Фригийское и лидийское царства — в помощь студенту

Древнее царство Фригия сметенное с лица земли нашествием киммерийцев, не исчезло без следа.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Самобытная фригийская культура не могла не повлиять на жившие в окрестностях племена, населявшие долину реки Герма на западе Малой Азии, одно время, по-видимому, входившую в состав Фригийского государства.

Впоследствии именно здесь зародилось ядро того государственного образования, что известно нам ныне как Лидийское царство.

Центральная область долины называлась по главному поселению области — по-лидийски звучавшей как Сфарт, в греческой передаче — Сарды. Население долины Герма в VII в. до н. э.

ассирийцы и греки называли лидийцами. Геродот указывает, что лидийцы первоначально назывались мэонами.

Язык лидийцев, ещё очень слабо изученный, находился, возможно, в родстве с языком хеттов.

Долина реки Герма, впадающего в Эгейское море, была, по словам греков, “благодатной” страной: расположенная в области влажного и теплою средиземноморскою климата, она обладала благоприятными условиями для земледелия и садоводства. Земледелие в этом районе не зависело от искусственною орошения. Здесь находились и месторождения золота.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Учет производственных запасов на складах и в бухгалтерии - в помощь студенту

Оценим за полчаса!

О высоком развитии ремесла в Лидии свидетельствуют изделия из золота, искусно гранёные камни и прекрасные изделия из слоновой кости, раскопанные в Сардах. Наряду с произведениями ювелирного ремесла Лидия славилась ткацким ремеслом (изготовление крашеных тканей), а также производством изделий из кожи.

Для ремесел Лидии требовались различные виды техническою сырья, из которых далеко не все имелись в самой стране, и поэтому торговля должна была играть в хозяйственной жизни Лидии значительную роль.

Фригийское и Лидийское царства - в помощь студенту

Лидийское царство в Малой Азии

Лидийское царство изнутри

Местоположение Лидии на перекрёстке торговых путей с востока на запад и с юга на север не могло не содействовать расцвету ее торговли; историческая традиция I роков приписывала лидийцам изобретение древнейшей в истории чеканной монеты (сохранились монеты от времени не позже VII в. до н. э.).

Геродот писал, что лидийцы “располагают множеством денег”.

Рост производительных сил и воздействие классовых отношений, существовавших во Фригии, временно подчинившей долину Герма, привели к тому, что в Лидии упрочился рабовладельческий строй. Усилению рабовладельческого Лидийского государства содействовали тесная связь с греческими городами-государствами, а также разгром Фригиикиммерийцами в начале VII в.

Основной военной силой в Лидии была не пехота, а вооружённая длинными копьями конница, вербовавшаяся, по-видимому, из знати—крупных и средних рабовладельцев. В Лидии царская власть зависела, по-видимому, от племенной знати, превратившейся в знать рабовладельческую.

Первыми известными нам событиями в истории Лидии были вторжения киммерийских и фракийских племен в начале VII в. до н. э. и происшедшая — возможно, в связи с этим — смена династии.

Первый царь новой династии Гиг (Гуггу), вступивший на престол около 692 г. до н. э.

, после упорной и ожесточённой борьбы с вторгшимися в Лидию после разгрома Фригии киммерийцами, опираясь на помощь ассирийского царя Ашшурбанапала, изгнал их из пределов своей страны и заставил около 665 г. до н. э отступить на восток.

В дальнейшем Гиг завязал сношения с Псамметихом I, царем Египта, готовившимся сбросить иго Ассирии, и даже послал ему вспомогательные войска.

Однако Лидия вскоре снова стала жертвой вторжения киммерийцев, быть может, поднятых против Гига Ассирией. Отражая эти вторжения, Гиг пал в 654 г. до н. э. на поле битвы, а киммерийцы на время завладели большей частью страны и даже Сардами, за исключением городской крепости. Сыну Гига Ардису (654—605) удалось после долголетней борьбы очистить Лидию от киммерийцев

Изгнав киммерийцев из своего государства, Ардис предпринял завоевание греческих городов-государств западного морского побережья Малой Азии. Ардису удалось покорить Приену в центральной части побережья, недалеко от важнейшего греческого города Милета.

Его война с Милетом была не столь удачной, и эту войну продолжали его сын и внук. В борьбе с Милетом и другими греческими городами побережья лидийские цари использовали ту ожесточённую борьбу, которая уже в VII в. до н. э.

происходила в этих городах-государствах между богатой родовой знатью и основной частью свободного населения (демосом).

Лидийское государство опиралось в своей борьбе за западное побережье полуострова на аристократию греческих городов и встречало упорное сопротивление там, где власть аристократии была свергнута, как, например, в Милете.

Внук Ардиса Алиатт не мог сломить сопротивление Милета и вынужден был довольствоваться заключенном мира с этим городом на условиях взаимной дружбы и союза.

Низвержение знати в греческом городе Клазоменах было, очевидно, причиной того, что под стенами Клазомен Алиатт потерпел жестокое поражение. Зато ему удалось покорить город Смирну.

При Алиатте на востоке возникает новая опасность, на этот раз со стороны Мидийской державы, уничтожившей в 615—605 гг. до н. э., при царе Киаксаре, Ассирийское государство и стремившейся, после покорения Урарту, к завоеванию областей Малой Азии.

