Западноевропейская география xvii-xix вв — в помощь студенту

  • Взгляды на географию И. Канта
  • Географ Александр Гумбольдт
  • Немецкий ученый Карл Риттера
  • Последователь К. Риттера, Фридрих Ратцель

В странах Западной Европы в середине XVI века вышла работа Бернхарда Варения, названная им «Генеральная география». В 1718 году этот труд был переведен Ф.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Поликарповым и издан в России по указу Петра I. Книга Варения стала первой попыткой обобщения имеющихся знаний и определения круга задач географии как науки на основе информации о Земле, полученной в период Великих Географических открытий. Этот труд стал настоящий вехой в развитии географии. Во многих отношениях «Генеральная география» опередила свое время.

Варений считал, что предметом изучения географии является земноводный шар, имеющий три оболочки. Земля –твердая поверхность, на которой растут растения и живут животные. Вода – вся вода, существующая на Земли, как подземная, так и поверхностная. Атмосфера – слой воздуха, окружающий Землю.

Только через несколько столетий, в 1926 году Вернадский предложит ввести еще один вид оболочки – биосферу – совокупность всех живых организмов, включая человека, населяющих Землю. Варений уделил много внимание описанию Мирового океана. Он сделал попытку рассчитать его полный объем, детально перечислил открытые на тот момент морские течения.

Отдельно автор описал географические зоны и описал влияние на климат рельефа местности и удаленности ее от моря.

Взгляды на географию И. Канта

После Варения развитием науки географии и обоснованием ее методологии занимается целая плеяда ярких ученых. Особое место среди них занимает Иммануил Кант.

Хотя И. Кант больше известен как выдающийся философ, важное место в его научных интересах занимала география. Среди его наследия 27 работ посвящены антропологии и географии. В 1801-1802 году была выпущена «Физическая география», которая была основана на студенческих конспектах его лекций, которые он читал студентам.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Договор аренды жилого помещения - в помощь студенту

Оценим за полчаса!

Кант рассматривал географию как важную познавательную науку, без знания который человек имеет ограниченный кругозор на окружающий его мир. Под физической географией ученый понимал всю среду жизни человека. В дальнейшем, продолжателем идей Канта о Земле как доме человека, станет другой выдающийся географ – Карл Риттер.

Среди поздних идей Канта стоит отметить мысль, что исторический и географический метод познания природы принципиально несовместимы.

По его словам, и история, и география способны полностью заполнить объем знания человека. Только история заполняет время, а география – пространство.

Однако, он не смог объяснить, почему так происходит и какие законы природы раскололи эти науки на несовместимые половинки.

Но согласно взглядам М.В. Ломоносова, человек не способен познать географические явления, при изучении их отдельно, в отрыве от времени. На Западе же идея Канта получила большое распространение. Она была в дальнейшем получила развитие и стала известна как хорологическая или пространственная концепция географии.

Географ Александр Гумбольдт

Александр Гумбольдт оставил обширное наследие в различных научных областях. Она изучал климатологию, геоботанику, геоморфологию и другие естественные дисциплины. Однако, главным его делом стало создание общегеографических обобщений.

По мнению Гумбольдта, основная цель «физического землеописания» — это изучение общих закономерностей земных явлений и выявление их внутренних связей. В своих работах он не только описывал влияние, которые взаимно оказывает друг на друга океан, суша и атмосфера, но и установил зависимость между одушевленной и неодушевленной природой.

При описании природных зон ученый учитывал только растительность и климат, так как процессы почвообразования еще не были изучены на тот момент.

Следует сказать, что Гумбольдт стал первым серьезным ученым, который на конкретных примерах показал негативное влияние человека на природу. Он твердо придерживался целостного подхода к общей картине мира. Ученый рассматривал физическую географию как науку, которая должна быть направлена на познание «единство во множестве».

Причем под «единством» он понимал не некое абстрактное неделимое нечто, а совокупность, состоящую из многие отдельных элементы. Именно Гумбольдту принадлежит заслуга осознанного применения сравнительных методов анализа, которые позволили более наглядно получать представление о физических закономерностях.

Среди этих методов следует упомянуть метод профилирования и метод изотерм.

Большой вклад в развитие основ физической географии, помимо Гумбольдт внес его соотечественник Карл Риттер, использовавший свой собственный подход ко многим проблемам.

Немецкий ученый Карл Риттера

Риттер был классическим «кабинетным» профессором. Это сильно отличало его от Гумбольдта, который на первое место ставил практический подход, а не теоретические изыскания. Карл Риттер был автором нескольких основательный страноведческих работе. Его книги «Европа» и «Землеведение Азии» отличал основательный подход и глубокое погружение в предмет исследования.

Ученый также придерживался целостного подхода к изучению Земли. По мнению Риттера, главное задачей географии является установление причинно-следственной связи природных процессов. Кроме того, он четко делал различия между естественными науками и географией, а также между историей и географией.

Риттер первым из серьезных ученых поднял вопрос о пространственных ресурсах и об трансформации значения явлений природы по мере развития человеческого общества. Существование различных типов географических сред ученый объяснял цивилизационным прогрессом, при этом особенно отмечая его отрицательные моменты на природу.

Изучая конфигурацию, размеры и географическое положение пространств, Риттер добавлял к ним общественную оценку. Это стало первой попыткой отыскать подходы к решению проблему рациональной организации пространства. Хотя некоторые называли его «кабинетным теоретиком», ученый каждый год совершал путешествия и побывал практически во всех станах Европы.

Исключениями стали только Россия и Испания, куда Риттер так и не добрался. Он считал, что для географа необходимо практическое изучение Земли. Главной задачей для себя Риттер считал выработку научных основ систематического землеведения – именно так он называл географию.

По его мнению, этот раздел науки должен изучать отношения между природой и человеком, а физическая география при этом должна лежать в основе землеведения, которое занимается исследованием процессов как органического, так и неорганического мира.

Ученый ввел в обиход множество терминов и определений, которые используются до их пор – рельеф, плоскогорье, природный комплекс. Результатами его деятельности стала трансформация географии в отдельную науку и придания ей серьезного научного базиса. География в Германии активно развивалась. Многие идеи Риттера были развиты его талантливым последователем Фридрихом Ратцелем.

