Ахейская греция. минойская цивилизация — в помощь студенту

С какого периода нам известна история Древней Греции? Ученые первой половины $XIX$ века Б.Г. Нибур и Дж. Грот вели отсчёт с $776$ года до н.э., даты старта первых олимпийских игр, игнорируя, более ранние эпохи, описанные в произведениях античных авторов.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Геродот, Фукидид, Диодор донесли до нас информацию о событиях раннеэлладской истории через пересказ легенд, сказаний и мифов.

Согласно им, на Крите, например, существовало могущественное царство, которым управлял талассократ («Властитель моря») Минос, распространивший свою власть на некоторые области материковой Греции.

О древнейшей истории региона рассказывали и многочисленные археологические памятники, а именно, развалины крепостных стен и зданий, которые до $70$-х годов $XIX$ века, исследователи обходили стороной. Перелом произошел благодаря сенсационным открытиям Генриха Шлимана.

Генрих Шлиман – родился в $1822$ году в городе Мекленбурге, Восточной Пруссии. Работал приказчиком, но впоследствии, нажившись на операциях, связанных с Крымской войной, разбогател и стал миллионером. Главной мечтой Шлимана было найти мифический город Трою, обнаруженный им впоследствии.

Ахейская Греция. Минойская цивилизация - в помощь студенту

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Экологические проекты в детском саду - в помощь студенту

Оценим за полчаса!

В $1874$ году, после сенсационной находки Трои II, Шлиман приступил к раскопкам Микен и открыл 6 шахтовых гробниц в непосредственной близости от акрополя.

Определение 1

Шахтовая гробница – высеченные в стене прямоугольные колодцы — склепы, закрытые сверху каменными плитами.

Ахейская Греция. Минойская цивилизация - в помощь студенту

Шлиман полностью изменил парадигму восприятия греческой истории. Археологические институты разных стран стали активно принимать участие в раскопках на территории полуострова и близлежащих островах. Особенно значительным был вклад английского историка Артура Эванса, открывшего миру руины знаменитого Кносского дворца.

Кносский дворец – комплекс взаимосвязанных между собой разно-этажных архитектурных сооружений, занимающих площадь в $16 000$ квадратных метров. Он имел около $300$ помещений различного назначения: жилые и хозяйственные постройки, мастерские, парадные комнаты для приёмов и религиозных церемоний, ванные, прачечные. Дворец был оборудован канализацией и водопроводом.

Подобные Кносскому комплексу строения были обнаружены в Фесте и Агиа-Триаде.
На материке, главным памятником ахейской Греции считается Микенская крепость, которая также как и минойские дворцы, представляла собой комплекс построек различного назначения.

Отличие от Критских строений состояло в следующем:

  • Наличие фортификационных сооружений.
  • Центр комплекса занимал не двор, а мегарон (помещение с четырьмя колоннами и очагом посередине).

Под Микенами проходили водопроводные трубы и бассейн для хранения воды, использующийся на случай осады. Похожим на микенский дворец был архитектурный комплекс в Пилоссе, который погиб на рубеже $XIII— XII$ вв. до н. э. вследствие большого пожара.

Кроме дворцов, на всей территории Греции и Крите были найдены многочисленные погребения, отличные от шахтовых гробниц, названные купольными гробницами. Они представляют собой погребальные камеры, соединенные с внешним помещением, коридором – дромосом.

Памятники архитектуры материковой Греции и Крита обладают большим стилистическим сходством, поэтому часть ученых, во главе с А. Эвансом, предположили, что все они были вывезены с Крита, либо выполнены в Греции минойскими учеными и мастерами.

Однако, в настоящее время, историки не склонны поддерживать данный вывод, так как искусствоведами были выделены черты микенской культуры, отличающие ее от минойской, а именно:

  • Обилие оружия
  • Живописные сюжеты. В критском искусстве ведущую роль играло изображение мирной жизни — праздников, ритуальных игр с быками, богатство подводного и растительного мира. В Микенах же преобладали батальные сцены — сражения, запряжки боевых коней, осады крепостей.

Периодизация

После открытия крито-микенской культуры возник вопрос о ее датировке. Разделить древнюю историю на определенные этапы оказалось непросто. Справился с этой задачей Артур Эванс, который выделил три эпохи развития критской цивилизации, благодаря завезенным на остров египетским изделиям.

Ахейская Греция. Минойская цивилизация - в помощь студенту

  • Раннеминойский Период ($3000 – 2100$ гг. до н.э.) К нему относятся древние поселения эпохи неолита, золотые и медные изделия, а также толосы.

Определение 2

Толос – коллективное погребение родо-племенной общины, представляющие собой круглые гробницы вместимостью до $700$ скелетов.

В конце периода появляется керамика гончарного круга.

  • Среднеминойский период ($2100—1580$ гг.). Период эпохи бронзы. К этому времени относится сооружение первых дворцовых комплексов, строительство дорог, связывающих Кносс с Фестом и равнину Мессара с северным побережьем Крита. Тонкостенная керамика представлена сосудами стиля «Камарес», появляется линейное письмо «А». Период заканчивается катастрофой, которая привела к разрушению дворцовых комплексов и окрестных поселений. Вскоре мирная жизнь была восстановлена, разрушенные здания отстроены заново. В это время налаживались активные торговые связи с Библом и Угаритом на побережье Сирии, а также с Кикладами. На материковую Грецию критские товары попадали через рынок в Милосе. Сам же Крит стал торговой и культурной столицей региона.
  • Позднеминойский период ($1580—1450$ гг. до н.э.). Характеризуется распространением власти Кносса на всю территорию острова. Появляются новые дороги, расстраивается Кносский дворец. Эпоха заканчивается упадком культуры и прекращением ее существования.

Замечание 1

Существует несколько версий падения минойской цивилизации.

По одной из них, главным препятствием дальнейшего развития стало извержение вулкана на острове Фера (Санторин), выпадение вулканического пепла на Крите и, как следствие, уменьшение плодородности земель.

Но, большинство ученых склоняются к двум другим версиям — нашествие греков – ахейцев или разграбление острова вследствие крупного морского набега пиратов.

Так закатилась минойская цивилизация, оставив яркий след в древнегреческой истории.

Критяне наладили торговые контакты со странами Восточного Средиземноморья и Египтом, первыми в Эгейском бассейне создали могущественный флот.

