Защита прав собственности на землю — в помощь студенту

Для решения вашей проблемы ПРЯМО СЕЙЧАС получите

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

бесплатную консультацию:

Ситуации, требующие защиты права собственности на земельные участки

Об основаниях возникновения прав читайте в нашем материале.

Имущественные гарантии, предоставляемые собственникам ЗУ (как узнать собственника земли?), не должны нарушаться, однако определённые ситуации допускают такие нарушения в силу сложившихся обстоятельств или виновных действий третьих лиц.

Инициаторами ненадлежащих действий в адрес собственника могут выступать:

  1. административные органы;
  2. соседи или родственники собственника;
  3. учредители дачных товариществ и кооперативов;
  4. иные недобросовестные лица, притязающие на чужое имущество.

Администрация населённого пункта иногда допускает нарушения, связанные:

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Псевдо-дионисий ареопагит - в помощь студенту

Оценим за полчаса!
  1. с установлением публичного сервитута;
  2. при изъятии ЗУ в пользу государства или муниципалитета;
  3. при незаконном отказе в приватизации.

Сервитут устанавливается только в силу необходимости, а не по произвольному усмотрению должностных лиц. Регулируется статьями 23 ЗК РФ и 274 ГК РФ.

Изъятие допускается по инициативе или санкционированию Федерального законодательства, с указанием причин и путём выкупа ЗУ у собственника, на что указывает статья 49 ЗК РФ.

Приватизация не допускает произвольного отказа со стороны уполномоченных на её проведение, должностных лиц.

  • Статья 49. Основания изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд
  • Изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях по основаниям, связанным с:
  • 1) выполнением международных договоров Российской Федерации;
  • 2) строительством, реконструкцией следующих объектов государственного значения (объектов федерального значения, объектов регионального значения) или объектов местного значения при отсутствии других возможных вариантов строительства, реконструкции этих объектов:
  • объекты федеральных энергетических систем и объекты энергетических систем регионального значения;
  • объекты использования атомной энергии;
  • объекты обороны страны и безопасности государства, в том числе инженерно-технические сооружения, линии связи и коммуникации, возведенные в интересах защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации;
  • объекты федерального транспорта, объекты связи федерального значения, а также объекты транспорта, объекты связи регионального значения, объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования;
  • объекты, обеспечивающие космическую деятельность;
  • линейные объекты федерального и регионального значения, обеспечивающие деятельность субъектов естественных монополий;
  • объекты систем электро-, газоснабжения, объекты систем теплоснабжения, объекты централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения федерального, регионального или местного значения;
  • автомобильные дороги федерального, регионального или межмуниципального, местного значения;
  • 3) иными основаниями, предусмотренными федеральными законами.

Соседи собственника могут незаконно прирезать к своей территории часть надела собственника или нарушить регламент отступа от участка:

  1. при возведении капитального строения;
  2. возведением хозяйственных построек;
  3. выращиванием плодовых деревьях на границе ЗУ.

Являясь юридическим лицом, учредители СНТ, ДНТ и ДНП нередко вмешиваются в права лиц, владеющих дачным наделом на правах совместной долевой собственности. Таковые могут несанкционированно взимать несоразмерную плату за использование ЗУ или запрещать выдел земель в индивидуальное пользование.

К обозначенным ситуациям могут относиться мошеннические действия лиц, совершающих незаконные имущественные сделки, вводя в заблуждение собственников ЗУ и лишая таковых имущества.

Эти и иные аналогичные случаи, в которых присутствует нарушение имущественных прав собственников, рассматриваются в судебном и внесудебном порядке, допускающих восстановления нарушенных прав собственника.

Защита имущественных прав собственников ЗУ

Защитить нарушенные права можно несколькими вариантами. Если возникли споры с соседями, целесообразно поступить следующим образом:

  1. обратиться в геодезическую компанию с документами о праве собственности и написать заявление на утверждение границ ЗУ в натуре.
  2. После определения границ кадастровый инженер сам составит акт согласования границ с соседями и удостоверит его.
  3. Если соседи воспрепятствуют подписанию акта, вопрос передаётся в суд, с приложением межевого дела, составленного кадастровым инженером.

Споры с учредителями дачных сообществ решаются в суде. Но вначале потребуется подать официальный запрос в правление дачного кооператива, с изъявлением претензий и требованием восстановления нарушенных прав. если учредитель откажется от законных требований – следует обращение в суд.

Споры с администрацией так же решаются на двух уровнях:

  • административном;
  • арбитражном.

Пошаговая инструкция предпринимаемых действий следующая:

  1. в начале подаётся официальное заявление главе администрации населённого пункта, с подробным лаконичным описанием проблемы и требованием восстановить порядок в возникших земельных отношениях.
  2. Вопрос рассматривается административной комиссией, с составлением протокола.
  3. Через месяц муниципалитет обязан выдать административное заключение в виде мотивированной выписки.

При положительном решении, на основании полученного документа, заявитель восстанавливает нарушенные имущественные права.

При отрицательном решении – подаётся исковое заявление в суд.

Подача иска осуществляется в районном суде, по месту расположения земельного участка. Уполномоченное должностное лицо, представляющее интересы администрации, выступает в роли ответчика.

После вынесенного судом положительного решения, требуется регистрация объекта, если в него внесены те или иные изменения.

Все перечисленные ситуации требуют наличия свидетельства о праве собственности, что констатирует законность требования гарантий о защите имущественных прав.

В случае мошеннических действий третьих лиц или иных незаконных притязаний со стороны таковых, требуется обращение в полицейский участок. Наряду с гражданским производством следует возбуждать уголовный процесс.

Право собственности на землю (особенности которого мы описали выше) предоставляет максимальные имущественные гарантии лицам, которые владеют землями соответственно обозначенному праву. Но в критичной ситуации можно рассмотреть вопрос о прекращении прав собственности.

Подробнее обо всех нюансах данной темы читайте на главной странице рубрики.

Мы уже поняли что у вас ОСОБЕННАЯ проблема.