Последователь К. Риттера, Фридрих Ратцель

Вклад Ратцеля в физическую географию как науку весьма значителен. Так, он первый упомянул понятие биосферы, которое позже развил и дополнил Вернадский. Ратцель же выдвинул тезис о том, что природные явления оказывают определяющее влияние на жизнь человека и могут создавать условия для превосходства одних людей над другими.

Некоторые его идеи были намеренно упрощены и получили новое толкование в угоду правящему классу в Германии. Труд Ратцеля «Политическая география» описывает государство как огромный живой организм, который должен жить или погибнуть. А для того, чтобы жить, ему приходится бороться за пространство для развития.

Ученый определил семь базовых законов экспансии – «пространственного роста государства». Они основываются на том, что растущему народу требуется дополнительные земли, чтобы иметь возможность увеличивать свою численность. Из этих тезисов впоследствии были выведены идеи о неизбежности расширения жизненного пространства в том числе военным путем.

Через 30 лет после смерти ученого, термин «жизненное пространство» получил новое обоснование после прихода нацистов к власти в Германии.

Источник: https://sciterm.ru/spravochnik/zapadnoevropejskaya-geografiya-xvii-xix-vv/

Западноевропейская география XVII-XIX вв

География продолжает свое развитие и в Западнои̌ Европе на рубе двух исторических этапов в Нидерландах по выдающийся труд Бернхарда Варения. Эᴛο была ʼʼГенеральная географияʼʼ под редакцией Исаака Ньютона. В России книга вышла по приказу Петра Первого в 1718 г. в переводе Ф. Поликарпова.

Эᴛο был опыт общеземлеведческого обобщения, попытка выяснить предмет и содержание географии на основе новых данных о Земле, которые были собраны в эпоху Великих географических открытий.

Данная работа во многом опережала свое время. Автор книги считал, что предметом географии земноводный шар, где четко различаются три – прообразы компонентных оболочек Земли:

  • ʼʼЗемляʼʼ – твердая земная поверхность вместе с растениями и животными;
  • ʼʼВодаʼʼ – поверхностная и подземная (гидросфера);
  • Атмосфера.

Учение Варения в 1926 г. дополнит В.И. Вернадский обоснованием ʼʼбиосферыʼʼ как особой оболочки нашей планеты.

Дополнительный материал 1

Большое внимание в книге Варения отводится Мировому океану – делается попытка выяснить ᴇᴦο объем, рассмотрены морские течения, выделяется самостоятельный Южный океан.

Две главы посвящаются географическим зонам и их зависимости от климата, рельефа, близости или отдаленности моря.

Идеи, высказанные Варением, являются очень современными, но теоретические объяснения, конечно, не на сегодняшнем уровне.

Теорией географической науки и её методологией в Западнои̌ Европе после Варения занимается плеяда выдающихся географов и, первым среди них стоит имя Иммануила Канта.

Географические взгляды И. Канта

Данный человек был не только выдающимся философом, но и известным географом. Известны 27 ᴇᴦο сочинений по географии и антропологии. На основе рукописных конспектов студентов была издана ʼʼФизическая географияʼʼ Канта в 1801-1802 гг.

Ученый видел в географии важную воспитательную и познавательную дисциплину и считал, что без географии человек остается тупым и ограниченным. По ᴇᴦο мнению, предметом физической географии арена деятельности человека, среда ᴇᴦο жизни. Взгляд Канта на Землю ʼʼкак жилище человекаʼʼ будет развивать в дальнейшем другой немецкий географ – К. Риттер. Более поздняя идея Канта, нашедшая многочисленных исследователей – ϶то идея о том, что географический и исторический пути исследования природы несовместимы принципиально. Он говорил о том, что география и история заполняют весь объем познания человека. География заполняет пространство, а история заполняет время. Он не мог объяснить и не объяснял, какие именно законы раскололи науки на две .

Дополнительный материал 2

Следуя М.В. Ломоносову, мы убеждены в том, что ничᴇᴦο нельзя будет понять, если географические процессы и явления изучать по отдельности в пространстве, исключая время.

Многими зарубежными исследователями идея Канта была воспринята и развита, а затем получила название хорологической (пространственнои̌) концепции в географии.

Немецкий географ Александр Гумбольдт

Обширностью и конкретностью можно охарактеризовать научное творчество немецкого географа Александра ГумбольдтаСтоит отметить, основываясь только на естественных законах развития природы, он занимался вопросами геоморфологии, геоботаники, климатологии. Но, ᴇᴦο главнои̌ заслугой являются общегеографические обобщения.

Основная задача, которую ученый ставит перед ʼʼфизическим землеописаниемʼʼ, заключается в исследовании общих законов и внутренних связях земных явлений.

Подчеркивая тесное взаимодействие между сушей, океаном и атмосферой он особое внимание обращает на зависимость между живой и неживой природой.

Описывая природные зоны Земли, Гумбольдт охватывает только климат и растительность, потому что о таких процессах как почвообразование представления ещё не было.

Дополнительный материал 3

Надо сказать, что ученый впервые на конкретных материалах и в конкретном месте изучал отрицательное влияние человека на природу и был одним ᴎɜ немногих, сохранивший методность древних к целостному видению мира. Физическая география нᴇᴦο была наукой, познающей ʼʼединство во множествеʼʼ, причем единство не как абстрактное целое, а как нечто, состоящее ᴎɜ элементов.

Ему принадлежит заслуга осознанного использования сравнительного метода, получившᴇᴦο новые организационные приемы кроме классической картографической формы. Этими приемами были метод изотерм и метод профилирования (поперечные разрезы Анд и Мексиканского нагорья). Умнейшему человеку Европы противостояла идеалистическая личность К. Риттера.

Карл Риттер – великий соотечественник А. Гумбольдта

В отличие от А. Гумбольдта, К. Риттер был в основном ʼʼкабинетнымʼʼ профессором, автором крупных страноведческих трудов – ʼʼЕвропаʼʼ, ʼʼЗемлеведение в ᴇᴦο отношении к природе и к истории человекаʼʼ, ʼʼЗемлеведение Азииʼʼ.