После ее падения пальма первенства переходит к Балканской Греции с центром в Микенах. По аналогии с периодизацией, предложенной Эвансом история материковой Греции была разделена на три больших периода:

  • Раннеэлладский период ($3000—2000$ гг.). Общество стоит на первобытно-общинном уровне развития. Только к концу эпохи появляются изделия из бронзы и серебра, а также керамика без применения гончарного круга.
  • Среднеэлладский период ($2000—1700$ гг.). В это время происходит вторжение с севера ахейских племен, сопровождавшегося, разрушением строений предыдущего периода и возникновением новых поселений. Эта эпоха начала обработки металлов, и керамики гончарного круга. Основное занятие населения – земледелие и скотоводство.
  • Позднеэлладский период ($1700—1200$ гг.). Собственно Микенская цивилизация. Эпоха возникновения наибольшего числа архитектурных памятников на территории материковой Греции. Это и шахтовые гробницы $XVII—XVI$ вв. до н.э., и погребальные камеры с дромосами, а также крепости и дворцы, возникшие в $XIV$ в до н.э. Закончился период вторжением дорийских племен, и разрушением центров микенской культуры.

Население

Какие народы проживали на Крите и Балканском полуострове в древности? На базе, какого социально-экономического строя они выросли? До недавнего времени можно было лишь только предполагать.

На ранних этапах развития общества по всей территории, господствовал родовой строй, но, по мере роста производительных сил, которые привели к сдвигам в социальной структуре и, как следствие, положили начало образованию государства.

Но, если на Крите практически не возникает сомнения в поступательном развитии всего общества, то, на материке наряду с высокоразвитыми поселениями, одновременно существовали и территории с примитивным уровнем развития.

Вследствие этого, ряд ученых выдвинул версию о проникновении сюда критян, которые создали новые центры высокой культуры. Однако, современные историки отвергают эту теорию, склоняясь к мысли о самостоятельном развитии цивилизации на Балканском полуострове, что подтверждают особенности микенской культуры и поэмы Гомера.

Перед приходом на земли Балканского полуострова греческих племен, их занимали другие народы. Кем они были, сказать трудно, историческая память о коренном населении полуострова сохранилась в названиях некоторых местностей.

Аборигенные племена, проживавшие на территории региона – пеласги, (предположительно родственны народности, проживающей на Крите, которые попали на остров в результате мощной миграционной волны $III$ тысячелетия до н.э.

, и ассимилировавшись с коренным населением), входили в состав эгейской языковой группы. Они не относились к греческому населению и позднее, с приходом сюда ахейцев и дорийцев были вытеснены из ареала обитания, либо ассимилировались с иноземцами.

Эпос рассказывает о том, что «от моря до моря» полуостров был заселен греками. Только по другую сторону Олимпа возможно было встретить иллирийцев и фракийцев.

Греки – народ средиземноморской расы, относящиеся к индоевропейской языковой семье. Их прародиной была, возможно, центральная или северная часть Балканского полуострова, откуда они, несколькими миграционными волнами прибыли на юг.

Термин греки появился во времена владычества Римской империи, хотя обитатели Балканского полуострова называли себя эллинами, а страну проживания – Элладой.

Источник: https://spravochnick.ru/istoriya/aheyskaya_greciya_minoyskaya_civilizaciya/

Минойская цивилизация на Крите

⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 15Следующая ⇒

Минойская цивилизацияотносится к эгейской цивилизации бронзового века острова Крит 20-12 вв до н. э. Основные источники по данному периоду со стороны,археологические данные (А. Эванс), труд Фукидида, «Одиссея» Гомера. На Крите существовало линейное письмо А, к-е до сих пор не дешифровано.

Культура названа в честь мифического царя Крита Миноса — владельца лабиринта, построенного, по легенде, Дедалом. Это первая попытка создания цив-ии в Европе. Цивилизация носила восточный характер, т.к. яв-сь периферийной, локальной (ограничена морем).

  • Большая роль религии способствует переходу к цивилизации во 2 тыс до н э.
  • Периоды Минойской цив-ции:
  • 1.Старых дворцов 2000-1700 гг до нэ- появление нескольких потенциальных центров(Кносс, Феста, Маллия, Загросс)
  • 2.Период новых дворцов 1700-1400 гг до нэ – дворец в Кноссе (Дворец Митавра)

3.Землетрясение XV- завоевание о. Крит с материка ахейцами.

Основными очагами культуры и цивилизации были дворцы – храмы — сложные экономико-политические комплексы, ярусные сооружения, крупнейшие из которых существовали в Кноссе, Фесте, Закросе и Тилиссе. Отсюда возникла идея лабиринта.

Жители Минойского дворца жили изолированно, произошло отделение верхов от низов. Во дворце имелся водопровод, канализация, система вентиляции и освещения. Население дворца (несколько тысяч) не выходили из него.

Ни один из дворцов не имел укреплений: очевидно, религиозное влияние или отсутствие опасности нападения.

Основная масса трудящегося населения Крита обитали в небольших поселках и деревнях, к-е было обложено натуральными и трудовыми повинностями в пользу дворца.

На Крите высокого уровня достигают земледелие и скотоводство, развитие ремесел.

Минойцы вели активную морскую торговлю (остров располагался на пересечении главных морских торговых путей), занимались пиратством, находились в оживленных сношениях со средиземноморскими странами.

Минойцы торговали керамикой, изделиями из металла, вином, оливковым маслом, чтобы обменять их за морем на медь, олово, слоновую кость и золото.

В Микенской циви-ции была повышенная роль женщин, к-е сохраняли домашний уклад, определяли родство.

Гос-во возникло в религиозной оболочке. Существовал религиозный вождь – царь жрец, к-й изображался в виде невинного юноши. На Крите была особая форма власти – теократия.

Центральной фигурой в религии была великая богиня- владычеца, покровительница жизни, растений. Большой популярностью на Крите имело и мужское божество, изображаемое в виде двойного топора (лабрис) – знак его небесной и земной власти.

Мужское божество представлялось также в образе быка — землеколебателя, к-й устраивал землетрясения и цунами. Тавромахия – ритуальные жертвы, к-е приносили богам для предотвращения катастроф.

Люди осознано шли на жертвоприношения, осознавали, что проснутся после смерти.

Ожидания катастрофы нашло отражение и в мозаике. Изображались растительные, морские мотивы, за к-ми скрывается страх перед неуправляемыми силами: стихийные бедствия. Воинов не изображали.

