Человек, общество и государство у платона — в помощь студенту

Человек, общество и государство у Платона - в помощь студенту

Государство как идея и «реальные государства»

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Самое известное учение об идеальном государстве принадлежит великому древнегреческому философу Платону. Чтобы понять суть взглядов на идеально государство, необходимо знать суть его философии в целом.

Платон считал необходимым различать обладающие истинным бытием существующие вне времени и пространства  идеи и сами вещи, представляющие собой некие бледные копии, воплощения идей. Относительно к государству сказанное означает, что Платон различал государство как идею, совершенное идеальное государство, существующее в мире идей, и реально существующие государства.

Согласно Платону, реально существующие государства следует преобразовать таким образом, чтобы они соответствовали идеальному государству, т.е. государству как идее.

Справедливость как основной принцип устройства

идеального государства

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Рассмотрение гражданских дел в третейском суде - в помощь студенту

Оценим за полчаса!

         Платон считал, что идеальное государство должно быть устроено в соответствии с принципами справедливости. По его мнению, справедливость предполагает, что, во-первых, интересы целого (государства) важнее и выше интересов частного (отдельных индивидов).

Во-вторых, принцип справедливости означает, что каждый элемент целого должен выполнять присущие ему функции. В этой связи он делит всё население идеального государства на три сословия: философов-правителей, воинов (стражников) и ремесленников и земледельцев (в это сословие включаются все люди, так или иначе связанные с производством).

Они являются носителями трех основных начал государства: разумного (мудрость), яростного (мужество) и вожделеющего. Справедливость заключается в том, чтобы каждое из этих сословий выполняло свои функции и не вмешивалось в дела других.

Сословие ремесленников и земледельцев выполняет важные, но всё же «прозаические» функции, поэтому Платон в своем учении практически ничего не говорит о них. За сохранность и здоровье идеального государства отвечают философы и стражники. Поэтому Платон уделяет основное внимание именно этим сословиям.

Здесь уместно заметить, что в учении Платона эти два сословия практически сливаются в один правящий класс, так как философы-правители отбираются из числа наиболее отличившихся стражников. Философов-правителей он называет «совершенными стражами», а стражей – «помощниками правителей и проводниками их взглядов».

Наиболее важным и сложным является вопрос о том, почему же правящие сословия посвятят свою жизнь служению общему благу? Это, согласно Платону, достигается рядом условий.

  •          Во-первых, разделением труда. Платон говорит, что всякий человек больше всего заботится о том, что он любит, а любит же больше всего, когда считает, что польза дела – это и его личная польза, и когда находит, что успех дела совпадает с его собственной удачей. А истинные философы как раз и отличаются тем, что больше всего ценят истину, справедливость, благо. Поэтому они и будут заботиться о благе государства, рассматривая это и как собственное благо.
  •          Во-вторых, образом жизни, который у стражников устроен, говорит Платон, согласно поговорке: «у друзей всё общее». В частности, у стражников не должно быть частной и даже личной собственности. Столуются и живут они вместе, как во время военных походов. Необходимые припасы они получают от остальных граждан один раз в год за то, что охраняют их. Им не дозволяется пользоваться золотом и серебром, даже в качестве украшений. Дело в том, что обладание собственностью приводит к раздорам и разрушению единства стражей. Таким образом, специфический образ жизни способствует формированию чувства единства и сплоченности.
  •          В-третьих, целенаправленным воспитанием. Здесь важное значение придается двум моментам. Прежде всего, Платон обращает внимание на роль социального мифа в создании идеального государства. Он говорит, что следует попытаться внушить сначала самим правителям и стражам, а затем и остальным гражданам, что они порождены землей и, что все члены государства  – братья и, следовательно, все должны заботиться о своей стране, как о матери, а также друг о друге. Правителям и стражам необходимо внушить, что есть, мол, предсказание, что государство разрушится, если к власти придут люди, не обладающие необходимыми задатками, вследствие чего они должны безжалостно переводить в сословие земледельцев и ремесленников тех своих детей, которые родятся без необходимых задатков. Одновременно они должны переводить детей земледельцев и ремесленников, родившихся с необходимыми задатками, в сословие стражей. Платон подчеркивает, что успех в деле создания идеального государства во многом будет зависеть от того, насколько удастся распространить, внушить этот миф. Кроме того, важнейшее значение придается роли искусства в воспитании. Согласно Платону, в идеальном государстве разрешаются только такие произведения и даже жанры искусства, которые формируют необходимые качества. Предлагается даже пересмотреть все прежние мифы и произведения искусства и оставить из них только те, которые соответствуют указанным критериям.

Философы должны править потому, что только они способны постичь истинное бытие, т.е. истинное благо для государства и всех его членов. Формирование сословия правителей-философов, по Платону, происходит следующим образом.

Всем стражам еще в детстве даются предварительные знания в различных областях (счет, геометрия и др.). Одновременно их берут и на войну, чтобы воспитать в них мужество и другие необходимые качества.

По достижении двадцати лет те из них, «кто во всем этом – в трудах, в науках, в опасностях – всегда будет выказывать себя самым находчивым», заносятся в «особый список». Отобранные продолжают дальнейшие занятия, и по достижении ими тридцати лет производится второй отбор.

«Самые лучшие» еще пять лет обучаются диалектике – «искусству рассуждать». И только после этого они занимают различные государственные должности.

Платон понимал, что идеальное государство должно быть закрытым и относительно небольшим по размерам. Оно должно быть закрытым по той причине, что любые ложные ценности могут дезориентировать его население.

А небольшим – по той причине, что достаточно эффективно контролировать большое государство практически невозможно. Платон говорил, что «государство можно увеличивать лишь до тех пор, пока оно не перестает быть единым».

Поэтому правители и стражи должны следить за тем, чтобы государство было ни слишком большим и ни слишком маленьким.

Платон верил, что его идеальное государство можно воплотить в реальность. Это можно будет сделать двумя способами.

Во-первых, говорил Платон, среди потомков царей случайно могут оказаться философские натуры, которые будут править по справедливости, а граждане начнут охотно  выполнять их установления и законы.

Во-вторых, придя к власти, философы вышлют из государства всех старше десяти лет, а остальных воспитают на свой лад.

Значение и недостатки учения Платона

Важнейшее значение учения Платона заключается в том, что оно положило начало теориям социального управления в самом широком смысле слова. Вместе с тем недостатки его учения очевидны. Прежде всего, отметим, что никоим образом невозможно доказать, что идея государства где-либо существует.

