник: https://studfile.net/preview/8126372/page:3/

Факторы, определяющие интеграционные процессы

  • Экономическая интеграция имеет в своей основе ряд объективных факторов, среди которых важнейшее место занимают:
  • * глобализация хозяйственной жизни;
  • * углубление международного разделения труда;
  • * общемировая по своему характеру научно-техническая революция;
  • * повышение открытости национальных экономик.
  • Все эти факторы взаимообусловлены.

В современных условиях развитие устойчивых экономических связей между странами и, особенно, между их фирмами на основе международного разделения труда приняло глобальный характер. Все большая открытость национальных экономик, деятельность ТНК, развернувшаяся НТР, международная торговля, миграция капитала, современные системы транспорта, связи и информации способствовали переходу процесса интернационализации хозяйственной жизни на такой уровень, на котором образовалась глобальная сеть взаимосвязей в целостном мировом хозяйстве с активным участием в нем основной массы фирм большинства стран мира.

Глобализация хозяйственной жизни наиболее интенсивно идет на региональном уровне, так как большая часть фирм имеет контакты с фирмами соседних стран.

Поэтому одна из основных тенденций глобализации мирового хозяйства — образование вокруг той или иной страны или группы наиболее развитых стран интеграционных зон, крупных экономических мегаблоков (США — на американском континенте, Япония и США — в Тихоокеанском регионе, ведущие западноевропейские страны — в Западной Европе). В свою очередь, в рамках региональных интеграционных блоков иногда формируются субрегиональные очаги интеграции, что особенно характерно для Тихоокеанского региона. Продолжается углубление международного разделения труда. Под влиянием НТП усиливается предметное, подетальное, технологическое разделение труда на внутрифирменном и межстрановом уровнях. Возрастает взаимосвязь (взаимозависимость) производителей отдельных стран на основе не только обмена результатами труда, но и организации совместного производства на базе кооперирования, комбинирования, взаимодополняемости производственно-технологических процессов. Интенсивное развитие кооперирования между фирмами разных стран привело к появлению крупных международных производственно-инвестиционных комплексов, инициаторами создания которых чаще всего являются ТНК.

  1. Фактор, стимулирующий интеграционные процессы — повышение открытости национальных экономик. Характерными чертами открытой экономики являются:
  2. * глубокая втянутость экономики страны в систему мирохозяйственных отношений (об этом косвенно свидетельствует большая и продолжающая расти экспортная квота по товарам и услугам в ВВП большинства стран мира);
  3. * ослабление или полная ликвидация ограничений на межстрановые перемещения товаров, капитала, рабочей силы;
  4.  * конвертируемость национальных валют.

Развитию межгосударственной экономической интеграции способствует наличие целого ряда предпосылок. Так, интеграционные процессы наиболее продуктивно происходят между странами, находящимися примерно на одинаковом уровне экономического развития и имеющими однородные хозяйственные системы.

Другая, не менее важная предпосылка — географическая близость интегрирующихся стран, расположенных в одном регионе и имеющих общую границу.

Возможность и целесообразность интегрирования во многом определяется наличием между странами исторически сложившихся и достаточно прочных экономических связей.

Большое значение имеет общность экономических интересов и проблем, решение которых совместными усилиями может быть значительно эффективнее, чем порознь.

Примером может служить наиболее развитая форма интеграции, сложившаяся в Европейском союзе.

Механизмы интеграционных процессов на примере ЕС

Анализ длительного опыта ЕС позволяет сделать вы-вод: сообщество, возможно, не продвинулось бы и вполовину, если бы его развитие не обеспечивалось целой системой политических, правовых, судебных, административных и финансовых механизмов. Их созданию и совершенствованию неизменно уделяется перво-степенное внимание.

Эта система, сложившаяся в процессе развития ЕС, основана на некоторых общих принципах, свойственных западной полити-ческой системе в целом, но в своих конкретных формах существенно отличается от национальных систем. Характерные черты системы политических, правовых, судебных, административных и финансовых механизмов:

— сочетание институтов двух типов: межгосударственных и наднациональных. Лица, входящие в органы первого типа, действуютв качестве официальных представителей государств-членов.

Члены органов второго типа также предлагаются каждым государством, но действуют как независимые лица, не связанные никакими инструкциями от своих правительств.

