Древняя месопотамия — в помощь студенту

Месопотамией, или Междуречьем, древнегреческие географы называли равнинную область между реками Тигром и Евфратом, впадающими в Персидский залив. Эта область большей частью входит в нынешнее государство Ирак.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Своеобразные природные условия и климат Междуречья способствовали возникновению здесь одной из первых цивилизаций, которая оказала сильное влияние на культуру многих народов древнего Востока, Греции и Рима, а через них – на весь современный мир.

Ученые полагают, например, что именно в Междуречье примерно 5000 лет назад было изобретено колесо, и лишь затем это важное техническое достижение стало известно другим народам Древнего мира.

Здесь же возникла одна из самых ранних форм письменности – клинопись, разгадка которой помогла многое узнать об истории древнейших государств Востока, о жизни простых людей и деяниях царей.

Природные условия Междуречья своеобразны: сегодня, как и в древности, когда здесь возникли первые поселения людей, это пустынная страна с жарким засушливым климатом; дождей не бывает здесь по семь-восемь месяцев в году, а температура воздуха летом не опускается ниже 30 °С, достигая часто 50 °С и более.

В Нижней Месопотамии (ее называют еще Двуречьем), где реки Тигр и Евфрат подходят близко друг к другу и текут далее к морю по бескрайней глинистой равнине, нет ни камня, ни деревьев, пригодных для строительства, нет месторождений металлов и других полезных ископаемых, которые были необходимы древним жителям страны.

Все это приходилось привозить издалека, снаряжая трудные экспедиции через пустыни, выменивая или отвоевывая у соседей.

Настоящим богатством древней Месопотамии была сама земля: она и кормила, давая по два урожая в год, и служила материалом для изготовления всего необходимого в быту и хозяйстве людей – жилищ и храмов, мебели, посуды и даже глиняных серпов, с помощью которых убирали урожай.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Структура органов местного самоуправления в современной россии - в помощь студенту

Оценим за полчаса!

Древняя Месопотамия - в помощь студенту

Шумерские воины на барельефе

Почвы в Междуречье необыкновенно плодородны. В холмистой Северной Месопотамии влажные ветры со Средиземного моря приносят зимние дожди, достаточно обильные для ранних посевов.

В Южной Месопотамии весною, с таянием снегов в горах, где берут истоки Тигр и Евфрат, обе реки выходят из берегов и, широко разливаясь, орошают равнину, удобряют почву. После разлива, в марте-апреле, земля покрывается яркой зеленью.

В начале лета наступает знойная пора, но увлажненная разливом почва может давать богатые урожаи.

Не сразу древние земледельцы Двуречья научились использовать воды строптивых рек: мощные потоки разливов смывали постройки, затапливали поля, каждый раз становясь тяжелым бедствием для обитателей равнины.

Отголоски этой многовековой борьбы человека со стихией сохранились в библейском повествовании о всемирном потопе.

Прошло немало столетий, прежде чем человек сумел покорить природу, научился укреплять дамбами берега рек, отводить по каналам воду и использовать разливы себе на благо.

Древняя Месопотамия - в помощь студенту

Козлик. Золото. Из царских могил в Уре. Около 2500 г. до н. э.

Древняя Месопотамия - в помощь студенту

Зиккурат шумеров

«Вся вавилонская земля, – писал древнегреческий историк Геродот, посетивший Месопотамию в V в. до н. э., – так же, как и египетская, изрезана каналами… Страна же эта много лучше всех стран, которые мы видели, в отношении того, как она приносит плод Деметры (т. е.

хлебные злаки)… Она настолько хороша, что обычно дает сам-двести, когда же бывает наилучший урожай, приносит сам-триста. Здесь листья и пшеницы, и ячменя имеют часто в ширину четыре пальца.

А что касается проса и сезама, которые вырастают величиной с дерево, то об этом я уже не говорю, прекрасно понимая, что не бывавшим в вавилонской земле и сказанное о плодах покажется полной неправдой». Но Геродот нисколько не преувеличивал, рассказывая об удивительных урожаях Междуречья.

Недаром где-то в этих краях древняя легенда помещала райский сад Эдем, в котором, по библейскому преданию, отдыхали и вкушали плоды дерев наши прародители – Адам и Ева.

Вплоть до XIX века, когда на землях древней Месопотамии были впервые проведены археологические раскопки и открыты руины исчезнувших городов, история этой страны оставалась загадкой. Отрывочные и нередко фантастические сведения о древней Месопотамии и о некоторых событиях, связанных, главным образом, с историей древних иудеев, содержатся в Библии.

Так, хорошо известен рассказ о строительстве Вавилонской башни, о патриархе Аврааме, происходившем родом из города Ура Халдейского и переселившемся в землю Ханаанскую, то есть в Палестину. Ценными историческими источниками являются труды античных ученых, в том числе «отца истории» Геродота, описавшего в V в. до н. э. Вавилонию, находившуюся тогда под властью персов.

Однако история Месопотамии более отдаленных времен оставалась ученым древнего мира неизвестной.

Лишь благодаря археологическим раскопкам, продолжающимся здесь и в настоящее время, а также благодаря большому числу дошедших до нас клинописных текстов мы имеем впечатляющую картину существования одной из древнейших цивилизаций мира, от ее зарождения и расцвета до упадка и завоевания другими народами.

Древняя Месопотамия - в помощь студенту

Вавилонская башня

Древняя Месопотамия - в помощь студенту

Ворота Иштар в Вавилоне

Древняя Месопотамия - в помощь студенту

Древнейшими государственными образованиями на территории Месопотамии были Шумер и Аккад.

В конце IV тысячелетия до н. э. в Южном Междуречье (от Персидского залива до района нынешнего Багдада) расселились племена шумеров. Это был особый, ни на кого не похожий и по внешнему виду, и по языку народ. Происхождение шумеров до сих пор не выяснено.

Не ясно также, откуда они пришли в Месопотамию. Сами шумеры хранили предание, что они переселились с островов Персидского залива. Родственные связи шумерского языка не установлены.

Попытки некоторых ученых доказать родство шумеров с семитами, кавказцами и даже с тюрками пока не приносят успеха.

