Федеративное устройство российской федерации — в помощь студенту

Федеративное устройство — объединения двух и более государственно-территориальных образований в единое государство при сохранении за ними политической самостоятельности. Федеративное государство и федерация (союз) — понятия идентичны.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Федеративное государство характеризуется следующими юридическими признаками:

  • двухуровневой системой органов государственной власти
  • наличием федеральной правовой системы и правовой системы субъектов федерации
  • принципов бикамерализма (двух палатная система) в построении союзного парламента
  • верховенство федерального права
  • непризнание за субъектами федерации суверенитета
  • финансовой зависимостью субъектов от федеральной власти
  • принципом двойного гражданства
  • отсутствием у субъектов федерации права сецессии, т.е. выхода из состава федерации.

Федеральное государство выполняет две главные функции:

  • децентрализует власть посредством ее разделения по вертикали
  • интегрирует территориальные сообщества, т.е. собирает воедино различные территории, придавая им качество целостного образования. 1

Субъекты РФ.

Субъекты Российской Федерации имеют собственную исполнительную и законодательную власть, собственную конституцию или устав, собственный региональный парламент, а также по два представителя в Совете Федерации.

Согласно Конституции, все субъекты федерации равноправны, за исключением того, что автономные республики, в отличие от остальных субъектов, могут устанавливать свой (второй) государственный язык (или языки). Выход субъектов из состава РФ не предусмотрен.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Десятичные дроби. понятие десятичной дроби - в помощь студенту

Оценим за полчаса!

На данный момент в России насчитывается 85 субъектов федерации:

  • одна автономная область (Еврейская Автономная область);
  • три города федерального значения (Москва, Санкт-Петербург и Севастополь);
  • 4 автономных округа (Ненецкий, Чукотский, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий);
  • 9 краев (Алтайский, Камчатский, Хабаровский, Краснодарский, Красноярский, Пермский, Приморский, Ставропольский, Забайкальский);
  • а также 22 республики и 46 областей.

Все эти субъекты группируются в:

  • 9 федеральных округов;
  • 12 экономических районов;
  • 4 военных округа;
  • 11 часовых поясов. 2

Принципы федеративного устройства

Россия — суверенное, целостное, федеративное государство, состоящее из равноправных субъектов. Конституция РФ (ст. 5, ч. 3) закрепляет следующие принципы федеративного устройства нашего государства:

Государственная целостность.

Это означает, что РФ — целостное, единое, хотя и федеративное государство, включающее другие государственные образования. Они не имеют права выхода из состава Федерации в одностороннем порядке.

Современная Россия — государственное по своей природе объединение всех субъектов Федерации, а не аморфный, слабый союз. Российская Федерация возникла не как договорная федерация, не в результате объединения своих субъектов.

Они были образованы ею самой в составе единого государства. В преамбуле Конституции РФ подчеркивается, что многонациональный народ РФ сохраняет исторически сложившееся государственное единство.

РФ имеет все признаки государства: суверенитет, единую территорию, охватывающую территорию всех субъектов, единые правовую и судебную системы, единое экономическое пространство и др.

Единство системы государственной власти.

Оно проявляется в наличии общефедеральных органов государственной власти, чьи полномочия распространяются на всю территорию страны, в верховенстве федеральной Конституции и законодательства.

Субъекты Российской Федерации вне пределов компетенции РФ обладают всей полнотой власти, но они должны признавать конституционное разграничение компетенции между ними и Федерацией, верховенство федеральной Конституции.

Система государственных органов субъектов Федерации формируется ими самостоятельно, но в соответствии с общими принципами, установленными РФ. Это обеспечивает единство системы государственных органов.

Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ образуют единую систему исполнительной власти во всей стране. Для реализации компетенции РФ федеральные органы исполнительной власти могут создавать свои территориальные органы. Президент РФ обеспечивает осуществление полномочий федеральной государственной власти.

Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ.

Конституция РФ определяет:

  • перечень вопросов ведения РФ (ст. 71), которые полномочны решать только федеральные органы государственной власти;
  • предметы совместного ведения РФ и ее субъектов (ст. 72): правовые акты субъектов должны соответствовать федеральным законам по этим вопросам;
  • полноту власти субъектов РФ по вопросам, находящимся вне ведения РФ и вне предметов совместного ведения. В пределах своей компетенции и Федерация и субъекты принимают правовые акты.

По предметам ведения РФ принимаются федеральные законы, имеющие прямое действие на всей ее территории. По предметам совместного ведения РФ и ее субъектов издаются федеральные законы, в соответствии с которыми субъекты Федерации могут принимать собственные нормативные акты.

Законы и иные нормативные акты субъектов РФ, принятые по вопросам, находящимся в компетенции РФ или в совместном ведении РФ и ее субъектов, не могут противоречить федеральным законам.