Звоните, будем решать:

Источник: https://myrealproperty.ru/zemelnyj-uchastok/oformlenie-v-sobstvennost/zashhita-prava.html

Нарушение и защита прав собственника на земельный участок: бесплатная помощь юриста

В ст. 12 ГК РФ перечислены общие способы реализации и защиты гражданских прав, а именно:

  • признание;
  • восстановление положения, существовавшего до нарушения закона;
  • признание оспоримой сделки недействительной;
  • признание решения собрания недействительным;
  • признание нормативного акта государственного органа недействительным;
  • самозащита;
  • принуждение к исполнению обязательства в натуре;
  • возмещение убытков;
  • взыскание неустойки;
  • компенсация морального вреда;
  • изменение или прекращение правоотношения;
  • запрет применения нормативно-правового акта государственного органа или органа местного самоуправления, который противоречит закону.

Основным способом защиты является обращение в суд общей юрисдикции, арбитражный либо третейский суд (ст. 11 ГК РФ).

Способы защиты права на земельный участок указаны в гл. 5 ЗК РФ. К ним относятся:

  • признание права собственности на надел (ст. 59 ЗК РФ). Осуществляется в судебном порядке. Лицо, которое считает себя собственником, обращается в суд с соответствующим исковым заявлением, а также предоставляет доказательства того, что имеет право на землю;
  • восстановление положения, существовавшего до нарушения права(ст. 60 ЗК РФ). Производится также в судебном порядке, но применяется тогда, когда два и более лиц заключили сделку, предметом которой был надел, и впоследствии между ними возникли споры. В таком случае, как правило, владельцу возвращается его земля, а покупателю — деньги либо иное имущество, которое он передал по сделке;
  • признание недействительным нормативного акта органов государственной власти (ст. 61 ЗК РФ). Применяется в случаях, когда орган государственной власти издает какое-либо постановление относительного конкретного земельного участка, например, о его изъятии для общественных нужд. В таком случае собственник имеет право обжаловать такие действия в суде;
  • возмещение убытков (ст. 62 ЗК РФ). Виновное лицо выплачивает денежную компенсацию.

block_attantion

Обратите внимание! В силу положений ст. 4 ГК РФ гражданское законодательство применяется в том числе и к отношениям, возникающим при использовании земли. Таким образом, способы защиты гражданских прав, изложенные в ст. 12 ГК РФ, вполне могут быть применены и к отношениям, которые регулирует ЗК РФ.

  • Исковые заявления в данной сфере делятся на две большие группы:
  • Подается в случае, когда третье лицо осуществляет действия, которые препятствуют собственнику пользоваться своей землей. Например, владелец участка самостоятельно возвел забор как на своем, так и на чужом наделе, из-за чего сосед попросту не может проехать к своей собственности;
  • Применяется когда необходимо истребовать имущество из чужого незаконного владения.

Когда происходит нарушение прав собственника на земельный участок?

ЗК РФ четко устанавливает случаи, когда действия, осуществляемые третьими лицам, квалифицируются как нарушение права собственности на землю:

  • использование участка против воли его владельца или с нарушением установленного порядка;
  • принятие государственными органами решений, которые нарушают интересы владельца;
  • загрязнение различным мусором;
  • демонтаж либо повреждение межевых знаков, которые обозначают границы надела;
  • загрязнение либо уничтожение плодородного слоя почвы.

Как защитить свои права?

Способы защиты прав собственника земельного участка можно разделить на две большие группы:

Владелец самостоятельно направляет второй стороне спора письменную претензию с требованием прекратить нарушение. Устанавливается определенный срок для удовлетворения требований. Кроме того, собственник может подать жалобу в органы государственной власти, чтобы они привлекли виновное лицо к ответственности;

Гражданин обращается в суд с иском.

Обратите внимание! Иск о защите прав собственника земельного участка может быть подан только в тот суд, который находится по месту нахождения надела (ст. 30 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее – ГПК РФ).

Составляем иск

Форма искового заявления, а также его содержание достаточно жестко регламентированы законодательством. Нарушение данных требований может повлечь либо отказ в рассмотрении иска, либо оставление его без движения.

Требования изложены в ст. 131 ГПК РФ. В соответствии с ними в заявлении должна быть указана следующая информация:

  • наименование суда, в который подается иск;
  • наименование истца и его местонахождение для юридического лица, фамилии, имя, отчество, место проживания для физического лица;
  • наименование ответчика и его местонахождение для юридического лица, фамилии, имя, отчество, место проживания для физического лица;
  • описание конкретных обстоятельств, которые свидетельствуют о нарушении прав собственника земли;
  • доказательства, которые подтверждают нарушение;
  • сведения о соблюдении претензионного порядка рассмотрения спора, если он является обязательным;
  • перечень приложенных к иску документов. Число копий должно соответствовать количеству сторон, принимающих участие в деле;

Обратите внимание! Если исковое заявление подается представителем, то он в обязательном порядке прилагает к исковому заявлению документ, который подтверждает его полномочия, — нотариальную доверенность.

Перед подачей иска необходимо провести мероприятия, которые направлены на сбор доказательств. Это в будущем даст собственнику возможность в суде более обоснованно защитить свою позицию и выиграть дело.

Если вы как владелец земли столкнулись с нарушением ваших интересов, мы рекомендуем обратиться к нашим юристам, чтобы они могли оказать вам правовую помощь.

Необходимость обращения к специалистам вызвана тем, что земля, как правило, представляет значительную экономическую ценность, и в случае, если недобросовестные лица совершат ряд сделок по ее перепродаже, то изъять участок у добросовестного приобретателя будет практически невозможно. Записаться на консультацию вы можете по телефону или через форму на сайте.

Источник: https://zaoalto.ru/articles/zashita-prava-sobstvennosti-na-zemlyu/

Защита права собственности на землю

Права собственности на землю гарантировано Конституцией РФ и защищается способами, установленными законодательством. Защиту нарушенного права собственности на землю осуществляет установленный процессуальным законодательством суд или арбитражный суд. Защита права собственности третейским судом земельным законодательством прямо не предусмотрена.

Законом (ст.

12 ГК РФ) устанавливаются следующие способы защиты права собственности: признание права; восстановление положения, существовавшего до нарушения права и пересечения действий, нарушающих права или создающих угрозу его нарушения; признание оспоримой сделки недействительной и применение последствий ее недействительности; применение недействительности ничтожной сделки; признание недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления; самозащита прав (при этом самозащита допускается только при необходимости пресечь нарушения права, она должна быть соразмерна нарушению); присуждение к исполнению обязанности в натуре; возмещение убытков; компенсация морального вреда; прекращение или изменение правоотношения; неприменение судов акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону.