В середине XV в. До н э произошло извержение вулкана на о. Фера в южной части Эгейского моря, к-е сопровождалась землетрясением, а также вторжение на Крит греков-ахейцев, обитавших в южных обастях Балканского полустрова.

Захват привел к новому этапу развития кул-ры — возникновению смешанной микенской культуры, влияние которой распространялось на материковую Грецию, Крит, острова Эгейского моря и ряд территорий восточного Средиземноморья. Коренные критяне продолжали играть важную культурную роль в микенской Греции.

После дорийского вторжения минойская культура полностью исчезла, а коренное население Крита было ассимилировано греками не позднее IV-III вв. до н. э.

Микенская (ахейская)Греция.

Микенская цивилизация или Ахейская Греция — культурный период в истории доисторической Греции с XVIII по XII век до н. э., бронзового века. Получила свое название по городу Микены на полуострове Пелопоннес.

Внутренними источниками яв-ся таблички, написанные линейным письмом Б, расшифрованные после 2 мировой войны Майклом Вентрисом. В них содержатся документы о хозяйственной отчетности: налоги, о сдачи земли в аренду. Некоторая инф-ция об истории архейских царей содержится в поэмах Гомера «Илиада» и «Одиссея», трудах Геродота, Фукидида, Аристотеля, к-я подтверждается данными археологии.

Создателями микенской культуры были греки — ахейцы, вторгшиеся на Балканский полуостров на рубеже III–II тыс до н. э. с севера, из района Придунайской низменности или из степей Северного Причерноморья, где они обитали первоначально. Пришельцы частично разрушили и разорили поселения завоеванных племен. Остатки догреческого населения постепенно ассимилировались с ахейцами.

На первых этапах своего развития микенская культура испытала на себе сильное влияние более передовой минойской цивилизации, например, некоторые культы и религиозные обряды, фресковую живопись, водопровод и канализацию, фасоны мужской и женской одежды, некоторые виды оружия, наконец, линейное слоговое письмо.

Временем расцвета микенской цивилизации можно считать XV–XIII вв. до н. э. Наиболее значительными центрами раннеклассового общества были Микены, Тиринф, Пилос в Пелопоннесе, в Средней Греции Афины, Фивы, Орхомен, в северной части Иолк – Фессалия, к-е никогда не объединялись в 1 гос-во. Все гос-ва находились в состоянии войны. Мужская воинственная цивилизация.

Почти все микенские дворцы-крепости были укреплены каменными циклопическими стенами, к-е строили свободные люди, и представляли собой цитадели (например, Тиринфская цитадель).

Основную массу трудящегося населения составляли в микенских государствах, как и на Крите, свободные или полусвободные крестьяне и ремесленники, к-е находились в экономической зависимости от дворца и облагались в его пользу трудовыми и натуральными повинностями.

Среди ремесленников, работавших на дворец, особое положение занимали кузнецы. Обычно они получали от дворца так называемую таласию, т. е. задание или урок. Ремесленники, привлекавшиеся на государственную службу, не лишались личной свободы.

Они могли владеть землей и даже рабами, как и все другие члены общины.

Читайте также:  Роль государства в хозяйстве и экономике - в помощь студенту

Во главе дворцового государства стоял «ванака» (царь), к-й среди правящей знати занимал особое привилегированное положение. В обязанности Лавагета (военачальника) входило командование вооруженными силами Пилосского царства.

Царь и военачальник сосредоточивали в своих руках наиболее важные функции как экономического, так и политического характера.

В непосредственном подчинении у правящей верхушки общества находились многочисленные чиновники, действовавшие на местах и в центре и составлявшие в совокупности мощный аппарат угнетения и эксплуатации трудящегося населения Пилосского царства: картеры(наместники), басилеи (осуществляли надзор за производством).

Вся земля в Пилосском царстве делилась на две основные категории: 1) землю дворца, или государственную, и 2) землю, принадлежавшую отдельным территориальным общинам.

Микенская цив-ция пережила два нашествия с севера с промежутком в 50 лет. В период между нашествиями население Микенской цив-ции объединилось с целью погибнуть со славой в Троянской войне (ни один троянский герой не вернулся живым домой).

Внутренние причины гибели Микенской цив-ции: хрупкая экономика, неразвитая простое общество, к-е привело в разрушение, после потери верхушки. Внешняя причина гибели – нашествие дорийцев.

Цивилизации восточного типа для Европы не пригодны. Крит и Микены яв-ся родителями античности.

7. Троянская война.

Троянская война, по мнению древних греков, была одним из самых значительных событий их истории. Античные историки считали, что она произошла примерно на рубеже XIII-XII вв. до н. э., и начинали с неё новую — «троянскую» эру: восхождение населявших Балканскую Грецию племён к более высокому уровню культуры, связанному с жизнью в городах.

О походе греков-ахейцев против города Трои, расположенного в северо-западной части полуострова Малая Азия — Троаде, рассказывали многочисленные греческие мифы, объединённые позднее в цикл преданий — киклические поэмы, среди них поэма «Илиада», приписываемая греческому поэту Гомеру.

В ней рассказывается об одном из эпизодов заключительного, десятого года осады Трои-Илиона.

Троянская война, согласно мифам, началась по воле и вине богов. На свадьбу фессалийского героя Пелея и морской богини Фетиды были приглашены все боги, кроме Эриды, богини раздора. Разгневанная богиня решила отомстить и подбросила пирующим богам золотое яблоко с надписью «Прекраснейшей».

Три олимпийские богини, Гера, Афина и Афродита, заспорили, кому из них оно предназначено. Рассудить богинь Зевс повелел юному Парису, сыну троянского царя Приама. Богини явились Парису на горе Иде, близ Трои, где царевич пас стада, и каждая старалась прельстить его дарами.

Парис предпочёл предложенную ему Афродитой любовь Елены, прекраснейшей из смертных женщин, и вручил золотое яблоко богине любви. Елена, дочь Зевса и Леды, была женой спартанского царя Менелая.

Парис, явившийся гостем в дом Менелая, воспользовался его отсутствием и с помощью Афродиты убедил Елену покинуть мужа и уехать с ним в Трою.

Оскорблённый Менелай с помощью своего брата, могущественного царя Микен Агамемнона, собрал большое войско, чтобы вернуть неверную жену и похищенные сокровища.