В случае коллизии федерального закона и нормативно-правового акта субъекта РФ, принятым по вопросам, находящимся вне ведения РФ и ее совместного с субъектами РФ ведения, действует нормативно-правовой акт субъекта РФ.

Споры о компетенции между государственными органами РФ и органами государственной власти субъектов Федерации разрешаются Конституционным Судом РФ.

Принцип равноправия и самоопределения народов в РФ.

Наша Федерация — многонациональное государство. Многочисленные национально-государственные образования в РФ рассматриваются как разнообразные формы национальной государственности, как формы осуществления права наций на самоопределение.

В настоящее время РФ включает субъекты Федерации, образованные как по национально-территориальному, так и по территориальному принципу. Равноправие народов проявляется в равных правах всех наций и народностей на национальное развитие, развитие национальной культуры.

В Российской Федерации обеспечивается равенство прав и свобод человека независимо от расы и национальности. Государство гарантирует всем народам право на сохранение родного языка и его развитие. Каждый человек имеет право на свободный выбор языка обучения и творчества.

И хотя государственным языком РФ является русский, но республики (в составе Российской Федерации) вправе устанавливать свои государственные языки (они употребляются наряду с русским). Конституция РФ гарантирует права малочисленных коренных народов.

Равноправие субъектов РФ.

Этот принцип впервые был закреплен в действующей Конституции РФ. Равенство субъектов Российской Федерации проявляется:

  • в равенстве прав и обязанностей субъектов в составе РФ;
  • в конституционно установленных равных пределах компетенции субъектов всех видов, в одинаковой степени ограничения их компетенции компетенцией РФ;
  • в равном представительстве всех субъектов в Совете Федерации;
  • в равноправии субъектов во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти. Однако некоторые различия в государственной организации субъектов Федерации сохранились. Среди них есть республики, обладающие признаками государства, и государственно-территориальные образования (остальные субъекты РФ), не имеющие своих конституций, гражданства, государственного языка, высших органов государства. 3

Особенности федеративного устройства России

Российская Федерация — неоднородная федерация, построенная по национально-территориальному принципу, причём республики, автономные округа образованы по национальному принципу, а края, области, города федерального значения — по территориальному принципу.

Российская Федерация является конституционной, а не договорной федерацией, поскольку Конституция РФ имеет верховенство и высшую юридическую силу, а Федеративный договор не является государствообразующим (его сущность и содержание — разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ). Несмотря на неоднородность федерации и различный конституционно-правовой статус её субъектов, Конституция РФ провозглашает равноправие её субъектов, поэтому вопрос о симметричности или асимметрии Российской Федерации является дискуссионным. В составе РФ есть несколько сложнопостроенных субъектов — краёв и областей, в состав которых входят один или несколько автономных округов либо автономная область. 4

Федеративное устройство предполагает и разделение полномочий между центром и субъектами.

В ведении Российской Федерации находятся:

  • принятие и изменение Конституции РФ и федеральных законов, контроль за их соблюдением; федеративное устройство и территория Российской Федерации;
  • регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина;
  • гражданство в Российской Федерации; регулирование и защита прав национальных меньшинств;
  • установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности;
  • формирование федеральных органов государственной власти;
  • федеральная государственная собственность и управление ею;
  • установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития Российской Федерации и т.д.

Для этого принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации.

В совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ находятся:

  • обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Конституции РФ и федеральным законам;
  • защита прав и свобод человека и гражданина;
  • защита прав национальных меньшинств;
  • обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности;
  • режим пограничных зон;
  • вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами;
  • разграничение государственной собственности;
  • природопользование;
  • охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности;
  • особо охраняемые природные территории;
  • охрана памятников истории и культуры;
  • ряд других задач, закрепленных в Конституции РФ. Для реализации данных задач издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, которые не могут противоречить федеральным и федеральным конституционным законам.

По вопросам исключительного ведения субъектов РФпоследние могут осуществлять собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов.

Для реализации поставленных задач федеральные органы исполнительной власти могут создавать свои территориальные органы в регионах и назначать соответствующих должностных лиц. Одновременно с этим часть полномочий федеральных органов исполнительной власти может передаваться органам исполнительной власти субъектов РФ. Возможна и обратная передача полномочий. 5

Источник: https://oege.nnewer.ru/oge/pravo/66_federativnoe_ustroystvo_rossiyskoy_federatsii.html

Федеративное устройство российской федерации

Муслумова Нармин Мелик кызыРоссийский государственный социальный университет

Библиографическая ссылка на статью:
Муслумова Н.М.к. Федеративное устройство Российской Федерации // Гуманитарные научные исследования. 2017. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2017/12/24627 (дата обращения: 26.03.2019).

На определение территориального устройства того или иного государства влияют различные факторы. Это могут быть особенности национального состава населения, исторические традиции, социально-экономическая сущность и много другое.

