Эстетика и. канта — в помощь студенту

Иммануил Кант заложил фундамент классической философии в Германии. Представители немецкой философской школы концентрировали внимание на свободе человеческого духа и воли, его суверенности относительно природы и мира. Философия Иммануила Канта определяла главную задачу в том, чтобы дать ответ на основные вопросы, в которых затронута суть жизни и человеческого разума.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Философские взгляды Канта

Эстетика И. Канта - в помощь студенту

После этих исследований, наступает критический период. Его начало приходится на 1770 год, когда ученый становится профессором в университете. Суть исследовательской деятельности Канта сводится к исследованию ограничений человеческого разума в качестве инструмента познания. Мыслитель создает свое наиболее значимое произведение в данном периоде – «Критика чистого разума».

Биографические данные

Иммануил Кант родился 22 апреля 1724 года в небольшом городе Кенигсберг, в бедной семье ремесленника. Его мать, крестьянка, стремилась вырастить сына образованным. Она поощряла его интерес к наукам. Воспитание ребенка носило религиозный уклон. Будущий философ с детства имел плохое здоровье.

Кант обучался в гимназии «Фридрихс-Коллегиум». В 1740 году поступил в Кенигсбергский университет, но юноша не успевает доучиться, ему приходит известие о смерти отца. С целью заработать на пропитание семьи, будущий философ работает репетитором на дому в Юдшене в течение 10 лет. На это время приходится разработка его гипотезы, что Солнечная система произошла из первоначальной туманности.

В 1755 году философ получает докторскую степень. Кант начинает преподавательскую деятельность в университете, проводит лекции по географии и математике, и обретает все большую популярность. Он стремится научить своих учеников думать и искать ответы на вопросы самостоятельно, не прибегая к готовым решениям. Позднее, он начинает проводить и лекции по антропологии, метафизике и логике.

Ученый преподает на протяжении 40 лет. Осенью 1797 года, он завершает педагогическую деятельность по причине своего преклонного возраста.

Учитывая слабость здоровья, Кант всю жизнь придерживался крайне строгого распорядка дня, что помогло ему дожить до преклонных лет. Он не женился.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Специфические черты муниципального права - в помощь студенту

Оценим за полчаса!

Философ никогда в жизни не выезжал из родного города, и был в нем известен и уважаем. Он умер 12 февраля 1804, и был похоронен в Кенигсберге.

Гносеологические взгляды Канта

Под гносеологией понимают философско-методологическую дисциплину, исследующую знание как таковое, а также изучающую его строение, развитие и функционирование.

Ученый не признавал догматический способ познания. Он утверждал, что необходимо основываться на критическом философствовании. Свою точку зрения он ясно выразил в исследовании разума и достижимых им пределов.

Кант во всемирно известном произведении «Критика чистого разума» доказывает правильность агностических идей. Агностицизм предполагает, что невозможно доказать истинность суждений, если основываться на субъективном опыте.

Предшественники философа рассматривали объект познания (т.е., окружающий мир, действительность), как основную причину трудностей познания.

Но Кант не соглашался с ними, высказывая предположение, что причина трудностей познания – в субъекте познания (т.е. в самом человеке).

Философ говорит о разуме человека. Он считает, что разум несовершенен и ограничен в возможностях. При попытке выйти за пределы возможностей познания, разум натыкается на непреодолимые противоречия.

Эти противоречия Кант выделил и обозначил как антиномии. Пользуясь разумом, человек способен доказать оба утверждения антиномии, несмотря на то, что они противоположны. Это ставит разум в тупик.

Кант рассуждал, как наличие антиномий доказывает, что у познавательных возможностей человека существуют пределы.

Взгляды на этическую теорию

Философ подробно изучает этику, и выражает свое отношение в работах, ставших впоследствии известными – «Основы метафизики нравственности» и «Критика практического разума». Согласно взглядам философа, моральные принципы берут начало из практического разума, перерастающего в волю.

Характерной особенностью этики мыслителя является то, что внеморальные взгляды и доводы не влияют на моральные принципы. За ориентир он принимает те нормы, которые происходят от «чистой» моральной воли. Ученый считает, что существует нечто, объединяющее моральные нормы, и ищет это.

Эстетика И. Канта - в помощь студенту

Мыслитель вводит понятие «гипотетический императив» (также, его называют условным или относительным). Под императивом понимают нравственный закон, принуждение к действию. Гипотетический императив – это принцип действия, который эффективен для достижения конкретной цели.

Также, философ вводит противоположное понятие – «категорический императив», который следует понимать, как единый верховный принцип. Данный принцип должен предписывать поступки, которые объективно хороши. Описать категорический императив можно следующим кантовским правилом: следует поступать, руководствуясь принципом, который можно сделать общим законом для всех людей.

Эстетика Канта

В своей работе «Критика способности суждения», мыслитель досконально обсуждает вопрос эстетики. Он рассматривает эстетическое, как нечто, нравящееся в идее. По его мнению, существует так называемая сила суждения, как высшая способность чувства. Она находится между рассудком и разумом. Сила суждения способна соединить чистый разум и практический.

Философ вводит понятие «целесообразность» по отношению к предмету. Согласно этой теории, существует два вида целесообразности:

  1. Внешняя – когда животное или предмет могут быть полезны для достижения конкретной цели: человек использует силу быка, чтобы вспахать землю.
  2. Внутренняя – то, что вызывает в человеке чувство прекрасного.

Мыслитель считает, что чувство прекрасного зарождается в человеке именно тогда, когда он не рассматривает предмет с целью применить его практически. В эстетическом восприятии главную роль играет форма наблюдаемого объекта, а не его целесообразность. Кант полагает, что нечто прекрасное нравится людям без понимания.