Поэтому и представления о его устройстве, какими бы оригинальными и глубокими они ни были, являются чисто субъективными. Кроме того, очевидно, что нарисованный им образ жизни стражей отнюдь не такой привлекательный.

И на вопрос о том, а будут ли сами стражи чувствовать себя счастливыми, Платон уклончиво отвечал, что важнее благо всего государства, а не отдельных его сословий. Стражи, по его мнению, должны чувствовать себя счастливыми в силу того, что выполняют присущие им функции и вносят посильный вклад в общее благо.

Надо, говорил Платон, внушить им, чтобы они стали отличными мастерами своего дела. Наконец, платоновское идеальное государство, по сути, не знает изменений.

Кочесоков Роберт Хажисмелович

Источник: https://kbsu.ru/idealnoe-gosudarstvo-platona/

Учения об обществе и государстве Платона и Цицерона

Платон (427-347 гт. до н.э.) — древнегреческий философ, ученик Сократа. Во времена жизни Платона термина «гражданское общество» еще не существовало, понятия общества и государства в сознании мыслителей означали одно и тоже.

Взгляды философа на общество и государство изложены в его самых крупных диалогах «Государство» и «Законы». В диалоге «Государство» Платон попытался описать идеальный государственный строй.

Сословное деление общества Платон объявил условием прочности государства как совместного поселения граждан. Он выделил три сословия (членство по рождению): правители-философы, воины, земледельцы и ремесленники. Самовольный переход из низшего сословия в высшее был недопустим.

, так как каждый человек должен заниматься тем делом, к которому он предназначен от природы. Во главе государства должны были стоять философы — духовная элита общества.

Механизму осуществления власти (ее устройству, роли закона) Платон не придавал в диалоге «Государство» особого значения. Что касается форм правления, философ выделил две из них: монархия, если править будет один философ, и аристократия, если правителей будет несколько.

Основное внимание мыслитель уделил проблемам воспитания и образа жизни граждан. Для высших сословий, как правящая элита (стражи государства) устанавливалась общность имущества и быта.

Продовольственные запасы стражи получают от третьего сословия в виде натуральных поставок. Денег у стражей нет. Жить и питаться они должны сообща, как во время военных походов.

Стражам запрещается иметь семью, для них вводится общность жен и детей.

Образ жизни третьего сословия Платон освещал под углом зрения многообразия общественных потребностей и разделения труда. Гражданам третьего сословия разрешалось иметь частную собственность, деньги, торговать на рынках и др.

Производственную деятельность земледельцев и ремесленников предполагалось поддерживать на уровне, который позволил бы обеспечить средний достаток для всех членов общества и в то же время исключить возможность возвышения богатых над стражами.

Несмотря на то, что Платон оправдывал общественное неравенство, он одновременно стремился преодолеть имущественное расслоение в обществе, выступая против государства и бедняков, и богатых [2, с. 45-48].

В целом, прообразом идеального государственного строя для Платона послужила аристократическая Спарта, точнее, сохранявшиеся там патриархальные отношения — организация жизни господствующего класса по образцу военного лагеря, пережитки общинной собственности, группового брака и др.

Характеризуя извращенные формы государства, Платон располагал их в порядке возрастающей деградации по сравнению с идеалом: тимократия, олигархия, демократия, тирания. Главной причиной смены всех форм государства Платон считал порчу человеческих нравов. Выход из порочных состояний общества он связывал с возвратом к изначальному строю — правлению мудрых [3].

На протяжении жизни взгляды Платона претерпевали изменения. Это особенно видно из его второго крупного труда — диалога «Законы». В нем философ изложил новую концепцию идеального государства (общества), приближенный к действительности греческих полисов. Основные отличия диалога «Законы» от диалога «Государство» такие.

В-первых, это отказ от коллективной собственности философов и воинов и введение для граждан единого порядка пользования имуществом. Земля является собственностью государства. Она делится на равные по плодородию участки. Каждый гражданин получает земельный надел и дом, которыми пользуется на правах владения.

Все остальные виды имущества граждане могут приобретать в частную собственность, но ее размеры ограничены. Для удобства расчетов (при замещении государственных должностей, комплектовании войска и др.) предусматривается точное количество граждан — 5040.

Сюда входят только владельцы земли; ремесленники и торговцы гражданскими правами не обладают.

Во-вторых, деление граждан на сословия заменяется градацией по имущественному цензу. Политические права граждане приобретают в зависимости от размеров имущества, записавшись в один из четырех классов.

Разбогатев или обеднев, они переходят в другой класс. Все вместе граждане образуют правящее сословие.

Помимо занятий в собственном хозяйстве, им вменяются в обязанность служба в войске, отправление тех или иных государственных должностей, участие в совместных трапезах (сисситиях), жертвоприношения и др.

В третьих, производственные потребности земледелия должны полностью обеспечиваться за счет рабского труда (в диалоге «Государство» рабы упоминались, но Платон не нашел для них места в экономике идеального полиса). Во «втором по достоинству» государстве «земледелие предоставлено рабам, собирающим с земли жатву, достаточную, чтобы люди жили в довольстве».

Вместе с признанием рабства у Платона появляется и пренебрежительное отношение к производительному труду. Предвидя выступления невольников, Платон советует землевладельцам приобретать как можно меньше рабов одной национальности и не провоцировать их недовольство жестоким обращением.

Ремесленное производство, как и в первом проекте, занимает подчиненное по отношению к земледелию положение.

В-четвертых, Платон подробно описывает в диалоге «Законы» организацию государственной власти и законы наилучшего строя. В отличие от первого проекта, здесь проводятся идеи смешанной формы государства и сочетания моральных методов осуществления власти с правовыми.

Источник: https://studref.com/457749/politologiya/ucheniya_obschestve_gosudarstve_platona_tsitserona

Платон и аристотель об обществе и государстве

Древние мыслители о мире и человеке

МИФЫ ДРЕВНОСТИ

Мифы существовали у всех народов и охватывали широ­кий круг тем: происхождение мира, рождение и смерть челове­ка, возникновение ремесел, появление обособленных социаль­ных групп и др.

Так, происхождение мира в мифах часто связывается либо с его творением каким-либо высшим существом, либо с развитием из некоего исходного состояния, где пер­воначала мироздания еще смешаны, неопределенны. В древне­ китайских мифах присутствовали оба таких сюжета.

В одном из мифов прародительницей мира считается Нюй-ва — получеловек-полузмея: она создала людей и все вещи. В другом ска­зании образом исходного состояния мира выступает яйцо, в нем земля и небо еще слиты воедино.

