Коррекция тревожности — в помощь студенту

Коррекция тревожности - в помощь студенту

Тревожность: коррекция тревожности у взрослых

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!
Читайте также:  Понятие многогранника - в помощь студенту

Тревожность – это переживание эмоционального дискомфорта, причина которого лежит в ожидании неблагополучия или предчувствии опасности. В первую очередь тревожность представляет психологическую особенность отдельного индивида и проявляется в повышенной обеспокоенности, раздраженности, страхе, которые не имеют фактических оснований.

  • Повышенная тревожность чаще всего наблюдается у индивидов склонных к девиантному поведению, также у людей, страдающих соматическими или иными заболеваниями, обусловленными психическими расстройствами личности.
  • В общих чертах, под тревожностью понимается субъективное восприятие событий, как неблагополучных.
  • Причины

Точные причины развития тревожности у человека психология не может установить. Однако довольно часто пусковым механизмом являются стрессовые ситуации, травмирующий личный опыт.

Некоторые исследования доказывают, что на состояние психической напряженности влияет генетическая предрасположенность, точнее определенные гены в головном мозге вызывают химический дисбаланс, вследствие чего нарушается психическая устойчивость.

Также повышенная тревожность отмечается у людей с пассивным образом жизни и неправильным питанием. Для улучшения психического и физического здоровья необходимо выполнять регулярные физические упражнения и правильно питаться. В противном случае, пренебрежение этими факторами негативно сказывается на организме человека, а также провоцирует развитие тревожности.

У многих индивидов состояние психической напряженности может вызвать новая ситуация или незнакомые условия, или же, наоборот, прошлый негативный опыт.

Страх перед неизвестным заставляет человека ощущать волнение, а неспособность справляться с собой вызывает перманентную тревогу.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Кислотность и основность в воде - в помощь студенту

Оценим за полчаса!

Неприятные события, психологические травмы подрывают эмоциональное состояние даже психически здорового человека и могут способствовать появлению повышенного беспокойства без объективных причин.

Тревожность сопровождает некоторые соматические заболевания помимо психических. Например, эндокринные нарушения могут вызвать напряженное состояние. Если речь идет о психических расстройствах, то повышенная тревога почти всегда присутствует у лиц с неврозами, шизофренией и тяжелой стадией алкоголизма.

Симптомы повышенной тревожности:

  • Недомогание
  • Неспособность расслабиться
  • Беспокойство
  • Панические атаки
  • Расстройство сна
  • Неспособность контролировать свое состояние
  • Мышечное напряжение, провоцирующее головные боли, мигрень
  • Повышенный тонус мышц плеч и шеи
  • Возбужденное состояние

Коррекция у взрослых

Для снятия тревожности сегодня применяются различные методики коррекции психического состояния. Наиболее широкое распространение получили медитативные техники релаксации, которые помогают снять физическое напряжение в мышцах и преодолеть негативные мысли.

Если человек не может самостоятельно справиться со своим состоянием, то ему рекомендуется обратиться за помощью к специалисту в области психиатрии. Целью терапии является выяснение и устранение причин, вызывающих избыточную тревогу у взрослых.

Лечение предполагает использование одного из видов терапии: медикоментозной, когнитивно-поведенческой, глубинно-психологической.

Также возможен комплексный подход с сочетанием, например, приема лекарственных препаратов и глубинно-психологического метода.

Для каждого пациента курс лечения должен разрабатываться индивидуально, так как тревожность – это специфическая особенность каждого человека.

Источник: http://www.bechterev-psy.ru/poleznaya-informaciya/?uid=153

Коррекция тревожности у детей

Страница 1 из 4

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ ЦЕНТР ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ, МЕДИЦИНСКОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ «СЕВЕРНЫЙ» СЕЛИФАНОВ Д.И. Психокоррекция тревожности у детей: программа индивидуальной работы

Учебно-методическое пособие

Пояснительная записка Данная программа разрабатывалась с учетом возрастных особенностей детей 9 -10 лет.

