Философия а. шопенгауэра — в помощь студенту

Артур Шопенгауэр известен как крупный представитель философского течения под названием «иррационализм».

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Его работы, особенно по изучению воли людей, повлияли на таких крупных философов, как Карл Юнг и Зигмунд Фрейд.

В своем труде «Афоризмы житейской мудрости» он объясняет природу тех или иных чувств и учит правильно строить жизнь. Философия Шопенгауэра многогранна и отражает дух эпохи.

Биография

Философия А. Шопенгауэра - в помощь студенту

Немецкий мыслитель появился на свет 22 февраля 1788 года. Отец Артура был коммерсантом, а мать занималась писательством. С самого детства Артуру была предоставлена возможность посвящать всего себя учебе. Уже в 9-летнем возрасте он учился в Гавре, затем – в Рунге, а в 15-летнем возрасте уехал получать образование в Англию. В это же время он много путешествует по Европе.

Будучи небедным молодым человеком, Шопенгауэр мог себе позволить долгие поиски призвания. Так, он два года провел в Геттингенском университете, учась на врача, а затем перевелся в Берлинский университет, чтобы изучать философию.

Его особенно привлекали работы Шеллинга по изучению силы воли, а также исследования Локка. Он с большой тщательностью постигал учения Канта и Платона.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Наименьшее общее кратное - в помощь студенту

Оценим за полчаса!

Окончив учебу в 1813 году, он сразу же начинает писать главное произведение в своей жизни.

Отношения с родителями у Артура были напряженными. Отец долгое время тяготился семейных отношений и в конце концов бросил семью, после чего, спустя некоторое время, наложил на себя руки.

А мать была слишком жизнерадостной, что чересчур резонировало с пессимистичной натурой будущего философа. Поэтому в 1814 году он принял решение жить отдельно от матери.

Именно в этот период он вел наиболее активную социальную жизнь и обзавелся контактами в светских кругах.

Биография мыслителя завершилась 21 сентября 1860 года, когда его жизнь оборвалась.

Цитаты и афоризмы

«Афоризмы житейской мудрости» – книга, которую написал Артур Шопенгауэр и снискавшая популярность не только на родине философа. Под житейской мудростью он подразумевает умение вести жизнь в состоянии счастья и беззаботности. Личность, живущая счастливо, держится за свою жизнь не из страха умереть, а ради нее самой. Эта позиция получила название «эвдемонология».

Книга делится на пять разделов, кратко описать которые можно так:

  1. в первом даются общие термины и описываются элементы счастливой жизни;
  2. следующий раздел рассказывает о том, что такое человек;
  3. третий раздел сосредоточен на тех вещах, которые составляют материальную сторону жизни;
  4. четвертый раздел повествует о принципах человеческого существования;
  5. в пятом разделе сосредоточены правила и поучения, сформулированные Шопенгауэром и призванные помочь людям жить осознанно и счастливо.

Люди имеют разную судьбу только потому, что у них есть разница в:

  • состоянии здоровья, красоте, физических силах, темпераменте, уме и нравственности;
  • имеющейся в распоряжении собственности;
  • мнении о них со стороны других людей.

Философия А. Шопенгауэра - в помощь студенту

Именно это – самые главные факторы, влияющие на способность человека жить счастливо. Внешний мир может влиять на человека исключительно в той степени, в какой он находит отклик в его внутреннем мире.

Так, если речь идет о флегматике, то окружающая реальность, в которой он живет, будет скучной и безрадостной. А сангвиник сможет разглядеть любопытное событие в том, что покажется трагедией для меланхолика.

Таким образом, Шопенгауэр выдвигает теорию, в соответствии с которой только личность человека является главным условием для его счастья. Она имеет абсолютную ценность, в то время как другие блага – относительны.

Книга содержит множество интересных афоризмов и изречений, раскрывающих суть мудрости и глубокое понимание счастья, даже если оно сопряжено с лишениями и самоограничением. Наиболее важные из них – следующие:

  • Иногда нам кажется, что мы тоскуем по какому-нибудь отдаленному месту, тогда как на самом деле мы тоскуем о том времени, которое мы там провели, будучи моложе и бодрее, чем теперь. Так обманывает нас время под маской пространства.
  • Средний человек озабочен тем, как бы ему убить время, человек же талантливый стремится его использовать.
  • Следует воздерживаться в беседе от всяких критических, хотя бы и доброжелательных замечаний: обидеть человека – легко, исправить же его – трудно, если не невозможно.

Счастливая жизнь невозможна без умения находить общий язык с другими людьми и устанавливать гармоничные отношения.

Философия Шопенгауэра

Первые четыре года после окончания университета Артур Шопенгауэр работал над своим первым философским трудом под названием «Мир как воля и представление». Однако книга не вызвала бурного отклика у публики.

Чтобы продолжить свою деятельность в качестве философа, Артур устраивается на работу в Берлинский университет в качестве преподавателя. Однако и здесь его таланты оказались незамеченными, поэтому он решил переехать в Испанию.

После этого он перебрался во Франкфурт-на-Майне.

Философия Шопенгауэра близка к идеям Иммануила Канта в области критики разума, а также к идеализму Фихте.

Он соглашается с Кантом, что пространственно-временные характеристики являются субъективными и представляют формы человеческого сознания. Ум человека, по его мнению, не способен постичь суть вещей, ибо он познает их субъективно.

То, что люди принимают за реальный мир, на самом деле является лишь их представлениями, «мозговым призраком» или фикцией разума.

Мыслитель признает только за таким человеческим качеством, как воля, истинность и объективность. В то же время, только с помощью интеллекта люди могут познавать мир и жизнь. Воля является вторым источником познания, поскольку она является главной и настоящей душевной сущностью. Он делит мир на две категории:

  1. мир как воля;
  2. мир как представление.

Под первым понимается стремление к жизни, под вторым – иллюзии человека о мире, который его окружает.

Будучи пессимистически настроенным философом, Шопенгауэр окрестил этот мир «худшим из возможных», где воля к жизни бессмысленна. Он был убежден, что ценность человеческой жизни крайне низка, потому что страданий, которые необходимо пережить за отпущенное в этой жизни время, слишком велика по сравнению с наслаждениями.

Философия А. Шопенгауэра - в помощь студенту

Воле он приписывает такие качества, как иррациональность, инстинктивность и слепоту, утверждая, что преодолеть эту бессмысленность можно только методом пробуждения сознания.

Процесс состоит из ступеней объективации воли, находящих свое отражение в определенных вещах. Постепенно человек возвышается до понимания этих идей и постигает их вне временно-пространственных субъективных рамок.

Умение созерцать вещи освобождает от жизненных мук.

Как философ Шопенгауэр защищал идеи пессимистического мировоззрения, именуя это направление «решительным пессимизмом». Это течение было особенно популярно среди представителей высшего сословия.

Несмотря на то, что не сформировалось школы его имени, у него были последователи, горячо разделявшие его идеи. На его труды в своей работе опирались Ницше и Гартман.

Его можно назвать одним из самых ярких представителей «философии жизни».

В знак признания его влияния на германскую и мировую философию, в 1895 году Шопенгауэру установили памятник во Франкфурте.