В науке конституционного права, как правило, федерацию рассматривают применительно к многонациональному государству. Для России это было определяющим фактором при выборе формы государственного устройства.[4] Но, конечно же, «федерация» как форма государственного устройства не всегда связывается с многонациональностью.

В данный период времени для России проблемы государственного устройства приобретают особую актуальность.

Российская Федерация по своему устройству является суверенным, единым государством, которое состоят из субъектов равных между собой. К ним относятся: области, автономные области, края, республики, города федерального значения, автономные округа. Федеративное устройство России закреплено Конституцией РФ.

Читайте также:  Анализ платежного баланса на примере россии - в помощь студенту

В.Е.Чиркин давал такое определение федерации: «Союзная-государственная-территориальная организация, состоящая из государств или государственных образований, опирающаяся на принцип согласия, основанная одновременно на целостности государственной власти(управления государством) и  ее вертикальном разделении между федерацией и ее членами(субъектами) при верховенстве федерации»[5].

То есть, федерация это такая форма государственного устройства, при которой самостоятельные субъекты объединены  в одно целое и имеют два уровня управления(центральное и региональное).

Стоит отметить, что Россия не была создана путем объединения отдельных государств, а была провозглашена федерацией.

В соответствии с Конституцией нашей страны статус субъекта Российской Федерации может быть изменен по взаимному согласию Российской Федерации и субъекта Российской Федерации в соответствии с федеральным конституционным законом.[3, Ст.66]

Федеративное устройство Российской Федерации основывается на следующих принципах.

1)Государственная целостность России.

Российская Федерация является целостным суверенном государством. Обеспечивается ее целостность и неприкосновенность территории. На президента Российской Федерации возложена обязанность по охране суверенитета нашей страны, ее государственной целостности и независимости. У субъектов отсутствует права одностороннего выхода из состава Федерации.

Верховенство Конституции и федеральных законов на всей территории. Также существования единой денежной единицы-рубля, единого языка.

При этом, необходимо отметить, что на территории России запрещается установление  таможенных границ, пошлин, сборов, а также других препятствий, которые могут помешать свободному перемещению товаров и финансовых средств.

2)Единство системы государственной власти.

Россия является демократическим государством,  из чего следует, что единственным источником власти в нашей стране является ее многонациональный народ. Государственная власть делится на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Система органов государственной власти субъектов РФ устанавливается ими самостоятельно в соответствии  с основами конституционного строя России.[4]

3)Разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ.

Оно осуществляется Конституцией РФ, федеративными и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.[6, с.258] Предметы ведения и полномочия разделены на те, которые относятся только к Федерации и на те, которые относятся к совместному ведению Федерации и субъектов.

4)Равноправия и самоопределение народов России.

Данный принцип является одним из основополагающих принципов федеративного устройства России, где проживают свыше 190 народов. Всем народам гарантируется право на  сохранение их языка, его развитие и изучение. Государственным языком на территории Российской Федерации является русский язык, однако республики имеют право на установление своих государственных языков.

Также этот принцип проявляется в том, что каждый народ имеет право на использование земли и других природных ресурсов как основу жизни и деятельности. Наша страна гарантирует равенство прав и свобод гражданина независимо от расы, национальности и языка.

Также Российская Федерация, опираясь на международно-правовые нормы, защищает наиболее уязвимые народы, которые являются малочисленными.[2]

Хочется подчеркнуть и равноправие субъектов Российской Федерации. Все они взаимодействуют с федеральными органами и обладают равными правами.  Это обеспечивается равным представительством в Совете Федераций Федерального Собрания РФ.

Конечно же, все субъекты отличаются друг от друга по характеристикам. Они могут различаться по экономическому потенциалу, по численности населения, по географическому местоположению, уровню культуры и другим признакам.

Но в юридическом понимании они находятся в абсолютно равном положении.

Подводя итоги, можно сказать, что федерация- это такое государство, которое имеет многоуровневую территориальную структуру и объединяет несколько государственных образований в рамках одного государства.

Федеративное устройство современной России появилось  не с нуля, оно не было теоретически и практически обоснованной  моделью организации нового государства, а являлось больше  как наследие федеративной системы советского периода.  Стоит отметить, что Российская Федерация является конституционной, а не договорной Федерацией.

Государственно-правовые механизмы разграничения полномочий и гарантии обеспечения единства правового регулирования на всей территории Российской Федерации базируются на конституционных положениях о высшей юридической силе и прямом действии Конституции РФ на всей территории Федерации (ч. 1 ст.

