Источники и истоиография древнего египта — в помощь студенту

Историю и культуру Древнего Египта на протяжении почти 4 тыс. лет изучают на основе многочисленных и разнообразных источников, сохранившихся до настоящего времени в виде памятников письменности, обычаев, духовной жизни, предметов материальной культуры, языка.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Можно выделить семь больших типов источников: 1. Письменные источники: исторические труды, художественная литература, научные и религиозные тексты, документы, инструкции и др. 2. Памятники материальной культуры: остатки городов, крепостей, храмов, гробниц, жилища, керамика, статуи, различные

предметы культа и др. 3. Памятники устного народного творчества (фольклор): песни, сказки, пословицы,

поговорки, легенды, эпические сказания. 4. Данные языка: заимствования из других языков, различные временные пласты в языке и т. д. 5.

Этнографические материалы: обычаи и нравы, культы, сохранившиеся из далеких времен в более позднее время. 6. Данные антропологии: мумии, скелеты, изображения физического типа людей на древних фресках или рельефах. 7.

Изменения географической среды и природного ландшафта, вызванные деятельностью людей: остатки каналов, дамб, дорог и др.

Богатейшую информацию об истории и культуре Древнего Египта содержат многочисленные письменные источники. С тех пор как выдающийся французский египтолог Ж.Ф. Шампольон расшифровал секреты иероглифической письменности, ученые нашли, перевели и прокомментировали огромное количество различных письменных памятников.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Учет нематериальных активов - в помощь студенту

Оценим за полчаса!

Для историка представляют интерес прежде всего исторические сочинения древних египтян, понимание ими собственной истории. Сохранились остатки древнейшей летописи на большой плите, хранящейся сейчас в Палермо (Сицилия) и получившей название Палермского камня.

Летопись дает краткое перечисление царствующих фараонов начиная с додинастического периода до V династии, упоминает

  • наиболее крупные походы, катастрофические разливы Нила.
  • Памятником исторического характера являются «Анналы Тутмоса III» (XVIII династия), записанные на стенах храма Амона-Ра в Карнаке (город Фивы). Придворный писец не только перечислил важнейшие события царствования и военные походы Тутмоса III, но и развил определенную концепцию истории его царствования:
  • он рассматривает Египет как страну, находящуюся под особым покровительством богов, как центр тогдашнего

мира. «Анналы Тутмоса III» написаны хорошим литературным слогом, оснащены яркими сравнениями, имеют продуманную композицию.

Одним из лучших образцов исторической мысли древних египтян является сочинение жреца Манефона

(Мер-не-Тхути), написанное в IV—III вв. до н. э. Манефон был знаком с принципами греческой историографии и написал свой труд на греческом языке, но он работал в русле прежде всего египетской исторической традиции, был египетским жрецом, пользовался местными архивами и изложил историю Древнего Египта с древнейших времен.

«История» Манефона сохранилась в небольших отрывках, но даже они свидетельствуют о ее больших достоинствах. Труд Манефона содержит не сухой перечень событий, в нем дано связное изложение внутренней и внешней политики отдельных фараонов и их династий.

Как жрец Манефон считает волю богов определяющим началом всех исторических событий, но довольно редко ссылается на их вмешательство. Заслугой Манефона было объединение по признаку родства или особенностям внутренней политики нескольких сотен фараонов в 30 династий, которые им в свою очередь были разделены на три декады по 10 династий.

Эта классификация послужила основой для современной периодизации истории Древнего Египта и выделения ее важнейших периодов, в частности периодов Древнего, Среднего, Нового и Позднего царств.

Источник: https://students-library.com/library/read/38112-osnovnye-istocniki-po-istorii-drevnego-egipta

Письменные источники древнего Египта

Два века назад о древнем Египте заинтересованные читатели могли встретить разве что в ветхозаветных преданиях Библии или в работах античных историков.

В начале 19 века в состав французской армии Наполеона во время африканской компании входила группа ученых и художников, которые составили 48 томов «Описание Египта», с рисунками и подробными ми увиденного на берегах Нила. Расшифровка Ж.Ф.

Шомпольном в 1822 году древних текстов и интерес к колонизации Египта побудили европейские страны к щедрому финансированию исторических изысканий и вывозу артефактов. К концу 19 века письменные находки были в основном переведены, подкреплены фактами из других источников и находками археологов и систематизированы.