Поскольку ребенок в этом возрасте вступил в эпоху формирования отвлеченного словесно – логического и рассуждающего мышления, ведущего к перестройке всей познавательной сферы, в эпоху формирования произвольности и изменения содержания внутренней позиции, а основные свойства нервных процессов у него по своим характеристикам хотя и приближаются к свойствам нервных процессов взрослых людей, однако остаются еще очень неустойчивыми, то это требует не только тщательного подбора методических приемов, осуществляемых в программе, но и разработки подходящего режима взаимодействия специалиста и ребенка. Кроме того, уже в недалеком будущем, его ждет изменение условий учения и повышение требований к его интеллектуальному и личностному развитию, в то время как такие сложные системные образования, как рефлексия, саморегуляция, произвольность, проходят в это время только начальный этап формирования, что следует иметь в виду при реализации развивающего компонента программы. Дети еще не умеют точно выражать свои мысли, зато умеют рисовать, лепить, фантазировать. Именно методы арт-терапии, позволяют ребенку явить свое состояние через рисунок, аппликацию, сказку, пластилиновую фигурку, игру. Искусство служит тем средством, которое помогает понять самого себя, справиться с проблемами, вызывающими негативные эмоции, которые зачастую ребенок не может вербализовать, и дать выход творческой энергии. Когда целью коррекционного воздействия становится тревожность в этом возрасте, следует помнить, что все дети в процессе развития проходят через стадию тревоги и многие исследователи обоснованно считают, что проявления тревоги не оказывают существенного негативного воздействия на нормативное поведение. Во многих случаях тревога является адаптивной эмоцией, которая подготавливает ребенка к тому, чтобы справиться с потенциально опасными ситуациями. Однако установлено, что у одних детей реагирование тревогой носит временный характер, а у других — выступает как стойкое тревожное расстройство и должно стать объектом диагностического и психокоррекционного вмешательства. Но поскольку детская тревога считается присущей нормальному развитию, и впоследствии «изживается», то зачастую дети, испытывающий ее, не получают своевременной помощи, что приводит к тому, что ребенок не избавляется от своих проблем и в подростковом возрасте. Как указывает Прихожан А.М. ,«на психологическом уровне тревожность ощущается как напряжение, озабоченность, беспокойство, нервозность и переживается в виде чувств неопределенности, беспомощности, бессилия, незащищенности, одиночества, грозящей неудачи, невозможности принять решение и др. На физиологическом уровне реакции тревожности проявляются в усилении сердцебиения, учащении дыхания, увеличении минутного объема циркуляции крови, повышении артериального давления, возрастании общей возбудимости, снижении порогов чувствительности, когда ранее нейтральные стимулы приобретают отрицательную эмоциональную окраску» [13. С. 10].

Используемые техники арт-терапии (такие как манипуляций с пластичными материалами (пластилин, глина), рисование по сырому листу и т.п.

) направлены в первую очередь на то, чтобы снять у ребенка психическое напряжение, уменьшить тревожность; помочь «вынести вовне» переживания, которые являются источником психоэмоционального напряжения; развитие способности адекватно выражать свои эмоции, формирование свободы в выборе реагирования.

Цель: формирование навыков совладания со своим волнением и тревожащим состоянием в ситуациях, вызывающих напряжение. Задачи: • Создать условия, способствующие отреагированию негативных эмоциональных состояний;

Обучить способам эмоциональной саморегуляции;

Создать условия, способствующие формированию осознания ребенком своего внутреннего мира; • Обучить конструктивным формам поведения в ситуациях, вызывающих напряжение.

Показания к применению: в результате реализации Программы предполагается, что проведенный курс занятий, поможет ребенку справиться с тревожностью. Занятия предназначены для индивидуальной работы с ребенком 9-10 лет.

Структура: Программа включает в себя 11 занятий, которые будут проводиться в кабинете психолога 2 раза в неделю, во вторую половину дня продолжительностью 40-60 минут (учитывая желание и возможности ребенка). 1. Ритуал приветствия. Цель: настроить на работу. 2. Разминка. Цель: обеспечить психофизиологическую мобилизацию организма. 3. Коррекционно — развивающая часть. 4. Рефлексия. Цель: осознание происходящих изменений, вербализация чувств, закрепление полученного результата. 5. Релаксация. Цель: снятие напряжения. 6. Завершение занятия. Цель: подведение итогов занятия.

  • Методические приемы:
  • Арт – терапевтические методики.

