Акцентуация характера в подростковом возрасте — в помощь студенту

10.09.2018

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Доброго времени суток, дорогие читатели. Сегодня мы поговорим о том, что собой представляют акцентуации характера у подростков. Вы узнаете, каковы особенности данного состояния. Выясните возможные причины возникновения акцентуаций. Поговорим о методах коррекции.

Особенности у подростков

Как правило, все акцентуации начинают свое формирование уже в подростковом возрасте. Они проявляются в характере, наличием усиленной черты. Причиной всему излишняя импульсивность, неспособность контролировать собственные поступки, эмоции.

Что характерно акцентуации диагностируются практически у всех подростков. Такой ребенок очень чувствителен к влиянию внутренних и внешних факторов. Особую роль играют взаимоотношениями со сверстниками и родителями.

Акцентуации при наличии определенных условий могут стать фактором, повлиявшим на возникновение правонарушений, но также и на правильный выбор будущей профессии.

Разработана классификация, разделяющая акцентуации в зависимости от того, как они проявляются, какая черта доминирует.

  1. Истероидный. Такие подростки, как правило, активны, их можно назвать «звездами класса». Характерно участие в различных мероприятиях, наличие артистизма. Тяжело переносят, когда похвала касается не его, а других детей, излишне эмоционально отвечает на происходящее, зачастую играет на публику, нуждается в сочувствии. Не исключено возникновение плохого поведения, основная причина желание привлечь родительское внимание. Может прибегать к попыткам суицида, он не пытается умереть, а хочет избавиться от наказания или вызвать сочувствие.
  2. Эпилептоидный тип. Обидчивый подросток, может долгое время без неприязни относиться к другим людям, быть раздражительным. Характер неуступчивый и упрямый. Такой подросток может быть мстительным, думает о себе, его не интересует мнение других. Стремится быть лидером, для этого окружает себя более слабыми детьми, младше его. Такие индивиды деспотичны, удерживают свою власть, вызывая страх у окружающих. Взросление носит проблематичный характер. Сильные эмоции могут провоцировать приступы агрессии, гнева, может доходить и до садизма. Не исключено появление пристрастия к алкоголю. Во время полового созревания может сильно проявляться сексуальное влечение, что способно приводить к развитию определенных извращений. При этом такие дети дисциплинированы, к ним хорошо относятся учителя, они любят мастерить.
  3. Шизоидный. Проявление этого типа отмечаются еще в дошкольном возрасте. Такой ребенок больше любит находиться в одиночестве, играть сам с собой, чем общаться со сверстниками. Характерна замкнутость, любовь к фантазированию. Увлеченно занимается любимым делом, например, лепит из пластилина. Желание общаться с другими детьми не возникает, он не любит делиться своими переживаниями ни с кем. Не исключена вероятность развития зависимостей, в частности, наркотической, в редких случаях могут появляться противоправные действия.
  4. Циклоидный. Такие подростки жизнерадостные, ведут активный образ жизни. При этом появляются периоды, когда настроение значительно снижается, длится это пару недель. Данное время называется субдепрессивной фазой. Подростка перестают интересовать его увлечения, он не хочет общаться со сверстниками, снижается работоспособность, что приводит к проблемам в учебе. Характерно чередование повышенной активности с апатией. Не исключено развитие эмоционального срыва и даже попытки самоубийства. Такой подросток может сбежать из дома, чтоб показать свой протест.
  5. Неустойчивый. Характерно отсутствие послушания, такой ребенок не хочет учиться. Есть необходимость в строгом контроле. Страх перед наказаниями — единственный стимул, который заставляет такого отпрыска выполнять поручения и домашнее задание. Любит общаться со сверстниками. Нередко оказывается в асоциальной компании, очень восприимчив к чужому влиянию. Могут раздеваться зависимости, в том числе, наркотическая, алкогольная, склонность к воровству и бродяжничеству.
  6. Лабильный. Характерно наличие частых перепадов настроения, смех может сменяться слезами. Когда у ребенка хорошее настроение, он болтлив, желает общаться с людьми. Такие подростки с легкостью вступают в конфликты, становятся замкнутыми. Остро реагируют на критику. Такие дети способны на настоящую дружбу.
  7. Конформный. Сильно зависит от влияния других людей, часто меняет собственное мнение под их воздействием. Хочет быть «похожим на всех», боится выделиться. Любит свое окружение. Не исключено развитие пристрастий в ситуации, когда такой подросток оказывается в плохой компании. Если родители будут запрещать общаться с сомнительными личностями, столкнуться с конфликтом, ребенок даст отпор.
  8. Астено-невротический. Такие подростки имеют повышенную утомляемость, они постоянно раздражительны, переживают за свое здоровье. Существует риск развития невроза. При этом характерно наличие высокого интеллекта, сочувствия.
  9. Психастенический. Часто формируется при излишней требовательности родителей, которые возлагают на своего ребенка большие надежды в спорте или в учебе. Когда действия сына или дочери не соответствуют ожиданиям мамы или папы — это оставляет определенный отпечаток на его или ее характере. У такого подростка присутствует заниженная самооценка, его часто посещает чувство вины, он боится неудач, которые еще сильнее расстроят родителей. Характерно наличие повышенной тревожности.
  10. Гипертимный. Такие индивиды неусидчивы, веселые, у них возникают трудности с концентрацией внимания на рабочем процессе, проблемы с дисциплиной. Среди них нередко встречаются неформальные лидеры. Не терпят контроля, всегда сражаются за независимость. Постоянно приподнятое настроение иногда подталкивает на шалость. Не способны выполнять монотонную работу, которая нуждается в усидчивости. Неразборчиво относятся к выбору новых друзей. Не исключено появление противоправных поступков, развитие зависимостей под влиянием плохой компании.
  11. Сенситивный тип. У такого подростка присутствуют страхи, сверхчувствительность. Ребенок остро реагирует на насмешки сверстников, сильно переживает за результаты своих контрольных. Присутствует склонность к развитию фобий, самобичевание, повышенная слезливость. Не исключено развитие неврозов. Если неудачи преследуют такого подростка каждый день, может решиться на самоубийство.

Провоцирующие факторы

Стоит учитывать, что определенные обстоятельства могут влиять на развитие акцентуаций.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Возникновение права собственности на землю - в помощь студенту

Оценим за полчаса!
  1. Излишняя опека родителей, контроль с их стороны. Влияет на усугубление или появление сенситивной, психастенической и астенической акцентуации.
  2. Нехватка родительского внимания, их опеки. Способствует развитию истероидной, конформной или неустойчивой черт.
  3. Жесткое отношение, излишняя строгость усиливает эпилептоидный тип.
  4. Слишком высокие требования к своему ребенку провоцируют развитие психастенического типа.
  5. Отсутствие эмоциональной связи с чадом приводит к усилению или развитию сенситивного, лабильного или астенического типа.
  6. Излишние внимание к здоровью ребенка, к его хроническим заболеваниям влияет на развитие астено-невротической и истероидной акцентуации.
  7. Конфликты с ровесниками могут повести за собой формирование конформной, а также шизоидной акцентуации.