Риттер то исходил ᴎɜ целостного представления о природе Земли и считал, что задачей географии выявление связей и установление причин явлений и процессов природы как единого целого. Тем не менее, он видел различия между географией и естественными науками, между географией и историей.

Дополнительный материал 4

Риттер первым ᴎɜ ученых пишет о пространственных ресурсах и об изменении значения природных условий по мере развития общества.

Разные типы географической среды он связывал с успехами цивилизации, отмечая при ϶том, отрицательное влияние на природу и самого человека.

Рассматривая размеры, расстояния, конфигурацию и географическое положение пространств, он давал им общественную оценку – ϶то были первые подходы к проблеме рациональнои̌ организации пространства.

В научно-географических, а не в словарных работах он одним ᴎɜ первых стал давать определения используемых понятий и ввел в науку множество географических терминов – плоскогорье, нагорье, рельеф, природный комплекс и др.

Появившись вовремя в географической науке, он сумел указать те пути, следуя которым она могла занять почетное место в семье наук. В известнои̌ степени Риттер сумел придать географии недостававший ей характер научности.

Риттер был не одинок, а географические идеи в Германии стали знамением времени. Последователем К. Риттера стал Фридрих Ратцель.

Фридрих Ратцель

Последователь К. Риттера, Ратцель, много сделал в рамках физической географии, например, одним ᴎɜ первых писал о биосфере.

Вторгаясь в область человеческих отношений и, становясь, антропогеографом-детерминистом он считал, что природные явления определяют жизнь человека и создают превосходство одних над другими.

Расовые различия, по ᴇᴦο убеждению, не могут уживаться рядом.

В ϶то время география в Германии становилась служанкой империалистической политики, по϶тому создавалось впечатление того, что Ратцель выполняет чей-то социальный заказ.

Его ʼʼПолитическая географияʼʼ показывает, что государство, подобно животному организму, должно или жить, или умереть, чтобы уцелеть, оно должно бороться за расширение своᴇᴦο пространства.

Он вывел семь законов экспансии, или ʼʼпространственного роста государстваʼʼ, будучи уверенным в том, что ʼʼрастущий народ нуждается в новых землях увеличения своей численностиʼʼ. Выведенные им законы строго обосновывали неизбежность территориальных завоеваний.

Понятие ʼʼжизненного пространстваʼʼ, к которому подошел Ратцель, через 30 лет после ᴇᴦο смерти было использовано немецкой фашистской геополитикой.

Читайте также:  Источники права - в помощь студенту

Источник: http://referatwork.ru/info-lections-55/nat/view/14059_zapadnoevropeyskaya_geografiya_xvii_xix_vv

Реферат: Западноевропейское Просвещение XVII–18 вв

  • Реферат
  • Тема:
  • Западноевропейское просвещение XVIIXVIII вв.
  • План:
  • Вступление

1. Английское Просвещение XVII – XVIII вв.

2. Французское Просвещение XVIII в.

3. Немецкое Просвещение ХVIII в.

Заключение

Литература

Вступление

XVII – XVIII в.в. для Западной Европы – это век революционных движений, ставивших своей целью упразднение феодального строя и приведение в соответствие социально-политических отношений с развивающимся в экономической области капитализмом.

Состояние беспокойства и неудовлетворенности, охватившее широкие социальные круги, неизбежно привело к спонтанному возникновению различных концепций, форм агитации, дискуссии, пропаганды, посредством которых стали искать способы решения социальных проблем. На этой почве и сложилось Западноевропейское Просвещение.

Неоднородное по своему составу оно объединяло всех тех, кто надеялся путем распространения идей добра, справедливости, научных знаний устранить недостатки существующего общества, облагородить нравы и обычаи, улучшить быт людей. Наиболее широкий размах просветительское движение достигло, пожалуй, в Англии, Франции и Германии.

1. Английское Просвещение XVIIXVIII вв.

Англия раньше других стран вступила на путь капиталистического развития. Она была первой страной, где произошла революция, закончившаяся казнью короля. Правда, в 1688 произошла реставрация монархии, но это не могло существенно повлиять на ее капиталистическое развитие.

Поэтому не случайно в Англии идеи просвещения нашли благодатную почву. Эти идеи развивали Т. Гоббс (1588 — 1679), затем Дж. Локк и другие мыслители. Родоначальником английского просвещения по праву считается Т. Гоббс. Продолжая линию Бэкона, он считал, что целью философии является практическая польза.

Он систематизировал материализм своего учителя и создает новую форму материализма – механический материализм. Вся природа представлялась Гоббсом как совокупность протяженных тел, различающихся между собой величиной, фигурой, положением и движением. Движение понималось при этом как чисто механическое, как перемещение.

К движениям и усилиям сводится и духовная жизнь животных и человека. Они – сложные механизмы, всецело определяемы извне.

Внешние чувства – источник не только идей, но и всего человеческого познания. Действием окружающих предметов на органы чувств человека создаются первоначальные идеи, которые в дальнейшем перерабатываются умом посредством сравнения, сочетания и разделения идей. Никакой человеческой души как особой субстанции не существует, а вера в бога есть плод воображения.

Однако в центре внимания главных сочинений Гоббса «Философские идеи учения о гражданине», «Левиофан» и др. находятся проблемы общественной жизни. Он развивает договорную теорию государства, высказанную еще Эпикуром.

По Гоббсу, обществу и государству предшествует полная анархия и «война всех против всех». Для этого «естественного состояния», в котором долгое время пребывали люди, была характерна неограниченная личная свобода.

И для обеспечения своей личной безопасности, охраны частной собственности и других личных прав. Люди сознательно решили поступиться ею, вверив ее государству.

Так что благо народа – высший закон государства, а забота о мире – основа «естественного права», созданного общественным договором.

Наиболее совершенной формой государственной власти Гоббс считал абсолютную монархию. Власть государства распространяется не только на поведение человека, но и на его воззрение: религиозные нравственные и даже научные.