На призыв братьев явились все женихи, сватавшиеся когда-то к Елене и давшие клятву защищать её честь: Одиссей, Диомед, Протесилай, Аякс Теламонид и Аякс Оилид, Филоктет, мудрый старец Нестор и др. Принял участие в походе и Ахилл, сын Пелея и Фетиды.

Предводителем всего войска был избран Агамемнон, как правитель самого могущественного из ахейских государств.

Греческий флот, насчитывавший тысячу кораблей, собрался в Авлиде, гавани в Беотии. Чтобы обеспечить флоту благополучное плавание к берегам Малой Азии, Агамемнон принёс в жертву богине Артемиде свою дочь Ифигению.

Достигнув Троады, греки попытались вернуть Елену и сокровища мирным путём. Посланцами в Трою отправились Одиссей и Менелай. Троянцы им отказали, и началась долгая и трагичная для обеих сторон война. В ней приняли участие и боги.

Гера и Афина помогали ахейцам, Афродита и Аполлон — троянцам.

Греки не смогли сразу взять Трою, окружённую мощными крепостными сооружениями. Они построили на берегу моря возле своих кораблей укреплённый лагерь, стали разорять окрестности города и нападать на союзников троянцев.

На десятом году Агамемнон оскорбил Ахилла, отобрав у него пленницу Брисеиду, и тот, разгневанный, отказался выходить на поле боя. Троянцы воспользовались бездействием самого смелого и сильного из своих врагов и перешли в наступление, возглавляемые Гектором.

Помогала троянцам и общая усталость ахейского войска, уже десять лет безуспешно осаждавшего Трою.

Троянцы прорвались в лагерь ахейцев и чуть было не сожгли их корабли. Ближайший друг Ахилла, Патрокл остановил натиск троянцев, но сам погиб от руки Гектора. Смерть друга заставляет Ахилла забыть об обиде.

В поединке с Ахиллом гибнет троянский герой Гектор. На помощь троянцам приходят амазонки.

Ахилл убивает их предводительницу Пенфесилею, но вскоре погибает сам, как и было предсказано, от стрелы Париса, направленной богом Аполлоном.

Решительный перелом в войне происходит после прибытия в лагерь ахейцев героя Филоктета с острова Лемнос и сына Ахилла Неоптолема. Филоктет убивает Париса, а Неоптолем — союзника троянцев мисийца Эвринила.

Оставшись без предводителей, троянцы больше не решаются выходить на битву в открытое поле. Но мощные стены Трои надёжно охраняют её жителей. Тогда по предложению Одиссея ахейцы решили взять город хитростью.

Был построен огромный деревянный конь, внутри которого спрятался отборный отряд воинов. Остальное же войско укрылись недалеко от берега, возле острова Тенедос.

Удивлённые оставленным деревянным чудищем, троянцы собрались вокруг него. Некоторые стали предлагать ввезти коня в город.

Жрец Лаокоон, предупреждая о коварстве врага, воскликнул: «Бойтесь данайцев (греков), дары приносящих!» Но речь жреца не убедила соотечественников, и они ввезли деревянного коня в город как дар богине Афине. Ночью спрятавшиеся в чреве коня воины выходят наружу и открывают ворота.

Тайно вернувшиеся ахейцы врываются в город, и начинается избиение застигнутых врасплох жителей. Менелай с мечом в руках ищет неверную жену, но, увидев прекрасную Елену, оказывается не в силах убить её.

Всё мужское население Трои погибает, за исключением Энея, сына Анхиза и Афродиты, получившего от богов повеление бежать из захваченного города и возродить его славу в другом месте. Женщины Трои стали пленницами и рабынями победителей. Город погиб в огне пожара.

После гибели Трои в лагере ахейцев начинаются распри. Аякс Оилид навлекает на греческий флот гнев богини Афины, и она насылает страшную бурю, во время которой тонут многие корабли.

Менелая и Одиссея буря заносит в дальние страны (описывается в поэме Гомера — «Одиссея»). Предводитель ахейцев Агамемнон после возвращения домой был убит вместе со спутниками своей женой Клитемнестрой, не простившей мужу смерти дочери Ифигении.

Так, совсем не триумфально, закончился для ахейцев поход на Трою.

Древние греки не сомневались в исторической реальности Троянской войны. Фукидид был убеждён в том, что описанная в поэме десятилетняя осада Трои — исторический факт, лишь приукрашенный поэтом. Отдельные части поэмы, такие, как «каталог кораблей» или перечень ахейского войска под стенами Трои, написаны как настоящая хроника.

Историки XVIII- XIX вв. были убеждены, что никакого похода греков на Трою не было и что герои поэмы — мифические, а не исторические фигуры.

В 1871 г. Генрих Шлиман приступает к раскопкам холма Гиссарлык в северо-западной части Малой Азии, определив его как местоположение древней Трои.

Затем, следуя указаниям поэмы, Генрих Шлиман провёл археологические раскопки в «злато-обильных» Микенах.

В одной из обнаруженных там царских могил покоились — для Шлимана в этом не было никакого сомнения — останки Агамемнона и его спутников, усыпанные золотыми украшениями; лицо Агамемнона покрывала золотая маска.

Открытия Генриха Шлимана потрясли мировую общественность. Не оставалось сомнений в том, что поэма Гомера содержит сведения о действительно происходивших событиях и их реальных героях.

В последствии А. Эванс на острове Крит обнаружил дворец Минотавра. В 1939 г. американский археолог Карл Блеген открыл «песчаный» Пилос, место обитания мудрого старца Нестора на западном побережье Пелопоннеса. Однако археологии установили, город, принятый Шлиманом за Трою, существовал ещё за тысячу лет до Троянской войны.

Но отрицать существование города Трои где-то в северо-западном районе Малой Азии невозможно. Документы из архива хеттских царей свидетельствуют, что хетты знали и город Трою, и город Илион (в хеттском варианте «Труиса» и «Вилуса»), но, судя по всему, как два разных, расположенных по соседству города, а не один под двойным названием, как в поэме.

⇐ Предыдущая12345678910Следующая ⇒

Рекомендуемые страницы:

Источник: https://lektsia.com/9×4829.html

Минойская цивилизация — Цивилизациум

Цивилизация возникла 48 в. назад.

Цивилизация остановилась 35 в. назад.

