Интеграционные группировки мира — в помощь студенту

Интеграционные группировки мира - в помощь студенту Интеграционные группировки мира - в помощь студенту Интеграционные группировки мира - в помощь студенту Интеграционные группировки мира - в помощь студенту Интеграционные группировки мира - в помощь студенту Интеграционные группировки мира - в помощь студенту Интеграционные группировки мира - в помощь студенту Интеграционные группировки мира - в помощь студенту Интеграционные группировки мира - в помощь студенту Интеграционные группировки мира - в помощь студенту

Бенилюкс, сокращённое название таможенно экономического союза Бельгии, Нидерландов и Люксембурга, приобретающего также характер военно политического союза. Начало формированию Бенилюкса было положено валютным соглашением от 21 октября 1943 и таможенной конвенцией от 5 сентября 1944. 3 февраля 1958 Бельгия, Нидерланды и Люксембург заключили в Гааге договор об учреждении экономического союза, вступивший в силу 1 ноября 1960, после его ратификации парламентами трёх стран. Договор предусматривает создание единого рынка его участников, свободное движение лиц, товаров, капиталов и услуг между тремя странами, координацию их экономической, финансовой и социальной политики, выступление стран участниц как единого целого в области внешних экономических связей; договор заключён на 50 лет и может быть продлён на каждые последующие 10 лет. Государства Бенилюкса проводят консультации по важнейшим международным и военным вопросам.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Бенилюкс Высший орган Бенилюкса — Совет министров, решения которого принимаются единогласно и обязательны для всех участников. Совет экономического союза (состоит из представителей министерств и ведомств трёх стран) руководит работой отраслевых и специальных комиссий и следит за выполнением решений Совета министров.

Спорные вопросы решает Арбитражная комиссия. Имеется также Экономический и социальный консультативный совет, в который входит равное число представителей объединений предпринимателей, ряда профсоюзов и др. организаций трёх стран. Административные и организационные функции исполняет Генеральный секретариат.

Место пребывания руководящих органов Бенилюкса — Брюссель.

Шенгенское соглашение 14 июня 1985 года в городе Шенгене (Люксембург) было подписано соглашение между пятью европейскими государствами Люксембургом, Бельгией, Францией, Нидерландами и ФРГ о поэтапной отмене паспортного таможенного контроля на общих границах для граждан этих стран.

С 1995 года уже семь Европейских стран (к ним добавились Испания и Португалия), согласно подписанному между ними соглашению начали выдавать визы действительные для путешествия в каждой из этих стран, так называемые Шенгенские визы.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Вильфредо парето - в помощь студенту

Оценим за полчаса!

В 1997 году к соглашению присоединились Италия и Греция, затем Австрия, а в 2001 году еще пять стран: Дания, Исландия, Норвегия, Финляндия и Швеция. Так, в центре Европы появилось единое пространство, по которому можно свободно перемещаться.

Целью Шенгенского соглашения является свободное перемещение граждан в пределах границ Шенгенской зоны, в том числе иностранных туристов и всех кто въезжает в одну из этих стран по шенгенской визе.

Страны Шенгенской зоны в исключительных ситуациях могут принимать решение о выходе из зоны (например, в 2003 году Италия во время эпидемии атипичной пневмонии, в 2004 Испания в связи со свадьбой наследника престола принца Филиппе и др.

) С тех пор в Шенгенское соглашение были внесены дополнения и уточнения, определены внешние границы Шенгенского соглашения, введены единые консульские правила, нормы и порядок пересечения внешних границ стран Шенгенской группы, детально разработан порядок въезда в страны Шенгенской группы лиц, являющихся и не являющихся субъектами права Европейского Союза. Для туристов, не являющихся субъектами права Шенгенских стран, сохранен визовый порядок въезда. Таких стран определено 126, включая Российскую Федерацию, все страны СНГ, а также Албанию, Болгарию и Румынию. В то же время льготный безвизовый порядок въезда распространен на туристов из Венгрии, Польши, Словакии, Чехии, Латвии, Литвы и Эстонии.

Шенгенское соглашение Различают два основных типа Шенгенских виз: Однократная Шенгенская виза выдается c правом на однократный въезд страну Шенгенской зоны. Такая виза, выданная, например, Германией, формально дает право на въезд на территорию стран Шенгенского соглашения только через Германию.

Если с такой визой Вы сначала отправитесь в Италию, то возможно, Вам придется на границе объяснять, почему так произошло. Многократная Шенгенская виза выдается также одной из стран Шенгенского соглашения, но по ней Вы можете въезжать в любую из них.

Как правило, многократные визы выдаются на срок от месяца до года, из которых Вы можете находиться на территории стран Шенгенского соглашения суммарно не больше определенного количества дней.

Шенгенская транзитная виза выдается в случае, если Вы следуете транзитом через территорию одного или нескольких государств Шенгенской зоны. Срок действия: 1 5 дней. Разрешаемое число въездов на территорию Шенгенской зоны: 1 или 2.

Национальная долгосрочная виза выдается посольством соответствующей страны в случае, если Вы по различным причинам (работа, учеба, наличие супруга гражданина и страны и т. п. ) намереваетесь жить в стране более 90 дней (подразумевается возможность многократного въезда).

Шенгенское соглашение В шенгенскую зону на настоящий момент входят 29 стран: Австрия Андорра Бельгия Венгрия Германия Греция Дания Исландия Испания Италия Латвия Литва Люксембург Мальта Монако Нидерланды Норвегия Польша Португалия Сан Марино Словакия Словения Финляндия Франция Чехия Швейцария Швеция Эстония Швейцария

Северный Совет (СС), учрежденный в 1952 году, является региональной организацией сотрудничества парламентариев стран Северной Европы – Дании, Исландии, Норвегии, Швеции и Финляндии (с 1955 г. ).