ГЛАВА 2. Право государственной и муниципальной собственности на землю.

Данный вопрос имеет важное значение для науки и практики.

Он не имел никакого значения раньше, когда вся земля являлась исключительной государственной собственностью, она не делилась на собственность Союза ССР и союзных республик.

Просто разграничивалась их компетенция по распоряжению единым государственным земельным фондом. Тем более не было даже и речи о местной муниципальной собственности на землю.

Разграничение, общая характеристика.

Проблемы возникли в России, когда она стала самостоятельной и суеверной (1990 г.) и тем более в 1992 г., когда четко были обозначены субъекты Российской Федерации имеется 89 субъектов. За субъектами Российской Федерации было признано право государственной собственности на землю на их территории.

Кроме того, в Российской Федерации имеется 29 малочисленных народов, многие из которых тоже стали заявлять о своем праве на землю. Проживающие компактно малочисленные народы объединялись в местные административные (муниципальные) образования, а проживающие некомпактно входят в указанные образования с соблюдением их национальных особенностей и в том числе прав на землю.

Таким образом, в России возникло право государственной федеральной собственности на землю субъектов Российской Федерации, а также право муниципальной собственности на землю.

Впервые право муниципальной собственности на землю было четко сформулировано в Законе “О местном самоуправлении”[РГ. 1991 г. от 1 августа]. В ст. 2 Закона названы местные (т.е.

муниципальные) образования: города, районы, поселки, сельские населенные пункты. В ст. 36 — 78 подробно изложена компетенция местных Советов и администрации по распоряжению и управлению муниципальными землями.

Статьи 36 — 78 действовали до принятия субъектами Российской Федерации своих уставов.

28 августа 1995 г. был принят Закон РФ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”[РГ. 1995 г. от 6 сентября]. На основе Конституции РФ, конституций, уставов и законов субъектов Российской Федерации муниципальные органы принимают свои уставы и другие акты, в том числе в области земельных отношений.

Собственность на землю краев и областей была предусмотрена Законом РСФСР “О краевом, областном Совете народных депутатов и краевой, областной администрации” от 5 марта 1992 г.[РГ. 1992 г. от 20 марта].(Закон отменен в 1995 г.) В ст.

3 — 4 Закона были определены их компетенция, принятие уставов в других актов; в ст. 11 закреплена собственность области, края на землю; в ст. 44, 51 — компетенция их представительных органов и их администраций в регулировании, в том числе земельных отношений. Наконец, в ст.

9 Конституции РФ была окончательно закреплена муниципальная собственность на землю.

И таким образом, в соответствии с законодательством Российской Федерации сложились: государственная собственность Российской Федерации и ее субъектов на землю и муниципальная собственность на землю.

Государственная собственность Российской Федерации и ее субъектов и муниципальная собственность на имущество (кроме земли) были разграничены впервые постановлением Верховного Совета РСФСР “О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность республик в совете Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность” от 29 декабря 1991 г.[ВВС. 1992 г. № 3]. В постановлении к нему даны три приложения:

в первом говорится об объектах, которые находятся в собственности Российской Федерации (составляющие основные национальные богатства страны, необходимые для решения общегосударственных задач, обеспечения жизнедеятельности народного хозяйства в целом, оборонные и космические объекты, железнодорожные и другие виды общероссийского транспорта, крупнейшие предприятия и др.);

во втором сказано об объектах имущества, которые могут передаваться в собственность субъектов Российской Федерации (объекты, доминирующие в них, в зависимости от стоимости основных фондов и численности работников, объекты транспорта, связи, энергетики, здравоохранения, культуры и т.д.);

Читайте также:  Правовые основы аудиторской деятельности - в помощь студенту

в третьем речь идет об объектах муниципальной собственности (производственные и непроизводственные объекты местного значения, общественного питания, культуры, здравоохранения и др.).

Передача объектов из собственности Российской Федерации в собственность ее субъектов осуществляется по ходатайству последних и по решению Правительства Российской Федерации; передача объектов из собственности Российской Федерации или ее субъектов в муниципальную собственность — по их ходатайству и по решению Правительства Российской Федерации и администраций субъектов Российской Федерации. Решений о таких передачах объектов в муниципальную собственность очень много.

Процесс передачи объектов непрерывный, он идет и будет идти постоянно, по мере необходимости. Таких актов Правительства Российской Федерации и администраций субъектов Российской Федерации также принято и постоянно принимается много.

Федеральные земли.

При разграничении земель необходимо иметь в виду, что все федеральные земли расположены на территории (в границах) субъектов Федерации.

Все земельные участки на территории субъектов Российской Федерации, занимаемые федеральными объектами (зданиями, сооружениями, предприятиями, объектами и др.), относятся к федеральной собственности.

Это оформляется актами Российской Федерации или соглашением между Российской Федерации и ее субъектом.

К федеральным землям относятся также земли, выделяемые для федеральных нужд и целевых программ, иные земли общефедерального значения (водного и лесного фондов, особо охраняемых территорий и др.).

Впервые выделение федеральных земель было приведено Указом Президента Российской Федерации “О федеральных природных ресурсах” от 16 декабря 1993 г.[САПП 1993 г. № 51. Ст. 4932.].В нем разграничение производится исходя из принципа общегосударственного значения земель.

  • К землям федерального значения, относятся земли, которые имеют общероссийское значение, правовой режим которых установлен федеральными законами или распоряжение которыми осуществляется Правительством Российской Федерации или с его согласия.
  • Федеральными землями являются земельные участки, определяемые федеральными законами либо договорами (соглашениями) о разграничении земель (например, земли запаса федерального значения).
  • Участки, отнесенные к федеральной собственности, предоставляют, как правило, федеральными предприятиями и организациям в пользование или аренду.

В ст. 294 — 300 ГК РФ (гл. 9) говорится о хозяйственном ведении и оперативном управлении имуществом, государственными и муниципальными предприятиями и организациями.

Земельные участки федеральной собственности, представленные в пользование или аренду физическим и юридическим лицам, должны пройти государственную регистрацию в соответствии со ст. 131 ГК РФ. Регистрируются они в едином государственном реестре органами юстиции.