Источник: https://mystroimmir.ru/filosofiya/artur-shopengauer.html

Артур Шопенгауэр: воля как двигатель жизни

«Жизнь есть ночь, проводимая в глубоком сне, часто переходящем в кошмар.» А. Шопенгауэр

Артур Шопенгауэр — самый известный философ-иррационалист. Он считал, что миром правит не разум, а стихийное животное начало, которое он называл волей. Поэтому ничего хорошего ждать от этого мира не приходится.

Пессимистичная философия Шопенгауэра

Философия А. Шопенгауэра - в помощь студенту

Артур Шопенгауэр, создатель «философии воли»

Артур Шопенгауэр считал, что в основе мира не может лежать разумное начало. Если бы это было так, то в мире не происходило бы столько зла, столько всего нелепого, нелогичного и ненужного. Что же правит миром и человеком? Шопенгауэр считал, что это воля.

Под этим термином он понимал нечто бессознательное, неразумное, стихийное и непредсказуемое. Воля — это соединение инстинктов, желаний, страстей, всего того, что не поддается влиянию разума и логики.

Это воля к жизни, которая есть в каждом существе, ведь и животное, и человек стремятся выжить, несмотря ни на что.

Как сорняки стремятся вырасти и заглушить культурные растения, как тигр пожирает антилопу, чтобы выжить, так же и человек: в своих поступках он руководствуется только слепой волей к жизни.

У человека, в отличие от животных, есть разум, есть совесть и должны быть моральные принципы. Но на самом деле жизнью правят вовсе не они.

Все люди предельно эгоистичны и стремятся лишь к тому, чтобы сделать свое существование комфортным, в том числе и за счет себе подобных.

Современники Шопенгауэра, особенно те, кто был с ним знаком, говорили, что его философия прекрасно иллюстрирует его личные качества и характер. «Каков человек, такова и его философия», — повторяли они слова Иоганна Фихте.

Шопенгауэр крайне негативно относился ко всем окружающим, едва переносил присутствие других людей. Он вел уединенную жизнь, не имел друзей и славился своим злобным нравом.

От него доставалось всем: и коллегам, и соседям, и просто прохожим, которые чем-либо ему не угодили.

«В одиночестве каждый видит в себе то, что он есть на самом деле» (А. Шопенгауэр)

Человек человеку волк

Человек имеет разум и интеллект, но тем не менее его жизнью движет только воля, считал Шопенгауэр. Почему же так происходит? Потому что воля всемогуща, она подчиняет себе все.

Даже если нам кажется, что мы поступаем разумно, мы ошибаемся: нами в любом случае движет неразумная слепая воля.

А интеллект — это только инструмент воли, который она использует для выживания, так же как звери используют зубы и когти.

Воля — это само мироздание, в мире нет ничего, кроме воли, которая проявляется в живых существах. Ведомый волей, мир развивается хаотично, в нем нет разумного начала. Человек — это всего лишь раб воли, он не управляется своими поступками, им управляет эта мощная стихийная сила.

«Здоровый нищий счастливее больного короля» (А. Шопенгауэр)

Для иллюстрации отношений между людьми Шопенгауэр рассказывал притчу о дикобразах. Как-то в холодный зимний день стадо дикобразов решило согреться. Для этого животные улеглись тесной кучкой. Но долго они так не продержались. Хоть вместе им и было тепло, но уколы от игл не давали расслабиться. Тогда они отодвинулись друг от друга подальше. Но им снова стало холодно.

В итоге дикобразам пришлось найти оптимальное расстояние, на котором они могли чувствовать тепло друг друга, но при этом не колоться иглами.

То же самое происходит и в человеческом обществе. Люди сближаются, чтобы выжить, но отталкивающие качества любого человеческого существа настолько сильны, что они не могут долго находиться близко.

Поэтому существует негласный общественный договор, называемый вежливостью и воспитанностью. Он позволяет людям держаться на оптимальном расстоянии, на котором они не ранят друг друга.

Самое известное произведение Шопенгауэра, которое он перерабатывал на протяжении всей жизни, — трактат «Мир как воля и представление»

Как победить волю

Философия Шопенгауэра была мрачной и пессимистичной, в связи с этим возникает вопрос: видел ли он для человека какой-нибудь выход? Философ считал, что человек может противостоять этой безучастной грозной силе, называемой волей, хотя сделать это очень сложно. Воля заставляет человека постоянно чего-то желать, к чему-то стремиться, гнаться за теми или иными достижениями. Он сам не понимает, зачем ему это нужно, но, покоряясь воле, вступает в эту бесполезную гонку.

Однако на самом деле у каждого человека есть выбор. Он может отказаться выполнять приказы воли: подавить свои желания, избавиться от устремлений, свести все потребности к минимуму. Только так он победит волю и обретет покой.

Эти воззрения Шопенгауэр заимствовал в основном из буддистской философии, которой восхищался. Как и буддисты, он проповедовал аскетизм и отказ от чувственных удовольствий и желаний. Образ жизни, полный самоограничения, может быть, и не даст ощущения счастья, но зато обеспечит покой — а это самое лучшее, к чему нужно стремиться в этом несовершенном мире, считал Артур Шопенгауэр.

«Лицо человека высказывает больше и более интересные вещи, нежели его уста: уста высказывают только мысль человека, лицо — мысль природы» (А. Шопенгауэр)

Поделиться ссылкой

Источник: https://SiteKid.ru/filosofiya/artur_shopengauer_volya_kak_dvigatel_zhizni.html

Философия Шопенгауэра

Философия А. Шопенгауэра - в помощь студенту

Фотограф Andrea Effulge

Артур Шопенгауэр даже в среде известных и значимых философов персона неоднозначная и выделяющаяся, разумеется, выделяющаяся своими взглядами. Мыслитель опередил философские настроения своего времени более чем на век вперёд, этим в многом объясняется его ограниченная известность.

До старости, даже создав свои основные труды и сформулировав свои философские взгляды, Шопенгауэр оставался весьма ограниченно известен лишь в определённых кругах, но заслуженное признание он всё-таки получил, а вернее, его труды на поприще науки.

В этой статье я постараюсь изложить философию Артура Шопенгауэра кратко, несмотря на широту его взглядов и творческую плодовитость. Лично для меня этот философ близок не столько его концептуальными взглядами, сколько персональным мировосприятием, стилем жизни и бытия, но это личные детали.

Труды этого мыслителя оказали влияние на многих выдающихся философов, а Ф.В.Ницше называл его вождём трагического недовольства и выказывал солидарность с взглядами Шопенгауэра.

Философия Артура Шопенгауэра, прозванная философией пессимизма, в многом сходилась в незримом диспуте с господствующей в его время классической философией, в которой утверждались неудержимый и неограниченный прогресс, подкрепляемый успехами в науке и технике.

В то же время философия мизантропа Шопенгауэра критиковала жизнелюбие и утверждала ироничность борьбы за существование с неизбежным поражением в виде смерти. То есть, иррационализм в философии Шопенгауэра выступал с критикой германской классической философии и её объективного идеализма. Плодами этой интеллектуальной борьбы стало утверждение в иррационалистической философии Шопенгауэра трёх постулатов в понимании мира:

  • Сталкивание мистической интуиции познания и классической теории познания. Шопенгауэр утверждал, что только искусство, где творец лишён воли, способно быть настоящим зеркалом, истинно отражающим действительность, то есть, мудрость не продукт некоей образованности, полученной абстрактным изучением и думанием, а достижение конкретного мышления;
  • Опровержение теорий прогресса и утверждений, что мир рационально и стройно сконструирован, а его движение в всех смыслах есть воплощение этого разумного замысла. Философия Артура Шопенгауэра с истинно мизантропической точки зрения подвергала критике рациональность устройства мира, а тем более специальное и изначально вольготное место, отведённое в этом мире человеку. Мыслитель полагал существование человека прежде всего как мучение;
  • На основании предыдущих двух постулатов логичным выглядит рассмотрение иррационалистической философией Шопенгауэра экзистенции как критерия и методологии в миропонимании.