Первоисточники по древней истории Египта

                Сочинения египетского жреца Манефона, предположительно написанное в 3-4 веке до н.э., демонстрируют системный подход к истории своей страны.

Он объединил 30 правящих семей Египта по родственным признакам или подходам к решению проблем внешней и внутренней политики. Разделил их на 3 декады и обозначил определения Позднего, Древнего, Среднего, Нового царств.

Аналогичный подход к классификации истории сохранен до сих пор. Опираясь на местные архивы, в коротких очерках он дал перечень событий в своей стране за несколько тысяч лет.

                Яркой исторической работой можно считать жизнеописание «Анналы Тутмоса 3» на стенах храма в Карнаке.

Конечно, это труд придворного летописца о событиях царствования Тутмоса 3, написанное во время его правления с восхвалением страны, богов и царя, но перенесенные на камень они не стерлись временем.

Факты же можно проверить и по другими источникам, что придает им достоверность.

                Аналогично можно доверять событиям, изложенным в древнейшей летописи Египта на большой каменной плите в Палермо.

Перечень событий Позднего царства до 5 династии на Палермском камне дает объективный взгляд на историю того времени.

Перечень разливов Нила вызвавших катастрофы, военные походы фараонов можно подтвердить материальными памятниками. Изложенная в камне история мало подвергалась корректировке следующими царями. 

Научные трактаты и богословские тексты

                Почти 150лет интенсивного растаскивания сокровищ Египта по миру сохранило первоисточники, дающие представление об уровне науки в Египте несколько тысяч лет назад.

Читайте также:  "невидимая рука" в экономике - в помощь студенту

Известны подлинные трактаты по медицине: «Большой папирус Эберса», «Хирургический папирус Эдвина Смита». В Англии хранится «Лондонский математический папирус», в Пушкинском музее – «Московский математический папирус».

Возможно, благодаря, может быть, коллекционерам и хранителям названных и иных письменных источников можно оценить развитие науки в Египте очень высоко.

            Главным источником информации об обычаях в религиозной жизни египтян служит «Книга мертвых». Это собрание различных обрядов на все случаи жизни, заклинаний и молитв, созданных за несколько тысяч лет из «Текстов пирамид» и «Текстов саркофагов». Обращениями к богам и их изображениями были расписаны стены пирамид фараонов и саркофаги вельмож. Основной заботой религии того времени было обеспечить благополучие в загробном мире, пройдя при помощи ритуалов все испытания. Древнеегипетский вариант сотворение мира Божьим словом изложены в «Мемфисском богословском трактате» тоже представляет большой интерес

Юридические документы, должностные инструкции и договоры из древних архивов

                По степени достоверности архивы с хранящимися в них описями имущества, штатными расписаниями, приказами о привилегиях (премиях) и об освобождении от дополнительных работ в пользу государства персонала (субботниках?) на первом месте.

Самым древним таким источником можно считать архив храма царя Нефериркара (5 династия, 25-24 века до н.э.). Представляют интерес подробные должностные инструкции и организация вертикали власти при фараоне Тутмосе 3 во времена 18 династии.

Они находились в гробнице одного из приближенных фараона Рехмира.

                Деловые отношения хозяйствующих субъектов древнего мира в архиве жреца Хеканахта (21 век до н.э.): договора с арендаторами, работниками, устойчивые связи с товарными рынками и подрядчиками описаны подробно и открывают вполне ясно текущую бытовую жизнь того времени.

Сохранились договора купли-продажи недвижимости, земли и рабов, выполненные в камне до настоящего времени. Взаимоотношения центральной власти древнего Египта в первой половине 1 тысячелетия до н.э.

и богатого и влиятельного чиновничьего клана в течение 2 столетий можно восстановить по их архивам (26 династия, 7-6 века до н.э.)

                Что касается высокой дипломатии, на раскопках города Ахетатона (Эль-Амарна) было найдено много документов с перепиской фараонов, членов их семей с предводителями соседних государств. В обнаруженных архивах соседей встречаются отражения таких коммуникаций.

Эти находки придают еще большую ценность переписки. Любопытным документом, сохранённом в камне, является договор между Древним Египтом и хеттским царством 1280 года до н.э. Египетский экземпляр договора высечен на стене храма в Карнаке, копия – на стенах храма Рамсеса Второго в Рамессиуме.