Действующими лицами мифов, как вы знаете из курса ис­тории, являются боги, герои, люди, а также фантастические су­щества (часто это полулюди-полуживотные, как уже упомяну­тая Нюй-ва в древнекитайской мифологии или кентавр — получеловек-полуконь в древнегреческой мифологии).

Включе­ние в повествование таких существ побуждало людей более по­здних эпох считать, что миф — это разновидность некоей вол­шебной сказки. Но для людей ранней стадии общественного развития миф был вполне реален и правдив, в подлинности опи­санных в нем событий никто не сомневался.

Людям тех дале­ких времен было свойственно особое сознание, которое исследо­ватели в дальнейшем назвали мифологическим, потому что именно в мифах его черты проявились особенно полно. Напри­мер, само появление смешанных типов (полулюдей-полуживотных) свидетельствует о том, что человек еще не отделил себя полностью от природного мира.

Об этом же говорит и очелове­чивание неживой природы. Так, месяц (луна) в австралийс­ких мифах представляется мужчиной одного из влиятельных племен, солнце же — это девушка, поднявшаяся по дереву на небо.

Миф всегда рассказывает о чем-то конкретном, но это ча­сто приобретает значение символа.

К примеру, известный вам из курса истории древнеегипетский миф об Осирисе — умираю­щем и воскресающем боге — символизирует циклы природы.

Уже имеющиеся в обществе блага (использование огня, ремес­ло, землепашество) объясняются действиями какого-либо героя (вспомните, кто из героев древнегреческих мифов подарил лю­дям огонь, кто обучил их ремеслам).

Таким образом, в мифологии выражалась насущная потреб­ность человека в осмыслении себя самого и окружающего ми­ра. С помощью мифа прошлое связывалось с настоящим и бу­дущим, обеспечивалась духовная связь поколений.

Наряду с мифологией свои ответы на вечные вопросы бы­тия искали религия и философия. Индия и Китай на Востоке, Греция на Западе стали цивилизациями, где появились религи­озно-философские картины мира, оказавшие влияние на миро­воззрение многих поколений людей.

ДРЕВНЕИНДИЙСКИЕ ВЕДЫ О ПРОИСХОЖДЕНИИ МИРА

Первым источником философской мудрости в Древней Ин­дии стала так называемая ведическая литература («ве­да» — знание) — обширный набор текстов, которые составля­лись в течение девяти столетий (1500—600 гг. до н. э.).

Почему рассвет прогоняет тьму, день сменяется ночью, рождается и уми­рает человек? Потому что действует универсальный космичес­кий порядок, которому подчинено все. Так считали древние мыс­лители. В одном из ведических гимнов говорится от том, что вначале было «нечто одно», нерасчлененное, аморфное, обладав­шее единственным свойством — дыханием.

«Кроме этого, ниче­го другого не было, тьма была вначале, тьма, покрытая тьмою…» Начало творению положило жертвоприношение. Как свидетель­ствуют Веды, космический великан Пуруша был разделен на части и стал источником жизни для всех живых существ. Итак, «у всего сущего и у всех богов одно начало — жертвоприноше­ние».

Действительно, Солнце дарит свое тепло и свет, чтобы могли жить все существа на Земле, мать жертвует силы и здо­ровье для воспитания своих детей, дождь отдает свою влагу полям, а человек свои знания — людям.

Многообразный мир Вселенной заполнен людьми и духа­ми. Они населяют не только Землю, но и многочисленные кос­мические миры, Солнце, звезды. Люди со своим сложным об­щественным устройством, животные, растения, реки и ручьи, снег и ветер — все имеет живую бессмертную душу, поэтому можно умолять гору, просить прощения у дерева, приказывать облакам.

МИР ЛЮДЕЙ

Какое же место отводится людям в многообразном мире су­щего? Первые, высшие ступени сущего занимает мир богов — пространство, где процветает райская жизнь. За ним следует мир людей, социальная структура которого отражает космиче­скую иерархию. Выше всех стоят брахманы — мудрецы, толко­ватели Вед.

Их положение символизирует белый цвет благости и святости. За ними идут кшатрии — воины, правители. Их Цвет красный — цвет власти и страстей. Третью ступень зани­мают вайшья — класс земледельцев и скотоводов. Желтый цвет их Варны олицетворяют умеренность и трудолюбие.

На низшей ступени социальной лестницы стоят судры — слуги с черным цветом варны, означающим невежество.

За миром богов и людей располагаются демоны, духи, оби­татели многочисленных адов. Все они не имеют никакого вы­бора и полностью зависят от условий жизни, в которые попа­ли. Таким образом, человек занимает среднее, но не центральное положение в мироздании. Он может подняться до божественных высот и опуститься до адской жизни.

Неотъемлемой частью древнеиндийской философии было учение о вечном круговороте жизни и законе воздаяния — Кар­ме. После смерти тела душа продолжает жить, вселяясь в тело родившегося существа. Но какое тело избирает душа? От чего это зависит? Ответы на эти вопросы дает закон Кармы.

Тот, кто совершал благие действия, жил в согласии с действовавшей мо­ралью, родится в будущей жизни как брахман, кшатрия или вайшья.

Тот, чьи действия не были правильны, может в буду­щей жизни родиться членом низшей касты или даже живот­ным, а то и придорожным камнем, принимающим на себя уда­ры тысяч ног как расплату за грехи прошлой жизни.

Можно ли изменить неблагоприятную Карму или освобо­диться от нее? Чтобы быть достойным лучшей доли в будущем, человек должен добрыми делами и праведной жизнью искупить кармический долг прежних существований.

Самый надежный путь к этому — путь аскета-отшельника. «Пересекая поток су­ществования, откажись от прошлого, откажись от будущего, откажись от того, что между ними.

Если ум освобожден, то, что бы ни случилось, ты не придешь снова к разрушению и ста­рости».

В буддистском учении, возникшем в Индии в IV в. до н. э., раскрывается тот путь, который должен привести к преодо­лению страданий.

Правильная жизнь заключается в соблюде­нии предписаний нравственности — пяти буддийских запове­дей: не вредить живым существам, не брать чужого, воздер­живаться от запрещенных половых контактов, не вести праздных и лживых речей и не пользоваться опьяняющими на­питками.

Одним из способов освобождения души является йога (со­единение, связь).

Для овладения комплексом практических ме­тодов в системе йоги требуются выдержка, упорство, дисципли­на, жесткий самоконтроль, постоянная тренировка.