Проблема человека в взглядах мыслителя заключается в том, что человек не какой-то абстрактный объект познания, а включённое в мир существо, существо страдающее, борющееся, телесное и объективное. А также от этих всех объективных факторов весьма зависящее.

Другое проявление иррационализма в философии Шопенгауэра состояло в рассмотрении мудрости, где она представлялась как интуитивное познание, свободное от власти воли; отказ от волевого акта в познании и давал необходимую безвольную интуицию, необходимую для исследования мира.

Такая безвольная интуиция могла лучше всего воплощаться в искусстве: лишь достигший гениальности в искусстве разум, являющийся воплощением безвольного созерцания, может быть истинным зеркалом вселенной.

Несмотря на критику германской классической философии, Шопенгауэр высоко ценил сам рационализм и Канта в частности, в его кабинете стоял бюст германского мыслителя, а так же статуэтка Будды, так как философию буддизма Артур Шопенгауэр находил очень достойной.

Мотивы и согласованность с азиатской философией в общем, и с философией буддизма ярко прослеживаются в самой философии Шопенгауэра: достижение безвольного состояния и отказ от индивидуальности схоже с стремлением к нирвана, аскетизм как путь к достижению смысла существования и преодолению воли напоминает взгляды даосизма и многое другое.

Философия Шопенгауэра если кратко скорее является этической и эстетической нежели, например, метафизической; она рассматривает многое, в том числе познание мира, с позиций морально-нравственных и эстетических взглядов, заявляет иррационализм, рассуждает о повседневной жизни и бытии конкретного индивида, его нравственности и так далее.

Не смотря на всё это философия Шопенгауэра прозвана пессимистической не спроста, ведь существование обычного человека он рассматривал как переход от скуки и праздности к страданию, и удержанию в этих состояниях волей выступающей как вредитель.

У читателя после всего сказанного выше может вызвать шок заявление о том, что на самом деле, в своей пусть и иррационалистической сути, философия Шопенгауэра — «философия жизни». Да, это так, взгляды Артура Шопенгауэра, несмотря на весь сквозящий из них пессимизм, являются философией жизни; поясню.

Дело в том, что к взглядам этого мыслителя применима поговорка: «Имея — не ценим, потеряв — скорбим». Шопенгауэр утверждает, что каждый, абсолютно каждый человек, имея три величайшие ценности, их не бережёт, пока не потеряет; эти ценности: свобода, молодость и здоровье.

Причём в ценность «молодость» вкладывал понятие инициативы, побуждений, устремлений и всего, что неизбежно ассоциируется с этим понятием — «молодость». Философ в своих трудах призывал каждого совсем иначе взглянуть на своё существование, преодолеть иллюзии и научиться ценить данные с рождения эти три великие блага: свободу, молодость и здоровье. И тогда каждый момент бытия заиграет новыми красками, станет прекрасен и самоценен в самом себе без участия чего угодно очевидно в этом лишнего. Именно поэтому, несмотря на пессимистические настроения, взгляды Шопенгауэра — это философия жизни. А, поняв ценность каждого момента и преодолев иллюзии, каждый человек сможет приступить к достижению гения в искусстве и достигнуть истинного отражения Вселенной.

Надеюсь, прочитав эту статью ты, читатель, понял многое как и о этом пусть и не самом известном философе, но без сомнения заслуживающем внимания, а также о том, что мизантроп с пессимистическими взглядами может быть апологетом философии жизни, как это было с Артуром Шопенгауэром.

Безусловно, кратко философию Шопенгауэра, как и любого выдающегося мыслителя, изложить в деталях невозможно, поэтому предлагаю тебе ознакомится с его основными трудами: «Мир как воля и представление», «О четверояком корне закона достаточного основания», «О свободе человеческой воли», «Афоризмы житейской мудрости», «Об обосновании морали», «Парерга и паралипомена (приложения и дополнения)».

  • (с) Algimantas Sargelas
  • Другие статьи по философии

Источник: http://sargelas.com/filosofiya-shopengauera

Философские идеи а. Шопенгауэра

АРТУР ШОПЕНГАУЭР (1788 — 1860) принадлежит к той плеяде европейских философов, которые при жизни не были “на первых ролях”, но тем не менее оказали заметное влияние на философию и культуру своего времени и последующего столетия.

Читайте также:  Современные алгоритмы шифрования - в помощь студенту

Он родился в г. Данциге (ныне г. Гданьск) в состоятельной и культурной семье; отец его — Генрих Флорис был коммерсантом и банкиром, мать Иоганна Шопенгауэр была известной писательницей и главой литературного салона, среди посетителей которого был В. Гёте.

Артур Шопенгауэр обучался в коммерческом училище г. Гамбурга, куда переехала семья, затем частным образом проходил учёбу во Франции и Англии.

Позже была Веймарская гимназия и, наконец, Геттингентский университет: здесь Шопенгауэр изучал философию и естественные науки — физику, химию, ботанику, анатомию, астрономию и даже прослушал курс антропологии.

Подлинным увлечением, однако, была философия, а кумирами — Платон и И. Кант. Наряду с ними его привлекла и Древнеиндийская философия (Веды, Упанишады). Эти увлечения стали основой его будущего философского мировоззрения.

В 1819 г. увидел свет главный труд А. Шопенгауэра – “Мир как воля и представление”, в котором он дал систему философского знания, как он её видел. Но эта книга успеха не имела, ибо в Германии той поры было достаточно авторитетов, владевших умами современников.

Среди них едва ли не первой величиной был Гегель, у которого с Шопенгауэром были весьма натянутые отношения. Не получив признания в Берлинском университете, да и в обществе, Шопенгауэр удалился в стал жить затворником во Франкфурте-на-Майне вплоть до своей кончины. Только в 50-х г. г. ХIX ст.

В Германии стал пробуждаться интерес к философии Шопенгауэра, и он возрастал после ухода его из жизни.

Особенностью личности А. Шопенгауэра был его мрачный, угрюмый и раздражительный характер, что несомненно отразилось на общем настроении его философии. Она по общему признанию несёт печать глубокого пессимизма.

Но при всём этом он был весьма одарённый человек с разносторонней эрудицией, большим литературным мастерством; он владел многими древними и новыми языками и был несомненно одним из самых образованных людей своего времени.

В Философии Шопенгауэра обычно выделяют два характерных момента: это учение о воле и пессимизм.

Учение о воле есть смысловой стержень философской системы Шопенгауэра.

Ошибкой всех философов, провозгласил он было то, что основу человека они видели в интеллекте, тогда как на самом деле она — эта основа, лежит исключительно в воле, которая совершенно отлична от интеллекта, и только она первоначальна.

Более того, воля не только есть основа человека, но она является и внутренним основанием мира, его сущностью. Она вечна, не подвержена гибели и сама по себе безосновна, т. е. самодостаточна.