К общим факторам относят:

  • невозможность получить удовлетворение в любви, внимании или общении;
  • отсутствие таких понятий, как нормы культуры и морали;
  • наличие неправильной самооценки, развитие неполноценности;
  • отсутствие хобби, цели в жизни, стремлений;
  • генетическая предрасположенность

Диагностика

Если подросток начинает у родителей вызывать тревожные мысли, необходимо проконсультироваться с психологом. Лучше всего определить наличие психопатии или акцентуации позволяет клинический метод.

Происходит опрос подростка. Специалист наблюдает за его поведением, реакциями, отдельно опрашивает родителей.

Диагностика может затянуться на продолжительный период, так как не исключено возникновения трудностей с определением состояния ребенка.

  1. Психолог интересуется самочувствием подросткам.
  2. Расспрашивает его об увлечениях.
  3. Узнает, как он относится к друзьям, какие у него отношения в семье.
  4. Вычисляет уровень самооценки.
  5. Осматривает ребенка на наличие травм, парезов, татуировок.
  6. Общаясь с родителями, специалист узнает о событиях детства пациента, выясняет, какие с ним произошли перемены, выявляет возможные причины, повлиявшие на развитие отклонений.

Как помочь

Если родители замечают какие-то серьезные проблемы в поведении своего ребенка, необходимо обратиться за консультацией к психологу. Однако, если поведение не вызывает излишней тревоги и есть вероятность того что получится справиться собственными силами, то можно прислушаться к следующим рекомендациям. Только важно учитывать то, какой именно тип акцентуации преобладает у подростка.

  1. Ребенка с истероидным типом нужно поощрять, хвалить, но только за настоящие достижения. Нужно ему поручить оказать помощь кому-то из сверстников, чтобы тот оказался в центре внимания.
  2. Подростку с эпилептоидным типом необходимо обеспечить душевный комфорт, снизить проявления его агрессии и раздражительности. Родители должны потребовать безоговорочного соблюдения правил, которые установлены дома. Важно, чтоб мать или отец заняли авторитетный статус в глазах своего ребенка.
  3. Если подросток имеет шизоидный тип, то желательно отправить его в театральную студию. Так ребенок научиться проявлять эмоции, вовлекая свою мимику. Также такого малыша можно отдать на танцы, или единоборство — любые виды, где тренируют пластичность. Важно стимулировать нахождение в центре внимания. Например, поручите ему развлекать младшего брата или маленьких детей во дворе. Важно, чтобы он научился говорить эмоционально и громко. Нужно позаботиться о развитии чувства стиля, чтобы подросток научился заботиться о своей внешности, следил за проявлениями моды.
  4. С подростком циклонного типа нужно быть максимально тактичным, особенно, если в данный момент у него субдепрессивная фаза. Важно такого ребенка оберегать от эмоциональных нагрузок. Не оскорблять его, не допускать грубых высказываний, помнить о том, что данное поведение может спровоцировать нервный срыв. Когда ребенок находится в хорошем настроении, нужно научить направлять его энергию в правильное русло. Важно оказывать поддержку в его начинаниях, учить доводить все дела до конца. В моменты субдепрессивной фазы повышать его самооценку.
  5. Если у Вашего чада неустойчивый тип акцентуации, то нужно позаботиться о наличии строгого контроля. Поручайте ему задания, следите за тем, чтобы он их выполнял правильно и в срок. Можно обратиться к методу «кнута и пряника». Например, за непослушание или невыполненное задание должен возлагаться какой-то штраф, а за качественную работу — бонусы. Такому ребенку также важно заниматься каким-то активным спортом, который позволит избавиться от излишней энергии.
  6. Если подросток с лабильным типом, нужно проявлять свою открытость в общении и сочувствие к нему. Важно, чтоб ребенок понимал, что Вы разделяете его чувства. Позвольте ему опекать кого-то в семье, кого-то, кто является более слабым. Нужно посоветовать ребенку расширять его круг общения, общаться с детьми вне школы.
  7. Если у Вашего подростка конформный тип акцентуации, то нужно предложить, чтобы он принял решение независимо от мнения других людей. Желательно, чтоб ребенок крутился не в одном коллективе, а общался с людьми из различных сфер, например, с одноклассниками, с ребятами из спортивной секции, с детьми со двора. Важно найти авторитетную личность, которая бы стала примером для подражания Вашего сына или дочери.
  8. Если имеет место астено-невротический тип, то необходимо не реагировать на вспышки гнева подростка, хвалить его даже за малейшие достижения. Это позволит мотивировать ребенка, поощряйте занятия спортом.
  9. Подростка с психастеническим типом нужно научить моделировать ситуации, которые его пугают. Потом разбирать, как он станет действовать, чтобы найти правильное решение. Нужно научить ребенка конструктивно подходить к любой проблеме, продумывать, как поступить, какие действия позволят избежать повтора случившегося.
  10. Если имеет место гипертимный тип, то такого сына или дочку необходимо приучить к самоорганизации и дисциплине. Недопустимо прибегать к тотальному контролю. Можно посоветовать ребенку, чтоб он завел дневник, в котором бы планировал свои задачи на следующий день, контролировал их выполнение. Разрешите подростку самому придумывать, какое наказание будет его ожидать, если он перестанет доводить свои дела до конца. Приучайте к тому, чтоб ребенок поддерживал порядок на своем рабочем столе и в комнате.
  11. Подростку с сенситивным типом нужно повышать самооценку, избавляться от неуверенности. Поручайте ему задачи, которые не слишком легкие, но в то же время позволят ощутить то, что он с ними справляется. Важно почаще общаться с таким ребенком, установить с ним контакт. Не забывайте благодарить и хвалить ребенка за хорошие поступки, за его победы. Желательно избавиться от критики в его сторону, ни в коем случае не навешивать ярлыки. Приучите ребенка к аутотренингу, чтоб он убеждал себя в том, что чувствует себя уверенно и спокойно.

Теперь Вы знаете, что такое подростковые акцентуации. Как видите, данное состояние может возникать в этом возрасте и сохраняться с человеком на протяжении всей его жизни. Если приходит осознание того, что подобное явление мешает нормальному процессу жизнедеятельности, влияет на поведение подростка, необходимо заняться коррекцией, иногда нелишне обратиться к опытному специалисту.