И, тем не менее, по Гоббсу, каждый подданный имеет право защищать себя. Когда подданный перестает пользоваться покровительством прежней власти, он волен подчиняться новой власти.

Так ярый монархист Гоббс логически приходит к оправданию революционных движений, свидетелем которых он был.

Учение Гоббса, особенно его натуралистическая концепция государства и права сыграло огромную роль в развитие всего Просвещения.

2. Французское Просвещение XVIII в.

Одним из первых деятелей французского Просвещения был Ш.Л. Монтескье (1689 — 1755). В своих сочинениях «Персидские письма», «Дух законов» и др. – он с едкой сатирой высмеял деспотические формы правления во Франции. Он решительно выступил против теологического понимания истории. Общество, по его мнению, возникает в результате сознательного соглашения людей.

Законы общественной жизни – устанавливаются законодателями в зависимости от географического положения той или иной страны, пространственного протяжения, климата, образа жизни ее народа, главного занятия (торговля, земледелие), степени материального благополучия, религиозных верований и т. д. Поэтому каждый из государственных укладов имеет свое оправдание. Но лучшим из них Монтескье считает конституционную монархию типа английской.

Деспотические формы правления, по Монтескье, вообще не отвечают природе человека, потому что естественным состоянием общества является не война всех против всех Т.Гоббса, а мир.

В демократических государствах должен быть последовательно проведен принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, чтобы деспоты не могли концентрировать в руках много власти.

Гарантия личной безопасности граждан обеспечивается в этих государствах тем, что в них человек наказывается не за образ мыслей, а за образ действий. Эти принципы Монтескье сегодня лежат в основе устройства всех демократических государств.

Наиболее важной сферой деятельности А.Вольтера (1714 — 1778) была борьба против религии, церкви, религиозной нетерпимости и фанатизма. Но его позиция была непоследовательной.

Отрицая бога, воплощенного в конкретном образе (образе Христа, Аллаха ), он в то же время признавал существование бога – творца, «перводвигателя природы». Необходимость признания идеи бога, по Вольтеру диктуется и моральными причинами.

Только страх перед всевидящим, карающим и награждающим богом является предпосылкой морали. Отсюда его знаменитое изречение: «Если бы бога не было, его следовало бы выдумать».

История человеческого общества, по Вольтеру, — это арена борьбы добра и зла, просвещения и невежества.

Главную причину социальных бедствий он видит в невежестве, ошибках и произволе, людей, особенно тех, кто наделен властью. Улучшить жизнь людей, облагородить их нравы и обычаи могут лишь просвещенные монархи.

Обладая властью, они могут смещать тех, кто по своему невежеству и занимаемой должности сеет зло.

Это апелляция к разуму и просвещенной монархии оказалась чрезвычайно выгодной Вольтеру, потому что она освобождала его от разработки каких – либо социальных программ.

Эта позиция оказалась чрезвычайно выгодной и монархам, так как давала им возможность выдавать все меры по укреплению пре стола за заботу о своих подданных.

Не случайно поэтому вольтерианство несмотря на все свое кажущееся вольнодумство широко распространилось при дворах монархов Европы и в аристократических салонах.

Если вольтерианцы вели свою пропаганду в кружках, близких к престолам, то французские материалисты Ж. О. Ламетри (1709 – 1751), Д.Дидро (1717 — 1784), К.А.Гельвеций (1715 — 1771), П.А.Гольбах (1723 — 1789) прямо обратились к народу.

В широко доступных изданиях, полемических статьях, памфлетах они отвергли компромиссный вариант отношения к религии и церкви, предложенный Вольтером, и стали пропагандировать открытый воинствующий атеизм, основанный на науке о природе и человеке.

Мир, пропагандировали они, — это материя. Она едина, никем не сотворима и не уничтожена и представляет собою все то, что способно воздействовать на органы чувств и вызывать ощущения.

В каждом конкретном предмете материя проявляется как совокупность механических свойств: протяженности, подвижности, тяжести, инертности и т.п. Движение – неотъемлемое свойство материи, ее внутренняя активность.

Пространство и время – формы ее существование несотворимая, неуничтожимая материя находится в постоянном развитии, восходящем либо эволюционным (Дидро), либо скачкообразным (Гольбах) путем от одного уровня организации к другому, более сложному. Человек — дитя природы.

«Мысль о происхождении человека от животных писал Ламетри, — нельзя считать нелепой»[1]. Человек, с его способностью к ощущениям и мышлению – это машина, только очень сложно организованная. Человек познает мир в опыте, который истолковывается в локковском смысле.

Человеческое общество возникло в результате договора между людьми. Люди поняли взаимную выгоду от сотрудничества и согласились ограничить свою свободу, вверив свою безопасность государству и правителям. Но люди – продукты обстоятельств, т.е. социальной среды. Исключительную роль в ее формировании играет государственный строй.

Однако такого строя, который вполне удовлетворял бы требованиям разума, история еще не знала. Чрезмерная власть в одних государствах вела к деспотизму, чрезмерная свобода в других – к своеволию, когда деспотом становился каждый. Значит, чтобы облагородить нравы и обычаи людей, надо обстоятельства сделать более человечными.

Решающую роль в этом должно сыграть просвещение.

Идея улучшения жизни людей и их самих посредством изменения государственного строя, конечно же, идеологически подготавливала Великую французскую революцию (1789-1794). Но подлинным выразителем якобинской диктатуры стал Ж.-Ж.

Руссо (1712-1778).

Уже в первом своем небольшом сочинении «Рассуждения о науках искусства», он с редким красноречием и силой убеждения показал, что развитие наук и искусств со времен Возрождения не улучшало, а лишь ухудшало нравы людей.

Плоды цивилизации не только оставались не доступными для народа в силу его бесправного положения, но и оказали отрицательное влияние на его жизнь. Главной причиной этого является социальное неравенство, обусловленное неравенством имущественным, неравенством во владении землей, орудиями труда. Без уничтожения этого неравенства изменить жизнь людей к лучшему невозможно.