Следует различать два мира, в связи с учением о воле:

I. мир, где господствует закон причинности (т. е. тот, в котором мы живём), и II. мир, где важны не конкретные формы вещей, не явления, а общие трансцендентные сущности. Это мир, где нас нет (идея удвоения мира взята Шопенгауэром у Платона).

В нашей обыденной жизни воля имеет эмпирический характер, она подвергается ограничению; если бы этого не было, возникла бы ситуация с Буридановым ослом (Буридан — схоласт ХV ст.

, описавший эту ситуацию): поставленный между двумя охапками сена, по разные стороны и на одинаковом расстоянии удалёнными от него, он, “обладая свободной волей” умер бы от голода, не имея возможности сделать выбор.

Человек в повседневной жизни постоянно делает выбор, но при этом он неизбежно ограничивает свободную волю.

Вне эмпирического мира воля независима от закона причинности. Здесь она отвлекается от конкретной формы вещей; она мыслится вне всякого времени как сущность мира и человека. Воля — это “вещь — в – себе” И. Канта; она имеет не эмпирический, а трансцендентальный характер.

В духе рассуждений И. Канта об априорных (доопытных) формах чувственности — времени и пространстве, о категориях рассудка (единство, множество, цельность, реальность, причинность и др.) Шопенгауэр сводит их к единому закону достаточного основания, который он считает “матерью всех наук”. Закон этот имеет, естественно, априорный характер. Самая простая его форма — это время.

Далее Шопенгауэр говорит о том, что субъект и объект суть соотносительные моменты, а не моменты причинной связи, как это принято в рациональной философии. Отсюда следует, что их взаимодействие порождает представление.

Но, как мы уже отметили, мир, взятый как “вещь — в — себе” есть безосновная воля, зримым образом же её выступает материя. Бытие материи — это ее “действие” только действуя, она “наполняет” пространство и время. Сущность материи Шопенгауэр видит в связи причины и действия.

Хорошо знакомый с естествознанием, Шопенгауэр все проявления природы объяснял бесконечным дроблением мировой воли, множество; её “объективаций”. Среди них находится и человеческое тело. Оно связывает индивида, его представление с мировой волей и являясь её посланцем, определяет состояние человеческого рассудка. Через тело мировая воля выступает главной пружиной всех действий человека.

Каждый акт воли есть акт тела, и наоборот. Отсюда мы приходим к объяснению природы аффектов и мотивов поведения, которые всегда определяются конкретными желаниями в этом месте, в это время, в этих обстоятельствах.

Сама же воля стоит вне закона мотивации, но она есть основа характера человека. Он “дан” человеку и человек, как правило, не в силах изменить его. Эта мысль Шопенгауэра может быть оспорена, но позже она будет воспроизведена 3.

Фрейдом в связи с его учением о подсознательном.

Высшая ступень объективации воли связана со значительным проявлением индивидуальности в форме человеческого духа. С наибольшей силой она проявляется в искусстве, в нём воля обнаруживает себя в чистом виде.

С этим у Шопенгауэра связывается теория гениальности: гений не следует закону достаточного основания (сознание, следующее этому закону, создаёт науки, являющиеся плодом ума и разумности), гений же свободен, так как бесконечно отдалён от мира причины и следствия и в силу этого близок к умопомешательству.

Так гениальность и безумие имеют точку соприкосновения (Гораций говорил о “сладком безумии”).

В свете вышеприведённых посылок каково же понятие свободы у Шопенгауэра? Он твердо заявляет, что свободу следует искать не в отдельных наших поступках, как это делает рациональная философия а во всём бытии и сущности самого человека.

В текущей жизни мы видим множество поступков, вызванных причинами и обстоятельствами, а также временем и пространством, ими-то и ограничивается наша, свобода.

Но все эти поступки в сущности имеют одинаковый характер, и именно поэтому они свободны от причинности.

В этом рассуждении свобода не изгоняется, а только перемещается из области текущей жизни в сферу высшую, но не столь ясно доступно нашему сознанию. Свобода в своей сущности трансцендентальна.

Это значит, что каждый человек изначально и принципиально свободен и всё, чтобы он ни сделал, имеет в своей основе эту свободу. Эта мысль позже встретится нам в философии экзистенциализма; Ж.-П.

Сартра и А. Камю.

Теперь перейдём к теме пессимизма в философии Шопенгауэра. Всякое удовольствие, всякое счастье, к чему стремятся люди во все времена, имеют отрицательный характер, так как они — удовольствие и счастье — есть в сущности отсутствие чего — то плохого, страдания, например.

Наше желание проистекает из актов воления нашего тела, но желание — это страдание по поводу отсутствия желаемого. Удовлетворённое желание неизбежно рождает другое желание (или несколько желаний), и опять мы вожделеем и т. д.

Если представить всё это в пространстве условными точками, то пустоты между ними будут заполнены страданием, из которого и возникнут желания (условные точки в нашем случае).

Значит, не наслаждение, а страдание — вот то положительное, постоянное, неизменное, всегда присутствующее, наличность чего нами ощущается.

Шопенгауэр утверждает, что всё вокруг нас носит следы безотрадности; всё приятное перемешано с неприятным; всякое наслаждение разрушает самоё себя, всякое облегчение ведёт к новым тяготам.

Отсюда следует, что мы должны быть несчастны, чтобы быть счастливыми, более того, мы не можем не быть несчастными, и причиной этого является сам человек, его воля. Оптимизм рисует нам жизнь в виде некоего подарка, но если бы мы знали заранее, что это за подарок, мы бы от него отказались.

В самом деле, нужда, лишения, скорби венчаются смертью; в этом видели цель жизни древнеиндийские брахманы (Шопенгауэр ссылается на Веды и Упанишады). В смерти мы боимся потерять тело, а оно и есть сама воля.

Но воля объективируется через муки рождения и горечь смерти, и это устойчивая объективация. В этом состоит бессмертие во времени: в смерти гибнет интеллект, воля же смерти не подлежит. Так считал Шопенгауэр.

Его вселенский пессимизм находился в резком контрасте с умонастроением философии Просвещения и классической немецкой философии.

Что же касается простых людей, то они привыкли руководствоваться формулой древнегреческого философа Эпикура: “Смерть нисколько нас не касается: пока мы есть, нет смерти, а когда есть смерть, нет нас”.

Но отдадим должное Шопенгауэру: он показывает нам мир не одноцветным, а скорее двуцветным, то есть более реальным и тем подводит нас к мысли о том, что же является высшей ценностью жизни. Наслаждение, удача, счастье сами по себе, или всё, что им предшествует тоже ценно для нас? А может быть это и есть сама жизнь?

Шопенгауэр положил начало процессу утверждения волевого компонента в европейской философии в противовес сугубо рациональному подходу, сводящему человека до положения мыслящего орудия. Его идеи о первичности воли поддержали и развили А. Бергсон, У. Джемс, Д. Дьюи, Фр. Ницше и др. Они были положены в основу “философии жизни”.

Записи по теме

Источник: https://naparah.com/filosofiya/08041196.html

ФИЛОСОФИЯ, ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ И ЭТИКА ШОПЕНГАУЭРА

АРТУР ШОПЕНГАУЭР (1788–1860). Артур Шопенгауэр был не согласен с понятием разума как области осознанной ментальной деятельности человеческого сознания, введя в него бессознательно-иррациональные моменты. Основной факт сознания Шопенгауэр видел в представлении. Интуиция — это первый и самый важный вид знания. Весь мир рефлексии строится на интуиции.