Решения Совета не носят обязательного характера для его членов и принимаются в форме рекомендаций, предложений или заявлений, адресованных правительству одной или нескольких Северных стран либо Совету министров Северных стран.

Сессии СС проводятся ежегодно на основе ротации в странах членах. Важную роль в развитии экономического и природоохранного сотрудничества играет созданный за счет долевых взносов Северных стран Северный инвестиционный банк.

Цель деятельности банка – предоставление кредитов и банковских гарантий в соответствии с обычной банковской практикой для содействия инвестиционным проектам и экспорту.

Северный Совет Главные сферы взаимодействия: укрепление демократии и соблюдение гражданских прав охрана окружающей среды обеспечение устойчивого развития рациональное использование природных ресурсов укрепление основ рыночной экономики совершенствование образования сохранение культуры.

Северный Совет Страны члены: Дания Исландия Норвегия Финляндия (с 1956) Швеция Автономные территории: Аландские острова (Финляндия) Гренландия (Дания) Фарерские острова (Дания)

Источник: https://present5.com/osnovnye-integracionnye-gruppirovki-evropy-integraciya-v/

Главные интеграционные группировки мира

  • Содержание
  • Введение
  • 1. Признаки экономической интеграции
  • 2. Предпосылки международной интеграции
  • 3. Виды международной экономической интеграции
  • 4. Экономическая интеграция в Азиатско-Тихоокеанском регионе
  • Заключение
  • Список литературы

Введение

Интеграция в переводе с латинского, означает соединение отдельных частей в общее, целое, единое.

В последние десятилетия во всемирном хозяйстве происходят сложные процессы сближения и взаимопроникновения национальных хозяйств нескольких стран, направленные на создание единого хозяйственного организма и получившие название интеграции. Она пронизывает самые различные стороны экономической и политической жизни интегрирующихся стран.

Можно сказать, что при этом международные экономические взаимосвязи становятся настолько прочными, что происходит глубокое взаимопереплетение национальных процессов воспроизводства. 1

Следует сказать, что все страны мира в течение долгих лет развивали экономическое сотрудничество на основе формального международного обобществления производства. И только вторая половина XX в.

стала временем появления новых тенденций в области интернационализации производства. В этот период многие страны мира стали переходить от формального к новому периоду международного обобществления производства, который получил название интеграционного этапа.

Необходимость этого шага была подготовлена всем ходом экономического развития.

Дело в том, что формальная интернационализация производства не всегда носит достаточно эффективный характер, а между тем вопросы экономической выгоды при вступлении стран в процесс международного разделения труда являются решающими. Так, в поисках повышения эффективности национального производства несколько стран Западной Европы организовали Европейское экономическое сообщество (ЕЭС).

  1. Цель самостоятельной работы — изучить процесс и интеграционные группировки, которые выступают как высшая форма проявления интернационализации хозяйственной жизни, как результат очень высокого уровня международного разделения труда и кооперационных связей.
  2. Курс на интеграцию был порожден рядом актуальных экономических проблем, которые не могли быть решены странами ни в одиночку, ни на основе старой системы международного разделения труда.2
  3. Актуальность данной работы заключена в том, экономическая интеграция рассматривается в качестве средства преодоления противоречия между необходимостью эффективного развития экономики каждой страны, участвующей во взаимном международном разделении труда, и ограниченными возможностями, которыми располагали отдельные страны региона для реализации этой неотложной экономической задачи.

1. Признаки экономической интеграции

Экономическая интеграция представляет собой обобществление производства на международном уровне посредством сознательного регулирования правительствами участвующих в ней стран взаимного разделения труда и международной производственной кооперации.3 Такого рода обобществление находит свое выражение в повышении эффективности производства каждой страны до примерно усредненного уровня в масштабах регионального сообщества государств и формировании оптимальной структуры их национальной экономики.

Принципиальная разница между участниками экономической интеграции и не интегрирующимися, но сотрудничающими с ними государствами состоит в том, что первые ставят задачу повышения эффективности функционирующих предприятий до высокого уровня, как на своей территории, так и во всем интегрирующемся содружестве, в то время как вторые заботятся о своих индивидуальных интересах и не являются союзными или договорными партнерами по повышению эффективности во всей группе сотрудничающих государств. Аутсайдеры не берут на себя никаких обязательств по перестройке всей структуры своей экономики, по доведению затрат ресурсов до определенного установленного уровня и других экономических показателей, которые являются признаком интегрирующегося коллектива государств. Вот почему, хотя страны Западной Европы и не представляют изолированной организации, но, вступив на путь интеграции, они должны действовать обособленно в определенном смысле слова. Предполагается, что эти государства будут сотрудничать не просто на основе развития международного разделения труда и международной производственной кооперации, но на базе развития этих кардинальных путей обобществления международного производства в направлении скорейшего повышения производительности труда, роста эффективности производства во всех странах сообщества. Изоляции от мира не было, но определенное экономическое обособление налицо.

Следует отметить, что интеграция характеризуется некоторыми существенными признаками, которые в совокупности отличают её от других форм экономического взаимодействия стран: 4