15 Конституции РФ) и о верховенстве на всей территории страны федеральных законов, принятых по предметам совместного ведения (ч. ч. 1 и 3 ст. 76 Конституции РФ).[10]

Библиографический список

Источник: http://human.snauka.ru/2017/12/24627

Федеративное устройство РФ



37

Введение

Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что федеративное устройство является основополагающим для любого государства, ведь это территориальная организация государства, обусловливающая правовое положение его отдельных частей и характер взаимоотношений центральных и региональных органов власти. Это понятие обладает большой важностью, т.к форма федеративного устройства составляет сущность государства, оказывая влияние не только на процесс формирования правовой системы, но и на процесс практической реализации законов и формирования правового государства.

Изучение государственного устройства РФ особенно важно, т.к.  Российская Федерация является многонациональным государством, в состав которого входит множество субъектов, и все они, имея собственные полномочия в решении различных вопросов, все же находятся в прямом подчинении РФ.

Цель курсовой работы – изучение федеративного устройства Российской Федерации, особенностей ее конституционно-правового статуса, а также статуса субъектов, входящих в состав РФ, в т.ч. республик, краев, областей, городов федерального значения и автономных образований.

  • В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи:
  • • изучить федеративное устройство Российской Федерации и его особенности;
  • • рассмотреть конституционно-правовой статус государства;

• рассмотреть особенности конституционно-правового статуса субъектов, входящих в состав РФ, в т.ч. республик, краев, областей, городов федерального значения и автономных образований.

Предметом исследования является государственно-территориальное устройство Российской Федерации и конституционно-правовой статус как самого государства в целом, так и его субъектов.

Объектом исследования являются общественные отношения, связанные с государственным устройством Российской Федерации.

Степень разработанности темы курсовой работы значительна. Разработкой этой тематики занимались такие ученые-правоведы как Козлова Е.И., Кутафин О.Е., Баглай М.В., Авакьян С.А, Малько А.В. и др.

При освещении темы федеративного устройства практически в каждом издании учебной литературы неотъемлемой частью становится освещение аспектов правового положения субъектов федерации, их взаимодействие и значение в составе России.

  1. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка.
  2. Глава 1. Конституционно-правовой статус
  3. и особенности федеративного устройства РФ
  4. § 1. Особенности федеративного устройства РФ

Федеративное устройство Российской Федерации — это её национально-территориальная организация, структура. Федеративное устройство характеризует состав, правовое положение составных частей — субъектов федерации, их взаимоотношения с государством в целом.[1]

Российская Федерация имеет ряд особенностей, существенно отличающих ее от других федераций. Федерация обычно образуется путем объединения двух или нескольких государств в единое союзное государство. Образование же Российской Федерации шло совсем иным путем.

Россия как федерация не является объединением нескольких государств. Она была образована в результате создания в ее составе ряда автономных государств и автономных национально-государственных образований народов, населяющих ее территорию.

Эти государства, а также национально-государственные образования и были признаны субъектами Российской Федерации.[2]

По этой причине Российская Федерация с самого начала ее создания являлась одновременно и национальным государством русского народа, составляющего подавляющее большинство ее населения и давшего имя республике, и основанной на автономии федерацией, объединившей в своем составе русский и многие другие народы.

Порядок образования Российской Федерации свидетельствует о том, что с момента своего возникновения она носила не договорно-конституционный или договорный характер, как многие другие федерации, а конституционно-правовой характер, поскольку была создана не в результате заключения договора между ее субъектами, а на основе провозглашения ее федерацией в Конституции Республики.

Не обладая классическими признаками федеративного государства, Россия как федерация вызывала немало споров. Но главным аргументом в защиту ее федерального характера служили не те или иные формальные признаки федерации, а воля ее народов, выразивших желание рассматривать свое государство в качестве федеративного.

Ныне Российская Федерация в большей мере походит на классическое федеративное государство, чем ее предшественница РСФСР.

В настоящее время субъектами Российской Федерации являются не только бывшие или настоящие автономии, но и области, края, города федерального значения.

Таким образом, в настоящее время не часть, как это было прежде, а вся территория Российской Федерации складывается из территорий ее субъектов.

Однако, несмотря на изменение многих своих черт, Российская Федерация была и остается конституционно-правовой федерацией.

По своему устройству Российская Федерация — суверенное, целостное, федеративное государство, состоящее из равноправных субъектов. Их несколько видов: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа. Федеративное устройство Российского государства, его состав закреплены Конституцией РФ.

Федеративное устройство России базируется на принципах, закрепленных Конституцией РФ (ст. 5, ч. 3) в числе основ конституционного строя. Одним из таких принципов Конституция РФ называет государственную целостность, которая лежит в основе устройства Российской Федерации.[3]

Государственная целостность означает, что Российская Федерация — цельное, единое и нераздельное, хотя и федеративное, государство, включающее другие государства и государственные образования. Они не имеют права выхода из состава Федерации, что соответствует международным стандартам и мировому опыту федеративного строительства. Целостность — естественная черта независимых государств.

Современная Российская Федерация — государственное по своей природе объединение всех субъектов федерации, а не слабый их союз, не конфедерация. Российское государство возникло и развивалось как единое централизованное, имеет многовековую историю.