Этот же текст, написанный клинописью, найден в богазкёйском архиве. 

                Множество государственных документов сохранили органы следствия древних времен о заговорах приближенных, включая списки заключенных, протоколы допросов. Такие документы по степени достоверности являются очень надежными для представления о той жизни.

Воспитательная и художественная литература Древнего Египта

                Во всех цивилизациях и во все времена находились мудрые люди, которые старались передать свой опыт и размышления о жизни следующим поколениям. Чаще всего мысли мудрецов принимали вид поучений, пророчеств или художественной литературы.

                Поучения по управлению государством изложены в работах царя Ахтоя и основателя 12 династии фараона Аменемхета 1.

Скорее всего они писали или выбивали их в камне не сами, но в них содержатся вполне достоверная информация об устройстве вертикали власти, внешней и внутренней политике государств.

В гробницах частных лиц были найдены рекомендации к потомкам по выбору профессии и достижению успеха («Поучения Ахтоя» и «Поучения Аменемопе»).

                Попытки удержать потомков от опрометчивых поступков предпринимались и в стародавние времена, запугивая их бедствиями и несчастиями при нарушении существующих порядков. Красочные и устрашающе яркие пророчества описывают скорее подлинные события истории, чем страшилки и являются достоверной информацией о восстаниях прошлого («Речение Ипусер» и «Речение Неферти»).

                В приключенческой литературе древнего мира существуют художественное описание двух экспедиций в заморские страны.

В Дейр-эль-Бахрис скрупулезное описание деловой поездки в Пунт и возвращение в Египет выбито на стене храма царицы Хатшепсут (16 век до н.э.).

Красочная командировка египетского посланника в Финикию и Сирию описано в «Путешествие Уну-Амона в Библ» (11 век до н.э.). Приключения посла подробно рассказывают об отношениях между соседними странами и авторитете Египта в древнем мире.

                Бытовая и воспитательная литература доисторического времени рисует жизнь, занятия и понимание морали в высшем обществе («Сказания о фараоне Хуфу) и на уровне простых людей («Повесть о красноречивом крестьянине», сказка «О правде и кривде»). Жизнь и в дворцах, и в хижинах, если отбросить явный вымысел, в сказках становится понятной и достоверной. 

                Забота о жизни загробной, сухой климат и каменные носители информации, несмотря на чудовищные разграбления оставили нам интересную историю страны вполне достоверной на несколько тысячелетий. Нам бы так.

Источник: https://www.istmira.com/drugoe-drevniy-mir/17490-pismennye-istochniki-drevnego-egipta.html

Источники и историография (египтология)

  • Историю и культуру древнего Египта изучают на основе следующих типов источников:
  • · Письменные источники: ис­торические труды, художественная литература, научные и религиозные тексты, до­кументы, инструкции.
  • · Памятники материальной_культуры: остатки городов, крепостей, храмов, гробниц, жилища, кера­мика, статуи, различные предметы культа.
  • · Устное народное творчество (фольклор): песни, сказки, пос­ловицы, поговорки, легенды, эпические ска­зания.
  • · Данные языка: заимствования из других языков,_различные временные пласты в языке.
  • · Этнографический материал: обычаи и нравы, культы, ритуалы.
  • · Данные антропологии: мумии, скелеты, изображения физического типа людей на древних фресках.
  • · Остатки каналов, дамб, до­рог.

Письменные источники.

Расшифровка сек­рета иероглифической письменности дала возможность прочесть древние памятники: Палермский камень (сейчас хранится в Сицилии, Палермо) — остатки древнейшей летописи на большой плите с перечислением царствующих фараонов, упо­минями походов, катаст­рофических разливов Нила. «Анналы Тутмоса III» (XVIII ди­настия), записанные на стенах храма в Карнаке (город Фивы), перечисляет важней­шие события царствования и военные по­ходы Тутмоса III.

Одним из лучших образцов истори­ческой мысли древних египтян является сочинение жреца Манефона «Исто­рия», написанное в эллинистический период (период завоевания греками).

Манефон разделил историю Египта на царства: древнее, среднее, новое и позднее, и ввел понятие 30 ди­настий фараонов, которых он, в свою очередь разделил на три декады по 10 династий.