Судя по сохранившимся изображениям, шумерские мужчины стриглись наголо, гладко брили бороды, носили длинные юбки из тростника. Верхняя часть туловища обычно оставалась непокрытой. Только воины во время сражения пользовались целиком кожаными доспехами.

Обычное оружие в их руках – короткие копья, топоры или кинжалы. Шумерские женщины отпускали длинные волосы и надевали длинное, плотно облегающее тело платье до пят, – хотя, видимо, это была выходная, а не рабочая одежда.

Знатные женщины делали сложные прически, обвитые лентами, украшали себя драгоценностями. Примечательно, что на шумерских рельефах и мужчины и женщины всегда изображаются босыми. Обувь не носили даже цари и царицы.

Вероятно, в те времена почва была очень ровная и гладкая, а колючек под ногами попадалось гораздо меньше, чем сейчас.

Некоторые ученые считают шумерские изображения людей весьма стилизованными, не передающими действительный внешний облик обитателей Шумера. Разумеется, какая-то доля условности в шумерских портретах имеется.

Такая же условность наблюдается и в художественной манере древних египтян. И все же вряд ли шумеры вместо пышной шевелюры изображали лысину, а вместо окладистой бороды – гладкий подбородок.

И если мы видим на рельефах гладко выбритых босоногих людей в тростниковых юбках, это значит, что шумеры примерно так и выглядели.

Шумеры значительно усовершенствовали оросительную систему Месопотамии, очистили почву от болотистых и соленых лагун, прорыли множество новых каналов, а также насыпали дамбы, защищающие поля от нередких наводнений. Все это позволило улучшить ирригацию и получать хорошие урожаи.

Шумеры выращивали ячмень, пшеницу, полбу, финики, составлявшие основу их питания, а также разнообразные овощи и фрукты. Важную роль в хозяйстве играло животноводство. Шумеры разводили лошадей, ослов, овец, верблюдов, коз и свиней. Коровы и волы служили им в первую очередь как тягловая сила и только во вторую очередь – как пища.

Еду готовили также из уток, гусей, кур и голубей.

Древняя Месопотамия - в помощь студенту

На полях шумеров

Древняя Месопотамия - в помощь студенту

Рельеф с изображением шумерского правителя и его приближенных. Около 2500 г. до н. э.

Города и селения располагались по берегам рек и каналов. За отсутствием гор и лесов в Месопотамии почти не строили деревянные и каменные строения.

Дорогостоящая древесина использовалась только для кровель или внутренней отделки домов состоятельных людей. Деревянная дверь считалась движимым имуществом: переезжая в другой дом, хозяин забирал ее с собой.

Дома бедняков строились целиком из глины, то есть из сырцовых кирпичей. Крыши домов обкладывались тростником и пальмовыми листьями.

При скудости строительного материала поистине удивительны достижения месопотамских строителей. Сооруженные ими города имели регулярную сеть улиц и даже канализацию. Внушительные укрепления защищали жителей от вражеских нашествий.

Ширина городских стен достигала 5 метров, причем города часто обносились двойными стенами, имеющими множество башен. Обширные дворцы правителей насчитывали до двухсот комнат и имели особые укрепления.

Стены дворцов украшались плитами с выпуклыми изображениями – рельефами, представляющими собой победоносные битвы или сцены из придворной жизни. Шумеры опередили другие народы, первыми начав возводить арки и своды.

А для этого необходимо было обладать определенными инженерными знаниями – открыть, что арки не нуждаются в потолочных балках, потому что нижние кирпичи подпирают верхние.

Древняя Месопотамия - в помощь студенту

В шумерском городе

По нашим нынешним меркам шумерские города были довольно небольшими. Даже самый крупный среди них – город Ур с населением 34 000 жителей – по своим размерам не превосходил современный районный центр вроде Волхова или Ржева. Другие шумерские города были и того меньше.

Однако надо учесть, что все население древней Месопотамии составляло 2 или 3 миллиона человек, в основном, сельских жителей, и на таком фоне Ур мог считаться поистине крупным городом. В Древнем мире и Средневековье город отличался от селения тем, что, помимо прочего, имел окружающую его стену с воротами.

Чем выше стена и чем больше ворота, тем значительнее город.

Но у шумерских городов главными считались не сухопутные, а водные, то есть речные, ворота. Дело в том, что в Месопотамии основные транспортные пути пролегали не по суше, а по рекам и каналам.

По водной глади плыли из города в город тростниковые суда и баржи, груженные хлебом, мукой, сеном, финиками, лесом, кожами, тушами животных.

В том же городе Уре имелись Северная и Западная гавани, всегда более многолюдные, чем сухопутные ворота.

Древняя Месопотамия - в помощь студенту

По водным артериям

Деталь конского убора из меди

Что представлял собой шумерский город? Скопление однотипных одно- и двухэтажных домов, со стороны улицы совершенно глухих и закрытых, без окон, с плоскими крышами и с узкой дверью для входа. Каждый дом представлял собой маленькую обособленную крепость со своим внутренним двором. Дневное освещение обеспечивалось через прорези в кровле или в стене, выходящей во двор.

В центре каждого города стоял храм, возведенный на высокой искусственной террасе. Храм посвящался богу, покровителю города. Стоящую в храме статую божества жрецы всячески обхаживали, наряжали ее в различные одеяния, ставили перед ней угощения, словно это было живое существо.

Существовал даже ритуал, способствовавший вселению бога в изготовленную статую как в свое жилище. В отличие от христианской церкви и мусульманской мечети, древний храм был не местом собрания верующих, а местом обитания бога, его жилищем.

Доступ к богу (то есть к статуе-идолу) имели только его служители – жрецы.

Шумерские сосуды

Доение козы

Боги Шумера, как у других древних обществ, составляли одну обширную семью. Во главе семьи стояли старшие боги: бог неба Ану, бог земли Эа («отец богов»), бог плодородия Энлиль, почитавшиеся всеми шумерами.

Затем шли их сыновья и дочери, внуки и внучки – боги рангом пониже, почитавшиеся в том или ином городе в качестве его покровителей. Каждое божество имело свое священное животное и свой символ.