Такой двойной принцип формирования способствует поддержанию баланса между интересами отдельных государств-членов и интересами ЕС в целом;

— гибкое разделение компетенций между институтами ЕС и национальными правительствами. Можно выделить три основных варианта разделения компетенций:

· сферы, в которых осуществляется общая политика на уровне ЕС (аграрная, торговая и т. д.);

· сферы смешанной компетенции, где за отдельные направления или группы вопросов отвечают органы ЕС, а остальные по-прежнему находятся в ведении национальных правительств (региональная, социальная и т. д.);

· сферы, в которых функции ЕС ограничиваются координацией действий государств-членов и выработкой рекомендаций (макроэкономическая, политика в области окружающейсреды и т. д.);

  • — многообразие типов принимаемых решений — от регламентов и директив, обязательных для исполнения национальными правительствами и всеми участниками интеграции, до заключений, имеющих рекомендательный характер;
  • — примат права ЕС над национальным правом государств-членов в пределах, определяемых содержанием основополагающих до-говоров.
  • Источником права ЕС являются прежде всего три договора, учредившие Европейские сообщества, ЕЕА и Договор о Европей-ском союзе, а также договоры о присоединении к ЕС новых госу-дарств-членов.

В организационной структуре ЕС нашел отражение традици-онный для западной политической системы принцип разделения законодательной, исполнительной и судебной функций, хотя опять-таки в очень своеобразных формах. В число основных институтов Союза входят: Европейский парламент; Совет; Комиссия; Евро-пейский суд; Европейский совет.

Источник: https://studbooks.net/2221592/ekonomika/faktory_opredelyayuschie_integratsionnye_protsessy

Евросоюз как пример многосторонней интеграции

  • ЕС является самым развитым интеграционным образованием в мире и представляет собой высшую форму интеграции.
  • До 1957 года в Европе были образованы:
  • · Европейское объединение угля и стали;
  • · Европейское общество по атомной энергии.
  • С 1957 года начался процесс создания экономического региона. Его основные этапы:

Первый (1957-1967 гг.). По Римскому договору 1957 г. было образовано Европейское экономическое сообщество (ЕЭС).

В этом Договоре была определена последовательность мероприятий:

  1. 1) отмена таможенных пошлин, импортных и экспортных количественных ограничений, а также всех других торговых ограничений на пути движения товаров внутри сообщества;
  2. 2) введение общего таможенного тарифа и единой торговой политики в отношении третьих стран;
  3. 3) свободное движение факторов производства (капитала и рабочей силы), свобода создания филиалов на территории ЕЭС и свободная торговля услугами между странами-участницами;
  4. 4) проведение общей аграрной и транспортной политики;
  5. 5) создание валютного союза;
  6. 6) координация и постепенное сближение экономических политик стран-участниц;
  7. 7) унификация налоговых законодательств;
  8. 8) выравнивание внутригосударственных правовых норм, имеющих значение для общего рынка.
  9. На данном этапе была создана зона свободной торговли. Страны-участницы:
  10. ФРГ
  11. Франция
  12. Италия
  13. Люксембург
  14. Нидерланды
  15. Бельгия.

С 1962 г. была введена в действие единая сельскохозяйственная политика и создан единый аграрный рынок.

Начиная с 1963 г., развивающиеся страны получили возможность вступать в ассоциированные отношения с ЕЭС, что означало для них возможность беспошлинного ввоза в ЕЭС промышленных и традиционных сельскохозяйственных товаров. Количество таких стран составило 20 стран.

Второй этап (1968-1985 гг.). Создается таможенный союз. К ЕЭС присоединяются:

  • Дания (1973 г.)
  • Ирландия (1973 г.)
  • Великобритания (1973 г.)
  • Греция (1981 г.)
  • Португалия (1986 г.)

Испания (1986 г.).

Целенаправленная аграрная политика дополняется единой политикой в сфере охраны окружающей среды и в области исследований и технологического развития. Совместная научно-техническая политика была сосредоточена в угольной, металлургической промышленности и ядерной энергетике.

Количество развивающихся стран, ассоциированных с ЕЭС, увеличилось до 66.

В 1979 г. была создана европейская валютная система на базе единой расчетной единицы ЭКЮ. В этом же году были проведены первые выборы в Европейский Парламент; были созданы:

  1. Европейский Совет
  2. Совет Европы
  3. Европейская Комиссия

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/8_16756_evrosoyuz-kak-primer-mnogostoronney-integratsii.html

Особенности европейской интеграции. Проблемы и перспективы ЕС

Идея объединения Европы имеет давнюю историю: ее высказывал еще в XVI в. великий гуманист Эразм Роттердамский. После американской революции XVIII в. возникла идея создания Соединенных штатов Европы, которую позднее, в XIX в., поддержал французский писатель Виктор Гюго. Вождь российской революции В. И.