Согласно Шопенгауэру, истинно совершенным познанием может быть только созерцание, свободное от любого отношения к практике и к интересам воли. Научное мышление всегда сознательно, потому что отдает себе отчет в своих принципах и действиях, а деятельность художника, напротив, бессознательна, иррациональна: она не способна уяснить себе собственную сущность.

В его философии основой бытия, животворным бытийным началом оказывается не познавательная способность (разум), а воля. Воля толкуется им как слепая, иррациональная, бессмысленная сущность («вещь в себе») всякого бытия (природы, общества, человека).

Воля ненасытна, вечно неудовлетворена достигнутым, ей свойственно слепое бесконечное стремление. Но «голодная воля» сталкивается с препятствиями, разладом, противоречиями, что и является источником страданий, избавиться от которых невозможно. Таким образом, бытие человека в мире обречено на страдания.

Так Шопенгауэр приходит к центральной идее своей этики, повторяющей, как можно видеть, первую из четырех «благородных истин» Будды. В целом этика Шопенгауэра, основанием для которой и служит его онтология, воспроизводит главные мотивы индийской философии: смирение, сострадание, мироотречение.

В философии Шопенгауэра соединились две разные традиции: немецкая классическая философия Канта (онтология) и философия буддизма (этика). В философии Шопенгауэра происходит традиционная для метафизики объективация структуры человеческой психики.

Разум наделяется второстепенной, служебной по отношению к ней функцией. Познание по своей сути предназначено для служения воле.

Шопенгауэр первым из философов XIX порвал с прогрессивно-оптимистической традицией, провозгласил иррационализм. Шопенгауэр говорит, что в основе мира лежит воля. Она — «вещь в себе»,она не может быть выражена в рациональных формах и законах. О ней лишь что-то говорит иррациональная интуиция. Шопенгауэр истолковывает волю как некое «слепое влечение», «темный, глухой порыв».

Воля объективируется в идеях, в явлениях природы, в человеке. Объективации иррациональной воли находятся в борьбе, столкновениях, разладе. А жизнь человека — это страдания, постоянная суета. Причина этого — «воля к жизни», поэтому нужно «успокоить» свою волю, не бояться смерти.

Жизненный идеал Шопенгауэра — аскетический квиетизм буддийского отшельника или христианского пустынника.

Так, по убеждению Шопенгауэра, миром управляет некая безличная, слепая, не имеющая никакого плана иррациональная воля.

Все процессы и взаимодействия мира подчинены ее спонтанному, абсолютно произвольному и случайному воздействию.

Живя в таком мире, человек не может ни познать его (объективная иррациональность оборачивается иррациональностью субъективной), ни, тем более, целенаправленно на него воздействовать.

Опираясь на учение Канта, Ш. доказывает, что мир, являющийся нам в представлениях, выступает в форме, зависящей от познающей способности субъекта. Мир, каков он сам по себе, как «вещь в себе», не есть, однако, нечто абсолютно непознаваемое. Судя по его проявлениям в видимом мире, мир сам по себе есть не что иное, как мировая воля. Рассуждая о мире как воле, Ш.

прежде всего обосновывает тезис о единстве воли и движения. Волевой акт субъекта и действие его тела — это не два различных состояния, находящихся между собой в отношении причины и следствия, а одно и то же действие. Всякое действие тела есть объективированный акт воли, а все тело — это объективированная воля. Но воля выступает, по Ш.

, в качестве внутренней сущности не только в явлениях психической природы, в людях и животных.

Этическое учение. Главным и единственным источником морали он считает сострадание. Сострадание — такое состояние, при котором человек принимает страдания другого как свои. Метафизически объяснить сострадание можно лишь при предположении глубинного единства всех людей в мировой Воле.

В самом деле, принимая страдания другого как свои, я словно предполагаю, что не отличаюсь от другого а совпадаю с ним. Осознание этого обстоятельства разрушает эгоизм, характерный для установки на реальность индивидуальных различий. Шопенгауэр пытается показать, что сострадание является фундаментом двух основных добродетелей — справедливости и человеколюбия.

Человеколюбие подталкивает субъекта к деятельному облегчению страданий других людей, а справедливость оказывается эквивалентной требованию не причинять им страданий, т.е. не наносить им вреда. Все остальные добродетели вытекают из этих двух.

На первый взгляд трактовка Шопенгауэром морального поведения и его высокая оценка добродетельной жизни плохо гармонируют с его рассуждениями о необходимости отрицания Воли к жизни. Ведь нравственный человек облегчает страдания других людей, т.е. стремится к тому, чтобы сделать их счастливыми, тем самым способствуя Воле к жизни.

Первым шагом на пути самоотрицания воли является целомудрие. Но хотя воля к жизни фокусируется в гениталиях, ее объективацией является все тело. Поэтому борьба с этой волей должна состоять в систематическом подавлении телесных побуждений. Следующий шаг аскетизма после усмирения полового инстинкта — «добровольная и преднамеренная нищета».

В идеале же аскет должен уморить себя голодом. Уморение голодом — единственный вид самоубийства, который готов признать Шопенгауэр. Подлинный нигилист ненавидит жизнь и поэтому не спешит с ней расстаться. Это кажется парадоксом, но ситуацию может прояснить учение Шопенгауэра о посмертном существовании. Тема посмертного существования всерьез занимала Шопенгауэра.

Он решительно отрицал возможность сохранения после разрушения тела так называемого «тождества личности», т.е. индивидуального Я со всеми его воспоминаниями. Состояние, возникающее после отрицания воли к жизни, можно было бы описать как «экстаз, восхищение, озарение, единение с Богом».

Религия и теология. Рассуждения о святости, нирване, единении с Богом заставляют задуматься об отношении Шопенгауэра к религии. Свое понимание религии он суммировал тезисом о том, что она есть «народная метафизика». Подобно  Канту, Шопенгауэр считал, что у каждого человека есть потребность в метафизике, т.е.

в уяснении глубинной сущности мира, сущности, лежащей за пределами физического существования. Более или менее адекватное удовлетворение этой потребности может дать философия. Но философия — трудная вещь, и она недоступна пониманию большинства. Поэтому ее заменяет некий суррогат. Это и есть религия.

Шопенгауэр предрекает время, когда свет просвещения позволит человечеству полностью отказаться от религий.

Главная философская работа Шопенгауэра — двухтомный труд «Мир как воля и представление». В ней основой мира признавалась не материя, не вещь в себе и не абсолютная логическая идея, а особое иррациональное, внелогическое начало — мировая воля, или воля к жизни.

Философ впервые критиковал позицию крайнего рационализма, считавшего волю простым придатком разума или вообще отождествлявшего разум и волю. (Современная психология выделяет волю как одно из самостоятельных проявлений человеческой психики.) Однако Шопенгауэр истолковывал волю мистически — как якобы реально существующую в окружающем нас объективном мире космическую силу.

Реальна только одна космически громадная воля, которая управляет всем течении ем событий во Вселенной. Весь мир— зеркало, проявление этой воли, выступающее как ее представление. Введенное Шопенгауэром представление о рационально необъяснимом волевом первоимпульсе, наоборот, было заимствовано из восточной религии и мистики, а для европейской философии оказалось новым и необычным.