При этом войска Киаксара столкнулись с Лидийским государством, включившим во второй половине VII в. до и. э. в свои пределы и Фригию. Война между Лидией и Мидийским царством началась в 591 г. и велась с переменным успехом в течение 6 лет. Закончилась она 28 мая 585г. до н. э. битвой при реке Галисе.

В этот день происходило предсказанное милетским философом Фалесом солнечное затмение. Как пишет Геродот, “день, внезапно превратился в ночь”.

Потрясенные этим явлением, враждующие стороны, гласит легенда, поспешили заключить мир при вавилонском посредничестве.

По условиям мира границей между Мидией и Лидией была объявлена река Галис, и дочь Алиатта была выдана замуж за сына Киаксара — Астиага, сменившего в том же 585 г. до н. э. своего отца на царском престоле Мидии.

Фригийское и Лидийское царства - в помощь студенту

Воины времен лидийского царства

Величие и гибель лидийского царства

  • Укрепив своё положение на восточной границе союзом с мощной Мидийской державой, Алиатт снова обратил своё оружие против греческих городов-государств западного побережья, а также занялся окончательным покорением племён Малой Азии: пафлагонян, вифинов, карийцев и других.
  • Сын Алиатта Крез (560—546) завершил покорение всех азиатских греков, сделав их данниками Лидии.
  • Крез стал, таким образом, полновластным повелителем всего полуострова, за исключением областей на юге Малой Азии, населённых ликийцами и киликийцами, которые в своих малодоступных горных твердынях смогли сохранить в известных пределах свою самостоятельность.

Отношения Лидии с азиатскими греческими городами создавали предпосылки для взаимопроникновения греческой и местных малоазийских культур. Лидиицы, как и фригийцы, освоили и переработали греческое алфавитное письмо; широко распространилось в стране знание греческого языка. В свою очередь греческий язык несколько обогатил свой словарный запас за счёт лидийского языка.

Желая воздействовать на своих греческих соседей, а впоследствии и на своих подданных, лидийские цари, начиная с Гига, стремились привлечь на свою сторону богатыми дарами наиболее почитаемые греческие храмы, в первую очередь Дельфийский храм с его оракулом. Правители Лидии щедро одаряли и некоторые малоазийские греческие храмы.

После 550 г. до н. э. Лидийское государство Креза начало войну с покорившей Мидию Персидской державой царя Кира и в 546 г. было ею разгромлено.

Лидийское войско, располагавшее прекрасной конницей, но не имевшее стойкой пехоты, подобной той, которая имелась у персов, было разбито, и персидская армия беспрепятственно достигла западного побережья, взяв Сарды и покорив затем также и греческие города. С этого времени Малая Азия входит в состав Персидской державы Ахеменидов.

Фригийское и Лидийское царства - в помощь студенту

Лидийская монета времен царя Креза

Источник: http://ageiron.ru/byit-proshlogo/kak-zhili-v-byilyie-vremena-v-azii/lidiyskoe-tsarstvo

Фригия

Название «Фригия» произошло от имени фригийцев — народа, который переселился сюда с территории Македонии около 1 200 года до нашей эры.

Фригийское и Лидийское царства - в помощь студенту

Фригия

Фригийское царство было основано в VIII веке до нашей эры на руинах Хеттского государства.

Согласно данным археологических материалов, основным занятием фригийцев было земледелие. Столицей Фригии был город Гордий. Предположительно, он не имел защитных стен, но по всей Фригии имелось множество укреплений, которые, по всей видимости, помогали фригийцам удерживать в подчинении покоренный и эксплуатируемый местный народ.

Согласно ассирийским и греческим источникам, известны только два фригийских царских имени — Гордий и Мидас. Некоторые исследователи считают, что они не являются именами собственными, а только лишь царскими титулами.

Когда у власти был Мидас, сын Гордия, в конце VIII века до нашей эры Фригийское государство представляло серьезную угрозу Ассирийской державы. В надписях ассирийского царя Саргона II Мидас называется Мита. В них сообщается, что Мита вступил во враждебный Ассирии союз.

В состав этого союза также входили мелкие государства юго-восточной и Малой Азии и Северной Сирии, а также Урарту. Когда урартский царь Руса I понес поражение в этой борьбе, фригийцы решили заключить мир с Ассирией.

Однако причиной этому послужила и угроза со стороны киммерийских племен, которые надвигались с северо-востока.

Ассирия для киммерийцев была чересчур сильным противником, поэтому они двинулись в конце VIII века до нашей эры на запад против Фригии. В результате в начале VII века до нашей эры фригийское войско потерпело поражение, а сам царь Мидас, потеряв надежду на спасение, покончил жизнь самоубийством.

Читайте также:  Ахейская греция. минойская цивилизация - в помощь студенту

В легендах Древней Греции фригийский царь Мидас играет очень значительную роль. Согласно одной греческой легенде, Мидас обладал свойством обращать в золото все, к чему только прикасался.

В начале VI века до нашей эры лидийский царь Гигес завоевал часть Фригии, а в середине VI века до нашей эры вся Фригия оказалась во власти Креза. От него она перешла в руки персов, от персов к монархии Александра Великого.

Когда Александр умер, Фригия перешла к Лизимаху и Селевкидам, а после этого Пергамскому царству. Некоторое время она принадлежала Митридату Понтийскому и, в конце концов, стала владением римлян.

С самого начала римляне образовали из Фригии особую провинцию, а потом включили ее в провинцию Азию.