17 июня 1997 г. принят Закон РФ “О государственной регистрации недвижимости” [РГ. 1997 г. от 30 июня.], но этот закон распространяется только на земельные участки, входящие в единый комплекс с сооружениями и строениями.

Кроме того, они проходят специальную государственную регистрацию в органах системы Госкомзема РФ (в ст. 261 ГК РФ называются специальные органы, а к ним, как известно, и относятся именно органы Госкомзема РФ).

Они ведут государственный учет и мониторинг земель, земельный кадастр. В них учитываются и отражаются все федеральные земли.

Российская Федерация является самостоятельным субъектом гражданских и соответствующих им земельных отношений, например, в сделках действует как равноправная сторона. Она действует здесь не как публичная власть, а как обычный собственник.

На нее распространяются правила и нормы о юридических лицах. От имени Российской Федерации выступают ее органы власти в рамках своих полномочий (ст. 124 — 127 ГК РФ).

Они распоряжаются только федеральными землями и не вправе распоряжаться землями субъектов Федерации, муниципальными и частными землями.

В отношении этих земель федеральные органы выполняют и публичные функции (учет, контроль, ведение мониторинга и кадастра, привлечение к ответственности и др.).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

Источник: https://zdamsam.ru/a10096.html

Земельные споры

Судебное представительство по земельным и иным спорам в сфере недвижимости, предварительные анализ доказательств и оценка перспектив судебного земельного спора, разработка плана действий для успешного решения земельного вопроса, консультации по земельным делам, разъяснения юристами норм земельного права и законодательства в сфере недвижимости, помощь юриста в составлении и анализе документов на землю, содействие земельных юристов в досудебном урегулировании споров – таков неполный перечень услуг наших юристов по земельным вопросам. Со стоимостью услуг земельных юристов нашей компании можно ознакомиться здесь.

Консультации юристов по земельным спорам и ответы на вопросы в сфере земельного законодательства представлены в рубрике «Земельные отношения». Образцы процессуальных документов по земельным и иным категориям судебных споров размещены в разделе «Процессуальные документы».

С небольшой частью судебных актов, подтверждающих наличие успешного опыта представительства по земельным и иным категориям арбитражных и судебных споров, можно ознакомиться в разделе «Практики», выбрав рубрику «Недвижимость, аренда» или иную необходимую вам рубрику в зависимости от категории спора.

Отзывы клиентов о работе земельных юристов ЮК «ЮСАКТУМ» представлены здесь. С необходимыми сведениями о нашей компании, о ее конкурентных преимуществах и принципах работы, о порядке работы наших юристов по земельным делам, а также с иной информацией можно ознакомиться в рубриках «Презентация компании», «Юридические услуги», «Правовая информация», других разделах и рубриках сайта.

  • Закон и право действуют – доверьтесь профессионалам: +7 (495) 790-98-06!
  • Представительство интересов Клиентов в арбитражных судах и судах общей юрисдикции по земельным спорам является одним из основных направлений нашей деятельности. Наша компания также специализируется на:  
  • ♦ Ведении арбитражных дел и представительстве интересов организаций в арбитражных (третейских) судах по различным категориям арбитражных споров, в том числе строительных споров, корпоративных споров, земельных споров и иных споров о правах на недвижимое имущество, споров о возмещении убытков, договорных и внедоговорных споров, других категорий экономических споров.
  • ♦ Ведении гражданских дел, связанных с защитой интеллектуальных прав, и представительство интересов Клиента в Суде по интеллектуальным правам (специализированном арбитражном суде), арбитражных судах, судах по спорам о защите объектов интеллектуальной собственности.
  • ♦ Ведении сложных гражданских дел в судах общей юрисдикции и представительство интересов частных клиентов по земельным спорам, строительным спорам, наследственным спорам, трудовым спорам, спорам по долевому строительству, по иным особо сложным категориям дел, связанным с защитой личных активов и капитала.
  • С ценами по представлению интересов юридических и физических лиц в арбитражных судах и судах общей юрисдикции по земельным спорам можно ознакомиться здесь

Споры в отношении земельных участков представляют собой квалифицированную категорию гражданских правоотношений.

Возникновение земельных споров может произойти как целенаправленно предъявлением любым субъектом гражданских правоотношений (Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, юридические лица, граждане и т.д.

) своих требований в отношении земельного участка, так и автономно. Но не зависимо от этого, как правило, разрешение споров в отношении прав на землю, в большинстве случаев, растягиваются на достаточно длительное количество времени.

В современной Российской Федерации природный объект – земля является особенно ценным объектом прав граждан.

Обладание данным статусом неизбежно влечет за собой для земельных участков то, что они в большинстве случаев будут являться предметом разнообразнейших конфликтов и споров.

При возникновении споров в отношении земельных участков действующим законодательством РФ гражданам предоставлена возможность защищать своё право не только распоряжения земельным участком, но также право владения и пользования им.

Понятие «земельные споры» включает в себя, но не ограничивается спорами о:

  1. • возникновении прав в отношении земельных участков;
  2. • признании права собственности на земельный участок;
  3. • оспаривании сделок с земельными участками;
  4. • определении, установлении (оспаривании) границ земельного участка;
  5. • разделе земельного участка;
  6. • определении порядка пользования земельным участком;
  7. • устранении препятствий в осуществлении распоряжения, пользования и владения земельным участком;
  8. • изменении целевого назначения земли;
  9. • выделении доли земельного участка;
  10. • установлении и прекращении сервитута (права ограниченного пользования чужим земельным участком);
  11. • определении землепользования;
  12. • прекращении права собственности на землю;
  13. • прекращении права аренды, о расторжении договора аренды земельного участка;
  14. • аннулировании (исключении) сведений из кадастрового учета;
  15. • обжаловании бездействия (действий), отказов кадастровой палаты в постановке на учет;
  16. • обжаловании действий (бездействия) исполнительных органов и органов местного самоуправления, Росреестра, кадастровой палаты, межевых, иных органов и организаций, действующих в сфере землепользования;
  17. • оспаривании уведомлений, решений, иных ненормативных актов исполнительных органов и органов местного самоуправления, которыми нарушаются права физических и юридических лиц в области использования и охраны земель.