В течение длительного периода оно было многонациональным. Автономные образования в составе Российской Федерации (тогда РСФСР) в основном создавались центральной властью, высшими органами государства. РФ возникла не как договорная федерация, не в результате объединения своих субъектов.

Напротив, они были образованы ею самой в составе единого государства.

В преамбуле нынешней Конституции РФ подчеркивается, что многонациональный народ Российской Федерации сохраняет исторически сложившееся государственное единство. Российская Федерация имеет все признаки государства, выступает субъектом международного права.

Она имеет общую, единую территорию, охватывающую территории всех субъектов, осуществляет, будучи суверенным государством, территориальное верховенство, обеспечивает свою неприкосновенность.

В Российской Федерации единая правовая система, в ней гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение людей, товаров, услуг и финансовых средств; она сама устанавливает правовые основы единого рынка. В Конституции РФ предусмотрены гарантии государственной целостности РФ.

Большую роль здесь играет Президент РФ, на которого возложена обязанность принимать меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности.

Единство системы государственной власти тесно связано с государственной целостностью и ею обусловлено.[4] Целостная, хотя и федеративная, государственная организация предполагает единую систему власти.

Она проявляется в суверенитете РФ, наличии общефедеральных органов государственной власти, чьи полномочия распространяются на всю ее территорию, верховенстве федеральных Конституции и законов. Структура государственной власти многосложна.

Субъекты федерации пользуются значительной самостоятельностью в осуществлении государственной власти.

Вне пределов компетенции Российской Федерации эти субъекты обладают всей полнотой государственной власти. Однако они должны признавать конституционное разграничение компетенции между ними и федерацией в целом, верховенство федеральных конституций и законов и исполнять их.[5]

В пределах своей компетенции и федерация и субъекты федерации принимают правовые акты, решают вопросы государственной и общественной жизни.

По предметам ведения Российской Федерации (первая группа вопросов) принимаются федеральные законы, имеющие прямое действие на всей ее территории.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (вторая группа вопросов) издаются федеральные законы, в соответствии с которыми субъекты федерации принимают уже свои законы и иные нормативные акты.

Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, регулирующим первые две группы вопросов. В случае же противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

Однако при противоречии между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта федерации, принятым по вопросам, находящимся вне ведения Российской Федерации и ее совместного с субъектами ведения, действует нормативный правовой акт субъекта федерации.

Таким образом, предметы ведения, полномочия самой федерации и ее субъектов строго разграничены, и эти границы не должны ими нарушаться.

В числе принципов федеративного устройства России — принципы равноправия и самоопределения народов в Российской Федерации. Значение их подчеркнуто в преамбуле Конституции РФ. Россия является многонациональным государством, и ее федеративное устройство это отражает.

Мировой опыт федерального строительства свидетельствует о том, что в некоторых случаях федеративная форма государственного устройства может быть обусловлена многонациональным составом населения и служит государственно-правовой формой, помогающей разрешать национальный вопрос.

В настоящее время РФ включает субъекты федерации, образованные по национальному (национально-территориальному) принципу (республики, автономная область, автономные округа) и по территориальному (края, области, города Москва и Санкт-Петербург).

При этом население республик, автономных образований имеет многонациональный характер; в краях, областях, двух крупнейших российских городах также живут представители многих наций и народностей (хотя в них, в основном, сосредоточено русское население). В современном федеративном устройстве России получает развитие территориальный (региональный) принцип.

Указанные два принципа организации субъектов федерации (национально-территориальный и территориальный) — также существенные характеристики федеративного устройства России.

Равноправие народов проявляется в равных правах на национальное развитие, развитие национальной культуры, языка, на пользование им. Государство гарантирует всем народам нашей страны право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития. Оно гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина, независимо от расы, национальности, языка.

Каждый человек имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка обучения, воспитания, творчества. Государственным языком Российской Федерации на всей ее территории остается русский язык, но республики вправе устанавливать свои государственные языки.

Они употребляются наряду с русским языком в органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик.[6]

Самоопределение наций может осуществляться в различных национально-государственных и национально-культурных формах.

Способами реализации права наций на самоопределение могут быть: создание суверенного, независимого государства, свободное присоединение к независимому государству, объединение с другим государством, установление любого другого политического статуса.

Таким образом, суверенитет нации может проявляться в создании разных форм государственности, но не всегда — суверенного государства; она может изменить форму своего государственного существования, жить в многонациональном государстве.[7]

Право наций на самоопределение не предполагает, что во всех случаях оно произойдет в виде независимого государства.

Современное международное право, признавая право наций на самоопределение, требует, однако, соблюдения территориальной целостности независимых государств.