Особенности акцентуации характера в подростковом возрасте Ссылка на основную публикацию Акцентуация характера в подростковом возрасте - в помощь студенту Акцентуация характера в подростковом возрасте - в помощь студенту

Источник: https://psycho4you.ru/lichnost/harakter/aktsentuatsii-haraktera-u-podrostkov

Акцентуация характера в подростковом возрасте

Неблагоприятные условия развития подростка провоцируют отклонения в формировании его личности. В частности возникают акцентуации характера, приобретающие патологический характер и разрушающие целостную структуру личности подростка.

Определение 1

Акцентуация характера – это чрезмерное выражение черт характера и их сочетаний, являющееся крайним вариантом нормы и граничащее с психопатией.

Акцентуация характера проявляется по-разному и в разной степени соответствует принятым общественным нормам.

Типы акцентуаций характера у подростков

Деление на типы акцентуаций характера основывается на клиническом и психологическом подходах. Согласно клиническому подходу выделяются следующие типы:

  • гипертимный,
  • циклоидный,
  • лабильный,
  • астено-невротический,
  • сенситивный,
  • психастенический,
  • шизоидный,
  • епилептоидний,
  • истероидный,
  • неустойчивый.

В психологии выделяют следующие типы акцентуаций характера:

  • гипертимный,
  • циклоидный,
  • лабильный,
  • астено-невротический,
  • сенситивный,
  • тревожно-педантичный,
  • интровертированный,
  • возбуждающий,
  • демонстративный,
  • неустойчивый.

Акцентуация характера в подростковом возрасте - в помощь студенту

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Гипретимная акцентуация характера

Гипертимный тип акцентуации характера подростков сопровождается приподнятым настроением, которое изредка сменяется вспышками агрессии. Такое поведение может быть вызвано негативным влиянием окружающих, попытками резко подавить желания, намерения подростка и подчинить его своей воле.

Дети с гипертимной акцентуацией характера, как правило, легко идут на контакт, коммуникабельные, инициативные с ярко выраженными организаторскими способностями, стремятся быть лидерами. В условиях одиночества, жесткой дисциплины и монотонной деятельности они могут вступать в конфликт. Однообразные уроки не интересуют таких детей.

Чем ниже у гипертимного подростка мотивация учебной деятельности, тем сложнее ему работать на уроках без отклонений в поведении. Нейтрализовать акцентуации такого типа у подростков в процессе обучения можно привлекая его к интересной, разнообразной и доступной для него деятельности.

Нормальному развитию характера подростка с гипертимной акцентуацией могут повредить полное отсутствие надзора и жесткий контроль. Такие дети требуют доброжелательного, уважительного отношения.

Циклоидная акцентуация характера

Циклоидный тип акцентуации характера подростков наблюдается чаще всего в старшем подростковом или раннем юношеском возрасте. Он характеризуется периодическим колебанием настроения и жизненного тонуса.

В период подъема настроения циклоидным детям присущи признаки гипертимного типа, а во время спада настроения у них резко снижается уровень контактности, они становятся молчаливыми и пессимистически настроенными.

Подростки с данной акцентуацией характера очень уязвимы к кардинальному разрушению привычных жизненных стереотипов. Серьезные неудачи и нарекания со стороны окружающих могут усугубить их депрессию, вызвать бурную аффективную реакцию с попытками суицида.

В данной ситуации подростку требуется ненавязчивая забота и внимание со стороны окружающих, теплые отношения со значимым для него человеком.

Лабильная акцентуация характера

Лабильный тип акцентуации характера у подростков характеризуется резкой переменчивостью настроения, которое зависит от внешней ситуации в определенной степени.

Читайте также:  Федеративное устройство российской федерации - в помощь студенту

Эта черта присуща всем подросткам, но для акцентуации лабильного типа присуща слишком резкая смена настроения при незначительном поводе, например, неприветливый взгляд собеседника или сказанное кем-то неприятное слово или шутка. Частые смены настроения сочетаются у таких детей со значительной глубиной переживаний.

Возможны конфликты со сверстниками и взрослыми. После кратковременных аффективных вспышек наступает быстрое раскаяние и поиск способов примирения. Часто лабильные подростки выглядят легкомысленными, но при этом они способны на глубокую и искреннюю привязанность к родным и друзьям.

Заботу, по отношению к себе, они воспринимают с благодарностью. В отношениях с ними следует избегать упреков, наказаний, проявлять к ним больше доброты, ласки.

Астено-невротическая акцентуация характера

Признаками данного типа являются повышенный уровень физической и психической утомляемости, раздражительность, склонность к ипохондрии. Быстрая утомляемость порождает повышенную возбудимость и мешает подростку ориентироваться в ситуации. Аффективные вспышки в поведении вызываются нарастанием раздраженности в момент усталости.

При этом сорвавшись, астено-невротик очень быстро теряет силы. У астено-невротиков наблюдаются суточные циклы бодрости и усталости.

Во взаимодействии с подростками-астеноневротиками необходимо проявлять терпение и искреннее сочувствие, стараться завуалировать его неудачи, возникающие на фоне истощения и акцентировать внимание на его успехах.

Сенсативная акцентуация характера

Подростки, принадлежащие к данному типу, очень уязвимы и боязливы, у них ярко выражено чувство собственной неполноценности. Учатся подростки с сенсативной акцентуацией, тщательно и успешно, но стесняются отвечать на уроках, боясь, запнутся и вызвать смех.

Очень часто такие дети скрывают свои реальные знания, чтобы сверстники не считали их выскочками или заучками. Уровень контактности подростков данного типа ниже среднего. Они отдают предпочтение узкому кругу друзей, редко вступают в конфликт, обычно занимают пассивную позицию.

Для них характерны такие качества, как альтруизм, сострадание, умение радоваться чужим успехам, добросовестность. У них достаточно рано формируются очень высокие моральные и этические требования к самому себе и окружающим.

Чувство неполноценности у сенситивных подростков провоцирует выраженную реакцию гипер-компенсации. Они самоутверждаются там, где чувствуют свою неполноценность.

Тревожно-педантичная акцентуация характера

Подростки, принадлежащие к этому типу, нерешительны, склонны к размышлениям и самоанализу. У них часто возникают навязчивые страхи и мысли. Необходимость сделать самостоятельный выбор может привести к длительным и невыносимым метаниям.

Нерешительность вызывает гипер-компенсации, проявляющиеся во внезапной самоуверенности, безапелляционности в суждениях, поспешных действиях в ситуациях, где необходимы рассудительность и осторожность.

В отношениях с подростком такого типа акцентуации необходимо придерживаться оптимистического общения, избегать наказаний и запугивания, практиковать поощрения и мотивировать его активность и самостоятельность.

Интровертированная акцентуация характера

Яркими признаками подростков с интровертированной акцентуацией является замкнутость и отстраненность от окружающего мира, сниженная потребность в общении.