Цивилизацию эпохи бронзы, возникшую на Крите,
обычно называют минойской. Такое название ей дал английский археолог А. Эванс,
впервые обнаруживший памятники этой цивилизации при раскопках дворца в Кноссе.

Исследователи относят Минойскую цивилизацию к
ранним цивилизациям древней Греции. Это цивилизация, чьё исчезновение до сих
пор ставит ученых в тупик.

Минойскую цивилизацию одни исследователи
относят к Эгейской цивилизации бронзового века острова Крит (2700—1400 гг. до
н.э.), а другие исследователи относяят к бронзовому веку крито-микенской
цивилизации острова Крит (2600—1450 гг. до н.э.).

+++++++++++++++++++++++++++++++++++++++

Древнегреческой
цивилизации предшествовало несколько цивилизаций, таких как: кикладская,
которая в свою очередь способствовала возникновению новой, яркой цивилизации,
так называемой минойской цивилизации на острове Крит. Она получила своё
название от имени царя Миноса который жил в городе Кноксе.

Минойцев историки производят из Египта, Европы или Ближнего Востока.
Единого мнения нет.

Минойская
цивилизация возникла на рубеже 3-2 тыс. Лет до н.э. И она просуществовала около
500 лет.

Приблизительная
её периодизация следующая:

•          Раннеминойский
период (XXX—XXIII вв. до н.э.). Господство родовых отношений, начало освоения
металлов, зачатки ремесла, развитие мореплавания, сравнительно высокий уровень
аграрных отношений. Во второй половине III — начале II тыс. до н.э.

, видимо, были освоены
все земли, пригодные для земледелия — ведущей отрасли хозяйства Крита. Важную
роль, по всей вероятности, играло и скотоводство. Значительный прогресс
наблюдался в ремесле. Рост производительности труда, создание избыточного
продукта приводили к тому, что часть его могла использоваться и в межобщинном
обмене.

Для Крита это имело особое значение, поскольку остров лежал на
перекрестье древних морских путей.

•          Среднеминойский период (XXII—XVIII вв.
До н. Э.). Известен также как период «старых», или «ранних», дворцов. На
рубеже III и II тыс. до н.э. на Крите возникают первые государства.

Вначале их
было четыре с центрами-дворцами в Кноссе, Фесте, Маллии, Като-Закро. Именно
появление дворцов свидетельствует о классовом характере общества и развитии
государственности. Появление
раннегосударственных образований в разных уголках острова.

Строительство
монументальных дворцовых комплексов. Ранние формы письменности.

•          Позднеминойский период (XVII—XII вв.
До н. Э.).

Расцвет Минойской цивилизации, объединение Крита, создание морской
державы царя Миноса, широкий размах торговой деятельности Крита в бассейне
Эгейского моря, расцвет монументального строительства («новые» дворцы в Кноссе,
Маллии, Фесте).

Активные контакты с древневосточными государствами. Природная
катастрофа середины XV в. До н. Э. Становится причиной упадка Минойской
цивилизации, что создало предпосылки для завоевания Крита ахейцами.

Археологические раскопки
показывают, что первые фермеры жили на Крите примерно 9000 лет назад, так что
они вполне могут быть предками минойцев. Что касается сходства между минойскими
и египетскими артефактами, то, вероятно, оно стало результатом культурного и
торгового обменов, а не массовой миграции.

Греческая мифологическая традиция
считала Кносс резиденцией царя Миноса — могущественного владыки Крита и многих
других островов Эгеиды. Здесь у царицы Пасифаи родился Минотавр
(получеловек-полубык), для которого Дедал построил в Кноссе лабиринт.

Эпоха «дворцовой цивилизации» на Крите
охватывает примерно 600 лет: от 2000 до 1400 г. до н.э. Апогей минойской
цивилизации приходится на XVI — первую половину XV в. до н.э.

В начале этого
периода происходит объединение всего Крита под властью кносских владык.

Греческое предание считает царя Миноса первым «владыкой моря» — он построил
большой флот, уничтожил пиратство и установил свое господство на Эгейском море.

Около 1700 г. до н.э. дворцы были
разрушены. Это было вызвано природными катаклизмами. Природная катастрофа
обострила социальные конфликты. Большинство поселений и дворцов погибло. Воспользовавшись
этим, на остров с Балкан вторглись ахейцы. Из передового центра Средиземноморья
Крит превращается в провинцию ахейской Греции.

По другой версии минойская цивилизация исчезла после
вторжения на остров Крит дорийцев. Произошло это событие в так называемый
предполисный период, когда греческая цивилизация находилась ещё в зачаточном
состоянии. Дорийское вторжение привело к упадку минойской культуры, и вообще
оказалось крайне негативным для развития культуры вообще.

Этот период (примерно 12-14 вв. до н.э.)
характеризуется историками как «греческое средневековье». До расцвета греческой
цивилизации было ещё слишком много времени, а прогрессивная минойская
цивилизация прекратила своё существование.

Эта культура широко признана
как одна из первых в Европе «высоких культур», известных своими керамиками,
работами по металлу и красочными фресками. Эта цивилизация подпитывается
греческими мифами, такими как история Минотавра, который жил в лабиринте.

Основными очагами
культуры и цивилизации были «дворцы» — сложные экономико-политические
комплексы, крупнейшие из которых существовали в Кноссе, Фесте и Тилиссе.

Одним из самых
популярных мотивов позднего минойского искусства было изображение осьминога.

Минойская
цивилизация сильно пострадала в результате природной катастрофы —
вулканического взрыва (между 1628 и 1500 г. До н. Э.) На острове Фера
(Санторин), породившего сильнейшее землетрясение и катастрофическое цунами. Это
извержение вулкана, возможно, послужило основой мифа о гибели Атлантиды.

Ранее
предполагалось, что извержение вулкана уничтожило минойскую цивилизацию, однако
археологические раскопки на Крите показали, что минойская цивилизация
существовала по крайней мере около 100 лет после извержения (обнаружен слой
вулканического пепла под сооружениями минойской культуры).

После извержения
власть на острове захватили ахейцы. Так возникла микенская культура (Крит и
материковая Греция), объединившая в себе минойские и греческие элементы. В XII
веке до н. Э. Микенская культура была уничтожена дорийцами, которые в итоге
заселили Крит. Вторжение дорийцев привело к резкому культурному упадку, из
употребления вышло критское письмо.