Земельные правоотношения в российской правовой системе регламентируются следующими нормативно правовыми актами (но не ограничиваются ими):

  • • Земельным кодексом РФ;
  • • Гражданским кодекс РФ;
  • • ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»;
  • • ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»;
  • • законами субъектов РФ;
  • • иными законами, нормативно правовыми актами, подзаконными актами.  

Определение порядка пользования земельным участком

С момента появления частной собственности на землю, ввода в действие земельного законодательства неизбежно стали возникать споры между землепользователями в отношении порядка пользования и раздела земли.

 Сложность вызывает владение и пользование земельным участком, находящимся в долевой собственности, так как владение и пользование таким земельным участком должно осуществляться всеми правообладателями согласованно.

Споры об установлении (определении) порядка пользования земельными участками всегда являлись наиболее распространенными, представляя для судов значительную сложность при их разрешении.

 Земельные споры могут возникать, к примеру, при требованиях об установлении границ соседних (смежных) земельных участков, переносе разделительного забора, сносе возведенных построек, освобождении земельного участка от строительных материалов и т.д.

Раздел земельного участка представляет собой способ прекращения права долевой собственности

В результате реального раздела земельного участка происходит образование нескольких объектов недвижимости вместо одного. Долевая собственность на недвижимое имущество должна выражаться в виде дробного числа 1/3, 1/5, 1/6, 1/7, 1/23 и т.д.

Например, если право собственности на земельный участок принадлежит четверым гражданам, то каждому из них принадлежит право собственности на 1/4 долю земельного участка.

Необходимым условием при определении долей является то, что общий размер всех долей в праве собственности должен равняться единице.

При осуществлении раздела земельного участка необходимо учитывать, что такое разделение возможно при соответствии земельного участка параметру «делимости», представляющему собой образование самостоятельного земельного участка с таким же разрешенным использованием.

Одно из важнейших условий делимости земельного участка состоит в том, что при разделении каждая его часть должна соответствовать минимальным нормам предоставления участков соответствующего целевого назначения; менее этих норм деление не допускается (неделимые земельные участки).

  1. Предельные максимальные и минимальные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства и дачного строительства, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации, а для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства – нормативными актами органов местного самоуправления.
  2. К примеру, статьей 1 Закона Московской области от 17 июня 2003 года № 63/2003-ОЗ установлены минимальные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность:
  3. • для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства- 2 га;
  4. • для ведения садоводства и дачного строительства — 0,06 га;
  5. • для огородничества — 0,04 га;

Не каждый земельный участок может быть разделен в натуре – это зависит от числа владельцев, размера земельного участка, вида прав на него и ряда других условий технико-юридического характера.

К их числу относятся, в частности, соблюдение красных линий, линий регулирования застройки, требований градостроительного регламента, которые призваны обеспечивать условия для функционирования отдельных частей в качестве самостоятельных объектов недвижимости.

Раздел земельного участка с оставлением строений в общей собственности полностью исключается, так как в этом случае не происходит выделения каждому из сособственников обособленного земельного участка, свободного от прав третьих лиц.

Поэтому требование о разделе земельного участка в материально-правовом смысле может быть заявлено только после прекращения права общей собственности на строение либо одновременно с ним.

Если строение невозможно разделить в натуре и суд не нашел оснований для прекращения права общей собственности путем передачи строения одному из собственников с выплатой другим денежной компенсации, не могут быть удовлетворены исковые требования в целом, то есть требования о разделе дома и о разделе земельного участка.

Разрешение споров о реальном разделе земельного участка и выдела доли в натуре требуют специальных познаний, это обуславливает необходимость обращения судов при решении данных к услугам землеустроительной экспертизы. Суды не рассматривают по существу споры о разделе земельных участков и выделе долей в натуре без экспертного заключения.

Пример одного из возможных вариантов развития ситуации для прекращения общей долевой собственности на земельный участок и её оформления:

  • • один из участников долевой собственности подает исковое заявление в суд по месту нахождения земельного участка о разделе в натуре земельного участка;
  • • в процессе судебных заседаний между участниками долевой собственности может оформлено мировое соглашение о разделе в натуре земельного участка;
  • • если соглашение о разделе в натуре земельного участка не будет достигнуто мировым соглашением, суд назначит экспертизу;
  • • эксперт проводит экспертизу и выдает заключение о возможных вариантах раздела в натуре земельного участка;
  • • судом назначается очередное заседание для определения вариантов раздела в натуре земельного участка;
  • • выносится судебное решение о разделе в натуре земельного участка, о прекращении прав долевой собственности на земельный участок, о признании права собственности на часть земельного участка (земельный участок).
  • После вступления судебного решения в законную силу предусматривается продолжение оформления права собственности путем подачи документов в федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии.

Признание права собственности на землю

Защите прав на землю законодательством РФ отведено важное значение. В земельном кодексе РФ разрешением таких вопросов посвящена в частности глава XI. Гражданское и Земельное законодательство РФ предусматривает (но не ограничивает) следующие виды способов защиты прав в отношении земельных участков:

  1. • признание права собственности на землю;
  2. • восстановление положения, существовавшего до нарушения права на земельный участок, и пресечение действий, нарушающих право на земельный участок или создающих угрозу его нарушения;
  3. • признание недействительным акта исполнительного органа государственной власти или акта органа местного самоуправления;
  4. • возмещение убытков;
  5. • гарантии прав при изъятии земли для государственных или муниципальных нужд;

Возникают ситуации, когда у граждан имеются ограничения по распоряжению принадлежащим им земельным участком, в частности, в ввиду отсутствия у них документов, надлежаще удостоверяющих их право собственности. Очень часто такие случаи возникают у тех граждан, которым ранее земельный участок предоставлялся на основании правового акта органа исполнительной власти.

Споры в отношении земельной собственности возникают также при осуществлении ошибок в процессе определения границ земельных участков. Подобные земельные споры встречаются достаточно часто.

Основанием возникновения данных споров может служить непрофессиональная деятельность компаний, предоставляющих услуги по межеванию земельных участков.

Поэтому при осуществлении указанными компаниями процедур межевания земельных участков крайне необходимо правильно контролировать их деятельность.

Предметом земельного спора также могут служить неправомерные действия органов исполнительной власти по отнесению земельных участков к тому или иному виду разрешенного использования земельных участков.