Цели основных этапов этой тренировки — самообладание, овладение дыханием, изоляция чувств от внешних влияний, концентра­ция мысли, медитация (созерцание), освобождение души от те­лесной оболочки.

Таким образом, смысл всех усилий йога не в том, чтобы продемонстрировать свои чудесные возможности или поразить воображение людей, а в том, чтобы достичь такого состояния, которое помогает освобождению души от пут Кармы. Столь обо­стренное внимание к психическим и нравственным возможнос­тям человека во многом определяет сегодняшний интерес к древ­неиндийской восточной традиции.

МУДРЕЦЫ ДАОСКОЙ ШКОЛЫ

По представлениям древних китайцев, человек, объединя­ющий темное и светлое, мужское и женское, активное и пас­сивное, занимает некое срединное положение в мире и призван как бы преодолеть его расколотость на два начала: Инь (темное начало, пассивное ожидание) и Ян (нечто активное, освещаю­щее путь познания).

Такое положение определяет и срединный путь человека, его роль посредника: «Передаю, но не творю». Через человека, Сына Неба, небесная благодать нисходит на зем­лю и распространяется повсюду. Человек не царь вселенной, не покоритель природы. Лучшее поведение для человека — это сле­дование естественному ходу вещей, деятельность без нарушения меры (принцип «у вэй»).

Человек тысячами нитей связан с при­родой, а также с сообществом людей, он как бы растворяется в этом едином целом.

Данные положения развивали сторонники даосизма («уче­ния о пути») — одного из важнейших направлений древнеки­тайской философии. Ее центральным понятием является дао — путь. Все в мире находится в пути, в движении и изменении, все непостоянно и конечно. Главное — следовать установленно­му миропорядку, соответствующему дао.

«Мир — это священ­ный сосуд, которым нельзя манипулировать. Если же кто хо­чет манипулировать им, уничтожит его». Даосисты считали, что человек может быть бессмертен как телом, так и душой. Для этого необходимо выполнение особых упражнений (духовное со­зерцание, дыхательные упражнения, половая гигиена), напоми­нающих йогу.

КОНФУЦИАНСТВО

Наряду с философскими воззрениями, проповедовавшими созерцательную пассивность человека, растворенного в некоей всеобщности, в Древнем Китае появились учения, в центре ко­торых была личность не для себя, но для общества. Это преж­де всего относится к философской школе Конфуция (551—479 гг.

до н. э.) и его последователей. Уже в молодости он стал препо­давателем, имел более трех тысяч учеников, в форме бесед с ко­торыми и сохранились его мысли.

В конфуцианстве возник идеал «благородного мужа», ко­торый «разбирается в том, что есть исправное, равно как ма­лые люди разбираются в том, что выгодно». Гуманность, мило­сердие (жэнь) должны пронизывать отношения между людьми.

В своей повседневной жизни им следует руководствоваться оп­ределенными правилами: помогать другим достичь того, к че­му стремишься сам, не делать другим того, чего не желаешь се­бе. Овладеть таким правильным поведением помогает следование строгому порядку (ли), нормам, включающим этикет.

«Если бла­городный муж точен и не растрачивает времени, если он веж­лив к другим и не нарушает порядка, то люди между четырь­мя морями являются его братьями»,— говорил Конфуций. Отождествляя общество с государством, Конфуций уделил большое внимание и вопросам «правильного» государственного устройства.

Таким, по его мнению, может считаться государст­во, где высшее положение, кроме обожествляемого императора, занимает слой людей (жу), соединяющих в себе свойства фило­софов, литераторов, ученых и чиновников. Само государство — это одна большая семья, где государь — и «Сын Неба», и «отец и мать народа».

Отношения в этой семье должны регулировать­ся не столько природными силами или правовыми средствами, сколько моральными нормами.

Постепенно конфуцианство утвердилось в Китае как госу­дарственная идеология.

Подводя итог сказанному, подчеркнем, что в целом в древ­невосточной философии еще не было представлений о человеке как личности, отделенной от Космоса.

Высшей ценностью счи­тался не индивид, а некий безличный абсолют (дух Вселенной, Небо и т. п.). Человек должен подчиняться установленному по­рядку.

В то же время господство всеобщности не исключало за­рождения новых принципов отношений между людьми: гума­низма, добра, милосердия.

Платон и аристотель об обществе и государстве

Яркую и содержательную страницу в историю развития знаний и представлений о человеке, об общественных формах его бытия вписала философия античности.

Сократ, Демокрит, Платон, Аристотель, Эпикур — их имена и идеи не стерлись в памяти человечества.

В трудах античных философов образный стиль мышления соседствует со стремлением использовать стро­гие понятия и логические умозаключения, космологические сю­жеты постепенно уступают место человеческим проблемам.

Рассмотрим более обстоятельно взгляды Платона и Арис;- тотеля на общественное устройство.

Платон (427—347 гг. до н. э.) пытался понять причины возникновения неравенства людей, несправедливости в органи­зации общественной жизни.

Он считал, что люди нуждаются в совместном поселении для удовлетворения потребностей в пи­ще, жилье, одежде. Такое совместное поселение называется го­сударством.

Оно обеспечивает защиту населения и своих терри­торий от внешних врагов и поддерживает порядок внутри страны. Как сделать это общество справедливым?

Платон нарисовал идеал справедливого государства, кото­рым руководят одаренные и хорошо подготовленные, высоко­нравственные люди, действительно способные мудро управлять государством. Основным принципом идеального государства Пла­тон считал справедливость.

Руководствуясь справедливостью, го­сударство решает самые важные задачи: защиты людей, обеспе­чения их материальными благами, создания условий для их творческой деятельности и духовного развития.

Платон подраз­делил людей на три группы: к первой относятся те, у кого пре­обладает разумное начало, развито чувство справедливости, стремление к праву. Их он называл мудрецами. Они должны быть правителями в идеальном государстве.

Тех же, кто отли­чается храбростью, мужеством, чувством долга, Платон относил ко второй группе — воинам и «стражам», которые призваны за­ботиться о безопасности государства. И наконец, есть люди, при­званные заниматься физическим трудом,— это крестьяне и ре­месленники. Они производят необходимые материальные блага.

В представлениях Платона, индивидуальное должно быть полностью подчинено всеобщему: не государство существует ра­ди человека, а человек живет ради государства. Здесь еще сли­ты понятия общества и государства.