Источник: https://SiteKid.ru/istoriya/drevniy_mir/frigiya.html

Источники и изучение истории Трои, Фригийского и Лидийского царств

Основными источниками по истории этих западномалоазиатских государств являются памятники материальной культуры и сведения античных авторов (в меньшей степени — ближневосточные материалы).

Во второй половине XIX—первой половине XX в. Г. Шлиманом, а затем К. Блегеном было открыто и детально исследовано городище «Троя» (исторический Илион) на холме Гиссарлык.

В последние годы новые открытия в Трое сделала экспедиция М. Корфманна.

Зарубежными археологами проводились раскопки фригийской столицы Гордиона и столицы Лидии Сард, а также других центров Западной Малой Азии, которые открыли дворцы, храмы, крепостные сооружения, некрополи, произведения искусства, керамику.

Сохранилось небольшое число старофригийских надписей (VIII—VII вв. до н. э.), главным образом надгробных и посвятительных, прочтение которых пока еще представляет сложную проблему.

Систематический сбор и публикации лидийских надписей (надгробные эпитафии, надписи на печатях, монетах и др.) начались в начале XX в., особенно существенной была находка лидийско-арамейской двуязычной надписи (билингвы), облегчившая дешифровку лидийских эпиграфических текстов.

На территории Лидии и Фригии найдены также греческие надписи, даже в большем количестве, чем местные, в связи с тем, что в I тысячелетии до н. э. контакты между этими малоазиатскими областями и грече­скими государствами были очень активными, к тому же греки стабильно проживали на западе Малой Азии.

Некоторые материалы по истории и культуре Фригийского и Лидийского царств содержат эпические предания и мифы, сложившиеся у греков и малоазийских народов и включенные в «Мифологическую библи­отеку» греческого историка II в. до н. э. Аполлодора.

История Лидии описывается в трудах античных авторов, прежде всего в «Истории» Геродота (V в. до н. э.), который сам был родом из Малой Азии. Ценные сведения содержались и в труде лидийского историка Ксанфа (V В. ДО Н. Э.

), который дошел до нас только в отрывках, наиболее полно вошедших в «Историю» греческого писателя I в. до н. э. Николая Дамасского. Географические и исторические сведения о древней Малой Азии содержатся в «Географии» Страбона (I в. до н. э.— I в. н. э.

), также местного уроженца.

С середины XIX в. началось научное изучение фригийских и лидийских памятников материальной культуры и письменности.

Важнейшими направлениями исследований стали археологическое, эпиграфическое и историческое.

Археологические раскопки Гордиона, Сард и других городов особенно активно проводились в начале XX в. и в 50—70-е годы немецкими, американскими и турецкими учеными.

Конец XIX — начало XX в. были весьма плодотворными в отношении сбора и публикаций фригийских и лидийских надписей.

Лингвистическое их изучение способствовало решению нескольких важных проблем: дешифровка этих забытых систем письменности, происхождение и формы малоазийских алфавитов, восстановление лексики и грамматических норм малоазийских языков, сравнительная их характеристика и установление родства с другими языками мира. Значительный вклад в развитие этого направления внесли немецкий ученый И. Фридрих и итальянский лингвист П. Мериджи.

Одной из важнейших исторических проблем является проблема заселения и этнической принадлежности населения Малой Азии, а также проблема взаимосвязей народов и языков полуострова с Эгеидой в

Женская статуэтка и различные виды керамики из Хаджилара. Эпоха неолита
Фригийское и Лидийское царства - в помощь студенту

целом, Балканским полуостровом, Кавказом и Закавказьем, Передней Азией.

В конце XIX — начале XX в. появились первые публикации, посвященные истории Фригии, английского ученого В. Рамзея, и Лидии — немецкого историка Р. Шуберта и французского исследователя Ж. Раде.

В дальнейшем в трудах зарубежных ученых (А. Гетц, А. Бартнетт, К. Мазетти и др.

) нашли отражение вопросы взаимоотношений Фригии и Лиди с греческим миром, с Востоком, а также хронология этих государств, культура и религия.

Русские путешественники (С.С. Абамелек-Лазарев и др.) еще в конце XIX в. побывали в Малой Азии и оставили описания увиденных древностей. Историки нашей страны проявляли большой интерес к новым находкам, публикациям фригийских и лидийских памятников, изучали контакты Фригии и Лидии с Востоком и греческим миром.

В настоящее время в трудах отечественных историков и лингвистов находят свое отражение анализ малоазийских языков и письменностей, проблемы этногенеза, хронологии, изучается искусство Фригии и Ли­дии и его связи с искусством западного и восточного регионов.

Дата добавления: 2016-09-26; просмотров: 1171;

Источник: https://poznayka.org/s60931t1.html

ЛИ́ДИЯ

Авторы: С. С. Соловьёва

ЛИ́ДИЯ (ак­кад­ское Луд­ди, биб­лей­ское Луд, греч. Λυδία, лат. Lydia), ис­то­рич. об­ласть и древ­нее го­су­дар­ст­во в цен­тре зап. час­ти Ма­лой Азии. Гра­ни­чи­ла на се­ве­ре с Фри­ги­ей и Ми­си­ей, на вос­то­ке с Пи­си­ди­ей, на юге с Ли­ки­ей, на юго-за­па­де с Ка­ри­ей, на за­па­де с греч. го­ро­да­ми Ио­нии. Рель­еф Л. в осн.