У интровертированных детей часто сочетаются противоположные черты: отстраненность и чрезмерная чувствительность, упрямство и податливость, огромная привязанность и немотивированная антипатия, богатство внутреннего мира и ограниченность его внешних проявлений. Такие подростки бурно реагируют на некорректные попытки взрослых проникнуть в их внутренний мир.

Отгороженность от внешнего мира затрудняет социализацию подростков. Для сближения с такими подростками необходимо продемонстрировать искреннюю заинтересованность их личностью, увлечениями и делами.

Возбуждающая акцентуация характера

Подростки такого типа акцентуации характера часто предстают мрачными, раздраженными, озлобленными, а в некоторых ситуациях даже агрессивными. Интеллектуальная сфера таких детей, как правило, инертна. Заниженная мотивация к учебе очень часто сочетается у них с высокими претензиями к оценкам.

Педагог должен предоставить им возможность заслуженно получать высокие оценки, используя дифференциацию и индивидуализацию в обучении. Доброжелательность, последовательность и тактичность во взаимодействие с такими подростками должны сочетаться с защитой окружающих от их тирании.

Одним из способов коррекции поведения является апелляция к их сознанию и самосознанию, в индивидуальных беседах проведение анализа и оценки поведения.

Демонстративная акцентуация характера

Подросткам, у которых преобладают признаки демонстративной акцентуации характера, присущ эгоцентризм. В такой ситуации необходимо формировать у подростка осознание того, что самым правильным способом привлечения к себе внимания является социально ценная, полезная деятельность, требуется помочь ему включиться в такую деятельность.

Неустойчивая акцентуация характера

Для подростков, которые представляют этот тип, характерна патологическая волевая слабость. Для коррекции характера подростков очень важен контроль над их поведением и деятельностью. Ужесточение требований необходимо сочетать с искренней заинтересованностью в его успехах и эмоциональным контактом с ним.

Замечание 1

Можно сделать вывод, что при неблагоприятных условиях личностное развитие подростков может характеризоваться дисгармоничностью, противоречивостью и возникновением акцентуаций характера.

Источник: https://spravochnick.ru/psihologiya/psihicheskie_svoystva_lichnosti/akcentuaciya_haraktera_v_podrostkovom_vozraste/

Акцентуация характера в подростковом возрасте

    Министерство образования и науки Украины
    Винницкий государственный педагогический университет
    АКЦЕНТУАЦИИ ХАРАКТЕРА В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 
         

       

 Определение понятия “акцентуация характера”

 

В периоде становления характера его типологические особенности, не будучи еще сглажены и затушеваны жизненным опытом, выявляются Настолько ярко, что иногда напоминают психопатии, т. Е. Патологические аномалии характера. С повзрослeнием черты акцентуаций обычно Сглаживаются. Это позволило нам говорить о “преходящих подростковых акцентуациях характера” [личко а. Е., 1977].

Типы акцентуаций характера весьма сходны и частично совпадают с типами психопатий.

 

 наибольшую    известность получил термин к. Leongard  (1968)—“акцентуированная,  личность” .   Однако, правильнее говорить об “акцентуациях характера” [личко а. Е., 1977].  Личность-понятие гораздо болeе сложное, чем характер. Она включает интеллект, cпособности,

Наклонности, миpoвoззрение и т.д. В описаниях к. Leonhard речь идет именно о типах  характера. К тому же в странах с немецким языком Термин  “акцентуированная личность” стали использовать как клинический диагноз вместо термина “психопатия”, что правомерно, если

Рассматривать  акцентуации как крайние варианты нормы  отличия между акцентуациями характера и психопатиями основываются на диагностических критериях п. Б. Ганнушкина (1933)— о. В.

Кербикова (1962). При акцентуациях характера может не быть ни одного из этих признаков: ни относительной стабильности характера на Протяжении жизни, ни тотальности его проявлений во всех  ситуациях, ни социальной дезадаптации с следствия тяжести аномалии характера. Во всяком случае никогда не бывает соответствия всем этим трем признакам психопатии сразу.

Как указывалось, обычно акцентуации Развиваются в период становления характера и сглаживаются с повзрослением. Особенности характера  при акцентуациях могут проявляться Не постоянно, а лишь в некоторых ситуациях, в определенной обстановке, и почти не обнаруживаться в обычных условиях.

Социальная Дезадаптация при акцентуациях либо вовсе отсутствует, либо бывает непродолжительной.

В добавление к критериям п. Б. Ганнушкина, о. В. Кербикова можно отметить еще один важный признак, отличающий акцентуации и Психопатии [личкo а. Е., 1977]. При психопатиях декомпенсации, острые аффективные и психопатические реакции, социальная дезадаптация

Возникают от любых психических травм, и самых разнообразных трудных ситуациях, от всевозможных поводов и даже без видимой причины.

При акцентуациях нарушения возникают только при определенного рода психических травмах, в некоторых трудных ситуациях, а именно: Лишь тогда, когда они адресуются к “месту наименьшего сопротивления”, к “слабому звену” данного типа характера.

Иные трудности и Потрясения, не задевающие этой ахиллесовой пяты, не приводят к нарушениям и переносятся стойко. При каждом типе акцентуации имеются свойственные ему отличные от других типов, “слабые места”.          

На основании сказанного можно дать следующее определение акцентуации характера.

Акцентуации характера — это крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилeны, вследствие чего Обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей и даже повышенной Устойчивости к другим. акцентуации характера как этиопатогенетический  фактор

Будучи крайними вариантами нормы, акцентуации характера сами по себе не могут быть линическим диагнозом.

Они являются лишь Почвой, преморбидным фоном, предрасполагающим фактором для развития психогенных расстройств (острых аффективных реакций, Неврозов, ситуативно обусловленных патологических нарушений поведения, психопатических развитий, реактивных и эндореактивных Психозов).

В этих случаях от типа акцентуации зависит как избирательная чувствительность к определенного рода психогенным факторам, Так и особенностям клинической картины.

при эндогенных психозах некоторые типы акцентуаций, видимо, также могут играть роль предрасполагающего или повышающего риск Заболевания фактора (шизоидная и сенситивная акцептуации в отношении вялотекущей шизофрении, циклоидная—в отношении Маниакально-депрессивного и шизоаффективного психозов)     явная и скрытая акцентуация характера.

В зависимости от степени выраженности выделяют двe степени акцентуации характера — явная и скрытая [личко а. Е., Александров а. А„ 1973]. явная акцентуация. Эта степень акцентуации относится к крайним вариантам нормы. Она отличается наличием довольно постоянных Черт определенного типа характера.

