Эстетика в экзистенциализме — в помощь студенту

Эстетика в экзистенциализме - в помощь студенту

  • Экзистенциализм – это одно из философских направлений, центром которого является человек.
  • Данное течение было широко распространено в прошлом столетии.

Оглавление:

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!
  • Понятие экзистенция, экзистенциальность, экзистенциалист
  • Философия экзистенциализма
  • Причины возникновения
  • Направления экзистенциализма
  • Экзистенциальные проблемы
  • Основные философы экзистенциалисты
  • Экзистенциализм в литературе
  • Современный экзистенциализм и его представители

Понятие экзистенция, экзистенциальность, экзистенциалист

Экзистенциализм происходит от латинского exsistentia, что означает существовать. Ключевое место здесь принадлежит человеку, как абсолютно уникальному явлению, его внутреннему миру.

Эстетика в экзистенциализме - в помощь студенту

Представители этого течения стали именоваться экзистенциалистами. Представителями русского экзистенциализма считают Федора Достоевского, Льва Шестова, в чьих трудах прослеживается подробное описание внутреннего мира, духовной составляющей бытия человека – экзистенциальности.

Философия экзистенциализма

Основные идеи сводятся к определению значения термина «бытие». Характерной чертой последнего является интуитивное познание индивида. В отличие от рационализма, в existentialism существование человека предшествует его сущности.

Эстетика в экзистенциализме - в помощь студенту

Это единая связь между субъектом и объектом. Простыми словами, центром теории экзистенциализма выступает переживание по поводу своей роли в мире (в отличие от философии жизни).

Причины возникновения

Выделяют внешние и внутренние предпосылки формирования данного течения.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Десятичные дроби. понятие десятичной дроби - в помощь студенту

Оценим за полчаса!

Эстетика в экзистенциализме - в помощь студенту

Внешние обусловлены масштабными историческими событиями, потерями миллионов жизней. В связи с чем возник кризис человека в поствоенном обществе, когда ряд представителей пытались помочь индивиду обрести свое «Я». Философия создавала новые понятия: усредненного человека, вот-бытие, так-бытие, бытие-в-мире.

Внутренние представлены трансцендентностью, которая призвана раскрыть смысл личности, свободы. Имея атеистические взгляды, человек сам управляет и принимает решения, он лишен онтологического существования (по Сартру).

С другой стороны, индивидуумом движут отношения к другим (глубокие, личные), представляемые перед Всевышним (Марсель).

Направления экзистенциализма

Существует два вида этого философского направления.

Эстетика в экзистенциализме - в помощь студенту

Атеистический

Ответственность за свою судьбу полностью несет индивидуум. Он сам формирует себя, ни на кого не рассчитывает. С точки зрения светской – человек одинок.

Религиозный

Человек признает существование высшей силы. Вера – источник самосовершенствования. Данная позиция характерна для русской философии. В Германии основной представитель экзистенциализма — Карл Ясперс.

Экзистенциальные проблемы

К основным экзистенциальным вопросам принадлежат вопросы бытия.

Проблема смысла жизни

Существует неразрывно с личностью. Этот вопрос посещает не только философов, но и каждого человека при угрозе смерти или ее приближении. Анализируя прожитую жизнь, возникает стремление к познанию внутреннего мира, саморефлексии.

Эстетика в экзистенциализме - в помощь студенту

Пограничные ситуации осмысливаются в трудах писателей-экзистенциалистов, обладающих экзистенциальным опытом (труды Сартра, Камю).

Именно экзистенциальный страх возвращает человека к осмыслению собственного бытия – смысла жизни, а не повседневности, избавляет от экзистенциальной пустоты.

Проблема выбора

Выбор, прежде всего свобода, – основная экзистенциальная потребность. Так, ряд философов возлагает ответственность за жизнь человека на него самого. Он свободен в принимаемых решениях, являясь воплощением свободы.

Эстетика в экзистенциализме - в помощь студенту

Здесь экзистенция ориентирована куда-то, на что-то или кого-то.

Свобода выбора заключается в смещении фокуса внимания с общественного на индивидуальное (единичного человека). Сфера личности приводит к историчности, замещая экзистенциальную пустоту.

Проблема философии

Основополагающая проблема сводится к повороту на человека. Уход от рационального, признание иррациональности, признание индивида ядром. Это отличается от ранней онтологии.

Эстетика в экзистенциализме - в помощь студенту

Логика, гносеология, теория вещей, теория идей отметаются представителями новой онтологии. Простыми словами в философии развивается новое понятие временности, истинной, отличающейся от физической.

Проблема одиночества

Человек – социальное существо, но каждый выбор приводит к одиночеству. Это чувство может привести к экзистенциальной угрозе (когда совместное сосуществование невозможно в принципе). Окружающая действительность утрачивает свое значение, становится чуждой для индивидуума.

Эстетика в экзистенциализме - в помощь студенту

Внутренние переживания, драма приводят к выбору себя в конфликтных ситуациях. Кратко и понятно экзистенциализм можно представить, как направление, где человек одинок, по причинам объективности.

Основные философы экзистенциалисты

Перечислим наиболее масштабные фигуры в данном течении:

  • представители в России: Л. И. Шестов, Н. А. Бердяев;
  • корифеи немецкой школы: М. Хайдеггер, К. Ясперс, М. Бубер;
  • французские экзистенциалисты: Г. Марсель, Ж. П. Сартр, А. Камю.

Экзистенциализм в литературе

На первый план выходят произведения, в которых четко прослеживается проблема одиночества человека в социуме. Герои книг – личности, испытывающие на себе тяготы бытия в обыденной жизни.

Эстетика в экзистенциализме - в помощь студенту

Авторы переосмысливают факт существования как такового, стремятся избавиться от трагизма. Яркие примеры – труды Ж. П. Сартра, А. Камю, С. Де Бовуара.

Современный экзистенциализм и его представители

В настоящее время свободу рассматривают, как тяжелый труд, постоянный выбор, что загоняет человека в рамки. Принятие решений – ежедневная обязанность, требующая выполнения. Отсутствие действий – также выбор.

Суть заключается в постоянной ответственности за свою жизнь, за реальность, которую человек создает (И. А. Бродский, позднее творчество В. Высоцкого).