Примечательно, что у шумеров не было божеств – покровителей охоты и собирательства, а божества скотоводства играли очень незначительную роль. Другими словами, шумеры – это оседлый земледельческий народ.

Читайте также:  Учет материалов в пути - в помощь студенту

Золотая статуэтка, изображающая мифологических существ и животных

Боги шумеров

Религиозная жизнь шумеров состояла из многочисленных ритуалов, которые символически регулировали жизнь страны, отмечали смену времен года и человеческих возрастов. Ритуал – это определенный порядок умилостивления богов, введенный с целью снискать их благосклонность.

Ежемесячно устраивались пышные процессии, длившиеся в течение нескольких дней. Жрецы разыгрывали перед народом ритуальные представления, изображая, как боги (для этого использовались их разукрашенные статуи) передвигаются по суше и по реке, навещают друг друга, садятся за трапезу, устраивают свадьбы, отмечают расставания.

Особую роль в этих процессиях играл властитель города, бывший одновременно главою жрецов. Нередко властитель изображал того или иного бога. Тем самым он поддерживал свой авторитет правителя, приближенного к небожителям и наделенного ими земной властью. Во время ритуальных церемоний зрителям раздавались угощения.

На праздниках, куда собиралось множество людей, приходящих из разных мест, шла бойкая торговля всевозможными товарами.

Перемещения статуй богов несли в себе глубокий смысл.

Младшие боги посещали старших, испрашивая их благословления и одобрения какого-нибудь важного начинания, будь то строительство нового города или храма, вступление в войну или заключение мира с другим государством. Без благословления старших в древнем обществе вообще нельзя было начинать никакое новое дело. Так было среди богов, так было и среди людей.

Статуи молящихся шумеров

Шумеры возводили замечательные храмовые сооружения – высокие пирамидальные многоступенчатые башни, называемые зиккуратом («высоко построенным»).

От шумеров обычай строить зиккураты перешел к их наследникам – вавилонянам и ассирийцам. К настоящему времени археологи раскопали остатки 22 подобных строений в разных частях Месопотамии.

Иные из них были громадными сооружениями, достигавшими в высоту 90 метров.

Происхождение и назначение месопотамских зиккуратов до сих пор точно не установлено. Понятно, что зиккурат является развитием храма, стоящего на высокой террасе или платформе.

Но зачем шумеры стали ставить несколько платформ одна на другую, поднимая храм все выше и выше? Ученые объясняют это по-разному. Одни считают, что древние шумеры, будучи некоренными жителями Месопотамии, пришли сюда из какой-то горной страны, где чтили своих богов на скалистых вершинах.

Поэтому, оказавшись в равнинной местности, они стали строить храмы-зиккураты, имитируя памятные им вершины.

Зиккурат

Другие ученые видят причину возведения зиккуратов в ритуальной практике шумеров. Из различных документов, найденных во время археологических раскопок, известно, что в шумерских храмах ежегодно справлялся «священный брак» между мужским и женским божествами.

Роль мужского божества отводилась правителю города, а женского – верховной жрице. Этот ритуальный брак, по представлениям шумеров, обеспечивал плодородие земли в текущем году, а также служил символом ежегодного обновления природы. Обновление претерпевал и сам храм.

Каждый год его разбирали и возводили заново, но уже на более высоком уровне, на новой платформе, построенной поверх старой.

Год от года постройка поднималась все выше и выше, так высоко, насколько позволял строительный материал – обыкновенная глина, из которой изготавливался кирпич-сырец. Так появились зиккураты.

Конец ознакомительного фрагмента. Купить полную версию.

Источник: https://www.LitLib.net/bk/79891/read

Аннотация к курсу История древней Месопотамии для студентов 2-3 курсов

Древняя Месопотамия - в помощь студенту

Аннотация к курсу Этнология древней Месопотамии

Древняя Месопотамия - в помощь студенту

Вопросы к курсу «ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА»

Древняя Месопотамия - в помощь студенту

Вопросы к курсу «ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА»

Древняя Месопотамия - в помощь студенту

ВОПРОСЫ к курсу «ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА»

Древняя Месопотамия - в помощь студенту

Экзаменационные вопросы по курсу «Всемирная история

Древняя Месопотамия - в помощь студенту

Аннотация к курсу Введение в хеттологию для студентов 3

Древняя Месопотамия - в помощь студенту

ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ ПО ОБЩЕМУ КУРСУ «ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА»

Древняя Месопотамия - в помощь студенту

3-9 групповая работа на проблемно

Древняя Месопотамия - в помощь студенту

Урок – путешествие: «Великое наследие Древнего Востока».

Древняя Месопотамия - в помощь студенту

Экзаменационные вопросы по Истории Древнего Востока

Лекция 3. Культура древних цивилизаций Востока. 1

Математика Древнего Востока

Конспект — Изобразительное искусство в школе

КУЛЬТУРА ДРЕВНИХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ МЕСОПОТАМИИ

Тема 7. Культура восточных цивилизаций. Древняя Месопотамия

Эпоха 5-4 тысячелетня до Н

Источник: https://studylib.ru/doc/697310/annotaciya-k-kursu-istoriya-drevnej-mesopotamii-dlya-student…

Месопотамия

Древняя Месопотамия - в помощь студенту Месопотамия на карте

Месопотамией называют огромную и плодородную область между знаменитыми большими реками Тигр и Евфрат, которые и «подарили» этой территории дополнительные названия — Двуречье или Междуречье. В Месопотамии располагались несколько государств, которые существовали на нашей планете около 5 тыс.лет назад: Шумер, Ассирия, Вавилония, Аккад, Мидия, Великая Армения, Элам и др.

Обширные реки Тигр и Евфрат сделали землю Месопотамии очень урожайной, и люди, проживающие здесь, раньше многих — еще в первобытное время — начали заниматься земледелием.

Кроме того, именно жители Месопотамии — а именно шумеры — придумали первый календарь, возвели ступенчатую пирамиду, одними из первых в истории Земли научились писать и сочинили самый древний эпос.