Сила рассудка же вредит эстетическому чувству. Это происходит потому, что рассудок пытается расчленить прекрасное и проанализировать взаимосвязь деталей. Сила красоты ускользает от человека. Невозможно научиться чувствовать прекрасное сознательно, но можно постепенно воспитать в себе чувство красоты.

Для этого человеку необходимо наблюдать гармоничные формы. Подобные формы представлены в естественной природе. Развить эстетический вкус возможно и через соприкосновение с миром искусства.

Этот мир создан для обнаружения красоты и гармонии, и ознакомление с произведениями искусства – лучший способ воспитать в себе чувство прекрасного.

Влияние на мировую истории философии

Критическую философию Иммануила Канта по праву называют важнейшим синтезом систем, ранее разработанных учеными со всей Европы. Работы философа можно считать великим венцом всех предшествующих философских взглядов.

Деятельность и достижения Канта стали отправной точкой, с которой начала отсчет новейшая философия. Кант создал гениальный синтез всех важных идей своих современников и предшественников.

Он переработал идеи эмпиризма и рационализма, теории Локка, Лейбница, Юма.

Эстетика И. Канта - в помощь студенту

Кант создал общую модель, использовав критицизм по отношению к существующим теориям. Он добавил в уже имеющиеся идеи свои собственные, оригинальные, порожденные его блестящим умом. В дальнейшем, критицизм, заложенный ученым, станет неоспоримым условием по отношению к любой философской идее. Критицизм невозможно опровергнуть или разрушить, его можно только развить.

Важнейшей заслугой мыслителя является его решение глубинной, древней проблемы, делящей философов на сторонников рационализма либо эмпиризма. Кант проработал данный вопрос, чтобы показать представителям обеих школ узость и однобокость их мышления. Он нашел вариант, отражающий реальное взаимодействие интеллекта и опыта в истории человеческого познания.

Источник: https://mystroimmir.ru/filosofiya/kant.html

Основные работы Канта

Следующая важная работа Канта — “Всеобщая естественная история и теория неба”, которую он публикует в 1755 г. вскоре после возвращения в университет.

В этой работе Кантом была выдвинута знаменитая гипотеза, объясняющая образование Солнечной системы из первоначальной газо-пылевой туманности при помощи только сил притяжения и отталкивания. В том же 1755 г.

Кант представляет философскому факультету латинскую диссертацию “Новое освещение первых принципов метафизического познания” — первую собственно философскую работу.

Далее Кант публикует ряд естественнонаучных сочинений, а в 1762 году появляется его большая работа “О единственно возможном доказательстве бытия Бога” а также небольшой трактат по логике «Ложное мудрствование в четырех фигурах силлогизма».

В 1763 г. он в качестве работы, представленной на соискание премии Берлинской академии наук, публикует “Исследование степени ясности принципов естественной теологии и морали”. Правда, работа не получила первой премии, зато была опубликована в числе лучших.

Эстетика И. Канта - в помощь студенту

В конце 1763 г. или в начале 1764 г. выходит чисто философская работа, к тому же написанная в блестящем, “легком” стиле “Наблюдения над чувством прекрасного и возвышенного”. В 1766 г. появляется работа Канта “Грезы духовидца, поясненные грезами метафизики”, содержащая критику теософических взглядов шведского ученого и духовидца Эммануэля Сведенборга (1688-1772).

В 1770 г. в связи с вступлением в должность ординарного профессора логики и метафизики Кант готовит еще одну латинскую диссертацию “О форме и принципах чувственного и умопостигаемого мира”.

Эта работа имела важное значение в философской эволюции Канта, поскольку в ней впервые могут быть ясно прослежены идеи философии, составившей эпоху в развитии человеческой мысли — “критической философии” Канта.

С 1770 г. по 1781 г. наступает практически полное молчание. За это время было опубликовано всего лишь три небольших работы.

Главной задачей Канта становится выработка собственной философской концепции, которая и была сформулирована в знаменитой работе Канта, совершившей коперниканский переворот в философии, — “Критике чистого разума”(1781). Наступает эпоха критической философии.

Вскоре Канту понадобилось разъяснить более популярно идеи своей новой философии, и он издает “Пролегомены ко всякой будущей метафизике, которая может рассматриваться как наука”.

В середине восьмидесятых годов были также опубликованы небольшие, но важные работы, знаменующие переход Канта к проблемам, связанным с рассмотрением общественных процессов “Идея всеобщей истории с всемирно-гражданской точки зрения” (1784) и “Ответ на вопрос: Что такое просвещение?” (1784).

За ними следует первая работа, посвященная собственно морали — “Основы метафизики нравов” (1785), подготовившая почву для второй критики Канта — “Критики практического разума” (1788), в которой в полном объеме рассмотрены проблемы практической философии, включающей в себя философское обоснование морали.

Эстетика И. Канта - в помощь студенту

Вскоре следует третья критика — “Критика способности суждения” (1790), в которой Кант рассматривает учение о целесообразности в природе и человеке и тем самым закладывает основы критической эстетики. В 1793 г.

выходит книга “Религия в пределах только разума”, где Кант попытался дать теорию религии, основанную на его критической философии. В 1795 г.

появляется небольшая, но важная работа “К вечному миру”, в которой Кант попытался сформулировать философские принципы, принятие которых могло бы способствовать установлению на земле вечного мира.

В 1797 г. появляется “Метафизика нравов”, состоящих из двух частей: “Метафизических начал учения о праве” и “Метафизических начал учения о добродетели”, в этой книге Кант не только развивает свое учение о морали, но и строит философскую теорию права.

В 1798 г. появляется большая последняя работа Канта “Антропология с прагматической точки зрения”. В 1800 г., возможно, с участием Канта появляется изданная Йеше “Логика. Пособие к лекциям”. В 1802-1803 гг. появляется “Физическая география”, изданная Ринком, а в 1803 г. “О педагогике” под редакцией того же Ринка.