Источник: https://1001student.ru/obshhestvoznanie/ehkzistencializm.html

Эстетика французского экзистенциализма (П.Сартр )

Оставьте заявку на Реферат Получите бесплатную консультацию по

написанию

Сделайте заказ и скачайте

результат на сайте

  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы

План Введение 31. Формирование эстетики как науки и роль экзистенциализма в этом процессе 52. Экзистенция эстетики Ж.-П.Сартра 10Заключение 14Список использованных источников 16 Фрагмент для ознакомления

Всем остальным, кроме литературы, видам искусства Сартр отказывает в событиях реального мира. Скульптор или музыкант, живописец или поэт могут быть преданными свободе на личностном уровне, но как художники они имеют дело с «вещественным» материалом (цвет, звук, камень, поэтическое слово), который «приглушает» идею свободы.

И все-таки пессимизм следует преодолевать, считает Сартр и подчеркивает: «… Я пишу, я писал книги, они нужны, они все же полезны. Культура ничего не кого не спасает, да и не оправдывает. Но она — создание человека: он себя проецирует в нее, узнает в ней себя, только в этом критическом зеркале видит свое лицо».

В системе взглядов Жан-Поля Сартра, которая включает и поиск синтеза экзистенциализма с марксизмом, и разработку концепции негативной диалектики, главное место отведено свободе. Свобода человека рассматривается в духе полного индетерминизма. Свобода — это дыра в бытии, поскольку человек является таким, который себя свободно выбирает.

Во взглядах Жан-Поля Сартра звучат моральные стимулы, которые взаимно исключают друг друга. С одной стороны, решения, которые принимает лицо, проникнуты чувством ответственности перед человечеством, потому, выбирая себя, люди выбирают всех людей так как, их действия влияют на судьбу всех людей.

С другой стороны, экзистенциализм принимает как ​​принципиальный пункт тезис Ивана Карамазова «если бога нет, то все дозволено», то Жан-Поль Сартр делает вывод: «Действительно, все дозволено, если бога не существует, а потому человек заброшен, ему не на что опираться ни в себе, ни снаружи. Иначе говоря, нет детерминизма, человек свободен, человек — это свобода».

Парадоксально, свобода из цели превращается в обреченность — человек обречен на свободу через свою ответственность и перед собой, и перед другими людьми.
Эти противоречивые, искусственные конструкции Сартра подчиняется обоснованию идеи свободы.

После ранних работ о творческом потенциале воображения через утверждение эстетики как философии Сартр постепенное сосредоточивает внимание на категории «свобода», в рамках которой происходит и определенное примирение эстетического и этического аспектов.

«Свобода» становится своеобразной сердцевиной всей философской концепции Сартра: «Свобода — это человеческое существо, которое выводит свое прошлое из игры».

Свобода у Сартра ничем не обусловлена​​, а есть разрывом с необходимостью, предполагает независимость от прошлого, а современное, считает Сартр, не является наследием прошлого, следовательно, и будущее не является логическим продолжением современного [7, С. 241].

Как видим, экзистенциалисты разработали довольно сложную концепцию эстетики, в которой распределили «объективную эстетику» и «временную»: «объективная» — это производное от «часовости», то есть от времени человеческого существования. Наибольшая сложность заключается в том, что человек не осознает этого и «отдается» объективному течению событий, «жертвует» собственной свободой.

Заключение Таким образом, экзистенциализм нельзя рассматривать как философию бездействия (квиетизм). Экзистенциализм определяет человека через его поступки, он показывает, что все происходящие с ним изменения есть результат не внешних и механических воздействий, но жизненных и внутренних его принципов.

Экзистенциалистская философия — оптимистична, несмотря на пессимистическую окраску некоторых своих положений Она оптимистична, так как учит, что становление человека происходит не тогда, когда он замыкается в себе, изолирован от других, а когда он преследует какую-либо цель вне себя.

В этой связи именно экзистенциализм показывает, что человек должен обрести себя и убедиться, что ничто не может его спасти от себя самого. Экзистенциализм тем самым освобождает человека от всех надежд и иллюзий, что он может стать свободным благодаря чему-то вне себя самого.

Именно экзистенциализм учит, что каждый человек должен внести свой индивидуальный, особый вклад в общее творчество и созидание совместной жизни людей. Только в этом случае деятельность всех людей может стать взаимно дополняющей, создающей единое целое, вместо повторения одних и тех же действий.

Не вызывает сомнения и то огромное влияние, которое оказала и оказывает экзистенциалистская теория на понимание значения эстетического мира человека, необходимости культуры самосознания, ответственности человека перед собственным «Я».

Оценивая в целом вклад французского экзистенциализма в развитие философии эстетики человека, нельзя не видеть существенного, присущего ей, недостатка. Рассматривая эстетику человека самосознающим существом, экзистенциализм, не учитывает ни естественной, ни общественной объективной истории его развития.

Между тем, именно история создает людей и именно в ходе ее изменяется тот мир, частью которого являются все люди и социум, и природная среда, которым они обусловлены и сами его обусловливают. Поэтому философия эстетики экзистенциалистов по своему воплощению трансисторична, так как формулируемые в ней принципы человеческого существования считаются действительными для любых времен. Экзистенциализм эстетики отразил в своей философии состояние сознания, переживаний людей в современном мире, тем самым он во многом обнажил и объяснил те противоречия, с которыми сталкивается человек в этом мире. Список использованных источников
Бычков В.В. Эстетика. Учебник для вузов/В.В.Бычков.- М.: Академический проект, Фонд Мир, 2011. – 452 с.
Гилберт К., Кун Г. История эстетики. / К.Гилберт, Г.Кун.- СПб.: «Алетейя», 2000. — 625 с.
История эстетики: учебное пособие/отв.ред. В.В.Прозерский. – СПб.:. Изд.русской христианской гуманитарной академии, 2011.- 815 с.
Левчук Л.Т. Искусство в борьбе идеологий. — К., 2005. – 149 с. Сартр Ж.-П. Бытие и ничто: Опыт феноменологической онтологии / Пер. с фр., предисл., примеч. В. И. Колядко. — М.: Республика, 2000. — 639 с.
Сартр Ж.-П. Воображение / / Логос. — 1992. — № 3. – С. 8-10
Шестаков В.П. История эстетической мысли. Изд. ЛКИ, 2009. — 372 с.
Эстетика и теория искусства ХХ века. — М., 2005. — 442 с.
Herrmann F. -W. von. Heideggers Philosophie der Kunst. Frankfurt a. M., 1980. – XXV.- 380 р.