Терапевтические сказки; • Игры и задания, направленные на развитие произвольности поведения и саморегуляции; Дыхательные упражнения; Релаксационные методы;

Тематический план индивидуальных занятий по коррекции тревожности

Этапы работы Цель коррекционной работы Время (мин)
Установочный этап
  1. Знакомство, налаживание контакта                     и установление доверительных
  2. отношений.
Занятие 1. Беседа-интервью с ребенком, выявление глубины проблемы. 1.  Упражнение 1. «Рисунок на свободную тему»2.  Упражнение 2. «Воздушный шарик» 40
Занятие 2. 1.  Упражнение 1. «Куст роз» Индивидуальная диагностика: Методика Дембо – Рубинштейн2.  Упражнение 2. «Шалтай – Болтай» 40
  • Обучение способам выражения вытесненных
  • эмоций
  1. Формирование осознания собственных эмоций,       снятие напряжения, отреагирование вытесненных эмоциональных
  2. состояний.
Занятие 3. 1.  Упражнение с глиной – 1 2.  Упражнение с глиной – 2 (продолжение)3.  Упражнение 3. «Кораблик» 50
Занятие 4. 1.  Упражнение 1. «Эмоциональный словарь» 2.  Упражнение 2. «Мультяшки обижаются» 3.  Упражнение 3. «Пластилин – силач»4.  Упражнение 4. «Сорви яблоко» 50
  • Обучение конструктивным способам выражения негативного эмоционального состояния. Отреагирование вытесненных эмоциональных
  • состояний.
Занятие 5. 1.  Упражнение 1. «Мелки – наперегонки» 2.  Упражнение 2. «Моя обида» 3.  Упражнение 3. «Я рисую свою обиду» 4.  Упражнение 4. «Тряпичная кукла исолдат» 60
Занятие 6. 1.  Упражнение 1. «Выражение протеста» 2.  Упражнение 2. «Копилка обид»3.  Упражнение 3. «Драка» 50
Обучение Гармонизация Занятие 7. 60
приемам эмоционального 1. Упражнение 1. «Противоположные
саморегуляци состояния, движения»
и позитивная 2. Упражнение 2. «Я и я»
трансформация 3. Упражнение 3. «Сад чувств»
негативных 4. Упражнение 4. «Закончи
эмоциональных предложение»
состояний, снятие 4. Упражнение «Цветок»
Занятие 8. 60
напряжения. 1.  Упражнение 1. «Позитивный язык» 2.  Упражнение 2. «Рисование по сырому листу» 3.  Упражнение 3. «Счастье»4.  Упражнение 4. «Достань звезду»
Формировани Формирование Занятие 9. 50
е осознания осознания 1. Упражнение 1. «Покажи чувство
своего собственных руками»
внутреннего эмоций, 2. Упражнение 2. «Слушаю себя»
мира гармонизация 3. Упражнение 3. «Деревья –
эмоционального Характеры»
состояния, 4. Упражнение 4. «Подарок под елкой»
снятие
напряжения.
Обучение Расширение Занятие 10. 60
конструктивн спектра 1. Упражнение 1. «Эмоции героев»
ым формам поведенческих 2. Упражнение 2. Анализ притчи.
поведения. реакций. 3.  Упражнение 3. Творческое задание по притче. 4.  Упражнение 4. «Добрый – злой,веселый – грустный».
Завершающий Обогащение Занятие 11. 50
сознания 1. Упражнение 1. «Подведение итогов»
позитивными, 2. Упражнение 2. «Копилка хороших
эмоционально- поступков»
окрашенными 3. Упражнение 3. «Полет птиц»
образами
личности.
Подведение
итогов.
Обратная связь.
Всего часов: ≈ 9 часов
Читайте также:  Работа с файлами и документами в ос windows - в помощь студенту

Занятие 1

Цель: знакомство, налаживание контакта и установление доверительных отношений. Беседа-интервью с ребенком. Время: 5-7 мин. Беседа и возможные темы для общения: Здравствуй! Тебя зовут М., верно? А меня зовут К., мне очень приятно с тобой познакомится! Я психолог. И я очень рада, что могу с тобой пообщаться.

Я надеюсь, что тебе тоже будет интересно приходить ко мне. Как твое настроение? Как ты себя чувствуешь? М.

, сколько тебе лет? Когда у тебя День рождения? В этой школе ты учишься с 1-го класса? Тебе нравится учиться? Какие у тебя любимые предметы? Какие оценки ты получаешь по ним? А есть не любимые предметы? Какие у тебя отметки по этим предметам? Чем ты любишь заниматься? Есть какие-то хобби, увлечения? Есть любимые книги? А фильмы или мультики? Ты сказала, что увлекаешься …, у тебя, наверное, есть друзья, которым это тоже нравится? У тебя много друзей? Есть лучшая подруга? С кем ты живешь? Как зовут маму (папу)? Кем мама (папа) работает? А кем хочешь стать ты, когда вырастишь? У тебя есть братья или сестры? Младший(ая) или старший (ая)? Как его(ее) зовут?