Развеяв таким образом надежды просветителей, Руссо набрасывает впечатляющую общую картину пути, пройденного человечеством и перспектив его развития. В начале, по Руссо, существовало «естественное состояние» общества, когда люди были равны и свободны.

«Способность к совершенствованию», заложенная в них, приводит к улучшению орудий и способов труда. На этой основе возникает частная собственность и неравенство людей, а затем для защиты частной собственности в результате договора между людьми и государством и вместе с ними политическое неравенство.

Оно достигает высшей точки в деспотическом государстве, где все уравнены в бесправии перед лицом деспота.

Но, в конце — концов, сила бесправного большинства свергнет власть деспотов и ликвидирует неравенство. Люди заключат новый договор и создадут новое государство, в котором верховная власть будет принадлежать народу. Чтобы это произошло, люди должны быть соответствующим образом воспитаны.

Так что воспитанию, которое должно строиться на развитии естественных задатков и способностей ребенка и исключать всякое насилие над его личностью, принадлежит решающая роль в формировании гражданина будущего общества и государства. Так Руссо, фактически возвращается к просветителям.

Однако не это привлекло внимание к его учению, а его вывод о том, что право народов на восстание против тиранов предписано самой природой и запечатлено в человеческом разуме. Именно этот вывод стал путеводной звездой для многих мыслителей и политиков разных стран и народов и до сих пор вдохновляет многих правдоискателей в хорошем смысле этого слова.

3. Немецкое Просвещение ХVIII в.

Подобно Франции в 70-е годы ХVIII в. широкое просветительское движение под названием «Бури и натиск» развернулось и в Германии. Сходное во многом с французским Просвещением оно имело свои национальные особенности.

Если французские просветители были глубоко убеждены, что без сознательного вмешательства в исторический процесс победа нового общественного строя невозможна, то немецкие просветители возлагали большие надежды на естественный ход развития бытия и общественной жизни, в частности.

Большое влияние на формирование немецкого просвещения оказал Х. Вольф (1679 — 1754). Великий систематизатор философии Лейбница, он развил учение о всеобщей причинной обусловленности явлений природы.

Каждая вещь в системе мироздания, считал Вольф, есть часть всеобщей гармонии мира и подчинена внешней, идущей от бога цели. Бог дал человеку душу и тем самым наделил его способности мыслить.

Просвещенная монархия предписана человечеству самой природой, а значит и богом и запечатлена в человеческом разуме.

Движение «Бури и натиски» было неоднородным по своему составу. Его консервативное крыло представляли И.К. Лафатер (1741 — 1801) и Ф.Г.Якоби (1743 — 1819).

Заслуга Лафатера в том, что он стремился рассматривать человека вне зависимости от сословной принадлежности как самодовлеющую сущность и ценность.

Но свою физиогномику (учение о выражении характера и сути человека через строение и игру мышц лица) он строит на религиозных, а то и вообще на совершенно произвольных принципах. Якобы лишь в начале своей философской карьеры разделял идеи Просвещения, а затем отошел от него.

Наиболее влиятельными представителями демократического крыла «Бури натиска» были И.Г.Гердер (1744 — 1803) и И.В.Гете (1749 — 1832). Гердер, в особенности в зрелые годы защищал от нападок Якоби учение Спинозы.

Различные формы действительности (неорганические вещества, растения, животные, человеческий разум) – это ступени единой лестницы все усложняющих органических сил.

Опираясь на эти идеи прогресса в природе, он развивал учение о прогрессе в истории и о движении общества к гуманизму.

Гете, как и Гердер, стремится соединить материалистический пантеизм Спинозы с идей развития. Основным принципом диалектики, т.е. учения о развитии, по Гете, является признание принципа полярности и противоположности. Каждое явление имеет свою противоположность.

Их взаимодействие приводит к возникновению третьего явления, которое стоит на более высокой ступени развития. Развитие идет через отрицание старого, эволюционным путем без заметных скачков. Его движущей силой является вечная жизненная сила – энтелехия. Гете открыл в человеке межчелюстную кость, относительно которой считалось, что она есть только у животных.

Тем самым он дал науке весьма веский аргумент в пользу генетической связи между человеком и животными.

Главной движущей силой исторического процесса Гете считал деятельность и труд. Как и Гердер, он оптимистически смотрел в будущее. Он верил, что наступит время, когда исчезнут социальные конфликты.

Но его оценки революционной борьбы народов за свои права были весьма неоднозначными.

И, тем не менее, словами Фауста «Лишь тот достойный жизни и свободы, кто каждый день за них идет бой» ему удалось выразить одобрение этой борьбы.

Видным представителем революционного крыла «Бури и натиски» был Г.Форстер (1754 — 1794). Деспотизм абсолютных монархов он оценивал как грубое нарушение общественного договора. Поэтому восстание народов с целью свершения власти тиранов и восстановления справедливости, по Форстеру, предписано самой природой.

Литература:

1. Ламетри. Избранные философские произведения. М.Л.:1925.

2. Куданский Н. Избранные философские сочинения. – М.: 1937.

3. Локк Дж. Опыты о человеческом разуме. Избранные философские произведения, т.1. – М.: 1960.

4. Гегель. Энциклопедия философских наук, т.1. Наука логики. -М.:1974.

5. Спенсер Г. Основные начала. СПб.: 1897.

6. Шпенглер О. Закон Европы, т.1.

7. Философия: курс лекций для студентов, магистров и аспирантов. В.Н. Чекер, Н.Н. Каськов. Луганск, 2003

[1] Ламетри. Избранные философские произведения. М.Л.:1925, с.265

Источник: http://dodiplom.ru/ready/116874

Тема 5. Западноевропейская философия XVII – XVIII вв

Особенности эпохи Нового времени. Проблема метода в философии Нового времени. Механицизм как мировоззренческая установка Нового времени.

Формирование экспериментальной науки и гносеологической ориентации философии Нового времени. Полемика рационалистической и эмпирической тенденции в философии Нового времени. Дедуктивная и индуктивная методология.