Читайте также:  Федеративное устройство российской федерации - в помощь студенту

2

Список использованных источников1. Бычков В.В. Эстетика. Учебник для вузов/В.В.Бычков.- М.: Академический проект, Фонд Мир, 2011. – 452 с.2. Гилберт К., Кун Г. История эстетики. / К.Гилберт, Г.Кун.- СПб.: «Алетейя», 2000. — 625 с.3. История эстетики: учебное пособие/отв.ред. В.В.Прозерский. – СПб.:. Изд.русской христианской гуманитарной академии, 2011.- 815 с.4. Левчук Л.Т. Искусство в борьбе идеологий. — К., 2005. – 149 с. 5. Сартр Ж.-П. Бытие и ничто: Опыт феноменологической онтологии / Пер. с фр., предисл., примеч. В. И. Колядко. — М.: Республика, 2000. — 639 с.6. Сартр Ж.-П. Воображение / / Логос. — 1992. — № 3. – С. 8-107. Шестаков В.П. История эстетической мысли. Изд. ЛКИ, 2009. — 372 с.8. Эстетика и теория искусства ХХ века. — М., 2005. — 442 с.9. Herrmann F. -W. von. Heideggers Philosophie der Kunst. Frankfurt a. M., 1980. – XXV.- 380 р.

  • Министерство образования российской Федерации
  • Донской государственный технический университет
  • Реферат
  • по курсу «Литература»

на тему: «Эволюция французского экзистенциализма: А. Камю, Ж.-П. Сартр»

Выполнил: st gr. РАСПРЕДЕЛЕНИЯ-31

Ушкалов И. В.

Проверено: Гнатовская А. В.

  1. Ростов-на-Дону 2008
  • Глава 1. Экзистенциалистская философия в творчестве А. Камю
  • Глава 2. Философия экзистенциализма в творчестве Ж.-П. Сартр

    • Вывод
    • Список используемых источников
    • Введение

    Французский экзистенциализм, включающий творчество Ж.-П. Сартр, Симона де Бовуар, А. Камю, как направление сформировалось позже, чем экзистенциализм немецкий. Идеи К. Ясперса и, в частности, М. Хайдеггера, их интерпретация и критическое переосмысление — один из непосредственных идейных источников французского экзистенциализма.

    Однако экзистенциальные идеи в широком смысле этого слова, во Франции, получили распространение примерно в то же время, когда они вошли в моду в Германии — в 20-40 лет. Поэтому, чтобы понять контекст, в котором развивался экзистенциализм французский, и это необходимо принимать в расчет, по крайней мере, три философские движения XX века во Франции.

    Это: французское неогегельянство, в интерпретации гегеля, выдвинувшее на первый план именно экзистенциальные мотивы; феноменологическая философия, которая во Франции также выразил французского экзистенциализма, а затем и в синергии с ним — экзистенциальных идей и состояний; экзистенциализм религиозный, во Франции, яркий и талантливый представлен Габриелем Марселем.

    Экзистенциализм стал иррациональная реакция на рационализм Просвещения и немецкой классической философии,.

    По мнению философов-экзистенциалистов, основной порок рационального мышления состоит в том, что оно исходит из принципа противоположности субъекта и объекта.

    Подлинная философия с точки зрения экзистенциализма должна исходить из единства объекта и субъекта. Этот диск входит в «экзистенции», то есть реальностью иррациональным.

    Экзистенция трактуется как противоположность эссенции (сущности). Если судьба вещей и животных предопределена, то есть обладают сущностью прежде существования, то человек становится его сущность в процессе своего существования. Основным проявлением экзистенции является свобода, которая подразумевает тревогу за результат своего выбора.

    Экзистенция индивидуально и неповторима, означает переживания отдельно взятых индивида, непохожего ни на кого. Своего рода аналогом экзистенции можно считать душу человека. Для того, чтобы осознать себя как экзистенцию, человек должен оказаться в «пограничной ситуации», например перед лицом смерти.

    В результате мир становится для человека «интимно близким».

    Источник: https://myknow.ru/246084/

    Экзистенциализм в россии на примере творчества ф.м. достоевского

    ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ  В  РОССИИ  НА  ПРИМЕРЕ  ТВОРЧЕСТВА  Ф.М.  ДОСТОЕВСКОГО

    • Голышева  Ксения  Викторовна
    • студент  2  курса,  221  группа,  лечебный  факультет,  ОрГМУ,  РФ,  г.  Оренбург
    • Е-mail:  kse2821@rambler.ru
    • Габидуллина  Регина  Рамилевна
    • студент  2  курса,  221  группа,  лечебный  факультет,  ОрГМУ,  РФ,  г.  Оренбург
    • Е-mail:
    • Воробьёв  Дмитрий  Олегович
    • научный  руководитель,  ассистент  кафедры  философии  ОрГМУ,  РФ,  г.  Оренбург
    • Е-mail:dratsolonchack@mail.ru

    Экзистенциализм,  или  «философия  существования»  —  направление  в  философии,  сформировавшееся  в  XIX  веке  [1].  Данное  направление  стало  наиболее  выраженным  в  Европе  во  время  Первой  мировой  войны.

      Тогда  человеческое  существование,  подверглось  трагедии  и  катастрофе,  которое  и  отразилось  на  идеях  о  дальнейшем  существовании  общества  и  человека  в  целом.  Экзистенциализм  концентрирует  свое  внимание  на  уникальности  бытия  человека,  и  делает  акцент  на  преодоление  человеком  собственной  сущности.

      В  начале  Первой  мировой  войны  экзистенциализм  появился  и  в  России.  Далее,  это  направление  находило  себя  в  странах  Европы. 

    Данная  статья  написана  с  целью  рассмотреть  историю  развития  экзистенциализма  в  России,  и  проанализировать  для  этого  произведения  Ф.М.  Достоевского.