На этом заканчивается прижизненная история издания сочинений Канта.

Источник: https://www.kantiana.ru/university/univ-filosofiya-kanta/osnovnye-raboty-kanta/osnovnye-raboty-kanta.php

Эстетика как наука. Основные этапы развития эстетической мысли. — Эстетика И. Канта

Страница 31 из 45

Эстетика И. Канта.

Основоположником немецкой классической философии является Иммануил Кант (1724–1804) – философ и ученый, родоначальник немецкого классического идеализма. Эстетическая концепция Канта, как и его философия в целом, характеризуется внутренней противоречивостью. Под его влиянием впоследствии создавались философские концепции самого разнообразного толка.

Основной труд Канта по эстетике “Критика способности суждения”. Он делает попытку определить специфику эстетического принципа, отделить эстетическое от нравственности, от познания и от всех других видов общественной деятельности человека. Философ критикует методологические основы рационализма и эмпиризма в эстетическойнауке, ограниченность эмпирически сенсуалистских принципов.

Кант стремился в теории познания, в этике и эстетике обосновать всеобщность и необходимость суждений, поскольку теоретическое знание складывается именно из суждений, имеющих необходимое и всеобщее значение.

“Критике способности суждения” предшествовал его труд “Критика чистого разума”, где обосновывалась возможность теоретического знания и преодоление скептицизма, базирующаяся на априоризме. Автор исходит из того, что “вещь-в-себе” непознаваема. Мы познаем лишь явления. Этот тезис мешает Канту преодолеть агностицизм и скептицизм Юма.

Более того, в результате он сам объясняет теорию познания с позиции агностика. Ведь в опыте, по мнению Канта, мы имеем дело не с “вещами-в-себе”, а лишь с явлениями, которые упорядочиваются априорными формами нашей чувственности и рассудка. Под формами чувственности он понимает время и пространство.

Благодаря наличию в познающем субъекте априорных форм обеспечивается всеобщность и необходимость теоретического знания, обязательный переход от опытных данных к обобщениям, имеющим полную достоверность. Так, Кант пытается примирить рационализм и эмпиризм на основе априоризма, ведущего к агностицизму.

Читайте также:  Куликовская битва - в помощь студенту

Эти обобщения относятся лишь к миру явлений, мир “вещей-в-себе” оказывается непознаваемым в принципе.

Данная концепция определяет и этику и эстетику Канта. Поскольку всеобщность и необходимость суждений гарантируются априорными формами, присущими субъекту, то цель анализа – найти соответствующие априорные формы для данной области, роль которых в сфере эстетических суждений играет принцип целесообразности.

При этом из эстетических категорий на первом плане стоит прекрасное, на втором – возвышенное, а затем – философско-эстетические проблемы искусства и художественного творчества. Кант анализирует рефлексирующую силу суждения, которая, по его теории, не познает объекты, а обсуждает их по принципу целесообразности.

Целесообразность может быть реальной. В этом случае предмет целесообразен (совершенен), поскольку он согласуется со своей сущностью или со своим значением для человека. Но целесообразность может быть и формальной. Формально, или субъективно, рационален предмет, который согласуется с природой нашей познавательной способности.

Такой предмет мы называем прекрасным. Целесообразность у Канта для человека, прежде всего, связана с чувством удовольствия. Если она реальна, то удовольствие покоится на понятии предмета и является логическим удовлетворением.

Если же она формальна, то основывается на согласовании предмета с нашими познавательными способностями и поэтому является эстетическим чувством.

Следовательно, эстетическое суждение проистекает из свободной игры рассудка и силы воображения. Благодаря гармонии способностейпознания мы относим предмет к субъекту. И в ней же лежит причина чувства удовольствия, испытываемого нами от предметов, причина того, что предметы нравятся нам.

Кант отказался от традиции немецкой просветительской эстетики ставить в центр концепции понятие прекрасного и искать объективные основы красоты. Главный вопрос для него – субъективные условия восприятия прекрасного. Он утверждал, что нет науки о прекрасном, а есть только критика (анализ) прекрасного.

Эстетическое чувство, по Канту, бескорыстно и сводится к чистому любованию предметом, который есть не что иное, как форма. Следовательно, прекрасное есть предмет незаинтересованного любования. Это первая особенность прекрасного.

Второй особенностью прекрасного является то, что оно без помощи понятия, без категорий рассудка представляется нам как предмет всеобщего любования. Удовлетворение от прекрасного соответственно носит всеобщий характер, хотя оно и не основывается ни на каком понятии и логическом рассуждении. Эстетическое суждение никогда не может быть обосновано логически.

Третья особенность прекрасного – наличие формы целесообразности, поскольку мы можем воспринимать в предмете рациональность, не образуя представления о некоей определенной цели. Красота есть форма целесообразности предмета, поскольку она воспринимается в нем без представления о цели.

Четвертая особенность выражается в том, что оно нравится без понятия, как предмет необходимого любования.

Итак, прекрасно то, что нравится всем без всякого интереса, своей чистой формой.

Кант разделяет “свободную” и “привходящую” красоту. Если “свободная” не предполагает никакого понятия о том, каким должен быть объект, то “привходящая” допускает понятие о цели и совершенстве предмета, основываясь на сравнении объекта с его родовым понятием, идеей. Так, например, красота лошади или церкви предполагает понятие о цели, о том, чем должна быть эта вещь.

В связи с понятием “привходящей” красоты Кант говорит и об идеале. Если идея – понятие разума, то идеал – представление о единичной сущности, адекватной какой-либо идее. Значит, идеал есть воплощение идеи в отдельном существе. Идеалом может быть только человек, поскольку он имеет цель своего существования в самом себе и сам через разум способен определять себе свои цели.

