Идеализм — в помощь студенту

Суть основного вопроса философии

Это вопрос не только о соотношении бытия и сознания, а вопрос о соотношении человека, природы и мышления – трех систем. Философы по-разному трактуют эти системы, их соотношение, местонахождение и вовлеченность мышления в движение.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Так, Платон считает, что идеи находятся вне вещей, по мнению Аристотеля, – идеи находятся в действительности, по мнению Канта, – мышление в голове человека, а Гегель утверждал, что идеи перемещаются – в природу, далее в человека и возвращаются в исходное состояние Абсолютной Идеи.  (Горелов А.А.)

Такая постановка вопроса является традиционной, однако существуют различные мнения философов относительно основного вопроса философии.

Трактовки основного вопроса философии разными мыслитилями

АвторПостановка основного вопроса философии
Декарт Существую ли я?
Эпикур Как стать безмятежным и счастливым?
Кант Что такое человек?
Ф.Энгельс Что первично: материя или мышление?
М.Хайдеггер В чем смысл бытия?
Р.Ротри Кто мы?
А.Камю Стоит ли жизнь того, чтобы жить?

Решение основного вопроса философии

Что является первичным, основополагающим, вытекающим одно из другого – бытие или сознание?

Идеализм - в помощь студенту

Основной вопрос философии

Мировоззренческая проблема взаимоотношения человека и мира подразумевает под собой проблему соотношения бытия и сознания. Это проблема может быть сформулирована различными способами, но само ее существование обусловлено наличием человеческого мышления и души.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Учет торгового сбора - в помощь студенту

Оценим за полчаса!

Две стороны основного вопроса философии

Существует две стороны основного вопроса философии, над которым размышляют философы – онтологическая и гносеологическая.

Первая сторона – онтологическая – подразумевает определение первичности бытия и сознания.

Вторая сторона – гносеологическая – вопрос о познаваемости, то есть вопрос о том, как соотносятся наши мысли и окружающий мир, верны ли наши представления о мире, в состоянии ли мы познавать мир?

Идеализм - в помощь студенту

Решение основного вопроса философии

Решение всех философских проблем начинается с ответа на главный вопрос философии. В зависимости от специфики ответа на этот вопрос определяются и развиваются философские направления и школы.

Онтологическая сторона вопроса

Существует две точки зрения на онтологическую проблему решения основного вопроса философии, разделившие философов на две категории – идеалисты и материалисты. Первые утверждали, что природу и все материальное бытие было порождено духовными сущностями, вторые же, напротив, были уверены, что первичным являются природа и материя.

Следует отметить, что философы, размышляя над вопросом первичности, решают не вопрос о том, что появилось или возникло раньше – материя или сознание, а вопрос их соотношения – как они между собой соотносятся, что является первичным по отношению друг к другу. Идеалисты и материалисты по-разному понимают онтологическое отношение между миром и сознанием.

Идеализм - в помощь студенту

Субъективизм и объективизм как решение основного вопроса философии

Существует три варианта решения первой стороны вопроса (монистическая философия): материализм, субъективный и объективный идеализм.

Материализм

Внешний мир существует вне зависимости от нашего духа, сознания и мышления и является первичным по отношению к ним.

Зарождение материализма произошло в Древнем мире (Древний Китай – даосизм, Древняя Индия – чарвакалокаята, Древняя Греция – милетская школа). На протяжении своего развития одна форма сменяла другую – от натуралистического материализма античности до механистической формы Нового времени и диалектической формы в 19-20 вв.

Представители механистического материализма: Ф.Бэкон, Гоббс, Гольбах и др. В соответствии с этой формой материальный мир – механизм, в котором все необходимо, обусловлено и имеет причину.

Однако это касается только природы, но не общества, в котором, по мнению материалистов, действуют принципы морали, а не механические причины.

Идеализм - в помощь студенту

Материализм как решение основного вопроса философии

Современная форма материализма – диалектическая. Основоположники: К. Маркс и Ф.Энгельс. Суть его – ориентация на науку и практику, мобилизацию сил на качественное изменение жизни общества.

Субъективный идеализм

Внешний мир – продукт деятельности человеческого сознания и существует благодаря ему. Среди представителей субъективного идеализма такие философы как Беркли (1685-1753), Фихте (1762-1814) и др. Суть субъективного идеализма состоит в утверждении, что мир таков, каким мы его представляем. Все, что мы наблюдаем в мире – есть только лишь совокупность наших ощущений.

Все воспринимаемые качества относительны: один и тот же предмет может казаться то большим, то маленьким – в зависимости от расстояния до него. Известный тезис Джорджа Беркли: «существовать – значит быть воспринимаемым», подразумевающий, что бытие – это то, что воспринимается через различные человеческие ощущения, а об объективном существовании вещей нельзя даже рассуждать.

Объективный идеализм

Представители объективного идеализма считают, что существует высший разум, благодаря которому появился мир вещей и человеческое сознание. В различных философских учениях этот разум (высшее духовное начало) имеет разное имя: Дух, Идея, Брахман т.п.

Поскольку этот мировой разум существует вне зависимости от человеческого сознания, отсюда и название – объективный идеализм. Представители этого направления: в Европе – Платон, Фома Аквинский, Гегель, ортодоксальные даршаны – в Индии.

Данные направления относятся к монистической философии (монизм). Кроме монистического учения философии существует другая концепция, именуемая как «дуализм» – дуалистические учения. К дуализму относится учение Декарта (1596-1650), считающего, что мир и сознание не зависят друг от друга.

Компромиссное учение – деизм (Г.Чербери, Вольтер, Ньютон, Радищев и др.) . Философы этого направления допускали, что Бог создал мир вещей и человека, но считали, что далее не принимал участие в развитии сотворенного мира.