Ф. Бэкон и Р. Декарт. Бэконовский проект прагматического преобразования науки. Концепция идолов познания, пути преодоления идолов. Р. Декарт о принципе сомнения, первичной достоверности познания и разуме в процессе познания. Проблемы существования внешнего мира. Учение о врожденных идеях. Ясность и четкость в качестве критериев истины. Правила для руководства ума. Метод Декарта.

Понимание необходимости и объективности знания сенсуализмом и рационализмом. Эмпиризм об источниках познания, критерии истинности знания и формах мышления. Материалистическое (Ф. Бэкон, Гоббс, Дж. Локк) и идеалистическое (Дж. Беркли, Д. Юм) понимание чувственного опыта.

Рационализм о разуме как источнике знания и критерии его истинности. Учение Р. Декарта, Б. Спинозы, Лейбница об истинах разума и их признаках. Критика Локком теории врожденных идей. Учение о субстанции (дуализм Декарта, монизм Спинозы, субстанциальный плюрализм Лейбница).

Просвещение как идеология эпохи. Фундаментальные характеристики просветительской мысли: опора на собственный разум и программа очищения сознания от предрассудков.

Французское Просвещение ‑ наиболее радикальная и политизированная форма просветительской мысли. Просвещение и Французская революция. Специфика решения онтологических проблем. Деизм. Материалистические идеи в учениях Ж.-О. Ламетри, П. Гольбаха, Дидро. Гносеологическая проблематика в философии Просвещения. Общественно-политические идеалы Просвещения (Вольтер, Монтескье, Руссо).

Тема 6. Немецкая классическая философия.

Читайте также:  Атомизм - в помощь студенту

Немецкая классическая философия как вершина новоевропейской философской классики. Главные проблемы и задачи немецкой классической философии.

Критическая философия Канта. «Критика чистого разума» и «коперниканский переворот» в гносеологии. «Вещь в себе» и «явление» в философии Канта. Учение Канта про априорные формы чувственного созерцания. Понятие «априори» и «апостериори».

Аналитические и синтетические суждения. Рассудок и разум. Феномены и ноумены. Система антиномий чистого разума. Кантовский способ решения антиномий. Кант про возможности и границы чистого теоретического разума. Соотношение веры и разума.

Исследования И. Кантом сферы морали. Категорический императив как закон практического разума. Формализм нравственной философии Канта. Свобода и долг. Проблема бога и бессмертие души в моральной философии Канта.

Диалектика «Я» и не-«Я» в философии И. Г. Фихте. Абсолютный идеализм Ф. Шеллинга и Г. В. Ф. Гегеля. Понятие о «хитрости разума» в философии Гегеля. Гегель о тождестве мышления и бытия. Три момента развития мышления до своего абсолютного состояния (догматический, диалектический, спекулятивный).

Место категорий «бытие», «сущность», «понятие» в гегелевской системе логики. Учение Гегеля об истине. Философия истории Гегеля. История как процесс развития сознания человечества к способности собственного самоосознания. Историческое и логическое в философии Гегеля. Г. Гегель о диалектике «абсолютного духа».

Антропологический материализм Л. Фейербаха.

Тема 7. Неклассическая западноевропейская философия рубежа ХIХ – XX вв.

Философские взгляды К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина: проблемы бытия ‑ мышления, материи ‑ сознания, материального ‑ идеального, диалектики, отчуждения, материалистического понимания истории, коммунистического идеала.

Позитивизм XIX в. Программа «позитивной философии» О. Конта. Классификация наук. Эволюционизм и органическая теория общества Г. Спенсера.

Кризис классических идеалов ума и науки как духовная предпосылка иррационалистических течений в философии ХIХ-ХХ вв. Проблема рационального и иррационального. Иррационалистический и мистический подход в философском анализе (А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, В. Дильтей).

Философские проблемы психоанализа (З. Фрейд, К. Г. Юнг, Э. Фромм).

«Экзистенциальная философия» и ее разновидности (С. Кьеркегор, М. Хайдеггер, А. Камю, Ж.-П. Сартр, К. Ясперс). Жизнь и смерть, смысл существования, проблема свободы.

Проблема знания и языка в философии. Неопозитивизм (Л. Вигтенштейн, Р. Карнап, Б. Рассел), структурализм (К. Леви-Стросс, М. Фуко), герменевтика (Г. Гадамер, П. Риккерт, Т. Кун). Г. Маркузе и «новые левые». Постпозитивизм (К. Поппер, И. Лакатош, П. Фейерабенд).

Феноменология. Э. Гуссерля: программа философии как «строгой науки». Понятие интенциональности сознания. Метод феноменологической редукции.

Философская антропология. М. Шелер. Идеи диалогизма в философско-культурологической мысли ХХ в.: Бубер, М. М. Бахтин.

Философская герменевтика. Г. Гадамер. Структурные методы в гуманитарных науках и философский структурализм.

Философия постмодернизма (Бодрийяр, Льотар, Деррида, Фуко).

Основные тенденции западной религиозно-философской мысли в ХХ в.: неотомизм, персонализм, «диалектическая теология». Религиозно-философский эволюционизм П. Тейяр де Шардена. Религиозная философия и современная наука.

Дата добавления: 2018-04-05; просмотров: 174;

Источник: https://studopedia.net/3_62705_tema—zapadnoevropeyskaya-filosofiya-XVII—XVIII-vv.html

Развитие образования в Западной Европе в XVII – XVIII вв

Новое время – это становление и развитие современного образования, в истории которого  можно выделить три важнейших этапа: XVII – XVIII вв., конец XVIII – конец XIX  вв., конец XIX в. –  настоящее время. Европейское образование XVII–XVIII вв. развивалось  на основе  идей и практики, сложившихся в эпоху Возрождения.

В развитии европейской народной (начальной) школы можно выделить следующие тенденции: движение ко всеобщему образованию как потребность во всеобщей  грамотности. Это вызвано целым рядом факторов, в том числе и требованием чтения Библии каждым человеком в протестантских государствах.