Основной вид разрешенного использования земельного участка может являться основным, условно разрешенным и вспомогательным.

Примеры разрешенного использования земельного участка: для индивидуального жилищного строительства, для ведения личного подсобного хозяйства, для садоводства и другие.

Некоторые нормы земельного законодательства РФ в отношении осуществления процедуры приватизации

Федеральный закон о введении в действие Земельного кодекса РФ установил императивную (обязательную) норму, при которой приватизация недвижимости должна осуществляться только с одновременной приватизацией земельного участка, на котором расположен приватизируемый объект недвижимого имущества. Как и из большинства законодательства РФ, в отношении вышеуказанной нормы установлены исключения, заключающиеся в невозможности приватизации земельных участков изъятых из гражданского оборота или ограниченных в гражданском обороте.

  • Земельное законодательство РФ предусматривает для собственников зданий, строений, сооружений исключительное право приватизации земельных участков, на которых расположены вышеуказанные объекты недвижимого имущества.
  • Органы исполнительной власти обязаны рассматривать заявления физических и юридических лиц о приобретении земельных участков в собственность или в аренду.
  • Следует обратить особое внимание на то обстоятельство, что если собственником объекта недвижимости договор аренды земельного участка, на котором расположен объект недвижимости, был заключен после введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, такой собственник считается реализовавшим своё исключительное право приватизации или аренды, что, как следствие, влечет утрату им права выкупа земельного участка.

В соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, собственники жилых строений, расположенных на земельных участках государственной или муниципальной собственности, обладают исключительным правом на приватизацию таких участков.

Граждане обращаются с заявлением о приватизации в орган местного самоуправления, к данному заявлению прикладывается кадастровый паспорт земельного участка.

Орган местного самоуправления принимает решение о выделении земельного участка в собственность бесплатно, либо направляет гражданам проект договора купли-продажи земельного участка, что является отказом органа местного самоуправления о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно.

Читайте также:  Культура древнего египта - в помощь студенту

К сожалению, самостоятельные попытки разрешения спорных земельных правоотношений могут повлечь весьма неблагоприятные юридические последствия.

Для участия в разрешении земельных споров необходимо обладать профессиональными познаниями в области процессуального законодательства РФ, в области иных различных сфер законодательства РФ, в области судебной практики по разрешению аналогичных дел.

Неточности и ошибки при применении некорректных норм права могут повлечь неблагоприятные последствия в отношении вещных прав на землю.

Команда юристов Юридической Компании «ЮСАКТУМ» приложит все свои усилия для того, чтобы помочь Вам найти правильные и выгодные для Вас решения в возникшем земельном споре.

Наши юристы имеют успешный опыт судебного представительства по земельным и иным спорам в сфере недвижимости, по другим категориям судебных споров, в чем можно убедиться посетив разделы «Проекты», «Практики», «Арбитражные документы», «Судебные документы» и другие разделы нашего сайта.

Мы гарантируем добросовестность, ответственность, профессиональный индивидуальный подход к каждому Клиенту! Для положительного разрешения земельных и иных споров в сфере недвижимого имущества обращайтесь к юристам по земельным вопросам ЮК «ЮСАКТУМ»:

+ 7 (495) 790-98-06

Источник: https://uslugijurista.ru/zemelnye-spory

Право собственности на землю

Добрый день! В данной ситуации Вы являетесь добросовестным приобретателем. 

Пленум ВАС РФ в п. 24 постановления от 25.02.1998 N 8 «О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» выделяет три условия, при наличии которых приобретатель не может быть признан добросовестным:

  • к моменту совершения возмездной сделки в отношении спорного имущества имелись притязания третьих лиц;
  • покупатель знал об этих притязаниях;
  • эти притязания впоследствии признаны в установленном порядке правомерными.

В судебной практике встречаются ситуации, наглядно демонстрирующие применение данных положений. Один из примеров подобных дел приведен в проекте информационного письма ВАС РФ от 23.10.2008 (далее — проект информписьма).

Индивидуальный предприниматель обратился с иском об истребовании холодильной камеры из незаконного владения общества. В обоснование заявленных требований истец пояснил, что холодильная камера, принадлежащая ему на праве собственности, была передана им организации по договору аренды.

Через некоторое время арендатор продал спорное оборудование ответчику. Поскольку организация не имела права отчуждать названное имущество, общество является незаконным владельцем. При защите своего права ответчик ссылался на свою добросовестность и возмездность сделки. Приобретенная холодильная камера обществом была оплачена.

Суд первой инстанции согласился с ответчиком и отказал в удовлетворении иска.

Однако апелляционный суд, куда обратился предприниматель, указал, что оплата была сделана после того, как общество получило копию искового заявления по настоящему делу. То есть к моменту оплаты приобретатель уже знал о том, что на оборудование претендуют третьи лица.

Суд указал: при установлении возмездности сделки необходимо обращать внимание не только на факт заключения возмездного договора, но и на факт его исполнения. Поэтому суд апелляционной инстанции отменил принятое решение и иск удовлетворил.

Основанием послужило то, что к моменту оплаты ответчик уже не являлся добросовестным.

Предъявил доказательства — владей имуществом!

При возникновении спорной ситуации бремя доказывания ложится на каждую из сторон спора. Собственник доказывает, что имущество выбыло из его владения или владения лица, которому было передано, против их воли. Покупатель должен доказать, что он приобрел имущество возмездно и при этом не знал и не мог знать, что вещь ему продал тот, кто не имел права на ее отчуждение.

Источник: https://advokat-malov.ru/pravo-na-zemlyu/novyj-resurs2.html

Юрист по земельным спорам

Множество споров могут вызывать у правообладателей вопросы владения и распоряжения земельными участками. Иногда собственнику тяжело быстро и грамотно оформить право собственности на землю, получить на нее всю необходимую документацию, полноправно пользоваться и распоряжаться ею без вмешательства посторонних лиц.

На данный момент законодательство РФ находится в стадии перехода от одной системы земельных отношений к совершенно другой.

Недостаточно четко прописанные механизмы взаимоотношений между правообладателями, государством и пользователями землей приводят к возникновению множества вопросов и земельных споров.

Большинство таких споров сегодня можно решить только при обращении к профессиональным юристам, которые знают все тонкости земельного законодательства.