      Актуальность  данной  темы  состоит  в  том,  что  такое  направлении  в  философии  прослеживается  до  сих  пор,  и,  особенно,  остро  чувствуется  в  условиях  кризисной  и  неустойчивой  политической  ситуации  в  стране  на  сегодняшний  день.

      Отмечаются  и  следующие  задачи,  которые  будут  освещены  в  нашей  статье:

    ·     Существует  ли  в  России  такое  направление,  как  экзистенциализм

    ·     Какие  проблемы  поднимает  данное  философское  направление?

    ·     Связь  творчества  Ф.М.  Достоевского  с  Западным  экзистенциализмом

    Экзистенциализм  —  философское  течение,  которое  имело  место  и  в  русской  философии.  Его  виднейшими  представителями  были  Н.  Бердяев  и  Л.  Шестов.

      Русский  экзистенциализм  формировался  в  условиях  нарастания  в  стране  общественного  и  духовного  кризиса.

      Общие  черты  характерные  для  экзистенциализма  в  России  —  его  религиозная  окрашенность,  персонализм,  антирационализм,  борьба  за  свободу  выбора  и  существования  и  т.  д.

    Поэтому,  необходимо  сказать,  что  экзистенциализм  возник  в  России,  как  само  разумеющееся  явление.  Кризисы,  которые  переросли  в  Первую  мировую  войну,  породили  философскую  мысль  дальнейшего  человеческого  существования.

    Бердяев  Николай  Александрович  один  из  первых  представителей  русского  экзистенциализма,  свои  взгляды  он  изложил  в  своих  работах:  «Философия  свободы»,  «Смысл  истории»,  «Философия  неравенства»  и  др.

      Он  считал,  что  существование,  наполненное  смыслом  —  это  существование  в  истине,  которая  достижима  нами  на  путях  спасения  или  творчества.

      Творчество,  а  именно  присущая  человеку  способность  к  нему,  божественна  и  в  этом  состоит  ее  богоподобие.

    Субъектом  бытия  выступает  личность  как  качественно  своеобразная  духовная  энергия  и  духовная  активность  —  центр  творческой  энергии.  Личность,  как  считал  Н.А.

      Бердяев,  —  это  единство  двух  природ  —  Божественной  и  Человеческой.  Общество,  по  Н.А.

      Бердяеву,  является  господство  коллектива,  где  положение  человека  опосредовано  безличными  нормами  и  законами,  отношение  человека  к  человеку  определяется  через  отношение  человека  к  коллективу.

    Еще  один  представитель  экзистенциально-персоналистического  направления  —  Л.И.  Шестов.  Экзистенциальная  философия,  по  Л.И.  Шестову,  это  философия  жизни  в  сочетании  с  философией  веры  или  философией  абсурда.  В  центре  экзистенциальной  философии  Л.И.

      Шестова  находится  человек  и  его  жизнь.  В  связи  с  этим  главной  целью  философии  он  считал  выявление  основ  этой  жизни.

      Основную  роль  играет  идея  упорядоченности  мира,  действия  в  нем  каких-то  «объективных»  закономерностей,  выступающих  «непреодолимыми»,  сковывая  этим  человека.  В  центре  внимания  философии  Л.И.  Шестова  находится  индивидуальное  человеческое  существование.

      Путь  к  личному  спасению  для  человека  Л.И.  Шестов  рассматривает  в  творчестве,  а  позднее  и  в  религии.  Именно  Откровение  ведет  к  настоящей  истине  и  свободе.

    Получается,  что  экзистенциализм  в  своей  ранней  форме  возникает  накануне  1-й  мировой  войны  в  России,  после  войны  —  в  Германии  и  в  период  2-й  мировой  войны  во  Франции.  Можно  сделать  вывод,  что  Россия  раньше  вступила  на  путь  осознания  уникальности  существования  человеческого  бытия.

    Главное  место  в  философии  экзистенциализма  занимает  одинокий  человек  с  его  раздвоенным  сознанием.

      Экзистенциалистская  философия  выражает  мнение  определенных  кругов  «элиты»,  которая  озаботилась  проблемами  культуры,  ее  развитием  в  тяжелый  век,  увидела  желание  объяснить  причины,  неустойчивого  положения  «простого  человека»  в  социуме,  выявила  протест  против  невнимательного  отношения  к  страданиям  человека

    Основные  характеристика  бытия  являются  замкнутость,  открытость.  Задача  философии  —  заниматься  вопросами  только  человеческого  бытия.

      Жизнь  глубоко  иррациональна  по  своей  сущности,  в  ней  всегда  преобладают  страдания.  Страх  —  очень  важное  и  необходимое  понятие  философии  экзистенциализма.  Человека  всегда  ожидают  неприятности.

      Под  мнемым  лозунгом  «друг  для  друга»  люди  вредят  друг  другу.

    Экзистенциализм  говорит  нам,  что  человек  живет  эмоциями:  на  все,  что  его  окружает,  он  реагирует  не  логически,  но  сначала  эмоционально.

      Проблема  свободы  имеет  большое  место  в  данном  направлении  философии,  определяется  как  выбор  человеком  своего  пути:  человек  такой,  какой  путь  он  выбирает  для  своей  жизни.  Свобода  имеет  значение  в  экзистенциализме  (например,  у  Ж.П.  Сартра)  в  духе  полного  индетерминизма,  т.е.

      без  какой-либо  причинной  зависимости.  Из-за  этого  под  термином  свобода  имеется  в  виду:  независимость  настоящего  времени  от  прошлого,  а  будущего  от  настоящего.

    Современный  экзистенциализм  немыслим  без  ощущения  кризиса,  потери,  безысходности.  Выход  из  кризиса  экзистенциалисты  находят  в  индивидуальном  пути  чеовека,  в  ограничении  общения  небольшим  крутом  духовной  элиты.  Религиозная  часть  экзистенциалистов  ищет  преодоления  проблемы  бессмысленности  своего  существования  в  общении  с  богом.

    Экзистенциализм  все  существующее  вокруг  приводит  к  осмыслению  бытия  личности  человека,  а  жизнь  —  к  процессу  жизненного  пути.

      «Экзистенция»  (существование)  определяется  неповторимостью  человеческой  жизни:  индивидуальную  судьбу,  непостигаемые  «я».