Тщательно собранный анамнез, сведения от близких, непродолжительное наблюдение, особенно в среде Сверстников, а также результаты экспериаcентально-патохарактерологической оценки с помощью диагностического опросника [личко. А. Е ., Иванов н. Я., 1977] позволяют распознать этот тип. Однако выраженность чepт определенного типа не препятствует возможности Удовлетворительной социальной адаптации. Занимаемое положение обычно соответствует способностям и возможностям. В подростковом Возрасте особенности характера часто заостряются, а при действии психогенных факторов, адресующихся к “месту наименьшего

Сопротивления”, могут наступать временные нарушения адаптации, отклонения в поведении. При повзрослении. Особенности характера Остаются достаточно выраженными, но компенсируются и обычно не мешают адаптации. Скрытая акцентуация. Эта степень видимо должна быть отнесена не к крайним, а к обычным вариантам нормы. В обыденных, привычных

Условиях, черты определенного типа характера выражены слабо или не проявляются совсем. Даже при продолжительном наблюдении, Разносторонних контактах и детальном ознакомлении с биографией трудно бывает составить четкое представление об определенном типе

Характера. Однако черты этого типа могут ярко, порою неожиданно, выявляться под влиянием тех ситуаций и психических травм, которые Предъявляют повышенные требования к “месту наименьшего сопротивления”. Психогенные факторы иного рода, даже тяжелые, не только не

Вызывают психических расстройств, но могут даже не выявить па характера. Если же такие черты и выявляются, это, как правило, не приводит К заметной социальной дезадаптации.

  

 Основные типы акцентуаций характера

 

Существует две классификации типов — первая предложена к.leonhard(1968), а вторая личко а. Е., 1977. Сопоставление этих классификаций, Сделанное в. В. Юстицкиим (1977), приводится ниже тип акцентуированной

Тип акцентуации характера по А. Е. Личко

 

  • Лабильный циклоид личности
  •        по к-  leonhard
  • Лабильный
  • Сверхподвижный
  • Эмотивный
  • Демонстративный          истероидный
  • Сверхточный                 психастенический
  • Ригидно-аффективный  эпилептоидный
  • Неуправляемый
  • Интравертный                шизоидный
  • Боязливый                      сенситивный
  • Неконцентрированный           астено-невротический
  • Или неврастенический  
  • Экстравертный              конформный
  • Слабовольный               неустойчивый
  • —                                    гипертимный
  • —                                    циклоидный
  • Классификация Личко предназначена специально для подросткового возраста и приводится ниже.

  

    

 

Гипертимный тип. Подростки, относящиеся к гипертимному типу, с. Детства отличаются большой шумливостью, общительностью, Чрезмерной самостоятельностью, даже смелостью, склонностью к озорству. У них нет ни застенчивости, ни робости перед незнакомцами, но Зато недостает чувства дистанции в отношении к взрослым. В играх любят командовать сверстниками. Воспитатели жалуются на их Неугомонность.

В школе, несмотря на хорошие способности, живой ум, умение схватывать все а лету, учатся неровно из-за неусидчивости, Отвлекаемости, недисциплинированности. В подростковом возрасте главная черта—почти всегда хорошее, даже несколько приподнятое Настроение.

Оно сочетается с хорошим же самочувствием, нередко цветущим внешним видом, высоким жизненным тонусом, активностью и Брызжущей энергией, всегда прекрасным аппетитом и крепким освежающим сном. Лишь изредка солнечное настроение омрачается Вспышками раздражения и гнева, вызванными противодействием окружающих, их стремлением подавить слишком бурную энергию, Подчинить своей воле.

Реакция эмансипации сильно сказывается на поведении: такие подростки рано проявляют самостоятельность и Независимость.

На гиперпротекцию со стороны родителей и воспитателей с ее мелочным контролем, повседневной опекой, наставлениями И нравоучениями, “проработкой” за мелкие проступки дома и на собраниях реагируют крайне дурно; плохо переносят жесткую дисциплину и строго регламентированный режим; в необычных ситуациях не теряются, проявляют находчивость, умеют ловчить и изворачиваться.

К Правилам и законам представители этого типа относятся легкомысленно, могут незаметно для себя проглядеть грань между допускаемым и Запрещенным.  они всегда тянутся в компанию, тяготятся и  плохо перекосят одиночество, среди сверстников стремятся к лидерству, при этом не к Формальному, а к фактическому—роли вожака и заводилы; при общительности  в выборе знакомств неразборчивы и легко могут оказаться в Сомнительной компании. Любят риск и авантюры.

Характерно хорошее чувство нового. Новые люди, места, предметы живо привлекают.

Легко воодушевляясь, такие подростки часто не Доводят начатое до конца, непрестанно меняют “хобби”; плохо справляются с работой, требующей большой усидчивости, тщательности, Кропотливого труда; аккуратностью не отличаются ни в выполнении обещаний, ни в денежных делах, легко залезают в долги, любят Шиковать, прихвастнуть; склонны видеть свое будущее в радужных красках. Неудачи могут вызвать бурную реакцию, но неспособны надолго Выбить из колеи. Отходчивы, быстро мирятся и даже дружат с теми, с кем раньше ссорились.

Половое чувство нередко пробуждается рано и бывает сильным. Поэтому возможна ранняя сексуальная жизнь. Однако подростковая Сексуальная девиантность бывает мимолетной, склонности к фиксации здесь не обнаруживается.

Свои способности и возможности обычно переоцениваются. Хотя большинство особенностей своего характера гипертимные подростки Хорошо знают и не скрывают, однако обычно стараются выставить себя более конформными, чем есть на самом деле.

 

 гипертимный тип встречается, как правило, в виде явной акцентуации. На ее фоне могут возникать острые  аффективные реакции и Ситуативно обусловленные патологические нарушения поведения (ранняя алкоголизация, токсикоманическое поведение, эмансипационные

Побеги и т.п.). Гипертимная акцентуация может быть также почвой для психопатических развитий по .гипертимно-неустойчивому и Гипертимно-истероидному типам. Под влиянием повторных черепно-мозговых травм может сформироваться гипертимно-эксплозивный тип Психопатии. Гипертимный тип акцентуации встречается как нередкий преморбидный фон при маниакально-депрессивном и Шизоаффективном психозах.

Циклоидный тип. В детстве не отличаются от сверстников или производят впечатление гипертимов. С наступлением пубертатного Периода может возникнуть первая субдепрессивная фаза. В дальнейшем эти фазы чередуются с фазами подъема и с периодами ровного Настроения. Длительность фаз меняется — сперва дни, 1—2 нед, с возрастом они могут удлиняться или, наоборот, сглаживаться.

В субдепрессивной фазе отмечаются вялость, упадок сил, все валится из рук. Что раньше давалось легко и просто, теперь требует больших Усилий. Труднее становится учиться. Общество окружающих людей начинает тяготить, компании избегаются, приключения и риск теряют Привлекательность.