  • взаимопроникновением и переплетением национальных производственных процессов;
  • широким развитием международной специализации и кооперации в производстве, науки технике на основе наиболее прогрессивных и глубоких их форм;
  • глубокими структурными изменениями в экономике стран-участниц;
  • необходимостью в целенаправленном регулировании интеграционного процесса, разработке скоординированной экономической стратегии и политики;
  • региональностью пространственных масштабов интеграции. Интеграция носит по преимуществу региональный характер, что связано с неравномерностью интернационализации производства, а также с тем, что предпосылки для интеграции складываются в первую очередь в тех регионах, где наиболее тесны хозяйственные связи и в наибольшей степени вызревают её объективные и субъективные факторы.
  • С экономических позиций объективный фактор международной хозяйственной интеграции — обеспечение лучших условий применения ограниченных ресурсов (естественных и обретенных).
  • Можно констатировать, что в современных условиях международная экономическая интеграция — логический, закономерный результат транснационализации микроэкономических и макроэкономических процессов.
  • При этом последняя встраивается в рыночные принципы мирохозяйственных отношений.
  • Таблица 1. Крупнейшие современные региональные интеграционные организации развивающихся стран5
Название и дата основания Состав
Интеграционные организации Латинской Америки
Латиноамериканская зона свободной торговли (LAFTA) — с 1960 11 стран — Аргентина, Боливия, Бразилия, Венесуэла, Колумбия, Мексика, Парагвай, Перу, Уругвай, Чили, Эквадор
Карибское сообщество (CARICOM) — с 1967 13 стран — Антигуа и Барбуда, Багамы, Барбадос, Белиз, Доминика, Гайана, Гренада и др.
Андская группа (Andian Group) — с 1969 5 стран — Боливия, Венесуэла, Колумбия, Перу, Эквадор
Общий рынок стран Южного Конуса (MERCOSUR) — c 1991 4 страны — Аргентина, Бразилия, Парагвай, Уругвай
Интеграционные объединения Азии
Организация экономического сотрудничества (ECO) — с 1964 10 стран — Афганистан, Азербайджан, Иран, Казахстан, Киргизстан, Пакистан, Таджикистан, Туркменистан, Турция, Узбекистан
Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (ASEAN) — с 1967 6 стран — Бруней, Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд, Филиппины
Экономическое сообщество БИМСТ (BIMST-EC) — c 1998 5 стран — Бангладеш, Индия, Мьянма, Шри-Ланка, Таиланд
Интеграционные объединения Африки
Восточноафриканское сообщество (EAC) — с 1967, повторно с 1993 3 страны — Кения, Танзания, Уганда
Экономическое сообщество западноафриканских государств (ECOWAS) — с 1975 15 стран — Бенин, Буркина-Фасо, Гамбия, Гана, Гвинея, Гвинея Бисау и др.
Общий рынок Восточной и Южной Африки (COMESA) — с 1982 19 стран — Ангола, Бурунди, Заир, Замбия, Зимбабве, Кения, Коморы, Лесото, Мадагаскар, Малави и др.
Союз арабского Магриба (UMA) — с 1989 5 стран — Алжир, Ливия, Мавритания, Марокко, Тунис
Читайте также:  Эстетика в экзистенциализме - в помощь студенту

2. Предпосылки международной интеграции

Предпосылки интеграции весьма многообразны. В условиях современного этапа НТП все более углубляющееся взаимопроникновение и сращивание экономик становится для многих стран объективной необходимостью, так как вытекает из потребностей развития их производительных сил.

Эта необходимость проявляется, прежде всего, у высокоразвитых стран, особенно у тех, которые имеют ограниченные экономические ресурсы и внутренние рынки.

Для таких стран экономическая интеграция открывает возможности наиболее эффективного использования экономического потенциала и достижения более высоких темпов научно-технического прогресса, предоставляя им доступ к более широкому рынку, охватывающему несколько стран, а также облегчая концентрацию средств в выбранных отраслях производства. Для многих государств экономическая интеграция создает возможности более эффективной специализации в научно-технических исследованиях.

Вместе с тем она позволяет объединить ресурсы интегрирующихся стран с целью развития определенных видов производства или научных исследований, когда необходимые для этого средства превышают возможности каждого участника, в отдельности.

Повышая эффективность использования ресурсов, интеграция приводит в движение новые источники экономического роста и тем самым способствует созданию условий для улучшения экономических и политических позиций участвующих в ней стран.

Необходимым условием интеграции определенных стран является, во-первых, наличие развитой инфраструктуры, обеспечивающей перемещение товаров; во-вторых, принятие вполне определенных экономических и политических решений со стороны правительственных органов. Огромное значение имеет также создание условий для облегчения перемещения факторов производства.

Взаимодополняемость интегрирующихся хозяйств зависит и от их экономической зрелости, при этом быстрее интегрируются страны с приблизительно одинаковым уровнем развития, прежде всего индустриально развитые, например, входящие в Европейский Союз, Европейскую ассоциацию свободной торговли.

  1. Предпосылками международной интеграции являются: 6
  2. Близость уровней экономического развития и степени рыночной зрелости интегрирующихся стран.
  3. Географическая близость интегрирующихся стран, наличие в большинстве случаев общей границы и исторически сложившихся экономических связей.

Общность экономических и иных проблем, стоящих перед странами в области развития, финансирования, регулирования экономики, политического сотрудничества и т.д.

Демонстрационный эффект. В странах, создавших интеграционные объединения, обычно происходят положительные экономические сдвиги (ускорение темпов экономического роста, снижение инфляции, рост занятости и т.д.), что оказывает определенное психологическое воздействие на другие страны, которые, конечно, следят за происходящими изменениями.

Эффект домино. После того как большинство стран того или иного региона стали членами интеграционного объединения, остальные страны, оставшиеся за его пределами, неизбежно испытывают некоторые трудности, связанные с переориентацией экономических связей стран, входящих в группировку, друг на друга.

Многочисленные интеграционные объединения, возникающие и развивающиеся в современной международной экономике, ставят перед собой в принципе схожие задачи и цели, а именно:

В завершение отметим, что в общем виде интеграция для ведущих промышленных держав выступает как функция уже достигнутого ими высокого уровня развития производительных сил.

Что же касается стран третьего мира, то для них интеграция это, прежде всего средство, с помощью которого они стремятся облегчить проведение индустриализации, ослабить то напряжение, с которым связано их экономическое развитие. Более конкретно это означает: 7

  • ускорение темпов экономического роста;
  • создание оптимальной структуры хозяйства;
  • ослабление зависимости от бывших метрополий;
  • изменение подчиненного положения в системе международного разделения труда.