Эта классификация послужила основой для современной периодизации истории древ­него Египта.

До нашего времени сохранились архив царя_Нефериркара, указы фараонов. Переписка фараонов Aменхотепа III и Эхнатона с правителями других государст характеризуют сложную международную обстановку на Ближнем Востоке. Договор (1280 г. до н. э.) между Египтом и Хеттским царством сохранился , выбитый на стенах храма Амона-Ра и храма фараона Рам­сеса II.

В гробнице одного из везиров фараона Тутмоса III найдена инструкция о служебных обязанностей вер­ховного советника с ценнейшими данными о центральном государственном аппарате XVIII династии.

К литературным памятникам относятся «поучения» фараонов (т. е. напи­санные от их имени), например, по управлению страной, и проро­чества, или речения, о грядущих несчастиях в случае уничтожения привычного порядка и принятого строя жизни. Сохранились «Речение Ипусера» и «Речение Не­ферти».

Произведения художест­венной литературы, несмотря на художествен­ный вымысел , до­вольно реалистично описывают быт, заня­тия египтян, их профессии, произвол цар­ской администрации и содержат интересные данные из жизни египетского общества.

Были довольно популярными сказания о далеких морских путешествиях (например, «Сказка о потерпевшем кораблекрушение».

Сохранились и подлинные описания путешествий, они дают сведения об окружающих, позволяют определить степень политического влияния Египта в тогдашнем мире.

Сохранилось множество произведений религиозного характера: «Тексты пирамид» — над­писи богословского характера на стенах внутренних помещений пи­рамид фараонов, деревянных сарко­фагов вельмож.

«Текс­ты пирамид» и «Тексты саркофагов» послужили основой для составления одного из главных произведений древнеегипетской религии — «Книги мерт­вых», содержащей описание многочислен­ных обрядов, заклинаний и молитв, позво­ляющих умершему благополучно пройти суровые испытания в загробном мире, что­бы достичь вечного блаженства на «полях Налу».

Медицинские папирусы (Хирургический папирус), математические произведения дают представление о развитии научных знаний в Древнем Египте.

Огромное количество материалов археологических раскопок (керамика, посуда, предметы быта и куль­та, орудия труда, статуи, рельефы, фре­ски и др.) хранится во многих музеях мира.

Особую ценность представляют боль­шие археологические комплексы: остатки гробниц-пирамид, городов, хра­мов, крепостей, морских портов, некропо­лей. Из погребальных комплексов наиболее известна гроб­ница фараона Тутанхамона, найденная в 1922 г. неразграбленной.

Большую ценность представ­ляет своего рода «склад» мумий фараонов Нового царства, изъятые из своих первоначальных погребений и тайно перезахоронены в скалах при XXI династии, чтобы предохранить мумии фараонов от надруга­тельства грабителей.

Обнаруженные в тай­нике мумии фараонов позволяют с по­мощью современных методов исследования установить физический тип, болезни, возраст египетских владык.

Сохранились гробницы номовой знати. Они вы­рублены в скалах и представляют собой просторные помещения, стены которых покрыты великолепными фресками и релье­фами, реалистически отражающими земную жизнь вельможи, показывающими его хо­зяйство, поля, мастерские, работающих там людей. Эти изображения — ценнейший источник по изучению экономики и социальных отношений египетского общества.

Обильную информацию дают раскопки древнеегипетских городов. Наиболее древ­ним археологически исследованным горо­дом является город Энхаб — предполагае­мая столица верхнеегипетского царства (конец IV— начало III тысячелетия до н. э.). Сохра­нились остатки городов Иллахуна (или Ка-хуна), столица фараона Эхнато-на — город Ахетатон, город Танис.

Величественными памятниками мону­ментального строительства являются мно­гочисленные храмы, обнаруженные в огром ном количестве в разных местах: заупокойный храм при пира­миде Джосера, храмы бо­га Ра, грандиозный храм Амона-Ра в Фивах.

Значительную информа­цию о Египте можно получить из источников, проис­ходящих из соседних с Египтом стран — Нубии, Палестины, Сирии, других облас­тей Восточного Средиземноморья. В некоторых книгах Библии содержатся любопытные материалы о взаимоотношениях этих стран с Египтом, о системе международных связей тогдашнего мира.