Читайте также:  Влияние человека на окружающую среду - в помощь студенту

Зарубежные конституции так же, как и Конституция Российской Федерации, не предусматривают право на отделение, выход из состава федераций, обеспечивая их территориальную целостность, не допуская расчленения независимых государств.

Федеративное устройство России отражает ее многонациональный состав. Она имеет в своем составе много национальных государств и национально-государственных образований, в том числе 21 республику, автономную область, 4 автономных округа. Некоторые автономные образования создавались как форма национальной государственности не только одной нации (а, например, двух и более).

Равноправие субъектов Российской Федерации — принцип федеративного устройства, впервые получивший закрепление в нынешней Конституции РФ.

Она специально подчеркивает его важное проявление — равноправие всех субъектов между собой во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти. Это равноправие, прежде всего, проявляется:

Источник: https://student.zoomru.ru/grajdan/federativnoe-ustrojstvo-rf/122992.969833.s1.html

Федеративное устройство Российской Федерации

Основные понятия: федерализм, конституционный статус субъектов РФ, принципы федерализма в Российской Федерации, предмет ведения, разграничение компетенции органов государственной власти РФ и её субъектов

В области государственно-территориального устройства Россия является федеративным государством.

Федерализм в России
Является одним из средств регулирования национальных отношений, обеспечения равноправия и самоопределения наций и народностей, проживающих на её территории Способствует демократизации управления государством: децентрализация власти лишает центральные органы государства монополии на власть

Создание различных форм национальной государственности народов России

Предоставление отдельным регионам самостоятельности в решении вопросов их жизни

Российская Федерация построена на сочетании национально-территориальных с территориальными началами добровольного объединения её субъектов, которое было оформлено Федеративным договором, подписанным 31 марта 1992 г., а позднее нашло отражение в Конституции РФ.

Основы конституционного статуса субъектов РФ

Принцип образования Вид субъекта РФ (их количество) Его статус Признаки статуса субъекта РФ
Национально-территориальный Республика (22) это государство в составе РФ, обладающее всей полнотой государственной власти вне пределов компетенции РФ
  • — Конституция республики.
  • — Республиканское законодательство.
  • — Система органов государственной власти республики, которая устанавливается ею самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя РФ.
  • — Территория, причём границы между субъектами могут быть изменены только с их взаимного согласия.
  • — Республиканское гражданство.
  • — Государственный язык.
  • — Собственные символы государства: герб, флаг, гимн, столица
Автономная область (1)
Автономный округ (4)
это государственные образования в составе РФ, обладающие всей полнотой государственной власти вне пределов компетенции РФ
  1. — Устав субъекта РФ.
  2. — Законодательство субъекта РФ.
  3. — Система органов государственной власти субъекта РФ, которая самостоятельно им самим устанавливается в соответствии с основами конституционного строя РФ.
  4. — Территория, границы которой могут быть изменены только с взаимного согласия органов власти сопредельных субъектов РФ
Территориальный
  • Край (9)
  • Область (46)
  • Города федерального значения (3): Москва, Санкт-Петербург, Севастополь

Конституция РФ допускает возможность принятия в Российскую Федерацию и образования в её составе нового субъекта. Это делается в порядке, установленном федеральным конституционным законом.

Пути изменения состава РФ
  • Добровольное вхождение в РФ иностранного государства
  • Образование на территории РФ нового субъекта, которое может быть осуществлено:
    • Путём объединения двух или более субъектов в один
    • Путём разделения одного субъекта с образованием новых
    • Путём выделения нового из состава одного субъекта или нескольких субъектов, граничащих между собой
    • Путём вхождения одного субъекта в состав другого, в результате чего один из них утрачивает статус субъекта РФ

    В соответствии с Указом Президента РФ «О полномочном представителе Президента РФ в федеральном округе» от 13 мая 2000 г. созданы семь федеральных округов, охватывающих группы субъектов Федерации: Северо-Западный; Приволжский; Южный; Дальневосточный; Центральный; Уральский; Сибирский; в январе 2010 г. образован восьмой — Северо-Кавказский, в марте 2014 г. — Крымский.

    Президент РФ назначает своих полномочных представителей в каждый из этих федеральных округов.

    Демократический характер Российского государства проявляется в его государственно-территориальном устройстве, основывающемся на принципах федерализма.