Специалисты нашей компании готовы в любой момент прийти на помощь, разрешить земельный спор в пользу клиента и устранить последствия халатного отношения собственников и пользователей участков к юридическим аспектам земельных отношений.

Мы можем оказать все виды услуг, касающихся урегулирования земельных споров, например:

  • консультации по любым вопросам, связанным с обладанием прав на участок земли;
  • выявление возможностей по установлению порядка пользования участками;
  • разрешение споров об установлении границ земельных участков;
  • помощь в разрешении земельных споров по приватизации участков под строениями;
  • признание права на собственность, постоянное пользование участком;
  • ликвидация сложностей в пользовании участками, в том числе изъятие из незаконного пользования участков земли;
  • перевод земельных участков из формата аренды в собственность;
  • оказание помощи в выкупе у государства, а также оформление в собственность под недвижимостью;
  • защита прав клиента в земельных спорах с государственными и муниципальными органами;
  • выявление недействительных сделок с землей.

Если досудебное разрешение всех вышеперечисленных вопросов невозможно, наши специалисты возьмут на себя все заботы по подготовке к судебным разбирательствам.

Они соберут необходимые доказательства, подготовят и подадут исковое заявление от лица клиента, примут непосредственное участие в суде, получат решение суда и исполнительный лист на руки.

Если же к нам обращается клиент, которому отказано в иске, эксперты нашей компании составят и подадут апелляционную жалобу и поучаствуют в судебном заседании апелляционной или кассационной инстанции.

Земельные споры сегодня не редкость, их благоприятный исход зависит не только от вас, но и грамотности юриста, представляющего ваши интересы. В штате нашей компании работают только проверенные профессионалы, которые помогут в разрешении самой сложной, на первый взгляд, ситуации.

Заказать обратный звонок

Заполните форму, и мы перезвоним Вам в течение 30 минут.

Источник: https://pravobiznesa.ru/services/zemelnyie-sporyi/

Защита прав граждан и юридических лиц на землю

Граждане и юридические лица осуществляют принадлежащие им права на земельные участки по своему усмотрению, если иное не установлено федеральными законами (п. 1 ст. 43 ЗК РФ). Реальность прав граждан и юридических лиц на землю гарантируется и защищается предусмотренными федеральными законами способами, средствами, установленными процессуальными формами.

По мнению автора, следует различать государственные (публично-правовые) и частноправовые формы защиты прав граждан и юридических лиц на землю. Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется Конституцией РФ (п. 1 ст. 45). Эта форма защиты прав на землю реализуется в судебном либо административном порядке.

В судебном порядке признаются недействительными акты исполнительных органов государственной власти или. органов местного самоуправления, которые не соответствуют действующему законодательству.

Так, Верховный Суд РФ рассматривает дела об оспаривании ненормативных актов Президента РФ, об оспаривании нормативных актов федеральных министерств и ведомств, касающихся прав и свобод граждан (ст. 116 ГПК).

Дела об оспаривании нормативных правовых актов органов государственной власти и должностных лиц субъектов Федерации рассматриваются в Верховном суде соответствующего субъекта (ст. 114 ГПК). Все остальные дела о признании недействительными правовых актов рассматривают районные суды (ст. 114 ГПК).

Арбитражные суды рассматривают споры о признании недействительными (полностью или частично) ненорматив — ных актов государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов (п. 2 ст. 22 АПК РФ).

Высший Арбитражный Суд РФ рассматривает, в частности, дела о признании недействительными (полностью или частично) ненормативных актов Президента РФ, Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания РФ, Правительства РФ, не соответствующих закону и нарушающих права и законные интересы организаций и граждан (п. 2 ст.

24 АПК РФ). Остальные дела названного рода рассматривают по первой инстанции арбитражные суды субъектов Федерации.

Конституционный Суд РФ разрешает дела о соответствии Конституции РФ федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ, конституций республик, уставов и иных нормативных актов субъектов Федерации. Он может принять решение о признании правового акта не соответствующим Конституции РФ. Положения, признанные неконституционными, утрачивают силу и не подлежат применению с момента провозглашения решения Конституционного Суда РФ.

Убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате издания не соответствующего закону и нарушающего права на землю и охраняемые законные интересы гражданина или юридического лица акта исполнительного органа государственной власти, подлежат возмещению исполнительным органом государственной власти, издавшим такой акт (п. 2 ст. 61 ЗК РФ).

В судебном порядке может быть восстановлено нарушенное право на земельный участок.

Собственник или иное лицо, право которого нарушено самовольным занятием принадлежащего ему земельного участка, вправе обратиться в суд с требованием о возврате земельного участка из чужого незаконного владения (ст. 301 ГК РФ).

Судебное решение, установившее право на землю, является юридическим основанием, при наличии которого органы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним обязаны осуществить государственную регистрацию права на землю или сделки с землей в порядке, установленном ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (п. 2 ст. 59 ЗК РФ).

В судебном порядке разрешаются земельные споры о возмещении убытков, причиненных нарушением прав собственников, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков.

Они подлежат возмещению в полном объеме (в том числе упущенная выгода) в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.

Лицо, виновное в нарушении прав правообладателей земельных участков, судебным решением может быть принуждено к исполнению обязанности в натуре (восстановлению плодородия почв, восстановлению земельных участков в прежних границах, возведению снесенных зданий, строений, сооружений, восстановлению межевых и информационных знаков, устранению других земельных правонарушений и исполнению возникших обязательств). Такое предписание земельного законодательства (п. 2 ст. 62 ЗК РФ) вполне соответствует перелню способов защиты гражданских прав (ст. 12 ГК РФ).

Судебный порядок зашиты законных интересов правообладателей земельных участков активно используется в случаях изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд.

Собственники и иные правообладатели -земельных участков не позднее чем за один год до предстоящего изъятия, в том числе путем выкупа, земельных участков должны быть уведомлены об этом исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшим решение об изъятии.

До истечения года со дня получения уведомления изъятие допускается только с согласия правообладателей земельных участков.

Изъятие земельных участков осуществляется после предоставления (по желанию лиц, у которых изымаются, в том числе выкупаются, земельные участки) равноценных земельных участков и возмещения стоимости жилых, производственных и иных зданий, строений, сооружений, находящихся на земельных участках, и в полом объеме убытков, в том числе упущенной выгоды.