Минойцы вели
активную морскую торговлю (остров располагался на пересечении главных морских
торговых путей), занимались пиратством, поддерживали дружественные отношения с
древним Египтом.

В среднеминойский
период влияние культуры распространилось на материковую Грецию, и в этот же
период Кикладская культура была ассимилирована минойцами.

Вторжение на Крит
греков-ахейцев привело не к упадку культуры, а к новому этапу в её развитии —
возникновению смешанной Микенской культуры, влияние которой распространялось на
материковую Грецию, Крит, острова Эгейского моря и ряд территорий восточного
Средиземноморья.

Коренные критяне продолжали играть по крайней мере важную
культурную роль в микенской Греции. После дорийского вторжения минойская
культура полностью исчезает, а коренное население Крита ассимилировано греками
не позднее 4-3 вв. До н.э.

Минойская
цивилизация складывалась из двух рас: белая (альпийская) + белая
(средиземноморская). Минойская цивилизация — общество, родственно связанное
(общества, никак не связанные с предшествующими, но связанные с последующими
обществами). (Тойнби).

Важнейшую в
Минойской цивилизации роль играло скотоводство. Наблюдался прогресс в
ремесленничестве. Это было сильное централизованное государство, которое
возглавил царь Минос. Кроме того надо отметить тот факт что жители занимались
не только сель. Хоз.

Работами но также и активным морским пиратством. Царь
Минос считался владыкой моря. Также минойскую цивилизацию можно встретить под
названием дворцовая цивилизация из-за монументальных дворцов, строительство
которых, по мнению ученых, было заимствовано у египтян. Но в 15 веке до н.э.

Остров Крит пережил страшную катастрофу.

Существуют две
версии относительно гибели цивилизации. Согласно одной из них на одном из
небольших островов, которые расположены где-то в 120 км.

К северу от Крита
произошло извержение вулкана с большим выбросом пепла и образовавшимся цунами.
Существует и другая версия что цивилизация погибла в результате нашествия
агрессивные адериков которые пришли с материковой части на остров.

Читайте также:  Архитектура персонального компьютера - в помощь студенту

До
настоящего времени единой точки зрения на гибель минойской культуры не
существует.

Некоторые авторы
относят эту древнейшую цивилизацию к цивилизациям восточного полушария, которая
находится вблизи тектонических разломов. Эта близость могла быть решающей в развитии Минойской
цивилизации.

К

роме этой
цивилизации вблизи тектонических разломом находятся ещё 12 древних цивилизаций:
1.         Ассирия. 2.         Ганг — Долина реки Ганг со
столицей в городе Хастинапура. 3.         Греческая (Коринф и Микены). 4.         Древний Рим. 5.         Египетская со столицей в
Мемфисе. 6.

         Иерусалим — Западно-азиатская
культура города-государства  Иерусалим. 7.         Инд — Долина реки Инд со
столицей в Мохенджо-Даро. 8.         Китайская. 9.         Месопотамия. 10.       Персидская. 11.       Тир — Западно-азиатская культура
города-государства Тир.

12.       Этруски.

Микенская
цивилизация считается преемницей Минойской, которая процветала на греческом
острове Крит, наиболее красочно отражает ее Кноссос. Кноссос считается самым
ценным и разнообразным свидетельством культуры эпохи неолита, как последняя
ступень перед классической цивилизацией. Человеческие поселения образовались
тут еще в 7 000 году до н.э.

Остатки греческих
обществ, производящих пищу, были обнаружены в пещере Франчти, и Сессалии, и
датируются периодом карбона, то есть около 6 500 года до н.э. Среди самых
значительных археологических раскопок был Акротири на острове Санторини.

Здесь древнейшие
человеческие поселения датируются поздним неолитом (около четвертого
тысячелетия до нашей эры), но около 2 000 – 1650 гг. До н.э. Акротири
превратился в один из главных портов бронзового века, из-за чего здесь можно
найти предметы не только родом с Крита, но и Анатолии, Кипра, Сирии, Египта,
островов Додеканес и материковой Греции.

В середине
Минойского периода появились огромные дворцы в Кноссосе и Фесте. Работы по
керамике, слоновой кости и металлообработке достигли своего расцвета. В конце
минойского периода произошло землетрясение (по другой версии – вторжение),
которое разрушило Кноссос, но позднее дворец был отстроен заново.

Кноссос вновь был
разрушен около 1500 года до н.э., как результат вторжения с материковой,
микенской части. Окончательное разрушение дворца в 1400 г. До н.э. Знаменует
падение и обнищание минойской культуры, после чего культурный центр
перемещается из Эгеи в Грецию.

Язык минойцев
записывался при помощи критских иероглифов и еще одного шифра, но оба они до
сегодняшнего дня остаются нераскрытыми.

Было найдено около трех тысяч таблиц с
записями, многие из которых представляли собой инвентаризацию товаров или
ресурсов.

Язык микенского периода был успешно расшифрован Михаилом Вентрисом в
пятидесятых годах прошлого века, доказав, что это очень архаичная версия
греческого языка.

Эта цивилизация
была ответом на вызов, не встречавшийся еще ранее, — вызов моря.

Район, где возникла
минойская цивилизация, пережил в сравнительно недавнюю, если считать по шкале
геологического времени, эпоху физическую катастрофу, которая коснулась и
окрестных районов. Эгейское море находится в зоне бурного геологического
формообразования.

Самый древний
след материальной культуры человеческого общества — на архипелаге обнаружен
археологами в неолитическом слое на месте города Кносса на Крите.

В бассейне
Эгейского моря жили люди разных антропологических типов. Самыми ранними
обитателями горного района были так называемые «короткоголовые»;
самыми ранними обитателями Афразийской степи были «длинноголовые».

Анализ антропологических свидетельств, обнаруженных на Крите, показывает, что
остров первоначально занимался «длинноголовыми», а «короткоголовые»
появляются позже и поначалу они в явном меньшинстве и лишь затем начинают
преобладать.

Если допустить,
что этнологически первые жители Крита восходят к жителям Афразийской степи, то
можно установить некоторую общую причину возникновения египетской, шумерской и
минойской цивилизаций, предположив, что в период засухи, ответом на которую
стало зарождение шумерской и египетской цивилизаций, некоторые из общин
афразийцев двинулись в сторону Средиземного моря и основали затем цивилизацию
на Крите.