Ученик Платона Аристотель (384—322 гг. до н. э.) стал величайшим ученым древности. Он считался основоположником многих наук, в том числе и наук об обществе. Развивая идеи Платона, Аристотель выделил наряду с государством семью и селение как особые типы общения, но государство поставил над всем.

Аристотель не отрицал частную собственность и считал, что опорой государства должны быть средние слои общества. Крайне бедных он относил к гражданам «второй категории», очень богатых подозревал в применении «противоестественного способа» приобретения состояния.

К основным задачам государства философ относил недопу­щение чрезмерного роста политической власти личности, пре­дотвращение излишнего накопления имущества гражданами, удержание в повиновении рабов.

Как и Платон, Аристотель не признавал рабов гражданами государства, утверждая, что те, кто не в состоянии отвечать за свои поступки, не могут воспи­тать в себе многие добродетели, они рабы по природе и могут осуществлять лишь волю других.

В целом же древнегреческие мыслители отстаивали идею первенства государства перед личностью. В их трудах государ­ство обладало широкими правами по отношению к человеку, во­прос же о правах человека по отношению к государству вооб­ще не ставился.

Рекомендуемые страницы:

Источник: https://poisk-ru.ru/s40441t7.html

Концепция человека, общества и государства в философии Платона (по работе Платона "Государство")

  • министерство общего и профессионального образования
  • российской федерации
  • академия бюджета и казначейства
  • министерства финансов российской федерации
  • Реферат по философии
  • на тему: «Концепция человека, общества и государства в философии Платона (по работе Платона «Государство»)»
  • Выполнила:
  • Группа 1Ф9

Проверил: Кадомцев Г.А.

  1. Москва 2006
  2. План
  3. Введение _________________________________________________________1
  4. Философия Платона________________________________________________2
  5. Платон о государстве_______________________________________________6
  6. Платон о человеке и обществе ______________________________________10
  7. Заключение______________________________________________________15
  8. Список использованной литературы_________________________________16
  9. Введение

Платон — первый в Европе последовательный представитель объективного идеализма, основатель этой философии. Объективный идеализм Платона есть учение о самостоятельном существовании идей как общих и родовых понятий.

Платон с редким в истории мысли талантом создает учение объективного идеализма, которое не только направляется против достижений материалистических мыслителей и ученых, но также используется для обоснования реакционной социальной и политической системы взглядов. Платоновский идеализм потому и называется объективным, что он признаёт существование вполне реального, независимого от сознания человека, то есть объективного идеального бытия.

Объективный идеализм Платона есть учение о самостоятельном существовании идей как общих и родовых понятий. Платон является общепризнанным основателем мирового идеализма. Он впервые дал идеалистическое обоснование примата идеи над материей. И в этом смысле он, можно сказать, и был, и остается главой и учителем всех идеалистов.

Но, как мы уже видели, общее не остается у Платона лишь противостоящим единичному, оно осмысляет всякую единичность и трактуется как принцип единичного, как закон проявления этого единичного, как модель его построения в статическом и динамическом плане.

Не эта ли платоновская теория общего привлекала к себе философские и научно мыслящие умы? Не это ли закономерное построение спутанной чувственной действительности заставляло вновь и вновь обратится к Платону? История философии показывает, что именно эта сторона платонизма имела особенно большое значение для последующих веков: ведь последующие философы имели свое собственное мировоззрение, и платонизм как языческая философия интересовал их меньше всего.

Проблема государственного устройства была, есть и будет одной из самых сложных и противоречивых проблем, стоящих перед человечеством. Множество людей уже тысячи лет пытаются понять, каким государство должно быть «в идеале».

При этом некоторые люди считают лучшим сильное, боеспособное государство с хорошей экономикой, другие — государство, в котором каждый человек ощущает себя вполне свободным и счастливым.

Так проблема общественного, государственного устройства перерастает в проблему понимания блага, человеческих ценностей и свободы личности. Этим вопросам и посвящен трактат Платона «Государство».

Философия Платона

Можно кратко резюмировать всю философию Платона вместе с формулировкой того, что еще и до сих пор является в платонизме неопровержимым и полностью достоверным, а также и того, что для настоящего времени является далеко ушедшим в прошлое и что, вообще говоря, признается только весьма немногими.

1. Идея вещи есть смысл вещи.

Для того чтобы различать вещи и не оставлять их мало познаваемыми или совсем непознаваемыми во всеобщем хаосе действительности, мы должны стремиться относительно каждой вещи ответить на вопрос: что такое данная вещь и чем она отличается от всех прочих вещей? Идея вещи как раз и является ответом на вопрос, что такое данная вещь, и потому идея вещи в первую очередь есть смысл вещи.

2. Идея вещи есть такая цельность всех отдельных частей и проявлений вещи, которая уже не делится на отдельные части данной вещи и представляет собою в сравнении с ними уже новое качество.

Одна сторона треугольника не есть весь треугольник. Так же и другая, так же третья сторона. Тем не менее из-за определенного объединения этих трех отрезков получается нечто новое, новое качество, а именно треугольник.

Рука, взятая сама по себе, не есть весь организм (иначе в ампутированном виде она все еще продолжала бы быть цельным живым существом). И то же самое нужно сказать и о ноге, и о сердце, и о легких, и о глазах.

Тем не менее, соединение всех этих отдельных частей организма создает нечто целое, что не содержится в каждой такой отдельной части, а именно создает организм. Идея вещи есть целостность всех составляющих ее частей, неделимая на эти части.

3. Идея вещи есть та общность составляющих ее особенностей и единичностей, которая является законом для возникновения и получения этих единичных проявлений вещи.

То, что идея вещи есть общий закон, осмысливающий появление и проявление отдельных ее единичных особенностей, видно на любых вещах, и чем вещь сложнее, тем более видна ее общая идейная закономерность.

Уже простой механизм, как, например, часовой механизм, свидетельствует о том, что составляющие его колесики или винтики расположены согласно некоторой общей идее, без внедрения которой эти колесики и винтики остались бы вполне чуждыми друг другу и никакого часового механизма не образовали бы.

Всякое химическое соединение тоже образовано по определенному общему закону, как, например, соляная кислота возникает по общему закону, согласно которому в нечто целое объединяются один атом водорода и один атом хлора. Идея — есть закон.

4. Идея вещи невещественна.

Это ясно из того, что сама вода может замерзать и кипеть, а идея воды не может ни замерзать, ни кипеть. Сама вода может быть твердым и жидким телом, а также может испаряться. Но идея воды не есть ни твердое, ни жидкое, ни газообразное тело и вообще не есть тело.