Древние жители Вавилона были превосходными астрономами, геометрами и астрологами. Именно им первым пришла в голову мысль делить час на 60 минут, а неделю — на семь дней.

Что такое Междуречье?

Древняя Месопотамия - в помощь студенту Реки Тигр и Ефрат, образующие Междуречье

На огромной и урожайной территории между большими реками Тигр и Евфрат более 5 тыс.лет назад располагались древнейшие на нашей планете государства: Ассирия, Вавилония, Шумер и др. Вся эта область в древности называлась Месопотамией, а поскольку находилась она в долине между двумя могучими реками, то и получила дополнительные названия Междуречье или Двуречье.

Благодаря близости двух широких рек, которые, разливаясь, удобряли почву питательным илом, земля Междуречья сделалась необычайно плодородной. Этим не могли не воспользоваться жившие в то время люди: они одними из первых на планете, еще в первобытное время, научились обрабатывать землю, выращивать урожай, а также рыть каналы и строить плотины и насыпи.

Какие государства были на территории Месопотамии?

Древняя Месопотамия - в помощь студенту Исторический центр Вавилона

Прекрасные условия жизни на плодородной земле Месопотамии позволили образоваться на этом месте в древности большому числу городов-государств, каждый из которых оставил неизгладимый след в истории человечества.

Самыми знаменитыми государствами Месопотамии были Шумер, Вавилония, а также Ассирия. Ученые считают, что цивилизация Шумера, основанная около 5 тыс.лет назад, была самой ранней цивилизацией на нашей планете.

Помимо того, что шумеры изобрели письменность и календарь, они также придумали кирпич, сеялку, совершенные для своего времени системы полива, парусную лодку, плуг и даже колесо. Ассирия, существовавшая в Месопотамии около 2 тыс.лет назад, известна своими военными завоеваниями, а также знаменитой библиотекой глиняных книг.

Древняя Вавилония (она существовала около II тыс.до н.э.) прославилась своими геометрами, а также астрономами и астрологами, знания которых не утратили значения и сейчас.

Помимо этих государств на территории Месопотамии существовали также Урук, Ур, Аккад, Мидия, Великая Армения, Элам и др.

Что такое клинопись?

Древняя Месопотамия - в помощь студенту Глиняная табличка из Шуруппака, ок. 2600 г. до н.э.

Когда археологи производили в Месопотамии раскопки, они рядом с различными черепками и осколками посуды обнаруживали глиняные таблички, покрытые странными и непонятными значками. Эти значки по внешнему виду были очень похожи на заостренные палочки — клинышки. Какое-то время ученые не могли понять предназначение этих значков, однако вскоре стало ясно, что с их помощью древние жители Месопотамии писали друг другу различные сообщения.

Древнюю письменность Двуречья, которую благодаря форме значков назвали клинописью, придумали шумеры. Они наносили эти значки на мягкие глиняные таблички острыми тростниковыми палочками — стило.

Каждый значок, запечатленный на табличке, был пиктограммой: картинкой, изображающей какой-либо предмет.

В более позднее время пиктограммы уступили свое место идеограммам — картинкам, выражающим какое-либо понятие, а затем появилось и слоговое письмо.

Кто такие шумеры?

Древняя Месопотамия - в помощь студенту Шумерская богиня

Около 5 тыс.лет назад на территории Месопотамии, в юго-восточной ее части, появился «черноголовый» (так переводится название «шумеры») народ, который образовал между реками Тигр и Евфрат первое в истории нашей планеты государство Шумер. Удивительно то, что ученые, изучающие древность, до сих пор не могут точно определить, как и откуда шумеры попали в Месопотамию: дело в том, что их язык не похож ни на один из существовавших в древности.

Итак, шумеры образовали свое государство и вошли в историю, как люди, первыми придумавшие письменность — клинопись. Они разработали похожие на клинышки значки, благодаря которым можно было передавать любую информацию, записывая ее острой палочкой на размягченной глине.

Кроме того, именно шумеры разработали отличную для своего времени систему полива, придумали, как именно сделать глиняные кирпичи более прочными — обожгли их в печи, а также изобрели колесо, плуг, гончарный круг, парусную лодку и составили знаменитый сборник легенд «Эпос о Гильгамеше».

Чем ценна «Поэма о Гильгамеше»?

Древняя Месопотамия - в помощь студенту Лепка, изображающая сцену из поэмы о Гильгамеше, дворец Саргона II, около 710 года до н.э.

Шумеры, наряду с образцом первой письменности, колесом и многим другим, изобретенным ими, оставили на память о себе и знаменитую «Поэму о Гильгамеше». Это одно из самых древних дошедших до нас литературных произведений (эпос был написан в XXII в. до н.э.), которое ценно еще и тем, что писали его шумеры в течение тысячи лет.

В этой поэме древними авторами рассказывается о знаменитом бесстрашном воине Гильгамеше, который подружился с Энкиду — человеком, защищающем зверей, и живущего по звериным законам. Гильгамеш научил Энкиду человеческому поведению и позвал его с собой сразиться с великаном кедрового леса.

Друзья сражаются и с великаном, и со злобным быком, противостоят различным богам до тех пор, пока Энкиду не погибает. Оплакав своего верного друга, Гильгамеш решается отыскать бессмертие и даже находит цветок, дарующий вечную жизнь, однако коварная змея крадет волшебный цветок у героя.

Поделиться ссылкой

Источник: https://SiteKid.ru/istoriya/drevniy_mir/mesopotamiya.html

Математика в Месопотамии • Библиотека

ša3 niĝ2-kas7 nu-zu ša3 igi-ĝal2 tuku
Обладает ли мудростью душа, которая не овладела искусством счета?

Шумерская пословица,
Alster B. Proverbs of Ancient Sumer, 1997, 54, 116

Обычно, когда мы говорим о математике в древней Месопотамии, мы имеем в виду старовавилонский период (1800–1595) или вторую половину I тыс. до н. э. От этих периодов сохранилось множество табличек математического содержания, которые опубликованы и хорошо изучены. Но вообще-то математика в Месопотамии родилась раньше письменности. Более того, она послужила толчком для развития последней.