      Перед  каждым  человеком  встает  вопрос:  «Быть  или  не  быть  каким  есть?»,  это  говорит  нам  о  высоком  уровне  саморазвития.

    Ж.П.  Сартр  в  одной  из  публичных  лекций  перед  студентами  назвал  Достоевского  основоположником  экзистенциализма.  По  мнению  французского  философа,  русский  писатель  в  своем  творчестве  сформулировал  многие  основополагающие  пункты  этого  философского  направления.

      Действительно,  Ф.М.  Достоевский  оказал  значительное  влияние  на  многих  представителей,  как  атеистического,  так  и  религиозного  экзистенциализма.  К  примеру,  в  философских  работах  А.  Камю  довольно  часто  проскальзывают  цитаты  из  произведений  Ф.М.

      Достоевского,  более  того,  Ж.П.  Сартр  вел  своеобразный  диалог  с  Ф.М.  Достоевским  всю  жизнь.  А.  Камю  утверждал,  что,  впервые  прочитав  произведение  Ф.М.  Достоевского  в  двадцать  лет,  испытал  огромное  потрясение,  влияние  Ф.М.

      Достоевского  на  этого  философа  имело  огромное  значение.

    После  констатации  такого  мощного  влияния  Ф.М.  Достоевского  на  представителей  экзистенциальной  философии,  хочется  назвать  его  предшественником  всего  этого  философского  направления,  но  это  было  бы  не  совсем  правильно.  На  наш  взгляд,  Ф.М.

      Достоевский  считается,  экзистенциален  лишь  постановкой  своих  вопросов,  а  не  в  их  развитии  [5].  Необходимо  обозначить  значительные  расхождения  во  взглядах  Ф.М.  Достоевского  и  других  представителей  атеистического  экзистенциализма.

      С  другой  стороны,  многие  философы  религиозного  экзистенциализма  интерпретируют  творчество  писателя,  подтверждая  свои  концепции,  а,  не  объективно  реконструируя  идеи  Ф.М.  Достоевского.

    Во-первых,  надо  сказать  о  цивилизационных  отличиях  творчества  Достоевского  от  произведений  большинства  представителей  экзистенциальной  философии.

      Европейскими  мыслителями  была  сконструирована  специфическая  «модель»  человека,  если  средневековое  общество  было  традиционным,  социальные  связи  были  крепкими,  то  буржуазное  общество  считало  необходимым,  чтобы  эти  межличностные  связи  распались.  Многие  нюансы  творчества  Ф.М.

      Достоевского  содержат  эту  проблематику,  но,  в  отличие  от  экзистенциалистов,  для  русского  писателя  подобное  одиночество  человека  —  это  социальная  «патология»,  нечто  аномальное.

    Во-вторых,  если  в  экзистенциализме  атеистического  западного  направления  социальное  отчуждение  невозможно  устранить,  так  как  «другие»  —  это  всегда  нечто  тайное  и  отчужденное  от  нас,  то  в  религиозном  экзистенциализме  имеется  надежда  на  Бога.

      Но  главное  отличие  взглядов  Достоевского  от  экзистенциалистов  как  религиозного  и  атеистического  направления,  заключается  в  том,  что  русский  писатель  понимал,  что  без  изменения  межличностных  отношений  господствующих  в  обществе,  невозможно  преодолеть  отчуждение  одного  человека  от  другого. 

    В-третьих,  еще  одной  главной  проблемой  экзистенциальной  философии  является  вопрос  утраты  человеком  смысла  собственного  существования  [4].  Человек  нашей  эпохи  испытывает  влияние  «экзистенциального  вакуума»,  он  не  в  силах  понять,  для  чего  необходимо  существовать.  Имеет  место  подобная  проблематика  и  в  творчестве  Ф.М.

      Достоевского,  практически  во  всех  произведениях  писателя  есть  люди,  которые  задумываются  над  смыслом  жизни.  Но  Ф.М.  Достоевский  настаивал,  что  русский  мыслитель  верил  в  неустранимости  Бога,  напротив,  Ж.П.  Сартр  [6]  и  А.  Камю  считали  только  в  диалоге  с  Богом  можно  обрести  истинный  смысл  собственного  существования.

    Достоевский  писатель,  рассматривающий  больные  аспекты  современного  для  него  общества.  Его  взгляды  ярко  показываются  в  романе  «Преступление  и  наказание»  [2],  который  был  задуман  Ф.М.  Достоевским  на  каторге.

      Тогда  он  называл  его  «Пьяненькие»,  но  постепенно  смысл  романа  трансформировался  в  «психологический  отчет  одного  преступления».  Ф.М.  Достоевский  в  письме  издателю  М.Н.

      Каткову  описывает  сюжет  будущего  произведения  так:  «Молодой  человек,  исключенный  из  студентов  университета  и  живущий  в  крайней  бедности,  …поддавшись  некоторым  странным  неоконченным  идеям…,  решился  разом  выйти  из  скверного  своего  положения,  убив  и  ограбив  одну  старуху…»  В  этом  письме  Ф.М.  Достоевского  хочется  особо  подчеркнуть  две  фразы:  «студент,  живущий  в  крайней  бедности»  и  «поддавшись  некоторым  странным  неоконченным  идеям»  [3].

    Именно  эти  два  высказывания  являются  основополагающими  для  понимания  причинно-следственной  связи  романа.  Ф.М.  Достоевский  не  описывает  нравственного  воскрешения  героя,  потому  что  этот  роман  не  о  том.

      Задача  была  в  тот,  чтобы  показать,  какую  власть  над  человеком  может  иметь  идея  даже  если  она  преступная.  Идея  главного  героя  о  праве  сильного  человека  на  преступление  оказалась  абсурдной.

      Жизнь  победила  теорию.

    За  многолетнюю  историю  исследования  Ф.М.  Достоевского  многие  называли  его  творчество  «прелюдией»  к  экзистенциализму.  Кто-то  считал  его  работы  экзистенциальными,  но  самого  Ф.М.  Достоевского  не  экзистенциалистом.

      Мы  согласимся  в  том,  что  ни  одну  идею,  имеющуюся  у  Ф.М.  Достоевского,  нельзя  рассматривать  как  окончательную.  Ф.М.  Достоевский  —  диалектик,  он  показывает  взаимодействие  различных  идей.