3. Виды международной экономической интеграции

Международная экономическая интеграция в своём развитии проходит ряд ступеней: 8

  • Зону свободной торговли (ЗСТ);
  • Таможенный союз, (ТС);
  • Единый рынок (ЕР);
  • Полная экономическая интеграция.

У всех этих ступеней, или видов, интеграции есть общая характерная особенность. Она состоит в том, что между странами, вступившими в тот или иной вид интеграции, устраняются определенные экономические барьеры. Вследствие этого в пределах интеграционного объединения складывается единое рыночное пространство, где развертывается свободная конкуренция.

Под действием рыночных регуляторов — цен, процентов и т.д. — на этом едином пространстве возникает более эффективная территориальная и отраслевая структура производства. Благодаря этому все страны выигрывают на повышении производительности труда, а также на экономии расходов на таможенный контроль за внешнеэкономическими связями.

В то же время каждая ступень, или вид, интеграции имеет специфические черты.

Таблица 2. Ступени развития региональной экономической интеграции9

Ступени Сущность Примеры
1. Зона свободной торговли Отмена таможенных пошлин в торговле между странами — участниками интеграционной группировки ЕЭС в 1958-1968 ЕАСТ с 1960 НАФТА с 1988 МЕРКОСУР с 1991
2. Таможенный союз Унификация таможенных пошлин в отношении третьих стран ЕЭС в 1968-1986 МЕРКОСУР с 1996
3. Общий рынок Либерализация движения ресурсов (капиталов, рабочей силы и т.д.) между странами — участниками интеграционной группировки ЕЭС в 1987-1992
4. Экономический союз Координация и унификация внутриэкономической политики стран-участников, включая переход к единой валюте ЕС с 1993
5. Политический союз Проведение единой внешней политики Пока примеров нет

4. Экономическая интеграция в Азиатско-Тихоокеанском регионе

Особенностью интеграционных процессов в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР) является формирование субрегиональных очагов интеграции, степень интегрированности внутри которых очень различна и имеет свою специфику. В регионе сложился целый ряд локальных зон из двух или нескольких стран.

Так, между Австралией и Новой Зеландией заключено соглашение о свободной торговле. На основе развития региональной торговли происходит взаимодополняемость экономик таких стран, как Малайзия и Сингапур, Таиланд, Индонезия. Однако главным центром притяжения остаются Япония и Китай.

Они занимают доминирующие позиции в регионе.

Источник: https://studizba.com/files/show/doc/135461-1-96987.html

Главные интеграционные группировки мира — Курс лекций по мировой экономике

Объективный характер экономической интеграции не означает, что она происходит спонтанно, стихийно, вне рамок управления со стороны государства и межгосударственных органов.

Формирование региональных интеграционных комплексов имеет договорно-правовую базу.

Целые группы стран на основе взаимных соглашений объединяются в региональные международные комплексы и проводят совместную региональную политику в разных сферах общественно-политической и хозяйственной жизни.

Среди многочисленных интеграционных группировок можно выделить в Западной Европе – ЕС и EACT (EAFT, Европейская ассоциация свободной торговли – European Association of Free Trade), в Северной Америке – НАФТА (NAFTA, Североамериканское соглашение о свободной торговле – North American Free Trade Agreement), в Азиатско-тихоокеанском регионе – Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС).

Исторически наиболее четко интеграционные процессы проявились в Западной Европе, где во второй половине XX столетия складывается единое хозяйственное пространство целого региона, в рамках которого формируются общие условия воспроизводства и создается механизм его регулирования. Здесь интеграция достигла наиболее зрелых форм.

 

ЕС как наиболее зрелая интеграционная группировка

Официально до 1 ноября 1993 г. ведущая интеграционная группировка западноевропейских стран называлась Европейским сообществом. Она появилась после слияния в 1967 г. органов трех ранее самостоятельных региональных организаций:

— Европейского объединения угля и стали – ЕОУС (ECSC), соответствующий договор вступил в силу в 1952 г.;

— Европейского экономического сообщества – ЕЭС (EEC, European Economic Community); Римский договор о создании ЕЭС заключен в 1957 г., вступил в силу в 1958 г.;

— Европейского сообщества по атомной энергии – Евратом (EVRATOM); договор вступил в силу в 1958 г.

Важной вехой в развитии ЕС явился вступивший в силу с 1 июля 1987 г. Единый европейский акт, одобренный и ратифицированный всеми членами Сообщества. Этим актом внесены и юридически закреплены глубокие изменения в договоры об образовании ЕС.

Во-первых, деятельность ЕС в области экономической интеграции соединялась с европейским политическим сотрудничеством в единый процесс. Предусмотрено было создание Европейского союза, который должен обеспечить не только высокую степень экономического, валютно-финансового, гуманитарного сотрудничества стран-участниц, но и согласование внешней политики и обеспечение безопасности.

Во-вторых, в Едином европейском акте была поставлена задача создания в рамках ЕС единого внутреннего рынка «как пространства без внутренних границ, в котором обеспечивается свободное движение товаров, капиталов, услуг и гражданских лиц», что и было достигнуто. Ранее существовавший общий рынок предусматривал не полную ликвидацию всех барьеров во взаимной торговле, а лишь более свободное перемещение товаров через национальные экономические границы.

Для реализации идеи «единого рынка» Комиссия ЕС разработала примерно 300 программ по устранению преград в торгово-экономическом обмене между странами ЕС. К середине 90-х годов эти преграды в основном устранены.

В декабре 1991 г. и феврале 1992 г. были подписаны договоры о формировании экономического и валютного союзов (Маастрихтские соглашения), в результате чего к концу века в ЕС будет единая денежная единица и единый центр формирования валютной и денежно-кредитной политики – Центральный банк и Европейская система центральных банков по типу Федеральной резервной системы США.