  1. Упражнение 1. «Рисунок на свободную тему»
  2. Упражнение 2. «Воздушный шарик»
  3. Время занятия: 38 мин.

Цель: установление доверительных отношений, диагностика личностных качеств. Время: 25 мин. Оборудование: листы бумаги, цветные карандаши, ластик, простой карандаш, краски, посуда с водой, кисти, салфетки. Инструкция: «Ты говорила, что тебе нравится заниматься …, а давай сейчас ты порисуешь? У меня тут много всяких разных вещей для рисования есть и кисти с красками, и карандаши цветные, можешь пользоваться всем, чем тебе хочется, хоть всем сразу! Рисуй, что тебе хочется». Обсуждение Что это такое? Кто это? Было бы здорово, если бы ты рассказала об этом персонаже, событии, вещи и т.п.! Например, какую –нибудь историю. А я ее запишу, хорошо? А потом прочитаем, что получилось, согласна? По ходу описания можно задавать дополнительные вопросы (например, «Какого размера это животное?»). Цель: снять напряжение, успокоить ребенка. Время: 3 мин. Оборудование: нет. Инструкция: «Представь себе, что сейчас мы с тобой будем надувать шарик. Вдохни воздух, поднеси воображаемый шарик к губам и, раздувая щеки, медленно, через приоткрытые губы надувай его. Следи глазами за тем, как твой шарик становится все больше и больше, как увеличиваются, растут узоры на нем. Представила? Я тоже представила твой огромный шар. Дуй осторожно, чтобы шарик не лопнул». Упражнение можно повторить 3 раза. Завершение занятия. Время: 3 мин. Наша с тобой встреча подошла к концу. Тебе понравилось то, чем мы сегодня занимались? Что тебе понравилось больше всего? Почему? Может быть, что-то не очень понравилось? Расскажи, почему? Было что-то сложное? Что ты сейчас чувствуешь? Какое у тебя сейчас настроение? А мое настроение очень радужное и хорошее! Это, наверное, потому что я сегодня с тобой познакомилась, и мы так здорово сегодня провели время, правда? Сегодня мы с тобой делали замечательные вещи! Ну, во-первых, мы познакомились, а это важно! А во – вторых, ты пофантазировала, а потом так красиво и аккуратно рисовала, а еще так здорово рассказывала мне интересные истории, которые, получается, сама и проиллюстрировала! Я заметила, что ты очень вдумчивая и сообразительная девочка. А еще ты так замечательно фантазируешь, такие у тебя красочные фантазии, рисунки и рассказы получились! Мне очень понравилась сегодняшняя наша встреча. Спасибо тебе за нее. Предыдущая — Следующая >>

Источник: http://www.vashpsixolog.ru/correctional-work-school-psychologist/46-program/2464-korrekcziya-trevozhnosti-u-detej-

Программа «Коррекция тревожности в подростковом возрасте»

УТВЕРЖДАЮ

Директор МОУ СОШ № 49

___________ (И. В. Юрьева)

  • «____»___________ 2015 г.
  • Программа «Коррекция тревожности в подростковом возрасте»
  • Составила:
  • Педагог-психолог
  • МОУ СОШ №49

Маширова Л. К.

г. Копейск

Пояснительная записка

Программа составлена на основе программы «Преодоление личностной тревожности у подростков» Гасиней О. В., Курилина Н. В.

Программа предназначена для проведения коррекционно-развивающих и профилактических занятий с подростками, испытывающими тревожность в обучении и общении. Программа рассчитана на подростков в возрасте 11-15 лет, на две учебные четверти и составляет 14 занятий. Занятия проводятся один раз в неделю (40-50 минут).

У каждого ребенка имеются свои школьные и социальные проблемы и трудности, но подростков объединяет то, что в этом возрасте на первый план выходят проблемы общения и самопознания. Общение в жизни детей младшего подросткового возраста играет важнейшую роль. Именно в общении дети усваивают систему нравственных принципов, типичных для общества и социальной среды.

В работе с подростками мы отдаем предпочтение групповой форме проведения психологических занятий. Младший подростковый возраст является очень благоприятным временем для начала проведения подобной работы.

Общение со сверстниками воспринимается подростками как нечто очень важное и личностное, однако известно, что у ребят существует потребность в благоприятном, доверительном общении со взрослыми.

Как показывает опыт, особые трудности в общении испытывают дети, которым не хватает родительского внимания и тепла.