Этот пункт рассуждения возвращает мыслителя к просветительскому смешению категорий эстетики и этики, от которого он так стремился уйти. В духе философии Просвещения он приходит к выводу, что прекрасное есть симовл нравственно доброго. Само же искусство было сведено к простому символу добра.

Возвышенное, как и прекрасное, имеет, по Канту, особенностьнравиться само по себе, оба они предполагают суждение рефлексии. Удовольствие здесь связано с одним лишь воображением или со способностью изображения. Суждения о прекрасном и возвышенном претендуют на всеобщность, хотя и не основываются на логических доказательствах. Кант отмечает между ними и различие.

Прекрасное нравится благодаря своим определенным формам. Но неопределенное и бесформенное тоже может воздействовать эстетически. В прекрасном удовольствие связано с представлением качества, в возвышенном –с количеством.

В прекрасном удовольствие непосредственно порождает чувство жизнедеятельности, возвышенное же вначале на некоторое время вызывает торможение жизненных сил, а лишь потом способствует их сильному проявлению.

Возвышенное Кант определяет как то, что “безусловно велико”, или то, “в сравнении с чем все другое мило”. Он различает математически и динамически возвышенное. Первое охватывает экстенсивные величины – величины протяженности в пространстве и времени (звездное небо, океан), второе – величины силы и могущества (пожар, землетрясение, ураган, гроза).

В обоих случаях возвышенное превосходит силу нашего чувственного представления, подавляет наше воображение. Вследствие чего нам кажется, что мы не можем объять явление нашим чувственным взором. Но это только первое впечатление.

Затем угнетенность сменяется оживлением нашей деятельности, поскольку здесь подавляется лишь наша чувственность, зато возвышается духовная сторона.

Созерцание возвышенного пробуждает у нас идею абсолютного, бесконечного, причем она не может быть адекватно представлена в созерцании. Бесконечное воспроизводится через свою непредставимость. Мы можем мыслить бесконечное, а не созерцать его.

Разум способен мыслить самое величайшее, что только может иметь место в чувственном мире, поэтому в возвышенном мы чувствуем себя мизерными как чувственные существа, но великими как существа разумные.

Истинно возвышенное – это разум, нравственная природа человека, его стремление к чему-то выходящему за пределы чувственно постижимого.

Эстетическая концепция Канта получает дальнейшую конкретизацию в учении о гении. Он указывает, что прекрасное в природе есть прекрасная вещь, прекрасное в искусстве – прекрасное представление о вещи.

Для восприятия красоты достаточно иметь вкус, т. е. способность представлять предмет применительно к удовольствию или неудовольствию. Для воспроизведения прекрасного требуется еще одна способность – гений.

Для выявления природы гения Кант обращается к анализу характерных особенностей искусства, которое отличается от природы тем, что оно результат человеческой деятельности. Хотя теоретическая деятельность и является человеческой, но художественной – нет.

Втеоретической деятельности заранее известно, что должно быть сделано. Здесь, следовательно, нет творческого момента.

В искусстве же, если даже и известно, что и как должно быть сделано, результат достигается не сразу, для этого требуется еще ловкость и умение.

Искусство, по Канту, следует отличать от ремесла, поскольку искусство свободно, а ремесло для заработка, это наемное творческое. Искусство, как игра, – занятие, которое приятно само по себе. Ремесло, как работа, само по себе обременительно, а заманчиво только по результату, например, по заработку, и для кого-то является принудительным.

Сопоставляя прекрасное в природе и в искусстве, Кант выдвигает положение о том, что прекрасное в искусстве не должно казаться умышленным. Целесообразность в продукте изящных искусств, хотя и дается преднамеренно, однако должна казаться непредумышленной.

На изящные искусства надо смотреть, как на природу, но при этом надо сознавать, что это все-таки искусство. Художественное произведение должно быть естественным и правдоподобным.

Оно не должно быть “вымученным”, не должны просвечивать педантичные “правила”, хотя они были перед глазами художника, когда он создавал произведение искусства.

Искусство, по Канту, действует закономерно без закона, намеренно без намерения. Закон, по которому творит гений, не правило рассудка, он является естественной необходимостью внутреннего характера. Природа художника дает закон, прирожденная способность духа предписывает искусству правила. Эта способность – гений художника.

Художественное произведение, следовательно, есть продукт творчества гения, а само искусство возможно только через гения. Гений – это власть давать правила. Он представляет собой абсолютно творческое начало, он, безусловно, оригинален. Гений встречается только в сфере искусства. Ведь тому, что основано на понятии, можно научиться.

Так, можно научиться тому, что изложил Ньютон в своих принципах натуральной философии, утверждал ученый. Но вдохновению научиться нельзя.

Кант, как мы видим, первым поставил вопрос о специфике эстетического принципа, эстетических суждений. Если бы эти суждения ничем не отличались от логических, вопрос оценки эстетических объектов не составлял бы больших затруднений. Но сфера эстетического – это сфера и высших эмоций.

Здесь эстетические ценности, прежде чем получат оценку, должны быть пережиты, прочувствованы. Без непосредственного эстетического опыта никакие эстетические оценки невозможны. Кант понимал это и стремился доказать, что и эстетические суждения должны обладать всеобщностью и необходимостью.

Кроме того, он глубоко проанализировал вопрос о своеобразии процесса художественного творчества. Действительно, труд ученого и труд художника имеют свои особенности.

Не обошел Кант и традиционный вопрос о взаимоотношении эстетического и нравственного. Он говорил, что идеальный вкус имеет тенденцию внешне содействовать моральности.

Значит, воспитание эстетического вкуса – это и нравственное воспитание личности.

Кант, бесспорно, принадлежит к великим мыслителям, оказавшим огромное влияние на развитие философской и эстетической мысли в последующие столетия.