рав­нин­ный, по её тер­ри­то­рии про­те­ка­ют ре­ки Герм, Ка­истр, Ме­андр, Пак­тол. Сре­ди гор са­мая вы­со­кая – Тмол. Есть сейс­ми­че­ски опас­ные уча­ст­ки: силь­ное зем­ле­тря­се­ние про­изош­ло в Л. при рим. имп. Ти­бе­рии (1 в. н. э.). На­се­ле­ние Л.

за­ни­ма­лось зем­ле­де­ли­ем, ко­не­вод­ст­вом, ре­мёс­ла­ми: ткац­ким, ко­же­вен­ным, гон­чар­ным, юве­лир­ным и др. Сре­дин­ное по­ло­же­ние Л. ме­ж­ду Ев­ро­пой и Вос­то­ком обес­пе­чи­ло ей вы­год­ные по­зи­ции в ме­ж­ду­нар. тор­гов­ле. В Л. в 7 в. до н. э. впер­вые в ис­то­рии на­ча­лась че­кан­ка мо­не­ты (из элек­тру­ма). Сто­ли­цей Л. был г.

 Сар­ды, ко­то­рый в 13 в. до н. э. яв­лял­ся цен­тром гос. об­ра­зо­ва­ния Ас­су­ва. В 12 в. по­сле па­де­ния Трои в Л. ут­вер­ди­лась ди­на­стия Ге­рак­ли­дов. С нач. 1-го тыс. и до 7 в. Л. вхо­ди­ла в со­став Фри­гий­ско­го цар­ст­ва. В 7 в. по­сле его рас­па­да ста­ла не­за­ви­симым го­су­дар­ст­вом под вла­стью ди­на­стии Мерм­на­дов, пра­вив­шей до сер. 6 в.

На за­па­де Л. ве­ла на­сту­п­ле­ние на греч. го­ро­да Ма­лой Азии, на вос­то­ке бо­ро­лась с ким­ме­рий­ца­ми и рас­ши­ря­ла под­вла­ст­ную тер­ри­то­рию. В ре­зуль­та­те к Л. бы­ли при­сое­ди­не­ны Троа­да, Ми­сия, часть Фри­гии, Ка­рии, греч. го­ро­да Ко­ло­фон, Прие­на, Смир­на. Но не­уда­чей для Л. за­кон­чи­лась 11-лет­няя вой­на с Ми­ле­том.

Труд­но­сти борь­бы с ким­ме­рий­ца­ми за­ста­ви­ли Л. при­бег­нуть к по­мо­щи Ас­си­рии це­ной при­зна­ния её вла­сти, по­пыт­ки ос­во­бо­дить­ся от неё при­ве­ли к но­вым втор­же­ни­ям ким­ме­рий­цев. В про­цес­се про­дви­же­ния на вос­ток Л. всту­пи­ла в вой­ну с Ми­ди­ей (590–585), ко­то­рую ос­та­но­ви­ло сол­неч­ное за­тме­ние 28.5.

585 и по­сред­ни­че­ст­во Ва­ви­ло­на и Ки­ли­кии в за­клю­че­нии ми­ра ме­ж­ду воюю­щи­ми. При пос­лед­нем ца­ре Крёзе (560–547) Л. пе­ре­жи­ла на­и­выс­ший расц­вет: бы­ли по­коре­ны греч. го­ро­да Ио­нии, за­клю­че­ны сою­зы со Спар­той, Афи­на­ми, Са­мо­сом, Егип­том, Ва­ви­ло­ном, гра­ни­цы цар­ст­ва бы­ли рас­ши­ре­ны до р. Га­лис.

Но на­ступ­ле­ние пер­сов на Ма­лую Азию по­ло­жи­ло ко­нец не­за­ви­си­мо­сти Ли­дий­ско­го цар­ст­ва. В 547 Л. по­ко­ре­на Ки­ром II и раз­де­ле­на на две сат­ра­пии: Ли­дий­скую (с цен­тром в г. Сар­ды) и Дас­ки­лей­скую (с цен­тром в г. Дас­ки­лея). При Да­рии I Ли­дия и Ми­сия со­ста­ви­ли сат­ра­пию, пла­тив­шую по­дать в 500 та­лан­тов се­реб­ра.

Учи­ты­вая эко­но­мич. и стра­те­гич. зна­че­ние Л., Ахе­ме­ни­ды на­зна­ча­ли ту­да сат­ра­па­ми пред­ста­ви­те­лей цар­ско­го ро­да (так, Кир Млад­ший управ­лял Ли­дий­ской, Дас­ки­лей­ской и Ио­ний­ской сат­ра­пия­ми). Из Л. на вос­ток про­хо­ди­ла «цар­ская до­ро­га», со­еди­няв­шая Сар­ды с Су­за­ми. На строи­тель­ст­во пом­пез­ных со­ору­же­ний перс. ца­рей из Л.

вы­во­зи­лись ре­мес­лен­ни­ки (ка­ме­но­тё­сы, рез­чи­ки по де­ре­ву), дос­тав­ля­лось зо­ло­то. В 334 по­сле по­ра­же­ния сат­ра­пов Л., Фри­гии и Кап­па­до­кии в бит­ве с Алек­сан­дром Ма­ке­дон­ским при Гра­ни­ке Сар­ды сда­лись без боя, и Л. во­шла в со­став но­вой дер­жа­вы.