Древняя Месопотамия - в помощь студенту

Сначала для учета продукции храмовых хозяйств использовались счетные фишки, изображавшие тот или иной вид продукта. К IV тыс. до н. э. вместо фишек стали использоваться глиняные таблички с их изображениями или рядами чисел.

Уже первые таблички с расчетами количества зерна для пива или с вычислением площади поля демонстрируют нам, что жители Месопотамии неплохо разбирались в прикладной математике. Немногочисленные математические таблички, дошедшие до нас от III тыс. до н. э.

, показывают, что население Междуречья (сначала шумеры, позже — сменившие их аккадцы) умножали и делили, оперировали дробями, вычисляли площадь полей — в том числе полей нерегулярной формы, — а также объем стен и количество кирпичей, необходимое для их возведения.

Многие первые математические таблички, как, например, описанная во врезке, явно представляют собой упражнения, а не практические вычисления — они оперируют очень большими или очень малыми числами, описывают идеальную ситуацию, в них отсутствует маркеры хозяйственных документов. В III тыс. до н. э.

 в ходу было несколько разных систем счисления и разных систем мер и весов. Благодаря ряду бюрократических реформ к концу III тыс. — началу II тыс. до н. э. они были в значительной степени унифицированы.

Шире всего стала применяться шестидесятеричная система счисления — появились первые таблицы с парами взаимно обратных чисел, произведение которых равно 60.

К старовавилонскому периоду все жанры математических текстов, а также круг решаемых задач (арифметических, алгебраических и геометрических) уже существовали. Но от этого времени, в отличие от предыдущего, до нас дошли тысячи табличек математического характера.

Среди них таблицы на умножение, таблицы обратных величин, квадратных и кубических корней, квадратов последовательных целых чисел, сумм кубов и квадратов и сотни словесных алгебраических и геометрических задач.

Поэтому при описании месопотамской математики принято опираться именно на этот период.

На основе источников можно сделать вывод, что вавилоняне умели решать линейные и квадратные уравнения, системы линейных уравнений, использовали правила суммирования прогрессий, в задачах применяли пропорции, проценты; оперировали числом π, вычисляли площадь сегмента круга и объем усеченного конуса, площадь правильных многоугольников и неправильных четырехугольников; на практике применяли теорему Пифагора (без доказательства самой теоремы). Умели в древнем Вавилоне решать и некоторые более сложные уравнения, которые с помощью линейной замены переменной сводились к уравнению с целым корнем, который искали перебором.

Математике начинали обучать в старовавилонской школе сразу после того, как ученики осваивали основной репертуар клинописных знаков. Начинали с изучения прикладной метрологии и арифметики, потом переходили к словесным задачам по алгебре и геометрии.

Plimpton 322

Пожалуй, самым известным математическим текстом, написанным на глиняной табличке в старовавилонскую эпоху, является табличка Plimpton 322. Джордж Артур Плимптон, по имени которого она названа, был издателем учебной литературы в Нью-Йорке — и частным коллекционером.

Он приобрел эту табличку около 1922 года за 10 долларов у американского дипломата и антиквара Эдварда Банкса, который в свободное от работы время занимался раскопками, а также покупал и перепродавал глиняные таблички (считается, что он был прототипом Индианы Джонса).

В 1936 году Плимптон передал эту табличку в дар Колумбийскому университету, где она хранится и сейчас в библиотеке редких рукописей и манускриптов.

Судя по особенностям письма, табличка была написана в конце XIX или XVIII веке до н. э. и относится, следовательно, к старовавилонскому периоду. Э.

 Банкс утверждал, что табличка была найдена в руинах города Ларсы, расположенного в Южной Месопотамии.

Действительно, своим горизонтальным форматом табличка напоминает административные документы из Ларсы, хотя этот формат и не свойственен другим математическим табличкам из этого города.

Считается, что примерно треть от первоначального размера таблички слева утрачена. Размеры сохранившейся части таблички составляют 13×9×2 см. Лицевая сторона таблички поделена на четыре колонки по пятнадцать строк каждая.

Разделительные линии колонок продолжаются и на обратной стороне таблички, но текст на ней отсутствует. Над каждой из четырех колонок на лицевой стороне сделаны пояснения на аккадском языке с использованием шумерских логограмм.

Древняя Месопотамия - в помощь студенту

Plimpton 322 — таблица, в которой собраны пифагоровы тройки — размеры прямоугольных треугольников, у которых оба катета и гипотенуза выражаются целыми числами.

В табличке выписаны два катета, а вместо гипотенузы — квадрат отношения гипотенузы к одному из катетов. Ее описание проще всего начать с четвертой колонки, озаглавленной как «его / ее строка».

В этой колонке содержится нумерация строк таблички с 1 по 15.

Во второй и третьей колонке записаны 15 пар чисел из пифагоровых троек в шестидесятеричной системе. При уравнении вида a2 + b2 = c2 вторая колонка содержит числа a (соответствуют самой короткой стороне прямоугольного треугольника). В третьей колонке содержатся числа c (соответствуют гипотенузе прямоугольного треугольника).

Заголовок второй колонки содержит слово «ширина», а третьей — «диагональ». Этим словам в обоих случаях предшествует логограмма IB2.SI8. Возможный перевод этой логограммы — «квадрат», то есть вторая колонка может называться «квадрат ширины», а третья — «квадрат диагонали».

Однако математики, занимающиеся этой табличкой, всё еще спорят по поводу интерпретации этой логограммы в данном контексте.

В первой колонке содержатся числа, полученные при разделении c2 на b2. Озаглавлена она как «квадрат диагонали (гипотенузы), из которой вырвана единица, так что остается ширина (короткая сторона)».

Первыми (в 1940-х годах) табличкой заинтересовались профессор Брауновского университета, математик и историк науки Отто Нейгебауэр и ассириолог Абрахам Закс (Abraham Sachs). Они интерпретировали табличку как запись пифагоровых чисел. Долгое время табличка считалась уникальной.

Действительно, нам неизвестны другие подобные таблицы с пифагоровыми тройками. Но задачи на пифагоровы треугольники — обычное дело для старовавилонской школы.