Гносеологическая сторона вопроса

На вопрос о возможностях человеческого мышления познать окружающий мир также существуют различные ответы и точки зрения. Наибольшая часть людей, в том числе и философов, отвечают утвердительно на этот вопрос: «мир познаваем», что называется гносеологическим оптимизмом или гностицизм.

Однако существует категория философов, которые утверждают об ограниченности человеческого познания мира и невозможности его достоверного познания. Для такой позиции существует общеупотребительный термин – «агностицизм».

Идеализм - в помощь студенту

Агностицизм как решение основного вопроса философии

В античности агностицизм был представлен в форме скептицизма. Скептики размышляли над вопросом природы вещей, отношения человека к ним и последствия этого отношения к ним.

Философы утверждали, что природа вещей нам неизвестна, а относиться к вещам следует скептически, избегая категорических суждений. Это повлечет за собой невозмутимость и счастье (отсутствие страданий). Представители скептицизма эпохи Возрождения: М.

Монтень, П.Бейль. Представители агностицизма Нового времени: Юм и Кант.

В некоторых современных направлениях философии проявляются элементы агностицизма. Например, некоторые представители агностицизма считают, что мир не познаваем, и данный факт предлагают оценивать положительно, поскольку «познание утяжеляет существование».

Основной вопрос философии остается неразрешенными теряет свою актуальность. Философы утверждают, что основной вопрос философии может измениться, и главной проблемой станет вопрос о существовании человека, его самоидентификации, поиска смысла жизни и счастья.

Полезные источники

  1. Горелов А.А. Основы философии : учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / A.A. Горелов. — 15-е изд., стер. — М: Издательский центр «Академия», 2014. — 320 с.
  2. Ильин В.В. Философия в схемах и х: Учебное пособие / В.В. Ильин, А.В. Машенцев. – Спб.: Питер, 2005. – 304 с.
  3. Крюков В.В. Философия: Учебник для студентов технических ВУЗов. Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2006.-219 с.

Источник: https://NauchnieStati.ru/spravka/osnovnoj-vopros-filosofii/

Идеализм в философии это..

Идеализм в философии это…

Идеализм в философии это…

Идеализм - в помощь студенту

Идеализм - в помощь студенту

Что в философском смысле означает идеализм? Определение этого важного понятия в науке выглядит запутанным и туманным. Попробуем объяснить его доступным языком, самыми простыми словами.

Идеализм в философии это …ммм… половинка яблока, если всю философию представить целым яблоком. А что же является второй половинкой? А вторая половинка – это материализм.

Из этих двух половинок и складывается целое яблоко – яблоко философии.

Философы всех стран и народов, всех времён и поколений спорят по поводу, какая половинка лучше и какая важнее. Основной вопрос философии – что первично, бытие или сознание? Идея или материя? Важно много думать или много работать?

Ещё один вариант – объединение двух половинок, прямо как по диалектике: признание их равноправия и одинаковой значимости – такое направление называется дуализм, оно пытается примирить две противоборствующие стороны. Умное определение из словаря по философии не только ничего не объясняет, а, наоборот, ещё больше запутывает дополнительными непонятными словами. И всё же…всё же… давайте разберёмся.

Идеализм - в помощь студенту

Идеализм как философское понятие

Само слово, как философский термин, происходит от слова идея. Здесь важно не путать со словом идеал. Идеал – стремление к чему-то лучшему, совершенному. К философскому идеализму понятие идеала не имеет никакого отношения.

Это философское учение, это учение о духе, духовности, сознании, мышлении. Мысль, работа человеческого мозга, способы восприятия человеком окружающего мира – вот та база, на которой оно и выстраивается.

Философы – идеалисты полагают, что человеческий дух определяют жизнь человека, его мировоззрение, а главное – быт (бытие).

В противовес материализму, они считают, что идеи и мысли человека формируют его окружение, его материальный мир.

Что такое человеческое сознание, как оно влияет на восприятие? Существует ли всеобщий разум, формирующий материальность? Как соотносятся между собой сознание отдельного человека с о всеобщим, всеохватывающим разумом? Эти вопросы задавались и задаются идеалистами, предпринимаются постоянные попытки их осмыслить и получить на них ответы.

Основные направления

Философы – идеалисты в своём понимании мира не едины и внутри идеалистического философского течения они разделились.

Сторонники объективного идеализма признают реальность существования материального мира, реальность существования сознания каждого индивида и существование всеобщего разума, идеи, некой разумной субстанции, формирующей всё сущее и влияющей на развитие человеческого сознания и на развитие материального мира.

Субъективные идеалисты считают, что всё зависит только от мышления и восприятия самого индивида. Внутреннее содержание человека, его мысли, его отношения определяют его реальность.

Для каждого человека, по мнению субъективистов, существует своя собственная реальность, которая определяется его способностью воспринимать и мыслить. Ощущения и их комбинации определяют предметы реального, видимого и осязаемого человеком мира.

Можно сказать проще – нет ощущений, нет мира, нет реальности.

Этапы становления

История возникновения идеализма как философского направления большая и сложная. Его развитие – это своеобразное отражение развития общественного сознания определённой эпохи.

Основные формы этого учения, впоследствии получившие развитие, возникли ещё в Древней Греции. Платона считают отцом объективного идеализма. В его «Диалогах» озвучиваются идеи ограниченности человеческого разума и идеи существования разума всеобщего, универсального, «разума богов».

Идеализм - в помощь студенту

Средневековый вариант этого направления философии развивался в направлении усвоения греческой модели. Бог описывается в это время как идея абсолютной истины, абсолютного блага. Независимые от церковных взгляды в то время жёстко карались, и философия выстраивалась под контролем церкви. Яркий представитель этого периода — Фома Аквинский.

Субъективный идеализм развился позже, в 18 веке, когда появилась возможность самоосознания человека как личности. Представители этого направления – Фихте, Беркли, Юм. Своего расцвета он достиг в немецкой классической философии конца 18 начало 19 века – обоснование идеалистической диалектики, работы Канта, Гегеля, Фейербаха.