Поэтому  не случайно в протестантских  государствах был более высокий уровень грамотности.  Обучение грамоте в этих государствах зачастую становится делом семьи. Надо также сказать о заботах религиозных организаций о распространении и утверждении начального образования. Так, во Франции широкую известность получила деятельность «Братьев христианских школ».

Это общество организовал Жан-Батист де Ла Саль. Обучение здесь шло на родном языке, в школе использовались самые передовые методы, обучение было тесно соединено с воспитанием, в школе почти отсутствовали наказания. Учить в этих школах своих детей стремились многие родители, поэтому быстро росло число классов. К концу XVIII в.

«братья» имели 441 класс, где обучалось более 130 тыс. детей. Вторая тенденция – усиление роли государства в управлении народной школой и даже попытки некоторых государств организовать всеобщее обучение. Первые уставы о всеобщем образовании были приняты в Германии. В 1619 г. такой устав приняло Веймарское княжество, а в середине века – Готское. В 1717 г.

был принят устав о всеобщем обучении в Пруссии, а затем, в XVIII веке, еще в ряде германских государств. Во второй половине XVIII в. аналогичный закон принимается в Австрии. Третья тенденция – постепенный переход с латинского на национальные языки. Четвертая тенденция – усложнение содержания образования в народных школах.

Традиционными предметами обучения в народных школах были: чтение, письмо, счет, пение и религия. Но ряд школ в это время  пытался расширить рамки данных предметов. Также некоторые уставы предполагали более широкое содержание образования в народных школах.

Устав Готского княжества, например, предписывал, чтобы обучение  в народных школах состояло из чтения, письма, рисования, «изучения  разных полезных, частью естественных, частью светских и других  вещей». В этих школах также давались сведения о человеке, явлениях  природы, законах государства, домохозяйстве и т.д.

Пятая тенденция – попытки создания систем развивающего обучения. Это выразилось в деятельности классов «братьев христианских  школ», работе И. Рохова и др.; открытии первых учительских семинарий. В конце XVIII века начинается практическая и теоретическая деятельность Песталоцци по созданию новой народной школы.

Городские, бюргерские школы.

Городские школы существовали во многих государствах Европы, давая образование городским жителям. Уровень образования в этих школах был выше, чем в народных. В них был  более продолжительный  – до 6–8 лет –  срок обучения, расширенные программы. В XVII веке городские школы начинают переходить на родные, национальные языки.

Реальные  училища. Реальные училища возникли как отражение   потребности средних городских сословий в более высоком образовании. Первая реальная школа была открыта К. Землером в 1708 г. в Галле, и называлась «Математическая, механическая и экономическая реальная школа». Просуществовала она недолго и была закрыта. Первую жизнеспособную реальную школу удалось открыть Иогану Геккеру (1707 –1768). В 1747 г. в Берлине была учреждена «Экономическо-математическая реальная школа», в которой отчасти сохранялась программа гимназии, но основными предметами обучения в ней были естествознание, математика (вводилась всеобщая математика, практическая арифметика, теоретико-практическая геометрия), а также новые курсы (оптика, фортификация, архитектура, космография, механика и т.д.). Большое место занимали практические занятия, посещение ремесленных мастерских. При обучении широко применялась наглядность, для чего были созданы богатые природные коллекции и коллекции предметов ремесленной деятельности. Вскоре реальные училища стали открываться в разных городах и государствах Германии и всей Европы. Но вплоть до середины XIX в. они фактически оставались неполными средними школами, потому что не давали права поступления в университеты, в лучшем случае, на отдельные факультеты и в специальные высшие школы. Только в конце XIX – начале XX вв. они это право получили.

Средние школы. Под этим названием можно объединить разные школы Европы, дававшие образование, достаточное для обучения в университете. Назывались они по-разному: ученые школы, грамматические школы (Англия); лицеи и коллегии (Франция); гимназии (Германия) и т.д.

Кроме того, существовало определенное количество специальных школ, как, например, рыцарские академии в Германии или иезуитские колледжи во многих странах Европы. К этому надо добавить получившее широкое распространение в XVII – XVIII вв. в странах Европы домашнее обучение.

Коротко охарактеризуем основные направления развития средней школы Европы. Классические школы. Это основной тип средней школы Европы XVI–XIX вв. В XVI веке в этих школах утвердился классицизм с классическим латинским и древнегреческим языками, математикой и рядом других наук. И это содержание в большинстве европейских стран продержалось без изменения до конца XVIII века. С конца XVIII века начинается реформирование классического образования. Наиболее существенные перемены в начале XIX века претерпела немецкая гимназия, содержание образования которой было реформировано на основе соединения классической культуры и новых наук. В XIX веке классическая гимназия Германии была лучшей средней школой Европы.

Иезуитские колледжи. Их история начинается со второй половины XVI века благодаря деятельности Игнатия Лойолы.

Современное содержание образования, а главное – прекрасная организация сделали их лучшими образовательными учреждениями Европы вплоть до их   закрытия  в 1773 г. в связи с запрещением ордена иезуитов. В 1832 г.

орден был организован вновь, вновь были открыты и колледжи, но они уже  не имели таких  успехов и славы в образовании, какие имели раньше.

Рыцарские академии. Стали создаваться в Германии после Тридцатилетней  войны, до этого времени число их было невелико. Они стали учреждениями, где проводилась  подготовка чиновников для государственной службы и командиров для военной службы. Существенно изменилась программа этих школ.

Латинский язык хотя и сохранился, но утратил значение главного предмета главного языка. А главным стал французский язык –  язык придворных кругов и международного общения того времени. В меньшей степени изучаются итальянский и испанский языки.

Была исключена схоластическая философия, а ее место заняли математика и естественные науки, ставшие основой новой философии и незаменимые в будущей практической деятельности. Вводятся история, география, элементы права, этика, эстетика, а также сугубо дворянские науки, необходимые для будущей придворной жизни: знакомство с генеалогией правящих династий, геральдикой и т.д.

Наконец, в жизнь академии широко вошли рыцарские искусства – верховая езда, вольтизирование, фехтование, танцы, игры в мяч. В распоряжении воспитанников были конюшни и манежи. Тем самым рыцарская академия сделала крупный шаг в создании новой школы. Но сами академии просуществовали недолго. Уже в XVIII в.