    Принципы федерализма в Российской Федерации
  • Государственная целостность
  • Обеспечивается единой системой власти, единым экономическим пространством, верховенством федерального права

  • Равенство и самоопределение народов
  • Предоставление равных прав на национальное развитие, развитие национальной культуры и языка, гарантий прав коренных малочисленных народов. Самоопределение народа не должно нарушать как права отдельных народов, так и всего многонационального народа России

  • Единство системы государственной власти
  • Наличие федеральных органов власти, олицетворяющих высшую государственную власть и объединяющих всю совокупность органов власти субъектов РФ

  • Верховенство федерального права
  • Федеральные законы и иные нормативные правовые акты, принимаемые федеральными органами власти, обладают верховенством по отношению к законодательствам субъектов РФ

  • Разграничение предметов ведения и полномочий между Федерацией и её субъектами
  • Взаимоотношения между федеральными органами государственной власти и органами власти субъектов РФ строятся на основе предусмотренного Конституцией РФ разграничения сфер и компетенций их деятельности

  • Равенство субъектов Российской Федерации
  • Защищает интересы как Российского государства в целом, так и отдельных субъектов Федерации

    1. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти её субъектов — один из принципов федеративного устройства России.
    2. Под предметом ведения подразумеваются те сферы общественной жизни, отрасли экономики и социально-культурной жизни, которые находятся в распоряжении одной или другой власти — федеральной или субъекта РФ.
    3. Разграничение компетенции органов государственной власти РФ и её субъектов
    Принадлежность предмета ведения и полномочий Перечень вопросов Особенность действия нормативных правовых актов
    Российская Федерация Внешняя политика и международные отношения РФ; финансовое, валютное, таможенное регулирование; судопроизводство; уголовное, гражданское право и др. Федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории РФ
    Российская Федерация и её субъекты (совместное ведение) Защита прав и свобод человека и гражданина; координация международных и внешнеэкономических связей субъектов; охрана окружающей среды; общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры; административное, трудовое, семейное, жилищное право Федеральные законы, в соответствии с которыми субъекты Федерации принимают уже свои законы и иные нормативные правовые акты. Правовые акты субъектов РФ должны соответствовать федеральным законам по данным вопросам
    Субъекты Российской Федерации Вопросы, находящиеся вне ведения РФ и совместного ведения РФ и её субъектов, которые Конституция РФ не ограничивает и не конкретизирует в полной мере Нормативные правовые акты субъектов РФ, изданные по данным вопросам, не рассматриваются с точки зрения их соответствия Конституции РФ, так как они находятся вне пределов компетенции Федерации. В случае противоречия между федеральным законом и законом субъекта РФ действует закон субъекта РФ

    Источник: https://socialstudies.ru/ege-po-obshchestvoznaniyu/federativnoye-ustroystvo-rossiyskoy-federatsii.html

    Тема 15. Федеративное устройство России

    Интересно? Расскажите друзьям   

    Федеративное устройство России было установлено в январе 1918 года, вскоре после установления республиканской формы правления. Оно сменило собой унитарное государственное устройство Российской империи.

    Российская Федерация, согласно статье 5 Конституции 1993 года, состоит из равноправных субъектов Российской Федерации. Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты федерации между собой равноправны.

    • С 1 марта 2008 года таких субъектов федерации 83.
    • Российскую Федерацию составляют республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа, являющиеся субъектами федерации.
    • Только Российская Федерация вправе обеспечивать целостность и неприкосновенность своей территории, следовательно, целостность и неприкосновенность всех входящих в ее состав территориальных единиц.
    • В качестве конституционной основы федеративного устройства Российской Федерации закреплены такие принципы, как:
    • — государственная целостность;
    • — единство системы государственной власти;
    • — разграничение предметов ведения полномочий между органами государственной власти Федерации и органами государственной власти ее субъектов;
    • — равноправие и самоопределение народов Российской Федерации.

    Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации равноправны между собой.

    Закрепляя принцип равноправия всех субъектов Российской Федерации, Конституция в качестве одного из важнейших принципов закрепляет принцип единого и равного гражданства Российской Федерации, независимо от оснований его приобретения, а каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и имеет равные обязанности, предусмотренные Конституцией РФ.

    Важнейшее значение для нормального функционирования российского федерализма имеет принцип установления единого государственного языка на всей территории Российской Федерации, коим является русский язык. Свои государственные языки могут устанавливать и республики.

    Они используются наряду с государственным языком Российской Федерации в органах государственной власти, органах местного самоуправления и государственных учреждениях этих республик.

    Вместе с тем, Российская Федерация гарантирует всем ее народам право на сохранение родного языка и создание условий для его изучения и развития и гарантирует права коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

    Российский федерализм обладает целым рядом специфических особенностей, отличающих его от федерализма в других странах.

    Прежде всего, Россия была в историческом плане провозглашена федерацией, а не создана путем объединения самостоятельных государств. Следовательно, Россия может быть отнесена к конституционной Федерации, поскольку она создана на основе Конституции, в которой закреплена политическая самостоятельность отдельных территорий, предоставленная общефедеральной властью.

    С самого начала своего образования Россия представляла собой не конституционно-договорную федерацию (как США или Швейцария), а конституционно-правовую федерацию.

    Россия в отличие от абсолютного большинства других федераций создавалась как федерация асимметричная с различными видами субъектов Федерации, созданными как по национально-территориальному (21 республика-государство, 10 автономных округов и 1 автономная область), так и по территориальному признаку (6 краев, 49 областей, 2 города федерального значения).