5. Идея вещи обладает своим собственным и вполне самостоятельным существованием, она тоже есть особого рода идеальная вещь, или субстанция, которая в своем полном и совершенном виде существует только на небе или выше неба.

С этой точки зрения Платон проповедовал три разновидности бытия. Во-первых, это небесные или занебесные идеи, вечные и неподвижные, предельное совершенство всякой отдельной вещи и бытия в целом.

Во-вторых, есть наш земной мир, полный всякой неустойчивости, несовершенства, хаотического движения туда и сюда, постоянной мучительной борьбы за существование и хаоса рождений и смертей.

И, в-третьих, это есть космос в целом, который мы созерцаем в виде небесного свода и который состоит из вечного и неуклонного круговращения и постоянного периодического возвращения небесного свода к одной и той же устойчивой картине, так что все небесное круговращение есть наилучшее осуществление высших идей и потому наиболее совершенная красота, то есть необходимый предмет постоянного нашего созерцания и постоянного нашего подражания.

Что же касается общественно-политической жизни, то тут Платон вопреки своему учению о вечном возвращении, то есть о вечном движении, не признавал вообще никакого движения вперед, а всю общественно-политическую жизнь проповедовал в виде неподвижного осуществления мира идей, в той же мере неподвижного, как и самые идеи.

Учитывая эти основные пять пунктов платонизма, мы должны с полной достоверностью констатировать, что только последний, пятый пункт не выдержал критики времени. Что же касается первых четырех пунктов, то после Платона они остались в философии навсегда, если только эта философия хотела быть до конца реалистической и до конца передовой.

Читайте также:  Наименьшее общее кратное - в помощь студенту

Платон был неисправимый мечтатель. Всю жизнь он стремился не только созерцать возвышенные идеи в стенах Академии, но отважно пускался в путь, часто с опасностью для жизни, чтобы претворить свои идеи в образец справедливого, просвещенного государства. Однако практические усилия Платона уже по одному тому, что они опирались на сиракузскую тиранию, так и остались бесплодными мечтаниями.

Зато для философского творчества Платона эти мечтания оказались чрезвычайно плодотворными. Они придали его сочинениям совершенно особый, изящный, тонко-художественный оттенок, лишив их профессиональной сухости и узости.

Платон не только философствует строго научно и теоретически, пользуясь всем аппаратом логических категорий и неопровержимой устремленностью мыслей, но он с каким-то восторгом неожиданно погружается в самую замысловатую фантастику, вспоминая древние мифы, конструируя новые, наполняет их жгучей для его современности проблематикой, хочет вернуться в прекрасную поэтическую мечту и заставляет доверчиво следовать за собой читателя.

В сочинениях Платона настолько тесно переплетаются ученость и художественность, что разделить их невозможно так же, как немыслимо отделить Платона-философа и Платона-поэта. Можно сказать и так — ученое слово, или «логос», неразрывно связано у Платона с поэтическим словом — «миф». Если в лого

Источник: https://www.studsell.com/view/67999/

Платон о государстве, его роли в обществе

Государство:

· это человек больших размеров. В государстве и в душе каждого человека есть одни и те же 3 начала: разум, ярость и вожделение. Естественным является то состояние, когда голова — разум — руководит, а ярость на службе у разума помогает укротить неразумные вожделения.

· это единое целое, внутри которого неравные по своей природе индивиды исполняют свои различные функции.

Государство, по Платону, возникает потому, что человек как индивид не может обеспечить удовлетворение своих главных потребностей. Платон не стремится к познанию реального общественного процесса и не занимается исследованием проблем упорядочения общества. Политические идеи в «Государстве»

Основная статья: Государство (Платон)

Происхождение государства вполне правдоподобно: разделение труда приводит к обмену между людьми, а обмен удобен, если жить вместе. Мысль о разделении труда и лежит в основе платоновской утопии.

Всё не так в мире идей. Разделение труда порождает необходимость различных добродетелей в каждой из профессий. Изначально это добродетели земледельца, строителя и ткача (вытекают из первичных по Платону потребностей в еде, доме и одежде).

Затем с ростом государства-полиса возникают конфликты с другими государствами, формируется профессиональная общность воинов. Итак, два класса уже есть: производители и воины.

Ну и третий, правители-философы, создают наилучшие законы для недопущения круговорота государственных форм — аналогия с «правлением знающих» Сократа. Так что политический идеал Платона — это стабильность государства.

Чтобы оно было стабильным, требуется стабильность в обществе, каждый выполняет собственную работу — это справедливо. Неравенство сословий — это тоже нормально, ведь счастье отдельного человека для счастья полиса не значит ничего. Учение Платона о государстве в общих чертах впервые изложено им в

  • известном диалоге – “Политик”. Этот диалог относится к раннему периоду
  • деятельности Платона и представляет собой несовершенное развитие тех же
  • мыслей, которые впоследствии легли в основание знаменитого диалога Платона
  • – “Государство”. Этот последний принадлежит к более зрелой эпохе Платона и
  • заключает в себе учение о государстве в его самой совершенной форме.
  • В мировоззрении Платона важное место принадлежит его воззрениям на
  • общество и государство. Его чрезвычайно занимал вопрос о том, каким должно
  • быть совершенное общежитие и каким воспитанием люди должны быть
  1. подготовлены к устройству и сохранению такого общежития. Ряд авторов [1, 8, 60, 72] считают, что “причиной возникновения
  2. совместной общественной жизни и государства Платон считает наличие у людей
  3. врожденных социальных потребностей, которые каждый отдельный индивид не
  4. может удовлетворить собственными усилиями и поэтому нуждается в помощи со
  5. стороны других индивидов”. Таким образом, каждый человек привлекает то
  6. одного, то другого для удовлетворения той или иной потребности. Испытывая
  7. нужду во многом, многие люди собираются воедино, чтобы обитать сообща и
  8. оказывать друг другу помощь: такое совместное поселение и получает у нас
  9. название государства[33]. Помимо этого, государство создается для того,
  10. чтобы обеспечить его членам благополучие и безопасность. ”Разнообразию
  11. человеческих потребностей в государстве должна соответствовать
  12. специализация труда, ибо только на её основе можно обеспечить высокое

качество и производительность”[34]. К. Маркс указывал, что “в республике

  • Платона разделение труда является основным принципом строения государства,
  • она представляет собою лишь афинскую идеализацию египетского кастового
  • строя”[35]. Целые сословия людей осуществляют в государстве жизненно
  • необходимые для общества функции; “этому способствуют навыки ремесла,
  • изощренные профессиональным обучением и опытом, умноженные наследственной
  • передачей, усвоением их с детства в собственной семье и ближайшей
  • среде”[36]. Поэтому город должен состоять из землевладельцев,
  • ремесленников, купцов, мореходов, рабочих, поэтов, актеров, поваров,