Важные сведения о Египте содержатся в произведениях античных авторов. Боль­шой интерес представляют произведения греческих авторов: Геродота (V в. до н. э.), Страбона и Плутарха. Особую ценность имеют све­дения Геродота. Геродот, посетивший Еги­пет, осмотрел многие храмы и горо­да, дал подроб­ный очерк древнеегипетской истории.

Историография.Изучением древнеегипетской цивилизации, т. е. экономики, общественных отношений, государственности, культуры, религии и языка древних египтян, занимается египтология.

До начала XIX в.

европейские ученые располагали только отрывочными и скудными сведениями, сохранившимися в произведе­ниях античных авторов (в первую очередь Геродота), в книгах Ветхого завета Библии, по которым было невозможно составить себе цельное представление о древнееги­петской истории и культуре. Египет был трудно доступен для евро­пейских ученых. Была забыта и письмен­ность древних египтян.

Большой интерес к древнеегипетской истории пробудился в Европе с начала XIX в. после завоевательной экспедиции в Египет Наполеона Бонапарта.

В ее составе находилась группа ученых, которая составила 48-томное «Опи­сание Египта».

Однако датой рождения египто­логии как научной дисциплины стало откры­тие ключа к расшифровке забытой древне­египетской письменности в 1822 г. фран­цузским ученым Жаком Франсуа Шам-польоном.

Соперничество европей­ских держав за колонии в последней четверти XIX в.

привело к тому, что правитель­ства Англии, Германии и Франции стали проявлять повышенный интерес к научным исследованиям египетской истории в целом, в том числе и древнеегипетской цивили­зации, которые теперь стали финансиро­ваться более щедро, чем раньше. Дости­жения европейской историографии второй половины XIX в.

, окончательная дешифров­ка письменности, введение в оборот много­численных вещественных памятников не могли не способствовать успехам египто­логии, твердо вставшей на почву строгой науки. С 80-х годов XIX в.

начался новый, блестящий этап в египтологии, который характеризовался: 1) созданием методики археологических раскопок, 2) изданием памятни- ков письменности с филологическим и историческим ком­ментарием; 3) разработкой различных проблем древнеегипетской истории и куль­туры, появлением сводных трудов по исто­рии Древнего Египта и роли египетской цивилизации в истории Ближнего Востока.

Читайте также:  Наука и рынок знаний - в помощь студенту

Одним из первых египтологов, который проводил систематические раскопки и организавал музей египетских древностей, был Мариетт. Египетские пирамиды систематически изучал англичанин Питри. Мариетт и Питри организо­вали тщательное хранение открытых памят­ников и их сохранение для науки, в то время как ранее многие из них расхи­щались и попадали в руки бесчисленных коллекционеров.

Раскопки, прочте­ние надписей и папирусных остатков ввели в научный оборот множество новых и раз­нообразных данных. С начала 80-х годов XIX в. до начала 20-х годов XX в. была издана большая часть письменных памят­ников, по которым история Древнего Егип­та изучается и сейчас.

В этот же период появляется ряд обобщающих работ по истории Египта, в которых дано осмысле­ние хода всей древнеегипетской истории, определяется место Египта в истории Ближ­него Востока и всего древнего мира.

Это фундаментальные труды, принадлежа­щие известным знатокам Древнего Егип­та Питри, Брестеда, Море, Мейера. Они были склонны преувеличивать значение и роль египетской цивилизации.

Один из лучших трудов в европей­ской историографии написал русский египтолог Тураев.

Новый этап в развитии египтологи­ческих исследований начался с 20-х годов XX в.

В европейской науке происходит переосмысление роли и места египетской цивилизации в древней истории 'класси­ческого Востока.

Если ранее роль Египта переоценивалась, то теперь постепенно распространяется концепция относительно­го равноправия отдельных крупных цивилизаций, будь то античная, египетская, вавилонская или индийская.

Продолжалось изучение древнеегипетского языка, уточнялись древ­неегипетские тексты. Был издан 5-томный словарь египетского языка.

Основные исследования в египологии, в том числе и раскопки в Египте, проводили ученые европейских стран и США. В ХХ в. формируется школа мест­ных египтологов. Бругш открыл комплекс вельмож­ных гробниц и пирамид фараонов Древнего царства. Бакир исследовал древнеегипетское рабство.