Чаще всего социально-эмоциональные нарушения возникают вследствие длительного воздействия на ребенка травмирующих ситуаций, нарушений межличностных отношений со взрослыми и сверстниками, закрепление отрицательного опыта, это в свою очередь ведет к повышению неуверенности в себе и формированию личностной тревожности.

Для большинства детей, испытывающих трудности в обучении и поведении, характерны частые конфликты с окружающими и агрессивность. Такие дети не умеют и не желают признавать свою вину, у них доминируют защитные формы поведения, они не способны конструктивно разрешать конфликты.

Занятия направлены на коррекцию эмоционально-личностной сферы детей, развитие навыков адекватного общения со сверстниками и взрослыми. Программа призвана способствовать гармонизации отношений детей с окружающей средой, их социализации.

На занятиях учащиеся получат знания о том, как общаться, поупражняются в применении различных способов поведения, овладеют навыками эффективного общения.

Большое внимание на занятиях уделяется обсуждению различных ситуаций, групповым дискуссиям, ролевому проигрыванию, творческому самовыражению, самопроверке и групповому тестированию.

На психологических занятиях подросткам очень важно ощущать полную безопасность и доверие к ведущему. Поэтому психолог организует доброжелательную и доверительную атмосферу взаимного общения.

 Структура занятий и состоит из вступления, основной части и заключения. Во вступлении ведущий может либо просто сообщить тему занятия, либо задать учащимся вопросы по обсуждаемой теме. Основная часть, как правило, содержит обсуждение и проигрывание ситуаций по предложенной теме, а заключительная часть направлена на анализ, самопроверку и рефлексию.

Перед началом работы (на первом занятии) обязательно вместе с детьми принимаются правила (групповые нормы) поведения на занятиях.

Используемые на занятиях диагностические процедуры помогают учащимся в самопознании. Интерпретировать полученные результаты желательно в целом для всей группы или представлять их для каждого в письменном виде.

  1. Для записей и рисования ученики имеют индивидуальные тетради.
  2. Цель программы: снижение тревожности у подростков
  3. Задачи:

1. Получение конкретных знаний для решение подростками своих проблем.

2. Выработка адекватной самооценки и коррекция своего поведения.

3. Развитие личности подростка, его способностей к общению и возможностей.

Ожидаемые результаты: снижение тревожности. Отслеживание результатов работы проводится на основе диагностики, которая проводится в начале и в конце курса занятий.

 Занятия проводятся в классном помещении, мебель расставляется в соответствии с видами занятий: либо по кругу, либо за обычным образом расположенными столами, либо в свободном пространстве без мебели.

          Первые занятия построены таким образом, чтобы подростки могли открыть друг в друге что-то новое. Интерес к каждому члену группы, единение всего класса – вот основные задачи, которые решаются на занятиях.

          В начале каждого занятия-тренинга вводятся упражнения на разогрев группы. Серьёзный разговор начинается только тогда, когда группа к нему психологически готова.

Разминочные упражнения помогают ввести участников группы в тренинговую атмосферу, расшевелить одних и несколько поубавить пыл других, поднять общий тонус группы и каждого её участника, снять стеснительность, напряженность участников тренинга, а также способность взаимопринятию и взаимопониманию членов группы.

         В процессе проведения тренинговых занятий проводятся наблюдения, индивидуальные беседы, которые позволяют прослеживать ход коррекционной работы, изменения в поведении подростков, в их эмоциональном состоянии, личностные и межличностные изменения.

Тематическое планирование

Тема занятия Кол-во часов
1. Зачем нужно знать себя? 1
2. Общение в жизни человека. 1
3. Я глазами других. 1
4. Самооценка. 1
5. Ярмарка достоинств. 1
6. Ищу друга. 1
7. Барьеры общения. 1
8. Предотвращение конфликтов. 1
9. Уверенное и неуверенное поведение. 1
10. Нужна ли агрессия? 1
11. Пойми меня. 1
12. Мои проблемы. 1
13. Критика. 1
14. Азбука перемен. 1

Программа занятий

Занятие 1. «Зачем нужно знать себя?».

  • Цель: Познакомить детей с целями занятий.
  • Принять правила проведения занятий.
  • Создать у учеников мотивацию на самопознание.
  • Способствовать самопознанию и рефлексии учащихся.

Источник: https://kopilkaurokov.ru/psihologu/prochee/proghramma-korriektsiia-trievozhnosti-v-podrostkovom-vozrastie

Ссылка на основную публикацию