Реализация Единого европейского акта привела к созданию Европейского союза, имеющего структуру федеративного типа.

С 1 ноября 1993 г., после вступления в силу Маастрихтских соглашений, официальное название этой группировки – Европейский союз. Развитие интеграции в рамках ЕС прошло ряд этапов, характеризующихся как ее углублением, переходом от низших форм (зона свободной торговли, таможенный союз, общий рынок) к высшим – экономический и валютный союзы, так и увеличением числа участников.

К настоящему времени в ЕС практически завершилось создание основ единого рынка, системы межгосударственного управления, и страны вплотную подошли к окончательному оформлению экономического, валютного и политического союзов. В ЕС как полноправные члены Союза входят 15 стран: Австрия, Бельгия, Великобритания, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Люксембург, Нидерланды, Португалия, Финляндия, Франция, Швеция.

Система управления ЕС

Механизм функционирования ЕС основывается прежде всего на политико-правовой системе управления, которая состоит как из общих наднациональных или межгосударственных органов, так и из элементов национально-государственного регулирования. Охарактеризуем основные властные структуры ЕС.

Совет министров

Источник: https://students-library.com/library/read/93635-glavnye-integracionnye-gruppirovki-mira

Международная интеграция: понятие, цели, основные группировки

Международная экономическая интеграция – процесс срастания экономик соседних стран в единый хозяйственный комплекс на основе глубоких и устойчивых связей, прежде всего между их компаниями (ЕС, НАФТА, СНГ).

Основные цели

  1. Повысить эффектив­ность функционирования национальных экономик
  2. решение общих проблем
  3. противодействие военным вмешательствам
  4. увеличение влияния малых государств
  5. расширение рынков сбыта
  6. Использовать преимущества «экономики масштаба»
  7. Сократить трансакционные издержки (улучшение условий торговли между участниками)
  8. Создать благоприятную внешнеполитическую среду, стабильную обстановку
  9. Ускорить структурную перестройку экономики

Предпосылки

  1. сходство уровней экономическо­го развития интегрирующихся стран
  2. территориальная близость государств
  3. общность экономических и других проблем
  4. эффект домино (страны, которые оказались за пределами блока хуже развиваются, они начинают стремиться в блок)

Интеграционный процесс происходит на двух уровнях: глобальном и региональном, поэтому характеризуется, с одной стороны, нарастанием интернациона­лизации хозяйственной жизни, а с другой — экономическим сближением стран на региональной основе. Противоречие глобализации и тенденции к регионализму.

Выделяются пять основных этапов региональной экономической интеграции (лестница Белла Баллаши):

  • зона свободной торговли – ликвидация таможенных барьеров,
  • таможенный союз – коллективный протекционизм, введение единых таможенных правил и тарифов для торговли с третьими государствами, единая внешнеторговая политика,
  • общий рынок — ЕЭП + свобода передвижения капитала и рабочей силы, а также согласование экономической политики,
  • экономический и валютный союз — общая экономическая и валютно-финансовая политика, единая валюта, ЦБ,
  • экономический и политический союз – общая оборонная политика, частичный отказ от суверенитета.

Единственной региональной группировкой, прошедшей через все этапы экономической интеграции является Европейский Союз, приступивший к формированию политического объединения с собственной конституцией и внешней политикой.

Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС) – форум для обсуждения и переговоров по вопросам торговли и др. между странами АТР. 21 государство – выход к Тихому Океану. 45% мирового хозяйства.

Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) 10 стран ЮВА в составе Индонезии, Малайзии, Сингапура, Филиппин и Таиланда. Впоследствии были приняты Бруней, Вьетнам, Лаос, Мьянма и Камбоджа. Цели— экономическое, социальное, политическое и культурное сотрудничество, развитие интеграционных процессов в регионе.

Североамериканская ассоциация свободной торговли (НАФТА) — экономическое сообщество Северной Америки. ЗСТ (нет свободного перемещения трудовых ресурсов с Мексикой) между США, Канадой и Мексикой.

МЕРКОСУР — ОР. Латиноамериканское экономическое объединение. Локомотивами группировки являются Аргентина и Бразилия. Главной задачей интеграции является преодоление снижения доли Латинской Америки в мировой торговли и прямых иностранных инвестициях, ускорение свободного движения товаров и услуг. Более 75% ВВП континента.

Организация стран — экспортеров нефти (ОПЕК)— международная экономическая организация. Включает Иран, Ирак, Венесуэлу, Кувейт, Саудовскую Аравию, Катар, Индонезию, Ливию, Объединенные Арабские Эмираты, Алжир, Нигерию, а так же Эквадор и Габон. Члены организации согласовывают размеры добычи нефти и устанавливают единые экспортные цены.

Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС) — таможенный союз РФ, Бел, Каз, Кирг, Тадж.

Таможенный союз –РФ, Каз, Бел с 2010. С 2012 + Кирг. Отсутствие тарифов, свободное перемещение ресурсов. Больше всего от ТС выигрывает Бел и Каз. Зарубежные предприятия – продажа на территории РФ.

Казахстан – коридор для китайской продукции (минус). Плюсов в качестве новых рынков сбыта для РФ особо нет – низкая покупательная способность в Каз и Бел.

ТС создавался для политических целей, сохранить Каз в зоне влияния.

БРИКС, G8, G20 – не интеграционные группировки!!! (нет экономического сотрудничества, только обсуждение). Отличие инт.группировки от МПО – надправительственный характер, объединение территорий, экономический и политический аспект вместе.

ЕС. В ЕС входят 27 государств на данный момент.

Выигрывают от этого союза, и являются его лидерами крупные государства с мощными экономиками, которые обеспечивают себе рынки сбыта, такие как Германия и Франция. Поэтому на данном этапе Германия всеми силами стремится сохранить ЕС, на допустить его развала, чтобы не подрывать собственную экономику, т.к. Германия – чрезвычайно экспорто-ориентированная страна.