Современный вариант этого учения представлен множеством направлений: экзистенционализм, интуитивизм, неопозитивизм и пр. Каждое из этих направлений активно развивается и оформляется в целые отдельные философские системы.

Каждый этап в становлении этого учения – это огромный пласт человеческого интеллектуального труда, нового понимания устройства мира . Это не отвлечённое теоретизирование, а база, помогающая глубже осознать существующую реальность и привнести в неё изменения.

С уважением, Андрей Пучков

Источник: https://ege59.ru/2017/04/05/idealizm-v-filosofii-eto/

Идеализм в философии: понятие и его виды, представители

Дискутируя о вечном, мировые умы стремятся понять, что первично, что главенствует над другим. Ради защиты позиций представителям знаний приходится выстраивать идеалы, от которых будет зависеть результат спора. Отсюда берет начало идеализм в философии, как образ мышления и одно из основополагающих направлений знаний, которое вызывает много споров и дискуссий.

Историческое предназначение

Идеализм - в помощь студенту

Позже Дидро дал определение понятию идеалистов. Французский деятель называл таких философов слепыми, признающими только собственное бытие, существование мира ощущений.

Кант воспринимал направление теорией существования предметов в пространстве отдельно от человека. Мыслитель не принимал материальный вид течения.

Немецкий классик был автором трансцендентного (формального) идеализма, который противостоял предыдущему.

Основываясь на невозможности происхождения вещей вне нашего сознания, Кант утверждал, что ничто не способно существовать вне человеческого разума.

1800 год стал открытием Шеллингом теории распространения формального принципа до масштаба системы знаний в целом.

Гегель полагал, что сущность учения сводится к непризнанию конечного неоспоримо действительным. Ученый полагал, что уважающая себя мыслительная наука подчиняется принципам конкретно этой направленности.

По Марксу динамическая действительность развивалась только идеалистическими действиями, но образно. Материализм отражал созерцание, отсутствие действий.

Энгельс в 1886 году утверждал, что сторонники теории первоначала духа над природой, невольно стали основателями идеалистической концепции. Противники, признающие главенство природы, становятся адептами материализма.

  • Изданная в 1957-1965 годах в СССР «История философии», объясняла: «Основными этапами развития отрасли науки является противоборство пары ведущих течений, где одно отражает прорывные идеи общества, а другое сводится к консервативным, реакционным взглядам».
  • История использования термина приобрела широкое распространение в XIX и начале XX века особенно в странах Европы.
  • Сторонники Канта мнили себя идеалистами, представители британской школы абсолютного идеализма стали последователями Гегеля.
Читайте также:  Церковь в великом новгороде - в помощь студенту

Идеализм - в помощь студенту

Во второй половине ХХ века мудрецы и мыслители избегают использование термина, но дискутируя, все чаще употребляют слово «идеология».

Что подразумевает понятие?

Значение термина многогранно. В доступном для слоев населения с разным статусом и уровнем жизни, он подразумевает склонность к переоценке действительности. Вдумываясь в поступки другого человека, личность подразумевает, что индивидуум мотивировался исключительно благими побуждениями.

Такой образ мысли есть проявление оптимизма. В ином случае, идеализм выступает преобладанием нравственных ценностей над материальными. Еще это – пренебрежение действительными обстоятельствами жизни в пользу торжества духовных сил.

Идеалистическая психологическая философия, перечисленных ранее видов, отражает душевное состояние, субъективное отношение к действительности.

Субъективизм и его влияние

Субъективное течение позиционирует идеальным первоначалом сознание человека. При таких обстоятельствах реальность теряет объективный характер, потому что все, как считают сторонников субъективизма, происходит в голове индивидуума.

Течение приобретает новое проявление – солипсизм, иными словами утверждение единственности бытия конкретного субъекта. Реальные процессы, которые происходят в окружающем мире являются результатом активности сознания.

Беркли больше остальных «коллег по цеху» раскрывает теорию солипсизма.

На практике приверженцы субъективных взглядов сохраняют умеренность, не выступают открыто против существования общепринятой реальности, потому что не предоставляют весомых доказательств чувственного учения.

Кант уверен, что такая постановка вещей «скандал в научном обществе». Современное общество наблюдает продолжение направления в прагматизме, экзистенциализме.

Известными представителями наукоучения считаются Протагор, Беркли, Кант.

Философский объективизм

Объективный идеализм в науке о человеке и мире, представляет собой учение о превосходстве идеального первоначала над человеческим сознанием. Представители данного течения считают, что первоначалом выступает некий «космический дух».

Один этап его развития способствует появлению мира, зарождению жизни на Земле. Такое мировоззрение очень близко к религии, где Бог выступает создателем мироздания, но не имеет материальной сущности.

Объективные идеалисты считают свое направление не религиозным, но сохранились связи с церковными догматами и об этом существуют свидетельства. Яркими деятелями учения считаются Платон, Гегель.

Взгляд Беркли на понятие

В течении взглядов берклиевского типа развеивается намек на реализм. Основополагающей догмой Беркли считает духовное естество и параллельное ему сосредоточение интеллектов. Ученый полагает, что все физические проявления являются фантазией разума, материя – заблуждение мыслителей о самостоятельности бытия.

Берклиевский и платоновский идеализмы объединены в догматический. Первостепенность принадлежит сущности предметов, а не сомнительности силы познания.

Трактовка направления по Платону

Древнегреческий мыслитель и ученый Платон, рассуждая о противодействии ума с чувствами, представляет дуалистическое (платоновское) течение взглядов.

Понятие основано на противоборстве умозаключений (видимого бытия) с чувственными проявлениями (кажущееся бытие).