Собственнику земельного участка при этом наряду с назваными гарантиями возмещается рыночная стоимость земельного участка, если ему не был предоставлен бесплатно в собственность равноценный земельный участок.

Рассмотрение земельных споров

ЗК РФ (п. 1 ст. 64) предусматривает один порядок рассмотрения земельных споров — судебный. Это предписание имеет императивный характер. Оно исключает земельные споры из ведения органов государственного управления.

Земельные споры рассматриваются судами по правилам о подведомственности и подсудности споров, установленным процессуальным законодательством Российской Федерации (ст. 22-31 АПК РФ и ст. 25-28, 113-125 ГПК).

Важнейшие критерии разграничения компетенции судов общей юрисдикции и арбитражных судов изложены в постановлении Пленума Верховного Суда РФ и Пленума ВАС РФ от 18 августа 1992 г.

№ 12/12 «О некоторых вопросах подведомственности дел судам и арбитражным судам».

Суды общей юрисдикции рассматривают дела по спорам, связанным с земельными отношениями, одной из сторон в которых являются граждане, за исключением занимающихся предпринимательской деятельностью. Важное значение также имеет постановление Пленума Верховного суда РФ от 22 апреля 1992 г. № 6 «О некоторых вопросах, возникающих у судо2в при применении законодательства о земельной реформе»88.

Арбитражные суды рассматривают споры, возникающие между юридическими лицами, ведущими хозяйственную деятельность, и споры, одной стороной которых выступает индивидуальный предприниматель. '

Дела об установлении факта владения земельным участком подсудны суду по месту нахождения земельного участка (ст. 27 АПК РФ, ст. 119 ГПК).

Административный порядок защиты прав на землю

Действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены в административном порядке, без обращения в суды.

Этот порядок более оперативный и во многих случаях может использоваться с не меньшей эффективностью, чем судебный.

Административный порядок защиты прав на землю обычно используется при приостановлении исполнения не соответствующих законодательству актов исполнительных органов государственной власти или актов органов местного самоуправления либо при приостановлении промышленного, гражданско-жилищного и другого строительства, разработки месторождений полезных ископаемых и торфа, эксплуатации объектов, проведения агрохимических, лесо- мелиоративных, геологоразведочных, поисковых, геодезических и иных работ в порядке, установленном Правительством РФ.

Приостановление исполнения актов исполнительных органов государственной власти производится уполномоченными государственными органами.

Например, в случае издания местной администрацией неправомерных распоряжений (постановлений) по вопросам изъятия и предоставления земель органы государственного земельного контроля выносят решение о приостановлении действия этих распоряжений (постановлений) до рассмотрения в соответствующих органах.

Решение направляется в администрацию, принявшую неправомерное решение, с изложением сути несоответствия принятого решения требованиям земельного законодательства.

Право приостановления промышленных, гражданских и иных работ предоставлено органам государственного земельного и природоохранительного контроля.

Министерство природных ресурсов.

РФ в пределах своей компетенции вправе прекращать, приостанавливать или ограничивать пользование участками недр, водными объектами, участками лесного фонда, я также иную хозяйственную деятельность/ осуществляемую с нарушением требований законодательства в области природопользования и охраны окружающей среды, экологических норм и правил, заключений государственной экологической экспертизы.

Росземкадастр в пределах своей компетенции имеет право приостанавливать в установленном порядке промышленное, гражданское и другое строительство, разработку месторождений полезных ископаемых, эксплуатацию объектов, проведение агрохимических, лесомелиоративных, геологоразведочных, геодезических и иных работ, если они осуществляются с нарушением земельного законодательства Российской Федерации, установленного режима использования земель, ведут к их загрязнению и заражению, порче плодородного слоя, засолению, заболачиванию, развитию эрозии почв и другим видам деградации земель.

Частноправовые способы защиты прав на землю

Государственные и судебные органы располагают многообразными и весомыми средствами восстановления нарушенных прав и законных интересов собственников, пользователей и владельцев земельных участков.

Вместе с тем государство не ограничивает инициативу граждан и юридических лиц по использованию иных средств пресе — чения действий, нарушающих или создающих угрозу нарушения их земельных прав.

Эти способы мы предлагаем именовать частноправовыми.

Такими способами, на наш взгляд, надо считать самостоятельные (без обращения за защитой к государствен — ным или судебным органам) действия граждан и юридических лиц (правообладателей земельных участков) по восстановлению их прав на землю либо пресечению действий правонарушителей.

Самостоятельные действия могут осуществляться путем самозащиты своего права на земельный участок, в договорной форме либо иными средствами, соответствующими принципам и предписаниям земельного законодательства и федеральным законам. Например, самозащита гражданских прав предусматривается гражданским законодательством.

Она должна быть соразмерна нарушениям и не выходить за пределы действий, необходимых для его пресечения (ст. 14 ГК РФ).

Убытки, причиненные нарушением прав собственника или иного законного владельца земельного участка могут быть возмещены правообладателю на основе его договоренности с правонарушителем о размере и порядке возмещения причиненного ущерба.

-Частноправовые способы защиты прав на землю не могут быть исчерпывающим образом обозначены в законе.

Ими должны признаваться все самостоятельные действия правообладателей земельных участков, которыми без нарушения предписаний земельного законодательства, других федеральных законов граждане и юридические лица реализуют свое право на охрану принадлежащих им земельных участков от посягательств на них других лиц.

Законодательно разрешенным способом самозащиты гражданами и юридическими лицами своих земельных прав является разрешение земельного конфликта с участием третейских судов.

До принятия дела к производству судом земельный спор может быть передан сторонами на разрешение в третейский суд (п. 2 ст. 64 ЗК РФ).

В этом случае между сторонами заключается договор о передаче рассмотрения спора в третейский суд.

Форма и содержание договора, состав третейского суда, порядок рассмотрения спора и иные вопросы третейского производства в настоящее время определяются Положением о третейском суде (Приложение № 3 к ГПК).

Постоянно действующие третейские суды могут учреждаться различными организациями. При этом процедура разрешения спора и иные вопросы, связанные с работой такого суда, регламентируются правилами, утвержденными организацией, при которой образован соответствующий суд.

Источник: http://be5.biz/pravo/z007/24.html

Ссылка на основную публикацию