Подростки в эти дни становятся вялыми домоседами. Мелкие неприятности и неудачи, нередкие в этот период из-за Падения работоспособности, переживаются тяжело. Хотя на замечания и укоры часто отвечают раздражением, грубостью, но в глубине души Впадают в еще большее уныние.

Чувства безысходной тоски или беспричинной тревоги, как при психотической депрессии, не бывает. Больше Жалуются на скуку. Не приходится также слышать идей самоуничижения.

Однако, если в эти дни выпадают серьезные нарекания или большие Неудачи, особенно если они унижают самолюбие, легко могут возникнуть мысли о собственном безволии, неполноценности, никчемности и Быть спровоцированы острые аффективные реакции с суицидными попытками.

Источник: https://student.zoomru.ru/psih/akcentuaciya-haraktera-v-podrostkovom-vozraste/1934.23342.s1.html

Акцентуация характера в подростковом возрасте

Различают несколько видов относительно стойких изменений:

— переход явной акцентуации в скрытую, когда с возрастом акцентуированные черты стираются или компенсируются, т. е. заменяются другими и только под влиянием некоторых факторов, адресованных уязвимому месту, черты этого типа уже скрытого, замаскированного, вдруг проявятся неожиданно, внезапно в полной силе;

  • — формирование на почве акцентуаций психопатических развитий, роль играет среда и в результате может наблюдаться предболезненное состояние, а иногда заболевание;
  • — трансформация видов акцентуаций характера, присоединение к основному типу близких, совместимых с этим типом других акцентуаций.
  • В некоторых случаях, черты вновь приобретенных акцентуаций могут даже доминировать над основной, иногда черты одной акцентуации могут «вытеснить», «заслонить» черты других акцентуаций.

Одной из распространенных практических ошибок является трактовка акцентуации как установленной патологии. Однако это не так. В работах К. Леонгарда специально подчеркивалось, что акцентуированные люди не являются ненормальными.

В противном случае нормой следовало бы считать только среднюю посредственность, а любое отклонение от неё рассматривать как патологию. К.

Леонгард даже полагал, что человек без намека на акцентуацию, конечно, не склонен развиваться в неблагоприятную сторону, но столь же маловероятно, что он как-нибудь отличается в положительную сторону. Акцентуированным личностям, напротив, присуща готовность к особенному, т. е.

как к социально положительному, так и социально отрицательному развитию. Обобщая всё сказанное, очевидно, можно заключить, что акцентуация является не патологией, а крайним вариантом нормы.

В школьной и обыденной жизни упование на несносный характер – своего рода вечный стрелочник, на которого так удобно сбрасывать ответственность. «Такой вот у меня скверный характер», — язвит подросток.

Читайте также:  Поколения эвм - в помощь студенту

«Ну-ну, характер решил показать»,- вторит взрослый. То есть сам-то ни в чём не виноват – просто с характером не повезло. Такая данность, вроде цвета глаз или горбинки на носу.

Характер не выбирают?

Вот, например, подростки коллекционируют книги по искусству. Зачем они им? А вот зачем. Один обожает приглашать к себе домой одноклассников, чтобы похвастаться новой книгой, собственно, для этого он их и приглашает. Он полагает, что это престижно, это повышает его статус в глазах одноклассников.

Другой тоже собирает книги по искусству, но его мотивация совершенно иная: он понимает, что такая литература никогда не потеряет своей рыночной стоимости. Это и капитал, и способ инвестиций, и сохранения вкладов. Ну и, кроме того, фолианты с репродукциями – это не кулинарные книги; вещь знаковая – признак достатка и респектабельности.

И лишь третий собирает книги просто потому, что искренне любит их читать и рассматривать. Можно предположить, что у всех трёх подростков разные типы характеров.

Они могли бы собирать спичечные коробки, банки из-под пива, всё что угодно, — но мотивы их оставались бы одними и теми же: коммуникативные у ребят с одним типом характера, материальные – у подростков с другим типом, познавательные – с третьим.

Известно два подхода к индивидуальным различиям человека. Один – так называемая теория черт – описывает индивидуальность как мозаику, слагающуюся из различных элементов.

Он признаёт уникальность человека, неповторимость и множественность составляющих его характеристик, черт, но при этом страдает эклектичностью и отсутствием целостности.

Другой подход – теория типов – предлагает цельное непротиворечивое и узнаваемое описание типа характера. Разумеется, количество типов ограничено, что даёт возможность узнать себя в одной из классификаций или увидеть отдельные стороны своего характера.

Один из мастеров подростковой психотерапии Андрей Личко описал 11 простых и 20 смешанных типов характеров, — но при этом мы можем говорить о том, что разнообразие людей вовсе не исчерпывается 31 типом характера.

Акцентуация – усиление характера в какой-то степени делает его предсказуемым. При определённом наборе условий, подростки одного типа характера всегда проявляют сугубо специфическое поведение. Формы протеста у подростков с разными характерами разные.

Зависимость от точки «наименьшего сопротивления» очень портит жизнь молодым людям.

В значительной степени особенности их характеров связаны как с психофизиологическими особенностями организма, так и со стилем воспитания в семье, со средой, формирующей стереотипы и навыки поведения.

Известно, например, что в школу для слепых приходят дети с разными характерами, а у выпускников тип характера, как правило, единообразен – застревающий, вязкий, ибо сама методика обучения, социализация слепых формирует такое поведение.

Взрослея, подростки понимают, что изменить характер чрезвычайно трудно, но делают, как правило, 2 очень разных вывода. Один можно сформулировать так: «Теперь я знаю, кто виноват во всех моих ошибках. Я ничего не могу изменить, потому что характер получен по наследству.

Я – законченный неудачник.» Другой же вывод совершенно иной: «Я больше, чем мой характер. Мой характер – только часть меня.

» Принятие того, что изменить нельзя и того, что изменить можно, процесс заключения дипломатичного договора со своим характером – важнейшая составляющая кризиса юношеской идентичности.

«Мой характер – лишь инструмент, свойства которого я могу знать или не знать, изучать их или не интересоваться ими. Я могу использовать этот инструмент по назначению для решения моих собственных задач, которые ставит не характер, я нечто большее – я сам.»

По мнению ряда исследователей, примерно у 40% людей акцентуации как бы ослабевают, прячутся к 30-35 годам. Но когда компромисс между характером и личностью вроде бы найден, акцентуация может вернуться.

Как правило в стрессовой ситуации личность вновь стоит перед подростковой дилеммой: «Я и мой характер, кто кого?» Психологи не случайно говорят, что в 40 лет вряд ли можно оценивать человека по его характеру.

На первый план выступают другие более высокие уровни функционирования личности: ценности, цели, моральные аспекты, определяющие выбор линии поведения личности.

АКЦЕНТУАЦИИ ХАРАКТЕРА У ПОДРОСТКОВ

Тотальность патологических черт характера выступает в подростковом возрасте особенно ярко.