Но видимое бытие основано на самостоятельной субстанции – материи, где она выступает посредником между бытием и небытием. Следуя таким суждениям, взгляды Платона приобретают оттенок реализма.

Английская школа

Разницу мировоззрений догматического идеализма представляют ученики и последователи английской школы.

Философы отрицают духовные сущности, самостоятельность субъектов, отдают важность существования группам ассоциируемых идей и сознаний при отсутствии субъектов. Их взгляды пересекаются с эмпиризмом, сенсуализмом.

Основал данную теорию бессознательности Милль, но Юм опроверг ее объективность, так как она была несовместима ни с одним доказанным познанием.

Немецкая школа

Немецкая школа мыслительных наук открыла уникальное направление – трансцендентальный идеализм. Кант выдвинул теорию, из которой следует, что мир явлений определяется неопровержимыми условиями познания – пространством, временем, категориями мышления.

Философы этого учения, как субъективные идеалисты, полагали: физические тела доступны человеку только совершенным естеством, а действительное естество явлений находится за границами познания.

Кантовскую теорию знаний воспринимают, как проявлением крайности и делят на разветвления:

  • Субъективный (основоположник Фихте);
  • Объективный (основатель Шеллинг);
  • Абсолютный (основатель Гегель).

Идеализм - в помощь студенту

Течения, которые описаны выше, различаются восприятием действительности окружающего мира. Кант считает существование мира неоспоримым, полно содержательным. По Фихте реальность выступает неосмысленной гранью, стимулирующей личность к созиданию идеального мира.

Шеллинг трансформирует внешнюю грань внутрь, считая ее первоначалом творческой сущности, которая есть нечто промежуточное между субъектом и объектом. У Гегеля реальность самоликвидируется, мировой прогресс воспринимается через самореализацию абсолютной идеи.

Понять идеализм становится возможным если направить свои стремления к реализации абсолютной истины в повседневной действительности.

Источник: https://mystroimmir.ru/filosofiya/idealizm.html

В чем суть идеализма в философии и его разновидностей (субъективный и объективный)

  1. Идеализм — это…
  2. Объективный идеализм
  3. Субъективный
  4. Заключение

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. В жизни мы употребляем слово идеализм, когда хотим намекнуть, что кто-то нацепил розовые очки и видит мир в слишком уж радужных красках.

Ну или про стремление человека к идеалам, высоконравственному образу жизни. В общем, все это касается идеалистов — особой породы людей, верящих в реальность идеала.

«Идеалист — это человек, который заметив, что роза пахнет лучше капусты, заключает отсюда, что и суп из нее вкуснее».Генри Луис Менкен, американский журналист

И если с идеализмом блаженных идеалистов все более-менее ясно, то с идеализмом в философии возникает затык.

Проблема в том, что это понятие у философов имеет другой корень — не ИДЕАЛ, как у наивных мечтателей, а ИДЕЮ, то есть дух или сознание (это как?).

При рождении слова произошло недоразумение, вероломная буква л пробралась в суффикс, и вместо законного идеизма мы получили путаницу между двух понятий, одно из которых к тому же означает основополагающее философское направление.

В этой статье мы ответим на вопросы, что такое идеализм в философии, когда это течение зародилось, как развивалось и влияло на мыслителей разных поколений.

Идеализм — это..

ИДЕАЛИЗМ (фр. idealisme от греч. ιδέα — идея) — это направление в философии, объединяющее множество учений, которые так или иначе утверждают, что сознание первично, а материя вторична.

Глобально все философские течения разделены на два лагеря — идеализм и материализм. В зависимости от ответа на главный вопрос философии «Что первично — дух или материя?», мыслитель считается материалистом или идеалистом (помним, что речь не о человеке в розовых очках, бредящем идеалом).

  • Это противостояние чем-то напоминает вечную дилемму курицы и яйца, однозначное решение которой есть только у палеонтологов, утверждающих, что яйцо первично.
  • Тема идеализма звучала еще на заре рождения философии в древнем мире, а вот сам термин появился только в XVIII веке, когда немецкий мыслитель Готфрид Лейбниц развел философов по две стороны баррикад.
  • Материалисты отталкиваются от учения Эпикура с его «ничто не происходит из несуществующего, и ничто не переходит в несуществующее», а идеалисты — от философии Платона с его «эйдосами».

Идеализм — это способ понимания мира, во многом противоположный материализму (что это?), но есть еще и третья правда — дуализм, т.е. попытка объединить и примирить оба взгляда на действительность.

Философы-идеалисты считают, что дух определяет бытие. Иными словами, сознание, мышление, идеи формируют не только человеческое мировоззрение, но и саму реальность.

Если перенести рассуждения об идеализме на современную почву, то на ум приходит самый философский фильм всех времен и народов «Матрица», снятый братьями Вачовски в 1999 году и наделавший много шума.

В «Матрице» намешано много философских учений, библейских сюжетов, отсылок к древнегреческим мыслителям, но, пожалуй, момент, ближе всего подобравшийся к сути идеализма, это эпизод с ложкой, которой на самом деле не существует.

Идеализм неоднороден по своей структуре. Выделяют два глобальных направления — объективный и субъективный идеализм, в рамках которых рождалось множество ответвлений.

Объективный идеализм

Объективный идеализм отделяет котлеты от мух. Он признает, что существует объективная реальность и человеческое сознание, но на них влияет некий всеобщий разум, высшая идея.

Называться высшая идея может по-разному — логос, Бог, космический разум, абсолютный дух. Собственно, это форма идеализма самая древняя, она зародилась еще в мифах (это что?) и религии, где мир создает кто-то могущественный и сильный.

Яркими представителями объективного идеализма являются философы из разных эпох.

Согласно учению Платона материальный мир непостоянен и изменчив, поэтому в основе всего сущего лежат «эйдосы» — идеи, образы, являющиеся сущностью предметов.