В 3–2 вв. до н. э. Л. вхо­ди­ла в цар­ст­во Се­лев­ки­дов, со­хра­нив­ших ту же сис­те­му сат­ра­пий, ка­кая бы­ла в Ахе­ме­ни­дов го­су­дар­ст­ве. По­сле раз­гро­ма Ан­ти­оха III Ве­ли­ко­го рим­ля­на­ми Л. по ус­ло­ви­ям Апа­мей­ско­го до­го­во­ра 188 по­па­ла под власть Пер­га­ма.

По за­ве­ща­нию Ат­та­ла III (см. Ат­та­ли­ды) в 133 до н. э. ото­шла рим­ля­нам и ста­ла ча­стью пров. Азия. По­сле раз­де­ла в 395 н. э. Рим. им­пе­рии на За­пад­ную и Вос­точ­ную во­шла в со­став Ви­зан­тии. В 11 в. бы­ла за­воё­ва­на тур­ка­ми-сель­джу­ка­ми, а в 14 в. ста­ла ча­стью Ос­ман­ской им­пе­рии.

В совр. Тур­ции – иль Из­мир.

На про­тя­же­нии ис­то­рии Л. ис­пы­та­ла хет­то-лу­вий­ское, фри­гий­ское и греч. куль­тур­ное влия­ние. Ро­дом из Ли­дии бы­ли по­эт Алк­ман (7 в. до н. э.), ис­то­рик Ксанф Ли­дий­ский (5 в. до н. э.).

Источник: https://bigenc.ru/world_history/text/2173777

Фригийское царство

Самым важным политическим образованием Малой Азии после падения Хеттской державы была Фригия. Фригийцы, видимо, переселились в северо-западную часть полуострова во второй половине II тысячелетия до н. э. из Македонии или Фракии.

Они продуктивно занимались земледелием и скотоводством. Античные авторы особо упоминают о виноградарстве и коневодстве.

Процветали различные ремесла: обработка камня и дерева, добыча золота и других металлов, ткачество и изготовление ковров и др.

Фригийцы были тесно связаны с соседними государствами и племенами. Они помогали троянцам в их войне с греками в XIII в. до н. э., но после поражения союзника наряду с хеттами постарались воспользоваться выгодной ситуацией и сделать территориальные приобретения в Троаде.

Возможно, Фригия сыграла определенную роль в крушении Хеттского царства. Значительная часть его территории досталась фригийцам, которые смешались с рядом живших там племен, в частности с мушками, вследствие чего ассирийцы в своих летописях обычно именовали Фригию «страной мушков».

В конце XII в. до н. з. продвижение фригийцев на Восток было приостановлено Ассирией в районе Верхнего Евфрата. В X—VIII вв. до н. э. Фригийское царство достигает наивысшего расцвета. Растет число городов.

Славится фригийская столица: город Гордион на берегу реки Сангария (совр.

Сакарья), названный так в честь легендарного царя Гордия, которого греки считали основателем Фригийского царства, Это был мощный город-крепость со стенами, сложенными из камня и сырцового кирпича, с широкими воротами и большими крепостными бастионами.

Политическая история Фригии этого периода известна в основном по легендам, которые дошли до нас в переложении греков и римлян, хотя сейчас найдены и надписи Гордия. и его сына Мидаса на восточных рубежах государства.

Выдающимся фригийским царем они считали Гордия, который якобы был простым землепашцем, имевшим клочок земли и пару волов, но по воле оракула оказался избранным на царство. В легенде рассказывалось и о повозке Гордия, на ярме которой был завязан замысловатый узел («гордиев узел») из лыка дикой вишни.

Из уст в уста передавалась легенда, что тот, кто развяжет знаменитый «гордиев узел», станет владыкой Азии. Когда этот узел показали Александру Македонскому, тот ударом меча разрубил его и… завоевал Азию.

Одним из самых известных фригийских царей был Мидас (конец VIII—начало VII в. до н. э.). Он пришел к власти в результате жестокой междоусобицы, возникшей после смерти Гордия. Мидас покровительствовал развитию наук и искусства, проводил активную внешнюю политику на востоке, был в контакте с греками.

В обстановке напряженной борьбы за Восточносредиземноморское побережье Фригия часто блокировалась с Урарту, Табалом, Каркемишем и выступала в различных антиассирийских коалициях. Однако Ассирия сумела разгромить своих противников поодиночке. В летописи Саргона II говорится об успешной борьбе против Мидаса.

Во время боев в горной местности ассирийские войска захватили 3000 крепостей, 10 городов, 2400 пленников и большую добычу. Мидас был вынужден признать власть Ассирии и принести ей дань. Это было продиктовано’ еще и тем, что внешнеполитическое положение Фригии в конце VIII в. до н. э.

резко ухудшилось: на западных и северо-западных границах ей угрожали греки и ряд малоазийских народов; с востока обрушились племена киммерийцев, напор которых она не смогла сдержать. Согласно легенде, Мидас, потерпев от них поражение, покончил жизнь самоубийством, а Фригийское царство в VII в. до н. э. распалось.

Впоследствии его территория перешла под власть Лидийского царства, а в 547 г. до н. э. была включена в Персидскую державу.

Фригийская культура имеет ряд важных достижений. Фригийцы создали алфавитную письменность.