Выдающимся русским египтологом был акаде­мик Тураев. Он создал школу русских египтологов.

Рекомендуемые страницы:

Источник: https://poisk-ru.ru/s16162t11.html

Источники и историография Древнего Египта

История Древнᴇᴦο Египта доступна к изучению благодаря обширным источникам, оставшимся после великой древней цивилизации.

Традиционно, источники по истории Египта делят на семь тематических групп:

  • письменные источники – к ним относятся исторические труды, художественные, научные и религиозные тексты, документы и др.
  • памятники материальнои̌ культуры: остатки сооружений городов, храмов, крепостей, погребальных гробниц, жилища, керамики, предметов культа.
  • памятники устного народного творчества: песни, сказки, пословицы, поговорки, легенды, эпические сказания.
  • данные языка (лингвистики): заимствования ᴎɜ других языков, различные временные пласты в языке.
  • этнографический материал: обычаи и нравы, культы, пережитки которых сохранились в более позднем времени, ритуалы.
  • данные антропологии: мумии, скелеты, изображения физического типа людей на древних фресках, рельефах.
  • изменения окружающей среды и природного ландшафта, вызванные деятельностью людей: остатки каналов, дамб, дорог.

Многочисленные письменные источники собственно египетского происхождения стали доступны после открытия выдающегося французского египтолога Жана-Франсуа Шампольона, который расшифровал египетскую иероглифическую письменность.

Среди памятников египетской письменности можно упомянуть Палермский камень – летопись, которая охватывает додинастический период до царствования V династии; ʼʼАнналы Тутмоса III ʼʼ, высеченные на стенах храма Амо-на-Ра в Фивах, которые освещают деятельность Тутмоса III – важнейшие события царствования и военный походы; ʼʼисторияʼʼ жреца Манефона – труд, в котором описаны внешние и внутренние происшествия отдельных фараонов и их династий.

Египетская художественная литература представлена собственно литературой и особым её видом – поучениями, которые можно отнести к дидактическому жанру.

Поучения обычно разделяют на два вида: поучения фараонов (например, фараона-основателя XII династии Аменемхета I , ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ содержит советы по управлению странои̌) и поучения частных лиц (ʼʼПоучение Ахтояʼʼ, ʼʼПоучение Аменемопеʼʼ)Стоит отметить, особая разновидность дидактической литературы – пророчества – описания будущих бедствий, которые накроют страну в случае уничтожения привычного строя жизни. К собственно художественным произведениям литературы относят повести, рассказы, сказки, сказания, в которых вымышленные мотивы переплетаются и красочно раскрывают быт, образ жизни египтян.

Произведения религиозного характера содержат подробные сведения о религии и обрядах. Древнейший памятник такого типа – ʼʼТексты пирамидʼʼ — надписи богословского характера, которые нанесены на стены внутренних помещений пирамид фараонов V—VIII династий ( XXIV— XXII вв. до н. э.).

Огромное количество памятников материальнои̌ культуры (керамика, посуда, предметы быта и культуры, орудия труда, статуи, фрески и др.) представление о повсœедневнои̌ жизни древних египтян, их верованиям и предпочтениям. Так большую ценность представляют большие археологические комплексы: гробницы-пирамиды, города, храмы, крепости, порты, некрополи. Так, среди них всœемирно известная гробница фараона Тутанхамона, мумии фараонов Нового царства в скалах Дейр-эль-Бахри, некрополи Мемфиса, Фив, Абидоса.

Дополнительный материал 1

Историография Древнᴇᴦο Египта

Ключевыми фигурами в расшифровке значений фонетических знаков демотического текста Розеттского камня на рубе XVIII–XIX вв. стали шведский востоковед Иоганн Давид Окерблад и британский ученый Томас Юнг, а так французский исследователь Жан-Франсуа Шампольон ( 1790–1832 гг.), который установил соотношение между иероглификой и демотикой. Шампольон так открыл структуру древнеегипетской письменности, определил с помощью коптского языка большое число значений отдельных древнеегипетских слов, составил грамматику древнеегипетского языка и таким образом открыл возможность чтения любого написанного на нем текста.

Дополнительный материал 2

В середине XIX века важным этапом в изучении истории Египта стали экспедиция в Египет и Судан египтолога Карла-Рихарда Лепсиуса ( 1840 -е гг.