Если бы детерминирующим
фактором в освоении архипелага был фактор удаленности, то
«короткоголовые» горные жители Азии, бесспорно, стали бы первыми
жителями Крита. С территориальной точки зрения у них было бы заметное
преимущество перед «длинноголовыми» жителями Афразийской степи,
которых отделили от Эгейского архипелага труднопреодолимые просторы
Средиземного моря.

Однако
определяющим фактором, очевидно, было не расстояние, а Вызов-и-Ответ. Народам
афразийских пастбищ пришлось ответить на вызов засухи, тогда как народы
азиатских горных районов все еще могли уклониться от вызова. Выбирая пути
привычные и удобные, они мигрировали через Дарданеллы и Босфор в прилегающие
горные районы Европы.

Поэтому именно
далекие афразийцы, а не соседние азиаты первыми рискнули преодолеть неведомый
морской простор и как бы в награду стали отцами минойской цивилизации. И только
позже «короткоголовые» из прилегающих горных районов получили
решающую роль на архипелаге.

На Крит, который
был освоен первым среди островов архипелага, «короткоголовые» пришли
после «длинноголовых». Однако Киклады. Которые осваивались
значительно позже Крита, похоже, приняли одновременно и
«длинноголовых», и «короткоголовых», что подтверждается и
археологическими находками, свидетельствующими, что для Киклад характерны
смешанные мотивы — как ливийские, так и анатолийские.

В общем и целом
остается впечатление, что первый ответ на вызов Посейдона принадлежал
афразийским «длинноголовым», а жители материка стали впоследствии
продолжателями дела критских пионеров.

++++++++++++++++++++++++++

Источник: https://www.sites.google.com/site/civilizacium/home/civilizacium/minojskaa-civilizacia

Минойская цивилизация

Длительный период неолита на острове сменила блестящая минойская эпоха, чье название происходит от имени  мифического царя Миноса, правителя царства и Кносского дворца.

Минойская цивилизация была создана и процветала от 2900 г. до н.э. до  1100 года до н.э., период более чем 1500 лет. 

Минойский период  делится на четыре основных:

Додворцовый период (3300 — 2000 до н.э.)

Стародворцовый период (2000 — 1750 до н.э.)

Новодворцовый период  (1750 — 1490 до н.э.)

Последворцовый  период  (1490 — 1100 до н.э.)

  • Раскопки британского археолога сэра Артура Эванса впервые пролили свет на  культуру, о существовании которой до этого  было известно только из гомеровского эпоса и греческого мифа о Минотавре.
  • Минотавр  —  наполовину человек, наполовину —  бык, пожирал молодых мужчин и женщин, которые доставлялись ему в качестве дани с материковой Греции. 

Эванс в начале прошлого века нашел  руины Кносского дворца, существовавшего на острове Крит с 1700 г. до н.э. и после.

В Кносском  дворце была вода и канализационная сеть, которая оказалась совершеннее, чем любая другая, построенная в Европе в римскую эпоху. Стены были искусно  украшены  фресками, на которых минойцы выглядели счастливыми и мирными людьми, которые жили в гармонии с природой,  имели очевидную склонность к танцам и любили большие общественные фестивали и спортивные соревнования.

Структура Кносского дворца казалась хаотичной и сложной для  первых посетителей и, возможно, этот факт породил  миф о  знаменитом лабиринте.

Первым поселенцам на острове было достаточно сложно использовать и обрабатывать землю. Почва здесь каменистая, полно крутых гор с ущельями.  Тем не менее, мягкий климат, солнце и дожди, безусловно, помогли первым жителям в этих усилиях.

То, что не подходило для выращивания  зерновых культур, было идеально для  лозы или оливы. С тех пор и до сегодняшнего дня масло и вино — главные сельскохозяйственные продукты, выращиваемые и экспортируемые с Крита

Море

Минойцы вскоре поняли, что море, которое их окружало и которого они все ещё опасались, на самом деле стал их новым лучший другом. Море было эффективным сдерживающим фактором вторжений, чем любое из укреплений.

Во время развития и процветания цивилизации, минойцам не приходилось строить стены вокруг своих городов. Благодаря морю  минойцы установили культурные связи с другими странами.

Постепенно они стали виртуозами в судостроении, а Минойская цивилизация стала  одной из первых цивилизаций, основавшей свое развитие в коммерческом флоте. Минойцы быстро колонизировали близлежащие острова Эгейского моря, Киклады, и начали торговать с Египтом и Сирией.

Считается, что они прибыли в Сицилию. Прибыль от торговли и накопленный опыт  позволили им построить большие порты, акведуки и впечатляющие дворцы.

Минойские моряки были самоотверженными и суда их были более совершенными.

На фресках  изображались  корабли с высоким носом, короткой кормой, большой мачтой в центре квадратной ткани и большой лопастью на корме для руля.

И когда дул ветер, более 25 гребцов на каждом борту судна обеспечивали  ему необходимую силу для перемещения. Высокие носы разрезали волны, а тяжелые и надежные корпуса делали их сильнее и устойчивее  во время шторма.

Даже высокомерные египтяне восхищались морскими способностями минойцев. В египетской гробнице фреска изображает группу минойцев, которых они называли «кефтиу», приносящих дары фараону.

Вполне вероятно, что фараон Египта, нанимал минойцев с их судами для перевозки ливанского кедра в свою страну.

Характер

Минойцы разработали эффективный центральный орган для управления и отслеживания торговых операций. Регистры были написаны на глиняных табличках, изначально с формой записи, которая выглядела как египетские иероглифы и после 1700 г. до н.э. — с использованием слогового письма, известного как линейное.

Возможно, из-за своей изоляции, минойцы меньше воевали, чем другие народы того времени. Они никогда не покрывали стены  сценами битв или военных подвигов и не описывали   боевые подвиги.

Их любимыми темами был человек в его повседневной жизни или религиозных и спортивных мероприятиях, а так же образы природы — цветы, рыбы, птицы и дельфины.

Также они не возводили статуи или большие курганы, чтобы удовлетворить тщеславие или подчеркнуть чью-то власть.

Вместо этого  в их искусстве преобладают портреты очаровательных людей с длинными черными волосами, высоких и стройных, в красивых, красочных костюмах.