Подросток, наделенный какой-либо акцентуацией, обнаруживает свой тип характера в семье и в школе, со сверстниками и со старшими, в учебе и на отдыхе, в труде и в развлечениях, в условиях обыденных и привычных, и в чрезвычайных ситуациях.

Всюду и всегда гипертимный подросток кипит энергией, шизоидный отгораживается от окружения незримой завесой, а истероидный жаждет привлечь к себе внимание.

Тиран дома и примерный ученик в школе, тихоня под суровой властью и разнузданный хулиган в обстановке попустительства, беглец из дома, где царит гнетущая атмосфера или семью раздирают противоречия, отлично уживающийся в хорошем интернате – все они не должны причисляться к психопатам, даже если весь подростковый период происходит у них под знаком нарушенной адаптации.

Обычно акцентуации развиваются в период становления характера и сглаживаются с повзрослением. Особенности характера при акцентуациях могут проявляться не постоянно, а лишь в некоторых ситуациях, в определенной обстановке, и почти не обнаруживаться в обычных условиях. Социальная дезадаптация при акцентуациях либо вовсе отсутствует, либо бывает непродолжительной.

На основании сказанного можно дать следующее определение акцентуации характера.

Акцентуации характера – это крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим…

Существуют две классификации типов акцентуаций характера. Первая предложена Карлом Леонгардом (1968) и вторая – А. Е. Личко (1977).

Приводим сопоставление этих классификаций, сделанное В. В. Юстицким (1977).

Тип акцентуированной личности, по К. Леонгарду Тип акцентуации характера, по А. Е. Личко
Лабильный Лабильный циклоид
Сверхподвижный Эмотивный Лабильный
Демонстративный Истероидный
Сверхпунктуальный Психастенический
Ригидно-аффективный Неуправляемый Эпилептоидный
Интравертный Шизоидный
Боязливый Сенситивный
Неконцентрированный или неврастенический Астено-невротический
Экстравертный Конформный
Слабовольный Неустойчивый
Гипертимный
Циклоидный

Классификация акцентуаций характера по А.Е. Личко:

ГИПЕРТИМНЫЙ ТИП

С детства гипертимные подростки отличаются большой подвижностью, общительностью, болтливостью, чрезмерной самостоятельностью, склонностью к озорству, недостатком чувства дистанции в отношении ко взрослым. С первых лет жизни они везде вносят много шума, любят компании сверстников и стремятся командовать ими. Воспитатели детских учреждений жалуются на их неугомонность…

Первые трудности могут выявиться при поступлении в школу. При хороших способностях, живом уме, умении все схватывать на лету обнаруживается неусидчивость, отвлекаемость, недисциплинированность.

Главная черта гипертимных подростков – почти всегда очень хорошее, даже приподнятое настроение. Лишь изредка и ненадолго эта солнечность омрачается вспышками раздражения, гнева, агрессии.

Хорошее настроение гипертимных подростков гармонично сочетается с хорошим самочувствием, высоким жизненным тонусом, нередко цветущим внешним видом. У них всегда хороший аппетит и здоровый сон…

Реакция эмансипации бывает особенно отчетливой. В силу этого с родителями, педагогами, воспитателями легко возникают конфликты. К ним ведут мелочный контроль, повседневная опека, наставления и нравоучения, «проработка» в семье и на публичных собраниях.

Все это обычно вызывает только усиление «борьбы за самостоятельность», непослушание, нарочитое нарушение правил и порядков. Стараясь вырваться из-под опеки семьи, гипертимные подростки охотно уезжают в лагеря, уходят в туристские походы и т.п., но и там вскоре приходят в столкновение с установленным режимом и дисциплиной.

Как правило, обнаруживается склонность к самовольным отлучкам, иногда продолжительным. Истинные побеги из дому у гипертимов встречаются нечасто…

Реакция группирования проходит не только под знаком постоянного тяготения к компаниям сверстников, но и стремления к лидерству в этих компаниях…

Неудержимый интерес ко всему вокруг делает гипертимных.подростков неразборчивыми в выборе знакомств. Контакт со случайными встречными не представляет для них проблемы. Устремляясь туда, где «кипит жизнь», они порой могут оказаться в неблагоприятной среде, попасть в асоциальную группу. Всюду они быстро осваиваются, перенимают манеры, обычаи, поведение, одежду, модные «хобби»…

Аккуратность отнюдь не составляет их отличительной черты ни в занятиях, ни в выполнении обещаний, ни, что особенно бросается в глаза, в денежных делах. Рассчитывать они не умеют и не хотят, охотно берут в долг, отодвигая в сторону неприятную мысль о последующей расплате…

Всегда хорошее настроение и высокий жизненный тонус создают благоприятные условия для переоценки своих способностей и возможностей. Избыточная уверенность в своих силах побуждает «показать себя», предстать перед окружающими в выгодном свете, прихвастнуть.

Но им присуща искренность задора, действительная уверенность в собственных силах, а не натужное стремление «показать себя больше, чем есть на самом деле», как у настоящих истероидов.

Лживость не является их характерной чертой, она может быть обусловлена необходимостью извернуться в трудной ситуации….

Источник: https://studizba.com/files/show/doc/149037-2-1.html

Фгбну нцпз. ‹‹психопатии и акцентуации характера у подростков››

П. Б. Ганнушкиным (1933) был введен ряд понятий, отражающих динамику психопатий: возрастные кризисы (пубертатный и климактерический), идиопатические приступы или фазы, психогенные и соматогенные реакции, конституциональные и ситуационные развития и др. Наиболее распространенными терминами, относящимися к динамике психопатий у взрослых, являются понятия

«компенсация» и «декомпенсация».

Компенсации могут осуществляться как за счет изменения «микросреды» (трудовой, семейной) на такую, где психопатические особенности характера позволяют приспособиться наилучшим образом (например, уединенный образ жизни для шизоида), так и за счет активной выработки механизмов психологической защиты, манеры поведения, образа жизни, порою контрастных психопатическим чертам и затушевывающих эти черты [Морозов Г. В., И. Кбина Н. К., 1973]. Срыв компенсаторных механизмов в силу ли эндогенных особенностей динамики или под влиянием факторов среды обозначается как декомпенсация.

В подростковом возрасте компенсаторные механизмы нередко еще недостаточно сформированы.

Зато, как правило, приходится иметь дело с подростковым заострением психопатических черт характера, особенно если психопатия (например, шизоидная) сложилась с детства.

Однако подростковый возраст не только заостряет и ухудшает, но несет и новые компенсаторные возможности (например, «депсихопатизация» некоторых форм органических психопатий, наблюдавшихся в детстве).

Компенсация у представителей гипертимного, эмоционально-лабильного, отчасти эпилептоидного и шизоидного типов осуществляется чаще по пути подыскания той среды, где они себя чувствуют относительно привольно.