Источник: https://libsib.ru/estetika/estetika-kak-nauka-osnovnie-etapi-razvitiya-esteticheskoy-misli/estetika-i-kanta

Эстетика и. канта

Кант объяснил природу эстетического суждения, оно отличалось от логического суждения; эстетическое суждение является суждением вкуса в то время, как логическое суждение имеет целью поиск истины. Особым видом эстетического суждения является прекрасное. Кант выделяет несколько моментов восприятия прекрасного:

  • 1.бескорыстность эстетического чувства, которое сводится к чистому любованию предмета
  • 2.эстетическое суждение вкуса есть предмет всеобщего любования без помощи рассудка
  • 3.вводит в эстетику понятие «целесообразность без цели»; красота, являясь формой целесообразности предмета должна являться без представления какой-либо цели
  • Кант дает классификацию видов искусства:
  • -словесное (искусство красноречия, поэзии)
  • -изобразительное (архитектура, скульптура, живопись)
  • — изящной игры ощущений (музыка)
  • Кант создает свою эстетическую теорию гениальности:

 Может быть только художник, великий ученый не может быть назван гением, потому что результаты научной деятельности могут быть познаны, осмыслены, поняты. Что же касается художника, то основным свойством его деятельности является гениальности, оригинальность, то, что не поддается осмыслению.

И. Кант (1724-1804) трактовал прекрасное как объект незаинтересованного отношения (отношение человека к прекрасному чисто созерцательное и непрактическое). Кант различил полезное и прекрасное и подчеркнул качественно своеобразный характер эстетического интереса.

Он произвел дематериализацию прекрасного, отделил его форму от его содержания: зеленый цвет или звук скрипки принято считать прекрасными, но они лишь приятны. В суждении о прекрасном имеет место созерцательное удовольствие, не возбуждающее практического интереса к объекту.

Только когда цвет и звук очищены от материального содержания, они выступают как прекрасные.

Кант считает, что «наслаждение в приятном» и «наслаждение в добром» соединены с интересом, в то время как наслаждение прекрасным, которое определяет суждение вкуса (= эстетическое суждение), свободно от всякого интереса.

В философии Иммануила Канта эстетика рассматривается как завершающая часть общей философской системы, замыкающая в единое целое сферы познания («чистого разума») и этики («практического разума»), наводящая мост над пропастью между «областью понятий природы» и «областью понятий свободы».

Эстетическая способность суждения, которой немецкий философ посвятил специальное сочинение — «Критику способности суждения» (1790; явившуюся фактически систематической эстетикой), — в сфере интеллектуально-теоретической деятельности снимает противоречия между рассудком и разумом, основываясь на чувстве удовольствия/неудовольствия. В отличие от своих предшественников-просветителей, манифестировавших предмет эстетики в объективной действительности, искавших объективные основания красоты, Кант не мыслил сферу эстетического без субъекта, его восприятия объекта, т.е. без субъект-объектных отношений.

Главные для него категории эстетики «целесообразное», «вкус», «свободная игра», «прекрасное», «возвышенное» суть характеристики неутилитарного ( = эстетического у Канта) созерцания, сопровождающегося особым удовольствием, или бескорыстной творческой деятельности.

«Вкус есть способность судить о предмете или о способе представления на основании удовольствия или неудовольствия, свободного от всякого интереса. Предмет такого удовольствия называется прекрасным».

При этом Кант отрицал существование каких-либо объективных правил вкуса, ибо был убежден, что суждение вкуса основывается на «неопределенной идее сверхчувственного в нас». Однако сущность этой «идеи» такова, что она действует во всех людях, т.е.

суждение вкуса, или эстетическое удовольствие, является бескорыстным, всеобщим и необходимым. Объяснить это на рациональном уровне Канту не удается, хотя он постоянно предпринимает такие попытки.

Эстетическое осмысливается им как результат свободной игры духовных сил в процессе неутилитарного, бескорыстного созерцания объекта или в творческом акте, завершающемся созданием произведения искусства.

«Суждение называется эстетическим именно потому, что определяющее основание его есть не понятие, а чувство (внутреннее чувство) упомянутой гармонии в игре душевных сил, коль скоро ее можно ощущать»2. При этом эстетическое удо-вольствие только тогда будет «чистым», т.е.

собственно эстетическим, когда оно лишено какой-либо заинтересованности утилитарно-корыстного толка, например, от созерцания неба, цветка, красивого минерала и т.п. природных или искусственно созданных форм. Здесь Кант выявляет важнейший принцип эстетического, обозначенный им как «целесообразность без цели».

Смысл его заключается в том, что объекты, доставляющие эстетическое удовольствие, представляются нам по своей форме, структуре, принципам организации как предельно целесообразные (органично и гармонично организованные во всех отношениях), хотя они в акте данного (эстетического) восприятия не предполагают представления ни о какой утилитарной или какой-либо иной доступной человеческому пониманию цели. Суть этой высшей целесообразности заключается только в том, что эстетические объекты активно возбуждают нашу душевно-духовную деятельность, содержание которой не выражается словесно, но доставляет человеку чистое эстетическое наслаждение, к чему собственно и сводится эстетическая способность суждения.

Определив прекрасное как форму целесообразного без представления о цели, как «предмет необходимого удовольствия», Кант выделяет два вида красоты:

  • свободную -он относит объекты, которые «нравятся необусловленно и сами по себе», т.е. исключительно за их форму. Это многие цветы, птицы, моллюски орнамент в искусстве, нетематическая музыка. Только в оценке этомкрасоты суждение вкуса является «чистым суждением», отрешенным от какого-либо понятия о цели, т.е. чисто эстетическим. Именно в этих идеях и заложена суть предмета эстетики и они, в свою очередь, послужили теоретическим основанием для эстетизма и формализма в эстетике любого толка, имевших место в культуре XIX—ХХ вв.
  • привходящую (сопутствующую)- не является чисто эстетической, она предполагает некоторую цель и заинтересованность, в частности, является «символом нравственно доброго». полагал, что объекты, несоразмерные со способностями человеческого восприятия, дают мощный эмоциональный толчок душе.