Женщины, в частности, изображены в цветных потрясающих платьях, которые оставляют грудь открытой, возможно, как знак красоты, здоровья и плодородия. Греки предполагали, что именно минойцам принадлежит  появление танцев.

Минойское искусство спонтанное и легкое, полное ритмических движений. Если верить тому, что изображено на фресках, минойцы были, вероятно, самыми счастливыми людьми бронзового века.

Общество

Женщины на Крите пользовались большей свободой, чем женщины в любой другой культуре этой эпохи, даже большей, чем в Египте. Фрески во дворцах изображают их свободными,  одетыми в элегантные платья, они имели макияж и наслаждались общественными торжествами с мужчинами, или даже принимали участие в спортивных мероприятиях и соревнованиях.

Для настенной  росписи характерно  изображение публичной церемонии празднования, когда толпа собиралась на площади Кносского дворца, чтобы посмотреть, как спортсмены  совершают  сложные и рискованные прыжки через  быка.

Возможно, Гомер  интуитивно предполагал, когда утверждал в Илиаде, что Крит имел 90 городов. Тем не менее, во время зенита минойской цивилизации (1700 — 1200 до н.э.), население на острове  достигло  250.000 человек  и 40.000 из них проживали в Кноссе.

Сливки критского общества состояли из благородной аристократии, жрецов и жриц.

Средний класс состоял из ремесленников, купцов и служащих, а рабочий класс того времени — из фермеров, пастухов и работников. Последний социальный класс  —  крепостные. Последние, несмотря на их скромное положение, жили лучше, чем рабы в любой другой цивилизации бронзового века. 

Крит никогда не испытывал социальных волнений и потрясений, которые влияют на эпоху большинства обществ. 

Тысячу лет спустя Аристотель скажет, что крепостные  минойского Крита получили все привилегии минойских граждан, за исключением двух: они не могли носить оружие и не могли принять участие в спортивных и гимнастических мероприятиях.

Мы не знаем, все ли или большинство минойцев могли жить в больших домах, но уверены, что многие из них жили комфортно, украшая свои дома красивыми горшками и садами. В их домах не было очагов для приготовления пищи.

Для готовки они использовали отдельные печи, сделанные из глины или бронзы. Ели лучше, чем их современники египтяне Месопотамии. Они готовили хлеб из смеси пшеницы и ячменной муки. Из их садов и огородов поставлялись салат, чечевица, фасоль, горох, слива, айва и инжир.

Их коровы и козы давали необходимое количеств молока, из которого они делали свой сыр. Ну а море снабжало их осьминогом, кальмаром, мидиями и многими видами рыб.

Они пили в основном вино, тем не менее, в связи с постепенным увеличением выращивания зерновых, в какой-то момент его стало недостаточно, и появилось пиво.

Религия

 

Культура Минойцев, религия и политика были связаны между собой. Тронный зал царя Миноса, красивый, но не особенно роскошный, был местом, где в дополнение к политике, религиозные служители часто выполняли важные церемонии. Спортивные события также носили характер культовых обрядов.

Священным животным минойцев Крита был Таврос. Произведения искусства, изображающие священное животное везде, во всем дворце… вазы в форме головы быка использовались в церемониях. Самый популярный вид спорта -церемония прыжков через быка, где спортсмены хватали животное за рога и делали сложное сальто вдоль всего тела животного. 

Возможно, царь Минос носил маску с головой быка, и это был факт, из которого греки впоследствии сформировали образ Минотавра.

Мы имеем мало  информации о минойской религии в отличие от того, что мы знаем о соответствующих религиях этого периода на Ближнем Востоке. Здесь не было никаких больших храмов или крупных культовых статуй богов. Главным минойцев была Великая Мать Богиня, которая, возможно, объясняет важное место женщин в критском обществе.

Многие статуи женщин, модно одетых, в причудливых платьях, обнажающих грудь, с  впечатляющими прическами. Часто они держат в обеих руках по две змеи. Возможно, это  являлось вдохновляющим фактором в создании  образов последующих греческих божеств, таких как Афина, Деметра и Афродита.

Иногда появляется Богиня-Мать с юношей, который  может быть ее сыном.

Этот юноша, выглядит как Бог, который управляет сменой времен года, смерти и возрождения природы. Позже греки, вероятно, приравняли этого Бога с Зевсом, Царем богов.

 Церемонии, спортивные мероприятия и быки носили  жертвенный характер, чтобы позволить Богине Матери защитить их от серии катастроф, таких как затонувшие суда, болезни, неудачи в сельском хозяйстве, особенно — от землетрясений.

Такие разрушительные землетрясения происходили на восточном Средиземноморье через регулярные промежутки времени — как правило, такие большие землетрясения были каждые пятьдесят лет, и всякий раз, они хоронили под развалинами целые города.

Минойцы никогда не забывали об этом природном явлении и объясняли его существованием  огромного Тавроса, который жил под землей и своим ревом сотрясал мир.

Конец  Минойской эпохи

Несмотря на жертвоприношения, минойская цивилизация исчезла после очередного удара стихии. Серии землетрясений и толчков вызвали столько разрушений и так много смертей, что  прерывается плавное развитие общества на острове.

Бои вспыхнули между Кноссом и другими минойскими крупными городами. В конце вышел победителем Кносс, а другие дворцы на острове были разрушены.

На материке ахейцы, которые узнали секреты навигации минойцев, нашли возможность и поняли многое из организации колоний минойского Крита, ограничивающих экономическую и политическую власть.

Около 1160 г. до н.э. пришла еще большая стихия, когда  все, что было  ранее, казалось незначительным. В  70 морских милях к северу от Крита взорвался вулкан Санторини.

Взрыв был настолько велик, что две трети острова исчезли, а взрывная волна  создала огромное цунами, которое сильно ударила по  густонаселенному северному побережью Крита, принеся широкомасштабные разрушения и смерть.

Минойский флот был уничтожен, и остров естественно, остался незащищенным.

Оставшиеся в живых на острове были разбросаны в изолированных поселениях. Около 1100 г. до н.э. на остров начали высадку греки дорийцы, чьи корабли стали преобладать в Средиземном море. Кносский дворец был занят новыми захватчиками, которые постепенно начали вытеснять старых жителей и брать власть на острове в свои руки.

Началась новая эра не только для острова, но и для всей Греции и Средиземноморья…

Источник: https://www.ilovegreece.ru/blog/point-of-view/minoan-civilization

Ссылка на основную публикацию