Материальный мир — это отражение идеи, воплощенное в материи. Идеальный мир — это некий высший мир, где собраны все бессмертные и неубиваемые «эйдосы».

  1. Душа человека — это тоже идея, которая после смерти тела прямиком отправляется к своим собратьям в высший мир прообразов вещей.
  2. Например, дерево — это материальное воплощение идеи дерева, деревья вырастают и погибают, но образ остается неизменным.
  3. Фома Аквинский — основоположник томизма в философии, который позже стал фундаментом официальной доктрины Ватикана.

Признает существование как объективной материальной действительности (esse in re), так и нематериального мира: субстанций, идеальных сущностей (essentiae, substantiae).

Бог — это совершенная форма, в ней нет ни грамма материи. В Боге заключается абсолютная истина, смысл всех вещей. Если человек сначала видит вещь, а потом думает о ней, то мысль Бога предшествует вещам, т.к. все вещи это и есть идеи Бога.

Мир состоит из бесчисленного множества мельчайших субстанций, которые Лейбниц называет монадами. Монады нематериальны и имеют три уровня развития — высший, средний и низший. Соединяясь, они образуют тела в соответствии с предустановленной гармонией — программой, заложенной Богом.

Учение Гегеля об абсолютной идее — это кульминация философии объективного идеализма.

Абсолютная идея признается мыслителем первопричиной бытия, единственно существующей реальностью, способной к самосознанию.

Человек — носитель абсолютной идеи, его сознание — часть мирового духа. В каждом человеке безличный мировой дух приобретает волю.

«Все разумное действительно, а все действительное разумно», — главный вывод Гегеля, смысл которого в том, что материя и идея не противоречат друг другу.

Материя имеет идею, а идея — материальное воплощение.

Субъективный идеализм

Субъективный идеализм напирает на то, что все мы загружены в матрицу. Иначе говоря, никакой объективной реальности не существует, а есть только человеческое сознание, которое и рождает реальность.

Крайняя форма такого мировоззрения — солипсизм (от лат. solus – единственный, ipse – сам). Правда, не все субъективные идеалисты были столь категоричны, чтобы полностью отрицать существование внешнего мира.

Первая робкая попытка сформулировать что-то похожее на субъективный идеализм возникла в V веке до н.э., когда Протагор из Абдеры, яркий представитель софистов, выдал в эфир знаменитую фразу:

«Человек есть мера всех вещей».

Спустя 2300 лет британские философы Джордж Беркли и Дэвид Юм развили эту мысль в полноценное философское учение.

Когда мы не ощущаем мир, он перестает для нас существовать. Это похоже на то, как прячется маленький ребенок, закрывая ладонями лицо или зажмуриваясь.

Все качества предметов вторичны и зависят от нашего восприятия. Отсюда тезис (это как?) «Существовать — значит, быть воспринимаемым».

Беркли не пошел до самого конца в утверждении, что мир перестает существовать, как только мы отворачиваемся, он изящно выкрутился из сложного положения.

Реальность здесь и сейчас воспринимает не только человек, но и всевидящий Бог, а это объясняет, почему вещи продолжают существовать, пока мы отвлекаемся на что-то другое.

Мы вообще не можем знать, существует ли материальный мир, поэтому следует сконцентрироваться на изучении природы человека, считал Дэвид Юм. Познание начинается с опыта, но опыт связан только с нашим восприятием.

Чувственное восприятие мира, по мысли Юма, это поток впечатлений и идей. По этим причинам знание не может быть достоверным.

Философ придерживался позиций скептицизма, поэтому считал, что проблема бытия и духа неразрешима.

Взгляды Беркли и Юма повлияли на философию Иммануила Канта и Иоганна Готлиба Фихте.

Заключение

В современной философии идеализм представлен разными направлениями: экзистенциализмом (это что?), интуитивизмом, неопозитивизмом и проч.

Но провести четкую грань между материалистическими и идеалистическими взглядами часто невозможно.

Надо сказать, что споры о первичности духа и материи ведутся до сих пор, победитель пока не определен, да и вряд ли в этом споре есть победитель.

Автор статьи: Елена Румянцева

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Идеализм - в помощь студенту

  • * Нажимая на кнопку «Подписаться» Вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.
  • Подборки по теме
  • Использую для заработка

Рубрика: Отвечаю на частые вопросы

Источник: https://KtoNaNovenkogo.ru/voprosy-i-otvety/idealizm-ehto-filosofii-obektivnyj-subektivnyj.html

Идеализм

/ Главная / Психология личности / Идеализм

   Идеализм - в помощь студенту

Идеализм —1.Идеализация действительности. 2.Приверженность к высоким нравственным идеалам. (Ож.)

Сотворить идеал – это значит: переделать своего дьявола в своего Бога. А для этого надобно, прежде всего, сотворить своего дьявола.

Ф. Ницше

Идеализм с точки зрения психологии означает, что человек в своей жизни начинает руководствоваться не реальными фактами, а своими представлениями о том, как должно быть.

Если образы воображения играют в выборе вариантов поведения слишком большую роль, и человек «отрывается от грешной земли», не обращая внимания на факты реальной жизни — он идеалист.

С другой стороны, все мы создаем какой-то идеальный образ окружающего мира в своем сознании, только реалисты постоянно вносят в него поправки в соответствии с фактами, а идеалисты стараются подогнать факты под свои представления или игнорировать их.

Александр Александрович Блок – русский поэт

Одним из наиболее выраженных идеалистов среди русских поэтов был Александр Блок. Его поэтический образ “Идеальной женщины” совершенно не соответствовал реальным представительницам противоположного пола, проживающим на Земле.

Возможно, на юного Сашу оказала столь большое влияние поэзия или философия, которыми он тогда увлекался; может быть — всему причиной замкнутый образ жизни и оторванность от реальной жизни; не исключено, что главную роль в вечном поиске Идеала сыграли его личностные особенности: интравертированность, инфантильность, повышенная чувствительность.