учителей, врачей, и т.д. Платон уверен, что лучше работает тот, кто владеет

  1. одним делом, к которому более способен, и занимается только им. “Поэтому
  2. можно делать все в большом количестве, лучше и легче, если выполнять одну
  3. какую-нибудь работу соответственно своим природным задаткам, и притом
  • вовремя, не отвлекаясь на другие работы”[37]. Все способности человека
  • принадлежат государству, которое вольно распоряжается ими по своему
  • усмотрению.
  • По убеждению Платона, государство должно также выполнять и
  • нравственные функции – “воспитывать граждан в верности установленным
  • порядкам и религии отцов”

Источник: https://cyberpedia.su/15x86f3.html

Религиозно-мифологическая философия Платона. Человек, общество и государство у Платона

⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 12Следующая ⇒

Платон (427 – 347 гг. до н. э.) – представитель объективного идеализма. Существует два мира: мир вещей и мир идей. Мир вещей – тот мир, с которым человек контактирует постоянно. Материальные предметы крайне несовершенны, они возникают и исчезают. Мир идей совершенен, любая вещь – слабая копия идеи.

Идея абсолютна, неизменна, совершенна. Мир идей определяет мир вещей. Мир идей вечен (не порожден) и неизменен (неразложим). Материальное бытие создается Творцом, разум и творческое умение, которого формирует материальный мир. Творец создал физический мир по идеальным образцам – идеям. Область идей представляет собой пирамиду, на вершине которой идея блага.

Последними элементами всех вещей являются неделимые треугольники или геометрические бестелесные атомы. Человек, как телесное существо, смертен. Человеческая душа независима от тела и бессмертна. Когда человек умирает, его душа, не погибает, а лишь освобождается от телесного покрова как своей темницы и начинает свободно путешествовать в поднебесной сфере.

Во время этого путешествия она соприкасается с миром идей и созерцает их. Поэтому суть процесса познания состоит в припоминании душой тех идей, которые она уже созерцала. Истинное знание дает только мышление. Мышление же это не зависимый от чувственных восприятий абсолютно самостоятельный процесс припоминания. Только мышление дает знание идей.

Чувственное восприятие порождает лишь мнения о вещах.

  • Фил-кое учение о триаде, согласно которому все сущее состоит из трех субстанций: «единого»; «ума»; «души».
  • «Единое «:• явл-ся основой всякого бытия;
  • • не имеет никаких признаков
  • • есть ничто;
  • • выше всеого;
  • • первоначало всего
  • «Ум»: 
  • • происходит от «единого»;
  • • разделен с «единым»;
  • • противоположен «единому»;
  • • явл-ся сущностью всех вещей;
  • • есть обобщение всего живого на Земле.
  • «Душа «:
  • • подвижная субстанция, которая объединяет и связывает «единое — ничто» и «ум — все живое»,
  • • душа мб мировой и душой отдельного чел-ка; при гилозоическом (одушевленном) подходе душу могут иметь также вещи и неживая природа;
  1. • душа чел-ка (вещи) есть часть мировой души;
  2. • душа бессмертна; 
  3. • постоянство души и смена телесных форм — естественный закон Космоса.

Душа состоит из 3 частей: разумной, которая создается самим творцом, аффективной и вожделеющей, которые создаются низшими богами. Разумная часть – мудрая, обладает знанием идей, ценит правду, справедливость, умеренность во всем – философы. Аффективная часть – мужественный, отважный, подчинен долгу – воины).

Вожделенная часть – преобладает телесно-физический мир, следовательно занятия физичиским трудом – земледельцы и ремесленники. Победа разумной части над страстями и вожделениями возможна при соответствующем воспитании. Т. к. люди не могут личными усилиями приблизиться к совершенству то необходимо государство и законы.

Государство основано на разделении труда между разрядами свободных граждан. В учении о делении граждан на разряды Платон руководствуется своей классификацией частей души. Частная собственность и семья – подрывают условия общества.

Поэтому Платон разработал план общежития, основанного на устранении – личной собственности, а также учение о общности жен и государственном воспитании детей. Частная собственность и семья – подрывают условия общества.

предметом познания должны стать прежде всего «чистые идеи»;

• «чистые идеи» невозможно познать с помощью чувственного познания • «чистые идеи» можно познать лишь разумом, благодаря высшей духовной деят-ти, котрой могут заниматься только люди образованные (интеллектуалы, философы).

Выделял семь типов государства: идеальное «гос-во будущего», которого пока не сущ-ет и в котором отпадет необходимость в гос-ной власти и законах, и шесть типов ныне сущ-ющих гос-в. Оптимальными формами сущ-ющих гос-ва могут быть только аристократия (справедливая власть меньшинства) и монархия. Государство — это высшее благо.

Не государство для чел-ка, а чел-к для государства. Собственный план гос-ного устройства: все население гос-ва (полиса) делится на три сословия-философы, воины, работники; Две высшие касты полностью обеспечиваются государством и не имеют частной собственности, чтобы не было враждебности интересов.

У третьей касты есть частная собственность, но государство должно следить, чтобы не было разницы. Идея Платона – идеальное государство. Основа – труд рабов. Аристократическая республика, правят философы, охраняют воины, материальные блага производят ремесленники. Единомыслие, общественное воспитание детей, жесткое разделение труда. Нет семьи — все дети свои.

В рамках государства должно быть жесткое единство. Богатство и бедность презираются, так как ведут к порче людей и социальным возмущениям.

⇐ Предыдущая12345678910Следующая ⇒

Рекомендуемые страницы:

Источник: https://lektsia.com/15xba04.html

Учение Платона об обществе и государстве

Платон — основатель школы объективного идеализма. Он считал, что существует два мира: духовный мир (идеи) и материальный мир. Первичны идеи. Платон различал сущность и явления. Главной задачей философии является познание сущности. Платон верил, что люди могут познать истину, но носителями истины могут быть только избранные. Толпа не может познать истину.

Его взгляды на протяжении всего творческого пути изменились. В его ранних диалогах господствовал метод и подход Сократа. Собственно платоновское учение появляется в поздних его диалогах.