У нее много общего с греческой системой письма, и до сих пор в науке остается спорным вопрос, фригийцы ли заимствовали у греков алфавитное письмо или греки через посредство фригийцев познакомились с алфавитом древневосточных народов. Произведений фригийской литературы не сохранилось, но упоминания о них имеются у греческих авторов.

В религии фригийцев выделяется почитание культов Великой Матери богов и ее возлюбленного — бога Аттиса, символизирующих силы природы, ее плодородие, что несомненно имеет аналогии и, возможно, преемственность с подобными же религиозными воззрениями хеттов.

Материальная культура, изобразительное искусство фригийцев известны по материалам археологических раскопок. Широко было распространено сооружение скальных построек, особенно храмов и гробниц. Так называемая гробница Мидаса сооружена в скале, и ее фасад оформлен в виде жилого дома.

Искусство представлено оригинальными терракотовыми рельефами, яркой многоцветной росписью керамики, печатями, скульптурой и др. Интересна найденная в Богазкее целая скульптурная группа из известняка, изображающая фригийскую богиню с двумя музыкантами, играющими на кифаре и двойной флейте.

Читайте также:  Общественно-политический строй новгородской земли до 1136 г. - в помощь студенту

В Восточном Средиземноморье знали фригийскую музыку и использовали созданные фригийцами музыкальные инструменты (например, флейту).

Источник: http://vladhistory.com/frigijskoe-carstvo/

Глава 17. ФРИГИЙСКОЕ І ЛИДИЙСКОЕ ЦАРСТВА

§ 1. Фригийское царство

Найважливішим політичним утворенням Малої Азії після падіння Хетської держави була Фрігія. Фрігійці, мабуть, переселилися в північно-західну частину півострова у другій половині II тисячоліття до н. е. з Македонії або Фракії.

Вони займалися землеробством і продуктивно скотарством. Античні автори особливо згадують про виноградарство та конярстві.

Процвітали різні ремесла: обробка каменю й дерева, видобуток золота й інших металів, ткацтво та виготовлення килимів та ін.

Фрігійці були тісно пов'язані з сусідніми державами і племенами. Вони допомагали троянцям у їхній війні з греками у XIII ст. до н. е., але після поразки союзника поряд з хеттами постаралися скористатися вигідною ситуацією і зробити територіальні придбання в Троаді.

Можливо, Фрігія зіграла певну роль в катастрофі Хетського царства. Значна частина його території дісталася фрігійцям які змішалися з поруч жили там племен, зокрема з мушками, внаслідок чого ассірійці в своїх літописах зазвичай іменували Фрігію «країною мушков».

Наприкінці XII ст. до н. з. просування фрігійців на Схід було призупинено Ассирією в районі Верхнього Євфрату. У X-VIII ст. до н. е. Фригийское царство досягає найвищого розквіту. Зростає число міст.

Славиться фригійська столиця: місто Гордіон на березі річки Сангария (суч.

Сакар'я), названий так на честь легендарного царя Гордія, якого греки вважали засновником Фрігійського царства, Це був потужний місто-фортеця з стінами, складеними з каменю та сирцевої цегли, з широкими воротами і великими кріпосними бастіонами.

Політична історія Фрігії цього періоду відома в основному за легендами, які дійшли до нас у перекладенні греків і римлян, хоча зараз знайдені і написи Гордія. і його сина Мідаса на східних рубежах держави.

Видатним фрігійських царем вони вважали Гордія, який нібито був простим землепашцем, мали клаптик землі і пару волів, але по волі оракула виявився обраним на царство. В легенді розповідалося і про возі Гордія, на ярмі якої був зав'язаний хитромудрий вузол («гордіїв вузол») лика дикої вишні.

З вуст у вуста передавалася легенда, що той, хто розв'яже знаменитий «гордіїв вузол», стане володарем Азії. Коли цей вузол показали Олександру Македонському, той ударом меча й розрубав його і… завоював Азію.

Одним з найвідоміших фригійських царів був Мідас (кінець VIII-початок VII ст. до н. е.). Він прийшов до влади в результаті жорстокої міжусобиці, що виникла після смерті Гордія. Мідас протегував розвитку наук і мистецтва, проводив активну зовнішню політику на сході, був у контакті з греками.

В обстановці напруженої боротьби за Восточносредиземноморское узбережжя Фрігія часто блокувалася з Урарту, Табалом, Каркемишем і виступала в різних антиассирийских коаліціях. Однак зуміла Ассирія розгромити своїх противників поодинці. В літописі йдеться про Саргона II успішній боротьбі проти Мідаса.

Під час боїв у гірській місцевості ассірійські війська захопили 3000 фортець, 10 міст, 2400 полонених і велику здобич. Мідас був змушений визнати владу Ассирії і принести їй данину. Це було продиктовано' ще й тим, що зовнішньополітичне становище Фрігії в кінці VIII ст. до н. е.

різко погіршився: на західних і північно-західних кордонах їй погрожували греки і ряд малоазійських народів; зі сходу племена обрушилися кіммерійців, напір яких вона не змогла стримати. Згідно з легендою, Мідас, зазнавши від них поразки, покінчив життя самогубством, а Фригийское царство у VII ст. до н.е. розпалася.

Згодом його територія перейшла під владу Лідійського царства, а у 547 р. до н. е. була включена в Перську державу,

Фригійська культура має ряд важливих досягнень. Фрігійці створили алфавітну писемність.