Ту, которой Александр Блок посвятил более 600 (!) стихов, юный поэт впервые встретил на любительской сцене во время постановки “Гамлета”. Он влюбился сразу же и бесповоротно, но не в реальную полненькую и задорную девушку, а в идеальный образ, который поспешил создать в своем воображении.

Образы послушнее людей, создавать и лелеять их — одно удовольствие, а если в этом счастье присутствует и элемент мазохизма, так это придает наслаждению ту горечь и грусть, которая только украшает его, делая томительно сладким.

На свою беду Любочка Менделеева не знала, что ее заочно причислили к лику святых, а когда ей сообщили об этом, отнеслась к сему факту, как к забавной и милой шутке. Ей хотелось простого семейного счастья, достатка, развлечений, секса, а вместо этого она получила возвышенное обожание и сотни любовных гимнов.

Читайте также:  Учет расходов на продажу - в помощь студенту

Незадолго за свадьбы Блок писал: “Я не хочу объятий, потому что объятия — только минутные потрясения. Дальше идет “привычка” — вонючее чудовище. Я хочу не слов. Слова были и будут… Я хочу сверхслов и сверхобъятий…”

А Люба Менделеева, тем временем, хотела обычной земной любви.

Такое явное столкновение столь разных позиций привело к душевному надлому как у Блока, так и у его жены. Зинаида Гиппиус, бывавшая в доме поэта в первые годы его семейной жизни, писала о Любе: “…красивая, крупная — слишком крупная для маленьких комнат, маленького чайного стола — все-таки была не та.

В ней погас играющий свет, а от него шла ее главная прелесть…” А уж, если в женщине пропадает этот “играющий свет”, значит дело плохо. Значит, мужчина не смог или не захотел разделить с ней счастье. Много позже Любовь Дмитриевна напишет о первых годах своего замужества: «Я стремилась устроить свою жизнь, как мне нужно, как удобней…

Я думала только о том, как бы избавиться от этой уже не нужной мне любви…»

В 1906 году Блок увлекся актрисой Натальей Волоховой, которая, по крайней мере, по внешнему виду и манерам вполне соответствовала его идеалу — высокой, стройной даме с большими глазами, предпочитавшей закрытые темные платья и говорившей волновавшим его грудным голосом.

Блок посвятил ей цикл “Снежная маска” и ряд других стихотворений. Однако и с Волоховой у него не сложилось, как не сложилось и со многими другими претендентками на роль идеала. Попытки сближения, заканчивающиеся быстрым разрывом, некоторые женщины воспринимали как оскорбление.

Впрочем, возможно, что это была лишь досада и женская ревность на то, что они не подошли на роль “Прекрасной дамы”

Возможно, что за непрекращающимися и безуспешными поисками Прекрасной дамы стоял какой-то страх перед женщинами: или страх оказаться несостоятельным в сексуальном отношении или же боязнь того, что предмет его нового увлечения окажется таким же земным созданием из плоти и крови, как и все прочие, с которыми он встречался до этого. И поэтому Александр Блок одновременно и тянулся к новым встречам, надеясь на чудо, и одновременно, еще больше, избегал их, со страхом ожидая новых разочарований.

Источник: http://www.no-stress.ru/encyclopedia/idealism.html

Абсолютный идеализм

Абсолютный идеализм

Вадим Руднев

Абсолютный идеализм — направление в англосаксонской философии первых двух десятилетий ХХ в. В своей основе абсолютный идеализм восходил к гегельянству, и в этом смысле это было последнее направление классической философии.

Но многое в Абсолютный идеализм вело и к такому пониманию оснований и принципов философии, которые важны для ХХ в.

вплоть до последних его десятилетий, вновь характеризующихся возрождением интереса к диалектике и Гегелю в противоположность господствовавшей в ХХ в. математической логике .

Прежде всего Абсолютный идеализм интересен для нас тем, что именно от него, именно в полемике с ним формировались философы, определившие тип философской рефлексии ХХ в. Именно отталкиваясь от представителей Абсолютный идеализм Ф. Брэдли, Дж.

МакТаггарта, Дж. Ройса, создатели аналитической философии Бертран Рассел и Джордж Эдуард Мур, а также их гениальный ученик Людвиг Витгенштейн оттачивали свои «неопозитивистские» (как говорили в советское время) доктрины (см.

также логический позитивизм).

Один из главных принципов Абсолютный идеализм в его наиболее ортодоксальном варианте, философии Ф. Брэдли, гласил, что реальность есть лишь видимость подлинной реальности, которой является непознаваемый Абсолют. Что в этой доктрине было неприемлемо для ХХ в.? Ее категорическая метафизичность, то есть традиционность постановки философских проблем.

Но в переплавленном логическими позитивистами-аналитиками виде эта доктрина является одной из важнейших в ХХ в. В философских концепциях, ориентированных семиотически (см. семнотика), она преобразилась как представление о том, что реальность имеет насквозь знаковый характер (см. реальность) и, стало быть, опять-таки является мнимой, кажущейся.

Такое понимание реальности характерно и для новейших философских систем (см. расширенное толкование понятия виртуальных реальностей у Славоя Жижека).

Поскольку невозможно определить, какая реальность является подлинной, а какая — мнимой, то весь мир представляется системой виртуальных реальностей: последнее отразил и современный кинематограф, в частности знаменитый культовый фильм «Blade Runner» («Бегущий по лезвию бритвы»), который подробно анализируется в книге С. Жижека «Существование с негативом». Основная идея этого фильма (в интерпретации философа) состоит в том, что принципиальная невозможность для человека установить, является ли он настоящим человеком или пришельцем-«репликантом», делает человека человечнее. Он как будто говорит себе: «Вот я поступаю так-то, а вдруг окажется, что я вовсе не человек! Поэтому я буду поступать в любом случае по-человечески и тогда все равно стану человеком».