), создание музея Булак (в будущем — Каирского музея) и Службы древностей Египта Огюстом Мариеттом ( 1821–1881 гг.

), деятельность археолога, исследователя культуры и религии, политической истории Египта Гастона Масперо ( 1846–1916 гг.). Начало немецкой египтологии положил Генрих Бругш ( 1827–1894 гг.).

На рубе XIX–XX вв. сложились основы исследования древнеегипетского языка учеными, так называемой берлинской школы – Адольф Эрман ( 1854–1937 гг.), Курт Зетэ ( 1869–1934 гг.), Герман Грапов ( 1885–1967 гг.) и Георг Меллер ( 1876–1921 гг.), которые создали многотомный ʼʼСловарь египетского языкаʼʼ (Лейпциг, 1926-1931 гг.).

Знаковыми археологическими открытиями XIX – начала XX веков стали обнаруженные Жаком де Морганом, Дж. Квибеллом и Уильямом Мэттью Флиндерсом Питри памятники истории Египта до рубежа IV–III тыс. до н. э., а так гробница Тутанхамона – единственное неразграбленное царское погребение, – найденная Говардом Картером в 1922 г.

В России интерес к Древнему Египту проявился сразу после расшифровки Шампольоном письмен Розеттского камня. Так, в 1830 -е гг. после путешествия по Египту опубликовал свои наблюдения, в том числе попытки чтения некоторых царских имен, описания и датировки памятников, Авраам Сергеевич Норов.

Дополнительный материал 3

Основателем российской научнои̌ египтологии считается Владимир Семенович Голенищев ( 1856–1947 гг.). Он издал ряд папирусов Эрмитажа, внес вклад в изучение древнеегипетского языка. При ϶том, Голенищев не занимался преподаванием и не оставил в стране своих прямых учеников.

Создание российской школы египтологии стало делом Бориса Александровича Тураева ( 1868–1920 гг.), профессора Санкт-Петербургского университета.

Тураев стал автором двухтомнои̌ ʼʼИстории Древнᴇᴦο Востокаʼʼ – первого в отечественнои̌ науке опыта обобщения материала по древним цивилизациям Египта, Передней Азии и Ирана, а так под ᴇᴦο руководством выходили труды по египетской религии, коптским и эфиопским христианским текстам.

Ученик Тураева и в советское время главный продолжатель ᴇᴦο дела — Василий Васильевич Струве ( 1889–1965 гг.), изучал историю Египта Позднᴇᴦο времени и социально-экономический строй Древнᴇᴦο Египта. В 1933 г. сделал вывод о господстве в Египте и на Древнем Востоке в целом рабовладельческого метода производства.

Значимые по культуре Древнᴇᴦο Египта принадлежат Юрию Яковлевичу Перепелкину ( 1903–1982 гг.), Евгению Степановичу Богословскому ( 1941–1990 гг.) Олегу Дмитриевичу Берлеву ( 1933–2000 гг.).

Труды ученых на основе анализа всœех доступных источников установили важнейшие черты египетского общества, представили мировоззрение древних египтян. В настоящее время данная работа в сфере религии и мировоззрения египтян III тыс. до н. э.

продолжается Андреем Олеговичем Большаковым.

Источник: http://referatwork.ru/info-lections-55/gum/view/17247_istochniki_i_istoriografiya_drevnego_egipta

Кафедра Древнего Востока — Восточный факультет СПбГУ

Кафедра Древнего Востока Восточного факультета Санкт-Петербургского государственного университета является единственной в России и странах бывшего СССР, где обеспечивается регулярная подготовка студентов по двум основным направлениям древневосточных исследований — ассириологии и египтологии — в рамках обязательных министерских программ полного университетского курса: бакалавриат (4 года) и магистратура (2 года). Это одна из немногих в мире университетских кафедр, которая охватывает весь Древний Ближний Восток и изучает его как единое древнее цивилизационное пространство Земного шара.

В 2004 году совместными усилиями специалистов обоих отделений кафедры открыто комплексное отделение «Языки и культура Древнего Ближнего Востока», осуществляющее подготовку преподавателей языков, культуры и истории Месопотамии, Древнего Египта и Восточного Средиземноморья.