ЕС начался с Европейского Объединения Угля и Стали, образованного странами Бенелюкса, Германией, Францией и Италией. Парижский договор о создании в 1951г. Цели – отраслевое сотрудничество, предотвращение войн посредством контроля над тяжелой промышленностью. В 1973 году произошел переход на этап общего рынка. В 1992 году был создан ЕС.

Единая денежная единица, евро, была введена в обращение в 1999, в 2004 была предпринята попытка введения общеевропейской Конституции, но она провалилась. В итоге был принят Лиссабонский договор, который по сути является Конституцией.

Читайте также:  Классическая модель затухающего дипольного осциллятора - в помощь студенту

ЕС является правосубъектом, что дает нам возможность говорить о начале этапа перехода к последней стадии интеграции – политическому союзу.

Сложности в ЕС сейчас: экономические, связанные с кризисом, кризис ценностей, много стран – сложно договориться, сложный механизм принятия решений, некоторые страны не выполняют обязательств, разница между политической и экономической интеграцией!!! – нет единой экономической политики.



Источник: https://infopedia.su/18x74ec.html

Основные интеграционные группировки мира

  • Интеграционная
    группировка (объединение) — это
    экономический союз нескольких государств,
    созданный для достижения определенных
    экономических и политических целей,
    единых для стран-участниц.
  • Интеграционные
    группировки строятся на базе глубоких
    и устойчивых связей между эконо­мическими
    субъектами стран-участниц.
  • В
    настоящее время насчитываются десятки
    интеграционных объединений. В развитых
    странах -это в первую очередь ЕС
    (Европейский союз), ЕАСТ (Европейская
    ассоциация свободной торговли) и НАФТА
    (Североамериканское соглашение по
    свободной торговли), в развивающихся —
    МЕРКОСУР
  • (Общий
    рынок стран Южного конуса) в Латинской
    Америке и АСЕАН в Юго-Восточной Азии, в
    странах с переходной экономикой — СНГ,
    в Азиатско-Тихоокеанском регионе — АТЭС
    (Азиатско-Тихоокеанское экономическое
    сотрудничество) и др.

Наиболее
полное развитие экономическая интеграция
получила в Западной Европе. Это связано
с тем, что мировые процессы интеграции
начались именно в этом регионе и
насчитывают несколько десятилетий.
Кроме того, европейские страны объединяет
близость уровней экономического
развития, историческая и культурная
общность.

Европейский
союз (ЕС) образовался на базе Европейского
экономического сообщества (ЕЭС), которое
возникло в 1967 г. после слияния нескольких
европейских региональных экономических
организаций. С 1 января 1994 г. на основе
Маастрихтского договора ЕЭС стало
называться Европейским союзом.

В
настоящее время участниками ЕС являются
25 европейских государств. Последнее
расширение произошло в 2004 г., когда были
приняты 10 новых членов. ЕС имеет
колоссальный экономический потенциал.
Население ЕС более 470 млн человек, на
его долю приходится более 20% мирового
ВВП и около 35% мировой торговли.

ВНП на
душу населения превышает 13000 долл. в
год. Европейский союз находится на
высшем этапе интеграционного процесса,
фазе валютного и экономического союза.

Несмотря на проблемы, возникшие в связи
с последним расширением и экономическими
трудностями в европейской экономике в
целом, ЕС является в настоящее время
одним из экономических лидеров мировой
экономики.

Успешное
развитие экономической интеграции в
странах Западной Европы оказалось
при­влекательным для многих регионов
мира. С 1 января 1994 г. вступило в силу
Соглашение о создании Североамериканской
зоны свободной торговли (НАФТА) между
США, Канадой и Мексикой.

Соглашение о
свободной торговле между США и Канадой
было подписано еще в 1988 году, а в 1992 г. к
нему присоединилась Мексика.

В соответствии
с Соглашением о североамериканской
интеграции на протяжении последующих
15 лет почти все торговые и инвестиционные
барьеры между странами -участницами
НАФТА должны быть ликвидированы, а
таможенные пошлины отменены. Вопрос о
политической интеграции не рассматривается.

В целом, на сегодняшний день торговые
барьеры между США и Канадой уже устранены,
поэтому речь идет лишь о либерализации
товарообмена с Мексикой. Мексика отстояла
условие, что ни одна иностранная компания
не имеет права вкладывать инвестиции
в разработку, добычу и переработку
мексиканской нефти. Кроме того, за
Мексикой сохранено право введения
экспортно-импортных квот.

Важное
место в Соглашении о НАФТА имеет охрана
окружающей среды.

Отличительной
особенностью НАФТА является то, что оно
распространяется на огромную территорию
с населением 370 млн человек, очень мощным,
благодаря США, экономическим потенциалом
и совокупным объемом производства в 7
трлн долл.

В НАФТА по-прежнему сохраняется
определенная асиммет­ричность
интеграционного процесса: он протекает
в основном между США и Канадой и между
США и Мексикой, но слабо развивается
между двумя последними.

Другие
региональные группы предпринимают
усилия с целью укрепления экономических
союзов. Так, страны Азиатско-Тихоокеанского
региона к началу XXI в. намерены в рамках
единого Таможенного союза снять все
пошлинные барьеры и стать единой торговой
зоной, в которую войдет более полутора
десятков стран Восточной и Юго-Восточной
Азии.

Итак,
модель интеграционного процесса в
классической форме реализуется в ЕС. В
других регионах мира, как развитых, так
и развивающихся, он протекает со своими
особенностями. Модели североамериканской
и азиатско-тихоокеанской интеграции
отличаются от западно-европейской.

Если
в Западной Европе интегрирование шло
от создания единого рынка к экономическому,
валютному и политическому союзу, что
сопровождалось формированием и
укреплением наднациональных структур,
то в указанных регионах интеграционные
процессы наиболее прочно охватывают
микроуровень и опираются на деятельность
транснациональных корпораций.