      Каждому  высказыванию  у  писателя  имеется  свой  антитезис.

    В  ходе  нашего  исследования  мы  постарались  раскрыть  историю  развития  экзистенциализма  в  России  и  рассмотреть  это  развитие  с  помощью  произведений  Ф.М.  Достоевского  и  пришли  к  выводу,  что  полное  отождествление  писателя  с  экзистенциалистами  неправильно.

    Можно  сказать,  что  Ф.М.  Достоевский  много  дал  экзистенциализму  и  его  становлению,  ставя  перед  собой  и  своими  читателями  «проклятые  вопросы»  и  не  всегда  давая  на  них  свой  ответ.

    Список  литературы:

    1. Грицанов  А.А.  Новейший  философский  словарь  /  Сост.  А.А.  Грицанов.  Мн.:  Изд.  В.М.  Скакун,  1998.  —  896  с.
    2. Достоевский  Ф.  М.  Преступление  и  наказание  /  Вступ.  ст.  Г.  Фридлендера;  Прим.  Г.  Коган.  М.:  Художественная  литература,  1978.  —  463  с.
    3. Достоевский  Ф.М.  Статьи  и  заметки,  1862-1865.  Полное  собр.соч.:  В  30ти  т.  Т.  20.  Л.,  1984.
    4. Кашина  Н.В.  человек  в  творчестве  Достоевского.  М.:  Худож.  лит.,  1986.  —  318  с.
    5. Латынина  А.Н.  Достоевский  и  экзистенциализм  //  Достоевский—  художник  и  мыслитель:  сб.  статей.  М.:  Изд.  «Художественная  литература»,  1972.  —  688  с.
    6. Сартр  Ж.П.  Бытие  и  ничто:  опыт  феноменологической  онтологии.  М.:  Республика,  2000.  —  639  с.
    Читайте также:  Критская морская держава - в помощь студенту

    Источник: https://sibac.info/studconf/social/xxvii/40204

    Экзистенциализм. Параллели в изобразительном искусстве

    Экзистенциальные идеи можно проследить в искусстве и литературе задолго до появления самого течения. И хотя философское течение «экзистенциализм» не имело прямого продолжения в изобразительном искусстве, некоторые идеи, развитые представителями данного направления, все же можно выделить и отметить. Хотелось бы начать этот разбор именно с России.

    Несмотря на то, что родиной экзистенциализма традиционно считалась Франция, идейный пласт во многом был подсказан именно русскими мыслителями, например, Федором Михайловичем Достоевским, Бердяевым, Шестовым. Но вернемся к изобразительному искусству, а именно к живописи. Рубеж 19 и 20 веков ознаменовался расцветом одного из крупнейших направлений в искусстве — символизма.

    Экзистенциализм и символизм роднит основной настрой — пессимизм, доходящий до отчаяния. Экзистенциализм вообще по праву называют одним из самых пессимистичных философских течений. Однако символизм, имея в основе своей эстетики индивидуальные переживания отдельного человека, все же больше обращается к вечным идеям, например, к идее красоты.

    В России появился особый вид символизма, так называемая «живописно-музыкальная» импровизация. Самым интересным представителем этого ответвления, на мой взгляд, был Виктор Борисов-Мусатов. Его картины, которые, с одной стороны, целиком принадлежат к эпохе символизма, с другой — выражают те идеи, которые впоследствии раскрыли представители экзистенциализма.

    На полотнах изображены фигуры, погруженные в себя, они не смотрят друг на друга, между ними нет эмоционального взаимодействия.

    Можно сказать, что фигуры именно сонаходятся в пространстве, на картине нет завязки сюжета — персонажи полностью обособлены и погружены в свои раздумья.

    В картинах Борисова-Мусатова осознание идей экзистенциализма происходит пока только на интуитивном уровне, ведь еще не появилась достаточная теоретическая база «философии бытия».

    экзистенциализм философия абсурд сартр

    Теория экзистенциализма получила свое развитие в тот период времени, когда идеологи осознали неизбежную потребность в теориях, оправдывающих враждебность общества человеку.

    Это произошло в какой-то степени из-за нарастания классово-антагонистических противоречий, к тому же вновь и вновь поднималась вечная тема смысла человеческого бытия. Появилась необходимость переосмыслить проблему человека и творчества.

    Концепции философии интуитивизма, освещавшие эти проблемы под сходным, хотя и своеобразным углом, повлияли на становление учения экзистенциализма.

    Экзистенциализм и интуитивизм связаны друг с другом в первую очередь в отношении критики рационализма. Как в интуитивизме, так и в экзистенциализме интуиция провозглашалась единственным средством достоверного познания. Через этот тезис происходит осмысление творческой деятельности человека.

    Интуиция — это бесконечное мистическое созерцание, слияние субъекта с объектом, жизненный порыв, единственная возможность вместить в себя изменяющуюся действительность.

    Интуиция, как бескорыстное созерцание и творчество, противостоит интеллекту, обслуживающему утилитарные и социальные потребности человека.

    Только иррациональная интуиция может ухватить нечто уникальное, непредсказуемое, неповторимое. Художник, который обладает интуицией, не зависит от социальной среды, культурной традиции, стереотипов мышления.

    Он способен создать что-то оригинальное и абсолютно новое, именно это и является критерием эстетической ценности. Лейтмотивом в учении экзистенциализма было признание иррационального бытия человека уникальным и неповторимым.

    Так же, как и интуитивизм, экзистенциализм говорит о том, что идеальная свобода человека — это свобода личности от общества. Тема творчества в теории экзистенциализма, можно сказать, была вторичной. Все, что было сказано выше, присуще больше интуитивизму.

    Однако в некоторых произведениях экзистенциалистов все же дается ответ на вопрос о значимости творчества в жизни человека.

    Здесь можно обратиться к развязке знаменитого романа Жана Поля Сартра «Тошнота».

    Главный герой романа, мучившийся тягостностью существования, скитавшийся по жизни без цели, находящийся по ту сторону отчаяния, говорит сначала: «Подумать только, есть глупцы, которые ищут утешения в искусстве…концертные залы ломятся от униженных и оскорбленных, которые, закрыв глаза, тщатся превратить свои бледные лица в звукоулавливающие антенны. Они воображают, будто пойманные звуки струятся в них, сладкие и питательные, и страдания преобразуются в музыку, вроде страданий молодого Вертера; они думают, что красота им соболезнует. Кретины».