Так, Элеанора Робсон [6], специалист по месопотамской математике, изучала табличку Plimpton 322 в контексте других вавилонских математических табличек и показала их сходство. Кроме того, она попыталась реконструировать отсутствующую часть текста.

Читайте также:  Общественно-политический строй новгородской земли до 1136 г. - в помощь студенту

По ней ([6]: 116), в утерянной части таблички были записаны пары взаимно обратных чисел. Они были использованы для нахождения короткой стороны и гипотенузы прямоугольного треугольника с длинной стороной, равной единице, с помощью метода дополнения квадрата.

Один из промежуточных результатов записан в первой сохранившейся колонке. Существуют и другие попытки как реконструкции, так и интерпретации таблички [5]. Хайосси в своей статье не только предлагает свою интерпретацию различных аспектов, связанных с этим текстом, но и кратко перечисляет теории других исследователей.

Литература
1. Страница таблички Plimpton 322 на сайте библиотеки Колумбийского университета.
2. Страница таблички на сайте CDLI (Cuneiform Digital Library Initiative).
3. Casselman, W.

, The Babylonian Tablet Plimpton 322, University of British Columbia, Vancouver, BC, Canada, 2003.
4. Friberg, J. Mathematik. Das Reallexikon der Assyriologie und Vorderasiatischen Archäologie 7 (1987–1990), pp. 531–585.
5. Hajossy, R.

Plimpton 322: A Universal Cuneiform Table for Old Babylonian Mathematicians, Builders, Surveyors and Teachers // Tatra Mountains Mathematical Publications, 67(1) (2016), pp. 1–40.
6. Robson, E.

Words and pictures: new light on Plimpton 322 // American Mathematical Monthly, 109 (2002), pp. 105–120.

Литература для дополнительного чтения
1. Friberg, J. Methods and traditions of Babylonian mathematics: Plimpton 322. Pythagorean triples and the Babylonian triangle parameter equations // Historia Mathematica, 8 (1981), pp. 277–318.
2.

Friberg, J. A Remarkable Collection of Babylonian Mathematical Texts: Manuscripts in the Schøyen Collection, Cuneiform Texts I, Sources and Studies in the History of Mathematics and Physical Sciences, Berlin: Springer.
3. Proust, C.

 On the nature of the table Plimpton 322. Mathematisches Forschungsinstitut.
4. Oberwolfach, Oberwolfach Report 12/2011, pp. 664–666.
5. Robson, E. Neither Sherlock Holmes nor Babylon: A Reassessment of Plimpton 322 // Historia Math.

, 28 (2001), pp. 167–206.

Источник: https://elementy.ru/nauchno-populyarnaya_biblioteka/434752/Matematika_v_Mesopotamii

Древняя Месопотамия, Деревенский Б.Г., 2009

  • Книги и учебники →
  • Книги по истории

СкачатьЕще скачатьСмотреть Купить бумажную книгуКупить электронную книгуНайти похожие материалы на других сайтахКак открыть файлКак скачатьПравообладателям (Abuse, DMСA)Древняя Месопотамия, Деревенский Б.Г., 2009.

  Месопотамией, или Междуречьем, древнегреческие географы называли равнинную область между реками Тигром и Евфратом, впадающими в Персидский залив. Эта область большей частью входит в нынешнее государство Ирак.Древняя Месопотамия - в помощь студенту

ШУМЕР И АККАД.

Древнейшими государственными образованиями на территории Месопотамии были Шумер и Аккад.В конце IV тысячелетия до н. э. в Южном Междуречье (от Персидского залива до района нынешнего Багдада) расселились племена шумеров. Это был особый, ни на кого не похожий и по внешнему виду, и по языку народ. Происхождение шумеров до сих пор не выяснено.

Не ясно также, откуда они пришли в Месопотамию. Сами шумеры хранили предание, что они переселились с островов Персидского залива. Родственные связи шумерского языка не установлены. Попытки некоторых ученых доказать родство шумеров с семитами, кавказцами и даже с тюрками пока не приносят успеха.

Судя по сохранившимся изображениям, шумерские мужчины стриглись наголо, гладко брили бороды, носили длинные юбки из тростника. Верхняя часть туловища обычно оставалась непокрытой. Только воины во время сражения накрывались целиком кожаными доспехами. Обычное оружие в их руках — короткие копья, топоры или кинжалы.

Шумерские женщины отпускали длинные волосы и надевали длинное, плотно облегающее тело платье до пят, — хотя, видимо, это была выходная, а не рабочая одежда. Знатные женщины делали сложные прически, обвитые лентами, украшали себя драгоценностями. Примечательно, что на шумерских рельефах и мужчины и женщины всегда изображаются босыми.

Обувь не носили даже цари и царицы. Вероятно, в те времена почва была очень ровная и гладкая, а колючек под ногами попадалось гораздо меньше, чем сейчас.

СОДЕРЖАНИЕ

Древняя МесопотамияШумер и АккадСтаро-Вавилонское царство (1792-689 гг. до н. э.)Господство Ассирии (IX-VII вв. до н. э.)Ново-Вавилонское царство: взлет и падение (626-539 гг. до н. э.).
Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать: Скачать книгу Древняя Месопотамия, Деревенский Б.Г., 2009 — fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать pdf

Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.Купить эту книгу
Скачать — pdf — Яндекс.Диск.

19.08.2017 13:28 UTC

Источник: https://obuchalka.org/2017081995831/drevnyaya-mesopotamiya-anisimov-e-v-2009.html

История Древнего Востока (Месопотамия и Восточное Средиземноморье) — Восточный факультет СПбГУ

Великие археологические открытия XIX века и дешифровка письменностей и языков древнего Ближнего Востока положили начало мировой науки о Древнем Востоке.

Уже более 100 лет в Санкт-Петербургском (Ленинградском) государственном университете осуществляется преподавание и изучение языков, литературы и истории народов Древнего Востока: с 1884 г. история Древнего Востока — обязательная университетская дисциплина. На факультете восточных языков Санкт-Петербургского университета в 1891 г.

впервые в России началось преподавание ассиро-вавилонского языка (современное название: аккадский язык). На историко-филологическом факультете Санкт-Петербургского университета был прочитан первый курс истории Древнего Востока.