Второе, чем дорог ХХ в. Абсолютный идеализм , — это концепция времени . Ее разработал Дж. МакТаггарт, и она называется статической; согласно ей не время движется, мы движемся во времени, а иллюзия течения времени возникает от смены наблюдателей.

Эта идея очень повлияла на философию времени Дж. У. Данна (см. серийное мышление), которая в свою очередь оказала решающее влияние на творчество Х.Л. Борхеса — писателя, воплотившего в себе сам дух прозы и идеологии творчества ХХ в. (см.

принципы прозы ХХ в.).

Абсолютный идеализм стоял на переломе столетий, как двуликий Янус — глядя в противоположные стороны. Сейчас этих философов почти никто не читает и не переиздает, кроме историков философии. Но будем благодарны им за то, что они «разбудили» Рассела и Витгенштейна, и в этом смысле именно от них надо вести отсчет философии и культурной идеологии ХХ в.

Списоклитературы

Bradly F. Appearance and Reality. L., 1966.

Жижек С. Существование с негативом // Художественный журнал, 1966. — No 9.

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://lib.ru/

Источник: https://studizba.com/files/show/doc/186347-1-73529-1.html

Помощь студентам — ???? философия — Все Сдал

«Любовь к мудрости» — так с древнегреческого переводится слово философия. Сегодня она изучается как обязательный предмет во всех вузах России для всех специальностей и профилей.

Много копий сломано, много бумаги исписано в споре: а нужна ли философия каждому человеку, получающему высшее образование? «Конечно, нужна!» — утверждают преподаватели, заявляя, что философия, изучающая наиболее общие законы окружающего мира, развивает в человеке широту и гибкость мышления, критичность и самостоятельность, умение выработать собственную позицию и толерантность.

«Нет, не нужна!» — возражают многие студенты, считая философию предметом малопонятным, скучным, сложным и неинтересным. Наверное, это издержки неправильного преподавания предмета в вузах.

Здесь многое зависит от личности преподавателя и его методики.

Потому что те же студенты по прошествии нескольких лет меняют свою точку зрения и считают философию предметом нужным, развивающим, помогающим понять многообразные явления нашей жизни, давать им оценку, принимать верные решения.

Это понимание придёт потом, а что же делать студенту первого или второго курса, и так перегруженного огромным количеством разнообразных заданий. А тут еще эта философия, из-за которой порой невозможно удачно завершить сессию.

Обратимся к мудрости – мудрый студент знает, что нет необходимости тратить время на написание работ по предмету, который не понадобится завтра же на производстве. Проще отдать эту работу специалисту, который и в предмете разбирается, и напишет грамотно. Авторы нашего сервиса окажут в этом помощь студентам – философия – одна из тех наук, в которых они сильны.

Наши авторы напишут контрольные работы, ответы на экзаменационные вопросы, эссе по философии, доклад или сочинение, выполнят курсовую и дипломную работу и будут сопровождать вас до защиты. Со всей ответственностью мы можем заявить, что работы, выполненные нашими экспертами, удовлетворят требованиям самых придирчивых преподавателей и обеспечат вам хорошие оценки.

Главное преимущество заказа работ по философии у нас – это, конечно же, квалификация наших исполнителей. Но важно и то, насколько удобно работает наша виртуальная площадка. Заполнив заявку в предложенной форме, вы сами можете выбрать исполнителя, ориентируясь на его рейтинг, отзывы предыдущих заказчиков, квалификацию и цену, предложенную за выполнение вашей работы.

Вы сами установите сроки сдачи работы. И можете быть уверены, что ни сроки, ни цена, которые зафиксированы до начала работы над заданием, не будут сдвигаться. Вы также можете получить консультацию у автора по вопросам в вашей работе, чтобы при необходимости иметь возможность защитить ее, и чтобы вопрос преподавателя «Почему это так, а не иначе?» не застал вас врасплох.

Студенческая мудрость гласит: каждая сессия приходит неожиданно. И студенты, которые уже делали заказы на нашем сайте «Всё сдал!» сожалеют, что не нашли её на первом курсе. Это позволило бы избежать плохих оценок в самом начале обучения, когда студент «работает на зачётку». Прочь сомнения! Нужна работа по философии? Обращайтесь к нам!

Источник: https://vsesdal.com/promo/pomosh_studentam_filosofiya

Современный идеализм

Тимоти Спригге называют последним британским идеалистом. Его метафизика — вытекающая не только из интеллектуальных аргументов, но и пережитого автором опыта — является формой панпсихического идеализма, сильно обязанной Брэдли.

Из неё же он выводил свою этическую систему, чрезвычайно чувствительную к проблемам окружающей среды. Есть мнение, что возвращение в англоязычную философию проблемы субъективности и несводимости сознания также его заслуга.

Спригге занимал кафедру профессора логики и метафизики в Эдинбургском университете, был президентом Аристотелевского общества.

Важнейший труд — «Оправдание абсолютного идеализма» (The Vindication of Absolute Idealism, 1984), последняя и очень значимая работа — «Бог метафизики» (The God of Metaphysics, 2006), среди других работ выделяются труды о теориях существования, основаниях этики, монографии о Сантаяне, Джеймсе и Брэдли.

Основной специалист по философии Спригге — Лимон МакГенри (Leemon McHenry).

В отличие от Спригге, идеализм оксфордского философа Джона Фостера восходит к Беркли и комплементарен его христианским (сперва англиканским, затем католическим) убеждениям.

В какой-то момент Фостер оказался практически единственным защитником сразу трёх одиозных позиций — теизма, идеализма и дуализма, и сделал больше, чем кто-либо другой для сохранения дуализма в философии сознания и идеализма в христианской философии религии, когда они почти было исчезли.