Ленин, напротив, считал, что в силу непримиримых противоречий между империалистическими государствами Европы создание Соединенных Штатов Европы по типу Североамериканских Соединенных Штатов невозможно. Тем не менее в 1929 г. Лига наций обсуждала проект создания Федерации европейских народов. Осуществить эту идею помешал охвативший Европу экономический кризис.

Практически эти планы стали воплощаться лишь после Второй мировой войны.

Почему именно в Западной Европе стали развиваться интеграционные процессы? Наряду с общими предпосылками объединения (территориальная близость и близость уровней экономического развития) имеются и специфические.

Западная Европа – совокупность высокоразвитых государств с относительно узкими рынками. Для региона характерны общее историческое прошлое, христианская религия, языковая общность, близкая культура, традиции, обычаи.

Большую роль в объединении сыграли последствия Второй мировой войны.

В первый послевоенный период в мировой экономике и политике доминировали США, а Европа, которая была главным театром военных действий, была ослаблена.

Чтобы противостоять давлению США и повысить свою роль в мировой экономике и политике, Европа должна была объединиться.

Участвуя в послевоенном восстановлении континента в рамках Плана Маршалла, США увидели в объединенной Европе барьер на пути продвижения коммунизма на Запад.

Читайте также:  Учет торгового сбора - в помощь студенту

Предшественником масштабного интеграционного объединения стран Европы стало создание в 1948 г. Таможенного союза Бельгии, Нидерландов, Люксембурга – Бенилюкса.

Роль стартового механизма в практике европейского сотрудничества сыграло Европейское объединение угля и стали (ЕОУС, 1951), в котором Франция, Бельгия, ФРГ, Италия, Нидерланды, Люксембург под единое управление поставили ключевые отрасли своей экономики – угледобычу, железорудную и сталелитейную промышленность, объединили рынки угля и стали.

Помимо экономических задач ставились и политические – предотвращение военных действий между Францией и Германией, которые только в XX в. были противниками в двух мировых войнах. Успешное взаимодействие стран – участниц в ЕОУС подтолкнуло их к дальнейшему сближению: в 1957 г.

в том же составе были подписаны римские договоры: о создании Европейского экономического сообщества (ЕЭС) и Европейского сообщества по атомной энергии (Евратома).

ЕЭС четко зафиксировал три целеполагающих направления: создание таможенного союза; свободное движение людей, капиталов и услуг; проведение общей политики в сельском хозяйстве, социальной и законодательной сферах, во внешней торговле.

В результате в Европе образовалась обширная зона свободной торговли промышленными товарами. В 1962 г. Сообщество приняло общую сельскохозяйственную политику.

Были созданы механизмы протекционистской помощи аграрным производителям и защите их от конкуренции иностранной сельскохозяйственной продукции. Досрочно к 1968 г. был создан таможенный союз. Логическим завершением организационного периода стало объединение в 1967 г.

руководящих органов трех организаций – ЕОУС, ЕЭС и Евратома и переход к Европейским сообществам (ЕС).

Далее западноевропейская интеграция развивалась и вширь (экстенсивно), и вглубь (охватывала все новые сферы сотрудничества).

Расширение сообщества проходило в несколько этапов. В 1973 г. членами ЕС стали Великобритания, Дания и Ирландия; в 1981 г. – Греция; в 1986 г. – Испания и Португалия; в 1995 г. – Швеция, Финляндия и Австрия[1]. Самым большим стало расширение ЕС в 2004 г.

, когда к нему присоединилось 10 стран, большинство из которых были в прошлом социалистическими: Латвия, Литва, Эстония, Чехия, Словакия, Словения, Польша, Венгрия, Мальта и Кипр (его греческая часть). В 2007 г. членство в ЕС обрели Болгария и Румыния, в 2013 г. – Хорватия.

Таким образом, количество стран, участвующих в союзе, выросло с начальных шести до сегодняшних 28 путем последовательных расширений: присоединяясь к договорам, страны ограничивали свой суверенитет в обмен на представительство в институтах союза, действующих в общих интересах.

В настоящий момент еще пять стран имеют статус кандидата: Турция, Исландия, Македония, Сербия и Черногория. Для вступления в Европейский союз страна-кандидат должна соответствовать так называемым Копенгагенским критериям, принятым в 1993 г.

Критерии требуют, чтобы в государстве соблюдались демократические принципы, принципы свободы и уважения прав человека, а также принцип правового государства. Также в стране должны присутствовать конкурентоспособная рыночная экономика, признаваться общие правила и стандарты ЕС, включая приверженность целям политического, экономического и валютного союза.