Отсюда вышли почти все крупнейшие отечественные исследователи древнего Ближнего Востока: автор лучшей монографии по истории Древнего Востока академик Б. А. Тураев, доктора наук Н. Д. Флиттнер (специалист по искусству Месопотамии), М. Э. Матье (специалист по искусству Египта), Ю. Я. Перепёлкин (крупнейший отечественный египтолог), И. С.

Кацнельсон (египтолог), И. М. Дьяконов (крупнейший отечественный ассириолог), а также ученые, ставшие виднейшими специалистами в других областях истории и филологии: проф. Н. А. Мещерский (Восточное христианство, славянская Библия), акад. Д. А. Ольдерогге (африканистика), акад. Б. Б. Пиотровский (археология, урартология).

У истоков русской школы ассириологии (изучение древней Месопотамии) стоял специалист в области семитских языков академик Павел Константинович Коковцов (1861-1942). Учениками П. К. Коковцова были В. К. Шилейко, А. П. Рифтин и В. В. Струве.

Знаменитый поэт «Серебряного века» Вольдемар Казимирович Шилейко (1891–1930) -автор первых в России университетских курсов по шумерскому и хеттскому языкам, первый в России профессиональный исследователь и переводчик произведений шумеро-аккадской литературы. Александр Павлович Рифтин (1900–1945) — основатель отделения ассириологии Университета.

Академик Василий Васильевич Струве (1889–1965) — египтолог и шумеролог — основоположник отечественной школы изучения социально-экономической истории древних цивилизаций.

Самостоятельная кафедра Древнего Востока учреждена в нашем Университете в 1939 г. С 1952 г. кафедра Древнего Востока проводит регулярный набор ассириологов (изучение древней Месопотамии) и египтологов (изучение древнего Египта). С 1952 по 1965 г.

кафедру возглавлял академик В. В. Струве. Далее кафедрой руководил директор Государственного Эрмитажа академик Борис Борисович Пиотровский (1908–1990).

В настоящее время во главе кафедры — директор Государственного Эрмитажа, специалист по истории и культуре древней Аравии Михаил Борисович Пиот­ровский.

Древние культуры Ближнего Востока от долины Нила до Междуречья Тигра и Евфрата лежат в основе современной не только ближневосточной, но и европейской цивилизации. В 2013 г. кафедра Древнего Востока осуществляет прием на специализацию: История Древнего Востока (Месопотамия и Восточное Средиземноморье).

Студенты этого отделения будут изучать языки, историю, экономику, литературу, религию и культуру народов и государств, существовавших на обширном пространстве от Восточного Средиземноморья (территория современного Израиля, Ливана, Турции, Западной Сирии, Иордании) до Месопотамии (территория современного Ирака и северо-востока Сирии) с древнейших времен и до конца I тыс. до н. э. 

Восточное Средиземноморье (англ. The Eastern Mediterranean; также называют Сиро-Палестинским регионом, или Левантом) — это регион взаимодействия великих цивилизаций древности: месопотамской (Вавилония, Ассирия), египетской, хеттской (территория соврем. Турции).

История и культура этого региона являются результатом этого взаимодействия. Восточное Средиземноморье — это, с одной стороны, западный форпост месопотамской клинописной цивилизации, а с другой стороны, сфера постоянного влияния Египта.

Важнейшим письменным памятником Восточного Средиземноморья стала Библия (библейские тексты). При этом ядро Библии, Пятикнижие, было создано на берегах Евфрата, в Вавилонии, выходцами из Иудеи, принадлежавшими к вавилонской писцовой элите.

Библия и Древний Восток — одна из популярнейших тем мировой науки о древности — это важнейшее направление, предлагаемое обучающимся на этом отделении.

Программа обучения

В программе обучения — освоение целого ряда древних языков Ближнего Востока и письменных систем древности: аккадский (шумеро-аккадская клинопись, III–I тыс. до н. э.

), древнееврейский и арамейский (библейские тексты и эпиграфика, I тыс. до н. э.), угаритский (древнейшее в мире алфавитное письмо, II тыс. до н. э.), финикийский (финикийский алфавит, I тыс. до н. э.

 — предок большинства алфавитов мира).

Изучаемые языки

Основные языки специализации:

  • аккадский язык;
  • древнееврейский язык.

Дополнительные языки специализации (со II–III года обучения):

  • арабский язык;
  • арамейский язык;
  • угаритский язык.

Дополнительный западноевропейский язык:

Дисциплины специализации

  • Введение в специальность.
  • География древнего Ближнего Востока.
  • Культура и этнография Древнего Востока.
  • История древнего Ближнего Востока.
  • История литературы древнего Ближнего Востока.
  • Историография и источниковедение истории древней Месопотамии и Восточного Средиземноморья.
  • Социально-политическая система и экономика древнего Ближнего Востока.
  • Письменные системы древнего Ближнего Востока.
  • Основы музейного дела и принципы хранения памятников древности.
  • Международные отношения и торговля на Древнем Востоке.
  • Города-государства Восточного Средиземноморья во II тысячелетия до н. э.

Перспективы

Основательная гуманитарная подготовка выпускников кафедры Древнего Востока позволяет заниматься научно-исследовательской и музейной деятельностью, а также преподавать (прежде всего, историю Древнего Востока) в высших учебных заведениях.

Лучшие студенты и выпускники имеют возможность получать стипендии на учебу в востоковедных центрах Европы и Америки, а также принимать участие в Международных конгрессах по ассириологии и археологии древнего Ближнего Востока (Rencontre Assyriologique Internationale — International Congress of Assyriology and Near Eastern Archaeology), которые ежегодно проводятся в ведущих университетах мира.

С 2001 г., когда 47-й Международный конгресс состоялся в Университете Хельсинки, преподаватели и выпускники Кафедры регулярно принимают участие в крупнейших форумах древневосточников. В 2007 г.

53-й Международный конгресс состоялся в России (Петербург — Москва). В 2011 г. преподаватели и аспиранты кафедры Древнего Востока СПБГУ делали научные доклады на 57‑м конгрессе в Риме, в 2012 г.