    Субъекты Федерации с самого начала не обладали правом выхода из ее состава, но статус субъекта Федерации по согласованию с общефедеральными органами власти и на основании специального конституционного закона мог быть изменен. Конституция РФ предусмотрела возможность вступления новых субъектов в состав Российской Федерации.

    Источник: http://humanitar.ru/page/ch4_15

    newinspire

    Федеративное устройство как конституционно-правовой институт

    Ключевые слова: федеративное, устройство, конституционно-правовой, институт

    Государственное устройство РФ — один из важнейших институтов конституционного права РФ. Объединяемые им нормы регулируют широкий круг общественных отношений, возникающих в процессе создания и функционирования РФ и ее субъектов.

    Они не только регулируют различные стороны государственного устройства РФ, но и оказывают существенное влияние на содержание других конституционно-правовых институтов, поскольку именно государственным устройством РФ определяются в значительной мере порядок образования, система и компетенция гос.

    органов как самой Федерации, так и ее субъектов и т.д.

    Нормы института государственного устройства содержатся в гл. 3 Конституции РФ «Федеративное устройство», определяющей правовые основы статуса Федерации и ее субъектов, дающей полный перечень этих субъектов, устанавливающей исключительную, а также совместную с ее субъектами компетенцию РФ.

    Нормы института государственного устройства содержатся также в Федеративном договоре от 31 марта 1992 г., в нормативных актах органов гос. власти РФ; в конституциях, уставах и других законодательных актах субъектов РФ.

    Однако Конституция РФ рассматривает федерацию в России не только как форму государственного устройства страны, но и как одну из основ конституционного строя РФ, установленных в гл. 1. В гос.

    устройстве РФ, которое основывается на принципе федерализма, находит одно из проявлений ее демократизм как государства.

    В России федерализм – это, прежде всего, государственная организация национальных отношений. Исторический опыт российского федерализма подтвердил его жизненную необходимость для разрешения национального вопроса в Республике, для осуществления суверенитета наций, составляющих многонациональный народ РФ.

    Российский федерализм обеспечивает суверенитет наций, проживающих на территории РФ. Суверенитет нации означает ее верховенство и независимость в решении вопросов своей внутренней жизни и взаимоотношений с другими нациями, ее свободное волеизъявление в избрании формы своей национальной государственности.

    Российский федерализм означает свободное развитие наций и народностей, проживающих на территории России.

    Такое развитие выражается в создании различных форм национальной государственности народов РФ — республик, автономной области, автономных округов, а также в преобразовании одних форм национальной государственности в другие.

    Свободное развитие наций и народностей означает также развитие национальных языков. Однако российский федерализм — не только форма разрешения национального вопроса в многонациональной Республике, но и форма демократизации управления государством.

    Федерализм имеет существенные преимущества в этом отношении перед унитаризмом. Децентрализация государственной власти и распределение ее по регионам — важная гарантия демократизма в управлении государством.

    Центр в таких условиях лишается монополии на власть и потому не может употребить ее произвольно, она повсеместно встречается со «сдержками и противовесами».

    Открывается больше возможностей для устройства управления на местах в соответствии с их интересами, а интересы одного региона не приносятся в жертву интересам других.

    В результате образуются многочисленные центры интересов, характеризующиеся своими особенностями, и вместо единообразия, установленного центром, создается единство в разнообразии, что и составляет высшую цель общественного развития.

    Базирующаяся на принципе федерализма децентрализация государственной власти обеспечивается разграничением предметов ведения и полномочий между РФ, составляющими ее республиками, краями, областями, городами федерального значения, автономной областью, автономными округами и местным самоуправлением.

    В соответствии с принципом федерализма основы правового статуса республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов устанавливаются и гарантируются Конституцией РФ.

    Конституции республик, уставы краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов не могут противоречить Конституции РФ.

    Полномочия РФ, не отнесенные ее Конституцией к ведению Федерации либо к совместному ведению Федерации и республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов, осуществляются республиками, краями, областями, городами федерального значения, автономной областью, автономными округами самостоятельно в соответствии с Конституцией РФ.

    Федеративное устройство РФ основывается на ряде принципов, обусловленных ее демократической сущностью. Эти принципы являются исходными началами территориального устройства не только самой Федерации, но и ее субъектов. К ним, согласно Конституции РФ (ст.

    5), относятся: государственная целостность РФ; единство системы государственной власти; разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ; равноправие и самоопределение народов в РФ; равноправие субъектов РФ во взаимоотношениях с фед. органами гос.

    власти. … читать далее …

    Источник: http://newinspire.ru/l/3/31/143-federativnoe-ustrojstvo-kak-konstitutsionno-pravovoj-institut.html

    Ссылка на основную публикацию