Несомненно, что не все страны бывшего социалистического лагеря и не во всем соответствовали этим критериям в 2004 и 2007 гг., однако тогда свою важную роль сыграла «политическая целесообразность».

Углубление интеграции проявлялось в распространении интеграционных процессов на все новые направления взаимодействия, переходе от относительно простых форм интеграции (например, создание зоны свободной торговли) ко все более сложным, комплексным, которые требовали не только согласования отдельных направлений внешней и внутренней политики, но и выработки общей политики в наднациональных органах власти, которым делегировалась часть полномочий национальных правительств и законодательных органов.

Примером эффективной интеграционной политики может служит реализация плана создания «зеленой Европы» – общей политики в области сельского хозяйства, которая предполагала резкий рост объемов производства сельскохозяйственной продукции, создание общего рынка аграрной продукции, повышение доходов сельхозпроизводителей при стабильности цен на продовольствие для потребителей. Продуманная аграрная политика позволила ЕС за каких-нибудь 1,5 десятка лет выйти на уровень практически полной самообеспеченности продовольствием и стать крупным его экспортером.

Одним из важнейших направлений взаимодействия еще в Римском договоре о создании ЕЭС была названа социальная политика, цели которой – гармонизация условий жизни и труда, улучшение занятости, повышение уровня жизни.

Для реализации социальной политики был создан Европейский социальный фонд, который предоставляет субсидии для развития профессионального образования, финансирования программ повышения занятости, развития отраслей, переживающих спад, помощи в трудоустройстве иммигрантам, молодежи и женщинам.

Проблема занятости в документах ЕС рассматривается как высший приоритет.

Политика ЕС в области занятости нацелена на эффективное использование человеческих ресурсов для реализации выгод крупнейшего в мире единого рынка и повышение уровня политической поддержки населением дальнейшего объединения Европы. Более скромными представляются успехи ЕС в области проведения общей промышленной, энергетической и транспортной политики.

Наиболее сложной задачей стало создание экономического и валютного союза – такой тесной интеграции участвующих стран, когда они фактически стали частью единого экономического организма. Так, создание валютного союза прошло несколько этапов. В 1950-е гг.

был создан Европейский платежный союз, а уже в начале 1960-х гг. Комиссия ЕЭС выдвинула идею единой валюты.

Однако тогда достаточно эффективно действовала Бреттон-Вудская валютная система с фиксированными паритетами и курсами валют, и большой надобности в создании европейской валютной зоны не было.

Ситуация изменилась с крахом послевоенного устройства валютных отношений и переходом к Ямайской системе, в которой большинство стран перешло к плавающим обменным курсам, что вызвало их большие колебания. Западная Европа, которая к тому времени стала крупнейшим участником мировой торговли, испытывала потребность в создании зоны валютной стабильности, и в 1979 г.

была принята Европейская валютная система (ЕВС), в которой участвовали все страны ЕС и в которой центральным звеном стала общая европейская валюта – ЭКЮ (european currency unit).

Однако ЭКЮ не заменял собой национальные валюты, не имел физического выражения, использовался главным образом для расчетов между центральными банками стран ЕВС.

Положительные результаты функционирования ЕВС подвели к дальнейшему продвижению по пути валютной интеграции: на Маастрихтском совещании 1991 г.

был закреплен курс на переход к единой валюте, создание Европейского центрального банка, осуществление скоординированной экономической и валютной политики. С 1 января 1999 г. в безналичный оборот был введен евро, а с 1 января 2002 г.

евро заменил собой ряд валют стран – членов ЕС. В настоящее время коллективную валюту использует 18 стран – членов ЕС[2].

Маастрихтский договор, вступивший в силу 1 ноября 1993 г., предусматривал на только создание экономического и валютного союза, но и формирование союза политического. Фактически только после подписания этого договора страны ЕС перешли к проведению общей экономической и финансовой политики, конечной целью которой было объявлено введение единой валюты.

Страны ЕС продвинулись и на пути к политическому союзу. Вступление в силу «Единого европейского акта» (ЕЕА, 1987) носило знаковый характер.

Он подтвердил стремление стран- членов к созданию подлинного Европейского союза, провозгласил отход от принципа единогласия в разработке коммунитарного законодательства, зафиксировал принципы выработки общей внешней политики, установил дату (31 декабря 1992 г.) перехода к единому рынку, т.е. к свободе движения капиталов, товаров, услуг и рабочей силы.