— на 58‑м конгрессе в Университете Лейдена (Нидерланды). В 2013 г. — на 58-м конгрессе в Генте (Бельгия).

Источник: http://orient.spbu.ru/ru/abiturientu/bakalavriat/profili-2017/item/89-istoriya-drevnego-vostoka-mesopotamiya-i-vostochnoe-sredizemnomore.html

Древняя Месопотамия

В древности с
Египетским государством могут поспорить
государства Междуречья (по греч. –
«Месопотамия»), т.е. находившиеся на
территории между реками Тигр и Евфрат.

Древнейшее население
этого региона – шумеры, которые проживали
в его южной части. От них и происходит
название государства – Шумер.

Уже
в IV
тыс. до н.э. здесь складываются предпосылки
для создания государства. Так, отмечается
выделение лиц, имеющих определенные
преимущества. В III
тыс. до н.э. начинается процесс объединения
соседско-родовых общин вокруг храмовых
центров. В результате в XXVIII – XXIV
вв. до н.э.

появляется важнейший признак
протогосударства – надобщинная
администрация в виде эвена – одновременно
главного жреца и правителя, а также
совета старейшин. Затем происходит
объединение этих общин с несколькими
городами в номы. Все эти образования
были слабо централизованны и власть на
местах достаточно самостоятельна. В
целом же период с XXVIII
по XXIV
вв.

до н.э., когда происходили эти события
получил название раннединастического.

В XXIV-XXIII
вв. до н.э. политический центр событий
переместился
в центральную часть Месопотамии, где
проживали племена семитского происхождения,
называемые аккадцами. В XXIV
в. до н.э.
лидер одного из их городов Саргон
постепенно подчинил себе весь Шумер.

В
результате возникло мощное Аккадское
государство, которое вскоре погибло в
результате нашествия горных племен и
местных конфликтов. В разгоревшейся
борьбе возникли новые династии, среди
которых следует отметить новошумерскую
династию Ура (III династию Ура), объединившую
Междуречье в границах обширного
шумерского государства в ХХII-ХХ
вв. до н.э.

Тем не менее и это государство
было уничтожено новыми захватчиками −
кочевниками амореями. Произошло это
примерно в 2000 г. до н.э.

В начале II
тыс. до н.э. в Месопотамии существовало
несколько государств, среди которых
постепенно стало возвышаться Вавилонское
царство, сыгравшее важнейшую роль в
истории Древнего Междуречья. В истории
Вавилонского царства выделяют три
периода.

Первый
из них – СТАРО-ВАВИЛОНСКИЙ, или АММОРЕЙСКИЙ
(ХIХ-ХVI
вв. до н.э.). В это время Вавилон превратился
в огромное государство, наивысшее
могущество которого приходится на
период правления шестого царя –
Хаммурапи. При нем сложились основы
государственного и общественного строя
Древнего Вавилона, сохранявшиеся и в
более поздние периоды.

Общество
делилось на свободных и рабов. Основная
масса свободного населения в свою
очередь подразделялась на полноправных
(авилумов) и неполноправных (мушкенумов).
Полноправные («авилум» – человек)
являлись владельцами земли и несли
повинности в пользу государства. Они
имели определенные привилегии. Так, их
нельзя было продать в рабство за долги.

Неполноправные
− это мушкенумы («покорные», «падающие
ниц»), происхождение которых неясно.
Вероятно это либо вольноотпущенники,
либо жители покоренных территорий. Их
положение было несколько ниже, но тем
не менее они иногда имели особую правовую
защиту. Фактически мушкенумы являлись
царскими служилыми людьми.

Рабы
– «вардум» – составляли низший слой.
Это были военнопленные, преступники,
должники. Рабы в Вавилоне являлись
вещью. Они могли принадлежать государству,
храму, частным лицам.

Кроме
данного деления общества существовало
деление по сферам занятости: жрецы,
воины, чиновники, храмовые служащие,
купцы, ремесленники и т.д.

Государственное
устройство характеризовалось жесткой
централизацией. Верховная политическая,
административная и судебная власть
находилась в руках правителя. Она
передавалась по наследству.

Полного
сосредоточения власти в одних руках не
было. Ограничивало правителя в первую
очередь жречество, поскольку он не
являлся религиозным главой. Поэтому
можно предположить, что на втором месте
после царя стоял жрец, руководивший
религиозными обрядами, имевший судебные
полномочия и руководящий храмовым
хозяйством.

Далее
в «табеле о рангах» следовал советник,
или «человек поручений». Он выполнял
указания правителя, управлял всем
чиновничьим аппаратом, занимался
проблемами финансов, сбором налогов и
т.д.

Существовали
и другие важные должностные лица: высший
посол, главнокомандующий, начальник
дворца и т.д.

Вся
страна была разделена на области во
главе с назначаемыми из центра
наместниками. Низшей административной
единицей являлась община. В руках
общинного самоуправления находилась
часть административных, финансовых и
судебных полномочий.

Представленная
административная вертикаль с очень
незначительными изменениями продолжала
существовать и в другие временные
периоды.

При
наследниках Хаммурапи государство
ослабло. Вторгшиеся в страну хетты, а
затем касситы уничтожили Старо-Вавилонское
царство.

С XVI
в. начинается новый период –
СРЕДНЕ-ВАВИЛОНС-КИЙ, или КАССИТСКИЙ.
Заканчивается он XII
в. до н.э. Это время ослабления Вавилона
и борьбы за освобождение. Начиная с VIII
в. он находился под властью Ассирии.

Заключительный
же период истории Вавилонского царства
охватывает очень короткий промежуток
времени с 626 по 539 гг. до н.э. После разгрома
Ассирии Вавилон получил независимость
и возникло НОВО-ВАВИЛОНСКОЕ, или
ХАЛДЕЙСКОЕ царство. Это время подъема
и возрождения его могущества. Высшая
точка периода – правление Навуходоносора
II.
Вскоре после его смерти Вавилон был
захвачен персами.

Источник: https://studfile.net/preview/2968907/page:4/

Ссылка на основную публикацию