Уже более века обучение древневосточным дисциплинам осуществляется в Санкт-Петербургском (Ленинградском) государственном университете его выпускниками, сохраняющими традиции преподавания, по специально разработанным и опубликованным курсам: истории Древнего Востока, грамматики древнеегипетского, аккадского и шумерского языков, палеографии древних текстов и древнейшей литературы.

Воспитанником университета был первый русский египтолог В. С. Голенищев (1856-1947), личная коллекция которого легла в основу египетской и древневосточной коллекций Государственного Эрмитажа в Петербурге и Пушкинского музея изобразительных искусств в Москве.

Первый русский специалист по истории Древнего Востока академик Б. А. Тураев (1868-1920) возглавил организованную в 1919 году кафедру египтологии и заложил основы университетского преподавания египтологических дисциплин. В 1920-1930-х гг.

на этой кафедре учились и преподавали такие крупнейшие специалисты по Древнему Египту, как Н. Д. Флиттнер, М. Э. Матье, Ю. Я. Перепелкин, И. С. Кацнельсон, а также ученые, ставшие в дальнейшем виднейшими специалистами в других областях истории и филологии: Н. А.

 Мещерский (Восточное христианство, славянская Библия), акад. Д. А. Ольдерогге (африканистика), акад. Б. Б. Пиотровский (древневосточная археология, урартология).

С введением в 1884 году Устава, воплощавшего «идею гармонического сочетания целей научных и практических», история Древнего Востока становится обязательной университетской дисциплиной.

Два года спустя в журнале заседаний совета университета делается запись о том, что факультет восточных языков признает необходимым учреждение особых кафедр египтологии и ассириологии. На факультете восточных языков Санкт-Петербургского университета впервые в России в 1887 году молодой египтолог О. Э.

 Лемм, получивший египтологическое и ассириологическое образование в Лейпциге и Берлине, начал преподавание древнеегипетского и коптского языков, а в 1891 году — ассиро-вавилонского языка (современное название: аккадский язык).

На историко-филологическом факультете Санкт-Петербургского университета был прочитан первый курс истории Древнего Востока. Отсюда вышли почти все крупнейшие отечественные египтологи и ассириологи.

У истоков русской ассириологической школы стоял специалист в области семитских языков академик П. К. Коковцов (1861-1942). Учениками П. К. Коковцова были В. К. Шилейко, А. П. Рифтин и В. В. Струве.

Первым автором университетских курсов по шумерскому и хеттскому языкам был профессор В. К.

 Шилейко (1891-1930), первый в России профессиональный исследователь и переводчик произведений шумеро-аккадской литературы.

В 1933 году усилиями профессоров А. П. Рифтина (1900-1945) и Н. В. Юшманова (1896-1946) была создана самостоятельная кафедра семитских (позже семито-хамитских) языков, которая включала специальное ассириологическое отделение.

Первыми выпускниками отделения стали крупнейший исследователь древней истории и языков 2-й половины ХХ века д.и.н. И. М.

 Дьяконов (1915-1999) и замечательный преподаватель аккадского и шумерского языков, автор первой отечественной хрестоматии и грамматики по аккадскому языку доц. Л. А. Липин (1908-1970).

Самостоятельная кафедра Древнего Востока учреждена в 1939 году. Ее выпускник проф. Н. С. Петровский (1923-1981) в ходе своей научно-педагогической деятельности смог сформировать университетскую египтологию как подлинно лингвистическую дисциплину.

Начиная с 1952 года кафедра включала два отделения: ассириологическое и египтологическое. С 1952 по 1965 году ее возглавлял академик В. В. Струве (1889-1965), основоположник русской школы изучения социально-экономической истории древних цивилизаций. В 1950-е годы на кафедре учился выдающийся египтолог О. Д.

 Берлев (1933-2000). Далее кафедру возглавлял директор Государственного Эрмитажа академик Б. Б. Пиотровский (1908-1990). В период с 1990 по 1998 год руководство кафедрой осуществлял академик М. Н. Боголюбов. в 1998-2011 гг. кафедру возглавляла д.и.н., проф. Нэлли Владимировна Козырева. С декабря 2011 г. кафедру возглавил чл.

-корр. РАН, директор Государственного Эрмитажа Михаил Борисович Пиотровский.

Источник: http://orient.spbu.ru/ru/o-fakultete/kafedry/item/75-kafedra-drevnego-vostoka.html

Ссылка на основную публикацию