    Однако когда он сам перед отъездом в другой город сидел в кафе и слушал джаз, который сочинила его любимая певица негритянка, ему в голову приходят следующие мысли: «Она поет. И вот уже двое спасены — еврей и негритянка. Спасены.

    Быть может, они сами считали себя безнадежно погибшими, погрязшими в существовании…Они немного напоминают мне умерших, немного — персонажей романа, они отмыты от греха существования. Не совсем, конечно, но настолько, насколько это дано человеку».

    Именно на этой относительно мажорной ноте заканчивается роман.

    В экзистенциализме нет прямого ответа на вопрос о том, как человеку смириться с бременем своего существования. Наверное, этого ответа не может быть в принципе, поскольку человеку не дано постичь смысл его жизни.

    Однако очевидно, что творчество может служить своего рода избавлением от бесцельности, бессмысленности и отчаяния, которые господствуют в этом мире. Творчество — это источник самых сильных переживаний, на которые вообще способен человек.

    К тому же, это еще и источник подлинной свободы.

    Если подытожить влияние интуитивизма (который, как было сказано выше, нес в себе некоторые характерные особенности экзистенциализма) на художественную культуру 20 в., то мы получим следующую картину. Интуитивистскими идеями питалась литература «потока сознания» и «новый роман».

    Концепцией проекции на полотно интуиции «реальной души» вдохновлялись кубисты, абстракционисты, абстрактные импрессионисты.

    18 Интуитивистская идея ассоциативной эмоциональной памяти оказалась особенно созвучна постмодернистскому видению искусства, эстетики и культуры как глобального «флэш бека».

    Однако, несмотря на то, что экзистенциализм и интуитивизм роднила антирационалистическая направленность, в произведениях, созданных только на базе интуитивизма, полностью отсутствовало отражение действительности. Полотна становились все более абстрактными.

    Это не было характерно для произведений, непосредственно вдохновленных концепциями экзистенциалистов. Идеи мира абсурда, щедро привнесенные в мировую культуру экзистенциалистами, нашли свое отражение в творчестве сюрреалистов, о чем речь пойдет в дальнейшем.

    Источник: https://studbooks.net/648524/filosofiya/ekzistentsializm_paralleli_izobrazitelnom_iskusstve

    Эстетика как наука. Основные этапы развития эстетической мысли. — Экзистенциализм. — Литература для студента

    Страница 44 из 45

    Экзистенциализм.

    Одно из самых влиятельных направлений в современной эстетике –экзистенциализм (от лат. existential – существование) – направление в иррационалистической философии, исходящее из феноменологических посылок о специфических отношениях активного сознания и пассивной природы, возникшее после первой мировой войны и окончательно сформировавшееся в 30–40-е гг.

    XX в. Философия и эстетика экзистенциализма явились результатом кризиса мироощущения европейского человека в XX веке. Наибольшее распространение это течение получило в 50-е гг., когда произошло некоторое изменение его проблематики. Эстетика экзистенциализма неоднородна, она отражает некоторые национальные особенности и делится на религиозную и атеистическую.

    Наиболее общим основанием эстетики экзистенциализма могут считаться идеи Э. Гуссерля и М. Хайдеггера. Это течение представляют и другие известные философы и люди искусства – Ясперс, Сартр, Камю, Марсель и др.

    Методологически экзистенциализм исходит из феноменологических посылок о глубоком различии и специфической связи сознания как активного начала и окружающих его материальной культуры, природы, наделяемых пассивностью, “вязкостью”.

    Отсюда эстетическое отношение к миру, противопоставленное инструментально-практическому, выступает как сфера “свободы сознания”. Реальность подвергается здесь “отрицанию”, она “преодолевается”, подтверждая активность сознания.

    Не случайно эстетика экзистенциализма обращается к проблеме воображения, которое трактуется в субъективно-идеалистическом ключе. Данному течению чрезвычайно созвучны установки тех авангардистских школ, которые претендовали на активизацию интеллектуальной стороны художественного восприятия (например, кубизм).

    По тем же причинам представители экзистенциализма, в частности Жан Поль Сартр, выступили против сюрреализма, отрицающего свободу сознания в акте художественного восприятия. Своими установками эстетика экзистенциализма противостояла в 30–40-е гг.

    психологическим направлениям европейской эстетики, ее формальным школам, фокусируя внимание на эстетическом субъекте как активном, сознательном начале. Эта установка определила в 60-е гг. сущность дискуссии экзистенциалистов со структуралистами.

    Внутри экзистенциализма существовала тенденция онтологизации эстетического восприятия, которое понималось как акт влияния человека на действительность. Это делает экзистенциализм чрезвычайно привлекательным для современных людей вообще и людей искусства, в частности. Тенденция онтологизаци эстетического восприятия, поддерживаемая ростом антитехнических настроений интеллигенции, развивается современной эстетикой экзистенциализма.

    Исходным пунктом экзистенциализма является категория “существования” (экзистенции). При этом существование мыслится как иррационалистическое переживание субъекта.

    Оно, лишенное какой быто ни было качественной определенности, противопоставляется внешнему миру, обществу, абсолютизируется, превращается в нечто такое, что обладает собственной, независимой ни от чего жизнью. Мир представляется экзистенциалистам враждебным, чуждым, даже зловеще угрожающим по отношению к индивидууму.

    Экзистенциалисты развивают концепцию крайнего индивидуализма, они рассматривают человека, живущего в страхе перед враждебным миром, в тревоге и ощущении крушения мира.

    Человеческое существование распадается на “собственное” и “несобственное”. В реальных связях и отношениях человек ведет несобственное существование.

    Подлинное существование – это некое абстрактное, не связанное с внешним миром, лишенное всяких качественных определенностей.

    В сущности, эта категория “собственного” существования необходима человеку для того, чтобы сохранить себя и утвердиться в чуждом враждебном мире.

    Экзистенциалисты отрицают наличие в мире каких-нибудь закономерностей. Всюду царят хаос и абсурд. Само существование человека, заброшенного в мир и обреченного на свободу, бессмысленно. Лишь в пограничной ситуации, за которой простирается “небытие”, “ничто”, перед лицом смерти происходит интуитивное озарение и проникновение в “экзистенцию”, т. е. иррациональное переживание субъекта.