Таким
образом, международная экономическая
интеграция — это достаточно высокая,
эффективная и перспективная ступень
развития мировой экономики, качественно
новый и более сложный этап интернационализации
хозяйственных связей.

На этой ступени
происходит не только сближение
национальных экономик, но и обеспечивается
совместное решение экономических задач.

Следо­вательно, экономическую
интеграцию можно представить как процесс
экономического взаимо­действия стран,
приводящий к сближению хозяйственных
механизмов, принимающий форму
межгосударственных соглашений и
согласованно регулируемый межгосударственными
органами.

Источник: https://studfile.net/preview/3574263/page:12/

Европейский Союз — главная интеграционная группировка мира

Европейский Союз — главная интеграционная группировка мира

Основой для создания Европейского Союза послужило Европейское экономическое сообщество (ЕЭС), созданное в 1957 г.

Расширение сфер деятельности и числа стран, стремящихся к совместному решению экономических проблем, вызвало необходимость преобразования Европейского экономического сообщества (ЕЭС). В 1967 г.

оно слилось с двумя европейскими организациями: Европейским сообществом по атомной энергии и Европейским объединением угля и стали.

Новая организация стала называться Европейское сообщество, или Общий рынок.

В 1993 г. Европейское сообщество было преобразовано и получило новое название Европейский Союз (ЕС). Это название сохраняется до сих пор.В настоящее время ЕС — крупнейшее интеграционное объединение мира с населением около 400 млн. человек.

Первоначально членами ЕС были 15 стран Западной Европы: Бельгия, Германия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Франция, Великобритания, Дания, Ирландия, Греция, Испания, Португалия, Австрия, Финляндия, Швеция. Границы ЕС не постоянны: после 2002 г. присоединяется еще ряд европейских стран.

Это прежде всего Эстония, Латвия, Литва, Польша, Чехия, Словакия, Словения, Венгрия. Считается, что в ближайшем будущем членами ЕС будут 27 государств.

Таким образом, ЕС охватывает почти всю Западную Европу.

С 2000 по 2006 гг. Европейский Союз предоставляет помощь центральноев-ропейским странам — Эстонии, Латвии, Литве, Польше, Чехии, Словакии, Сло-(Венгрии — в размере 3,12 млрд. евро ежегодно. Эта помощь направляется на подготовку к вступлению в сообщество и дальнейшему развитию.

Для оказания помощи создана специальная программа Праге, которая содействует разрешению проблем, возникающих в начальном периоде, а также созданию управленческих структур и поддержке инвестиций.

Между странами ЕС отменены таможенные пошлины и другие ограничения торговли. Устраняются препятствия во взаимном движении продукции, услуг, капиталов, рабочей силы.

Внутри ЕС действует так называемая «Шенгенская зона». В нее входит Германия, Австрия, Бельгия, Испания, Франция, Греция, Италия, Люксембург, Нидерланды, Португалия, Дания, Финляндия, Швеция. С 2001 г. присоедини-«7 лись Норвегия и Исландия, не являющиеся членами Союза.

Что представляет собой «Шенгенская зона»? Это регион безвизовых поез-док между странами — членами «зоны». Виза, полученная в одну страну, , дает ее владельцу право въезда в любое государство, участвующее в Шен-с генском соглашении.

На границах между странами сняты контрольно-пропускные пункты.

В ЕС действуют общие для всех стран органы управления экономическим развитием.С 2002 г. интеграция углубилась: введены новые наличные деньги — единые для всех стран ЕС. По предложению Германии они получили название «евро». Сейчас евро — единственное законное средство платежа в Евроландии (так иногда называют территорию ЕС).

Новые деньги заменили национальные деньги в 12 государствах — членах ЕС: Ирландии, Нидерландах, Бельгии, Люксембурге, Франции, Германии, Австрии, Португалии, Испании, Италии, Греции, Финляндии. С этого года прекратили существование немецкие марки, французские франки, итальянские лиры, испанские песеты, финские марки.

Их окончательно заменил евро.

Европейский Союз (ЕС) — экономическое объединение стран Западной Европы, которое характеризуется отменой таможенных пошлин, других ограничений в торговле между участниками, устранением препятствий во взаимном движении товаров, капиталов, рабочей силы, а также созданием общей денежной единицы и общих органов управления национальными хозяйствами.

Интеграция расширяет границы национальных хозяйств, увеличивает рынки сбыта, развивает международное разделение труда. Для западноевропейских стран, обладающих небольшими территориями и ограниченным числом производителей и потребителей, экономическое объединение является необходимостью.

Основная экономическая мощь ЕС приходится на четыре наиболее крупные страны — Германию, Францию, Великобританию, Италию, в которых сосредоточено 1/2 населения и почти 3/4 совокупного ВВП региона.

Остальные относятся к так называемым малым странам. Их отличие — высокий уровень специализации на производстве технически сложной, высококачественной продукции. Небольшие масштабы внутренних рынков и недостаточный спрос сдерживают появление крупных предприятий.По уровню экономического развития, структуре экономики и масштабам хозяйственной деятельности малые страны делятся на группы.

К первой — относятся Бельгия, Нидерланды, Швеция, Испания. Величина их совокупного (общего) ВВП довольно значительная и составляет около 20% ВВП Евросоюза. Во вторую группу входят Австрия, Дания, Греция, Финляндия. Их значение в общей экономике невелико: менее 10% ВВП Евросоюза. Доля третьей группы стран, включающей Португалию, Ирландию, Люксембург, еще меньше: около 2% ВВП Евросоюза.

В последние десятилетия участие Европейского Союза в мировой экономике несколько сократилось. Главная причина — ограждение экономики Союза от конкуренции извне, что не стимулирует прогрессивных нововведений и сдерживает совершенствование отраслевой структуры.