У неї багато спільного з грецької системою листи, і досі в науці залишається спірним питання, чи фрігійці запозичили у греків алфавітна лист або греки через посередництво фрігійців познайомилися з алфавітом давньосхідних народів. Творів фригійської літератури не збереглося, але згадки про них є в грецьких авторів.

В релігії фрігійців виділяється шанування культів Великої Матері богів і її коханого — бога Аттіса, що символізували сили природи, її родючість, що безсумнівно має аналогії і, можливо, спадкоємність з подібними ж релігійними поглядами хетів.

Матеріальна культура, образотворче мистецтво фрігійців відомі за матеріалами археологічних розкопок. Широко було поширене спорудження скельних будівель, особливо храмів і гробниць. Так звана гробниця Мідаса споруджена в скелі, і її фасад оформлений у вигляді житлового будинку.

Мистецтво представлено оригінальними теракотовими рельєфами, яскравою багатобарвним розписом кераміки, печатками, скульптурою та ін. Цікава знайдена в Богазкей ціла скульптурна група з вапняку, зображує фригийскую богиню з двома музикантами, які грають на кіфарі і подвійній флейті.

У Східному Середземномор'ї знали фригийскую музику і використовували створені фрігійцями музичні інструменти (наприклад, флейту).

§ 2. Лидийская держава

Територія Лідії займала центральний район західній частині Малої Азії. На початку I тисячоліття до н.е. Лідія входила до складу могутнього Фрігійського царства, але після його ослаблення і розпаду виділилася в самостійну державу, столицею якої був великий місто Сарди.

Основою економіки Лідії було розвинене землеробське господарство. Лидийская грунт, зрошена річками Герм, Пактол, Меандр і удобряється мулом, відрізнялася родючістю. В долинах сіяли зернові культури, а по схилах гір розводили виноград, фігове дерево й інші садові культури.

Величезні пасовища дозволяли у великих масштабах займатися скотарством, особливості конярством. Багатство металами (золото, срібло, залізо, мідь, цинк) сприяло розквіту металургійного виробництва. «Золотоносна» річка Пактол в достатку давала самородки і золотий пісок.

Лідійці вміли видобувати золото з породи, мали пристосування для його очищення.

Лідійці виготовляли дорогі візерункові тканини, розкішні одягу, чудові головні убори, взуття. Славилася і їх кераміка: розписні судини і облицювальна плитка. Вони робили міцний цегла, хороші мінеральні фарби, наприклад знамениту сардскую охру.

Перебуваючи на стику західного (грецького) і стародавнього світів, Лідія вела активну торгівлю. Про «спритних лидийских торговців неодноразово згадували античні автори. Для зручності приїжджих торговців у Лідії будувалися готелі.

Відповідно до античної традиції, Лідія була батьківщиною монети — найбільш зручного засобу обігу в торгівлі. У VII ст. до н. е. за царя Гигесе стала карбувати монету з^ електрума — природного сплаву золота і срібла, потім налагодилася чеканка срібної монети, а в VI ст. до н.е. при Крьозе чеканилася вже і золота.

Лидийская монетна система була широко поширена, і нею користувалися, наприклад, грецькі міста Іонії.

Лидийское суспільство, як і інші суспільства Стародавнього Сходу, було рабовласницьким. Панівне становище в ньому займав клас рабовласників, в який входили багаті землевласники, військова і жрецька верхівка, а також великі торговці.

Цікаво опис Геродотом багатств якогось лідійського аристократа Піфія, який подарував перському цареві Дарію I платан і виноградну лозу з чистого золота, а царя Ксеркса і його превеликий війська, що йде війною на Грецію, зробив розкішний прийом.

Основну масу виробників та платників податків у користь храмів і царської казни становили вільні дрібні землевласники, пастухи, ремісники. У самому низу класової і соціальної ієрархії лідійського суспільства перебували раби — храмові, приватновласницькі та ін.

За своїм політичним устроєм Лідія була монархією. На чолі держави стояв цар. Опору його влади складав загін охоронців і військо; особливо славилися знаменита кіннота і лідійські колісниці.

Царі Лідії залучали на службу і найманців, найчастіше сусідів: карійців, іонійців і лікійців. Велику роль при царському дворі грали так звані царські співправителі, присходившие з відомих аристократичних пологів. Можливо, існував і аристократичний рада.

Для розв'язання важливих питань зовнішньої та внутрішньої політики скликалися народні збори. Однак поступово, із зростанням могутності царської влади, воно втратило своє значення.

В соціального і політичного життя Лідії збереглися пережитки архаїчних суспільних відносин: поділ за родоплеменному ознакою, звичаї предків, стародавні родові норми права і ін.

Розквіт Лідійського царства падає на VII—VI ст. до н. е., коли до влади прийшла династія Мермнадов, засновником якої був Гигес (692-654 рр. до н. е.). Він походив із знатного, але не царського роду і захопив владу в результаті палацового перевороту.

Гкгес був одним з найбільш могутніх лидийских царів. Він приєднав до Лідії частина Фрігії й Карий, Троаду і Мисию, завдяки чому лідійці отримали вихід до найважливішим морським протоках і торгових шляхах у Причорномор'ї. Але інтереси розвитку торгівлі вимагали виходу в Егейське море.