Мировая воля дробится и проявляется во множестве предметов и событий, или своих «объективаций». Высшей ступенью в ряду объективаций воли является человек — существо, наделенное разумным познанием. Но каждый человек, согласно Шопенгауэру, считает себя всей волей, а другие люди кажутся ему зависящими от его существования. Чувствуя себя центром мира, человек становится крайне эгоистичным.

Сбалансировать частные воли, эгоизм отдельных людей пытается государство. Но настоящее преодоление человеческого эгоизма происходит только в сфере искусства и морали.

Исходным и наиболее совершенным видом познания Шопенгауэр считал интуицию. Она, с точки зрения немецкого философа, не подчинена правилам логики и принципам рационального научного исследования. Интуиция позволяет решить знаменитую проблему Канта и понять природу вещи в себе. Шопенгауэр считал вещь в себе познаваемой, однако познать ее можно не разумом, а только посредством интуиции.

Источник: https://students-library.com/library/read/18790-filosofia-teoria-poznania-i-etika-sopengauera

Артур Шопенгауэр (1788-1860)

Артур Шопенгауэр — крупнейший философ-иррационалист XIX века. Философское учение Шопенгауэра противостоит рационалистической философии его знаменитого современника – Гегеля.

По Шопенгауэру, основой мира и человека является бессознательная воля.

Центральное место в его философских размышлениях занимают проблемы взаимосвязи мира и человека, смысла человеческого бытия, возможности преодоления трагизма жизни и достижения счастья, проблемы отношения к смерти и бессмертию.

Читайте также:  Федеративное устройство российской федерации - в помощь студенту

Основные произведения Артура Шопенгауэра

«Мир как воля и представление», «Об основе морали», «Афоризмы житейской мудрости».

Учение Шопенгауэра о бытии

В своем главном произведении «Мир как воля и представление» Шопенгауэр утверждал, что мир может обнаруживаться человеком и как воля, и как представление. Это основополагающее положение возникло у него в ходе анализа философии Канта, в частности учения о «вещи-в-себе», которому Шопенгауэра придал особое мировоззренческое значение.

«Вещь-в-себе» Шопенгауэр отождествил с волей, которую понимает как абсолютное начало бытия. Он писал: «Так как воля – это вещь в себе, внутреннее содержание, существо мира, а жизнь, видимый мир, явление – только зеркало воли, то мир так же неразлучно должен сопровождать волю, как тень – свое тело; и если есть воля, то будет и жизнь, мир».

Итак, мир, каков он сам по себе, как «вещь-в-себе», является миром как волей. Определяя же качества, характерные воле, Шопенгауэр писал: «воля сама по себе бессознательна и представляет собой лишь слепой, неудержимый порыв».

С точки зрения Шопенгауэра, воля – подлинная сущность бытия – обнаруживается и в живой, и в неживой природе. Всемирное тяготение, магнетизм, инстинкты животных, аффекты людей – вот только некоторые формы проявления воли.

Более того, по Шопенгауэру, бессознательная воля выступает в качестве внутренней сущности как истории человечества, так и отдельной человеческой жизни.

Поэтому история – это «всего лишь пестрая смена одних случайных событий другими, подобная вереницам кучевых облаков на небе в ветреную погоду». Человеческая же жизнь есть постоянная тревога и страдание.

Рассуждая о мире как представлении и опираясь на философию Канта, Шопенгауэр обосновывает положение о том, что мир сам по себе, вне нашего познания для нас ничто.

Поскольку мир изначально бессознателен и хаотичен, только разум человека пытается организовать и воспроизвести какой-то порядок. Мир возникает как представление, потому что так устроена познавательная способность человека.

Появляются субъект и объект, пространство и время, множественность отдельных вещей и причинная связь между ними. Шопенгауэр писал: «Все, что принадлежит и может принадлежать миру, неизбежно обречено этой обусловленности субъектом и существует только для субъекта.

Мир – представление». И далее: «Субъект – носитель мира, общее и всегда предполагаемое условие всех явлений, всякого объекта: ибо только для субъекта существует все, что существует».

Человек, по мнению Шопенгауэра, создает различные схемы, свою логику, которые накладывает на окружающий его мир, но тот постоянно выходит за границы всех человеческих схем и логик.

Приспосабливаясь, человек на какое-то время упорядочивает этот мир, что позволяет ему достигать своих целей, но, в конечном счете, воля все сметает и поглощает.

Поэтому человеческий разум очень ограничен в своих возможностях.

Учение Шопенгауэра о человеке

Понимание сущности мира как бессознательной воли определило специфику философских взглядов Шопенгауэра на проблемы человеческого существования. Его учение о человеке пессимистично. Глубочайшая и неустранимая причина трагичности существования лежит в понимании характера воли.

Человек под ее влиянием все время чего-то желает. Шопенгауэр определяет человека как «сгусток вожделений». Желания никогда не удовлетворяются, а если удовлетворяются, то приносят с собой равнодушие и скуку.

Кроме того, воля определяет эгоизм человека, который ведет к «отчаянной и жестокой борьбе всех против всех». Эгоизм, по словам Шопенгауэра, «проявляется самым ужасным образом».

Например, забота о ближних и борьба за счастье угнетенных то и дело оказываются на поверку искательством собственной выгоды, патриотические призывы – маской своекорыстного национализма.

Большинство философов стремятся не к тому, чтобы обнаружить истину, но лишь к тому, чтобы утвердить свое материальное благополучие. Жизнь людей полна нужды страха, горя и страданий. Поэтому «оптимизм, – писал Шопенгауэр, – представляется мне не только нелепым, но и поистине бессовестным воззрением, горькой насмешкой над невыразимыми страданиями человечества».

Пессимизм Шопенгауэра все же имеет свои пределы. Он полагает, что человек способен освободиться от власти воли. Ему может помочь в этом искусство и моральное самосовершенствование.

Эстетика Шопенгауэра

Цель искусства состоит в освобождении человека от желаний и, как следствие, от страданий и горестей жизни. В эстетическом опыте человек воспринимает предмет не заинтересованно. Он начинает понимать бесполезное, т.е. то, что не связано с ненасытным желанием.

Созерцая произведения искусства, человек забывает свое страдание. По мнению Шопенгауэра, искусство может дать человеку нечто большее, чем просто освобождение от страданий. С помощью искусства человек обнаруживает новые смыслы своего существования.

В связи с этим особенное внимание Шопенгауэр уделяет возвышенному. Возвышенное – это сложная гамма чувств, возникающих при встрече с чем-то безграничным. Человек уже не ощущает себя центром мира.

В то же время у него появляется предчувствие единства с миром, и это не подавляет, а возвышает человека.

Этика Шопенгауэра

Моральное самосовершенствование Шопенгауэр считал главным средством освобождения от страданий. Первый шаг на пути морального самосовершенствования – это признание других равными себе.

«Мы припоминаем здесь, что лучший человек – тот, кто делает наименьшую разницу между собой и другими, не видит в них абсолютного не-я, — между тем как для дурного человека эта разница велика, даже огромна». Второй шаг – альтруизм. В понимании Шопенгауэра, альтруизм выражается в сострадании, в бескорыстной любви и помощи другим людям.