    Искусство в эстетике экзистенциализма рассматривается как область практики, где по преимуществу реализуется свобода человека, идеалистически приравненная к свободе сознания.

    Отсюда делается вывод о том, что художественное развитие есть путь к формированию в человеке чувства свободы, путь к преодолению тяготеющих над ним в действительности сил. Эти положения по-разному развиваются представителями разных направлений экзистенциализма. Для К. Ясперса и Г.

    Марселя характерна мистическая трактовка этих положений – приобщение к свободе через “ассоциальную коммуникацию” или чувство сверхъестественного, Бога. Для Сартра искусство есть способ формирования в человеке потребности в свободе, прежде всего социально-политической.

    Такая интерпретация составляет теорию “вовлеченной литературы”, являющуюся примером эстетического утопизма и “политизации” эстетики в индивидуалистическом духе.

    Под влиянием экзистенциализма развиваются многие художественные течения, жанры и виды современного европейского искусства: “новый роман”, “театр абсурда” и аналогичные им направления в киноискусстве, музыке, живописи.

    >

    Источник: http://geum.ru/lib/ekzistentsializm-1.php

    Экзистенциализма эстетика

    ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМА эстетика (от лат. existentia существование) направление в иррационалистической буржуазной эстетике XX в., возникшее после первой мировой войны и окончательно сформировавшееся в 30-40-е гг. Философия и эстетика экзистенциализма возникла как результат кризиса буржуазного сознания. Наибольшее распространение она получила в 50-е гг.

    , когда произошло заметное изменение ее проблематики, в которой усилились социально-политические мотивы эстетики экзистенциализма, отражая различие его национальных вариантов, а также его религиозной и атеистической версий, внутренне неоднородное образование. Наиболее общим ее основанием могут считаться идеи феноменолога Э. Гуссерля и экзистенциалиста М. Хайдеггера.

    Методологически эстетика экзистенциализма исходит из феноменологических посылок о глубоком различии и специфической связи сознания, как активного начала, и окружающих его материальной культуры, природы, наделяемых пассивностью, «вязкостью». Отсюда эстетическое отношение к миру, противопоставленное инструментально-практическому, выступает как сфера «свободы сознания».

    Реальность подвергается в нем «отрицанию», она «преодолевается», подтверждая активность сознания. Не случайно эстетика экзистенциализма обратилась к проблеме воображения, которое трактуется в том же субъективно-идеалистическом ключе.

    Ей были созвучны установки тех авангардистских школ, которые претендовали на активизацию интеллектуальной стороны художественного восприятия (кубизм, например). По тем же причинам представители экзистенциализма выступили (Ж. П. Сартр) против сюрреализма, отрицающего свободу сознания в акте художественного восприятия.

    По своим установкам эстетика экзистенциализма противостояла в 30-40-е гг. психологическим направлениям буржуазной эстетики, ее формальным школам, фокусируя внимание на эстетическом субъекте как активном, сознательном начале. Эта же установка определила в 60-е гг. сущность ее дискуссии со структурализмом.

    Внутри экзистенциализма существовала тенденция онтологизации эстетического восприятия, которое понималось как акт влияния человека и природы (Г. Марсель, М. Мерло-Понти, А. Камю). Эта тенденция, усиленная ростом антитехнических настроений буржуазной интеллигенции в 60—70-х гг. развивается современной феноменологической эстетикой.

    Искусство в эстетике экзистенциализма рассматривается как область практики, в которой по преимуществу реализуется свобода человека, идеалистически приравненная к свободе сознания.

    Отсюда утопическое утверждение о том, что художественное развитие есть путь к развитию в человеке чувства свободы, преодолению тяготеющих над ним в действительности сил. Эти положения по-разному развиваются представителями экзистенциализма (могут быть усмотрены два полюса: для К.

    Ясперса и Марселя характерна мистическая трактовка этих положений, для Сартра — социально-политическая). На одном полюсе искусство — это приобщение к свободе через «асоциальную коммуникацию» (Ясперс) или чувство сверхъестественного, бога.

    На другом — искусство есть способ формирования в человеке потребности в свободе, прежде всего политической. Эта вторая интерпретация составляет теорию «вовлеченной литературы» Сартра, являющуюся примером эстетического утопизма и «политизации» эстетики в индивидуально-анархическом духе.

    Значительное место в эстетика экзистенциализма занимает исследование творчества, главным образом литературного, в наибольшей степени отвечающее представлениям экзистенциализма о художественном творчестве.

    И если у Хайдеггера творчество рассматривалось в связи с бытийными проблемами, у Марселя как способность быть «верным сущему», то Сартр пытался вскрыть особенности творчества, названного им творчеством «поэта-отщепенца» который ненавидит окружающее его буржуазное общество, но ничего, кроме показа скрытых язв этого общества, не может противопоставить его морали, превращаясь из «жертвы» в его «палача».

    Противоречивая жизнь буржуазного искусства, отдельные стороны его авангардистских течений рассматривались в многочисленных художественно-критических статьях, составляющих значительную часть эстетических исследований экзистенциалистов. Однако исключительное влияние этого круга идей на буржуазное искусство 40-50-х гг.

    определено не столько эстетикой экзистенциализма, сколько общими положениями его философии, подчас довольно произвольно интерпретированными, а так же тем, что многие представители экзистенциализма были писателями, драматургами (Марсель, Камю, Сартр).

    Наибольшее распространение в буржуазной литературе драматургии получили пессимистические, созвучные кризису буржуазной культуры темы «абсурдности» бытия, противоречия активной личности и конформистской массы, фундаментальной трудности или невозможности контакта между людьми, одиночества человека в мире вечной природы и т. д.

    Вместе с тем поднятая в острой форме французским экзистенциализмом тема «откровенности» вызвала оживление политического театра, моральной проблематики в литературе.

    В целом эстетика экзистенциализма, развитие которой завершилось к 70-м гг., представляет собой характерное явление кризиса духовной культуры буржуазного общества.

    Источник: https://esthetiks.ru/ekzistentsializma-estetika.html

    Ссылка на основную публикацию