Политико-правовые взгляды Платона:

  • 1. Лучшая форма правления — аристократия.
  • 2. Худшая — тирания (так же отрицательно Платон относился к демократии).
  • 3. Стремление к сохранению полиса.
  • 4. Отрицание завоевательных войн.
  • 5. Верховенство интересов государства над интересами личности.
  • 6. Отрицание частной собственности.
  • 7. Оправдание рабства (люди не равны по природе).

Свои идеи и политико-правовые взгляды Платон выражает в своих произведениях (диалогах). Платон развил в своих поздних произведениях «Государство» и «Законы» учение о государстве. Он свел политические задачи к нравственным. Человек должен работать над самим собой, и лишь во вторую очередь на пользу общества.

Государственная жизнь необходима лишь потому, что она — единственное средство сохранить в мире добродетель и обеспечить ей господство. Основная цель государства — добродетель, а значит, блаженство граждан. Главная его задача — воспитать народ к добродетели. Но всякая истинная добродетель основана на познании, т.е.

на философии.

В «Государстве» Платон, конструируя идеальное, справедливое государство, исходит из того соответствия, которое, существует между космосом, государством и отдельным человеком. «По самой идее справедливости, — говорит Платон, справедливый человек ни сколько не отличается от справедливого государства, но, напротив, схож с ним».

В «Государстве» учение об обществе разработано в тесной связи с центральным учением платоновского идеализма — с теорией «идей», и несет на себе печать ригоризма и непреклонности: идеальное сурово противопоставлено как образец и как норма должного эмпирической действительности. Идеальному типу Платон противопоставляет отрицательный тип общественного устройства. В нем главным двигателем поведения людей оказываются материальные заботы и стимулы. По мнению Платона все существующие государства принадлежат к этому отрицательному типу.

В человеке существуют три начала: разумное, яростное и вожделеющее (биологическое). Идеальным человеком, по Платону, является тот человек, у которого разумное начало преобладает.

Идеальное государство возникает как общество трех социальных групп.

Совещательное сословие — правители (философы). Это интеллектуальная элита общества. По Платону, править должны знающие, и править должны именно философы, так как они не могут совершать плохих поступков.

Существует диктатура правителей. Они являются законодателями, решают все вопросы государственной и общественной жизни, занимаются науками и воспитанием. Власть это обязанность.

В сословии правителей отбираются дети наиболее способные к умственному труду. Философы обязательно должны пройти военную службу, после которой они обучаются различным наукам и только по достижении пятидесяти лет становятся правителями.

Защитное сословие — воины (стражи). В сословие стражей отбираются дети с хорошими физическими данными и преобладающим яростным началом. Задача стражей состоит в защите государства. Стражам строго запрещается прикасаться к деньгам, золоту, серебру и иметь какую-либо собственность (даже жены и дети у них должны быть общими).

Деловое сословие — производители (ремесленники, земледельцы). Они не должны вмешиваться в вопросы управления или иные сферы деятельности государства. Их главной функцией является обеспечение государства необходимыми благами (пищей, орудиями труда и т.д.).

Справедливость состоит в том, чтобы каждое начало занималось своим делом и не вмешивалось в дела других. На это основывается наилучшее удовлетворение потребностей (т.к.

каждый человек будет лучше заниматься одним делом, чем несколькими одновременно). Такое разделение труда вытекает из природного неравенства людей.

Кроме того, справедливость требует соответствующей иерархической соподчиненности всех начал во имя целого.

Платон считал, что превыше всего благо государства, а не отдельных личностей или социальных слоев (главное, чтобы было счастливо все государство в целом).

Источник: https://studwood.ru/912159/filosofiya/uchenie_platona_obschestve_gosudarstve

Взгляды Платона на общество

         Платон (428/427-348/347 гг. до н.э.) знаменит и как ученик Сократа, донесший до нас содержание высказываний учителя, и как первый греческий мыслитель, основавший собственную философскую школу — знаменитую Академию (она просуществовала более 900 лет) , и как крупнейшая фигура в истории европейской философской мысли.

  •          Учение об обществе и государстве сформулировано им главным образом в диалогах «Государство» и «законы».
  •          В истории общественного и культурного развития он выделял три основных стадии:
  • «династия», такая форма общества, когда люди жили, довольствуясь необходимым, когда не было ни бедных, ни богатых и тогда поэтому царили добрые нравы. Писаных законов не существовало, власть принадлежала старейшинам родов и была как бы царской,

«аристократия» т.е. эпоха, когда создаются большие поселения, зарождаются законодательство, появляется выборная власть. В эту эпоху и складывается государство как таковое, такое состояние государства и общества, которое может быть названо «идеальным».

         Исходя из сказанного, понятно, что Платон, в сущности, определял государство как особую форму поселения людей, возникающую из необходимости взаимопомощи, удовлетворения потребностей в пище и жилье, защиты населения и его территории, поддержания порядка внутри поселения. Государство и общество, таким образом, у Платона пока еще не различаются. Государство есть особая форма поселения людей.

         Ключевое место в его концепции занимает учение об идеальном государстве. Идеальное государство — то, которое удовлетворяет требованию справедливости.

Справедливость в данном случае состоит в том, что в обществе созданы условия, которые гарантируют процветание всего государства и учитывают естественное неравенство людей в их природных задатках. Есть люди, которые от природы наделены разумом, высокой нравственностью, благоразумием, чувством справедливости.

Это философы, которые должны управлять государством, создавать законы, править на основе данного им глубокого понимания действительности. Другим свойственны храбрость, стремление к военной славе, доблесть, бесстрашие.

Это воины, призвание которых состоит в защите государства от внешних и внутренних врагов, поддержание порядка и спокойствия. Третьи лишены всех этих качеств — они должны заниматься ремеслом, пахать землю, торговать, обеспечивать общество материальными благами. Это ремесленники и земледельцы.

По убеждению Платона, грань между этими группами на селения непроходима, как непроходима грань между кастами. Идеальное общество строго иерархизировано по принципу природных наклонностей и задатков людей. Так формулируется у Платона идея разделения общественных функции между разными социальными группами.

         По мнению Платона, в идеальном государстве философы и стражи (воины) живут замкнутыми группами, внутри которых все равны, а имущество — общее, Частная собственность и семья допустимы лишь для членов низшей касты земледельцев и ремесленников. Отсюда становиться понятным, что Платон безоговорочно признает приоритет общественных, общих интересов над интересами личными, выше ста вит государство, подчиняя ему отдельную личность.

Источник: https://students-library.com/library/read/59514-vzglady-platona-na-obsestvo

Ссылка на основную публикацию