«Не судите людей объективно, согласно их ценностям, их достоинству, обходите молчанием их злонамеренность и умственную ограниченность, ибо первая вызвала бы ненависть, вторая – презрение. Надо уметь видеть невидимое – страдания, несчастья, тревоги, и тогда нельзя не почувствовать тоски соприкосновения». Третий шаг – аскетизм.

Его Шопенгауэр понимает как средство «окончательного сокрушения воли». Аскетизм предполагает безбрачие, добровольную нищету, уединенный способ жизни. Он освобождает человека от желаний, мирских и вещных связей, всего того, что мешает его покою.

Философия Шопенгауэра оказала большое влияние на формирование и развитие иррационалистической философии, явившись одним из теоретических истоков взглядов Ф.Ницше. Рассуждения Шопенгауэр о трагичности человеческого существования, критика исторического оптимизма поставили под вопрос убежденность в разумных основаниях действительности, веру в прогресс в истории человеческого общества.

Источник: http://www.SoleCity.ru/philosophy/artur-shopengauer

Пессимистическая философия Артура Шопенгауэра

Министерство образования 
и науки Российской Федерации

ГОУ ВПО Костромской Государственный 
Университет имени 

Н.А. Некрасова

  • Исторический факультет
  •                               Пессимистическая философия
  •                                      Артура Шопенгауэра
  • работу выполнила:
  •                                                                                        студентка 3 курса
  •                                                                              исторического факультета
  •  Веселова Екатерина
  •                                            Кострома 2012
  •                                                         Содержание

Введение……………………………………………………………………………….. 3

Биография А.Шопенгауэра как исток 
его пессимизма……………………………… 6

Философия А.Шопенгауэра: учение о воле и пессимизм……………………………… 10

  1. Заключение……………………………………………………………………………. 15
  2. Список литературы…………………………………………………………………… 16
  3.                                                              Введение

В середине XIX века завершила свое развитие классическая философия.

Ее главной отличительной особенностью было возвеличивание человеческого разума, утверждение безграничности человеческого познания как залога осуществления гуманистических идеалов.

С ними было связано определенное понимание человека и общества, которое составило специфику философии Просвещения. Она отличалась  верой в возможность разумного устройства общества и необходимостью всеобщего просвещения.

Европейские революции середины XIX века обнажили кризис общества, основанного, казалось бы, «на принципах разума». Прежняя классическая философия с ее упором на принципы рационализма потеряла из виду самого человека как такового.

С середины XIX века начинается новый этап развития философской мысли, который включает в себя постклассические направления. Постклассическая философия – условное название послегегелевского этапа развития западноевропейской философии XIX — начала XX в.

Одна из основных характеристик этого периода развития философии — иррационализм, т.е. философское учение, согласно которому решающую роль в познании, в поведении людей, в мировоззрении и в историческом процессе играют не силы разума, не рациональное начало, а иррациональное (от лат. irrationalis — «бессознательный»).

Представители этого течения признавали ограниченность человеческого разума в познании. Иррационализм предполагает познание только через такие качества, как воля, интуиция, чувство, инстинкт, т.е. бессознательные процессы.

Окружающий мир есть разрозненный хаос, не имеет целостности, законов развития, не подконтролен разуму и подчиняется другим движущим силам, например, чувствам, воле.

 
Основными школами постклассической философии считается философия воли и философия жизни, неокантиантство, марксизм, позитивизм и прагматизм. Представителями этой философии являются Артур Шопенгауэр, Серен Кьеркегор, Карл Маркс, Фридрих Ницше, Анри Берксон, Вильгельм Дильтей, Освальд Шпенглер, Огюст Конт, Уильям Джеймс и другие.

Постклассическая философия предлагала новый взгляд на историю, отказываясь от трактовки её как линейного процесса и переосмысливая исторический процесс на материалистических началах.

Немецкий 
философ Артур Шопенгауэр – яркий 
представитель постклассической философии XIX века, теоретик пессимизма.

Понятие  «пессимизм» (от лат. pessimum — наихудший) – в обычном словоупотреблении мироощущение, проникнутое унынием, безнадежностью, неверием в лучшее будущее; изображение всего в мрачном свете.

Такое личное убеждение или философское направление в противоположность оптимизму рассматривает в мире прежде всего его отрицательные стороны, считает мир безнадежно плохим, а человеческое существование – до конца бессмысленным. Пессимистичны языческие религии, культуры и связанные с ними метафизические и антропологические учения.

В европейской культуре, начиная с Нового времени, пессимизм явно присутствует в нигилизме, фатализме, материализме, циклизме, в ряде направлений экзистенциализма, в философии жизни и др. Но и христианские философы нередко отдавали дань пессимизму, когда заявляли, что христианская история и культура в конечном счете несостоятельны.

В христианстве пессимизм преодолевается в надежде и в радости от победы Христовой над грехом и смертью. Хотя в главном своем положении о воскресении Богочеловека христианская философия проникнута трагическими переживаниями греховности человека, по вине которого “мир во зле лежит”.

  Если христианин убежден, что добро и зло на земле распределены более или менее равномерно, что идеальное общество невозможно построить из далеко не идеального человеческого материала и что царство зла в ходе истории постоянно возрастает, – это не пессимизм как выбор души, а результат трезвого обобщения опыта.

Личный выбор проявляется прежде всего в вере, а не в знаниях, что и выразил А.Швейцер в известных словах: “Мое знание пессимистично, но моя вера оптимистична”. “В серьезном пессимизме есть благородство” (Н.Бердяев). Меланхолия – патологическая форма пессимизма.

“Пессимизм – это вера в то, что в наисквернейшем из миров жизнь не стоит того, чтобы жить, чтобы утверждать ее” (М.Хайдеггер). Пессимизм – результат личного выбора, а иногда – симптом болезненности психики данного лица. Видными представителями философского пессимизма являются А.Шопенгауэр и Э.Гартман.

         Актуальность учения немецкого философа Шопенгауэра состоит в том, что много мыслей, идей и понятий многие философы, которые появились позже, взяли это за основу для дальнейшего развития своих философских понятий.

Его высказывание о воле, жизни, смерти, истине стали формироваться как человеческая мудрость, которую необходимо познать, понять, донести до всего человечества.

Объясняя свои понятия, философ пытался посеять в окружающем мире разумное, вечное, доброе и хотел, чтобы каждый человек был по-своему счастлив. Шопенгауэр один из самых ярких представителей пессимистического постреализма своего времени. Его взгляды актуальны и в наше время.

Его учение об истине и воле в некоторых аспектах применимы в нашей современной жизни. Безвольному человеку всегда трудно жить, а волю нужно развивать, растить,  воспитывать.

                      Биография А.Шопенгауэра как исток его пессимизма

Артур Шопенгауэр родился 22 февраля 1788 года в Данциге (Гданьске), в семье коммерсанта. Родители ребенка желали, чтобы Артур 
стал коммерсантом, и вначале он действительно занимался коммерческой деятельностью. Однако мировоззрение его менялось, а с ним менялись и интересы.

В юношеские годы он много путешествовал по странам Западной Европы, и уже в это время складывались его пессимистическое мировоззрение и отрицательное отношение к революционным движениям.

Когда он посетил Леон, на него произвели потрясающее впечатление рассказы о тех зверствах, которые в этом городе в годы Великой французской революции учинил посланец Конвента Жозеф Фуше. На него повлияли и унылые настроения народа в годы Реставрации во Франции.