Такой средой для гипертимного подростка будет кипучая жизнь с массой новых впечатлений и возможностью всегда найти применение своей брызжущей энергии, для лабильного подростка — тепличная обстановка, доброжелательное окружение, возможность всегда найти ободрение и сопереживание.

Представители сенситивного и отчасти психастенического типов более склонны к реакции гиперкомпенсации и выработке контрастных черт характера. Отсюда у сенситивных мальчиков занятия силовыми видами спорта в целью «закалить волю», а у психастеника — стремление к безапелляционным суждениям и быстрому, без раздумий выполнению решений.

Под влиянием психических травм и неблагоприятных ситуаций возможен срыв компенсаторных механизмов — в таких случаях правомерно говорить о декомпенсациях психопатий у подростков.

Эндогенные фазы у циклоидов начинаются обычно с половым созреванием или даже позднее. С того же возраста становятся особенно выраженными дисфории у эпилептоидов, беспричинное снижение настроения у шизоидов.

Определенным вкладом в учение о динамике психопатий является изучение процесса их становления — описание этапов формирования конституциональных, приобретенных и органических психопатий. В. А. Гурьева и В. Я. Гиндикин (1980) выделили три этапа: начальных проявлений, структурирования и завершения формирования.

Первые два этапа при конституциональных и органических психопатиях падают преимущественно на детство. При приобретенных психопатиях второй этап приходится обычно на 15—18 лет. С нашей точки зрения, выделение этих этапов для подростковой психиатрии имеет более теоретическое, чем практическое, значение. О них можно судить ретроспективно, когда психопатия уже сформирована.

Картина первого и даже второго этапов существенно не отличается от транзиторных нарушений поведения в детстве и у подростков, и диагноз психопатии здесь может оказаться преждевременным. Так или иначе, судя по эпидемиологическим данным, формирование психопатий в большинстве случаев завершается до 19 лет.

Их частота, по данным Москвы, составляет 3 на 10 000 общего населения для подростков мужского и 1 на 10000 женского пола [Чибисов Ю. К., 1977].

Акцентуации характера большинство типов (кроме паранойяльного и отчасти сенситивного) также именно в подростковом возрасте оказываются наиболее выраженными, что все же, как правило, не препятствует удовлетворительной социальной адаптации.

К концу подросткового периода или по миновании его проявления акцентуации могут сгладиться или быть компенсированы настолько, что, кроме как при особых обстоятельствах, не выявляться вовне.

Иначе говоря, явные акцентуации в подростковом возрасте могут по его миновании стать скрытыми.

Однако подростки с явными акцентуациями характера составляют группу «повышенного риска» — они податливы к определенным пагубным влияниям среды или психическим травмам.

Если психическая травма или сложившаяся ситуация наносит удар по «слабому месту» данного типа акцентуации, то соответствующие черты характера могут раскрыться пышным цветом, отражаясь на всем поведении, заостряясь до психопатического уровня.

В таких случаях можно говорить о психопатических реакциях у акцентуированных подростков, имея в виду, что изменения обстановки, сглаживание следов психической травмы, разрешение ситуации все вернет в обычное русло.

Иногда термин «психопатические реакции» используется в ином смысле — для спровоцированных психическими травмами резких изменений поведения у психопатов, для заострения черт психопатии в психогенной ситуации. Представляется более правильной точка зрения О. В.

 Кербикова (1962)—относить к психопатическим реакциям временные, переходящие характерологические сдвиги, возникающие реактивно, т. е. употреблять этот термин только при акцентуациях характера. Тем не менее эти временные сдвиги могут оказаться первым шагом к психопатическому развитию [Ковалев В. В., 1973].

Неразрешенные ситуации, длительная психическая травматизация, адресующиеся к месту наименьшего сопротивления, влекут к повторению психопатических реакций и перерастанию их в психопатические развития.

Помимо психопатических реакций, целесообразно выделять острые аффективные реакции, которые на фоне акцентуаций характера возникают в ответ на индивидуально значимые психические травмы или трудно переносимые ситуации. Эти реакции кратковременны, обычно длятся не более суток. Аффект может разряжаться агрессией на окружающих, аутоагрессией, бегством из аффектогенной ситуации или разыгрыванием бурных сцен.

В зависимости от этого острые аффективные реакции могут быть обозначены экстрапунитивными, интрапунитивными, импунитивными и демонстративными [Личко А. Е., 1979].

Тяжелые или длительные психические травмы могут при акцентуациях характера быть причиной затяжных реактивных состояний (неврозов, реактивных депрессий и т. п.).

Наиболее частыми в подростковом периоде нарушениями, возникающими на фоне акцентуаций характера, являются транзиторные непсихотические девиации поведения — делинквентность, алкоголизация, суицидальное поведение и др. Смена обстановки на более благоприятную, как правило, устраняет эти нарушения.

Подоплекой этих ситуативно-обусловленных девиаций поведения могут быть поведенческие реакции, как общие для детей и подростков (реакции оппозиции, имитации, компенсации, гиперкомпенсации), так и специфически-подростковые (реакции эмансипации, группирования со сверстниками, увлечения, реакции, обусловленные формирующимся сексуальным увлечением).

Эти реакции описываются в следующей главе.

В последнее время в учении о динамике психопатий наметился новый аспект [Пелипас В. Ё. 1974; Фелинская Н. И. 1979] — изучение возможных трансформаций типов психопатий в силу конституциональных закономерностей или ситуационных воздействий. Подобные же трансформации в отношении типов акцентуаций были описаны нами [Личко А. Е., 1981] и будут представлены в гл. IV.

В целом же проблема динамики акцентуаций характера, как справедливо указывает В. В. Ковалев (1981), разработана еще недостаточно. Однако представляется целесообразным подчеркнуть наиболее значимые феномены в динамике акцентуаций характера [Личко А Е 1981]:

  • 1) заострение черт акцентуированного характера в подростковом возрасте, в период их формирования, с последующим их сглаживанием и компенсацией (переход явных акцентуаций в скрытые);
  • 2) развертывание черт определенного типа при скрытых акцентуациях под влиянием психических травм или трудных ситуаций, оказавшихся ударом по месту наименьшего сопротивления данного типа;
  • 3) возникновение на фоне акцентуаций характера преходящих нарушений — девиаций поведения, острых аффективных реакций, неврозов и других реактивных состояний;
  • 4) трансформация типов акцентуаций характера в силу конституционально заложенных механизмов или влияний среды;
  • 5) формирование приобретенных психопатий, для которых акцентуация характера послужила почвой, обусловившей избирательную уязвимость в отношении определенных неблагоприятных влияний среды.

Источник: http://www.psychiatry.ru/lib/1/book/55/chapter/5

Ссылка на основную публикацию