ЕЕА открыл сообществу путь к созданию основ экономического, валютного и политического союза. В ЕС приняты единое гражданство, единая внешняя и оборонная политика, политика в области юстиции и внутренних дел.

Элементом политического союза можно считать и деятельность Европейского парламента – законодательного органа Европейского союза, с 1979 г. раз в пять лет напрямую избираемого гражданами государств – членов Союза.

Вместе с Советом Европейского союза парламент образует двухпалатную законодательную ветвь власти ЕС и считается одним из самых влиятельных законодательных органов мира. С 2009 г. в ЕС введена должность Председателя Европейского совета (Президента Европейского союза).

В рамках политического союза предполагалось также принятие общей конституции Европейского союза, но в ходе ее ратификации выявились неожиданные сложности. Конституцию ЕС фактически заменил собой Лиссабонский договор 2007 г.

(Договор о реформе ЕС), целью которого стало дальнейшее совершенствование функционирования Европейского союза и укрепление его роли и позиций в мировом хозяйстве. Лиссабонский договор придает ЕС статус супердержавы.

Особенностью Европейского союза как наиболее зрелого интеграционного объединения является наличие общего бюджета, а также развитой системы институтов.

Наиболее важными являются Европарламент, Еврокомиссия, Совет министров ЕС, Суд ЕС, Европейский центральный банк и Инвестиционный банк.

Всего в Евросоюзе функционирует 16 организационных структур, занимающихся экономическими, политическими, финансовыми и другими вопросами.

Отмечая несомненные успехи Европейского союза в экономической, социальной и политической областях, нельзя не отметить, что становление этого крупнейшего интеграционного объединения шло через трудности и кризисы, в отдельные периоды интеграционные процессы резко замедлялись, создавались даже угрозы распада ЕС. Наиболее серьезным испытанием стал кризис зоны евро, начавшийся в 2010 г. и проявившийся в острой разбалансировке бюджетных систем ряда стран и сопряженным с ней быстрым падением обменного курса евро. Этот локальный кризис стал важным звеном в развитии глобального финансово-экономического кризиса.

Как считают российские ученые-экономисты[3], причины кризиса в зоне евро кроются во внутренних особенностях развития интеграции в ЕС, к которым относятся:

  • • сочетание слишком разных по уровню развития стран нс позволяет эффективно проводить гармонизированную экономическую политику;
  • • созданный в ЕС Экономический и валютный союз имеет фундаментальное институциональное противоречие – из всех направлений экономической политики единой наднациональной стала лишь денежно-кредитная политика;
  • • в странах зоны евро еще задолго до кризиса начали наблюдаться тенденции неоправданного наращивания заимствований, прежде всего в системе государственных финансов, а также домохозяйствами и банками;
  • • наметившиеся в последние годы сложности углубления европейской интеграции на фоне неэффективности антикризисных мер ряда государств породили кризис доверия со стороны финансовых институтов и к проблемным странам, и к наднациональному уровню управления в ЕС.

Европейская интеграция не ограничивается лишь функционированием Европейского союза. В противовес «Общему рынку» (ЕЭС) по инициативе Великобритании в 1960 г.

была создана Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ), в которую вошли Австрия, Дания, Норвегия, Португалия, Швеция, Швейцария и Великобритания. В отличие от ЕЭС при создании ЕАСТ ставилась более скромная цель – формирование лишь зоны свободной торговли промышленными товарами.

Убедившись в большей эффективности «Общего рынка», ряд стран-основательниц (Великобритания, Австрия, Дания, Португалия, Швеция) покинуло ЕАСТ и поочередно стали членами ЕЭС. Ассоциация изначально задумывалась как чисто экономическая организация, учредители не ставили целью политическое сближение.

В настоящее время в ЕАСТ входят Исландия, Лихтенштейн, Норвегия и Швейцария. Это объединение по-прежнему представляет собой зону свободной торговли с некоторыми элементами таможенного союза. В 1973 г. вступили в силу соглашения о свободной торговле между ЕЭС и некоторыми государствами – членами ЕАСТ (позднее присоединились и другие страны).

Таким образом, между ЕЭС и ЕАСТ образовалась зона свободной торговли промышленными товарами. В 1991 г. между ЕС и ЕАСТ было заключено Соглашение о создании Единого экономического пространства (ЕЭП), что предоставило странам ЕАСТ особые преимущества но доступу на рынок стран ЕС.

Источник: https://studme.org/50537/ekonomika/osobennosti_evropeyskoy_integratsii_problemy_perspektivy

Ссылка на основную публикацию