«Возвышенно то, одна возможность мысли о чем уже доказывает способность души, превышающую всякий масштаб чувств». Качественно или количественно превосходящие все, представимое человеком, явления природы или социальной истории дают душе толчок к ощущению «возвышенности своего назначения по сравнению с природой».

Искусство как эстетический феномен является созданием гения, особого врожденного таланта, через который «природа дает искусству правило». Искусство является важнейшим средством проникновения в мир сверхчувственного. Этими положениями Кант открыл путь к культу искусства.

Эстетическое фактически осознается Кантом как трансцендентальный посредник между имманентным и трансцендентным.

Принципиальная недоступность эстетического опыта для логического истолкования является для Канта одним из убедительных доказательств бытия сферы трансцендентных идей, в том числе и в сфере морали, является истоком «категорического императива», в частности.

Человек с развитым эстетическим чувством необходимо обладает и нравственным чувством, ибо имеет внутренний доступ к сфере трансцендентного.

Кант впервые показал, что сфера эстетического — это совершенно самостоятельная сфера человеческого опыта, человеческого духа, которая венчает собой всю духовно-практическую (познавательную и нравственную) деятельность человека, снимая существующие в ней непримиримые противоречия. В сфере эстетического дух человека поднимается до неутилитарного, незаинтересованного, бескорыстного созерцания, творческой свободной игры своими высшими способностями, сопровождающейся и завершающейся эстетическим удовольствием.

  1. Кант (XVIII в.) полагал, что при эстетическом восприятии прекрасного предмета
  2. 1) наше отношение к нему бескорыстно, незаинтересованно, чем принципиально отличается от морального и практического отношения;
  3. 2) мы получаем удовольствие «без понятия»;
  4.  3) предмет воспринимается как целесообразный «без представления о цели»;
  5. 4) предмет рассматривается «как предмет необходимого удовольствия
Читайте также:  Человек, общество и государство у платона - в помощь студенту

Источник: https://students-library.com/library/read/31377-estetika-i-kanta

Философия Канта: основные идеи (кратко)

Середина 18 века явилась для немецкой философии переломным моментом.

  Именно в это время в Германии появились выдающиеся ученые, чьи идеи и концепции изменили взгляд на философию идеального объективизма и субъективизма. Научные теории И.Канта, Г.Гегеля, Л.

Фейербаха помогли по новому взглянуть на положение в обществе активно познающего мир субъекта. Именно благодаря им появился метод диалектического познания.

Иммануил Кант — первый из величайших немецких философов

Иммануила Канта по праву считают крупнейшим мировым светилом философии после Аристотеля и Платона. Будущий ученый появился на свет в 1724 году в Кенигсберге в семье мастера – шорника.

Отец мечтал дать единственному сыну хорошее образование и сделать его служителем церкви. Молодой Кант окончил местный университет и стал зарабатывать себе на пропитание частными уроками, но при этом постоянно повышал свое образование.

В результате он защитил диссертацию и начал преподавать в университете логику и метафизику.

Всю свою жизнь Кант подчинил строгому расписанию и пунктуально следовал ему всю жизнь. Биографы ученого отмечают, что жизнь его была бедна на события: свое существование он подчинил полностью интеллектуальному труду.

Ученый имел друзей, но никогда не манкировал своими занятиями  ради общения, мог увлекаться красивыми и умными женщинами, но никогда не позволял страсти увлечь себя и отвлечь от главного, то есть от научной работы.

Два периода в деятельности Иммануила Канта

Научно-философскую деятельность Канта можно  разделить на два временных периода: докритический и критический.

Первый период приходится на 50-60-е годы 18 века.

На этом этапе ученого интересуют тайны мироздания и он выступает больше как математик, физик, химик, биолог,  то есть материалист, который при помощи научной диалектики старается объяснить законы природы и ее саморазвитие.

Основная проблема, интересующая ученого в этот период – это объяснение состояния Вселенной, Космоса. Он был первым, кто связал  приливы и отливы в морях с фазами Луны и выдвинул гипотезу о зарождении нашей галактики из газовой туманности.

В более поздний «критический» период» — 70-80-е годы – Кант полностью переориентировался на проблемы человеческой нравственности и морали. Основные вопросы, на которые ученый старается ответить: что такое человек? для чего он рожден? какова цель существования человечества? что такое счастье? каковы главные законы человеческого сосуществования?

Особенностью философии Иммануила Канта является то, что он сделал предметом изучения не объект, а субъект познавательной деятельности. Только специфика деятельности познающего мир субъекта может определить возможные способы познания.

Кратко о теории и практике в философии Иммануила Канта

В теоретической философии Кант пытается определить границы и возможности человеческого познания, возможности научной деятельности и границы памяти. Он ставит перед собой вопрос: что я могу знать? как я могу это узнать?

Кант считает, что познание мира при помощи чувственных образов априори опирается на доводы рассудка, и только так можно добиться необходимого результата.

Любое событие или вещь отображаются в сознании субъекта, благодаря полученным через органы чувств сведениям. Такие отражения Кант называл явлениями. Он считал, что мы познаем не сами вещи, а только их явления.  Другими словами, мы познаем «вещи в себе» и имеем свое собственное субъективное мнение обо всем, опираясь на отрицание знания (знание не может появляться из ниоткуда).

По Канту, высший способ познания сочетает в себе использование разума и опору на опыт, но рассудок отвергает опыт и старается выйти за грани разумного, в этом и заключается высшее счастье человеческого познания и существования.

Что такое антиномии?