Родители 
Артура находились в состоянии глубокого 
внутреннего разлада между собой, что тяжело сказывалось на духовном самочувствии ребёнка. Затем отец Артура совсем разошелся с женой, а спустя два года, в 1805 году, покончил жизнь 
самоубийством.

После смерти отца Шопенгауэр бросает коммерческую деятельность и разворачивает интеллектуальную деятельность. Его вдова и мать Артура Иоганна Шопенгауэр, была жизнерадостной и весёлой особой, привыкшей к 
жизни в обществе и занятой 
преимущественно собой. Неудивительно, что и у Артура началось с ней 
расхождение, а в 1814 г.

произошел 
полный разрыв. Но она была талантливой 
писательницей, вращалась в литературно-художественных кругах. Благодаря ей Артур смог освободиться от занятий коммерцией и обратиться к основательному изучению древних языков.

Артур был обязан матери и тем, что в гимназии в Веймаре она познакомила его с Гёте, Виландом, Фридрихом Шлегелем, Рейнгольдом и другими тогдашними знаменитостями.

Общению с Гёте Шопенгауэр был в свою очередь обязан тем, что углубился в естественнонаучные изыскания и даже написал свой собственный трактат «О зрении и цветах » (опубликован в 1816 году). В 1809 году Шопенгауэр поступил в Гёттингенский, а спустя два года перешел в столичный, Берлинский университет.

Предметами его занятий были сначала медицина, а затем философия, которую в Гёттингене преподавал Готлиб Эрнст Шульце, а в Берлине — Фихте и Шлейермахер. Лекции, в общем, его внимания не привлекли. Его интерес вызвали только принцип фихтевского волюнтаризма и идеи работы Шеллинга о свободе воли, незадолго до этого вышедшей в свет.

Зато он сам с большим прилежанием изучает теорию вторичных качеств Локка, учение Платона об идеях и все построения Канта. И в эти годы и потом всю жизнь Шопенгауэр следит за успехами естественных наук. Осенью 1813 года он защитил докторскую диссертацию о законе достаточного основания в Йенском университете. Затем в течение четырех лет пишет в Дрездене свой главный философский труд «Мир как воля и представление».

Раздражительный и злопамятный характер Шопенгауэра таил в себе разлад между обуревавшими его страстями, житейской расчётливостью и увлечённостью философией, и этот разлад сказался на всей его карьере.

Честолюбие и тщеславное стремление к известности долгие годы оставались у Шопенгауэра не удовлетворенными, и многие страницы его сочинений несут на себе следы этого психологического комплекса, прежде всего в виде резко отрицательных характеристик, которые он даёт своим соперникам или тем, которых он считал за таковых.

Наиболее яростно он стал нападать на Гегеля, оптимистический пафос философии которого противоречил всему строю шопенгауэровского мышления.

В 1813 году Шопенгауэр публикует диссертацию «О четверояком корне достаточного основания». В этой докторской диссертации не только выражена его методология, но и намечены основные его мировоззренческие установки.

По сути дела, его философская система в его голове в общих чертах уже сложилась, а в 1818 году он завершает её полное изложение в книге «Мир как воля и представление». Главный труд Шопенгауэра вышел в свет безгонорарно в 1818 году. Это был первый, основной, том всего сочинения.

Впрочем, второй том, вероятно, в это время ещё не был задуман. Публикация труда прошла совершенно незамеченной и специалистами и публикой, издатель потерпел убытки, и большая часть тиража попала в макулатуру. Неуспех книги стал чувствительным ударом по честолюбивым замыслам молодого философа.

В этом же, 1819 году Шопенгауэр объявил свой курс в стенах Берлинского университета и в марте следующего года прочитал первую, пробную, лекцию. Успеха она также не принесла. Спустя пять лет была совершена новая попытка привлечь слушателей в стенах Берлинского университета.

Университетский курс читался им с 1826 по 1832 год, но его посещало менее десятка слушателей. Никто больше на этот курс не записался, студенты предпочитали слушать Гегеля, который также проводил лекции в университете, и время их проведения совпадало со временем проведения лекций Шопенгауэром.

Осенью 1831 года эпидемия холеры унесла жизнь Гегеля. Шопенгауэр покинул университет и вообще Берлин и никогда больше не возвращался к преподавательской деятельности. Вывод, который он сделал для себя, был им выражен в следующих написанных им в 1844 году широко известных словах:

«А 
чтобы моя философия стала 
сама способна занять кафедру, 
нужно чтобы наступили совершенно 
иные времена». Слова эти оказались пророческими.

А пока события жизни Шопенгауэра шли своим чередом: с лета 1833 году он окончательно поселился во Франкфурте-на-Майне и повёл жизнь одинокого холостяка, жизнь необщительную и почти затворническую, достаточно обеспеченную рентой после ликвидации дела его отца.

В 1836 году Норвежское королевское научное 
общество в Дронтгейме объявило конкурс на философскую работу. Шопенгауэр послал своё сочинение о свободе воли и получил премию. Это был первый проблеск грядущей известности.

В следующем году Шопенгауэр напечатал обе конкурсные работы вместе под общим названием «Две основные проблемы этики». Общественность этой публикацией не заинтересовалась. В 1844 году удалось организовать второе издание «Мира как воли и представления», на этот раз в составе двух томов.

Второй том был дополнительным, он содержал пояснения и пространные комментарии к различным местам первого тома, проливавшие свет на многие детали ранее изложенной в первом томе философской, эстетической и этической системы.

Некоторые главы из второго тома в последствии приобрели большую известность, но в целом результат публикации был негативным — работа не привлекла к себе внимания со стороны читателей. Публика середины XIX века проявляла интерес к работам Фейербаха и Гегеля, но никак не к шопенгауэровской философии пессимизма.

Всё это только увеличивало как мизантропию (отчуждение), так и негодующее отношение непризнанного мыслителя к университетским философам вообще и специально к учениям Гегеля и его последователей-младогегельянцев. С большой враждой он отнесся к революции 1848-1849 годов.

И только после того, как в 1851 году Шопенгауэр опубликовал двухтомное собрание очерков под названием «Parerga und Paralipomena», что на русский 
язык можно перевести как «Дополнительные и ранее не опубликованные сочинения», с включенными в первый том «Афоризмами житейской мудрости», отношение 
читателей к автору стало меняться более заметно. Основные идеи Шопенгауэра упали теперь в обстановке послереволюционной политической реакции в Германии, на вполне благоприятную почву. «Иные времена», о которых ранее мечтал философ, настали. Последнее десятилетие жизни философа охарактеризовалось растущей популярностью, появились и ученики. В 1854 году Рихард Вагнер прислал ему с посвящением экземпляр своей тетралогии «Кольцо Нибелунгов», в немецких университетах стали читать лекции об его философской системе, его дом стал объектом паломничества.

Шопенгауэр 
с полным правом мог сказать «Закат 
моей жизни стал зарёй моей славы». В 1859 году вышло третье издание «Мира как воли и представления», а 
в следующем году — третье издание «Двух основных идей этики». Но 21 сентября 1860 года автора этих работ не стало, Шопенгауэр скончался от пневмонии.

Источник: https://student.zoomru.ru/fil/pessimisticheskaya-filosofiya-artura-shopengaujera/229806.1805315.s1.html

Ссылка на основную публикацию