Важнейшие труды — «Доказательство идеализма» (The Case for Idealism, 1982), «Нематериальное Я: защита картезианской дуалистической концепции сознания» (The Immaterial Self: A Defence of the Cartesian Dualist Conception of the Mind, 1991) и «Мир для нас: доказательство феноменалистического идеализма» (A World for Us: The Case for Phenomenalistic Idealism, 2008). Я бы также выделил работу «Божественный законодатель: лекции об индукции, законах природы и существовании Бога» (The Divine Lawmaker: Lectures on Induction, Laws of Nature, and the Existence of God, 2004).

Николас Решер наиболее влиятельный персонаж среди всех перечисленных мной мыслителей. Это невероятный человек, взрастивший поколения философов и существенно повлиявший на ландшафт современной мысли. Корпус его работ превышает сто восемьдесят томов (и он продолжает писать) и охватывает почти все области философии.

Наследие Решера неисчерпаемо — это была, разумеется, аллюзия на его концепцию когнитивной неисчерпаемости — но центральным проектом Решера остаётся синтез немецкого идеализма, прагматизма и процесс-философии, дополненный ресурсами аналитической философии и традиционной западной метафизики.

Этот синтез — прагматический идеализм, по задумке автора, преодолевает разрыв между идеализмом и реализмом, и вполне тянет на теорию всего. Другим аспектом решерианства является оптимализм — аксеологическое объяснение происхождения и природы мира. Ввиду невероятной плодовитости автора перечислю лишь самые важные сочинения, относящиеся к рассматриваемой теме.

Прежде всего, это его трёхтомный magnum opus «Система прагматического идеализма» (A System of Pragmatic Idealism, 1992-1994). Развернутое изложение своей философии Решер впервые представил в «Концептуальном идеализме» (Conceptual Idealism, 1973).

Наиболее подробная защита оптимализма содержится в «Аксиогенезисе: очерке метафизического оптимализма» (Axiogenesis: An Essay in Metaphysical Optimalism, 2010). Общая библиография Решера включает сорок пять книг по эпистемологии, семнадцать по метафизике, двадцать по метафилософии, двадцать пять по истории философии, двенадцать по логике и т.д.

Кит Уорд — член Британской академии, экс-профессор Оксфорда, англиканский священник, много лет бывший каноником Крайст-Чёрч. Я нахожу его самым сильным мыслителем, работающим в традиции либерального христианства.

Более всего Уорд известен пятитомником по сравнительному богословию (Comparative Theology, 1994-2008) и серией книг об отношениях религии и науки. Он давно позиционирует себя в качестве идеалиста, но до сих пор лишь бегло касался этого аспекта своих взглядов.

Недавно в Кембридже вышла его книга «Христианская идея Бога: философские основания веры» (The Christian Idea of God: A Philosophical Foundation for Faith, 2017). Сам Уорд называет её кульминацией своих полувековых философских и теологических поисков.

В каком-то смысле «Христианская идея Бога» — важнейшая за сто лет работа, сочетающей защиту идеализма с христианской философией религии.

Канадец Джон Лесли разработал аксиархизм, своеобразную метафизику, тяготеющую к платонической традиции, схожую — но лишь на первый взгляд — с оптимализмом Решера.

Лесли описывает мир как «продукт прямой деятельности этической необходимости» и, будучи последовательным пантеистом, считает, что наиболее правдоподобное описание природы бытия будет напоминать океан бесконечных сознаний.

Аксиархизм был контурно изложен им больше сорока лет назад в статье «Теория, что мир существует, потому что должен» (The Theory that the World Exists Because It Should, 1970), за которой последовали книги «Ценность и существование» (Value and Existence, 1979), «Вселенные» (Universes, 1989) и «Бесконечные сознания: философская космология» (Infinite Minds: A Philosophical Cosmology, 2001). Также Лесли написал короткий трактат «В защиту бессмертия» (Immortality Defended, 2007) и монографию «Конец мира: наука и этика человеческого исчезновения» (The End of the World: The Science and Ethics of Human Extinction, 1996), предвосхитившую модную ныне тему исследования экзистенциальных рисков.

Ховард Робинсон, профессор Центрально-Европейского университета в Будапеште, редчайший пример крупного аналитического философа, придерживающегося идеализма. Специализируясь на философии сознания, Робинсон внёс исключительный вклад в разрушение монополии физикализма и возрождение альтернативных подходов.

Среди его ранних работ выделяется книга «Материя и чувство: критика современного материализма» (Matter and Sense: A Critique of Contemporary Materialism, 1982).

Робинсон также редактировал два очень влиятельных сборника о философии сознания — «Возражения физикализму» (Objections to Physicalism, 1993) и «Современный дуализм: защита» (Contemporary Dualism: A Defense, 2014).

Моё же внимание будет сосредоточено на его недавней книге «От аргумента знания к ментальной субстанции: воскрешение сознания» (From the Knowledge Argument to Mental Substance: Resurrecting the Mind, 2016), в которой Робинсон прокладывает дорогу от демонстрации несостоятельности физикализма, через дуализм к идеализму.

Наконец, Чарльз Талиаферро, утонченный христианский философ, входновляющийся наследием кембриджских платоников. Для его мысли характерны инклюзивность, внимание к эстетике и внутреннему опыту.

Талиаферро защищает сильную версию теистического идеализма и безальтернативность теизма в качестве метафилософии сознания, способной интегрировать идеализм, дуализм и панпсихизм.

Особо отмечу его работы «Сознание и Ум Бога» (Consciousness and the Mind of God, 1994), «Натурализм» (Naturalism, 2008; в соавторстве со Стюартом Готцем) и «Золотую нить: маленькую книгу о секулярном и священном» (The Golden Cord: A Short Book on the Secular and the Sacred, 2012).

Источник: http://malakhov.link/contemporary-idealism

Ссылка на основную публикацию