Антиномии – это высказывания, которые опровергают друг друга. Кант приводит четыре самых известных антиномии для подтверждения своей теории о рассудке и опыте.

  1. Мир (Вселенная, Космос) имеет начало и конец, т.е. границы, поскольку все в мире имеет начало и конец. Однако Вселенная – бесконечна и непознаваема человеческим разумом.
  2. Все самое сложное можно разложить на самые простые элементы. Но в мире нет ничего простого, все сложно и чем больше мы раскладываем, тем сложнее нам объяснить полученные результаты.
  3. В мире есть свобода, однако, все живые существа постоянно подчиняются законам природы
  4. Мир имеет первопричину (бог). Но в то же время первопричины нет, все случайно, как и само существование Вселенной.

Каким образом можно объяснить эти теории и антитеории? Кант утверждал, что для того чтобы в них разобраться и придти к единому выводу, нужна вера. Кант вовсе не восставал против науки, он лишь говорил о том, что наука вовсе не всесильна и порой невозможно решить проблему, даже опираясь на всевозможные научные методы.

Основные вопросы нравственной  философии Иммануила Канта

Ученый ставил перед собой глобальную задачу: постараться дать ответ на вопросы, издавна волнующие лучшие умы человечества. Для чего я здесь? Что я должен делать?

Кант считал, что для человека характерны два направления духовной деятельности: первый – чувственно-воспринимаемый, при котором мы опираемся на чувства и готовые шаблоны, и второй — умопознаваемый, достичь которого можно при помощи веры и самостоятельного восприятия окружающего мира.

И на этом втором пути действует уже не теоретический, а практический разум, поскольку, как считал Кант, нравственные законы нельзя вывести теоретически на основе опыта.

Никто не может сказать, почему человек поступает так или иначе в каких-либо условиях.

Это только дело его совести и других нравственных качеств, которые нельзя искусственно воспитать, их каждый человек выводит для себя самостоятельно.

Именно в это время Кант выводит высший нравственный документ – категорическое предписание, которое определяет существование человечества на всех этапах развития и при всех политических строях: поступай по отношению к другим так, как ты хочешь, чтобы они поступали по отношению к тебе.

Конечно, это несколько упрощенная формулировка предписания, но суть его именно такова. Кант считал, что каждый своим поведением формирует образец поступков для других: поступок в ответ на подобный поступок.

Особенности социальной философии Иммануила Канта

Философы эпохи Просвещения рассматривали прогресс в развитии человеческих общественных отношений. Кант в своих трудах пытался найти закономерности развития прогресса и пути воздействия на него. При этом он считал, что на прогресс влияет  абсолютно каждый отдельный индивидуум. Поэтому для него была первична разумная деятельность всего человечества в целом.

При этом Кант рассматривал причины несовершенства человеческих отношений и находил их во внутренних конфликтах каждого человека в отдельности. То есть, пока мы страдаем из-за собственного эгоизма, честолюбия, жадности или зависти, мы не сможем создать совершенное общество.

Идеалом государственного устройства философ считал республику, которой управляет мудрый и справедливый человек, наделенный всеми полномочиями абсолютной власти. Как Локк и Гоббс, Кант считал, что необходимо отделить законодательную власть от исполнительной, при этом необходимо упразднить феодальные права на землю и крестьян.

Особое внимание Кант уделял вопросам войны и мира. Он считал, что возможно провести мировые переговоры, направленные на установление вечного мира на планете. Иначе войны разрушат все достижения с таким трудом достигнутые человечеством.

Чрезвычайно интересны условия, при которых, по мнению философа, все войны прекратились бы:

  1. Все территориальные притязания должны быть уничтожены,
  2. Должен существовать запрет на продажу, покупку и передачу по наследству государств,
  3. Постоянные армии должны быть уничтожены,
  4. Никакое государство не должно предоставлять денежные или любые другие займы для подготовки войны,
  5. Никакое государство не имеет право вмешиваться во внутренние дела другого государства,
  6. Недопустимо вести шпионаж или организовывать террористические акты, чтобы подорвать доверие между государствами.

Конечно, эти идеи можно назвать утопическими, но ученый считал, что человечество со временем достигнет такого прогресса в социальных отношениях, что сможет решать все вопросы урегулирования международных отношений путем мирных переговоров.

Иммануил Кант во всех своих трудах отдавал преимущество морали перед политикой, он считал, что права человека первичны и не могут быть нарушены никаким политическим строем.

Источник: https://GermanExpert.ru/filosofiya-kanta/

Иммануил Кант

Иммануил Кант (1724-1804) — один из самых замечательных и глубоких философов во всей длительной истории развития философской мысли. Эстетические идеи составляют необходимый элемент доктрины немецкого классика. Так, в частности, А.В.

Гулыга указывает, что «система философии возникла у Канта лишь после того, как он обнаружил между природой и свободой третий мир — мир красоты» Гулыга А.В. Немецкая классическая философия. М.: Рольф, 2001. С. 83..

В изданной в 1790 году «Критике способности суждения» Кант поднимает и пытается решить важнейшие эстетические проблемы.

Основу эстетики Канта составляет убеждение в том, что эстетическое не сводимо ни к знанию, ни к морали, а представляет собой среднее между ними. Одной своей стороной — направленностью на прекрасное — эстетическое тяготеет к знанию, другой — направленностью на возвышенное — оно тяготеет к морали. Прекрасное и возвышенное — основные категории эстетики Канта.

Анализ прекрасного строится у Канта на раскрытии его сущности по четырем признакам — качеству, количеству, отношению, модальности. Качественный признак прекрасного состоит в том, что оно нравится, не вызывая утилитарного интереса, то есть интереса чувственности и разума. В этом философ видит отличие прекрасного от доброго и приятного.