, по мере улучшения работы гимназий, они потеряли свое образовательное значение, а в XIX веке полностью прекратили свое существование. Некоторые из них уже в конце XVII – начале XVIII в. переросли в университеты, а многие в XIX в. были преобразованы в кадетские корпуса с программой  реальных училищ.

Помимо этого Европа XVII–XVIII вв. знает и другие попытки создания новых школ. Один из наиболее известных опытов – школа Пор-Рояля.  Содержание образования  здесь было классическим, но учились, во-первых, на родном французском языке; во-вторых, по учебникам, написанным учителями этой школы (некоторые из них просуществовали в школах Франции больше века); в-третьих, здесь были разработаны новые формы обучения, широко применялись новые методы обучения. И хотя просуществовала эта школа недолго – открытая в середине века, в 1661 г. она была уже закрыта – значение ее, и особенно в деле начального обучения, было очень велико. В этот период открывается много частных школ, большей частью привилегированных. Во второй половине XVIII в. появляются даже экспериментальные школы, каковыми были филантропины в Германии, наибольшей известностью пользовался  филантропин в Дессау, созданный И.Б. Базедовым. Аналогичные закрытые, чаще всего дворянские, учебные заведения открывались в Европе, но, как правило, век их был недолог, и они переставали существовать, как только тот или иной организатор, в силу той или иной причины отказывался от руководства школой. Домашнее обучение также было распространено в Европе в XVII – XVIII вв. Однако по мере развития общественных школ, домашнее обучение перестает отвечать своим задачам и в XIX в. перестает существовать. Таким образом, магистральной в развитии среднего образования Западной Европы оказалась классическая школа. К концу XVIII в. гимназия потребовала коренного реформирования прежде всего содержания образования, что и было осуществлено, за счет пересмотра содержания классических предметов и включения, в первую очередь математических дисциплин.

Высшее образование. XVII – XVIII вв. – время быстрого развития высшего образования в Западной Европе. Важнейшим в развитии университетского образования стало то, что, во-первых, в его содержание широко входят естественные науки, тем самым в университетах происходит соединение классической, гуманитарной культуры с естественными науками.

Во-вторых, в XVIII веке начинается переход на национальные языки, позже других стран, в 1912 году, латинский язык был отменен в Италии. В-третьих, в начале XIX века в ряде государств Европы была провозглашена университетская автономия. В-четвертых, начиная с XVII в.

в европейских государствах начинают создаваться разного рода специальные высшие школы и институты: военные, лесные, сельскохозяйственные, педагогические и т.д.

В целом же, с XVIII в. в Западной Европе начинает складываться современная система высшего образования. Академии наук. Важнейший признак Нового времени – создание в европейских государствах, начиная с XVII в., академий наук, которые своей важнейшей задачей ставят развитие и распространение научных знаний Литература, печать, театр. Эпоха Просвещения сделала литературу, печать, театр и библиотеки важнейшим средством просвещения, воспитания народа, и подчас их влияние на народ было гораздо большим, чем влияние официальных образовательных учреждений. Говоря о воспитании и образовании этого времени, нужно также сказать об организации специального образования и воспитания и профессионального образования.

Специальное образование. C XVIII века в Европе начинают открываться специальные школы: для обучения слепых, глухих и т.д., открываются сиротские учебно-воспитательные учреждения.

Профессиональное образование. XVII–XVIII вв. – это время создания высшего профессионального образования. С XIX века идет создание учреждений начального и  среднего профессионального образования в разных государствах Европы.

В развитии технологий этого периода также наблюдается, с одной стороны, глубокая преемственность с технологиями эпохи Возрождения. Это, прежде всего, относится к классно-урочной форме обучения и многим методам обучения. С другой стороны, появляются новые формы и методы. Два важнейших фактора определили развитие технологий в Новое время. Во-первых, выдвижение в педагогике Просвещения в качестве важнейшего объяснительного принципа воспитания идеи индивидуального человека, что, в свою очередь, потребовало создания систем образования  вообще, и технологий обучения в частности, направленных на развитие человека, его индивидуальности, его активности, самостоятельности и творчества. Во-вторых, профессиональная подготовка учителя. С XVIII в. постепенно начинает складываться система массовой подготовки учителя. А это выдвинуло задачу его методической, технологической подготовки. Поэтому проблема технологий становится специальным делом профессиональной подготовки каждого учителя, благодаря чему совершенствование технологий становится непрерывным процессом.  С этого же времени начинается массовое создание методик  преподавания отдельных предметов. Коротко развитие технологий в XVII–XVIII вв. можно представить так. Может быть, самые значительные перемены здесь произошли в начальной школе, потому что благодаря многим деятелям образования XVIII в., и особенно И.Г. Песталоцци (конец XVIII – начало XIX В.), школа из учреждения, где учили только читать, писать, считать и петь и давали некоторые религиозные представления, стала превращаться в учебно-воспитательное заведение, направленное на развитие ребенка. Это стало возможным потому, что школа стала ориентироваться на развитие ребенка и отрабатывать методики, которые служили этой цели. И с этой точки зрения творчество И.Г. Песталоцци имеет непреходящее значение для педагогики. Произошли определенные перемены и в технологиях обучения средней школы – прежде всего на уровне методической подготовки учителя, появления новых методов обучения, в частности, практических. В высшем образовании в этот период произошло кардинальное обновление технологий обучения: важнейшей частью обучения стала практическая подготовка во многих специальностях, что привело к созданию новых форм и методов обучения – семинарские и лабораторные занятия, практические занятия (особенно в медицинском, техническом образовании). В целом же технологическая сторона образования в XVII–XVIII вв. значительно изменилась и усовершенствовалась – этому способствовали как социокультурные условия, выдвинувшие новые требования к образованию, так и педагогические факторы, прежде всего, начало массовой подготовки учителей и смена содержания образования, которые потребовали новых форм и методов обучения. © Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

Источник: https://www.portal-slovo.ru/pedagogy/41983.php

Ссылка на основную публикацию