У зв'язку з цим Гигес здійснив походи на найбільші грецькі міста Мілет і Смирну, які, однак, не увінчалися успіхом, але потім йому вдалося захопити Колофон і Магнезію.

Разом з тим він посилав щедрі дари в грецький храмовий центр Дельфи, підтримував його ще при вступі на трон, і зберігав дружні відносини з впливовим жрецтвом бога Аполлона.

Якщо на Заході Лідією велася успішна наступальна політика, то на Сході вона насилу відбивалася від кіммерійців, які осіли в Каппадокії, безуспішно намагаючись через Кілікію вийти до Східного Середземномор'ю. Розраховуючи на допомогу Ассирії в боротьбі з кіммерійцями, Гигес відправив туди посольство і визнав її верховну владу.

Спираючись на цей союз, йому вдалося здобути перемогу над кіммерійцями. Однак незабаром знайшла Лідія собі інших союзників в особі Єгипту і Вавилона, які прагнуть звільнитися від влади Ассирії, і, ймовірно, взяла участь у великому антиассирийском русі в середині VII століття до н. е., нещадно пригніченому Ашшурбанапалом.

На Лідію за намовою Ассирії кинулися полчища кіммерійців, в битві з якими Гигес втратив трон і життя, а вся країна і її столиця Сарди до 654 р. до н. е. були захоплені цими грізними кочівниками. Хоча загарбники спалили місто, але неприступний акрополь лідійської столиці взяти все ж не змогли.

Там і відсидівся спадкоємець Гигеса — новий цар Ардіс, якому вдалося позбутися кіммерійців ціною підтвердження влади Ассирії над Лідією. Ардіс (654-605 рр. до н. е..) вів обережну зовнішню політику на своїх східних кордонах, бо кіммерійці продовжували турбувати країну; нове нашестя разом з племенами треров сталося близько 645 р. до к. е.

Але на заході він уперто пробивався до Егейського моря, воюючи з містами Прієною і Мілет. Війна з Мілет, яку вели вже наступні лідійські царі, розтягнулася на 12 років, але закінчилася укладенням почесного для Мілета світу.

Використовуючи падіння Ассирії, Лідія спробувала просунути свої кордони на схід, що призвело до ворожих відносин з Мідією — наступницею ассірійського впливу в північній частині Передньої Азії. Результатом була запекла 5-річна (590-585 рр. до н. е.) війна між Лідією та Мідією, що завершилася миром, на укладення якого вплинуло сонячне затемнення 29 травня 585 р.

до н. е., визнано-. «Ве поганою ознакою (під час битви обидві сторони в жаху покидали зброю). Кордоном між враждовавшими державами була визнана ріка Галіс. Договір був скріплений династичним шлюбом: індійський царевич Астіаг одружився на лідійської царівну.

Великим успіхом зовнішньої політики Лідії в цей період було вигнання з Малої Азії войовничих племен кіммерійців.

Зовнішньополітичний розквіт Лідії припадає на час правління Креза (562-547 рр. до н. е.). Він підкорив грецькі міста в Малій Азії, змусивши їх платити Лідії данину.

Побоюючись могутньої Перської держави, Лідія охоче пішла на контакти з найбільш великими і впливовими грецькими центрами: Спартою, Афінами, Самосом, уклала дружні союзи з Єгиптом і Вавилоном. Крім того, Крез набрав велику армію найманців, але ні армія, ні союзники не' врятували Лідію.

У 547 р. до н. е. Крез першим перейшов річку Галіс і вторгся в Каппадокію. Бій з персами не принесло успіху ні тієї, ні іншої стороні.

Крез був змушений відвести свої війська назад в Сарди, що негайно скористався перський цар Кир, який вторгся в Лідію, здобув перемогу під Сардами, взяв незабаром саму столицю і захопив у полон Креза. Військової катастрофою 547 р. до н. е.

закінчилася 150-річна історія незалежності Лідійського царства. Лідія увійшла до складу Перської держави як однієї з її сатрапій.

Лидийская культура — явище складне і різноманітне. Свою алфавітну писемність лідійці запозичили у греків Малої Азії.

У лідійців були популярні гімнастичні військові ігри і військові танці, різноманітні ігри в кістки, куби, м'яч. Висока була їх музична культура: славилися лидийская музика, народні пісні, лідійські музичні інструменти (сопілки, дудки, тимпани, кимвалы, многострунные ліри). У Лідії були митецькі лікарі, були накопичені знання про ліки.

Лідійці споруджували неприступні фортеці, монументальні гробниці своїм царям (Гигесу та ін), будували складні штучні водоймища (озеро Гігея). Барвистим своєрідністю відрізняються твори лідійського образотворчого мистецтва: багатобарвні теракотові рельєфи, ювелірні вироби з гірського кришталю, сердоліку, золота, вази з сюжетною розписом.

У лідійської релігії великим шануванням і поширенням користувалися культи вмираючих і що воскресають божеств (Сандан, Аттіс, Сабазий), оргиастические містерії в їх честь. Найбільшу ж популярність здобула собі богиня, відома під іменами Великої Матері, Матері богів, Кібели, Ма та іншими, уособлювала культ родючості і одночасно почитавшаяся як божество війни у всій Малій Азії.

Лидийская культура справила вплив на грецьку, а також передала Греції ряд культурних досягнень Сходу.

Источник: http://bibliograph.com.ua/polk-17/21.htm

Ссылка на основную публикацию