Количественный признак прекрасного заключается в его способности нравиться всем без посредства понятия. Суждение вкуса обладает всеобщностью, которая обусловлена не понятием, а «свободной игрой» познавательных способностей (рассудка и воображения). Всеобщность прекрасного, следовательно, не объективна, а субъективна.

«Здесь перед нами … одно из замечательных открытий Канта. Он открыл опосредованный характер восприятия прекрасного. До него считалось (а многие продолжают так думать и теперь), что красота дается человеку непосредственно при помощи чувств. Достаточно быть просто чутким к красоте, обладать эстетическим чувством.

Между тем само эстетическое чувство — сложная интеллектуальная способность. Еще древние заметили, что возможна нечувственная красота. Чтобы насладиться красотой предмета, нужно уметь оценить его достоинства. Иногда это происходит сразу, а иногда требует времени и интеллектуальных усилий» Гулыга А.В.

Немецкая классическая философия. М.: Рольф, 2001. С. 91..

Признак прекрасного по отношению заключается, по мнению Канта, в том, что «красота — это форма целесообразности предмета, поскольку она воспринимается в нем без представления о цели» Кант И. Сочинения: В 6 т. М., 1963-1966. Т.5. С.107. . Кант разделил красоту на два вида.

Первый вид — так называемая «чистая красота», в которой представление о цели, определяющее, чем должна быть вещь, просто отсутствует. Такова красота, например, природного пейзажа или цветов. Второй вид красоты — это «сопутствующая красота», которая, напротив, предполагает понятие о цели.

Таковы красота человека, архитектурных памятников, картин и т.п. При этом Кант подчеркивает, что только в сфере «сопутствующей красоты» реализуется эстетический идеал, заключающийся в выражении нравственного. Немецкий мыслитель заключает: «…прекрасное есть символ нравственно доброго…» Кант И.

Сочинения: В 6 т. М., 1963-1966. Т.5. С.195.

Характеризуя прекрасное по модальности, Кант указывает: прекрасно лишь то, что познается без посредства понятия как предмет необходимого благорасположения. Это означает, что эстетическое суждение о прекрасном (суждение вкуса) обязательно для всех.

Основанием для этой общеобязательности является уже упоминавшаяся свободная игра познавательных сил человека. Подводя итог анализу прекрасного, немецкий философ отмечает: «Красотой вообще, будь это красота природы или красота искусства, можно назвать выражение эстетических идей…» Кант И. Сочинения: В 6 т. М.

, 1963-1966. Т.5. С.161.

Эстетическая идея есть такое понятие, которому не может соответствовать ни одно созерцание и представление: «Этот принцип есть ни что иное, как способность изображения эстетических идей; под эстетической же идеей я понимаю то представление воображения, которое дает повод много думать, причем, однако, никакая определенная мысль, то есть никакое понятие, не может быть адекватным ему» Кант И. Сочинения: В 6 т. М., 1963-1966. Т.5. С.320.. Таким образом, красота и истина у Канта — явления разные, хотя и взаимосвязанные, поскольку через видимость «создатель ее не вводит в обман легковерных, а выражает истину». Тем самым мыслитель очерчивает четкие границы авторского произвола.

Рассматривая возвышенное, Кант считает, что оно относится лишь к идеям разума и не может быть обнаружено ни в одной чувственной форме. Сравнивая прекрасное и возвышенное, немецкий философ отмечает различия между ними. Первое всегда связано с формой, привлекает к себе, основание его — вне нас.

Второе может проявляться в бесформенном, не только привлекает, но и отталкивает, основание его — в нашем образе мыслей, а не вне нас. Чувство возвышенного возникает в человеке тогда, когда он испытывает волнение от созерцания предметов, размеры или мощь которых превосходят привычные ему масштабы.

В своих эстетических размышлениях Кант уделяет достаточно немного места анализу искусства. Его он определяет как «созидание посредством свободы» Кант И. Сочинения: В 6 т. М., 1963-1966. Т.5. С.144.. Такое определение широко, включая как механические, так и эстетические искусства.

К эстетическим искусствам Кант относит приятные искусства, предназначенные для развлечения и времяпрепровождения (искусство сервировки стола, искусство разговора и т.п.), а также изящные искусства, направленные на особое удовольствие рефлексии и содействующие развитию культуры душевных способностей.

Кант приводит также одну из первых в истории эстетики подробную классификацию изящных искусств, подразделяя их в зависимости от вида выражаемой ими красоты — словесное (поэзия, красноречие), изобразительное (пластика, живопись), искусство игры ощущений (музыка). Немецкий философ считает, что для суждения о произведениях искусства необходим вкус, а для их создания — гений.

Цель деятельности истинно гениального художника состоит в том, чтобы достигнутое им изображение не только было невыразимо на языке понятий, но могло бы само понятие расширить до бесконечности.

Подлинное искусство должно казаться свободным «от всякой принудительности произвольных правил, как если бы оно было только продуктом природы» Кант И. Сочинения: В 6 т. М., 1963-1966. Т.5. С.321..

Все естественное прекрасно, когда оно имеет вид сделанного человеком, а искусство прекрасно, если оно походит на природу. Такая взаимосвязь искусственности и естественности для Канта чрезвычайно важна.

По его мнению, уникальное произведение искусства способно примирять противоположные начала — искусственное и естественное, идеальное и реальное, теоретическое и практическое, свободное и необходимое.

Исследователи творчества Канта рассматривают эстетические идеи в качестве важнейшего элемента всей его философской системы.

«Притягательность и авторитетность кантовской эстетики объясняются умением мыслителя тонко понять и представить своеобразие художественной сферы» Кривцун О.А. Эстетика. М.: Аспект Пресс, 1998. С. 90. .

Именно в этой части своей философии, Кант примиряет человека чувствующего, думающего и действующего.

Источник: https://studwood.ru/553089/etika_i_estetika/immanuil_kant

Ссылка на основную публикацию