К наиболее динамичным отраслям Евросоюза относятся электроника, изготовление станков, управляемых по компьютерным программам, атомных реакторов, аэрокосмической техники, средств связи. Вместе с тем темпы развития этих отраслей ниже, чем в США и Японии.

Развитие отраслей происходит не столько благодаря коренному обновлению производства, как, например, в Японии, сколько благодаря его совершенствованию, замене устаревшего оборудования и технологий. Поэтому в мировом хозяйстве страны ЕС выделяются прежде всего производством традиционной продукции (например автомобилей, станков, оборудования для легкой и пищевой промышленности).

Европейский Союз сохраняет значительный научно-технический потенциал, который ориентирован в основном на фундаментальные исследования. Однако расходы Евросоюза на развитие науки и техники отстают от аналогичных расходов США и Японии. Например, на исследования в области микроэлектроники выделяется столько средств, сколько в США выделяет одна компания IBM.

В экономическом развитии стран ЕС значительная роль принадлежит государству. В государственной собственности находятся многие заводы, фабрики, школы, больницы.

Хотя в последние годы влияние государства на процесс производства снизилось, число государственных предприятий сокращено, тем не менее его роль в экономике остается намного выше, чем в США и Японии, Особенно высока в малых странах (например, Австрии, Финляндии), в которых государственный сектор создает примерно 1/3 ВВП и предоставляет места 1/5 части работающих.

Управление экономическим развитием осуществляется одновременно на двух уровнях: национальном и наднациональном. На национальном уровне осуществляется главами государств, правительствами, министрами, руководителями предприятий и организаций каждой страны.

Управление на наднациональном уровне направлено на выработку единой внутренней и внешней политики стран-участниц.

Как показала практика, решение национальных экономических проблем требует общих подходов к стратегии экономического развития. Кроме того, требуются общие подходы в отношении к «третьим» странам и проведение общей внешней политики.

Соединение экономической интеграции с общей внешнеполитической деятельностью — особенность Европейского Союза.

Эта организация включает следующие органы наднационального управления:Европейский совет — политический орган, в состав которого входят гла-•’ вы государств, обсуждающие наиболее принципиальные вопросы внутренней и внешней политики стран-участниц; — Совет министров — законодательный орган, в состав которого входят — министры национальных правительств, принимающие конкретные решения по реализации единой политики в ЕС и утверждающие законы этой организации; — Комиссия Европейских сообществ — исполнительный орган, который разрабатывает единые для всех участников законы, приводит их в соответствие с национальными законодательствами; — Европейский парламент (Европарламент) — контролирующий орган, который осуществляет контроль за выполнением принятых решений и законов, разрабатывает и утверждает бюджет ЕС; — Суд Европейских сообществ — судебный орган, который следит за соблюдением равноправия всех стран-участниц, охраняет и защищает их интересы.

Помимо перечисленных существуют другие властные и консультативные орга-414 ны, а также различные вспомогательные учреждения: комитеты, комиссии, подкомиссии, фонды.

Европейский Союз располагает собственными финансовыми средствами независимо от бюджетов входящих в него стран.Доходная часть бюджета состоит, во-первых, из собственных средств ЕС, которые образуются за счет пошлин при ввозе на ее территорию товаров из третьих стран, и, во-вторых, из средств, отчисляемых странами-участницами (около 1% национального ВВП).

Расходы ЕС в основном связаны с деятельностью различного рода фондов и финансовых институтов: например, таких, как Европейский фонд регионального развития, Европейский фонд аграрной ориентации и гарантирования, Европейский социальный фонд.

За счет средств фондов финансируются различные направления политики ЕС: например, аграрная, социальная, региональная, энергетическая.Участники ЕС проводят единую отраслевую и территориальную (региональную) политику. Наибольшие успехи достигнуты в проведении совместной аграрной политики. Ее финансирование — самая крупная статья расходов в бюджете Союза.

В основе общей аграрной политики лежит субсидирование цен на сельскохозяйственную продукцию, т.е. доплаты фермерам до уровня доходов, распространенных в других сферах экономики. Такая политика помогла ЕС превратиться во второго после США поставщика аграрной продукции на мировые рынки.

В то же время аграрный рынок самого ЕС огражден высокими таможенными барьерами, препятствующими доступу сельскохозяйственных товаров из других стран.

Искусственное вытеснение внешних конкурентов и высокие внутренние цены на продукты питания стимулируют сельскохозяйственное производство. Предложение этой продукции значительно превышает спрос и порождает проблему сельскохозяйственного перепроизводства.

Для ее решения принимаются разные ограничения объемов аграрного производства. В последнее время распространяется ограничение в виде «гарантированного максимального количества». Эта мера состоит в том, что предусматривается снижение цен на продукцию, поставляемую сверх установленного государством предела.

В результате становится невыгодным увеличивать производство в сельском хозяйстве.

Важной статьей расходов бюджета ЕС является проведение совместной научно-технической политики. Ее цель — усилить конкурентоспособность промышленной продукции в мировом хозяйстве.

Для этого проводятся совместные исследования по основным направлениям научно-технического прогресса (например, в микроэлектронике, биотехнологии, генной инженерии, телекоммуникациях).

Среди них выделяется крупномасштабная многоцелевая программа «Эврика».

К настоящему времени в ЕС отменены практически все барьеры перемещений товаров, капитала и рабочей силы. Их отмена значи тельно повышает темпы экономического роста национальных экономик, снижает цены на производимую в них продукцию, уменьшает издержки производства, в конечном счете укрепляет позицию каждой страны в мировом хозяйстве.

Ближайшая цель ЕС — создание Федеративной Европы — Европы объединенных государств. Отдаленная цель — создание единого государства — Соединенных Штатов Европы.

Источник: https://empitry.com/410-evropejskij-soyuz-glavnaya-integracionnaya.html

Ссылка на основную публикацию